Лекция: Источники и историография древнего Египта. Древний египет лекция
Лекция 2. Древний египет
45
Лекция 1.
ВВЕДЕНИЕ В КУРС ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
История государства и права зарубежных стран — это общественная, историко-правовая наука.
Предмет науки — исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических институтов.
Цель — выявление исторических закономерностей развития государства и права.
История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной — теорией государства и права. При помощи логического метода в теории государства и права отражается исторический процесс в абстрактной форме, вырабатывается система общеправовых понятий и категорий, широко используемых в учебном курсе истории государства и права.
Таким образом, история государства и права — это наука о государстве и праве отдельных (зарубежных) стран мира в процессе их возникновения и развития в хронологической последовательности, в конкретной исторической обстановке, на основе выявления исторических закономерностей этих процессов, действующих в границах исторических эпох.
Эту науку на западе называют всеобщей историей права, которая возникла на рубеже ХУШ-Х1Х вв. Теоретическое и практическое значение истории государства и права зарубежных стран заключается в возможности глубже познать государственно-правовые реалии современности. Также получить необходимые знания по осуществлению глубоких экономических реформ, по демократизации политической жизни и охране прав граждан, прогнозировать дальнейшее развитие государства и права.
В историко-правовой литературе в России в течение ряда лет господствовала марксистская пятичленная периодизация исторического процесса (первобытно общинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, коммунизм). В настоящее время в отечественной науке утвердилось понятие «цивилизация», которое сложилось в Европе в середине XVIII века. На первое место при новом взгляде ставится человек, его внутренний мир, опыт, мировоззрение, способы ориентации, образ жизни и система ценностей.
На данный момент, как принято считать в науке, существуют два пути развития человеческого общества, две цивилизации - Запад и Восток.
В истории государства и права зарубежных стран используются различные подходы (методы), такие как: конкретно-исторический, сравнительно-правовой и системный.
Конкретно-исторический метод заключается в рассмотрении государственно-правовых явлений в той своеобразной социальной среде определенного государства и его правовой системы.
Сравнительно-правовой метод предполагает выявление общих закономерностей и общих признаков в развитии государства и права в один период времени, но в различных странах (синхронное сравнение) и в разных периодах исторических эпох (диахронное сравнение).
Системный подход предполагает выделение из общей структуры государственно-правовых явлений отдельных существенных признаков или неповторимых особенностей государства и его правовой системы.
В литературе принято выделять такие основные эпохи: древний мир(4 тыс. до н.э. -5 век н.э.), средние века(5 век – 12-13 века), новое(18 – конец 19 века) и новейшее время (XX век). При изложении материала используются не формационные границы эпох, а цивилизационный подход.
Предыстория государства и права.
История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного строя и цивилизации. Первобытный строй, существование которого по современным данным свыше 2 миллионов лет, в процессе своего развития претерпел огромные социокультурные и хозяйственные изменения. Для понимания причин возникновения государства и права имеет принципиальное значение выделение в первобытном обществе двух основных стадий: присваивающего хозяйства и производящего хозяйства (неолитическая революция с 8 по 3 тыс. до н.э.).
Государство –общественное явление, и предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу.
Поскольку оно возникает повсеместно в период смены родоплеменных связей людей в обществе вещными, обменными отношениями, можно предположить, что факторы, разлагавшие первобытнообщинный строй, были одновременно и предпосылками формирования государства.
Человеческий род на первой стадии цивилизации представлял собой малочисленное сообщество людей, существовавших охотой и рыболовством, обладавших навыками изготовлять орудия труда и охоты, домашнюю утварь, строить или копать себе жилища, но уже владевших на этом этапе языком для выражения своих потребностей и являвшихся носителями общих правил и моральных запретов, выделявших HOMO SAPIENS из среды. Живя семьями, они руководствовались общепринятыми обычаями, заменявшими им законы, и имели даже несложную форму правления.
История Древнего Египта подразделяется на три основных периода: Древнее царство (28-26 вв. до н.э.). Среднее царство (конец 3-го тысячелетия — 16 век до н.э.). Новое царство (14-12 вв. до н.э.).
