Потоп мифы древней греции. Книга Легенды и мифы Древней Греции. Содержание - Девкалион и Пирра (потоп) [63 ]
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифы о всемирном потопе у разных народов. Потоп мифы древней греции


Легенды и мифы Древней Греции. Содержание - Девкалион и Пирра (потоп) [63 ]

Пан и Сиринга

И великого Пана не миновали стрелы златокрылого Эрота. Полюбил он прекрасную нимфу Сирингу. Горда была нимфа и отвергала любовь всех. Как и для дочери Латоны, великой Артемиды, так и для Сиринги охота была любимым занятием. Часто даже принимали Сирингу за Артемиду, так прекрасна была юная нимфа в своей короткой одежде, с колчаном за плечами и с луком в руках. Как две капли воды, походила она тогда на Артемиду, лишь лук ее был из рога, а не золотой, как у великой богини.

Пан увидал однажды Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь пресекла река. Куда бежать нимфе? Простерла к реке руки Сиринга и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник. Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал несколько тростинок Пан и сделал из них сладкозвучную свирель, скрепив неравные коленца тростника воском. Назвал Пан в память нимфы свирель сирингой. С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.

Состязание Пана с Аполлоном

Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмола. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание. Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, нежно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки божественной музыки. Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Торжественно гремели золотые струны кифары, вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон; замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмола присудил Аполлону победу. Все славили великого бога-кифареда. Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном. А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, удалился глубже в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.

Герои

Пять веков [62]

Изложено по поэме Гесиода «Труды и дни».

Живущие на светлом Олимпе бессмертные боги первый род людской создали счастливым; это был золотой век. Бог Крон правил тогда на небе. Как блаженные боги, жили в те времена люди, не зная ни заботы, ни труда, ни печали. Не знали они и немощной старости; всегда были сильны и крепки их ноги и руки. Безболезненная я счастливая жизнь их была вечным пиром. Смерть, наступавшая после долгой их жизни, похожа была на спокойный, тихий сон. Они имели при жизни все в изобилии. Земля сама давала им богатые плоды, и не приходилось им тратить труд на возделывание полей и садов. Многочисленны были их стада, и спокойно паслись они на тучных пастбищах. Безмятежно жили люди золотого века. Сами боги приходили к ним советоваться. Но золотой век на земле кончился, и никого не осталось из людей этого поколения. После смерти люди золотом века стали духами, покровителями людей новых поколений. Окутанные туманом, они носятся по всей земле, защищая правду и карая зло. Так наградил их Зевс после их смерти.

Второй людской род и второй век уже не были такими счастливыми, как первый. Это был серебряный век. Не были равны ни силой, ни разумом люди серебряного века людям золотого. Сто лет росли они неразумными в домах своих матерей, только возмужав, покидали они их. Коротка была их жизнь в зрелом возрасте, а так как они были неразумны, то много несчастий и горя видели они в жизни. Непокорны были люди серебряного века. Они не повиновались бессмертным богам и не хотели сжигать им жертвы на алтарях, Великий сын Крона Зевс уничтожил род их на земле. Он разгневался на них за то, что не повиновались они богам, живущим на светлом Олимпе. Зевс поселил их в подземном сумрачном царстве. Там и живут они, не зная ни радости, ни печалей; им тоже воздают почести люди.

Отец Зевс создал третий род и третий век – век медный. Не похож он на серебряный. Из древка копья создал Зевс людей – страшных и могучих. Возлюбили люди медного века гордость и войну, обильную стонами. Не знали они земледелия и не ели плодов земли, которые дают сады и пашни. Зевс дал им громадный рост и несокрушимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы их руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена темного железа. Своими собственными руками уничтожала друг друга люди медного века. Быстро сошли они в мрачное царство ужасного Аида. Как ни были они сильны, все же черная смерть похитила их, и покинули они ясный свет солнца.

