История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Традиционная музыка Японии. Гагаку музыка древней японии


11.11.11 Японская церемониальная музыка гагаку. Часть 1

Про музыку гагаку или церемониальную императорскую японскую музыку речь уже шла. Я писала о ней в неделе японских императоров тут: http://world-japan.livejournal.com/221897.htmlИ совсем недавно про нее успела рассказать Ушастая Зайца, это было неделю назад: http://world-japan.livejournal.com/359575.html, а у нее, соответственно: http://zajcev-ushastyj.livejournal.com/340996.html

Но о ней всегда хотелось рассказать более подробно. Собственно, поэтому я не успела обогнать Зайцу: поиск примеров оказался не самым простым занятием и я не удовлетворена результатом, но подходящие варианты сложно найти. Обычно или запись плохая, или ее вовсе нет, что теоретически-то конечно объяснимо, а практически - жалко.Но приступим.Информация об истории и инструментах утащена в основном отсюда: http://sola-lune.ucoz.ru/forum/10-67-1

ГАГАКУ — традиционная музыка, исполняемая на церемониях и праздничных мероприятиях императорского двора. Само слово «гагаку» пришло из китайского языка, в котором оно обозначало древнюю ритуальную музыку в исполнении большого оркестра, состоявшего из многочисленных инструментов, среди которых были каменные колокола, бронзовые колокольчики, различные духовые и ударные инструменты. Композиции гагаку подразделяются на 3 основных типа: тогаку, комагаку и кагура.Это типичная композиция тогаку, известная из японского манускрипта 8-9 века (пьеса называется Музыка двора Тан, а сам манускрипт называется "Речная вода"):Композиции тогаку, числом более 100, составляют большую часть всей музыки гагаку. Считается, что они копируют музыку Китая времен династии Тан (618–907), причем частично эта музыка пришла в Китай из Индии, Юго-Восточной и Центральной Азии. Точные корни каждой конкретной композиции определить трудно, так как еще до того, как эта музыка попала в Японию, мелодии были переработаны для исполнения в Китае. К ним в дальнейшем были добавлены композиции в стиле тогаку, сочиненные уже в Японии.

Вот музыка гагаку, которой сопровождаются картины Хокусая (вначале современная заставка)

Музыка гагаку, исполняемая на концертах в инструментальном виде, называется кангэн (дословно — «духовые и струнные»), а если пьесы играются вместе с костюмированными танцами в масках, то тогда говорят о бугаку (дословно — «танцевальная музыка»).

Посмотрим бугаку, которому исполнилось полтора тысячелетия. Это придворный танец "Рйо-о" (золотой лев), который исполняется при дворе японского императора аж с 5-го века! Легенда гласит, что танец должен исполняться каждый год, тогда мир и благоденствие вечно будут на японской земле.

Кстати, посмотрите исполнение "танца Льва" в простом варианте в Москве и оцените разницу:

Композиции комагаку, пришедшие из трех царств древней Кореи — Силла, Когурё и Пэкче, исполняются только как бугаку. Японских композиций в этом жанре было написано еще больше, чем в жанре тогаку. Все композиции записаны в японской нотной системе, причем для каждого инструмента применяется своя особая нотация.

Самая древняя и лучше всего сохранившаяся из всех различных форм музыки и танцев, связанных с ритуалами синто при императорском дворе, называется микагура (дословно — «придворная кагура»). (Различные простонародные формы музыки синто называются просто кагура.) В эту группу композиций входят также ямато ута, адзума асоби и кумэ ута, которые написаны по типу композиций микагура. Помимо этого в репертуар гагаку включены композиции сайбара (народные песни различных районов Японии, обработанные в элегантном стиле), хотя в настоящее время придворные музыканты исполняют ограниченное число подобных композиций.

Микагура:

Кагура Мэй - священный танец синто

Еще один танец мико на празднике Юдатэ Кагура

В период Нара (710–794) существовало много разнообразных музыкальных стилей со своими специфическими танцами и типами инструментов. В период Хэйан (794–1185) все стили заимствованной музыки были распределены по двум категориям (тогаку и комагаку) и исполнялись как профессиональными музыкантами, так и самими аристократами.

