Ученые анатомы древнего мира. История развития наук анатомия, физиология и гигиена
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Этапы развития анатомии. Древние ученые анатомы. Ученые анатомы древнего мира


Этапы развития анатомии. Древние ученые анатомы.

Поиск Лекций

ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ: « ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ АНАТОМИИ И ФИЗПОЛОГИИ»

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

1. Предмет анатомии и физиологии. Связь их с медицинскими науками.

2. Методы, используемые для изучения анатомии.

3. Этапы развития анатомии. Древние ученые анатомы.

4. Анатомическая терминология. Латинская терминология.

5. Оси, плоскости, условные линии тела.

6. Орган. Системы органов.

ТЕКСТ ЛЕКЦИИ.

Предмет анатомии и физиологии. Связь их с медицинскими науками.

Анатомия и физиология относятся к числу биологических дисциплин.

Анатомия – наука о форме, строении и развитии организма человека под воздействием окружающей среды. В переводе с греческого anatemno – означает рассекаю. Основным методом анатомии было рассечение трупов.

Физиология – это наука о процессах, протекающих в живых организмах, и обеспечивающих их существование в окружающем материальном мире.

Анатомия и физиология являются составными частями биологии. Отделить анатомию от физиологии можно только теоретически, а практически нельзя.

Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими науками: патанатомия, патфизиология, нервные болезни, эндокринология, гистология, цитология – cytos – клетка, эмбриология – embrion – зародыш. Они являются фундаментом медицинской науки. Нельзя проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомию человека.

 

 

 

СистематическаяТопографическаяПластическаяВозрастная

( нормальная ) местоположение Формы и про- строение

Изучает строение органов порции тела тела ч-ка

тела человека по человека от возраста

системам

Патологическая

Изучает поврежденные органы и ткани

 

 

ОбщаяЧастная Прикладная

Изучает основные Изучает особенности Физиология труда

жизненные процессы отд. органов, тканей питания.

Методы, используемые для изучения анатомии.

· Метод рассечения (скальпель, пинцет, пила).

· Увеличение или микроскопический (под лупой, микроскопом).

· Рентгенографический (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография).

· Метод наполнения или коррозии (орган заполняют затвердевающим веществом, опускают в щелочь или в кислоту, разрушают, и образуется слепок от налитых образований.

· Метод просветления (основан на разности преломления лучей).

· Соматоскопический метод или визуальный осмотр.

· Антропометрический метод – путем измерения частей тела.

· Эндоскопический метод – при помощи приборов.

· Метод препарирования – послойное рассечения.

· Метод ощупывания.

· Метод перкуссии (простукивания).

· Метод аускультации (прослушивания).

· Инъекционный метод (в полые органы вводят красящие вещества) – погибщие клетки светятся, их можно сосчитать.

В современной анатомии используются новые методы – компьютерная томография, УЗИ, ядерномагнитный резонанс, ЭКГ, ЭЭГ.

 

Этапы развития анатомии. Древние ученые анатомы.

Первые этапы развития анатомии предусматривали описание органов человеческого тела, которые наблюдали при вскрытии трупов.

I этап - описательная анатомия– этот метод господствовал вплоть до xx столетия.

II этап - систематическая анатомия – организм человека стали изучать по системам органов, объединенных общей функцией, строением и развитием.

III этап - топографическая анатомия (или хирургическая эпоха) – при хирургических вмешательствах хирурги должны были точно определять место положения органа в человеческом теле.

IV этап - пластическая анатомия – формы и выпуклости человеческого тела.

V этап - функциональная анатомия – связана с систематической.

VI этап - возрастная анатомия – изучает человека в разные периоды жизни.

VII этап - сравнительная анатомия – сравнивает тело человека с разными животными.

VIII этап - археологическая анатомия – изучает человека в разные эпохи жизни.

Врачевание возникло раньше, чем появились сведения о строении и функции органов тела животных и человека.

Вскрытие тела животных проводились при жертвоприношениях и приготовлении пищи, человека – при бальзамировании.

Гиппократ – 460л. до н.э. – время зарождения анатомии.

Открыл 4 вида жидкости – кровь, слизь, желчь, черная желчь.

Ошибки – артерии содержат воздух, мозг вырабатывает семя.

Платон – (427-347 до н.э.) выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отдела спинного мозга.

Ошибки – 3 души (мозг, печень, сердце – здесь находится 3 души).

Аристотель– главным органом в организме является сердце. Открыл сухожилие и нервы.

Гален – впервые стал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных.

XVI век описал 7 пар черепных нервов. Написал труды «О частях тела человеческого».

Авиценна– написал книгу «Канон врачебной науки».

Андрас Везалий – 1514-1564 написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».

Гарвей– (1578-1657) большой круг кровообращения, анастомозы – места соединения крупных сосудов.

Сервет - (1511-1553) малый круг кровообращения.

Азелли - (1591-1626) описал лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки.

В 1725г – была открыта академия наук в Петербурге.

В 1795г. – Университет в Москве.

Ломоносов – открыл закон сохранения материи, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.

Шванн- (1810-1882) открыл клетку, в 1839г. создал клеточную теорию строения организмов.

Пирогов– был военно-полевой врач, вскрыл 12 тысяч трупов. Применил наркоз, шины, открыл фасции.

Лесгафт– применил метод рентгенографии, основоположник физического развития.

Воробьев– создал атлас, применения бальзамирования (труп Ленина).

Сеченов – открыл рефлексы головного мозга.

Павлов – пищеварительная система, нервная система, 2-я сигнальная система (роль слова).

poisk-ru.ru

История развития анатомии. (Краткий очерк) | MedStudents.Ru

Для понимания состояния и перспектив развития любой науки, в том числе анатомии, необходимо знать основные этапы ее становления.

История анатомии, являющаяся частью истории медицины, — это история борьбы материалистических представлений о строении тела человека с идеалистическими и догматическими. Стремление получить новые, более точные сведения о строении тела человека, познать «самого себя» в течение многих веков встречало сопротивление со стороны реакционных светских властей и церкви.

Истоки анатомии уходят в доисторические времена. Наскальные рисунки эпохи палеолита свидетельствуют о том, что первобытные охотники уже знали о положении жизненно важных органов (сердце, печень). Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге «Нейцзин» (XI—VII вв. до н.э.). В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX—III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах.

Значительную роль в развитии анатомии сыграли успехи, достигнутые в Древнем Египте в связи с культом бальзамирования тел умерших. Ценные данные в области анатомии были получены в Античной Греции. Величайший врач древности Гиппократ (460—377 гг. до н.э.), которого называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа. Аристотель (384—322 гг. до н.э.) различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин «аорта». Первыми в Древней Греции производили вскрытия трупов людей Герофил (род. ок. 304 г. до н.э.) и Эразистрат (300—250 гг. до н.э.). Герофил (Александрийская школа) описал некоторые из черепных нервов, их выход из головного мозга, оболочки мозга, синусы твердой оболочки головного мозга, двенадцатиперстную кишку, а также оболочки и стекловидное тело глазного яблока, лимфатические сосуды брыжейки, тонкой кишки. Эразистрат (Книдосская школа, к которой принадлежал Аристотель) уточнил строение сердца, описал его клапаны, различал кровеносные сосуды, выделял двигательные и чувствительные нервы.

Выдающийся врач и энциклопедист древнего мира Клавдий Гален (131—201) описал 7 (из 12) пар черепных нервов, соединительную ткань и нервы в мышцах, кровеносные сосуды в некоторых органах, надкостницу, связки, а также обобщил имевшиеся до него сведения по анатомии. Он пытался описать функции органов. Полученные при вскрытии животных (свиней, собак, обезьян, львов) факты без должных оговорок Гален переносил на человека, что было ошибкой (трупы людей в Древнем Риме, как и в Античной Греции, вскрывать запрещалось). Гален рассматривал строение живых существ (человека) как «предначертанное свыше», внеся в медицину (анатомию)принцип телеологии (от греч. telos — цель). Не случайно поэтому труды Галена в течение многих веков пользовались покровительством церкви и считались непогрешимыми.

