Гончарное дело древних славян. 7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История и уроки русского гончарного ремесла. Гончарное дело древних славян


История и уроки русского гончарного ремесла — Славянская культура

История и уроки русского гончарного ремесла

Большинство людей согласится с тем, что можно бесконечно долго смотреть на то, как горит огонь и как бежит вода. А кто-то добавит к этим двум потрясающим по красоте зрелищам еще одно – работу гончара. Как кусок глины, вертясь на гончарном круге, в руках мастера превращается в крынку, кубышку или квасник сразу понять сложно. А уж оторвать взор от этого волшебного действа тем более невозможно. Это зрелище кажется волшебным. Но дело не только в этом. 

Из истории глины

Само гончарное производство на протяжении истории имело огромное значение в жизни человека. Недаром сам факт появление этого ремесла ставят в один ряд с такими великими достижениями как использование огня. Практически каждый народ в древности считал, что гончарному ремеслу научили предков могущественные боги. Да и самого человека Бог слепил из глины и вдохнул жизнь. Поэтому, из глины делали фигурки богов, богинь, священных животных. С древних времен глине приписывали целебные и косметические свойства.

Из истории глины

Знаменитая филимоновская роспись 

Особая магия гончарного дела заключается еще и в том, что в производстве керамики участвуют все четыре стихии, четыре элемента. Глина – это земля и дар земли, вода, необходимая при лепке, воздух сушит изделие, а огонь делает глину прочной и долговечной. Как известно, изделия из керамики отличаются своим долголетием. Именно, благодаря сохранившимся предметам, мы знаем быт наших предков, живших много лет тому назад. Кстати, еще древние греки считали гончарное дело искусством. Античные мастера делали из глины не только красивую посуду, но и различные фигурки, статуэтки, которыми украшали дом. Но история глины началась гораздо раньше.

Например, считается, что первый керамический сосуд, который был изготовлен из обожженной глины, появился примерно 10 тысяч лет тому назад. С тех пор человек постоянно экспериментировал с глиной: смешивал разные сорта глины, включал в состав основного материала органические и неорганические добавки и наоборот, освоил способ очистки гончарной глины от примесей.

На Руси веками мастера совершенствовали гончарное дело. Это было одно из важнейших ремесел. Ведь из глины делали буквально все от кухонной утвари до игрушек для детей. В 9 веке наши предки стали использовать гончарный круг. Вначале он был ручным. Это был простейший механизм, который управлялся одной рукой. В отверстие на деревянной скамье вставлялась ось, на которой располагался большой деревянный круг. Затем на этот круг располагали кусок глины, и, чтобы она не прилипала, заранее посыпали ее золой или песком. Сев на скамью, гончар вращал одной рукой круг, а другой формировал изделие. Немного позже появился ножной гончарный круг – механизм вращали с помощью ног. Благодаря этому, производительность труда в гончарных мастерских и качество глиняных изделий очень возросли. На протяжении веком из глины делали и кухонную утварь, и предметы роскоши. В наши дни этот материал не только не потерял актуальности, но даже, кажется, приобрел вторую жизнь.

гончарное ремесло

Уроки от Андрея Салтана.

Андрей Салтан томский художник – керамист. Хотя на самом деле сложно определить кто он больше: артист, показывающий представления на гончарном круге, преподаватель или художник, создающий, невероятно красивые сосуды и фигурки. По словам самого мастера, его профессию предопределило случайное прикосновение к материалу – глине. Особый интерес представляет русская керамика. «Она совершенна по форме и по размеру. Она совершенна и это совершенство оттачивалось, шлифовалось веками», – говорит Андрей Салтан. Почти 16 лет назад работа с глиной так захватила мастера, что он специально путешествовал по стране, обучался у мастеров из разных регионов России. Было чему поучиться и в Томске. В свое время у нас в городе существовал Богашевский завод художественной керамике. И хоть выпускали в основном, как тогда говорили, ширпотреб, товары массового спроса, но были настоящие мастера гончарного дела, которые создавали авторские работы. Одним из своих учителей Андрей Салтан считает Игоря Яковлевича Лебедева.

Уроки от Андрея Салтана.

В настоящее время в Томске и за его пределами Андрей Салтан признан мастером высочайшего класса. В Первом музее славянской мифологии Андрей консультировал сотрудников и дал урок гончарного мастерства. Занятие проходило «мифологической мастерской», в зале мастер – классов. Обычно, мы сами там обучаем детей и взрослых традиционной русской росписи, изготовлению кукол. Но в этот раз были в роли учеников.

Сначала мы узнали о свойствах самого материала и его качестве. Глина может быть белого, серого, черного, голубого, зеленого, коричневого, красного и желтого цветов. Окраска глины обычно зависит от влияния органических веществ, некоторые имеют свойство выгорать при обжиге. К примеру, филимоновскую черную глину можно сделать белой, если ее обжечь.

История гончарного ремесла

Прежде чем начинать работу на круге необходимо почувствовать глину, помять, слепить что-то вручную. Иногда в такие моменты у мастера рождается идея о том, каким должно стать будущее изделие, глина сама подсказывает.

Второй очень важный компонент – вода. Мы периодически смачивали руки и глину. Тут важно знать определенную меру, ведь слишком влажные изделия при сушке дадут трещины. Поэтому мы использовали в процессе работы губку. Гончарный круг был современным, на электрическом приводе. Глина непростой материал. Она и твердая и удивительно нежная. Стоит надавить пальцами на стенку чуть сильнее и можно испортить изделие. В конце мы украсили свои поделки незамысловатым узором с помощью деревянной палочки. Все было и просто и сложно. Вращаясь на круге, глина словно оживала, а мастер будто бы просто помогал ей приобрести форму. Андрей рассказывает нам о назначении некоторых сосудов. Горшок, крынка…, кажется, знакомо и понятно. А вот как выглядит картофельница или морковница мы не представляли. Оказывается, это широкий глиняный бочонок с крышкой. Его отличительная черта – круглый дырочки на стенах для вентиляции.

филимоновская глина

На уроке мы делали горшок и крынку. Их можно декорировать каким-нибудь орнаментом. С помощью специальных деревянных палочек на еще не засохшей глине нарисовать животных, цветы, узор. Хотя, многие мастера утверждают, что зачастую форма сосуда получается настолько интересной, что не требует дополнительного оформления. Красива сама форма изделия, ее живая энергия. Осталось высушить и укрепить то, что мы наваяли. Это непростой, очень ответственный процесс.

гончарное дело

гончарное дело

Укрепление, наведение лоска проходит до первого обжига. Мы стремимся сделать наше изделие гладким, плотным. Эта операция называется лощение. Любое изделие при сушке становится намного меньше в размерах, дает усадку. Даже хорошая гончарная форма уменьшается не меньше чем на 10%. Обжиг укрепит наше изделие. Но предварительно надо обработать сосуд молоком. Это древний и эффективный способ обработки.

Крынки бывают женскими и мужскими

Крынки бывают женскими и мужскими

После молочения и обжига изделия приобретают водонепроницаемость и коричневый цвет. Обжиг проходит в специальных гончарных печах при температуре минимум 350 градусов. Для достижения более высокой прочности температуру увеличивают (900 градусов и выше). Далее сосуд необходимо очистить, после обжига он сильно темнеет. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги. И еще одна гончарная работа, завершающая традиционную технологию.

