Священные животные. Рисунок обряды древнейших животных
Священные животные. Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних
Священные животные
В Древнем Египте культ священных животных являлся составной частью всей религии и мифологии. Священными животными становились как дикие, так и домашние животные, как мелкие насекомые, так и крупные хищники. Интересно, что в некрополях, где проводились захоронения почитаемых животных, при раскопках были найдены мумии даже крыс и червей, обитающих на территории храма, т. е. все живые существа, находящиеся на этой территории, считались священными.
Культ животных имеет корни в глубокой древности, когда египтяне использовали различные предметы с изображениями животных, существ, находящихся, по их верованиям, ближе к природе и к божествам, чем человек. Уникальность древнеегипетских изображений в том, что художник сочетал самых различных животных, наделяя их одновременно чертами человека. Животные являлись неотъемлемыми спутниками царских предметов и царской жизни. Ранние египетские цари часто выбирали себе символом изображение скорпиона, сома, змеи.
Каждому царю придавалась сила и качества того животного, которого он избирал своим особым знаком. Одни из самых популярных культов животных в Египте – почитание быка Аписа в Мемфисе; гигантских крокодилов в храмах Себека в Фаюме. Священные кошки являлись символами наказания зла и сексуальности одновременно. Культы многих животных, популярные в раннее время, стали еще более почитаемы в греко-римскую эпоху истории страны.
Животные, участвовавшие в таинственных храмовых ритуалах, тщательно выбирались из группы, принадлежавшей божеству и содержавшейся на территории святилища. Птицы (самые популярные из них соколы и ибисы) отбирались по характерной окраске, и во время обрядов их отпускали на 4 стороны света.
Археологи не всегда могут достоверно объяснить, останки каких животных обнаружены в захоронениях: тех, которые сопровождали царя в другой мир, или тех, которые явились заупокойной жертвой. Погребения любимых животных были известны с самых древнейших времен, об этом свидетельствуют изображения домашних кошек и собак на стенах храмов и вырезанные под изображениями клички. Самое раннее обнаруженное захоронение домашних любимцев – это осел и утки в Тархане, они погребены в собственных саркофагах в гробнице своего хозяина. В некоторых гробницах были обнаружены забальзамированные павианы, лошади, кошки, собаки, слоны, газели и некоторые другие животные. В некрополе царя Абидоса были сделаны захоронения четырех царских собак, ослов и львов, которые были любимцами правителя при его жизни. Знатный египтянин по имени Хапимин был похоронен вместе с мумией любимой собаки, свернувшейся у его ног, как при жизни.
Иногда в похоронных ритуалах использовались жертвенные животные (коровы, бараны, утки, голуби, газели) – части их обжаренных, а затем забальзамированных туш обнаружены в захоронениях.
Ритуалы захоронения священных животных в Древнем Египте обставлялись со всей пышностью. Бальзамирование священных животных выполняли целые семьи мастеров, а обслуживанием культа животных занимались группы специальных жрецов. Из папируса известен случай, когда жрецы плохо кормили ибисов, воруя предназначенный для них корм, в результате чего птицы заболели. Когда этот факт был обнаружен, 6 жрецов были казнены, а птиц стали кормить лучше, чем раньше, возмещая ущерб.
После смерти священного животного все храмовые службы погружались в глубокий траур: надевали бледно-голубые одежды, не брились и не мылись, бродя с рыданиями вокруг стен храма и оплакивая своего бога, который имел земное воплощение в виде быка, барана или змеи. Торжественная процессия отвозила умершего к выделенному месту, проходило торжественное захоронение, после чего на священное место назначалось другое животное.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
religion.wikireading.ru
Ребята, придумайте и напечатайте ниже рассказ по одному из трёх рисунков.
Спасибо всем ребятам, а также родителям за активный и творческий подход к выполнению задания! Мы ещё только учимся и поэтому все ребята, приславшие свои рассказы, получили положительные оценки! Но при этом, на уроке мы обратили внимание на ошибки, чтобы в дальнейшем их не допускать. Оценки за данную работу идут в журнал за 17 сентября!
Алиев Али Махир оглы - 5 а класс
На этом рисунке древние люди изобразили в пещерах животных. Таких как: бизоны, мамонты, шерстенные носороги и оборотни. Древние люди боялись,что животных будет мало,что в море не останется рыбы и поэтому люди рисовали животных на скалах. Древние люди рисовали зверей раненых ещё и потому, что они думали, что охотники будут ловить больше зверей и охота будет удачной.
Спасибо за работу. Оценка - "4". Описание картины могло быть более полным.
Власов Михаил - 5 а класс
Я вижу на рисунке трех первобытных людей - художников. Они изображают на стене пещеры образ буйвола. Они верят, что охота на него будет удачной. Художник справа использует краску черного цвета, применяя палитру из плоского камня для смешивания цвета и кисть из шерсти животных и тоненькую палочку. Человек слева сидит на корточках и освещает факелом стену пещеры. По его выражению лица видно, что получившееся изображение на стене ему нравится, буйвол выглядит как живой. Третий мужчина, который сидит перед большим камнем на коленках, растирает разные растения, из которых получается краска: черного, красного и коричневых цветов. На полу стоят еще две миски, тоже с краской. Эти первобытные художники одеты в шкуры животных, на ногах обмотки из шкур, напоминающие сапоги. Их работа уже почти завершена, осталось придать буйволу цвет, и картина будет готова. Со временем, наскальных рисунков станет больше, к ним добавятся изображения других первобытных животных и людей. Так мы можем узнать, как жили первобытные люди, чем питались, как охотились, во что одевались и во что верили.
Молодец! Работа написана грамотным художественным языком. Оценка -"5" Но остался один вопрос: Зачем первобытные люди изображали животных?
Гасанова Шафаг - 5 а класс
В глубинах пещер первобытные люди рисовали свои рисунки. В таких пещерах рисовали бизонов, мамонтов, лошадей и так других животных. Первобытные люди использовали 3 цвета - черный, коричневый и красный. Ученые считают, что в качестве красной краски они использовали кровь убитых ими животных. Люди верили, что такие рисунки помогут удачной охоте.В пещерах ученые находят и другие странные непонятные рисунки. И все изображаемые на них животные очень похожи на настоящих.
Спасибо за работу. Но описание картины, к сожалению, отсутствует. Оценка - "4"
Гатауллова Алина - 5 а класс
Первобытные люди боялись, что животные исчезнут и мяса станет меньше. Поэтому они рисовали в глубине пещер разных животных. Люди верили, что если нарисовать животного в пещере, то оно окажется заколдованным и не уйдёт. Если нарисовать раненых животных, то это принесёт успех на охоте.
Спасибо, Алина. Только описания картины в работе нет. Оценка - "4"
Картавова Полина - 5 а класс
Первобытные люди были настоящими художниками! В темных пещерах они рисовали различные сцены, связанные с животными и охотой на них. Люди рисовали мамонтов, бизонов, лошадей, носорогов. Они изображали убитых животных, попавшихся в ловушки. Но зачем они это делали? Первобытные люди начали бояться, что все животные и рыба, которыми они питались, уйдут из этих мест. Люди начали верить, что рисунки, изображающие сцены охоты на животных и сами раненые звери, принесут им удачу на охоте. Впервые такие рисунки были найдены более 120 лет назад испанским археологом в пещере Альтамира в Северной Испании.
Спасибо, Полина. Но хотелось бы прочитать в работе, что изображено на картине. Оценка - "4".
