Истоки физической культуры уводят исследователей всеобщей истории за границы России, в древнейшие цивилизации Востока – в Египет, Индию, Китай, Японию, Месопотамию. По мнению исследователей всеобщей истории, древнейшие цивилизации определили тот “фундамент”, который был заложен народами Древней Греции и Древнего Рима.
Физическое воспитание рабовладельческого общества достигло своего расцвета в Древней Греции в период VI–V вв. до н.э. Именно поэтому целесообразно рассматривать особенности физической культуры рабовладельческой формации на примере древнегреческих государств-полисов, таких, как, например, Спарта и Афины.
Рабовладельческое государство Лакония с главным городом Спарта образовалось в начале IX в. до н.э. У спартанцев сохранялись некоторые обычаи доклассового общества. Так, болезненного и слабого новорожденного ребенка сбрасывали в ущелье и только “сильных” разрешали матерям вскармливать. Этот обычай, вероятно, возник в первобытной общине, как и состязательные игры в Элладе, но спартанцы связывали его с именем легендарного законодателя Ликурга, в чьем образе, считалось, слились черты бога и человека.
Жители Спарты вели упорную борьбу с дорийскими племенами. Эта борьба способствовала созданию высокого уровня физического воспитания, и с 776 г. до н.э. по инициативе Ликурга Спарта была гарантом “священного перемирия” – мирного празднества Олимпийских игр.
В списке победителей Олимпийских игр на мраморной плите рядом с именем чемпиона всегда записывалось название его родного города. В VIII-V вв. до н.э. было около 40 городов-полисов, участвовавших в Олимпиадах. Атлеты приезжали в Олимпию за месяц до начала игр и интенсивно готовились к состязаниям. Правила “священного мирного празднества”, то есть Олимпийских игр, были начертаны на медном диске, хранившемся в одном из многочисленных храмов в Олимпии.
Предшественником Олимпийских игр был древнейший праздник урожая с участием жрицы Деметры – богини плодородия.
Воинственность и грубая сила оценивались как наивысшие достижения человека, что являлось пережитком военной демократии, характерной для переходного периода от родового общества к классовому.
Физическое воспитание спартанцев оставалось почти неизменным до конца пелопонесских войн, длившихся с 431 до 404 г. до н.э. Дети до 7 лет воспитывались у матери с преимущественным вниманием на физическую закалку. С 12-летнего возраста среди спартанцев обычным явлением были кулачные бои, для проведения которых собирались на особом острове. До совершеннолетия – до 18 лет – они жили и учились в государственных воспитательных учреждениях, в которых процветали экзекуции – телесные наказания.
Спартанская знать считала одной из важнейших задач физическое воспитание будущих матерей. Плутарх в сочинении “Ликург” писал, что до замужества девушки для укрепления тела бегали, метали диск, боролись и участвовали в состязательных играх, выполняя такие же упражнения, как и будущие воины.
Юношей 18-20 лет зачисляли в особые отряды эфебов. Они занимались военными упражнениями и оружием; учились читать, писать, считать, петь, танцевать и “лаконично” говорить.
Спартанская система – это засилье аристократии с жестокой охраной привилегий “общины равных” и сохранением суровых традиций по физическому воспитанию, характерных для доклассового общества.
Афинская система отличалась от спартанской тем, что сочетала умственное, нравственно-этическое и физическое воспитание.
Афинский рабовладельческий полис был сформирован ионическими племенами, населявшими Аттику и создавшими центр древнегреческой культуры. В отличие от жителей Спарты, “демос” Аттики – то есть рабовладельцы, которые противопоставлялись аристократии Афин, – имел право на выбор различных форм воспитания и обучения своих детей.
Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.
Палестрика – это разнообразные физические упражнения.
Орхестрика – это танцевальные действия на религиозные и военные сюжеты, проводившиеся под музыку на круглых площадках, которые были около домов рабовладельцев.
Воспитательный процесс средствами физической культуры подразделялся на игры, орхестрику, палестрику и агонистику. Игры афиняне считали одним из способов достижения взаимопонимания, установления отношений. У детей народов Аттики очень популярны были игры с мячами, кольцами, называвшиеся сферистикой.
В палестрику входили разнообразные физические упражнения. Школы-палестры с двух- и трехлетним обучением были доступны детям демоса, то есть народа. Для них широко использовались 5 видов физических упражнений: бег, прыжки в длину с отягощениями – каменными или металлическими гантелями весом от 1,48 до 4,629 кг, метание диска и копья, борьба. Считалось, что в этом пентатлоне у будущих воинов проявляются необходимые качества – быстрота, глазомер, ловкость, прыгучесть и другие. Пентатлон – бег на один стадий, прыжки в длину с альтерами (гантелями) в руках, метание копья и диска, борьба, т.е. многоборье.
Самым трудным испытанием, в котором участвовали достигшие 14 лет, был панкратион – сочетание борьбы и кулачного боя. Он проводился под палящими лучами солнца на песке до тех пор, пока один из соперников не признавал себя побежденным. Панкратион и пентатлон были в программах Олимпийских и Панафинейских игр.
Агонистика – это подготовка и участие в соревнованиях, требовавших предельного напряжения сил. Конные агоны афиняне стали проводить в ознаменование объединения Аттики в единое государство по инициативе легендарного героя Тесея. Они были составной частью программ Малых и Великих Панафинейских игр. Малые панафинеи проводились ежегодно, а Великие – накануне Олимпийских игр.
Наиболее важную роль в становлении древнегреческой агонистики играли испытания, связанные с обрядом посвящения молодежи, магические ритуалы.
