Общество древнего рима. Римская община в древнейший период
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Каким было общество Древнего Рима? Общество древнего рима


Каким было общество Древнего Рима?

Социум в Древнем Риме жил по своим законам, в государстве удерживался рабовладельческий строй. Человек, имеющий статус гражданина, пользовался правами и свободами, в то время как раб практически не имел их.

Общественный строй Древнего Рима

Рабовладельческий строй в обществе достиг своего пика в развитии с установлением военно-диктаторского режима. Существовал класс рабов, рабовладельцев (нобилитет, всадники и провинциальная знать), воинов, ремесленников, мелких землевладельцев и свободных крестьян. С развитием социального строя стало меняться отношение к невольникам. Изначально хозяин не нес ответственности за смерть раба, но позже убийство невольника запрещалось и наказывалось штрафом, также рабам разрешили заводить семьи. В эпоху республики гражданские права имели в большинстве случаев только жители Италии. С расширением границ Рима увеличивалось количество свободных жителей. В период Империи гражданство начали предоставлять и населению завоеванных стран.А в 212 г. н.э. во время правления императора Каракалла статус гражданина был предоставлен всему вольному населению Римской империи.

фото должностные лица древнего римаОбщественная жизнь в Древнем Риме

Жизнь общества у древних римлян была весьма насыщенной. Люди предпочитали проводить свободное время на улице, общаясь или просто прогуливаясь по городу. Жители Рима любили посещать театры, цирки и стадионы. Центром светской жизни в городе был форум — площадь рядом с рынком, где проводились народные собрания и другие массовые мероприятия. На таких собраниях принимали законы, избирали высших должностных лиц, проводили судебные процессы, объявляли войны и зачитывали смертные приговоры. Здесь часто можно было увидеть известных артистов, философов, поэтов и ораторов, выступающих для многочисленных зрителей.Римская элита любила устраивать совместные ужины и с роскошью принимать гостей. На таких приемах читали поэмы, слушали музыку, играли в кости и шахматы, передавали друг другу свежие новости и слухи. А одной из самых излюбленных тем для разговоров была политика.

drevniy-egipet.ru

Римского общества, общества Древнего Рима

Жизнь в те времена была случайная работа для одних и пытается выжить, для других развлечений, мира и благосостояния. Как правило, римский мир был изображен, как мир, полный добра и изобилия, где люди были счастливы и уверены, что ничто не угрожает их не потому, что они являются мощным военной мощи и огромного хозяйства, которые производят большие прибыли. Тем не менее, скрытый под совершенно другой взгляд на мир: страдания, голод и отсутствие уважения человеческого достоинства.

В Риме, как в древнем мире не было четкого разделения между богатыми и бедными гражданами. В столице империи был настоящий разрыв, который даже не пытался спрятать в любом случае.

Различия в богатстве выражается главным образом в контрасте между nuworyszów особняк роскоши, чьи состояния выросли путем развития империи, и страдания многоквартирных домов, в которых жил римский пролетариат.Римляне без сопротивления принять эти различия, как естественное состояние вещей. Кроме того, очень немногие из них когда-нибудь задумывались древних цивилизаций, таких как проблемное состояние дел, а принять его без оговорок. Однако, не многие из них akcentowało раздела имущества в порядке, так ясно, как римской цивилизации.

Группа портрет на стекле, начиная с 250 лет до н.э. Он представляет собой мать, сын и дочь. Считается, что это может быть семейный портрет Валентиниана III

Группа портрет на стекле, приуроченная к 250 лет до н.э. Он представляет собой мать, сын и дочь. Считается, что это может быть семейный портрет Валентиниан III.

Срок "Черные", Был определен в разное время различными социальными группами. Завоевания и предоставление права голоса опираться на новые группы населения, число полноправных граждан. Типичного римского гражданина, как правило, проживают в сельской местности. Римское общество всегда сельских сельскохозяйственного характера. Соотношение римского общества на землю, которые жили, выражается в различных формах, но всегда служила основой социального бытия. Эта истина о ранней истории Рима послал его образ в блеске империи - большое видение паразитарные города.

Стены фрески указанием города

Стены фрески изображающие города.

Римское общество было разделено на две группы:. Одна из них были полноправными гражданами, к которому принадлежали некоторые из самых лучших и самых богатых семей, которые определяются как патрициев, От латинского Patres (Или "отец"). Patricians были привилегированной социальной класса в республиканском Риме. Они полные политические права и, в определенной точке охватывает эксклюзивных офисов. Вторую группу так называемых граждан niepełnoprawni, т. е. плебеи. Это было подавляющее большинство римском обществе. Плебеи были социального слоя происходит из соседних народов завоеванных земель или поселиться в Риме. Плебеи были свободными, но до определенного предела, они не имели гражданских прав. Старейших патрицианских формируется сенат. Было консультативным органом, который помогает в принятии основных решений, касающихся государства и общества. Характерной особенностью римского общества в этот период была абсолютной власти своего отца. Мой отец решил о жизни и смерти членов его семьи.

