Религии древнего китая. Религия Древнего Китая кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религии древнего Китая. Религии древнего китая


Религии Древнего Китая — Letopisi.ru

Материал из Letopisi.Ru — «Время вернуться домой»

Религии Китая никогда не существовали в форме жестко централизованной «церкви». Традиционная религия Древнего Китая представляла собой смесь местных верований и своеобразных церемоний, объединенных в единое целое универсальными теоретическими построениями ученых мужей. Тем не менее, как среди образованных слоев населения, так и среди крестьян наибольшую популярность завоевали три великих философских школы, зачастую называемые тремя религиями Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм.

В период «культурной революции» 1960-х годов традиционные религии Китая испытывали настоящие гонения. Разрушались культовые сооружения, было запрещено отправление религиозных обрядов, служители культа и верующие подвергались моральным и физическим оскорблениям. После смерти Мао Цзэдуна пришедшее к власти более умеренное руководство взяло курс на более терпимое отношение к религии. Было восстановлено конституционное право на свободу вероисповедания, а китайские религиозные лидеры получили возможность для возобновления прерванных контактов со своими коллегами за пределами Китая.

Многообразие религий в Китае.jpg

Конфуцианство

Социальные отношения регулировались конфуцианством с помощью культа предков. Предок рода обычно был общим для целой деревни: старейшины занимали и культовые должности. Простые китайцы имели в своем доме алтарь с табличками имен своих предков, представители высших рангов строили специальные храмы. Уважение к своим предкам подразумевало и уважение к существующему социальному порядку, к предкам вышестоящих чиновников и императора, который один имел право приносить жертвы небу. Нормы семейных и нравственных отношений поднимаются до официального уровня. Одним из важнейших требований к государственным служащим был высокий уровень образования: для продвижения по службе чиновнику приходилось сдавать экзамены по произведениям Конфуция (до 20-х гг. ХХ века).

Поскольку конфуцианство было идеологией иерархии на основе определенных кровно-родственных связей, многие китайские царства считались варварскими. Собственно китайскими считались срединные царства. Отчасти отношение к другим народам как варварам сдерживало захватническую политику верхов — не имело смысла владеть людьми, неспособными стать полноценными подданными. Земли варваров также считались непригодными для земледелия. Именно эта идеология замкнутости и необходимости обороны была воплощена в строительстве Великое Китайской стены (IV—III вв. до н. э.), протянувшейся сначала на 750, затем на 3000 км. Стена высотой от 5 до 10 м и шириной 5—8 м сооружалась из дерева и тростника и лишь позднее была облицована камнем.

Даосизм

В середине 1-го тыс. до н. э. возникло множество философских школ. С конфуцианством успешно конкурировал (и дополнял его) даосизм. Его основатель Лао Цзы в форме афористических парадоксов рисовал умиротворяющую картину природы, в которой противоположности сами собой переходят друг в друга или совпадают. Весь мир идет предначертанным путем (дао), и мудрость состоит в том, чтобы не вмешиваться в ход бытия, а лишь угадывать свое место в нем. Государственную власть Лао Цзы включал в число четырех величественных сил мира, но возражал против возможности любых сколько-нибудь активных действий, нарушавших исконный социальный порядок.

На практике даосские жрецы превратились в гадателей, шаманов, определяющих, например, соотношение злых и добрых сил в данной местности. Иногда по совету даосов люди покидали города и деревни или, наоборот, усиленно заселяли какие-то земли. Возможно, под влиянием даосизма верховным божеством в конце эпохи Чжоу стало небо (Тянь). Даосизм не поощрял активных действий, направленных на изменение существующего общественного строя.

