Изречения древних. 15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лучшие мысли и изречения древних в одном томесост. Константин Душенко. Изречения древних


Лучшие афоризмы и изречения древних мудрецов

Название подборки: Лучшие афоризмы и изречения древних мудрецов. Исправить злого человека невозможно, он может изменить только вид, но не нрав. Эзоп

Час ребенка длиннее, чем день старика. Артур Шопенгауэр

***

Мудрость Сократа состояла в том, что он не думал, что знал то, чего не знал. Марк Туллий Цицерон

***

Росту человеческих потребностей нет предела Человек никогда не будет доволен, никогда, и это его лучшее качество. Максим Горький

***

Врожденный порок капитализма — неравное распределение благ; врожденное достоинство социализма — равное распределение нищеты. Уинстон Черчилль

***

Принуждение и любовь не уживаются вместе, и нельзя наслаждаться по заказу. Жан Жак Руссо

***

В конечном счете любовь ни что иное, как отражение в людях собственных достоинств человека. Ральф Уолдо Эмерсон

***

Украшает женщину то, что делает ее более красивой, но делают ее таковою не золото, изумруды и пурпур, а скромность, благопристойность и стыдливость. Плутарх

***

В моем возрасте я уже не могу позволить себе плохо себя чувствовать. Уинстон Черчилль

***

Есть только один способ быть счастливым в браке, и как только я его узнаю, я снова женюсь. Клинт Иствуд

***

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой. Карл Маркс

***

В интересах государства, чтобы должностные лица постоянно сменялись: ежели этот принцип не соблюдается, то неизбежно появляются удельные владения и сеньориальное правосудие. Наполеон I Бонапарт

***

Все, чем бы ты в жизни ни пользовался, оказывается скорее обременительным, чем полезным, если только выходит за пределы целесообразной умеренности. Апулей

***

Нужно читать и уважать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, понимать желания людей и истинные мотивы их поступков. Максим Горький

***

Когда выступают с обвинением против кого-либо, то нет ничего несправедливее останавливаться на длинном перечне фактов, говорящих против обвиняемого, и умалчивать о фактах, говорящих в его пользу. Марк Туллий Цицерон

***

Будем смеяться, не дожидаясь минуты, когда почувствуем себя счастливыми, — иначе мы рискуем умереть, так ни разу и не засмеявшись. Жан Лабрюйер

***

Деньги — артерия войны. Петр I Великий

***

Умей владеть собой, дабы ни в счастье, ни в несчастье тебя не осудили за несдержанность, но дивились бы высоте духа. Бальтасар Грасиан-и-Моралес

***

Большого человека можно узнать по тому, как он обращается с маленькими людьми.

***

Успех: единственный непростительный грех по отношению к своему ближнему. Амброз Бирс

***

Понимать жизнь и разбираться в людях- далеко не одно и то же. Великая премудрость — постигать характеры и улавливать настроения. Бальтасар Грасиан-и-Моралес

***

Истина есть дочь времени, а не авторитета. Фрэнсис Бэкон

***

Ревность — глупо, это факт! А любовь — другое… Кто не любит, тот дурак! А кто любит — вдвое!

***

На крыльях времени уносится печаль. Жан де Лафонтен

***

Я хочу быть любимой или быть понятой, что одно и то же. Б. Арним

***

Оценивая мирские дела, благородный муж ничего не отвергает и не одобряет, а все меряет справедливостью.

***

Когда между собакой и кошкой возникает дружба, то это не иначе как союз против повара. Стефан Цвейг

***

Женщины не прочь оттого, чтоб их нежно любили, но они хотят, чтоб их забавляли, и кто делает одно без другого, тот ничего не делает; женщины предпочитают даже, чтоб их забавляли, не любя, чем любили, не забавляя. Бернар де Фонтенель

***

Любовь смотрит через телескоп, зависть — через микроскоп. Генри Уилер Шоу

***

Если у слепого есть знания, он лучше невежественного зрячего.

***

Человек, строящий свой дом на одном сердце, строит его на огнедышащей горе. Люди, основывающие все благо своей жизни на семейной жизни, строят дом на песке. Александр Герцен

***

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Лев Николаевич Толстой

***

Все остальное неважно… Когда дома ждет любимое чудо и мужчина с которым хочется прожить вечность!

***

Нет ничего высокомернее бессилия, которое чувствует, что его поддерживают. Неустрашимых людей нет между теми, которым есть что терять. Наполеон I Бонапарт

***

Кто счастья не ценил, тот близится к несчастью. Авиценна

***

Малодушие возбуждает в нас одно только презрение. Фридрих Шиллер

***

Главное, что должен уметь писатель, — претворять те чувства, которые он испытывает, в те, которые он хочет внушить. Поначалу ему это удается случайно. Но затем на место случая должен прийти талант. Значит, у истоков гения стоит случайность. Альбер Камю

***

Сердце мудрого знает и время и устав. для всякой вещи есть свое время и устав; а человеку великое зло оттого, что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему? Книга Екклесиаста

***

Математика — единственный совершенный метод, позволяющий провести самого себя за нос. Альберт Эйнштейн

***

Всякая работа трудна до времени, пока ее не полюбишь, а потом — она возбуждает и становится легче. Максим Горький

***

Лев — царь зверей, но для домашнего животного он вряд ли годится. Точно так же и любовь слишком сильное чувство, чтобы стать основой счастливого брака. Роберт Льюис Стивенсон

***

Опасайтесь не мертвых соперников, а живых врагов! Привидения являются только тем, кто должен их увидеть. Александр Дюма-отец

***

Вначале тебе может подвернуться пара ублюдков, прежде чем ты встретишь

***

Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале — то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Константин Сергеевич Станиславский

***

Порою женщины, чья красота совершенна, а достоинства редкостны, так трогают наше сердце, что мы довольствуемся правом смотреть на них и говорить с ними. Жан де Лабрюйер

***

Кто многого добивается, тому многого недостает. Квинт Гораций Флакк

***

Я — тебе, ты — мне. Гомер

***

Когда сердца полны любви и бьются лишь от встречи до разлуки, достаточно и легкого намека, чтобы понять друг друга. Рабиндранат Тагор

***

Начало есть более чем половина всего. Аристотель

***

Способен на любой обман тот, кто привык делать из черного белое и из белого черное. Овидий

***

Лесть, говорят, пища глупых, между тем сколько умных людей готовы от времени до времени отведать хоть глоток этой пищи. Джонатан Свифт — Лучшие афоризмы и изречения древних мудрецов.

***

Бедствие — это оселок для человеческой жизни. Лев Николаевич Толстой

***

Смерть героев подобна закату солнца. Карл Маркс

smajlik.ru

Лучшие мысли и изречения древних в одном томесост. Константин Душенко

В оформлении использованы иллюстрации из книг:

Früchristliche Bauten und Mosaiken von Ravenna. – Baden Baden, 1958;

Gerhard E. Auserlesene Griechische Vasenbilder. – Berlin, 1852;

Grimal P. La civilisation romaine. – Paris, 1968;

Mosaicos romanos del Museo arqueologico… – Madrid

© Душенко К. В., составление, 2006, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

* * *

Даже известное известно немногим.

Аристотель

Да будут прокляты те, кто раньше нас высказал наши мысли!

Элий Донат (IV в. н. э.)

Предисловие

Это не первая в России антология подобного рода. Что отличает ее от прежних?

Прежде всего: ее основным источником были не «готовые» сборники цитат, а сочинения самих древних авторов (как правило, в авторитетных русских изданиях). Это позволило очень существенно расширить спектр публикуемых мыслей и изречений.

Почти все цитаты взяты из прозаических сочинений.

Приводится источник всех изречений, включенных в книгу.

И, наконец, подробный указатель позволяет найти высказывания на самые разные темы – от «Ада» до «Ямба».

Тем самым читатель получает весьма представительную антологию мысли и красноречия древних, и в то же время – удобный в работе справочник.

Константин Душенко

Январь 2003 г.

В IV издании добавлен ряд новых изречений, некоторые переводы заменены другими, а некоторые изречения исключены. Ссылки на цитируемые книжные публикации, имевшиеся в предыдущих изданиях, в настоящем издании убраны.

Константин Душенко

Июнь 2015 г.

Необходимые пояснения

1. В ссылке на источник сначала дается название произведения, затем – цитируемое место (книга, глава, пагинация).

Пример, взятый из персональной рубрики «Аристотель»:

[Обижают] и друзей, и врагов, потому что первых обидеть легко, а вторых приятно.

«Риторика», I, 11, 1373a

2. Если высказывание того или иного лица известно по сообщению другого древнего автора, после цитаты обычно дается ссылка на этого «вторичного» автора. Ссылка на «вторичного» автора дается в круглых скобках.

Пример из той же рубрики «Аристотель»:

Одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут.

(Диоген Лаэртский, V, 20)

3. Авторство очень многих изречений достоверно не установлено; их отнесение в ту или иную персональную рубрику носит в значительной мере условный характер.

4. Сведения об авторах, которым посвящена отдельная персональная рубрика, даются в основном тексте; сведения об остальных авторах – в указателе имен.

5. Различные фрагменты одного и того же произведения нередко цитируются в разных переводах.

6. Перевод заглавий цитируемых сочинений унифицирован. Унифицировано также написание имен мудрецов Талмуда.