Популярность музыки гагаку упала в начале периода Камакура (1185–1333) одновременно с угасанием класса аристократии. Традиции исполнения сохранялись отдельными гильдиями музыкантов и уцелевшими представителями аристократии, причем профессиональные музыканты были разделены на три изолированные группы, которые занимались исполнительством соответственно в Киото, Нара и Осака.

В 1868 г. после переноса резиденции императора в Токио эти три группы музыкантов были объединены и получили статус официальных музыкантов императорского двора. Современные музыканты оркестра Управления делами Императорского двора являются в большинстве прямыми потомками тех первых музыкантов, входивших в гильдии, которые исполняли гагаку в VIII в. Помимо музыки и танцев, требуемых для придворных ритуалов и церемоний, музыканты дают регулярные публичные концерты музыки гагаку.

Тут они не просто исполняют музыку, но еще и в традиционной одежде. Кстати, обучение музыканта гагаку - вещь непростая. Учатся они не менее 7 лет и в задачу входит игра в полной темноте, например, поскольку часть ритуалов должна проходить именно так.

Музыкальные инструменты, используемые в гагаку, — это модифицированные инструменты придворных ансамблей Китая времен династии Тан. В зависимости от типа исполняемой музыки определяется конкретный состав ансамбля инструментов, но во всех композициях гагаку звучит небольшой духовой инструмент хитирики, подобный гобою. Флейта кагурабуэ используется при исполнении синтоистской ритуальной музыки, флейта комабуэ — для композиций в стиле комагаку, а флейта рютэки («драконовая» флейта) — для композиций тогаку. В последнем из упомянутых типов композиций в инструментальном ансамбле звучит также небольшой духовой орган с 17 бамбуковыми трубками, называемый сё, который исполняет кластеры из 5 либо 6 звуков.

(композиция немножко "подпорчена" европейской большой арфой)

Это орган сё

Это драконовая флейта

А это обе флейты - рютэки и комабуэ (ну, и танец, конечно)

Два ударных инструмента — тайко, большой висящий барабан, и сёко, маленький бронзовый гонг, — входят в ансамбль при исполнении композиций в стилях как тогаку, так и комагаку. К ним добавляется малый барабан какко для исполнения композиций первого стиля или небольшой барабан, по своей форме похожий на песочные часы, сан-но цудзуми для композиций второго стиля.

Тайко-джаз:

Вокальная музыка синто сопровождается единственным перкуссионным инструментом — сякубёси, представляющим собой пару деревянных брусков, издающих резкий звук при соударении. Для этой музыки также используется струнный инструмент вагон. Другие струнные инструменты — гакусо, японская горизонтальная арфа, больше известная по своему другому названию — кото, и японская лютня бива — применяются только в инструментальных композициях в стиле тогаку и для музыки кангэн.

Ритуальная музыка синто

Yoshie Sakai (Ёсиэ Сакай) играет на кото

Kumada Kahori -- Nasuno Yoichi (Кумада Кахори - Насино Ёши) - биваТоже вокал, но по стилю относится не к строгим ритуальным традициям синто, а к той музыке, что была "более простой". Представьте себе некую церемонию, после которой гости сели в более непринужденной обстановке, когда традиции и ритуалы все еще "висят в воздухе" - и вы получите нужную атмосферу тогаку и кангэн.

Кангэн, кстати одежда снова ритуальная.

Ритуальные представления кагура впервые упоминаются в исторических документах начала IX в., хотя исследователи предполагают, что различные действия взывания к синтоистским богам «ками» практиковались и в более ранние времена. В древности верили, что душу человека после смерти можно вызвать из мира мертвых различными магическими ритуалами, в том числе песнями и танцами. Это на самом деле никакая новость, спиритические сеансы некоторые проводят по сей день, в средневековье же эта практика испытала подлинный расцвет.Еще раз танец кагура:

В синто эти ритуалы называются общим термином «тинкон», что дословно означает «умиротворение» или «успокоение духа». Подобная вера отображается в древнем своде мифов «Кодзики», в котором есть упоминание, что солнечную богиню Аматэрасу удается выманить из пещеры, в которой она спряталась, исполнением перед входом пещеры ритуального танца. Правда, легенда гласит, что на это все Аматэрасу не поддалась, а вышла только, когда ей сказали, что там, за входом есть женщина, красивее чем она, и она решила посмотреть, кто это. Перед ней поставили зеркало и... дальше понятно.