После молочения и обжига изделия приобретают водонепроницаемость и коричневый цвет. Обжиг проходит в специальных гончарных печах при температуре минимум 350 градусов. Для достижения более высокой прочности температуру увеличивают (900 градусов и выше). Далее сосуд необходимо очистить, после обжига он сильно темнеет. Раньше это делали с помощью рогожи или песка, сейчас – наждачной бумаги. И еще одна гончарная работа, завершающая традиционную технологию.

Это вощение – обработка поверхности изделия горячим воском. В результате мы получаем яркий, красивый сосуд, удивительно приятный. Его не хочется выпускать из рук. Конечно, быстро постичь мастерство гончарного дела не получится. Но радость от этого занятия огромная и незабываемая. Чувствуешь связь времен и поколений. Ведь именно такой посудой пользовались наши предки.

Чашку для пирожков делаем вместе

Чашку для пирожков делаем вместе

Напоследок лепим свистульки

Напоследок лепим свистульки

Ольга Морковкина

Похожие статьи:

Ремесла → Столица деревянной ложки

Ремесла → Гончарное мастерство дорюриковских времен

Ремесла → Бубен своими руками

Ремесла → Виды хохломской росписи

Ремесла → История глиняных игрушек

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО НА РУСИ У славянских

ГОНЧАРНОЕ ДЕЛО НА РУСИ

У славянских народов гончарный промысел зародился еще в доисторическую эпоху. Изначально древние гончары использовали лепную технику. Хоть форма такой посуды была далека от идеала, зато ассортимент ее даже в те времена был велик: различные горшки, сковороды, кувшины, корчаги и многое другое.

Гончарный круг на Руси появился в IX веке. Его появление привело к появлению нового вида промысла. Население широко использовало глиняную посуду. Появилось огромное количество гончарных мастерских. Изделия мастерских разных областей отличалась между собой по форме, размерами, на дне изделий ставилось свое клеймо. Обжигали посуду в предназначенных для этого печах-горнах. Такая печь состояла из двух уровней, в одном находились дрова, во втором приготовленные изделия. Гончарное дело на Руси было одним из самых важных и почетных ремесел.

На Руси существовало 3 основных традиционных центра производства керамики Гжель Дымково Скопин

ГЖЕЛЬ Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. Вторая четверть ХIХ века период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Дымковская игрушка, вятская игрушка, кировская игрушка — один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе Дымково близ г. Вятка (ныне на территории г. Кирова). Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов Руси, который существует на Вятской земле более четырёхсот лет. Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Позднее, когда праздник потерял своё значение, промысел не только сохранился, но и получил дальнейшее развитие. Возрождение промысла произошло в советское время в 30 -е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц А. Мезрину, Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка» .

СКОПИНСКАЯ КЕРАМИКА Возникновению ремесла способствовало наличие залежей глины. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. Производство было основано в 1860 -х гг. крестьянами братьями Оводовыми. Всероссийская известность пришла к нему во II половине XIX века. Приостановилось во время Первой мировой войны и в 20 -е годы. С 1934 года производство возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас — ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир» .

present5.com

Гончарное ремесло. Прадедушка Аркаим

Гончарное ремесло

А вот в другой части общего зала другие члены семьи заняты гончарным делом. Черепки глиняной посуды — одно из главных достояний любого раскопа. Именно черепки оказываются важными носителями древних историй: по ним можно установить размер посуды — и понять, насколько большой была семья, рассмотреть устройство обожженной глины и догадаться о самом производстве, наконец, очистить от пыли веков орнамент и прочитать самое настоящее послание из прошлого… И конечно, черепки глиняной посуды содержат остатки пищи: нам приоткрывается тайная тайных, кухня древнего человека, которая была, разумеется, самым настоящим жречеством.

Как же изготавливался древний глиняный горшок? Прежде всего, лепили горшок вручную, без гончарного круга. Судя по качеству глиняных черепков, нередко в глину замешивали разные горючие взвеси: при обжиге они сгорали, делая глину легкой и одновременно прочной. Приготовление «теста» для горшка — дело почти божественное (ведь и человек был сделан богом из глины). Осколки керамики (шамот), дресьва, сухая трава, песок — в каждом случае выбор диктовался творческими задачами создателя. Но самое интересное — это форма и орнамент горшков. Прежде всего, посуда поистине делалась творчески — невозможно встретить на раскопах одинаково орнаментированные черепки. Это тоже, по-видимому, важный момент. Почему бы одной и той же мастерице (почему-то считается, что гончарное производство преимущественно женское) не наловчиться изготавливать одинаковые горшки? Оно и проще, и быстрее. Но горшки лепятся, по-видимому, так же ответственно, как и изготавливаются разные другие предметы: это рождение нового существа. Не случайно горшки Аркаима имеют ярко выраженную антропоморфную форму (то есть форма горшка напоминает человеческое туловище — во многих языках на это указывают названия частей горшка: «плечики», «горло», «тулово», «ручки», «носик»). «Плечи» аркаимских горшков заострены, это настоящий «острый» переход от вместилища к пространству наливания, высыпания (от статики к динамике). Здесь можно усмотреть принцип отграничивания: точно так же квадрат, вписанный в круг, символизирует союз Неба и Земли. Еще более важна орнаментировка горшков. Иногда для этого использовалась льняная веревочка, которую вдавливали в мягкую глину перед обжигом. Когда горшок выходил из печи, веревка прогорала дотла, а орнамент оставался — это были не просто «вдавленные» полосы, но именно аккуратные витые линии, повторяющие форму веревочки. А иногда орнамент наносится специальными орнаментирами — костяными или деревянными заостренными палочками. Но важно, что «просто» горшка мы не найдем. Иногда встречаются горшки, явно сделанные неумелыми детскими руками — значит, к этому виду творчества приучали с самого раннего детства. Это чем-то напоминает обязательные упражнения по лепке из глины и пластилина в сегодняшних дошкольных программах развития. Неужели мы пронесли все это из древнейших эпох? Но и неумелый детский горшок тоже орнаментирован!

Удивительно, насколько близка орнаментация горшков к стилю женского нарядного костюма! Украшаются те же части, и это позволяет говорить о том, что аркаимская керамика символически отражает женское начало. Всякий вход, край есть особое сакральное место, нуждающееся в особом оформлении-заговоре. Пища (или хранимые продукты) не «достается» (выкладывается, выливается, высыпается), а именно рождается каждый раз, когда начинается трапеза или волшебство приготовления кушанья. Поэтому орнамент и имеет такое решающее значение.

