Славянская письменность, истоки русского каллиграфического письма. Русские древние буквы
НАЧЕРТАНИЯ БУКВ СТАРОГО РУССКОГО АЛФАВИТА: helghelg2
Содержание этой работыТекст о происхождении одной из тамбовских фамилий - ШемонаевДокументы по генеалогии рязанских вотчин Солотчинского монастыряДокументы по генеалогии Тамбовской области (коллекция переписей)
Русская рукописная документация XVII-XVIII веков очень непроста для понимания из-за того, что это время самого активного использования так называемой «скорописи» - каллиграфического стиля, который значительно ускорил работу писцов, но одновременно вынудил читателей вникать в каждый конкретный подчерк. Использование креативных начертаний букв и буквосочетаний, сокращения и надстрочные выносы – всё это поставило качество рукописи в сильную зависимость от индивидуальности пишущего.
С учетом того, что стародавний бюрократический язык ни для кого из нас не является родным, при чтении фискальных книг XVII-XVIII веков даже опытным исследователям необходимо потратить некоторое время на то, чтобы понять особенности подчерка. Для этого в тексте необходимо первым делом найти слова, в правильности своего понимания которых вы уверены, изучить особенности стиля, и затем уже приступать к «сплошному чтению». Обычно для того, чтобы перестать спотыкаться на каждом слове, требуется вдумчиво изучить две-три страницы нового документа. Иногда ревизии писали два-три разных человека по очереди. В этом случае на освоение подчерков у вас уйдет еще больше времени. Но оно точно не будет потрачено напрасно.
Впрочем, перед тем, как разбираться с подчерком, надо изучить буквы, которые пытается донести до своих читателей писец. Без этого вы не сможете разобрать даже одного слова. Для начала - экспресс-вариант со старославянским алфавитом и начертаниями, взятый отсюда.
Более подробные варианты начертаний букв старославянского и церковно-славянского алфавита. Таблица взята отсюда . Первая колонка - это кирилловский устав XV века. Вторая колонка - полуустав XVI века. Третья колонка - скоропись XVII-XVIII веков. Последние три колонки - печатные варианты. При нажатии на название буквы можно перейти на закладку с вариантами скорописного написания, взятыми из коллекции, представленной на этом сайте, а также в книге "Практический курс изучения древнерусской скорописи".
АЛФАВИТ
helghelg2.livejournal.com
Славянская письменность, истоки русского каллиграфического письма
О времени, условиях возникновения и становления славянского письма имеется очень мало фактических данных. Мнения учёных по этому вопросу противоречивы.
В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. Их соседями на юге были Греция, Италия, Византия - своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации.
Молодые славянские «варвары» постоянно нарушали границы южных соседей. Чтобы обуздать их, Рим и Византия решили обратить «варваров» в христианскую веру, подчинив их дочерние церкви главной - латинской в Риме, греческой в Константинополе. К «варварам» стали направлять миссионеров. Посланцы церкви, искренне и убеждённо исполнял свой духовный долг, да и сами славяне, живя в тесном соприкосновении с европейским средневековым миром, всё более склонялись к необходимости войти в лоно христианской церкви, и в начале IX века начали принимать христианство.
Но, как сделать доступным для новообращённых священные писания, молитвы, послания апостолов, труды отцов церкви? Славянский язык, различаясь диалектами, долгое время оставался единым, но своей письменности у славян ещё не было. «Прежде славяне, когда были язычниками, не имели письмен, - говорится в Сказании черноризца Храбра «О письменах», - но [считали] и гадали с помощью черт и резов». Однако при торговых сделках, при учёте хозяйства или когда нужно было точно передать какое-нибудь послание, а тем более при диалоге со старым миром, вряд ли «черт и резов» оказывалось достаточно. Возникла потребность в создании славянской письменности.
Письмо «черт и резов» - славянские руны - письменность, существовавшая, по мнению некоторых исследователей у древних славян до крещения Руси. Руны употреблялись как правило для кратких надписей на могильных камнях, на пограничных знаках, на оружии, украшениях, монетах и очень редко на полотне или пергаменте. «Когда же [славяне] крестились, - рассказывал черноризец Храбр, - то пытались записывать славянскую речь римскими [латинскими] и греческими письменами без порядка». Эти опыты частично дошли до наших дней: звучащие по-славянски, но записанные в Х веке латинскими буквами главные молитвы, распространённые у западных славян. Известны и другие интересные памятники - документы, в которых греческими буквами записаны болгарские тексты, причём тех времен, когда болгары говорили ещё на тюркском языке (позже болгары будут говорить на славянском).
И всё же ни латинский, ни греческий алфавит не соответствовал звуковой палитре славянского языка. Слова, звучание которых невозможно правильно передать греческими или латинскими буквами, приводил уже черноризец Храбр: живот, црьквi, чаяние, юность, язык и другие. Кроме того, выявилась и иная сторона проблемы - политическая. Латинские миссионеры не стремились сделать новую веру понятной славянским верующим. В Римской церкви было распространено убеждение, что существуют «лишь три языка, на которых подобает славить Бога с помощью (особых) письмен: еврейский, греческий и латинский». Рим твёрдо придерживался позиции, что «тайна» христианского учения должна быть известна только духовенству, а простым христианам достаточно очень немногих специально обработанных текстов - зачатков христианского знания.
В Византии на это смотрели, несколько иначе, и начали задумываться над созданием славянского алфавита. «Дед мой, и отец мой, и иные многие искали их и не обрели», - скажет будущему создателю славянской азбуки Константину Философу император Михаил III. Именно Константина Философа призвал он, когда в начале 860-х годов в Царьград пришло посольство славян из Моравии (часть территории современной Чехии). Верхи моравского общества приняли христианство уже три десятилетия назад, но среди них активно действовала церковь германцев. Видимо, пытаясь обрести полную независимость, моравский князь Ростислав просил «учителя, чтобы нам на языке нашем изложили правую веру...», т.е. создать для них свою азбуку.
