Билет 1 Особенности общественно-политического строя стран Древнего Востока. Восточная деспотия. Деспотия древнего востока
Вопрос №3 Восточная деспотия как форма государств:
Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.
Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:
финансовое ведомство по сбору налогов;
ведомство военное;
ведомство общественных работ.
Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.
По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы.
Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.
Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти?
Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны – все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия.
Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть – исключением.
Вопрос №4 Государственный строй Древнего Египта:
По мнению большинства ученых человеческая цивилизация зародилась в Древнем Египте – в Северной Африке в долине реки Нила. Уже в IV тыс. до н.э. в долине реки Нила существовало около 40 городов-государств (номов). Жизнь всех 40 номов была связана с р.Нил, поэтому в истории этого государства рано появилась тенденция к централизации. Уже к середине IV тысячелетия возникло 2 царства: верхний (южный) и нижний (северный) Египет.
Около 33 века до н.э. царь верхнего Египта – Мин завоевал Нижний Египет и принял титул царя Верхнего и Нижнего Египта. Таким образом, возникло централизованное деспотичное государство, просуществовавшее примерно три тысячелетия.
Деспот в Древнем Египте – фараон – был носителем всей полноты государственной власти. Его личность обожествлялась вплоть до того, что запрещалось вслух произносить его имя и титул «фараона» обозначает «большой дом». Фараон считался сыном Бога солнца Ра. Непосредственно фараон давал указания верховному чиновнику джати. Джати и стоял во главе огромного чиновнического аппарата.
В Египте существовали прообразы министерств. Например: «дом сокровищ» - финансовое ведомство, «дом оружия» - военное ведомство, «дом главного архитектора» - ведомство общественных работ.
В м/у сохранилось деление всего государства на Верхний и Нижний Египет, в котором правили назначенные фараоном наместники. Соответственно и отдельные номы превратились в административно-территориальные единицы, в которых правили номархи. Если раньше это были местные цари, то после объединения Египта они превратились в чиновников. Низшей единицей управления выступала община, в которой сохранялось определенное самоуправление – выборы старосты, распределение налогов, разрешение незначительных споров и т.д.
Судебная власть не была отделена от административной, и судопроизводство осуществляли соотв. чиновники. Джати принадлежали полномочия. Отчасти судебные функции принадлежали жреческим коллегиям. Длительное время армия в Древнем Египте была основана на ополчении. Лишь в период нового царства окончательно сложилась регулярная профессиональная армия.
В VI веке до н.э. Египет был захвачен персами и вошел в состав их империи. В I веке до н.э. Египет вошел в состав Римской империи. В VII веке н.э. Египет был завоеван арабами.
studfiles.net
Билет 1 Особенности общественно-политического строя стран Древнего Востока. Восточная деспотия.
Ранние государства складываются в 4—3 тысячелетии до н.э. на Востоке. Речь идет о древневосточных цивилизациях, возникших в Египте, Месопотамии, Индии, Китае. На Востоке впервые возникли стратифицированные государственные ( городские, номовые) общности, как в Месопотамии и долине Нила.
Одной из основных социальных форм, имевших решающее значение в эволюции древневосточных обществ, была община, но не городская, а сельская, основанная на натуральном хозяйстве, с сочетанием ремесла и земледелия в рамках каждой общины.
По мере выделения надобшинных управленческих структур стали складываться и собственно царско-храмовые хозяйства, создаваемые главным образом за счет присвоения общинных земель, где рано начал использоваться труд рабов, различных категорий подневольных лиц, но владеть участками царско-храмовых земель могли лишь люди, выполняющие ту или иную работу на государство или состоящие у него на службе.
Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пестрый социальный состав древневосточных обществ, который можно дифференцировать в границах трех основных социально-классовых образований:
1) различные категории лиц, лишенных средств производства, зависимые подневольные работники, к которым относились и рабы;
2) свободные мелкие производители общинники-крестьяне и ремесленники, живущие своим трудом;
3) господствующий социальный слой, куда входили придворная и служилая аристократия, командный состав армии, состоятельная верхушка земледельческих общин и проч.
Отсутствие на Востоке четкости социально-классовых границ выражалось и в существовании различных категорий зависимого населения, занимающих промежуточные позиции между свободными и рабами, и различных (переходных) категорий свободных. Сословно-правовой статус индивида в обществе не всегда совпадал с его социально-экономическим положением.
Признаки (по лекции):
отсутствие частной собственности и экономических классов
господство аппарата администрации и принцип централизованного распределения.
Автономия общин или иных социальны корпораций при решении своих внутренних проблем. Корпорации (касты, цехи) абсолютно автономны и живут по своим законам.
Произвол власти при соприкосновении человека с государством (принцип поголовного рабства). Причастность к власти дает возможность сохранить собственность. Принцип власти и собственности влечет коррупцию.
Признаки «восточной деспотии»: это монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей; централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата за бесправными подданными. (Китай, Др. Египет)
Высшая законодательная власть деспота, централизованный многоступенчатый бюрократический аппарат, возглавляемый самим правителем. Все имперские чиновники, независимо от рангов и занимаемых постов, были поставлены под строгий контроль центральных властей.
В этой системе монарх выступал в качестве посредника между миром живых людей и сверхъестественных сил. Он исполнял и толковал волю божества, был организатором религиозного культа, жертвенных подношений. Ему подчинялось жречество. Личность монарха, независимо от его качеств, признавалась священной.
Преимущественно его полномочия были связаны с выполнением административно-хозяйственных функций. Государственная власть призвана была регулировать разрозненное общинное производство и организовывать общественные работы (строительство ирригационной системы, дворцово-храмовых комплексов и военных укреплений, обслуживание царско-храмового хозяйства.
Способы и методы осуществления государственной власти, основанные на применении военной силы.
studfiles.net
Ответы_на_вопросы
Вопрос №1 Предмет, периодизация, и методология ИГПЗС
Предметом ИГПЗС являются: возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших наибольшее влияние на историю государственности; анализ содержания государственно-правовых процессов, развивающихся в определенном времени и пространстве.