Представления кагура сохраняют главные элементы ритуала тинкон, состоящего из ритуального очищения места, вызывания божества через ритуальное принятие пищи, исполнения определенного церемониального представления, проводов божества и в завершение, как правило, более упрощенное повторное «проигрывание» представления и принятие ритуальной пищи и напитков. Вызывание «ками» и получение жизненной энергии через участие в подобном ритуальном действе является важнейшей характеристикой кагура.

В исторических хрониках словом «кагура» назывались только некоторые священные ритуалы, проводившиеся в императорском дворце и в нескольких храмах, тесно связанных с императорской фамилией. С некоторых пор для обозначения подобных представлений стали употреблять почтительное наименование микагура.

Хотя меняющаяся фокусировка видео сильно сбивает с толку, и все же это оно и есть.Eden Aoba Taiko: Mikagura

В наше время исполнение этих представлений является уделом особых придворных музыкантов, однако в прежние времена сами аристократы принимали в них участие. Кагура исполнялись в связи с различными важными событиями на протяжении всего календарного года.

В современной Японии самыми значительными из таких событий являются Дайдзёсай, т. е. церемония по случаю восшествия на престол нового императора, и Найсидокоро микагура, названная так по месту императорского дворца, где она проводилась в прежние времена, а с конца XI в. стала ежегодным представлением. Дайдзёсай раньше проводилась в 11 лунном месяце, а Найсидокоро микагура — в 12 лунном месяце (сейчас они проводятся соответственно в ноябре и декабре).

Кото - общее название различных длинных японских цитр. Его конструкция такова. Толстая передняя доска-дека (186 см длиной и 48 см шириной) изготавливается из особо мягкой породы дерева (павлония). Задняя дека имеет два резонаторных отверстия. Тринадцать струн одинаковой толщины натянуты между двумя тонкими, низкими мостиками, установленными ближе к концам корпуса инструмента. Высота звучания каждой струны меняется при помощи передвижных колков-кобылок. Звук извлекается при помощи надеваемых на большой, указательный и средний пальцы правой руки "когтей" из слоновой кости. Музыка для кото носит название сокёку по имени старейшей разновидности кото, входящей в состав оркестра гагаку (со или гаку-со).

Japanese Koto "Tegoto" by Michio Miyagi

Инструменты этого типа известны с давнейших времен, о чем говорят, в частности, глиняные фигурки музыкантов, датируемые III в до н.э., а также упоминание о "Говорящем Небесном Кото" в "Кодзики". Кстати, предлагаю посмотреть мультфильм на тему Кодзики (та часть, где Аматэрасу скрывается)

Вот так звучит европейский вариант кодзики:

Тип длинной цитры занимает особое место в дальневосточных музыкальных культурах, являясь важнейшим репрезентантом высокой классической музыкальной традиции. Такое положение является уникальным именно для Дальнего Востока, поскольку ни в одной другой музыкальной культуре мира инструменты этого типа не занимают подобного места. По-видимому, это обусловлено соответствием природы музыкального мышления, базирующемся на 5-ступенном структурном архетипе, в его различных проявлениях, природе и техническим возможностям длинных цитр.То есть даже обычный звук кото должен вам сразу напомнить о Дальнем Востоке:

Кото - инструмент, на котором можно продуцировать чистый и ясный в звуковысотном отношении тон. Однако, согласно традиционной склонности японцев к разнообразным шумовым эффектам в музыке, существует для этого случая рад технических приемов. Так, например, один из таких приемов представляет собой скребок по струнам, что составляет контраст к основному приему защипывания струн.

Yatsuhashi Kengyo (это современный относительно композитор, возродивший музыку для кото)Rokudan no ShirabeТут можно вблизи посмотреть, как собственно играют на кото.