«Дела этого никто совершить не может, только ты», - напутствовал цесарь Константина Философа. Эта трудная, почётная миссия легла одновременно и на плечи его брата, игумена (настоятеля) православного монастыря - Мефодия. «Вы ведь солуняне, а солуняне все чисто говорят по-славянски», - привёл ещё один аргумент император.
Константин (в пострижении Кирилл) и Мефодий (светское имя его неизвестно) - два брата, стоявшие у истоков славянской письменности. Они происходили из греческого города Солуни (современное его название - Салоники) на севере Греции. По соседству жили южные славяне, и для обитателей Солуни славянский язык, видимо, стал вторым языком общения.
Константин и его брат родились в большой богатой семье, где было семеро детей. Принадлежала она к знатному греческому роду: глава семьи по имени Лев почитался важной персоной в городе. Константин был младшим. Ещё семилетним ребенком (так рассказывает его «Житие») он увидел «вещий сон»: ему предстояло из всех девушек города выбрать свою супругу. И он указал на самую прекрасную: «имя же её было София, то есть Мудрость». Феноменальная память и уникальные способности мальчика поражали окружающих.
Узнав об особой одарённости детей солунского вельможи, правитель цесаря призвал их в Царьград. Здесь они получили блестящее по тому времени образование. Знаниями и мудростью Константин снискал себе почёт, уважение и прозвище – «Философ». Он прославился многими своими словесными победами: в дискуссиях с носителями ересей, на диспуте в Хазарии, где отстаивал христианскую веру, знанием многих языков и прочтением старинных надписей. В Херсонесе, в затопляемой церкви, Константин обнаружил мощи святого Климента, и его стараниями их перенесли в Рим. Брат Константина - Мефодий часто сопровождал его, помогал ему в делах.
Мировую известность и благодарность потомков братья получили за создание славянской азбуки и переводы на славянский язык священных книг. Огромный труд, сыгравший эпохальную роль в становлении славянских народностей.
Однако многие исследователи полагают, что над созданием славянского письма в Византии начали трудиться, задолго до прихода моравского посольства. Создание алфавита, точно отражающего звуковой состав славянского языка, и перевод на славянский язык Евангелия - сложнейшего, многослойного, внутренне ритмизованного литературного произведения, - колоссальный труд. Чтобы выполнить эту работу, даже Константину Философу и его брату Мефодию «с поспешниками» потребовался бы не один год. Поэтому естественно предположить, что именно эту работу и выполняли братья ещё в 50-е годы IX века в монастыре на Олимпе (в Малой Азии на побережье Мраморного моря), где, как сообщает «Житие Константина», они беспрестанно творили молитву Богу, «занимаясь только книгами».
Уже в 864 году Константина и Мефодия, с великими почестями принимали в Моравии. Они принесли славянскую азбуку и переведённое на славянский язык Евангелие. В помощь братьям и на обучение к ним определили учеников. «И вскоре (Константин) перевёл весь церковный чин и научил их и утрене, и часам, и обедне, и вечерне, и повечерию, и тайной молитве». Братья пробыли в Моравии более трёх лет. Философ, уже страдая тяжелым недугом, за 50 дней до кончины «облекся в святой иноческий образ и... дал себе имя Кирилл...». Он скончался и был захоронен в Риме, в 869 году.
Старший из братьев - Мефодий, продолжил начатое дело. Как сообщает «Житие Мефодия, - «...посадив из учеников своих двух попов скорописцев, перевёл невероятно быстро (за шесть или восемь месяцев) и полностью все книги (библейские), кроме Маккавеев, с греческого языка на славянский». Умер Мефодий в 885 году.
Появление священных книг на славянском языке имело мощный резонанс. Все известные средневековые источники, откликнувшиеся на это событие, сообщают, как «некие люди стали хулить славянские книги», утверждая, что «ни одному народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян». В спор вмешался даже папа римский, благодарный братьям, доставившим в Рим мощи святого Климента. Хотя перевод на неканонизированный славянский язык и противоречил принципам латинской церкви, папа, тем не менее, осудил хулителей, сказав якобы, цитируя Писание, так: «Пусть восхвалят Бога все народы».
До наших дней дошла не одна славянская азбука, а две: глаголица и кириллица. Обе существовали в IX-X веках. В них для передачи звуков, отражающих особенности славянского языка, были введены специальные знаки, а не сочетания двух или трёх основных, как практиковалось в алфавитах западноевропейских народов. Глаголица и кириллица почти совпадают по буквам. Порядок букв тоже практически один и тот же.
Как и в самом первом подобном алфавите - финикийском, а потом и в греческом, славянским буквам тоже дали имена. И они одинаковы в глаголице и кириллице. По первым двум буквам алфавита составилось, как известно, название – «азбука». Буквально это - то же самое, что греческое «альфабета», то есть «алфавит».
Третья буква - «В» - веди (от «ведать», «знать»). Похоже, автор выбирал названия для букв в азбуке со смыслом: если прочесть подряд первые три буквы «аз-буки-веди», получается: «я буквы знаю». В обеих азбуках за буквами были закреплены и цифровые значения.
Буквы в глаголице и кириллице имели совершенно разную форму. Буквы кириллицы - геометрически просты и удобны для письма. 24 буквы этой азбуки заимствованы из византийского уставного письма. К ним добавили буквы, передающие звуковые особенности славянской речи. Добавленные буквы были построены так, чтобы сохранялся общий стиль азбуки. Для русского языка использовалась именно кириллица, много раз преображённая и теперь устоявшаяся в соответствии с требованиями нашего времени. Древнейшая запись, сделанная кириллицей, обнаружена на русских памятниках, относящихся к Х веку.
А вот буквы глаголицы невероятно замысловаты, с завитками и петельками. Старинных текстов, написанных глаголицей, больше у западных и южных славян. Как ни странно, но иногда на одном памятнике использовали и ту и другую азбуку. На развалинах Симеоновской церкви в Преславе (Болгария) встретилась надпись, относящаяся примерно к 893 году. В ней верхняя строка выполнена глаголицей, а две нижние - кириллицей. Неизбежен вопрос: какую из двух азбук создал Константин? К сожалению, ответить на него окончательно так и не удалось.
