Древний аккад. История древнего государства Аккад кратко
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Аккад. Шумеро-Аккадское царство. Древний аккад


Аккад (Древний Город) - «Энциклопедия»

АККАД (Аккаде, Агаде), древний город в северный части Нижней Месопотамии, точное местоположение которого неизвестно (возможно, близ г. Сиппар; современный Абу-Хабба, Ирак). Аккад имел бухту и пристань, куда прибывали суда из далёких стран. Покровительницей города считалась богиня Иштар, которой был посвящён храм Эулмаш. В 24-22 веках до нашей эры Аккад стал центром одноимённого государства, включившего всю Нижнюю Месопотамию и установившего своё влияние над Эламом. Позднее название «Аккад» распространилось на историческую область Среднего Двуречья. Возвысил город и стал основателем государства Аккад Саргон Древний (аккадийское Шаррумкен — «Царь истинен»), правивший в 2316-2261 годах до нашей эры. С него началась династия Саргонидов, представленная его сыновьями Римушем и Маништушу, внуком Нарам-Суэном, правнуком Шаркалишарри и другими менее известными правителями. Ещё при Саргоне под власть Аккад попал Шумер после разгрома им союза шумерских номов во главе с его лидером Лугальзагеси. Однако сепаратистские настроения и мятежи там не прекращались. Саргониды вели активную внешнюю политику, совершая походы на север Двуречья, в Малую Азию, Элам, морские экспедиции вдоль побережий Персидского залива и на его острова, нападая на Эблу в Сирии, воюя с луллубеями в горах Ирана. Сам Саргон, например, участвовал в 34 сражениях и был прославлен в поэме «Царь битвы».

Реклама

голова аккадского правителяВ Аккаде развивалось ирригационное хозяйство, оказывалось покровительство развитию торговли и ремесла, функционировала единая система мер и веса. Укреплялась армия - уже при Саргоне она насчитывала 5400 воинов, состоявших на царском довольствии. Армия была мобильной в бою, состояла из лёгкой пехоты (лучников, копейщиков и секироносцев). Царская власть усиливалась, некоторым царям даже воздавались божественные почести. Управление на местах осуществлялось наместниками из числа царских родственников, представителей лояльных местных династий и чиновничьего аппарата. Родичи царя вводились и в жреческий клир: например, дочь Саргона Энхедуанна - была верховной жрицей в г. Ур. Царское хозяйство расширялось за счёт храмовых и общинных земель. Престиж Аккады был велик: его правители называли себя «царями 4 стран света» и даже «вселенной». Однако мятежи покорённых городов, недовольство отстранённой от власти родовой аристократии, заговоры придворных и конфликты со жречеством, разорение общинников привели государство Аккад к упадку. В итоге оно не устояло перед нашествием горцев-кутиев и было подчинено ими в середине 22 века до нашей эры. Затем оно вошло в состав царства III династии Ура, включившего в себя как Шумер, так и Аккад. Как и вся территория Двуречья, Аккад подвергся разорению во время вторжения амореев на рубеже 3-2-го тысячелетия до нашей эры. В дальнейшем Аккад уже не как политическая единица, а как историческая область входил в состав Вавилонского и Ассирийского государств. Город Аккад и его храмы упоминаются в Законах Хаммурапи (18 век до нашей эры), переписке Асархаддона (7 век до нашей эры), цилиндре Кира (6 век до нашей эры). Время его исчезновения с исторической карты неизвестно, археологами он не обнаружен. История Аккад запечатлелась в царских надписях, легендах, поэмах, религиозных гимнах (их канон, посвящённый 42 богам шумеро-аккадского пантеона, создан уже упоминавшейся Энхедуанной), так называемых омина - «предсказаниях». Об Аккаде говорится в «Поэме об Эрре» (боге чумы), литературных произведениях «Проклятие Агаде» и «Плач над гибелью Агаде».

 От Аккад получил название «восточносемитский» - аккадский язык, принадлежавший к семитской ветви афразийской языковой семьи, позднее разделившийся на 2 диалекта: ассирийский и вавилонский. Аккадцами стало именоваться семитоязычное население Среднего Двуречья.

Лит.: Hinz W. Elams Vertrag mit Naram-Sin von Akkade // Zeitschrift fur Assyriologie und vorderasiatische Archaologie. 1967. N. F. 24. S. 66-96; Gadd С.J. The Dynasty of Agade and the Gutian Invasion // Cambridge Ancient History. 1971. Vol. 2. Pt 2. Р. 417-463; Glass ner J. J. La chute d’Akkade: Γ?ν?ηεπιβη? et sa memoire. В., 1986; Шилейко В. К. Текст предсказания Саргона Аккадского и его отголоски у римских поэтов // Памятники и люди. М., 2003.   