Кутузова Елизавета - 5 а класс
Неандертальцы выживали с помощью охоты. Поэтому, они боялись, что звери исчезнут. Они верили в то, что между животным и его изоброжением существует связь. Если в глубине пещеры нарисовать животное, то оно окажется заколдованым и не уйдет. Я думаю, что животное итак не уйдет.
Спасибо за работу. Елизавета, вы точно ответили на вопрос: Зачем люди рисовали животных. Но в работе нет описания картины. Оценка - "4".
Максимова Катя - 5 а класс
На картине изображены первобытные художники. Их трое : первый из них делает краски: красную, коричневую и черную. Второй художник – неандерталец рисует бизона . А третий просто смотрит, держа факел и освещая пещеру. Первобытному человеку нравилось как его сородичи трудились над рисунком. Древнейшие люди чаще всего рисовали животных. Это было связано с религиозным верованием . Первобытные люди боялись, что животные, мясом которых они питались, уйдут из их среды обитания. Поэтому они стали изображать животных на стенах пещер и думать об удачной охоте. Первобытные художники верили, что между рисунком и живым существом есть связь.
Молодец, Катюша! Оценка-"5"
Мухин Андрей - 5 а класс
Ярким свидетельством развития первобытных людей являются, созданные ими, произведения искусства. Что это за произведения и как они были найдены? Сто лет назад археолог Саутуола в поисках, орудий древних людей обследовал находящуюся в Испании подземную пещеру Альтамира. Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Девочка прошла в глубь низкой пещеры и внезапно закричала: «Быки, быки, нарисованные быки!» И в самом деле, почти весь потолок пещеры был покрыт красочными изображениями диких быков - бизонов. Звери будто застыли на бегу в странных и причудливых позах. Археолог, открывший пещерную живопись, предположил, что она создана первобытными охотниками много тысяч лет назад. Вот как он доказывал свою мысль: 1) изображены бизоны - давно вымершие звери; 2) рядом обнаружены кости другого вымершего зверя - пещерного медведя, а также обломки каменных орудий; 3) художники пользовались не современными красками, а цветной глиной - охрой, залежи которой найдены в той же пещере. Однако никто из тогдашних ученых не ловерил в то, что изображения бизонов созданы первобытными людьми
Спасибо за работу, Андрей! Ты очень содержательно раскрыл теоретическую часть. Но ответа на вопрос: зачем древние люди изображали животных, так и нет. Описание картины отсутствует. Оценка - "4"
Тарасов Никита - 5 а класс
В Европе найдены пещеры, на стенах которых нарисованы разные животные: мамонты, зубры, антилопы и дикие лошади. Все это - творчество древних охотников, которые жили 15-20 тысяч лет назад. Они охотились на крупных животных, употребляя в пищу их мясо. Кожа, кости и мех бизонов также использовались первобытными охотниками. Бизоны, олени, быки и другие звери - основа питания древних людей. От того насколько удачной будет охота, зависела жизнь всего племени. Своими рисунками первобытные люди призывали удачу в охоте, просили о помощи покровителей племени.
Спасибо, Никита. Но, к сожалению, в работе есть хронологические неточности. Речь идёт о рисунках более ранних - 20-30 тыс. лет назад. И нет описания картины. Оценка - "4"
Чернова Александра - 5А класс
Древние люди рисовали на стенах пещер в основном тех животных, которых они употребляли в пищу. Это были животные: олени, медведи, бизоны. Для придания животному оттенка, первобытные художники использовали тертую охру. Первобытные люди верили в удачную охоту.
Спасибо, Саша. Но такое ощущение, что твоя работа не закончена. Нет описания картины. Оценка - "4"
Якубова София 5-А класс
Долгое время ученые не знали о том, что среди первобытных людей были искусные художники, создававшие красочные рисунки. Более 120 лет назад такие рисунки открыл один испанский археолог. Он производил раскопки в пещере Альтамира в северной Испании. Однажды археолог взял с собой маленькую дочь. Пока отец копал землю, девочка прошла в глубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Неведомый художник, используя красную, черную и коричневую краски , добился удивительной живости и объемности рисунков . Вслед за Альтамирой начались исследования других пещер , во многих были найдены произведения первобытного искусства. Древнейшим художникам удавалось передать и облик и характер тех зверей, на которых они охотились. Оленей показывали чуткими и настороженными, коней-быстрыми и стремительными, мамонтов-массивными, тяжелыми, с высоким выпуклым затылком.
Спасибо, София! Теоретически-всё правильно. Только в твоей работе нет описания картины. Оценка - "4"
Гуллола Абдурасулова 5 - б класс
Древные художники любили рисовать. Они рисовали очень голубоко в низках пищерах. На пещерах были изображены мамонты, лошади, слоны и конечно, люди. Художники брали собой краски. Чёрным цвет служил уголь, красным - охра (оксид-железа). Шли в ход и растения: для синего, жёлтого цвета. Чтобы краска стала жидкой, стёртый в порошок природный краситель смешивали с животным жиром и водой. Так они добивались разных цветов и рисовали.
Спасибо за работу. Но зачем люди изображали животных? Этого ответа на вопрос я не увидела. К сожалению, нет и описания конкретной картины. Оценка - "4"
Мощёнова Арина 5 Б класс
Древние люди умели рисовать. Рисовали они в основном на скалах. Краски для рисования они изготовляли из природных материалов. Люди изображали сцены из своей жизни и жизни животных. Многие рисунки сохранились до наших дней. По этим рисункам мы можем судить, как жили древние люди. На данной картине мы видим, как древние художники изображают бизона.
Спасибо, Арина. Но в работе нет описания картины и объяснения: зачем люди изображали животных? Оценка - "4"
Сафронова Анастасия - 5"Б" класс
С древних времён люди пытались изображать окружающий их мир. До сих пор учёные находят в пещерах, на камнях и скалах рисунки древних людей. Чаще всего они изображали животных и охоту. Для этого они использовали природные красители, которые служили им красками, уголь от головешек костра или выбивали острыми камнями нужное изображение. Если изображение находилось в пещере, то оно производилось при свете огня от костра или от горящей палки.
На данном рисунке изображена пещера, в которой обитали древние люди. На стене нарисован бизон. Это говорит о том, что люди охотились на данный вид животных, который служил им пищей. Из шкуры бизона шили одежду, из его костей строили жилища. Первобытные люди верили, что между животным и его изображением существует связь. Поэтому наделяли изображение сверхъестественной силой. Если в глубине пещеры нарисовать бизона и других животных, то они не уйдут из окружающей местности, и у людей всегда будет пища. На картине изображены неандертальцы. Один из них что-то разрисовывает, другой наблюдает, держа факел в руках, тем самым освещая пещеру. Можно понять, что уже в те времена древнейшие люди занимались искусством. Спасибо!
Молодец, Настя! Хорошая работа. Оценка-"5"
Сафонова Анастасия 5 б класс
С древних времён люди пытались изображать окружающий их мир. До сих пор учёные находят в пещерах, на камнях и скалах рисунки древних людей. Чаще всего они изображали животных и охоту. Для этого они использовали природные красители, которые служили им красками, уголь от головешек костра или выбивали острыми камнями нужное изображение. Если изображение находилось в пещере, то оно производилось при свете огня от костра или от горящей палки.
Спасибо, Настя! Но в работе нет ссылки на описание картины. Оценка - "4"
Тюляева Анна 5-Б класс
На рисунке изображена группа первобытных людей, занятых наскальным рисунком. Мужчина слева держит в руках зажженный факел, чтобы освещать помещение двум другим, занятым рисованием. Человек, который сидит в центре, скорее всего, готовит краску и инструмент для рисования. Мужчина справа занят рисованием. На стене изображен буйвол, мирно пасущийся на лугу. Это означает, что люди своим рисунком заговаривают животных этого вида не уходить с тех земель, где люди на них охотятся. Так как люди охотой добывают себе пищу, а из шкур убитых животных шьют себе одежду (на рисунке видно, что люди одеты в одежду из шкур животных), то для человека важно, чтобы животные оставались на своих местах.
Спасибо! Есть небольшие речевые помарки, но в целом - хорошая работа. Оценка - "5"
Гойбашева Анна - 5 а класс
В первобытные времена охота была практически единственным способом добычи пропитания. Но при этом охота была смертельно опасной. Все мужчины племени ходили на охоту. Многие во время охоты погибали. Чтобы добиться успеха, люди совершали перед охотой колдовской обряд (ритуал). Для этого они рисовали на песке или земле животное и пронзали его копьями. Люди верили, что если совершить такой обряд, то удача улыбнётся им, и они смогут одолеть этого зверя.
Спасибо за работу, Аня. Но хотелось бы ещё прочитать в ней описание картины. Оценка - "4"
Жилинский Георгий 5-А класс
Первобытные люди упорно боролись с природой. Они неделями голодали из-за неудачи на охоте, мёрзли в стужу.Оснавным источником существования древних людей стала коллективная охота. По этой причине люди почитали охоту наравне с божеством. Они готовились к охоте! Они верили, что если перед охотой в игре они убьют много животных, то и настоящая охота будет удачной. Поэтому готовясь к охоте, особенно если замечали, что предыдущая была удачной, люди выполняли ритуал, связанный с рисунками животных. В ритуальных танцах они изображали охоту, метко кидая копья в рисунок.Охотились взрослые представители общины с большим мастерством и искусством, с незамысловатым оружием обращались они очень ловко. Суровая жизнь заставляла их быть наблюдательными.
Георгий, мне очень понравилась твоя теоретическая часть работы. Она написана очень грамотным языком. Но где же ссылка на описание картины? Очень жаль. Оценка - "4"!
Садыкоглу Азиз Джейхун
Захоронение неандертальцев показывает,что они практиковали ритуалы похорон и обладали символическим мышлением еще задолго до современных людей. В Сима-де-лас-Паломас[Мурсия,юго-восток Испании]обнаружено захоронение, по крайней мере, трех неандертальцев, возраст которого оценивается в 50 тыс.лет. Умершие, по всей видимости, были похоронены ''намеренно'', и у каждого неандертальца руки на груди были скрещены и положены близко к голове, рассказывают исследователи.
Спасибо за работу, Джейхун! Но в ней, к сожалению, нет описания картины. Оценка - "4"
Сапрыкина Мария 5 "A" класс
Человек всегда интересовался своим прошлым. Он всегда хотел знать, как и где жили его предки, как развивалось общество с древних времен и до настоящего момента, камими предметами они пользовались и во что верили. История старается найти ответы на все эти вопросы, изучая события прошлого, их причины и следствия. Знание истории позволяет нам понять, кто мы и откуда берет начало наш род. Древние люди, жившие 2 млн. лет назад, верили в магию. Они ходили на охоту, занимались собирательством. Поскольку древние люди верили в силу колдовского обряда, то перед охотой проводили ритуал. Они брали копья и бросали их в рисунок животного, расположенного на земле. Тем самым думая, что это принесет им удачу на охоте. Охотились они в основном на мамонтов, саблезубых тигров, зебр и других животных. Также они ставили на этих животных ловушки. Например: выкапывали ямы, гнали животных до обрыва и тем ничего не оставалось делать, как прыгать со скалы. Конечно же у древних людей были свои орудия труда: палка-копалка, рубило, костяной гарпун. Немного позже, копья, топоры... Люди рисовали свои будущие жертвы, и их рисунки могли сохраниться до нашего времени!!!
Машенька, у тебя очень яркая теоретическая часть. Ты написала её лучше всех. Но задание было: составить рассказ по рисунку. К сожалению, в твоей работе нет ссылки, что это описание картины. Оценка - "4"
Царькова Юлия 5-А класс
Много интересных знаний я получаю от родителей, а также от учителей. А кроме них, есть у меня одна маленькая подруга, всегда готовая рассказать о событиях из далекого прошлого. Конечно, это книга по истории! И вот, открывая её первые страницы, я сразу попадаю в далёкий и удивительный мир. Пойдемте вместе со мной! Моя спутница показала картину, на которой полураздетые люди нападают на зверя, нарисованного на земле. Кто эти люди? Почему у них нет привычной одежды? Что за острые палки у них в руках? И чем заняты эти люди? Вот как много у меня вопросов. Сейчас книга объяснит. Давным-давно, около двух миллионов лет назад, когда по нашей Земле бродили хищные саблезубые тигры и огромные, похожие на слонов мамонты, появились и первобытные люди. Именно они и показаны на картине. У первобытных людей не было отчетливой речи, но они умели разнообразно общаться друг с другом, используя звуки, жесты и рисунки. Перед схваткой со зверем охотники всегда поражали изображение дичи, которую собирались поймать. Это был обычай. Осталось непонятным, почему люди так одеты и почему используют палки. Но я ведь только начала изучать историю. Не буду торопиться! Буду читать книгу дальше. Охотясь на животных, первобытные люди получали не только мясо для еды, но и кости, и шкуры. Кости использовались для изготовления орудий, жилищ, шалашей, а также для украшений. Шкуры использовались как для построек, так и для одежды. Поэтому первобытные люди на картинке одеты в шкуры. Как интересно! Остался последний вопрос об орудиях охотников. Книга продолжает свой рассказ. То, что люди держат в руках, это не просто палки, а копья. Изготавливалось копье так: древние мастера обтачивали длинные палки и обжигали на костре. Так получалось настоящее оружие, с которым древние сородичи ходили на охоту. Теперь понятно все, что показано на картине. Как интересно с моей подругой - книгой! И это только начало. Я буду учиться дальше и узнаю много интересного. А моя книга по истории поможет мне.
Юлия, умница! Мне очень понравилась твоя работа! Ты творчески подошла к выполнению задания. Получился настоящий рассказ, достойный быть напечатанным в наших учебниках. Спасибо тебе! Оценка - "5"
Цветков Иван 5-а класс
Древние люди занимались охотой и собирательством, а так же умели выращивать пшеницу и ячмень. Охота стала для них главным занятием, потому что во время зимы или просто больших холодов было трудно находить ягоды. Для охоты они использовали копья с каменными наконечниками, дубины, чтобы оглушить зверя, топоры, луки и стрелы. Охотились на оленей, бизонов и мамонтов, на пещерных медведей. На этой картине мы видим колдовской обряд. Древние охотники-мужчины, взяв в руки копья, встают вокруг нарисованного на песке или вылепленного из глины животного и собираются поразить ими зверя. Они, наверное, боялись, что исчезнут все животные и вся рыба. Древние люди верили в то, что совершив этот обряд, им повезёт на охоте. До сих пор археологи находят статуэтки животных с вмятинами от копей. Я хочу дополнить, что древние люди верили в колдовство, в оборотней, в жизнь после смерти, в душу. Все эти верования называются РЕЛИГИОЗНЫМИ.