Какой свободной группы населения являются гражданами Республики раннего фермеровИногда даже очень плохая. Юридически римское общество было разделено на несколько категорий в зависимости от сложных правил, начиная с древних времен этрусского господства. Эти подразделения повлиять на итоги голосования, но не имеет экономического значения и меньше говорить о социальных разногласий, а не использовался, чтобы отличить тех, кто может себе позволить было оружия и брони - и таким образом, возможность служить в армии, те, кто только создавать ненужных детей и внуков тех, кто не имел ни богатства, ни семьи. Нижний слой состоял социального Рабы.

Стены фрески изображающие плебеев жизни

Стены фрески изображающие плебеев жизни.

В третьем и втором веке до нашей эры, ускорили процесс обнищания владельцев мелких хозяйств. В то же время, через завоевание, рост судьбу аристократии. Это был долгий процесс, который определил новые социальные и политические разногласия. Широко применяется практика предоставления гражданства союзникам Рима. Расширенная, поэтому, сорта, но и уменьшить его влияние на решения и политику государства.

Плебс

Все большую роль в политике играют богатства. Но не только это важно. Важно также, что все решения, принятые в Риме без политического представительства граждан, проживающих в новых районах обширного города, которые могли бы выразить свою волю, в результате этой ситуации плебса, угрожая военной службы, или отказ или даже выходя из Рима я и нового города фундамент удалось ограничить полномочия протолкнуть сената и назначен его должностных лиц.

С 366 года до нашей эры, один из консулов, избираемых из числа плебеев, и 287 лет до нашей эры, плебейского резолюций Ассамблеи стало общим уставом права. Основное ограничение текущего правящего класса предстать перед созданием 10 - избираются всеобщим голосованием, народные трибуны. Доступные день и ночь, чтобы граждане чувствовали обидел, трибуны могут представлять законопроекты и имеют право вето. Роль трибуны во время повышенной социальной напряженности и боевых действий в Сенате.

Рабство

Римское общество, как и все древние общество было основано на рабство. Может быть рабом по рождению или в качестве военнопленного добычи, в то время, когда он попал в плен к работорговцам и продал их собственной семье или в случае, когда не было возможности погасить долги.

Расположение рабов было иначе. Зависит от того, раб был направлен на работу в сельской местности или в городе. Условия жизни были примитивными в сельской местности и владельцы крупных поместий, которые нуждаются несколько рук, чтобы работать, диктуют безжалостной дисциплины и не заботятся о своих рабов.

Среди рабов было много образованных людей. Большинство из них были греки, которые работали в качестве воспитателей и учителей детей, своих учителей, преподавателей и секретарей. Кроме того, произошло, что дает им более ответственную позицию. Так, например, бежал в библиотеке или переписывание книг. Кроме того, был легкий труд рабов и рабов, возложенных на личные услуги г-на или г-жа дома. Существует также общественных рабов, которые принадлежат ко всем, к государству или отдельных городов или храмов. Они играли дворники функций городских рабочих, реставраторов, побежал магазинов, и малых судов. Доходы, которые разработаны таким образом, текли в казну города, который является владельцем этих рабов.

Стены фрески изображающие рыбалки

Стены фрески изображающие рыбалки.

Slave, полностью зависит от вас, он может быть наказан по всей строгости. Худшем случае преступление приговорил его к смертной казни через распятие на кресте. Иногда владелец ее официальным виновником предъявлено обвинение в организации Олимпийских и тогда несчастная цирк бросили на арену на растерзание диким зверям. Владельцы, однако, стремится избежать потерь рабов, из которых заплатили высокую цену, и предпочитали ссылаться на неправильный напряженной работы в сельской местности.

Рабы который осуществляет последовательное внимание хорошее вызваны господ, или получить разрешение на покупку в настоящее время, уделяя столько же, сколько владелец дал, когда их покупать. Общие триггеры своей воли после смерти о тебе. Фридман Familia остается связанных с надежным человеком, секретарь, менеджер и т.д. имперской вольноотпущенники остался даже высокопоставленные правительственные чиновники.

Эксплуатации и жестокого обращения с рабами в конце республики привели к волне восстаний рабов. Самый большой и самый опасный "Спартак" восстания (1973-1971 до н.э.).

opee.ru

Римская община в древнейший период

⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 47Следующая ⇒

Древнейший период истории Рима получил название царского (VIII—VI вв. до н. э.). В те времена жители Лация разделились на роды, каждый из которых занимал свою территорию, т. е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Древние римляне занимались скотоводством и земледелием, которое в этом районе требовало осушения болот.