7. Цитаты из Библии у раннехристианских писателей, а также в Талмуде не всегда совпадают с синодальным переводом.

8. В ссылках на книгу Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также на «Антологию» Иоанна Стобея название книги опускается; указывается лишь имя автора.

9. Если в дате не указано: «до н. э.», значит, она относится к нашей эре.

10. Слово «тиран» (в т. ч. в значении «единоличный правитель») всюду пишется с одним «н».

11. Слово «бог» пишется со строчной буквы в цитатах из греко-римских авторов, с прописной – в цитатах из христианских авторов и из Талмуда.

Условные знаки и сокращения

Звездочка (*) перед цитатой означает, что цитата приводится в несколько измененном виде по сравнению с изданием-источником.

В квадратных скобках даются вставки, необходимые для связности или для лучшего понимания текста.

Отточием в круглых скобках (…) обозначается опущенная часть цитаты.

«Стб.» означает «столбец»; «фрагм.» – «фрагмент».

В «Указателе мыслей и изречений» в угловых скобках ‹› даются цитаты, форма которых (для упрощения) изменена по сравнению с основным текстом.

Древние греки

Несколько дат

VIII в. до н. э. Поэты Гомер и Гесиод. Первые Олимпийские игры.

VII–VI вв. до н. э. Выходцы из Греции основывают города-колонии по всему Северному Средиземноморью. «Греки расселись по берегам нашего моря, как лягушки вокруг болота» (Платон).

VI в. до н. э. Время «семи мудрецов».

508 до н. э. Установление демократии в Афинах.

500–449 до н. э. Греко-персидские войны. «Войск царя Ксеркса хватило, чтобы заполнить всю Грецию, но было мало, чтобы ее победить» (Сенека).

456 до н. э. Смерть Эсхила – первого великого трагика, «отца театра».

443–429 до н. э. Перикл во главе Афин.

431 до н. э. Начало Пелопоннесской войны: Афины и Спарта сражаются за гегемонию в Греции.

423 до н. э. Аристофан высмеивает Сократа в комедии «Облака».

404 до н. э. Пелопоннесская война заканчивается поражением Афин.

399 до н. э. Сократ приговорен афинянами к смерти.

387 до н. э. Платон начинает учить в Академии.

371 до н. э. Битва при Левктрах; фиванцы под начальством Эпаминонда наголову разбивают спартанцев и «радуются словно мальчишки, избившие своего наставника» (Антисфен).

338 до н. э. Филипп Македонский побеждает греков в битве при Херонее.

334 до н. э. Александр Македонский идет на Персию.

323 до н. э. Смерть Александра. «Потеряв Александра, македоняне уподобились циклопу, потерявшему глаз» (Демад). Огромная держава Александра распадается на отдельные царства.

Рубеж IV–III вв. до н. э. Начинают учить Эпикур, основатель школы эпикурейцев, и Зенон, основатель школы стоиков.

280–275 до н. э. Царь Эпира Пирр воюет в Италии и Сицилии.

197 до н. э. Римляне побеждают Филиппа V Македонского при Киноскефалах. Греки, перешедшие под власть римлян, «получили, правда, более легкие, но зато и более прочные цепи» (Плутарх).

127. Смерть Плутарха.

1-я пол. III в. Диоген Лаэртский пишет «Жизнеописания знаменитых философов».

Семь мудрецов

«Семь мудрецов» – философы и законодатели VII–VI вв. до н. э., которых позднее в Греции признали учителями жизни. Состав «семи мудрецов» был непостоянным; наша «семерка» взята из «Пира семи мудрецов» Плутарха. Почти все приписываемые им сентенции апокрифичны.

Фалес

Фалес Милетский (ок. 640 – ок. 547 до н. э.) считается родоначальником греческой философии, математики и астрономии.

Прежде чем посвятить себя «умозрению природы», занимался государственной деятельностью.

Все полно богов.

(Аристотель. «О душе», 411a)

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

(Диоген Лаэртский, I, 35)

[Фалес] сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – «Почему же ты не умрешь?» – спросили его. «Именно поэтому», – сказал Фалес.

(Диоген Лаэртский, I, 35–36)

[Фалеса] спросили, что на свете трудно? – «Познать себя». Что легко? – «Советовать другому».

(Диоген Лаэртский, I, 36)

Какая жизнь самая лучшая? – «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

(Диоген Лаэртский, I, 36)

* На вопрос, что он видел самого удивительного, Фалес ответил: «Тирана в старости».

(Плутарх. «Пир семи мудрецов», 2)

Из диких [животных] хуже всех тиран, из домашних – льстец.

(Плутарх. «Пир семи мудрецов», 2)

Врагам и в вероятном не верь, друзьям и в невероятном верь.

(Плутарх. «Пир семи мудрецов», 17)

Фалес, которому мать неотступно советовала жениться, уклонялся от ее настояний, говоря сначала: «Еще не время, матушка», а позднее: «Уже не время, матушка».

(Плутарх. «Застольные беседы», III, 6, 3)

Фалес ‹…› будто бы ‹…› утверждал, что за три вещи благодарен судьбе: во‑первых, что он человек, а не животное; во‑вторых, что он мужчина, а не женщина; в‑третьих, что он эллин, а не варвар.

(Диоген Лаэртский, I, 33)

Солон

Солон (ок. 635 – ок. 560 до н. э.), афинский законодатель и поэт; при нем высшим органом власти в Афинах стало народное собрание.

Никого при жизни нельзя считать счастливым.

(Геродот. «История», I, 86)

Во всяком деле нужно иметь в виду его исход, чем оно кончится.

(Геродот. «История», I, 32)

Ничего слишком!

(Диоген Лаэртский, I, 63)

Чего не клал, того не бери.

(Диоген Лаэртский, I, 57)

Не советуй угодное, советуй лучшее.

(Диоген Лаэртский, I, 59)

О тайном догадывайся по явному.

(«Изречения семи мудрецов»)

Прежде чем приказывать, научись повиноваться.

(Диоген Лаэртский, I, 59)

Когда его [Солона] спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».

 

(Плутарх. «Солон», 15)

Законы подобны паутине: если в них попадется бессильный и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется.

(Диоген Лаэртский, I, 58)

На вопрос, почему он [Солон] не установил закон против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился».

(Диоген Лаэртский, I, 59)

Знаешь – так молчи.

(«Изречения семи мудрецов»)

Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит – оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом».

(Эпиктет. «Афоризмы»)

Когда он оплакивал сына, кто-то ему сказал: «Ведь это бесполезно!» – «Оттого и плачу, что бесполезно», – ответил Солон.

(Диоген Лаэртский, I, 63)

Питтак ‹…› уселся у алтаря как проситель и требовал освободить его от власти. На расспросы митиленцев о причине этого Питтак ответил, что трудно быть благородным. Узнав об этом, Солон сказал: «Прекрасное – трудно», и отсюда эти слова вошли в поговорку.

(Схолии к диалогу Платона «Гиппий Больший»)

Питтак

Питтак (ок. 650 – ок. 580 до н. э.), правитель и законодатель города Митилены (о-в Лесбос).

Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла.

(Диоген Лаэртский, I, 78)

На вопрос, что лучше всего, он ответил: «Хорошо делать, что делаешь».

(Диоген Лаэртский, I, 77)

На вопрос Креза, какая власть сильней, [Питтак ответил: ] «Та, что резана на дереве», то есть законы.

(Диоген Лаэртский, I, 77)

Митиленяне дали ему [Питтаку] надел земли. ‹…› Он отделил себе от нее лишь малую часть и сказал: «Половина – больше целого!»

(Диоген Лаэртский, I, 75)

Кто совершит проступок во хмелю, с того взыскание вдвое против трезвого.

(Плутарх. «Пир семи мудрецов», 12)

Биант

Биант из Приены (Малая Азия) (ок. 625 – ок. 540 до н. э.), философ.

Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много.

(Диоген Лаэртский, I, 87)

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – другом.

(Диоген Лаэртский, I, 87)

Друзей [надо] любить так, будто они тебе ответят ненавистью, – ибо большинство людей злы.

(Диоген Лаэртский, I, 87)

Однажды он плыл на корабле среди нечестивых людей; разразилась буря, и они стали взывать к богам. «Тише! – крикнул Биант, – чтобы боги не услышали, что вы здесь!»

(Диоген Лаэртский, I, 86)

Один нечестивец стал его спрашивать, что такое благочестие, – Биант промолчал. Тот спросил, почему он молчит. «Потому что ты спрашиваешь не о своем деле», – сказал ему Биант.

(Диоген Лаэртский, I, 86)

Когда его родная Приена была захвачена врагом и все жители бежали, захватив с собой чуть ли не все свое имущество, [Биант] на обращенный к нему чей-то совет поступить таким же образом ответил: «А я так и поступаю, потому что все свое ношу с собой».

(Цицерон. «Парадоксы стоиков», I, 1)

Клеобул

Клеобул из Линда (о-в Родос) (VI в. до н. э.), философ.

Дочерей надобно выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами.

(Диоген Лаэртский, I, 91)

Нужно услужать друзьям, чтобы укрепить их дружбу, и врагам, чтобы приобрести их дружбу.

(Диоген Лаэртский, I, 91)

С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое – знак глупости, второе – бешенства.

(Диоген Лаэртский, I, 92)

Пьяного раба не наказывай: покажешься пьян.

