Русалки древние. Русалки (водяные девы) - славянские сказочные существа
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кто такие русалки. Мифы и легенды. Русалки древние


Древние русалки | Мистические Факты

Русалка древняя в мореПервые документальные упоминания об этих существах относят нас к эпохе Древнего Египта и Вавилона. Древнегреческий историк Мегасфен приводит довольно четкое описание загадочных созданий. Другой ученый, но уже из Древнего Рима тоже в своих трудах упоминает этих полурыб. Принято полагать, что русалка – это живущее в водоеме существо, похожее на человека. Свидетелями появления русалок были не только моряки, но и люди других профессий. Судя по их рассказам, то древние русалки населяли не только огромные массы воды, а и селились в обыкновенных реках, заводях и озерах. Записи судового журнала морехода Гудзона содержат сведения о наблюдении членами его команды русалок неподалеку от Новой Земли. Согласно этомуописанию, верхняя часть туловища принадлежит женщине и имеет ослепительно белую кожу. На голове черные как смоль волосы, а от пояса и ниже красовался хвост, напоминающий рыбий. Существует масса иных упоминаний о встречах с русалками. Сегодня любой человек как минимум слышал о этих необычных существах. Мифы и предания из разных уголков нашей планеты доносят рассказы о существовании русалок. 

Древние русалки – выдумки или неизведанная реальность?

Древние русалкиНо в наши дни услышать новую легенду или свидетельство о встрече с русалками почти нереально. Одной из версий, объясняющей редкость русалок является загрязненность мест обитания либо недоступность таких мест для человека. Легенды о русалках наводят на людей трепет и благоговение и эти впечатления не зависят от географии или культуры. Но всем мифам о водных обитательницах характерны общие детали о внешности и поведении русалок. Древние русалки имели женскую фигуру, только с рыбьим хвостом вместо ног. Некоторые предания объясняют, что русалки этот молодые девушки, которые умели до собственной свадьбы, либо умершие, не будучи крещеными, младенцы.Другой характерной чертой облика русалок считают их способность гипнотическим пением погружать в состояние прострации морских путешественников или рыбаков, возможность общаться при помощи телепатии и колдовские способности. Вследствие попадания под влияние русалкиного пения, человек попадал под управление последней, и она стремилась нанести вред человеку и даже причинить смерть. Объяснением такого отношения к людям называют чрезмерное вмешательство человечества в среду обитания морских существ.

Все легенды описывают русалок как очень интеллектуально развитых существ, гораздо более умных, чем большинство людей. Кроме телепатических способностей, русалкам приписывают умение влиять на природные явления и атмосферные процессы, умение вызывать дождь или наслать засуху.

Жители сел и деревень верят, что на Троицкую неделю русалки могут покидать водоемы и посещать такие места как мосты, пересечения дорог, их можно встретить в поле или лесу. Такое появление связано с посещением этих мест девушками в своей «человеческой» жизни.

Предания гласили, что древние русалки могли появляться на поле во время всхода пшеницы, что объясняли желанием водных женщин защитить будущий урожай, дабы человек как можно меньше обращал внимание на возможность добычи пропитания из водоемов. Но если владелец поля в прошлом навредил девушке, ставшей русалкой, то возможен обратный эффект – поле может просто быть уничтожено в отместку за прошлые обиды.

Как правило, русалки проявляют активность ночью, плещутся в воде, причесывают волосы и взбираются на ветви деревьев. Днем же русалки могут петь и танцевать в полях, плести веночки и отдыхать на лугах. Несмотря на версию, что русалки добрые и невинные, при встрече с человеком они обязательно стараются его напугать или подшутить над несчастным. Такие домыслы относят русалок в категорию опасных, недобрых созданий, которые донимают людей, особенно странников, сбивая путешественника с правильного пути, топят купающихся или щекочут до смерти упавшего в воду бедолагу.

русалки в древностиПриглянувшегося мужчину русалки способны увлечь под воду, где он тонет. Порой русалкам отводят способность превратить кого-то в животное или предмет. Также, русалки могут красть различные вещи – пряжу, ткани, посуду. Если в доме недавно родился младенец то русалки способны похитить его, для того чтобы этого избежать родители старались как можно скорее крестить малыша. Если русалки крали младенцев то они не убивали их, а стремились выразить в них свои мечты или желания семейной жизни, которые не осуществились из-за смерти девушки. Древние русалки были способны вскармливать грудью младенцев, заботиться о малышах. Верили, что женщина, повстречавшая русалку с младенцем на руках скоро должна будет сама стать матерью.

Такая забота часто выпадала на долю брошенных детей, больных малышей и русалки старались проявлять максимальную заботу в отношении деток. Касательно рациона русалок, то никто точно не может сказать, что они употребляли в пишу. Принято считать, что русалки благополучно проживают рядом со своими морскими собратьями, а вмешательство человека в водную среду, и уж тем более, поедание морских обитателей прививало русалкам враждебные чувства по отношению к человеку. Если русалка оказывалась у людей, то она ни при каких условиях не питались дарами моря и могли погибнуть от голода. Сказания говорят, что если русалка попадала к людям раненной или больной то они как не пытались помочь и вылечить их, русалки неизменно погибали. 

Встречи с русалками издавна отождествлялась с приближением болезни, проблем в хозяйстве или даже смертельной опасности для свидетеля появления водной жительницы. Это суеверие привело к тому, что люди старались изготовить обереги и амулеты, предназначенные для защиты себя и своей семьи от колдовского влияния русалок. В качестве амулетов могли выступать магические круги, кресты, растения хрена, полыни и любистка. Для избегания встречи с русалками люди создавали различные ограничения для работы или празднований.Независимо от мнений насчет влияния русалок на жизнь человека, современная наука никаких достоверных данных доказывающих их существование не имеет. Но при этом никто не доказал несостоятельность всех легенд и сказаний о них.

mistich.ru

Что говорила мифология о существах, под названием "русалка"

Русалка – необычное мифическое существо с человеческим туловищем, рыбьим хвостом вместо ног, белоснежной кожей и чарующим голосом.

Но такой образ появился только под веянием западной культуры. В славянской мифологии у русалок были ноги, и внешне они мало чем отличались от обычных людей.

Версий о том, как появился термин «русалка» довольно много. И разобраться какая из них верная не удается до сих пор. Основные предположения:

  • Русалки – водные создания, поэтому они предпочитали селиться вблизи водоемов. Но самое излюбленное их место было русло реки.
  • По легендам, у этих созданий красивые длинные русые волосы. И от цвета их локонов и появилось название.
  • Термин произошел от Русалий – поминальных дней у древних славян.

Но речные красавицы имели и много других названий. В разных регионах для них были придуманы свои имена.

Их называли нимфами, сиренами, чертовками, вилами. Мавка – та же русалка, но на украинском языке, водяница или купалка – на белорусском.

Что за существо русалка

УтопленницаВ давние времена люди нисколько не сомневались в существовании русалок. Но мнения о том, что представляют собой эти создания, кардинально отличались.

В одних областях их считали утопленницами, в других – умершими некрещеными детьми.

Бытовало мнение, что русалкой становилась девушка, утопившаяся из-за неразделенной любви. Эта версия очень похожа на теории о происхождении западных водных существ – ундин.

Считалось, что речными обитателями становились все дети, которые умерли во время Русальей недели – поминальных дней в славянской культуре.

Несмотря на многообразие мнений о происхождении этих мифических созданий, люди единодушно считали, что русалки – злобные создания, которые могли убить любого по своему желанию.

Места обитания

Русалка на деревеВ каждой области было свое мнение о том, где живут русалки. Причем версии часто менялись на совершенно противоположные.

Кто-то, считал, что водные красавицы жили только в реках и озерах, и лишь иногда выходили на сушу чтобы «пошалить».

Другие придерживались мнения, что русалки вполне спокойно живут в лесу и степи, и могут обитать на высоких деревьях, где проводят большую часть своего времени, раскачиваясь на ветвях.

Кроме того, существовало поверье, что с середины весны и до конца лета русалки перебирались в поля.

Особенно им нравились посевы конопли и ржи.

Еще одним излюбленным местом русалок была развесистая, склонившаяся над водой плакучая ива. Здесь они обитали после Троицына дня.

Внешний вид

Однозначного мнения о том, как выглядели русалки, также не существовало. Но в большинстве случаев их представляли красивыми девушками со стройными фигурами и прекрасными лицами.

Баба ЯгаВолосы у русалок были густыми и длинными, и часто доходили до самых пят.

Цвет копны различался. Одни считали, что у них русые локоны, другие – зеленые или черные.

Они никогда не заплетали косы, и всегда ходили с распущенными волосами и лишь иногда украшали свою голову венками из цветов.

В некоторых областях русалка – безобразная заросшая шерстью и покрытая тиной старуха, с длинными острыми ногтями.