Во главе общества стоял выборный царь, выполнявший обязанности жреца, военачальника, законодателя и судьи. Высшими органами власти были также сенат, т. е. совет старейшин, и народное собрание. Когда род начал распадаться, основной ячейкой общества стала семья — фамилия, в которую входили родители, их дети и внуки, рабы. Фамилия напоминала общину в миниатюре: отец (на латыни ра!ег хатШаз) полностью распоряжался своими домочадцами. Его решения никто не мог оспорить, даже власти. Глава фамилии владел всем имуществом, имел право казнить, наказывать или продавать в рабство своих родственников. И этот жестокий обычай сохранялся долго. «Патер фамилиас» был и верховным жрецом фамильного культа предков — Ларов, охраняющих дом. После смерти отца сыновья наследовали имущество и становились главами своих фамилий.

«Римский законодатель1 предоставил отцу, можно сказать, полную власть над сыном в течение всей своей жизни — пожелает ли он его арестовать, бичевать, держать на полевых работах в оковах или убить, хотя бы сын уже занимался государственными делами, отличался на высших должностях и заслуживал одобрение за ревностное служение государству».

Дионисий Галикарнасский, греческий историк конца I в. до н. э.

1 То есть Ромул.

II

Каждая фамилия имела свою собственную землю, нечто вроде приусадебного участка (примерно 0,5 га). Остальная земля считалась общественной (а&ег риЪН-сив) и находилась в коллективном пользовании. Каждый член общины мог занять участок на общественной земле и начать его обрабатывать. Заброшенные участки возвращались в общий фонд, и у них появлялся новый владелец; этот закон действовал на протяжении всей истории Древнего Рима.

Полноправными членами римской общины считались только те, кто принадлежал к старинным родам." Из них образовалась привилегированная часть римского общества — патриции; первоначально только они и считались римским народом.

В ином положении находилась другая большая прослойка общества — плебеи. Плебеи были лично свободны, но не входили в роды, а потому не были и членами общины. Откуда появились плебеи? Это еще одна неразгаданная тайна римской истории. Скорее всего, население Рима возрастало за счет поселенцев и жителей покоренных областей, из которых и образовался этот социальный слой. Первоначально плебеи не имели никаких прав: они не допускались в народные собрания, не участвовали в религиозных обрядах, не могли вступать в браки с патрициями. Началась их борьба за право гражданства. В VI в. до н.э. плебеев допустили к военной службе и в народные собрания. И все-таки плебеи остались неполноправными, и в дальнейшем это станет источником'длительных социальных битв в Риме.

На протяжении VIII—VI вв. до н. э. Рим отстраивался и расширялся, возрастало его влияние: в VI в. до н. э. он возглавил Латинский союз, в который входили 47 племен. За это время в Риме сменилось семь ца-

I Плебеи— в переводе с латыни «простой народ». Ш Патриции— в буквальном переводе с латыни «имеющие отцов». 300 коренных родов, населявших Лаций.

рей. Последним из них был Тарквиний Гордый, из этрусской династии, которого римские историки изображали жестоким тираном. В 509 г. до н. э. Тарквиний был изгнан сторонниками верховной власти сената и в Риме установилась республика.

Патриции и плебеи

После установления республиканского строя конфликты в римском обществе обострились. Главными противоборствующими силами были патриции и плебеи. Положение патрициев после свержения монархии значительно улучшилось. Из их числа выбирались консулы — два высших должностных лица в государстве, которые выполняли функции прежних царей. Только патриции могли быть выбраны в сенат — главный орган римской республики, который решал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Только патриции могли становиться жрецами. Они знали все тонкости судопроизводства и держали его в своих руках. Кроме того, у патрициев скапливалось все больше земли: они обладали правом занимать участки из земельного фонда своей общины — фонда, который постоянно увеличивался по мере того, как Рим одерживал военные победы. Так у патрициев появлялись крупные земельные владения.

Плебеи были лишены этой привилегии, многие из них разорялись и даже превращались в рабов за долги. Решить эту проблему можно было только одним способом — уравняться в правах с патрициями. В этом случае плебеи получили бы и доступ к управлению государством.

Исход конфликта во многом зависел от особенностей жизни Рима. Уже первые века своей истории Рим провел в бесконечных войнах с соседями, терпя поражения или одерживая победы, да и в дальнейшем оставался военизированным государством. В началь-• ный период истории этой цивилизации военные походы проводились каждый год, начинаясь в марте и заканчиваясь в октябре. Каждый гражданин был обязан участвовать в 20 военных походах в пехоте или в 10, если был в кавалерии. Уклонение от военной службы грозило продажей в рабство. Собрать сильное войско без участия в нем плебеев было невозможно; патриции, таким образом, оказывались в зависимости от плебеев.