1. Глаголица (X—XI вв.)
О древнейшей форме глаголицы мы можем судить только ориентировочно, потому что дошедшие до нас памятники глаголицы не старше конца X столетия. Всматриваясь в глаголицу, мы замечаем, что формы букв её очень замысловатые. Знаки часто строятся из двух деталей, расположенных как бы друг на друге. Это явление замечается и в более декоративном оформлении кириллицы. Простых круглых форм почти нет. Они все связаны прямыми линиями. Современной форме соответствуют лишь единичные буквы (ш, у, м, ч, э). По форме букв можно отметить два вида глаголицы. В первой из них, так называемой болгарской глаголице, буквы округлые, а в хорватской, называемой также иллирийской или далмацийской глаголицей, форма букв угловатая. Ни тот, ни другой вид глаголицы не имеет резко очерченных границ распространения. В позднейшем развитии глаголица переняла много знаков у кириллицы. Глаголица западных славян (чехов, поляков и других) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на письмо типа кириллицы. Но глаголица не исчезла совсем и до настоящего времени. Так, она употреблялась до начала второй мировой войны в кроатских поселениях Италии. Этим шрифтом печатались даже газеты. 2. Устав (кириллица XI в.)
Происхождение кириллицы также окончательно не выяснено. В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении похожи на византийские. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что в греческом языке, некоторые получили новые значения соответственно особенностям славянской фонетики. Из славянских народов кириллицу сохранили дольше всех болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, аналогично русскому, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей. Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Отличительной чертой устава является достаточная отчётливость и прямолинейность начертаний. Большая часть букв угловатая, широкого тяжеловесного характера. Исключениями являются узкие округлые буквы с миндалевидными изгибами (О, С, Э, Р и др.), среди других букв они кажутся как бы сжатыми. Для этого письма характерны тонкие нижние удлинения некоторых букв (Р, У, 3). Эти удлинения мы видим и в других видах кириллицы. Они выступают в общей картине письма лёгкими декоративными элементами. Диакритические знаки ещё не известны. Буквы устава - крупного размера и стоят отдельно друг от друга. Старый устав не знает промежутков между словами.
Устав - основной литургический шрифт – чёткий, прямой, стройный, является основой всей славянской письменности. Вот какими эпитетами описывает уставное письмо В.Н. Щепкин: «Славянский устав, подобно своему источнику – уставу византийскому, есть медленное и торжественное письмо; оно имеет целью красоту, правильность, церковное благолепие». Трудно что-нибудь добавить к такому ёмкому и поэтическому определению. Уставное письмо сформировалось в период литургической письменности, когда переписывание книги являлось делом богоугодным, неспешным, происходившим в основном за монастырскими стенами вдалеке от мирской суеты.
Величайшее открытие XX века - новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о том, что письмо кириллицей было привычным элементом русского средневекового быта и им владели различные слои населения: от княжеско-боярских и церковных кругов до простых ремесленников. Удивительное свойство новгородской почвы помогло сохранить бересту и тексты, которые писались не чернилами, а процарапывались специальным «писалом» - остроконечным стержнем из кости, металла или дерева. Такие орудия в большом количестве ещё раньше были найдены при раскопках в Киеве, Пскове, Чернигове, Смоленске, Рязани и на многих городищах. Известный исследователь Б. А. Рыбаков писал: «Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде - в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных)». 3. Полуустав (XIV в.)
Начиная с XIV столетия развивается второй вид письма - полуустав, который впоследствии вытесняет устав. Этот вид письма светлее и округлее, чем устав, буквы мельче, очень много надстрочных знаков, разработана целая система знаков препинания. Буквы более подвижны и размашисты, чем в уставном письме, и со многими нижними и верхними удлинениями. Техника начертания ширококонечным пером, сильно проявлявшаяся при письме уставом, замечается много меньше. Контраст штрихов меньше, перо затачивается острее. Пользуются исключительно гусиными перьями (раньше применялись преимущественно тростниковые). Под влиянием стабилизировавшегося положения пера улучшилась ритмичность строк. Письмо приобретает заметный наклон, каждая буква как бы помогает общей ритмической направленности вправо. Засечки встречаются редко, концевые элементы у ряда букв оформляются штрихами, по толщине равными основным. Полуустав просуществовал до тех пор, пока жила рукописная книга. Он же послужил основой для шрифтов первопечатных книг. Полуустав употреблялся в XIV-XVIII веках наряду с другими видами письма, главным образом, со скорописью и вязью. Писать полууставом было значительно проще. Феодальная раздробленность страны вызвала в отдалённых областях развитие своего языка и своего стиля полуустава. Главное место в рукописях занимают жанры военной повести и летописный жанр, отражавшие наилучшим образом события, пережитые в ту эпоху русским народом.
Возникновение полуустава было предопределено в основном тремя основными тенденциями в развитии письменности: Первая из них – это возникновение потребности в нелитургической письменности, и как следствие появление писцов, работающих на заказ и на продажу. Процесс письма убыстряется и упрощается. Мастер больше руководствуется принципом удобства, а не красоты. В.Н. Щепкин так описывает полуустав: «… мельче и проще устава и имеет значительно больше сокращений;… бывает наклонным – к началу или концу строки, …прямые линии допускают некоторую кривизну, округлые – не представляют правильной дуги». Процесс распространения и усовершенствования полуустава приводит к тому, что постепенно устав даже из литургических памятников вытесняется каллиграфическим полууставом, который есть ни что иное, как полуустав, написанный более аккуратно и с меньшим числом сокращений. Вторая причина – это потребность монастырей в недорогих рукописях. Деликатно и скромно украшенные, как правило, написанные на бумаге, они содержали в себе, в основном, аскетические и монашеские сочинения. Третья причина – появление в этот период объёмных сборников, своего рода «энциклопедий обо всём». Они были довольно толстыми по объёму, иногда сшитые и скомпонованные из различных тетрадей. Летописцы, хронограф, хождения, полемические сочинения против латинян, статьи по светскому и каноническому праву, соседствуют в них с заметками по географии, астрономии, медицине, зоологии, математике. Такого рода сборники писались быстро, не очень аккуратно и разными писцами.