Периодизация ИГПЗС:
История государства и права Древнего мира – конец IV в. до н.э. до середины V в. н.э. (падение Римской империи)
История государства и права Средних веков – V в. – XVI в. (1640 г.)
История государства и права Нового времени – до конца XIX в.
История государства и права Новейшего времени – XX в.
Методология ИГПЗС – совокупность методов и приемов научной деятельности, применяемой для получения знаний о закономерностях развития и функционирования исторических явлений.
Для исследования предмета ИГПЗС используются следующие методы:
Общелогические – применяемые всеми науками (дедукция и индукция, рассуждение по аналогии, доказательство от противного и др.)
Частнонаучные
Конкретно-исторический заключается в рассмотрении эволюции государственно-правового устройства отдельно взятой страны на определенном отрезке времени.
Сравнительно-правовой заключается в сравнении особенностей развития государства и права в разных странах. Конкретные государственно-правовые явления изучаются путем синхронного сопоставления их отдельных качеств с показателями других однотипных и одновременных явлений и диахроннго сопоставления явлений между собой в разное время.
Системно-структурный применяется для изучения отдельных элементов системы государственно-правового устройства зарубежных стран.
Статистический метод используется для изучения количественных сторон исторического процесса.
Научные приемы: аналогия – применяется для изучения явлений сведения о которых неполны или неточны; экстраполяция – распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления или процесса, на другую его часть.
Вопрос №2 Общая характеристика государственно-правовых систем Древнего Востока
На древнем Востоке впервые в истории развития человеческого общества появились такие социальные и политические институты как государство, право, мировые религии.
Протогосударства стали появляться в древневосточных цивилизациях (в Древнем Египте, Древней Индии, Древней Месопотамии, древнем Китае – еще в IV-III тыс. до н.э.) в процессе разложения общинно-родовой организации. Древним обществам Востока присуща деспотическая форма государства.
Восточная деспотия:
- монархическая форма правления с неограниченной властью наследственного, обожествляемого монарха, который выступает единоличным законодателем и высшим судьей;
- централизованное государство с жестким тоталитарным режимом, со всеохватывающим надзором за бесправными подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.
В некоторых древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась лишь советом знати, или народным собранием, или управляющимися большесемейными городскими общинами.
Характерные черты восточной деспотии:
- соединение всех ветвей власти в одних руках
- верность традициям и обычаям
- огромное влияние религии
- коллективизм, общинность
Особенности права в государствах Древнего Востока:
- источником права было обычное право
- нормы религии переходили в нормы права
- клятва перед богом, ордалии, божий суд
- приниженное положение женщин и детей
- ответственность носила только уголовный характер
- право толеона
- коллективная ответственность
Вопрос №3 Общественный строй и государственное устройство Древнего Вавилона
Древний Вавилон пришел на смену Шумеру около 2000 лет назад, являлся рабовладельческим государством, поэтому в нем было деление общества прежде всего на свободных и рабов.
Рабы «вардум» - являлись низшим общественным слоем, рабами могли стать военнопленные, ставшие бесправными свободные (преступники, несостоятельные должники). Со стороны закона рабы считались имуществом, они не могли быть собственниками. Рабы могли быть царские, храмовые и частновладельческие.
Свободное население делилось Вавилона на авилум (человек, муж) и мушкену (падающий ниц).
Авилумы – высшее сословие рабовладельцев, свободные полноправные жители.
Тамкары – ростовщики, торговцы, кредиторы, занимались внутренней и внешней торглвлей.
Илку – воины, находились на царском содержании, служба воина считалась вечной.
Свободные крестьяне – большая часть заработанная земледельцами изымалась как налог чиновниками.
Жрецы – имели большой вес в обществе, храмы обладали огромными богатствами. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении государством. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе и родственниками царя.
Государственный строй представлял собой восточную деспотию. Во главе государства стоял патеси (наместник бога на земле). Высшим должностным лицом в государстве являлся правитель царского дворца – нубанда, он руководил строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов,ведением войн.
Судебная система не была отделена от администрации. Царь и чиновники ведали и административными, и судебными делами. Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Вопрос №4 Законы Хаммурапи
Вавилон достиг своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) Правление этого царя ознаменовано созданием сборника законов. Текст законов разделен на три части: обширное введение, статьи законов (282), заключение. Правовые положения изложены казуистически, без обобщений.
Право собственности, формы земельной собственности: царская, служилых царских людей, храмовая, общиннная, частная. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю. Землю можно было продавать, сдавать в аренду, передавать по наследству. Имущество илку было изъято из оборота.
Обязательственное право. Большое внимание уделялось договорной фиксации сделок. Наиболее важные заключались в письменной форме на обожженных глиняных табличках и в нескольких копиях запечатывались в обожженный двойной конверт из глины.
Виды договоров: брачный, договора займа, аренды, найма. Также существовали договора купли-продажи, мены, хранения, поручения, товарищества. Гарантии исполнения — материальная ответственность (штраф) и личность должника. Роль государства в обязательственных отношениях: юридическая защита сделок.
Договоры поручения (что-либо вывезти и продать) оформлялись письменно. Нарушение этого ритуала и формы было сопряжено с ответственностью для обеих сторон.
Брак заключался по договору, развод был упрощен только для мужа. Основные поводы для развода: прелюбодеяние жены; бесплодие жены. Отец не имел права жизни и смерти над детьми, но мог отдать жену и детей в долговую кабалу, сына лишить наследства за «тяжкие грехи». Сыновья от рабыни-наложницы являлись свободными, т.е. семья сохраняла многие патриархальные порядки.
Наследование в основном по закону. Наследовали все сыновья в равных долях. Жена получала вдовью долю на правах пожизненного владения, которую затем передавала детям. Приданое жены наследовали дети.