На рисунке изображена группа первобытных людей, вооруженных копьями. На песке нарисовано крупное животное, в которое они все метятся своим оружием. Так первобытные люди совершали ритуал "удачной охоты". В ритуале участвуют все мужчины, собирающиеся на охоту. Они верили в то, что рисунком заговаривают животных на то, что изображено на рисунке. Здесь изображено поверженное ими животное, значит охота будет удачной.
Ольга, спасибо за работу! Но в рассказе есть некрасивые речевые обороты. Оценка -"4"
Червякова Виктория 5"А" класс
В древние времена у первобытных людей существовала вера в то, что между животными и их изображением, существует сверхестественная связь.Древние племена придумывали обряды, действия, заклинания, чтобы влиять на окружающий мир – природу, животных и растения.Один из таких обрядов изображён на картине. Он совершался перед охотой.Когда люди собирались пойти на охоту, они рисовали на песке животное, которое хотели добыть. Вокруг этого рисунка исполняли ритуальные танцы, после поражали копьями это изображение. Всё это они делали для того, чтобы на охоте им сопутствовала удача.Первобытные люди охотились племенами - сплоченно, сообща. Одному человеку поймать и убить животное было не под силу.
В далекие древние времена жили первобытные люди. Мужчины из одной родовой общины собрались на охоту. Перед этим они на песке нарисовали изображение животного, на которого собирались охотиться. Мужчины стали поражать рисунок копьями, чтобы это помогло им добиться успеха на охоте. После этого первобытные люди уже могли отправиться на охоту. В этот день удача сопутствовала им, и они вернулись с большой добычей.
Спасибо, Даша, за твой рассказ. Но хотелось бы ещё, чтобы в нём была ссылка на описание картины. Оценка -"4"
Замарин Алексей 5 Б класс
На рисунке изображены первобытные охотники. Они проводят колдовской обряд. Это выглядит примерно так: один из охотников рисует зверя на песке. Далее вокруг рисунка выстраиваются другие охотники с копьями и одновременно бросают копья в нарисованное животное.Раньше люди верили, что если поразить копьём нарисованного зверя, то они обязательно убьют и живого. Это придавало им уверенность, и охота очень часто была успешной.
Молодец, Алексей. У тебя получилась хорошая работа. Оценка-"5"
Кусля Валентин 5-Б класс
В древние времена существовало много различных ритуалов. Один из них мы видим на картине. Считалось, что сверхъестественные силы играют большую роль даже в повседневной жизни. Так, например, древние люди полагали, что если нарисовать на земле рисунок любого животного или слепить его фигуру, а затем бросить в это изображение копье, то всему племени будет сопутствовать удача во время охоты. Также изображения животных, проткнутых копьями и стрелами, находят на стенах пещер. Вот такие у древних людей были необычные обряды. Пойду и я протыкать свой дневник остро заточенной ручкой.
Отличная работа, Валентин! Спасибо за творческий подход к выполнению задания! Оценка - "5"
Ратникова Юлия 5 Б класс
На рисунке изображены первобытные люди, готовящиеся к большой охоте. Первобытные люди были беззащитны перед силами природы. Они не умели объяснять такие природные явления, как наводнение, ливень, ураган и т.п., и поэтому они проводили разные обряды. Ведь для них всё в природе было живым и одушевленным.На данной картине изображена подготовка первобытных людей к большой охоте. Для этого проводился целый колдовской обряд перед охотой. Сначала они очень крупно (ведь чем больше добыча, тем больше мяса принесут охотники домой) рисовали на земле то животное, которое им бы хотелось встретить и убить на охоте, а потом тренировались на изображенном звере, пронзая рисунок копьем, веря в то, что на охоте нарисованное животное будет ранено именно в эти части тела, в которые попадут копья. Они верили, что этот обряд принесет им удачу на охоте. Ведь от удачи на охоте зависела жизнь всего племени: стариков, женщин, детей. Первобытные люди верили в то, что их жизнью управляют сверхъестественные силы, на которые можно воздействовать молитвами, жертвами и другими религиозными обрядами.
Молодец, Юлия! Ты хорошо постаралась. Очень грамотная работа. Оценка -"5"
Совцова Валерия - 5"Б" класс
В древние времена люди верили в силы духов. Стоило лишь помолиться тому или иному духу или принести им жертву, и они становились добрее. Также у первобытных людей существовали колдовские обряды. Один из таких обрядов мы видим на этом рисунке. Он исполнялся перед охотой на дикого зверя. Люди рисовали на песке животное. И затем, мужчины окружали этот рисунок и копьями целились в него.Первобытные люди верили, что такой обряд принесёт им удачу на охоте.
Спасибо за работу! Лаконично. Грамотно! И по существу. Оценка - "5"
Четвертаков Фёдор - 5б класс
На рисунке изображено племя древних людей. Оно собралось с копьями возле нарисованного хищника. Они намерены проткнуть «тело» животного. Это такой обряд. Люди делают это для того, чтобы им повезло в предстоящей охоте. Племя древних людей собралось с копьями возле нарисованного хищника. Они намерены проткнуть «тело» животного. Это такой обряд. Люди проводят его для того, чтобы им повезло на предстоящей охоте.
Спасибо, Фёдор! В целом, работа выполнена правильно, но есть небольшие речевые ошибки и ненужные повторения. Обрати на это внимание. Оценка - "4"
Похороны неандертальца.
Богачев Саша 5 А класс
На картинке мы видим похороны неандертальца. Первобытные люди верили, что когда человек умирает, он попадает в страну мёртвых. Там он живет обычной жизнью - охотится, ловит рыбу, собирает съедобные плоды. Поэтому, вместе с умершим человеком сородичи клали вещи, которые по их мнению могут ему пригодиться - пищу, крепкую обувь, одежду, оружие.
Спасибо, Саша. Всё правильно. Немного не хватает художественного описания, но фактических ошибок нет. Оценка - "5"
Дурнов Данила 5б класс
На картине изображено как древние люди хоронили своих сородичей . Они хоронили своих сородичей следующим образом : клали человека в яму и опускали туда его вещи: ожерелье, обувь, копьё, еду и одежду. Они делали это потому, что верили, что душа после смерти попадает в «Страну мёртвых», и им для выживания в этой стране нужны эти вещи. Древние люди в этой «Стране мёртвых» жили родовыми общинами. Они совместно охотились, ловили рыбу, собирали съедобные плоды.
Данила, спасибо за работу! Ответ правильный, только тебя немного подвели речевые обороты. Следи, чтобы речь была грамотной. Оценка - "4"
Жутяев Фёдор - 5 Б класс
Во времена неандертальцев похороны представляли собой целый обряд. Они выкапывали не очень глубокую яму и опускали туда тело. Потом они осыпали его цветами,зеленью,травой. Они клали ему в могилу его оружие,пищу,одежду,потому что они думали,что в другом мире это все ему пригодится. После того,как неандерталец положит свою вещь в могилу, он садился рядом с огнем.
Спасибо, Фёдор! Только другой мир - это Страна мёртвых! В работе есть речевые помарки и нет ссылки на описание картины.Оценка - "4"
Карасев Кирилл 5б класс
Однажды одного неандертальца задавил мамонт . Неандерталец умер . А на его похороны собралась вся его родовая община . Они положили ему ожерелье из костей и каменную подушку с копьем, поскольку верили в жизнь после смерти и пытались помочь своему соплеменнику пройти предстоявший ему путь в страну мёртвых.