Общественный строй. Господствовавшими классами были рабовладельческая знать и жречество. Положение знатного человека определялось: древностью рода, величиной землевладения и значением занимаемой должности. Основная масса населения Древнего Египта жила в деревнях, представлявших собой, что принято называть сельской общиной. В общине сохраняется коллективная собственность на землю. Управление общиной осуществляется общим собранием, старейшиной и советом. В период Древнего царства были сильны позиции номовой родовой аристократии, которая выделяется из основной массы свободных общинников-крестьян. С первых династий египетских фараонов общинники-крестьяне привлекаются к принудительному труду по строительству различных сооружений. Они же платили государству ренту-налог. Со временем община, как самостоятельная единица, исчезает, поскольку в руках фараона сосредотачивается земельный фонд, функции управления ирригационной системы и царско-храмового хозяйства.
В период Среднего царства усиливается роль нетитулованного чиновничества. Из «слуг царя» выделяются так называемые «неджес» — («маленькие»), что обусловлено развитием товарно-денежных отношений.
В период Нового царства работа на: государственной земле становится уделом большей части египетского крестьянства. Насильственное прикрепление людей к определенным профессиям становится системой принудительного труда. Население, непосредственно занятое в царском хозяйстве Египта, делилось на жрецов, войско, чиновников, мастеров, «простых людей».
Государственный строй.
Древний Египет по форме правления — восточная деспотия. Во главе государства стоит фараон, власть которого была неограниченной. Он был главным законодателем, судьей и назначал высших чиновников. Для Древнего Египта характерен централизованный бюрократический аппарат, во главе которого стоял первый помощник фараона — «джати». «Джати» имел большие полномочия: распоряжался государственным имуществом, казной, системой водоснабжении, контролировал деятельность административных органов и судопроизводства и т.п.
Страна делилась на области, которыми управляли номархи. Центральной фигурой административного аппарата следует считать писца-канцеляриста, в обязанности которого входило составление кадастра всех земель, перепись населения и пр.
Регулирование имущественных отношений. В Древнем Египте преобладала государственная собственность на землю, частная собственность на нее была не развита. В то же время частная собственность на другие вещи достигла высокого развития. Египтяне знали многие договоры: куплю-продажу, договор займа, залог, поручительство, мену, товарищество, найм (личный и имущественный), аренду земли.
Семейное право. Семья — патриархальная. Имело место высокое правовое положение женщины. Она самостоятельно заключала брак. В брачном договоре она могла указать себе такие права, как: право на некоторое время жить в доме отца, штраф в случае измены мужа, поводы для развода. Женщина также могла обезопасить имущество своих детей, поскольку существовал режим раздельного пользования имущества супругов. Дети обязаны повиноваться отцу.
Древний Египет знал наследование по закону и по завещанию. В случае наследования по закону дети наследуют независимо от пола в равных долях. Исключение составлял старший ребенок, который получат большую долю. Женщина также имела право завещать свое имущество. Сделка производилась в письменной форме, в присутствии свидетелей.
Преступление и наказание. В Древнем Египте существовала жесткая репрессивная уголовная политика. Преступления подразделялись на государственные, против личности, против нравственности, правосудия, имущественные. Серьезным преступлением считалось убийство священного животного. Наказания за преступления были: смертная казнь (простая и квалифицированная), телесные наказания, тюремное заключение, обращение в рабство, наказание по принципу талиона (простого или квалифицированного).
Суд и процесс. Суд не отделен от администрации, и вершится коллегиально. В судопроизводстве важную роль играли номархи — царские судьи, носившие титулы «жрецов богини истины». В Древнем Египте сохранились храмовые суды, в которых судьями были жрецы. Постепенно светская власть добивается уменьшения судебных функций храмовых судов. Но жрецы не хотели своего полного отстранения от судопроизводства и учредили суд оракулов, который в государстве получил большой религиозный авторитет. Например, решение жреца-оракула не могло быть оспорено царским чиновником. В период Нового царства была создана верховная судебная коллегия из 30 судей. Во 2-м тысячелетии в Древнем Египте существовал принцип суммирования доказательств. Самым древним видом доказательства была клятва, которая состояла из двух частей: а) обращение к богам, и фараону, б) назначения наказания в случае, если дающий клятву нарушит ее или суд решит, что он не прав. В процессе применялись свидетельские показания и письменные доказательства (документы).
