Риторика древнего рима. Характеристика Древне-Римской риторики. Риторика Цицерона.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1.2. Риторика и ораторское искусство в древнем Риме. Риторика древнего рима


Риторика Древнего Рима

Крупным теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима был знаменитый Цицерон (106-43 гг. до н.э.). Значительное место в его риторической теории занимает учение об идеальном ораторе. Он ставил перед оратором три основные задачи:

доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов;

доставить слушателям эстетическое удовольствие;

воздействовать на их волю и поведение, побудить к активной деятельности.

«...наилучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление, – подчеркивал Цицерон. – Учить – обязанность оратора, доставлять удовольствие–честь, оказываемая слушателю, производитьже сильное впечатление необходимо». Цицерон считал, что истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих – величаво, о средних – стилем, промежуточным между обоими. Мысли Цицерона об ораторском искусстве не утратили своего значения и в наши дни. В 1972 году впервые на русском языке были полностью опубликованы его труды: «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах». Сохранились и изданы речи Цицерона, а также его письма.

Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и Квинтилиан (около 35-95 гг. до н.э.). Известен его главный труд «Двенадцать книг риторических наставлений» (Спб, 1834). Квинтилиан активно занимался обучением ораторскому искусству. Его школа в Риме стала первой государственной риторской школой. Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи.

Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, и стали создавать методику обучения. Античная риторика почти без изменений была унаследована теориями словесности средних веков, Возрождения и нового времени.

Развитие риторических традиций в России

Первые русские риторики

Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась хорошей риторической подготовкой.

Первым древнерусским сочинением, рассказывающем о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика,мусика (музыка), арифметика, геометрия, астрономия – представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т. д. По утверждению исследователей, «Сказание» было создано на русской почве самостоятельно во втором десятилетии XVII века. Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.

Наиболее ранние списки первой русской «Риторики» относятся к 1620 году. Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России. Известны 36 списков этой работы. «Риторика» состоит из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова».

В первой книге «Риторики» излагается риторическое учение в целом, дается определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматривается «изобретение» речи, создание доказательств в четырех родах речи: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приемы к возбуждению страстей.

Вторая книга «Риторики» содержит учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи.

Кроме списков «Риторики» 1620 года, в книгохранилищах Москвы и Санкт-Петербурга обнаружены 13 списков старообрядческой «Риторики в 5-ти беседах», 15 списков «Риторики» М. Усачева, 30 списков «Риторики» Софрония Лихуда 1698 года, 19 списков «Риторики» Козьмы Афоноиверского 1710 года и др. Подробное описание многих из этих сочинений дается в книгах «Риторики в России XVII-XVIII вв.» В.П. Вомперского (М., 1988) и «Теория и практика русского красноречия» Л.К. Граудиной и Г.И. Миськевич (М., 1989).

Большое распространение в России имели также латинские риторики, так как преподавание в учебных заведениях велось на латинском языке. Интерес представляет риторическое обучение в духовных академиях и старообрядческих общинах.

studfiles.net

Характеристика Древне-Римской риторики. Риторика Цицерона.

Красноречие имеет давнюю историю. Уже в Древнем Египте, Индии, Китае было известно искусство риторики, но настоящей его родиной является Древняя Греция, где публичное слово имело чрезвычайно большое общественное значение. Однако наибольшей вершины риторика получила в Древнем Риме.

Ораторское искусство было могучим средством во всех сферах человеческого общества в Римской республике.

Интенсивный темп жизни демократических полисов требовал деятельности, которая бы опиралась на практические навыки в самых разных отраслях. Среди них выделялось и словесное искусство риторов, которые по найму творили судебные речи.

Публичное выступление в суде перед многолюдной аудиторией был неотъемлемой частью функционирования судебной власти в Древнем Риме. Кроме того, ораторское искусство пользовалось там огромным уважением, популярностью, поэтому многочисленные ораторские школы древнего мира никогда не пустовали.

Первые наставления для тех: кто готовился выступать публично, принадлежали, очевидно, сицилийским риторам ТИСе и Корке. Это были рекомендации, как следует членить речь на части и какие доказательства следует подбирать.

Специалисты Древнего Рима обобщили опыт мастеров Эллады, дополнив их результатами собственных изысканий. Дискуссии не получили в Римской империи столь широкого распространения, как это было в греческих полисах. Для римлян был главным публичное выступление в режиме монолога. В римской школе слились воедино риторика и ораторское искусство. От греческой риторики к римлянам пришли юмор, логика и приемы полемики. А от ораторского искусства – изящество компоновки текста речи, подгонка и шлифовка фраз, отточенная интонация, оригинальность речевых оборотов, позы, жесты и многое другое.

Римская школа красноречия подразделяется на два стиля: Аттицизм и Азианизм. Азианизм господствовал в Риме до 50-х годов I-го века до н.э. Представители этого стиля превращали свои выступления в яркое и темпераментное театральное представление, с помощью которого очень эффектно преподносили свои идеи толпе. С ораторов этого стиля наиболее известным является Марк Туллий Цицерон (106-43 г. до н.э.).

Аттицизм стал преобладающим стилем с момента падения республиканского строя и исчезновения в обществе демократической традиции свободы выступления. Аттицизм отличает монотонность, строго ограниченный набор жестов и движений оратора, декларативность и примитивизм аргументации. Оратор спокойно и высокопарно излагал свою точку зрения аудитории, совершенно не обращая на нее никакого внимания. Аттицизм вошел в моду благодаря его горячему поклоннику Юлию Цезарю, взявший власть над Империей в свои руки. По окончанию античной эпохи теоретические изыскания в области красноречия прекратились. А саму сферу публичных выступлений монополизировала церковь. Речи ораторов обрели форму проповедей, а свободные дискуссии превратились в богословские диспуты. Единственное, за что можно сказать спасибо Средневековья, так это за то, что схоласты сохранили знания Древнего мира для Возрождения и более поздних времен.

Важное значение для выступающих, прежде начинающих, имели упражнения и письменные упражнения: "Письменные упражнения – лучший и самый выдающийся творец и учитель красноречия". Когда мы пишем, доказывает Цицерон, то наше внимание сплошь мобилизована, перед нами предстает весь предмет; доказательства, касающиеся дела. Также необходимо было делать упражнения для голоса, молодец телодвижений.

История римского красноречия сохранила немало имен, но среди них лишь некоторые принадлежат выдающимся ораторам. Одним из таких был Марк Туллий Цицерон.