Спасибо за работу! Кирилл, ты попытался создать историю, но, к сожалению, нет даже косвенного намёка на описание картины. Оценка - "4"
Нестеров Леонид 5б класс
Древние люди верили, что существует жизнь после смерти. Они думали, что умерший человек попадает в другой мир и что у него будет другая новая жизнь. Поэтому они копали ямку и клали туда тело умершего. А вместе с ним в яму клали его одежду, оружие, еду. Люди верили, что всё это пригодится умершему в стране мёртвых. Хоронили его всей общиной и усыпали ветками и цветами.
Спасибо! Леонид, ты раскрыл теоретическую часть работы, но нет описания картины. Оценка - "4"
Салахов Никита 5 б класс
На данном рисунке мы можем наблюдать ритуал похорон неандертальца (вероятнее всего погибшего вовремя охоты или от какой-нибудь болезни). Это свидетельствует о том, что древние люди обладали символическим мышлением. На данных похоронах присутствует всё племя (племена были не большими, по 30-40 человек, и люди жили в них очень сплоченно). Древние похороны значительно отличались от современных захоронений: рядом с одной из пещер неандертальцы положили своего сородича в неглубокую могилу на подстилку из сосновых веток и цветов. Его тело находится на боку в скрюченном состоянии. Сверху его тоже присыпают ветками и цветами. Рядом с умершим, вероятнее всего, оставят какие-нибудь вещи. Это может быть: каменный нож, какая-нибудь еда, украшения из цветных камешков или зубов зверей. Всё это пригодится человеку в стране мёртвых. Такое видение ритуала похорон было присуще древним людям. Но они, также как и современные люди, горевали и оплакивали своих сородичей.
Молодец, Никита! Мне понравилась твоя работа. Она получилась грамотной, содержательной и в то же время творческой. Спасибо! Оценка - "5"
Хайрулин Ренат 5б класс
Неандерталец погиб. Все скорбят. Но неандертальцы верили, что после смерти люди попадают в загробный мир, где все точно такое же как и на земле. Поэтому клали в могилу умершему все, что нужно, чтобы начать загробную жизнь. Это: еда, оружие и ожерелья - обереги из медвежьих клыков. А потом со всем этим закапывали человека и забрасывали его ветками. Так и происходили похороны неандертальца.
Ренат, спасибо за работу! Всё в ней правильно относительно теории, а вот описания картины нет. Оценка - "4"
www.ochkasova.com
Глава 1. В преддверии религии. Хильда Эллис Дэвидсон.Древние скандинавы. Сыны северных богов. История древней Евразии
Необходимо хорошо обращаться с животными и относиться ко всякой вещи так, будто она живая и способна чувствовать и понимать.
Йохан Tури. Muittalus samid birra
ВСТУПЛЕНИЕ
Сведения о том, как именно первые люди представляли себе сверхъестественное, фрагментарны и субъективны. Памятники, дошедшие до нас от доисторических времен, сохраняются, как правило, случайно благодаря удачному стечению обстоятельств. Из немногочисленных и обрывочных данных мы узнаем о ритуалах и церемониях древних людей совсем немного. Даже восстановив их обряды, мы все равно не можем выяснить, какие представления породили их. Таким образом, не привлекая данных языка, мы никогда не сможем открыть дверь в мир верований ранних людей. Правда, некоторые археологи считают иначе. В любом случае через небольшие оставшиеся с тех времен окошки мы можем мельком взглянуть на этот потерянный мир. Часть сведений можно получить, изучая обряды и практики современных примитивных охотничьих сообществ. Хотя подобные аналогии следует делать очень осторожно, они позволяют нам познакомиться с сознанием первых охотников, увидеть, как небольшие изолированные сообщества этих людей скитаются с места на место в поисках пропитания, постоянно подвергаясь опасности стать жертвой насилия или погибнуть от голода. Постепенно мы понимаем, что они живут в гармонии с миром животных и видят то, с чем не знаком человек, обитающий в лоне цивилизации. Также мы можем проследить связи между их ритуалами и повседневными занятиями, заметить постоянную тягу этих людей к символизму и то, какое значение они придавали поворотным моментам жизненного пути каждого человека, таким как рождение, наступление половой зрелости, женитьба и смерть. Многое мы можем узнать и благодаря другим наукам, без которых могли бы прийти к необоснованным выводам и ложным суждениям, так как данные, получаемые в результате археологических раскопок, довольно скудны. Иногда важно познакомиться с моделями развития религии примитивных сообществ, живущих в других частях света, тем более что в наше время наука накопила достаточно сведений из жизни населения обоих полушарий. Только так мы получим возможность правильно расставить акценты. К сожалению, в этой книге мы не сможем подробно описать подобные параллели, нелюбопытный читатель всегда может обратиться к работам, посвященным сравнительному исследованию религий и символизма. Если изучать Скандинавию на этом фоне, можно лучше понять, какие именно процессы там происходили.
Археология позволяет нам помнить о том, о чем иногда забывают историки религии: в Северной Европе люди жили охотой очень долго - этот период исчисляется не веками, а тысячелетиями. Религиозные верования, существовавшие на протяжении всего этого длительного периода, оставили глубокий след в их сознании и мировоззрении. Несмотря на то что возможности археологии ограниченны, она позволяет нам восстановить определенные модели поведения, выделяющие первобытного человека из мира животных, с которым он все еще тесно связан.
Во-первых, тогда существовали обряды, демонстрировавшие родство людей с животными. Правда, благодаря тому что границы человеческого сознания значительно расширились, себя, судя по всему, человек уже выделял из мира дикой природы. Эти ритуалы помогали в охоте и обеспечивали плодовитость животных. Во-вторых, люди совершали ритуалы, свидетельствующие об их интересе к смерти и о существовании у них представлений о вечной жизни. В-третьих, они приносили жертвы сверхъестественным силам, чтобы расположить их к себе и получить их помощь. В подобных моделях поведения можно проследить зарождение религии, и они представляют собой большую часть свидетельств о верованиях первобытных людей. Скандинавия долгое время была покрыта льдом, а следовательно, сообщества охотников и рыболовов не могли здесь выжить. Поэтому первые поселения появились в этих местах значительно позднее, чем в более южных регионах.
Если группы западноевропейских неандертальцев и бродили здесь во время потепления, наступившего между двумя ледниковыми периодами, то они не оставили после себя следов. Единственным свидетельством их возможного пребывания здесь стали находки, сделанные в Дании, где в межледниковых слоях озерного отложения возле Холлерупа были обнаружены кости дикого оленя, расщепленные для того, чтобы добраться до костного мозга. Во всех других регионах мира в неандертальских погребениях обнаруживают свидетельства появления у этих людей ритуальной практики, но здесь они полностью отсутствуют. Орудия и оружие, сделанные из камня и кости, а также следы первых поселений, такие как Бромме в Дании, памятники вокруг Рингшё в Швеции и Фосна в Норвегии, появляются только после 9000 года до н. э. Их создатели, очевидно, жили небольшими группами, подобно бушменам Южной Африки, которые ведут такой образ жизни на протяжении тысячелетий, не изменяя ему и сейчас.
