Древние софия. Святая София - символ Древней Руси. Святая София Киевская
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние фрески Софии Новгородской. Древние софия


Святая София - символ Древней Руси. Святая София Киевская

Собор Святой Софии в Киеве – это визитная карточка не только украинской столицы, но и государства в целом. Как много связано с этим величественным памятником архитектуры. Во-первых, Киевская Святая София – это древнерусский символ, а во-вторых – это свидетель старинной и современной истории. Каждый гражданин этой непревзойденной державы просто вынужден хотя бы один раз в жизни посетить столь великолепное место. А туристы, которые приезжают в Украину из самых отдаленных уголков Земли, в первую очередь и стремятся увидеть архитектурный шедевр, воспетый в исторических мемуарах и хрониках.святая софия символ древней руси

Где он находится

Святая София – символ Древней Руси и не только. Хотя этот храм и обладает музейным статусом исторического монумента, с давних времен он был свидетелем каждой конкретной эпохи и современником всех поколений. Вид храма и отношение к нему справедливо подтверждали все факты о состоянии государства и общества.

Коренной киевлянин или иностранный турист, перед тем как попасть к заветному храму, вынужден пройти огромную площадь, которую окружают модерновые застройки, миновать монумент великому гетману Богдану Хмельницкому, установленному в позапрошлом столетии. Затем, дабы наконец-то увидеть архитектурный шедевр, нужно пройти под аркообразной колокольней вдоль высоких стен, датируемых началом XVIII столетия. И даже при всем том, что Святая София Киевская находится практически в центре мегаполиса - это все равно тихий и уютный уголок. Но очень тяжело поверить в то, что так здесь было всегда.собор святой софии в киеве

Попав в собор впервые, человек начнет удивленно оглядываться в разные стороны, ведь широкое и низенькое снаружи строение внезапно величаво возносится кверху, площадь становится большей, а прямиком на прихожанина смотрит Оранта – Богоматерь в золотом сиянии. Человек почувствует себя либо всемогущей особой, либо хлипким существом. Но теперь ему станет намного легче представить себе шумное вече, которое собиралось под стенами этого здания, дабы принять самое важное для государства решение.

Догадки и факты

Святая София (символ Древней Руси) был возведен и освящен в XI столетии, а точнее, в первой его половине. Но и сегодня ученые-историки выдвигают несколько дат его создания. Так, предполагается, что достопримечательность была воздвигнута на протяжении одного их этих годов: 1011–го, 1017-го или 1037-го.

Две последние даты основаны на записях разнообразных хроник – Новгородской и «Повести временных лет» соответственно. Подтверждением первой считаются результаты исследования пометок на стенах храма, а также пересмотр нескольких фактов старинных письменных записей.

Также неоспоримым является тот факт, что история идеи и воздвижения церкви имеет неразрывное отношение к христианству на Руси. Имеют к этому отношение и три известных монарха державы – княгиня Ольга, князь Владимир и князь Ярослав Мудрый.

Как утверждают хроники, первоначальная Святая София – символ Древней Руси – и лавра, окружающая храм, были возведены Ольгой в Киеве. Может быть и так, что это произошло за некоторое время до посещения княгиней Царьграда. И не исключено, что образы храму были преподнесены Константинопольским патриархом. Новая церковь строилась из дерева, а потому в 1017 году, и никак не позже, она сгорела во время киевского пожара. святая софия в киеве

Владимир и Ярослав Владимирович

Согласно другим сведениям из летописей, новый собор Святой Софии в Киеве заложил Святослав Владимирович. Это была большая церковь из дерева. Она располагалась в поле (за чертой тогдашней столицы), в том месте, где князь одержал победу над печенегами.

Архитектурным, политическим и духовным прообразом храма стал собор Софийский в Константинополе. Он впечатлял своим внешним видом и, вероятнее всего, являлся незабвенной памятью для княгини Ольги. И если допустить факт крещения женщины, то следует отталкиваться от того, что происходило это именно в Константинополе, в церкви Святой Софии. А в корсуньской церкви Святой Софии увенчивали и крестили собственно князя Владимира. Именно потому возведение храма на Руси не было случайностью.

При Ярославе храм должен был достичь своего наивысшего расцвета и подчеркивать независимость и силу Киевской Руси.святая софия история

Величие собора

Практически одновременно с освящением Святая София (история создания описана в нашей статье) обзавелась и кафедрой митрополитов киевских. Двор резиденции митрополитов оградили стеной. Но даже по меркам того времени его территория просто впечатляла своими размерами. Поэтому здесь могли заниматься религиозными и государственными делами не только власти и духовенство, но возле стен имели право собираться и обычные горожане на вече или для того, дабы отпраздновать восхождение нового князя на престол.

Как он выглядит

И все же большинство ученых уверены, что Святая София в Киеве была построена во времена правления Ярослава Мудрого. До наших дней здание смогло сохранить роскошь старинной архитектуры и живописное величие XI столетия. В этой церкви гармонично сочетаются фреска и мозаика. Основные части интерьера выделяются с помощью мозаики (алтарь и центральный купол). Вся остальная территория декорировалась фресками. Сегодня прихожане и гости могут увидеть 260 м2 подлинных мозаик, датируемых XI столетием, и приблизительно 3 тыс. кв. м фресковой росписи.

Собор посвятили Софии, воплощающей мудрость, а потому архитектуре и живописи церкви полагалось укреплять и утверждать христианство и власть феодалов. В алтаре и центральном куполе прорисованы лики основных персонажей и эпизоды христианского вероучения. Они набраны из смальты по сырой штукатурке. Мозаика храма состоит из 177 колеровых оттенков.святая софия киевская

В медальоне центрального купола изображен Христос-Вседержитель. А вокруг зенита раньше располагались четыре архангела, но в мозаичном виде сохранилась только одна фигура. Остальные уже дописаны маслом.

Музеем стать

В середине 1930 годов властями тогда Советской Украины было решено, что Святая София (символ Древней Руси) должна стать музеем-заповедником. В соборе начали осуществлять исследовательские и реставрационные работы. А в конце прошлого века работа музея получила признание мира. Сегодня это Национальный заповедник «София Киевская».

fb.ru

Почему на Руси почиталась София (Премудрость) -- Богиня Матерь Мира, 'Матра-Сва'. - Антон Кузнецов (Ведаврат)

В Премудрости, с Премудростью и через Премудрость сотворён этот проявленный (материальный) мир. София - это Внутреняя Сила (Энергия) мира. И в этом она совечна Изначальному Богу (Духу). Процесс творния Мира - это материализация Духа.

