Управление древней индии. Методы управления в Древней Индии и Китае — реферат
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Формирование управленческой мысли в Древней Индии. Управление древней индии


Формирование управленческой мысли в Древней Индии. Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии

Похожие главы из других работ:

Древнеиндийская цивилизация

4. Научная жизнь древней Индии.

Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы исчисления с использованием нуля, применение которого связанно с появлением нового мировоззренческого понятия - «пустота»...

Зарождение и становление управленческой мысли в России (IХ-ХVIII вв.)

Важнейшие факторы развития управленческой мысли в России XVII в.

С середины XVI в. в России начинается период бурного развития сословно-представительной монархии, которая образовалась в XV в...

История и культура Древней Индии

1.1 Местоположение и природа Древней Индии

На юге Азии, за Гималайским хребтом, расположена удивительная страна Индия. Ее история насчитывает уже почти 8 тысяч лет. Однако современная Индия отличается по своим размерам от древней страны под этим же названием...

История и культура Древней Индии

1.2 Образование государств в Древней Индии

Пока ученые имеют мало сведений об общественном строе и культуре индийских городов. Дело в том, что еще не расшифрована письменность древних индийцев. Но сегодня известно, что в III и первой половине II тысячелетия до н.э...

История и культура Древней Индии

2. Культура древней Индии

...

История и культура Древней Индии

2.1 Языки и письменность Древней Индии

В конце III тысячелетия до н.э. в Индии была крупная держава с высокоразвитой культурой. Но пока неизвестно, на каком языке говорили жители долины Инда. Их письменность все еще остается загадкой для ученых...

Кастовая организация в странах Древнего Востока

4. Система варн в Древней Индии

Особенностью общественных отношений в Индии во второй половине I тысячелетия до н. э. является сложное переплетение классового и сословного (варно-кастового) деления индийского общества. Как и в других странах Древнего Востока...

Культура и религия Древней Индии

2. Культура древней Индии

...

Культура и религия Древней Индии

2.2 Религия Древней Индии

...

Общественно-политическая мысль Древней Руси IX-XIII века

2 Общая характеристика общественно-политической мысли Древней Руси

В отечественной историографии общественное сознание Древней Руси изучено очень неравномерно. Исследование древнерусских идеологий являлось одной из тех немногих исторических сфер...

Особенности общественного строя Древней Индии

3. Особенности рабства в Древней Индии

Источники права подтверждают, что в Древней Индии существовало рабовладение. Законы Ману упоминают семь разрядов рабов: "захваченный под знаменем, раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.3 Известные личности в истории управленческой мысли Древнего Рима

Важное место в истории римской управленческой мысли принадлежит Колумелле, написавшему трактат «О сельском хозяйстве» в 12 книгах. Колумелла был большим знатоком сельскохозяйственной литературы и хорошим практиком...

Рабство в Древней Индии

Глава I. Рабство в Древней Индии

...

Реформы Петра I

1. Принцип законности как основа реформы управленческой мысли в России Петра Великого

Закон есть проявление воли законодательной власти, имеющее целью регулирование общественной жизни путём установления в ней определённого порядка отношений. В то же время закон как социологическая категория есть явление...

Школа в странах древнейших цивилизаций: Египет, Индия, Китай

2. Воспитание и школа в древней Индии

История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую...

hist.bobrodobro.ru

Управление в Древнем Китае и Индии — КиберПедия

Для понимания специфики современного менеджмента имеет значение изучение управленческой мысли древнего Китая. В его истории было несколько периодов расцвета. Это времена государства Инь, Чжоусского государства, империи Цинь, Империи Хань.

Немаловажное значение на развитие управленческой мысли оказали философские школы Древнего Китая, начавшие формироваться уже в VI в. до н. э. Ведущей из них считается школа стратегов.

Термин «стратегия» понимается в современном менеджменте как генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов для достижения поставленной цели.

Характерной чертой стратегического управления является его творческий компонент, поскольку оно представляет собой, прежде всего,

некую философию. В этой связи, по мнению Сунь-цзы, для формирования стратегического мышления требуется определенное время. Подобного рода управленческое мышление невозможно приобрести в спешке, необходимы постоянная практика и время для того, чтобы понять его суть. Сунь-цзы рекомендовал правителям: «Думайте ежедневно глубоко и последовательно о стратегии, поскольку лишь этим одним сохраняется и усиливается ваш трон власти». В противном случае, если государь не формирует стратегию своего государства, возможна потеря последнего. Поэтому именно правители должны быть наилучшими стратегами.

Даосизм - значительная философская школа Древнего Китая, в основу которой лег философский трактак Лао-цзы «Дао-Дэ цзин» («Книга о пути и силе»). Книга, первоначально известная под именем своего автора, т. е.

«Лао-цзы», позднее получила название «Дао-Дэ цзин». Она представляет собой собрание разрозненных на первый взгляд изречений, которые были собраны, упорядочены и составили систему философских взлядов Лао-цзы.

В названии трактата отражены основные идеи автора о внутреннем духовном (дао) и внешнем нравственном (дэ) мире. В центре идеологии даосизма учение о великом дао - всеобщем законе, который никто не создал, но который содержит в себе сущности всех вещей. Дао есть источник двух начал - инь и янь, противоположных, но взаимно дополняющих друг друга сил, поддерживающих равновесие нашего мира. Главный смысл, счастье и цель жизни человека - познать дао.

Лучшим способом реализации его во внешнем мире является принцип недеяния - «у вэш («невозмутимое согласие»). Мудрец внутренне освобождается от мира, искушений и честолюбивых желаний, ибо они сбивают его с истинного пути. При этом Лао-цзы отнюдь не предписывал полного физического отстранения от мира. Человек, живущий согласно принципу у вэй, - отчасти думающий, отчасти действующий. Только позднее под влиянием буддизма понятие «у вэй» стало значить «пассивное самосозерцание».