(Диоген Лаэртский, I, 92)

В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.

(Диоген Лаэртский, I, 93)

Лучшее – мера.

(Диоген Лаэртский, I, 93)

Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь из тех, кто знатнее тебя, приобретешь не родственников, а господ.

(«Изречения семи мудрецов»)

Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены.

(«Изречения семи мудрецов»)

Хилон

Хилон (VI в. до н. э.), спартанский законодатель.

Ничего сверх меры.

Познай самого себя.

(«Изречения семи мудрецов»)

Если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти.

(«Изречения семи мудрецов»)

Не грозись: это дело бабье.

(Диоген Лаэртский, I, 70)

Мертвых не хули.

(Диоген Лаэртский, I, 70)

Языком не упреждай мысль.

(Диоген Лаэртский, I, 70)

Когда говоришь, руками не размахивай – это знак безумства.

(Диоген Лаэртский, I, 70)

Счастлив тиран, который умрет у себя дома своей смертью!

(Диоген Лаэртский, I, 73)

Анахарсис

Анахарсис (VII в. до н. э.), легендарный мудрец, скиф по происхождению.

Анахарсис на вопрос, почему не заводит детей, сказал: из любви к детям.

(Стобей, III, 120)

Анахарсис, посетив Народное собрание [в Афинах], выражал удивление, что у эллинов говорят мудрецы, а дела решают невежды.

(Плутарх. «Солон», 5)

В Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные.

(Диоген Лаэртский, I, 103)

Удивительно ‹…›, как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками – из больших.

(Диоген Лаэртский, I, 104)

Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.

(Диоген Лаэртский, I, 103)

Афинянин попрекал его [Анахарсиса], что он скиф; он ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор своей родине».

(Диоген Лаэртский, I, 104)

Агафон

Агафон (ок. 448 – ок. 405 до н. э.), афинский драматург-трагик; дружил с Платоном и Еврипидом. От его сочинений сохранились небольшие фрагменты.

Ведь только одного и богу не дано:

Не бывшим сделать то, что было сделано.

Фрагм. 5

(Аристотель. «Никомахова этика», VI, 2, 2, 1139b)

Вероятно и то, что много происходит невероятного.

Из несохранившейся трагедии

(Аристотель. «Поэтика», 18, 1456a)

Каждый, кого коснется Эрот, становится поэтом.

Фрагмент (Платон. «Пир», 196e)

* * *

Агафон охотно и обильно пользовался антитезами. Когда кто-то, словно для того, чтобы исправить его драмы, хотел повычеркивать из них антитезы, он сказал: «Любезнейший, ‹…› ты ‹…› вычеркиваешь Агафона из Агафона».

(Элиан. «Пестрые рассказы», XIV, 13)

Анаксагор

Анаксагор Клазоменский (ок. 500 – ок. 428 до н. э.), философ и ученый. 30 лет прожил в Афинах, входил в близкое окружение Перикла. Покинул Афины, обвиненный в безбожии. Его сочинения дошли лишь во фрагментах.

Все содержится во всем. (Вариант: Во всем содержится доля всего.)

«О природе» (фрагмент)

Есть два урока смерти: время до рождения и сон.

(Стобей, IV)

Человеку, спросившему, станут ли когда-нибудь морем лампсакийские холмы, он [Анаксагор] ‹…› ответил: «Да – хватило бы только времени».

(Диоген Лаэртский, II, 10)

На вопрос, для чего он родился на свет, он [Анаксагор] ответил: «Для наблюдения солнца, луны и неба».

(Диоген Лаэртский, II, 10)

В конце концов, отказавшись от всего, он [Анаксагор] занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких делах государственных. Его спросили: «И тебе нет дела до отечества?» Он ответил: «Отнюдь нет; мне очень даже есть дело до отечества!» – и указал на небо.

(Диоген Лаэртский, II, 7)

Анаксагор, потеряв сына, сказал: «Я знал, что породил смертного».

(Плутарх. «О подавлении гнева», 16)

[Анаксагор был изгнан из Афин.] Ему сказали: «Ты лишился общества афинян». Он ответил: «Нет, это они лишились моего общества».

(Диоген Лаэртский, II, 10)

Кто-то сокрушался, что умирает на чужбине; Анаксагор сказал ему: «Спуск в Аид отовсюду одинаков».

(Диоген Лаэртский, II, 11)

Антисфен

Антисфен из Афин (ок. 455 – ок. 360 до н. э.), ученик Горгия и Сократа, основатель философской школы киников, учитель Диогена Синопского.

Человека можно научить добродетели.

«Геракл» (фрагмент) (Диоген Лаэртский, VI, 12)

Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.

Из сочинений о Гомере

Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное.

Из сочинений о Гомере

Начало образования состоит в исследовании слов.

«О воспитании, или О словах» (фрагмент)

[О платоновских «идеях»: ] Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.

«Сатон» (фрагмент)

Глазами его [бога] нельзя увидеть, он ни на что не похож.

«Физика» (фрагмент)

Безвестность есть благо.

(Диоген Лаэртский, VI, 1)

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.

(Диоген Лаэртский, VI, 12)

Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.

(Филон Александрийский.

«О том, что всякий добродетельный человек свободен»)

Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.

(Диоген Лаэртский, VI, 12)

Удовольствие – благо, но [только] когда оно не вызывает раскаяния.

(Афиней. «Пирующие софисты», XII, 513а)

Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия.

(Аристотель. «Политика», III, 13, 1284а)

Праздник – это повод для обжорства.

(Антоний и Максим. «Беседа о невоздержанности…»)

Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.

(Стобей, 29, 65)

* С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.

(Стобей, 15, 28)

Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.

(Антоний. «Беседы», XXXIII)

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.

(«Ватиканский гномолог», 3)

* * *

На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он [Антисфен] ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием».

(Диоген Лаэртский, VI, 3)

На вопрос, что блаженнее всего для человека, он [Антисфен] сказал: «Умереть счастливым».

(Диоген Лаэртский, VI, 5)

На вопрос, что дала ему философия, он [Антисфен] ответил: «Умение беседовать с самим собой».

(Диоген Лаэртский, VI, 6)

На вопрос, какая наука самая необходимая, он [Антисфен] сказал: «Наука забывать ненужное».

(Диоген Лаэртский, VI, 7)

Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, он [Антисфен] сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».

(Диоген Лаэртский, VI, 3)

Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; ‹…› Антисфен заметил: «Напротив, она их рождает во множестве».

(Стобей, 50, 11)

Когда его однажды хвалили дурные люди, он [Антисфен] сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?»

(Диоген Лаэртский, VI, 5)

Когда Платон в своей школе о чем-то долго рассуждал, Антисфен заметил: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель – мерой оратора».

(«Ватиканский гномолог», 13)

Когда какой-то человек спросил Антисфена, чему надо учить сына, он ответил: «Если он собирается общаться с богами, то философии, если же с людьми, то риторике».

(Стобей. «Эклоги»)

Умер он от чахотки. ‹…› Однажды, когда он воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто». – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!«– возразил Антисфен.

 

(Диоген Лаэртский, VI, 18)

Аристипп

Аристипп Киренский (ок. 435 – после 366 до н. э.), философ, основатель школы киренаиков; работал в Афинах, Сиракузах и Кирене (Северная Африка). Его сочинения не сохранились; возможно, он вообще ничего не писал.

Я везде чужеземец.

(Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе», II, 1, 13)

Ни в коем случае я не ставлю себя в число тех, которые хотят властвовать. Трудное дело – добывать для себя самого что нужно; но лишь совершенный безумец ‹…› может, не довольствуясь этим, налагать на себя еще новое бремя – доставлять всем гражданам что им нужно.

(Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе», II, 1, 8)

На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, он [Аристипп] ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему».

(Диоген Лаэртский, II, 68)

На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи – к дверям философов, он [Аристипп] ответил: «Потому что одни знают, что им нужно, а другие не знают».

(Диоген Лаэртский, II, 69)

Кто-то привел к нему в обучение сына; Аристипп запросил пятьсот драхм. Отец сказал: «За эти деньги я могу купить раба!» – «Купи, – сказал Аристипп, – и у тебя будут целых два раба».

(Диоген Лаэртский, II, 72)

Человека, который порицал роскошь его стола, он [Аристипп] спросил: «А разве ты отказался бы купить все это за три обола?» – «Конечно, нет», – ответил тот. «Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение».

(Диоген Лаэртский, II, 75)

Заметив ‹…› Аристиппа, входящего вместе с сицилийским тираном Дионисием, [Антисфен] сказал: «Аристипп, если бы ты довольствовался такой пищей, как я, то тебе не пришлось бы следовать по пятам за тираном». ‹…› Аристипп возразил: «А если бы ты мог запросто беседовать с тираном, то не довольствовался бы такой пищей».

(«Латинская грамматика», VI)

Дионисий дал ему [Аристиппу] денег, а Платону – книгу; в ответ на упреки Аристипп сказал: «Значит, мне нужнее деньги, а Платону – книга».

(Диоген Лаэртский, II, 81)

Право же, щедрость никогда не разорит Дионисия [правителя Сиракуз]: нам, которые просят много, он дает мало, а Платону, который ничего не берет, – много.

(Плутарх. «Дион», 19)

Когда преподавание принесло ему [Аристиппу] много денег, Сократ спросил его: «За что тебе так много?» А он ответил: «За то же, за что тебе так мало».