Софию в буддизме называют Праджня-Парамита -- «Мать», «Кормилица» мира. В Хеваджра-тантре написано: «Праджня зовётся Матерью, поскольку она даёт рождение миру». Нововведением Махаяны стало почитание Женщины-Богини.

Без участия Софии не смогло бы совершиться Боговоплощение, потому что Мария есть воплощённая София; и София пришла в мир, чтобы слиться с Марией и укрепить её. И лишь только тогда Мария стала собственно Богородицей.

В Богородиц вселялась Святая София, Логос Божий начинал говорить через них – и тогда являлись священные женщины, рождённые от Бога (Богородицы). Такое особое почитание, которое на Руси получила София (Премудрость), было связано именно с тем, что Русь тогда выражала коллективную формую Святой Премудрости.

Языческая Богиня София Премудрая – это олицетворение Мудрости при создании Вселенной из Хаоса. Она не только создала наш Мир, но и постоянно опекала человечество. Именно её советы, спасли Гиперборейскую цивилизацию от гибели. Но древние традиции и верования наших предков того периода почти полностью уничтожены христианскими ортодоксами.

Первые реальные сведения о почитании древними народами Языческой Богини Софии дошли до нас в трудах великого мыслителя древности иудейского царя Соломона за тысячелетие до появления Христианства: в период нашествия гиперборейских воинов на на различные земли их жены почитали Богиню Софию.

Разные народы почитали Матерь Мира Софию, называя её своими именами: Адити (в Индии), Милитта/Урания (в Ассирии), Исида/Маат (в Египте), Астарта (в Карфагене). Почитали её в Тире, Карфагене, на Мальте, Сицилии, Сардинии, Испании. В Карфагене она почиталась как Матерь Мира Астарта и изображалась с тамбурином и птицей.

В течение трех с половиной веков своей истории (в 12-15 веках н.э.) Новгородская Республика считалась республикой Святой Софии. С 1420 по 1478 годы в Новгородской республике Святой Софии чеканились монеты из серебра. На Лицевой стороне серебряных монет изображалась языческая богиня София Премудрая, благословляющая народ. Московскому духовенству и князю Ивану III в 1471 году потребовалось немало сил, чтобы искоренить эту "Софийную крамолу". Был предпринят настоящий крестовый поход. Всем войскам было обещано царствие небесное от бога иудеев и, прощение всех грехов за уничтожение "Софийной ереси". И били и резали Московские "святые отцы" всласть. Чтобы искоренить всякую память о Матери Мира Богине Софии все монеты с изображением Богини Софии были изъяты и превращены в монеты с изображением князя Ивана Грозного. К сожалению, в республике Святой Софии в тот период воля московского царя, как наместника иудейского бога на земле, была столь велика, что свободные Новгородцы позволили Малюте Скуратову без сопротивления вырезать 15 тысяч жителей, что составляло одну треть жителей Новгорода и пригородов. Когда Малюта Скуратов со своей дружиной прибыл в тюрьму, где находились заключённые татары, то те не позволили убивать себя: часть опричников ими была уничтожена, а Малюта Скуратов, с тяжелым ранением, еле убежал.

Чтобы искоренить Софию, часть оставшихся в живых новгородцев были переселены в Москву. После Новгородской резни стрельцы-опричники в Москве на Замоскворечье (в Средних Садовниках) построили свой храм, посвященный Софии, в котором они замаливали свои Новгородские кровавые бесчинства перед ликом иконы Софии Премудрости Божьей. Судьба распорядилась так, что этот храм Богини Софии, с течением времени, превратился в одинокую колокольню, возвещая своим набатом бесчеловечное внедрение христианства на Руси.

Новгородская языческая вера распространялась на всю Северную Русь, вплоть до Урала, и даже захватывая край Сибири. До самой революции 1917 года по Сибири рыскали христианские "святые отцы" с воинскими отрядами, уничтожавшие языческие храмы и изображения языческих Богов и Софии. Да и ныне "святые отцы" православия рыщут в поиске любой "ереси", ненавидя тех, кто пытается разобратся в верованиях и традициях своих древних предков-язычников. Святые отцы православия уничтожали не только языческие храмы и изображения языческих Богов; они отправляли на костер всех, кто был заподозрен в непочитании еврея Иисуса Христа.

Сколько нужно было потратить трудов, чтобы создать образ Матери Мира Богине Сва, которая среди сибирских народов почиталась, как Богиня София Премудрая, а среди иудеохристиан она числилась, как ненавистная языческая "Золотая баба"! У создателей этого божественного произведения была цель - отдать дань уважения создательнице нашего Мира Богине Матери Мира Софии Премудрой.

В своём фундаментальном труде "Житие" протопоп Аввакум изложил свою скорбь о том, что бесчеловечные иерархи Православной церкви внедряет в России православную веру огнём, да кнутом, да висилицею: "И прочих наших на Москве жарили да пекли. Иларион, стрелец, сожжён в Киеве. Полиект, священник, сожжён в Боровске (и с ним 14 человек сожгли). В Казани никонияне тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, в Боровске - четырнадцать человек. И иных поборников церковных многое множество погублено, их же число только Бог изочтёт". Разумеется, такую "крамолу" святые отцы терпеть не могли, и после решений церковного Собора 14 апреля 1682 года в Пустозерске сожгли протопопа Аввакума вместе с женой Анастасией и детьми. Вместе с ними были сожжены: иерей Лазарь Романовский, претерпевший двукратное отрезание языка и усечение правой руки, диакон Федор Благовещенского Собора, после отрезание языка и отсечение руки, а также инок Епифаний. А вслед сожгли еще 90 книгочтеев. Поражают садистские наклонности святых отцов, которым доставляло удовольствие видеть такое мучение людей.