В 494 г. до н. э. плебеи отказались выступить в военный поход и в полном вооружении ушли из Рима, разбив лагерь на Священной горе, одном из соседних с Римом холмов. Эта тактика подействовала — патриции вынуждены были уступить, и плебеи добились права иметь народных трибунов — защитников своих интересов. Личность трибуна считалась неприкосновенной. В дальнейшем плебеи не раз использовали тот же способ давления, и патриции всегда шли на уступки.

Одним из самых важных достижений было появление первых письменных законов в Риме. В 449 г. до н. э. законы были записаны на двенадцати медных таблицах и выставлены на всеобщее обозрение на Форуме — главной площади Рима. Так было покончено с произволом патрициев, которые прежде судили «по обычаю». Но борьба за политические права и землю еще не завершилась. Только к III в. до н. э. плебеи в конце концов уравнялись в своих правах с патрициями. Браки между патрициями и плебеями более не запрещались; решения, которые принимали собрания плебеев, имели силу закона; один из консулов обязательно выбирался из плебеев. Долговое рабство отменялось, а право владения общественной землей ограничивалось: теперь каждый гражданин мог получить участок не более 125 га.

В III в. до н. э. окончательно сложилась гражданская община Рима. К этому времени изменилась и ее внутренняя жизнь, и расширился состав — патрицианская община превратилась в патрицианско-пле-бейскую.

Гражданская община Рима

Что же представляла собой римская община в III в. до н. э. — в эпоху своего расцвета? В чем она была похожа на древнегреческую и чем от нее отличалась?

В римской общине, как и в греческой, сочеталось коллективное и частное землевладение; все граждане имели равные права и являлись не только земледельцами, но и воинами. Понятия «хороший земледелец», «хороший воин» и «хороший гражданин» долго сливались в одно целое в сознании римлян.

Из земледельцев выходят храбрейшие мужи и самые предприимчивые воины, а земледелие есть занятие наиболее благочестивое и устойчивое...

Катан Старший, II в. до н. э.

Жизнь общины была организована так, чтобы поддерживалось равновесие между личной и общественной пользой. В Риме не было налогов, за счет которых содержался бы государственный аппарат. Люди, занимавшие высшие должности, не получали жалованья и должны были за свой счет устраивать пиры, игры, строить храмы, обеспечивать бедных граждан наделами земли. Путь наверх был открыт прежде всего для нобилитета, в который входили патриции и плебейская верхушка. С другой стороны, чем богаче был гражданин, тем больше средств он был обязан тратить на общую пользу.

Служба в армии была обязанностью для граждан, но обязанностью почетной. Человек не мог стать государственным деятелем, не имея военного стажа. Лишь в IV в. воинам стали выплачивать жалованье: до этого они довольствовались плодами своих побед и должны были сами заботиться о вооружении и пропитании. Когда начиналась война, у граждан брали заем, кото-

• Нобилитет— от латинского слова «нобилис» — «знатный, благородный».

рый возвращался после победы. Военная добыча переходила в собственность общины, и ею пользовались все граждане. Отнятая земля присоединялась к общественной, а потом делилась между солдатами и безземельными. Драгоценные металлы и другая дань шли в казну общины. Остальное распределялось между солдатами, которых одаривали также и полководцы.

Большое значение в жизни римлян имела религия. Древнейшими богами были двуликий Янус — творец Вселенной, Юпитер — бог неба, Марс — бог войны. Римляне почитали Весту — хранительницу домашнего очага и государства, Юнону — богиню луны и покровительницу женщин, Минерву — богиню мудрости, покровительницу ремесел. Было и множество других богов, причем количество их все время возрастало. Римляне охотно принимали «чужих» богов — этрусских, греческих, а потом и восточных.

Религиозные обряды были своего рода общественной обязанностью граждан: члены общины должны были участвовать в обрядах своей фамилии, почитая «семейных» богов, и в обрядах общегосударственных. Любое дело в Древнем Риме начиналось с того, что испрашивалась воля богов.

Римскую религию историки называют рациональной и практичной. Отношения с богами имели, так сказать, деловой характер: следовало соблюдать верность богам, строго выполнять обряды и различные запреты, а взамен можно было рассчитывать на их помощь.

Высший суд над человеком в Древнем Риме осуществляли не боги, а общество — сограждане давали оценку поступкам человека, высказывали одобрение или неодобрение. Лучшие граждане были образцом для подражания, на их подвиги, совершенные ради общего блага, должен был ориентироваться человек.

Таким образом, идея «общей пользы» определяла и порядки в гражданской общине, и поведение каждого отдельного ее члена. Обязательства римского граждаяина были четко установлены: на первом месте стоял долг перед обществом, на втором — перед семьей и на последнем — забота о своем личном благе.

В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания. Постановления народных собраний имели силу закона. Кроме того, высокими полномочиями обладали трибуны: они имели право наложить запрет на решения суда, сената и высших должностных лиц, если эти решения ущемляли интересы плебеев. Двери дома трибуна должны были оставаться открытыми и днем, и ночью, чтобы любой плебей мог найти там защиту.

