Особенности древнерусской литературы. Основные жанры и произведения. Жанры древней литературы
Жанры древнерусской литературы.
Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО
100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:
Узнать стоимость работы
Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
Первичные жанры
Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры:
Житие
Слово
Поучение
Повесть
К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.
Житие
Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.
Каноны жития
Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
Святой рождался святым, а не становился им.
Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.
Святой не боялся смерти.
Заканчивалось житие прославлением святого.
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
Древнерусское красноречие
Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:
Дидактическое (поучительное)
Политическое
Торжественное
Поучение
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.
Слово
Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году. Исследователи предполагают, что автором «Слова о полку Игореве» был один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что оно выбивается из системы жанров древнерусской литературы необычностью используемых в нем художественных средств и приемов. Здесь нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, затем возвращается в настоящее (это было не характерно для древнерусской литературы), автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (сон Святослава, плач Ярославны). В слове очень много элементов традиционного устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политическая подоплека произведения налицо: в борьбе с общим врагом русские князья должны быть едины, разрозненность ведет к смерти и поражению.
Другим примером политического красноречия может служить «Слово о погибели Русской земли», которое создавалось сразу после того, как на Русь пришли монголо-татары. Автор прославляет светлое прошлое и оплакивает настоящее.
Образцом торжественной разновидности древнерусского красноречия является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, которое создано в первой трети 11 века. Слово было написано митрополитом Илларионом по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В слове проводится идея о политической и военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион понимает Ветхий Завет, который дан иудеям, а русскому и другим народам он не подходит. Поэтому Бог дал Новый Завет, который и называется «Благодатью». В Византии почитают императора Константина, который способствовал распространению и утверждению там христианства. Илларион говорит, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничуть не хуже византийского императора и должен также почитаться русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» в том, что Русь также хороша, как и Византия.
students-library.com
Особенности древнерусской литературы. Основные жанры и произведения / Другое
В этой статье мы рассмотрим особенности древнерусской литературы. Литература Древней Руси являлась прежде всего церковной. Ведь книжная культура на Руси появилась с принятием христианства. Центрами письменности становятся монастыри, и первые литературные памятники — это в основном сочинения религиозного характера. Так, одним из первых оригинальных (то есть не переводных, а написанных русским автором) произведений стало "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона. Автор доказывает преимущество Благодати (с ней связан образ Иисуса Христа) перед Законом, который, по мнению проповедника, консервативен и национально ограничен.
Словесность создавалась не для развлечения, а для поучения. Рассматривая особенности древнерусской литературы, следует отметить ее поучительность. Она учит любить Бога и свою Русскую землю; она создает образы идеальных людей: святых, князей, верных жен.
Отметим одну, казалось бы, незначительную особенность древнерусской литературы: она была рукописной. Книги создавались в единственном экземпляре и лишь потом переписывались от руки, когда необходимо было сделать копию или первоначальный текст приходил в негодность от времени. Это придавало книге особую ценность, порождало уважительное к ней отношение. К тому же для древнерусского читателя все книги вели свое происхождение от главной — Священного Писания.
Поскольку литература Древней Руси была в основе религиозной, то в книге видели кладезь мудрости, учебник праведной жизни. Древнерусская литература — не художественная, в современном значении этого слова. Она всячески избегает вымысла и строго следует фактам. Автор не проявляет своей индивидуальности, скрывается за повествовательной формой. Он не стремится к оригинальности, для древнерусского литератора важнее удержаться в рамках традиции, не нарушить ее. Поэтому все жития похожи одно на другое, все жизнеописания князей или воинские повести составляются по общему плану, с соблюдением "правил". Когда «Повесть временных лет» рассказывает нам о смерти Олега от своего коня, это красивое поэтичное предание звучит как исторический документ, автор действительно верит, что все так и было.
Герой древнерусской литературы не обладает ни индивидуальностью, ни характером в нашем сегодняшнем представлении. Судьба человека находится в руках Бога. И одновременно его душа выступает ареной борьбы между добром и злом. Первое одержит победу лишь тогда, когда человек будет жить по нравственным правилам, данным раз и навсегда.
Конечно, в русских средневековых произведениях мы не найдем ни индивидуальных характеров, ни психологизма — не потому, что древнерусские писатели этого не умели. Точно так же иконописцы создавали плоскостные, а не объемные изображения не потому, что не могли написать «лучше», а потому, что перед ними стояли другие художественные задачи: лик Христа не может быть похож на обычное человеческое лицо. Икона — это знак святости, а не изображение святого.
Литература Древней Руси придерживается таких же эстетических принципов: она создает лики, а не лица, дает читателю образец правильного поведения, а не изображает характер человека. Владимир Мономах ведет себя как князь, Сергий Радонежский — как святой. Идеализация — один из ключевых принципов древнерусского искусства.
Древнерусская литература всячески избегает приземленности: она не описывает, а повествует. Причем автор повествует не от себя лично, он лишь передает то, что написано в священных книгах, то, что он прочитал, услышал или увидел. Ничего личного в этом повествовании быть не может: ни проявления чувств, ни индивидуальной манеры. («Слово о полку Игореве» в этом смысле — одно из немногих исключений.) Поэтому многие произведения русского средневековья анонимны, авторы и не предполагают такой нескромности — поставить свое имя. А древний читатель не может даже вообразить, что слово не от Бога. И если устами автора говорит Бог, то зачем ему имя, биография? Поэтому так скудны доступные нам сведения о древних авторах.