Она вооружена кочергой или ступой. Иногда может быть обмазана смолой.

Такой речной «нимфой» матери пугали непослушных детей, предупреждая, что за шалости русалка может убить их и съесть. В дальнейшем этот образ трансформировался в персонажа сказок – Бабу-ягу.

Еще сильней мнения разделились по поводу одежды созданий. Одни верили, что они, вообще, ничего не носят и, как и все представители нечистой силы, ходят голыми. Но другие же «видели», как речные красавицы надевают белые сарафаны, рубахи, и даже свадебные платья.

Особенности русалок

СиринРечные девы обожают петь, тем более что в преданиях этих созданий наградили красивым мелодичным голосом, способным очаровать и загипнотизировать любого, кто его услышит.

В этом умении русалки были схожи с сирином – существом славянской мифологии, обладающим женской головой и телом птицы, умеющим заворожить и погубить любого человека.

Именно поэтому русалок нередко изображали в виде диковинных птиц с лицами и грудями девушек.

Эти создания, как и вся нечистая сила, умели превращаться в животных.

Чаще всего они становились кошками, собаками, птицами, мышами и зайцами. Но приписывалась русалкам и способность обращаться в неодушевленные предметы. При желании речная красавица могла стать снопом соломы, корягой, небольшим деревцем или кустом.

Считалось, что эти существа редко когда сидят на месте, и любят прогуливаться. Но в отличие от других представителей нечистой силы, могли делать это как днем, так и ночью.

Их можно было встретить на мосту и перекрестке, возле колодца, в огороде и даже в избе за печкой. Особенно они любили посещать дома, в которых жили раньше.

Русалка расчесывает волосыНередко русалок встречали в бане. Там они с удовольствием мылись и стирали свою одежду.

Но считалось, что в такие моменты их лучше не тревожить, так как русалка могла жестоко отомстить за нарушенный покой.

Речные красавицы умели не только топить своих обидчиков. Вызвать бурю, дождь и град, или заставить реку разлиться, и затопить пастбища и посевы было для них делом одной секунды.

Способность управлять водной стихией у русалок была связана с их волосами.

По преданиям, локоны девушек всегда были мокрыми, и если они расчесывали их гребешком, то вода лилась с прядей бесконечно.

С русалочьими волосами было связано еще одно поверье. Считалось, если русалка не сможет их долго намочить, то она погибнет.

По народным приметам, речные красавицы плавают в реках и озерах лишь в полдень, час рассвета и заката. Поэтому в эти часы купаться было очень опасно.

Тем не менее, мифические девушки не были лишены благородства. Они никогда не трогали младенцев и маленьких детей. Более того, речная обитательница всегда защитит потерявшегося в лесу ребенка и отгонит от него диких зверей.

Характер и повадки

Мужчина влюбляется в русалкуТак как представительниц нечистой силы чаще всего изображали девушками, то им приписывалась влюбчивость.

Поэтому молодым, холостым и красивым юношам необходимо было опасаться встречи с русалками. Ведь они могли с легкостью загипнотизировать и утащить на дно своего избранника.

Существует немало легенд, по которым мужчина влюблялся в русалку и уходил за ней в подводное царство.

Там он жил в богатстве и достатке, и все его прихоти и желания исполнялись мгновенно.

Но покинуть подводный миру мужчина не мог уже никогда.

Речные красавицы отличались любовью к развлечениям. В хорошем настроении они водили хороводы по ночам, смеялись и пели.

Если кому-то доводилось поймать русалку, то в большинстве случаев она не разговаривала, а только плакала и вытирала свои слезы длинными волосами.

Чаще всего «встречи» с русалками происходили на Русалью неделю, которая шла сразу после праздника Троицы. В это время представительницы этого вида были особенно активными, и часто занимались своими «вредными» делами:

  • Выкрикивали мужские имена, чтобы в дальнейшем убить отозвавшегося;
  • Щекотали путников до смерти;
  • Искали бросившего их при жизни возлюбленного, чтобы жестоко отомстить обидчику.

Поэтому на Русалью неделю было категорически запрещено купаться. Считалось, что душа в этом случае станет проклятой, и ей придется скитаться в виде духа до скончания времен.

Опасность встречи

Несмотря на привлекательный вид, водяные красавицы отличались злобным характером, и, как и вся нечистая сила, приносили вред человеку. И встречи с русалками старались всячески избегать. Ведь нечисть могла:

  • Сбить путника с пути;
  • Задушить и утопить;
  • Защекотать до смерти;
  • Превратить в животное или неодушевленный предмет;
  • Запутать сети и потопить рыбацкую лодку;
  • Испортить мельничные жернова;
  • Отобрать молоко у коровы;
  • Наслать болезни на людей и скот.

В общем, встреча с русалками не сулила ничего хорошего. Считалось, что по одному их взгляду на человека нападала хворь, он становился вялым, или, наоборот, начинал маяться бессонницей.

Хуже всего было жителям украинских сел. Их русалки отличались особой кровожадностью, и при встрече без труда отрывали путникам голову. Не менее жестокими были и белорусские речные красавицы. Обидчикам они сворачивали голову назад и выдавливали глаза.

Но следует отметить, что «проделки» русалок касались только тех, кто вел неправедную жизнь. Кроме того, существа топили и утаскивали на дно лишь тех пловцов, которые купались в неположенное время, в особом месте или без креста.

Как защищались от русалок

Считалось, что представительницы нечистой силы могут напасть только на одинокого путника. При этом даже поездка на лошади не могла защитить от опасности. Поэтому старались ходить в лес или к реке многочисленной компанией.

Особенно много запретов было на Русалью неделю. В это время старались даже близко не подходить к воде. Невестам, беременным женщинам и кормящим матерям, вообще, не разрешали выходить за калитку. Считалось, что речная красавица может им позавидовать и наслать порчу на младенца.

Так как русалкам было под силу вызвать падеж скота и неурожай, то крестьяне старались всячески защитить свое хозяйство.

Для этого на шею животным надевались специальные обереги. А речным девам старались сделать подношение. Считалось, что их можно задобрить свежим караваем, кусочки которого раскладывались возле ворот и крыльца.

Магический круг

Кадр из фильма «Вий» 1967 г.

Верной защитой от любой нечисти, в том числе и от русалок, всегда было «крестное знамение».

Или более «продвинутые» ритуалы как, например, в повести Н.В. Гоголя «Вий».

Проводился он так: человек рисовал вокруг себя или жилища круг мелом, и крестил это пространство. Еще для защиты надевали крестик не только на грудь, но и на спину.

Но кроме «божьей помощи», против русалок использовались травы.

Считалось что у нечисти «аллергия» на такие растения: полынь, молодой чеснок, любисток, крапиву, хрен, освященную вербу.

Пучки этих растений старались всегда носить в кармане. Кроме того, помогал отвадить лесных и речных красавиц осиновый кол, повешенный на грудь в качестве оберега.

Русалки ненавидели железо, поэтому предусмотрительные люди всегда носили с собой иголку. Считалось, что если ткнуть нее в русалку, то она убежит от ужаса.

Дружба с нечистью

Не все боялись русалок. К примеру, девушки могли вполне безопасно с ними общаться. Более того, создания помогали им в любовных делах. Но, правда, за это нужно было платить. Некоторые отдавали бусы и красивые платки, другим же пришлось пожертвовать жизнью ребенка.

Русалка могла стать защитницей обиженной девушки или женщины. Речная наяда выслушивала жалобы, после чего сводила с ума обидчика, или, вообще его убивала.

В северной части Руси было принято «родниться» с лесными и речными девицами. Считалось, что так нечистая сила не принесет вреда.

Для этого украшали лентами молодую березку, водили вокруг нее хороводы, и обязательно делали качели из веток на дереве. Так, русалка могла вдоволь нарезвиться.

Но по окончании Русальной недели, все ленты убирались и проводились проводы нечисти с песнями, плясками и играми у костра. После этих ритуалов речные девы отправлялись восвояси.

kriptozoo.ru

Кто такие русалки. Мифы и легенды.

Дело в том, что образ современных русалок отличен от образа мифологического. Славянская русалка - это красивая девушка в белом платье. Рыбьего хвоста у них никогда не было. Поэтому они спокойно могли перемещаться по суше, сторожить леса и сидеть на деревьях. Образ русалки с хвостом пришел в умы людей из литературы и прочего искусства. Но в славянской мифологии "девушки воды" имеют ноги. Хвосты же принадлежат сиренам, которых многие знают по легендам об Одиссее.Кто такие русалки. Мифы и легенды.Длинные распущенные волосы — это атрибут, который имеется у русалок в мифологии всех народов. Сейчас девушки с распущенными волосами на улице это норма, но раньше это было недопустимо. Существует даже выражение:

"Ходит как русалка (нечесаная девушка)."

