Древний египет лекция. ИСТОРИЯ Лекция 2 Древний Египет и Древняя Месопотамия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Лекция: Источники и историография древнего Египта. Древний египет лекция


Лекция 2. Древний египет

45

Лекция 1.

ВВЕДЕНИЕ В КУРС ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

История государства и права зарубежных стран — это обще­ственная, историко-правовая наука.

Предмет науки — историчес­кие процессы развития сложной системы государственных и юри­дических институтов.

Цель — выявление исторических законо­мерностей развития государства и права.

История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрак­тной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории госу­дарства и права.

Таким образом, история государства и права — это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процес­се их возникновения и развития в хронологической последова­тельности, в конкретной исторической обстановке, на основе вы­явления исторических закономерностей этих процессов, действу­ющих в границах исторических эпох.

Эту науку на западе называют всеобщей историей права, кото­рая возникла на рубеже ХУШ-Х1Х вв. Теоретическое и практи­ческое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-пра­вовые реалии современности. Также получить необходимые зна­ния по осуществлению глубоких экономических реформ, по де­мократизации политической жизни и охране прав граждан, про­гнозировать дальнейшее развитие государства и права.

В историко-правовой литературе в России в течение ряда лет господствовала марксистская пятичленная периодизация исто­рического процесса (первобытно общинный строй, рабовладе­ние, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время в отечественной науке утвердилось понятие «цивилизация», которое сложилось в Европе в середине XVIII века. На первое место при новом взгляде ставится человек, его внутренний мир, опыт, мировоззрение, способы ориентации, образ жизни и система цен­ностей.

На данный момент, как принято считать в науке, существуют два пути развития человеческого общества, две цивилизации - Запад и Восток.

В истории государства и права зарубежных стран используют­ся различные подходы (методы), такие как: конкретно-историчес­кий, сравнительно-правовой и системный.

Конкретно-историчес­кий метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного го­сударства и его правовой системы.

Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих призна­ков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение).

Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-право­вых явлений отдельных существенных признаков или неповтори­мых особенностей государства и его правовой системы.

В литературе принято выделять такие основные эпохи: древ­ний мир(4 тыс. до н.э. -5 век н.э.), средние века(5 век – 12-13 века), новое(18 – конец 19 века) и новейшее время (XX век). При изложении материала используются не формационные границы эпох, а цивилизационный подход.

Предыстория государства и права.

История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного строя и цивилизации. Первобытный строй, существование которого по современным данным свыше 2 миллионов лет, в процессе своего развития претерпел огромные социокультурные и хозяйственные изменения. Для понимания причин возникновения государства и права имеет принципиальное значение выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающего хозяйства и производящего хозяйства (неолитическая революция с 8 по 3 тыс. до н.э.).

Государство –общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу.

Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства.

Человеческий род на первой стадии цивилизации представлял собой малочисленное сообщество людей, существовавших охотой и рыболовством, обладавших навыками изготовлять орудия труда и охоты, домашнюю утварь, строить или копать себе жилища, но уже владевших на этом этапе языком для выражения своих потребностей и являвшихся носителями общих правил и моральных запретов, выделявших HOMO SAPIENS из среды. Живя семьями, они руководствовались общепринятыми обычаями, заменявшими им законы, и имели даже несложную форму правления.

История Древнего Египта подразделяется на три основных пе­риода: Древнее царство (28-26 вв. до н.э.). Среднее цар­ство (конец 3-го тысячелетия — 16 век до н.э.). Новое царство (14-12 вв. до н.э.).

Общественный строй. Господствовавшими классами были рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного чело­века определялось: древностью рода, величиной землевладения и значением занимаемой должности. Основная масса населения Древнего Египта жила в деревнях, представлявших собой, что принято называть сельской общиной. В общине сохраняется кол­лективная собственность на землю. Управление общиной осуще­ствляется общим собранием, старейшиной и советом. В период Древнего царства были сильны позиции номовой родовой аристократии, которая выделяется из основной массы свободных об­щинников-крестьян. С первых династий египетских фараонов общинники-крестьяне привлекаются к принудительному труду по строительству различных сооружений. Они же платили государ­ству ренту-налог. Со временем община, как самостоятельная еди­ница, исчезает, поскольку в руках фараона сосредотачивается земельный фонд, функции управления ирригационной системы и царско-храмового хозяйства.