Любители поджаривать еретиков на кострах встретили гневное осуждение со стороны Нила Сорского и его учеников, известных под именем Заволжских старцев, которые пытались образумить святых палачей, что христианская истина может быть распространена только словом божьим. Однако, новгородский архиепископ Геннадий, непреклонно настаивая на единственном решении: "их надо жечи да вешати". За что этот палач и был Православной церковью причислен к лику святых. А сколько всего было отправлено на костёр еретиков - история умалчивает. Как небольшой эпизод деятельности святых отцов православия следует отметить их святую акцию в 1676 г., когда Святые отцы Православия залили кровью святыню русской нации Соловецкий остров, вырезав за один день более 800 монахов староверов.

Имя Богини Софии использовалось православными для спекуляция. Для того чтобы загнать широкие массы простого народа в христианство, помимо жёстокого принуждения требовался и "пряник" в форме завуалированной поддержки древних языческих традиций и обычаев. Считалось, что почитание древней языческой Богини Софии Премудрой поможет христианскому православию хотя бы частично обрести не иудейское лицо, поскольку приходилось поклоняться в основном еврейским богам: еврейскому Богу Яхве, еврею Иисусу Христу, еврейке Деве Мари, еврею Савлу (апостолу Павла) и так далее. Чтобы затушевать иудейскую суть веры, создавались храма, монастыри, иконы, молитвы и философские трактаты, посвященные Софии Премудрости Божьей. Иудео-христианские философы и богословы наперебой пытались доказать, что под Языческой Софией Премудрой следует понимать - Мудрость еврея Иисуса. Попытки других богословов доказать, что под Софией Премудрой понимается вторая ипостась троицы - Святой Дух, встретили фанатичное сопротивление ортодоксов.

Точку в этих спорах поставил император Византии Юстиниан, который в 483-565 годах, пожалел организовать строительство крупнейшего православного храма в Константинополе. Императору приснился сон, в котором ему явился белокрылый ангел и передал повеление от Всевышнего, чтобы православный храм строился во имя языческой Богини Софии Премудрой. Свой сон император Юстиниан воспринял как недоразумение. Но ангел явился повторно с тем же требованием, и началось строительство храма во имя "Святой Софеи, еже суть Премудрость Божия". Таким образом, согласно документам древней Церкви утверждается, что император получил указание от Господа через ангела о наименовании храма в честь Языческой Богини Софии.

Попав в зависимость от Византийских Православных ортодоксов, русские князья также начали строить Храмы в честь Софии Премудрости Божьей в Киеве, Новгороде, Полоцке, Вологде, Тобольске. По всей России было создано множество женских монастырей, посвященных святой Софии, в надежде на ее типично женскую заботу по обустройству России. Большинство иерархов Православной церкви с большим озлоблением относилось к иконам Софии Премудрой, считая их догматическим недоразумением. В конце 17 века патриарх Иоаким, а в 1722 году и, только что учрежденный Святейший правительствующий Синод, запретил писать "образ премудрости Божия в лице некия девицы". Это поставило священников многих храмом в безвыходное положение - что делать с шедеврами древней живописи, изображавших Софию Премудрую. Некоторые священники, чтобы спасти древний образ ставили кощунственную надпись, что это дева Мария. В абсиде Киевского храма Софии изображен женский образ в форме языческой жрицы Оранты с распростёртыми руками, создавая магическую стену защиты от бед для всех верующих. Перед нами образ могучего строителя, которая в соответствии с притчами Соломона, сама своими руками "построила себе дом, вытесала семь столбов".

Киевский храм Софии строили византийские зодчие по образу Константинопольского храма Святой Софии. Посетивший в 1200 году Константинополь новгородский архиепископ Антоний в своих путевых заметках "Паломник" сообщает, что главной достопримечательностью храма Святой Софии в Константинополе была главная храмовая икона Софии Премудрой во всю стену: "начертано бысть на стене образ святыя Софеи". Французский художник Грело посетив Константинополь в 1675 г. зарисовал изображение Софии Премудрой в форме мозаики на стене Константинопольского собора. По его утверждению, подпись над изображением, что это дева Мария - отсутствовала. Подобно Константинопольскому храму Святой Софии на стене Киевского храма Святой Софии был отображён образ на стене, над ней ныне красуется надпись, что это дева Мария.Случай переименования Софии-Оранты в Деву Марию в Киевском храме, вероятно не единственный. Как писал авторитетный исследователь иконописи о. Павел Флоренский: "Иконописная София вовсе не всегда представляется у святых отцов под этим же самым именем". Переименованию образа способствовали и опустошительные пожары в храме, и разрушение его как татарами, так и русскими князьями при междуусобицах. Так в 1169 году князь Боголюбский, люто ненавидевший нашествие иудео-христианства на Русь, взял приступом Киев и фактически стёр его с лица земли как рассадник иудео-христианства на Руси. После чего иудео-христианские храмы Киева пришлось восстанавливать фактически заново.

Разумеется, неотъемлемое право каждого человека поклонятся тому, что он считает для себя святым. Если христиане в главном образе Киевского Софийного собора видят не богиню Софию, а еврейку деву Марию и поклоняются ей, то это их святое право. Что касается древних российских языческих предков, то для них самой священной иконой была окружающая природа - земля, деревья, вода, космос, как частицы Богородицы Софии Премудрой. Они почитали природу, а природа отвечала взаимностью - любовью и лаской, чего нельзя сказать о нынешних временах.

В Киевском соборе Софии помещен саркофаг в котором, по утверждению высших иерархов Православной церкви, 20 февраля 1054 году был похоронен Святой князь Ярослав Мудрый. Почитание благоверного князя Ярослава Мудрого, как святого, началось сразу после его преставления. В 1936 году саркофаг вскрывался под руководством знаменитого антрополога академика Герасимова и, он высказал сомнение, что в саркофаге покоятся Святые мощи Ярослава Мудрого. Чтобы пресечь нежелательные для Православной церкви толки в 2009 году было организовано очередное вскрытие саркофага авторитетной комиссией. Генетические исследование останков в саркофаге шокировали не только исследователей, но и многих приверженцев православия. Оказалось, что в Киевском храме Софии около тысячелетия православные молились не на святые мощи Ярослава Мудрого, а на скелет из костей собранных из двух скелетов женщин, одна из которых, умерла за тысячелетие до рождения Ярослава Мудрого. Несмотря на результаты генетической экспертизы, верующие продолжают почитать саркофаг как святыню.