Буддизм

В 1-11 вв. из Центральной Азии и Индии в Китай проникает буддизм. Особенно интенсивно растет число сторонников этой религии в V—VII вв.: в V в. в буддийских монастырях — 3000 человек, в VI в. — 82 700, в VII в. на севере страны в 30 000 монастырей около 2 млн человек. С конца IV в. буддизм был признан государственной религией. Но временами светская власть ощущала разрушающее влияние буддизма или необходимость пополнить казну и делала это за счет монастырей: изымались земли, сокращалось число рабов при монахах, переплавлялись бронзовые статуи будд.

Мастера из Индии, Афганистана, Центральной Азии высекали храмы в скалах, строили башни и пагоды в честь буддийских святых. В пещерах и столбы высекались в форме пагод, фигуры будд имели индийские очертания. Стены и потолки покрывали рельефы и фрески с беспорядочно расположенными изображениями святых и небесных музыкантов. Но позже образы приобрели местные черты, проявилось чисто китайское мастерство линейного ритма. Первые пагоды (Сунюэсы, 523 г.) имели округлые очертания, как у индийских башенных храмов.

По официальным данным, сегодня в Китае насчитывается 100 млн буддистов, 30 млн даосов, 20 млн мусульман (преимущественно в западных регионах), около 10 млн протестантов, 4 млн католиков, 1,3 млн приверженцев тибетского ламаизма. [[1]]

letopisi.org

Религия Древнего Китая кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Религия Древнего Китая кратко

Древний Китай – одна из самых загадочных стран в мире. Такой она была тысячи лет назад, такой осталась и сейчас. Она разительно отличается даже от соседних стран, и это отличие прослеживается буквально во всем. Религия Древнего Китая, кратко изложенная, в какой-то мере может объяснить причины особенности Китая.

Самое большое отличие китайцев от других народов заключается в том, что они люди не мистического склада, а практического. Если мифология остальных стран разнообразна и обширна, то в Китае вместо мифов были легенды о справедливых добродетельных правителях, славящихся своей мудростью.

Невозможно религию Древнего Китая описать кратко, можно лишь изложить главные ее направления. Здесь следует сразу сказать – особенностью религии Китая является то, что она неразрывно связана с философией. Те философские течения, нашедшие последователей здесь, и стали религиями.

С древних времен в Китае сложилась особая система мировоззрения. Китайцы считали, что мир состоит из хаоса, в котором находятся животворные частицы – цы. Они разделились впоследствии на легкие частицы – янь и тяжелые – инь. Из светлых и легких янь возникло Небо, и темных инь – земля. Для древних китайцев Небо – прародитель всего живого на земле. Конфуций писал – «Без Неба погибнет народ. Только от милости Неба зависит его судьба». Для жителя Китая Небо – это не Бог или божество, к которому можно обращаться, спорить, гневаться на него или восхищаться им. Это холодная и абстрактная сущность, безразличная к людям.

Религия Древнего Китая, кратко изложенная, включает следующие виды:

• Конфуцанство – это особая система древних традиций. Основные принципы этой религии – гуманизм и долг. Для последователей конфуцианства очень большое значение имеет тщательное соблюдение правил и ритуалов. Основатель – чиновник из древнего китайского рода Кун Фу-цзы (Конфуций по-европейски).• Даосизм – в основе этой религии лежит концепция Дао – сложное многогранное понятие. Это и Путь, и начало всего. Для последователей даосизма главной жизненной целью было слияние с Дао. Добиться этого можно было, действуя по законам морали, медитируя и отказываясь от излишних материальных ценностей. Основателем даосизма является историческая личность – архивариус Лао-дзы. Хотя некоторые исследователи сомневаются в его подлинное существование. Принципы даосизма очень схожи с конфуцианством, и эти религии долгое время успешно конкурировали друг с другом.• Китайский буддизм. Появлению в Китае этой религии способствовало близкое соседство с Индией. Появился он в I веке до н.э. а к IV веку н.э. обрел всенародную популярность. Идеи буддизма были близки китайцам, и эта религия быстро адаптировалась в Поднебесной. Проблемы были в том, что если для индийцев просить милостыню монаху не считалось чем-то зазорным, то для китайцев это было равносильно позору, и в самой идее монашества. До этого Китай не знал такого образа жизни, и отказ человека от своего имени при вступлении в монашеский орден буддистов был равносилен отказу от предков.Таковы три основных религиозных течения Древнего Китая.

Рекомендуем ознакомится: http://antiquehistory.ru

worldunique.ru

Религии древнего Китая. | Гений ПутешествийГений Путешествий

Древние китайские религии были сформированы давно и распространялись вдоль крепостных валов иммиграциями, ассимиляцией основных положений и территориальной экспансией. Они обычно основаны на Древней Вере, конфуцианстве, Даосизме и Буддизме.

Древняя вера

На всем протяжении Бронзового века китайцы поклонялись многим различным богам и духам. Одним важным божеством был Tи или «Высшее божество». Tиобладал властью в наказании преступников и вознаграждении тех, кто поклоняется ему. Китайский пантеон тогда включал богов духа, которые представляли элементы природы, двух богов земли, предков, благородство, священников, посредников или предсказателей, а также инь и янь. Именно от этой основной идеологии развивались в изоляции Даосизм и Конфуцианство. Эта религия имела интеллектуальную точку зрения и духовные элементы, которые привели к последователям вне географических границ Китая.

Конфуцианство

Конфуцианство – философия, представляемая обсуждением Конфуция, политиком и философом. Хотя он не проповедовал исповедоватькакую-то религию, его обучение начало развиваться после его смерти. Конфуций подверг сомнению внутренний конфликт во время правления династии Чжоу и лично испытал коррупцию правления. Он твердо полагал, что большая часть того, что случалось с его людьми, было результатом их отказа от традиционного образа жизни и их мыслей. Он вселял новую жизнь и значение в старое понятие вежливости, чести, социальной ответственности и смысла этики.

Даосизм

Даосизм появился в Китае ранее, чем конфуцианство. Ранние стадии китайского религиозного развития, к которому вернулся сам Конфуций, сформировал корни Даосизма или его разветвления. Даосизм, как полагают, является источником всех вещей в природе. Лаосца-Тцу считают самым ранним правителемТао, который записывал свою «мудрость и географические границы центра. После мудреца Лаосского-Тцу, который навсегда покинул Китай, осталась только его книга, которую он написал, и эта книга распространилась по всему миру. Даосизм проповедует мыслиТао или самые чистые формы природы.

Буддизм

Буддизм – религия или «образ жизни», основанный SiddharthaGautama, в Индии, в 500 до н.э. «Просвещенный Один» или «Будда» проповедовал образ жизни, не отличающийся от обучения Даосизма. Буддизм проложил свой путь в Древний Китай вдоль шелкового маршрута. Буддизм препятствует личному интересу и поощряет размышление и «правильный» образ жизни. Онобъясняет конечную цель человека как «достижение блаженства» или «никаких страданий». Буддизм преподает путь к «нирване», физическому раю. Религия распространиласьи стала известной не только в Китае, но и во всем мире и существует даже сегодня.

С этой статьёй также читают

travel-genius.ru

Религия и культура древнего Китая

В. Китае в XII-VIII века до н.э было изобретено примитивное идеографическое письмо, совершенствовалось и впоследствии превратилось в завершенную по форме иероглифическую каллиграфию, а также в основном был составлен в месячный календадар.

Особого расцвета своеобразная китайская культура достигла со времени превращения. Китая в конце III века до н.э в единую могущественную империю сначала династии. Цинь, а в дальнейшем - династии. Хань

течение ранней истории императорской эпохи Древний. Китай обогатил мировую культуру такими важными изобретениями, как компас и спидометр, сейсмограф, фарфор, книгопечатание и порох. Именно в. Ки итаи впервые в мире изобрели мореходные устройства - румпель и многоярусные паруса, в области письменности и книгопечатания - бумага и подвижной шрифт, в военной технике - пушки и стремена. В VII-X вв бы уло изобретено механические часы, а в шелкоткачества - приводной ремень и цепная передачаачу.

В математике выдающимся китайским достижением было использование десятичных дробей и пустой позиции для обозначения нуля, вычисления отношения длины окружности к ее диаметру (число е), открытие мет. Тодуа решения уравнений с двумя и тремя неизвестными. Еще до начала XTV в так называемый"треугольник. Паскаля"в. Китае считался старинным способом решения уравання рівнянь.

Древние китайцы были опытными астрономами, умели вычислять даты затмения. Солнца, вели наблюдения за пятнами на нем, составили один из первых в мире каталог звезд. Устройство, известный сегодня как п подвес. Кардано (в. Европе изобретен в XVI в), на самом деле должен называться подвесом. Дин. Хуаня (II вт.).

При создании воздуходувных машин для металлургии китайцы первыми применили метод преобразования кругового движения на поступательное, который позже использовали в. Европе для работы паровых машин. В. Китае ародилася давняя традиция биологической защиты растений - до IV в принадлежат описания методов использования одних насекомых для борьбы с другимми.

Высокого уровня в. Древнем. Китае достигли астрономия, знание календарных расчетов и астрологических предсказаний, математика, физика и гидротехника. Важным делом оставалось крепостное строительство о для охраны внешних границ империи от вторжений воинственных кочевников. Китайские строители прославились грандиозными сооружениями -. Великим китайской стеной и. Великим каналом, соединившим. Пекин из. Ханчжоу частности сооружение канала началось еще в VI в до н.э., продолжалось в течение двух тысяч лет и было завершено лишь в XIII в нст. н. е.

Эта сложное гидротехническое сооружение длиной более 1800 км и шириной от 15 до 350 м с многочисленными устройствами для перекачки и очистки воды стала настоящим шедевром мирового ирригационного искусства

В. Древнем. Китае впервые было написано руководство по фармакологии, проводились хирургические операции с применением наркотических средств, использовались методы лечения иглоукалыванием, припеченн нием и массажем. Древней метод лечения с помощью"корня бессмертия"- женьшеня - чрезвычайно популярный в мире. Довіті донині.

Древнекитайские мыслители и лекари разработали оригинальное учение о"жизненной энергии"("энергию. Вселенной"), что, якобы циркулируя в организме, является основой всей его деятельности. На основе этого учения бы было создано сложную философско-оздоровительную систему"упгу", давшая начало одноименной лечебной гимнастике, а также искусству самообороны"кунг-фумистецтву самооборони "кунг-фу".

Своеобразие духовной культуры. Древнего. Китая в значительной мере обусловлена ??феноменом, известным как"китайские церемонии": строго фиксированными стереотипами этико-ритуальных норм поведения и мышления, сложились с соблюдением правил и предписаний старины. Специфика духовной жизни древних китайцев заключалась именно в том, что преувеличение в их сознании этико-ритуальных ценностей итоге и привело к замене ними религиозно-мифологического восприятия мира. Эта демифологизация и в определенной степени десакрализация этики и ритуала сформировали уникальность китайской культуры. Место культа богов занял культ реа ных клановых и семейных предкиейних предків.

Однако те боги, культ честь которых сохранился, стали абстрактными божествами-символами без человеческих черт:. Небо,. Поднебесье,. Дао. Небо - это высшая безлично-натуралистическая всеобщность, абсолютно безразлична д к человеку. Великий. Дао, всемогущий создатель мира, - всеобъемлющий и всеобщий, бесформенный и безымянный. Закон и. Абсолют жизни, недоступный органам чувств человека, невиданный и неслыханный. Познать. Дао как вы крыс истину, понять его своим умом, соединившись с ним, - вот ключевые мировоззренческие принципы и конечная жизненная цель древнего китайца полно эта концепция объяснения мира воплощена в философс ко-религиозной системе даосизмизму.

Даосизм - древнекитайская философская система (дао - китайской означает"путь"), основателем которой считается полулегендарный. Лао-цзы (VI-Уст до н.э). В основу учения положен призыв к людям отбросить ты"оковы"цивилизации и вернуться к природным основам, не творить свои законы, а познать законы природы и можно плавкише влиться в нее, не выделяя себя от других составляющих (животных, растений минералов и т.п.). Даосизм сформировался на фоне непрерывных внутренних войн и экологической катастрофы, поразившей. Китай в середине I тыс. до н е вследствие хищнической хозяйственной активности вооруженных залез ними орудиями труда китайских земледельцев, поэтому даосизм призывал к уничтожению любой государственности и пропагандировал"увей"("недеяние"), максимальное ограничение любой человеческой активности, априори шк идливои для природы, а значит, для самого человека. Со временем даосизм приобрел черты настоящей религии, которая пропагандировала"слияние человека с природой"и неоднократно была идейным знаменем антигосударственных крестьянских движение ей в. Китаеула ідейним прапором антидержавних селянських рухів у. Китаї.

Особо важное место в китайской духовной культуре занимает конфуцианство - этико-политическое учение философа-идеалиста. Конфуция

Под влиянием характерных для древнего китайского общества религиозных, этико-философских и социально-политических взглядов развивалась и классическая литература. Еще в первом поэтическом сборнике. Старода авнього. Китая, знаменитой"Книге песен", на основе народных песен, старинных гимнов воспеваются подвиги обожаемых предкиних предків.

"Книга исторических преданий", в которую входят речи и наставления, по преданию, принадлежали древним царям и их советникам, под влиянием конфуцианства превратилась в сборник поучений и советов по мо орализуючо-воспитательной тенденцией. Даже для"Исторических записок"одного из известнейших древних китайских историков. Сыма. Цяня, жившего во II-I вв до н.э., эти мотивы являются определяющими в освещении политически й и культурной истории. Древнего. Китая. Самому. Конфуцию приписывается авторство книги"Весна и осень", где наиболее ярко отразилась его концепция норм и правил общественного устройствая норм та правил суспільного устрою.

Во II-III вв в. Китай проник буддизм, который повлиял на традиционную китайскую культуру. Это, в частности, проявилось в литературе, изобразительном искусстве и особенно в архитектуре (скальные комплексы вроде хра амив. Эллоры, изящные пагоды в индийском стиле, пещерные храмы. Дуньхуана, напоминающие пещерные храмы. Аджантыи).

Буддизм, просуществовав в. Китае почти два тысячелетия, заметно изменился в ходе приспособления к специфической китайской цивилизации частности, на основе синтеза его идей об облегчении страданий в этом жизни и спасения, вечное блаженство в потусторонней жизни с конфуцианским прагматизмом в. Китае в VI в возникла одна из самых интересных интеллектуальных течений мировой религиозной мысли - чань-буддизм, которая распространившись впоследствии также в. Японии, приобрела завершенный вид дзен-буддизма, до сих пор пользуется большой популярностью во многих странах. Существеннее трансформация буддизма оказалась в своеобразно м китайском искусстве, основанное на оригинальных традициях. Китайцы так и не приняли индийского изображения. Будды, создав свой образ так же китайские пагоды очень отличается ются от индийскиських.

Китайском искусству свойственны каллиграфия, поэзия и живопись, образуют неразрывное триединую систему. Именно эта иероглифическая кодовая система с ее лингвистическими и живописными возможностями позволяет, с точки зрения китайской эстетики, с помощью одного инструмента - кисти - объединить три различных вида искусства и в совокупности достичь наиболее полного и точного передачи их художественными средствами окружающую ьои жизненной гармонии -"искусства жизнижиття".

uchebnikirus.com


Смотрите также