Важнейшим органом управления был сенат, состоявший из патрициев и верхушки плебса: он ведал вопросами внутренней-политики и определял внешнюю, под контролем сената были финансы и религиозный культ. Сенат был аристократическим органом. Историки считают, что, несмотря на все значение народных собраний, именно он в конечном счете и руководил государством. В этом отношении римская демократия отличалась от афинской.

В республиканском Риме сохранились и традиции, унаследованные от монархии. Высшая власть принадлежала двум консулам. Правда, они ежегодно переизбирались, но их полномочия практически ничем не отличались от тех, что прежде были у царей. Консулам после их избрания даже вручались символы царской власти. Вне Рима, во время войн, власть консулов была непререкаема, но в городе она ограничивалась сенатом и народными собраниями.

Древние историки осознавали своеобразие своей государственности и считали ее самой совершенной.

I Республика— в буквальном переводе с латыни «общественное дело». Государство, в котором власть принадлежит людям, выбранным обществом на опреде ленный срок.

 

Первым из них был Полибий (201— 120гг. до н. э.), грек по происхождению, много лет проживший в Риме и ставший восторженным его поклонником. Полибий создал теорию, которая объясняла, почему римляне сумели возвыситься над многими народами. По его мнению, в Риме была лучшая форма правления — смешанная, сочетающая и демократию (народные собрания), и монархический принцип (консулы), и аристократический (сенат). Ни один из этих принципов правления не подавлял остальные, а взятые вместе, они составляли единое гармоничное целое.

Современные историки называют Рим аристократической республикой, т. е. республикой, в которой большая власть принадлежала аристократическому сенату. Но все-таки власть сената, как и власть консулов, не была безграничной. Римляне создали государственную систему, в которой различные органы могли контролировать друг друга, а это ставило преграду самовластию.

Вопросы и задания

1. Расскажите о том, что представляла собой римская община в древнейший период Как она управлялась? По каким законам строилась жизнь основной ячейки общины —фамилии?

2. Кто такие патриции и плебеи? Почему плебеи сначала не входили в римскую общину?

3. В какой период истории Рима обострилась борьба плебеев и патрициев? Почему патриции были вынуждены уступать плебеям? Расскажите об основных этапах этой борьбы. Чем она завершилась? Когда?

4. Назовите те основные области жизни гражданской общины Рима, в которых проявлялся принцип «общей пользы». Какими идеалами руководствовались римские граждане? Можно ли полностью противопоставить греческий принцип соревновательности принципу «общей пользы» или они в чем-то сходны?

5. В чем заключалось своеобразие религии древних римлян? Что для римлянина было высшим судом? Сравните с религиями спасения Древнего Востока

6. Почему современные историки называют римскую республику аристократической? В чем античные историки видели преимущества такого строя?

 

 

§3

Читайте также:

lektsia.com

Социальные классы в Древнем Риме — WiKi

Самое широкое разделение было между патрициями, теми, кто мог проследить свою родословную до первого Сената, установленного Ромулом, и плебеями, всеми другими гражданами. Первоначально, все государственные учреждения были открыты только для патрициев, и они не могли вступать в брак с другими классами. Современные политические деятели и авторы (Кориолан, например) в Царский период и в Ранней Республике думали о плебеях как о толпе, едва способной к разумной мысли. Однако, у плебеев, у которых забирали их труд, была возможность вызвать изменения. После ряда социальных выступлений они получили право занимать должности и назначать плебейского трибуна, а также был отменён закон о запрете смешанного брака. Должность плебейского трибуна, основанная в 494 году до н. э., была главной юридической защитой против произвола патрициев. У трибунов первоначально была власть защитить любого плебея от патрицианского магистрата. Более поздние восстания вынудили Сенат предоставить трибунам дополнительные полномочия, такие как право наложить вето на законодательство. Плебейский трибун обладал неприкосновенностью, и он был обязан держать дом открытым в течение всего времени исполнения служебных обязанностей.

После этих изменений различие между статусом патриция и плебейским статусом стало менее важным. С течением времени, некоторые семьи патрициев оказывались в затруднительном положении, в то время как некоторые плебейские семьи поднялись в статусе, и состав правящего класса изменился. Некоторые патриции, например Публий Клодий Пульхр, подали прошение, чтобы получить плебейский статус, частично чтобы получить должность трибуна, но также и чтобы уменьшить бремя налогов. В Риме, как стране-участнице мировой торговли, происходили многочисленные изменения: те, которые не могли приспособиться к новым коммерческим фактам римского общества часто оказывались в положении необходимости жениться на дочерях более богатых плебеев или даже вольноотпущенников. Люди, добившиеся более высокого положения, такие как Гай Марий или Цицерон, были известны как homo novus («новый человек»). Они и их потомки становились нобилями (лат. nobiles — благородный), при этом оставаясь плебеями. Некоторые религиозные должности оставались сохраненными за патрициями, но вообще различие было в значительной степени вопросом престижа.

