Облик древнего человека. Восстановлен облик древних людей из знаменитого захоронения под Владимиром 
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Восстановлен облик древних людей из знаменитого захоронения под Владимиром. Облик древнего человека


реконструкция внешности / Моя Планета

Тутанхамон, Клеопатра, Шекспир, Николай Чудотворец, Иисус Христос: сегодня мы расскажем, как ученым удается восстановить облик известных людей, живших в далеком прошлом, если от них остались лишь мумии и черепа, а в некоторых случаях — не сохранилось даже могилы.

 

Тамерлан

 

 

Методику восстановления внешности человека по его черепу придумал российский антрополог Михаил Герасимов (1907–1970). Он рос в семье врача, с подросткового возраста работал в анатомическом музее и проводил много времени в морге, изучая связи мягких тканей лица и костей черепа. С 14 лет Герасимов принимал участие в раскопках древних захоронений. На основе наблюдений и опыта он пришел к выводу, что толщина, вид и рельеф кожных покровов на черепе и скелете напрямую зависят от рельефа костей и их структуры. Так родилась методика восстановления лица по черепу, которой до сих пор пользуются антропологи разных стран мира. Герасимов создал более 200 скульптурных портретов-реконструкций исторических личностей и древних людей, в том числе Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Андрей Боголюбского и Ивана Грозного. 22 июня 1941 года его экспедиция вскрыла могилу Тамерлана, после чего началось длительное исследование. Суеверные люди считают этот факт варварством и причиной Великой Отечественной войны, но сам Герасимов видел в этом удачу, а саму реконструкцию образа Тамерлана считал своей лучшей работой.

По методу Герасимова работают и сегодняшние антропологи: они берут череп и слой за слоем покрывают его мягкими тканями, ориентируясь на рельеф костей. Некоторые все еще делают это вручную, но большинство предпочитают компьютерные технологии, позволяющие получить эффектную 3D-модель.

 

 

Клеопатра

 

 

В массовом сознании и кинематографе Клеопатра — красивая женщина европеоидной расы. Однако египтолог из Кембриджского университета Салли Энн Эштон утверждает, что к моменту прихода к власти семья Клеопатры жила в Египте уже 300 лет, а значит, египетская и греческая кровь в ней перемешалась и оттенок кожи был смуглым. Свой образ Клеопатры Эштон создала в 2008 году после серьезного исследования, которое продолжалось более года. Основой для трехмерной реконструкции послужили сохранившиеся древние изображения египетской царицы и анализ ее родословной. Полученное с помощью компьютера изображение смуглой дружелюбной женщины не слишком вяжется с образом роковой красавицы, которая была возлюбленной Юлия Цезаря и Марка Антония.

 

 

Николай Чудотворец

 

 

Шотландский антрополог Кэролайн Уилкинсон, профессор Университета Данди, воссоздала внешность святого Николая, который почитается в России как Николай Чудотворец, а на Западе считается прототипом Санта-Клауса.

Основой для 3D-моделирования послужили результаты обследования мощей, которые хранятся в базилике Святого Николая в итальянском городе Бари. В 1953 году профессор Луиджи Мартино, занимавшийся вскрытием мощей, сделал черно-белые фотографии черепа, а также рентген черепа в анфас и в профиль. Особенности костей помогли Уилкинсон восстановить форму лица, зубы подсказали форму губ, а глазницы — глаз. Детали были доделаны специалистами по графике: они наложили на трехмерное изображение структуру кожи, а также дополнили модель морщинами, волосами и бородой.

Однако не все христиане оказались довольны результатами — многие сочли изображение не таким одухотворенным, каким они привыкли видеть святого на иконе. Российские художники создали более проникновенный образ Николая Чудотворца, опираясь на иконографический лик святого и современные технологии.

 

 

Тутанхамон

 

 

Прошлой осенью мир поразила публикация трехмерного изображения Тутанхамона, созданного командой ученых, исследовавших его гробницу. Первый портрет египетского фараона в полный рост основан на анализе анатомических особенностей мумии — всего было сделано около 2000 сканов сохранившихся останков.