В последующие века было сделано немало анатомических открытий. Факты накапливались, но не обобщались. Эпоха раннего феодализма, господство догматизма не способствовали прогрессу науки, особенно в странах Европы. Этот период знаменуется развитием культуры народов Востока, достижениями в области математики, астрономии, химии. На Востоке также запрещалось вскрывать трупы, поэтому анатомию там изучали по книгам. На арабский язык переводились труды Гиппократа, Аристотеля, Галена. Известны имена Аль-Рази (Разес, 850—932 гг.) — основателя Багдадской больницы и при ней Медицинской школы, Ибн-Аббаса (род. в 997 г.), высказавшего для того времени смелую мысль относительно непогрешимости авторитета древних.

Величайший мыслитель и врач Востока Абу Али Ибн Сина (Авиценна, 980—1037 гг.) написал «Канон врачебной науки», в котором содержались сведения по анатомии, созвучные представлениям Галена. «Канон» был переведен на латинский язык и после изобретения книгопечатания переиздавался более 30 раз. Во втором тысячелетии развитие городов, торговли, культуры послужило новым толчком к развитию медицины. Появляются медицинские школы. Одной из первых была открыта школа в Салерно, близ Неаполя, где раз в 5 лет разрешалось производить вскрытие трупов людей. В этот период открываются первые университеты.

Начиная с XIII в. в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV—XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1—2 трупа в год. В 1326 г. Мондино да Люцци (1275—1327), вскрывший два женских трупа, написал учебник по анатомии.

Особенно большой вклад в анатомию внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. Выдающийся итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519) вскрыл 30 трупов людей. Он сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца и других органов и составил письменные пояснения к этим рисункам; изучил формы и пропорции тела человека, предложил классификацию мышц, объяснил их функцию с точки зрения законов механики.

Основоположником научной анатомии является профессор Падуанского университета Андрей Везалий (1514—1564), который на основании собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал труд «О строении человеческого тела» (De Humani coiporis fabrica), изданный в Базеле в 1543 г. Везалий систематически и довольно точно описал анатомию человека, указал на анатомические ошибки Галена. Исследования и новаторский труд Везалия предопределили дальнейшее развитие анатомии. Его учениками и последователями в XVI—XVII вв. было сделано немало анатомических открытий, уточнений, исправлений. Были обстоятельно описаны многиеорганы тела человека.

В XVI—XVII вв. производились публичные вскрытия трупов человека, для чего создавались специальные помещения — анатомические театры (например, в Падуе в 1594 г., в Болонье в1637 г.). Голландский анатом Ф. Рюиш (1638—1731) усовершенствовал метод бальзамирования трупов, производил инъекцию цветных масс в кровеносные сосуды, создал большую длятого времени коллекцию анатомических препаратов, в том числе препаратов, демонстрирующих пороки развития и аномалии. Петр I во время одного из посещений Голландии приобрелу Ф.Рюиша более 1500 препаратов для знаменитой петербургской «Кунсткамеры».

Анатомические открытия послужили основой для исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сереет(1511 — 1553), а через 6 лет ученик Везалия Р. Коломбо(1516—1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. В 1628 г. вышла книга английского врача Уильяма Гарвея(1578—1657), в которой он привел доказательства движения крови по сосудам большого круга кровообращения. В этом же году вышел в свет труд Каспаро Азелли(1591 — 1626), описавшего брыжеечные лимфатические («млечные») сосуды.

Анатомия в XVII—XIX вв. обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги(1628—1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры. Появились книги и атласы с рисунками по анатомии человека. В 1685 г. в Амстердаме был издан атлас голландского анатомаГотфрида Бидлоо(1649—1713) «Анатомия человеческого тела». Атлас состоял из 105 таблиц-рисунков с натуральных препаратов. Он был переведен на русский язык и служил пособием в медицинской школе при Московском госпитале. Реформатор преподавания анатомии профессор из Лейдена (Голландия) Б. Альбинус (1697—1770) в 1726 г. опубликовал труд по анатомии костей тела человека, в 1736 г. — работу о мышцах, а позже — таблицы (рисунки) костей и мышц, лимфатических сосудов и непарной вены. Развитию лимфологии способствовали труды итальянского анатома П. Масканьи (1755—1815), особенно «История и иконография лимфатических сосудов» (1787). Большое значение для развития сравнительной анатомии имели работы Ж. Кювье (1769—1832). Значительную роль в развитии анатомии сыграл труд К. Биша(1771—1802) «Общая анатомия в ее приложении к физиологии и медицине», в котором изложено учение о тканях, органах и системах. Основы эмбриологии заложил К. М. Бэр (1792—1876), открывшийяйцеклетку человека и описавший развитие ряда органов. Клеточную теорию создал Т. Шванн (1810—1882), который установил принцип единообразия в строении животного организма.

В конце XIX—начале XX в. вышел в свет ряд руководств и атласов по анатомии человека, созданных К. Тольдом (1840-1920), А. Раубером (1841-1917), В.Шпальтегольцем (1861 — 1940), Г. Браусом (1868—1953) и др.

Во второй половине XIX в. было сделано несколько великих открытий. Грегор Мендель (1834—1884) объяснил законы наследственности. А. Вейсман (1834—1914) предсказал существование носителей наследственности — хромосом (ученый назвал их идантами), высказал предположение о линейном расположении единиц наследственности в хромосомах. Э. ван Бенден Бовери (1846—1910) и О. Гертвиг (1849—1922) описали мейоз. В то же время Э.ван Бенден Бовери доказал, что число хромосом в половых клетках в 2 раза меньше, чем в соматических. В. Флемминг (1834—1905) одновременно с киевским гистологом П. И. Перемежко (1833—1893) описал митоз. Т. Морган (1866—1945) в начале XX в. доказал линейное расположение генов в хромосомах.

Конец XIX в. ознаменовался еще двумя великими открытиями, которые сыграли огромную роль в развитии анатомии. Открытие в 1895 г. К. Рентгеном (1845—1923) Х-лучей привело к созданию принципиально нового раздела анатомии — анатомии живого человека, рентгеноанатомии. И. И. Мечников (1845—1916) открыл фагоцитоз, положив начало изучению иммунной системы.

В XX в. анатомия достигла новых больших успехов. Это относится в первую очередь к функциональной анатомии, гистологии, цитологии. Основополагающие работы были проведеныв области функциональной морфологии нервной системы. К. Гольджи (1843—1926) разработал оригинальный метод импрегнации тканей солями серебра, открыл внутриклеточныйсетчатый аппарат, названный его именем. Используя метод Гольджи, С. Рамон-и-Кахаль (1852—1934) сформулировал нейронную теорию, согласно которой каждый нейрон является структурно и функционально независимой единицей, открыл динамическую поляризацию нейрона.

Английский ученый Дж. Ленгли (1852—1925) описал общий план строения автономной нервной системы, выделил в вегетативной нервной системе наряду с симпатической парасимпатическую часть. К. Монаков (1853—1930), П. Флексинг (1847—1929) детально изучили анатомию мозга. О. Леви (1873—1961), Д. Экклс (род. в 1903 г.) исследовали структуру и функцию синапсов. О.Леви обнаружил медиаторы парасимпатической (ацетилхолин) и симпатической (адреналин) частейвегетативной нервной системы.

Д. Эрлингер (1847) и Г. С. Гассер (1888-1903) открыли сложную структуру смешанных нервов, обнаружив в них три типа волокон, различающихся по своим морфофункциональным особенностям. В. Xесс (1881 — 1973) изучил центры гипоталамуса, доказал координирующую роль гипоталамуса в деятельности внутренних органов. Г. Шпеман (1869—1941) установил основные механизмы эмбрионального развития, доказал, что формообразовательные процессы являются результатом взаимного влияния частей развивающегося эмбриона.

А. Беннингофф (1890—1953) ввел понятие о функциональных системах. В. Гис младший (1863—1934), Л. Ашофф (1866-1942), А. Кис (1866-1955), М. Флек (1900-1921), С. Тавара (1873—1938) разработали учение о проводящей системе сердца. А. Крог (1874—1949) изучил строение гемокапилляров и механизм регуляции их просвета.

Успехи цитологии в XX в. связаны с разработкой принципиально новых методов исследования: культуры клеток, электронной микроскопии, дифференциального центрифугирования иавторадиографии. А. Клод (1899—1983) в 30-х годах разработал метод клеточного фракционирования, с помощью которого добился выделения клеточных органелл; открыл рибосомы; установил, что именно в митохондриях происходят клеточное дыхание и окислительное фосфорилирование с образованием АТФ (аденозинтрифосфорная кислота). В середине 40-х годов А.Клод вместе с К. Портером впервые использовал для изучения клетки электронный микроскоп, сконструированный в 1933 г. Э.Руска. При помощи этого микроскопа была открыта эндоплазматическая сеть.