Это современным модницам на заметку.Кто такие русалки. Мифы и легенды.В некоторых местах русалки имеют образ девочек с распущенными зелеными волосами и длинными руками. Но в народной традиции есть и совсем другой образ русалки - косматой, безобразной и заросшей шерстью. Все это подчеркивает принадлежность к нечистой силе. Часто при этом упоминаются большие груди:

"цыцки большие-большие, аж страшно."

Кто такие русалки. Мифы и легенды.В работе Е. Левкиевской "Мифы русского народа" упоминаются рассказы о том, как люди видели русалок:

"У нас говорили, что русалка будет ходить в той одежде, в какой ее похоронят. У меня сестра шла через поле с бабушкой, там межа была, стежка среди поля, бабушка вперед пошла, а сестра шла, цветы рвала. Глянула — а в жите идет девушка. В веночке, как убирают умершую девушку, когда в гроб кладут — в веночке, вешают рушник на руку, в фартуке. Волосы распущенные, из-под венка ленты висят. И фартук, и юбка — как хоронят. Сестра закричала: «Бабушка, посмотри, какая девушка!» И тут же жито сомкнулось, и никого не стало"

Русалки добрые или злые. Как становились русалками

Кто такие русалки. Мифы и легенды.Так кто же русалки? Добрые существа или нечисть, творящая зло. По мнению старообрядцев, когда Сатана пал с небес, то вместе с ним пали иные существа, в том числе русалки. С этой точки зрения хорошими их назвать язык вряд ли повернется. Но все таки нужно разобраться с их происхождением. Согласно славянский мифам русалками становятся утопленницы или молодые незамужние девушки. Иногда говорят только о некрещеных, но суть от этого не меняется. Русалки - это души утонувших/незамужних молодых девушек. Хоронить таких умерших на кладбище нельзя, поэтому погребение осуществлялось за кладбищем. А в Русальную неделю девушка обращалась в русалку. Когда таких умерших хоронили, то плакали не из-за того, что человек умер, а из-за того, что ходить теперь умершему век русалкой по земле. Не бывать покою. Теперь вы легко сможете ответить на вопрос: как стать русалкой. Вряд ли кто-то захочет обратиться в нее по своей воле на таких условиях.Кто такие русалки. Мифы и легенды.Про русалок говорят, что они могут соблазнять молодых людей. Чтобы в дальнейшем защекотать до смерти или заманить к воде и утопить. В деревнях даже запугивали русалками детей, чтобы те не лезли в глубокие участки реки, когда купались:

"Далеко уйдешь от берега, русалка утянет под воду."

Кто такие русалки. Мифы и легенды.Это сразу создает образ плохих существ. Так же считается, что они любят воровать у женщин нитки, холсты и прочие вещи для шитья. Связано это с тем, что русалки ходят либо в рваных сарафанах, либо вообще голыми. Так, например, если в русалью неделю встречали в лесу русалку, то обязательно бросали ей платок или открывали кусок ткани.Кто такие русалки. Мифы и легенды.Способов защитить себя от русалки не много. Если вы встретитесь с ней, то первое, что рекомендуется — это не смотреть ей в глаза. Также считается, что русалок отпугивает полынь или укол булавкой (не забывайте, что это старинные поверья- прим.)

Помимо негативного в русалках есть и некоторые положительные черты. Например, русалки любят детей и защищают их в лесу от диких зверей, а также могут спасти тонущего ребенка. Хотя это не мешает взрослым оберегать детей во время купания образом "плохой русалки".Кто такие русалки. Мифы и легенды.Русалки известны своей жизнерадостностью. Всем знакомо по фильмам их заигрывание и хохот. Считается, что они веселушки, любящие играть и радоваться жизни. Хотя их шутки кажутся смешными только им самим. Для людей же, например, тушение костра вряд ли покажется забавным. Русалки любят водить хоровод вокруг деревьев. Если в лесу увидеть дерево, вокруг которого не растет трава, то значит вокруг него русалки водили хоровод. Представляя русалку, предстает образ девушки, сидящей на берегу реки или на ветке дерева, которая расчесывает волосы. Именно так пишет А. С. Пушкин:Кто такие русалки. Мифы и легенды.

"Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;"

Кто такие русалки. Мифы и легенды.Известно также, что русалки любят плести венки. Для этого они используют цветы и древесные ветки. Жители Полесье, например, русалку представляют в образе молодой красавицы с длинными волосами и с венком на голове из цветов и трав. Сложно при таком описании представить что-то негативное. Образ исключительно положительный и радостный.Кто такие русалки. Мифы и легенды.Наиболее активны русалки в ночь на Ивана Купала 22-23 июня. А в день Февронии-русальницы русалки уходят вглубь водоемов.

https://mistika.temaretik.com/1139885221339990841/rusalochka...

http://светлояр-русь.рф/sushchestvuyut-li-rusalki

zhiznteatr.mirtesen.ru

Все обо всем: Русалки: легенды и мифы

Русалки – символ универсальный, ведь упоминания о них можно встретить в фольклоре всех стран мира. Возникновение русалки связано с символическим выражением некоторой внутренней потребности мужчин. Недостижимая соблазнительница, привлекательная и сладострастная, и в то же время холодная и неуловимая. Её вечные молодость и красота, волшебный голос и искусство обольщения всегда будут завлекать в ловушку беспомощных моряков. Русалки Русалки

Русалки являются мифологическими существами, которые обитают в водоёмах (прудах, озёрах, морях, заводях и так далее). Упоминания о них существует в фольклоре многих народов земли.

В ряде мест русалка – водяной дух. Славяне же верили, что русалками становились девушки, утопившиеся от несчастной любви или умершие до свадьбы просватанные невесты. Русалку обычно изображают в виде женщины с длинными распущенными зеленоватыми волосами и рыбьим хвостом. Однако у неё может быть и пара ног, и пара хвостов, которые в свою очередь, могут быть не только рыбьим.

Она поёт чудесные песни, а нередко ещё и играет на арфе. Ведь не зря русалка является символом поющих женщин, олицетворяющих красоту вида и звука воды. Их нередко изображали с некоторыми предметами в руках. Чаще всего с зеркалом, которое символизировало луну, влияющую на приливы и тем самым увеличивая власть русалок.

Русалки Русалки

Обитая в воде, русалки лишь изредка выходят на берег чесать золотым или медным гребнем свои прекрасные волосы. В это время можно подкрасться к ней и выхватить гребень. Согласно поверьям, отняв у русалки какой-либо предмет, она обязана исполнить любое твоё желание в обмен на вещь. Русалки капризны, своенравны и могущественны, как и реки, в которых они обитают. Они могут сотворить добро, но могут и навредить.

Русалки Русалки

Известны так же случаи, когда русалки очень жестоко мстят, будучи обманутыми или как-то обиженными. Местные предания гласят, что однажды русалка подарила некому юноше золото, серебро и алмазы, которые она собрала на затонувшем корабле. Он принял подарки, но некоторые драгоценности отдал своей любимой девушке.

Но, что ещё хуже, он не встретился с русалкой обещанное число раз, чем вызвал её ревность и гнев. Однажды русалка подплыла к лодке юноши и направила её к ближайшей пещере, сказав, что там находятся все когда-либо потерянные в этом заливе сокровища. В это мгновение юноша уснул. Проснувшись, он обнаружил, что прикован к камню золотыми цепями так, что мог дойти только до груды алмазов у входа в пещеру. И хотя он теперь обладал сокровищами, но оставался вечным пленником из-за собственной жадности.

Русалки Русалки

Согласно некоторым легендам, русалка – это падший ангел, пищей которому служит живая плоть. Пением и чудесной музыкой она завлекает моряков в свои сети. И здесь этот образ смешивается с не менее известными сиренами. Если же, что бывает очень редко, такой способ привлечения не срабатывает, она полагается на уникальный запах своего тела, которому не может противиться ни один мужчина.

 Поймав и усыпив свою жертву, она раздирает её на кусочки острыми зелёными зубами. Поэтому моряки считали русалку очень плохой приметой. Ведь это означало, что увидевший её вскоре утонет в море.

Русалки Русалки

Славяне верили, что в русальную неделю, следующую за Троицей, русалки выходят из воды в человеческом обличии, бегают по полям, качаются по деревьям и могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду.

Поэтому в эту неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, необходимо было брать с собой полынь, которую русалки якобы бояться. При встрече с человеком она спрашивает: «Полынь или петрушка?». Если путник отвечает: «Полынь», русалка разочарованно отвечает: «Плюнь да покинь!» и исчезает. Если же ответом будет слово «Петрушка», то русалка радостно восклицает: «Ах, ты душка!» и пытается защекотать несчастного до смерти.