К источникам права Древнего Египта можно отнести: обычай, судебный прецедент, закон.
Таким образом, можно сделать вывод, что в Древнем Египте было достаточно высоко развито законодательство. Многие народы переняли опыт древних египтян. Так, отдельные статьи законов Хаммурапи имели своим источником древнеегипетское право. В Древней Греции идея отмены долговой кабалы была введена из древнеегипетского законодательства. Древнеегипетское право повлияло на создание права Древнего Рима.
studfiles.net
Лекция - Древний Египет. - История
Жители Египта создали одну из первых цивилизаций, Египетское государство находилось в долине Нила — узкой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км,
расширяющейся в дельте.
Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для обитателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения.
Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земледелия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верхний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами.
Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий.
Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появились орудия из меди и бронзы.
В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд
земледельцев.
Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чиновники проводили смотр детей, достигших трудоспособного возраста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообразительных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.
Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников.
В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как правило, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали трудиться в ремесленных мастерских и на полях.
Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фараон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанавливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.
Период Древнего царства был временем наибольшего могущества фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объединен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завоевательные походы на юг к богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы.
В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на простых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. В результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фараоне 18-й династии Аменхотепе III. Однако со временем в Передней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Египтом. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов, силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией.
www.ronl.ru
ИСТОРИЯ Лекция 2 Древний Египет и Древняя Месопотамия
ИСТОРИЯ Лекция 2 Древний Египет и Древняя Месопотамия
Лекция 2. Древний Египет и Древняя Месопотамия 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Возникновение цивилизации в Древнем Египте Особенности мышления и культуры древних египтян Место египетской цивилизации в древнем мире Возникновение цивилизации в Древней Месопотамии Вклад Древней Месопотамии в мировую культуру Важнейшие различия египетской и месопотамской цивилизаций Шумер, Аккад и Ассирия 2
Древний Египет n Долина Нила — колыбель цивилизации и вызов для общества n Задачи древнего земледельца в долине Нила: n поддержание постоянного русла реки n выравнивание земли n укрепление поселений для борьбы с последствиями разливов Нила n создание единой системы оросительных каналов и плотин 3
Возникновение цивилизации в Древнем Египте n Вторая половина IV тысячелетия до н. э. — первые государства в долине Нила (номы) n Главная причина образования номов — необходимость организации общественных работ для налаживания земледелия n Неэффективность разрозненных ирригационных систем — постоянный стимул к объединению n Ок. 3100 года до н. э. фараон Мина создает первое единое древнеегипетское государство Повседневная жизнь древних египтян 4
Древнее Царство (XXIX—XXIII века до н. э. ) n Финикийские города n Синайский полуостров n Первый порог Нила Сиена (Асуан) 5
Древнее Царство (XXIX—XXIII века до н. э. ) n Затраты на строительство пирамиды (по Геродоту): n n n Большая пирамида фараона Хуфу (Хеопса). XXVI век до н. э. n 100 000 строителей, сменяющихся каждые три месяца 10 лет — на строительство дороги для перевозки каменных глыб и подземной части пирамиды 20 лет — на сооружение самой пирамиды общие расходы — 1600 серебряных талантов или около 42 тонн серебра 6