Важным путем к просветлению являются жизнь в нравственной чистоте и соблюдение определенных принципов, основными из которых Лао-цзы считал человеколюбие, бережливость, скромность. В этой связи он говорил:

«Я имею три сокровища, которыми дорожу: первое - это человеколюбие, второе - бережливость, а третье состоит в том, что я не смею быть впереди других».

Философские воззрения Лао-цзы утверждают прежде всего значимость человека как личности, но речь идет о личности правителя, носителя верховной власти.

В период правления династии Тан предпринимались попытки по защите трона от потенциальных амбиций аристократии, что предполагало наследование титулов, но с регрессивным уклоном. Так, сын мог наследовать лишь титул, находившийся на одну ступень ниже в чиновничьей иерархии по отношению к тому, который носил его отец. Таким образом,

несколько поколений спустя те, кто довольствовался наследственными правами, оказывались (даже если они являлись отдаленными членами императорской фамилии) низведенными до уровня простых граждан.

При этом, в целях борьбы с коррупцией, в период правления династии Хань была предпринята комбинация данной практики с проверкой знаний и компетентности. В рамках новой системы чиновники должны были сдавать экзамены. Для того чтобы иметь право ходатайствовать о должности, человек был обязан сдать докторский экзамен в том случае, если он не был наделен наследственными правами (чиновники сдавали экзамены на состоявшегося ученого по классическим предметам, праву, письму, математике). Затем, чтобы быть назначенным на должность, надлежало в обязательном порядке держать отборочный экзамен. Потом, после того как человек получал пост, его деятельность ежегодно проверялась путем проведения экзамена для определения заслуг.

При этом военные также сдавали экзамены, обеспечивавшие им чин, эквивалентный чину гражданских лиц, но в реальности менее ценимый. Эти экзамены не включали литературных тестов, и им не придавали такого большого значения.

Большинство знаменитых людей Китая прошли один из двух первых экзаменов, а иногда оба.

Таким образом, можно видеть, что в этой стране существовали успешная практика подготовки кадров для различных направлений государственной деятельности, а также тщательно продуманная система государственного устройства. Представляется, что складывание указанной системы обусловлено многими причинами, в ряду которых немаловажное значение имеет обширное философское наследие, во многом предопределившее основные направления развития древнекитайской научной мысли.

О древнейшей цивилизации Индии, так называемой культуре Хараппы, если иметь в виду археологические открытия (находки) поселений и городов на территории современной Индии (Хараппа, Мохенджо-Даро, Лотхал, Калибанган, Суркотада и др.), известно немногое. О политической и социальной организации городов и поселений хараппской цивилизации сведений нет. Однако данные археологических исследований последних лет позволяют считать, что города-государства так же, как и многие страны Востока, прошли путь от первобытнообщинного к родо- племенному строю.

В многочисленных исследованиях, посвященных Древней Индии, дается описание ее социальной организации. Так, в работе Лбу Рейхана Бируни «Индия» рассмотрена социальная структура индийского общества. Все население страны было разделено на касты (варны). Первая из них элитная - брахманы. Они лучшие из лучших, «цвет» древнего индийского общества. Это интеллектуалы, обладающие глубокой сердечностью, честностью, терпимостью, умеющие себя сдерживать, высоко ценящие справедливость. И им, чистым душой и сердцем, вменено в обязанность обращение к Богу и отправление религиозных культов. Второй кастой считаются кшатрии. Это гордые, смелые и отважные люди, признанные острословы. Они призваны облегчать трудности людские, вызванные всевозможными жизненными сложностями и невзгодами. Эти касты достаточно близки между собой в реализации социальных функций. Третьей кастой являются вайшьи. Это хозяйственники по призванию. Им предписано заниматься экономическими задачами, в том числе сельскохозяйственными работами, скотоводством, торговым делом. Четвертая каста - шудры. Их обязанность - быть в услужении и выполнять возложенные функции не только формально, но и с «душой», добиваясь тем самым расположения каждого, для кого они служат. Вайшьи и шудры также близки между собой по социальной значимости. И хотя все касты отличны друг от друга, им не свойственны обособленность и изоляция. Они не являют собой автономные сообщества. Напротив, они проживают и сосуществуют в общей для них среде.

Буддизм как религиозное учение зародился в середине I тыс. до н. э. Доминантой буддизма послужила проповедь Будды о «четырех благородных истинах»: существуют страдание, причина страдания, освобождение от страданий, путь, ведущий к освобождению от страданий. В учении была выдвинута проблема бытия личности и формирования ее автономии (освобождения). С нравственно-эмоциональных позиций в буддизме представлены основные положения концепции терпимости. Их основная идея лежит в непричинении вреда (зла) окружающему, прозрачности нравственных норм и сближении идеалов религиозности и светской власти. Будда способствовал созданию монашеской общины, буддийских монастырей и созыву Первого всебуддийского собора. Почти угаснув в XII в. н. э. в Индии, буддизм широко распространился в странах Азии и Дальнего Востока.

Индуизм - религия, сформировавшаяся в Индии на основе трансформации идей ведизма и брахманизма в середине I тыс. н. э. Когда с VIII в. н. э. в Индии стал распространяться ислам, тех, кто его не принял, стали называть «хинду» (индусами). Как и брахманизм, индуизм не имел единой церковной организации. Он зиждился на культах трех богов (Брахмы, Вишну и Шивы), в пантеон которых позднее был включен и Будда. Религиозно-философские воззрения и предписания индуизма регламентируют права и обязанности человека от рождения до кончины и обосновывают кастовую иерархию. Это помогает сохранять незыблемость государственного устройства и власти монарха.

Так постепенно в Индии зарождались, формировались и распространялись различные вероучения, используемые для утверждения власти и управления на уровне царей, раджей, провинций, в войсках, семьях, школах, религиозных объединениях.