Аккуратно прикрепляются к тулову горшка налепы — и тоже богато орнаментируются. Эти парные шишечки, несомненно, копируют женскую грудь. Горшок в древнем хозяйстве так же священен, как и все другие предметы. Неслучайно в погребальных захоронениях обязательно находят красиво орнаментированные и практически целые горшки. Но стоит вернуться к обычной бытовой посуде. Почему так важно представить горшок в виде женщины, богини? Да в том-то и дело, что печной горшок оказывается волшебным посредником в приготовлении горячего варева, кушанья. Для того, чтобы получилась каша, надо соединить огонь и воду — такие противоположные стихии. Это невозможно без глиняного горшка, одновременно не дающего воде вылиться в огонь и огню испарить воду. Тонкая глиняная (земляная!) стенка превращает приготовление пищи в настоящее чудо: в горшок заливается вода и кладется твердое и почти несъедобное зерно, а извлекается из горшка горячая, мягкая, вкусная, сытная каша… Разве это не чудо? Нам сейчас и не приходит в голову задумываться об этом сложном союзе первоэлементов, помогающем человеку готовить пищу. Но не так было в древнем поселении, где следы поклонения стихиям мы видим повсюду. Создательница горшка украшала его орнаментами — как особыми знаками. Чаще всего мы обнаруживаем здесь треугольники и зигзаги — это символы горы, мифического центра пространства, а продольные линии — символы воды. Древние художники заклинали горшок соединить земное (глина) и водное (кипящая жидкость), чтобы приготовить в горшке плоды земли. Но орнамент — это еще и дань красоте. Очень важно, что понятие прекрасного органично сочеталось с символическими задачами. Никогда аркаимский горшок не представляет собой «сплошного» орнамента. Выделяются три зоны, на которые и нанесены треугольники, фестоны, полукружья. Эти три зоны оптимальны для восприятия, и общий вид керамической посуды поражает своей цельностью и эстетичностью. Но что означают три эти зоны? Может быть, это указание на главные части горшка, копирующего женское тело: рождающее чрево (рождение), кормящая грудь (кормление), говорящее горло (воспитание, колдовство, заклинание). Но это только предположения.

А вот другие горшки, на которых треугольники формируют ромбы и постепенно переходят в самые настоящие пиктограммы. Нет сомнений, что аркаимская умелица писала здесь что-то значимое, возможно, «заговаривала» горшок какими-то сакральными словами, возможно, помещала здесь что-то поучительное. Несомненно, пиктограмма на горшке не может быть равнозначна берестяным грамотам с их «сиюминутными» сведениями (сколько таких грамот найдено было в нижегородских краях! Их тексты посвящены мелким тяжбам, это записки домашним, расписки в получении денег и так далее). Горшок создавался для долгой жизни, а значит, и должен был нести какую-то «вневременную» информацию. Но сам факт наличия пиктограмм свидетельствует о замечательном развитии всей аркаимской цивилизации. Пока письмена эти, к слову, еще не разгаданы и ждут своего интерпретатора.

Есть и орнамент, напоминающий свастику. Свастический символ — это все тот же квадрат, символизирующий мужское начало, ориентацию в четырех сторонах света. Нередко свастика на горшках напоминает символическое изображение засеянного поля — так переплетаются земные и небесные символы, предметный и мифологический мир.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Гончарное дело в Древней Руси — реферат

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предпосылки ремесленной деятельности  в первобытном обществе...4

2. Гончарное производство в первобытном  обществе…………………...5

3.Гончарное дело в Древней  Руси………………………………………...6

Заключение………………………………………………………………………..8

Список использованных источников……………………………………………9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Непосредственной предпосылкой процесса разложения первобытного общества и классообразования был рост регулярного избыточного продукта.

Появление прибавочного продукта были обусловлены подъемом в различных областях производства. Сложились различные системы земледелия, комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства и скотоводства.

По-видимому, первым профессиональным видом ремесла (т.е. производства изделий для обмена или продажи) было кузнечное дело. Изготовление каменных и костяных орудий труда, плетение и ткачество, гончарство и даже литье бронзы – все это было доступно каждому члену общины, а производство железа требовало особых сооружений, сложных навыков. В первобытные времена кузнецы повсюду составляли обособленный слой населения.

Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Изобретение в эпоху бронзы ткацкого станка дало стимул развитию ткацкого ремесла. Повсеместно шло второе в истории человечества крупное общественное разделение труда – отделение ремесла от других занятий.

Целью данного реферата является изучение зарождения гончарной деятельности в первобытном обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить предпосылки ремесленной деятельности в первобытном обществе;

- изучить гончарное производство в первобытном обществе;

- изучить гончарное дело в Древней Руси.

 

 

 

1. Предпосылки ремесленной деятельности в первобытном обществе

 

Массовое изготовление железных орудий и тем самым возникновение раннего железного века происходит в 1 тысячелетии до н. э., когда он наступает почти повсеместно в Азии, Африке и Европе. Производственные достижения эпохи способствовали дальнейшему развитию домашних промыслов (т. е. производства изделий для собственных нужд) и возникновению ремесел (т. е. производства изделий для обмена или продажи). Из металла выделывали орудия труда, оружие, предметы домашнего обихода, украшения. Так, в частности, только с наступлением бронзового века появились меч и боевая колесница, широко распространились защитные доспехи. Железо еще более расширило ассортимент металлических изделий, а главное, способствовало развитию ремесла как особой сферы деятельности. Изготовление каменных и костяных орудий, плетение и ткачество, гончарство и даже литье бронзы - все это были процессы, доступные каждому члену общины, а металлургия железа требовала особых сооружений, сложных навыков, вообще, профессиональной специализации и квалификации. Этнологически установлено, что в первобытные времена кузнецы повсюду составляли обособленный слой населения. Происходило становление также и других видов ремесленной деятельности1.

Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Последний появился не в классовом, как считалось раньше, а уже в предклассовом обществе, причем уже тогда из первоначальных архаичных форм (поворотный столик, круг медленного вращения) мог эволюционировать в более совершенную форму (круг быстрого вращения). Но ни керамические печи, ни гончарный круг не были обязательным условием становления раннего гончарного ремесла. Например, во многих районах Африки и Америки керамика производилась на рынок и без них2.

 

2. Гончарное производство в первобытном обществе

 

Керамика возникает почти одновременно во многих культурных зонах (в неолите). Человеку становятся необходимы емкости. Три преимущества глины: легко добыть, пластичность во влажном состоянии, подвержена обжегу. Группы керамики: керамическая тара (емкости), обиходная посуда (кухонная, столовая), парадная и ритуальная. Элементы сосудов: устье, венчик, тулово, дно. Керамика делится на лепную и кружальную.  Лепная часто имеет круглое или заостренное дно (его легче вылепить и оно теплоемкое).

Стадии изготовления: изготовление керамического теста, формовка (лепка), сушка, обжиг, дополнительная обработка. Использовались минеральные и органические примеси. Способы лепки: жгутовый, ленточный, шматовый и по деревянным шаблонам. Сушка была длительной, должно высохнуть и изнутри и снаружи. Обжигали на открытом огне. Доп. обработка – покрытие или орнаментация (элемент, мотив, композиция). Кружальная керамика связана с изобретением гончарного круга (кон. 3 тыс. до н.э.), что позволило во много раз увеличить производительность. Изобрели также гончарный горн (печь). Керамическое мастерство становится товарным ремеслом. Керамика уплотняется, исчезает орнамент. Распространение получает керамическая тара. Амфоры – сосуды для перевозки жидких и сыпучих товаров, для хранения. Это самая прочная в природе форма. По типу амфоры можно определить возраст слоя до 25 лет. Амфоры не имеют орнамента, но иногда имеют надписи (значковые, именные, время и место выпуска и т.д.). Пифос – для хранения (типа бочки), по 200-300 л. и больше. Их делали частями, секциями, а потом скрепляли. На втором месте по значимости стоит парадная посуда (лаковая). Тоже хороший хронологический индикатор (блюда, чаши для вина и т.д.)3.