В то же время в древнерусской литературе рождается особый, национальный идеал красоты, запечатленный древними книжниками. Прежде всего это красота духовная, красота христианской души. В русской средневековой литературе, в отличие от западноевропейской той же эпохи, гораздо меньше представлен рыцарский идеал красоты — красоты оружия, доспехов, победного боя. Русский рыцарь (князь) ведет войну ради мира, а не ради славы. Война ради славы, наживы осуждается, и это хорошо видно в "Слове о полку Игореве". Мир оценивается как безусловное благо. Древнерусский идеал красоты предполагает широкий простор, необъятную, «украшенную» землю, а украшают ее храмы, ибо они и созданы специально для возвеличивания духа, а не для практических целей.
С темой красоты связано и отношение древнерусской словесности к устно-поэтическому творчеству, фольклору. С одной стороны, фольклор имел языческое происхождение, поэтому не вписывался в рамки нового, христианского мировоззрения. С другой — он не мог не проникнуть в литературу. Ведь письменным языком на Руси с самого начала был русский язык, а не латынь, как в Западной Европе, и непроходимой границы между книжным и устным словом не было. Народные представления о красоте и добре тоже в целом совпадали с христианскими, христианство почти беспрепятственно проникло в фольклор. Поэтому богатырский эпос (былины), начавший формироваться еще в языческую эпоху, представляет своих героев и как воинов-патриотов, и как защитников христианской веры, окруженной «погаными» язычниками. Так же легко, иногда почти неосознанно, используют древнерусские литераторы фольклорные образы и сюжеты.
Религиозная литература Руси быстро переросла узкоцерковные рамки и стала подлинно духовной литературой, создавшей целую систему жанров. Так, "Слово о Законе и Благодати" относится к жанру торжественной проповеди, произносимой в церкви, однако Иларион не только доказывает Благодать христианства, но и прославляет Русскую землю, соединяя религиозный пафос с патриотическим.
Жанр жития
Важнейшим для древнерусской литературы был жанр жития, жизнеописания святого. При этом преследовалась задача, рассказав о земной жизни канонизированного церковью святого, создать образ идеального человека в назидание всем людям.
В "Житии святых мучеников Бориса и Глеба" князь Глеб обращается к своим убийцам с просьбой пощадить его: «Не режьте колоса, еще не созревшего, наполненного молоком беззлобия! Не режьте лозы, не до конца возросшей, но плод несущей!» Покинутый дружиной Борис в шатре своем «плачется сокрушенным сердцем, а душою радостен»: ему страшна смерть и в то же время он сознает, что повторяет судьбу многих святых, принявших мученическую смерть за веру.
В "Житии Сергия Радонежского" рассказывается, что будущий святой в отрочестве с трудом постигал грамоту, отставал от своих сверстников в учении, что доставляло ему немало страданий; когда Сергий удалился в пустынь, к нему стал наведываться медведь, с которым отшельник делился своей скудной пищей, бывало, что святой отдавал зверю последний кусок хлеба.
В традициях жития в XVI веке была создана «Повесть о Петре и Февронии Муромских», но она уже резко расходилась с канонами (нормами, требованиями) жанра и поэтому не была включена в собрание житий «Великие Четьи-Минеи» рядом с другими жизнеописаниями. Петр и Феврония — реальные исторические лица, княжившие в Муроме в XIII веке, русские святые. У автора XVI столетия получилось не житие, а занимательная повесть, построенная на сказочных мотивах, прославляющая любовь и верность героев, а не только их христианские подвиги.
А «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим в XVII веке, превратилось в яркое автобиографическое произведение, наполненное достоверными событиями и реальными людьми, живыми подробностями, чувствами и переживаниями героя-повествователя, за которыми встает яркий характер одного из духовных вождей старообрядчества.
Жанр поучения
Поскольку религиозная литература призвана была воспитать истинного христианина, одним из жанров стало поучение. Хотя это жанр церковный, близкий к проповеди, его использовали и в светской (мирской) литературе, поскольку представления тогдашних людей о правильной, праведной жизни не расходились с церковными. Вам известно "Поучение Владимира Мономаха", написанное им около 1117 года «сидя на санях» (незадолго до смерти) и адресованное детям.
Перед нами предстает идеальный древнерусский князь. Он заботится о благе государства и каждого своего подданного, руководствуясь христианской моралью. Другая забота князя — о церкви. Всю жизнь земную следует рассматривать как труд по спасению души. Это и труд милосердия и доброты, и ратный труд, и умственный. Трудолюбие — главная добродетель в жизни Мономаха. Он совершил восемьдесят три больших похода, подписал двадцать мирных договоров, изучил пять языков, сам делал то, что делали его слуги и дружинники.
Летописи
Значительная, если не самая большая, часть древнерусской литературы — произведения исторических жанров, вошедшие в состав летописей. Первая русская летопись — "Повесть временных лет" создана в начале XII века. Ее значение чрезвычайно велико: она явилась доказательством права Руси на государственную самостоятельность, независимость. Но если недавние события летописцы могли записать "по былинам сего времени", достоверно, то события дохристианской истории приходилось восстанавливать по устным источникам: преданиям, легендам, поговоркам, географическим названиям. Поэтому составители летописи обращаются к фольклору. Таковы сказания о смерти Олега, о мести Ольги древлянам, о белгородском киселе и т. д.
Уже в "Повести временных лет" проявились две важнейшие особенности древнерусской литературы: патриотизм и связь с фольклором. Тесно переплетены книжно-христианские и фольклорноязыческие традиции в «Слове о полку Игореве».
Элементы вымысла и сатиры
Конечно, древнерусская литература не была неизменной на протяжении всех семи веков. Мы видели, что со временем она становилась более светской, усиливались элементы вымысла, все чаще в литературу, особенно в XVI—XVII веках, проникали сатирические мотивы. Таковы, например, "Повесть о Горе-Злочастии", показывающая, до каких бед может довести человека ослушание, желание "жити, как ему любо", а не как учат старшие, и "Повесть о Ерше Ершовиче", высмеивающая так называемый "воеводский суд" в традициях народной сказки.
Но в целом можно говорить о литературе Древней Руси как о едином явлении, со своими сквозными, прошедшими через 700 лет идеями и мотивами, со своими общими эстетическими принципами, с устойчивой системой жанров.
Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006
classlit.ru
Система жанров древнерусской литературы. Основные идейно-художественные направления
Периодизация древнерусской литературы, ее специфические особенности.
В развитии древнерусской литературы выделяются три основных периода:
1. Литература периода Киевской Руси (XI- XII вв)
Это литература единой древнерусской народности. Литературу этого периода называют также литературой Киевской Руси. Киевское государство было одним из самых передовых государств своего времени. Русская земля славилась своими богатыми городами. В XII в. в ней было более 200 городов. К числу древнейших русских городов принадлежали Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск. В Киеве и других русских городах с конца XI в Киеве, сестрой князя Ярослава, Анной было учреждено женское училище, первое в Европе. Литература XI- XII вв. явилось той базой, на основе которой произошло впоследствии развитие литератур России, Украины и Белоруссии. Основные памятники этого периода связаны с Киевом. Здесь создаются важнейшие жанры литературы: летопись, историческая повесть, житие, слово.
2. Литература периода феодальной раздробленности и объединения Северо-восточной Руси (XII-XV вв.)
Процесс феодального дробления привёл к распаду Киевской Руси и образованию новых политических и культурных центров: Владимирского, Московского, Новгородского, Тверского княжеств. Литература развивается в каждом из них обособленно. Но в период борьбы с татаро-монголами литература звала к объединению всех сил для борьбы против врагов. Наиболее значительные литературные памятники этого периода – «Моление Даниила заточника», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина», «Хождение за три моря», «Повесть о Петре и Февронии».
3. Литература периода централизованного русского государства (XVI-XVII вв.)
В этот период создается литература формирующейся русской нации. Церковное мировоззрение уступает место светскому, появляется более массовый демократический читатель. Демократичнее и по форме, и по содержанию становятся литературные жанры. Возникает художественный вымысел, которого до XVII в. не было в литературе. Литература XVIIв. носила в основном публицистический характер, отражала идеологические позиции борющихся сторон (Переписка царя Ивана Грозного с князем Андреем Курбским). Для литературы этого периода характерно развитие повести, представленной в своих различных жанровых подвигах: житийная («Повесть о Юлиании Лазаревской»), историческая («Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), бытовая («Повесть о Горе и Злочастии»), сатирическая («Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о бражнике»).
Выдающимся писателем XVII в. был протопоп Аввакум, автор «Жития».
Помимо демократической литературы в XVII в. продолжает развиваться и высокая литература, возникает особый стиль, получивший название «барокко». Барокко было явлением аристократическим, противостоящим русской демократической и сатирической литературе. Это направление охватило придворную поэзию и драматургию.
Система жанров древнерусской литературы. Основные идейно-художественные направления.
Специфическими особенностями средневекового миросозерцания была обусловлена система жанров древнерусской литературы, подчиненная практическим утилитарным целям - как нравственным, так и политическим. Вместе с христианством Древняя Русь приняла и ту систему жанров церковной письменности, которая была разработана в Византии. Здесь еще не было жанров в современном литературоведческом понимании, а существовали каноны, закрепленные постановлениями вселенских соборов, преданием -традицией и уставом. Церковная литература была связана с ритуалом христианского культа, монастырского обихода. Ее значимость, авторитетность строилась на определенном иерархическом принципе. Верхнюю ступень занимали книги "священного писания". Вслед за ними шла гимнография и "слова", связанные с толкованиями "писания", разъяснениями смысла праздников. Такие "слова" обычно объединялись в сборники - "торжественники", Триоди цветные и постные. Затем следовали жития - рассказы о подвигах святых. Жития объединялись в сборники: Прологи (Синаксари), Четьи-Минеи, Патерики. Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому - соответствовал свой тип жития. Композиция жития зависела от его употребления: богослужебная практика диктовала определенные условия его составителю, адресуя житие читателям-слушателям. Нпр., «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печерского». Опираясь на византийские образцы, древнерусские писатели создали целый ряд выдающихся произведений агиографической оригинальной литературы, отразившей существенные стороны жизни и быта Древней Руси. В отличие от византийской агиографии древнерусская литература создает оригинальный жанр княжеского жития, ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Отличительной особенностью княжеского жития является "историзм", тесная связь с летописными сказаниями, воинскими повестями, т. е. жанрами светской литературы. Так же, как и княжеское житие, на грани перехода от церковных жанров к мирским стоят "хождения" - путешествия, описания паломничества к "святым местам",сказания об иконах. Летопись могла включать в себя все жанры.Система жанров мирской (светской) литературы более подвижна. Она вырабатывается древнерусскими писателями путем широкого взаимодействия с жанрами устного народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы. Господствующее положение среди жанров мирской письменности занимает историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси, злом княжеских усобиц. К повести примыкают историческое сказание, предание. Особое место среди мирских жанров занимает "Поучение" Владимира Мономаха, "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли" и "Слово" Даниила Заточника. Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI - первой половине XIII в. Развитие древнерусской литературы XI-XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и способствует рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.
Литература Киевской Руси. Общая характеристика.
Основным средоточием литературы в этот период была Южная Русь, центром — Киев. Памятники, возникшие на юге, получили широкое распространение на севере и дошли до нас большей частью в северо-русских списках, языков основном был общим — старый литературный язык восточных славян. С этой точки зрения литература киевского периода должна рассматриваться как литература общая для великорусов, украинцев и белорусов.
Она представляет собой первый этап в развитии древнерусской литературы и культуры Киевской Руси, совпадающий с начальным периодом феодальной раздробленности.
В дальнейшем, когда государство распалось на отдельные земли — княжества, наступает период областного развития русской литературы а вместе с ней и культура Киевской Руси в целом, продолжающийся вплоть до объединения русских земель в Московском государстве.
Но уже с начала XVI века в связи с образованием в XV веке централизованного Русского государства областные тенденции ослабевают. В это время в качестве господствующей прочно утверждается дворянская литература.
Но в XVII веке уже развивается культура, литература и посадская, и отчасти крестьянская. Литература Древней Руси на первых порах проникнута церковной идеологией. Средством распространения древнерусской литературы была исключительно рукопись. Книгопечатание возникло лишь в середине XVI века.
Развитие древнерусской литературы протекало параллельно с эволюцией литературного языка. В основу последнего лег живой русский язык, более всего выступающий в произведениях светского характера. Уже в самую отдаленную эпоху были заложены основы современного русского языка.
Литературный процесс в Древней Руси находился в тесной связи с изменением материала и техники письма. До XIV века рукописи писались на пергаменте почерком устав.
Со второй половины XIV века в употребление входит бумага и почерк полуустав — прямые линии сменяются косыми. Приблизительно тогда же появилась и скоропись.
megaobuchalka.ru
основные жанры древнерусской литературы - Полезная информация для всех
Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
Первичные жанры
Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры:
Житие Слово Поучение Повесть К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.
Житие
Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т. е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков.
Каноны жития
Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога. Святой рождался святым, а не становился им. Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве. Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. Святой не боялся смерти. Заканчивалось житие прославлением святого. Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
Древнерусское красноречие
Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:
Поучение разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав Повести временных лет Поучение Владимира Мономаха . В Повести временных лет Поучение Владимира Мономаха датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.
Слово
Слово является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит Слово о полку Игореве . Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст Слова о полку Игореве не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его по
Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные 1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти.
2)Древнерусское красноречие .Он был позаимствован в Византии и служил формой ораторского искусства.
3)Поучение. Поучение это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.
4)Слово. Слово является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит Слово о полку Игореве .
5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях.
Объединяющие
1) Летопись это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы.
2)Хронограф это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.
3)Четьи-минеи (буквально чтение по месяцам ) собрание произведений о святых людях.
4)Патерик описание жизни святых отцов.
5)Апокриф буквально переводится с древнегреческого языка как сокровенный, тайный . Это произведения религиозно-легендарного характера.
Жанром называют исторически сложившийся тип литературного произведения, отвлеченный образец, на основе которого создаются тексты конкретных литературных произведений. Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской литературы и заимствовала у нее систему жанров, переработав их на национальной почве: специфика жанров древнерусской литературы состоит в их связи с традиционным русским народным творчеством. Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.
Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие. Первичные 1) Жанр Житие .Его создавали люди, которые непосредственно были знакомы с человеком, которого причисляли к лику святых, и которого канонизировали после его смерти.
2)Древнерусское красноречие .Он был позаимствован в Византии и служил формой ораторского искусства.
3)Поучение. Поучение это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина.
4)Слово. Слово является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит Слово о полку Игореве .
5)Повесть. Это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях.
Объединяющие
1) Летопись это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы.
2)Хронограф это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.
3)Четьи-минеи (буквально чтение по месяцам ) собрание произведений о святых людях.
4)Патерик описание жизни святых отцов.
5)Апокриф буквально переводится с древнегреческого языка как сокровенный, тайный . Это произведения религиозно-легендарного характера.
суки
info-4all.ru
Система жанров древнерусской литературы - n1.doc
Система жанров древнерусской литературыДоступные файлы (1):
n1.doc
Министерство образования и науки Российской Федерации
Список литературы................................................................................................19
Введение
В 988 г. Русь при киевском князе Владимире Святославиче приняла христианство, и это способствовало приобщению государства к сфере влияния византийского мира. В страну после крещения от западных и южных славян была перенесена старославянская богатая книжность, которая была создана во второй половине IX-X вв. братьями из Солуни Константином, Мефодием и их учениками. Огромный запас переводных, в большей мере с греческого, и оригинальных памятников содержал богослужебные и библейские книги, церковно-учительную литературу и патристику, юридические и догматико-полемические сочинения. Этот книжный фонд, который стал общим для византийско-славянского православного общества, обеспечивал внутри него сознание религиозного, языкового и культурного единства на протяжении столетий.
Славяне по преимуществу переняли от византийцев церковно-монастырскую книжную культуру. Продолжавшая традиции античной крупнейшая светская литература Византии была практически не востребована славянами. Именно в конце X-XI в. южнославянское влияние положило начало древнерусской литературе и книжному языку.