Д. Э. Паладе (род. в 1912 г.) впервые описал ультраструктуру митохондрий, эндоплазматической сети, рибосом и комплекса Гольджи; разработал экспериментальные методы изучения синтеза белков в живой клетке, предложил и обосновал везикулярную теорию клеточного транспорта веществ, изучил синтез клеточных и внутриклеточных мембран.

К. де Дюв (род. в 1917 г.) усовершенствовал метод дифференциального центрифугирования, открыл лизосомы и пероксисомы, изучил их строение и функции в норме и при различных заболеваниях, а также роль лизосом в процессах старения.

Большие успехи были достигнуты в изучении цитофизиологии поперечнополосатых мышц. А. Сент-Д ьёрди (1893—1986) в конце 30-х годов выделил актин, образующий с миозином комплекс актомиозин, и доказал, что он укорачивается под влиянием АТФ.

Г. Xаслив середине 60-х годов разработал современную теорию мышечного сокращения — скользящих нитей, которая получила признание.

medstudents.ru

2. Анатомия Древнего мира

Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. В XXVII веке до н. э. египетский врач Имхотепописал некоторые органы и их функции, в частности головной мозг, деятельность сердца, распространение крови по сосудам. Вдревнекитайской книге «Нейцзин» (XI—VII вв. до н. э.) упоминаются сердце, печень, лёгкие и другие органы тела человека. В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н. э.) содержится большой объём анатомических данных о мышцах,нервах, типах телосложения и темперамента, головном и спином мозге.

Большое влияние на развитие анатомии человека оказали учёные Древней Греции. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского, владевшего прекрасной техникойпрепарирования. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ,Аристотель, Герофил. Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организ­ма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и чёрная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик имеланхолик. Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одно­временно и разные типыконсти­туции человека, которые могут изменяться соот­ветственно содержанию тех же «соков» тела. Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни, как на результат неправильного смешения жидко­стей, вследствие чего ввёл в практику лечения различные «го­нящие жидкость» средства. Так возникла «гуморальная» теория строения организма. Гиппократ большое значение придавал из­учению анатомии, считая её пер­воосновой медицины. По Платону (427—347 гг. до н. э.), организм человека управлялся тремя видами «пневмы», помещающимися в трёх главнейших органах тела — мозге, сердце и печени. Ученик ПлатонаАристотель (384—323 гг. до н. э.) сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателемсравнительной анатомии и эмбриологии.

Не меньший вклад внесли в изучение анатомии человека древнеримские учёные. Их заслугой следует считать создание латинской анатомической терминологии. Наиболее яркими представителями римской медицины были Цельс и Гален. Гален считал, что человеческое тело состоит из плотных и жидких частей и исследовал организм путём наблюдения за больными и вскрытия трупов. Он одним из первых применил вивисекцию и явился основоположником экспериментальной медицины. Его основные труды по анатомии: «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела». Цельс в своих трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене, диете, терапии, хирургии и патологии. Заложил основу медицинской терминологии. Ввёл в хирургию лигатуру для перевязки кровеносных сосудов.

Наиболее известный персидский врач Авиценна (980—1037 гг.) написал «Канон врачебной науки» (около1000 года), содержащий значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, к которым Авиценна прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами, как утверждал Платон, а четырьмя: сердцем, мозгом, печенью ияичком.

studfiles.net

Анатомия в Древней Греции | История анатомии

До начала V века до н. э., в ионийский период, в Древней Греции знания о строении человека и животных находились примерно на уровне знаний народов Востока. Древние греки черпали знания из знакомства с анатомией животных, а, кроме того, им, вероятно, разрешалось вскрывать преступников. Эврипид описал воротную вену, Анаксагор — боковые желудочки мозга, Аристофан—две оболочки мозга, Эмпедокл — ушной лабиринт, Алкмеон — зрительный нерв и слуховую трубу, Диоген — аорту, сонную артерию, яремную вену, левый желудочек сердца. В VIII—VI веках до н. э. основоположниками греческой философии — Фалесом, Анаксимандром, Анаксименом и Гераклитом — была выдвинута идея естественного саморазвития мира. По Фалесу, источником жизни является вода, по Анаксимандру — влага, земля и тепло солнца, по Анаксимену — воздух, по Гераклиту — огонь. Гераклит указывал, что всякое изменение в мире есть результат борьбы. Хотя эти философы и заложили основы диалектического понимания развития природы, но понять эволюцию живого они не могли. Учение об эволюции было сформировано только в XIX веке.

Основоположником анатомии и физиологии в Греции считается Алкмеон Кротонский, первым написавший книгу по анатомии в конце VI — начале V века до н. э. Он вскрывал трупы животных и указал, что головной мозг является средоточием ощущений и мышления, уяснил значение нервов для органов чувств, первый создал теорию ощущений и показал, что животные обладают ощущениями, а человек не только ощущает, но и мыслит. Эта особенность отличает человека от животных. По мнению Алкмеона, болезнь заключается в нарушении равновесия влажного или сухого, теплого или холодного, горького или сладкого и т. д. Признавая материальность живого, он верил в материальность души.

Основы стихийного материализма, заложенные в философии ионийскими натурфилософами, были развиты в Древней Греции Левкиппом (V век до н. э.), Анаксагором (500—428 гг. до н. э.) и Эмпедоклом (492—432 гг. до н. э.). Они рассматривали строение и происхождение мира с позиций античной атомической теории, которая строилась на том, что из мелких частиц «семян» состоят все растения и животные. Например, Анаксагор не различал животных и растения по их строению и функциям. Он считал, что растения и животные способны думать, ощущать, огорчаться, радоваться и мыслить; человек отличается тем, что у него есть руки. В процессе пищеварения, по мнению Анаксагора, частицы мышц соединяются с мышцами, крови — с кровью, сердца — с сердцем и т. д. Учение атомистов сыграло определенную роль в создании идеи о естественном происхождении живых существ, что было весьма прогрессивным и противоположным религиозным учениям о божественном происхождении человека. Это учение было продолжено Демокритом (460—370 гг. до н. э.), считавшим, что атомы вечны и неизменяемы, никем не созданы и не могут быть уничтожены, жизнь — соединение атомов, смерть—разъединение. По Демокриту, все живые существа произошли из ила, который в результате гниения под действием солнца дал начало живым существам. Зародыш развивается из семени, содержащего частицы всех частей тела. Это противоречило сложившемуся мнению, что семя (половые клетки) является продуктом мозга.

Гиппократ (460—377 до н.э.)

Современником Демокрита был Гиппократ (460—377 гг. до н. э.), величайший врач античного мира, основные идеи которого находят применение и в современной медицине. Гиппократ был сыном врача (в те времена профессия врача передавалась по наследству). Уже в 20 лет Гиппократ был знаменит как врач. О вкладе Гиппократа в медицину мы можем судить по книгам, объединенным через 100 лет после его смерти в так называемый Гиппократов сборник. Этот сборник представляет свод медицинских знаний доаристотелевского периода и назван медициной гиппократиков. Гиппократ был практический врач, и его материализм выражался в том, что, отвергая вмешательство сверхъестественных сил в возникновение и развитие болезни, он признавал наблюдение и опыт. Гиппократ придавал значение в развитии болезни факторам внешней среды, учитывая возраст и образ жизни больного.

Принцип гиппократиков состоял в том, что надо лечить не болезнь, а больного. Философия жизни, по Гиппократу, строилась на огне, воде, воздухе, земле и их свойствах (теплый, холодный, влажный, сухой). Он создал учение о жидкостях, которые входят в определенных пропорциях в состав организма. Гиппократ считал, что если кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь количественно и качественно смешиваются правильно, то организм будет здоров. Это учение было весьма прогрессивным для того времени.