Социальная организация Древней Индии была узаконена в связи с появлением труда, посвященного проблемам управления государством, «Артхашастра», или «Наука политики» («Наука о государственном устройстве»). Считается, что ее автор Каутилья.

«Артхашастра» состоит из 180 разделов и охватывает широкий круг вопросов управления в древнейшем государстве. Книга дает представление о содержании управления в тот период времени, о состоянии и развитии управленческой мысли.

Отделы трактата подробно раскрывают функциональные обязанности руководителей в системе государственного, местного, хозяйственного, военного управления, внешних сношений, судопроизводства и других видов управления. При этом в «Артхашастре» представлен перечень должностей чиновников: министры, хранитель печати, главный сборщик податей, главный советник, послы, тайные агенты, служители царского дома и др. За управление мастерскими, отраслями хозяйства отвечали надзиратели по торговле, добыче полезных ископаемых, судохозяйству, сбору пошлин. Выделялись надзиратели за скотом, лошадьми и слонами, земледелием, питейным делом, скотобойнями и др. В военном управлении определялись главный военачальник, начальник пехоты, начальник колесниц, на местном уровне - градоначальник, инспекторы (районный и квартальный) и др.

В «Артхашастре» большое внимание уделено разработке таких основных функций управления, как организация, учет, анализ и контроль, которые были вменены в обязанности всем чиновникам и служащим. К примеру, градоначальник, как и его инспекторы, а также сборщики податей учитывали «мужчин и женщин, их касту, род, имя и занятия и вместе с тем полное количество домочадцев, доходы и расходы». Помимо этого, градоначальника обязаны были подробно информировать о жизни и деятельности городского населения ремесленники и мастера, содержатели питейных домов, врачи, домохозяева, агенты (полицейские).

В целом «Артхашастра» явила собой средоточие идей, взглядов на управление как таковое, определивших в будущем постулаты теории управления. «Артхашастра» в современном понимании - наука об обретении власти, ее удержании и использовании. В этом документе доминирует средоточие приемов политики и управления, базирующихся на этической основе.

Другим замечательным источником древней мысли в области управления и политики Индии являются эдикты Ашоки (III в. до н. э.). Сборник этих актов рассматривает вопросы укрепления власти на примерах дома, семьи.

В конце I тыс. до н. э., примерно во II в. до н. э., в Индии появились такие работы, как «Махабхарата», «Бхагавадгита», «Рамаяна», «Манусмрити» («Манавадхармашастра»), или «Законы Ману». Это свод всесторонних норм жизни общества Древней Индии. Всего в книге 2685 статей - двустиший. В 12 главах размещены отдельные фрагменты об управлении и политической власти. В наибольшей степени они представлены в главах 7 и 8. Необходимо отметить, что не все статьи законов сохранились, но это не мешает сформировать общее представление об управлении царем, нижестоящими администраторами.

cyberpedia.su

Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии

Содержание

Введение

Формирования управленческой мысли в Древней Индии

Экономика империи Маурьев

Экономический трактат «Артхашастра»

Значение управленческой мысли Др. Индии для развития мировой управленческой идеи

Заключение

Список источников и используемой литературы

Введение

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дают возможность утверждать, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения. И хотя государственное регулирование хозяйственной жизни имело место во многих государствах и цивилизациях, но наиболее ярко и последовательно оно проводилось именно в Индии.

Выбранная тема "Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии" является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой для современного метода управления, так как некоторые положения «Артхашастры» дают возможность использовать наиболее подходящие из них в практике государственного управления.

Целью работы является - Раскрыть основные положения трактата «Артхашастра», дать характеристику проблемам в управлении государственным хозяйством в древней Индии, произвести анализ и установить причину возникновения теории управления.

Задача данной контрольной работы является - для достижения поставленной цели проанализировать причины возникновения теории управленческой мысли и рассмотреть её влияние на сегодняшний день, так же рассмотрев все источники, сделать вывод о том каким было управление государственным хозяйством в древне Индии.

При изучении данной темы использовалась следующая литература :

.Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра», книга содержит перевод одной из частей трактата об искусстве политики. Рассматриваются основные проблемы социального строя древней Индии, суда и права. Книга использовалась при написании второй главы. Ценными были материалы, где представлялась политика, госудственный строй древней Индии на тот период.

.Вторая глава писалась в основном на учебнике - Маршев В.И. «История управленческой мысли». В учебнике представлена история управленческих идей, взглядов, теорий, возникавших с целью решения реальных управленческих задач. Она помогла раскрыть и понять структуру «Артхашастры». Так же при написании пункта 1.1. использовался материал Маршева.

. Перевод С.Д. Эльмановича « Законы Ману»- древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга. В книге представлены избранные фрагменты. И конкретные фрагменты из законов были включены как во вторую так и в третью главу контрольной работы.

.Для написания введения и заключения, использовалась Аннотация Виктора Ивановича Яковчука « Артхашастра- Источник Науки Государственного управления»» .

. Материал - Лизунова, И.В. «История управленческой мысли» помог при написании 1 пункта оглавления, использовался материал непосредственно о причинах и времени зарождения управленческой мысли.

.Работа Корнийчука Л.Я., Татаренко Н.А., Поручика А.М. «История экономических учений» использовалась при написании как 1 главы контрольной работы, так и при раскрытии 2 вопроса, о структуре и содержании «Артхашастры»

Формирование управленческой мысли в Древней Индии

Управление уходит своими корнями в глубокую древность. Уже тогда коллективная целенаправленная деятельность людей требовала разумного управления: создания соответствующих организаций и руководства ими в процессе решения различных жизненных задач. Уже в первобытном обществе управление и предприимчивость стали взаимодействующими явлениями, и предприимчивые члены общины получали в своё личное пользование всевозможные орудия труда и с их помощью добивались более высокой эффективности хозяйства, а значит, и более полного удовлетворения своих потребностей. Уже тогда ценились такие предпринимательские черты, как инициативность, ответственность, способность к риску.