В период Среднего царства усиливается роль нетитулованного чиновничества. Из «слуг царя» выделяются так называемые «неджес» — («маленькие»), что обусловлено развитием товарно-де­нежных отношений.

В период Нового царства работа на: государственной земле становится уделом большей части египетского крестьянства. На­сильственное прикрепление людей к определенным профессиям становится системой принудительного труда. Население, непос­редственно занятое в царском хозяйстве Египта, делилось на жре­цов, войско, чиновников, мастеров, «простых людей».

Государственный строй.

Древний Египет по форме правле­ния — восточная деспотия. Во главе государства стоит фараон, власть которого была неограниченной. Он был главным законода­телем, судьей и назначал высших чиновников. Для Древнего Егип­та характерен централизованный бюрократический аппарат, во главе которого стоял первый помощник фараона — «джати». «Джати» имел большие полномочия: распоряжался государственным имуществом, казной, системой водоснабжении, контролировал де­ятельность административных органов и судопроизводства и т.п.

Страна делилась на области, которыми управляли номархи. Центральной фигурой административного аппарата следует счи­тать писца-канцеляриста, в обязанности которого входило состав­ление кадастра всех земель, перепись населения и пр.

Регулирование имущественных отношений. В Древнем Егип­те преобладала государственная собственность на землю, част­ная собственность на нее была не развита. В то же время частная собственность на другие вещи достигла высокого развития. Егип­тяне знали многие договоры: куплю-продажу, договор займа, за­лог, поручительство, мену, товарищество, найм (личный и иму­щественный), аренду земли.

Семейное право. Семья — патриархальная. Имело место вы­сокое правовое положение женщины. Она самостоятельно заклю­чала брак. В брачном договоре она могла указать себе такие пра­ва, как: право на некоторое время жить в доме отца, штраф в случае измены мужа, поводы для развода. Женщина также могла обезопасить имущество своих детей, поскольку существовал ре­жим раздельного пользования имущества супругов. Дети обязаны повиноваться отцу.

Древний Египет знал наследование по закону и по завещанию. В случае наследования по закону дети наследуют независимо от пола в равных долях. Исключение составлял старший ребенок, который получат большую долю. Женщина также имела право завещать свое имущество. Сделка производилась в письменной форме, в присутствии свидетелей.

Преступление и наказание. В Древнем Египте существовала жесткая репрессивная уголовная политика. Преступления подраз­делялись на государственные, против личности, против нравствен­ности, правосудия, имущественные. Серьезным преступлением считалось убийство священного животного. Наказания за преступле­ния были: смертная казнь (простая и квалифицированная), теле­сные наказания, тюремное заключение, обращение в рабство, на­казание по принципу талиона (простого или квалифицированного).

Суд и процесс. Суд не отделен от администрации, и вершится коллегиально. В судопроизводстве важную роль играли номархи — царские судьи, носившие титулы «жрецов богини истины». В Древ­нем Египте сохранились храмовые суды, в которых судьями были жрецы. Постепенно светская власть добивается уменьшения су­дебных функций храмовых судов. Но жрецы не хотели своего пол­ного отстранения от судопроизводства и учредили суд оракулов, который в государстве получил большой религиозный авторитет. Например, решение жреца-оракула не могло быть оспорено царс­ким чиновником. В период Нового царства была создана верховная судебная коллегия из 30 судей. Во 2-м тысячелетии в Древнем Египте существовал принцип суммирования доказательств. Самым древним видом доказательства была клятва, которая состояла из двух частей: а) обращение к богам, и фараону, б) назначения на­казания в случае, если дающий клятву нарушит ее или суд решит, что он не прав. В процессе применялись свидетельские показания и письменные доказательства (документы).