Русалки Русалки

Девиц и молодых женщин русалки не любят и, когда увидят какую в лесу, нападают на неё, срывают одежду и ветвями прогоняют из леса. Напротив, молодыми парнями русалки настойчиво заигрывают, пытаются перевернуть лодки рыбаков или разными способами заманивают пловца на глубину.

Если русалки (одна или несколько) будут приставать к человеку, то нужно устремить взгляд в землю, и на них не смотреть. Если же это не срабатывает, сто следует уколоть хотя бы одну русалку иголкой или булавкой, которую опасливые поселяне всегда носили при себе. Тогда весь скоп русалок с воплем кидается в воду, где ещё долго раздаются их голоса.

Русалки Русалки

С установлением христианства в легендах о русалках появилось новое предание. Теперь они описывались как существа, страстно желающие обрести душу, чтобы испытать на себе чувства земной любви.

Христиане верили, что русалка может получить душу, только когда пообещает оставить море и мечты вернуться туда когда-либо и поселиться на суше. Это приводило русалку к жестокому внутреннему конфликту, так как для существа, являющегося человеком только наполовину, такая жизнь не возможна. Превратившись в человека, они тут же ищут своего суженого.

Но браки с ними, которые где-то в глубине души остаются таинственными существами, обычно недолговечны. Заключение такого брака всегда связано с каким-либо условием, и, когда условие нарушается, они тут же исчезают. Известна трогательная и печальная история, написанная в VI веке. Она повествует о русалке, которая ежедневно навещала монаха из святого братства Ионы на маленьком островке недалеко от Шотландии.

Она молила о душе, и монах молился вместе с ней, чтобы придать ей сил оставить море. И хотя русалка страстно любила монаха и очень хотела иметь душу, она была не в силах предать море. И, в конце концов, горько плача, она покинула этот остров навсегда. Говорят, что пролитые ею слёзы превратились в гальку, и до сих пор серо-зелёные камешки побережья Ионы называют «слезами русалки».

Русалки Русалки

Конечно же, наиболее популярные истории о русалках были среди моряков. Ранее скептически настроенный Христофор Колумб отметил во время своего первого путешествия, что видел трёх резвящихся русалок вдали от побережья Гвианы. На протяжении долгих месяцев морских путешествий моряки страдали от скуки и, может быть, поэтому видели русалок практически регулярно.

Знаменитый английский путешественник Генри Гудзон описывает свою встречу с русалкой как заурядный случай. В его дневнике за 15 июня 1625 года встречается запись о том, что один из его команды, посмотрев за борт, увидел русалку. Верх, от её пупка и спина, были как у женщины; очень белая кожа и спадающие вниз чёрные волосы. Когда она нырнула, они увидели её хвост, похожий на хвост бурого дельфина, покрытый пятнышками, как у макрели.

Хотя предполагалось, что русалки жестоки и развратны, моряки были уверены в их нежности и непорочности. Стремление поймать русалку было так велико, что матросам повсюду виделись героини их страстных грёз. Один автор как-то отметил, что именно человеческая фантазия из океанических пучин породила этих прекрасных, загадочных и опасных морских богинь.

Русалки Русалки

Начиная с середины XIX века, вера в русалок заметно ослабела. Когда пароходы заменили парусные суда и морские путешествия стали значительно короче, моряки всё реже стали рассказывать о том, что их соблазняли, обольщали и дразнили сирены. Однако русалки не были полностью забыты. В 1900 году на севере Шотландии землевладелец Александр Ганн встретил одну из них. Когда он вместе со своей собакой пытался спасти застрявшую овцу в расщелине, то, подняв голову, встретился взглядом с облокотившейся на соседний риф русалкой.

У неё были длинные волнистые золотисто-рыжие волосы, зелёные глаза и изогнутые брови. Она была необычайно хороша. Трудно сказать, кто был поражён больше – Ганн, русалки или собака. Однако первой дала волю своим чувствам собака. Скуля и поджав хвост, она бросилась за спину фермера. Ганн видел, что русалка испугана, но всё же была разгневана и поспешно нырнула в воду.

Русалки Русалки

Слухов о русалках было настолько много, что со временем начали появляться неизбежные в таких случаях подделки. Первые из них делались из обезьян, которым приделывали рыбьи хвосты. Конечно, сейчас очень многие люди могут искренне сказать, что они действительно верят в существование русалок. Тем не менее, русалки обрели некую псевдореальность.

Легенды о них настолько распространены и завораживают, что русалки – порождения человеческого подсознания превратились в вечный символ.

2leep.com

источник

nevidumka.blogspot.com

Русалки (водяные девы) - славянские сказочные существа



 

Сведения взяты из сетевых ресурсов и литературы о славянской мифологии. Особая благодарность Денису Блинцову за статьи о славянских богах из его веб-капища. Из библиографии за основу взяты краткие статьи "Словаря славянской мифологии" Елены Грушко и Юрия Медведева. Они краткие, но их много, по большинству мифических и сказочных персонажей древних славян.

В славянской мифологии русалки (мавки, навки, лоскотухи, лохматки, шутихи, купалки, водяницы, лешачихи, девки-волосатихи, берегини) - существа, как правило вредоносные, в которых превращаются умершие девушки, преимущественно утопленницы, некрещёные дети. Представляются в виде красивых девушек с длинными распущенными зелёными волосами, реже — в виде косматых безобразных женщин (у северных русских). В русальную неделю, следующую за троицей, выходят из воды, бегают по полям, качаются на деревьях, могут защекотать встречных до смерти или увлечь в воду. Особенно опасны в четверг — русальчин велик день. Поэтому в русальную неделю нельзя было купаться, а выходя из деревни, брали с собой полынь, которой русалки якобы боятся. На просьбы русалок дать им одежду женщины вешали на деревья пряжу, полотенца, нитки, девушки — венки.

Образ русалки связан одновременно с водой и растительностью, сочетает черты водных духов (иногда русалку представляли в свите водяного) и карнавальных персонажей, воплощающих плодородие, типа Костромы, Ярилы и т. п., смерть которых гарантировала урожай. Отсюда вероятна и связь русалки с миром мёртвых: по-видимому, под влиянием христианства русалок стали отождествлять лишь с вредоносными «заложными» покойниками, умершими неестественной смертью. Возможно, название русалок восходит к древнерусским языческим игрищам русалиям, известным по церковно-обличительной литературе.

Разделы о славянских русалках:

  • Русалки в разных культурах
  • Славянские русалки-мавки
  • Русальная неделя

Русалки в разных культурах

Русалки, или водяные девы, известны во многих культурах. Люди, которые живут под водой, имеют необычную внешность, обладают некой связью с потусторонним миром, известны в истории и мифологии практически всех стран мира. И всё же, по каким-то причинам, русалки одной культуры сильно отличаются от русалок другой культуры. К примеру, в Европе бытовали поверия, что русалки - это девы с рыбьими хвостами.

В нашей же культуре, традициях и мифологии славян, русалки - это духи, души заложных покойников, то есть умерших не своей смертью. В отличие от обычных привидений и призраков, русалки наши, хоть и являются духами, всё же имеют вполне реальные черты, вполне осязаемы и их довольно сложно отличить от обычных людей. С одной стороны, таким образом наши русалки являются более опасными, так как могут притвориться человеком и навредить людям. У них нет хвоста, передвигаются они на ногах, часто имеют красивую внешность. Всё это может способствовать русалкам славянским причинить больше вреда живущим людям. Однако это вовсе не так. Да, русалки считаются опасными. На Русальной неделе опасно купаться, входить в воду и даже гулять в поле или лесу ночью, но нельзя забывать и о том, что наши русалки - это не какие-то злобные существа, а наши предки. Наши предки, которые умерли не своей смертью и вынуждены доживать отведённые им на земле дни в облике русалок, крайне редко причиняют вред живым людям, иначе - своим потомкам. Зачастую такое происходит при несоблюдении определённых правил самим человеком. А тот, кто нарушает обычаи и традиции, идёт наперекор с силами Нави, потусторонним миром, может поплатиться за свою неосторожность. Да и само название "русалка", что с древнеславянского можно перевести, как: "русый", "светлый", "чистый", говорит само за себя.