С. С. Соловьёва.

музыкант с лютней

Культура. В истории изобразительного искусства понятие «аккадский период» понимается более широко, чем в исторической науке, и часто распространяется на послеаккадское время (до правления Гудеа и Ур-Намму включительно). Основные особенности искусства Аккады связаны со смешанным характером населения и проникновением неканонических мотивов в официальное искусство. Одна из важных составляющих генезиса искусства Аккады художественная культура Шумера. Памятники искусства Аккады отличаются от шумерских большей свободой выбора тем (фольклорные, мифологические и литературные сюжеты в глиптике) и своеобразием композиции, основанной на контрасте общей статики и динамики каждой фигуры в отдельности. В круглой пластике появляется образ идеального правителя - воина с правильной передачей пропорций и портретных черт (бронзовая голова правителя, так называемая Голова Саргона Древнего из Ниневии, 23 век до нашей эры, Иракский музей, Багдад). Для аккадских рельефов типичны многоплановые динамические диатональные композиции с тенденцией к объёмности, с введением элементов пейзажа и отказом от искусственной ритмизации и стилизации (стела Нарам-Суэна из Суз, посвящённая его победе над горным племенем луллубеев, 23 век до нашей эры, Лувр, Париж). Для глиптики Аккады свойственно стремление к моделировке фигур, точной передаче деталей и продуманным композициям. Печати решены предельно лаконично, пространство не загромождено излишними элементами, надписи становятся центром композиции, делая её геральдической. Появляются личные печати с индивидуализированным изображением. В архитектуре Аккады сложился новый тип храма - зиккурат. Искусство Аккады оказало влияние на художественную культуру Двуречья 2-й половины 3-го тысячелетия -1-й половины 2-го тысячелетия до нашей эры (позднешумерское и вавилонское искусство).

гильгамешМузыка. Сохранились изображения музыкантов (с лирами, арфами, продольными флейтами, систрами, бубнами, барабанами) на цилиндрических печатях, свидетельствующие о преемственности с музыкальной культурой Шумера. К культуре Аккады относится исторически первое известное изображение струнного щипкового инструмента с небольшим корпусом, в современной органологии получившего название лютни с длинной шейкой.

О литературе Аккады смотри в статье Шумеро-аккадская литература.

Лит.: Афанасьева В., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древнего Востока. М., 1976; Афанасьева В. Гильгамеш и Энкиду. М., 1979; Rashid 5. Л. Mesopotamien: Musikgeschichte in Biidern. Lpz., 1984.

С. А. Зинченко (искусство), Е. М. Фраёнова (музыка).

knowledge.su

Аккад. Шумеро-Аккадское царство. История Древнего Востока

Аккад. Шумеро-Аккадское царство

Создателем Аккадского царства был человек, вошедший в историю под именем Саргона. Он правил семитоязычными племенами, жившими в Месопотамии к северу от Шумера (мы называем их аккадцами по г. Аккаду, избранному Саргоном в качестве своей резиденции). Строго говоря, мы даже не знаем подлинного имени этого правителя, ибо имя Саргон (аккадское «шарру-кен» – «царь истинен») он взял себе, видимо, лишь после восшествия на престол. По легенде, к сожалению, сохранившейся лишь фрагментарно, Саргон в младенчестве был брошен в реку и найден в камышах – точь-в-точь как библейский Моисей.

О детских годах основателей крупных государств или великих городов нередко слагались легенды. Кто-то из них вскормлен волчицей (как Ромул), другой подкинут в семью простого пастуха и вспоен молоком собаки (Кир Великий), при рождении третьего, оказывается, не обошлось без вмешательства бога, и его настоящий отец таковым не является (Александр Македонский). Дело в том, что основатель царства не может быть равен по рождению тем знатным людям, из среды которых ему надлежит выделиться и стать единоличным правителем – монархом.

Сообщения клинописных текстов о конфликтах Саргона со старейшинами древних городов Двуречья представляются вполне правдоподобными: он был чужаком, ломавшим традиции. Государство Саргона не являлось временной ассоциацией территорий, объединяемых лишь признанием данного лица в качестве общего военного предводителя – гегемона. Саргон создал государство, власть в котором безраздельно принадлежала ему и должна была переходить по наследству к его сыновьям и внукам. Территории шумерских городов стали всего лишь областями этого государства, а стоявшие во главе их энси или лугали рассматривались как царские наместники. Храмовые хозяйства являлись как бы филиалами огромного государственного хозяйства, которым распоряжался правитель. В руках Саргона, таким образом, сосредоточилась огромная экономическая мощь. Царь мог содержать значительное войско для подавления внутренних мятежей и для проведения агрессивной внешней политики.