К источникам права Древнего Египта можно отнести: обычай, судебный прецедент, закон.

Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнем Египте было достаточно высоко развито законодательство. Многие наро­ды переняли опыт древних египтян. Так, отдельные статьи зако­нов Хаммурапи имели своим источником древнеегипетское право. В Древней Греции идея отмены долговой кабалы была введена из древнеегипетского законодательства. Древнеегипетское право по­влияло на создание права Древнего Рима.

studfiles.net

Лекция - Древний Египет. - История

Жители Египта создали одну из первых циви­лизаций, Египетское государство находилось в долине Нила — уз­кой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км,

расширяющейся в дельте.

Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для оби­тателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения.

Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земле­делия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верх­ний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами.

Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий.

Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появи­лись орудия из меди и бронзы.

В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд

земледельцев.

Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чи­новники проводили смотр детей, достигших трудоспособного воз­раста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообрази­тельных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.

Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников.

В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как прави­ло, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали тру­диться в ремесленных мастерских и на полях.

Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фа­раон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанав­ливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.

Период Древнего царства был временем наибольшего могуще­ства фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объеди­нен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завое­вательные походы на юг к богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы.

В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на про­стых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. В результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фарао­не 18-й династии Аменхотепе III. Однако со временем в Перед­ней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Егип­том. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов, силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией.

www.ronl.ru

ИСТОРИЯ Лекция 2 Древний Египет и Древняя Месопотамия

ИСТОРИЯ Лекция 2 Древний Египет и Древняя Месопотамия ИСТОРИЯ Лекция 2 Древний Египет и Древняя Месопотамия

Лекция 2. Древний Египет и Древняя Месопотамия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Лекция 2. Древний Египет и Древняя Месопотамия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Возникновение цивилизации в Древнем Египте Особенности мышления и культуры древних египтян Место египетской цивилизации в древнем мире Возникновение цивилизации в Древней Месопотамии Вклад Древней Месопотамии в мировую культуру Важнейшие различия египетской и месопотамской цивилизаций Шумер, Аккад и Ассирия 2

Древний Египет n Долина Нила — колыбель цивилизации и вызов для общества n Задачи Древний Египет n Долина Нила — колыбель цивилизации и вызов для общества n Задачи древнего земледельца в долине Нила: n поддержание постоянного русла реки n выравнивание земли n укрепление поселений для борьбы с последствиями разливов Нила n создание единой системы оросительных каналов и плотин 3

Возникновение цивилизации в Древнем Египте n Вторая половина IV тысячелетия до н. э. — Возникновение цивилизации в Древнем Египте n Вторая половина IV тысячелетия до н. э. — первые государства в долине Нила (номы) n Главная причина образования номов — необходимость организации общественных работ для налаживания земледелия n Неэффективность разрозненных ирригационных систем — постоянный стимул к объединению n Ок. 3100 года до н. э. фараон Мина создает первое единое древнеегипетское государство Повседневная жизнь древних египтян 4

Древнее Царство (XXIX—XXIII века до н. э. ) n Финикийские города n Синайский полуостров Древнее Царство (XXIX—XXIII века до н. э. ) n Финикийские города n Синайский полуостров n Первый порог Нила Сиена (Асуан) 5

Древнее Царство (XXIX—XXIII века до н. э. ) n Затраты на строительство пирамиды (по Древнее Царство (XXIX—XXIII века до н. э. ) n Затраты на строительство пирамиды (по Геродоту): n n n Большая пирамида фараона Хуфу (Хеопса). XXVI век до н. э. n 100 000 строителей, сменяющихся каждые три месяца 10 лет — на строительство дороги для перевозки каменных глыб и подземной части пирамиды 20 лет — на сооружение самой пирамиды общие расходы — 1600 серебряных талантов или около 42 тонн серебра 6