В разных видах, с разными именами и названиями они живут практически на всей территории Матушки-Земли. В одних мифах - это Боги, в других мифах - это существа и духи. Многие исследователи считают первым упоминанием о русалках вавилонского Бога Оаннеса, который менял свою форму и стал существом с головой и торсом мужчины и хвостом вместо ног. В Сирии - это Богиня Атаргате, которая также имеет рыбий хвост и является покровительницей рыболовов. В средней Азии - Ведява (Мать Воды). В Средней Азии же - Су-къз ["водяная девушка"] (наполовину девы, наполовину рыбы). В Ирландии - Мерроу. В древней Греции люди с рыбьими хвостами женского пола именовались Сиренами, а мужского - Тритонами. Сиреной русалок и сейчас называют во многих европейских странах - Франции, Италии, Испании и т.д. Также хвостатых существ в Греции называли Нереидами, а вот похожих на наших русалок, духов, полубогов, живущих в реках и озёрах называли - Нимфами. Можно сказать, что именно греческие Нимфы ближе всего к нашим Берегиням. Германская Ундина также не имеет хвоста. В южнославянской мифологии русалок называли - Вилами [так же славяне называли и берегинь]. Вилы являются обитателями вод, владеют источниками, реками, озёрами, прудами и колодцами. Считалось, что именно вилы запирают воды на зиму слоем льда.

Ещё одним удивительным фактом является то, что во многих культурах - и в тех, где русалки представляются дивными существами с рыбьими хвостами, и в тех, где русалки представляют духов и выходцев из иного света, русалки занимаются расчёсыванием волос. С чем связано такое поверие разных народов, достоверно неизвестно. Но в сказках и мифах всего мира, русалок видят именно за этим занятием - сидящими у заводи, на камне или дереве и неизменно расчёсывающими волосы. Многие исследователи считают расчёсывание длинных волос гребнем древним колдовским обрядом, которым пользовались и обычные люди. Скорее всего, обряд расчёсывания длинных волос специальным гребнем был приурочен к магическому влиянию на погоду, вызыванию дождя.

Славянские русалки-мавки

В славянской древности русалок называли Мавками [видимо, от своего синонима "навки" - потусторонницы]. Мавками называли в древности и духов умерших детей. Представляли их, то красавицами с зелёными от водорослей волосами, то безобразными старухами. Безобразная старуха, часто косматая, с отвисшими грудями, большим брюхом, горбом на спине, страшным лицом и повадками, судя по всему, произошла из более древнего поверия в Водяниху или Водяную Чертовку. Водяниху можно сравнить с Кикиморой. Возможно, что в древности в водоёмах было место и Водяному и Водянихе и самим русалкам, но впоследствии эти понятия смешались. Также Мавки представляются спутницами Водяного - царя водоёма.

Чаще всего русалку всё же представляют красивой, простоволосой девушкой, которая ходит либо без одежды, либо в рубахе без пояса. При встрече с такими духами им стоит кинуть одежду или платок, что бы избежать несчастий.

Древние славяне также верили и в русалочьих детей. Как это ни удивительно, но у духов тоже могут быть свои детки. Чаще всего русалочьи дети - это дети самих русалок, которые родились после связи русалок со своими мужьями из иного мира, с мужьями из мира людей, которых они затащили в омут, утопили и сделали своими мужьями, либо с самим Водяным - хозяином заводи. Однако иногда русалочьих деток представляли, как духов утонувших детей. Детей русалок, плачущих или наоборот - излишне весёлых, обычно нагих, также можно встретить на Русальной Неделе возле водоёмов, в полях и рощах.

Удивительны предания древних славян и о способностях русалок. Им приписывают поистине фантастические чудеса. Так русалки могут обернуться возом сена, красной коровой, лошадью, телёнком, собакой, мышью, птицей, зайцем. Однако эти превращения зачастую относятся к тем или иным мифическим рассказам, где русалка для какой-то нужды оборачивается в то или иное животное либо вещь. В народном поверии всё же русалка остаётся самой собой.

Кроме того, что русалкам предшествовали умершие не своей смертью, ещё большие черты они переняли от древних Богинь или духов, которых называли - Берегини. Берегини тесно связаны с культом воды. Есть два мнения на счёт того, кто такие Берегини. Одни считают, что "Берегиня" - происходит от слова "беречь" и эти существа оберегали людей, леса, животных и так далее. Другие считают, что "Берегиня" - произошло от слова "Берег" и эти мифические существа жили по берегам рек. Хотя вполне возможно, и это тоже никем не отвергается, что обе этих расшифровки являются правильными и мели место быть в древности. Именно Берегини и были ранее прообразом русалок, их предшественницами. Это не означает, что одних забыли, а других прославили. Просто появилось новое слово "русалка", которое вошло в обиход, в разговорную речь и потихоньку заменило собой Берегиню. Считается, что само слово русалка появилось в славянской культуре и языке сравнительно недавно. Первое литературное упоминание относится к XVIII веку. До того водяных дев называли другими именами - Мавка, Лоскотуха, Водяница, Берегиня и другими.

Русалкам-мавкам приписывают и настоящее чувство юмора. Они любят погулять, посмеяться, устраивать разные козни, шутки. К примеру, русалки могут ради забавы завернуть спящим на воде гусям крылья одно за другое, так что, когда они просыпаются, то не могут расправить свои крылья и, соответственно, взлететь. Русалки большие охотницы до развлечений. Народная фантазия представляет их, то пляшущими вокруг костра, то играющими в различные игры, кружащимися в хороводах на суше или прямо в воде, на лунной дорожке. Они любят петь и постоянно смеются, то ли над своими шутками, то ли над людской глупостью. Считается - где пляшут, водят хороводы, играют и развлекаются русалки, там трава растёт гуще и сочнее. Всяческими способами люди пытались привадить русалок в свои поля, чтобы Водяницы сделали их урожай обильным. Ведь русалки считаются ещё и покровительницами плодородия! Но, конечно же, самой грозной шуткой русалок считается щекотка. Поймав человека в лесу, поле или у своего водоёма они могут защекотать его до смерти. После этого человека могут утащить на дно, либо оставить и водить вокруг него хороводы. Есть поверие, что тело такого человека не будет разлагаться вплоть до того момента, как его не найдут люди.

Русалок называют и лихоплесками, от того, что они постоянно плещутся в воде, лихо пляшут. Особое место в поверье в русалок отводят их песням. В Курской губернии даже бытовало поверие, что все песни и мелодии, которые есть у людей, были в древности подслушаны и переняты именно у водяных дев.

Русалки в нашей древности - это поэтически воспетые славянским духом Богини рек, озёр и водоёмов. Они прекрасны, красивы, веселы, задорны, шаловливы. С ними связано много поверий, мифов, удивительных рассказов и быличек. Русалкам посвящались праздники. Их не боялись, по-своему любили и ценили. Впоследствии, когда началось угнетение язычества, как исконной веры всех славян, из русалок стали делать монстров, пугать ими детей и взрослых, превратили добрых, зачастую безобидных и даже помогающих, в демонов и чертей. На самом же деле давно стоит пересмотреть современные представления о Русалках, Лоскотухах, Водяницах, Мавках, Берегинях и Вилах. Вера в водяных жителей - это одно из самых красивых поверий, которые оставили для нас наши далёкие предки, которые тогда ещё были настоящими язычниками, понимали голос природы, знали её тайны и секреты. Русалок не раз воспевали поэты и писатели, художники и даже скульпторы.

Русальная неделя

Праздником славянских русалок является Купальская Неделя и, собственно, апогей праздника, его вершина - Купала. В эту ночь они веселятся и уходят в свои омуты до следующего лета. Судя по исследованиям древних поверий и мифов, вода является вратами в иной мир, в подземное царство. Поэтому русалки выходят в земную Явь именно из озёр, рек и других водоёмов. Также за русалок часто принимали девушек-утопленниц, которые утонули в том или ином водоёме по своей инициативе или по случаю, а также проклятые при жизни девушки и те девушки, которые умерли до брака. Позднее напластование на поверие в русалок, якобы это некрещёные дети, некрещёные девушки не имеют под собой никакой почвы и являются самой настоящей выдумкой, так как само поверие в водяных жительниц появилось у славян гораздо раньше, чем христианство.

Всю троицкую неделю пели русальные песни, в воскресенье (русальное заговенье) изгоняли, «провожали» русалок (или весну). Русалку обычно изображала девушка, которой распускали волосы, надевали венок и с песнями провожали в рожь. Вталкивая её в рожь, с криками разбегались, а русалка догоняла. Часто русалку изображали в виде чучела (иногда — обряженного ржаного снопа), несли его в поле и там оставляли на меже или разрывали и разбрасывали по полю. Известны случаи потопления чучела, сопровождавшиеся имитацией церковного отпевания. В этом варианте обряд проводов русалки испытал очевидное влияние «похорон Костромы». В южнорусских и поволжских областях известен ритуал «вождения русалки».

На Русальную Неделю люди часто оставляли подношения мавкам, чтобы те не гневались на людей и обходили стороной их со своими забавами. Подношения эти, как правило - лоскутки одежды, одежда для русалочьих деток, нитки, клубки (русалки считаются любительницами шить, вышивать и прясть, и часто крадут пряжу, нити у хозяек, которые вывесили их на улице). Некоторые исследователи считают, что изначально Русальная Неделя была поминовением не водяных дев, а умерших не своей смертью людей. Духи таких людей считались беспокойными и опасными, поэтому в эти праздники их пытались задобрить. Затем уже умершие не своей смертью стали русалками со всеми современными атрибутами. Причём, стоит также сказать, что русалки, преимущественно будучи девушками, особую опасность представляют для молодых парней и мужчин, так как считают, что могут утянуть их на дно своего водоёма и сделать своими мужьями.