 

3.Гончарное дело в  Древней Руси

 

Наши предки всегда славились своими отличными ремесленниками. Одной из наиболее почетных и уважаемых древнерусских профессий, был мастер гончарного дела.

Гончарное дело на землях славян прошло длинный и довольно сложный путь своего развития. Славянские гончары с давних пор пользовались заслуженной славой отличных, очень опытных и искусных мастеров. В производимой ими глиняной посуде, готовили еду, хранили разнообразные запасы продовольствия, а так же, воду и алкогольные напитки, в том числе, очень ценимое и дорогостоящее, виноградное вино. Сначала производством глиняной посуды занимались в основном женщины. Для лучшего качества глины, в нее зачастую добавляли кусочки различных керамических изделий, мелкие речные ракушки, песок, кусочки гранита.

С появлением в землях Руси в середине 9 столетия такого новшества как гончарный круг, стало причиной обособления специальности гончара и перехода гончарного ремесла от женских видов ремесел к мужским ремеслам. Существовавший в то время ручной гончарный круг должен был крепиться к деревянной лавке с проделанной прорезью в которое всовывалась специальная ось, удерживающая гончарный круг в необходимом положении. На гончарный круг укладывался шмат глины. После этого, гончар садился на лавку и начинал крутить левой рукой свой круг, а правой рукой, придавал необходимую форму глиняной заготовки. Со временем изобрели гончарный круг вращавшийся лишь с помощью движения ног гончара, что значительно повысили качество гончарной продукции и производительность труда.

Форма глиняной посуды разнилась в зависимости от областей славянских земель в которых она была произведена. На днищах глиняных горшков обычно ставились клейма мастеров. Посуда зачастую обжигалась на огне, для придания прочности.

Гончарные изделия славянских мастеров отличались большим разнообразием. Они делали большие сосуды предназначенные для хранения в них зерна, горшки в которых готовили пищу, миски, кружки, сковородки, а так же, разные игрушки для детей. Глиняные изделия часто украшали различными рисунками и узорами.

За долгую историю славянские гончары до совершенства отточили свое искусство и получили огромный опыт, благодаря чему их продукция отличалась высоким качеством и надежностью. Гончарное дело, так же как и обработка металлов, были одними из наиболее ценных и уважаемых ремесел4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В каменном веке I тысячелетие до н.э. развивается металлургия железа и изготовление железных орудий.   Переход от присваивающего к производительному производству сделал возможным регулярное, а не эпизодическое, как раньше, получение прибавочного продукта, что сталовеличайшим достижением первобытной экономики и фундаментом для всей дальнейшей экономической истории человечества.   

Древнейшим ремеслом было гончарное. В основе его лежало изобретение гончарного горна и круга. Главным в гончарном деле было производство глиняной посуды. 

Развивалось гончарство, чему в особенности способствовало изобретение печей для обжига керамики и гончарного круга. Последний появился не в классовом, как считалось раньше, а уже в предклассовом обществе, причем уже тогда из первоначальных архаичных форм (поворотный столик, круг медленного вращения) мог эволюционировать в более совершенную форму (круг быстрого вращения).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Беккерт М. Мир металла / Пер. с  нем. М.Я. Аркина. Под ред. В.Г. Лютшу. — М.: Мир, 2010. — 152 с.

2. Боровой С.В. История науки и техники. — М.: Просвещение, 2014. — 267 с.

3. Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (с древнейших времен до середины 15 века): Пособие для учителя — М.: Просве- щение, 2013. — 287 с.

4. Всемирная история: В 24 т. / Кол. авторов. — Мн.: Литература, 2010.

5. Першиц А.И. История первобытного общества. – М., 2011.

6. Семенов С. А. Развитие техники в каменном веке. — Л.:, 2010. — 356 с.

7. Сто великих изобретений. - М., «Вече», 2011. под ред К.В. Рыжова. – 524 с.

8. Техника в ее историческом развитии. От появления ручных орудий труда до становления техники машинно-фабричного производства / Отв. ред. С.В.Шухардин. — М.: Наука, 2009. — 416 с.

9. Шмонин А.В. Некотрые аспекты истории зарождения технологий и представлений о них. //История науки и техники. - №5. – 2011. – С.45-52.

 

 

 

 

 

 

 

1 Беккерт М. Мир металла / Пер. с нем. М.Я. Аркина. Под ред. В.Г. Лютшу. — М.: Мир, 2010. — 34 с.

2 Виргинский B.C., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники (с древнейших времен до середины 15 века): Пособие для учителя — М.: Просве- щение, 2013. — 76 с.

3 Шмонин А.В. Некотрые аспекты истории зарождения технологий и представлений о них. //История науки и техники. - №5. – 2011. – С.44

 

4 Всемирная история: В 24 т. / Кол. авторов. — Мн.: Литература, 2010. – с. 103

 

myunivercity.ru

7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело. Киевская Русь

7. Ткачество, скорняжное, кожевенное и гончарное дело

Искусство ткачества было известно восточным славянам, а до них древним славянам, с незапамятных времен. Для производства пряжи использовали лен и коноплю. В Киевской Руси с ростом населения, развитием ремесел и торговли потребность в текстильной продукции быстро возрастала. Из льняного и пенькового полотна делали мужскую и женскую одежду. Рост благосостояния высших классов привел к определенному повышению качества жизни и вкусу к роскоши. Появилась необходимость в тонком белье. Новые потребности частично удовлетворялись импортными товарами, но также стимулировали совершенствование технологий отечественных ремесел.

Кроме изготовления одежды, льняная и пеньковая пряжа были необходимы для технических нужд. Огромный запас веревок требовался для изготовления охотничьих и рыболовных сетей. Из холстины и парусины делали военные палатки. Большое количество морской одежды и канатов шло на оснастку кораблей ежегодных торговых караванов, курсировавших между Киевом и Византией, и новгородских судов, ходивших в Балтийском море.

В Киевской Руси также производили пряжу и сукно из шерсти, которые в основном использовали в зимней и верхней одежде. Для изготовления головных уборов и зимней обуви применяли фетр. В киевский период на Руси не существовало производства шелка – фактически до семнадцатого века. В киевские времена шелковые изделия импортировали из Византии и с Востока.

Первоначально большая часть холстины и льняного полотна была домотканая, а шерстяное сукно – домашнего валяния. Каждая семейная община представляла собой мастерскую. Женщины пряли и ткали, а мужчины валяли сукно и вили веревки. Когда, после крещения Руси, были основаны монастыри, монахи и монахини сами производили полотно и сукно. В городах, по всей вероятности, появлялось все больше профессиональных ткачей и валяльщиков, но, к сожалению, очень мало говорится о них в доступных источниках того периода.

Скорняжное дело, надо полагать, было высоко развито в киевские времена, так как меховая верхняя одежда являлась предметом первой необходимости, особенно на севере Руси, в связи с суровостью климата. Кроме того, меха носили как украшение. Нет никакого сомнения в том, что на Руси в тот период были высококвалифицированные скорняки, однако существует очень мало данных относительно технологии скорняжного дела в древней Руси.

О кожевенном деле в наших источниках содержится только несколько упоминаний. В сатирической повести о посещении Новгорода Св. Андреем, в которой описывается русская баня (см. Гл. X, раздел 5), упоминается, что новгородские славяне мазали себя дубильной кислотой (квас уснянный). История о поединке русского с печенежским борцом, изложенная в «Повести временных лет» под 992 г., говорит, что русский герой был кожевником.

Гончарное дело было известно русским славянам так же давно, как и прядение. Они делали горшки и кувшины самых разных видов, некоторые из них искусно украшали. С другой стороны, нет никаких определенных свидетельств, что в Киевской Руси производили стекло.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

История древней Руси - » Деревенское гончарное дело

Среди курганных и городищенских материалов обильнее других предметов представлена глиняная посуда; на городищах она почти всегда в обломках, в курганах чаще целая.

Гончарное дело в славянских землях имеет древнюю традицию, уводящую нас в неолит. На рубеже IX и X вв. оно приобрело новую технику и превратилось в ремесло. История гончарного дела резко делится на две части; границей между ними является изобретение гончарного круга. Посуда первого периода (до изобретения круга) называется лепной, а второго периода — гончарной, формованной на круге.

(далее...)

При лепке сосуда только от руки, без круга, он всегда имеет неправильную форму, неровные поверхности, волнообразный венчик и более массивные стенки и донную часть. Русские лепные сосуды невыгодно отличаются, например, от более ранних скифских, сделанных хотя и от руки, но тщательно заглаженных, лощеных. Ассортимент лепной посуды невелик: горшки, сковороды, большие корчаги. Лепная посуда для Киевской Руси не характерна, так как в это время она уже сменилась гончарной. Предшественником гончарного круга была, по всей вероятности, деревянная подставка, доска, на которой лепили горшок и которую можно было поворачивать для удобства обработки сосуда.

(далее...)

Ручной гончарный круг, доживший местами до XIX в. и изученный этнографами, представляет собой массивный деревянный круг, в центре которого снизу выдолблено углубление. Круг надевается на вертикальный стержень, прикрепленный к краю скамейки. Высота стержня не должна сильно превышать размеров углубления, чтобы круг не качался. На центральную часть круга часто надевается малый кружок, по диаметру равный днищу сосуда. На этот малый кружок, посыпанный предварительно песком, кладется ком глины или спираль из глиняных валиков. Гончар работает, сидя верхом на скамейке с кругом. Круг вращается слева направо, преимущественно левой рукой, правая формует глину. Дополнительных инструментов у гончара, как правило, нет; иногда для профилировки венчика сосуда применяется палочка или просто щепка, а для выглаживания поверхности лоскут овчины, окунутый в воду.

(далее...)

Чрезвычайно интересным материалом для решения вопроса о гончарах являются гончарные клейма на днищах сосудов. На маленьких кружках, подкладываемых под сосуд при формовке его на круге, гончары вырезали различные значки, которые выпукло отпечатывались на днище сосуда. По поводу значения этих знаков высказывались разные предположения. Одни приписывали им только декоративное значение, другие видели в них религиозные символы, в действительности же они являются клеймами мастеров.

(далее...)

istoiarusi.ru

Наука | Этнография | Гончарное искусство в древней Руси

Наука | Этнография

Гончарное искусство в древней Руси

Дошедшие до нас изразцовые украшения древнерусских зданий, поражающие великолепием орнамента и красок, берут начало в глубине доисторического времени, когда человек случайно научился лепить посуды из мокрой глины и убедился, что обожженная она становится прочней. Гончарное искусство — одна из древнейших отраслей художественного творчества. Археологические находки свидетельствуют, что человеку ранней неолитической эпохи уже было знакомо изготовление глиняной посуды.

Изразцы из дворца царевича Дмитрия в Угличе. 

Долгое время гончарное производство выражается только в изготовлении посуды, служа узкоутилитарным целям, но постепенно оно развивается и обогащается новыми приемами и формами, изящество которых переносит гончарное производство из области ремесла в область искусства.

Начало гончарного мастерства у славянских народов также относится к доисторическому времени. В курганах и погребениях их найдены глиняные урны, пеплохранилища и всевозможные горшки. Оно было знакомо киевской Руси X и XI веков.

Высшего же расцвета оно достигает у нас в XVII столетии, оставившем многочисленные памятники украшений из изразцов.

В зодчестве гончарное искусство завоевало себе прочное место выработкой черепиц, изразцов и всевозможных архитектурных декораций. Изразцы употреблялись также для настилки полов, для украшения стен в виде поясов и отдельных вставок среди кирпича и для облицовки печей.

В русском церковном зодчестве издавна употреблялись изразцы. Древнейшие найдены в развалинах Десятинной церкви в Киеве, в развалинах монастыря св. Феодора и на всем протяжении киевского кремля. В Киевском Софийском соборе все стены алтаря ниже мозаик покрыты разноцветными изразцами.

Находки древнейших изразцов в Москве сделаны в Кремле, на месте постройки памятника Императору Александру II, на Воскресенской площади и на Немецкой улице.

Изразцы на дворце Дмитрия царевича в Угличе относятся ко времени постройки его князем Андреем Васильевичем Большим; следовательно, во второй половине XV века изразцы уже были известны на московской Руси. Размещены они в Угличе горизонтальными рядами на фронтоне дворца, причем ряд балясинок чередуется с полосой орнамента.

В XV и XVI веках изразцы еще не покрывались поливой и были цвета обожженной глины. Большею частью эти красные изразцы носят следы деревянной техники. В музее Щукина имеются и деревянные формы для изразцов, вырезанные углублениями в доске.

В музеях Ростова и Ярославля имеются красные изразцы, орнамент которых создан, очевидно, под влиянием пряничных досок, а, может быть, и послужил образцом для них.

В Ярославском древлехранилище есть пряничная доска и красный изразец с одинаковым мотивом узора; хотя их разделяет промежуток времени более 200 лет (изразец XVI века, а пряничная доска конца XVIII), все же в них находятся общие черты, причем узор изразца значительно совершеннее.

Изразец. Художественно Промышленный музей Александра II. XVI-й век.

Изразец. Художественно Промышленный музей Александра II. XVI-й век.

Изразец. Художественно Промышленный музей Александра II. XVI-й век.

Орнамент на красных изразцах Ярославского древлехранилища представляет смесь византийского с восточным, но ни тот, ни другой ясно не выражен. Скорее он напоминает обронные украшения собора в Юрьеве Польском. Все они представляют квадрат в 43/8 вершка.