Лишь только этот род сошел в царство теней, тотчас же великий Зевс создал на кормящей всех земле четвертый век и новый род людской, более благородный, более справедливый, равный богам род полубогов-героев. И они все погибли в злых войнах и ужасных кровопролитных битвах. Одни погибли у семивратных Фив, в стране Кадма, сражаясь за наследие Эдипа. Другие пали под Троей, куда явились они за прекраснокудрой Еленой, переплыл на кораблях широкое море. Когда всех их похитила смерть, Зевс-громовержец поселил их на краю земли, вдали от живых людей. Полубоги-герои живут на островах блаженных у бурных вод Океана счастливой, беспечальной жизнью. Там плодородная земля трижды в год дает им плоды, сладкие, как мед.

Последний, пятый век и род людской – железный. Он продолжается и теперь на земле. Ноч

www.booklot.ru

Девкалион и Пирра (Потоп), Мифы древней Греции

Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии, Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жители знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка.

Все нечестивей становились люди, и решил великий тучегонителъ, эгидодержавный Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках подымалась все выше и выше, заливая все кругом. Скрылись под водой города со своими стенами, домами и храмами, не видно было уже и башен, которые высоко подымались на городских стенах. Постепенно вода покрывала все — и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами моря. Одиноко подымалась средь волн вершина двуглавого Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели богатые спелыми гроздями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых водой, резвились стада дельфинов.

Так погиб род людской медного века. Лишь двое спаслись среди этой общей гибели — Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету отца своего Прометея, Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец, волны пригнали его к двуглавой вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом, прекратился. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу, сохранившему их среди бурных волн. Вода схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опустошенная, подобная пустыне.

Тогда эгидодержавный Зевс послал к Девкалиону вестника богов Гермеса. Быстро понесся над опустевшей землей вестник богов, предстал пред Девкалионом и сказал ему:

— Властитель богов и людей Зевс, зная твое благочестие, повелел тебе выбрать награду; выскажи твое желание, и исполнит его сын Крона.

Девкалион ответил Гермесу:

— О, великий Гермес, об одном лишь молю я Зевса, пусть опять населит он землю людьми.

Быстрый Гермес понесся обратно на светлый Олимп и передал Зевсу мольбу Девкалиона. Великий Зевс повелел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать их, не оборачиваясь через голову. Девкалион исполнил веление могучего громовержца, и из камней, которые бросал он, создались мужчины, а из камней, брошенных женой его Пиррой, — женщины. Так земля получила после потопа снова население. Ее заселил новый род людей, происшедших из камня.

wisdomlib.ru

Читать сказку Миф о потопе

Миф о потопе (миф древней Греции)

Бессмертные боги вечно живут на Олимпе, и время не властно над ними. А внизу, на земле, рождаются и умирают люди, меняются поколения, один век приходит на смену другому. Золотой век сменился серебряным, потом наступил медный век.Жестокими и могучими были люди медного века, и много преступлений они совершили. Тогда великий Зевс решил уничтожить жизнь на земле, чтобы потом возродить новых людей, лучше прежних. Но не так просто было ему решиться на такое дело. И он захотел еще раз испытать людей.Спустился он на землю и под видом простого смертного пришел в Аркадию в город Ликосуру, где правил грубый и надменный царь Ликаон. Как всегда, в этот жаркий солнечный день на городской площади собралось много народу, и казалось, что высокий седобородый старик ничем не выделяется среди остальных смертных. Но вот он поднял руку, его острые пронзительные глаза излучали такой необыкновенный свет, что ни у кого даже сомнения не возникло: перед ними сам великий громовержец. Кто-то упал перед величественным старцем на колени, кто-то склонил голову в почтительном поклоне. Были на площади и слуги 