М. Туллий Цицерон родился 3 января 106 г до н.э в городе Арпинум, в семье римского всадника Марка.У жизнь вошел как "новый человек". Он хорошо сознавал необходимость глубокой и всесторонней образования. Мацбутний выступающий изучал много различных наук. Получил блестящее философское, литературное и ораторское образование в Риме и Греции.

Первый успех принесла ему участие в 70 г до н.э. в процессе против Вереса. Первую политическую речь провозгласил в поддержку Г. Помпея. С победой Цезаря оставил политику. Лишь после его убийства вступил в политическую борьбу.

Ораторский идеал – сознательное владение всеми средствами, которые должны заинтересовать и убедить слушателя. Ораторский талант, по мнению Цицерона – это большая подвижность ума и фантазии, которые способны быстро находить материалы, составлять речь пышно, украшать ее, крепко и надолго запоминать. Ораторская практика Цицерона является воплощением в жизнь его стилистических концепций, которые обусловили создание виликий оратором своего неповторимого стиля. В речах, которые сохранились, легко заметить эволюцию образа словесного изложения и манеры произнесения оратором речей.

Цицерон вобрал в себя все лучшее из науки и культуры двух античных обществ. Он считал, что профессия оратора слишком тяжелая, потому что она приобретается посредством многих наук и больших усилий.

Композиции речей Цицерона, его характеристики персонажей, исторических событий является убедительным доказательством его дарование. Гибкости его ума, полета его творческой и художественной фантазии. Каждая речь оратора – стройная логическая строение, украшенное изысканными стилистическими средствами, где содержание и форма создает гармонию, составляют единую художественную целостность всесторонних и глубоких знаний, многообразие чувств и совершенства изложения. Каждая его речь – это художественное произведение.

Исполнительское мастерство Цицерона была безупречной. Каждый жест оратора, его мимика, движения глаз, модуляция голоса возникли под влиянием соответствующего содержания произносимой речи, создавали великолепную гармонию, захватывая слушателей.

Во многом успех вынесения определял голос, о котором оратор надо было всегда беспокоиться. Он имел сильный и красивый голос, хорошо поставленный, способный выражать самые разнообразные чувства. Когда Цицерон обращал свои слова. Полны гнева против Катилины, голос был резким, порывистым. Звучал с большой силой, ибо речь содержит гневные и бурные интонациии.

Другим голосом, тоном оратор рассказывает о благотворительный поступок Цецилии, которая гостеприимно приняла в дом Секста Росция в трудную минуту его жизни.

Все это можно передать только с помощью силы и модуляционной гибкости голоса.

Природа щедро одарила оратора остротой и необыкновенной способностью вводить в текст речей различные виды смешного. Он довольно широко осветил теорию смешного в трактате "Об ораторе". Все это он ловко применил эту острое оружие против противников.

Ораторской прозе Цицерона принаманна стилистическая совершенство и точность высказывания.

Если оратору поручают тяжелые и сложные судебные дела, оратор должен тщательно и глубоко изучать их, если решил ими заняться. Глубокое изучение дела дает возможность оратору определить суть спора, ее причину. Главной целью речи было убедить слушателей. Для этого, говорит Цицерон, должны оператися на три вещи:

надо доказать, что правда то, что мы защищаем;

нам нужно сделать сообщниками тех, кто сначала к нам не прислушался;

направить их чувства туда, куда потребовать дело.

Цицерон определяет два источника доказательств:

первым источником считались документы, связанные с самой справою.Це могли быть акты, договоры, соглашения.

вторым источником – была личность оратора.

Речь, утверждает Цицерон, которой оратор пытается тронуть слушателей, должна волновать его больше, чем кого-либо из присутствующих.

Каждый шаг оратора должен быть осторожным, обдуманным, чтобы не вызывать у людей злобы. Оратор должен направлять ненависть и гнев на противника и отвлекать их от себя и пидсудного.так же следует использовать и чувство надежды, радости и досады.

Цицерон утверждал, что полезно возбуждать смех, потому веселье умножает приверженность слушателей. Чаще оратор использует смех тогда когда подвергается нападению противника.

Выступающие для вынесения совещательных речей нужно иметь ум, честь граждан, красноречие. Перед сенатскими заседателей оратор излагает свои соображения кратко, незаймаючы большого количества времени. Выступления должны быть полны силы, значимости и разнообразия изложения.

Когда оратор, говорит Цицерон, то советует народу в государственных делах, то сам должен хорошо изучать государственный строй. Чтобы воздействовать на народ, надо также знать его обычаи, людей.

Главной ареной ораторского труда оратора было народное собрание. И здесь, на трибуне, росла, совершенствовалась ораторское мастерство каждого оратора.

В речах перед народом, утверждал Цицерон, нужно избегать слов которые могут оскорбить его, вызвать всеобщее возмущение.

Речь ораторов должна быть ясной. Оратор должен владеть чистой литературным языком, а слова не должны содержать двусмысленности. Речь должна быть уважительной, приятной, ученым, вежливо, элегантной, отражать необходимое количество чувств, страданий.

В речах Цицерон советует избегать простых и засторилих слов, а взамен употреблять слова изысканные и ясные. Иногда оратор использует беглый обзор, краткое объяснение основных вопросов. Оратор использует гиперболу, колебания, поправку к сказанному, гнев, просьбы и другие стилистические средства.

Цицерон останавливается на образе совершенного оратора. Такой оратор обладает всеми тремя стилями – низким, умеренным и высоким.

Употребляемыми средствами красноречия Цицерон считал этос и пафос.

Этос использует для изображения характеров, обычаев, образов жизни, пафос – для возбуждения слушателей.

studfiles.net

1.2. Риторика и ораторское искусство в древнем Риме

Несмотря на то, что Аристотель оставался для античного Рима высшим авторитетом в области риторики, тем не менее римляне внесли немало ценного и заслуживающего внимания в эту науку и особенно практику ораторского искусства. Прежде всего их заслуга заключается в разработке приемов составления речей, анализе тех аргументов, или доводов, которые Стагирит называл нетехническими, и совершенствовании стиля и красоты речи. Здесь римские ораторы следователи скорее той традиции, которая возникла в трудах ученика Аристотеля Феофраста, чем его самого. Они считали, что его “Риторика”, несмотря на неоспоримые достоинства, лучше подходит для анализа готовых речей, чем для их составления. Поэтому для римских риториков и ораторов гораздо большее значение имело руководство “О слоге”, написанное Феофрастом — до нас не дошедшее, в котором он, опираясь на принципы своего учителя, обобщил громадный опыт, накопленный своими предшественниками в области стиля и произнесения речи [8, с. 12].