Как построить пирамиду? n В Древнем мире нет возможностей для осуществления масштабных строительных проектов за счет нормальных экономических инструментов n Военной силы для принуждения к работе огромных масс людей недостаточно Древнеегипетские воины: легковооруженные (вверху) и тяжеловооруженные (внизу) n Необходимость использования ненасильственных инструментов принуждения 7
Особенности мышления человека древнего Египта n Обожествление сил природы. Боги — Гор (бог неба) n n Тот (бог мудрости) естественная часть картины мира Боги подобны человеку или животным От богов зависят поведение Нила, урожай и, в конечном счете, жизнь человека. Исполнение воли богов — жизненная необходимость Важнейшие боги Египта — бог Солнца Ра и Осирис, научивший людей земледелию, садоводству и виноделию Фараон — земное воплощение бога, он управляет государством, как боги управляют природой 8
Религия и экономика n Смысл служения богам — обеспечение благоприятных условий существования для общества и человека. Культ, не справляющийся с этой задачей, лишается последователей n Две задачи жреческого сословия: 1. создать пышный ритуал 2. внушить людям, что боги прислушиваются к просьбам жрецов Познание законов природы: n n залог процветания жреческого сословия n ключ к развитию сельского хозяйства и экономики в целом Храм Хатхор, богини неба, 9 любви и красоты
Иероглифическая письменность Фрагмент из «Книги Мертвых» n Появляется в Древнем Египте синхронно с цивилизацией. Первые надписи относятся ко временам I династии n Иероглиф — «священный знак, высеченный на камне» n В основе письменности лежит принцип ребуса: изображения предметов используются для обозначения слов, которые звучат сходно с названиями этих предметов n В эпоху Среднего царства насчитывалось порядка 700 широко употреблявшихся иероглифов 10
Жизнь и смерть для жителя Древнего Египта n А. Гардинер: n ни один другой народ «не был столь далек от отвлеченных рассуждений и столь предан материальной стороне жизни» . n Загробная жизнь абсолютно полноценна: те же занятия, развлечения и удовольствия. n К загробной жизни надо готовиться, чтобы после смерти жить с максимальным комфортом. Саркофаг фараона Сенусерта II (II тысячелетие до н. э. ) 11
Жизнь и смерть для жителя Древнего Египта n У человека две души — «ба» и «ка» : n «ба» после смерти возносится к богам на небо n «ка» остается с телом n От сохранности тела умершего и ухода за ним зависит посмертное благополучие n Забота о посмертном существовании (пирамиды, мумифицирование и т. д. ) — продолжение заботы о земном бытии «Паланкин» из египетской гробницы (2000 лет до н. э. ) 12
Нашествие гиксосов n Гиксосы ( «правители пустынных стран» ) — конгломерат кочевых скотоводческих племен семитского и хурритского происхождения n Около 1710— 1560 гг. до н. э. — правление гиксосов в Египте n Наследство гиксосов — широкое использование бронзового оружия, боевые колесницы и фортификационное искусство n Изгнание гиксосов открывает эпоху Нового царства — расцвет древнеегипетской цивилизации 13
Древний Египет и мир n Тутмос III (1504— 1450 гг. до н. э. ) — территориальная экспансия Египта, включение Сирии, Палестины и территорий до 4 -го порога Нила n Хатшепсут (рубеж XVI—XV вв. до н. э. ) — крупная экспедиция в далекую страну Пунт (вероятно, на побережье Восточной Африки) n Плата за новые территории — начало войн с государствами Передней Азии, Миттанией, хеттами, Ассирией, Персией n Перенапряжение экономики ведет к превращению Египта в объект завоеваний Женщина-фараон Хатшепсут 14
Дуга плодородия n Дуга плодородия — район от междуречья Тигра и Евфрата до долины Нила. n Область происхождения большинства современных видов культурных растений: n хлебные злаки — пшеница, ячмень, рожь n плодовые и фруктовые деревья и кустарники — персиковые, абрикосовые, гранатовые деревья, инжир, апельсины, шелковица, миндаль, вишни, груши, яблони, виноград n финиковые пальмы 15
Древняя Месопотамия n Две части Месопотамии, междуречья Тигра и Евфрата: 1. Южная — сходна по условиям с долиной Нила, плодородные почвы образуются наносами Тигра и Евфрата, нуждается в ирригации 2. Северная — идеальные для жизни человека природные условия, место расположение рая, описанного в Библии 16
Вклад Древней Месопотамии в мировую культуру n Нерегулярность разливов Тигра и Евфрата — стимул к развитию наблюдений за природой n Математическое наследие: n n шестидесятеричная и десятеричная системы счисления алгебра — решение уравнений, возведение в квадратную и кубическую степень, извлечение квадратных корней число «пи» и умение находить длину окружности и площадь круга деление круга на 360 градусов Одно из семи чудес света — Висячие сады Семирамиды (Вавилон, 605— 562 гг. до н. э. ) Вода подавалась по каналам в стенах с помощью винтовых воротов 17