Будучи прекрасным врачом, Гиппократ естественно стремился познать строение человека. Он и его ученики имели большее представление об анатомии, чем врачи стран Древнего Востока, но несомненно и то, что Гиппократ сам недостаточно знал анатомию. В книгах времен Гиппократа лучше всего излагалось строение костей, вероятно, потому, что их часто находили выветренными на поверхности почвы. Довольно подробно были описаны кости черепа, позвонки и ребра. Первый позвонок еще не был известен. Мало знали они и о мышцах, которые обобщались понятием «мясо». Во времена Гиппократа многие сухожилия и нервы не идентифицировались, но различали слуховой, зрительный, тройничный и блуждающий головные нервы, плечевой, межреберные и седалищный спинномозговые нервы. Из внутренних органов были известны желудок и кишечник (как один орган), печень и желчный пузырь, селезенка, почка, мочевой пузырь, лимфатические и молочные железы. Головной мозг принимали за железу, вырабатывающую жидкость и семя, но уже были догадки, что мозг выполняет и психические функции.

Гиппократики считали, что в сердце имеются желудочки, предсердия, клапаны и сосуды. Вдыхаемый воздух служит для охлаждения сердца. О движении крови были смутные представления. В глазном яблоке описывались три оболочки, кроме сетчатой. Стекловидное тело принималось за зрительную жидкость. Если в сборнике Гиппократа и встречаются точные анатомические данные, то они были получены не Гиппократом, а другими авторами. Есть предположения, что даже присяга врача относится к более древнему периоду, чем жизнь Гиппократа. Представление об эмбриональном развитии человека и животных основывалось на воззрениях Демокрита.

В IV—III веках до н. э. в противоположность материалистическим представлениям Демокрита и Гиппократа возникло идеалистическое учение Платона (429—347 гг. до н. э.), объясняющее материальный мир несовершенным отражением постигаемых разумом идей. Жизнь на Земле возникла с появлением человека, сотворенного богом. Многообразие животного мира — результат отклонения от обычного развития людей. По мнению Платона, мозг является вместилищем бессмертной части души, а в сердце и животе обитают ее смертные части. Учение о трех душах оказало определенное влияние на взгляды Аристотеля (384—322 гг. до н. э.), который был учеником Платона на протяжении 20 лет.

Аристотель — крупный ученый Древней Греции, воспитатель Александра Македонского, создатель огромного труда «История животных». Из его 400 работ, посвященных различным отраслям знаний, 4 больших и 11 малых трактатов содержали систематические данные того времени по зоологии и ботанике. Аристотель более подробно, чем в период гиппократиков, описал нервы головного мозга. В своих философских суждениях он путал материалистические и идеалистические представления о мире. Например, пассивная материя содержит активную форму, имеющую божественное начало. Аристотель, как и его учитель Платон, выделял душу трех видов. Растения имеют только питающую душу, животные наделены питающей и чувствующей душами, а человек, кроме двух, обладает собственной разумной душой. В отношении анатомических данных у него была уверенность, что человек имеет внутренние органы, подобные животным. Аристотель не был согласен с теми учеными, которые считали диафрагму центром мышления, и приписывал ей роль перегородки между грудью и животом. Описанные им анатомические данные были получены при вскрытии животных или заимствованы у других авторов, а подчас приводились и фантастические измышления, особенно при объяснении назначения органов. В труде «Лестница природы» Аристотелем предпринята попытка сопоставить различных животных и установить не только их различия, но и сходство. Им был сделан важный материалистический вывод, что всякое животное происходит от животного.

www.medical-enc.ru

История развития наук анатомия, физиология и гигиена — реферат

  1. Развитие и формирование представлений об анатомии, физиологии и гигиене начинаются с глубокой древности. Среди первых известных истории ученых-анатомов следует назвать Алкемона из Кратоны, который жил в V в. до н. э. Он первый начал анатомировать (вскрывать) трупы животных, чтобы изучить строение их тела, и высказал предположение о том, что органы чувств имеют связь непосредственно с головным мозгом, и восприятие чувств зависит от мозга. Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 до н. э.) — один из выдающихся ученых медицины Древней Греции. Изучению анатомии, эмбриологии и физиологии он придавал первостепенное значение, считая их основой всей медицины. Он собрал и систематизировал наблюдения о строении тела человека, описал кости крыши черепа и соединения костей при помощи швов, строение позвонков, ребер, внутренние органы, орган зрения, мышцы, крупные сосуды. Выдающимися учеными-естествоиспытателями своего времени были Платон (427—347 до н. э.) и Аристотель (384—322 до н. э.). Изучая анатомию и эмбриологию, Платон выявил, что головной мозг позвоночных животных развивается в передних отделах спинного мозга. Аристотель, вскрывая трупы животных, описал их внутренние органы, сухожилия, нервы, кости и хрящи. По его мнению, главным органом в организме является сердце. Он назвал самый крупный кровеносный сосуд аортой. Большое влияние на развитие медицинской науки и анатомии имела Александрийская школа врачей, которая была создана в III в. до н. э. Врачам этой школы разрешалось вскрывать трупы людей в научных целях. В этот период стали известны имена двух выдающихся ученых-анатомов: Герофила (род. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрата (ок. 300 — ок. 240 до н э.). Герофил описал оболочки головного мозга и венозные пазухи, желудочки мозга и сосудистые сплетения, глазной нерв и глазное яблоко, двенадцатиперстную кишку и сосуды брыжейки, простату. Эрасистрат достаточно полно для своего времени описал печень, желчные протоки, сердце и его клапаны; знал, что кровь из легкого поступает в левое предсердие, затем в левый желудочек сердца, а оттуда по артериям к органам. Александрийской школе медицины принадлежит также открытие способа перевязки кровеносных сосудов при кровотечении. Самым выдающимся ученым в разных областях медицины после Гиппократа стал римский анатом и физиолог Клавдий Гален (ок. 130 — ок. 201). Он впервые начал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных, главным образом обезьян. Вскрытие человеческих трупов в то время было запрещено, в результате чего Гален, факты без должных оговорок, переносил на человека строение тела животного. Обладая энциклопедическими знаниями, он описал 7 пар (из 12) черепных нервов, соединительную ткань, нервы мышц, кровеносные сосуды печени, почек и других внутренних органов, надкостницу, связки. Важные сведения получены Галеном о строении головного мозга. Гален считал его центром чувствительности тела и причиной произвольных движений. В книге «О частях тела человеческого» он высказывал свои анатомические взгляды и рассматривал анатомическое структуры в неразрывной связи с функцией. Авторитет Галена был очень большой. По его книгам учились медицине почти на протяжении 13 веков. Большой вклад в развитие медицинской науки внес таджикский врач и философ Абу Али Ибн Сына, или Авиценна (ок. 980—1037). Он написал «Канон врачебной науки», в котором были систематизированы и дополнены сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Особенно большой вклад в развитие анатомии внес итальянский ученый и художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519). Он анатомировал 30 трупов, сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Леонардо да Винчи положил начало пластической анатомии. Основателем научной анатомии считается профессор Падуанского университета Андрас Везалий (1514—1564), который на основе собственных наблюдений, сделанных при вскрытии трупов, написал классический труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».В них он систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. С именами этих ученых в анатомии связаны названия некоторых органов тела человека: Г. Фаллопий (1523—1562) — фаллопиевы трубы; Б. Евстахий (1510—1574) — евстахиева труба; М. Мальпиги (1628— 1694) — мальпигиевы тельца в селезенке и почках.