При Саргоне и его преемниках – Саргонидах вошел в употребление титул «царь четырех стран света», т. е. всемирный владыка: правитель Аккада играл важнейшую роль в самом устроении Вселенной. В клинописных текстах перед именами Саргонидов ставился детерминатив (знак-определитель) бога, указывавший на то, что царь принадлежит не к категории людей, а к бессмертным небожителям. Одновременно и власть его приобретала деспотический характер.

Саргониды ежегодно предпринимали походы: на север – к верховьям Евфрата и побережью Средиземного моря, на юг – в Элам и к берегам Персидского залива, на восток – против варварских племен Иранского нагорья. Целями этих походов, как правило, были не завоевание территории и расширение границ государства, а захват добычи. Войскам добыча нужна была постоянно. Только в этом случае они оставались надежной опорой царской власти. К тому же правителю требовались значительные материальные ресурсы для праздников и раздач, которые доказывали бы, что он «истинный царь».

В Аккадскую эпоху (XXIV–XXIII вв. до н. э.) происходят существенные перемены в сознании людей. Безличность, отсутствие индивидуальности в культуре уходят в прошлое. Достаточно сравнить со старинными шумерскими рельефами знаменитую стелу Нарамсина – одного из преемников Саргона. Она изображает победу царя над восточным племенем луллубеев. Победитель – ростом он значительно выше прочих – стоит в героической позе, попирая врага на вершине горы. Над головой его – астральные символы, а саму голову венчает тиара с бычьими рогами, указывающими на божественную мощь царя. Не по-читателей бога с молитвенно сложенными на груди руками, не ряды воинов, трудноотличимых друг от друга и от своего предводителя, а обожествляемую героическую личность отображает искусство эпохи Аккадского царства.

Между шумерами и семитоязычными аккадцами, жившими по соседству многие века, если не тысячелетия, поддерживались культурные контакты. Естественно, они приобрели новый характер после того, как обе части Месопотамии – Шумер и Аккад – слились в единое целое. Культурный синкретизм выразился, в частности, в том, что шумерские боги были отождествлены с аккадскими или получили аккадские (семитские) имена: Энки стал Эа, Уту (шумерский бог солнца) – Шамашем, а Наннар (бог луны) – Сином.

В отличие от шумеров аккадцы придавали мало значения культам женских божеств, но Инанна под именем Иштар заняла важное место в их пантеоне. Аккадцы восприняли шумерскую клинопись, приспособив ее для своего языка. Постепенно повсюду (в том числе и на шумерском юге) разговорным языком становился аккадский, и в результате Двуречье совершенно семитизировалось. Но шумерский продолжал сохранять важный статус как язык образования и культа. Школьников заставляли делать переводы с шумерского на аккадский и выучивать наизусть шумеро-аккадские словари. Антропологический тип населения долго оставался близким к древнешумерскому, языком оно пользовалось аккадским, а культуру страны можно считать общей – шумеро-аккадской.

Жители Двуречья собирали обильные урожаи благодаря многочисленным каналам, перерезавшим всю страну. Окружающие территории были заселены частью родственными (семитоязычными), частью неродственными племенами, имевшими иной тип хозяйства, обычаи, нравы и социальное устройство. В степях и полупустынных областях, примыкавших к Двуречью с запада, обитали скотоводческие полукочевые племена в основном семитского происхождения. Большую часть их составляли так называемые амореи. Отношения с амореями порой носили мирный характер: с ними (или через них) шла торговля теми товарами, которых недоставало в Междуречье (а недоставало весьма многого, начиная с металлов, дерева и камня). Для охраны от соседей города привлекали на службу аморейских вождей с их племенным войском. Но те же амореи могли устроить набег на благоустроенный, но плохо защищенный город и разорить его или же основать в нем свою собственную династию.

Стела Нарамсина [XXIII в. до н. э. ]

На восток от Двуречья простиралось Иранское нагорье. Этнический состав его обитателей во времена глубокой древности практически неизвестен, ибо речь идет о племенах, не знавших письменности. «Горцы» фигурируют в клинописных документах Двуречья то в качестве рабов-пленников, приведенных после очередного похода, то в качестве разбойников, грабящих города или собирающих с них разорительную дань. Такими изображаются, например, те самые луллубеи, которые запечатлены на стеле Нарамсина.

Одно из нападений воинственных соседей – племен кутиев – завершилось распадом Аккадского царства. Те области, которые входили в его состав, получили самостоятельность, но обязаны были выплачивать дань кутийским вождям. Современным историкам более всего известен правитель г. Лагаша Гудеа, по приказу которого были изготовлены его бесчисленные портреты из черного камня. Молитвенно сложенные руки этого лагашского энси указывают на его богобоязненность. Вполне вероятно, что именно ему и было поручено собирать дань с городов Двуречья, чтобы передавать ее кутиям.