Уголовное право. Не было различий между преступлениями и гражданскими правонарушениями. Право носило ярко выраженный классовый характер. Виды преступлений:
Должностные. В разряде совершающих должностные преступления упомянуты судьи, меняющие вынесенный приговор на другой, солдаты, младший командный состав.
Имущественные. Кражи и грабеж, повреждение чужого имущества, а также многочисленные посягательства на чужих рабов.
Преступления против семейных устоев включают кровосмешение, неверное и распутное поведение жены, похищение и подмену ребенка.
Против личности. Убийство мужа женой, неудачная операция лекаря, телесные повреждения в драке, оскорбление словом и действием, ложные обвинения.
Виды наказаний: смертная казнь, продажа в рабство, телесные и членовредительские наказания, штрафы, изгнание и иные формы по принципу талиона (равновозмездность наказания). Социальное положение влияло на меру ответственности и возмещение ущерба. Было возможно наказание без вины. Применялся принцип талиона.
Наказания были весьма строгими, широко применялись также устрашающие членовредительные наказания: отсечение руки, пальцев рук, отрезание уха, языка и иные формы наказания пo принципу талиона.
Помимo обычных наказаний в виде штрафов и членовредительных действий, преступников обращали в рабство, изгоняли из страны.
Процессуальное право. Судебное решение воспринималось как акт справедливости, который совершался при помощи законов, а иногда и с участием богов, например, бога Реки в случае испытания водой.
Судебный процесс был устным и состязательным, а также единым по делам уголовным и гражданским. Истец сам приводил ответчика в суд, а преступника приводили царские слуги, которые находились в подчинении и распоряжении наместников. Практиковалось судебное разбирательство с учетом алиби.
Виды доказательств: вещественные доказательства, клятвы свидетелей ордалии. Отсрочка в представлении свидетельских показаний могла предоставляться до 6 месяцев (ст. 13). Приговоры о смертной казни и членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично.
Вопрос №5 Государство и право Древнего Египта
Перед образованием единого египетского государства на его территории было примерно 40 отдельных областей – номов, во главе их стояли правители (номархи).
Изначально номы объединились в два самостоятельных государства: Верхний Египет, Нижний Египет. К концу IV тыс. до н.э. фараон по имени Манес установил контроль над всей территорией страны.
Государственный строй. Это государство было централизованным почти на всех этапах своего развития, за исключением кратких периодов распада, в нем работал централизованный бюракратический многочисленный аппарат, в который входили правители, жрецы, вельможи, царские чиновники различных рангов. Вся власть сосредотачивалась в руках фараона, он был законодателем и судьей, ему принадлежало верховное право на земельный фонд, власть передавалась по наследству.
studfiles.net
Восточная деспотия в странах Древнего Востока, История государства и права
Пример готовой курсовой работы по предмету: История государства и права
Введение 3
Глава 1. Основные черты древневосточной деспотии 5
Глава
2. Специфика функционирования деспотии. Отличия древневосточной деспотии от тирании 15
2.1.Характер становления и функционирования государственной власти 15
2.2.Значимость религиозного фактора в деспотии 20
Заключение 31
Список литературы 33
Содержание
Выдержка из текста
Также ему вверялось осуществление правосудия с помощью опытных брахманов, он являлся опекуном всех малолетних, больных, вдов. Царю предписывалось почитать брахманов, знающих Веды и поступать по их совету. Царь также назначал ряд должностных лиц и контролировал их деятельность. Судебные функции выполнял суд, членами которого являлись царь, брахманы, опытные советники. Правом толкования норм права в суде обладал только брахман, в некоторых случаях это дозволялось желать кшатриям или вайшья. Существовало
1. поводов (пада) судебного разбирательства, а именно, речь идет о неуплате долга, закладе, продаже чужого, участии в торговом или ином объединении, неотдаче данного, неуплате жалования, нарушении соглашения, отмене купли-продажи, споре хозяина с пастухом, споре о границе (земельных участков), клевете и оскорблении действием, краже, убийстве, насилии, прелюбодеянии, брачных отношениях, разделе наследства, игре в кости и битье об заклад. В судебной системе большое значение придавалось показаниям свидетеля в суде.
Свидетель должен был иметь равный социальный статус с той стороной в процессе, относительно которой им даются показания. Однако если надлежащие свидетели отсутствовали, возможным было принятие свидетельств ребёнка, старика, ученика (в отношении учителя), родственника, раба и женщины. Законы Ману также регламентированы и имущественные отношения. В «Ману-смрити» говорится о сроках давности пользования, владения вещью, влекущих за собой превращение владения в собственность. Данный срок составлял
1. лет. Правило давности не распространялось на залог и вклад. Приобрести имущество возможно было семью путями. А именно, если вещь передается по наследству, получена в дар, куплена, завоевана, получена путем ростовщичества, исполнения работы, а также получения милостыни. Первые три способа приобретения имущества были доступны для всех варн, четвёртый — только для кшатриев, пятый и шестой — для вайшьев, седьмой был доступен только брахманам. Если сделки совершались через обман или насилие, в состоянии аффекта, рабом, ребенком, стариком, то они рассматривались как недействительные. Высшиеварны не признавали наемный труд. В Законах Ману выделены восемь форм брака, которые были распространены в Индии. Первые четыре, поощряемые брахманами, включали брахму (вручение отцом «наделённой драгоценностями» дочери жениху), дайву (вручение дочери жрецу, когда он исполняет обряд), аршу (отец выдаёт дочь жениху после получения от него быка и коровы или двух пар) и праджапатью (вручение отцом дочери жениху после слов «Исполняйте вместе дхарму»).
Другие («дурные») виды включают асуру (покупка невесты), гандхарву (добровольный союз жениха и невесты без согласия родителей), ракшасу (похищение невесты) и самый худший вид — пайшачу (насилие над девушкой в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или безумной).