Римские судебные ораторы значительно усовершенствовали так называемые нетехнические средства аргументации, связанные с использованием свидетельств, показаний, контрактов, договоров и в особенности норм права. Хорошо известно, что усиленно разрабатывавшееся римское право стимулировало интерес к вопросам аргументации и убеждения, а ссылка на юридические законы стала неоспоримым доказательством в судебных речах. Римских судебных ораторов привлекала схема сведения всех многообразных случаев и мотивов к единой системе сложных и разветвленных видов и разновидностей — так называемых статусов. Основы такой системы разработал в середине II века до н.э. Гермагор, считающийся переходной фигурой от эллинистической риторики к римской. Римские ораторы отказались также от аристотелевского разделения посылок просто на общие и частные. Вместо этого они стали характеризовать их как категории определенного рода, такие, как причина и следствие, действительное и возможное и т.п. Благодаря этому им удавалось проводить более тонкое различие между посылками скорей по их качеству, чем количеству, или объему (общие и частные суждения).

Под влиянием Гермагора римские судебные ораторы стали использовать в своих речах заранее подготовленные формы, или структуры, аргументов или доводов, которые можно было бы использовать в будущих речах. Однако впоследствии Цицерон и Квинтиллиан выступили против таких догматических схем, справедливо подчеркивая, что изобретение и нахождение подходящих аргументов и схем рассуждения представляет собой творческий процесс и требует широкого и свободного образования.

Усилия древнеримских ораторов были сконцентрированы главным образом вокруг проблем политической борьбы в сенате, на народных форумах, а также судебных разбирательств гражданских и уголовных дел. Поэтому их мало занимали теоретические вопросы аргументации и риторики вообще. Единственным исключением из этого был, пожалуй, выдающийся оратор античного Рима Марк Юлий Цицерон, неизменно подчеркивавший в своих сочинениях необходимость сочетания красноречия с убедительностью, риторики с философией. Правда, философские взгляды самого Цицерона нельзя назвать последовательными и монистическими, поскольку он пытался сочетать в своем мировоззрении взгляды таких несовместимых античных школ, как стоики, перипатетики и академики (последователи Платона), хотя в теории он склонялся к скептической философии, а на практике придерживался стоицизма, помогавшего ему переносить трудности и лишения политических гонений и преследований. В риторике Цицерон пытался объединить, с одной стороны, философские принципы Платона и Аристотеля, а с другой, чисто практические приемы и рекомендации, идущие от Исократа. Однако главное внимание он уделяет не философским принципам, о которых очень мало говорится в трех его трактатах об ораторском искусстве. Его больше всего занимает прикладная сторона риторики, ее умелое использование в сенате, народном собрании, суде.

Руководствуясь этой целью, Цицерон во главу угла ставит содержательность и убедительность речи, а не ее внешнюю форму и красоту. “В самом деле, — пишет он, — что может быть так нелепо, как пустой звон фраз, хоть бы самых отборных и пышных, но за которыми нет ни знаний, ни собственных мыслей” [9, с. 86]. Идеалом оратора для него является не ремесленник и с хорошо подвешенным языком, а мудрец, знающий науку о красоте выражения. Поэтому воспитание и образование оратора должно строиться так, чтобы развить его природные качества, ибо без природного дара, живости ума и чувства нельзя влиять на слушателей, убеждать их в чем–то. “Следовательно, необходимо помнить, во–первых, о том, что цель оратора, — подчеркивает он, — говорить убедительно; во–вторых, о том, что для всякого рода речи предметом служит или вопрос неопределенный... или случай” [9. с. 102]. Именно на таких вопросах должен сосредоточить свои доказательства и опровержения оратор. Спорные пункты могут быть весьма различными и поэтому они требуют в каждом случае особые способы доказательства. Характеризуя структуру публичной речи, Цицерон обращает внимание на то, что “все силы и способности оратора служат выполнению следующих пяти задач: во–первых, он должен приискать содержание для своей речи; во–вторых, расположить найденное по порядку, взвесив и оценив каждый довод; в–третьих, облечь и украсить все это словами; в–четвертых, укрепить речь в памяти; в–пятых, произнести ее с достоинством и приятностью”. Но прежде чем приступить к делу, предупреждает Цицерон, надо в начале речи расположить слушателей в свою пользу, затем установить предмет спора и только после этого начать доказывать то, на чем оратор настаивает и что он опровергает. В конце речи следует подвести итоги сказанному, а именно “развернуть и возвеличить то, что говорит за нас, и поколебать и лишить значения то, что говорит за противников” [9, с. 102].

Более подробное обсуждение перечисленных пяти задач дается в трактате “Оратор”, где он главное внимание обращает на то, что сказать, где сказать и как сказать. В этой триаде основную роль играет, по его мнению, процесс нахождения того, что нужно сказать и какими доводами подтвердить сказанное. “Действительно, — пишет он, — найти и выбрать, что сказать — великое дело: это как бы душа в теле” [10, с. 340]. Поскольку в судебной и политической речи необходимо было сосредоточить усилия прежде всего на предмете спора, постольку выяснению подлежали, “во–первых, имел ли место поступок, во–вторых, как его определить и, в–третьих, как его расценить” [10, с. 340]. Решение первого вопроса достигается с помощью доказательства. В качестве посылок таких доказательств Цицерон рассматривает не только факты, но и суждения общего характера, которые Аристотель называет топами. На их основе “можно развить речь и за и против”, но ими следует пользоваться не бездумно, а точно все взвесить и сделать выбор, прежде чем применить к конкретному случаю. Определение и оценка поступка осуществляется путем соотнесения к соответствующему роду на основе понятий и определений. При разрешении третьего вопроса используются понятия правоты и неправоты, справедливости и несправедливости [10, с. 340].