Как практическая деятельность управление зародилось ещё в древности, появление первых государствах Древнего Востока, создание высоко цивилизованных античных государств были невозможны без эффективной управленческой практической, военной, религиозной, хозяйственной и организационной деятельности. По мере становления и развития хозяйственно-производительной деятельности усложнялась, структурировалась, содержательно обогащалась управленческая теория и практика.

Экономическая мысль Древней Индии, как правило, была окутана религиозной оболочкой. Экономические проблемы отдельно не исследовались, а рассматривались в древнеиндийской литературе лишь в связи с попытками решения социальных и политических задач. В основе старо индийских представлений об обществе лежала концепция сословно кастовой иерархии и определённости профессиональных занятий. Письменными источниками середины I тысячелетия до н.э. являются преимущественно религиозные трактаты.

Экономика империя Маурьев

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до н.э в период правления Ашоки, когда в Индии складывается относительно централизованная восточная монархия.

Уже ко времени образования империи Маурьев произошли серьезные сдвиги в развитии производительных сил в Индии. Применение железа для изготовления орудий труда становилось в Индии явлением совершенно обычным, и железо окончательно вытеснило другие металлы. Сельское хозяйство достигло высокого уровня, причем земледелие значительно преобладало, а скотоводство имело второстепенное значение.

Хозяйственная жизнь Индии все более развивалась. Области, прилегающие к долинам рек, превратились в цветущие землевладельческие районы. Благодаря искусственному орошению были расширены пахотные земли. Специалисты-агрономы тщательно учитывали параметры погоды и количество осадков, необходимых. Для той или иной культуры. Наиболее выгодным растением считался рис. Возделывали также ячмень, пшеницу, горох, сахарный тростник и даже лекарственные растения. Развитие огородничества и плодоводства было связано с совершенствованием земледельческой техники. В литературных произведениях упоминаются овощи, цветники и фруктовые сады. В хозяйственных трактатах говорится о подготовке семян и приготовлении удобрений. По-прежнему сохраняются древние сельские общины, члены которых вязаны круговой порукой. Постройка дорог, плотин и каналов.

Бедняки в общинах все чаще теряли свои земельные наделы и становились арендаторами, отдавая иногда владельцу земли половину урожая. Цари вознаграждали землями богачей из высших каст. В одном из источников («Суттанипата»), например, рассказывается о богатом брахмане Каси Бхарадвадже, который владел большим поместьем. Ему принадлежали большие стада и 500 плугов при помощи которых его рабы обрабатывали его земли.

В Индии был культивирован дикий хлопок, он служил для изготовления тканей. В «Артхашастре» упоминаются хлопок, хлопчатобумажные ткани и те районы, где они изготовлялись. Наряду с хлопководством распространяется шелководство. Шелк, шелковые ткани и шелководство упоминаются в грамматике Баники и в трактате «Артхашастра». Шелководство и изготовление шелковых тканей распространяются главным образом в Восточной Индии, наряду с местным шелком упоминается и привозной китайский шелк.

Ремесла все больше отделяются от сельского хозяйства. Свободные ремесленники объединяются в особые группы, напоминающие позднейшие гильдии или цехи. Эти гильдии (срени) управлялись советами и начальниками, которые регламентировали цены и качество изделий.

В джатаках упоминается 18 различных ремесленных гильдий. Эти гильдии способствовали развитию ремесел в определенных районах и передаче ремесленных навыков по наследству. Особое распространение получили ткацкое дело, основанное на применении шерсти, льна, хлопка и шелка, металлургия и деревообделочное мастерство.

В «Артхашастре» говорится о различных металлических сплавах и об обработке разных руд. Большое значение получило изготовление железа, из которого делали орудия и оружие. В связи с развитием ремесленных производств появляется специализация отдельных видов ремесла, например, изготовление луков и стрел. Ремесленники селятся в городах и пригородах. Города превращаются в крупные хозяйственные торгово-ремесленные центры.

В «Артхашастре» упоминаются центры ткацкого хлопчатобумажного производства: Ванта, Ватса, Матхура, Апаранга, Кадинга

В городах появляются особые улицы и кварталы ремеслеников например, в Бенаресе была улица резчиков по слоновой кости.' Углубляется классовое расслоение. Богачи и аристократы тоже жили в особых кварталах, в роскошных домах, построенных из камня и кирпича, в то время как бедняки ютились в маленьких деревянных домах. Торговые пути, проходившие по рекам и караванным дорогам, соединяли отдельные города и государства. Развитие внутренней и внешней торговли привело к появлению слоя купцов и к дальнейшему углублению социальных противоречий. Начали устанавливаться торговые связи и с соседними странами, например, с Китаем и Бактрией. Появились и первые медные монеты (кахапана), которые, однако, не имеют определенного чекана и подписей. Позднее их сменяют золотые монеты. Все больше углубляются противоречия между богачами и бедняками. Число рабов увеличивается. Развивается работорговля, большие богатства сосредоточиваются в руках богачей (сеттхи), особенно ростовщиков. В рабство обращались военнопленные, несостоятельные должники и преступники. Часто бедняки продавали в рабство своих детей или самих себя, чтобы спастись от голодной смерти, однако классовый закон, охраняя интересы рабовладельцев, гласил, что для «ариев не должно быть рабства». Усложнение в социальных отношениях приводит к изменениям кастовой системы. Некоторые представители высших каст разорялись и оказывались в рядах трудовых масс. В литературе упоминаются брахманы, которые принуждены добывать себе кусок хлеба земледельческим или ремесленным трудом.