Древнейшие мифы и символы - это духовное наследие наших древних предков, это святое наследие нации. Их тысячелетиями искореняют из сознания народа религиозные ортодоксы приближенные к власти, но они, как Фениксы восстают из пепла и снова звучат в душах, проклятых властями националистов. Неизвестно сколько столетий потребуется украинской нации, чтобы разобраться, что их древние предки анты и славяне поклонялись не богам-иудеям, а своему национальному пантеону Богов, который был создан Высшим Космическим Разумом -- Богиней Софией Премудрой. Возможно, тогда наступит историческая справедливость и изображение в центре апсиды Киевского собора Софии, восславят, как Матерь Мира Богиню Софию Премудрую.

samlib.ru/s/simonenkow_w_i/sofia1.shtml

vedavrata.livejournal.com

Софья - значение имени Софья: тайна и совместимость - узнать что означает, происхождение и другие характеристики имени Софья

София, Софья - мудрая (древнегреческое). Имя редкое, одно на тысячу в городе, на селе просто единицы, и не становится популярным.Зодиак имени: Весы.Планета: Сатурн.Цвет имени: темно-голубой.Камень-талисман: лазурит.Благоприятное растение: липа, любисток.Покровитель имени: богомол.Счастливый день: пятница.Счастливое время года: осень.Уменьшительные формы: Софьюшка, Софа, Соня, Сонюша.Основные черты: общительность, активность, щедрость.

ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

София Египетская, мученица, 1 октября (18 сентября).София Слуцкая, княжна, в неделю третью по Пятидесятнице, 1 апреля (19 марта).София Римская, мученица, 30 (17) сентября. Умерла от скорби на могиле своих дочерей - мучениц - Веры, Надежды, Любови - на третий день после их казни за веру Христову. Икона Софии, премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. На иконе изображается Божия Матерь и воплотившаяся из Нее Премудрость - Сын Божий. Под Премудростью (или Софией) разумеется Иисус Христос. Богоматерь изображается стоящей в храме под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и ладони Ее распростерты, столпы утверждены на серповидной луне. Она держит Богомла-денца, благославляющего правой рукой, а в левой Его руке - держава. На карнизе сени начертано: "Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь". Над сенью - Бог Отец и Бог Дух Святой. Из уст Бога Отца исходят словам "Аз утвердих стопы Ея". По обе стороны изображены семь Архангелов, держащих знаки своего служения. Под стопами Богоматери - амвон с семью ступенями, изображающий Церковь Божию на земле, на ступенях - праотцы и пророки. На каждой из ступеней надписи. "Вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость, слава". Семь ступеней утверждаются на семи столпах, на которых начертаны взятые из Апокалипсиса изображения.

НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ

Смотреть имя Вера.

ИМЯ И ХАРАКТЕР

Сонечка - очаровательное кудрявое существо, очень любимое и избалованное. Она это знает и понимает, на какой струнке сыграть, чтобы настоять на своем. Очень наблюдательная и находчивая. Заставить ее что-то сделать, если она не хочет, невозможно, следует только уговорить.

В школе она дружит со всеми, знает девочек из других классов, участвует в спортивных состязаниях, различных конкурсах и диспутах. Она шефствует над младшими классами, помогает отстающим. Все знают, что на нее можно положиться.

Сама учится легко, у нее острый ум, замечательная память, она усидчива, не сделав уроки, никуда не пойдет. Очень любит музыку, играет на фортепиано.

Активная с детства, Софья и во взрослой жизни успевает многое. Она всегда на виду, быстрая, разговорчивая,

Софье нравятся веселые компании, она любит быть в центре внимания, все и про всех знать. Софья может понять чужие слабости, все простит, кроме предательства; Софья часто играет роль громоотвода в чужих проблемах, со своими справляется сама. Софья умеет распоряжаться, устраивать жизнь, упорядочивать ее, словом, она просто умеет жить. Имя Софья особенно глубоко исследовал П.А. Флоренский:

"Имя София есть женский аспект мужского имени Василий, но не в смысле проявления в женской личности имени мужского, а как явление, параллельное этому последнему и от него не зависимое...

...София божественнее Василия. Впрочем, это и понятно, что женская деятельность, как более интуитивная, более из глубин идущая, менее сознательная и менее расчлененная - деятельность, которая по природе своей может быть ближе к творчеству духовной силы в природе... София властна и полагает, что власть по природе, по складу ее личности, конечно, должна принадлежать ей. София берет власть, как свое, и делает это с незапятнанной совестью, потому что рука ее никогда не дрогнет от сомнения, правильно ли это. Да и не может дрогнуть, раз София берет власть, и другие ей не оказывают препятствия, коль скоро делается это во имя правды и блага, - единственной правды и единственного блага, известных Софии. У Софии есть врожденное самоощущение себя как по природе превосходящей окружающих, - не личными своими достоинствами, а самим рождением, это можно сравнить, вероятно, с самоощущением коронованных особ, которые могут весьма скромно думать о себе, сознавать свои недостатки, быть простыми в обращении и предупредительными и однако чувствовать себя отделенными от прочих людей особым родом, природной властью. Это самоощущение Софией себя как власти настолько живо и ярко в ней, что всякое непризнание ее власти окружающими вызывает внутренний протест, но не из-за задетого самолюбия или неудовлетворенного тщеславия, а как некоторая неправда, как искажение должного порядка. Отсюда - впечатление гордости, которое нередко производит на недостаточно вдумчивых София, хотя это не гордость, а нечто иное, гораздо более глубокое..."

ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ

София Фоминична (Зоя Палеолог) (ок. 1448-1503) - урожденная принцесса византийская, великая княгиня Московская.

Детство ее совпало с тяжкими годами для ее родины: Магомет II во главе многочисленного войска нанес последний удар угасавшей Византии. В 1453 г. пал Константинополь. В 1460 г. ее отец, Фома Палеолог, бежал от напора турок из Пелопонесса, отправился в Италию к папе Пию II, хлопотать о союзе против турок. Жену и детей он оставил на острове Корфу. В 1465 году Зоя осталась круглой сиротой, сначала умерла мать, а месяцами позднее отец.