Миф о потопе

царя Ликаона. Они поспешили во дворец, чтобы сообщить царю об этом великом событии.Но Ликаон начал насмехаться над доверчивыми людьми:– Где вы увидели бога и кто вам сказал, что этот старый разбойник – бог? – с издевкой спрашивал он своих слуг. – Мало ли проходимцев ходит по городу?Потом он придумал, как еще больше оскорбить седовласого старца, а заодно проверить – может, и правду люди говорят. Царь приказал убить заложника, который жил в его доме, а из тела убитого приготовил кушанье. Потом вышел он на площадь и пригласил Зевса пройти к нему во дворец отведать угощение.Страшно рассердился великий Зевс, взмахнул он своей палицей, и из нее вылетела яркая молния. В мгновение ока рухнул дворец Ликаона, а сам он превратился в кровожадного волка. После этого вернулся великий Зевс на Олимп. Не стал он тогда уничтожать род людской, ведь вместе с плохими людьми могут погибнуть и хорошие. Но проходило время, и нечестивых людей становилось все больше. Случалось уже так, что не успевали они родиться и подрасти, как начинали воевать и убивать друг друга. Долго думал Зевс, и наконец решил он наслать на людей страшную кару – погубить их под водой.И сразу же перестали дуть все ветры, кроме южного – влажного Нота. Полетел Нот над грешной землей на своих влажных крыльях, из-за черных туманов выглядывает его устрашающий лик, отяжелела от влаги его косматая борода, струятся по сединам его мощные потоки, сидят на лбу серые облака. Сжал Нот мощной рукой нависшие тучи, страшный треск расколол небо, и хлынули запертые на небе дожди.Взмолились боги речные к Зевсу. Вода переполнила реки, нет уже сил сдерживать ее. Но неумолим великий громовержец. Повелел он снять все преграды, убрать берега и отпустить потоки на волю. Сам он ударил трезубцем по земле и открыл дорогу всем водам. Могучие потоки вольно потекли по земле, увлекая за собой все, что на ней было. И уже не различить, где земля, а где море. Там, где недавно щипали зеленую травку рогатые козы, расположились упитанные тюлени, в лесах плавают дельфины, волки плывут по воде между овец и не трогают их, могучие волны тащат рыжего льва, а рядом торчат из воды ветвистые рога оленя. С жалобным криком летают в небе усталые птицы и не находят, куда бы присесть отдохнуть.Великий потоп похоронил под водой все живое, что было на земле, и вместе с ним закончился медный век.

— КОНЕЦ —

vini-puh.ru

Р. Грейвс. Мифы Древней Греции : Потоп

 

ковчег пристает к горе Арарат. Во всех легендах ковчег изготавливают из акации. Из такой же древесины Исида строит барку смерти Осириса.

5. Миф о разозлившемся боге, который решил наказать человека за жестокость, наслав потоп, представляет собой довольно позднее греческое заимствование, имеющее финикийские или древнееврейские корни, однако упоминание различных гор в Греции, Фракии и на Сицилии, к которым якобы приставал ковчег Девкалиона, говорит о том, что мы имеем дело с наложением более поздней легенды о потопе в северной Греции на миф о всемирном потопе. В наиболее древнем варианте греческого мифа Фемида восстанавливает род человеческий, даже не спрашивая на то позволения Зевса, поэтому не исключено, что не Зевс, а именно эта богиня наслала потоп так же, как это делает богиня в вавилонском мифе*.

6. Превращение камней в людей, вероятно, является еще одним заимствованием, принесенным элладцами с востока. Иоанн Креститель упоминает аналогичную легенду, когда обыгрывает древнееврейские слова banim и abanim, заявляя, что господь может сотворить детей Авраамовых из камней пустынных (Матф., 3, 3-9; Лук. 3,8).

7. Миф о том, как белая сука, т.е. богиня Геката, ощенилась виноградной лозой в царствование сына Девкалиона Оресфея, вероятно, является древнейшим греческим винодельческим мифом. Считается, что имя озолийских локров происходит от слова ozoi ("побеги лозы") (см. 147.7). Одного из нечестивых сыновей Ликаона также зовут Оресфей, что может быть результатом насильственного объединения позднейщими мифографами мифа о супе из потрохов и Девкалионовом потопе.