На рубеже XXII–XXI вв. до н. э. Двуречье вновь объединяется в могучее государство. Во главе его встают правители г. Ура. В самом Уре эта династия была третьей по счету, и потому историки говорят о государстве III династии Ура. История объединившего Шумер и Аккад государства, как бы прерванная нашествием кутиев, продолжается при III династии Ура. Во главе этого царства встает обожествляемый правитель-деспот, городами управляют его слуги. Все подданные считаются рабами царя.

Огромное государственное хозяйство, объединившее храмовые земли по всему Двуречью, контролировалось из центра посредством письменных распоряжений. В гигантском архиве Ура хранились подробные описи всех храмовых угодий. Из храмовых работников формировались бригады, которые получали натуральные пайки и которым назначались твердые нормы выработки. Тысячи клинописных документов из Ура демонстрируют наличие жесткого контроля даже за самыми мелкими хозяйственными операциями. Известен, например, клинописный документ того времени о списании двух голубей на царскую кухню, снабженный печатями ответственных лиц и контролеров. В царской канцелярии было выработано понятие человеко-дня, которым оперировали при расчетах хозяйственные власти Ура в XXI столетии – не нашей, а до нашей эры!

Зиккурат в г. Уре [Реконструкция]

Население привлекалось к трудовым повинностям. Деспотической власти требовались циклопические сооружения. В Уре была построена колоссальная ступенчатая храмовая башня – зиккурат. Сохранился лишь его первый этаж размером 65 х 43 м и высотой 10 м. Стены Ура высотой 8 м и толщиной 24 м напоминали валы. Возведение оборонительных стен вокруг столичного города свидетельствует о том, что обожествляемые правители отнюдь не чувствовали себя в безопасности. И действительно, всего через сто с небольшим лет процветания государство III династии Ура распалось на самостоятельные области и отдельные города. И во многих из них правили не местные, а иноземные – аморейские – династии.

Историки располагают в основном документами отчетности государственного хозяйства, поэтому характер социальных отношений за пределами этого хозяйства представить непросто. Следует, однако, обратить внимание на то, что уже в эпоху III династии Ура появился сборник писаных законов (сохранившийся лишь в небольших фрагментах) – несомненное свидетельство далеко зашедшего имущественного расслоения. Гигантских хозяйственных архивов, относящихся ко времени после распада государства III династии Ура, не найдено. Вполне вероятно, что удельный вес государственного хозяйства в экономике страны сильно сократился. Сама же организация его изменилась таким образом, что не требовала прежней – немыслимой по объему – бюрократической отчетности.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История древнего государства Аккад кратко

  Раздел  -  I - Описания древнего Аккада  Раздел  - II -  Искусство Аккада  Раздел  - III - Культура Аккада  Раздел  - IV - Цари Аккада  Раздел  - V - Саргон Аккадский  Раздел  - VI - Нарам-Суэн

Древний Аккад – это одно из древнейших государств на нашей планете из известных историкам. Оно просуществовало с 24 по 22 века до нашей эры.

 

  • Помимо этого, описывая историю древних времен, историки называли Аккадом регион посреди Месопотамии. В наше время на этой территории находится государство Ирак. Описать историю Аккада кратко несложно, так как существовало оно сравнительно недолго, однако именно на его основе в будущем сформировались такие могучие древние державы как Вавилон и Ассирия.
  • Первым царем, основавшим все государство, стал Саргон Древний. Именно под его владычеством народ шумеров и восточных семитов, которые переименовавшись в аккадцев и дали название всему государству, возникло могучее рабовладельческое государство с жесткой властной структурой. Государство Аккад было создано в ходе войны. Царь-завоеватель Саргон захватил все номы в Месопотамии, и множество близлежащих земель. Династия Саргона достаточно долго удерживала государство в узде, однако уже в 23 веке до н.э. доверие народа к аккадской династии было потеряно, в связи с чем царям регулярно приходилось подавлять восстания. В итоге, из-за внутренних распрей государство ослабло, и в конце концов пало под натиском гутеев, племен, проживавших в горной местности.

  • Изначально Государство Аккад занимало территорию, расположенную в междуречьи Тигра и Ефрата. Тогда эти земли назывались Ки-Ури. Поглотив номы, находящиеся здесь, Аккад стал расширять свои территории, в результате чего он стал наиболее крупным государством в период своего существования. В пике могущества государство аккадцев располагалось между Средиземным Морем и Персидским Заливом. В ее состав также входила часть Малой Азии, и территории, на которых впоследствии образовались Финикия и Сирия.
  • Большая часть историков склонна считать, что Древний Аккад являлся деспотическим государством, в котором формой правления была абсолютная монархия. Более того, правитель Аккада приравнивался к богу, и его власть не была чем-либо ограничена. Тем не менее, устоялись и некоторые традиции, согласно которым правитель не мог самостоятельно распоряжаться земельными участками, а только умножать территории в завоеваниях. До появления Аккада в Месопотамии не появлялось столь мощных держав. Власть была полностью централизованной, и эту модель унаследовали и наследники Аккада – Вавилон и Ассирия.
  • В этот период общество уже перешло от родовой общины, и в период правления династии аккадцев вырастали большие по меркам древности города. Впрочем, и здесь царю приходилось опираться на поддержку народа. Саргон, его сын и внук правили без особых проблем, так как они были почитаемы в народе, и приумножали его славу. Однако впоследствии обыденным явлением стало отделение частей государств и массовые восстания, которые подавлялись с ужасающей жестокостью. В ту пору цари Аккада получили поддержку со стороны аристократии, кроме того непосредственно царю принадлежала почти половина земель государства.
  • Аккадцы имели и свой пантеон богов. Они поклонялись богам Аба, Забаба и Энлиля. Последний являлся верховным божеством, его храм находился в Ниппуре. Аккадские правители являлись главой религиозного культа жрецов, влияние которых оставалось сильным в государстве, однако аристократия часто вступала в неприкрытую борьбу с ними. Интересно, что не все цари в Аккадском государстве почитались как боги – часть из них пользовалась титулом божества, а часть нет. История Аккада, краткие сведения все же записывались жителями тех времен, дошла до нашего времени в основном в виде табличек с клинописью. От древних городов также остались лишь руины, раскопанные археологами. Еще в древнем Аккаде было развито культура и искусство

 

 

 Искусство Аккада

В искусстве древних времен, к которому относится также искусство Аккада, в большой мере развивались тенденции реализма.

Культура Аккада

Не большой рассказ о культуре Аккада

Цари Аккада

Расскажем кратко о царях древнего Аккада

Саргон Аккадский

 О Саргоне Аккадском вкраце

Нарам-Суэн

 Кратко о Нарам-Суэне

 

 

antiquehistory.ru

Аккад (государство) — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Нарамсин (победная стела) Акка́д — древнее государство в средней части Месопотамии, центр шумерской цивилизации, существовавший в XXIV — XXII веках до н.э. на территории современного Ирака.Столица государства — город Аккаде (на шуммерском. Агаде). Точное местоположение города неизвестно, предполагается, что Аккад располагался на реке Евфрат, близ древнего Сиппара (современный Абу-Хабба) или в пределах современного Багдада. Основателем государства Аккад около 2300 года до н.э. стал царь Саргон Древний. Он пришел к власти в результате дворцового переворота. Разбив враждебную коалицию из 50 правителей различных местностей в Шумере, Саргон принял титул «лугаля (правителя) Киша» и «лугаля Аккада» по названию новой столицы — города Аккада. С покорением Шумера Саргон предпринял ряд успешных походов на Мари, Эблу, дойдя до горных хребтов Тавра, в конце своего царствования подчинил власти Аккада страну Субарту (Северная Месопотамия), совершил походы в Элам. Надписи старовавилонского времени сообщают о распространении власти царя «от Верхнего Евфрата до Нижнего моря». Образование единого централизованного государства повлекло за собой создание общей ирригационной системы в Южной и Средней Месопотамии, строительство сети дорог и торговых гаваней, вызвало расцвет торговли, как в регионе, так и с отдаленными странами. Опорой царя в утверждении единоличной власти стала новая служилая знать и жречество, прославлявшие царя как ставленника богини Иштар.

Расположенный на перешейке между Тигром и Евфратом, город Аккад стал центром пересечения речных и караванных торговых путей, ведших с севера на юг (от Армении к Персидскому заливу) и с востока на запад (от Иранского нагорья к Средиземному морю и в Малую Азию). Название города распространилось на северную область Южной Месопотамии.

Согласно шумерскому «Царскому списку», составленному через полтора столетия после Саргона, первые пять правителей Аккада — Саргон, Римуш, Маништушу, Нарам-Суэн (Нарамсин), Шаркалишарри — правили 142 года, из которых 55 лет (2316-2261 годы до н.э.) пришлось на правление Саргона Древнего. Его преемник Римуш был вынужден подавлять вспыхивавшие по всей стране мятежи родовой аристократии; в походе против мятежных правителей коалиции Уммы, Адаба, Лагаша было перебито около 13 тысяч человек. Брат Римуша Маништушу предпринял поход по побережью Персидского залива. После насильственной смерти Маништушу в Аккаде воцарился Нарам-Суэн (2236-2200 годы до н.э.), утвердивший правителями (энси) городов своих сыновей. Прежних правителей из аристократических родов он низвел до положения чиновников; в своей политике опирался на жречество. Нарам-Суэн первым принял титул «бог Аккада», введя прижизненный официальный культ царя.

Нарам-Суэн предпринял походы на северо-запад, окончательно разбив Эблу, на север — против Субарту, на восток — в Элам, в горы Загроса — против племени луллубеев. Однако в конце его царствования благополучие страны было потрясено голодом, разрушением ирригационной системы и нашествием проникавших в Месопотамию горных племен кутиев, которые, воспользовавшись междоусобными столкновениями, начавшимися после смерти преемника Нарам-Суэна Шаркалишарри, опустошили Месопотамию и около 2200 года до н.э. разорили Аккад. От аккадских правителей после Шаркалишарри сохранились только имена и несколько кратких надписей. Аккад утратил былое значение, главным центром Двуречья стал Вавилон.

Восточно-семитский язык, на котором говорили жители Аккада, получил название аккадского. Этот язык известен по крайней мере с 27 века до н.э. С ростом могущества Аккада и распространением власти его царей на большую часть территории Двуречья выросло значение языка правящего города. Постепенно аккадский язык был приравнен к шумерскому — первому литературному языку древней Месопотамии, у которого он заимствовал письменную клинописную традицию.

Среди немногочисленных памятников изобразительного искусства Аккада — победная стела с изображением царя Нарам-Суэна во главе войска, выступающего против луллубеев (около 2300 года до н. э., Лувр). Его фигура, выделенная масштабно и композиционно, наделена атрибутами высшей божественности: голова правителя увенчана рогатой тиарой, над ним сияют солнце и луна, под его ногами гибнут побежденные враги.

Шедевром искусства Древнего Востока считается предполагаемый скульптурный портрет Саргона Древнего из меди, найденный в Ниневии (23 век до. н.э., Иракский музей, Багдад), в идеализированном виде изобразивший облик великого властителя — богочеловека.

Гильгамеш

Гильгамеш

В наиболее полном виде сохранились памятники аккадской глиптики. Резьба на каменных цилиндрических печатях была древнейшей месопотамской традицией. Глиптика аккадского периода характеризуется динамичными композициями, стремлением к натуроподобности в изображении человеческих фигур, развитостью и подробностью сцен по сравнению с шумерскими памятниками. Отличительные особенности аккадского искусства — чувство пропорций, свободная работа с материалом, динамичность и красота композиций — можно обнаружить в памятниках послеаккадского времени.

Правление пяти аккадских царей стало важным периодом истории Месопотамии, о котором последующая традиция сохранила в легендах, литературных произведениях, исторических преданиях память как о «золотом веке» единства страны и безграничного могущества ее правителей.

  • Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М., 1967.
  • История Древнего Востока / Под ред. Дьяконова И. М. М., 1983. Т. 1, ч. 1, гл. 4.
  • Thureau-Dangin F. Die sumerischen und akkadischen Koenigsinschriften. Leipzig, 1907.
  • Kupper J.-R. Les inscriptions triomphales akkadiens // Oriens Antiqus, X, 1971, 2.
  • Hirsch H. Die Inschriften der Koenige von Akkade // Archiv sur Fur Orient. Forschung, 1963, XX.

megabook.ru

Аккад История

Начиная с XXVII века до нашей эры, северная часть Месопотамии была заселена аккадцами, их первым царем был Шаррумкен, или Саргон Древний (истинный царь), он вступил в длительную войну с Лугальзагесси, который властвовал почти во всех шумерских городах. Напав первым, Лугальзагесси вскоре был повержен, а Саргон, создав первое в истории постоянное войско из 5400 человек, совершал успешные походы в Сирию, горы Тавра, Элам. При Саргоне сооружались новые каналы, была налажена общегосударственная оросительная система, введена единая система мер и весов. Аккад вел морскую торговлю с Индией и Восточной Аравией.

Прославление Саргона Прославление царя Шумера и Аккада Шаррумкена,(приблизительно 2316-2261 годы до нашей эры).

При Саргоне была создана самая обширная держава из всех существовавших в Месопотамии до того времени. Образование единого централизованного государства повлекло за собой и создание крупнейшей ирригационной системы в Южной и Средней Месопотамии, активное строительство сети дорог и торговых гаваней, вызвало расцвет торговли, как в регионе, так и с более отдаленными территориями. Опорой царя в утверждении единоличной его власти стала новая служилая знать и жречество, прославлявшее царя как ставленника богини Иштар.

Согласно шумерскому «Царскому списку», составленному через полтора столетия после Саргона, первые пять правителей Аккада — Саргон, Римуш, Маништушу, Нарам-Суэн (Нарамсин) и Шаркалишарри — правили 142 года, из которых 55 лет пришлось на правление легендарного основателя династии.