Глава 1. Возникновение древнерусской литературы
На Руси одновременно с принятием христианства возникла литература. Но скорость ее развития неоспоримо говорит о том, что и появление письменности, и христианизация страны были определены прежде всего потребностями государства. Письменность стала необходимостью во всех сферах общественной и государственной жизни, в международных и междукняжеских отношениях, в юридической практике. Деятельность переписчиков и переводчиков была простимулирована появлением письменности, которая создала предпосылки для появления оригинальной литературы, как удовлетворяющей потребности и нужды церкви (торжественные слова, жития, поучения), так и принципиально светской (летописи). В сознании древнерусских людей того времени христианизация и возникновение письменности (литературы) рассматривались в единстве и целостности процесса.
При знакомстве с древнерусскими рукописями XI-XIV вв. и установлении источников, использованных русскими писателями - агиографами (авторами житий), летописцами, авторами поучений или торжественных слов, можно убедиться, что в летописи перед нами не отвлеченные письмена о пользе просвещения; на Руси уже в X в. и первой половине XI в. была проделана крупнейшая по своим масштабам работа – произведена перепись огромного количества литературы с греческого и с болгарских оригиналов. Вследствие чего уже в течение первых двух веков существования своей письменности древнерусские книжники были ознакомлены со всеми основными жанрами и памятниками литературы Византии.
Д.С. Лихачев, исследуя процесс приобщения Руси к византийской и болгарской книжности, указывает на две его характерные особенности. В первую очередь, он отмечает существование особой литературы - посредника, круга литературных памятников, которые являются общими для национальных литератур Болгарии, Византии, Руси, Сербии. Древнеболгарская литература составляет основу такой посреднической литературы. Затем она ее пополняют переводы, оригинальные памятники, созданные западными славянами на Руси, в Сербии. Литература-посредница включала богослужебные книги, книги священного писания, исторические произведения (хроники), сочинения церковных писателей, естественнонаучные («Шестоднев», «Физиолог»), в меньшем объеме -памятники исторического повествования, например повесть о завоевании Иерусалима римским императором Титом, роман об Александре Македонском. Большую часть репертуара и древнеболгарской литературы, и общеславянской литературы-посредницы составляли произведения ранней христианской литературы авторов III-VII вв., переводы с греческого языка. Нельзя механически делить древнеславянскую литературу на оригинальную и переводную, ведь переводная литература составляла органическую часть национальных литератур на раннем этапе их развития.
Более того - и в этом вторая особенность развития литературы X-XII вв. - необходимо говорить не о влиянии византийской литературы на древнеболгарскую, а о влиянии последней на русскую или сербскую. Имеется в виду своеобразный процесс трансплантации, при котором литература как бы целиком переносится на новую почву, но и здесь, как указывает Д.С. Лихачев, ее памятники «продолжают самостоятельную жизнь в новых условиях и иногда в новых формах, подобно тому как пересаженное растение начинать жить и расти в новой обстановке» [4, с. 25].
То, что Древняя Русь начала читать чужое немного раньше, чем писать свое, никак не говорит о вторичности русской национальной культуры: речь идет лишь о литературе, о создании письменных текстов. На первых порах было весьма много текстов среди памятников письменности нелитературных с современной точки зрения - это была специальная литература: труды по этике, богословию, истории. Основную массу памятников словесного искусства составляли в то время фольклорные произведения, которые, естественно, не были записаны. Поэтому не стоит забывать о таком соотношении литературы и фольклора в духовной жизни общества того времени.
Для понимания особенностей и самобытности оригинальной русской литературы, оценки смелости, с которой русские книжники создавали произведения, стоящие вне жанровой системы, например, «Слово о полку Игореве», «Моление» Даниила Заточника, «Поучение» Владимира Мономаха и подобные им, необходимо познакомиться с некоторыми образцами переводной литературы.
Жанр - это отвлеченный образец, исторически сложившийся тип литературного произведения, на основе которого создаются тексты определенных литературных произведений. Жанровая система древнерусской литературы принципиально отличалась от современной. Литература Древней Руси складывалась под влиянием византийской литературы и переняла у нее систему жанров, обработав их на национальной почве. Ведь специфика жанров древнерусской литературы заключается в их связи с русским устным народным творчеством. Выделяют первичные и объединяющие жанры литературы Древней Руси [3, с. 37].Глава 2. Первичные жанры
Первичные жанры – жанры, которые служат строительным материалом для объединяющих.
К первичным жанрам относятся следующие:
житие;
поучение;
слово;
повесть;
погодная запись;
летописный рассказ;
летописное сказание;
церковная легенда.
Жанр жития заимствован из византийской литературы. Он был самым распространенным и любимым жанром древнерусской литературы. Житие являлось неотъемлемым элементом при канонизации, т.е. причислению к лику святых. Житие писали те люди, которые непосредственно общались с умершим или достоверно могли свидетельствовать о его жизни. Житие всегда создавалось после смерти человека. Оно выполняло важную воспитательную функцию, потому как житие святого олицетворял пример праведной жизни, необходимой для подражания. Житие лишало человека страха смерти и проповедовало идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, которые соблюдали вплоть до XV-XVI веков [5, с. 71].
Каноны жития состояли в следующем:
Благочестивое происхождение героя жития, его родители обязательно должны быть праведниками. Нередко родители вымаливали святого у Бога.
Святой не становился святым, а рождался им.
Святого отличал аскетический образ жизни, все свое время он проводил в молитве и уединении.
Описание чудес, происходивших при жизни святого и после его смерти, было неотъемлемой частью жития.
У святого отсутствовал страх смерти.
Житие заканчивалось прославлением святого.
Житие святых князей Бориса и Глеба было одним из первых произведений житийного жанра литературы Древней Руси.