 

2. Открытия в анатомии послужили основой для более глубоких исследований в области физиологии. Испанский врач Мигель Сервет (1511—1553), ученик Везалия Р. Коломбо (1516—1559) высказали предположение о переходе крови из правой половины сердца в левую через легочные сосуды. После многочисленных исследований английский ученыйУильям Гарвей (1578—1657) издал книгу «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где привел доказательство движения крови по сосудам большого круга кровообращения, а также отметил наличие мелких сосудов (капилляров) между артериями и венами. Эти сосуды были открыты позже, в 1661 г., основателем микроскопической анатомии М. Мальпиги. Вышел в свет труд Каспаро Азелли (1591—1626), в котором он сделал анатомическое описание лимфатических сосудов брыжейки тонкой кишки. Для развития эволюционной морфологии большую роль сыграло учение Ч. Дарвина (1809—1882) о влиянии внешних факторов на развитие форм и структур организмов, а также на наследственность их потомства. Клеточная теория Т. Шванна (1810—1882), эволюционная теория Ч. Дарвина поставили перед анатомической наукой ряд новых задач: не только описывать, но и объяснять строение тела человека, его особенности, раскрывать в анатомических структурах филогенетическое прошлое, разъяснять, как сложились в процессе исторического развития человека его индивидуальные признаки. К наиболее значительным достижениям XVII—XVIII вв. относится сформулированное французским философом и физиологом Рене Декартом представление об «отраженной деятельности организма». Он внес в физиологию понятие о рефлексе. Открытие Декарта послужило основанием для дальнейшего развития физиологии на материалистической основе. Позже представления о нервном рефлексе, рефлекторной дуге, значении нервной системы во взаимоотношении между внешней средой и организмом получили развитие в трудах известного чешского анатома и физиолога Г. Прохаски (1748—1820).  В XVIII—XIX вв. особенно значительный вклад в области анатомии и физиологии был внесен рядом российских ученых. М. В. Ломоносов (1711—1765) открыл закон сохранения материи и энергии, высказал мысль об образовании тепла в самом организме, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений. Ученик М. В. Ломоносова А. П. Протасов (1724—1796) — автор многих работ по изучению телосложения человека, строения и функций желудка. Основателем топографической анатомии является Н. И. Пирогов (1810—1881). Он разработал оригинальный метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно Н. И. Пирогов изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами, придавая им большое практическое значение. Функциональную анатомию основал анатом П. Ф. Лесгафт (1837—1909). Его положения о возможности изменения структуры организма человека путем воздействия физических упражнений на функции организма положены в основу теории и практики физического воспитания.  П. Ф. Лесгафт один из первых применил метод рентгенографии для анатомических исследований, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. В XX в. успешно разрабатывали функциональные и экспериментальные направления в анатомии такие ученые-исследователи, как В. Н. Тонков (1872—1954), Б. А. Долго-Сабуров (1890-1960), В. Н. Шевкуненко (1872-1952), В. П. Воробьев(1876-1937),Д.А.Жданов(1908-1971)и другие. Формированию физиологии как самостоятельной науки в XX в. значительно способствовали успехи в области физики и химии, которые дали исследователям точные методические приемы, позволившие охарактеризовать физическую и химическую суть физиологических процессов. И. М. Сеченов (1829—1905) вошел в историю науки как первый экспериментальный исследователь сложного в области природы явления — сознания. Кроме того, он был первым, кому удалось изучить растворенные в крови газы, установить относительную эффективность влияния различных ионов на физико-химические процессы в живом организме, выяснить явление суммации в центральной нервной системе (ЦНС). Наибольшую известность И. М. Сеченов получил после открытия процесса торможения в ЦНС. На развитие физиологии большое влияние оказали работы И. П. Павлова (1849—1936). Он создал учение о высшей нервной деятельности человека и животных. Исследуя регуляцию и саморегуляцию кровообращения, он установил наличие специальных нервов, из которых одни усиливают, другие задерживают, а третьи изменяют силу сердечных сокращений без изменения их частоты. За работу в области физиологии пищеварения в 1904 г. И. П. Павлову присудили Нобелевскую премию. Открытие им условного рефлекса позволило продолжить изучение психических процессов, которые лежат в основе поведения животных и человека. Я. О. Цибульский (1854—1919) впервые выделил в 1893— 1896 гг. активный экстракт надпочечников, что в дальнейшем позволило получить гормоны этой железы внутренней секреции в чистом виде.  Научные исследования академика Н. И. Аринчина связаны с физиологией и патологией кровообращения, сравнительной и эволюционной геронтологией. Он разработал новые методы и аппараты для комплексного исследования сердечно-сосудистой системы.

 

3. Начиная с глубокой древности гигиена обладала монополией на изучение факторов внешней среды и их влияния на здоровье людей. Еще древние греки наделили мифического обожествленного врача Асклепия (Эскулапа) двумя дочерьми — Панакией и Гигиеей. Первой была отведена роль лечения больных людей, второй — профилактики болезней у здоровых путем устранения вредных факторов среды обитания, использования полезных и формирования на этой основе здорового образа жизни. Это формирование покоилось вначале на эмпирических наблюдениях за результатами взаимодействия людей с окружающей природной и социальной средой и выражалось в виде обычаев, законов и религиозных правил. Позднее они суммировались в первых научных трудах, принадлежащих знаменитому врачу древности Гиппократу (460-377г. до н.э.), таких как "О воде, воздухе и местностях", где он писал, что болезнь есть результат жизни, противоречащей природе, поэтому врач, чтобы выполнить свои обязанности, должен тщательно наблюдать, как человек относится к пище, питью и всему, что его окружает. С IX века, в Италии (Салерно) существовал университете, в котором идеи Гиппократа и римского врача Галена получили широкое развитие. На Востоке выдающуюся роль в развитии медицины и изучении влияния внешней среды на здоровье сыграл знаменитый ученый Абу-Али ибн-Сина, известный в Европе под именем Авиценны. Он разработал многие гигиенические правила об устройстве и содержании жилищ, одежды, правильном питании, уходе за детьми и т.п. Дальнейший прогресс науки, общественной жизни и культуры выдвинул новые задачи перед гигиенической наукой и практикой. Для их решения потребовались научно обоснованные положения, базирующиеся на точных исследованиях факторов внешней среды и эксперименте. Первыми крупными сочинениями, отвечающими этим требованиям, были руководство по гигиене Мишеля Леви, вышедшее в 1844 г. в Париже, и руководство по экспериментальной гигиене английского врача Паркса, опубликованное в 1854 г. в Лондоне. Дальнейшее развитие экспериментальное направление получило в трудах и практической деятельности выдающегося ученого-гигиениста Макса Петтенкофера (1818-1901гг.) и созданной им школы гигиенистов.

В России, как и в других странах, зачатки эмпирических знаний о связи между условиями жизни  и здоровьем возникли очень давно — еще в Киевской и Новгородской Руси. Они нашли свое отражение в трактате о быте зажиточной русской семьи "Домострое". Позже издается ряд указов об охране внешней среды и здоровья населения, в частности, о надзоре за санитарным состоянием городов (1737), о санитарных условиях на суконных фабриках ("Регламент", 1741), об обязательном извещении в случае заразных болезней ("Наказ губернаторам и воеводам", 1743).

История отечественной медицины свидетельствует о глубоком понимании  проблем гигиены выдающимися  русскими клиницистами.

Один из основоположников русской терапевтической школы  М.Я. Мудров (1776-1831), будучи профессором терапии медицинского факультета Московского университета, 3 июня 1809г. произнес свою знаменитую актовую речь под названием "Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науки сохранять здравие военнослужащих"..Колыбелью первой в России кафедры гигиены явилась Медико-хирургическая академия, где она была организована в 1871г. профессором Алексеем Петровичем Доброславиным (1842-1889). День прочтения А.П. Доброславиным первой лекции — 19 ноября 1871г. — считается датой основания кафедры гигиены. Она была названа кафедрой общей, военно-сухопутной и морской гигиены. Основоположник отечественной гигиены А.П. Доброславин — воспитанник академии, получивший усовершенствование у знаменитых химиков. А.П. Доброславин обогатил гигиену ценными экспериментальными исследованиями и практическими рекомендациями в области гигиены питания, военной гигиены и в других областях гигиены.Одним из основоположников отечественной научной гигиены по праву считается профессор Федор Федорович Эрисман (1842-1915). Швейцарец по происхождению, Ф.Ф. Эрисман наиболее плодотворно работал в Москве, где в 1882г. основал кафедру гигиены в Московском университете, в 1879-1885 гг. вместе с земскими врачами А.В. Погожевым и Е.В. Дементьевым провел обстоятельное изучение санитарного состояния фабрик и заводов в Московской губернии, результаты которого опубликованы в 10 томах.

 

 

План:

 

  1. История развития науки анатомия.
  2. История развития науки физиология.
  3. История развития науки гигиена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Астраханский социально  – педагогический колледж

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

«История развития наук анатомия, физиология и гигиена».

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

referat911.ru

История развития анатомии

Еще в первобытнообщинном обществе люди знали о строении и функции основных органов организма животных и человека, о чем свидетельствуют наскальные рисунки эпохи палеолита. Многие века медицинские знания и навыки базировались на основе анатомических знаний. В Европе первыми учеными, оставившие после себя письменные сведения о строении человеческого организма, были Демокрит и Гиппократ из Древней Греции (5-4 век до н.э.).