Характерной чертой исторического развития Индии государственного устройства является рабство, возникшее в недрах первобытнообщинного строя, которое не могло развиться до античных форм. Фактическим тормозом была сельская община как форма экономической и социальной организации свободного населения. Необходимость коллективных усилий организованных масс людей при строительстве дамб и других ирригационных сооружений была одной из причин сохранения общины.

Другой основой общины, помимо коллективного владения, было непосредственное соединение земледелия с ремеслом, прекращение общины в целое. Государственные организации почти е вмешивались в дела общины, у нее была своя сельская администрация. Государственные повинности для общины в целом также тормозили распад общины. В свою очередь, прочность общины мешала широкому развитию рабовладельческих отношений хотя у общины были свои рабы для выполнения тяжелых, грязных работ. Некоторые ремесленники тоже являлись рабами. Тормозом распада общины и развития частной собственности была государственная собственность на землю. Эта форма позволяла рабовладельческой знати с помощью государственного аппарата не только эксплуатировать, но и посредством налога грабить свободное население.

Особую роль в развитии Индии сыграли географические факторы - например, суровые климатические условия, когда нередко происходили засухи или, наоборот, наводнения. Для борьбы с этими стихийными бедствиями нужны были усилия в государственном масштабе. Недостаток воды, малочисленность рек и других естественных водоемов, длительные периоды отсутствия дождей - все это выдвинуло создание системы искусственного орошения на первый план. Осуществление таких работ было непосильным для отдельных крестьянских хозяйств и даже крупных деревенских общин. Правительство было вынуждено взять в свои руки это дело, чтобы обеспечить нормальное функционирование экономической жизни. Это обусловило отсутствие у феодалов и крестьян частной собственности на землю, и в этом историческая особенность экономического развития Древней Индии.

Таким образом, в Индии существовал феодальный строй с особенностями, присущими ряду государств Востока. В частности, царь являлся юридическим собственником земли, но практически ею распоряжалась община. Государственный строй характеризовался восточной деспотией, культом царя, очень часто возникали дворцовые интриги. При царе существовал совет - паришад - из представителей знати семей рабовладельческой аристократии. Паришад имел лишь совещательные функции. Царские чиновники управляли городами, провинциями и селами. Были оформлены сборники законов - наставлений и вед. При управлении страной царь опирался на огромный бюрократический аппарат, институт надзирателей, армию, которых необходимо было содержать за счет налогов и податей. Существовали военное и судебное ведомства, огромная постоянная армия, помогающая соблюдать законы данного строя.

Рассматриваемый период отмечен прогрессом во всех областях экономики. В сельском хозяйстве происходило освоение новых земель, развитие искусственного орошения, расширение набора возделываемых культур. Известно о существовании крупных хозяйств - царя, знати и богачей - в многие сотни гектаров, с тысячами голов скота, с большим числом подневольных работников. Основной задачей животноводства становится выращивание рабочего скота.

Лесные и морские промыслы остаются уделом отсталых окраинных племен. От этого периода мы уже располагаем некоторыми данными, чтобы судить о формах земельной собственности. Соответственно уровням развития отдельных обществ формы эти были неодинаковы - от первобытных коллективных до вполне развитых частновладельческих. Но даже в самых передовых обществах, где существовали не только владение и пользование землей, но и все основные формы отчуждения земли (дарение, продажа, передача по наследству), государство сохраняло право собственности на необрабатываемую землю, на полезные ископаемые и на клады, а община - на пастбища и пустоши. Кроме того, и государство и община сохраняли право на контроль за всеми земельными сделками.

Важнейшим свидетельством технического прогресса является развитие ремесла. Имеется много данных о высоком уровне развития черной и цветной металлургии, кузнечном, оружейном и ювелирном деле, хлопкоткачестве, резьбе по дереву, камню и кости, гончарном деле, парфюмерии и пр. В каждой деревне было несколько ремесленников, удовлетворявших скромные потребности односельчан в промышленных изделиях, но основными центрами сосредоточения ремесла, особенно по производству сложных и высококачественных изделий и предметов роскоши, были города. Здесь ремесленники расселялись по специальностям и имели свои союзы - шрени, представительствовавшие перед властями и защищавшие ремесленников от произвола. Немало крупных мастерских, в которых были заняты и подневольные труженики, и наемные работники, принадлежало царю (верфи, прядильные, оружейные, ювелирные).

Государство получало немалые доходы от торговли и потому способствовало ей поддержанием порядка на рынке, контролем над мерами и торговыми сделками, прокладкой дорог. Государи сами были крупными купцами, и торговля некоторыми товарами была их монополией. Продолжала расширяться торговля со странами Юго-Восточной Азии, Аравией, Ираном.

Развитие торговли привело к расширению монетного обращения. На это указывают находки кладов, содержащих иногда тысячи монет.

Экономический трактат «Артхашастра»

Трактат состоит из 15 книг. В первой даются предписания относительно образа жизни царя, вторая посвящена деятельности руководителей различных государственных ведомств, в третьей и четвертой рассматриваются вопросы суда и наказания преступников, далее речь идет о методах внешней политики, о секретной службе, об организации армии и т.п.