Заботы об устройстве жизни Зои взял на себя верный друг Фомы Палеолог - кардинал Виссарион. Зоя жила в Риме, официально называлась "возлюбленной дочерью римской церкви, питомицей апостольского престола". Она получила хорошее образование.

Инициатором брака Зои и Ивана III был Виссарион, действовал он с ведома папы, поскольку расходы послов в Москву оплатил папа. Сильный Московский князь возбуждал в Риме надежды на помощь против турок и даже мечты на присоединение Руси к папскому престолу.

Начались предварительные переговоры. Русская летопись повествует: 11 февраля 1496 г. грек Юрий прибыл в Москву от кардинала Виссариона к великому князю с листом, в котором великому князю предлагалась в невесты София, дочь аморейского деспота Фомы, "православная христианка". Наши летописи везде называют принцессу Зою - Софией. Видимо, она переменила имя при бракосочетании, таков был обычай. Послы привезли в Москву портрет Софьи - "царевну на иконе написану". Она не была красавицей, но Ивану понравились ее большие умные глаза. Иван III, посоветовавшись с митрополитом, матерью своей и боярами, отправил посольство в Рим за царевной.

Послы представились папе, уже Сиксту IV, выразили от имени великого князя уважение и поднесли в подарок шубу и 70 соболей.

Обручение было совершено с уполномоченным от великого князя в базилике Святых апостолов Петра и Павла и отпраздновано с роскошью и блеском.

Софья с громадной свитой триумфально передвигалась по западным землям к границам Московского государства. Многие города встречали и провожали ее с царским почетом, в честь принцессы устраивались празднества.

Вступив на русскую землю принцесса показала себя в самом выгодном свете: она забыла латинство и показала себя ревнительницей православия, а когда епископ Антон, ее спутник не хотел выразить почтения перед иконами, она настояла на этом. Псков и Новгород с великим почтением встретили принцессу, она была растрогана, но спешила в Москву.

12 ноября 1472 года царевна вступила в Москву, многочисленная толпа народа встречала ее. Прямо с дороги она была привезена в церковь, где митрополит благословил ее, а потом отвели в хоромы. Вскоре прибыл и великий князь, жених с невестой впервые увидели друг друга. Состоялось торжественное венчание, византийская принцесса, питомица папы Римского, стала Софьей Фоминичной, великой княгиней Московской.

Надежды папы на брак Софии не состоялись, а семейная ее жизнь сложилась, видимо, удачно: у нее было 5 сыновей и 5 дочерей, старший сын впоследствии стал известным князем Василием III, собирателем русских земель. Софья имела на супруга значительное влияние. Существует предание, что именно она на совете великого князя, когда обсуждалось требование хана Ахмата очередной дани, уговорила Ивана III, положившись на воинскую силу и Бога, покончить с данью, постоять за честь и веру Святую. А двуглавый орел - герб византийских императоров - стал государственным русским гербом.

 

horo.mail.ru

София столица Болгарии | Города мира

Сердика – столица Фракии. Ротонда Св. Георгия в центре современной Софии, столицы Болгарии. 4 в.София – столица Болгарии, одна из древних столиц Европы. История города Софии насчитывает 2 тысячелетия. В древности София была известна как Сердика (столица Фракии) и город Средец – столица Болгарского царства. Свое имя София получила от главной достопримечательности города Софии – собора святой Софии.

Где находится город София? Город София расположен в западной части Болгарии, у подножия горного массива Витоша. В окрестностях Софии находятся минеральные источники.

Сердика – столица Фракии. История города Софии восходит к поселению Сердика, которое возникло в 1 ст. н. э. после завоевания римлянами области фракийцев-сердов. Сердика стала столицей римской провинции Фракия, важным административным и торговым пунктом балканских владений Римской империи. К этому времени восходят сохранившиеся в центре современной Софии остатки древнеримских сооружений –крепостных ворот и бастиона, дворца Константина I Великого, а также ротонда св. Георгия (4 в.).

София, столица Болгарии. Народный театр в Софии. Интересный факт о Сердике. Хотя Сердика получила типично римский облик, большая часть фракийского населения продолжала соблюдать древние обычаи и обряды. Так, умерших по-прежнему хоронили в склепах или гробницах. Нередко рядом с умершим ставили его коня и колесницу, погребальный инвентарь – серебряные и бронзовые сосуды, оружие, богатые украшения. Очагами самобытной фракийской культуры были древние святилища. Они находились в уединенных местах в горах или близ минеральных источников, куда фракийцы приходили поднести дары своим богам и среди них главному фракийскому богу-всаднику или, как его называли фракийцы, – Герою.

София (Средец) в составе Византии и Первого болгарского царства. В 441 – 447 гг. Сердика была разрушена гуннами. Сердика была восстановлена при византийском императоре Юстиниане (527 – 565). В 809 г. Сердика вошла в состав Первого болгарского царства (681 – 1018) под названием Средец. В 1018 – 1194 гг. город вновь оказался под властью Византии. С конца 14 в. Средец стал называться София (по церкви св. Софии, выдающемся памятнике средневекового зодчества 5 – 6 вв.).

София, столица Болгарии. Собор Святой Софии.София в составе Османской империи. В 1382 г. София, тогда входившая в состав   Второго Болгарского царства, была захвачена турками и стала крупнейшим после Стамбула торгово-ремесленным и культурным центром Османской империй. Многие церкви были приспособлены под мечети, построены новые. «Черная мечеть» была построена в 1528 г. Своё название мечеть получила благодаря украшавшему её минарету из черного гранита. В 1903 г. «Черная мечеть» была преобразована в церковь (неовизантийский стиль). Построенная в 1576 г. мечеть «Баня Паши» (1576) в стиле османского зодчества эпохи архитектора Синана (1489 или 1490 – 1588) действует и ныне.

София – столица Болгарского государства. В 1878 г., в ходе русско-турецкой войны (1877 – 1878), София была освобождена от турецких войск, а в 1789 г. стала столицей Болгарского государства. После упорядочения градостроительной структуры в 1888 – 1893 гг. в центральной части Софии преобладает радиально-кольцевая, на периферии – прямоугольная планировка. В 19 – начале 20 вв. наряду с многочисленными эклектическими зданиями были возведены постройки в стиле национального романтизма (Минеральные бани, 1907 – 1910, арх. П. Момчилов), монументы в память освобождения Болгарии от Турции.