Скоропись (XV—XVII вв.)
В XV столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель и создалось национальное Русское государство с новым, самодержавным политическим строем, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощённом, более удобном стиле письма. Им стала скоропись. Скоропись примерно соответствует понятию латинского курсива. У древних греков скоропись была в широком употреблении на ранней стадии развития письма, частично имелась она и у юго-западных славян. В России скоропись как самостоятельный вид письма возникла в XV столетии. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Но так как буквы были снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок, то читать написанное было довольно трудно. Хотя в скорописи XV столетия ещё отражается характер полуустава и связующих буквы штрихов мало, но в сравнении с полууставом это письмо более беглое. Буквы скорописи в значительной мере выполнялись с удлинениями. Вначале знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава. Во второй половине XVI века, а особенно в начале XVII века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи, а в общей картине письма видим некоторые элементы греческого курсива. Во второй половине XVII века, когда распространилось много разных вариантов письма, и в скорописи наблюдаются характерные для этого времени черты, - меньше вязи и больше округлостей.
Если полуустав в XV- XVIII веках в основном применялся только в книжном письме, то скоропись проникает во все области. Она оказалась одним из самых подвижных видов кириллического письма. В XVII веке скоропись, отличаясь особой каллиграфичностью и изяществом, превратилась в самостоятельный тип письма с присущими ему чертами: округлостью букв, плавностью их начертания, а главное, способностью к дальнейшему развитию.
Уже в конце XVII века образовались такие формы букв «а, б, в, е, з, и, т, о, с», которые и в дальнейшем почти не претерпели изменений. В конце века круглые очертания букв стали ещё более плавными и декоративными. Скоропись того времени постепенно освобождается от элементов греческого курсива и отдаляется от форм полуустава. В позднейшем периоде прямые и кривые линии приобретают равновесие, а буквы становятся более симметричными и округлыми. В то время, когда полуустав преобразуется в гражданское письмо, соответственный путь развития проделывает и скоропись, вследствие чего её можно в дальнейшем называть гражданской скорописью. Развитие скорописи в XVII веке предопределило петровскую реформу азбуки.
Вязь. Одно из самых интересных направлений в декоративном использовании славянского устава является вязь. По определению В.Н. Щепкина: «Вязью называется кирилловское декоративное письмо, имеющее целью связать строку в непрерывный и равномерный орнамент. Эта цель достигается различного рода сокращениями и украшениями». Система письма вязью была заимствована южными славянами из Византии, но значительно позже возникновения славянской письменности и поэтому в ранних памятниках она не встречается. Первые, точно датированные памятники южно славянского происхождения относятся к первой половине XIII века, а у русских – к концу XIV века. И именно на русской почве искусство вязи достигло такого расцвета, что может по праву считаться уникальным вкладом русского искусства в мировую культуру. Данному явлению способствовало два обстоятельства:
1. Основным техническим приёмом вязи является так называемая мачтовая лигатура. То есть две вертикальные линии двух рядом стоящих букв соединяются в одну. И если в греческом алфавите 24 знака, из которых только 12 имеют мачты, что на практике допускает не более 40 двузначных сочетаний, то кириллица имеет 26 знаков с мачтами, из которых составлялось около 450 общеупотребительных сочетаний.
2. Распространение вязи совпало с тем периодом, когда из славянских языков стали исчезать слабые полугласные: ъ и ь. Это привело к соприкосновению самых разных согласных, которые очень удобно сочетались мачтовыми лигатурами.
3. Ввиду своей декоративной привлекательности вязь получила повсеместное распространение. Ею украшали фрески, иконы, колокола, металлическую утварь, использовали в шитье, на надгробьях и т. д.
Параллельно с изменением формы уставного письма развивается ещё одна форма шрифта - буквица (инициал). Заимствованный из Византии приём выделения начальных букв особо важных текстовых фрагментов претерпел у южных славян существенные изменения.
Буквица - в рукописной книге акцентировала начало главы, а потом и абзаца. По характеру декоративного облика буквицы мы можем определить время и стиль. В орнаментике заставок и заглавных буквиц русских рукописей различаются четыре главных периода. Ранний период (XI-XII век), характеризуется преобладанием византийского стиля. В XIII-XIV веках наблюдается так называемый тератологический, или «звериный», стиль, орнамент которого состоит из фигур чудовищ, змей, птиц, зверей, переплетённых ремнями, хвостами и узлами. XV век характерен южнославянским влиянием, орнамент становится геометрическим и состоит из кругов и решёток. Под влиянием европейского стиля эпохи Возрождения, в орнаменте XVI-XVII веков мы видим извивающиеся листья, сплетённые с большими бутонами цветов. При строгом каноне уставного письма именно буквица давала возможность художнику выразить свою фантазию, юмор, и мистический символизм. Буквица в рукописной книге является обязательным украшением начальной страницы книги.
Славянская манера рисования инициалов и заставок - тератологический стиль (от греч. teras - чудовище и logos – учение; чудовищный стиль - вариант звериного стиля, - изображение фантастических и реальных стилизованных зверей в орнаменте и на декоративных изделиях) - изначально сложился у болгар в XII - XIII веке, а с начала XIII века стал переходить в Россию. «Типичный тератологический инициал представляет из себя птицу или зверя (четвероногое), выбрасывающих изо рта листву и опутанных плетением, исходящим из хвоста (или у птицы – также из крыла)». Помимо необыкновенно выразительного графического исполнения, инициалы имели насыщенную цветовую гамму. Но полихромия, которая составляет характерную черту книгописного орнамента XIV века, помимо художественного, имела ещё и прикладное значение. Зачастую сложная конструкция рисованной буквы с её многочисленными чисто декоративными элементами затемняла главное начертание письменного знака. И для его быстрого узнавания в тексте требовалось цветовое выделение. Причём по цвету выделения можно приблизительно определить место создания рукописи. Так, новгородцы предпочитали синий фон, а псковские мастера – зелёный. Светло - зелёный фон употребляли и в Москве, но иногда с добавлением голубых тонов.