Как явствует из самого названия, трактат посвящен артхе - материальной выгоде, которую автор ставит на первое место и предпочитает дхарме - религиозному долгу и каме - наслаждению. Для царя артхой является приобретение «земли, населенной людьми». Конечной целью всякой политики считается расширение власти правителя над окружающими территориями. В результате завоеваний (или применения дипломатических средств) царь получает возможность приобретать новых налогоплательщиков. Захват территорий приводит к пополнению казны, казна же позволяет содержать значительное войско, опираясь на которое царь продолжает завоевательную политику, пока не станет «владыкой мира». Этот общий принцип неоднократно повторяется в «Артхашастре» и является стержнем «науки политики». Остальные предписания трактата сводятся лишь к конкретным рекомендациям для достижения главной цели, ибо «основой всех дел является казна». Уже в самом начале «Артхашастры» говорится о том, что царю необходимо изучать четыре «науки». Первую составляет «учение вед», затем идут философия, наука об управлении (власти, наложении наказаний), а также экономика. «Экономика» (вартта) раскрывается далее как земледелие, скотоводство и торговля Если первые дисциплины преподавались учеными-брахманами и царскими советниками, то авторитетами в «экономике» являлись главы различных хозяйственных ведомств, деятельности которых посвящена вторая, самая обширная книга трактата. Таким образом, «экономика» была учением не о хозяйстве вообще, а только о государственном хозяйстве, о пополнении казны. Внимательный анализ содержащейся в «Артхашастре» схемы городского поселения приводит к интересному выводу. Автор перечисляет главным образом те сооружения, которые принадлежат царской резиденции и связаны с обслуживанием двора. Об основной территории города он говорит лишь в нескольких общих словах. Нечто аналогичное мы замечаем и в описании всей экономической жизни государства. В своем фундаментальном исследовании немецкий индолог Б. Брелер пытался доказать, что практически все отрасли экономики Древней Индии были монополизированы царем. Концепция эта опровергнута новейшими исследованиями однако ее появление стало возможным лишь благодаря тому, что «Артхашастра» концентрирует внимание именно на царском хозяйстве. Среди рабочей силы в царском хозяйстве неизменно упоминаются рабы. Предписывается использование рабов в земледелии рабынь в прядильных и ткацких мастерских. В Законах Ману указаны семь разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20-25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью хозяина. Царские предприятия, однако, не были основаны только на рабском труде - рекомендовалось привлекать работников самых разных категорий. Некоторые из них, видимо, были близки по своему положению к рабам, например те, кто в рудниках «отрабатывал штраф», или «нищенки», трудившиеся в прядильных мастерских. Прядение и ткачество под надзором царского чиновника могли быть и формой «социального обеспечения» вдов, сирот, престарелых женщин. В большинстве ремесленных специальностей труд рабов не мог получить широкого распространения: контроль за ними представлял бы излишние сложности. Кроме того, мастеров необходимо было заинтересовать и в производительности, и, главное, в качестве труда. Поэтому большую часть их «Артхашастра» рекомендует брать из лиц, работавших по найму. Для них устанавливались натуральное содержание и денежная плата, порой также дополнительные вознаграждения по случаю праздников или в качестве премий за хорошую работу. Размер оплаты зависел от профессии и квалификации, но в целом большая часть наемных работников, очевидно, влачила жалкое существование. Не случайно перечисляются они обычно вместе с рабами. Социальное происхождение этих наемных работников прямо не указывается, но нет никаких сомнений, что они должны были принадлежать к наиболее низким кастам, часто к таким, которые считались отверженными и неприкасаемыми. Основные доходы фиска составляла, однако, не прибыль от казенных предприятий, а налоги, взимаемые с населения. Любопытную деталь содержит глава о «надзирателе за земледелием». Крестьяне обязаны были в качестве «водного налога» предоставлять часть воды из своих колодцев и прудов для орошения «царских полей». Ясно, что вода из частного колодца может быть использована для орошения царского поля лишь в том случае, если последнее находится в непосредственной близости от поля хозяина колодца. Предполагается, таким образом, не обширное царское поместье, а чересполосица царских и частных полей. Обычно упоминаемые ирригационные сооружения принадлежали частным лицам или общинным объединениям Иногда речь идет и о создании больших сооружений по приказу царя. На строительстве их должно было трудиться все население местности, но затем каждый землевладелец получал известную долю дохода. Царские ремесленные мастерские представляли собой скорее исключение, чем правило. Даже работавшие на царя прядильщицы и ткачихи нередко трудились на дому, получая сырье и отдавая готовую продукцию. Деятельность царского «золотых дел мастера» проходила на торговой улице, среди других мастеров, которые не принадлежали непосредственно царскому хозяйству. В случае опасности войны и т. п. на царские пастбища могли временно принять чужих коров, что указывает на наличие стад в индивидуальной собственности. Даже рудники, которые представляли известные сложности для разработки, «надзирателю за рудниками» рекомендовалось передавать частным лицам. Налоги обычно рассматривались как содержание, даваемое царю в вознаграждение за то, что он охраняет страну от внешней опасности и внутренних смут. Длинные перечни налогов свидетельствуют как о большой изобретательности чиновников, так и о том, что основные отрасли хозяйства вовсе не являлись царской монополией. Регулярный сельскохозяйственный налог традиционно составлял 1/6 урожая, однако нередко взималось и больше. Кроме того, были поборы религиозного характера и разного рода экстраординарные взносы (по случаю торжественных событий в царской семье и т. п.). Иногда речь идет о повинностях в виде принудительного труда, постоя войск и многого другого. Встречаются указания также на то, что делались попытки собирать одни и те же налоги дважды.