Как построить пирамиду? n В Древнем мире нет возможностей для осуществления масштабных строительных проектов Как построить пирамиду? n В Древнем мире нет возможностей для осуществления масштабных строительных проектов за счет нормальных экономических инструментов n Военной силы для принуждения к работе огромных масс людей недостаточно Древнеегипетские воины: легковооруженные (вверху) и тяжеловооруженные (внизу) n Необходимость использования ненасильственных инструментов принуждения 7

Особенности мышления человека древнего Египта n Обожествление сил природы. Боги — Гор (бог неба) Особенности мышления человека древнего Египта n Обожествление сил природы. Боги — Гор (бог неба) n n Тот (бог мудрости) естественная часть картины мира Боги подобны человеку или животным От богов зависят поведение Нила, урожай и, в конечном счете, жизнь человека. Исполнение воли богов — жизненная необходимость Важнейшие боги Египта — бог Солнца Ра и Осирис, научивший людей земледелию, садоводству и виноделию Фараон — земное воплощение бога, он управляет государством, как боги управляют природой 8

Религия и экономика n Смысл служения богам — обеспечение благоприятных условий существования для общества Религия и экономика n Смысл служения богам — обеспечение благоприятных условий существования для общества и человека. Культ, не справляющийся с этой задачей, лишается последователей n Две задачи жреческого сословия: 1. создать пышный ритуал 2. внушить людям, что боги прислушиваются к просьбам жрецов Познание законов природы: n n залог процветания жреческого сословия n ключ к развитию сельского хозяйства и экономики в целом Храм Хатхор, богини неба, 9 любви и красоты

Иероглифическая письменность Фрагмент из «Книги Мертвых» n Появляется в Древнем Египте синхронно с цивилизацией. Иероглифическая письменность Фрагмент из «Книги Мертвых» n Появляется в Древнем Египте синхронно с цивилизацией. Первые надписи относятся ко временам I династии n Иероглиф — «священный знак, высеченный на камне» n В основе письменности лежит принцип ребуса: изображения предметов используются для обозначения слов, которые звучат сходно с названиями этих предметов n В эпоху Среднего царства насчитывалось порядка 700 широко употреблявшихся иероглифов 10

Жизнь и смерть для жителя Древнего Египта n А. Гардинер: n ни один другой Жизнь и смерть для жителя Древнего Египта n А. Гардинер: n ни один другой народ «не был столь далек от отвлеченных рассуждений и столь предан материальной стороне жизни» . n Загробная жизнь абсолютно полноценна: те же занятия, развлечения и удовольствия. n К загробной жизни надо готовиться, чтобы после смерти жить с максимальным комфортом. Саркофаг фараона Сенусерта II (II тысячелетие до н. э. ) 11

Жизнь и смерть для жителя Древнего Египта n У человека две души — «ба» Жизнь и смерть для жителя Древнего Египта n У человека две души — «ба» и «ка» : n «ба» после смерти возносится к богам на небо n «ка» остается с телом n От сохранности тела умершего и ухода за ним зависит посмертное благополучие n Забота о посмертном существовании (пирамиды, мумифицирование и т. д. ) — продолжение заботы о земном бытии «Паланкин» из египетской гробницы (2000 лет до н. э. ) 12

Нашествие гиксосов n Гиксосы ( «правители пустынных стран» ) — конгломерат кочевых скотоводческих племен Нашествие гиксосов n Гиксосы ( «правители пустынных стран» ) — конгломерат кочевых скотоводческих племен семитского и хурритского происхождения n Около 1710— 1560 гг. до н. э. — правление гиксосов в Египте n Наследство гиксосов — широкое использование бронзового оружия, боевые колесницы и фортификационное искусство n Изгнание гиксосов открывает эпоху Нового царства — расцвет древнеегипетской цивилизации 13