Спасались от них самыми разными способами. Кроме того, что произносились определенные защитные заклинания, от русалок можно было оберечься при помощи чеснока, а также полыни. Полынь в Купальских обрядах используется и по сей день. Полынь нужно укреплять на своём доме, носить всю неделю при себе, а также бросать в купальские костры. Запах полыни нехорошие духи не переносят и уходят восвояси, не причиняя людям никакого вреда. Также считается хорошим средством от русалок отведение от них взгляда. Когда русалки будут приставать, нужно смотреть не на них, а в землю. Чтобы отвадить напавших лоскотух-мавок, можно уколоть одну из них иголкой или булавкой. В этом случае все русалки тут же убегут прочь.

© «Proto-Slavic.ru», Игорь Константинович Гаршин, 2012. Пишите письма (Письмо Игорю Константиновичу Гаршину).

Страница обновлена 20.02.2017

www.proto-slavic.ru

Русалки и духи вод в славянской мифологии.

Русалки в славянской мифологии.

В отечественной мифологии так же существуют мифы о хвостатых девах, которые занимали большую часть легенд. Как считали славяне, значительная часть русалок - это души утонувших женщин, которые покончили жизнь самоубийством. В славянскую мифологию, считают исследователи, образ русалки пришел из Украины и из Восточной Европы. В России, впрочем, их облик изменился. Из веселых и шаловливых созданий русалки превратились в злых и мстительных существ, наравне с "дедушкой водяным". Русалок, поющих веселые песни восхитительными и заманчивыми голосами, заменили на лесных реках растрепы и нечесы: бледнолицые, с зелеными глазами и такими же волосами, всегда голые и всегда готовые завлекать к себе только для того, чтобы без всякой особой вины защекотать до смерти и утопить.

Собственно, представления о русалках сложились у нас под воздействием, прежде всего, сказки Андерсена "Русалочка", а также одноименного диснеевского мультика. Посему большинство граждан (причем не только малолетних) не сомневаются, что русалки обитают в воде, плещут рыбьими хвостами и вступают с человеком в сложные отношения.

Однако большой знаток русского фольклора Александр Сергеевич Пушкин, конечно, не зря посадил свою русалку на дерево. Уж он-то знал, что русская русалка с заморскими подругами-ундинами имеет не слишком много общего. И рыбьего хвоста у нее в помине нет.

В одних местах (зап. Полесье, Украина) говорили, что русалка выглядят как молодые красивые девушки, обнаженные или в белом; что они появляются в том самом виде, в каком их похоронили, т.е. в нарядном убранстве, с распущенными волосами и с венком на голове (именно так по местному обычаю обряжали умерших девушек, как бы устраивая для них символическую свадьбу вовремя похорон). В других местах (Пинское Полесье, Центральная Белоруссия) русалок представляли в виде страшных, уродливых, косматых баб, с отвислой грудью, которую они закидывали за плечи. О таких русалках рассказывали, что они "кудлатые как ведьмы", "горбатые и старые", "черные, заросшие шерстью", что у них "груди как каменья" или "железные цыцки"; они ходят голые или в лохмотьях, в руках держат клюку, кочергу, пральник, пест.

Русалка."Русалка" Аксели Галлен-Каллела.

Живут русалки не только в воде. С Троицына дня до дня Петрова (С.Б. Русальная неделя) они выходят и, рассыпаясь, вплоть до осени, по полям, перелескам и рощам, они выбирают себе развесистую, склонившуюся над водой иву или плакучую березу, где и живут. Ночью, при луне, которая для них ярче обычного светит, они качаются на ветвях, аукаются между собой и водят веселые хороводы с песнями, играми и плясками. Где они бегали и резвились, там трава растет гуще и зеленее, там и хлеб родится обильнее.

Но от них много и вреда. Могут, например, запутать сети у рыбаков или испортить, а у мельников портить жернова и плотины. Они могут насылать на поля сокрушительные бури, проливные дожди, разрушительный град; похищают у заснувших без молитвы женщин нитки, холсты и полотна, разостланные на траве для беленья; украденную пряжу, качаясь на древесных ветвях, разматывают и подпевают себе под нос хвастливые песни. Кое-где рассказывали, что русалки не причиняют никакого вреда, а могут лишь испугать человека или подшутить над ним. Однако подавляющая часть поверий относит русалок к опасным духам, которые преследуют людей, сбивают их с пути, душат или щекочут до смерти, заманивают в воду и топят, превращают в животных или в какие - нибудь предметы, могут забрать себе младенца, оставленного жницей на меже (С.Б.: Явное смешение с Кикиморой и Ветшицей). В таких случаях находятся разнообразные средства и способы для борьбы с затеями лихих русалок, чтобы делать их безвредными для деревенского домашнего хозяйства. Как и прочая нежить, они не выносят вида креста, не могут переступить через начерченный на земле круг, осененный крестным знамением; боятся чеснока и любого железа, будь то иголка, булавка или нож. Когда русалка окликает человека по имени, следует хранить молчание: не зная имени, она не в силах причинить вред. "Против чар и козней русалок, - пишет фольклорист С.Максимов, - отыскалось еще снадобье, равносильное священной вербе и свечам Страстной недели, - это полынь, трава окаянная, бесколенная. Надо только пользоваться ее силой и применять ее на деле умеючи. Уходя после Троицына дня в лес, надо брать эту траву с собою. Русалка непременно подбежит и спросит: "Что у тебя в руках: полынь или петрушка?" - "Полынь". - "Прячься под тын", - громко выкрикнет она и быстро пробежит мимо. Вот в это-то время и надо успеть бросить эту траву прямо русалке в глаза. Если же сказать "петрушка", то русалка ответит: "Ах ты, моя душка", - и примется щекотать до тех пор, пока не пойдет у человека изо рта пена и не повалится он, как мертвый, ничком".

Для того чтобы в период Русальной недели не смогли навредить русалки, люди соблюдали специальные запреты, во многом совпадающие с поминальными: избегали работ, связанных с прядением, тканьем, шитьем, не выполняли никаких полевых и огородных работ, не подмазывали печь и стены избы, не ездили за дровами в лес и т.п. На ночь специально для русалки оставляли на столе ужин, на ближайших деревьях или ограде возле дома оставляли одежду.

Кстати, одну из них можно схватить за руку, надеть на нее нательный крест и привести домой. Русалки весьма охотно выполняют всякого рода бабью домашнюю работу, при этом не ворчат и питаются исключительно паром. Правда, живут они в доме всего год, а на следующую русалью неделю получают свободу и скрываются на дне речном.

Русалка.Ольшанский "Русалки".

С русалкой вполне реальна и семейная жизнь. Для этого она должна до смерти защекотать своего избранника, унести его на дно в собственный дом, где супруг оживет и счастливо проведет остаток дней своих в необыкновенной роскоши. Русалочьи свадьбы устраиваются только в самые короткие ночи.Через неделю после Троицы устраивались русалочьи проводы. Для этого снаряжалась целая процессия. В разных местах русалка погребалась по-своему - в виде куклы или девушки в одной рубахе. Последний раз дозволялось русалкам явиться на землю в ночь на Ивана Купалу, после чего они затихали уже до будущего года.

У русалок есть родственницы - мавки. В мавок, по поверьям, превращаются дети, умершие без крещения. Та же судьба ожидает и тех несчастных младенцев, которых проклинают матери еще в утробе или до совершения над нами таинства крещения; они исчезают из дому и становятся русалками. Живут мавки в лесах и являются людям под видом молодых красивых девушек. Так же как и русалки, они завлекают мужчин, заговаривают их, принимаются щекотать и не отпускают, пока не защекочут до смерти. Мавки стараются мстить людям за то, что допустили их умереть некрещеными и лишили небесного царства.В некоторых местах, где русалки считались водным духом, их называли фараонками. Фараонки - родные сестры зарубежных русалок, то есть ундин, потому что у всякой фараонки непременно есть рыбий хвост. Они водятся преимущественно в морях, и уж конечно, на ветвях сидеть никак не могут.

Сергей Беляков - myfhology.info

Берегиня.