По правде сказать, это примерно половина текста.Однако приведенных музыкальных примеров уже столь много, что мне кажется было бы значительной перегрузкой для уха западного слушателя продолжать эту тему прямо сейчас.Так что на этом я прерываюсь.Продолжение может быть когда-нибудь и последует.Музыкальная информация, напомню, взята из статьи Маргариты Каратыгиной отсюда: http://sola-lune.ucoz.ru/forum/10-67-1

world-japan.livejournal.com

Неделя императоров Японии. Японская императорская музыка гагаку. (пятница, 20)

Тема современных императоров и вообще императорского дома Японии еще ожидает своего продолжения, но сегодня пятница, поэтому музыку-то я могу поставить, этот пост давно готов :)1. Стихи японских императоров2. Предки японских императоров3. Неделя императоров Японии. Современная императорская семья4. Гагаку - церемониальная музыка японского императорского двора5.1. Прогулка по императорскому дворцу в Токио. Ч.15.2. Прогулка по императорскому дворцу в Токио. Ч.2 (видео)5.3. Прогулка по императорскому дворцу в Токио. Ч.3 (восточные сады)6. Seda - императрица Митико7. Наследный принц Нарухито и Масако8. Принц и принцесса Акисино9. Саяко и Ёшики Курода10. Фотографии правящей японской семьи, ч.111. Фотографии правящей японской семьи, ч.2Справочные материалы

ГАГАКУ — традиционная музыка, исполняемая на церемониях и праздничных мероприятиях императорского двора в силу чего ее часто зовут императорской музыкой. Само слово "гагаку" пришло из китайского языка, в котором оно обозначало древнюю ритуальную музыку в исполнении большого оркестра, состоявшего из многочисленных инструментов, среди которых были каменные колокола, бронзовые колокольчики, различные духовые и ударные инструменты.

Композиции гагаку подразделяются на 3 основных типа: тогаку, комагаку и кагура.Композиции тогаку, числом более 100, составляют большую часть всей музыки гагаку. Считается, что они копируют музыку Китая времен династии Тан (618–907), причем частично эта музыка пришла в Китай из Индии, Юго-Восточной и Центральной Азии. Точные корни каждой конкретной композиции определить трудно, так как еще до того, как эта музыка попала в Японию, мелодии были переработаны для исполнения в Китае. К ним в дальнейшем были добавлены композиции в стиле тогаку, сочиненные уже в Японии.Музыка гагаку, исполняемая на концертах в инструментальном виде, называется кангэн (дословно — "духовые и струнные"), а если пьесы играются вместе с костюмированными танцами в масках, то тогда говорят о бугаку (дословно — "танцевальная музыка").Композиции комагаку, пришедшие из трех царств древней Кореи — Силла, Когурё и Пэкче, исполняются только как бугаку. Японских композиций в этом жанре было написано еще больше, чем в жанре тогаку. Все композиции записаны в японской нотной системе, причем для каждого инструмента применяется своя особая нотация.Ну, я догадываюсь, что вы уже начали путаться во всех этих "гаку", поэтому попробую упростить.Итак, в гагаку есть три классических варианта:Первое - это простая хореография, частичное сопровождение арфы и флейты и некоторая штука из японских древних песен - Kuniburi no Utamai. Это песни древнейших времен, которые развились в 10 веке н.э. и были основаны на еще более древних песнях: Kagura-Uta, Azuma-Asobi, Yamato-Uta, Kume-Uta. Ну, и плюс вездесущее влияние Китая, в те времена оно было сильным. Это и есть кагура.Вторая - инструментальная музыка и церемониальный танец. Эта часть практически полностью заимствована из Китая. Это с большой вероятностью тогаку.Третья - китайские стихи и японские народные песни, которые исполняются под музыку. Это Utamono (вокальная музыка) - песня-история, которую сразу и поют, и танцуют. Это бугаку или комагаку.

Самая древняя и лучше всего сохранившаяся из всех различных форм музыки и танцев, связанных с ритуалами синто при императорском дворе, называется микагура (дословно — "придворная кагура"). (Различные простонародные формы музыки синто называются просто кагура.) В эту группу композиций входят также ямато ута, адзума асоби и кумэ ута, которые написаны по типу композиций микагура. Помимо этого в репертуар гагаку включены композиции сайбара (народные песни различных районов Японии, обработанные в элегантном стиле), хотя в настоящее время придворные музыканты исполняют ограниченное число подобных композиций.