В конце правления Саргона в стране буйствовал голод; вспыхнуло восстание, которое был подавлено уже сыном Саргона – Римушем. Он правил недолго и был убит во время дворцового переворота. Следующего преемника постигла та же участь, и тогда на трон взошел внук Саргона Нарам-Суэн, при котором Аккад достиг своего наивысшего могущества, а Нарам-Суэн стал величать себя могущественным богом Аккада и повелел изображать себя на рельефах в головном уборе, украшенном рогами, которые считались божественным символом. Он также носил титул царя четырех стран света, так как вел много успешных завоевательных войн. Однако при преемнике Нарам-Суэна Шаркалишарри (царь всех царей) начался распад Аккада, новому царю пришлось вступить в длительную борьбу с амореями на западе и одновременно противостоять нашествию кутиев с северо-востока.

В самой Месопотамии начались народные волнения, и вскоре она была завоевана кутиями в 2170 году до нашей эры, которых в 2109 году изгнал из страны царь города Урука Утухенгаль. За это он претендовал на царствование над всем Шумером, но владычество перешло городу Уру, где правил Урнамму, при котором царская власть приобрела деспотический характер. Царь был верховным судьей и главой государственного аппарата. В стране действовал налаженный транспорт, гонцы рассылались с документами во все концы государства.

Сын Урнамму Шульги (2093 – 2046 годы до нашей эры) добился своего обожествления, в храмах ставились его изваяния, которым приносились жертвы. Шульги издал законы, которые свидетельствуют о существовании разработанной судебной системы, более демократичной, чем предыдущие. При преемниках Шульги большую опасность для государства стали представлять аморейские племена, которые нападали на Месопотамию из Сирии. Чтобы приостановить продвижение амореев, цари III династии Ура соорудили линию укреплений, но страна опять была разрознена и непрочна, в 2003 году до нашей эры власть III династии Ура была свергнута.

Жрец Месопотамии Жрец Месопотамии

По названию столицы страны — города Аккада — аккадским стал называться и восточно-семитский язык, на котором говорили жители этого региона. Первые собственно аккадские имена стали известны, однако, задолго до возникновения самого государства — уже в XXVII столетии до нашей эры. С ростом могущества Аккада и распространением власти его царей на большую часть территории Двуречья вырос и престиж языка правящего народа. Постепенно аккадский язык был приравнен к шумерскому — первому литературному языку древней Месопотамии, у которого он заимствовал письменную клинописную традицию.

Среди немногочисленных памятников изобразительного искусства времени правления аккадской династии — победная стела Нарам-Суэна с изображением выступающего против луллубеев во главе войска царя (около 2300 года до нашей эры). Его фигура, выделенная масштабно и композиционно, наделена атрибутами высшей божественности: голова правителя увенчана рогатой тиарой, над ним сияют солнце и луна, под его ногами гибнут побежденные враги. Шедевр древневосточного искусства — так называемая медная голова из Ниневии, предполагаемое изображение Саргона Древнего (XXIII век до нашей эры, Багдад, Иракский музей), идеализированный облик великого властителя — богочеловека.

Наиболее полное представление мы имеем о памятниках аккадской глиптики. Резьба на каменных цилиндрических печатях — древнейшая месопотамская традиция, глиптика аккадского периода характеризуется более динамичными композициями, стремлением к большей натуроподобности в изображении человеческих фигур, развитостью и подробностью сцен по сравнению с шумерскими памятниками. Отличительные особенности аккадского искусства — точное чувство пропорций, свободная работа с материалом, динамичность и красота композиций — можно обнаружить во многих памятниках послеаккадского времени. Правление пяти аккадских царей — один и самых ярких периодов истории Месопотамии, о котором последующая традиция сохранила в легендах, литературных произведениях, историческом предании память как о «золотом веке» единства страны и безграничного могущества ее правителей.

История древних цивилизаций →

Вавилон →

godsbay.ru

Древнее государство Аккад (9 фото)

Древнее государство Аккад

Древнее государство Аккад

Мало кому известно, что такое Аккад и где он располагался. Только знатоки истории могут знать, что это древнее государство, которое существовало еще в период до н.э. Такое же имя носила и область средней территории Месопотамии. Это была крупнейшая держава того времени.

Древнее государство Аккад

Возникновение Аккад

На то время много государств завоевывалось в походах. Так и Аккад появился в итоге похода Саргона Древнего. Под своим руководством он сумел объединить территории шумеров и семитов (аккадцев), которые проживали на востоке. Кроме этого, под опекой Саргона оказались и близлежащие земли соседних стран, а также Древняя Месопотамия. Пик могущества государства припал на правление Нарам-Суэне, внука Саргона. Незадолго после этого устрой державы пошел на спад (конец XXIII века до н.э.). Ее территория перешла во власть кутиев (горное племя).