(Диоген Лаэртский, II, 80)

Однажды Аристипп плыл на корабле; захваченный бурей, он сильно перепугался. Один из спутников спросил его: «И ты, Аристипп, трусишь, как все?» А он: «И с полным правом: вас эта опасность заставляет тревожиться за вашу бедственную жизнь, а меня – за мою блаженную».

(Элиан. «Пестрые рассказы», IX, 20)

fictionbook.ru

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

Люди всегда переоценивают современность. Каждому новому поколению кажется, что оно уникально и ничего подобного никогда не родилось и не родится.

Поделиться

Класснуть

В каком-то смысле это так и есть, и всё же новое поколение не висит во вселенском вакууме — оно стоит на плечах у предыдущего. Опыт, накопленная мудрость, знания — всё это мы получаем от предков и передаём своим детям.

Вот почему высказывания умнейших людей, живших за тысячи лет до нас, не теряют актуальности и поныне. Фактрум приводит полтора десятка мудрых цитат, которыми стоит поделиться.

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

15 изречений древних философов, актуальных вечно, так как люди не меняются

Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:

Поделиться

Класснуть

www.factroom.ru

Читать книгу Лучшие мысли и изречения древних в одном томе Константин Душенко : онлайн чтение

Текущая страница: 1 (всего у книги 24 страниц) [доступный отрывок для чтения: 6 страниц]

Лучшие мысли и изречения древних в одном томесост. Константин Душенко

В оформлении использованы иллюстрации из книг:

Früchristliche Bauten und Mosaiken von Ravenna. – Baden Baden, 1958;

Gerhard E. Auserlesene Griechische Vasenbilder. – Berlin, 1852;

Grimal P. La civilisation romaine. – Paris, 1968;

Mosaicos romanos del Museo arqueologico… – Madrid

© Душенко К. В., составление, 2006, 2015

© Оформление. ООО «Издательство «Э», 2015

* * *

Даже известное известно немногим.

Аристотель

Да будут прокляты те, кто раньше нас высказал наши мысли!

Элий Донат (IV в. н. э.)

Предисловие

Это не первая в России антология подобного рода. Что отличает ее от прежних?

Прежде всего: ее основным источником были не «готовые» сборники цитат, а сочинения самих древних авторов (как правило, в авторитетных русских изданиях). Это позволило очень существенно расширить спектр публикуемых мыслей и изречений.

Почти все цитаты взяты из прозаических сочинений.

Приводится источник всех изречений, включенных в книгу.

И, наконец, подробный указатель позволяет найти высказывания на самые разные темы – от «Ада» до «Ямба».

Тем самым читатель получает весьма представительную антологию мысли и красноречия древних, и в то же время – удобный в работе справочник.

Константин Душенко

Январь 2003 г.

В IV издании добавлен ряд новых изречений, некоторые переводы заменены другими, а некоторые изречения исключены. Ссылки на цитируемые книжные публикации, имевшиеся в предыдущих изданиях, в настоящем издании убраны.

Константин Душенко

Июнь 2015 г.

Необходимые пояснения

1. В ссылке на источник сначала дается название произведения, затем – цитируемое место (книга, глава, пагинация).

Пример, взятый из персональной рубрики «Аристотель»:

[Обижают] и друзей, и врагов, потому что первых обидеть легко, а вторых приятно.

«Риторика», I, 11, 1373a

2. Если высказывание того или иного лица известно по сообщению другого древнего автора, после цитаты обычно дается ссылка на этого «вторичного» автора. Ссылка на «вторичного» автора дается в круглых скобках.

Пример из той же рубрики «Аристотель»:

Одни копят, словно должны жить вечно, а другие тратят, словно тотчас умрут.

(Диоген Лаэртский, V, 20)

3. Авторство очень многих изречений достоверно не установлено; их отнесение в ту или иную персональную рубрику носит в значительной мере условный характер.

4. Сведения об авторах, которым посвящена отдельная персональная рубрика, даются в основном тексте; сведения об остальных авторах – в указателе имен.

5. Различные фрагменты одного и того же произведения нередко цитируются в разных переводах.

6. Перевод заглавий цитируемых сочинений унифицирован. Унифицировано также написание имен мудрецов Талмуда.

7. Цитаты из Библии у раннехристианских писателей, а также в Талмуде не всегда совпадают с синодальным переводом.

8. В ссылках на книгу Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов», а также на «Антологию» Иоанна Стобея название книги опускается; указывается лишь имя автора.

9. Если в дате не указано: «до н. э.», значит, она относится к нашей эре.

10. Слово «тиран» (в т. ч. в значении «единоличный правитель») всюду пишется с одним «н».

11. Слово «бог» пишется со строчной буквы в цитатах из греко-римских авторов, с прописной – в цитатах из христианских авторов и из Талмуда.

Условные знаки и сокращения

Звездочка (*) перед цитатой означает, что цитата приводится в несколько измененном виде по сравнению с изданием-источником.

В квадратных скобках даются вставки, необходимые для связности или для лучшего понимания текста.

Отточием в круглых скобках (…) обозначается опущенная часть цитаты.

«Стб.» означает «столбец»; «фрагм.» – «фрагмент».

В «Указателе мыслей и изречений» в угловых скобках ‹› даются цитаты, форма которых (для упрощения) изменена по сравнению с основным текстом.

Древние греки
Несколько дат

VIII в. до н. э. Поэты Гомер и Гесиод. Первые Олимпийские игры.

VII–VI вв. до н. э. Выходцы из Греции основывают города-колонии по всему Северному Средиземноморью. «Греки расселись по берегам нашего моря, как лягушки вокруг болота» (Платон).

VI в. до н. э. Время «семи мудрецов».

508 до н. э. Установление демократии в Афинах.

500–449 до н. э. Греко-персидские войны. «Войск царя Ксеркса хватило, чтобы заполнить всю Грецию, но было мало, чтобы ее победить» (Сенека).

456 до н. э. Смерть Эсхила – первого великого трагика, «отца театра».

443–429 до н. э. Перикл во главе Афин.

431 до н. э. Начало Пелопоннесской войны: Афины и Спарта сражаются за гегемонию в Греции.

423 до н. э. Аристофан высмеивает Сократа в комедии «Облака».

404 до н. э. Пелопоннесская война заканчивается поражением Афин.

399 до н. э. Сократ приговорен афинянами к смерти.

387 до н. э. Платон начинает учить в Академии.

371 до н. э. Битва при Левктрах; фиванцы под начальством Эпаминонда наголову разбивают спартанцев и «радуются словно мальчишки, избившие своего наставника» (Антисфен).

338 до н. э. Филипп Македонский побеждает греков в битве при Херонее.

334 до н. э. Александр Македонский идет на Персию.

323 до н. э. Смерть Александра. «Потеряв Александра, македоняне уподобились циклопу, потерявшему глаз» (Демад). Огромная держава Александра распадается на отдельные царства.

Рубеж IV–III вв. до н. э. Начинают учить Эпикур, основатель школы эпикурейцев, и Зенон, основатель школы стоиков.

280–275 до н. э. Царь Эпира Пирр воюет в Италии и Сицилии.

197 до н. э. Римляне побеждают Филиппа V Македонского при Киноскефалах. Греки, перешедшие под власть римлян, «получили, правда, более легкие, но зато и более прочные цепи» (Плутарх).

127. Смерть Плутарха.

1-я пол. III в. Диоген Лаэртский пишет «Жизнеописания знаменитых философов».

Семь мудрецов

«Семь мудрецов» – философы и законодатели VII–VI вв. до н. э., которых позднее в Греции признали учителями жизни. Состав «семи мудрецов» был непостоянным; наша «семерка» взята из «Пира семи мудрецов» Плутарха. Почти все приписываемые им сентенции апокрифичны.

Фалес

Фалес Милетский (ок. 640 – ок. 547 до н. э.) считается родоначальником греческой философии, математики и астрономии.

Прежде чем посвятить себя «умозрению природы», занимался государственной деятельностью.

Все полно богов.

(Аристотель. «О душе», 411a)

Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает все.

(Диоген Лаэртский, I, 35)

[Фалес] сказал, что между жизнью и смертью нет разницы. – «Почему же ты не умрешь?» – спросили его. «Именно поэтому», – сказал Фалес.

(Диоген Лаэртский, I, 35–36)

[Фалеса] спросили, что на свете трудно? – «Познать себя». Что легко? – «Советовать другому».

(Диоген Лаэртский, I, 36)

Какая жизнь самая лучшая? – «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

(Диоген Лаэртский, I, 36)

* На вопрос, что он видел самого удивительного, Фалес ответил: «Тирана в старости».

(Плутарх. «Пир семи мудрецов», 2)

Из диких [животных] хуже всех тиран, из домашних – льстец.

(Плутарх. «Пир семи мудрецов», 2)

Врагам и в вероятном не верь, друзьям и в невероятном верь.

(Плутарх. «Пир семи мудрецов», 17)

Фалес, которому мать неотступно советовала жениться, уклонялся от ее настояний, говоря сначала: «Еще не время, матушка», а позднее: «Уже не время, матушка».