В период Нара (710–794) существовало много разнообразных музыкальных стилей со своими специфическими танцами и типами инструментов. В период Хэйан (794–1185) все стили заимствованной музыки были распределены по двум категориям (тогаку и комагаку) и исполнялись как профессиональными музыкантами, так и самими аристократами.

Популярность музыки гагаку упала в начале периода Камакура (1185–1333) одновременно с угасанием класса аристократии. Традиции исполнения сохранялись отдельными гильдиями музыкантов и уцелевшими представителями аристократии, причем профессиональные музыканты были разделены на три изолированные группы, которые занимались исполнительством соответственно в Киото, Нара и Осака.

В 1868 г. после переноса резиденции императора в Токио эти три группы музыкантов были объединены и получили статус официальных музыкантов императорского двора. Современные музыканты оркестра Управления делами Императорского двора являются в большинстве прямыми потомками тех первых музыкантов, входивших в гильдии, которые исполняли гагаку в VIII в. Помимо музыки и танцев, требуемых для придворных ритуалов и церемоний, музыканты дают регулярные публичные концерты музыки гагаку.

Музыкальные инструменты, используемые в гагаку, — это модифицированные инструменты придворных ансамблей Китая времен династии Тан. В зависимости от типа исполняемой музыки определяется конкретный состав ансамбля инструментов, но во всех композициях гагаку звучит небольшой духовой инструмент хитирики, подобный гобою. Флейта кагурабуэ используется при исполнении синтоистской ритуальной музыки, флейта комабуэ — для композиций в стиле комагаку, а флейта рютэки ("драконовая" флейта, она есть среди композиций) — для композиций тогаку. В последнем из упомянутых типов композиций в инструментальном ансамбле звучит также небольшой духовой орган с 17 бамбуковыми трубками, называемый сё, который исполняет кластеры из 5 либо 6 звуков. Два ударных инструмента — тайко, большой висящий барабан, и сёко, маленький бронзовый гонг, — входят в ансамбль при исполнении композиций в стилях как тогаку, так и комагаку. К ним добавляется малый барабан какко для исполнения композиций первого стиля или небольшой барабан, по своей форме похожий на песочные часы, сан-но цудзуми для композиций второго стиля. Вокальная музыка синто сопровождается единственным перкуссионным инструментом — сякубёси, представляющим собой пару деревянных брусков, издающих резкий звук при соударении. Для этой музыки также используется струнный инструмент вагон. Другие струнные инструменты — гакусо, японская горизонтальная арфа, больше известная по своему другому названию — кото, и японская лютня бива — применяются только в инструментальных композициях в стиле тогаку и для музыки кангэн.

Ритуальные представления кагура впервые упоминаются в исторических документах начала IX в., хотя исследователи предполагают, что различные действия взывания к синтоистским богам "ками" практиковались и в более ранние времена. В древности верили, что душу человека после смерти можно вызвать из мира мертвых различными магическими ритуалами, в том числе песнями и танцами. В синто эти ритуалы называются общим термином "тинкон", что дословно означает "умиротворение" или "успокоение духа". Подобная вера отображается в древнем своде мифов "Кодзики", в котором есть упоминание, что солнечную богиню Аматэрасу удается выманить из пещеры, в которой она спряталась, исполнением перед входом пещеры ритуального танца. Представления кагура сохраняют главные элементы ритуала тинкон, состоящего из ритуального очищения места, вызывания божества через ритуальное принятие пищи, исполнения определенного церемониального представления, проводов божества и в завершение, как правило, более упрощенное повторное "проигрывание" представления и принятие ритуальной пищи и напитков. Вызывание "ками" и получение жизненной энергии через участие в подобном ритуальном действе является важнейшей характеристикой кагура.