В то же самое время, перепись разделила граждан на шесть сложных классов, согласно их имущественному положению. Самые богатые были сенаторским классом, те кто имел, по крайней мере, 1 000 000 сестерциев. Членство в классе сенаторов не обязательно влекло за собой членство в Сенате. Богатство сенаторского класса было основано на наличии у них в собственности больших сельскохозяйственных угодий, и членам этого класса запретили участвовать в коммерческой деятельности. За несколькими исключениями, все политические должности были заполнены мужчинами из сенаторского класса.

Ниже них были эквиты (всадники или рыцари), с 400 000 сестерциев, которые могли участвовать в торговле и формировали влиятельный деловой класс.

Ниже всадников были ещё три класса имеющих собственность граждан; и наконец пролетарии, у которых не было никакой собственности.

Первоначально перепись должна была определить всех годных на военную службу, затем ограниченную лишь первыми пятью классами граждан (все вместе adsidui), включая всадников — тех, кто мог позволить себе содержать военную лошадь. Шестой класс, пролетарии, не могли служить до военных реформ Гая Мария в 108 г. до н. э. Во время республики классы переписи также служили коллегией выборщиков Рима. Граждане в каждом классе были зарегистрированы в центуриях, и на выборах от каждой центурии отдавался единственный голос; однако у более высоких классов было больше центурий, каждая с меньшим количеством участников. Это означало, что голос богача имел большее значение, чем голос бедняка.

Женщины

Свободнорождённые женщины принадлежали социальному классу их отцов до брака, после которого они присоединились к классу своего мужа. Освобождённые женщины могли выйти замуж, но были запрещены браки с сенаторами или всадниками, и они не присоединялись к классу своего мужа. Рабыням разрешалось выйти замуж, в зависимости от того, позволят ли это их владельцы.

Иностранцы

Латинское право, форма гражданства с меньшим количеством прав, чем полное римское гражданство, было первоначально применено к союзническим городам Лацио и постепенно распространилось по всей империи. Латинские граждане имели права согласно Римскому праву, но не голосовали, хотя их главные магистраты могли стать полными гражданами. Свободнорождённые иностранцы были известны как перегрины, и существовали законы, регулирующие их поведение и споры. Различия между Латинским правом и Римским продолжались до 212 г. н. э., когда Каракалла распространил полное римское гражданство на всех свободнорождённых мужчин в империи.

Вольноотпущенники

Вольноотпущенники (лат. liberti) были освобождёнными рабами, на которых распространялось латинское право; их свободнорождённые дети были полными гражданами(во времена Империи). Их статус изменялся из поколения в поколение, в течение всего периода Республики; Тит Ливий заявляет, что вольноотпущенники в Ранней республике главным образом присоединились к более низким подклассам плебеев, в то время как Ювенал, пишущий во время Империи, когда одни только финансовые аспекты диктовали разделение классов, описывает вольноотпущенников, которые были приняты в класс всадников.

Вольноотпущенники составляли большую часть госслужащих во время ранней Империи. Многие стали чрезвычайно богатыми в результате взяток, мошенничества или других форм коррупции, или были одарёнными большими состояниями императором, которому они служили. Другие вольноотпущенники участвовали в торговле, накапливая обширные состояния, с которыми часто могли конкурировать только состояния самых богатых патрициев. Большинство вольноотпущенников, однако, присоединилось к плебейским классам, и часто были фермерами или торговцами.

Хотя вольноотпущенникам не разрешалось голосовать во время Республики и ранней Империи, детям вольноотпущенников автоматически предоставлялся статус гражданина. Например, поэт Гораций был сыном вольноотпущенника из Венузии в южной Италии.

Многие из сатир Ювенала содержат гневные осуждения претензий богатых вольноотпущенников, некоторые из которых «с мелом рабского рынка ещё на их пятке». Хотя сам также сын вольноотпущенника, Ювенал прежде всего видел в этих успешных мужчинах «новых богачей», которые слишком хвастались их богатством (часто добытым нечестным путём).

Рабы

Рабы (лат. servi [сервы]) по большей части произошли от должников и от военнопленных, особенно женщин и детей, захваченных во время военных кампаний в Италии, Испании и Карфагене. Во времена Поздней Республики и Империи, большинство рабов прибыло из недавно завоеванных областей: Галлии (известной как Франция сегодня), Великобритании, Северной Африки, Ближнего Востока и местности, являющейся ныне восточной Турцией.