Полученное изображение оказалось на удивление уродливым и далеким от величественного образа, который был запечатлен в погребальной золотой маске фараона, что хранится в коллекции Каирского музея. Смоделированный на компьютере Тутанхамон изображен хромоногим женоподобным юношей с выступающими зубами, неправильным прикусом, широкими бедрами и узкими плечами.

 

 

Уильям Шекспир

 

 

Шекспироведы до сих пор не могут сойтись во мнении, как в действительности выглядел знаменитый английский драматург: все портреты и бюсты классика были изготовлены после его смерти. Многие принимают за подлинное изображение Шекспира посмертную маску, найденную в 1849 году в Германии. Немецкие криминалисты недавно подтвердили, что она принадлежит Шекспиру, так как совпадает с другими изображениями, в частности с бюстом, установленным на могиле драматурга его родственниками. Именно эта посмертная маска стала основой для реконструкции британских специалистов во главе со Стюартом Кларком: в 2010 году они воссоздали 3D-модель лица Шекспира специально для фильма «Посмертные маски» на канале History Channel 13. Однако шекспироведы отказались признать результаты реконструкции достоверными, так как у них нет полной уверенности в том, что дармштадтская маска действительно была снята с лица Шекспира.

 

 

Ричард III

 

 

В 2012 году на автостоянке в Лестере был найден скелет легендарного английского короля Ричарда III, погибшего в битве при Босворте в 1485 году — ранее считалось, что его тело было сброшено в реку Суар и навсегда утрачено. Эта находка послужила началом глобального исследования, включавшего анализ ДНК останков и живых потомков короля. Одним из результатов стала реконструкция внешности Ричарда III, что особенно важно, поскольку прижизненные изображения не сохранились.

Восстановлением облика занималась та же исследовательница, что и в случае с святым Николаем, — Кэролайн Уилкинсон: в этот раз она отталкивалась от данных генетической экспертизы и формы черепа короля. Изображение получилось похожим на портреты, написанные после смерти монарха, в том числе на самый ранний вариант — портрет Ричарда III из коллекции Общества антикваров Лондона, созданный в 1520-е годы.

 

 

Иоганн Себастьян Бах

 

 

Еще одна работа Уилкинсон — реконструкция внешности композитора Иоганна Себастьяна Баха. Эта работа, выполненная в результате тщательного анализа останков Баха в 2008 году, вызвала много критики, так как изображение получилось непохожим на известные портреты и бюсты композитора. Тем не менее, копия была выставлена в Доме-музее Баха в немецком городе Айзенах и признана рядом экспертов. Процесс работы Уилкинсон можно посмотреть на видео.

 

 

Данте

 

 

В 2007 году исследователи из университетов Болоньи и Пизы восстановили облик автора «Божественной комедии» Данте Алигьери. В основу портрета легли подробные описания и гипсовый слепок, сделанный итальянским антропологом Фабио Фрассетто во время последнего вскрытия могилы поэта в 1921 году. Особенно сложным было восстановление формы подбородка, так как челюсть у сохранившегося черепа Данте отсутствовала и подходящую ученые подобрали в коллекции Фрассетто, обследовав 90 черепов из Музея антропологии. В результате новейший Данте оказался более человечным и мягким, чем он представлен на посмертных изображениях, созданных по воспоминаниям современников. Его характерный орлиный нос стал заметно короче.

 

 

Робеспьер

 

 

Пожалуй, наиболее выразительной с визуальной точки зрения является работа французской студии Visualforensic. Образ революционера Максимилиана Робеспьера — результат 3D-реконструкции на основе посмертной маски, сделанной мадам Тюссо. К созданию образа причастны не только специалисты по компьютерной графике, но и антропологи, и патологоанатомы, и криминалисты, которые расследуют реальные преступления. Один из создателей портрета французский антрополог и специалист по лицевой реконструкции Филипп Фрош прокомментировал свою работу так: «Нет никаких сомнений, что мы видим в его взгляде страх. Высокая достоверность и четкость реконструкции стала возможна благодаря 3D-сканеру. Именно это позволило нам восстановить детали маски по методу отображения, который использует ФБР».