8. Амфиктион — имя другого сына Девкалиона, представляет собой мужской род от имени Амфиктионида. Так звали богиню, в честь которой был назван северогреческий союз Амфиктиония. Согласно Страбону, Каллимаху и схолиям к "Оресту" Еврипида, Амфиктиония возникла благодаря аргосскому царю Акрисию (см. 73.d). В отличие от распущенных фракийцев, культурные греки не пили неразбавленное вино. Разбавление вина на встрече участников союза, которая происходила в сезон виноделия в Анфеле, неподалеку от Фермопил, предпринималось для того, чтобы избежать пьяных драк со смертельным исходом.

9. Сын Девкалиона Эллин был эпонимом и первопредком всех эллинов (см. 43.b). Его имя говорит о том, что он был царственным заместителем жрицы богини Элле — Эллен—Елены—Селены, т.е. луны. Как указывает Павсаний (VIII.6.6), первое племя, называвшее себя эллинами, пришло из Фессалии, где люди поклонялись богине Элле (см. 70.8).

10. Аристотель ("Метеорологика" I.14. 352 b) говорит, что Девкалионов потоп произошел в "древней Греции"*, а именно в округе До доны и реки Ахелоя. Graeci означает "поклоняющиеся Кроне", вероятно, земле-богине Додоны, которая изображается в виде триады, как и граи (см. ЗЗ.с). Высказывались предположения относительно того, что ахейцы были вынуждены переселиться на Пелопоннес из-за необычайно сильных дождей, заливших пастбища. Вполне вероятно, что культ Элле (см. 62.3; 70.8 и 159.1) вытеснил культ грай.

11. Жук скарабей был символом бессмертия в Нижнем Египте, т.к. ему не страшны были разливы Нила (фараон, как Осирис, всходил в солнечную ладью в образе скарабея). Из Египта эта сакральная эмблема постепенно распространилась в Палестине, на островах Эгейского моря, в Этрурии и на Балеарских островах. Антонин Либерал также упоминает миф о Керамбе, или Терамбе, ссылаясь на Никандра.

www.sno.pro1.ru

Девкалион и Пирра (потоп) - читать миф и легенду

Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии, Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел к Ликосуру. Чтобы жителя знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его как бога. Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка.

Все нечестивей становились люди, и решил великий тучегонителъ, эгидодержавный Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках подымалась все выше и выше, заливая все кругом. Скрылись под водой города со своими стенами, домами и храмами, не видно было уже и башен, которые высоко подымались на городских стенах. Постепенно вода покрывала все - и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами моря. Одиноко подымалась средь волн вершина двуглавого Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели богатые спелыми гроздьями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых водой, резвились стада дельфинов.

Так погиб род людской медного века. Лишь двое спаслись среди этой общей гибели - Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету отца своего Прометея, Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец, волны пригнали его к двуглавой вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом, прекратился. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу, сохранившему их среди бурных волн. Вода схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опустошенная, подобная пустыне.

Тогда эгидодержавный Зевс послал к Девкалиону вестника богов Гермеса. Быстро понесся над опустевшей землей вестник богов, предстал пред Девкалионом и сказал ему:

- Властитель богов и людей Зевс, зная твое благочестие, повелел тебе выбрать награду; выскажи твое желание, и исполнит его сын Кропа.

Девкалион ответил Гермесу:

- О, великий Гермес, об одном лишь молю я Зевса, пусть опять населит он землю людьми.