Примечательно, что в трактате “Оратор” Цицерон впервые ясно указывает на связь своих основных идей с логическими принципами аристотелевской риторики. Действительно, когда он говорит о доказательствах в судебной речи, то обращает внимание на значение общих мест, или топов, в качестве посылок рассуждения и в то же время указывает, какую большую роль в ней играют частные суждения, которые выступают как свидетельства, факты, контракты, юридические нормы и т.п. нетехнические средства убеждения. Более того, такие конкретные аргументы, или доводы, убеждают и судей на заседаниях, и слушателей в народном собрании, и законодателей в сенате больше, чем отвлеченные принципы и общие рассуждения. Но это не означает, что Цицерон не признавал роли логики и философии в риторике. Правда, он скептически относился, например, к логике стоика Хризиппа, как слишком искусственной и потому мало пригодной в ораторском искусстве, где, по его мнению, следует полагаться на аристотелеву логику и диалектику. Хотя Цицерон был больше занят прикладной риторикой, с успехом выступая с публичными речами сначала в Народном собрании, а затем в сенате, но в своих письменных трудах он неизменно придерживался высоких образцов теоретического анализа своих великих предшественников Платона и Аристотеля. Не случайно поэтому его трактаты об ораторском искусстве написаны не в виде традиционных в то время ремесленных руководств и наставлений, которые были широко распространены в тогдашних риторических школах, а в форме свободного диалога, в котором мысли автора выражают наиболее знаменитые в прошлом ораторы. Некоторые западные исследователи считают оригинальным вкладом Цицерона в риторику, во–первых, разработку понятия о долге оратора, во–вторых, подчеркивание роли стиля и оформления речи. Нетрудно, однако, показать, что задачи, которые ставит Цицерон перед оратором, были ясно и четко сформулированы еще Аристотелем, а частично и Платоном. В самом деле, требование доказать обсуждаемый случай было подробнейшим образом разработано и выяснено Аристотелем не только в “Риторике”, но и в “Аналитике” и “Топике”. Несколько труднее обстоит дело с обязанностью оратора добиться согласия с аудиторией, а также внушить слушателям мысль о действии и побудить их к такому действию. Здесь Цицерон, опираясь на свой опыт и тогдашнюю практику, высказал ряд оригинальных идей, которые у Аристотеля выступают как апелляции к нравственности и к эмоциям.

В историю риторики и ораторского искусства Цицерон вошел прежде всего как блестящий стилист и вдохновенный оратор, своими речами и письменными сочинениями много способствовавший построению, оформлению и убедительности публичных выступлений своих коллег и последователей. Здесь он неизменно следовал завету величайшего оратора античности Демосфена, который говорил, что в ораторском искусстве “и первое дело, и второе, и третье есть произнесение” [10, с. 342]. Забота о стиле речи, ее эмоциональном воздействии на слушателя и даже отходе ораторской речи от естественной, когда начинают использоваться особые фигуры мысли и слова, в дальнейшем стали постепенно возобладать над ее содержательностью и убедительностью. Тем самым из трех задач оратора: убеждать, услаждать и увлекать, о которых говорил Цицерон, после него риторика сосредоточилась на одной — услаждении слушателя, да и это нередко вызывало протест со стороны слушателя.

Что же касается римской риторики после Цицерона, то с падением республики и возникновением монархий потребность в публичных речах заметно упала, за исключением судебного ораторского мастерства. Но даже сам характер судебного красноречия значительно изменился. В нем стал преобладать деловой стиль и вместо многословных и длинных рассуждений стали использоваться короткие, точные формулировки, которые лучше подходили к характеру судебного разбирательства.

Короткий взлет ораторского искусства и риторики после Цицерона был связан с именем Марка Фабия Квинтилиана, считавшегося самым знаменитым оратором в последней четверти I века н.э. Хотя Квинтилиан и был большим поклонником Цицерона, но в своей риторике он ориентировался не столько на народ и широкую демократическую публику, а избранный круг ценителей стиля и красоты речи. Поэтому он хотел видеть в ораторе не столько мыслителя, сколько стилиста [8, с. 68]. Характерно, что он определяет и риторику как искусство говорить хорошо [11, p. 1].

Отход от античной традиции в риторике, хотя и обозначился в позднейшей римской риторике, тем не менее он не был выражен в явной и тем более резкой форме. Поэтому этот этап развития риторики можно охарактеризовать как переходный от античности к средневековью, когда на место убеждения пришла вера, которая, по мысли отцов церкви, должна была заменить и все ранее созданные средства убеждения.

studfiles.net

Римская риторика периода республики | Наука

В III в. до н.э. центром развития теории и практики ораторского искусства становится Рим. Особенности ментальности римлян: практицизм, рассудочность, культ индивидуализма – обусловили их более прагматичное отношение к Dr rome

Древний Рим

красноречию, которое было призвано обслуживать прежде всего политическую деятельность, и поэтому характерный для греческой цивилизации культ слова не свойствен цивилизации римской.

    Общая характеристикаПравить

    Взлет красноречия связан с историей республиканского Рима, когда бурная политическая жизнь, включавшая в себя всенародное обсуждение государственных законов, прения в сенате, выдвинула таких известных ораторов, как Гай Гракх, Луций Лициний Красс, Марк Антоний, Марк Порций Катон. Именно политическое красноречие наиболее интенсивно развивается в Риме, причем установка на политическую действенность определила характерные особенности раннего римского ораторского искусства – лаконичность (ср. афоризм Катона Старшего «Придерживайся сути дела – слова найдутся»), пристрастие к инвективам, афористичность и остроумие.

    Однако достаточно быстро в римском красноречии возникает тенденция к пышному азианскому стилю. Как результат – появляются первые риторические школы, которые поначалу осваивают уроки греческого красноречия и пытаются создать собственные учебники риторики на латинском языке. Так, между 86 и 82 гг. до н.э. в Риме появилась анонимная «Риторика к Гереннию» – системное изложение эллинистических руководств, но с примерами из речей ранних римских ораторов. Попытки властей противостоять распространению риторического знания (в 92 г. до н.э. был издан указ о закрытии риторических школ) были безуспешны: в обстановке начинающихся гражданских войн, когда повышается ценность ораторского искусства, когда «стало ясно, насколько Марк Антоний

    Марк Антоний (Marcus Antonius) (14 января 83 до н. э., Рим — 1 августа 30 до н. э., Египет)

    средний оратор, владеющий риторической техникой, выше среднего оратора, не владеющего таковой, … когда стало возможным учиться тайнам красноречия, а не только перенимать их у отцов, ораторы из «новых людей», стремящихся к власти, оказались в равном и даже превосходящем положении по сравнению со своими противниками – родовитыми ораторами-сенаторами». Риторика в Риме утверждает свои права, равно как и красноречие, влияние которого распространяется и на зарождающуюся римскую прозу, и на историографию, и на публицистику (публицистические трактаты пишутся в форме речей). Как и в Греции, в Риме обозначилось противостояние между азианством и аттицизмом. В борьбе этих тенденций развивается история собственно римского красноречия и риторики.