Первые вскрытия трупов человека с исследовательскими целями произвели врачи Александрии Герофил и Эразистрат (4-й век до н.э.). Они описали оболочки и желудочки головного мозга, венозные синусы и сплетения, предстательную железу, двенадцатиперстную железу, оболочки глаза, чувствительные и двигательные нервы, клапаны сердца и вен, крупные артерии и вены, ввели термины «артерия», «паренхима». Обобщил все эти исследования врач древнего Рима Клавдий Гален (2-й век н.э.). Но в его время христианская религия запрещала вскрывать трупы и Гален мог изучать анатомию только на животных, поэтому в его многотомном «Каноне врачебной науки» было немало ошибок. В 13-14 веках в Западной Европе открываются университеты, и расширяется медицинское образование. Начало нового, научного, этапа в развитии анатомии приходится на эпоху Возрождения и связано с трудами великих ученых этой эпохи: Ленардо да Винчи и Андрея Везалия, которые построили фундамент научной анатомии. Л. да Винчи (15-16 век) – гениальный итальянский ученый и художник является основоположником пластической анатомии, изучившего органы человека, влияющие на внешнюю форму тела. Андрей Везалий – основоположник современной научной анатомии, разработав и использовав высокую технику препарирования трупов, в 29 лет издал свой главный труд «О строении человеческого тела» в 7 книгах, иллюстрированных художником С. Калькаром. По этой книге врачи учились вплоть до 19 столетия. 16-й век выдвинул целую плеяду выдающихся анатомов. Продолжателями Везалия были Евстахий, Коломбо, Фаллопий, Боталло, Фабриций, Варолий, описавшие различные органы тела человека. Анатомы 16 века создали прочный фундамент описательной анатомии.

В 19-ом веке и по настоящее время развивается функциональная анатомия – строение органов и их изменчивость в связи с их функцией (высокогорные, подводные, космические условия), повышенные и пониженные физические нагрузки и др. В это же время формируется новый вид анатомии – анатомическая антропология. С середины 20 века в связи с развитием генетики стало развиваться новое направление в анатомии: каузально-системное, когда стали изучать не только, как устроен организм, но и почему он так устроен.

В средние века в Беларуси, наряду с монастырской медициной, значительное развитие получила светская медицина. Медики-лекари известны с конца 15-го века. Они делились на три ступени: низшую ступень занимали «лазебники» – банщики. Им позволялось только применять банки, прикладывать пластыри, заниматься массажем, в основном, в банях. Для этих манипуляций уже нужны были некоторые знания по анатомии человека. Следующей ступенью лекарей-профессионалов были цирульники-хирурги. Они лечили переломы, вывихи, абсцессы, раны и, сдавая экзамен на мастера, должны были ответить на ряд вопросов по анатомии, патологии и хирургии. Часть цирюльников завершали образование в университетах Европы и становились дипломированными специалистами.

Научная история анатомии Беларуси берет начало со времени открытия в 1775 году Гродненской медицинской академии. Первыми профессиональными анатомами были профессора Ж. Э. Жилибер и К. И. Вирион. Жилибер основал анатомический музей и анатомический театр. В преподавании анатомии практиковалось вскрытие трупов. Научные исследования Жилибера (анатомия зубра, лося, бобра и других, малоизвестных в Европе животных) снискали ему признание основоположника сравнительной анатомии в Беларуси, Литве и Польше. После закрытия академии в 1781 году ее фонды, в том числе анатомический музей, стали основой для открытия медицинского коллегиума главной школы Великого княжества Литовского, преобразованной в 1803 г. в медицинский факультет Виленского университета. В Вильно переехали студенты и часть преподавателей. В это время кафедрой анатомии руководил профессор С. Бисси. Он основал анатомический музей и написал учебник по миологии.

В последующие 20 лет (1820-1840) кафедру возглавляли уроженцы Беларуси В. В. Пеликан, А. Белькевич и Л. С. Севрук. В научных исследованиях профессора хирургии В. В. Пеликана особое внимание придавалось анатомическому обоснованию хирургических операций. После закрытия медицинского факультета в Вильно профессор Л. С. Севрук в последующие 12 лет заведовал кафедрой анатомии Московского университета. Имущество кафедры анатомии из Вильно было передано Киевскому университету, где некоторые препараты сохранились до настоящего времени. Одним из первых антропологов Беларуси был И. Ясинский, воспитанник Гродненской медицинской академии и Виленского университета, доктор философии, медицины и хирургии, автор книги «Антропология о физических и моральных качествах человека».

Так как в 18-20 веках Белоруссия находилась в составе Российской империи, рассмотрим становление анатомических знаний в России. Здесь можно выделить два больших периода: первый – просветительский – накопление и распространение среди населения и врачей эмпирических анатомических знаний и знаний, полученных в культурных центрах Востока и Запада, и второй – развитие научной анатомии, благодаря организации научных центров и становлению научных анатомических школ. Первый период продолжался от средних веков, когда очагами культуры и знаний были монастыри, вплоть до 18 века, в начале которого под влиянием реформ Петра I были открыты госпитали, и при них медицинские школы для подготовки врачей. В школах были организованы анатомические театры, анатомия преподавалась по учебнику голландца Н.Бидлоо.

В 1725 году в Петербурге была создана Российская Академия Наук, позже – Московский университет, где были организованы кафедры анатомии. Вначале здесь преподавали и занимались исследованиями по анатомии, приглашенные из Западной Европы профессора. Однако одновременно шла подготовка и русских национальных кадров. Так, первый русский академик-анатом А. П. Протасов (1724-1796) занимался разработкой русской анатомической терминологии и переводом медицинских книг. Он начал читать курс анатомии на русском языке в Петербургском университете лишь с 1763 года. Другие известные анатомы и клиницисты 18-го века (М. И. Шеин, К. И. Щепин, Н. М. Максимович-Амбодик) также разрабатывали русскую анатомическую терминологию, переводили иностранные учебники по анатомии, иногда дополняя их своими данными. Из русских ученых-анатомов 18-го века известны: профессор Московского университета С. Г. Зыбелин (1735-1862), который разработал оригинальную классификацию конституций человека и показал значение в заболеваемости наследственности и среды; П. М. Шумлянский (1735-1802), защитивший в Страсбурге диссертацию «О развитии почек», где, использовав инъекцию сосудов и канальцев, описал капсулу клубочка и прямую связь между артериальными и венозными сосудами.

Второй период, научный, в России начался в 19-м веке. Этому способствовало открытие в Петербурге Медико-хирургической академии, где П. А. Загорским (1764-1846) основана первая научная анатомическая школа, его ученики – И. В. Буяльский, П. А. Наранович и другие выходцы из Великого княжества Литовского. П. А. Загорский издал первый русский оригинальный учебник. Выдающиеся ученые-анатомы: Н. И.Пирогов – основоположник топографической анатомии, П. Ф. Лесгафт развил динамическую анатомию, Н. М. Якубович, В. А. Бец, Д. Н. Зернов, В. М. Бехтерев внесли большой вклад в изучение центральной нервной системы.

В двадцатом веке мировое признание получили школы В. Н. Тонкова, В. П. Воробьева, Г. М. Иосифова, Д. А. Жданова, В. Н. Шевкуненко, М. Ф. Иваницкого, М. Г. Привеса, В. В. Куприянова.

Высшее медицинское образование в Беларуси возобновилось только в 1921 году с открытием медицинского факультета Белорусского государственного университета. Образование кафедры анатомии связано с именем профессора Московского университета П. И. Карузина. Им подобрано здание для кафедры, он занимался ее оснащением и подбором преподавателей. Первый учебный год читал лекции, периодически приезжая из Москвы. Последующие 12 лет (1922-1934) кафедрой заведовал проф. С. И. Лебедкин. Он продолжил оборудование и оснащение кафедры, создание анатомического музея, заложил научное направление кафедры – эмбриоанатомию, сконструировал прибор для графических реконструкций, разрабатывал вопросы теоретической анатомии. В преподавании следовал традициям Московского университета: объяснение строения с позиции онто- и филогенеза, увязывание анатомических данных с клинической практикой. Профессор С. И. Лебедкин признан организатором кафедры и основателем школы белорусских эбриологов: его ученики – академики Д. М. Голуб и П. Я.Герке, профессор З. К. Слободин.

Академик Давид Моисеевич Голуб (1801–2001), заведовал кафедрой с 1934 по 1975 год. Он разработал проблему эмбрионального развития периферической нервной системы и как ее продолжение – экспериментальное обоснование возможности реиннервации внутренних органов. Под руководством Д. М. Голуба выполнили докторские диссертации П. И. Лобко, А. С. Леонтюк, И. И. Новиков и другие, подготовлено несколько десятков кандидатов наук.

В 1934 году был открыт Витебский медицинский институт. С момента организации до 1937 г. кафедрой по совместительству заведовал профессор С. И. Лебедкин, затем до 1951г. – профессор В. И. Ошкадеров, который изучал лимфатические сосуды скелета. Его приемница по кафедре, профессор З. И. Ибрагимова с сотрудниками изучали сравнительную анатомию костного лабиринта, васкуляризацию и иннервацию органа слуха, кровоснабжение лимфатических узлов. Ныне кафедру возглавляет доктор медицинских наук А. К. Усович.

В 1958 году открыт Гродненский медицинский институт. Первые лекции читал академик Д. М. Голуб. До 1981 года кафедрой анатомии заведовал профессор А. Н. Габузов, который изучал анатомию сосудов головного мозга, решал проблемы становления молодой кафедры. С 1982 по 2001 год кафедрой руководил член-корр. Международной академии интегративной антропологии профессор С. С. Усоев, а с 2001 года по настоящее время – профессор Е. С. Околокулак. Кафедра изучает анатомическую изменчивость при хромосомных и генных мутациях, обосновывает наличие нормальных, аномальных и условноаномальных конституций, а также исследует вариантную анатомию, связывая ее с развитием разных нозологических форм заболеваний человека. По этих тематиках защищены ряд докторских и кандидатских диссертаций.

Кафедра анатомии человека (заведующий – доцент В. Н. Жданович) Гомельского медицинского института, открытого в 1991 году, находится в периоде становления: развивается музей, ведется подготовка кадров.

studfiles.net

Анатом Википедия

Анато́мия челове́ка (от др.-греч. ἀνατομή — рассечение < др.-греч. ἀνά сверху и др.-греч. τομή, tomé — разрезание) — раздел биологии, изучающий морфологию человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма. Анатомия человека — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как антропология и физиология человека, а также сравнительной анатомией, эволюционным учением и генетикой. Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи.

Анатомия «нормального» (здорового) тела человека традиционно рассматривается по системам органов — нормальная (систематическая) анатомия человека. Помимо этого, на базе анатомии человека, с учётом накопленного хирургического опыта, была создана такая дисциплина, как топографическая анатомия, позволяющая оперирующим хирургам изучать строение тела по областям, рассматривая взаимоотношения органов друг с другом, со скелетом и др. Развивается функциональная анатомия, рассматривающая строение человека с точки зрения его функций (например, строение кровеносных сосудов с позиций гемодинамики, механизм перестройки кости с учётом функций воздействующих на неё мышц и т. д.).

Достижения медицины способствовали выделению отдельной дисциплины, изучающей морфологические изменения систем и органов человека при заболеваниях — патологической анатомии.

С развитием рентгенологии была создана принципиально новая анатомическая дисциплина — рентгеноанатомия, предметом изучения которой является структура рентгенологического изображения внутренних органов. Внешнюю форму тела человека и его пропорции изучает пластическая анатомия.[1]

Историческое развитие анатомии человека как науки

Знания об анатомии в Древнем мире

Первые упоминания о строении человеческого тела встречаются в Древнем Египте. В XXVII веке до н. э. египетский врач Имхотеп описал некоторые органы и их функции, в частности головной мозг, деятельность сердца, распространение крови по сосудам. В древнекитайской книге «Нейцзин» (XI—VII вв. до н. э.) упоминаются сердце, печень, лёгкие и другие органы тела человека. В индийской книге «Аюрведа» («Знание жизни», IX-III вв. до н. э.) содержится большой объём анатомических данных о мышцах, нервах, типах телосложения и темперамента, головном и спинном мозге.

Большое влияние на развитие анатомии человека оказали учёные Древней Греции. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского, владевшего прекрасной техникой препарирования. Выдающимися представителями греческой медицины и анатомии были Гиппократ, Аристотель, Герофил. Гиппократ (460—377 гг. до н. э.) учил, что основу строения организма составляют четыре «сока»: кровь (sanguis), слизь (phlegma), желчь (chole) и чёрная желчь (melaina chole). От преобладания одного из этих соков зависят и виды темперамента человека: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Названные виды темперамента определяли, по Гиппократу, одновременно и разные типы конституции человека, которые могут изменяться соответственно содержанию тех же «соков» тела. Исходя из такого представления об организме, Гиппократ смотрел и на болезни, как на результат неправильного смешения жидкостей, вследствие чего ввёл в практику лечения различные «гонящие жидкость» средства. Так возникла «гуморальная» теория строения организма. Гиппократ большое значение придавал изучению анатомии, считая её первоосновой медицины. По Платону (427—347 гг. до н. э.), организм человека управлялся тремя видами «пневмы», помещающимися в трёх главнейших органах тела — мозге, сердце и печени. Ученик Платона Аристотель (384—323 гг. до н. э.) сделал первую попытку сравнения тела животных и изучения зародыша и явился зачинателем сравнительной анатомии и эмбриологии.

Не меньший вклад внесли в изучение анатомии человека древнеримские учёные. Их заслугой следует считать создание латинской анатомической терминологии. Наиболее яркими представителями римской медицины были Цельс и Гален. Гален считал, что человеческое тело состоит из плотных и жидких частей и исследовал организм путём наблюдения за больными и вскрытия трупов. Он одним из первых применил вивисекцию и явился основоположником экспериментальной медицины. Его основные труды по анатомии: «Анатомические исследования», «О назначении частей человеческого тела». Цельс в своих трудах по медицине собрал самые достоверные (на то время) знания по гигиене, диете, терапии, хирургии и патологии. Заложил основу медицинской терминологии. Ввёл в хирургию лигатуру для перевязки кровеносных сосудов.

Наиболее известный персидский врач Авиценна (980—1037 гг.) написал «Канон врачебной науки» (около 1000 года), содержащий значительные анатомо-физиологические данные, заимствованные у Гиппократа, Аристотеля и Галена, к которым Авиценна прибавил собственные представления о том, что организм человека управляется не тремя органами, как утверждал Платон, а четырьмя: сердцем, мозгом, печенью и яичком.

Средние века и эпоха Возрождения

В эпоху Средневековья в анатомии человека не было сделано существенных открытий. В этот период были запрещены вскрытия, изготовление скелетов.

Анатомы эпохи Возрождения первыми после античных врачевателей предприняли попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, и положили начало научной медицине и анатомии. Они добились разрешения на проведение вскрытий. Были созданы анатомические театры для проведения публичных вскрытий. Основоположниками научной анатомии являются Леонардо да Винчи, Андреас Везалий и Уильям Гарвей.

Леонардо да Винчи (1452—1519), заинтересовавшись анатомией как художник, в дальнейшем увлёкся ею как наукой, одним из первых стал вскрывать трупы людей для исследования строения человеческого тела. Леонардо да Винчи первым правильно изобразил различные органы человеческого тела, внёс крупный вклад в развитие анатомии человека и животных, а также явился основоположником пластической анатомии.

Андреас Везалий (1514—1564) использовал объективный метод наблюдения при описании строения человеческого тела. Вскрывая трупы, Везалий впервые систематически изучил строение тела человека. При этом он разоблачил и устранил многочисленные ошибки Галена (более 200). Так начался аналитический период в анатомии, в течение которого было сделано множество открытий описательного характера. Везалий уделил основное внимание открытию и описанию новых анатомических фактов, которые изложил в обширном и богато иллюстрированном труде «De humani corporis fabrica» («О строении человеческого тела») (1543). Опубликование книги Везалия вызвало, с одной стороны, переворот в анатомических представлениях того времени, а с другой — сопротивление анатомов, старавшихся сохранить авторитет Галена.