 

 

Иисус Христос

 

 

Вопрос о внешности Иисуса Христа будоражит умы людей уже 2000 лет. Поскольку реальных останков и образцов ДНК не сохранилось, антропологи ищут альтернативные способы воссоздания его внешности. Например, художник-криминалист из Манчестерского университета Ричард Нив в изображении Христа основывался на археологических данных и библейских источниках. В Евангелии от Матфея он нашел подтверждение, что черты лица Иисуса были характерны для семитов из Галилеи того времени. Израильские археологи смогли предоставить Ниву несколько черепов евреев — современников Христа, трем из них была сделана компьютерная томография. На основе этих данных исследователи создали трехмерную цифровую реконструкцию лица, а затем и шаблон черепа.

Нив проанализировал все имеющиеся описания Иисуса из библейских источников и рисунки I века, найденные археологами. Так решились вопросы о цвете глаз, длине волос, цвете кожи, росте и телосложении Христа. Портрет, смоделированный программистами на основе данных Нива в 2002 году, оказался разительно не похож на известные изображения Иисуса и вызвал возмущение у верующих. В ответ Нив заявил, что воссоздал всего лишь облик взрослого мужчины, жившего в одном месте и в одно время с Иисусом.

 

 

Другим источником для реконструкции внешности Христа служит Туринская плащаница. Считается, что эта христианская реликвия, которая хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине, запечатлела подлинный лик Спасителя. Согласно верованиям именно в это полотно было обернуто тело Иисуса после перенесенных истязаний и смерти. Первая попытка создания 3D-реконструкции на основе отпечатка с плащаницы была предпринята американцем Джоном Джексоном в 1976 году: он проанализировал лик на полотне с помощью микроденситометра (прибор, который замеряет степень потемнения изображения) и затем реконструировал трехмерную форму тела, используя компьютерные программы для обработки аэрофотоснимков.

 

 

В 2010 году воссоздать облик Христа по плащанице пытались американские художники из Studio Macbeth для документального фильма «Реальное лицо Иисуса» на канале The History Channel. Используя современные 3D-технологии, специалисты во главе с Рэем Даунингом трансформировали изображение, полученное с плащаницы, из двухмерного в трехмерное. Оно также получилось непохожим на канонические образы Христа. Это стало поводом для негодования многих, как и сам факт использования для реконструкции отпечатка с Туринской плащаницы, в подлинности которой многие сомневаются.

www.moya-planeta.ru

Восстановлен облик древних людей из знаменитого захоронения под Владимиром 

Фото: Кадр из видеоролика

Российские антропологи восстановили внешность древних людей, живших около 30 000 лет назад на территории современной Владимирской области — их могилы были найдены на стоянке Сунгирь.

Реконструкция создана специалистами Института этнологии и антропологии РАН при поддержке Всероссийского Фестиваля науки Nauka 0+ и студии Visual Science, передает РИА «Новости».

За основу были взяты два черепа детей 10 и 13 лет, найденных в общей могиле в Сунгири. Там располагался охотничий лагерь эпохи верхнего палеолита. Это самая северная стоянка людей той эпохи. Дети лежали голова к голове. Как выяснилось совсем недавно, они не были близкими родственниками — и этот факт позволил ученым сделать вывод о том, что уже в ту эпоху люди старались избегать кровосмешения.

Одежда (о которой ранее подробно рассказывала «Моя Планета»), найденная на телах, а также украшения, оказались похожими на костюмы северных народов Евразии.

Отмечается, что хотя скорее всего сунгирцы были предками современных восточных и северных европейцев, их пока нельзя отнести к какой-либо из рас — такое разделение произойдет позже. И действительно, на реконструкции лица древних кроманьонцев одновременно имеют и европеоидные, и негроидные, и монголоидные черты.

Лица восстанавливали с помощью современных технологий реконструкции лиц, а также на основании данных лазерного сканирования и высокоточной фотосъемки черепов из захоронения. На видео отображен процесс реконструкции и визуализации слой за слоем.