Постоянное освобождение от налогов в трактате предлагается даровать лишь брахманам, причем не всем, а только жрецам, учителям и т. п. Представители же высшей варны, занимавшиеся производственной деятельностью, приравнивались к простому народу. Временные налоговые льготы предоставлялись с целью поощрения предприимчивости тем, кто возделывал целину, восстанавливал заброшенные оросительные сооружения и т.д. налоговый иммунитет для земель, передаваемых в «кормление» чиновникам государственного аппарата, означал для них лишь право все собираемые подати оставлять себе. Система таких «кормлений» связана с господством натурального хозяйства. Перечень продуктов, хранящихся на царских складах, также ярко свидетельствует о том, что большая часть податей собиралась не деньгами, а продуктами. С ремесленных объединений (шрени), так же как и с сельских общин, «Артхашастра» рекомендовала регулярно собирать сведения об их доходах. Предполагалось обложение налогами и всяких иных промыслов, в том числе торговли алкогольными напитками, проституции и азартных игр. Они должны были находиться под особым надзором царских чиновников, организовывавших игорные дома и т. п. Торговлю крепкими напитками «Артхашастра» также считала целесообразным сосредоточить в специально отведенных местах. Имея в виду распространенное среди торговцев мошенничество, «Артхашастра» говорит о них как о «ворах, которые не носят названия воров». В этой связи царям советовалось ввести строгий государственный контроль за мерами и весами (который приносил также известный доход казне), следить за качеством товаров. Автор трактата перечисляет самые разнообразные пошлины за ввоз и вывоз товаров, переправы и т. п. и называет строгие кары за контрабанду или продажу товара не на рынке, а в месте его изготовления. Рекомендуется государственная политика в области торговли, которая включала бы запрет ввоза некоторых товаров, привлечение иноземных товаров посредством освобождения их от пошлин, вывоз своих товаров, несмотря даже на временную их убыточность, ради последующей выгоды и т. д. Признавалась необходимость регулировать отношения и на внутреннем рынке: в целях воспрепятствовать разорению торговца мог быть, например, издан указ, запрещавший продажу аналогичного товара, пока он не распродаст свой; царю давался совет строго наказывать купцов, заключавших между собою соглашение о повышении или понижении цен . Рыночные надзиратели с помощью экспертов могли устанавливать «справедливую цену» товара, а в случае аукциона взимать возникшую между рыночной и объявленной ценой разницу в казну. «Артхашастра» содержит предписания о многочисленных «утонченных методах», применяемых не только для того, чтобы расправиться с политическими противниками или соперниками, но и для того, чтобы поправить свои финансовые дела. Помимо объявления о дополнительных обязательных податях могут быть использованы такие способы, как обвинение богатых людей в преступлениях и их казнь с конфискацией имущества. Рекомендуется также устраивать фальшивые чудеса в храмах и святилищах и собирать деньги с доверчивых паломников. Наконец, могут быть объявлены добровольные сборы в казну, а специальные платные агенты при этом делают самые большие взносы и укоряют тех, кто проявляет недостаточную щедрость. Различные виды штрафов, налагаемые в судебном и внесудебном порядке, составляли одну из важнейших статей государственных доходов.Налоги взимались в виде доли урожая, поэтому обработка участка была непременным условием прав на него землевладельца. Продажа недвижимости обставлялась особыми условиями и ограничениями. Древние индийцы не считали возможной покупку земли, например, представителем низшей касты, ибо это являлось бы нарушением кастовой иерархии и заставляло бы членов высших каст общаться с неприкасаемыми. Экономические проблемы владения имуществом, источников доходов, хозяйственных занятий в древнеиндийском обществе были теснейшим образом связаны с общественным и ритуальным статусом человека, прежде всего с общинной организацией и кастовой иерархией. Сельскую общину «Артхашастра» никогда не называет «собственником» земли (если речь не идет, скажем, о деревенских угодьях, принадлежавших нераздельно всем полноправным общинникам). О том, что она и не должна рассматриваться в качестве собственника, свидетельствует переход выморочного имущества в распоряжение не общины, а государства. В то же время все участки землевладельцев составляли в совокупности общинную территорию, и нарушение межи между частными полями в пределах одной деревни казалось значительно меньшим проступком, нежели передвижение пограничных знаков между территориями разных сельских общин.

В «Артхашастре», составленной в период расцвета древнеиндийской цивилизации в начале нашей эры, с одной стороны, нашли отражение практические познания в области ведения хозяйства, с другой - были даны самые общие рекомендации по управлению идеальным государством, и прежде всего по организации налогообложения и другим аспектам финансовой политики.

Дошедшая до нас «Артхашастра» составлена, по-видимому, в начале нашей эры. Она принадлежала к сочинениям развитого в древности литературного жанра и содержит преимущественное изложение «науки политики», имеющей вековую традицию, корни которой восходят к домаурийской эпохе.

хозяйство древняя индия управление

Значение управленческой мысли Др.Индии для развития мировой ИУМ

Знание истории развития государственного управления, используемых методологических подходов и концепций на разных этапах исторического развития определяет многие возможности его эффективного совершенствования. Ведь государственное управление сегодня - это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее может быть были неразличимы, невидимы, но с течением времени стали играть ключевую роль. Изучение и понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что -второстепенным. Изучение истории развития науки государственного управления имеет важное значение в формировании профессионального сознания руководителей и государственных служащих, развитии у них чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления. Искусство государственного управления формируется на историческом фундаменте, знание его исторических аспектов стимулирует поиск руководителями и государственными служащими разнообразных вариантов управленческих решений, из которых легче выбрать наиболее удачный в каждой конкретной ситуации. Общеизвестно, что государственно-управленческая научная мысль зародилась в древности с появлением первых государств. Ярким научным трудом в этой сфере является древнеиндийский трактат «Артхашастра» Он содержит ценнейшие сведения по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества. По своему содержание и значению это произведение не только представляет собой руководство к управлению государством, но и является выдающимся памятником политической, экономической, дипломатической, философской и военной мысли в древней Индии.

Заключение

Основную информацию по государственному, политическому и хозяйственному устройству древнего индийского общества мы получаем из настоящей энциклопедии политической и экономической жизни страны - «Артхашастра». Таким образом, наука государственного управления, о которой говорится в Артхашастре, предусматривала достижение определенных целей. Сохранение единства философии, учения об устройстве государства и учения о хозяйстве, умелое применение их в жизни составляли основу государственного управления, науку, которая есть «средство для обладания тем, чем не обладали, для сохраненияприобретенного, для увеличения сохраненного» Это означает, что наука выражала активное стремление государя к увеличению приобретенных богатств. Вместе с тем наукой предусматривалось распределение приращенных богатств среди «достойных». Наука, применяемая с истинным пониманием её, «приносит людям чувство законности, пользу и наслаждение» а государь, воспитанный в духе этих наук, «заботится о воспитании своих подданных, владеет землей безраздельно, радуясь благу всех существ». Эти философские, экономические и политические взгляды, которые нашли свое обобщенное выражение в Артхашастре в виде руководств для государя и государственных служащих, свидетельствуют о высокой культуре народов древней Индии.