(Плутарх. «Застольные беседы», III, 6, 3)

Фалес ‹…› будто бы ‹…› утверждал, что за три вещи благодарен судьбе: во‑первых, что он человек, а не животное; во‑вторых, что он мужчина, а не женщина; в‑третьих, что он эллин, а не варвар.

(Диоген Лаэртский, I, 33)

Солон

Солон (ок. 635 – ок. 560 до н. э.), афинский законодатель и поэт; при нем высшим органом власти в Афинах стало народное собрание.

Никого при жизни нельзя считать счастливым.

(Геродот. «История», I, 86)

Во всяком деле нужно иметь в виду его исход, чем оно кончится.

(Геродот. «История», I, 32)

Ничего слишком!

(Диоген Лаэртский, I, 63)

Чего не клал, того не бери.

(Диоген Лаэртский, I, 57)

Не советуй угодное, советуй лучшее.

(Диоген Лаэртский, I, 59)

О тайном догадывайся по явному.

(«Изречения семи мудрецов»)

Прежде чем приказывать, научись повиноваться.

(Диоген Лаэртский, I, 59)

Когда его [Солона] спросили, самые ли лучшие законы он дал афинянам, он ответил: «Да, самые лучшие из тех, какие они могли принять».

(Плутарх. «Солон», 15)

Законы подобны паутине: если в них попадется бессильный и легкий, они выдержат, если большой – он разорвет их и вырвется.

(Диоген Лаэртский, I, 58)

На вопрос, почему он [Солон] не установил закон против отцеубийц, он ответил: «Чтобы он не понадобился».

(Диоген Лаэртский, I, 59)

Знаешь – так молчи.

(«Изречения семи мудрецов»)

Когда Питтак спросил молчавшего за столом Солона, отчего он не говорит – оттого ли, что не находит предмета для разговора, или по глупости, он получил ответ: «Ни один дурак не может молчать за столом».

(Эпиктет. «Афоризмы»)

Когда он оплакивал сына, кто-то ему сказал: «Ведь это бесполезно!» – «Оттого и плачу, что бесполезно», – ответил Солон.

(Диоген Лаэртский, I, 63)

Питтак ‹…› уселся у алтаря как проситель и требовал освободить его от власти. На расспросы митиленцев о причине этого Питтак ответил, что трудно быть благородным. Узнав об этом, Солон сказал: «Прекрасное – трудно», и отсюда эти слова вошли в поговорку.

(Схолии к диалогу Платона «Гиппий Больший»)

Питтак

Питтак (ок. 650 – ок. 580 до н. э.), правитель и законодатель города Митилены (о-в Лесбос).

Дело умных – предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых – управляться с бедой, когда она пришла.

(Диоген Лаэртский, I, 78)

На вопрос, что лучше всего, он ответил: «Хорошо делать, что делаешь».

(Диоген Лаэртский, I, 77)

На вопрос Креза, какая власть сильней, [Питтак ответил: ] «Та, что резана на дереве», то есть законы.

(Диоген Лаэртский, I, 77)

Митиленяне дали ему [Питтаку] надел земли. ‹…› Он отделил себе от нее лишь малую часть и сказал: «Половина – больше целого!»

(Диоген Лаэртский, I, 75)

Кто совершит проступок во хмелю, с того взыскание вдвое против трезвого.

(Плутарх. «Пир семи мудрецов», 12)

Биант

Биант из Приены (Малая Азия) (ок. 625 – ок. 540 до н. э.), философ.

Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много.

(Диоген Лаэртский, I, 87)

Лучше разбирать спор между своими врагами, чем между друзьями, – ибо заведомо после этого один из друзей станет твоим врагом, а один из врагов – другом.

(Диоген Лаэртский, I, 87)

Друзей [надо] любить так, будто они тебе ответят ненавистью, – ибо большинство людей злы.

(Диоген Лаэртский, I, 87)

Однажды он плыл на корабле среди нечестивых людей; разразилась буря, и они стали взывать к богам. «Тише! – крикнул Биант, – чтобы боги не услышали, что вы здесь!»

(Диоген Лаэртский, I, 86)

Один нечестивец стал его спрашивать, что такое благочестие, – Биант промолчал. Тот спросил, почему он молчит. «Потому что ты спрашиваешь не о своем деле», – сказал ему Биант.

(Диоген Лаэртский, I, 86)

Когда его родная Приена была захвачена врагом и все жители бежали, захватив с собой чуть ли не все свое имущество, [Биант] на обращенный к нему чей-то совет поступить таким же образом ответил: «А я так и поступаю, потому что все свое ношу с собой».

(Цицерон. «Парадоксы стоиков», I, 1)

Клеобул

Клеобул из Линда (о-в Родос) (VI в. до н. э.), философ.

Дочерей надобно выдавать замуж по возрасту девицами, по разуму женщинами.

(Диоген Лаэртский, I, 91)

Нужно услужать друзьям, чтобы укрепить их дружбу, и врагам, чтобы приобрести их дружбу.

(Диоген Лаэртский, I, 91)

С женой при чужих не ласкайся и не ссорься: первое – знак глупости, второе – бешенства.

(Диоген Лаэртский, I, 92)

Пьяного раба не наказывай: покажешься пьян.

(Диоген Лаэртский, I, 92)

В счастье не возносись, в несчастье не унижайся.

(Диоген Лаэртский, I, 93)

Лучшее – мера.

(Диоген Лаэртский, I, 93)

Бери жену из ровни, ибо, если возьмешь из тех, кто знатнее тебя, приобретешь не родственников, а господ.

(«Изречения семи мудрецов»)

Насмешкам остряка не смейся, не то будешь ненавистен тем, на кого они направлены.

(«Изречения семи мудрецов»)

Хилон

Хилон (VI в. до н. э.), спартанский законодатель.

Ничего сверх меры.

Познай самого себя.

(«Изречения семи мудрецов»)

Если тебе причинили ущерб – примирись, если оскорбили – отомсти.

(«Изречения семи мудрецов»)

Не грозись: это дело бабье.

(Диоген Лаэртский, I, 70)

Мертвых не хули.

(Диоген Лаэртский, I, 70)

Языком не упреждай мысль.

(Диоген Лаэртский, I, 70)

Когда говоришь, руками не размахивай – это знак безумства.

(Диоген Лаэртский, I, 70)

Счастлив тиран, который умрет у себя дома своей смертью!

(Диоген Лаэртский, I, 73)

Анахарсис

Анахарсис (VII в. до н. э.), легендарный мудрец, скиф по происхождению.

Анахарсис на вопрос, почему не заводит детей, сказал: из любви к детям.

(Стобей, III, 120)

Анахарсис, посетив Народное собрание [в Афинах], выражал удивление, что у эллинов говорят мудрецы, а дела решают невежды.

(Плутарх. «Солон», 5)

В Элладе участвуют в состязаниях люди искусные, а судят их неискусные.

(Диоген Лаэртский, I, 103)

Удивительно ‹…›, как эллины при начале пира пьют из малых чаш, а с полными желудками – из больших.

(Диоген Лаэртский, I, 104)

Лоза приносит три грозди: гроздь наслаждения, гроздь опьянения и гроздь омерзения.

(Диоген Лаэртский, I, 103)

Афинянин попрекал его [Анахарсиса], что он скиф; он ответил: «Мне позор моя родина, а ты позор своей родине».

(Диоген Лаэртский, I, 104)

Агафон

Агафон (ок. 448 – ок. 405 до н. э.), афинский драматург-трагик; дружил с Платоном и Еврипидом. От его сочинений сохранились небольшие фрагменты.

Ведь только одного и богу не дано:

Не бывшим сделать то, что было сделано.

Фрагм. 5

(Аристотель. «Никомахова этика», VI, 2, 2, 1139b)

Вероятно и то, что много происходит невероятного.

Из несохранившейся трагедии

(Аристотель. «Поэтика», 18, 1456a)

Каждый, кого коснется Эрот, становится поэтом.

Фрагмент (Платон. «Пир», 196e)

* * *

Агафон охотно и обильно пользовался антитезами. Когда кто-то, словно для того, чтобы исправить его драмы, хотел повычеркивать из них антитезы, он сказал: «Любезнейший, ‹…› ты ‹…› вычеркиваешь Агафона из Агафона».

(Элиан. «Пестрые рассказы», XIV, 13)

Анаксагор

Анаксагор Клазоменский (ок. 500 – ок. 428 до н. э.), философ и ученый. 30 лет прожил в Афинах, входил в близкое окружение Перикла. Покинул Афины, обвиненный в безбожии. Его сочинения дошли лишь во фрагментах.

Все содержится во всем. (Вариант: Во всем содержится доля всего.)

«О природе» (фрагмент)

Есть два урока смерти: время до рождения и сон.

(Стобей, IV)

Человеку, спросившему, станут ли когда-нибудь морем лампсакийские холмы, он [Анаксагор] ‹…› ответил: «Да – хватило бы только времени».

(Диоген Лаэртский, II, 10)

На вопрос, для чего он родился на свет, он [Анаксагор] ответил: «Для наблюдения солнца, луны и неба».

(Диоген Лаэртский, II, 10)

В конце концов, отказавшись от всего, он [Анаксагор] занялся умозрением природы, не тревожась ни о каких делах государственных. Его спросили: «И тебе нет дела до отечества?» Он ответил: «Отнюдь нет; мне очень даже есть дело до отечества!» – и указал на небо.