Древний Египет и мир n Тутмос III (1504— 1450 гг. до н. э. ) Древний Египет и мир n Тутмос III (1504— 1450 гг. до н. э. ) — территориальная экспансия Египта, включение Сирии, Палестины и территорий до 4 -го порога Нила n Хатшепсут (рубеж XVI—XV вв. до н. э. ) — крупная экспедиция в далекую страну Пунт (вероятно, на побережье Восточной Африки) n Плата за новые территории — начало войн с государствами Передней Азии, Миттанией, хеттами, Ассирией, Персией n Перенапряжение экономики ведет к превращению Египта в объект завоеваний Женщина-фараон Хатшепсут 14

Дуга плодородия n Дуга плодородия — район от междуречья Тигра и Евфрата до долины Дуга плодородия n Дуга плодородия — район от междуречья Тигра и Евфрата до долины Нила. n Область происхождения большинства современных видов культурных растений: n хлебные злаки — пшеница, ячмень, рожь n плодовые и фруктовые деревья и кустарники — персиковые, абрикосовые, гранатовые деревья, инжир, апельсины, шелковица, миндаль, вишни, груши, яблони, виноград n финиковые пальмы 15

Древняя Месопотамия n Две части Месопотамии, междуречья Тигра и Евфрата: 1. Южная — сходна Древняя Месопотамия n Две части Месопотамии, междуречья Тигра и Евфрата: 1. Южная — сходна по условиям с долиной Нила, плодородные почвы образуются наносами Тигра и Евфрата, нуждается в ирригации 2. Северная — идеальные для жизни человека природные условия, место расположение рая, описанного в Библии 16

Вклад Древней Месопотамии в мировую культуру n Нерегулярность разливов Тигра и Евфрата — стимул Вклад Древней Месопотамии в мировую культуру n Нерегулярность разливов Тигра и Евфрата — стимул к развитию наблюдений за природой n Математическое наследие: n n шестидесятеричная и десятеричная системы счисления алгебра — решение уравнений, возведение в квадратную и кубическую степень, извлечение квадратных корней число «пи» и умение находить длину окружности и площадь круга деление круга на 360 градусов Одно из семи чудес света — Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 605— 562 гг. до н. э. ) Вода подавалась по каналам в стенах с помощью винтовых воротов 17

Вклад Древней Месопотамии в мировую культуру n Астрономическое наследство шумеров: n культура астрономических наблюдений Вклад Древней Месопотамии в мировую культуру n Астрономическое наследство шумеров: n культура астрономических наблюдений n первый лунный календарь n деление года по знакам Зодиака n умение предсказывать солнечные и лунные затмения n астрология 18

Клинопись n Клинопись — система письма, созданная шумерами к середине III тысячелетия до н. Клинопись n Клинопись — система письма, созданная шумерами к середине III тысячелетия до н. э. и позаимствованная у них практически всеми народами Передней Азии n Своеобразие начертания — максимальная адаптация для письма по глине n Клинопись использовалась на протяжении 3 тысячелетий и была заново расшифрована в начале XIX века Глиняная табличка с клинописной записью 19

Месопотамия и Египет: важнейшие отличия n В Южной Месопотамии n n цивилизация возникает в Месопотамия и Египет: важнейшие отличия n В Южной Месопотамии n n цивилизация возникает в первой половине III тысячелетия до н. э. в виде городов-государств В Месопотамии нет природной необходимости в единой ирригационной системе Главный стимул к объединению — внешняя угроза Постоянные войны обеспечивают значительное число рабов для общественных работ Города-государства Шумера возглавляются жрецами, что отражает большую роль знаний в жизни общества Египет и государства Передней Азии в середине II тысячелетия до н. э. 20

Шумеро-Аккадское царство n Борьба земледельческого Юга и «охотничьего» Севера Месопотамии завершается победой Севера — Шумеро-Аккадское царство n Борьба земледельческого Юга и «охотничьего» Севера Месопотамии завершается победой Севера — Саргон Древний объединяет Месопотамию под властью Аккадского царства n Победители перенимают шумерскую культуру и реализуют ее потенциал: n единая ирригационная система для всей Южной Месопотамии n единая общегосударственная система мер и весов n международная торговля n Шумерские жрецы уступают Саргон Древний (? ), царь Аккада и Шумера (ок. 2316— 2261 до н. э. ) политическую власть в обмен на экономические и иные льготы 21