Археологические данные свидетельствуют о том, что этих людей мало интересовало все, что не касалось удовлетворения естественных потребностей. В Штелльморе, в Гольштинии, рядом с границей Дании, были обнаружены кости северного оленя, брошенные в болото, и череп животного, надетый на столб, стоявший в центре поселения. Все это свидетельствует о существовании у жителей этих мест ритуала жертвоприношения. Можно предположить, что это был не единственный подобный случай, а принесение в жертву таких важных животных, как северные олени, лоси и медведи, сопровождалось ритуальными действиями. Обряд жертвоприношения у охотников Сибири и айнов Японии свидетельствует о том, что таким образом они стремились получить прощение за убийство медведя, которого почитали, устраивая в его честь церемонии, призванные засвидетельствовать их любовь к животному и вернуть его из загробного мира добрым и не держащим на них зла. Вероятно, в это же верили и жители Штелльмора, а также других регионов. Но более ясное доказательство интереса и уважения, испытываемого людьми к животным, на которых они охотились, можно найти на наскальных изображениях эпохи неолита.
ЖИВОТНЫЕ НА СКАЛАХ
Найденные в Скандинавии маленькие статуэтки животных периода раннего неолита свидетельствуют о наблюдательности и мастерстве живших тогда людей. В Норвегии были обнаружены гребни, оканчивавшиеся изображением головы лося или птицы; в восточной части полуострова нашли ложки, а в Хельгеланде - сланцевые ножи с вырезанными на них изображениями животных, а также маленькие костяные и янтарные фигурки медведей, тюленей и птиц. Подобные предметы искусства делали представители всех охотничьих сообществ на территории Северной и Восточной Европы, и вполне возможно, что некоторые из этих небольших статуэток имели ритуальное значение. К примеру, топор с затупленным краем, заканчивающийся головой лося, из Алунды (землячество Уппланд) мог использоваться для жертвоприношений.
Более ясные свидетельства были обнаружены на наскальных рисунках в Норвегии и Швеции. Сейчас в Норвегии известно более семидесяти подобных памятников, и их число увеличивается, когда ученые в неверном свете утреннего или вечернего солнца находят новые рисунки. Раньше думали, что эти изображения появились очень рано. Действительно, они напоминают произведения палеолитического искусства - пещерные рисунки из Франции и Испании. Сейчас, однако, их датируют эпохой среднего неолита, примерно 2000 годом до н. э. Считается, что их продолжали делать вплоть до того, как в эпоху бронзы их вытеснил другой тип наскальных изображений, который появился в отдаленных областях Норвегии в еще более поздний период. Датировать каждый отдельный рисунок очень сложно. По самым осторожным оценкам, их делали на протяжении тысячелетий, и самые качественные экземпляры являются результатом длительной эволюции. Они, несомненно, были для чего-то нужны тем охотничьим народам, которые их создавали.
Один из видов рисунков (вероятно, наиболее ранний) представляет собой изображение силуэта огромного животного с глубоко вырезанными линиями. Вероятно, очертания высекались на поверхности скалы при помощи твердого острого камня. Несколько огромных фигур, найденных в Норвегии, были сделаны при помощи хонингования и полировки. Этот способ был не столь популярен, как остальные, но значительно эффективнее, чем придуманные позднее. Возможно, рисунки раскрашивали, поскольку иногда на закрытых от дождя изображениях находят следы красной, желтой и темной красок. Эти рисунки свидетельствуют о том, что создавшие их люди не только были прекрасными художниками, но и внимательно наблюдали за поведением животных. Как правило, первобытным мастерам удавалось передать характерную именно для этого животного позу - северный олень оглядывается через плечо, шеи диких лебедей изогнуты, а лоси бегут галопом. Четкость линий говорит о мастерстве художника, хотя этим изображениям недостает разнообразия и качества лучших образцов типа Ласко. Как правило, животное было нарисовано в одиночку, но северные олени и лоси изображались парами или даже небольшими группами.
Рисунки в целом значительно больше реального размера самих животных - длина одного изображения касатки из района Лейкнес составляет более 8 метров. Недалеко от изображений первого типа находят другие, более стилизованные рисунки. Если на натуралистичных изображениях первого вида представлены в основном лоси, северные олени, медведи и рыбы, то для второго характерны более разнообразные темы. Фигуры животных схематичны, а их тела разделяет штриховка или волнистые линии.
Рис. 2. Силуэт лебедей, изображенный на скале в Лейкнесе, Норвегия, недалеко от Тис-фьорда (по Хагену)
Контуры не отражают строение скелета, а иногда от горла опускается черта, заканчивающаяся кругом в теле изображенного животного. Вероятно, так древние художники пытались изобразить ранение или какой-либо жизненно важный орган. Иногда тело разделено на две небольшие части, или на нем есть пометки, которые можно принять за чешую или перья.
Третий тип наскальных изображений еще более схематичен. Среди этих рисунков встречаются изображения не только животных, птиц и рыб, но и антропоморфных существ, а также неодушевленных предметов (лодок, саней и оружия) и геометрических фигур. Поверхность скалы, покрытая подобными рисунками, напоминает альбом художника с набросками, которые тот рисовал в спешке, не задумываясь о правильном размещении. Поражает то, что все эти изображения вырезаны на твердом камне.
Совершенно ясно, что причины, заставлявшие древних людей создавать эти рисунки, отличались от тех, которые побуждали их вырезать изображения первого типа.
Судя по материалам некоторых памятников, таких как Винген в Норвегии, где было обнаружено более полутора тысяч изображений, и Немфорсен в Швеции, где их двести, подобные рисунки делались на протяжении длительного времени. Сейчас считается общепризнанным, что такие изображения создавались не только из эстетических соображений, были не только способом самовыражения одаренного охотника. Небольшие наброски на кости или маленькие резные поделки вполне могли делаться для развлечения, для того, чтобы набить руку или чтобы занять время, когда на протяжении долгого времени приходилось бездействовать. Но эти огромные памятники должны были иметь более важное значение для тех, кто с таким трудом их создавал.
Везде, где и в наши дни сохранилась традиция вырезания подобных изображений (например, у эскимосов, индейцев и австралийских аборигенов), она имеет религиозный подтекст. Аборигены создают ритуальные рисунки тайно, в специальном месте, а когда связанный с этими изображениями ритуал заканчивается, их уничтожают.
Изображения животных на скалах Австралии и Южной Африки регулярно обновляются для того, чтобы эти звери не вымерли. Нам известны многие случаи, когда наскальные рисунки, изображающие животных, были сделаны шаманами, чтобы помочь охотникам и обеспечить плодородие их потенциальных жертв. Наиболее интересной чертой скандинавских изображений можно назвать их размещение. Лишь немногие из них были найдены в пещерах, подобно палеолитическим рисункам. Большинство обнаружено в открытых, но труднодоступных и непригодных для проживания местах. Многие из них помещены на вертикальной поверхности скал или поверх горизонтально лежащих камней, и почти все они были обнаружены недалеко от какой-либо реки, озера или океана. Их часто находят в местностях, которые до сих пор ассоциируются с охотой, как, например, изображения лосей, вырезанные на плоской скале рядом с рекой Этнар, в Мёллефоссане, в Южной Норвегии, и находящиеся на древней тропе, которую до сих пор используют животные для того, чтобы добраться до брода через реку. Иногда до рисунков так сложно добраться, что может показаться, будто древние художники создавали их, сидя в лодке или стоя на каком-то примитивном аналоге строительных лесов.