Ещё один элемент украшения рукописной, а впоследствии и печатной книги – заставка - не что иное, как два тератологических инициала, расположенных симметрично один напротив другого, обрамлённых рамой, с плетёными узлами по углам.
Таким образом, в руках русских мастеров обычные буквы кириллического алфавита превращались в самые разнообразные элементы декоративной отделки, внося в книги индивидуальный творческий дух и национальный колорит. В XVII веке полуустав, перейдя из церковных книг в делопроизводство, преобразуется в гражданское письмо, а его курсивный вариант - скоропись - в гражданскую скоропись.
В это время появляются книги образцов письма - «Азбука славянского языка...» (1653 год), буквари Кариона Истомина (1694— 1696 годы) с великолепными образцами букв различных стилей: от роскошных инициалов до букв простой скорописи. Русское письмо к началу XVIII века уже сильно отличалось от предшествующих видов письма. Реформа алфавита и шрифта, проведённая Петром I в начале XVIII века, способствовала распространению грамотности и просвещения. Новым гражданским шрифтом стали печатать всю светскую литературу, научные и государственные издания. По форме, пропорциям и начертанию гражданский шрифт был близок к старинной антикве. Одинаковые пропорции большинства букв придали шрифту спокойный характер. Удобочитаемость его намного повысилась. Формы букв - Б, У, Ь, Ъ, «ЯТЬ», которые по высоте были больше остальных прописных, являют собой характерную особенность петровского шрифта. Стали употребляться латинские формы «S» и «i».
В дальнейшем процесс развития был направлен на усовершенствование азбуки и шрифта. В середине XVIII века были упразднены буквы «зело», «кси», «пси», введена буква «ё» вместо «i о». Появились новые рисунки шрифтов с большим контрастом штрихов, так называемый переходный тип (шрифты типографий Петербургской академии наук и Московского университета). Конец XVIII - первая половина XIX века ознаменовались появлением шрифтов классицистического типа (Бодони, Дидо, типографии Селивановского, Семена, Ревильона).
Начиная с XIX века графика русских шрифтов развивалась параллельно с латинскими, вбирая в себя всё новое, что зарождалось в обеих письменных системах. В области обычного письма русские буквы получили форму латинской каллиграфии. Оформленное в «прописях» остроконечным пером, русское каллиграфическое письмо XIX века представляло собой подлинный шедевр рукописного искусства. Буквы каллиграфии значительно дифференцировались, упростились, обрели красивые пропорции, естественный для пера ритмический строй. Среди рисованных и типографских шрифтов появились русские модификации гротесков (рубленых), египетских (брусковых) и декоративных шрифтов. Вместе с латинским, русский шрифт в конце XIX - начале XX века пережил и упаднический период - стиль модерн.
Наверх
www.rarebook-spb.ru
Письменность на Руси существовала за тысячи лет до Кирилла и Мефодия.
Валерий Алексеевич Чудинов — исследователь славянской письменности и культуры профессор, доктор философских наук Академик Российской Академии естественных наук, профессор, директор Института древнеславянской и древнеевразийской цивилизации общественной организации «РАЕН», председатель Комиссии РАН по культуре древней и средневековой Руси. Профессор Чудинов специализируется на славянской мифологии и палеогеографии, занимается поиском, изучением и дешифровкой древних рунических и руничных надписей более 12 лет. Он дешифровал славянское слоговое письмо Руницу и прочитал более двух тысяч надписей. Широко известен по многочисленным публикациям в научных журналах о том, что славянская письменность существовала задолго до Кирилла и Мефодия. По этой теме им написано более 300 статей и более десяти книг.
Поскольку это весьма интересная тема, я решил побеседовать с ним, взять у него интервью.
— В школах преподают, что письменность в Россию принесли два христианских монаха — Кирилл и Мефодий. Вы утверждаете, что это не так. Пожалуйста, расскажите об этом подробнее.
— Письменность на Руси существовала за тысячи лет до возникновения христианского мира. Кирилл и Мефодий просто лишь приспособили её для христиан для того, чтобы новая письменность более походила на греческую. Те письменные знаки, которые существовали до этого на Руси, назывались «Руны Рода». Они были похожи на греческие, но писались немного не так, как сейчас. Сейчас пишут в одну линию, толщина всех букв сейчас одинаковая – то есть, Кирилл и Мефодий произвели просто стандартизацию букв. До этого такой стандартизации не было. Буквы писались примерно так, как пишут их дети. Некоторые знаки могли зеркально развернуть в другую сторону – например, «Р» и «Я». Хотя, возможно, это несло какой-то сейчас неизвестный нам смысл. Букву «М» могли писать с вертикальными боковыми палочками и с наклонными. Могли написать саму букву наклонно. Одну букву могли написать больше, другую – меньше. Одну букву могли написать под другой. То есть, с письмом обращались гораздо свободнее, чем мы сейчас.
— Где Вы находите материалы для своих исследований?