Рабы первоначально не имели никаких прав. Однако, по прошествии времени, Сенат, и позже императоры, установили, что законодательство должно защищать жизнь и здоровье рабов. Но пока рабство не было отменено, римские мужчины обычно использовали своих рабов в сексуальных целях. Гораций, например, пишет о любви к своей молодой, привлекательной рабыне. Дети рабынь сами были рабами. Но во многих случаях завещатели (например, Тацит) освобождали своих детей, считая их законными наследниками.

ru-wiki.org

1.17. Социальная структура древнеримского общества | Глава I Капитализм Древнего Рима  |  Читать онлайн, без регистрации

1.17. Социальная структура древнеримского общества

Напомним, что в Римской империи социальная структура общества была предельно упрощена, а имущественная поляризация общества достигла крайней степени.

Поляризация общества просматривается как в масштабах всей Римской империи, так и отдельных ее частях. Имелась она и в провинциях[87]. Но в центральной части (Италийская область) она была выражена еще более ярко.

На одном полюсе общества существовала небольшая кучка богатых и очень богатых людей: всадников (финансовых олигархов) и аристократии (землевладельцев). К богатой элите принадлежало несколько десятков тысяч человек при численности населения Римской империи порядка 50 млн. человек.

На другом полюсе общества Древнего Рима – миллионы рабов.

На ранних этапах развития Римского государства, как мы отмечали выше, рабовладение имело ограниченные масштабы и носило патриархальный характер. Большое распространение имели личный труд в крестьянских хозяйствах, а также наемный труд плебеев в хозяйствах патрициев. Вспомогательную роль играл также труд зависимых клиентов и должников. Однако в дальнейшем под влиянием двух основных взаимосвязанных факторов – расширения внешних завоеваний Рима и активизации борьбы плебеев за равные с патрициями права – началось все более широкое использование рабов в качестве рабочей силы. Преобладание рабского труда над свободным трудом стало наблюдаться в большинстве областей Апеннинского полуострова только во II в. до н. э.

Большая часть рабов занималась тяжелым физическим трудом (сельское хозяйство, строительство, рудники)[88]. Небольшая часть непосредственно обслуживала элиту – «домашние рабы». Совсем небольшая часть была даже задействована в государственном управлении: элита настолько была погружена в процесс потребления и получения удовольствий, что со временем утратила и желание, и способность заниматься государственными делами, перепоручив их рабам. О сферах применения рабов мы можем прочитать у Моммзена: «Труд рабов применялся во всех отраслях деятельности: рабы исполняли ремесленные работы, рабы вели обширные предприятия своих господ, управляли банковыми операциями, учили детей»[89].

Положение рабов было различно. Как отмечает К. Каутский, «если патриархальное домашнее рабство является (…) самой мягкой формой эксплуатации, то трудно представить себе что-нибудь более ужасное, чем рабство для удовлетворения жажды прибыли»[90]. Каутский приводит в качестве примера использование рабов на испанских серебряных рудниках, где эксплуатация носила крайне жестокий характер в силу товарного характера производства. Это такое сочетание капиталистического производства и рабовладения, которое можно назвать капиталистическим рабовладением[91].

Оно вновь в яркой и массовой форме проявилось в Соединенных Штатах в первой половине XIX века, прежде всего в южных штатах. К счастью для римских рабов, производств с ярко выраженной ориентацией на получение прибыли 2000 лет назад было не так много.

Была еще социальная «прослойка», состоящая из людей, которые с юридической точки зрения были свободными римскими гражданами, а с социально-экономической точки зрения были люмпен-пролетариями. Они сосредоточивались в Риме, где их число составляло, по разным оценкам, от 200 до 350 тыс. человек. Были люмпен-пролетарии и в других городах Италии.

Свободное крестьянство постепенно «вымывалось» из социальной структуры под натиском дешевой продукции, производимой с помощью рабского труда, а также дешевого импорта или поступлений из провинций подати в натуральном виде (сельскохозяйственная продукция). Постепенно некогда цветущее сельское хозяйство Италии стало приходить в упадок. Дешевый хлеб был нужен для ублажения городской черни (политика «хлеба и зрелищ»). В провинциях хлеба было много, он попадал в Рим в виде поземельного налога (десятины), реквизиций и с помощью других способов отчуждения (своеобразные «продразверстки»). Также импортировался дешевый хлеб из Египта.

Римское государство, проводя свою «социальную» политику, сбывало откупщикам хлеб по низким ценам, а те – непосредственно населению городов. Хотя откупщики и «наваривали» деньги на своем бизнесе, но отпускные цены были все равно низкими и разоряли местных крестьян. В этих условиях выживали крупные хозяйства, имевшие низкие издержки производства. То есть те, которые использовали в массовом порядке рабский труд. А земли крестьянства переходили в руки ростовщиков и крупных землевладельцев. Первые из них занимались земельными спекуляциями, вторые организовывали на присоединяемых землях фермерские хозяйства, ориентированные на экспорт (виноделие, оливки и оливковое масло, овцеводство). Со временем хлебом Италия себя уже перестала обеспечивать, села на «иглу» зернового импорта.