В исторических хрониках словом "кагура" назывались только некоторые священные ритуалы, проводившиеся в императорском дворце и в нескольких храмах, тесно связанных с императорской фамилией. С некоторых пор для обозначения подобных представлений стали употреблять почтительное наименование микагура.В наше время исполнение этих представлений является уделом особых придворных музыкантов, однако в прежние времена сами аристократы принимали в них участие. Кагура исполнялись в связи с различными важными событиями на протяжении всего календарного года.В современной Японии самыми значительными из таких событий являются Дайдзёсай, т. е. церемония по случаю восшествия на престол нового императора, и Найсидокоро микагура, названная так по месту императорского дворца, где она проводилась в прежние времена, а с конца XI в. стала ежегодным представлением. Дайдзёсай раньше проводилась в 11 лунном месяце, а Найсидокоро микагура — в 12 лунном месяце (сейчас они проводятся соответственно в ноябре и декабре).Источник: Словари ЯндексаАнглоязычная информация взялась отсюда: http://www.aretecomputer.com/kitano/history.html

От себя добавлю, что гагаку, как можете заметить - музыка медленная и "дилнная". Танцы под нее такие же. Это вообще попросту старейшее из традиционных японских "исполнительских" искусств. По сей день она звучит на различных церемониях, банкетах, даже в кинотеатрах Японии. Искусство гагаку преподается на музыкальном факультете Императорского двора, им занимаются многие потомки императора.

Gagaku Etenraku

Тут еще и древний японский танец (но запись плохая) на сцене Храма Акама в Симоносеки.

А эта музыка гагаку обычно первая, которую учатся играть новички (Флейта дракона):

Princess Mononoke-Gagaku (кстати, в отличие от остальных, слушается неплохо из-за "европейского" сопровождения)

И последняя с полноценным оркестром:

world-japan.livejournal.com

Гагаку - это... Что такое Гагаку?

  • Гагаку — Ринга (танец бугаку) Гагаку (яп. 雅楽, букв. «изысканная музыка»)  жанр японской классической музыки. Гагаку зародился в средневековой Японии ( …   Википедия

  • гагаку — невідм., ж. 1) Придворна оркестрова музика в Японії. 2) збірн. Різні види японського придворного театрально музичного мистецтва …   Український тлумачний словник

  • Японская музыка —         История развития Я. м. отчётливо делится на неск. этапов, соответствующих важнейшим периодам социально экономич. и культурного развития Японии. В процессе формирования первых родо племенных союзов на о. Кюсю и в Центр. Японии периода Яёи… …   Музыкальная энциклопедия

  • Музыка — Впервые значительную эволюцию в своей истории японская музыка претерпела в период Хэйан (794–1185). По мере того как музыка, которая пользовалась популярностью среди простых людей, все более усложнялась, усваивались и модифицировались все виды… …   Вся Япония

  • Япония — (япон. Ниппон, Нихон)          I. Общие сведения          Я. государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Я. около 4 тыс. островов, протянувшихся с С. В. на Ю. З. почти на 3,5 тыс.… …   Большая советская энциклопедия

  • Японская музыка — Китагава Утамаро. Цветы в Эдо Японская музыка (яп. 音楽 онгаку?) включает в себя множество различных жанров от момента возникновения Японии и …   Википедия

  • Бугаку — Двое актёров исполняют танец бугаку Бугаку (яп. 舞楽 …   Википедия

  • Фуэ — (яп. 笛?, дословно, «флейта, дудка, свисток») семейство японских флейт. Фуэ обычно обладают высоким звучанием и изготавливаются из бамбука[1]. Самая популярная фуэ сякухати. При исполнении музыки на фуэ отверстия в флейте закрывают не подушечками… …   Википедия

  • Хованесс, Алан — Алан Хованесс Alan Hovhaness Алан Хованесс дирижирует …   Википедия

  • Токио —         столица и гл. культурный центр Японии. Нас. ок. 11,4 млн. чел. (1980). Город осн. в сер. 15 в., первоначально носил назв. Эдо (по имени рыбачьей деревни, с к рой началось поселение). К кон. 18 в. стал одним из крупнейших городов мира (в… …   Музыкальная энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Гагаку, в переводе с японского «изящная музыка»

    Гагаку, в переводе с японского «изящная музыка», — это классическая придворная музыка Японии, которая сопровождала дворцовые церемонии и священные ритуалы в храмах.