— В основном, это надписи на камнях. Хотя со временем объемные или наоборот, выдолбленные в камне надписи стираются или заполняются песком и их порой даже трудно заметить с первого взгляда, но всё равно камней с надписями – великое множество! Есть надписи, в том числе, и на скалах – они называются петроглифы, их с большим удовольствием изучают археологи. Но есть ещё более крупные надписи – так называемые геоглифы, которые видны только с воздуха, с очень большой высоты.Размер букв в геоглифах может достигать порой сотен метров, а иногда – нескольких километров. И вот эти надписи, в отличие от надписей на камнях, даже по прошествии тысячелетий, довольно контрастны. Их очень хорошо видно, даже если посмотреть на Землю из космоса. Эти надписи можно увидеть в том числе даже с помощью программ Googlemap. К геоглифам относятся и такие, как в пустыне Наска огромные рисунки, практически не воспринимаемые с поверхности земли, но превосходно читаемые с высоты хотя бы одного километра.И вот эти рисунки и надписи – очень древние. Самые молодые из них относятся верхнему палеолиту, а самые древние уходят за пределы палеолита уже в плейстоцит. То есть, возраст некоторых из них превышает три миллиона лет.
— Кто же эти надписи мог оставить? И чём смысл их, если увидеть их можно только лишь с самолёта?
— А вот это – большой вопрос! Мы привыкли думать, как это преподносят нам в школах, что мы – самая развитая цивилизация из всех, что существовали до этого. Но это не так. Если внимательно изучить те же самые Египетские пирамиды, то выяснится, что построили их не египтяне, а другая, существовавшая до египетской куда более развитая, чем наша, цивилизация. Потому что сейчас мы такой пирамиды построить не сможем: у нас такой техники нет. Даже если брать одну только поверхность внешних облицовочных плит – они были обработаны инструментом похожим на современные фрезы, причём размер этой фрезы был больше трёх метров, она была наклонной, и она одинаково двигалась по всей поверхности этой большой пирамиды. Таких технологий у нас сейчас нет.
Во всех многочисленных длинных тоннелях внутри пирамид, на потолках нет никаких следов сажи и копоти, что означает, что их строители в древности пользовались для освещения не огнём, а чем-то другим, вполне может быть, электричеством. Кроме того, под Египтом находятся элипсовидные шахты, вырезанные по точной очень сложной траектории, причём, заметьте-фрезой(!) и при этом – в граните – в одном из самых твёрдых для обработки камней, который обычная сталь не берёт. Во многочисленных древних рисунках, во многих легендах, в писаниях древних народов – везде есть упоминания о том, что уже в незапамятные времена на Земле хорошо было развито воздухоплавание. И геоглифами, скорее всего, наши предки как раз и подписывали, обозначали различные города, необходимые им места – чтобы они были видны им во время полётов по воздуху.
— С этим трудно поспорить. Тем более, что есть множество фактов, указывающих на то, что история высокоразвитых цивилизаций, существовавших на нашей Земле, уходит в необозримое прошлое. Огромные пирамиды есть так же в Китае, и под водой – неподалёку от Кубы и рядом с Японией. По оценкам учёных, обнаруженные к северо-западу от Окинавы пирамиды были построены около десяти тысяч лет назад, когда морское дно еще было сушей, неизвестной цивилизацией с высокоразвитой технологией, вполне вероятно, с использованием каких-то машин.
В интернет до сих пор можно найти фото и видеоролики с изображением найденной на Южном Урале доломитовой плиты со стеклянным покрытием, на котором нанесен рельеф Южного Урала с сетью ровных и параллельных друг другу каналов, расстояние между которыми составляет 5 километров. Эту древнейшую на Земле карту изучали Башкирском университете, в результате чего все ученые, включая нашедшего её профессора Чувырова, пришли к выводу, что карта в точности моделирует рельеф Южного Урала и была сделана, скорее всего, ещё до потопа, так как в настоящее время эти каналы заполнены осадочными породами и поросли лесом. Для дальнейшего изучения эту карту отправили в московский университет, где этот уникальнейший артефакт весом в одну тонну вдруг бесследно исчез.
Точно такая же сеть параллельных друг другу каналов шириной 500 метров и глубиной 20 метров, с расстоянием между каналами пять километров покрывает в настоящее время Кольский полуостров. На поверхности они плохо видны, так как уже поросли лесом, но зато хорошо видны с космоса, их пока ещё можно увидеть даже на спутниковой карте GOOGLE . Общая протяжённость этих вырезанных в граните каналов составляет более 10 тысяч километров. Сделать такое нам сейчас не под силу.
О том, что уже до ледникового периода уровень развития землян был, по крайней мере, не ниже, чем наш, говорит и сам факт существования карты турецкого адмирала Пири Рейса (полное имя Хаджи Мухиддин Пири ибн Хаджи Мехмед), созданная им в 1513 году. Мореплаватели того времени не располагали средствами для сколько-нибудь точного определения долготы; необходимый для этого точный эталон времени,- хронометр – появился только два века спустя, из-за чего составляемые ими карты были весьма приблизительными. Карта же Пири Рейса воспроизводит и рельеф, и побережья как Северной, так и Южной Америк с высокой точностью, хотя была составлена всего спустя 21год после открытия Колумбом Америки. Среди прочих источников своей работы Пири Рейс отмечал, что его карта основана на некоей карте Христофора Колумба, которую тот получил, по его записям, когда был в Вест-Индии.
Для создания таких карт должен был использоваться математический аппарат сферической тригонометрии, еще неизвестный в XVI веке. Карта же Пири Рейса с высокой точностью отражает известную сегодня нам карту мира, в том числе некоторые исчезнувшие сейчас под водой части суши. Но больше всего научный мир поражает наличие на ней Антарктиды, открытой мореплавателями лишь спустя триста лет, — в 1820 году.
Но самым удивительным фактом является то, что изображение Антарктиды и её горных гряд точно соответствует побережью подлёдной части материка, форма которого стала известна лишь в 1959 году в результате сейсмического сканирования. Согласно официальному заключению гидрографического бюро ВМС США, древние карты, с которых турецкий адмирал Пири Рейс перерисовал свою, были составлены до того, как Антарктида исчезла под двух-километровой толщей льда, — то есть, более десяти тысяч лет назад, и единственный способ создания карты такой точности, отражающей, в том числе и детали рельефа – аэросъёмка. Карта Пири Рейса изображена на официальных денежных знаках Турции: старых банкнотах достоинством 10 млн. турецких лир и на новых банкнотах достоинством в 10 лир.