Вклад Древней Месопотамии в мировую культуру n Астрономическое наследство шумеров: n культура астрономических наблюдений n первый лунный календарь n деление года по знакам Зодиака n умение предсказывать солнечные и лунные затмения n астрология 18
Клинопись n Клинопись — система письма, созданная шумерами к середине III тысячелетия до н. э. и позаимствованная у них практически всеми народами Передней Азии n Своеобразие начертания — максимальная адаптация для письма по глине n Клинопись использовалась на протяжении 3 тысячелетий и была заново расшифрована в начале XIX века Глиняная табличка с клинописной записью 19
Месопотамия и Египет: важнейшие отличия n В Южной Месопотамии n n цивилизация возникает в первой половине III тысячелетия до н. э. в виде городов-государств В Месопотамии нет природной необходимости в единой ирригационной системе Главный стимул к объединению — внешняя угроза Постоянные войны обеспечивают значительное число рабов для общественных работ Города-государства Шумера возглавляются жрецами, что отражает большую роль знаний в жизни общества Египет и государства Передней Азии в середине II тысячелетия до н. э. 20
Шумеро-Аккадское царство n Борьба земледельческого Юга и «охотничьего» Севера Месопотамии завершается победой Севера — Саргон Древний объединяет Месопотамию под властью Аккадского царства n Победители перенимают шумерскую культуру и реализуют ее потенциал: n единая ирригационная система для всей Южной Месопотамии n единая общегосударственная система мер и весов n международная торговля n Шумерские жрецы уступают Саргон Древний (? ), царь Аккада и Шумера (ок. 2316— 2261 до н. э. ) политическую власть в обмен на экономические и иные льготы 21
Законы Хаммурапи n Хаммурапи — шестой царь первой Вавилонской Часть стелы с законами Хаммурапи (XVIII век до н. э. ) династии (1792— 1750 гг. до н. э. ) n Законы Хаммурапи — отражение повседневной жизни вавилонского общества n Три сословия: — авилумы (высшее сословие) — члены общин, имевшие право на участки общинной земли (от 1 до 60— 80 га) — мушкенумы ( «склонившиеся под защиту» ) — люди, взявшие в держание участок царской земли или перешедшие на иное государственное обеспечение, взамен на исполнение определенной повинности. Сюда входили жрецы, торговцы, чиновники, ремесленники и земледельцы — вардумы (рабов) — люди, имевшие хозяев, которые распоряжались их временем, рабочей силой и даже жизнью 22
Ассирия — милитаристская держава Древнего мира n Реформы Тиглатпаласара III (745— 727 гг. до н. э. ): n n создание «царского полка» — постоянного ядра армии n широкое использование железа для изготовления оружия n Ассирийский конный лучник централизованный контроль над местной властью создание конницы и вспомогательных частей для осады и штурма городов n переселение жителей завоеванных областей в рамках империи 23
Ассирия — милитаристская держава Древнего мира n Спустя 100 лет после смерти Тиглатпаласара III Ассирия распадается: n 627 г до н. э. — отпадение Вавилонии n 614 и 612 гг. до н. э. — разрушение главных центров Ассирии — Ашшура и Ниневии n ассирийская знать почти полностью истреблена n рядовое население рассеялось, смешалось с другими народами и утратило свой язык n Милитаризованная экономика неэффективна. Достижения в военной сфере легко заимствуются соседями. Необходимость поддержания силового господства над покоренными народами оказывается непосильным бременем Ассирийский воин с захваченным идолом 24
present5.com
Лекция - Источники и историография древнего Египта
Историю и культуру древнего Египта изучают на основе следующих типов источников:
1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции.
2. Памятники материальной_культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа.
3. Устное народное творчество (фольклор): песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания.
4. Данные языка: заимствования из других языков,_различные временные пласты в языке.
5. Этнографический материал: обычаи и нравы, культы, ритуалы.
6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках.
7. Остатки каналов, дамб, дорог.
Письменные источники. Расшифровка секрета иероглифической письменности дала возможность прочесть древние памятники: Палермский камень (сейчас хранится в Сицилии, Палермо) — остатки древнейшей летописи на большой плите с перечислением царствующих фараонов, упоминями походов, катастрофических разливов Нила. «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма в Карнаке (город Фивы), перечисляет важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III.
Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона «История», написанное в эллинистический период (период завоевания греками). Манефон разделил историю Египта на царства: древнее, среднее, новое и позднее, и ввел понятие 30 династий фараонов, которых он, в свою очередь разделил на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории древнего Египта.
До нашего времени сохранились архив царя_Нефериркара, указы фараонов. Переписка фараонов Aменхотепа III и Эхнатона с правителями других государст характеризуют сложную международную обстановку на Ближнем Востоке. Договор (1280 г. до н. э.) между Египтом и Хеттским царством сохранился, выбитый на стенах храма Амона-Ра и храма фараона Рамсеса II.
В гробнице одного из везиров фараона Тутмоса III найдена инструкция о служебных обязанностей верховного советника с ценнейшими данными о центральном государственном аппарате XVIII династии.
К литературным памятникам относятся «поучения» фараонов (т. е. написанные от их имени), например, по управлению страной, и пророчества, или речения, о грядущих несчастиях в случае уничтожения привычного порядка и принятого строя жизни. Сохранились «Речение Ипусера» и «Речение Неферти».
Произведения художественной литературы, несмотря на художественный вымысел, довольно реалистично описывают быт, занятия египтян, их профессии, произвол царской администрации и содержат интересные данные из жизни египетского общества. Были довольно популярными сказания о далеких морских путешествиях (например, «Сказка о потерпевшем кораблекрушение». Сохранились и подлинные описания путешествий, они дают сведения об окружающих, позволяют определить степень политического влияния Египта в тогдашнем мире.
Сохранилось множество произведений религиозного характера: «Тексты пирамид» — надписи богословского характера на стенах внутренних помещений пирамид фараонов, деревянных саркофагов вельмож. «Тексты пирамид» и «Тексты саркофагов» послужили основой для составления одного из главных произведений древнеегипетской религии — «Книги мертвых», содержащей описание многочисленных обрядов, заклинаний и молитв, позволяющих умершему благополучно пройти суровые испытания в загробном мире, чтобы достичь вечного блаженства на «полях Налу».
Медицинские папирусы (Хирургический папирус), математические произведения дают представление о развитии научных знаний в Древнем Египте.
Огромное количество материалов археологических раскопок (керамика, посуда, предметы быта и культа, орудия труда, статуи, рельефы, фрески и др.) хранится во многих музеях мира. Особую ценность представляют большие археологические комплексы: остатки гробниц-пирамид, городов, храмов, крепостей, морских портов, некрополей. Из погребальных комплексов наиболее известна гробница фараона Тутанхамона, найденная в 1922 г. неразграбленной. Большую ценность представляет своего рода «склад» мумий фараонов Нового царства, изъятые из своих первоначальных погребений и тайно перезахоронены в скалах при XXI династии, чтобы предохранить мумии фараонов от надругательства грабителей. Обнаруженные в тайнике мумии фараонов позволяют с помощью современных методов исследования установить физический тип, болезни, возраст египетских владык.
Сохранились гробницы номовой знати. Они вырублены в скалах и представляют собой просторные помещения, стены которых покрыты великолепными фресками и рельефами, реалистически отражающими земную жизнь вельможи, показывающими его хозяйство, поля, мастерские, работающих там людей. Эти изображения — ценнейший источник по изучению экономики и социальных отношений египетского общества.
Обильную информацию дают раскопки древнеегипетских городов. Наиболее древним археологически исследованным городом является город Энхаб — предполагаемая столица верхнеегипетского царства (конец IV— начало III тысячелетия до н. э.). Сохранились остатки городов Иллахуна (или Ка-хуна), столица фараона Эхнато-на — город Ахетатон, город Танис.
Величественными памятниками монументального строительства являются многочисленные храмы, обнаруженные в огром ном количестве в разных местах: заупокойный храм при пирамиде Джосера, храмы бога Ра, грандиозный храм Амона-Ра в Фивах.
Значительную информацию о Египте можно получить из источников, происходящих из соседних с Египтом стран — Нубии, Палестины, Сирии, других областей Восточного Средиземноморья. В некоторых книгах Библии содержатся любопытные материалы о взаимоотношениях этих стран с Египтом, о системе международных связей тогдашнего мира.