В Сагельве два северных оленя изображены на крутой скале, нависающей над рекой, так что для того, чтобы сфотографировать их, пришлось спускаться вниз на веревке. В Фиканватне на склоне фьорда, где водопад сейчас стал использоваться для выработки электричества, на самом краю ледника, были найдены глубоко вырезанные изображения северного оленя, лося и рыбы. Некоторые рисунки обнаруживают посреди широких рек, а один из них, найденный в Абошёне, находится на расстоянии 30 метров от берега. Другие изображения располагаются на крутых склонах обрывов, к которым в эпоху первобытности охотники гнали оленей, чтобы увезти в подготовленной внизу лодке раненую жертву. Такой метод охоты использовался в Вингене даже в XVIII веке, и в этой местности очень много наскальных рисунков.
Исследователи заметили, что большинство животных на подобных рисунках изображены смотрящими в воду, а лосей и оленей рисовали в беге. Таким способом в Северной Америке убивали буйволов. С ним связаны и определенные мифы, такие как легенда черноногих индейцев о Великом Быке, научившем избранного героя песне и танцу, с помощью которых можно было заставить стадо двигаться к обрыву. Есть все основания предполагать, что подобным заклинаниям и практикам обучали молодых людей и недалеко от гористых обрывов Норвегии, на которых найдены изображения животных. Когда преподобный Вильгельм Шмидт в своем монументальном труде «Происхождение идеи бога» описывал начало религии, он утверждал, что на первой ступени эволюции человеческие сообщества представляли собой небольшие группы из двадцати-тридцати человек, ведущих кочевой образ жизни и зависящих в основном от охоты (подобно современным бушменам).
На этом уровне развития не было разницы между полами, а мальчиков и девочек вместе посвящали в тайны ремесел и обрядов. Отношение бушменов к прекрасным изображениям животных, до сих пор сохранившимся в той части Африки, где обитает это племя, помогает понять, какое значение имели наиболее ранние из этих рисунков для представителей малочисленных групп кочевых охотников. Правда, при этом не стоит забывать, что бушменов значительно меньше и живут они в условиях, сильно отличающихся от тех, что были характерны для Скандинавии в период неолита. Бушмены считали пещеры и вершины холмов, где и расположено большинство изображений, тайными святилищами, которые играли настолько важную роль в их жизни, что они, выбирая участок для охоты, всегда искали место, где была возможность нанести изображения на поверхность скалы.
Изображенные в пещерах голубой скалы, расположенной в Матепосе, недалеко от Булавайо, животные, согласно местным верованиям, представляли собой небесные стада, так как изображены они были на синем фоне. Другие рисунки располагались так, чтобы на них падал свет восходящего солнца или луны. Были и такие изображения, которые через определенное время уничтожались. Фробениус наблюдал за пигмеем, который перед охотой рисовал на земле антилопу; находившаяся рядом с ним женщина произносила заклятие, и, когда свет поднимающегося солнца упал на изображение, охотник пронзил его стрелой. После того как на охоте он убил антилопу, пигмей полил изображение кровью и положил на него шерсть убитого животного, а затем стер рисунок, когда на следующее утро на него упал свет восходящего солнца. Фробениусу он объяснил, что это была душа антилопы.
Примитивные охотники Африки считали солнце Великим Охотником, так как его лучи разгоняют стада ночных животных - звезд. Они изображали не просто известных им животных, а некое идеальное стадо, от которого произошли все обитающие на земле звери. Великий дух, олицетворенный легко узнаваемым богомолом, защищал творения, которые он сам и создал. Вероятно, тогда считалось, будто с помощью правильно совершенного ритуала убитое животное может возродиться, чтобы присоединиться к небесному стаду, а затем снова родиться на земле, и, следовательно, рисунки нужно постоянно обновлять, чтобы небесное стадо оставалось невредимым.
Представления древних охотников ограничивались небольшим числом видов животных и человеческих «душ», и, возможно, изображения должны были служить местами отдыха для затерявшегося духа, дающими ему возможность воплотиться в новом теле или начать путешествие по небу. Рисунки также могли быть символичны, - как известно, некоторые африканские животные олицетворяют солнце, луну и свет. Изображение изогнутых рогов антилопы канна могло заставить луну подняться из озера смерти, а газели внутри слона означает, что солнце проглотила туча. Таким образом, становится совершенно ясно, что неолитические рисунки животных - это не просто изображения добычи охотников.
Нет никаких оснований предполагать, что они были тотемными животными тех или иных кланов, или считать, будто они свидетельствуют о появлении неразвитой симпатической магии, так как на этих рисунках не изображено оружие, - наоборот, они полны жизни. Фробениус считает, что эти изображения пронзались настоящим оружием, а крупные памятники, созданные для поклонения живым существам, предназначались для разных целей, в частности для того, чтобы обеспечить существование вечного стада с помощью неизвестных ритуала и мифологии. Также возможно, что эти животные символизировали духа-создателя и силы природы. Люди могли поклоняться реалистичным изображениям животных: медведя, северного оленя и лося, даже несмотря на то, что убивали их, добывая себе пропитание. Сами звери продолжали играть важную роль в религии уже после окончания периода неолита.
ПОЯВЛЕНИЕ ШАМАНИЗМА
Шмидт считал, что на второй стадии религиозного развития основную роль играют организованные церемониальные действия, которые характерны для более крупных социальных образований. На этом этапе члены каждой семьи уже не отправляют ритуалы - этим занимаются выделившиеся в отдельный слой населения шаманы и их помощники. Шаман был больше магом, чем жрецом, он должен был обладать определенным даром и проводить время в совершенствовании своего мастерства и медитации. Только таким образом он мог стать посредником между людьми и сверхъестественными силами. Он мог входить в транс, заставляя свой дух открывать сокрытое, лечить больных, вступать в мир мертвых и возвращаться обратно к людям, сражаться со злыми силами и смягчать гнев духов. Одной из наиболее явных особенностей шаманов по всему миру является их тесная связь с миром животных, выраженная в одежде, ритуалах и вере в то, что духи животных могут помогать или мешать им. Изучив аналогичные явления в Северной Европе, Азии и Северной Америке, можно прийти к выводу, что шаманизм распространился у охотников Скандинавии в самом начале периода неолита. Второй, более стилизованный, тип наскальных изображений, для которого характерны эзотерические символы, мог появиться только благодаря шаманам. «Линии жизни», идущие ко ртам животных, изображали и индейцы, и финно-угры. И можно предположить, что это делали не простые охотники, а шаманы. Эти линии символизировали жизненную силу животного, которая выходит из тела после смерти или в состоянии транса. Тщательно сделанные линии, разделяющие тела изображенных зверей, свидетельствуют о том, что интерес к анатомии был одной из профессиональных обязанностей этих людей.
Рис. 3. Чертеж, изображенный на скале в Ауссвике, Норвегия (по Хагену)
Хотя это вполне могло быть и частью охотничьего ритуала, который можно сравнить с четко зафиксированными правилами раздела туши убитого чудовища, придуманными в Средние века. Хаген предположил, что некоторые странные изображения могли символизировать убитое животное, лежащее на своей растянутой шкуре. Естественно, для того, чтобы сделать подобные рисунки, нужно было обладать определенными тайными знаниями.
Иногда появляющиеся на рисунках человеческие фигуры могут быть изображениями самих шаманов или духов, с которыми они вступали в контакт, принимающих форму не только животных, но и людей. Подобные рисунки редко оказываются реалистичными, хотя столь умелые художники, судя по группе людей, выцарапанной на кости первобытного быка, найденной в Рюемарк-горде (Зеландия) и датированной периодом мезолита, вполне могли изображать человеческие фигуры.