Быстрый Гермес понесся обратно на светлый Олимп и передал Зевсу мольбу Девкалиона. Великий Зевс повелел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать их, не оборачиваясь через голову. Девкалион исполнил веление могучего громовержца, и из камней, которые бросал он, создались мужчины, а из камней, брошенных женой его Пиррой, - женщины. Так земля получила после потопа снова население. Ее заселил новый род людей, происшедших из камня.

vseskazki.su

Мифы Древней Греции | Девкалион и Пирра (потоп)

Много преступлений совершили люди медного века. Надменные и нечестивые, не повиновались они богам-олимпийцам. Громовержец Зевс прогневался на них; особенно же прогневил Зевса царь Ликосуры в Аркадии* Ликаон. Однажды Зевс под видом простого смертного пришел в Ликосуру. Чтобы жители знали, что он бог, Зевс дал им знамение, и все жители пали ниц перед ним и чтили его, как бога.

Один лишь Ликаон не хотел воздать Зевсу божеских почестей и издевался над всеми, кто чтил Зевса. Ликаон решил испытать, бог ли Зевс. Он убил заложника, бывшего в его дворце, часть тела его сварил, часть изжарил и предложил как трапезу великому громовержцу. Страшно разгневался Зевс. Ударом молнии он разрушил дворец Ликаона, а его самого превратил в кровожадного волка.

Все нечестивей становились люди, и решил великий тучегонитель, эгидодержавный Зевс уничтожить весь людской род. Он решил послать на землю такой сильный ливень, чтобы все было затоплено. Зевс запретил дуть всем ветрам, лишь влажный южный ветер Нот гнал по небу темные дождевые тучи. Ливень хлынул на землю. Вода в морях и реках подымалась все выше и выше, заливая все кругом.

Скрылись под водой города со своими стенами, домами и храмами, не видно было уже и башен, которые высоко подымались на городских стенах. Постепенно вода покрывала все — и поросшие лесом холмы, и высокие горы. Вся Греция скрылась под бушующими волнами моря. Одиноко подымалась средь волн вершина двуглавого Парнаса. Там, где раньше крестьянин возделывал свою ниву и где зеленели богатые спелыми гроздями виноградники, плавали рыбы, а в лесах, покрытых водой, резвились стада дельфинов.

Так погиб род людской медного века. Лишь двое спаслись среди этой общей гибели — Девкалион, сын Прометея, и жена его Пирра. По совету отца своего Прометея, Девкалион построил огромный ящик, положил в него съестных припасов и вошел в него с женой своей. Девять дней и ночей носился ящик Девкалиона по волнам моря, покрывшим всю сушу. Наконец, волны пригнали его к двуглавой вершине Парнаса. Ливень, посланный Зевсом, прекратился. Девкалион и Пирра вышли из ящика и принесли благодарственную жертву Зевсу, сохранившему их среди бурных волн. Вода схлынула, и снова показалась из-под волн земля, опустошенная, подобная пустыне.

Тогда эгидодержавный Зевс послал к Девкалиону вестника богов Гермеса. Быстро понесся над опустевшей землей вестник богов, предстал пред Девкалионом и сказал ему:

— Властитель богов и людей Зевс, зная твое благочестие, повелел тебе выбрать награду; выскажи твое желание, и исполнит его сын Крона.

Девкалион ответил Гермесу:

— О, великий Гермес, об одном лишь молю я Зевса: пусть опять населит он землю людьми.

Быстрый Гермес понесся обратно на светлый Олимп и передал Зевсу мольбу Девкалиона. Великий Зевс повелел Девкалиону и Пирре набрать камней и бросать их, не оборачиваясь, через голову. Девкалион исполнил веление могучего громовержца, и из камней, которые бросал он, создались мужчины, а из камней, брошенных женой его Пиррой, — женщины. Так земля получила после потопа снова население. Ее заселил новый род людей, происшедших из камня.

* Область в центре Пелопоннеса.

Вернуться к списку мифов Древней Греции

www.mysterylife.ru

Мифы о всемирном потопе у разных народов

 

Наверное, всем известна библейская история о всемирном потопе и Ноевом ковчеге. Но эта легенда — не единственная, схожий сюжет существовал у разных народов. Мне показалось интересным изучить самые известные мифы о потопе и понять, появился ли этот миф в одном месте, а затем распространился на другие территории или в разных уголках земного шара были свои предания, отразившие природные катастрофы местного масштаба.