Связь между орнаментацией пряничных досок и изразцов можно также проследить на пряничной доске из музея ростовской Белой Палаты, изображающей коня в богатой сбруе, и на изразце из художественно-промышленного музея Александра II в Москве, где помещен всадник на коне такого же пошиба.

В XVII веке в Москве нашли широкое применение «муравленые» изразцы, как для облицовки и украшения архитектурных сооружений, так и для печей. Первые делались в виде плиток в 6-8 вершков и более, и толщиною в 1 вершок; вторые гораздо меньше — до 5 вершков и снабжались «рюмкой» до 2-х вершков в вышину. Присутствие рюмки, однако, не всегда является признаком принадлежности изразцов к печным, так как в облицовке Крутицкого терема, конца XVII века, встречаются изразцы с рюмкой около 4 вершков в вышину.

Изразцами украшали шеи церковных глав, выводили карнизы или подзоры, пояса (фризы) и наличники окон. Внутри зданий из изразцов складывали печи и делали полы. Сообразно их назначению в кладке, изразцы получали особую форму и различные названия, как-то: «круглые, плоские, поясовые, перемычки, исподники, городки, валики, уступы, подзорные, стенные, шары, столбовые, ноги, языки» и много других.

В орнаментации изразцов заметно теперь уже западное влияние. В 1631 году вместе с другими мастерами выписывается из-за границы «мурамленик» Орнольт Евермер. Со второй половины XVII века мастера гончарного дела состоят уже на службе при царском дворе и называются «дворцовыми ценинных дел мастерами» 1).

Изразец. Церковь Воскресения Христова в Ростове. 1670-е годы.

Изразец. Собор Алексеевского монастыря в Угличе. 1681 г.

При раскрашивании изразцов различался грунт или «земля», который делался преимущественно синего или зеленого цвета, и рельефный узор. Общеупотребительными тонами для раскрашивания изразцов в XVII веке были: синий, от голубого до густого темно-синего, зеленый нескольких оттенков, желтый, белый и буро-красный. В конце XVII века появляются так называемые «живописные» изразцы — гладкие белые, с написанным на них металлическими красками рисунком, которые в XVIII веке завоевывают себе право гражданства.

Пятина и переписные книги дают некоторое понятие о числе мастеров гончарного дела, зарегистрированных в Москве. Однако, эти книги дошли до нас не полностью, и число мастеров было значительно больше, так как спрос на гончарные изделия и, в особенности, на изразцы был так велик, что приходилось выписывать и пересылать мастеров из Воскресенского монастыря, Воронежа, Калуги, Торжка, Вереи и даже из-за границы.

В 1631 году отдается приказ распечатать запечатанные объезжим головою горны у тяглецов гончарной слободы в виду получения ими заказов на черепицу от приказа Большого Дворца для церкви Никиты Мученика и от Кормового Дворца для кровли поварни.

В 1665 году издается указ воеводе Урусову: «взять к Москве… с посадов и из-за монастырей и вольных людей каменщиков и кирпичников и горшечников и их детей и братев и братю и племянников… а срок им стать на Москве каменщикам на Благовещенев день, а кирпичникам за неделю до Сергиева дня вешнего нынешнего 173 (1665) году».

В 1666 году царским указом из Воскресенского монастыря мастера гончарного дела переводятся в Московскую Оружейную палату.

Печных «образцов» требовалось также очень много. Из указа Приказа Большой Казны 1699-го года мы видим, что в одних только хоромах цариц и царевен была 61 «топля». Сохранились и другие указы, свидетельствующие об огромном количестве печей во дворцах и дворцовых селах; а бояре, купцы и другие зажиточные люди, конечно, тоже строили изразцовые печи. Если еще взять во внимание, что печи требуют частой перестройки, от чего ломаются и портятся изразцы, то становится очевидным, что гончарное производство, преимущественно изготовление изразцов, должно было иметь своих видных представителей в лице мастеров гончарного и ценинного дела. Те 75 имен, которые нам удалось воскресить по архивным документам, конечно, далеко не исчерпывают всего количества работавших в Москве в XVII веке; приурочить их имена к сохранившимся памятникам гончарного искусства удается лишь в очень редких случаях. Так, известно, что 24 октября 176 (1668) года «по указу Великого Государя подряжены ценинных дел мастера Степашка Иванов ставарищи к церковному строенью церкви Григория Неокесарийского зделать две тысячи образцов разных поясовых и ценинных в длину осми вершков и болши и менши, а поперек семи вершков. А поставить им те образцы на срок на Светлое Хростово Воскресенье нынешняго-ж 176 году, а дать им со ста обрасцов по десяти рублев и наперед сто рублев».

Церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке уцелела мало измененная, и эти «обрасцы поясовые» и в настоящее время украшают храм и колокольню. Помещены они поясом ниже арок над окнами, вокруг всей церкви. Пояс состоит из трех изразцов с рельефным узором. Те же изразцы, положенные в один ряд, украшают поясами барабаны глав и колокольню. На средней главе пояс составлен из среднего ряда изразцов большого фриза, а на остальных — из одних верхних.

Колокольня этой церкви, квадратная в основании, переходит в восьмиугольную башню с шатром. Стены ее под карнизом украшены фризом в один ряд изразцов, составляющих средний ряд на поясе храма. На нижней части восьмиугольной башни сделаны прямоугольные вставки из шести изразцов, составляющих верхний и средний ряды фриза на храме. Замечательно то обстоятельство, что и пояса из одного ряда изразцов и прямоугольные вставки на колокольне производят вполне законченное впечатление и только при более внимательном осмотре видно, что это части большого фриза.

Местом жительства гончаров в XVII веке были Алексеевская, Таганная, Панкратиевская, Семеновская, Мещанская слободы, Рождественка, но, главным образом, Гончарная слобода, ныне Гончарная улица с прилегающими переулками.

На углу Успенского переулка и Гончарной улицы находится церковь Успения в Гончарах, украшенная изразцовым поясом, испорченным, однако, при перестройке: изразцы собраны без всякого понимания рисунка, как попало. Преобладает зеленый цвет. Однако на приделе этой церкви, с южной стороны, превосходно сохранилась главка, восьмиугольная в основании, переходящая в более узкую шейку. Украшение этой круглой шейки составляет изразцовый пояс, «по зеленой земле», желтый и темно-синий. Восьмиугольный барабан украшен четырьмя изразцовыми фигурами святых, около 11/2 арш. вышиною. Изображения сделаны рельефно и теперь покрыты масляной краской. К сожалению, нижняя часть одежды и ноги вырублены, тоже во время перестройки, когда скат крыши был приподнят.

Кроме приведенных здесь двух церквей изразцовые украшения сохранились еще на церкви Спаса за Золотой Решеткой, Адриана и Наталии у Сухаревой башни, на Крутицком тереме, Андреевской богадельне на Москве-реке, Бутырской церкви Рождества Богородицы, Измайловском Покровском соборе и др. Ими блещет также Воскресенский монастырь, где при патриархе Никоне выработалась целая школа гончарного искусства. В 1654 году выделывание поливных изразцов перенесено патриархом Никоном из Иверского монастыря в Воскресенский — Новый Иерусалим. Внутри храма находятся целые изразцовые иконостасы, а на наружных стенах пояса, наличники окон, головки херувимов. К сожалению теперь все без исключения изразцовые украшения внутри и снаружи закрашены масляной краской и отчасти вызолочены, причем цвета совершенно не соответствуют принятым в XVII веке.