    Специфика римской ментальности и особенности римской истории объясняют характер искусства и науки красноречия у римлян – стремление к пышности, подражательность и отсутствие новых идей. «Их можно считать скорее эрудитами, нежели творцами. Они стремились больше к передаче взглядов греческих теоретиков, чем к их развитию»

    Вершина римского красноречияПравить

    Вершиной римского красноречия является творчество Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.), политика, философа, оратора, автора семи трактатов об ораторском искусстве.Nb sculpture houdon ciceron

    Марк Туллий Цицерон (лат. Marcus Tullius Cicero; 3 января 106 до н. э., Арпинум — 7 декабря 43 до н. э., Формиа)

    Как оратор Цицерон подвизался на политическом и судебном поприще. Из его ораторского наследия сохранилось 58 речей; кроме того, от 17 речей остались отрывки; еще 30 речей известны благодаря упоминаниям о них у самого Цицерона и у других авторов. Известно, что Цицерон редактировал свои речи после их произнесения, привнося дополнительную аргументацию и уделяя много внимания их стилистической обработке. Самые известные речи Цицерона: пять речей против Верреса, четыре речи против Катилины и четырнадцать «филиппик» (речей против Антония) – были порождены ситуацией нарастающей гражданской войны между сторонниками республики и защитниками утверждающейся империи. Именно благодаря удивительному ораторскому дару Цицерон, в котором широта и основательность сочетались с художественным вкусом писателя и гражданским темпераментом политика, сумел сделать политическую карьеру, пробившись из сословия всадников в число римских сенаторов.

    В самом деле, огромная роль Цицерона в истории римской и – шире – мировой культуры определяется прежде всего его яркой индивидуальностью: «Цицерон – первый в европейской и мировой литературе писатель, за сочинениями которого с планомерной отчетливостью выступает его собственная личность».

    Несомненна его заслуга в нормализации латинского языка – функциональной систематизации лексики, грамматических форм и синтаксических возможностей языка в проекции на различные стили речи. При этом стилистическая дифференциация в прозе Цицерона зависела не только от жанра произведения (трактат, письмо, ораторская речь), но и от рода красноречия, а также типа адресата. К стилистическому разнообразию Цицерон стремился даже в пределах одной речи, в изложении используя шутки, а в заключении поднимаясь до высокого пафоса.

    Однако наиболее важным является вклад Цицерона в разработку и совершенствование приемов риторической обработки текста. Из древности дошла до нас пословица: «Трудно сказать короче, чем Цезарь, и пространнее, чем Цицерон». Совершенство ораторского искусства Цицерона таково, что его имя стало нарицательным, означая высшую ступень красноречия. Выдающийся ритор Квинтилиан писал: «Небо послало на землю Цицерона <…> для того, чтобы дать в нем пример, до каких пределов может дойти могущество слова». Арсенал риторических приемов Цицерона многообразен. Используя риторические вопросы и восклицания, различные виды повторов, перечисления, иронию и персонификацию, Цицерон добивается максимального воздействия на слушателей, воздействия прежде всего эмоционального. Логическая стройность композиции не является сильной стороной речей Цицерона, поскольку оратор часто отклоняется в сторону от намеченного плана, иногда он впадает в многословие и патетику. Однако эти недостатки искупаются блестящими рассказами в повествовательной части, в которой оратор проявляет себя как мастер художественной прозы, оживляя изложение события анекдотами, воображаемыми диалогами между действующими лицами, портретными характеристиками исторических деятелей, а также цитатами, сентенциями, поговорками и словесной игрой. Общее впечатление закрепляется эффектом периодической речи, мастером которой был Цицерон.

    Теоретическим проблемам риторики, кроме раннего компилятивного сочинения «О нахождении», посвящены три трактата Цицерона «Об ораторе», «Брут», «Оратор». Риторическая трилогия Цицерона носит полемический характер: она направлена против характерной для эпохи эллинизма школьной риторики; критика беспредметного красноречия, оторванного от политической борьбы и сосредоточенного на эстетическом наслаждении, ведется автором сразу с двух сторон – с позиций греческой философии и римской политики.

    В первом трактате, написанном в форме беседы между крупными ораторами, предшественниками Цицерона, обсуждается проблема связи красноречия с политикой и философией. Формулируя идеал политического оратора, Цицерон настаивает на необходимости разностороннего образования, опыта и политической благонадежности как нравственного основания ораторского мастерства.

    Оратор, объединяя в себе философа и политика, своим искусством должен служить благим целям и потому должен обладать разносторонними знаниями. Красноречие, согласно Цицерону, – вершина словесного искусства, оно выше поэзии, поскольку красноречие служит истине, а поэзия – наслаждению. Идеальный образ политического оратора подкрепляется в трактате сведениями о технологии ораторского мастерства, содержащимися в основных разделах риторики – нахождении, расположении, словесном оформлении, памяти и произнесении. Поэтому образование оратора должно включать как позитивное (сведения разных наук), так и собственно риторическое знание. Проблемы стиля и ритма Цицерон рассматривает в трактате «Оратор».

    В трактате «Брут» Цицерон обобщает историю римского красноречия, краткий обзор которого включает имена более 200 ораторов, и излагает свою биографию.

    Античная риторика: Учеб. пособие / Т.Е.Автухович. Гродно:ГрГУ, 2003. 144 C.

     Ораторское искусство

    ru.science.wikia.com

    Риторика в Древнем Риме

    В основе всей системы образования лежала рито­рика. Развитие ораторского искусства находилось в тесной связи с общественными и политическими ус­ловиями римской жизни II и I вв. до н. э. Умение пуб­лично выступать определяло нередко успех в народ­ных собраниях и на предшествовавших им сходках contiones, в сенатских заседаниях и в судебных комис­сиях. Полководец должен был уметь обращаться с речами к своим солдатам. Римские ораторы внесли мало нового в Теорию красноречия, они разрабатывали лишь известные принципы, уже сформулированные их греческими предшественниками, но, подражая их примерам, они создали выдающиеся образцы латинского оратор­ского искусства.

    Наиболее древним примером римского оратор­ского искусства считалась речь Ап пня Клавдия Цека в сенате, в которой отвергались мирные предложе­ния Пирра. Выдающимся оратором был Гай Гракх. Цицерон, осуждавший его политическое направле­ние, признавал его исключительные ораторские спо­собности. В красноречии, по его словам, ему не было равного.