Женщине надлежало все жизнь находиться под защитой мужчины. Она должна была заниматься рождением и воспитанием детей. В Законах Ману великими грехами считаются убийство брахмана, пьянство, кража, прелюбодеяние с женой гуру (учителя), а также сообщество с таким грешником. Прелюбодеяние относилось к особо тяжким преступлениям. Царю предписывается использование следующих видов наказаний: заточение (ниродхана), заковывание в цепи (бандха) и различные виды телесных наказаний (вадха).
К брахманам смертная казнь не применялась, вместо неё использовались другие виды наказания, связанные с публичным позором. В период создания законов Ману в Индии уже существовало понимание разницы между владением и собственностью. Охрана частной собственности занимала особое место в Законах Ману. В Законах указаны следующие способы появления права собственности, а именно, речь идет о наследовании, получении в виде дара или находке, покупке, завоевании, ростовщичестве, исполнении работы, получении милостыни. Здесь важно сказать о доступности первых трех способов всем кастам, тогда как четвертый был доступен только кшатриям, пятый и шестой существовал только для вайшьев, а седьмой рассматривался в качестве исключительной привилегии брахманов. Древняя Индия также знала и другой способ приобретения права собственности — давность владения (10 лет).
При этом подчеркивалось, что он возможен, если человек законно подтверждает свое превращение из владельца в собственника. Приобретение вещи было возможно только у ее собственника. Было запрещено доказывание права собственности посредством ссылки на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, ее возвращали прежнему собственнику (ст. 147 гл. VIII).
В законах Ману в качестве основного вида собственности выступает земля. Земельный фонд страны был представлен царскими, общинными, частными землями (земли, которые принадлежали частным лицам).
В законах закона Ману также есть упоминание о рассмотрении судебных споров о границах между общинами, об общинных колодцах, каналах. В процессе рассмотрения данных споров, в первую очередь, учитывали мнения родственников и соседей. Они же обладали правом преимущественного приобретения земли. Таким образом, община, которая обладала значительной ролью в общественных отношениях, стремилась к ограничению частного землевладения. За незаконное присвоение чужой собственности (чужого участка земли) полагалось выплачивать большие штрафы, а присвоивший чужую землю объявлялся вором. Запрещалось также оказывать вмешательство в дела собственника. В законах Ману говорится, что если несобственник поля засевает чужое поле своими семенами, он не имеет права на получение урожая. Законы Ману выполняли функцию охраны движимого имущества. Наиболее значительные — это рабы, скот, инвентарь. Обязательственные отношения в законах Ману были, в целом, достаточно хорошо разработаны. В основном в законах есть упоминания об обязательствах из договоров. Договор не может носить действительный характер, если человек его заключает, находясь в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдает от болезни, является ребенком, стариком, а также лицом, не уполномоченным к заключению договора (ст.
16. гл. VIII).
Недействительными, по общему правилу, признавались договоры, если их заключали рабы. Но в случае, если такой договор был заключен в пользу хозяина раба, такой договор мог быть действительным (ст. 167).
Законы Ману предусматривали, что стороны вступают в договор добровольно. Отсюда то соглашение, которое было заключено посредством обмана или было построено на насилии, не могло иметь статус действительного. Однако в древнеиндийском праве мы еще не можем найти признания даже формального равноправия между должником и кредитором в договорных отношениях. Кредитор, который принадлежал к низшей касте, не мог заставить отрабатывать долг должника, если тот принадлежал к высшей касте (ст.
17. гл. VIII).
Лицо более высокого происхождения, чем кредитор, имело право на постепенную отдачу долга. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего. Поскольку в Древней Индии практиковалось широкое применение труда свободных наемных работников (кармакаров), то в законах Ману уделяется значительное внимание данному виду договора. По своей варновой принадлежности наемные работники в основном относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и разорившиеся свободные общинники и ремесленники, принадлежащие к вайшьям. Кармакарам, занятым на земледельческих работах, полагалось получать 1/10 урожая, в скотоводстве — 1/10 масла от молока коров, за которыми они осуществляли уход. Условия заключения договора определялись работодателями. Если договор не исполнялся должным образом, за это полагался штраф, виновный же не получал жалованье. Если же работа не была выполнена по причине болезни, а затем нанявшийся все же исполнял работу, то он имел право на получение жалованья даже спустя долгое время. В Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот договор был распространен в связи с тем, что в общину проникла имущественная дифференциация. Разоряющиеся общинники, которые лишились земли, были вынуждены пойти на то, чтобы ее арендовать. Есть в законах Ману упоминание и о договоре купли-продажи. Договор считался действительным, если его совершали при участии свидетелей, а продавцом был собственник вещи. В законе были установлены строгие требования к предметам договора, в частности, был наложен запрет на продажу товара плохого качества. В течение не более чем
1. дней после совершения купли-продажи сделка могла быть расторгнута без каких-либо уважительных причин. Особенность этого договора для Индии заключалась в том, что здесь существовало ограничение торговлей людьми, и торговля рассматривалась в качестве того занятия, которое недостойно высших каст. Законам Ману известны были и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причинный движением повозки по городу. При этом виновный должен возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царюОсобое внимание также следует обратить на трактат «Артхашастра» («Наставление о пользе»).
Его автором считается брахман Каутилья - советник царя Чандрагупты, которым была основана в IV в. до н.э. могущественная империя Маурьев."Артхашастра" - это наука о приобретении и сохранении власти, другими словами, наставление по искусству правления. Цель общества заключается в благе всех живых существ. Рассмотрение общего блага рассматривалось не через призму прав человека. Благо подразумевало сохранение того общественного порядка, который был создан Богом. Человеку надлежало только исполнять дхарму, тогда как только под принуждением дхарма могла действовать. Царь, являющийся наместником Бога, заставляет подданых подчиняться дхарме посредством наказания. То есть, царская власть должна быть сильной и централизованной. Каутилья рекомендует, чтобы цари, в первую очередь, занимались укреплением государства, руководствовались государственной пользой, даже нарушали религиозный долг, если того требуют интересы государства.