София, столица Болгарии. Церковь святого Александра Невского в Софии. София – столица Народной Республики Болгария. В двух мировых войнах царская Болгария выступала на стороне Германии. В 1946 г. София стала столицей провозглашенной Народной Республики Болгария. Из послевоенных сооружений известны ансамбль центральных площадей с мавзолеем Г. Димитрова (1949, арх. Г. Овчаров, Р. Рибаров; мавзолей был снесен в 1999 г.), спортивный комплекс «Универсиада» (1961, арх. А. Баров). В самом центре города возвышается Монумент в честь Советской Армии (бронза, камень, 1954, арх. Д. Митов, Л. Нейков, скульпторы И. Фунев и др.).

София – столица Республики Болгария. С 1990 г. София стала столицей Республики Болгария, вышедшей из-под влияния СССР. За годы независимости в Софии пущено метро (1998 г.), в 2004 г. открыт новый Центральный автовокзал, в 2006 г. – второй терминал построенного в 1930-е гг. аэропорта. Окрестности Софии – Витоша, Искырское ущелье, водохранилища Искыр и Панчарево являются местами отдыха горожан и районами туризма.

Понравилась статья? Поддержи нас в социальных сетях, нажми:

www.gorodamira.biz

История Софии. София

София - это город, имеющий 7000-летнюю историю, один из самых древних городов Европы. В самом центре города и поныне обнаруживают предметы человеческого быта эпохи неолита, находки, датируемые каменным веком и эпохой бронзы. Есть мнение, что причиной заселения этих мест в глубокой древности были горячие минеральные источники, ко торыми изобилует Софийская котловина.

Первым из населявших котловину племен было древнефракийское племя сердов. От них берет начало первое название города - Сердика. Приблизительно за 500 лет до Хр. в этих местах поселились одрисы, которые известны как этнос, основавший свое царство. На короткий период в IV веке до Хр. город находился под властью императора Филиппа и его сына Александра Македонского.

И только в 29 году после Хр. город был завоеван римлянами и в годы правления императора Траяна (98-117) стал центром административной области. Он получил название Ульпия Сердика и стал муниципиумом (центральным городом области).

В городе Софии были сооружены башни, крепостные стены, термы, административные и культовые здания, гражданская базилика и булевтерион (большой амфитеатр). Во II веке он стал центром провинции Нижняя Дакия и за столетие сильно разросся. Вот почему с полным основанием император Константин Великий называл его "мой Рим".

По масштабам город был невелик, но великолепен по своему градостроительному плану и архитектуре, он отличался богатством развлечений, в нем кипела общественная жизнь. Нового расцвета Сердика достигла при императоре Юстиниане, когда город был обнесен мощными крепостными стенами, фрагменты которых можно увидеть и теперь.

Полностью сохранилась и была реставрирована римская ротонда, впоследствии превращенная в раннехристианский храм - церковь Св. Георгия, который находится за отелем "Шератон". В V веке город был захвачен Атиллой а отвоеван Византией вскоре после его смерти. До начала IX века он входил в состав Восточной Римской империи.

После создания Дунайской Болгарии (681 г.) многие болгарские владетели проявляли интерес к Сердике. В 809 году кану Круму удалось включить ее в пределы Болгарии. Город стал называться Средец, что на тогдашнем языке означало "середина, центр, середовище". В самом деле, местоположение города давало ему основание превратиться в центр Балканского полуострова. Это название просуществовало до 1018 года, когда после завоевания Болгарии Византией он был переименован в Триадицу, что в переводе означает "среди гор". После 1194 года название Сердика было восстановлено.

Город многократно подвергался нападениям мадьяр, сербов и крестоносцев. После освобождения Болгарии от византийского владычества он был снова включен в ее границы под новым именем - София. Это название город получил от названия храма Св. Софии, который существует и поныне (рядом с храмом-памятником Св. Александра Невского). Он разросся, превратился в центр развития ремесел и торговли. Возводились новые здания, множество церквей, самой известной из которых была Боянская церковь.

София была завоевана османами в 1382 году. В документах того времени название города сопровождалось эпитетами, выражающими восхищение завоевателей. Однако это не помешало турецким властям изменить eго облик. Христианские храмы приходили в упадок и разрушались, строились турецкие административные здания, мечети, бани, торжища. За пять веков османского владычества София стала неузнаваемой. Раскопки, проводившиеся впоследствии, наглядно показали, как менялся облик города на протяжении его многовековой истории. От времен османского владычества сохранилось мало зданий.

Турецкие правители оценили прекрасное местоположение Софии - перекрестка и важного магистрального пункта Балкан - и поспешили увеличить роль города как центра ремесел и торговли. В XVII веке он уже был самым крупным средоточием торговли на Балканах, а в XVIII через него проходила мощенная камнем дорога из Европы в Малую Азию. В XIX веке была построена первая балканская железная дорога, отрезок знаменитой "Ориент-экспресс". София являлась административным центром санджака (области), на который Османская империя возлагала большие надежды.

После освобождения Сербии в XIX веке Софийский санджак стал пограничным. На город много раз совершали набеги кирджалии, которые периодически грабили и опустошали отдельные его кварталы. В период Национального Возрождения и национально-освободительного движения Апостол свободы Васил Левский создавал в Софии революционные комитеты, видя в ней один из центров будущего восстания. По иронии судьбы после ареста он был доставлен именно в Софию, осужден и повешен в 1873 году.

София была освобождена от османского владычества в январе 1878 года. В то время население города не превышало 12 тысяч, однако благоприятное в стратегическом плане местоположение способствовало тому, что 4 апреля 1879 года София была провозглашена столицей Княжества Болгарии.

За считанные годы население города увеличилось почти в десять раз, коренным образом изменился облик города, узкие турецкие улочки сменились современными мощенными улицами, велось строительство административных зданий, церквей, школ, развивались парки и скверы, были проведены современная канализация, телеграфная и телефонная связь.

София все больше напоминала европейский город, все же сохраняя при этом немало черт Востока. В 20-ые годы XX века она уже приобрела более европейский вид. Вполне современным, неповторимо прекрасным стал ее облик в царствование Бориса III, когда столица обогатилась зданиями в стилях модерн, сецессион, баухаус, неоклассицизм и европейский эклектизм.