Еврейский миф

Бог Яхве, чтобы покарать людей за грехи, решил устроить потоп на земле и уничтожить все живое. Он пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению бога, Ной построил трехпалубный корабль — ковчег. В ковчеге спрятались Ной с женой, тремя сыновьями и их женами. На корабль взяли и «всякой твари по паре». Напрасно грешники бросились к ковчегу: он не мог всех вместить.

Потоп длился сорок дней (по другой версии 11 месяцев, по третьей — 150 дней) и ночей, и вода покрыла всю землю. Все, кроме спрятавшихся в ковчеге, погибли. Спустя много дней, бог закрыл «шлюзы небесные» двумя звездами из созвездия Большая Медведица. Ковчег прибило к вершине горы Арарат. Ной выпустил ворона в поисках в поисках земли, пригодной для жизни. Но ворон не хотел лететь, а когда он все же полетел, то решил не возвращаться в ковчег, а принялся клевать трупы утопленников. За это он стал черным.

Выпущенный следом голубь нашел землю, на которой успело распуститься оливковое дерево. Оливковая ветвь, принесенная голубем в клюве, стала символом спасенного мира. Ной вышел на землю и стал сооружать алтарь из камней, чтобы принести благодарственную жертву Яхве. Бог, видя преданность спасенных людей, дал завет не посылать больше потопа на землю и в знак завета повесил в облаках свой лук — радугу. После потопа потомки Ноя стали прародителями многих народов [3, с.108–110].

Вавилонский миф

От сотворения мира прошло 12 тысяч лет. Главному богу Энлилю надоело, что люди очень сильно шумят, и он послал на землю болезни, но бог мудрости Энки их излечил. Прошло еще 12 тысяч лет. Энлиль не может выдержать людского шума и напускает на землю засуху. Но Энки опять спас людей, сказав им: чтобы прекратить засуху, нужно принести жертву богу грома Ададу. Энлиль, не примирившись с тем, что люди уже дважды спаслись, наслал на землю потоп. Но Энки смог спасти единственного человека с именем Мудрейший (Утнапишти). Утнапишти сделал корабль, на который он взошел сам, вместе со своими родственниками, а также различными животными и птицами, дикими и домашними. Буря ревела, как разъяренный бык.

Буйство природы прекратилось лишь через неделю. Корабль Утнапишти прибило к горе, выглянул он наружу — ни единого клочка земли не виднелось из-под воды. Спустя семь дней выпустил Утнапишти голубя, а тот вернулся обратно, не найдя сухого клочка земли. Тогда Утнапишти отправил ласточку, но и она вернулась ни с чем. Тогда он послал ворона, и тот нашел не покрытую водой сушу. Сошел Утнапишти с корабля и принес жертву богам. Когда вся вода ушла, Энлиль заметил, что один человек и его родственники спаслись, однако, Энлиль больше не пытался их уничтожить, а сам стал восхвалять мудрость Энки и храбрость Мудрейшего и даровал ему бессмертие [3, с. 72–73].

Греческий миф

Согласно греческому мифу, первое поколение людей перестало верить в богов, за это Зевс решил покарать их, послав на землю потоп. Люди, звери, растения — все скрылось под водой. В живых остались лишь двое праведников: Девкалион, сын Прометея, и его жена Пирра. По совету Прометея они построили корабль и спаслись на нем [4, с.70].

Девять дней плыли они по безбрежной воде, пока не увидели гору Парнас и не высадились на ней. Зевс, зная, что Девкалион и Пирра вели праведную жизнь, пощадил их, приказав воде отступить. Тогда спросили они у Зевса: «Как нам вновь создать людей?» Зевс ответил: «Кидайте за спину кости вашей праматери». Девкалион и Пирра подумали и решили, что Зевс назвал матерью землю, а кости земли — это камни. Они шли и кидали за спину камни. Камни, брошенные Девкалионом, становились мужчинами, а камни, брошенные Пиррой, — женщинами. Так возродился земной род, и появилось новое поколение людей. А сын Девкалиона и Пирры Эллин, согласно легенде, стал родоначальником всех греков [2, с. 44].