Наличник окна, в орнаменте которого ясно выражено влияние barocco, повторяется несколько раз на соборе.

Узкие окна не имеют наличников и украшены только херувимами, вделанными в стену над окнами. Те же херувимы повторяются и на восьмигранной главе скита патриарха Никона. Изразцовые наличники окон верхнего этажа строги по рисунку и покрыты мелким орнаментом.

Пояс над плитой с надписью, помещенной у входа в собор, составлен из двух рядов изразцов повторяющих только два рисунка: триглиф и розетку. Такой же пояс встречается еще несколько раз на стенах храма и на барабане главы под куполом.

Прекрасными изразцовыми украшениями, несомненно, превосходящими таковые же на московских церквах, богаты почти все церкви Ярославля, построенные в XVII веке. Квадратная вставка, окаймленная сильновыпуклым валиком, украшенным кругами с розетками внутри, повторяется несколько раз на стенах церкви Богоявления, причем выпуклая рамка остается та же, а квадратные вставки различны.

Интересно отметить, что на большинстве церквей Ярославля этого времени повторяются одни и те же рисунки на изразцах.

На паперти Ильинской церкви, на поясе, идущем по нижней части стены под фресками, помещены такие же квадраты, как и на церкви Богоявления, окаймленные валиком, с тою только разницей, что здесь они поставлены рядом, образуя непрерывный пояс, огибающий и пилястры.

На абсидах церкви Петра и Павла на берегу Волги, по обеим сторонам наличников окон и в северную и южную стены вставлены квадраты такого же рисунка, как на церквах Ильи Пророка и Богоявления, только без рамки. Наличник абсидного окна этой церкви покрыт мелким орнаментом из цветов и завитков, и в раскраске его преобладает зеленый цвет.

По «зеленой земле» сделаны также изразцы на поясе, идущем под крышей паперти церкви Федоровской Божьей Матери. Крыша эта, очевидно, после перестройки, приняла форму двухскатной, так как линия изразчатого пояса имеет совершенно другое направление. Правый конец этого пояса испорчен: изразцы частью вывалились, и места эти заделаны белой штукатуркой. Кроме того, в стены этой церкви вставлены по обеим сторонам входных дверей квадраты, повторяющие рисунки вышеприведенных церквей. Новостью является квадратная вставка, очень декоративная, крупного рисунка, с рельефно выступающей серединой. Приведенные здесь изразцовые украшения встречаются еще на многих других церквах Ярославля. Эта однородность орнамента и красок позволяет предположить, что существовала целая фабрика этих изделий.

Изразцовые украшения церкви Иоанна Предтечи в Ярославле.

Лучшая из Ярославских церквей — Иоанна Предтечи в Толчкове, построена между 1682 и 1696 гг. Изразцовые украшения на ней отличаются от предыдущих тем, что здесь рамки вокруг квадратных вставок сделаны из фигурного кирпича, отформованного в виде кружков, квадратиков, жгутиков и балясин. Изящный рисунок этих вставок, представляющий всевозможные цветы в вазах и завитках, павлинов и более мелких птичек, выдержан в синих, зеленых, желтых, белых и буро-красных тонах. В орнаменте их сильно выражено западное влияние.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках построена в 1654 году. Лучшим ее украшением является изразцовый наличник среднего окна алтарной абсиды. По форме и рисунку это самый красивый наличник всех ярославских церквей. Орнамент его сочнее, наряднее наличника Петропавловской церкви; это целое декоративное панно. Стебель орнамента по середине прерывается, потому что отверстие окна оказалось больше, чем было рассчитано, и мастер вставил два ряда одинаковых изразцов.

Отделка алтарных окон изразцовыми наличниками встречается и в других местах: в церкви Николы Мокрого в Ярославле и в Балахне на Волге.

В надвратной церкви Воскресения Христова в Ростовском Кремле встречаются украшения из поливных изразцов. На квадратной вставке изображен всадник с коротким мечом в руке. Головной убор его напоминает польскую или малороссийскую шапку. Возможно, что образцом служил южнорусский или польский оригинал.

Другой всадник на изразце, вставленном в стену собора Алексеевского монастыря (1681 г.) в Угличе, вооруженный копьем, тоже имеет головной убор, украшенный пером или султаном.

Птица на изразце со стен этого же собора такого же типа, как птицы на церкви Иоанна Предтечи в Толчкове. Там же находится квадрат с цветком в виде тюльпана, вырастающим из вазы.

Много очень интересных изразцов собрано в музеях Москвы, Ростова и Ярославля.

Изразец. Музей Белой Палаты в Ростове. XVI-й век.

Два красных изразца из музея Белой Палаты изображают: один — изящную ветку с тремя птичками на ней, клюющими ягоды, другой — двухэтажное здание с воротами по середине, увенчанное башенками. Угловые башенки украшены флагами, а между тем на них висят колокола. Широкие ворота разбиты на мелкие квадраты, точно окованы железом. На крыше этого здания, по обе стороны средней башенки, стоят два воина, направив друг на друга луки со стрелами. Они одеты в панцирь или кольчугу, из-под которого видна короткая туника. Одной рукой они держат лук, другою натягивают тетиву. Выступ сзади лопатки, вероятно, изображает локоть руки, натягивающей тетиву. Ясно, что мотив этот заимствованный, так как ни форма лука, ни одежда такого типа у нас не встречались. Возможно, что заграничные лубочные картины, «фряжские потешные листы», служили мастеру образцом для фигур двух воинов.

В художественно промышленном музее Императора Александра II в Москве имеется изразец с птицею-сирином, сидящей на ветке. Несколько таких же изразцов хранятся в Историческом музее.

Иногда рисунок был так велик, что не помещался на одном изразце, и, чтобы получить полный раппорт, требовалось 4-6 изразцов.

Главными поставщиками печных изразцов во дворцы и дворцовые села в XVII веке были ценинных дел мастера Иван Лукьянов и Иван Константинов. Они поставляли не только ценинные и зеленые «образцы», но и кирпич, глину, проволоку, железные связи — словом все, что требовалось для сооружения печей.

Расписывание изразцов и подбор красок требовали много вкуса и художественного чувства. Работа эта, поскольку она касалась поливных изразцов, производилась самими ценинных дел мастерами, но имеется также много указаний, что царские жалованные живописцы и иконописцы «росписывали и прописывали розными красками печи и трубы». Здесь речь идет уже о готовых, построенных печах из красных изразцов. Такие печи из неполивных изразцов без всякой раскраски сохранились до нашего времени в ските патриарха Никона в Новом Иерусалиме.

Краски для росписи печей растирались преимущественно на свежих яйцах и реже на олифе. После кладки печи щели или швы между изразцами всегда закрашивались. Эту работу производили также живописцы и до нас дошло не мало сведений о том, что живописного или иконописного дела ученики и даже мастера «прописывали» или «расшивали» печи. Для этого чаще всего употреблялся сурик. В числе мастеров, работавших по росписи печей, мы встречаем не только учеников и мастеров второй и третьей статьи, но даже имена Ивана Безмина, Лопакова, Ивана Масюкова и Филатова.