Раскопки стоянки древнего человека на реке Сунгирь на окраине Владимира (близ села Боголюбово) ведутся с 1956 года.

Читайте также

news.rambler.ru

Восстановлен облик древних людей из знаменитого захоронения под Владимиром / Моя Планета

 

Российские антропологи восстановили внешность древних людей, живших около 30 000 лет назад на территории современной Владимирской области. Их могилы были найдены на стоянке Сунгирь.

 

Реконструкция создана специалистами Института этнологии и антропологии РАН при поддержке Всероссийского фестиваля науки Nauka 0+ и студии Visual Science, передает РИА «Новости».

 

За основу были взяты два черепа детей 10 и 13 лет, найденных в общей могиле в Сунгири. Там располагался охотничий лагерь эпохи верхнего палеолита — это самая северная стоянка людей той эпохи. Дети лежали голова к голове. Как выяснилось совсем недавно, они не были близкими родственниками — и этот факт позволил ученым сделать вывод о том, что уже в ту эпоху люди старались избегать кровосмешения.

 

Одежда (о которой ранее подробно рассказывала «Моя Планета»), найденная на телах, включая украшения, оказалась похожей на костюмы северных народов Евразии.

 

Отмечается, что, хотя, скорее всего, сунгирцы были предками современных восточных и северных европейцев, их пока нельзя отнести к какой-либо из рас — такое разделение произойдет позже. И действительно, на реконструкции лица древних кроманьонцев одновременно имеют и европеоидные, и негроидные, и монголоидные черты.

 

 

Лица восстанавливали с помощью современных технологий реконструкции лиц, а также на основании данных лазерного сканирования и высокоточной фотосъемки черепов из захоронения. На видео отображен процесс реконструкции и визуализации слой за слоем.

 

Раскопки стоянки древнего человека на реке Сунгирь на окраине Владимира (близ села Боголюбово) ведутся с 1956 года.

www.moya-planeta.ru

Внешность древних Homo sapiens

Визуализацию верхнепалеолитических людей создали студия Visual Science и Институт этнологии и антропологии РАН при поддержке всероссийского фестиваля науки NAUKA 0+.

Новая реконструкция будет представлена 6 октября на фестивале NAUKA 0+ в МГУ имени М.В. Ломоносова, где состоится мировая премьера VR-фильма «Сунгирь». Создатели проекта и организаторы фестиваля уверены, что фильм будет интересен учёным-антропологам, а также всем, кто интересуется эволюцией нашего вида и современными технологиями.

Что такое сунгирь?

Сунгирь — это охотничья стоянка, которая находится на территории Владимирской области и считается самым северным из известных палеолитических поселений древних людей современного типа. Исследователи предполагают, что сунгирцы — возможные предки сегодняшних восточных и северных европейцев. Кроме того, лагерь является одной из самых исследованных и богатых на находки стоянок. 

Обилие археологических находок (костей, деталей одежды и украшений, предметов быта, оружия) позволяет достаточно уверенно судить о том, как выглядели и во что одевались наши гипотетические предки.

Сегодня технология реконструкции внешности вышла на новый уровень, используя методы 3D-моделирования и анализа больших объемов данных. Новая визуализация внешности сунгирцев, выполненная на основе анализа черепов двух детей из поселения и предыдущих визуализаций, позволяет увидеть древних людей воочию, с самой высокой на данный момент степенью научной достоверности.

сунгирцы «вживую»

image_image

Стадии компьютерной реконструкции лица 13-летнего ребенка из Сунгири. Расстановка реперных точек на черепе, наложение мышц и мягких тканей, финальный «оживший» 3D-портрет. VR-анимация Visual Science

(источник: visual-science.com)image_image

3D-реконструкция внешности жителей Сунгири: дети 10 и 13 лет. VR-анимация Visual Science

(источник: visual-science.com)

как делали реконструкцию?