Это является подтверждением Ваших слов о том, что воздухоплавание было известно уже тысячи лет назад, ещё до потопа. Нужно учесть так же что НАСА всерьёз изучает «Виманика-шастру» — древний трактат, описывающий разные летательные аппараты, поднимаемые в воздух силой огня, ртутью, силой кристаллов… А какие геоглифы оставили древние воздухоплаватели в нашей стране?
— Их много! Например, если посмотреть на застройку современной Москвы. Когда-то это были определённые надписи. Но от того, что эти овраги или холмы стали застраиваться, они никуда не исчезли. И дома, формы улиц стали повторять, правда, менее контрастно, эти надписи. И вы читаете там или «масква», или «маскова» — от слова «маска». Примечательно, что старославянские буквы – почти современные русские встречаются во многих частях нашей планеты. Археологи уже несколько десятков лет раскапывают два города древнеиндийской цивилизации – Мохенджодаро и Хараппа. И вот год назад там были сделаны сенсационные находки, которые отодвинули древность этих городов ещё на тысячу лет: их возраст теперь оценивается не серединой третьего, а серединой четвёртого тысячелетия до нашей эры. И там было найдено несколько черепков с надписью славянскими буквами «мастерская храма Яра» — как вам это нравится?
Нас уверяют, что скифы были кочевым народом. Но когда вы идёте в Эрмитаж, в зал «Золото скифов», вдруг выясняется, что скифы создавали ювелирные украшения из золота на уровне более высоком, чем в любой другой стране мира. Сразу возникает вопрос: они это что, на коленях делали? В XVIII веке так и не смогли воспроизвести такие же украшения. Только в XIX веке ювелир Фаберже смог воспроизвести украшение, отдалённо напоминающее скифские серьги. Что из этого вытекает? – то, что уровень развития технологий, культуры и общества, которое произведения эти создало, был довольно высокий, так как скотоводы, как вы понимаете, не могут содержать ювелиров. То есть, общество находилось на очень высоком уровне развития.
Но когда я начал читать надписи на некоторых скифских изделиях, — особенно на монетах, я вдруг обнаружил знакомое мне уже из других совершенно источников слово «Аркона» — столица древнего государства, которое когда-то называлось Русь Яра.Аркона была столицей некогда огромной империи, которая находилась на острове Руян на территории нынешней Германии. То есть, эти украшения делали не скифы, а те наши русские предки, которые там тогда жили. И поскольку все древние храмы были связаны друг с другом, изделия высокого ювелирного качества, изготовленные в мастерских Арконы – мастерских Храма Рода, в мастерских Храма Яра, Макоши распространялись оттуда по всему миру. Аркона была своего рода центром огромного государства, которое простиралось почти на всю Европу вплоть до XII века.
Когда-то Рим был духовной провинцией Арконы, который Аркона пестовала, наполняла людьми, но с течением времени в нём стал изменяться и духовный уклад, и политический строй, и Рим начал завоевательные походы, движимый сформировавшимися в нём национальными элитами. Аркона была завоевана, потом опять восстановилась, а затем окончательно опять уничтожена христианами, которые уничтожили даже упоминания о ней в летописях.
Остров Руян – это сокращённое название «Русь Яна». Русью тогда называлась любая земля, но земля обитаемая, с разделением по различным Богам. Китай назывался Русью Мары. Русь Рода – это Америка. Русь Яра – это в основном, Европа. Понятие «Киевская Русь» — это изобретение одного монаха, которого запорожские казаки включили в состав своей делегации чтобы у Алексея Михайловича просить присоединения к России в 1654 году. До этого была Русь Московская, Русь Новгородская, т.д.
Многие германские города имели русское название. Например, Росток, Берлин – город Бера, «медвежий» (Бер-лога). А суффикс «ин»- это русский суффикс, — так же, как «ль»: «Ярославль». У немцев нет такого суффикса. У них суффикс «иш»: по-немецки этот город произносился бы «Беришь», а Берль, Берлин – это по-русски. Или в Берлине есть Трептов парк или — Парков. Окончание «ов» — это русское окончание. «Трептов» это, скорее всего, «Трепетов» или что-то подобное. Сейчас остров Руян называется Рюген, но многие города в нем до сих пор сохранили русские названия: Вустов, Волчев, Витов, Гарц, Матчев, Обин, Сёгард, Цирков. Ещё около пятисот лет назад половина Европы говорила по-русски. Рюрика пригласили на Ладогу потому что он был русским князем, сыном славянского князя Воцлава. По следам этих исследований Михаил Задорнов снял фильм «Рюрик. Потерянная быль», который хорошо было бы всем посмотреть.
И Греки, и Римляне – это всё народы недавние, которые для своего прославления переставили всё с ног на голову: стали говорить, что они – древние, а мы, русские – молодые, хотя на самом деле всё с точностью до наоборот. Потому что геоглифы, сохранившиеся на их территориях, написаны на русском языке, а не на греческом или латыни.
Не очень давно мне попалась книжка, написанная перед первой мировой войной одним сербом, проживавшим в Германии. В ней он привёл сведения, которые многим сегодня были бы интересны: больше 50% западной Европы – это славяне. В начале XX века более половины населения Европы были славянами. А славяне – это тот же русский язык, только в другом окружении. Вы приезжаете в Сербию – Вам говорят: «Добр дан!», а в Польше Вам говорят: «Джень дорбы!» Вы всё равно понимаете, что Вам говорят: «Добрый день!» Различия между славянскими языками невелики. Конечно, если говорят быстро, то понять уже трудно, — в основном, из-за приобретенного за много столетий другого акцента. В Болгарии сейчас много тюркизмов, потому что они триста лет были под турками. Но даже сейчас в Болгарии магазин называется «храна» — всё, что хранится, то в нём продаётся. Если немного подумать, русский может понять любой славянский язык. Русской землёй была когда-то и Англия.