    Ораторские приемы совершенствовались и услож­нялись. Теоретики ораторского искусства считали недостаточным, если оратор хорошо говорил по-ла­тыни. Он должен был уметь рассуждать и поучать, приводить людей в трепет: аудитория должна была ему изумляться, «считать его как бы богом среди людей».

    Но социальная действительность наложила свой отпечаток на римское красноречие. Ораторское ис­кусство развивалось в ущерб простоте, искренности и правдивости. В судебном красноречии, например, юридическая истина отступала на задний план. «Очень заблуждается тот, — говорит Цицерон, — кто в речах, произнесенных нами в судах, ищет от­ражения наших убеждений. Эти речи носят отпеча­ток самих процессов и обстоятельств и не выража­ют истинных взглядов людей и патронов»

    Оратор заботился не о том, чтобы его положение было истинным, а о том, чтобы оно казалось прав­доподобным. Обычным приемом политических речей была инвектива: политические противники выстав­лялись в дурном свете, ораторы пользовались всяки­ми слухами и сплетнями, они играли на легковерии и даже на суеверии своих слушателей.

    Какое значение имело в общественной жизни красноречие, показывают слова Цицерона. «Есть два искусства, которые могут поставить человека на са­мую высокую ступень почета: одно — это искусство полководца, другое — искусство хорошего орато­ра» 2. Ораторское искусство в конце Республики было тесно связано с жизнью. Свое содержание оно черпало из римских государственных и частных от­ношений. Несмотря на некоторую искусственность, оно облекалось в такую форму, какая доступна была большинству. В эту эпоху оно носило до известной степени народный характер.

    Роль риторики нельзя свести лишь к искусству составления речей. Элементы риторики встречают­ся в разнообразных публицистических произведени­ях того времени, в римской историографии и в художественной литературе; известное влияние ока­зала риторика и на разработку римского права. Ора­торское искусство содействовало развитию и улучше­нию латинского языка, так как придавалось большое значение правильности и точности выражений, а так­же пластичности, изяществу и звучности речи.

    Выдающимся оратором конца II и начата I в. до н. э. был Марк Антоний, дед будущего триумвира, консул 99 г., убитый в 87 г. марианцами. Другим вид­ным оратором того времени был Луций Лициний Красс.

    В первой половине I в. в римском ораторском ис­кусстве приобрело значение то направление, которое носит название «азианизма». Появилось оно в Ма­лой Азии вскоре после смерти Александра Македон­ского. Характерными чертами его были вычурность, манерность, пристрастие к внешним эффектам, пате­тичность и высокопарность. Противоположным направлением был аттицизм. Сторонники его на­стаивали на возвращении к простоте, краткости и яс­ности старых афинских ораторов.

    Из римских ораторов азианского направления особенную известность приобрел Квинт Гортензий Гортал (114—50 гт.), один из главных соперников Цицерона. К ораторам аттического направления принадлежали Гай Юлий Цезарь и Марк Юний Брут.

    Выдающийся политический деятель конца Рим­ской республики Марк Туллий Цицерон сыграл не­малую роль и в развитии римской культуры. Речи, трактаты и письма Цицерона уже при жизни автора считались признанными образцами латинской прозы; в вопросах философии Цицерон был эклектиком, от­рицательно относившимся к материализму, но он способствовал разработке латинской философской терминологии; некоторые современные философские термины восходят к Цицерону; в его политических трактатах нашли отражение идеалы сенаторской ари­стократии, а его переписка, долгое время считавша­яся образцом эпистолярного стиля, вводит в повсед­невную жизнь высших кругов римского общества. Цицерон получил риторическое образование. Он воспитывался под руководством лучших римских ораторов — Антония и Красса. В Афинах, Родосе и малоазийских городах он совершенствовал свои ора­торские приемы и изучал философию.

    Цицерон приобрел известность благодаря выдаю­щимся судебным речам; политические же выступле­ния упрочили за ним славу лучшего оратора. В пер­вый период своей деятельности Цицерон находился под влиянием азианского красноречия, но влияние эллинистических учителей и изучение лучших образ­цов греческого ораторского искусства классической эпохи помогли ему освободиться от крайностей ази­анского стиля и сочетать в своих речах элементы его с суровым аттицизмом. Тщательно подготовленные речи Цицерона отличаются стройной композицией; он — один из лучших мастеров латинской периоди­ческой речи.

    Цицерон — сторонник патетического красноре­чия. Для возбуждения своих слушателей оратор дол­жен действовать на их чувства, чего можно достиг­нуть применением разнообразных приемов.

    Аргументация Цицерона преследует одну цель — убедить во что бы то ни стало в справедливости сво­ей мысли. Оратор допускает преувеличения, подчас он искажает ход событий, пользуется непроверенны­ми слухами. Инвектива (возведение всяких обвине­ний) является одним из существенных приемов Ци­церона. Поэтому Веррес в «Верринах», Каталина в «Катилинариях» и Антоний в «Филиппиках» — не­ реальные деятели эпохи; это — образы, созданные обвинителем и политическим противником. Речи Цицерона привлекали огромное количество слушателей, с которыми Цицерон считался. В кон­це своей деятельности, занимая антидемократи­ческую позицию, он не признавал за римской толпой способности к разумным политическим решениям, но и тогда все же высоко ставил умение ее ценить ораторские выступления. Достоинством своих речей Цицерон считал обилие слов и мыслей. Не всегда, однако, это было достоинством. Его речам недоста­ет краткости, нередко он повторяется, а его отступ­ления посвящены подчас неумеренному самовосхва­лению. Цицерону принадлежит ряд трактатов по теории ораторского искусства, пользовавшихся популярно­стью в эпоху Империи и в последующие периоды.

    magref.ru

    Риторика в Древнем Риме

    Философия Риторика в Древнем Риме

    просмотров - 411

    Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в руках, так в мирное время он служит ему речами в сенате и народном собрании. "Достойный муж, искусный в речах", - таким был идеал римского оратора. При этом, чтобы правильно понять его, следует помнить, что "достойный муж" в латинском языке тех времен - синоним аристократа͵ а идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом.