Английский врач, анатом и физиолог Вильям Гарвей (1578—1657), как и его предшественник Везалий, изучал организм, пользуясь наблюдениями и опытом. При изучении анатомии, Гарвей не ограничивался простым описанием структуры, а подходил с исторической (сравнительная анатомия и эмбриология) и функциональной (физиология) точек зрения. Он высказал догадку о том, что животное в своём онтогенезе повторяет филогенез, и таким образом предвосхитил биогенетический закон, доказанный Ковалевским и сформулированный позднее Геккелем и Мюллером в XIX столетии. Гарвей утверждал, что всякое животное происходит из яйца. Это положение даёт право считать Гарвея основоположником эмбриологии. Гарвей доказал цикличность кровообращения и тем самым отверг учение Галена о «пневме» и приливах и отливах крови. Результаты своих исследований Гарвей изложил в знаменитом трактате «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» (1628), где утверждал, что кровь движется по замкнутому кругу сосудов, проходя из артерий в вены через мельчайшие трубочки.

Новое время

На протяжении XVII—XVIII вв. появляются не только новые открытия в области анатомии, но и начинает выделяться ряд новых дисциплин: гистология, эмбриология, сравнительная и топографическая анатомия, антропология.

После открытия Гарвея ещё оставалось неясным, как кровь переходит из артерий в вены, но Гарвей предсказал существование между ними невидимых глазом анастомозов, что и было подтверждено позднее Марчелло Мальпиги (1628—1694), когда был изобретён микроскоп. Мальпиги сделал много открытий в области микроскопического строения кожи, селезёнки, почки и ряда других органов. Мальпиги открыл предсказанные Гарвеем капилляры, но он полагал, что кровь из артериальных капилляров попадает сначала в «промежуточные пространства» и лишь затем в капилляры венозные. Только Шумлянский (1748—1795), изучивший строение почек, доказал отсутствие «промежуточных пространств» и наличие прямой связи между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, Шумлянский впервые доказал, что кровеносная система замкнута.

Член Санкт-Петербургской Академии наук Каспар Вольф (1734—1794) доказал, что в процессе эмбриогенеза, органы возникают и развиваются заново. Поэтому в противовес теории преформизма, согласно которой все органы существуют в уменьшенном виде в половой клетке, он выдвинул теорию эпигенеза.

Французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк (1744—1829) в своём сочинении «Философия зоологии» (1809) одним из первых высказал идею эволюции организма под влиянием окружающей среды. Продолжатель эмбриологических исследований Вольфа русский академик Карл Эрнст фон Бэр (1792—1876) открыл яйцеклетку млекопитающих и человека, установил главные законы индивидуального развития организмов (онтогенеза), которые лежат в основе современной эмбриологии, и создал учение о зародышевых листках. Английский учёный Чарльз Дарвин (1809—1882) в своём произведении «Происхождение видов» (1859) доказал единство животного мира.

Эмбриологические исследования Ковалевского, а также Бэра, Мюллера, Дарвина и Геккеля нашли своё выражение в биогенетическом законе. Последний был углублён и исправлен Северцовым, который доказал влияние факторов внешней среды на строение тела животных и, применив эволюционное учение к анатомии, явился создателем эволюционной морфологии.

Нормальная анатомия человека

Нормальная (систематическая) анатомия человека — раздел анатомии человека, изучающий строение «нормального», то есть здорового человека по системам органов, органам и тканям. Орган — часть тела определённой формы и конструкции, имеющая определённую локализацию в организме и выполняющая определённую функцию (функции). Каждый орган образован определёнными тканями, имеющими характерный клеточный состав. Органы, которые объединены анатомически и функционально, имеющие единое происхождение и общий план строения, составляют систему органов.

Разделами нормальной (систематической) анатомии человека являются: остеология — учение о костях, синдесмология — учение о соединениях частей скелета, миология — учение о мышцах, спланхнология — учение о внутренних органах пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем, ангиология — учение о кровеносной и лимфатической системах, анатомия нервной системы (неврология) — учение о центральной и периферической нервной системах, эстезиология — учение об органах чувств.[2]

Патологическая анатомия человека

Патологическая анатомия — научно-прикладная дисциплина, изучающая патологические процессы и болезни с помощью научного, главным образом микроскопического, исследования изменений, возникающих в клетках и тканях организма, органах и системах органов. Основателем современной патологической анатомии считается Рудольф Вирхов — немецкий исследователь, создавший учение о целлюлярной (клеточной) патологии. Помимо сущности микроскопических изменений в тканях, современная патологическая анатомия включает в себя изучение причин (этиологию), механизмов развития (патогенез), а также осложнений и исходов заболеваний. Она занимается также исследованием причин и механизмов смерти (танатогенез) при разных болезнях, изменчивостью заболеваний (патоморфоз) и патологией, вызываемой лечением (ятрогенная патология, ятрогения).

Топографическая анатомия

В последние десятилетия топографическая анатомия доступна для изучения при помощи метода компьютерной томографии с трёхмерной и мультипланарной (многопроекционной) реконструкцией[3]

Топографическая анатомия (хирургическая анатомия) — научно-прикладная дисциплина, раздел анатомии, изучающий послойное строение анатомических областей, взаиморасположение (синтопию) органов, их проекцию на кожу (голотопию), отношение к скелету (скелетотопию), кровоснабжение, иннервацию и лимфоотток в условиях нормы и патологии, с учётом возрастных, половых и конституциональных особенностей организма.

Имеет прикладное значение для хирургии.

Топографическая анатомия изучает строение человеческого организма по условно выделяемым известным частям тела (голова, шея, туловище и конечности), каждая из которых дифференцируется на относительно небольшие анатомические области.

Анатомическая терминология

Все описания в анатомии человека основаны на предположении, что тело находится в позиции анатомической стойки, то есть человек стоит прямо, руки опущены, ладони обращены вперёд.

Направление

Области, расположенные ближе к голове, называются верхними; дальше — нижними. Верхний, superior, и нижний, inferior, соответствуют общеанатомическим понятиям краниальный и каудальный. Передний, anterior, и задний, posterior, соответствуют общеанатомическим понятиям вентральный и дорсальный. Анатомические образования, лежащие ближе к срединной линии — медиальные, medialis, а расположенные дальше — латеральные, lateralis. Образования, расположенные на срединной линии, называют срединными, medianus. Образования, расположенные ближе к середине туловища будут проксимальными по отношению к более удалённым, дистальным.

Плоскости

Анатомические плоскости. Зелёным обозначена аксиальная плоскость, синим — фронтальная плоскость, красным — сагиттальная плоскость.

Если тело человека, находящегося в анатомической стойке, условно поместить в трёхмерную прямоугольную систему координат, плоскость YX оказывается расположенной горизонтально, ось X располагается в переднезаднем направлении, ось Y идёт слева направо или справа налево, а ось Z направляется вверх и вниз, то есть вдоль тела человека.

  • Сагиттальная плоскость, XZ, разделяет правую и левую половины тела. Частным случаем сагиттальной плоскости является срединная плоскость, она проходит точно посередине тела, разделяя его на две симметричные половины.
  • Фронтальная плоскость, или корональная, YZ, также располагается вертикально, перпендикулярно к сагиттальной, она отделяет переднюю (вентральную) часть тела от задней (дорсальной) части.
  • Горизонтальная, аксиальная, или поперечная плоскость, XY, перпендикулярна двум первым и параллельна поверхности земли, она отделяет вышележащие отделы тела от нижележащих.

Движение

Термином сгибание, flexio, обозначают движение одного из костных рычагов вокруг фронтальной оси, при котором угол между сочленяющимися костями уменьшается. Движение в противоположном направлении называется разгибанием, extensio.

Исключением является голеностопный (надтаранный) сустав, в котором разгибание сопровождается движением пальцев вверх, а при сгибании, например, когда человек встаёт на цыпочки, пальцы движутся книзу.

Движениями вокруг сагиттальной оси являются приведение, adductio, и отведение, abductio. Приведение — движение кости по направлению к срединной плоскости тела или (для пальцев) к оси конечности, отведение характеризует движение в противоположном направлении.

Под вращением, rotatio, понимают движение части тела или кости вокруг своей продольной оси. Вращение конечностей обозначают также терминами пронация, pronatio, или вращение кнутри, и супинация, supinatio, или вращение кнаружи. При пронации ладонь свободно висящей верхней конечности поворачивается кзади, а при супинации — кпереди. Если при движении вокруг всех трёх осей конец конечности описывает окружность, такое движение называют круговым, circumductio.

Антероградным называют движение по ходу естественного тока жидкостей и кишечного содержимого, движение же против естественного тока называют ретроградным. Так, движение пищи изо рта в желудок антероградное, а при рвоте — ретроградное.

См. также

Примечания

Ссылки на ресурсы по анатомии человека

wikiredia.ru