Индийский миф

Бог Вишну превратился в маленькую рыбку Матсья. Мудрец Ману, прародитель людей, совершал ритуальное омовение в реке и поймал эту рыбку. Рыбка попросила Ману: «Спаси меня от тех, кто хочет меня съесть, а я спасу тебя. Налей в кувшин воды и возьми меня с собой». Ману забрал рыбку, кормил ее, пока она не выросла, а потом отпустил в море. И тогда она сказала Ману: «Скоро будет страшный потоп. Снаряди корабль, возьми с собой детей, по одному животному каждого вида и семена растений». Манну так и сделал. Когда начался потоп, у рыбы вырос рог, к которому Ману привязал корабль, и рыба привела его в безопасное место — к высокой горе.

Согласно другой версии, Ману был на корабле один, и после спасения в награду за почитание богов он получил жену и вместе с ней вновь создал человеческий род [2, с. 87].

Китайский миф

Это самый распространенный сюжет в китайской мифологии. Жители Поднебесной не воспринимали его как наказание за грехи, а видели в нем просто хаос водной стихии. В давние времена воды потопа обрушились на землю, неся неисчислимые беды и разрушения. Верховное божество Ди велело Гуню укротить потоп. Гунь — герой китайской мифологии, аналог греческого Прометея, его имя переводится как «огромная рыба». Возможно, рыба — это его животное воплощение. Гунь должен был спасти землю от потопа, девять лет он возводил дамбы, но безуспешно. Тогда он похитил у Верховного Владыки волшебную землю сижан, способную увеличиваться в размерах, чтобы построить из нее плотину, но опять не справился с наводнением. Верховный Владыка, узнав о похищении, разгневался (как посмел Гунь ради людей посягнуть на то, что принадлежит богам!) и приказал казнить Гуня [1, с. 231].

Спустя три года, из мертвого тела Гуня родился Юй (по другой версии — из лежащего рядом камня). Юю боги тоже поручили спасти землю от потопа. И ему это удалось. Он приказал дракону Ин-луну хвостом прокладывать каналы. За ним шла черепаха, которая несла зеленую глину на своей спине. Похожая история есть в славянской мифологии (Никита Кожемяка делает межу с помощью змея). Много лет трудился Юй и, в конце концов, отвел воды в море, а заодно выгнал из ям и низин всех змей и драконов, сделал землю пригодной для земледелия и научил людей выращивать рис. За эти заслуги император сделал Юя своим преемником. Когда Юй умер, престол занял его сын Ци, дав начало правящей династии Ся [3, с. 152–153].

Австралийские мифы

У аборигенов Австралии есть сразу несколько мифов о потопе. Один из мифов рассказывает о тех далеких временах, когда единственными живыми существами на земле были птицы. Они были разумными, как люди, и самым мудрым среди них был Сокол. Вторым по мудрости считался Ворон. Однажды Соколу нужно было куда-то слетать по делам, а за своим маленьким сыном он позвал присмотреть Ворона. Соколенку захотелось пить, он попросил у Ворона: «Дай мне попить». Ворон привел его к реке и сказал: «Выпей всю реку». Соколенок пил-пил-пил, пока не выпил всю реку, а потом лопнул. От этого и случился потоп.

Другой миф повествует о том, как исполинская лягушка выпила все водоемы на свете, и наступила чудовищная жара. Рыбы били хвостами о землю, но воды не было. Тогда животные принялись смешить лягушку, чтобы она рассмеялась, и вода вылилась у нее изо рта, но лягушка, как царевна Несмеяна из русской сказки, не хотела смеяться, а только отворачивалась, пучила глаза и раздувала щеки. Удалось рассмешить лягушку угрю, который стал перед ней извиваться. Это показалось лягушке забавным, и она захохотала. Из ее глаз брызнули слезы, а изо рта фонтаном полилась вода, и от этого случился потоп.