— К этой мысли приходит много исследователей, сравнивающих Аркаим и Стоунхэндж: оба они – это пригоризонтные обсерватории, созданные одинаково, с поразительной точностью. Оба сооружения – это геометрические круги, а радиус кольца лунок Стоунхенджа до сантиметра равен радиусу внутреннего кольца Аркаима. Кроме того:1) Аркаим и Стоунхендж созданы в одно время — около 3 800 лет назад;2) Расположены на одной географической широте;3) И причём оба — в середине чашеобразной долины с рельефным горизонтом.
Это при том, что их разделяет 4 тысячи километров — расстояние немалое даже для нынешних средств сообщения. Это является несомненным свидетельством того, что они принадлежали единой высокоразвитой научно культуре, поскольку структура и пропорции Аркаима хранят в себе точные цифры прецессии (соотношения солнечной и лунных орбит), точные параметры которой были вычислены современной наукой только лишь в прошлом веке. Несомненно, знание прецессии — признак цивилизации высокого уровня.
— Валерий Алексеевич! В своих работах Вы говорите о многих переворачивающих представление о реальности артефактах, многие из которых замалчиваются, а некоторые – уничтожаются и исчезают.
— Как это известно, был период, когда целенаправленно уничтожались все памятники нашей славянской древности. До реформ Патриарха Никона, до середины семнадцатого века Русь продолжала оставаться большей частью ведической. А с конца семнадцатого, весь восемнадцатый и до начала девятнадцатого века все славянские памятники, вся дохристианская письменность подверглись уничтожению. После революции, во время Советской власти уничтожение сохранившихся памятников началось с новой силой. На моём сайте одна пожилая женщина, археолог, рассказала: «когда я была девушкой, во время одной экспедиции при мне были найдены очень замшелые древние камни с большим количеством надписей с хорошо различимыми русскими буквами. По приказу начальника экспедиции эти камни были все взорваны так, чтобы ничего не осталось». И эта политика продолжается до сих пор.
— Зачем и кем это делается?
— У меня к Вам вопрос: Вы знаете, кто были первые коммунисты? Первые руководители Красной Армии? Вы слышали все эти нерусские фамилии. Там не было ни Ивановых, ни Сидоровых..
— Даже Путин недавно официально признал, что первым советским правительством на 80-85% были евреи. Которые, при поддержке немецких банкиров, подбили народ свернуть царя, чтобы захватить потом самим власть.
— Им очень была интересна история древней Руси? Что сделал Луначарский? Он сделал реформу русского языка. Убрал все твёрдые знаки, все «яти», «и» с точками. Для чего? – чтобы революционная молодёжь не читала дореволюционные книги. Чтобы русские не понимали, что было написано до революции, буквально всего несколько лет назад. Все праздники на 13 дней сместили, на «чёртову дюжину», чтобы их люди не праздновали. Луначарский был министром культуры. Фактически, он разрушал всю славянскую нашу культуру, чтобы лишить нас корней, знания о величии предков. Сейчас история древней культуры России замалчивается, поскольку политически это многим невыгодно.
Уже общепризнано, что в информационной войне мы проиграли. И вдруг выясняется, что Рим построила Русь. Что основным языком в Западной Европе был русский. Что вся культура Западным миром почерпнута у России, центр которой находился на территории современной Европы. Что Аркона была мировым центром культуры, искусства, что там изготавливались все ходившие по Европе монеты, ювелирные золотые изделия — так же, как все доллары печатаются сегодня в Америке. Тем более, что весьма интересна связь русского языка и санскрита. Индусы, которые знают санскрит, говорят, что все русские говорят на санскрите – в этих двух языках до сих пор сохранилось до 30% общих слов и корней.
— Да. Всего триста лет назад русские и купцы общались с индусами без переводчиков и понимали друг друга отлично – так же, как сейчас русские и белорусы или украинцы или те же болгары понимают друг друга. По сути, старорусский язык – это и есть санскрит. И русские буквы – один из шрифтов санскрита. Санскритологам сегодня известно более десяти шрифтов санскрита. И шрифт деванагари, на котором записаны древние священные тексты – это шрифт, который используют Боги, обитатели высших планет.«Дева»-«божественный», «нагара» — «город». То есть, шрифт, которым пользуются Боги в своих городах. А на планете Земля использовался так же и шрифт, известный сегодня как русский. Кстати, весьма интересно, что целомудренных женщин в Индии мужчины называют Богиней – «деви». «Девой» (божественной) — и даже сейчас называют в России девушек, которые хранят чистоту тела и мыслей. И кстати, весьма любопытно, что шрифт деванагари использовался очень недавно даже в России. Как описывала одна старая бабушка донская казачка древнее казачье письмо: «сначала вели богову черту, а под ней крюки лепили» — именно так выглядит шрифт деванагари:
— Валерий Алексеевич,зачем Вы распространяете эти знания?
— Я – патриот своей страны, я хочу больше знать о ее истории и мне досадно, что эту историю, генеалогию нашего народа сегодня скрывают. Сегодня историю России до Рюрика никто даже не знает. При этом все думают, что Рюрик был немцем. Но в то время на территории германии немцев ещё даже не было, там жили русские. Немцы появились там позже, когда пришли тюрки, пришли саки, — западные тюрки, которые начали называться саксы. Тюркские народы тоже вышли из русских, но отошли от них и изменились на сотни лет раньше.
— Что бы Вы хотели пожелать россиянам?
— Нашим соотечественникам я хочу пожелать силы, уверенности в завтрашнем дне и уверенности в том, что Россия достойна своей истории, у нас была великолепная история! Молодежи нужно знать историю нашей страны, это даёт внутреннюю силу, основу. Если человек не знает своей истории, ему трудней идти в будущее.
Когда Вы знакомитесь с древней культурой, Вас поражает, насколько она была совершенна, продумана.
— Спасибо, Валерий Алексеевич! Творческих успехов Вам и здоровья!