    Вершиной развития ораторского искусства Древнего Рима является деятельность Марка Туллия Цицерона (106 – 43 гᴦ. до н.э.). Впервые Цицерон выступил на форуме с критикой римского правителя Суллы, после чего ему пришлось нужнолго покинуть Рим. Вернувшись, он приобрел славу своими яркими политическими речами в сенате, стал сенатором, а затем и консулом республики. В год консульства Цицерона был раскрыт заговор Катилины - дерзкая и широко задуманная попытка государственного переворота. Цицерон, наделœенный чрезвычайными полномочиями, при поддержке сената и ликовании народа изгнал из Рима Катилину и казнил его сообщников. После этого народ прославлял Цицерона как второго основателя Рима, а сенат наградил его почетным титулом "отец отечества".

    Суть своей риторической системы Цицерон изложил в трех трактатах: «Об ораторе», «Брут» и «Оратор». Все эти произведения объединяет общая идея крайне важности для оратора глубоких знаний и высокой культуры. В трактате «Об ораторе» Цицерон определил конкретные задачи обучения красноречию. Основываясь на опыте своих предшественников, он кратко и талантливо сформулировал каноны классической риторики, которые в последующие эпохи стали основами обучения красноречию. Канон (греч. kanon) - правило, положение какого-либо направления, учения.

    Цицерон полагал, что оратор, работая над речью, должен пройти следующие этапы:

    • Изобрести речь,
    • Расположить части речи,
    • украсить речь с помощью изобразительно-выразительных средств.

    В соответствии с этой традицией выделяются основные разделы риторики:

    I. Изобретение (лат. inventio), II. Расположение (лат. dispositio), III. Украшение (лат. elocutio).

    К ним примыкают IV. Произнесение (лат. actio), V. Память (лат. memoria).

    Именно эти разделы определили содержание классической риторики и основы обучения красноречию в европейской культурной среде.

    Большое внимание в трактате «Об ораторе» уделœено проблеме воздействия ритора на чувства слушателœей. Цицерон исходил из того, что люди в своих поступках чаще руководствуются чувством, чем правилами и законами. По этой причине умение оратора воздействовать на чувства аудитории имеет большое значение в риторике.

    Трактат «Оратор» отвечает на вопрос, каков идеал красноречия. В поисках идеала Цицерон исходит из трех базовых назначений ораторского искусства:

    • учить,
    • услаждать,
    • побуждать.

    Идеальный оратор тот, кто в своих речах и поучает слушателœей, и доставляет им наслаждение, и подчиняет себе их волю. Первое – долг оратора, второе – залог популярности, третье – крайне важное условие успеха. «Красноречию свойственно увлекать за собой сердца и трогать их всяческим способом. Оно то врывается в мысли, то вкрадывается в них, сеет новое убеждение, исторгает укоренившееся», - писал Цицерон.

    Образ идеального оратора предстает перед нами и в трактате «Об ораторе»: «Оратор должен обладать остроумием диалектика, мыслями философа, словами чуть ли не поэта͵ памятью законоведа, голосом трагика, игрою такой, как у лучших лицедеев». Все эти качества современники находили в Цицероне. Он был не кабинœетным теоретиком красноречия, а пламенным римским республиканцем, политическим мыслителœем, философом. Но прежде всœего он был великим оратором, художником слова. О чем бы он ни говорил и ни писал – о политическом убийстве или о моральной проблеме – он всœегда находил самые точные и выразительные слова.

    Во второй половинœе 1 в. н.э. теоретиком классического красноречия становится Марк Фабий Квинтилиан (ок. 36 – ок. 100 гᴦ. н.э.)Квинтилиан - адвокат, педагог, руководитель первой государственной риторской школы. Трактат Квинтилиана «Образование оратора» представляет собой обобщение теоретических трудов предшественников и собственного двадцатилетнего опыта преподавателя риторики и судебного адвоката.

    Труд Квинтилиана состоит из 12 книг:

    I книга – о воспитании будущего оратора в семье и у грамматика до начала занятий риторикой; II книга – о природе риторики как науки, общие сведения, о занятиях в риторической школе; III-IX книги – энциклопедия традиционной теории ораторского искусства; X книга – обзор греческой и римской литературы как образцов, представляющих ценность для будущего оратора; XI книга – о внешних приемах и манерах оратора; XII книга – о моральном и общественном облике оратора.

    В своем трактате Квинтилиан изложил советы, опираясь в основном на систему Цицерона, поскольку считал искусство красноречия великого республиканца образцом для всякого оратора. Основные положения труда Квинтилиана близки идеям Цицерона, однако есть в них и существенные отличия. Так, к примеру, для Цицерона философия по отношению к риторике первична, она составляет ее основу. Квинтилиан же считает философию и всœе другие науки вторичными, они – лишь подготовка к риторике. Значительно подробнее, чем Цицерон, разрабатывает Квинтилиан вопрос о технике красноречия:

    • о манере поведения оратора перед слушателями,
    • о теории жеста͵ мимики, осанки, телодвижений,
    • о постановке дыхания и голоса.

    Сравним также высказывания Цицерона и Квинтилиана о риторике. Ц и ц е р о н (вслед за Аристотелœем): «Риторика – искусство убеждать». К в и н т и л и а н: «Риторика – наука хорошо говорить. Потому что искусство не зависит от исхода дела, оно заключается в действии, а не в последствиях». Многие расхождения во взглядах Цицерона и Квинтилиана коренились в том, что они жили в разные эпохи существования Римского государства: Цицерон – в эпоху республики, Квинтилиан – в эпоху империи. В период республики обучение в риторических школах готовило римлянина к широкой практической деятельности. При этом в поздний период, период империй, культивировалось искусство слова, благодаря которому речь должна была доставлять эстетическое наслаждение словесным строем и мастерским произнесением. Но при этом речь изменяла своему первоначальному предназначению – выражать мысли и чувства. Направление в ораторском искусстве, возглавляемое Квинтилианом, было своеобразным последним этапом развития римского красноречия. С гибелью республики умерло и римское классическое красноречие.

    Итак, на протяжении всœего периода античной культуры риторика определяла не только стиль речи, но и образ мыслей и поведения людей, ᴛ.ᴇ. философию жизни. В античную эпоху были сформированы основы риторики как науки и ораторского искусства: классический риторический канон, учение о родах и видах красноречия, о взаимосвязанных элементах риторики (этос, пафос и логос) и о воздействии оратора на аудиторию.

    Без предварительного знакомства с античной риторикой, которая лежит в основании всœех европейских риторик, невозможно понять и осмыслить пути развития этой науки и искусства в Европе и России нового времени.