Студия Visual Science занимается дизайном и коммуникациями, создаёт естественнонаучный образовательный контент и научные визуализации. Посмотретите, например, на 3D-модель вируса Зика, которую можно вращать с помощью мыши, или на интерактивные плакаты с дополненной реальностью.Чтобы смоделировать внешность жителей стоянки, специалисты из Visual Science проанализировали данные лазерного сканирования и высокоточной фотосъемки черепов из захоронения. Учёные предоставили результаты исследований находок за последние 60 лет; также учитывались скульптурные визуализации, созданные по методу Михаила Герасимова.

Стадии реконструкции на первом изображении показывают, как череп постепенно «обрастает» плотью: на черепах были проставлены реперные точки, впоследствии были наложены мягкие ткани, воссозданы хрящи носа и ушей. И вот — сунгирский кроманьонец, каким он, предположительно, был. У людей, воссозданных с помощью 3D VR, характерные тяжёлые челюсти и широкие носы, однако нельзя не заметить, что они во многом похожи на сегодняшних жителей Европы.

Первая научно обоснованная методика реконструкции лица человека по черепу была создана в середине XX века Михаилом Герасимовым. Этот метод основан на идее о том, что строение лицевого скелета связано с толщиной и распределением мягких тканей, а значит, и внешним видом лица, и до сих пор применяется в России, Европе и США.

На сайте «Антропогенез.ру» выложена подборка реконструкций древних homo, выполненных в знаменитой Лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН. Советуем познакомиться с ними тоже.

рассказывают создатели проекта и эксперты

person_image

Иван Константинов,

руководитель студии Visual Science

— Мы считаем, что сочетание научного подхода и возможностей компьютерной графики — мощный инструмент, помогающий вызвать у детей интерес к науке. Безусловно, изучение Сунгиря имеет мировое значение. Богатство одежды жителей поселения и найденные декоративные элементы показывают, насколько были развиты культура и ремесленное мастерство 30 тысяч лет назад. 

Современные техники визуализации, которые мы использовали в работе, дали возможность восстановить даже мельчайшие исторические детали и представить научные данные в формате, который понятен широкой аудитории.

person_image

Виктор Садовничий,

ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, сопредседатель Всероссийского фестиваля науки NAUKA0+ 

— Основной темой Всероссийского фестиваля науки в этом году станет понятие «big data» — «большие данные». Этот термин означает анализ огромных объемов информации. Большие данные используют для решения множества проблем. На фестивале науки этого года ведущие ученые, профессионалы отрасли поделятся знаниями по этой проблематике. Особо хочу отметить один из интереснейших элементов этой темы — как большие данные используются в классической фундаментальной науке, археологии. 

На фестивале науки состоится мировая премьера VR-фильма «Сунгирь» про первых Homo sapiens в Европе. Для меня как учёного эта работа представляет чрезвычайно большой интерес. Это стык наук — истории, археологии, самых современных компьютерных технологий. Результат — работа высочайшего уровня, востребованная как гостями фестиваля, которые они погрузятся в мир палеолита, так и маститыми учёными — они получат подтверждения ранее выдвинутых гипотез.

Новая реконструкция будет представлена 6 октября на фестивале NAUKA 0+ в МГУ имени М.В. Ломоносова, где состоится мировая премьера VR-фильма «Сунгирь». Создатели проекта и организаторы фестиваля уверены, что фильм будет интересен учёным-антропологам, а также всем, кто интересуется эволюцией нашего вида и современными технологиями.

Чтобы узнать о других событиях, которые пройдут в рамках фестиваля науки, и составить свой научно-познавательный маршрут на выходные, посетите сайт фестиваля.

В 2017 году фестиваль NAUKA 0+ пройдет в 80 регионах России. Главные события пройдут 6-8 октября в Москве: будут лекции, научные шоу, дискуссии, интерактивная научно-популярная выставка и многое другое.

Скопировать ссылку

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

newtonew.com

§ 30. Антропологический облик древних людей

  1. Что такое антропология? Общая антрополо­гия как наука исследует такие биологические чер­ты человека, как его внешний облик, цвет кожи, рост, строение и размер зубов, рельеф кончиков пальцев, степень оволосения тела, а также группу крови. По этим основным внешним свойствам все человечество можно разделить на три большие расы: европеоидную, монголоидную и негроидную. Расовые различия не связаны с умственными ка­чествами людей, а имеют только внешнюю сторо­ну. К внутренним же, умственным качествам лю­дей мы относим такие черты, как мышление, пове­дение, нравственность, патриотизм и т.п.