(Диоген Лаэртский, II, 7)

Анаксагор, потеряв сына, сказал: «Я знал, что породил смертного».

(Плутарх. «О подавлении гнева», 16)

[Анаксагор был изгнан из Афин.] Ему сказали: «Ты лишился общества афинян». Он ответил: «Нет, это они лишились моего общества».

(Диоген Лаэртский, II, 10)

Кто-то сокрушался, что умирает на чужбине; Анаксагор сказал ему: «Спуск в Аид отовсюду одинаков».

(Диоген Лаэртский, II, 11)

Антисфен

Антисфен из Афин (ок. 455 – ок. 360 до н. э.), ученик Горгия и Сократа, основатель философской школы киников, учитель Диогена Синопского.

Человека можно научить добродетели.

«Геракл» (фрагмент) (Диоген Лаэртский, VI, 12)

Характерным для мудрости является умение найти для каждого свой род мудрости, а невежеству свойственно к разным людям обращаться с однообразной речью.

Из сочинений о Гомере

Влюбленные часто обманывают и обещают невозможное.

Из сочинений о Гомере

Начало образования состоит в исследовании слов.

«О воспитании, или О словах» (фрагмент)

[О платоновских «идеях»: ] Человека и лошадь я вижу, а человечности и лошадности не вижу.

«Сатон» (фрагмент)

Глазами его [бога] нельзя увидеть, он ни на что не похож.

«Физика» (фрагмент)

Безвестность есть благо.

(Диоген Лаэртский, VI, 1)

Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои погрешности.

(Диоген Лаэртский, VI, 12)

Образованного и умного человека трудно переносить, так как неразумие – вещь легкая и необременительная, а разум непреклонен, непоколебим, тяжесть его неодолима.

(Филон Александрийский.

«О том, что всякий добродетельный человек свободен»)

Добродетель и для мужчины, и для женщины одна.

(Диоген Лаэртский, VI, 12)

Удовольствие – благо, но [только] когда оно не вызывает раскаяния.

(Афиней. «Пирующие софисты», XII, 513а)

Львы взяли слово, когда, собравшись на совет, зайцы потребовали для всех равноправия.

(Аристотель. «Политика», III, 13, 1284а)

Праздник – это повод для обжорства.

(Антоний и Максим. «Беседа о невоздержанности…»)

Следует домогаться удовольствий, которые идут за трудами, а не перед трудами.

(Стобей, 29, 65)

* С политикой следует обращаться как с огнем: не подходить слишком близко, чтобы не обжечься, и не очень удаляться, чтобы не замерзнуть.

(Стобей, 15, 28)

Не замечай ошибки старца: старое дерево бесполезно пересаживать.

(Антоний. «Беседы», XXXIII)

Невежественные люди похожи на бодрствующих в состоянии сна.

(«Ватиканский гномолог», 3)

* * *

На вопрос, какую женщину лучше брать в жены, он [Антисфен] ответил: «Красивая будет общим достоянием, некрасивая – твоим наказанием».

(Диоген Лаэртский, VI, 3)

На вопрос, что блаженнее всего для человека, он [Антисфен] сказал: «Умереть счастливым».

(Диоген Лаэртский, VI, 5)

На вопрос, что дала ему философия, он [Антисфен] ответил: «Умение беседовать с самим собой».

(Диоген Лаэртский, VI, 6)

На вопрос, какая наука самая необходимая, он [Антисфен] сказал: «Наука забывать ненужное».

(Диоген Лаэртский, VI, 7)

Узнав однажды, что Платон дурно отзывается о нем, он [Антисфен] сказал: «Это удел царей: делать хорошее и слышать дурное».

(Диоген Лаэртский, VI, 3)

Кто-то сказал, что война уничтожает бедняков; ‹…› Антисфен заметил: «Напротив, она их рождает во множестве».

(Стобей, 50, 11)

Когда его однажды хвалили дурные люди, он [Антисфен] сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?»

(Диоген Лаэртский, VI, 5)

Когда Платон в своей школе о чем-то долго рассуждал, Антисфен заметил: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель – мерой оратора».

(«Ватиканский гномолог», 13)

Когда какой-то человек спросил Антисфена, чему надо учить сына, он ответил: «Если он собирается общаться с богами, то философии, если же с людьми, то риторике».

(Стобей. «Эклоги»)

Умер он от чахотки. ‹…› Однажды, когда он воскликнул: «Ах, кто избавит меня от страданий!», Диоген показал ему кинжал и произнес: «Вот кто». – «Я сказал: от страданий, а не от жизни!«– возразил Антисфен.

(Диоген Лаэртский, VI, 18)

Аристипп

Аристипп Киренский (ок. 435 – после 366 до н. э.), философ, основатель школы киренаиков; работал в Афинах, Сиракузах и Кирене (Северная Африка). Его сочинения не сохранились; возможно, он вообще ничего не писал.

Я везде чужеземец.

(Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе», II, 1, 13)

Ни в коем случае я не ставлю себя в число тех, которые хотят властвовать. Трудное дело – добывать для себя самого что нужно; но лишь совершенный безумец ‹…› может, не довольствуясь этим, налагать на себя еще новое бремя – доставлять всем гражданам что им нужно.

(Ксенофонт. «Воспоминания о Сократе», II, 1, 8)

На вопрос, чем философы превосходят остальных людей, он [Аристипп] ответил: «Если все законы уничтожатся, мы одни будем жить по-прежнему».

(Диоген Лаэртский, II, 68)

На вопрос Дионисия, почему философы ходят к дверям богачей, а не богачи – к дверям философов, он [Аристипп] ответил: «Потому что одни знают, что им нужно, а другие не знают».

(Диоген Лаэртский, II, 69)

Кто-то привел к нему в обучение сына; Аристипп запросил пятьсот драхм. Отец сказал: «За эти деньги я могу купить раба!» – «Купи, – сказал Аристипп, – и у тебя будут целых два раба».

(Диоген Лаэртский, II, 72)

Человека, который порицал роскошь его стола, он [Аристипп] спросил: «А разве ты отказался бы купить все это за три обола?» – «Конечно, нет», – ответил тот. «Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение».

(Диоген Лаэртский, II, 75)

Заметив ‹…› Аристиппа, входящего вместе с сицилийским тираном Дионисием, [Антисфен] сказал: «Аристипп, если бы ты довольствовался такой пищей, как я, то тебе не пришлось бы следовать по пятам за тираном». ‹…› Аристипп возразил: «А если бы ты мог запросто беседовать с тираном, то не довольствовался бы такой пищей».

(«Латинская грамматика», VI)

Дионисий дал ему [Аристиппу] денег, а Платону – книгу; в ответ на упреки Аристипп сказал: «Значит, мне нужнее деньги, а Платону – книга».

(Диоген Лаэртский, II, 81)

Право же, щедрость никогда не разорит Дионисия [правителя Сиракуз]: нам, которые просят много, он дает мало, а Платону, который ничего не берет, – много.

(Плутарх. «Дион», 19)

Когда преподавание принесло ему [Аристиппу] много денег, Сократ спросил его: «За что тебе так много?» А он ответил: «За то же, за что тебе так мало».

(Диоген Лаэртский, II, 80)

Однажды Аристипп плыл на корабле; захваченный бурей, он сильно перепугался. Один из спутников спросил его: «И ты, Аристипп, трусишь, как все?» А он: «И с полным правом: вас эта опасность заставляет тревожиться за вашу бедственную жизнь, а меня – за мою блаженную».

(Элиан. «Пестрые рассказы», IX, 20)

iknigi.net

Латинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических и исторических специальностей

Латинские пословицы и крылатые выражения для студентов филологических и исторических специальностей

Скачать: pdfrar

A posteriōri. «Из последующего»; исходя из опыта, на основании опыта. В логике — умозаключение, делаемое на основании опыта.

A priōri. «Из предыдущего», на основании ранее известного. В логике — умозаключение, основанное на общих положениях, принимаемых за истинные.

Ab altĕro expectes, altĕri quod fecĕris. Жди от другого того, что сам ты сделал другому (ср. Как аукнется, так и откликнется).

Ab ovo usque ad mala. «От яиц до яблок», с начала до конца. Обед у древних римлян обычно начинался с яйца и заканчивался фруктами.

Ab urbe condĭta. От основания города (т.е. Рима; основание Рима относят к 754–753 гг. до н.э.). Эра римского летоисчисления. Так назывался исторический труд Тита Ливия, излагавший историю Рима от его легендарного основания до 9 г. н.э.

Ad hoc. «Для этого», «применительно к этому», специально для этого случая.

Ad libĭtum. По желанию, по <своему> усмотрению (в музыке — темп музыкального произведения, предоставляемый на усмотрение исполнителя).

Ad majōrem dei gloriam. «К вящей славе божией»; часто в парафразах для прославления, во славу, во имя торжества кого-либо, чего-либо. Девиз ордена иезуитов, основанного в 1534 г. Игнатием Лойолой.

Alea jacta est. «Жребий брошен» — о бесповоротном решении, о шаге, не допускающем отступления, возврата к прошлому. Слова Юлия Цезаря, который принял решение захватить единоличную власть, сказанные перед переходом реки Рубикон, что послужило началом войны с сенатом.

Alma mater. «Питающая мать» (традиционное образное название учебных заведений, чаще высших).

Alter ego. Другой я, второй я (о друзьях). Приписывается Пифагору.

Amīcus certus in re incertā cernĭtur. «Верный друг познается в неверном деле», т.е. истинный друг познается в беде (Цицерон, «Трактат о дружбе»).

Amīcus Plato, sed magis amīca verĭtas. Платон мне друг, но истина еще больший друг. Выражение восходит к Платону и Аристотелю.

Amōrem canat aetas prima. Пусть юность поет о любви (Секст Проперций, «Элегии»).

Aquĭla non captat muscas. Орел не ловит мух (латинская пословица).

Ars longa, vita brevis. Наука обширна (или Искусство обширно), а жизнь коротка. Из 1-го афоризма древнегреческого врача и естествоиспытателя Гиппократа (в переводе на латынь).

Audiātur et altĕra pars. Следует выслушать и другую (или противную) сторону. О беспристрастном рассмотрении споров. Выражение восходит к судейской присяге в Афинах.

Aurea mediocrĭtas. Золотая середина. Формула практической морали, одно из основных положений житейской философии Горация («Оды»).

Auri sacra fames. Проклятая жажда золота. Вергилий, «Энеида».

Aut Caesar, aut nihil. Или Цезарь, или ничто (ср. русск. Или пан или пропал). Девиз Чезаре Борджиа, итальянского кардинала и военного авантюриста. Источником для этого девиза послужили слова, приписываемые римскому императору Калигуле (12–41 гг.), известному своей расточительностью.

Ave Caesar, <Imperātor,> moritūri te salūtant. Здравствуй, Цезарь, <император,> идущие на смерть приветствуют тебя. Приветствие римских гладиаторов, обращенное к императору. Засвидетельствовано у римского историка Светония.

Bellum omnium contra omnes. Война всех против всех. Т. Гоббс, «Левиафан», о естественном состоянии людей до образования общества.

Carpe diem. «Лови день», т.е. пользуйся сегодняшним днем, лови мгновение. Девиз эпикурейства. Гораций, «Оды».

Cetĕrum censeo Carthagĭnem esse delendam. А кроме того, я утверждаю, что Карфаген должен быть разрушен. Настойчивое напоминание; выражение представляет собой слова Марка Порция Катона Старшего, которые он прибавлял в конце каждой речи в сенате, о чем бы ему ни приходилось высказываться.

Cibi, potus, somni, venus omnia moderāta sint. Пища, питье, сон, любовь — пусть все будет умеренным (изречение греческого врача Гиппократа).

Citius, altius, fortius! Быстрее, выше, сильнее! Девиз Олимпийских игр, принятый в 1913 г.

Cogĭto, ergo sum. Я мыслю, следовательно я существую. Р. Декарт, «Начала философии».

Consuetūdo est altĕra natūra. Привычка — вторая натура. Цицерон, «О высшем благе и высшем зле».

Credo. «Верую». Так называемый «символ веры» — начинающаяся с этого слова молитва, представляющая собой краткий свод догматов христианства. В переносном смысле: основные положения, основы чьего-либо мировоззрения, основные принципы кого-либо.

Cujusvis homĭnis est errāre; nullīus, sine insipientis, in irrōre perseverāre. Каждому человеку свойственно ошибаться, но никому, кроме глупца, не свойственно упорствовать в ошибке. Марк Туллий Цицерон, «Филиппики».

Curricŭlum vitae. «Путь жизни», краткая биография.

De gustĭbus non est disputandum. О вкусах не спорят (ср. На вкус и цвет товарищей нет).

De jure. De facto. По праву, юридически. На деле, фактически.

De mortuis aut bene, aut nihil. О мертвых или хорошо, или ничего. Изречение Хилона, одного из семи мудрецов древности.

Divĭde et impĕra. Разделяй и властвуй. Латинская формулировка принципа империалистической политики.

Docendo discĭmus. Обучая, мы учимся сами. Сенека, «Письма».

Ducunt volentem fata, nolentem trahunt. Желающего идти судьба ведет, не желающего — тащит. Изречение греческого философа-стоика Клеанфа, переведенное на латинский язык Луцием Аннеем Сенекой в его «Письмах».

Dum spiro, spero. Пока дышу, надеюсь. Относящаяся к новому времени формулировка мысли, которая встречается у Цицерона в «Письмах к Аттику» и у Сенеки в «Письмах».

Dum vitant stulti vitia, in contraria currunt. Глупые, избегая пороков, впадают в противоположные пороки (Квинт Гораций Флакк).

Dura lex, sed lex. «Суров закон, но закон», т.е. каким бы ни был суровым закон, его следует соблюдать.

Epistŭla non erubescit. Письмо не краснеет. В письме можно высказать то, о чем стыдно сказать при личной встрече.

Errāre humānum est. «Ошибаться — человеческое свойство», человеку свойственно ошибаться. Марк Анней Сенека Старший, «Контроверсии».

Eruditio aspĕra optĭma est. Строгое обучение самое лучшее.

Est modus in rebus. Есть мера в вещах, т.е. всему есть мера. Гораций, «Сатиры».

Ex libris. «Из книг», экслибрис. Название книжного знака, наклеиваемого на внутренней стороне передней крышки переплета или обложки книги и содержащего имя владельца книги.

Ex ungue leōnem. «По когтю льва» (узнаю́т), т.е. по части можно судить о целом или по руке узнают мастера. Лукиан, «Гермотим».

Exempli gratiā (e.g.). Ради примера, например.

Feci, quod potui, faciant meliōra potentes. Я сделал всё, что мог, кто может, пусть сделает лучше. Стихотворная парафраза формулы, которой римские консулы заключали свою отчетную речь, передавая полномочия преемнику.

Femĭna nihil pestilentius. Нет ничего пагубнее женщины. Гомер.

Festīna lente. «Спеши медленно», всё делай не спеша. Латинский перевод греческой поговорки (speude bradeōs), которую Светоний приводит в греческой форме как одну из обычных поговорок Августа («Божественный Август»).

Fiat justitia et pereat mundus. Да свершится правосудие и да погибнет мир. Девиз германского императора Фердинанда I [1503—1564].

Fiat lux. Да будет свет. Книга Бытия, 1:3.

Finis corōnat opus. Конец венчает дело; конец — делу венец. Поговорочное выражение.

Gaudeāmus igĭtur juvĕnes dum sumus. Давайте радоваться, пока мы молоды (начало студенческой песни, возникшей из латинских застольных песен вагантов).

Gútta cavát lapidém non ví sed sáepe cadéndo. Капля долбит камень не силой, но частым паденьем. Овидий, «Послания с Понта».

Habent sua fata libelli. Книги имеют свою судьбу (в зависимости от того, как их принимает читатель). Теренциан Мавр, «О буквах, слогах и размерах».

Hoc est (h.e.). Это значит, то есть.

Homo novus. Новый человек. Человек незнатного происхождения, достигший высокого положения в обществе.

Homo sum: humāni nihil a me aliēnum puto. Я человек и считаю, что ничто человеческое мне не чуждо. Употребляется при желании подчеркнуть глубину и широту интересов, причастность ко всему человеческому или в знач.: Я человек и не застрахован ни от каких человеческих заблуждений и слабостей. Теренций, «Сам себя наказывающий».

Honōres mutant mores. Почести изменяют нравы. Плутарх, «Жизнь Суллы».

Honōris causā. «Ради почета», т.е. принимая во внимание заслуги; иногда — ради своей чести, для престижа или ради одной только чести, бескорыстно. Чаще всего употребляется для обозначения обычая присуждать ученую степень без защиты диссертации, в силу заслуг.

Ignorantia non est argumentum. Незнание — не довод. Бенедикт Спиноза, «Этика».

Malum nullum est sine alĭquo bono. Нет худа без добра. Латинская поговорка.

Manus manum lavat. Рука руку моет. Поговорочное выражение.

Memento mori. Помни о смерти. Форма приветствия, которым обменивались при встрече монахи ордена траппистов.

Memento quia pulvis est. Помни, что ты прах. Книга Бытия, 3:19.

Mens sana in corpŏre sano. В здоровом теле здоровый дух. Ювенал, «Сатиры».

Multos timēre debet, quem multi timent. Многих бояться должен тот, кого многие боятся. Публий Сир.

Mutātis mutandis. Изменив то, что следует изменить; с соответствующими изменениями.

Nam sine doctrinā vita est quasi mortis imāgo. Ибо без науки жизнь есть как бы подобие смерти. Первоисточник не установлен; встречается у Ж.Б. Мольера, «Мещанин во дворянстве».

Ne quid nimis! Ничего лишнего! Не нарушай меры! Публий Теренций Афр, «Девушка с Андроса».

Nomen est omen. «Имя — знамение», имя что-то предвещает, что-то говорит о своем носителе, характеризует его. Плавт, «Перс».

Non est discipǔlus super magistrum. Ученик не выше учителя своего. Евангелие от Матфея.

Non olet. «Не пахнет», <деньги> не пахнут. Светоний, «Божественный Веспасиан».

Nosce te ipsum. Познай самого себя. Латинский перевод греческого изречения gnōthi seauton, приписывавшегося Фалесу и начертанного на фронтоне храма в Дельфах.

Nota bene! (NB!). «Заметь хорошо», обрати внимание. Пометка, служащая для того, чтобы обратить внимание на какую-либо особую примечательную часть текста.

Nulla dies sine lineā. Ни дня без штриха; ни дня без строчки (употребляется в «Естественной истории» Гая Плиния Цецилия Старшего в отношении древнегреческого живописца Апеллеса).

O tempŏra! O mores! О времена! О нравы! Цицерон, «Речь против Катилины».

O, sancta simplicĭtas! О, святая простота! Фраза приписывается чешскому протестанту Яну Гусу. По преданию, Гус, сжигаемый на костре, произнес эти слова, когда какая-то старушка из благочестивых побуждений подбросила в костер охапку хвороста.

Omnia mea mecum porto. Все мое ношу с собой. Слова, приписываемые Цицероном Бианту, одному из семи мудрецов.

Ómnia víncit amór et nós cedámus amóri. Все побеждает любовь, и мы любви покоримся (Вергилий, «Эклоги»).

Omnis ars imitatio est natūrae. Всякое искусство есть подражание природе. Сенека, «Послания».

Optĭmum medicamentum quies est. Лучшее лекарство — покой. Утверждение Авла Корнелия Цельса, римского врача.

Panem et circenses. Хлеба и зрелищ. Возглас, выражавший основные требования римской толпы, утратившей политические права в эпоху Империи и довольствовавшейся бесплатной раздачей хлеба и бесплатными цирковыми зрелищами.

Parturiunt montes, nascētur ridicŭlus mus. Рожают горы, а родится смешная мышь; гора родила мышь (Квинт Гораций Флакк в «Науке поэзии» осмеивает писателей, начинающих свои произведения высокопарными обещаниями, которые в дальнейшем не оправдываются).

Parva leves capiunt animos. Мелочи прельщают души легкомысленных. Публий Овидий Назон.

Per aspĕra ad astra. «Через тернии к звездам», через трудности к высокой цели. Модификация фрагмента из «Неистового Геркулеса» Сенеки.

Per fas et nefas. «С помощью дозволенного и недозволенного богами», всеми правдами и неправдами. Тит Ливий, «История».

Pereant, qui ante nos nostra dixērunt. Да погибнут те, кто раньше нас сказал то, что говорим мы! Шутливый афоризм. Первоисточник не известен.

Pericŭlum in moro. «Опасность в промедлении», т.е. промедление опасно. Тит Ливий, «История».

Persōna (non) grata. (Не)желательная личность (термин международного права). В широком смысле — лицо, (не)пользующееся доверием.

Post factum. «После факта», т.е. после того, как событие свершилось; задним числом, с опозданием.

Post scriptum (P.S.). «После написанного» или «После написанное», приписка в конце письма.

Pro et contra. За и против.

Prosit! На здоровье! Будем здоровы!

Qualis rex, talis grex. Каков царь, такова и толпа. Латинская пословица. Ср. Какой поп, таков и приход.

Qui non labōrat, non mandūcet. Кто не трудится, тот пусть и не ест. 2-е послание апостола Павла к фессалоникийцам 3:10.

Qui pro quo. Один вместо другого, т.е. смешение понятий, путаница; недоразумение.

Quia nomĭnor leo. Ибо я зовусь львом. Слова из басни Федра. Лев и Осел делят добычу после охоты. Лев забрал себе одну треть как царь зверей, вторую — как участник охоты, третью — потому что он лев.

Quídquid agís, prudénter agás et réspĭce fínem. Что бы ты ни делал, делай разумно и предусматривай результат. «Римские деяния».

Quo vadis? Куда идешь? Камо грядеши? Евангелие от Иоанна; слова, с которыми Петр обратился к Иисусу.

Quod erat demonstrandum (q.e.d.). Что и требовалось доказать. Традиционная формула, завершающая доказательство.

Quod licet Jovi, non licet bovi. Что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку. Латинская поговорка.

Repetitio est mater studiōrum. Повторение — мать учения. Латинская пословица.

Salus popŭli — suprēma lex. Благо народа — высший закон. Цицерон, «О законах.

Salus popŭli suprēma lex. Благо народа — высший закон. Цицерон, «О законах».

Sapĕre aude. Решись быть мудрым. Гораций, «Послания».

Sapienti sat. Для понимающего достаточно <того, что уже было сказано>. Тит Макций Плавт, «Перс».

Scientia est potentia. Знание — сила. Афоризм, основанный на высказывании Ф.Бэкона в «Новом органоне».

Scio me nihil scire. Я знаю, что ничего не знаю. Перевод на латинский язык слов Сократа, приводимых в сочинении Платона «Апология Сократа».

Semper homo bonus tiro est. Порядочный человек всегда простак. Марциал.

Sero venientĭbus ossa. Кто поздно приходит (т.е. опаздывает), тому — кости. Латинская поговорка.

Sic transit gloria mundi. Так проходит мирская слава. Фраза, с которой обращаются к будущему Папе Римскому во время возведения его в этот сан, сжигая при этом перед ним кусок ткани в знак призрачности земного существования.

Sine irā et studio. Без гнева и пристрастия. Тацит, «Анналы».

Sint ut sunt aut non sint. Пусть остается так, как есть, или совсем не будет. Слова папы Климента XIII, сказанные им французскому посланцу в 1761 году в ответ на требование изменить устав ордена иезуитов.

Sit tibi terra levis (STTL). «Пусть тебе земля будет легка», пусть земля тебе будет пухом (обычная форма латинских эпитафий).

Sit venia verbo. Да будет позволено сказать; с позволения сказать. Латинский фразеологизм.

Solus cum solā non cogitabuntur orāre «Pater noster». Мужчина с женщиной наедине не подумают читать «Отче наш». Первоисточник не установлен; встречается у В.Гюго, «Собор Парижской богоматери», «Отверженные».

Status quo. «Положение, в котором», существующее положение; употр. тж. в знач. «прежнее положение».

Sub rosā. «Под розой», по секрету, секретно. Роза у древних римлян была эмблемой тайны. Если розу подвешивали к потолку под пиршественным столом, то все, что «под розой» говорилось, не должно было разглашаться.

Sub specie aeternitātis. «Под видом вечности, под формой вечности»; с точки зрения вечности. Выражение из «Этики» Спинозы, доказывающего, что «природе разума свойственно постигать вещи под некоторой формой вечности».

Sublatā causā, tollĭtur morbus. Если устранить причину, тогда пройдет и болезнь. Приписывается греческому врачу Гиппократу.

Suum cuīque. Каждому свое, т.е. каждому то, что ему принадлежит по праву, каждому по заслугам. Положение римского права.

Temerĭtas est florentis aetātis. Легкомыслие свойственно цветущему возрасту. Марк Туллий Цицерон.

Terra incognĭta. Неизвестная земля. Перен. нечто совершенно неизвестное или недоступная, непостижимая область.

Tertium non datur. Третье не дано; третьего нет. Формулировка одного из четырех законов мышления — закона исключенного третьего — в формальной логике.

Trahit sua quemque voluptas. Каждого влечет его страсть (Публий Вергилий Марон, «Буколики»).

Transeat a me calix iste. Да минует меня чаша сия (Евангелие от Матфея 26:39).

Tu vivendo bonos, scribendo sequāre perītos. В образе жизни следуй благомыслящим людям, в писании — добрым (первоисточник не установлен; встречается у Ж.Б. Мольера, «Любовная досада»).

Ultĭma ratio regum. «Последний довод королей», последнее средство королей. Надпись на французских пушках, выполненная при Людовике XIV по повелению кардинала Ришелье.

Ultra posse nemo obligātur. Никого нельзя обязывать сверх его возможностей. Юридическая норма.

Urbi et orbi. «Городу (т.е. Риму) и миру»; на весь мир, всему миру, всем и каждому. Слова, входящие в принятую в XIII–XIV в. формулу благословения вновь избранного римского папы, как главы католической церкви для города Рима и всего мира, и ставшие формулой благословения папы всему католическому миру в праздники.

Vade mecum. «Иди со мной», вадемекум. Традиционное название путеводителей и справочных изданий, которые служат постоянным спутником в чем-либо.

Vae victis. Горе побежденным. Во время осады галлами Рима жители города должны были выплатить выкуп в тысячу фунтов золота. На чашу весов, где стояли гири, один галл положил свой тяжелый меч, сказав: «Горе побежденным». Тит Ливий, «История».

Veni, vidi, vici. Пришел, увидел, победил. По свидетельству Плутарха в «Сравнительном жизнеописании», этой фразой Юлий Цезарь сообщил в письме к своему другу Аминтию о победе в сражении при Зеле.

Veto. «Запрещаю»; запрет, вето. «Налагать вето» на чье-либо решение значит приостанавливать его исполнение.

Vim vi repellĕre licet. Насилие позволяется отражать силой (одно из положений римского гражданского права).

Virtūtem primam esse puta compescĕre linguam. Считай первой добродетелью умение обуздывать язык (изречение из сборника «Нравоучительные двустишия для сына» Дионисия Катона).

Vita sine libertāte nihil. Жизнь без свободы — ничто (первоисточник не установлен; встречается у Р. Ролана, «Против итальянского фашизма»).

Vivĕre est cogitāre. Жить — значит мыслить. Цицерон, «Тускуланские беседы». Девиз Вольтера

Vivĕre est militāre. Жить — значит сражаться. Сенека, «Письма».

Volens nolens. Хочешь не хочешь, волей — неволей.

graecolatini.bsu.by


Смотрите также