Жанр древнерусского красноречия был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие являлось формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: дидактическое, или поучительное, торжественное и политическое.
Поучение являлось разновидностью жанра древнерусского красноречия. Поучение - это жанр, в котором летописцы Древней Руси стремились представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для простолюдина, и для князя. Ярким образцом этого жанра является «Поучение Владимира Мономаха», включенное в состав «Повести временных лет». «Поучение» датируется 1096 годом. В это время борьба между князьями за престол достигла апогея. В своем поучении князь Владимир Мономах дает советы об организации своей жизни. Он говорит, что нет стоит искать спасения души в затворничестве. Необходимо служить Богу, помогая нуждающимся. Следует молиться, отправляясь на войну, - Бог обязательно поможет. Свои слова Мономах подтверждает примером из собственной жизни: несмотря на то, что он принимал участие во многих сражениях, Бог его хранил. Мономах напоминает, что следует по возможности устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Потомкам посвящено Поучение Владимира Мономаха [1, с. 47].
Проповедью называется церковный ораторский жанр, который имеет свою весьма разработанную теорию и привлекается к историко-литературному изучению лишь в той мере, в какой он является в некоторые моменты своего исторического развития показательным для характеристики литого стиля данной эпохи и определяющим его в той или иной степени. Так, Проповеди Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Василия Великого, Амвросия, Августина Блаженного, Григория Двоеслова показывают очень яркие образцы стиля позднегреческой и латинской прозы. В качестве образцов старинной русской домонгольской проповеди, дающих представление о выработке элементов художественного стиля и композиции, могут быть названы «Слова» митрополита Иллариона XI в. и Кирилла Туровского XII в., очень искусно использовавших византийские источники и на основе их подарившие своему времени незаурядные по литому мастерству произведения. В них в изобилии присутствуют антитезы, сравнения, олицетворения отвлеченных понятий, символический параллелизм, риторические обращения, иносказание, драматизация изложения, осуществляемая между прочим введением диалогов, элементы пейзажа. Трудно было бы понять возникновение в конце XII в. такого памятника, как «Слово о полку Игореве», с его системой художественных средств выражения без знакомства с образцами риторически украшенной проповеди.
Слово является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве», произведение, вызывающее множество споров вокруг его подлинности. Вопросы возникают из-за того, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» был уничтожен при пожаре 1812 года. Были сохранены лишь копии. Слово повествует о военном походе князя Игоря на половцев, имевшее место в 1185 году. Исследователи полагают, что автором «Слова о полку Игореве» мог быть один из участников описываемого похода. Споры о подлинности этого произведения велись в частности и потому, что произведение выходит за рамки традиционной системы жанров древнерусской литературы необычностью художественных средств и приемов, используемых в нем. Нарушен традиционный хронологический принцип повествования: автор переносится в прошлое, потом возвращается в настоящее, что абсолютно не характерно для древнерусской литературы, автор делает лирические отступления, появляются вставные эпизоды (плач Ярославны, сон Святослава). В слове очень много элементов устного народного творчества, символов. Ощущается явное влияние сказки, былины. Политический смысл произведения показан явно: в борьбе с общим врагом необходимо единство, разрозненность, разобщение ведут к поражению и смерти.
В «Слове» соединены два фольклорных жанра: «слава» и «плач» - прославление князей наряду с оплакиванием печальных событий. В самом «Слове» и «плачи», и «славы» упоминаются не единожды. И в других произведениях Древней Руси можно заметить соединение «слав» в честь князей и «плача» по погибшим. «Слово о погибели Русской земли», близкое по ряду признаков к «Слову о полку Игореве», представляет собой соединение «плача» о гибнущей Русской земле со «славой» ее великому прошлому[4, с. 67].
«Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, созданное в первой трети XI века - образец торжественной разновидности древнерусского красноречия. Митрополит Илларион написал «Слово..» по случаю окончания строительства военных укреплений в Киеве. В данном произведении проходит мысли о политической и военной независимости Руси от Византии. Под «Законом» Илларион подразумевает Ветхий Завет, данный иудеям, но не подходящий русскому и другим народам. Поэтому Богом дан Новый Завет, названный «Благодатью». В Византии оказывают почтение императору Константину, способствовавшему распространению и утверждению там христианства. Илларион показывает, что князь Владимир Красно Солнышко, крестивший Русь, ничем не хуже византийского императора и должен быть почитаем русским народом. Дело князя Владимира продолжает Ярослав Мудрый. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» заключается в том, что Русь также хороша, как и Византия.
Повесть - это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются«Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о житии Александра Невского».
Жанр воинской повести наиболее разработан. Несмотря на то, что он традиционно относится к светской литературе Древней Руси, связан жанр и с кругом церковной литературы. Богатство тематики воинской повести обусловлено соединением в ней наследия языческого прошлого и нового христианского мировоззрения. Эти два элемента не враждуют, а рождают развивающееся понимание воинского подвига, который совмещает в себе героическую и житийную традиции.
Источниками, повлиявшими на развитие жанра воинской повести в XI в., являются различные переводные сочинения: «Александрия», «Девгениево деяние» в разных редакциях. Исследователи отмечают, что в образовании жанра воинской повести огромную роль сыграли былины и исландские саги. Соединение фольклорного мировоззрения и переводной византийской литературы нарисовало сложный и интересный образ героя воинской повести.