Историческая антропология - одна из отрас­лей исторической науки. Она исследует общие и особенные черты во внешнем облике людей, жив­ших в разное время в одном и том же регионе. Из­менения в антропологическом типе людей, жив­ших в различные исторические периоды, дают нам возможность определить их исторические связи и культурно-этнические смешения. Понятие этни­ческое дается в значении народное.

  1. Антропологическая характеристика людей эпохи бронзы. Сведения о внешнем облике людей, живших на территории Казахстана, можно встре­тить, начиная уже с эпохи бронзы. Скелеты, чере­па более ранних людей не сохранились в полном объеме.

В эпоху бронзы Казахстан населяли племена андроновской культуры.

Так какими были люди - носители андроновской культуры? Надо сказать, что в эпоху бронзы терри­торию Казахстана населяли люди, представлявшие ев­ропеоидную расу. Они были носаты, грубого вида, светловолосы и светлокожи, среднего роста.

Известный антрополог М. М. Герасимов по най­денному в Алексеевском могильнике в Костанай-

ской области черепу женщины периода андронов- ской культуры сделал реконструкцию. С ним очень схож найденный недавно в могильнике Ойжайлау Жамбылской области череп человека эпохи брон­зы. Он отличается большим размером черепа, су­женным лицом, носом с горбинкой. Люди подобно­го облика жили в конце эпохи бронзы и в начале железного века и в Восточном Казахстане, о чем свидетельствуют останки из погребений.

Несколько отличался облик древних жителей За­падного Казахстана. У них были округлые головы, широкие скулы, впалые глазницы, горбатые носы.

  1. Типы древних людей в эпоху раннего же­лезного века. Антропологический облик людей сак- ского и сармато-уйсунского времени имеет свои особенности.

Череп саков небольшой, лицо широкое, плос­кое, глазницы большие, надбровные кости высту­пающие, переносица с горбинкой. Саки были евро­пеоидами, однако по сравнению с андроновцами эти черты у них стали размываться.

Это заметно уже из того, что череп у саков стал более округленным, лоб - более покатым, умень­шилась горбоносость. Во внешнем облике саков больше стало появляться монголоидных черт.

Воспроизведенное скульптурное изобра­жение уйсуна.

Особенно сильно монголоидные черты выраже­ны у саков Северного и Восточного Казахстана. А у саков, живших в Жетысу и в Южном Казахста­не, монголоидные черты были менее выражены и заметны.

Внешний облик сарматов, живших в Западном Казахстане, сходен с внешним обликом уйсунов, живших в Жетысу. Однако в их внешнем облике было больше признаков европейских племен, жив­ших в среднем течении Едиля (Волги).

Реконструкцию черепа древних жителей Же­тысу по их костным останкам произвел М. М. Ге­расимов. Голова уйсунов была не удлиненной, а среднего размера. Лоб был чуть скошенный, над­бровье среднее, переносица - с небольшой горбин-

кой. Эти черты тоже свидетельствуют о том, что как и у саков, у уйсунов стали преобладать монго­лоидные черты. Интересный момент: монголоид­ные черты у сакских женщин были более замет­ны, чем у мужчин. Если это обстоятельство полу­чит дальнейшее доказательство, то его можно объяснить следующим образом: уйсуны, особенно знать, находились в близких родственных отноше­ниях с тюркоязычными и другими монголоидны­ми племенами, жившими на территории современ­ного Восточного Туркестана (северо-запад Китая).

Из более поздних останков, найденных в памят­никах сарматов, относящихся к железному веку, становится очевидно, что у них начинают преоб­ладать монголоидные черты, хотя по сравнению с уйсунами их было намного меньше.

  1. Заключение к теме «Антропологический об­лик древних людей». В эпоху бронзы территорию Казахстана населяли племена европеоидной расы. Самоназвания их до сих пор точно не установле­ны. Их мы обычно называем в соответствии с боль­шим культурно-историческим объединением анд- роновцами. Они, как известно, были светлокожи, голубоглазы и кареглазы, среднего роста, с продол­говатой головой и носом с горбинкой.

По племенам раннего железного века - сакам, уйсунам, сарматам - имеется конкретный антро­пологический материал, позволивший нам воссоз­дать их внешний облик. По общим антропологи­ческим признакам мы их относим к европеоидной расе. Тем не менее, у них монголоидные черты про­являлись более отчетливо, чем у андроновцев.

Таким образом, в период железного века у пле­мен, населявших территорию Казахстана, в ант­ропологическом облике постепенно стали домини­ровать монголоидные черты.

Все это показывает, что на земле Казахстана в древности соприкасались разноликие, разноязыч­ные группы племен.

?! 1. Составьте рассказ о науке антропо логии.

  1. К какому расовому типу относились племена эпохи бронзы?

  2. Дайте характеристику антропологи­ческой ситуации в Казахстане в ран­нем железном веке.

и

? I Вопросы для самопроверки

  1. У каких жителей древнего Казахстана начали проявляться монголоидные черты?

  1. У андроновских племен

  2. У представителей бегазы-дандыбаевской культуры

  3. У саков

  4. Ууйсунов

  1. Какие племена описаны следующим образом: «Они, как известно, были светло­кожи, голубоглазы и кареглазы, среднего роста, с продолговатой головой и горбатым носом»?

  1. Андроновские племена

  2. Представители бегазы-дандыбаевской культуры

  3. Саки

  4. *

    Уйсуны

Творческое задание

Заполните таблицу.

Эпоха бронзы

Эпоха раннего железа

Андроновцы

Саки Сарматы Уйсуны

Люди с европеоидными признаками

Постепенное формирование монголоид­ных признаков

Описание

Саки

Сарматы

Уйсуны

Ребята! Хорошо ли вы освоили материал учебника? Повторим пройденное!

studfiles.net

Восстановлен облик древних людей из знаменитого захоронения под Владимиром |

 

Российские антропологи восстановили внешность древних людей, живших около 30 000 лет назад на территории современной Владимирской области. Их могилы были найдены на стоянке Сунгирь.

 

Реконструкция создана специалистами Института этнологии и антропологии РАН при поддержке Всероссийского фестиваля науки Nauka 0+ и студии Visual Science, передает РИА «Новости».

 

За основу были взяты два черепа детей 10 и 13 лет, найденных в общей могиле в Сунгири. Там располагался охотничий лагерь эпохи верхнего палеолита — это самая северная стоянка людей той эпохи. Дети лежали голова к голове. Как выяснилось совсем недавно, они не были близкими родственниками — и этот факт позволил ученым сделать вывод о том, что уже в ту эпоху люди старались избегать кровосмешения.

 

Одежда (о которой ранее подробно рассказывала «Моя Планета»), найденная на телах, включая украшения, оказалась похожей на костюмы северных народов Евразии.

 

Отмечается, что, хотя, скорее всего, сунгирцы были предками современных восточных и северных европейцев, их пока нельзя отнести к какой-либо из рас — такое разделение произойдет позже. И действительно, на реконструкции лица древних кроманьонцев одновременно имеют и европеоидные, и негроидные, и монголоидные черты.

 

 

Лица восстанавливали с помощью современных технологий реконструкции лиц, а также на основании данных лазерного сканирования и высокоточной фотосъемки черепов из захоронения. На видео отображен процесс реконструкции и визуализации слой за слоем.

 

Раскопки стоянки древнего человека на реке Сунгирь на окраине Владимира (близ села Боголюбово) ведутся с 1956 года.

pwsrussia.com

Уфимский антрополог воссоздал облик древних башкир

Благодаря скульптурным портретам уфимского антрополога и скульптора Алексея Нечвалоды можно представить, как выглядели древние люди, жившие на территории современной Башкирии несколько тысячелетий назад. Учёный воссоздаёт облик человека методом антропологической реконструкции. 

— Научная школа реконструкции лица по черепу существует более 60 лет. Основателем направления является выдающийся антрополог Михаил Герасимов. Его исследования показали, что черепа отличаются друг от друга так же, как и лица, — рассказывает Алексей Нечвалода. —  Определив биологический возраст и антропологический тип, с учетом всех индивидуальных особенностей строения лицевого скелета (например, его асимметрию) можно воссоздать внешний облик, максимально близкий к реальному человеку.

Антрополог Михаил Герасимов вывел зависимость между мягкими тканями и костной основой, благодаря которой моделируется лицо. Ученики и последователи учёного разработали способы восстановления формы носа, постановки глазного яблока в орбиту, определения размера ушей. Всё это в комплексе позволяет воссоздать лицо на 65-70 процентов.

По методу Герасимова были созданы скульптурные портреты палеоантропов, населявших Европу и Азию, древних славян, гуннов, скифов, сарматов и других племён. Появилось представление об облике исторических фигур разных эпох, чьи изображения не дошли до нас — фараонов, царей, полководцев и прочих выдающихся личностей. Сам Михаил Герасимов реконструировал лица Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Тамерлана.

Воссоздать облик древних людей эпохи бронзы, железа и средневековья, живших на территории Башкирии, удалось благодаря раскопкам на Южном Урале и Приуралье. Археологи исследовали курганы, где были обнаружены древние захоронения. Всех поразили удивительные находки, известные как «Золото сарматов». А для антропологов особую ценность представили сами некрополи. По черепам захороненных людей была сделана реконструкция лиц древних сарматов, которые некогда кочевали по Башкирии.

— Антропологические данные говорят о том, что краниологический тип башкир представляет собой сочетание признаков в результате смешения европеоидных и монголоидных популяций. Причём наибольшее сходство весь комплекс краниологических признаков башкир обнаруживает с типом людей, захороненных, например, в золотоордынских курганах Нижнего Поволжья, — отмечает Алексей Нечвалода.

Метод антропологической реконструкции позволил представить облик первого имама башкир Хусейн-бека. Похоронен проповедник был на старинном кладбище. По легенде в ХIV веке великий Тамерлан повелел возвести над могилой имама мавзолей. Во времена Золотой Орды для обращения местного населения в ислам призывали правоверных служителей из Средней Азии, Ирана, Египта. Судя по воссозданному облику имама, в его лице есть среднеазиатские черты, скорее всего, это памиро-ферганская раса.

Рядом с Хусейн-беком покоится его спутница. В реконструированном по черепу облике женщины проглядывают монголоидные признаки, она, видимо, из местного племени мин.Также генетики сделали вывод, что в семейной усыпальнице имама захоронены его потомки.

Сейчас мавзолей Хусейн-бека близ посёлка Чишмы стал местом паломничества для мусульман. А портрет первого башкирского имама, созданный антропологом Алексеем Нечвалодой, вошёл в учебники истории Башкортостана.

Метод антропологической реконструкции, буквально помогая увидеть лицо далёкого прошлого человечества, служит не только науке, но и используется криминалистами в следственной практике.

— Как правило, лучше опознают пропавшего человека по реконструкции лица дальние родственники или знакомые, — говорит антрополог, — поскольку близкие люди придают значение мелким деталям и особенностям, таким как родинки или морщинки.

Российская школа антропологической реконструкции не имеет аналогов в мире. Наши учёные участвуют во всех значимых экспедициях, где ведутся раскопки. Научный метод постоянно совершенствуется, антропологи в процессе краниологической реконструкции используют компьютер. Однако ни одна программа, по мнению Алексея Нечвалоды, не заменит таланта художника и скульптора.

— Это довольно специфическое занятие, — говорит антрополог, — мне порой приходилось работать в морге. Ещё важны определённые творческие навыки, как умение видеть и чувствовать форму и самому уметь формовать, отливать из гипса или других материалов, например, пластика. Основными заказчиками антропологических реконструкций являются музеи, потому что без скульптурных портретов древних людей они превращаются в банальный склад вещей. Люди всегда будут стремиться узнать, как выглядели их предки. 

tainoe.info


Смотрите также