Берегини в славянской мифологии духи в обличие женщин с хвостами, живущие по берегам рек. Упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках. Они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Берегини- бродницы часто указывали путникам, где расположен брод. Однако, ныне нужно опасаться и этих добрых духов, ибо многие из них стали злыми лобастами, когда люди забыли о Русалиях и перестали следить за чистотой вод. А коли озеро, либо старое русло реки становилось болотом - все водные жители либо переселялись в живые реки и озера, либо становились болотниками и болотницами.Одна из наиболее оригинальных трактовок образа берегинь принадлежит Д.К.Зеленину: «Поскольку русалки часто появляются на берегах рек, постольку название берегинь было бы к ним приложимо. Но в народных говорах название это неизвестно. Судя же по контексту речи, под "берегинями" в слове (т.е. в двух древнерусских поучениях, известных по рукописям XIV- XV вв. –М.В.) разумеются скорее не русалки, а весьма близкие к русалкам сестры- лихорадки (трясавицы)».

Согласно народным верованиям, вода – традиционное местообитание не только лихорадок, но и многих болезней. Поэтому, следую логике Д.К.Зеленина, можно допустить, что связанные с водой берегини были не столько «непосредственными прообразами» сестер – лихорадок, сколько наделялись властью над болезнями (возможно были и персонификациями болезней.)

Образец домовой (корабельной) резьбы - "Русалка-берегиня".

Вера в берегинь («живущих на берегу» «оберегающих») была, по-видимому, достаточно распространена в Древней Руси. О ней неоднократно (и, конечно, с осуждением) говорится в различных сочинениях отцов церкви: «Одна из вставок в «Слове о том, како первое погани кланялись идолам» приписывает восточным славянам веры в берегынь. В слове, носящем сходное заглавие, но обозначенном именем Иоанна Златоуста, говорится: и начаша жрети... упирем и берегыням... – и далее: и рекам, и источникам, и берегыням». [Кагаров, 1918]. Е.В.Аничков считал «требы упырям и берегиням» «ядром древнерусских верований» [Аничков, 1914]. Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно.

Берегиня. Рисунок Романа Папсуева.

Бродницы - у древних славян - женские добрые духи охранительницы бродов. Они смотрели чтобы никто не утонул. Отгоняли злых русалок и лесных духов, которые могли навредить людям. Схожи по функциям с берегинями.

Лобасты (албасты, лопасты, лобосты) - по славянский поверьям это были злые русалки. Они селились по берегам рек, в камышах , они опаснее обычных русалок, ибо старше, опытнее и сильнее. В отличие от обычных русалок лобасты предстают часто в виде нежити - ужасных полумертвых старух с отвисшими грудями.

«Тута камышами по ночам албаста шатается» (Перм.). «Глядь, ан за ериком-то девка – знать лобаста – нагишом, чешет голову, а волосы-то длинные-предлинные, а тело-то лохматое-прелохматое» (Астр.).Слово албаста, по-видимому, заимствовано из тюркских языков. У татар и киргизов албаста – злой дух.В Астраханской и Вятской губерниях албасту описывали как русалку, но русалку «страшную». Это отталкивающего вида нагая женщина с огромными грудями и длинными космами волос. Как и русалка, албаста обычно сидит у реки или озера на камне, расчесывая распущенные волосы. При появлении человека бросается в воду и исчезает.

Лобаста, лобоста, лопаста – несколько видоизмененное название той же «страшной» русалки. Однако в некоторых районах средней и нижней Волги (например, в Саратовской, Астраханской губерниях) лобосту описывали как женщину огромного роста – «величиной от неба до земли».

Тело ее – серая масса, голова косматая, с оскаленными клыками, руки очень длинные, пальцы скрючены. Лобоста появляется в бурю. Она возникает из тучи, оглушительно смеется. Встреча с нею гибельна.«Страшная» албаста-лобоста, скорее всего, отголосок распространенного у многих народов образа богини плодородия и неуправляемой стихии природы; от нее зависит и жизнь и смерть человека.Так, у татар албасты (албасти) – огромное, опасное существо. Издали албасты не более собаки, но, приближаясь к человеку, становится величиной со стог. Альбасти (альмасти) таджиков, как и албасты турков, – дух, опасный для родильниц и новорожденных. Албасты киргизов – злой дух рожениц. Однако, по поверьям, подобное существо не только опасно, но и необходимо для появления ребенка на свет.Лобоста Астраханской и Саратовской губерний напоминает албасты татар и киргизов. Но это не обязательно заимствование. Такие образы могли возникнуть у разных народов независимо друг от друга.Длинноволосая, с огромными грудями русалка, именуемая албастой, очевидно, тоже связана с плодородием и деторождением, что, правда, почти не отражено в поверьях XIX-XX вв., где албаста чаще всего просто «появляется – исчезает» у воды.

Мифология.Лобаста.

Лоскотуха, Лоскотка, особый вид русалок.«Лоскотать» означает и «болтать», «трещать», и «щекотать». По мнению Д.К.Зеленина, лоскотуха «означает собственно: лоскочущая, т.е. щекочущая, щекотунья. В наших источниках (относящихся в основном к районам Украины и Белоруссии) нельзя не заметить стремления выделить лоскотух в особый разряд русалок, которые замучивают щекотаньем встречающихся им людей» <3еленин, 191б>.Лоскотухи - русалки, души девушек, умерших зимою, весною или летом. В полях они «залоскачивают» (защекочивают) насмерть парней и девушек (Чубинский, 1872).

Согласно поверьям многих губерний России (редко — Сибири и севера) русалки стараются заманить к себе человека, а затем могут защекотать, замучить его до смерти (см. Русалки) (в севернорусских и великорусских поверь такие действия чаще приписываются лешему).

Чтобы уберечься от русалок-щекотух, в период приблизительно с Троицы до начала Петровского поста старались не ходить в одиночку в лес или к воде а также в засеянное рожью поле, особенно после захода солнца; носили с собой отпугивающие русалок травы (чеснок, полынь и т. д.). Наиболее опасными считались недели до и после Троицы.

Хотя представления о русалках-щекотуньях общераспространенны, названием лоскотуха более характерно для южных, юго-западных районов России.

Мавки - в славянской мифологии - русалка. Это название характерно для поверий южной, юго-западной (реже – центральной) России. Крестьяне Орловской губернии считали, что «дети, родившиеся мертвыми и некрещеные, превращаются в мавок (то же, что русалок) и что тоскующие души их... просят себе крещения». Стать мавками-русалками могли, по поверьям, и девушки-утопленницы.

Особенно Мавки любят при полном месяце появляться. Плещутся в реке, а потом вылезают на берег чесать свои зеленые кудри, а путников просят позычить им для этого дела свой гребешок. Если дать его наглым и мокрым девкам, они расчешутся и вернуться в реку с миром, а гребень придется выбросить, иначе потом облысеешь. Если же не дать, пожадничать то замучают мавки до смерти.

Вообще мавки красивые, какими при жизни никогда не были. Некоторые страхолюдины для этого специально топятся. Только красота эта у них обманная. Повернется к тебе спиной мавка, и тогда можно увидеть позеленевшие, без воздуха легкие, небьющееся сердце. Находчивый парень, правда, может отшутиться от мавок. Шутки они любят, только это и спасти может.

Мавка.

Мемозина - Водяной дух в облике женщины в славянской мифологии.

Упоминания о мемозинах, полу-рыбах полуженщинах, чаще всего встречается в поверьях юго - западных районов России. Мемозины (голова, руки и брюхо женские, а вместо ног - рыбий хвост) напоминают фараонок; их считают произошедшими из людей, которые утонули во время преследования идущих через Чермное (красное) море евреев. "Мемозины эти замечательны так же пением, до такой степени прекрасны, что когда поют, море перестает волноваться и человек может заслушаться навеки (Зеленин 1916). Надо полагать в этом мемозины сходны с сиренами, которые тоже обладали чарующим голосом.

Фараонки.Фараонка, Фараон, Фараончик - в славянской мифологии - фантастическое существо с человеческой головой, туловищем и рыбьим хвостом; русалка.

«А мужики видели, как из реки выходила женщина. Она первый раз вышла и говорит: "Фараон, фараон", — и ушла в воду» (Волог.).

Фараоны, мифические полулюди-полурыбы (и женского и мужского пола -произошли от потонувшего в Чермном море (в Красном море) «войска фараонова» (при преследовании евреев, выводимых Моисеем из Египта).

В основе таких представлений лежат апокрифические легенды, возникшие в результате народной переработки библейского сюжета о переходе Мот через Красное море, когда вода расступилась, пропустила Моисея и ведом им народ, но сомкнулась над головами преследователей; «люди фараона обратишася рыбами», «у тех рыб главы человеческие, а тулова нет, токмо ед глава, а зубы и нос человечи; а где уши, тут перья, а где потылица, тут же и не яст их никтоже».

Обратились рыбами и оружие, кони воинов: «...а на конских рыбах шер конская, а кожа на них толста на перст, ловят их и кожи в них снимают тело мечут, а в кожах перед ы и подошвы шьют; а воды те кожи не терпят») в сухоноско, на год станут» [Сказание о переходе Чермного моря по списку 1602 г.] (Черепанова, 1983).