Он убежден, что власть и богатство должны быть приобретены и защищены, увеличены всеми средствами, как хорошими, так и дурными. Ведийская эпоха с ее идеологией брахманизма завершилась в середине первого тысячелетия до новой эры. ЗаключениеНа основании проведенного исследования возможно сделать следующие выводы. Таким образом, деспотизм является древней формой монархической власти. Деспотия Древнего Востока характеризуется наличием развитого административного аппарата, неограниченной власти монарха, сакрализацией и обожествлением верховной власти. Деспотия основывается на традициях, наследственности и преемственности государственной власти. Истоком деспотии Древнего Востока являлись религиозные и общинные традиции. Деспотия принципиально отличается от тирании, характерной для Древней Греции. Если деспотия устойчива, то тирания — это плод нестабильности в обществе, в государственной структуре.
И эти периоды к власти приходили тираны — люди, которые являлись успешными военачальниками, насильственными методами захватившие власть. Власть тирана не имеет традиционных основ, она не легитимна. Кроме того, деспотия всегда защищает интересы высших каст общества — аристократии. Тогда как тирания, наоборот, подавляет аристократию и ее влияние в обществе. Объект политического интереса для тирана является простой народ как активная сила, которая может оказать содействие правящему режиму. Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала тому, что значительно возросла роль государственной власти в странах Древнего Востока, стала создаваться специфическая форма подобной власти — неограниченная монархия, которая часто характеризуется как «древневосточная деспотия».
Сущность ее, как и всякой другой формы государства, заключается в подавлении сопротивления эксплуатируемых, поддержании порядка в обществе. Однако специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало в качестве верховного организатора системы искусственного орошения, необходимой для того, чтобы хозяйственная жизнь в государстве протекала в нормальном режиме. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к тому, что появилась многочисленная администрация, организованная по бюрократическому принципу: речь идет о делениина ранги, субординации, общественном положении в зависимости от места на государственной службе. Формирование древневосточной деспотии как специфической формы монархии осуществлялось на протяжении длительного периода времени, постепенно стали преодолеваться традиции родовой демократии.
Ранние формы примитивной монархии постепенно трансформировались в те или иные разновидностидревневосточной деспотии. Важная особенность древневосточной деспотии представлена особым положением главы государства — правителя-деспота. Царь считался не только носителем всей полноты власти: законодательной, исполнительной, судебной, — но вместе с тем признавался как сверхчеловек, ставленник богов, их потомок или даже один из богов. Обожествление личности царя-деспота является важной особенностью древневосточной деспотии. Список литературыАбдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 2007. 480 с. Берлев О.Д. Египет // Источниковедение истории Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1984. С. 5663. Берлев О.Д. Трудовое население Египта эпохи Среднего царства. М.: Наука, 1972. 364 с. БерлевО. Д. Двацаря — ДваСолнца: кмировоззрениюдревнихегиптян // DiscoveringEgyptfromtheNeva: TheEgyptologicalLegacyofOlegD. Berlev / Ed. byStephenQuirke. Berlin, 2003. P. 1−18.Васильев Л.С. История Востока. — М., 1998. Виноградов И. В. Раннее и древнее царства Египта // ИВ. С.
147−164.Всеобщая история государства и права.// Под ред. проф. К.И. Батыра. М.: Норма, 2007. 404 с. Ганжуров А.И. Древнегреческая тирания и становление римской монархии. www.hist.bsu.byГосударство и социальные структуры на Древнем Востоке. Сборник статей. М.: Наука, 1989. 158 с. Зубов А.Б., Павлова О. И. Религиозные аспекты культуры Древнего Востока: образ царя // Религии Древнего Востока. М.: Восточная литература, 1995. С. 34−84. Зубов А.Б. Мин-Амон «Телец Своей Матери» // Древний Египет: язык- культура сознание. М.: Присцельс, 1999. С. 150−161. Зубов А.Б. Человек образ и подобие Божие в религиозных воззрениях египтян // Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М.: Институт Востоковедения РАН, 2001. С. 52−79. Зубов А.Б., Зубова (Павлова) О.И. Природа власти царей древнего Египта (К проблеме «восточного деспотизма») // Государство на древнем Востоке: Сб. ст. / Отв. ред. Э.А. Грантовский, Т.В. Степугина. М.: Восточная литература, 2004. С. 204−225. Зубов А.Б. История религий: курс лекций. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии. М.: МГИМО-Университет, 2006. 436 с. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. И. Жидкова М., 2008. [Электронный ресурс]URLhttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/index.phpДата обращения 03.04.16История политических и правовых учений: Учебник.//Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997.[Электронный ресурс]
URL grachev 62.narod.ru/leist/chapt 02. htm Дата обращения 03.04.16Каменев А.И. История государственного и военного управления. М.: ВТУ, 2006. 177 с. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М.: Наука, 1976. 336 с. Крашенинникова Н.А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии // Правоведение. 1980. № 1. С. 76- 81. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 192 с. Крол А. Египет первых фараонов. М.: Рудомино, 1999. 224 с. Крамер С. История начинается в Шумере/Пер. с англ. 2-е изд. М.: Наука, 1991. 257 с. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика/Пер. с англ. М.: Наука, 1992. 366 с. Левчук С.В. Религиозно-правовые особенности государственного и общественного строя Древней Индии по Законам Ману". // История государства и права. — 2011. — № 22 — С.31−38.Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М., 2000. [Электронный ресурс]
URL www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-2/index.htm дата обращения 03.04.16Тураев Б.В. История Древнего Востока: В 2 т. Т.1. М.: Наука, 1936. Успенская Е.Н. Индуизация «кастовой периферии» // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 2. С. 3- 11 [Электронный ресурс].
URL: http: www. famous-scientist.ru/list/6092Фролов Э. Д. Ксенофонт и поздняя тирания // Вестник древней истории, 1969.№ 1. С. 108— 124.
Список источников информации
1. Абдурахманова И.В. История государства и права зарубежных стран. М.: ЮНИТИ, 2007. 480 с.