Уничтожение мелкого крестьянского хозяйства подрывало социальную основу Римского государства. Моммзен писал о Риме эпохи поздней республики: «Рим падал, потому что один из двух основных факторов, на которые издревле опиралось государство, был в корне разрушен: хозяйство мелких землевладельцев было теперь совершенно подавлено капиталом, который оперировал колоссально развитым невольничьим трудом»[92].

В уже упоминавшейся работе Питера Темина «Экономика Римской империи раннего периода» отмечается, что существовал еще некий промежуточный класс, включающий торговцев и работников «сферы услуг», который обслуживал элиту тогдашнего общества. Тем не менее, эта группа свободных граждан, по мнению Питера Темина, была настолько незначительна, что говорить о наличии «среднего класса» в Древнем Риме не приходится.

Этот промежуточный класс быстро сокращался, так как услуги элите все больше оказывали «домашние» рабы, а внутреннюю торговлю все больше «подбирали под себя» всадники. Положение разоряющегося крестьянина и представителя «среднего класса» было незавидно: у него маячила перспектива пополнить ряды люмпен-пролетариата.

Итак, в Древнем Риме были в достаточном количестве свободные граждане, лишившиеся земли или своего дела. С другой стороны, были большие богатства в руках верхушки. То есть потенциально было все необходимое для развития капитализма в его производительной (а не ростовщической) форме. Однако такой капитализм, как мы выше уже отмечали, в Древнем Риме не сложился. Скорее всего, он не сложился потому, что был менее «конкурентоспособен» по сравнению с товарным производством, основанном на рабском труде.

Однако в некоторых масштабах наемный труд использовался, но не регулярно, преимущественно для внутренних нужд богатых работодателей. О такой форме трудовых отношений, существовавших в Римской империи, мы узнаем из Нового Завета. Например, в Евангелии от Матфея есть притча о работниках, которых хозяин нанимал на работу в винограднике (первых – в третьем часу, следующих – в шестом, а последних – в девятом часу) и всем заплатил по одному динарию[93]. Это типичный случай «разового», нерегулярного использования наемной рабочей силы в Римской империи[94]. Тот пролетариат, который существовал в Англии и других европейских странах в XIX–XX вв., в Древнем Риме отсутствовал.

Некоторые «эмансипировавшиеся» от труда свободные граждане вместо перехода в ряды люмпен-пролетариев предпочитали другой выбор – пополнить ряды разбойников, которые никогда не переводились в Италии.

Был, наконец, и вариант эмиграции. Многие свободные граждане внешне «благополучной» метрополии уезжали в провинции империи, где можно было заниматься денежным и торговым бизнесом. Об этом писал Моммзен: «Чрезмерное развитие торговых и денежных операций было причиною того, что множество италийцев лучшие свои годы проводили в отдаленных провинциях»[95]. В целом изменения социальной структуры римского общества, происходившие в эпоху поздней республики (II в. до н. э.) Моммзен обрисовал следующим образом: «Римское гражданство, прежде бывшее общиною свободных и равных людей, все заметнее и заметнее распадалось на два класса: господ и рабов – и в одном развивалось равнодушие к нижестоящим, в другом – ненависть и озлобление к стоящим в лучшем положении. Начинали таять духовные силы нации»[96].

Приведенные выше слова Моммзена относятся ко времени, отстоящему от нас почти на 22 века. Но как похожа та ситуация на сегодняшнее положение в России! Еще четверть века назад жители Российской Федерации составляли общество «свободных и равных людей». «Равных» – не буквально. Конечно, в СССР были начальники и подчиненные, были более обеспеченные и менее обеспеченные и т. п. Но было «равенство» возможностей. Достаточно исправно функционировали так называемые «социальные лифты». Да не имущественное неравенство было минимальным на фоне того громадного разрыва между богатыми и бедными, который существовал на Западе и в развивающихся странах.

Сегодня мы живем при капитализме, причем очень похожем на капитализм Древнего Рима. Наше общество четко разделилось «на два класса: господ и рабов». По имущественной поляризации мы сегодня находимся на уровне многих развивающихся стран, и – по всем законам – в стране должен уже произойти социальный взрыв, а затем начаться перманентная гражданская война.

Каждый из нас, сталкиваясь с работодателями и государственными чиновниками (класс «господ»), невольно начинает понимать, что он уже никакой не «средний класс», а именно класс «рабов». Каждый из нас ощущает шкурой исходящее от современных «господ» «равнодушие к нижестоящим». Конечно, это наше чисто субъективное восприятие современного капитализма. Ниже мы еще будем рассматривать вопросы, касающиеся социальной структуры современного капиталистического общества, и попытаемся наши субъективные ощущения дополнить трезвым анализом фактов и статистики.

velib.com


Смотрите также