Воин наделен одновременно святостью и мужественной доблестью. Представление о герое сродни былинным богатырям насыщено чертами воина-мученика за христианскую веру. Сущность воинского подвига меняется - доказательство своей храбрости уступает место смерти за веру. Стяжание славы соединяется со стремлением к святости. Княжеское служение становится служением миру до смерти. Жертвенность во имя самореализации становится смиренным самопожертвованием. Получает развитие категория жертвенности, реализующаяся во взаимодействии ритуальных и словесных форм искусства.
Глава 3. Объединяющие жанры
Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, к которым принадлежат летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.
Летопись - это самый древний жанр древнерусской литературы, повествование об исторических событиях. В Древней Руси летопись имела огромное значение, была не только сообщением об исторических событиях прошлого, но и политическим и юридическим документом, свидетельствовавших о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. «Повесть временных лет» является древнейшей летописью, дошедшей до нас в списках Лаврентьевской летописи XIV в. и Ипатьевской летописи XV в. Летопись повествует о происхождении русского народа, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.
Повествование в летописи состояло из двух типов: собственно погодные записи - сообщения о событиях, и летописные рассказы - описания событий с конкретными деталями, мелочами, диалогами. Летописные рассказы в свою очередь представлены двумя видами: одни повествуют о событиях современных летописцу, они обычно литературно обработаны и более реалистичны; другие - о событиях давно прошедших, чаще это легенды, эпические предания, позже внесенные в летописи; для них характерны эпическая лаконичность описания, сюжетная занимательность, обобщенность образов героев и эффект неожиданности [2, с. 108].
Летописи относятся к числу «объединяющих жанров», которые подчиняют себе жанры составляющих компонентов: жития святого, исторической, воинской повести, похвального слова, поучения, различных документов. Дошли до нас в составе летописей различные произведения древнерусской литературы: «Поучения» Владимира Мономаха, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Новые летописи были составлены как своды и оканчивались записями о современных событиях. Продолжая труды своих предшественников, летописцы дополняли или сокращали их, стремились создать целостное повествование, подчиняя его определенным политическим установкам.
Летописи исторических событий взяли начало в Киеве уже в конце Х в. Но как жанр летопись возникла в годы правления князя Ярослава Мудрого (1019-1054).
Следующий этап 1069-1070 гг. связан с деятельностью инока Киево-Печерского монастыря Никона; в 1060-х годах летописное повествование обретает характерную форму погодных записей, каковой русское летописание принципиально отличается от византийских хроник, где исторический процесс делится по царствованиям. Около 1095 года создан «Начальный свод», сохранившийся в Первой Новгородской летописи в переработанном виде и положенный в основу памятника древнерусского летописания, не знавшего себе равного в тогдашней Европе по мастерству повествования, сложности исторической концепции, разнообразии источников - «Повести временных лет» (около 1113 г.), в которой русская история связана с историей всемирной. Общерусское значение «Повести временных лет» осознавалось в Древней Руси - она входит в состав почти всех позднейших сводов с сокращениями или дополнениями. В XII - XIII вв. наряду с Киевом и Новгородом летописи ведутся в Галиче, Чернигове, Владимире-Волынском, Владимире-Залесском, Рязани, Ростове. Для областных летописей характерен различный стиль повествования. Выдающимися памятниками XIII в. становятся летописные повести о битве на Калке и нашествии Батыя 1237-1241 гг.
Следующий подъем летописания связан с Куликовской битвой 1380 г. и возвышением Москвы; в 1408 (1409) г. создан первый общерусский свод, списком которого была Троицкая летопись, сгоревшая в московском пожаре 1812 г. Наиболее заметным памятником XV в. стал свод 1448 г., лежащий в основе первой Софийской и четвертой Новгородской летописей; свод 1448 г. произвел слияние новгородского и владимиро-новгородского летописания, добавив большие вставки из тверской и псковской летописей, ростовские и суздальские известия. К 70-м годам XV в. относятся первые доступные нам московские великокняжеские своды. В 80-х годах независимое местное летописание в Русском государстве прекратилось. В XVI в. летописание сосредотачивается в Москве, записи текущих событий носят официальный характер. Появляется русский Хронограф, который смог объединить изложение всемирной и русской истории. В конце 1520-х годов были составлены Иосафовская и Никоновская детописи при непосредственном участии митрополита Даниила, в 1530-х годах - Воскресенская. На основе Никоновской летописи в период 1568 - 1576 гг. по заказу Ивана IV был создан крупнейший летописно-хронографический памятник Древней Руси - Лицевой свод в 10 томах, украшенный миниатюрами (их более 16 тысяч). В 17 веке историческое и общественное значение летописей стало постепенно падать [1, с. 89].
Хронограф - это тексты, которые содержат описание времени XV - XVI вв. Зарождение жанра хронографа на русской почве началось с составления хронографической компиляции, называемой древнерусскими книжниками «Хронографом по великому изложению». Этот хронограф до настоящего времени не сохранился и мог быть частично реконструирован с помощью памятников, восходящих к нему: Хронографической палеи, Еллинского летописца второй редакции и Троицкого хронографа. Наблюдения над данными памятниками свидетельствуют о том, что «Хронограф по великому изложению» представлял собой компиляцию, которая была основана на Хронике Георгия Амартола и Хронике Иоанна Малалы. Содержанием стало конспективное изложение «всемирной истории» от времени Навуходоносора и до времени правления императора Романа. В конце «Хронографа по великому изложению» содержались краткие сведения о крещении Руси.
Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») - собрание произведений о святых людях. Жанр «миней» - православных богослужебных книг для ежемесячного использования - начал складываться в Византии не ранее IX в. С X в. там уже существовали минеи двух типов: «служебные», которые предназначались служителям клира, и «четьи», адресованные широкому кругу читателей духовной литературы. Среди составителей Четий-Миней наиболее известен Симон Логофет или Метафраст - византийский церковный писатель, переписывающий в популярной форме жития святых. Сборники, которые составил Симон Логофет, получили широкое распространение среди восточных и южных славян в начале XI в.
Древнейшие списки этого жанра вошли в так называемую Супрасльскую рукопись (начало XI в.) и Успенский сборник (начало XII в.). Приподнятый стиль изложения Симона Логофета, нашел отражение уже в переводных текстах и стал образцом для древнерусских составителей позднейших учительных сборников.
В первой половине XVI в. в условиях усиления общероссийской государственности и возникновения предпосылок для создания общерусского культа святых (церковные соборы 1547 и 1549), тексты поучительных книг и сборников оказались востребованными. Огромную работу по собиранию святых книг провел новгородский митрополит Макарий (1528-1563). Ему принадлежит заслуга в составлении сводного варианта Четий-Миней - Великих Миней-Четий, которые теперь носят его имя.
Великие Минеи-Четьи - это 12 больших книг (по числу месяцев года), расписывающих годовой круг чтения на каждый день. Для исполнения задумки митрополита были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, переписчиков и книжников, начиная с известных публицистов и агиографов, таких, как Лев Филолог, Зиновий Отенский, Ермолай-Еразм, Василий Михайлович Тучков, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья до безвестных. Составительская и редакторская работа заняла у митрополита и его помощников свыше 25 лет. Книжниками были обработаны материалы всех подвластных митрополиту церковных и монастырских библиотек. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал образованию будущей Патриаршей библиотеки, разместившейся позже в Москве.
В настоящее время известны три «чистовых» 12-томных книжных свода Великих Миней-Четий, относящихся к митрополиту Макарию и названных по местам их первоначального хранения: Софийский, Царский и Успенский. Внешний вид книг выдержан в велеречивом и торжественном стиле древнерусского монументализма. Стиль и язык содержания сборников изощрен и витиеват. Пышность словесного оформления текстов для душевного чтения соответствовала возросшему политическому величию Московского православного царства, а внешняя монументальность - грандиозности идеи Москвы как наследницы Византии в мировой истории.
В состав Великих Миней-Четий попали жития и похвальные слова святым, статьи из многочисленных религиозно-дидактических сочинений, русских и переводных - Прологов, Требников, Торжественников, сочинения «отцов церкви» - Григория Богослова, Василия Великого. Некоторые сборники вошли в состав сочинения Макария целиком - это Измарагд, Златоструй, Златоуст, Златая цепь, Маргарит. В состав Великих Миней-Четий вошли также История иудейской войны Иосифа Флавия, Космография Космы Индикошгова, Хождение игумена Даниила и другие ценные и монументальные памятники древнерусской литературы, оригиналы которых в настоящее время не сохранились. Великие Минеи-Четьи стали наиболее полным собранием религиозных текстов, своеобразной «духовной энциклопедией XVI века» [4, с. 32].
В XVII в. Великие Минеи-Четьи были положены в основу новых сборников - Миней Четьих Чудовских (1600), Миней Германа Тулупова (1627-1632) и Миней И.И. Милютина (1646-1654), а в конце XVII - начале XVIII в. легли в основу Миней Четьих Димитрия Ростовского (1651-1709), отличающихся выразительным, образным языком, близким к современному. Четьи-Минеи в XVIII в. выдержали 10 переизданий и многократно перепечатывались в извлечениях, став излюбленным благочестивым чтением для грамотных христиан. Особую популярность Четьи-Минеи приобрели у старообрядцев.
В 1863г. было начато научное издание текстов Четий-Миней Археографической комиссией Академии наук и продолжалось до 1916, но в полном объеме этот ценный вид древнерусского дидактического источника не опубликован.
Патерик - описание жизни святых отцов. В XIV-XV вв. был составлен Киево-Печерский Патерик как первый в Древней Руси отечественный сборник жизнеописаний святых. Он посвящен подвижникам Киево-Печерской Лавры, которая является колыбелью христианского монашества Руси и известной святыней Православия. В книгу вошли произведения, написанные в начальный период истории Лавры, в XI-XII вв. Позже Патерик неоднократно перерабатывался и дополнялся, оставаясь одной из самых любимых книг на Руси [1, с.43].
Апокриф - буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.
Заключение
Зарождение, становление и существование жанров в литературе древней Руси определяются в основном внелитературными причинами. Жанры возникают не только как разновидности литературного творчества, но и как определенные явления древнерусского жизненного уклада, обихода, быта в самом широком смысле слова. Их существование обусловлено применением их в практической жизни. Различаются жанры по предназначению. В светской книжности тоже можно заметить жанровую подчиненность быту, обиходу, деловым интересам.
Еще одной особенностью жанровой системы древнерусской литературы является преобладание в древней Руси обиходных, «обрядовых», «деловых» жанров, что сказывается на их стиле, - все они рассчитаны для произнесения вслух. Существовал еще один стимул образования новых жанров – познавательный стимул.
Несмотря на преобладание внелитературных факторов жанрообразования, специфически литературный характер жанров сказывается очень сильно.Список литературы
1. Адрианова-Перетц В.П. Древнерусская литература и фольклор. - Л., 1974.
2. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. - Л., 1987.
3. Кусков В.В. История древнерусской литературы. 7-е изд. М., 2002.
4. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII вв.: Эпохи и стили. - Л., 1973.
5. Пиккио Рикардо. История древнерусской литературы. - М.: Кругъ, 2002.