2. Берлев О.Д. Египет // Источниковедение истории Древнего Востока. М.: Высшая школа, 1984. С. 5663.
3. Берлев О.Д. Трудовое население Египта эпохи Среднего царства. М.: Наука, 1972. 364 с.
4. Берлев О. Д. Два царя — Два Солнца: к мировоззрению древних египтян // Discovering Egypt from the Neva: The Egyptological Legacy of Oleg D. Berlev / Ed. by Stephen Quirke. Berlin, 2003. P. 1−18.
5. Васильев Л.С. История Востока. — М., 1998.
6. Виноградов И. В. Раннее и древнее царства Египта // ИВ. С. 147−164.
7. Всеобщая история государства и права.// Под ред. проф. К.И. Батыра. М.: Норма, 2007. 404 с.
8. Ганжуров А.И. Древнегреческая тирания и становление римской монархии. www.hist.bsu.by
9. Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. Сборник статей. М.: Наука, 1989. 158 с.
10. Зубов А.Б., Павлова О. И. Религиозные аспекты культуры Древнего Востока: образ царя // Религии Древнего Востока. М.: Восточная литература, 1995. С. 34−84.
11. Зубов А.Б. Мин-Амон «Телец Своей Матери» // Древний Египет: язык- культура сознание. М.: Присцельс, 1999. С. 150−161.
12. Зубов А.Б. Человек образ и подобие Божие в религиозных воззрениях египтян // Древний Восток: общность и своеобразие культурных традиций. М.: Институт Востоковедения РАН, 2001. С. 52−79.
13. Зубов А.Б., Зубова (Павлова) О.И. Природа власти царей древнего Египта (К проблеме «восточного деспотизма») // Государство на древнем Востоке: Сб. ст. / Отв. ред. Э.А. Грантовский, Т.В. Степугина. М.: Восточная литература, 2004. С. 204−225.
14. Зубов А.Б. История религий: курс лекций. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии. М.: МГИМО-Университет, 2006. 436 с.
15. История государства и права зарубежных стран /Под ред. Н. А. Крашенинниковой и О. И. Жидкова М., 2008. [Электронный ресурс]
URL www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/istrp/index.php Дата обращения 03.04.16
16. История политических и правовых учений: Учебник.//Под ред. О.Э. Лейста. М.: Юридическая литература, 1997. [Электронный ресурс]
URL grachev 62.narod.ru/leist/chapt 02. htm Дата обращения 03.04.16
17. Каменев А.И. История государственного и военного управления. М.: ВТУ, 2006. 177 с.
18. Коростовцев М.А. Религия древнего Египта. М.: Наука, 1976. 336 с.
19. Крашенинникова Н.А. Источники древнеиндийского права и их развитие в средневековой Индии // Правоведение. 1980. № 1. С. 76- 81.
20. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 192 с.
21. Крол А. Египет первых фараонов. М.: Рудомино, 1999. 224 с.
22. Крамер С. История начинается в Шумере/Пер. с англ. 2-е изд. М.: Наука, 1991. 257 с.
23. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика/Пер. с англ. М.: Наука, 1992. 366 с.
24. Левчук С.В. Религиозно-правовые особенности государственного и общественного строя Древней Индии по Законам Ману". // История государства и права. — 2011. — № 22 — С.31−38.
25. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. М., 2000. [Электронный ресурс]
URL www.bibliotekar.ru/istoriya-gosudarstva-i-prava-2/index.htm дата обращения 03.04.16
26. Тураев Б.В. История Древнего Востока: В 2 т. Т.1. М.: Наука, 1936.
27. Успенская Е.Н. Индуизация «кастовой периферии» // Проблемы изучения традиций в культуре народов мира. М., 1990. Вып. 2. С. 3- 11 [Электронный ресурс].
URL: http: www. famous-scientist.ru/list/6092
28. Фролов Э. Д. Ксенофонт и поздняя тирания // Вестник древней истории, 1969.№ 1. С. 108— 124.
список литературы
referatbooks.ru
1. Восточная деспотия как тип государственной организации власти в государствах Древнего Востока. Понятие и признаки восточной деспотии. "Новый курс" Рузвельта
Похожие главы из других работ:
Брачно-семейное право по законам Ману
1.1 Особенности правовых систем и источников права стран Древнего Востока
Вообще, особенности права стран Древнего Востока обусловлены историческими условиями его возникновения, культурой и цивилизацией этих стран. Древнейшие правовые системы были тесно связаны с обычаями и религиозными нормами той цивилизации...
Государственный аппарат в федеративном государстве
2.2 Характер разделения и механизмы взаимодействия субъектов государственной власти в федеративных государствах (на примере России и США)
Россия - государство федеративное. Разделение властей в Российской Федерации существует в горизонтальном срезе: законодательная...
Государство и право Древнего Востока и Рима
1. Роль религии в государственно-правовых системах стран Древнего Востока
Большое значение на Древнем Востоке имела деятельность властных структур, государства по поддержанию религиозно-культурного единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей...
История права и государства в древности и в средние века
1. Что представляет собой восточная деспотия?
деспотия право хаммурапи догосударственный Становление ранней государственности на Древнем Востоке проходило в целом по единому историческому пути: итогом его было формирование практически у всех народов неограниченной единоличной власти...
Классификация органов государства
1.2 Принципы организации и деятельности органов государственной власти
...
Классификация органов государства
1.2.6 Принцип федерализма в организации и деятельности органов государственной власти означает, что
· все государственные органы образуют единую систему органов государственной власти; · между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации разграничены предметы ведения...
Конституционное право Великобритании: особенности британского парламента. Режим министериализма
1. ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ВЫСШЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Орган высшей законодательной власти Великобритании - Парламент - состоит из трех частей - королевы, Палаты Лордов и выборной Палаты Общин. Для прохождения закона необходимо согласие всех трех сторон. Так как не существует конституции...