Важные сведения о Египте содержатся в произведениях античных авторов. Большой интерес представляют произведения греческих авторов: Геродота (V в. до н. э.), Страбона и Плутарха. Особую ценность имеют сведения Геродота. Геродот, посетивший Египет, осмотрел многие храмы и города, дал подробный очерк древнеегипетской истории.
Историография.Изучением древнеегипетской цивилизации, т. е. экономики, общественных отношений, государственности, культуры, религии и языка древних египтян, занимается египтология
До начала XIX в. европейские ученые располагали только отрывочными и скудными сведениями, сохранившимися в произведениях античных авторов (в первую очередь Геродота), в книгах Ветхого завета Библии, по которым было невозможно составить себе цельное представление о древнеегипетской истории и культуре. Египет был трудно доступен для европейских ученых. Была забыта и письменность древних египтян.
Большой интерес к древнеегипетской истории пробудился в Европе с начала XIX в. после завоевательной экспедиции в Египет Наполеона Бонапарта. В ее составе находилась группа ученых, которая составила 48-томное «Описание Египта». Однако датой рождения египтологии как научной дисциплины стало открытие ключа к расшифровке забытой древнеегипетской письменности в 1822 г. французским ученым Жаком Франсуа Шам-польоном.
Соперничество европейских держав за колонии в последней четверти XIX в. привело к тому, что правительства Англии, Германии и Франции стали проявлять повышенный интерес к научным исследованиям египетской истории в целом, в том числе и древнеегипетской цивилизации, которые теперь стали финансироваться более щедро, чем раньше. Достижения европейской историографии второй половины XIX в., окончательная дешифровка письменности, введение в оборот многочисленных вещественных памятников не могли не способствовать успехам египтологии, твердо вставшей на почву строгой науки. С 80-х годов XIX в. начался новый, блестящий этап в египтологии, который характеризовался: 1) созданием методики археологических раскопок, 2) изданием памятни- ков письменности с филологическим и историческим комментарием; 3) разработкой различных проблем древнеегипетской истории и культуры, появлением сводных трудов по истории Древнего Египта и роли египетской цивилизации в истории Ближнего Востока.
Одним из первых египтологов, который проводил систематические раскопки и организавал музей египетских древностей, был Мариетт. Египетские пирамиды систематически изучал англичанин Питри. Мариетт и Питри организовали тщательное хранение открытых памятников и их сохранение для науки, в то время как ранее многие из них расхищались и попадали в руки бесчисленных коллекционеров.
Раскопки, прочтение надписей и папирусных остатков ввели в научный оборот множество новых и разнообразных данных. С начала 80-х годов XIX в. до начала 20-х годов XX в. была издана большая часть письменных памятников, по которым история Древнего Египта изучается и сейчас.
В этот же период появляется ряд обобщающих работ по истории Египта, в которых дано осмысление хода всей древнеегипетской истории, определяется место Египта в истории Ближнего Востока и всего древнего мира. Это фундаментальные труды, принадлежащие известным знатокам Древнего Египта Питри, Брестеда, Море, Мейера. Они были склонны преувеличивать значение и роль египетской цивилизации. Один из лучших трудов в европейской историографии написал русский египтолог Тураев.
Новый этап в развитии египтологических исследований начался с 20-х годов XX в. В европейской науке происходит переосмысление роли и места египетской цивилизации в древней истории 'классического Востока. Если ранее роль Египта переоценивалась, то теперь постепенно распространяется концепция относительного равноправия отдельных крупных цивилизаций, будь то античная, египетская, вавилонская или индийская.
Продолжалось изучение древнеегипетского языка, уточнялись древнеегипетские тексты. Был издан 5-томный словарь египетского языка.
Основные исследования в египологии, в том числе и раскопки в Египте, проводили ученые европейских стран и США. В ХХ в. формируется школа местных египтологов. Бругш открыл комплекс вельможных гробниц и пирамид фараонов Древнего царства. Бакир исследовал древнеегипетское рабство.
Выдающимся русским египтологом был академик Тураев. Он создал школу русских египтологов.