Древнее государство Аккад

Именно в эпоху существования Аккадской державы сформировались основы государственной системы, которые были предназначены для последующих, не менее крупных государств территории Месопотамии: изначально Шумеро-Аккадского царства, после него пришла Вавилония и завершила эту цепочку Ассирия.

Древнее государство Аккад

Территориальные границы

Путешествие по здешним местам вместе с гидом покажет вам, что Аккад был расположен в северной части Нижней Месопотамии и тянулся вдоль долины речки Дияла. Изначально эта зона была названа Ки-Ури. В ее состав входили: Киш, Эшнунна, Куту, Сиппар, Вавилон и т.п. государства. В ходе завоевательных походов территория державы постоянно увеличивалась.

Древнее государство Аккад

Аккад стал самым крупным и большим государством среди тех, которые только существовали на то время. Оно охватывало землю Средиземного моря до зоны Персидского залива, а также Финикию, Сирию, приграничные зоны Малой Азии и Месопотамию. После распада этого царства территорию завоевал Вавилон, поэтому зоны Шумера и Аккада стали называться иначе – Вавилония.

Древнее государство Аккад

Древнее государство Аккад

Неизвестная держава

Очень долгое время никто не знал о существовании столь древнего государства, как Аккад. Туристы с радостью посещали другие необычные интересные места Азии и, конечно же, бывали в этих зонах. Лишь в XIX веке началась огласка, после того как на территорию отправилась первая экспедиция научных сотрудников. Ученые долго не могли разгадать аккадскую клинопись, которая была найдена ранее.

Древнее государство Аккад

Параллельно исследовались клинописные источники и происходили раскопки, которые принесли немало летописей царей. В них как раз и говорилось, что на этом месте был Аккад. Позже, в XX столетии, обнаружили литературные памятки, договоры дипломатов, светские переписки, школьные тексты. Были найдены руины дворцов, стелы, статуи и т.п. вещи, которые говорили о том, что здесь действительно было великое государство.

Древнее государство Аккад

Предыдущая статья:Дербентская крепость

Следующая статья:Шумерская цивилизация и шумеры

Похожие статьи

begin-journey.ru

Древнее государство Аккад

Аккад является древним государством на территории Междуречья. Сейчас на этой территории находится Ирак.

В начале III тысячелетия до нашей эры аккадцы из Северной Аравии, или семиты, как их еще называют, заняли территорию Шумера. Там они объединились с местными племенами. Так возникло новое государство с центром в городе Аккаде. Правление царей началось с того, что правитель Шаррумкен, который известен под именем Саргон, объявил себя царем Шумера. Он захватил Верхнюю Месопотамию. Однако на этом Саргон не прекратил свои походы, вскоре он отправился в Малую Азию, Кипр, Сирию, Элам и Южный Иран. Царь отличался своим деспотизмом так же, как и его последователи. Однако уже его внуку по имени Нарам-Суэн пришлось столкнуться с массовыми восстаниями. Кроме того, начались нашествия северных варваров.

Следующим царем должен был быть сын Нарам-Суэна, однако он умер раньше, чем Нарам-Суэн, поэтому престол своего деда занял Шаркалишарри. Этот царь сооружал храмы аккадских божеств Анунит и Абы в Вавилоне и вел строительство в храме Энлиля в Ниппуре. Его походы уже были более или менее оборонительные. Шаркалишарри удалось отразить нашествие кутиев, и даже взять в плен кутийского вождя Сарлагаба. Также ему удалось отразить и набег эламитов на Акшак и Сакли и совершить поход против пастушеских племен «амурру». Согласно позднему свидетельству царь был убит. Правил он всего 24 года.

После смерти Шаркалишарри смена царей в стране происходила с неимоверной скоростью. Вскоре трон унаследовал Ур-Намму. Начался период правления династии Ур. При нем и его сыне Шульги земля в Месопотамии стала принадлежать государству. Большая часть населения при этом стала рабами. Цари династии обожествляли себя. При Шульги был сведен знаменитый «Царский список». Он объяснял тиранию власти. В период своего расцвета держава Ура включала в себя Нижнюю Месопотамию, Сирию, часть Финикии, Элам и другие области.

Сути-амореи, которые заняли территории Аккадских владений, положили конец третьей династии Ура. Они расселились вплоть до Персидского залива.

Аккад

Оттиск цилиндрической печати с изображением борьбы героя с буйволом. 23 в. до н. э. Аккад. Музей Ритберг. Цюрих

Интересно узнать: Цари Аккада:
  1. Шаррумкен
  2. Римуш
  3. Маништушу
  4. Нарам-Суэн
  5. Шаркалишарри
Под владычеством кутиев — союза древних племен:
  1. Игиги
  2. Нанум
  3. Ими
  4. Илулу
  5. Дуду
  6. Шутурул

sitekid.ru


Смотрите также