Конституционное право Королевства Испании
4. Модель организации государственной власти
Испания - конституционная монархия. Глава Испании - Король Хуан Карлос I...
Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти в Челябинской области
1.3 Опыт организации общественного контроля над органами государственной власти в РФ и за рубежом
Цель общественного контроля - заставить государство обеспечивать работу закона, ответственно и компетентно исполнять обязанности, то есть быть эффективным. Мировой опыт развития общественного контроля свидетельствует...
Органы государства: понятие, признаки, виды
1.2 Принципы организации и деятельности органов государственной власти
Правовые принципы организации и деятельности органов государственной власти следующие: 1. Приоритет прав и свобод человека и гражданина. Их непосредственное действие; обязанность государственных органов и должностных лиц признавать...
Особенности государственного управления в городах федерального значения
1.1 Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов РФ
На современном этапе развития России одной из важнейших проблем государственного строительства является проблема организации законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Конституция РФ (ч. 2 ст. 11) устанавливает...
Политическая и правовая мысль Древнего Востока
Глава 1. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере древнего Египта и Вавилона
...
Политическая и правовая мысль Древнего Востока
Глава 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере Древней Индии и Древнего Китая
...
Проблемы уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ их аналогов и растений их содержащих статья 228, 228.1 УК РФ
4.1 История возникновения, становления и развития системы правовых норм, регламентирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России и государствах древнего мира
На протяжении истории человечества потребление наркотиков и иные формы их оборота составляли неотъемлемую часть общественных отношений и нормативно регулировались, но не всегда относились к числу преступлений...
Юридическая доктрина
1.2 Юридическая доктрина как источник права в государствах Древнего мира и ее роль в формировании правовых систем современности
Один из примеров юридической доктрины как источника права, встречающийся в истории политико-правовой мысли являются учения Конфуция (551-479 г.г. до н.э.). Конфуций видел добродетель как обширный комплекс этико-правовых норм и принципов...
pravo.bobrodobro.ru
Эволюция формы государства на Древнем Востоке. Восточная деспотия.
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
На Древнем Востоке вследствие целого ряда исторических и географических условий сформировалась специфическая форма государственной власти - восточная деспотия. Специфика ее состояла в том, что государство выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни и самого существования людей в данном географическом ареале. Преимущественное значение экономической функции государства требовало его активного вмешательства в хозяйственную жизнь. Поэтому на первом плане в странах восточной деспотии находилось так назваемое “ведомство общественных работ”, которое требовало огромного штата чиновников. Главной обязанностью чиновников было следить за всеми работами, относящимися к главной отрасли производства – сельскому хозяйству. Вся многочисленная администрация государства была организована по бюрократическому принципу, что предполагало деление на ранги, строгую субординацию, зависимость общественного положения от места на служебной лестнице.
Так как государство выступало в качестве верховного организатора всей системы орошения, а, в конечном итоге, и всего земледелия, то вся орошенная земля находилась в государственной или царской собственности, ибо царь являлся олицетворением самого государства. Однако царская собственность не была полной – царь имел право распоряжения и контроля, а также получения налога с земли. Фактически земля находилась во владении многочисленных общин, а внутри них – во владении отдельных общинников. Часть земли отдавалась в распоряжение придворных, воинов и храмов. За пользование этими землями подданные были обязаны платить налог в пользу государства. При этом значительная часть земли находилась в непосредственном распоряжении деспота, который являлся крупнейшим земельным собственником.
Кроме ведомства общественных работ в классических государствах восточной деспотии обязательно присутствовали еще два ведомства – “ведомство по ограблению чужих народов”, ответственное за ведение внешних войн – необходимого условия существования древних государств, нуждавшихся в постоянной подпитке извне, а также “ведомства по ограблению своего народа”, ответственного за сбор налогов – необходимого условия содержания многочисленной бюрократии.
Древневосточная деспотия как специфическая форма рабовладельческой монархии формировалась в течение длительного времени, постепенного преодоления многовековых традиций родоплеменной демократии. Конечным итогом преодоления этих традиций стало особое положение правителя-деспота не только как носителя всей полноты власти, но как сверхчеловека, ставленника богов, их потомка, или, в наивысшей форме, одного из богов. В разных странах существовала различная степень абсолютизации власти монарха – от наиболее полной в Египте до ограниченной у хеттов. Как исключение существовали и немонархические формы государства – кшатрийские республики в Индии или финикийские города-государства.
Истории известны государства восточной деспотии двух типов: централизованные восточные деспотии в странах речной культуры и военно-административные объединения, выросшие из военных монархий.
В долинах великих рек, где земледелие было невозможно без искусственного орошения, создание ирригационных систем было посильно только объединенному государству с сильной централизованной властью. Важнейшей функцией таких государств была забота о расширении и содержании в порядке оросительных систем. Такие государства возникали еще до появления классов и четко выраженной имущественной и социальной дифференциации. Власть царя в государствах этого типа была неограниченной и непременно носила атрибуты божественности. Для таких государств характерно наличие огромной бюрократии. Подданные царя считались рабами, хотя далеко не всегда в социальном смысле, ибо рабом царя в принципе считался и вельможа. Центральная власть оказывала огромное влияние на все стороны жизни и вмешивалась буквально во все ее сферы. Огромные материальные средства, накопленные в такого рода государствах, нередко расходовались на непроизводительные цели – строительство роскошных дворцов и храмов (самый яркий пример – египетские пирамиды).
Государства типа военных монархий обычно возникали в обществах, где естественные и исторические условия не благоприятствовали ни высокоурожайному земледелию, ни раннему развитию товарного производства и торговли и где большую роль играл военный грабеж в качестве средства накопления материальных богатств. В военных монархиях государственный аппарат приспосабливался к нуждам непрерывных войн. Царь являлся прежде всего верховным военачальником, и его отличали не столько божественные, сколько личные военные качества. Из хозяйственных функций царь старался взять в свои руки ремесло и торговлю, устанавливая на них свою монополию. Сельское хозяйство находилось в значительно меньшей зависимости от центральной власти, чем в странах речной культуры, находясь почти в полном ведении самих общин.