    Она попала в Японию из Китая, через Юго-Восточную Азию, вобрав в себя элементы музыкальных культур Индии, Тибета, Монголии, Восточного Туркестана, а также Корейских царств. Ее создателем принято считать Конфуция — он полагал, что музыка, идеальная, изящная, воплощающая вечную космическую гармонию, легко проникающая в человеческое сознание, должна воспитывать людей и общество. Он воссоздал древнюю музыку золотого века — я-юэ, в японском прочтении — гагаку, противопоставив ее низкой и вульгарной музыке, что была популярна в то время.

    То, чему положил начало Конфуций, оформилось лишь спустя столетия. Принципы я-юэ были выведены на основании «Книги Перемен», учении о силах инь и ян и о пяти стихиях. В основу звукоряда положен числовой ряд из 12 месяцев года, в нем четные и нечетные числа соотносятся как 2 к 3, а нечетные и четные как 3 к 4. Эти соотношения позволили создать ряд кварт и квинт, символизировавших инь и ян. Из звукоряда были выделены пять звуков (по числу стихий), чередование которых выражало главный принцип «Книги Перемен»: «То инь, то ян — это и зовется Путем».

    В конце VII века в Японии было создано специальное дворцовое управление Гагаку-рё — оно ведало музыкальным сопровождением придворных и религиозных церемоний, а также штатом музыкантов, в который входили учителя музыки, пения, танцев и их ученики.

    Своего расцвета искусство гагаку достигло в эпоху Хэйан, более тысячи лет назад. В то время стали появляться композиторы, сочинявшие эту «изящную музыку», и целые династии профессиональных исполнителей. Их прямые потомки и сегодня, спустя 1300 лет, исполняют гагаку в императорском дворце.

    По велению императора Ниммё знаменитые музыканты того времени провели реформу гагаку и создали каноническую модель японской музыки.

    Существует несколько жанров гагаку. Кангэн — это инструментальная музыка. Ансамбль, исполняющий кангэн, обычно состоит из 16–19 музыкантов. Здесь главная мелодическая тема принадлежит духовым инструментам, а не струнным, как в западной музыке. Бугаку — это танцы и музыка. В ней большое внимание уделяется символике цвета костюма и маски, а также символике жестов. Именно этот жанр стал прообразом знаменитых театров но и кабуки. Каё — это песни и стихи, исполняемые под музыку.

    Очень необычны в гагаку и инструменты. Ведущими в ней являются духовые. Это миниатюрный губной орган сё, состоящий из 17 соединенных бамбуковых труб, звук его поражает своей глубиной и кажется неземным. На сё можно сыграть одну ноту или аккорд из пяти-шести звуков. Это также маленький инструмент хитирики, по звучанию напоминающий гобой. В длину он всего 18 см, но у него очень громкий пронзительный звук. И еще бамбуковая флейта рютэки, на которой исполняется основная мелодия. К струнным относятся 13-струнная японская цитра со — довольно большой инструмент, корпус которого сделан из павлонии, а струны шелковые. И лютня бива китайского происхождения, играют на ней при помощи самшитового плектра. А маленький, 15 см в диаметре, барабанчик коко, большой, до 2 м в диаметре, барабан тайко и бронзовый гонг сёко, на котором играют двумя палочками с роговыми наконечниками, — это ударные.

    В конце XII века с началом эпохи Камакура, когда к власти пришли военные, и угасанием класса аристократии развитие гагаку прекратилось, а весь репертуар был канонизирован.Гагаку — это мистическое действие, ритуал, в котором тесно переплетены музыка, слово и движение. В ней все имеет значение. Как истинно сакральная музыка она влияет на каждый план человека, благотворно воздействует в том числе и на физическое тело — каждая нота в ней соответствует определенному органу и гармонизирует его.

    Музыка, которую мы слышим сегодня, звучит так же, как звучала много веков назад. Ее неземные, чарующие звуки уносят нас в древние времена утонченной придворной жизни, позволяя прикоснуться к непостижимой душе Японии.