Законы Хаммурапи n Хаммурапи — шестой царь первой Вавилонской Часть стелы с законами Хаммурапи Законы Хаммурапи n Хаммурапи — шестой царь первой Вавилонской Часть стелы с законами Хаммурапи (XVIII век до н. э. ) династии (1792— 1750 гг. до н. э. ) n Законы Хаммурапи — отражение повседневной жизни вавилонского общества n Три сословия: — авилумы (высшее сословие) — члены общин, имевшие право на участки общинной земли (от 1 до 60— 80 га) — мушкенумы ( «склонившиеся под защиту» ) — люди, взявшие в держание участок царской земли или перешедшие на иное государственное обеспечение, взамен на исполнение определенной повинности. Сюда входили жрецы, торговцы, чиновники, ремесленники и земледельцы — вардумы (рабов) — люди, имевшие хозяев, которые распоряжались их временем, рабочей силой и даже жизнью 22

Ассирия — милитаристская держава Древнего мира n Реформы Тиглатпаласара III (745— 727 гг. до Ассирия — милитаристская держава Древнего мира n Реформы Тиглатпаласара III (745— 727 гг. до н. э. ): n n создание «царского полка» — постоянного ядра армии n широкое использование железа для изготовления оружия n Ассирийский конный лучник централизованный контроль над местной властью создание конницы и вспомогательных частей для осады и штурма городов n переселение жителей завоеванных областей в рамках империи 23

Ассирия — милитаристская держава Древнего мира n Спустя 100 лет после смерти Тиглатпаласара III Ассирия — милитаристская держава Древнего мира n Спустя 100 лет после смерти Тиглатпаласара III Ассирия распадается: n 627 г до н. э. — отпадение Вавилонии n 614 и 612 гг. до н. э. — разрушение главных центров Ассирии — Ашшура и Ниневии n ассирийская знать почти полностью истреблена n рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами и утратило свой язык n Милитаризованная экономика неэффективна. Достижения в военной сфере легко заимствуются соседями. Необходимость поддержания силового господства над покоренными народами оказывается непосильным бременем Ассирийский воин с захваченным идолом 24

present5.com

Лекция - Источники и историография древнего Египта

Историю и культуру древнего Египта изучают на основе следующих типов источников:

1. Письменные источники: ис­торические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, до­кументы, инструкции.

2. Памятники материальной_культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, кера­мика, статуи, различные предметы культа.

3. Устное народное творчество (фольклор): песни, сказки, пос­ловицы, поговорки, легенды, эпические ска­зания.

4. Данные языка: заимствования из других языков,_различные временные пласты в языке.

5. Этнографический материал: обычаи и нравы, культы, ритуалы.

6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках.

7. Остатки каналов, дамб, до­рог.

Письменные источники. Расшифровка сек­рета иероглифической письменности дала возможность прочесть древние памятники: Палермский камень (сейчас хранится в Сицилии, Палермо) — остатки древнейшей летописи на большой плите с перечислением царствующих фараонов, упо­минями походов, катаст­рофических разливов Нила. «Анналы Тутмоса III» (XVIII ди­настия), записанные на стенах храма в Карнаке (город Фивы), перечисляет важней­шие события царствования и военные по­ходы Тутмоса III.

Одним из лучших образцов истори­ческой мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона «Исто­рия», написанное в эллинистический период (период завоевания греками). Манефон разделил историю Египта на царства: древнее, среднее, новое и позднее, и ввел понятие 30 ди­настий фараонов, которых он, в свою очередь разделил на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории древ­него Египта.