    Эпоха христианства отвергла античную культуру, как языческую, однако использовала достижения риторики в развитии ее новой отрасли – церковного красноречия, или гомилетики. Гомилетика – искусство церковной проповеди, носит ярко выраженный поучительный характер, опираясь на Библию и сочинœения святых отцов.

    Читайте также

  1. - Риторика в Древнем Риме

    В Древний Рим риторика проникает в I веке до н. э. Оригинальностью римская риторика никогда не отличалась. Цицерону принадлежит немалое число трактатов об ораторском искусстве (например, «Брут», «Оратор»). Наиболее полное выражение римская риторика получила в работе... [читать подробенее]

  2. - Риторика в Древнем Риме

    Красноречие Древнего Рима развивалось под влиянием греческого наследия и достигло расцвета во времена могущества Римской республики. Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что как на войне римлянин служит своему отечеству с оружием в... [читать подробенее]

  3. oplib.ru

    Риторика в Древнем Риме, Риторика Цицерона

    Относительно развития риторики в. Древнем. Риме следует отметить, что для эпохи республики не был характерен культ чистого слова, звуковой гармонии, наслаждение от изящества оратора. Когда римляне обратились греческой риторики, то они были очарованы ее красотой. Состоялся движение от простоты речи к накоплению, к азианствва.

    В этот период обостряется вражда между риторикой и философией. Ведь большинство римских учеников пошли учиться в

    риторов и лишь единицы - к философам. Философы считали, что риторика - не наука, все положительное содержание похитила в философии, только философ может быть по-настоящему красноречивым. В произведении. Цицерона"Об ор ратора"один из персонажей (Марк. Антоний) вспоминает такой случай. Когда он задержался в. Афинах, то местные философы, узнав о том, что он является известным оратором, завели перед ним бурную спор и к водили, что для оратора философия гораздо важнее риторикиніше риторики1.

    И века до н.э характеризуется тем, что в это время был создан учебник по риторике, который называется"к. Гереннию"(Лй. Негеппиит). Долгое время считалось, что он принадлежит. Цицерону, однако дальнейшие исследования показали, что известный римский оратор не был автором этого учебника. Однако попытки установить автора ни к чему не привели. Ав втор этого учебника, в отличие от. Цицерона, выступает против греческой риторики и ее связи с философией. Во введении частности говоритсяся:

    "Умение говорить и изящество речи приносят большую пользу, если они руководствуются правильным размышлениям и сдержанной умеренностью души. Поэтому мы опустили все то, что греческие авторы в своей ма. Арни тщеславия выдают за свое. Ведь они, чтобы не казалось, что они знают довольно мало, взяли и то, что дела совсем не касается, чтобы искусство это казалось более сложным для постижения; мы же взяли только то, что, по нашему мнению, относится к искусству речиромови"2.

    Современные исследователи этого памятника считают, что авторство данного учебника принадлежит представителю латинской риторической школы, которая в те времена ориентировалась прежде всего на умение оратора вести политическую потому оротьб.

    641 Риторика Цицерона

    В отличие от автора риторики"к. Гереннию"известный римский оратор и философ. Марк. Туллий. Цицерон настаивает на связи риторики и философии. Хотя его философия представляет собой философию под знаком риторики. В диалоге"Об ораторе"он, в частности, пишет:

    "Философия не похожа на другие науки. В геометрии, например, или в музыке, что может сделать человек, не изучила этих наук?. Только молчать, чтобы ее не приняли за сумасшедшую. А философские вопросы открытого ити для любого проницательного и остроумного ума, умеет на все находить правдоподобные ответы и выкладывать их в мастерской и равной речи случае самый заурядный оратор, даже и не очень. Просвещение чений, но имеющий опыт в речах, победит философов этим своим нехитрым опытом и не позволит себя оскорбить и унизитьеважити"1.

    Цицерон оставил после себя большое количество речей, а также несколько теоретических сочинений, посвященных ораторскому искусству:"Об ораторе","Брут","Оратор"и др.

    Выдающийся древнеримский оратор считал, что для красноречия необходимыми являются:

    o природное дарование;

    o навыки;

    o знания

    При этом предпочтение он отдавал третий компонент, поскольку первенство принадлежит образованному оратору частности, свои ораторские успехи он связывал не с талантом, а с образованием. Без знаний нет настоящего в красноречия. Цицерону принадлежат также известные слова о том, что богатство содержания порождает и богатство выражения. Если содержание значительный, то он вызывает естественный блеск и в словаовах.

    Цицерон усовершенствовал разработку риторической техники частности, в произведении"Оратор"он характеризует заботы идеального оратора следующим образом:"что сказать","где сказать","как сказать""Что сказать"означает изобретение д материала. Здесь оратор, по мнению. Цицерона, должен руководствоваться разумом"Где сказать"означает расположение материала. Здесь римский оратор предлагает сильные аргументы ставить в начале и в конце, а слабые - по середине"Как сказать"касается и произнесения, и изложения. Относительно вынесения, то оратор, по мнению. Цицерона, должен владеть голосом, движениями и лицом. Однако основной задачей оратора есть словесное вираж ения (изложение). Именно в этом пункте. Цицерон усматривает сходство латинского"eloquens"Он разрабатывает теорию трех стилей. При выборе стиля оратор должен руководствоваться значимости. Вообще идеальный оратор - это" такой оратор, умеющий говорить о низком просто, о высоком яскромовно и о среднем умеренно;такий оратор, який вміє говорити про низьке просто, про високе яскромовно й про середнє помірно".

    касается соотношения риторики и философии известный римский оратор отмечает, что философия - это важнейшая часть образования оратора, но часть. Он считает, что в. Риме наступили времена для создания ид деального образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом. По этому поводу. Цицерон пишете:

    "Если речь идет о том, что на самом деле прекрасное, то пальма первенства принадлежит тому, кто и ученый, и красноречивый. Если мы согласимся называть его и оратором, и философом, то и спорить не о чем вер что эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда обладает красноречием оратора, и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы служить завершению их образованияосвіти"2.

    Таким образом, давний спор между риторикой и философией. Цицерон решает в пользу риторики, его философия - это философия под знаком риторики

    С переходом от республики к империи латинское красноречие повторило ту же эволюцию, которую в свое время претерпело греческое красноречие при переходе от эллинских республик в эллинистических монархий. Значение политического красноречия снизилось, а торжественного - выросло. Судебное красноречие продолжало процветать. Римское право состоит в систему и теперь судебные ораторы прославляются уже как проку. Рори или адвокаткати.

    uchebnikirus.com


    Смотрите также