Рис. 4. Фигурки, вырезанные на кости из Рюемаркгорда, о. Зеландия, Дания. Высота - около 2,6 см. Хранятся в Национальном музее Копенгагена
Я думаю, что необоснованно причислять изображенных на этих рисунках существ к миру людей, скорее, они являются духами, а фигура танцующего человека, нарисованная справа, должно быть, представляет собой изображение шамана. Другой рисунок, на котором, судя по всему, изображен шаман в трансе, был найден на куске оленьего рога, найденного в болоте Юрдлёсе (Дания). В Норвегии были обнаружены изображения обнаженных людей с капюшонами, а на обрыве в Рёдёе был найден рисунок, на котором изображен мужчина в рогатом головном уборе, стоящий на лыжах. Это вполне могло быть изображение шамана, отправившегося в сверхъестественное путешествие. В Сольсеме, в пещере, были обнаружены встречающиеся довольно редко изображения танцующих фаллических фигур, а также кости животных и людей, приспособления для рыбной ловли и охоты. Все это свидетельствует о том, что это место вполне могло быть святилищем. Однако вполне возможно, что эти рисунки были сделаны земледельцами, а не охотниками. Священные изображения северных охотников всегда располагались на открытом воздухе, недалеко от воды, а не в закрытых святилищах, специально предназначенных для отправления религиозных ритуалов.
РЕЛИГИОЗНЫЙ СИМВОЛИЗМ
Мы не сомневаемся в том, что в период неолита язык символов был уже хорошо развит. Помимо схематичных изображений животных на наскальных рисунках появляются абстрактные символы. Часто используются симво-лы-«рамки», которые могли олицетворять ямы-ловушки, некое магическое ограждение, с помощью которого можно завладеть духом животного, или еще один символ духовной силы. Йессинг отметил, что они часто оказываются возле гениталий как животных, так и людей, а в на одном изображении такая рамка, полная приспособлений для охоты, принадлежащих изображенным здесь же плывущим на небольших лодках охотникам, помещена на хвост кита. Этот рисунок можно сравнить с австралийскими тьюрунга - символами магического могущества.
В период существования маглемозской культуры люди уже научились рисовать геометрические и абстрактные фигуры, состоящие из линий, точек, завитков и кругов. Вряд ли они были обычными декоративными элементами. Скорее они должны были делать оружие или орудия труда более эффективными или защищать от враждебных сил. Животные или люди иногда изображались на оружии из кости и рога. Символы, олицетворяющие лодку, появились, судя по состоящему из зигзагообразных линий, обозначавших воду, подвесному орнаменту из Клеппа, расположенного в Норвегии, довольно рано. Лодки, вероятно каноэ из кожи, также появляются на наскальных рисунках, а в Форсельве, среди неразборчивого нагромождения фигур, можно увидеть изображение рыбы, висящей на линии, прочерченной от лодки. В Эвенхусе было найдено изображение лодки с тремя концентрическими кругами. Считается, что это солярные символы. Правда, датировать подобные памятники довольно сложно. Например, солнечный диск, вырезанный в той же технике, что и первый вид наскальных изображений, был создан уже после окончания периода неолита, так как он изображен на скале, находившейся в эту эпоху в океане. Таким образом, не стоит забывать, что более поздние художники вполне могли копировать технику своих древних предшественников. Кто-то может предположить, что среди символов, часто использовавшихся охотниками, большую роль должны играть изображения солнца и луны, но до сих пор достоверных свидетельств этого найдено не было.
Древние охотники обращались и к символам плодородия, правда столь неявным, что без привлечения дополнительных данных интерпретировать их невозможно. Хотя изображения лодок и рыбы могут показаться олицетворением оплодотворяющей силы воды, в первую очередь они связаны все-таки с попыткой обеспечить многообразие и многочисленность популяции животных, а не со стремлением благословить союз мужчины и женщины, что подтверждается изучением опыта других народов, находящихся на сходной ступени развития.
На наскальных рисунках появляются и символы дождя, молнии и ветра, а позднее для того, чтобы изобразить дождь, древние охотники рисовали фигуры, похожие на гребень. Такие изображения появляются в Дании в эпоху позднего неолита на предметах из кости и янтаря, и некоторые исследователи видят в них бахрому на одежде. Но вряд ли древние художники стали бы вырезать ее с такой тщательностью и практически на всех рисунках. На подобных изображениях на оружии и первых статуэтках-«Венерах» также можно увидеть скрещенные линии, которые, возможно, символизируют могущество. До тех пор, пока не появятся новые данные, мы не сумеем правильно интерпретировать эти абстрактные символы, но и сейчас вполне можем отметить, что изображения фигур определенной формы, - как правило, спиралей, треугольников и кругов - появляются довольно рано.
Превращение реалистичных изображений животных в беспорядочное нагромождение абстрактных символов, для правильного объяснения которых требовались специальные эзотерические знания, примечательно. Непонятные рисунки вряд ли могли удовлетворять чьи-либо эстетические запросы, так как их понимание было доступно членам узкой социальной группы. Как отметил Кун, описывая испанские наскальные изображения, именно на этой ступени развития люди могли бы изобрести алфавит, если бы профессиональному жречеству на досуге пришла мысль о его создании. Но в Скандинавии не было еще такой категории населения, и вместо того, чтобы и дальше развивать эту символику, жители полуострова кардинально изменили ее стиль и содержание.
ЗАБОТА О МЕРТВЫХ
Мы уже видели, что, судя по скандинавским наскальным изображениям, люди там жили в единстве с животным миром, параллельно развивая религиозный символизм и шаманизм, основывающийся на представлении о том, что душа может покидать тело. Две другие модели поведения, упомянутые выше, развивались немного в ином направлении. Можно предположить, что жертвы, которые приносили охотники, были как-то связаны с могущественными животными, изображенными на скалах. Также мы имеем полное право считать, будто первобытный человек не видел разрыва между миром живых и миром мертвых, а вера в перерождение убитых животных и, по аналогии, людей была важной составляющей его религиозной жизни. Если, судя по наскальным изображениям позднего времени, люди думали, что душа может покидать тело, то они вполне могли верить и в существование страны мертвых, по которой путешествуют духи и из которой они могут вернуться в реальный мир. Но по добное предположение в Скандинавии не подтверждается археологическими находками, так как там не было найдено отдельных мест захоронений.
В 1944 году в Ведбэке, в Дании, на территории древнего поселения, под неперекопанным сбросом мусора, в слоях конгемозской культуры, было обнаружено захоронение. Покойный лежал на спине, погребального инвентаря найдено не было, а саму могилу перекрывали четыре больших камня. Его вполне могли поместить туда еще до прихода основной массы носителей этой культуры. Другое погребение, найденное в Корсёв Нор, располагалось на склоне, недалеко от поселения, причем умерший лежал на куске лодки, а сверху был накрыт вторым ее фрагментом. Рядом с ним было обнаружено кремневое орудие. Носители культуры Эртебёлле (или, как ее еще называют, культуры «кухонных куч») хоронили своих покойников в обычных могилах, в сбросе ракушек и костей, служащих в наши дни указателем распространения этой культуры на побережье. Охотник из Бэскаскуга (Киаби, Швеция) был похоронен в сидячей позе вместе с копьем для рыбалки и ножом. Все это свидетельствует о том, что к мертвым относились с заботой и уважением, но у нас нет доказательств того, что у древних жителей Скандинавии были специальные обряды или верования, связанные с загробным существованием. Для того чтобы найти новые погребения, мы должны набраться терпения и дождаться появления новых способов проведения археологических исследований.