До нашего времени сохранились архив царя_Нефериркара, указы фараонов. Переписка фараонов Aменхотепа III и Эхнатона с правителями других государст характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке. Договор (1280 г. до н. э.) между Египтом и Хеттским царством сохранился, выбитый на стенах храма Амона-Ра и храма фараона Рам­сеса II.

В гробнице одного из везиров фараона Тутмоса III найдена инструкция о служебных обязанностей вер­ховного советника с ценнейшими данными о центральном государственном аппарате XVIII династии.

К литературным памятникам относятся «поучения» фараонов (т. е. напи­санные от их имени), например, по управлению страной, и проро­чества, или речения, о грядущих несчастиях в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Сохранились «Речение Ипусера» и «Речение Не­ферти».

Произведения художест­венной литературы, несмотря на художествен­ный вымысел, до­вольно реалистично описывают быт, заня­тия египтян, их профессии, произвол цар­ской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества. Были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях (например, «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». Сохранились и подлинные описания путешествий, они дают сведения об окружающих, позволяют определить степень полити­ческого влияния Египта в тогдашнем мире.

Сохранилось множество произведений религиозного характера: «Тексты пирамид» — над­писи богословского характера на стенах внутренних помещений пи­рамид фараонов, деревянных сарко­фагов вельмож. «Текс­ты пирамид» и «Тексты саркофагов» послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии — «Книги мерт­вых», содержащей описание многочислен­ных обрядов, заклинаний и молитв, позво­ляющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, что­бы достичь вечного блаженства на «полях Налу».

Медицинские папирусы (Хирургический папирус), математические произведения дают представле­ние о развитии научных знаний в Древнем Египте.

Огромное количество материалов археологических раскопок (керамика, посуда, предметы быта и куль­та, орудия труда, статуи, рельефы, фре­ски и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют боль­шие археологические комплексы: остатки гробниц-пирамид, городов, хра­мов, крепостей, морских портов, некропо­лей. Из погребальных комплексов наиболее известна гроб­ница фараона Тутанхамона, найденная в 1922 г. неразграбленной. Большую ценность представ­ляет своего рода «склад» мумий фараонов Нового царства, изъятые из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалах при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надруга­тельства грабителей. Обнаруженные в тай­нике мумии фараонов позволяют с по­мощью современных методов исследования установить физический тип, болезни, воз­раст египетских владык.

Сохранились гробницы номовой знати. Они вы­рублены в скалах и представляют собой просторные помещения, стены которых покрыты великолепными фресками и релье­фами, реалистически отражающими земную жизнь вельможи, показывающими его хо­зяйство, поля, мастерские, работающих там людей. Эти изображения — ценнейший источник по изучению экономики и со­циальных отношений египетского общест­ва.

Обильную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древ­ним археологически исследованным горо­дом является город Энхаб — предполагае­мая столица верхнеегипетского царства (конец IV— начало III тысячелетия до н. э.). Сохра­нились остатки городов Иллахуна (или Ка-хуна), столица фараона Эхнато-на — город Ахетатон, город Танис.

Величественными памятниками мону­ментального строительства являются мно­гочисленные храмы, обнаруженные в огром ном количестве в разных местах: заупокойный храм при пира­миде Джосера, храмы бо­га Ра, грандиозный храм Амона-Ра в Фивах.

Значительную информа­цию о Египте можно получить из источников, проис­ходящих из соседних с Египтом стран — Нубии, Палестины, Сирии, других облас­тей Восточного Средиземноморья. В некоторых книгах Библии содержатся любопытные материалы о взаимоотношениях этих стран с Египтом, о системе международных связей тогдашнего мира.

Важные сведения о Египте содержатся в произведениях античных авторов. Боль­шой интерес представляют произведения греческих авторов: Геродота (V в. до н. э.), Страбона и Плутарха. Особую ценность имеют све­дения Геродота. Геродот, посетивший Еги­пет, осмотрел многие храмы и горо­да, дал подроб­ный очерк древнеегипетской истории.