Еще один австралийский миф про потоп говорит о человеке Каране Каменном Кроншнепе, обладающем способностью оборачиваться птицей. Случился потоп. Каран Каменный Кроншнеп превратился в огромную птицу, на него сели все люди, и он взлетел на гору. Приплыли змеи, валлаби, дикобразы и динго. Они были пищей для людей, пережидающих потоп. Каран Каменный Кроншнеп совершил магический обряд, и вода начала отступать, буйство природы закончилось. После этого все люди стали птицами и улетели в свои родные страны, а сам Каран улетел на Луну [3, с. 57].

Финно-угорский миф

Этот миф связывает потоп с концом света. Правда, у финно-угорских народов потоп не совсем привычный — он огненный. Главный бог Нуми-Торум решил уничтожить человечество, послав на землю потоп из огня. Но сын Нуми-Торума Мир-сусне-хум на время отговорил отца губить вселенную. Однако конец света неизбежен, огненный потоп все равно настанет. И спасутся в нем только те люди, которые сделают семислойные плоты. Шесть слоев сгорят в огне, а седьмой останется. Спасшиеся проживут еще столько же, сколько жили до потопа, потом они станут водяными жуками и, наконец, обратятся в прах. Это и будет концом света. В верованиях народа ханты говорится, что после огненного потопа последует и водный: вода все смоет, и начнется новая жизнь [3, с. 265].

Выводы

  1.                  Мифы о потопе распространены у разных народов, причем не всегда можно видеть заимствования. Например, финно-угорский и австралийские мифы не похожи ни на какие другие, скорее всего они местного происхождения. Но в некоторых случаях сюжеты мифов практически повторяются и, скорее всего, заимствованы (вавилонский, иудейский и греческий).
  2.                  Не во всех мифах потоп рассматривается как божье наказание. Иногда потоп воспринимается просто как буйство водной стихии (в индийском, китайском и австралийских мифах потоп возникает как бы сам по себе, а не как кара за грехи людей).
  3.                  Почти во всех мифах спасается сам и спасает землю праведник. Только в австралийских мифах спасение от потопа и сам потом не связывается с человеком (Карана Каменного Кроншнепа можно рассматривать как птицу), там действуют тотемные животные. К тотемным животным можно отнести и дракона с черепахой из китайского мифа (с черепахой китайцы связывают появление иероглифов, которые император Фу-си прочитал на ее панцире, а дракон Ин-лун считался богом южных морей, также как Гоу-лун — богом земли, Куй-лун — грома, Фуцан-лун — подземных богатств, а Шень-лун — погоды). Рыбка Матсья — воплощение бога Вишну — возможно, тоже отголосок тотемных представлений. Поэтому можно предположить, что китайский, индийский и австралийский мифы — самые древние.
  4.                  Часто в мифах потоп воспринимается как рубеж, конец одной эпохи и начало другой. В финно-угорском мифе конец света прямо связывается с потопом, после которого должна начаться новая жизнь. Потопом во многих мифах объясняется появление нового поколения людей (греческий, индийский мифы) и некоторых народов. В иудейском мифе сыновья Ноя Сим, Хам и Иафет стали прародителями целых племен. Вариантом этого представления является вера в то, что Юй стал основателем правящей династии в Китае.

 

Литература:

 

  1.                  Баландин Р. К. 100 великих богов. М.: Вече, 2014.
  2.                  Мифы и легенды народов мира. М.: «Махаон», 2013.
  3.                  Мифы народов мира. Энциклопедия ОЛМА. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014.
  4.                  Эсхил. Прометей Прикованный. Мифы Древней Греции. Приключения Тесея. М.: Стрекоза, 2013.

yun.moluch.ru