И сегодня центр Софии и квартал между Львиным мостом и отелем "Шератон" изобилуют зданиями первой половины XX века. Узкие улочки и газовые фонари сохранялись почти до начала Второй мировой войны. Американские бомбардировки во время войны вызвали большие разрушения в центральной части города.

В то время Болгария являлась союзницей фашистской Германии. В 30-ые и 40-ые годы XX века София стала ареной рабочих забастовок, политических митингов и демонстраций и в то же время оставалась центром культуры, науки и искусства. Перемены, наступившие в политической жизни страны после 9 сентября 1944 года, сказались и на столице.

Строились здания в урбанистическом, сталинистском стиле, самым известным из них был комплекс в центре: Дом партии, отель "Балкан" и ЦУМ. В наши дни эти здания получили несколько иное предназначение. В "Балкане", например, разместился отель "Шератон", а в его продолжении - Президентство; ЦУМ коренным образом преобразован.

Рядом с ним находится здание Совета Министров, а в бывшем царском дворце размещена экспозиция Национальной художественной галереи. София превратилась в крупнейший промышленный центр страны, в котором сосредоточена 1/6 часть всего производства, 1/8 часть населения, основная часть политической и культурной элиты и государственного капитала страны. Облик современной Софии меняется не по дням, а по часам.

Производится реституция - прежним собственникам возвращаются участки земли, здания, строятся новые магазины, открываются офисы частных фирм. Постепенно реставрируются непреходящие культурно-исторические ценности, которые превращают столицу в подлинно европейский город - город древней культуры, впечатляющего настоящего и доброго будущего.

www.country.alltravels.com.ua

Древние фрески Софии Новгородской.: affresco

София Новгородская, Константин и Елена Э. Гордиенко. Свята София Новгородская.http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6502.php

"Вначале в соборе почти не было живописных изображений. Возможно, это объясняется отсутствием квалифицированных мастеров, но не исключено, что в этот становительный период в соответствии с существовавшей тенденцией отрицания изобразительных символов в них не было необходимости.

В середине XI века лишь немногие живописные изображения располагались в первом ярусе, напоминая о присутствовавших в храме святых, поясняя содержание проходившей в соборе службы. Возможно, к середине — второй половине XI столетия — времени освящения и постепенного освоения храма, относится роспись на пилоне южной паперти, изображающая императоров Константина и Елену В день их празднования был заложен собор и, следовательно, роспись могла иметь календарное значение. Но представленные на ней святые почитались основателями христианской церкви на земле, и значит, пребывание их в соборе осознавалось еще как покровительство храму и преображенному городу, как признание исключительной роли его создателей, утвердивших «богоизбранное место» на скрещении важнейших жизненных путей.

Отсутствие точных сведений побуждает исследователей высказывать разные мнения о времени совершения росписи. С момента открытия датировка ее «продвигалась» от середины XI к XII веку, сейчас есть попытки находить в ней черты XIII столетия. Между тем технология росписи, нанесенной на сухой грунт, по существу тонкую обмазку, сглаживающую неровную поверхность каменной кладки, позволяет склоняться к более ранней датировке. Кроме еще немногих фрагментов подобной живописи, обнаруженных в соборе, техника письма «по сухому» (al secco) никогда в Новгороде в чистом виде не применялась. Как будто только в недавно возведенном и, может быть, еще не просохшем здании была необходимость использования быстрого письма.

Но и в стилистическом облике произведения очевидны признаки искусства середины — второй половины XI века. Главным средством выразительности здесь выступает линия. Яркая, широкая и упругая, она очерчивает контуры лика, одежд, пренебрегая пластикой рельефа, исключая глубину построения. Легкий цветовой покров раскрашивает рисунок блеклыми розовыми, серыми и голубыми красками и кажется необязательным его дополнением. Несмотря на то что прямых аналогий этой живописи найти трудно, она занимает свое место среди многих памятников на островах Средиземноморья, в пещерных храмах Малой Азии, деревянных церквах Скандинавии, вместе с ними представляя провинциальную ветвь византийского искусства XI века."

София Новгородская. Фрески купола.

"В 1108/1109 году по велению и на деньги епископа Никиты был расписан купол Софийского собора. В скуфье купола помещалось изображение Христа Пантократора. С ним связана легенда о деснице. Писавшие фреску мастера пытались изобразить ее благословляющей и старательно переделывали рисунок, пока не услышали божественный голос, приказавший оставить руку такой, как есть. «Азъ бо в сей руце моей, — вещал он, — сей Великий Новград держу, а когда сия рука моя распространится (разожмется — Э.Г.), тогда будет граду сему скончание»17. Предсказание в какой-то степени сбылось. Во время войны снаряд разбил купол, погибло изображение Спаса, «разжалась» его десница, и вместе с этим город был разрушен, сохранились лишь считанные коробки зданий.

От купольной росписи фрагментарно уцелели изображения поддерживавших славу Христа архангелов и в простенках между окнами фигуры пророков (кроме царя Давида). Несмотря на утраты, эта живопись в полной мере свидетельствует о расцвете изобразительного искусства в Новгороде в XII столетии. Возрождение духовной жизни во многом зависело тогда от общественной ситуации в городе. Миролюбивая политика князя Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха, позволила найти общий язык с коренным населением, внести в жизнь горожан необходимые и полезные изменения. Создавшаяся благоприятная обстановка способствовала возрождению храмового строительства, приглашению живописцев, накоплению необходимых для ювелирных мастерских золота и серебра.

К лучшим творениям своего времени принадлежит купольная роспись Софийского собора и это, прежде всего, — изображение пророка Соломона. Если подняться на хоры, то прямо перед глазами зрителя предстанет его фигура: слегка удлиненный силуэт, узкие стопы ног, обутые в порфировые с жемчужными украшениями сапожки, тонкие руки и царственное, освещенное легким румянцем, юное лицо с темными миндалевидными глазами. Соломон в короне с жемчужными подвесками, украшенном каймами хитоне и мягко спадающем с плеч пурпурном гиматии. На груди его нашит орнаментированный лоскут материи, тавлий — полагающийся в византийском церемониале знак принадлежности императорскому дому. В этом небольшом кусочке живописи, кажется, заключено все достоинство росписи. Золотые ассисты воспроизводят здесь блеск драгоценных камней, ими усыпан тавлий, и чтобы достичь иллюзорности изображаемого сияния, художник прячет сверкающие камни в складках гиматия, добиваясь достоверности, которой так дорожили античные мастера. Оттуда, из эстетических глубин эллинизма, исходят корни этого искусства, нашедшего благоприятную почву при грекофильском дворе новгородского князя.