Историография.Изучением древнеегипетской цивилизации, т. е. экономики, общественных отношений, государственности, культуры, религии и языка древних египтян, занимается египтология

До начала XIX в. европейские ученые располагали только отрывочными и скудными сведениями, сохранившимися в произведе­ниях античных авторов (в первую очередь Геродота), в книгах Ветхого завета Библии, по которым было невозможно составить себе цельное представление о древнееги­петской истории и культуре. Египет был трудно доступен для евро­пейских ученых. Была забыта и письмен­ность древних египтян.

Большой интерес к древнеегипетской истории пробудился в Европе с начала XIX в. после завоевательной экспедиции в Египет Наполеона Бонапарта. В ее составе находилась группа ученых, которая составила 48-томное «Опи­сание Египта». Однако датой рождения египто­логии как научной дисциплины стало откры­тие ключа к расшифровке забытой древне­египетской письменности в 1822 г. фран­цузским ученым Жаком Франсуа Шам-польоном.

Соперничество европей­ских держав за колонии в последней четверти XIX в. привело к тому, что правитель­ства Англии, Германии и Франции стали проявлять повышенный интерес к научным исследованиям египетской истории в целом, в том числе и древнеегипетской цивили­зации, которые теперь стали финансиро­ваться более щедро, чем раньше. Дости­жения европейской историографии второй половины XIX в., окончательная дешифров­ка письменности, введение в оборот много­численных вещественных памятников не могли не способствовать успехам египто­логии, твердо вставшей на почву строгой науки. С 80-х годов XIX в. начался новый, блестящий этап в египтологии, который характеризовался: 1) созданием методики археологических раскопок, 2) изданием памятни- ков письменности с филологическим и историческим ком­ментарием; 3) разработкой различных проблем древнеегипетской истории и куль­туры, появлением сводных трудов по исто­рии Древнего Египта и роли египетской цивилизации в истории Ближнего Востока.

Одним из первых египтологов, который проводил систематические раскопки и организавал музей египетских древностей, был Мариетт. Египетские пирамиды систематически изучал англичанин Питри. Мариетт и Питри организо­вали тщательное хранение открытых памят­ников и их сохранение для науки, в то время как ранее многие из них расхи­щались и попадали в руки бесчисленных коллекционеров.

Раскопки, прочте­ние надписей и папирусных остатков ввели в научный оборот множество новых и раз­нообразных данных. С начала 80-х годов XIX в. до начала 20-х годов XX в. была издана большая часть письменных памят­ников, по которым история Древнего Егип­та изучается и сейчас.

В этот же период появляется ряд обобщающих работ по истории Египта, в которых дано осмысле­ние хода всей древнеегипетской истории, определяется место Египта в истории Ближ­него Востока и всего древнего мира. Это фундаментальные труды, принадлежа­щие известным знатокам Древнего Егип­та Питри, Брестеда, Море, Мейера. Они были склонны преувеличивать значение и роль египетской цивилизации. Один из лучших трудов в европей­ской историографии написал русский египтолог Тураев.

Новый этап в развитии египтологи­ческих исследований начался с 20-х годов XX в. В европейской науке происходит переосмысление роли и места египетской цивилизации в древней истории 'класси­ческого Востока. Если ранее роль Египта переоценивалась, то теперь постепенно распространяется концепция относительно­го равноправия отдельных крупных циви­лизаций, будь то античная, египетская, вавилонская или индийская.

Продолжалось изучение древнеегипетского языка, уточнялись древ­неегипетские тексты. Был издан 5-томный словарь египетского языка.

Основные исследования в египологии, в том числе и раскопки в Египте, проводили ученые европейских стран и США. В ХХ в. формируется школа мест­ных египтологов. Бругш открыл комплекс вельмож­ных гробниц и пирамид фараонов Древнего царства. Бакир исследовал древнеегипетское рабство.

Выдающимся русским египтологом был акаде­мик Тураев. Он создал школу русских египтоло­гов.

www.ronl.ru


Смотрите также