Подводя итог можно сделать вывод, что в экономике Древней Индии можно выделить следующие характерные черты:

Государство - было главным собственником основного фактора производства - земли.

Основным сектором экономики - был аграрный, важное значение имели ремесла: гончарное дело, строительство, стеклоделие, металлургия, ювелирное дело, судостроение, текстильное дело и др.

Для Индии была характерна многоукладная экономика - сосуществование элементов товарного хозяйства с элементами натурального, первобытной экономии - с рабовладением.

В ходе написания работы, я пришла к выводу, что ещё в древности зарождались идеи об управлении государством, хозяйством.

Причины появления управленческой мысли в древней Индии, связаны с появлением труда, и с появлением проблем, связанные с управлением государства.

Цель работы достигнута, так как были раскрыты основные положения трактата в сфере государственного управления.

Задача, которая была поставлена мной в начале работы выполнена, так как проанализированы причины появления и рассмотрено влияние « Артхашастры», т.е. управленческих идей в древней Индии на современные методы управления.

Источники

Вигасин А.А., Самозванцев А.М. «Артхашастра: проблемы социальной структуры и права» М.: Наука, 1984. - 256 с

Перевод С.Д. Эльмановича « Законы Ману» (Манава Дхармашастра) М.:, изд-во "ЭКСМО-Пресс", 2002. 497с.

Аннотация Яковчук Виктор Иванович «АРТХАШАСТРА - ИСТОЧНИК НАУКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Список использованной литературы

. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник.- М.:Инфйра-М, 2005.- 731с.

. Васильев Л.С. История Востока: Учеб. по спец. История.- М.: Высш. шк., 994. Т.1. -495 с.; Т. 2. -495 с.

. Лизунова, И.В. Л558 История управленческой мысли [Текст] : учеб. пособие / И.В. Лизунова. - Но-восибирск : СГГА, 2013. - 291 с.

. Корнийчук Л.Я., Татаренко Н.А., Поручик А.М. «История экономических учений» Учебное пособие / К.: КНЭУ, 1999. - 562 c.

Ресурсы интернет

Теги: Развитие взглядов на управление государственным хозяйством в Древней Индии  Контрольная работа  История

dodiplom.ru

Реферат – Методы управления в Древней Индии и Китае

СодержаниеВведение 31. Политическая и правовая идеология Древней Индии 52. Политическая и правовая мысль Древнего Китая 10Заключение 20Литература 22

ВведениеДревнейшие политико-правовые учения возникли в Египте, Индии, Палестине, Китае и других странах древнего Востока. В цивилизациях Древнего Востока сложился самый ранний тип общества, пришедшего на смену первобытному. Экономически он характеризуется господством патриархального натурального хозяйства, устойчивостью государственных форм собственности на землю и общинного землевладения, крайне медленным развитием индивидуальной частной собственности. Современные исследователи относят древневосточные общества к так называемым локальным (или речным) цивилизациям земледельческого типа. Главенствующее место в политическом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний. Цари, жрецы, судьи и другие представители власти считались потомками или наместниками богов и наделялись священными чертами. Политические взгляды были тесно переплетены с общемировоззренческими (философскими), моральными и иными представлениями. Древнейшие правовые запреты, например, являлись одновременно общемировоззренческими принципами (законами всего мира), религиозными заповедями и моральными предписаниями. Такого рода воззрения прослеживаются в законах царя Хаммурапи, в правовых предписаниях Талмуда, в индийских религиозных книгах. В государствах Древнего Востока политические и правовые учения еще не обособились от мифов, не сформировались в относительно самостоятельную сферу общественного сознания. Цель работы: выявить особенности методов управления государством в учениях Древней Индии и Китая.Задачи:1) охарактеризовать политическую и правовую идеологию Древней Индии;2) определить особенности политической и правовой мысли Древнего Китая.

1. Политическая и правовая идеология Древней Индии Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э ,когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах - древних ритуальных книгах ариев. Идейные расхождения между брахманизмом и буддизмом произошли на почве толкования мифов и правил поведения, которые освящала религия. Наиболее острые разногласия между ними были связаны с трактовкой правил для варн - родовых групп, положивших начало кастовой организации индийского общества . Варн у древних индийцев было четыре - варна жрецов (брахманы), варна воинов (кшатрии), варна земледельцев, ремесленников и торговцев (вайшьи) и низшая варна (шудры) Согласно ведическому преданию, варны произошли из тела космического великана Пуруши, из уст которого родился брахман, из рук - кшатрий, из бедер - вайшья, а из ступней - шудра. Члены первых трех варн считались полноправными общинниками. У них в подчинении находились шудры На основе религиозно-мифологических представлений брахманы создали новую идеологию - брахманизм. Она была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах Социально-политические идеи различных школ брахманизма отражены в многочисленных законоведческих и политических трактатах Наиболее авторитетным среди них был трактат "Манавадхармашастра" ("Наставления Ману о дхарме" - составлен в период II в. до н. э. - II в. н э.). На русский язык трактат переведен под названием "Законы Ману". Одним из краеугольных положений религии брахманизма был догмат о перевоплощении душ, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или в небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости оттого, как он выполняет предписания дхармы - культовые, общественные и семейные обязанности, установленные богами для каждой варны. Брахманам предписывалось изучение Вед, руководство народом и обучение его религии; кшатриям полагалось заниматься военным делом. Управлять государственными и общественными делами было привилегией двух высших варн .

refbox.org


Смотрите также