Из военных монархий, примерами которых могут служить Хеттское и Древнеассирийское царства II тыс. до н.э., обычно в результате успешных войн вырастали военно-административные объединения - империи. Наиболее характерными государствами этого типа в I тыс. до н.э. были: Новоассирийское царство, Персидская держава, империя Маурьев в Индии, империя Хань в Китае и другие. Такие государства создавались путем завоеваний, и их создание, как правило, было попыткой насильственного разрешения социально-экономических и политических проблем: объединить в один комплекс экономические ресурсы разных стран, обеспечить хозяйство сырьем и рабами, усилиться в военном отношении, подавив более слабых соседей.
Военно-административные объединения были государствами, которые объединяли завоеванные земли и имели общую систему управления в пределах всей державы. Для них характерно сочетание централизованного управления и местного самоуправления, что выражалось в использовании завоевателями государственного аппарата и чиновников завоеванных стран.
Насильственный путь объединения обычно вызывал протест у завоеванного населения. Это приводило к обострению внутренних противоречий, к восстаниям и возмущениям, что, в конечном итоге, имело следствием распад империи или покорение ее более сильным соседом. Как правило, экономического единства достигнуть не удавалось из-за натурального в своей основе хозяйства, свойственного всей древности. Многие области, несмотря на все усилия правителей, так и оставались замкнутыми. Для более развитых центров таких держав менее развитые являлись эксплуатируемой периферией, что лишь усиливало диспропорцию и являлось дополнительным фактором нестабильности и последующего распада.
students-library.com
«Восточная деспотия» - «Энциклопедия»
«ВОСТОЧНАЯ ДЕСПОТИЯ», термин, встречающийся в научной литературе; употребляется для характеристики общественного строя и государственного устройства в странах Востока. Впервые понятие «восточная деспотия» появляется в трудах французских энциклопедистов, опиравшихся на скудные, а подчас и фантастические сведения, почерпнутые у античных авторов и западноевропейских путешественников. Из трудов классиков марксизма-ленинизма, воспринявших это понятие у философов 18 века, оно перешло в советскую историческую науку, где употреблялось весьма широко. Однако строгого определения понятия «восточная деспотия» нет. В самом общем виде оно обозначало ничем и ни в чём не ограниченную единоличную власть; вопрос же о том, существовала ли где-нибудь и когда-нибудь такая власть, не обсуждался.
На Западе этот термин тоже имел довольно широкое хождение, особенно после выхода в свет работы немецкого учёного К. А. Виттфогеля (1896-1988), который выдвинул так называемую ирригационную гипотезу, согласно которой государство на Древнем Востоке возникло из-за необходимости строить крупномасштабные оросительные системы и централизованно контролировать распределение воды, что, по мнению учёного, было возможно лишь при наличии деспотичной власти. Теория Виттфогеля быстро вошла в моду, но не выдержала соприкосновения с фактами и была подвергнута критике.
Реклама
В целом концепция «восточной деспотии» не соответствует современным представлениям об историческом процессе:
1) не все культуры Древнего Востока были ирригационными (например, Ассирия, Эбла, ранний Китай). В остальных культурах ирригационные сети, как показывают материалы археологических раскопок и аэрофотосъёмок, были в основном созданы в догосударственный и раннегосударственный периоды, периоды городов-государств и небольших территориальных государств (которые договаривались между собой о совместном строительстве магистральных каналов и распределении воды из них). В целом проблема возникновения государства как такового и большого централизованного территориального государства, а затем и империи является значительно более сложной и связана с большим количеством факторов (психологических, экономических, идеологических, технических и тому подобное).
2) На Древнем Востоке обязанностям царя уделялось гораздо больше внимания, чем его прерогативам (что не было известно античным авторам). Царя в значительной степени рассматривали как вождя, обязанного заботиться обо всех, как заботливого пастыря. Царь получал свою харизму, как бы она ни называлась в той или иной культуре, от богов и мог лишиться её. Указы древних царей и их надписи обязательно содержат длинные перечни их заслуг и положительных качеств: цари постоянно «оправдываются», что составляет разительный контраст с простой и полной спокойного достоинства республиканской формулой «Сенат и римский народ постановляют...» в Древнем Риме. Вопреки широко распространённой точке зрения, обожествление царей в древности являлось скорее исключением, чем правилом. В Древнем Египте оно, по всей вероятности, объясняется важной и уникальной особенностью египетской истории - очень ранним появлением здесь мощного централизованного государства, охватывающего всю долину Нила, фактически - скачком в централизованное государство почти прямо из первобытности (из энеолита).
3) Лишь на исходе древности, с возникновением и распространением нового типа государства - империи - и с происходившими при этом идеологическими и социально-психологическими переменами появляются и утверждаются новые представления о сущности царской власти и роли монарха, стоящего над законами. В Европе они так и не достигли завершения и практического оформления (хотя теоретически сформулированы ещё в Дигестах). Именно такие восточные монархи, как султан в Турции, шах в Иране, Великий Могол в Индии и богдыхан в Китае, и послужили европейским мыслителям примерами, на основе которых сложилось представление о «восточной деспотии», перенесённое затем и на древность. Смотри также Деспотия.
Лит.: Wittfogel К. Oriental despotism: а comparative study of total power. New Haven, 1957; Рубин В. А. Проблемы восточной деспотии в работах советских исследователей // Народы Азии и Африки. 1966. № 4; История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. М., 1983. Ч. I: Месопотамия; Якобсон В. А. Цари и города в древней Месопотамии // Государство и социальные структуры на Древнем Востоке. М., 1989; Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992; Lamberg-Karlovsky С. Beyond the Tigris and Euphrates: bronze age civilizations [Beer-Sheva], 1996; История Древнего Востока. От ранних государственных образований до древних империй. М., 2004.