В музее Костромы хранится изразец, середину которого составляет восьмиугольник, окруженный рельефной рамкой. Плоскость этого восьмиугольника гладкая, белая, с написанным на ней цветком.

Такой прием совершенно отсутствует в XVII веке, где рисунок был всегда рельефный; этот изразец интересен, как переход к гладким «живописным» изразцам XVIII века. На них изображались фигуры и целые сцены, часто аллегорические, сопровождаемые большею частью пояснительными надписями. Пейзаж и цветы встречаются реже.

В том же костромском музее есть изразцы, расписанные пышным букетом, выходящим из кувшина, по сторонам которого сидят две фигуры на фоне густой зелени. У ног их помещены надписи: «хощу измытится» и «се мне потребно». Есть также женская головка в кокошнике с крупными бусами на шее,— «городок», венчавший верхний край печки.

Расписные изразцы с курьезными надписями находятся и на печи в доме Мичурина в Костроме. Как видно, эта печь много раз перекладывалась, так как теперь она состоит из пяти различных типов изразцов. Встречаются даже совсем белые, главным образом вокруг топки, где они быстрее всего портятся. Часть печи из того же дома Мичурина сложена из кафелей с картинками, изображающими животных (зайцев, козу, лошадь, птиц) и человеческие фигуры в античной одежде. Пояснительные надписи столь же разнообразны, как и сюжеты. Здесь мы читаем: «сие мне угодно», «зде мне место», «всегда мы вм (есте)», «повар», «нос свой очищает» и много других. Все эти картинки с надписями заключены в одинаковые рамки. При перестройке два угловых изразца поставлены вверх ногами.

Крупные цветы, собранные в букеты, украшают печь во дворце Михаила Федоровича в Ипатьевском монастыре. Там же находятся изразцы, покрытые картинками с пояснительными надписями, заключенными в сильно рельефную раму. Они относятся к более позднему времени.

Их нужно отнести к самому концу XVIII или началу XIX века, судя по аллегорическим изображениям на них, большею частью взятым из книги: «Избранные Емвлемы и Символы на Российском, латинском, французском, немецком и англинском языках, объясненные прежде в Амстердаме, а потом во граде св. Петра 1788 года с преумножением изданные статским советником Нестором Максимовичем Амбодиком».

В древней Руси кроме изразцов в громадном количестве выделывалась из глины посуда и разные мелкие вещи, как-то: чернильницы, игрушки и даже мелкие пряничные доски. В ростовском музее хранится маленькая глиняная пряничная форма в виде сердца.

При дворе Московских Государей употреблялась главным образом металлическая посуда или ценинная, «кизылбашская, виницейская, литовская», т.-е. привозная, заграничная, но сохранилось также много указаний о покупке глиняной муравленной посуды, как для варки пищи, так и для обихода мастерских палат. Так, в приказ серебряных дел то и дело покупаются сотнями горшки для сливки серебра, а также для иконописного и стенного письма горшки для красок. Подобно Лукьянову и Константинову, которые поставляли печные изразцы, главным поставщиком глиняной посуды был Ларка Кирилов. Приходо-расходная книга купчины кормового дворца Трофима Васильева по закупке съестных, рыбных и мясных припасов и посуды на 7195 (1687) год, пестрит указаниями на покупку у Ларки Кирилова коломенских, польских муравленных горшков с ручками и без ручек, больших и малых, и «кровель» (покрышек) к ним. Вся эта посуда отдавалась под расписку подключнику Ивану Шамрову.

Посуды сохранилось сравнительно мало. При ежедневном употреблении она легче подвергалась порче, чем изразец, вставленный на стену или печь, а между тем расходные книги дворцовых приказов свидетельствуют о громадном количестве посуды, покупаемой во дворцы. В описях казны Бориса Федоровича Годунова, царицы Евдокии Лукьяновны и Михаила Федоровича находятся списки ценинной посуды, принадлежавшей им. Очевидно, ею очень дорожили, так как даже попорченные вещи входят в опись. Так, в казне Михаила Федоровича в 1640 году значатся: «Судов ценинных кизылбашских пестрых тридцать одна миса больших... да меньших блюдец двадцать одно блюдцо глубоких... да девять чаш больших глубоких... да две сулеи и в том числе одна миса розламлена да у одного блюда краишек выломлен, да средних чаш у одной чаши краишка не много выломлено».

Кувшин из Ярославского древнехранилища. XVIII-й век.

Круглый кувшин музея Белой Палаты, очень редкой формы с низким горлышком, поставленным к одной стороне, имеет ручку не сбоку, как обыкновенно, а сверху — от горлышка до носика. Другой, украшенный головками херувимов со сложенными крыльями, имеет много сходства с кувшином из ярославского Древлехранилища, середина которого украшена фигурой трубящего ангела с распростертыми крыльями.

Квасник из Художественно Промышленного музея Александра II в Москве. XVII-й век.

Белый квасник из художественно-промышленного музея Императора Александра II расписан мелкими птичками, поставленными попарно.

Интересен кувшин, покрытый мелким орнаментом в виде каких-то «трав» и змеек восточного характера; он показывает, что наши мастера не чуждались иноземных образцов и пользовались ими, как умели. В данном случае оригиналом служил «кизылбашский» кувшин, покрытый арабской надписью. Непонятные русскому мастеру письмена превратились в его руках в хорошо знакомые ему, «травы». Орнамент чернильницы на том же снимке повторяет типичные формы деревянной резьбы. На верхней ее стороне сделано горлышко для вливания чернил и два круглых отверстия, куда вставлялись перья. Покрыта чернильница зеленой поливой.

По расходным книгам видно, что из поделок гончарного производства самый большой спрос был на печные изразцы, но и посуда покупалась в громадном количестве, преимущественно в горшечном ряду Гончарной слободы. То мы читаем, что в Троицком монастыре покупают «писанные суда про Государев обиход», то подьячему Оружейной палаты — чернильницу глиняную, или «12 водопоек муравленных к пелепелиным клеткам».

Все эти заметки указывают на широкое распространение гончарных изделий в старой Москве, а дошедшие до нас памятники этой отрасли прикладного искусства свидетельствуют о высокой степени мастерства и вкуса, какими обладали мастера гончарного дела XVI и XVII веков.

Е. Шмидт.

Примечания.

Термин «ценинный» Забелин производит от слова «синас», которым прежде в Европе называли Китай. У нас он означал также синий, так как китайский фарфор был расписан преимущественно синей краской (кобальтом). Таким образом, синий и китайский — синонимы, выражаемые в одном слове «ценинный». Действительно, просматривая документы ХVII-го века мы встречаем этот термин примененным к посуде, изразцам, к изразцовым печам, к тканям и финифти. Очевидно, слово ценинный обозначало больше цвет, чем материал. Посуда или изразцы, расписанные другим цветом, кроме синего, назывались или «муравленными» или по цвету, например «печь образцов зеленых».

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/

www.rgo-sib.ru