В те годы, вероятно, собор был полностью расписан. Найденные фрагменты подобной живописи в алтаре Рождественского придела, зафиксированные В.В.Сусловым остатки древней росписи в главном алтаре и других местах храма подтверждают это предположение."

София Новгородская. Фрески купола.

София Новгородская, Мартириевская паперть

"В 1144 году епископ Нифонт велел расписать притворы. С этим сообщением принято связывать остатки фресок в южной (Мартирьевской или уже упоминавшейся Золотой) паперти. Кроме великолепного Деисусного чина над гробницей архиепископа Мартирия (отсюда еще одно название галереи), в галерее частично уцелели сцены из жития Георгия."

София Новгородская. Мартириевская паперть.

affresco.livejournal.com

София столица Болгарии: достопримечательности.

Достопримечательности Софии

В Софии, одном из самых древних городов Европы, множество замечательных образцов церковной и исторической архитектуры. Большинство экскурсий по городу начинаются от стен собора Александра Невского (Александроневская Лавра, 1882 - 1912 гг.), построенного в честь 200 тыс. русских солдат, павших в борьбе за освобождение Болгарии от турецкого владычества. Это самый большой собор Болгарии (площадь - 2600 кв. м., высота - 52 м., на колокольне собора установлено 12 позолоченных колоколов, самый большой из которых весит 11 758 кг.) и крупнейший православный храм на Балканах. В склепе собора находится Музей икон, а интерьер собора поражает богатством архитектурных форм, величественной росписью, иконами и мозаикой. За собором расположено здание Галереи Иностранного искусства с обширной коллекцией европейского, африканского и восточного искусства.

Через сквер от собора находится церковь Св. Софии (VI в.), давшая название всему городу. Во времена турецкого владычества к храму были пристроены минареты и долгое время он функционировал как мечеть, пока два землетрясения ХХ века не разрушили минареты, после чего мечеть была закрыта. У стен церкви расположена Могила Неизвестного солдата.

Одной из наиболее интересных достопримечательностей столицы является построенная из красного кирпича на месте римской ротонды церковь Св. Георгия - старейший храм Софии. На внутренней стороне купола сохранились фрески, самые ранние из которых датируются Х веком, а снаружи сохранены остатки улиц древней Сердики (римское имя города). Под отелем "Рила" обнаружены руины римской резиденции с превосходно сохранившейся мозаикой.

На площади Народного Собрания расположено величественное здание Национальной ассамблеи (1884 г.) с установленной перед ней конной статуей русского императора Александра II. По бульвару Цар Освободител можно пройти мимо русской церкви Св. Николая (1913 г.) и Музея естественных наук, к площади Батенберг, считающуюся центром Софии. На площади расположено здание бывшего мавзолея Георгия Димитрова, напротив которого расположились Национальная галерея искусств и Национальный этнографический музей в здании бывшего Королевского дворца (1887 г.).

В парке восточнее мавзолея находится Народный театр им. Ивана Вазова (1907 г.) в стиле барокко. На западной стороне площади, за зданием Болгарского Национального банка, лежит мечеть Буюк-Джами (1496 г.). В районе улицы Ларго расположены Национальный археологический музей, церковь Св. Петра Самофракийского (XIV в.), мечеть Бани Баши (1576 г.), софийская синагога (1909 г.), подземный торговый центр и рынок (1911 г.).

Самый красивый бульвар города - Булевард Витоша, идущий от Кафедрального собора Св. Недели, мимо многочисленных подземных торговых галерей, к площади Дворца Культуры с памятником 1300-летию Болгарии. В лежащем неподалеку здании Дворца Юстиции (1936 г.) расположен Национальный музей истории - один из крупнейших исторических музеев на Балканах, знаменитый своей коллекцией золотых находок IV в. до н. э. из раскопок у Панагюриште. В музее хранится также и единственная копия болгарской средневековой хроники - "Истории" Иоанна Скилицы - важнейшего источника истории первого Болгарского Царства.

На улице Граф Игнатьев лежит перестроенная из "Черной мечети" церковь Св. Седмочисленницы (1528 г.). Интересны Ботанический музей в Национальном ботаническом саду, Зоологический музей в зоопарке, Национальный музей естественной истории, Музей истории Софии, городская картинная галерея в Центральном парке, здания Софийского университета им. Климента Охридского и Софийские минеральные бани, построенные на месте римских терм.

Бояна

Бояна - окраинный квартал на юго-западе города, примыкающий к подножию горы Витоша (2290 м). В верхней его части находится внесенная в список "мирового наследия ЮНЕСКО" маленькая Боянская церковь с великолепными стенными росписями XIII в. Сама гора Витоша является традиционным местом зимнего отдыха, здесь расположено множество горных отелей, подъемники, смотровые площадки и достаточно развитая инфраструктура отдыха.

Вокруг Софии

В 119 км к югу от столицы лежит знаменитый Рильский монастырь (X в.) - один из духовных центров страны. На его территории расположены такие уникальные сооружения, как пятиэтажная башня (1335 г.) с церковью Преображения, церковные врата (XIV в., ныне хранятся в историческом музее монастыря), насчитывающая 16000 томов монастырская библиотека, Хрельова башня, пяти-купольный собор Успения Богородицы, оригинальная "магерница" - монастырская трапезная и др.

Недалеко от Софии, в городе Перник, находятся руины византийской крепости, а в Банкя (17 км западнее столицы) - лучший из болгарских термальных курортов с одами "универсального" состава.

В долине реки Струма (76 км к юго-востоку от Софии) расположен Земенский монастырь (XIII в.) с уникальной церковью Св. Иоанна Богослова, знаменитой своими прекрасными росписями.

guide.travel.ru


Смотрите также