    Надежда Нестеренко, «Новый Акрополь»

    antikclub.ru

    Традиционная музыка Японии

     

     

     

    Таджима Тадаши - мастер сякухачи.

    Таджима Тадаши - мастер игры на японской бамбуковой флейте - сякухачи. Настоящая дзенская флейта.

    Hon shirabe (основа Просветления)

    mp3  2.62 мб

     

    Инструментальный ансамбль Зуми Кай"Кото - музыка Японии"

    Традиционные композиции для кото - японской арфы, флейты сякухачи и других национальных инструментов.

    Rokudan

    mp3  1.95 мб

     

    Ансамбль Императорского Двора"Гагаку"

    Придворный ансамбль японского императора исполняет Гагаку - древнюю японскую придворную и танцевальную музыку. Композиции не для слабонервных.

    Keibairaku No Kyu (Tashiki Cho)

    mp3   2.31 мб

     

    Кодо"Лучшие композиции"

    Японский ансамбль Кодо играет на традиционных барабанах тайко, разных размеров, от маленьких до гигантских. Само название Кодо может переводиться как "стук сердца" или "дети барабанов". В альбом вошли записи 1976-90 годов.

    Lion

    mp3  1.80 мб

     

    Кодо и Исао Томита"Naska Fantazy"

    Сочетание "космического" синтезаторного саунда и японских флейт и барабанов.

    Song of the Universe

    mp3  1.67 мб

     

    Коку Нишимура"Кётаку"

    "Кётаку" переводится как "Колокольчик пустоты". Нишимура - дзенский монах, принадлежащий к ордену Фуке (школа Риндзай). Монахи ордена практикуют Дзен, игру на флейте сякухати и боевые искусства. Помимо флейты и медитации Коку Нишимура мастер китайского Кендо и Карате. На диске представлены композиции, сыгранные на флейте длиной 3 сяку (91 см.) 

    Kyo choshi

    mp3  1.41 мб

     

     

     

    Мелодии для кото и сякухачи"Колыбельная для луны"

    Кото (ручная арфа) и сякухачи (бамбуковая флейта) пришли в Японию из Китая тысячи лет назад и давно стали традиционными японскими инструментами, на которых исполняются изящные и утонченные, полные медитативной созерцательности мелодии. На этом диске представлены работы разных японских музыкантов, композиции для кото вместе с одной или двумя флейтами.

    Umi: Sea fantasy

    mp3   2.62 мб

     

    Ансамбль Ниппония"Кабуки и другая традиционная музыка"

    Ансамбль Ниппония исполняет музыку для театра Кабуки и другие фольклорные композиции. Инструменты: сямисен (обычно два), струнный инструмент с длинным тонким грифом и маленькой квадратной декой, синобу и сякухачи (флейты), бива (струнный инструмент с толстым грифом наподобие лютни), кото, разного размера ручные барабаны, цимбалы и гонг.

    Echigojishi

    mp3  1.76 мб

     

    Тони Скот, Шиничи Юйзе, Хозан Ямамото"Музыка для Дзен медитации"

    Тони Скот играет на кларнете, Шиничи Юйзе на кото, Хозан Ямамото на сякухачи.

    Satori

    mp3  2.62 мб

     

    Ансамбль Ондекоза

    Ансамбль Ондекоза играет на японских традиционных барабанах тайко. Помимо чудовищного размера барабанов Ондекозы на этом диске также играют Кавагучи Мами (кото) и Мацуда Сейзан (сякухачи).

    Odaiko

    mp3  2.14 мб

     

    Джеймс Гелвей"Сакура - мелодии Японии"

    Красивые японские мелодии, сыгранные на бамбуковой флейте в спровождении оркестра.

    Sakura

    mp3  1.49 мб

     

    Рили Ли"Йога спокойствия"

    Медитативные композиции для флейты сякухачи.

    Rainbow

    mp3  1.41 мб

     

    Роберт Хоркей"Нараяма"

    Японская флейта и плавные нью-эйдж обработки.

    Source of Life

    mp3  1.43 мб

     

    Сайт управляется системой uCoz

    tibet-cd.narod.ru