Фараонки.

Образ «фараона лютого», по-видимому поразивший народное воображение нередко появляется в старинной русской литературе, в сказаниях, легендах «Переход библейско-книжного образа в сферу народных мифологических представлений осуществлялся несколькими путями: через официальную книжное" через литургику, через апокрифическую литературу, народную трансформацию духовной литературы, в частности, духовные стихи. В канонической церковной и светской книжности и сам библейский сюжет, и образ фараона, преследовавшего. В народных верованиях образы фараонов и фараонок сливаются с образами сеяных и русалок, однако из-за «книжного» происхождения представлений о ("войске фараоновом" полулюди-полурыбы часто воображаются обитающими далеко, в морях; например, фараончики — «чудные белотелые девы с русыми кудрями, которые плавают в море. У них рыбьи хвосты» (Сарат.). В Новгородской губернии считали, что у фараонов только «голова человеческая», а остальное у них рыбье. Случается, что в ясную погоду они выскакивают из воды и кричат: «Царь Фараон в воде потонул».

Иллюстрация Виктора Королькова "Морские девы".

"В ину пору корабль плывет, хоша по обнаковенной воде, но зато по сторонам-то его бесперечь выныривают чудовища: от головы до пояса человек, от пояса до ног — соминый плеск. Вынырнет это чудовище, встряхнет длинными волосами, индо брызги на версту летят, да закричит глухим хриплым голосом: „Фараон!" Это фараоновы воины, что за Мысеим гнались, да потонули. В ину пору эти самые чудовища, их тоже зовут фараонами, ухватятся за корабль ручищами, словно граблями, да спрашивают:Когда Осподь с судом сойдет?" — „Завтра" иль-бо „Послезавтра"', - скажут с корабля, чтоб только отвязаться. Ну, и отстанут, а без того ни за что не отстанут, такие привязчивые, право. Им, вишь, узаконено жить в море до преставленья света. Тогда, вишь, их рассудят с царем фараоном: из-за него погибли и сделались получеловеками. Это море так и прозывается: фараонское море» (Железнов, 1910).

По рассказам жителей Смоленщины, фараоны - «египетские цыгане», по мановению жезла Моисея. Они похожи на людей, но покрыты рыбьей чешуей, одноглазы, могут обитать лишь в воде. Фараоны любят ненастье а в хорошую погоду интересуются «у своего фараона» - когда переменчивая погода. Его же они вопрошают и о конце света, ибо обречены существовать полурыбьем-получеловеческом обличье вплоть до Светопреставления. Фараонки опасны — они людоеды. Иногда их ловят и «показывают», содержа в чанах с водой (Добровольский, 1891).

Таким образом, в народных повествованиях о фараонах и фараонках, наряду с «библейским происхождением», подчеркивается их принадлежность к безвременно погибшим, заклятым, проклятым людям, а так же особый, «глухой и хриплый», но влияющий на людские судьбы голос и дар пророчества, предвиденья.

Крым. Мисхор. Мисхорская русалка. По давней легенде в Мисхоре жила прекрасная девушка Арзы, которая была украдена разбойниками и продана в гарем турецкому султану. Через год Арзы бросилась со скалы и, проплыв все Черное море, вернулась с ребенком к родным берегам. Оригинальная скульптура архитектора Адамсона, установленная в 1907 году, была смыта штормом через два года. На второй русалке во время Великой Отечественной фашистские асы отрабатывали свою меткость в стрельбе по людям. Сейчас фигура женщины с ребенком, изрешеченная пулями, находится среди экспонатов музея Поляны сказок и продолжает улыбаться гостям Крыма, напоминая о трагичной судьбе Арзы и ее каменной «сестры».

Русалка. Русалка.Мисхорская русалка.

66sean99.livejournal.com

Легенды о русалках | Мистика и Фэнтези журнал

Русалки одни из весьма любопытных и древних духов воды. Однако стоит сразу отметить, что русалками не всегда называют девушек с рыбьим хвостом. В славянской мифологии это в первую очередь утопленницы, то есть мертвецы без каких либо признаков морских существ. В европейских же мифах все русалки с хвостами как у рыбы, что по всей вероятности имеет корни в древней Греции. Там так иногда описывались сирены.

Русалки в славянской мифологии

русалка картины ивана билибинаИван Билибин. Русалка.1934 год

О происхождении слова русалка идет спор. Некоторые утверждают, что оно имеет латинские корни, другие – что славянские.

Русалками могли стать те, кто случайно или намеренно утопился в реке. Или кого утащил водной. Эти мертвецы сохраняли свой человеческий облик, и возможность выходить на сушу. По народным поверьям, были так называемые «русальи недели», когда они выходили на сушу. Это момент их праздника, когда русалки водили хороводы и пели песни. Считалось, что они особенно любили качаться на ветках берез. И если человек увидит русалку в этот момент, то она может свести с ума.

Нельзя сказать, что русалку можно было встретить исключительно у воды. Они гуляли по лесу, и даже, как отмечает в своей книге Зеленин, даже по полям. Но зимовать все равно уходили в свои подводные жилища.   

Иван Николаевич Крамской. Русалки

Иван Николаевич Крамской. Русалки

Э. В. Померанцева отмечает, что русалки (чаще всего девушки-утопленницы, проклятые) нередко ведут себя сходно с обычными людьми: «Они не только водят хороводы, хохочут, поют, кричат, бьют в ладоши, но и катают яйца, играют пылью, празднуют свадьбы, расчесывают волосы, моют лицо, прихорашиваются, плетут венки, парятся в банях, ‘стирают белье, прядут, воруют нитки и полотно, стерегут цветущую рожь, часто портят посевы» [Померанцева, 1975].

Распространен сюжет, когда кто-либо встречает на берегу реки девушку, которая в полночь расчесывает свои волосы. Гребни у русалок были как правило из рыбьих костей. Если такой гребень унести с собой, то утопленница потом может его искать и даже отомстить. Стоит отметить, что распущенные волосы для молодой девушки были под запретом. Для нечисти же все табу обычно сброшены. Девушка расплетала косу когда выходила замуж, и только на ночь, по утру уже собирая в другую прическу. Так что данный сюжет имеет эротический подтекст.

Скандинавские русалки

margygraВ холодных норвежских морях существовало два вида русалок. Маргюгра и Хафруа. Маргюгра, один из самых древних образов норвежского фольклора. Это страшная морская ведьма. Упоминание о ней встречается в «Старшей Эдде», в сочинениях «Королевское зерцало» и «Книга с Плоского острова».

Описывается маргюгра так. Хвост у неё рыбий, руки грубые и мужские, хоть тело и женское. На пальцах рук перепонки как у лягушки. У неё широкий рот усеяяный острыми зубами и холодные зеленые глаза. Считалось, что перед штормом она может показаться у корабля. Обычно она держала в руках рыбу. Тогда было два варианта исхода. Если маргюгра ела рыбу, то был шанс уйти от шторма. Если же играла или швыряла на палубу – жди беды. Дело в том, что морская ведьма обожает топить корабли, своим хвостом скручивая в воде воронку, куда и засасывало судно.

Но есть у неё и младшая сестра – хавфруа. В буквальном переводе это «морская дева». Её нередко видят расчесывающей волосы на берегу моря. К тому же русалка хороша собой. 

Считается, что она способно полюбить человека. Есть предание, что однажды юноша сел русалке на спину, и она отвезла его в свой морской дворец. Как водиться, был он полон золота и разных чудес. Наконец молодой человек вернулся домой и увидел, что все его друзья глубокие старики или уже умерли. Столь много времени прошло на суше.

Но чаще люди не возвращались обратно, если их увлекала русалка за собой. И таких историй немало. Встреча с ней часто несла смерть, а потому рыбаки по возможности избегали её.

Сирены из Древней Греции

сирены древняя греция mstfn.com 

Charles Edouard Boutibonne

Считалось, что от союза морского бога Форкия и одной из муз (варианты разные) родились сирены. Они представляются либо в образах женщин с рыбьим хвостом, либо женщин с крыльями.

У них был чудесный голос, и сами они выглядели весьма красивыми. Жили они на острове в море и своим пением завлекали моряков, которых потом убивали. Однако Аргонавтам удалось проплыть мимо, потому как с ними был Орфей, и своей игрой на лире заглушил пение сирен.

Мимо них проплыл и Одиссей. Он залепил уши своей команды воском, а самого приказал привязать к мачте. Ведь ему так хотелось услышать их пение. Сиренам же было предсказано, что если их кто-либо услышит их, но не поддастся искушению, то они умрут. После того, как корабль Одиссея миновал их остров, сирены обратились в утесы.

Автор: Марина Бочарова

mstfn.com


Смотрите также