Сюжеты произведений изобразительного искусства, связанные с гимнастикой, особенно периода расцвета культуры Древней Греции, то есть с VI по IV вв. до н.э., знакомят с тем уровнем физического развития атлетов и состязательных игр, которые почитались тогда и восхищают нас по настоящее время. В честь Марафонской битвы, например, с 490 г. до н.э. зажигали у статуи Эрота “священный огонь”. Олимпийские игры проводились у языческих святынь, например в роще Зевса в Олимпии.
Олимпия – древнегреческий город в северо-западной части Пелопоннесского полуострова (область Элида), религиозный центр, место культа Зевса.
В Олимпии игры проводились задолго до того, как Когоибос в 776 г. до н.э. стал победителем в общеэллинском состязании на стадий. Олимпийские игры повторялись через каждые 1457 дней и считались праздником мира. Сицилийский историк Тимей в III в. до н.э. ввел летоисчисление по Олимпиадам. Еще в VIII в. до н.э. поэт Архилог отмечал, что по приглашению “теоров” – священных послов – “толпой валил народ на состязания” по семи дорогам в Олимпию.
В Олимпиадах участвовали представители юга Европы, севера Африки, Ближнего Востока и Кавказа. Венок победителю олимпийских состязаний изготавливали из веток оливы. О победителях Игр слагали легенды, им нередко при жизни сооружали памятники.
Последние Олимпийские игры античности были проведены в 393 г. н.э.
studfiles.net
Физическая культура и спорт в древней греции
Физическая культура и спорт в древней греции - страница №1/1
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
Двадцать семь с половиной веков назад во все концы Эллады, воспетой великим поэтом Гомером, летели гонцы в белых одеждах. Лучших белых коней давали им во встречных поселениях, выносили навстречу лучшую пищу – мясо белого барашка. Гонцы несли всем грекам мир и приглашение на праздник в эллинском городе Олимпии.
В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой и состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В основе палестрики лежали упражнения пятиборья: - бег, прыжки, метания копья, диска и борьба. В палестрику входили панкратин (соединение борьбы с кулачным боем), а также плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игра в мяч. Орхестрика включала в основном танцевальные упражнения, выполнявшиеся под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, чаще всего использовавшийся при занятиях в детьми. Сюда относились игры с палкой, колесом, клюшкой, шаром и другие подвижные игры.
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику, или общее физическое развитие, и агонистику – специальную тренировку к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество в честь победы и т.п.). Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность.
В период с VIII по II в.до н.э. в олимпийских играх могли участвовать только свободорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди негреческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины к играм не допускались. каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к играм дома, а затем в течение месяца – в Олимпии. Это могли позволить себе только наиболее состоятельные рабовладельцы, располагавшие достаточным количеством свободного времени.
В общественно- политической жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI – IVвв. до н.э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни страны. Олимпийские игры способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать ан землю Олимпии с оружием в руках.
До 50 тыс. зрителей собиралось на олимпийские праздники. Их посещали знаменитые философы, историки, поэты, ораторы, музыканты, служители культа. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков. Они проводились один раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами; по ним греки некоторое время вели летоисчисление.
Программа олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию, т.е. 192 м, впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), борьбе, кулачном бою и панкратионе, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н.э) в играх стали принимать участие и дети.
Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители их (олимпионики) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх был венок из ветвей оливкового дерева.
pismo.netnado.ru
палестра - это... Что такое палестра?
ПАЛЕСТРА — (греч.). У римлян: места для гимнастических и фехтовальных упражнений; публичная школа для гимнастических упражнений молодых римлян. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАЛЕСТРА в древней Греции… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАЛЕСТРА — (греч. palaistra от palaio борюсь), частная гимнастическая школа в Др. Греции для обучения мальчиков 12 16 лет … Большой Энциклопедический словарь
Палестра — (греч. palaistra) – частная гимнастическая школа в Древней Греции для обучения мальчиков 12 – 16 лет. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Палестра — Палестра частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была палестра для взрослых мужчин). Программа обучения в палестре включала бег, борьбу, прыжки, метания копья и диска (так… … Википедия
палестра — (греч. paláistra, от paláiō борюсь), частная гимнастическая школа в Древней Греции для обучения мальчиков 12 16 лет. * * * ПАЛЕСТРА ПАЛЕСТРА (греч. palaistra, от palaio борюсь), частная гимнастическая школа в Др. Греции для обучения мальчиков 12 … Энциклопедический словарь
Палестра — (греч. paláistra, от paláio борюсь) частная гимнастическая школа в Древней Греции, где занимались мальчики с 12 до 16 лет (на острове Самос была П. для взрослых мужчин). Программа обучения в П. включала бег, борьбу, прыжки, метания копья… … Большая советская энциклопедия
Палестра — (Παλαίστρα, palaestra). Палестрами назывались у греков в противоположность общественным учреждениям для гимнастических упражнений, называемым гимназиями, школы для физических упражнений, содержавшиеся частными лицами, где мальчики получали… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Палестра — (2Мак.4:12,14, 1Мак.1:14) общественная школа, где молодые люди занимались гимнастическими телесными упражнениями. Первосвященник Иасон с намерением устроил такое училище в Иерусалиме под самою крепостью, чтобы в угодность язычникам распространять … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Палестра — ж. Школа физического воспитания для мальчиков 13 14 лет в древних Афинах. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
палестра — палестра, палестры, палестры, палестр, палестре, палестрам, палестру, палестры, палестрой, палестрою, палестрами, палестре, палестрах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов