Земледелие в Древнем Египте. Работа земледельца в древнем египте
Работа - Земледелие, финансы и торговля в Древнем Египте
Реферат по историидревнего мира на тему:
Земледелие, финансы и торговля в Древнем Египте.
Студентки I курса 11группы
ИсторическогоФакультета
Колесниковой Ольги
Москва. 1998
TOC o «1-3» p " "
I глава: Земледелие в Древнем Египте. (додинастическийпериод, период Раннего и Древнего царства). PAGEREF _Toc438632212 h 2
I.1.__ Предпосылкирасцвета сельского хозяйства Древнего Египта. PAGEREF _Toc438632213 h 2
I.2.______ Земледелиедодинастического периода и раннего царства. PAGEREF _Toc438632214 h 3
I.3.______________________________ Земледелие Древнего царства. PAGEREF _Toc438632215 h 6
I.4.______________________ Социально-экономические отношения. PAGEREF _Toc438632216 h 8
I.5.___________________________ Технология сельского хозяйства. PAGEREF _Toc438632217 h 10
I.5.a)_______________________________________________________ Посев. PAGEREF _Toc438632218 h 10
I.5.b)________________________________________________ Уборка урожая. PAGEREF _Toc438632219 h 13
II глава: Финансыи торговля в Древнем Египте PAGEREF _Toc438632220 h 15
II.1._______________________ Денежнаясистема Древнего Египта. PAGEREF _Toc438632221 h 15
II.2._____________________________ Внутренняяторговля Египта. PAGEREF _Toc438632222 h 15
II.3._______________________________ Внешняяторговля Египта. PAGEREF _Toc438632223 h 16
II.4._______________________ Налогообложениев Древнем Египте. PAGEREF _Toc438632224 h 17
III Список литературы PAGEREF _Toc438632225 h 18
I глава: Земледелиев Древнем Египте. (додинастический период, период Раннего и Древнего царства). I.1.
Ранним царством называютпериод, охватывающий правления I-II династий по Манефону. Древним же царствомпринято считать правления III-VIII династий. Основная масса сведений об этомпериоде дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей,покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства.
Основой экономики Египтав этот период было сельское хозяйство.
Вся долина Нила являетсяпо существу гигантским оазисом 3,5 тысячкм длинной. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню,подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромноехозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствиеливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинахвода в Ниле к середине июля начинает пребывать. Наивысший уровень воды в Нилебывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитойпочве осаждается ил, приносимый рекой с ее верховьев. Вся плодородная почвадолины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддаетсяобработке и отличается исключительным плодородием.
Своеобразие историидревнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страныдаже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный ростпроизводительности земледелия.
При ежегодных своихразливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы онамогла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения иорошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков.Осваивать реку, т. е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи,содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки,можно было при помощи несложных орудий — мотыги и корзины для переноски земли.На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей,показаны его подданные, работающие мотыгой на многоводном протоке. Впредставлении современников I династии любая область их страны была, преждевсего, орошаемой землей; само слово «область» (ном) в то времяписалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью начетырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при Iдинастии стал страной исключительного плодородия.
Как и в последующиевремена, Верхний Египет — узкая долина реки в южной части страны — и НижнийЕгипет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этойдолины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потомупереполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково. Уже при Iдинастии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшимрастение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет — странаболотных зарослей — обозначался кустом папируса.
I.2.
В эпоху развитогонеолита (V тысячелетие до н. э.) египтяне научились выращивать зерновыекультуры — ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления ихосновной пищи на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть догреко-римского периода. Земледельцы неолитических поселений не моглизаимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии,поскольку для эпохи неолита не установлены связи этой страны с Палестиной илиДвуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь IIIтысячелетием до н. э. Дикорастущие этих злаков могли произрастать в СевернойАфрике. Здесь в эпоху неолита был более влажный климат. Поэтому ученыеполагают, что земледелие в Египте развивалось самостоятельным путем.
Ухудшение природныхусловий жизни ранних земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила моглоускорить процесс их расселения по берегам реки и стимулировать борьбу сболотами и зарослями долины. Усовершенствование каменных орудий труда ипоявление медных позволило населению изготовлять из дерева и камня гораздобольшее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей(мотыг, тесел и топоров), что намного повысило производительность труда. Наестественных холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения раннихземледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н. э.),которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводкимогучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных валов,удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка. Покрытая болотами иозерами дельта в целом была освоена позднее долины Нила, но земледельцы ирыбаки ее южных окраин раньше перешли к оседлости, чем население юга ВерхнегоЕгипта. Их поля были расположены главным образом на островах. Ранняя оседлостьнаселения позволяет предположить, что ирригационные работы могли быть начатыздесь.
В результате длительногоопыта осушительных работ в дельте и долине Нила, тяжким и мучительным трудомземледельцев была создана основа сложной бассейновой системы орошения. Онаобразовалась не сразу, а постепенно, путем сооружения земляных валов,окружающих поля, дамб и плотин. Для создания бассейновой системы орошения,позволявшей задерживать на полях воду паводка необходимое для посева время,наблюдательные древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенностиводного режима Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодныхразливов Нила (с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки изаливали берега до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрытысаванно-степной растительностью. Паводки Нила вызывались таянием снегов вАбиссинских горах, где брал свои истоки Голубой Нил, и тропическими ливнями врайоне Великих озер Центральной Африки, откуда вытекал Белый Нил. Голубой Нилстремительно нес огромные массы весенней воды. Воды Белого Нила при слиянии сболее бурным Голубым Нилом отбрасывались обратно к Хартуму, широко разливаясь иобразуя естественный водоем, который способствовал медленному спаду паводка вЕгипте и препятствовал его высыханию в период низкой воды. Воды паводка нетолько орошали почву, но и удобряли ее плодородным илом -
минеральных частиц. Навысоких берегах реки ил откладывался более толстым слоем, создавая рельефдолины, понижающийся к пустынным ныне нагорьям, который способствовалсамотечному затоплению естественно орошаемых полей.
Долина Нила междуберегом реки и возвышенностями пустыни была разделена поперечными и продольныминасыпями, плотинами и дамбами на бассейны разной величины. Сквозь высокиеберега Нила, первоначально естественные (позднее для лучшего удержания воды наполях их стали искусственно повышать насыпями), прорывали короткие каналы дляпоступления воды в бассейны и для ее постепенного спуска. Насыпи, возведенныеперпендикулярно реке, направляли воды паводка в бассейны. Небольшими землянымивалами внутри бассейнов вода распределялась по полям.
Ко времени раннегоцарства в основном было завершено сооружение бассейновой оросительной системы вдолине Нила — ее плодородные земли стали использовать под пашни. Продолжалсяпроцесс освоения и осушения в значительной степени еще более заболоченнойдельты, покрытой богатыми луговыми пастбищами для скота; в ее западных ивосточных областях были разбиты многочисленные виноградники, сады и огороды, вцентральных областях начали сеять зерновые культуры. Сохранилась легенда о том,что царь I династии Мена, которому древнеегипетская традиция приписываетобъединение Египта, соорудил выше Мемфиса плотину на Ниле, направив его воды поновому руслу и осушив прежнее русло. Здесь был построен город «Белые стены»- будущая столица Египта Древнего царства, известная под греческим названиемМемфис. Население дельты было окончательно замирено и вся страна объединена вдвуединое государство «Нижнего и Верхнего Египта» лишь в конце IIдинастии. Объединение хозяйства Нижнего и Верхнего Египта в масштабах всейстраны сыграло настолько большую прогрессивную роль в развитии сельскогохозяйства, что позволило во времена Древнего царства вести грандиозноестроительство великих пирамид. Ирригационное земледелие стало основойдревнеегипетского хозяйства. Объединение страны в одно целое было необходимодля поддержания в порядке, а также для расширения и усовершенствованияогромного ирригационного хозяйства страны.
Земледельческие орудия впериод Раннего царства были, в общем, такими же, что и позже, в Древнемцарстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плугпервобытного вида изображают нам письмена-рисунки времени II династии. Мотыгапоказана на памятнике одного из додинастических царей. Деревянные серпы совставными лезвиями из кусочков кремня были найдены десятками в одной из гробницсередины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубыезернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от временитой же династии.
На цветущее состояниевиноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды,найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробкахсосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, былНижний Египет. Разведение льна в период раннего царства доказано тем, что вмогилах были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна — очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, обольшом опыте в ткацком деле, а, следовательно, и о развитом льноводстве.
Едва ли не все видыдомашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в периодРаннего царства. Существование быка, осла, барана с огромными рогами, козызасвидетельствовано находками костей этих животных при раскопках. Скота быломного: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс.голов крупного рогатого и 1 422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевалпротив Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.
I.3. ЗемледелиеДревнего царства.
В период Древнегоцарства особых усовершенствований в сельскохозяйственных орудиях, по сравнениюс периодом Раннего царства, не обнаруживается. Вероятно, эти орудияизготовлялись при помощи медных инструментов; нет никаких оснований считать,что сошник плуга и мотыга не были деревянными; серп, судя по его изображениям,остался деревянным, со вставным лезвием из кремня.
Большинство хлебныхрастений времени Древнего царства, если только не все, были уже известныегиптянам и в период Раннего царства. То же можно сказать о виноградной лозе,финиковой пальме, смоковнице и др. Вряд ли много новых видов было и средиовощей (корнеплоды, лук, чеснок, огурцы, салат и т.д.). Льноводство было широкоразвито и до Древнего царства. Основные виды скота были теми же, что и прежде.Возможно, что еще в период Раннего царства пытались приручать диких животныхдля откормки — в частности белых антилоп. Во времена Древнего царства,бесспорно, приручали также другие виды антилоп, газелей, козерогов. Из птиц вовремена Древнего царства наряду с гусями, утками и голубями (на одномизображении есть и лебеди) держали стаи журавлей и тоже откармливали их.
Таким образом различия всельском хозяйстве Раннего и Древнего царств, в основном, были количественногопорядка.
Для Древнего царстваможно говорить уже об искусственном орошении земель, недоступных естественномупаводку, путем подведения к ним воды по большим искусственно вырытым каналам.
Создание ирригационнойсистемы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большогоразвития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и строительногодела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на бассейновойсистеме орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев был тесно связан сводным режимом Нила. С древнейших времен земледельцы, а позднее астрономыЕгипта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе звезды Пса (Сириуса),который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал начало нового года. Наосновании этих наблюдений был изобретен сельскохозяйственный календарь. Онделился на три времени года по четыре месяца каждый: «половодье»(«ахет»), «выхождение» («пернит») и«сухость» («шему»). Как показывают сами наименования временгода, они соответствовали водному режиму Нила и связанным с нимсельскохозяйственным работам. Календарный год древних египтян, состоящий из 365дней был переходным (он расходился с астрономическим годом на 1/4 дня), поэтомувремена года могли приходиться на разные месяцы. Новый год, возвещенныйСириусом, совпадал с началом их астрономического года только через 1461 год,составляющий так называемый период Сотиса (греческое название Сириуса).Примитивный, но мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можнорассматривать как практическое руководство для различных сельскохозяйственныхработ. Например, согласно календарю одни земледельческие работы должны быливыполняться во время спаривания тех или иных животных, другие — во время ихприплода и т. п.
Специальные чиновникинаблюдали за уровнем подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечалина ниломерах, установленных в разных местах реки. Результаты наблюденийсообщали верховному сановнику государства и записывали в царские летописи.Ниломеры Древнего царства находились, вероятно, один — вблизи Мемфиса, другой — на скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломерпредставляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратныхкамней — вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием ипонижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки, отмечавшиеуровень подъема воды.
Данные ниломеровпозволяли заблаговременно предусмотреть размеры паводка, от которого зависелбудущий урожай в стране. Известия о подъеме вод Нила гонцы разносили по всейстране, чтобы земледельцы могли подготовиться к паводку. Если данные ниломерапревышали обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозилонаводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но иселения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью нахолмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при которомчасть «высоких земель» (искусственно орошаемых) могла остаться неорошенной,вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай и голод.
С началом паводка встране наступало великое ликование, которое воспето в более поздних гимнахХапи, т. е. Нилу. В надписях древнего царства Нил характеризуется как кормилеццаря и людей, который «стоит во главе Египта». Геродот пишет:«Когда же Нил покрывает страну, только отдельные города виднеются надповерхностью, совершенно подобно островам на Эгейском море».
В ирригационных работахпринимали участие не только земледельцы, но и все подневольное населениестраны, отбывающее государственные повинности — «царские работы»,работы «на дом царя» и «всякие работы нома». Но еслиотбывающие повинности были заняты на ирригационных работах временно ипериодически, то земледельцы были обязаны постоянно поддерживать в порядкеирригационную сеть участков, на которых они работали.
I.4. Социально-экономическиеотношения.
Крупные вельможескиехозяйства наряду с царскими и храмовыми хозяйствами были ведущими в Древнемцарстве. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и селений).
Во многих гробницах навосточной стене культовой комнаты и в некоторых припирамидальных храмахДревнего царства сохранились своеобразные изображения дворов и селенийвельможеских и царских хозяйств в символическом персонифицированном виде какпроцессии их «представителей» — мужчин и женщин в праздничнойкрестьянской одежде с корзинами на головах, наполненными различными съедобнымиприношениями; в более поздних гробницах они ведут за собой на веревках крупныйи мелкий скот, прирученных и откормленных диких животных, несут на руках, всетях и в корзинах птицу и рыбу. Ученые установили, что рядом с символическиизображенными дворами и селениями написаны их названия с указаниемместонахождения в Нижнем или Верхнем Египте, реже наименования областей, вкоторых они были расположены. Если дворы и селения составляли царскоехозяйство, в состав их наименований входило имя царя — их собственника или егопредков. Вельможеские дворы и селения тоже могли называться царскими именами,если они были пожалованы царем вельможе. В надписях около изображенийвельможеских дворов и селений всегда указано, в чей «дом собственный»они входили. Среди вельможеских и царских дворов и селений изображены также«дворы двойника» — владения, специально посвященные заупокойномукульту владельца гробницы.
Землевладельцы моглираспоряжаться землей довольно свободно, могли ее завещать, продать и подарить.У одного вельможи могло быть более одного «домоправителя».Домоправитель был главным, ответственным управляющим «дома», иначе — хозяйства вельможи. Ему были подчинены писцы, хранитель ведомостей, мерщик исчетчик зерна. Этими людьми осуществлялся верховный надзор за хозяйством; имбыли подотчетны все низшие начальники; они чинили палочную расправу над всемипровинившимися. Как и в государстве в целом, в управлении хозяйством вельможимы видим повсюду писцов «личного дома» вельможи: при полевых работах,при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность в связи с этимстояла на высоком уровне; домоправитель неизменно представлял хозяинупространные ведомости, хранитель хозяйственных книг предъявлял отчет за весьпрошлый год.
Владения вельможираспадались на отдельные населенные пункты — «дворы»,«селения». Во главе отдельных дворов и селений стояло по«властелину» (хека). Мы находим «властелина» при севе ижатве, на гумне и скотном дворе. Соответственно и отчитывался«властелин» как в собранном хлебе, так и в поголовье скота. Нередкотакие отчеты кончались избиением «властелинов».
Поля и гумна вельможбыли распределены по отдельным селениям. На поле при севе и жатве работалирабочие «отряды». Судя по изображениям, в них состояли одни мужчины.Женской работой было веяние. Если в страдную пору не хватало жнецов, а вельможабыл номархом, то он мог в помощь отрядам своего «личного дома»привлечь «царских» людей, т. е. земледельцев-общинников. Поля такжеобрабатывали рабы.
Посевное зерновыдавалось из хозяйской житницы, и собранный хлеб был зерном, принадлежащим«личному дому» вельможи. Когда в селениях имелись крупные скотныедворы, то коровьи упряжки, на которых пахали на вельможу, принадлежали такжеему, а не землепашцам. Основная особенность гробничных рельефов Древнегоцарства заключается в художественном изображении на них многочисленных сцентрудовой деятельности работников вельможеских хозяйств, за которой наблюдаетсам вельможа с помощью своих сыновей, братьев и служащих. Работникам частопомогают их непосредственные начальники — надсмотрщики. Мало того: к работникамприсоединяются и выполняют эту же работу жрецы заупокойного культа.
Как показываютпояснительные надписи, сопровождающие изображения, работники хозяйств вельможбыли их «собственными» людьми, в состав которых входили подневольная«челядь» («мерет») и домашние рабы («баку»).
То что известно оцарском и храмовом хозяйствах позволяет считать их по существу своему похожимина хозяйства вельмож.
В Египте преобладалагосударственная собственность на землю. Раздачу земель производил фараон. В егоруках была сосредоточена неограниченная власть.
Основныминепосредственными производителями сельскохозяйственной продукции были феллахи,составлявшие большинство населения страны. Они жили деревнями — общинами,возделывали свои земли и земли крупных землевладельцев. К сожалению, оположении свободных производителей, не вовлеченных в хозяйство вельмож и царя,до нас дошло очень мало сведений.
I.5. Технологиясельского хозяйства. I.5.a) Посев.
Перед паводкомирригационную систему приводили в порядок: дамбы, по которым проходилисухопутные дороги, восстанавливали и укрепляли посадкой деревьев и кустарников,каналы очищали и углубляли. Предполагают, что найденные археологами каменные икремневые наконечники мотыг периодов неолита и энеолита предназначались именнодля копки, а не для земледельческих работ.
Во время паводказемледельцы следили за наполнением бассейнов водой. Когда вода заполняла полябассейнов до уровня трех-четырех локтей, каналы, через которые она поступала,закрывали камнями и засыпали землей. В бассейнах паводковую воду задерживалиоколо двух месяцев, пока не оседал ил и почва не пропитывалась влагой.Освобожденную от ила воду медленно спускали по дренажным (спускным) каналам.
К октябрю половодьемедленно спадало. В условиях бассейновой системы орошения в древнем Египтепрактиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год), при котором земляотдыхала под паром около пяти-шести месяцев. За это время аллювиальная почва,истощаемая ежегодными посевами зерновых культур на одних и тех же участкахземли, успевала восстановить свое плодородие — насыщалась водой и удобряласьновыми отложениями ила, которые под воздействием солнечных лучей обогащали еесоединениями азота и фосфора. Сразу же после спада половодья в октябре-ноябре,в период «выхождения», начинались полевые работы земледельцев,сначала в Верхнем Египте, затем в Нижнем. Хозяйственные особенности Нижнего иВерхнего Египта, объясняемые различным характером их природных условий,развивались во времена Древнего царства в направлении специализации сельскогохозяйства. Нижнему Египту с землями, отчасти засеянными злаками, отчастизанятыми садами, лугами, болотами, Верхний Египет противостоял какпреимущественно хлебный край. С эпохи неолита и до Среднего царства посевыячменя, более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивогоэммера. Такие качества ячменя и эммера были замечены земледельцами Древнегоцарства, поскольку практиковались смешанные посевы этих злаков (болееустойчивый ячмень как бы защищал эммер), несмотря на то что уже с эпохи неолитаегиптянам были известны и раздельные посевы. На выращивании зерновых культур,особенно менее требовательного ячменя, специализировался Верхний Египет. НижнийЕгипет, более богатый лугами, садами и виноградниками, с конца Раннего царстватоже стал засеваться зерновыми культурами, преимущественно влаголюбивымэммером.
Во времена Раннегоцарства египтяне заимствовали из Передней Азии и настоящую (голозерную)пшеницу. Но эта более требовательная, чем эммер, и истощающая почву культура неполучила большого распространения в Египте до греко-римского периода, хотя хлебиз нее изготовляли высшего качества. Во времена Древнего царства выращивалитакже особый вид полбы, употреблявшийся для приготовления пива. Из техническихи масличных культур египтяне с эпохи неолита культивировали лен, как ради еговолокон для пряжи, так и с целью получения семян, из которых приготовлялильняное масло. Способ посева древнеегипетских земледельцев существенноотличается от практикуемого в Европе. Вот, что говорит по этому поводу Геродот:«Теперь они (т. е. египтяне, проживающие „ниже Мемфиса“)действительно собирают земные плоды с меньшим трудом, нежели прочие народы иостальные египтяне: они не трудятся над тем, чтобы провести борозды плугом,чтобы взрыхлить землю мотыгой или исполнить какую-либо работу над пахотнымполем, обязательную для всякого иного народа. Сама собой река наводняет иорошает поля, а оросивши, вступает обратно в свои берега; тогда каждый засеваетсвое поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю».Такой способ сева был возможен в хорошо орошаемой местности, земли которойдолго оставались под водой во время паводка и покрывались значительным слоемила.
Если после спада паводкавода продолжала оставаться на поле, вследствие чего земля долгое время была всостоянии жидкой грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец ибаранов, которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в землю иуплотнения почвы. Стада состояли из трех — десяти гривистых длинноногих овец идвух баранов — вожака, идущего во главе стада, и замыкающего стадо. Уплотняяпочву и втаптывая зерно в землю, стада овец и баранов, по существу, выполнялиработу бороны, которую можно часто встретить на полях современного Египта. Застадом бежали погонщики — от трех до шести человек. Они загоняли овец и барановв топь с помощью палок или веток с колючками в одной руке и толстых бичей,сплетенных из кожаных ремней, в другой, размахивая ими высоко в воздухе надголовами. Иногда стадо скота, видимо, недостаточно глубоко прикрывало посеянноезерно, тогда за ним следовала еще упряжка из двух быков или коров, тянувшихлегкую деревянную соху. В этом случае соха имела особое назначение — она нерыхлила почву, которая пребывала еще в состоянии жидкой грязи, а дополнительноприкрывала посеянное зерно землей, погружая его глубже в почву. Бывало вслед засохой на пашню опять выгоняли стадо овец и баранов, по-видимому длядополнительного уплотнения жидкой почвы и укрепления в ней зерна. Но наобыкновенных хорошо орошаемых землях, которые не было нужды уплотнять, посевноезерно, брошенное в почву сеятелем, прикрывалось сначала сохой, в которую былазапряжена пара быков или коров, а затем уже дополнительно втаптывалось в почвустадами овец и баранов.
В условиях сухого ижаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его юге, после спада воды почвабыстро высыхала, растрескивалась и на ее поверхности образовывалисьзатвердевшие комья земли. На высоких землях, где паводок пребывал временно инедолго, почва оставалась плотной после спада воды. Новые целинные земли покрывалисьбуйно растущими сорняками. Такие земли нуждались в тщательной подготовке,поэтому, прежде чем сеять, работники разбивали комья земли мотыгами сзаостренными или лопатообразными наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкойкоров (или быков) и сохою раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокиеборозды. И только за пахарем шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой черезплечо, и, как обычно, разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное имзерно втаптывали в землю стада овец и баранов, за которыми еще следовалаженщина с мотыгой и разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там,где это недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь длярыхления земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большойком земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу и все бьют в одно место.Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота.
Другим способомпроизводили посев технической культуры — льна. Но сцены, изображающие посевльна, дошли до нас только на памятниках более поздних эпох. Обработка почвысохой и посев семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льнасеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за сохой и бросалсемена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель хлебного зерна, а опущеннойвниз, чтобы они попадали прямо в борозду, оставленную сохой. Это делалось длятого, чтобы лен вырастал рядами, — так его легче было выдергивать. Сеятелямичасто были женщины и мальчики, видимо, описанный способ посева семян льна нетребовал такой физической силы, как разбрасывание хлебного зерна.
Посевная порапродолжалась довольно долго. Заканчивали посев в основном уже в декабре.
I.5.b) Уборкаурожая.
Уборка урожая была дляегипетских земледельцев большим событием — радостным завершением тяжелых земледельческихработ.
На рельефесельскохозяйственного календаря солнечного храма царя Ниусерра в Абусиресохранилось изображение теребления — выдергивания созревшего льна. В СреднемЕгипте сбор урожая льна начинался в апреле и продолжался восемь — десять дней,так как по истечении этого времени коробочки перезревали, трескались и семенавыпадали.
Жатва злаковых культур — ячменя и эммера — на рельефах Древнего царства обычно изображена раздельно,что, вероятно, объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя — в апреле,эммера — в мае. Злаки показанные на рельефах, различают по числу зерен иокраске: шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер — вкрасно-желтый. Изображение ячменя и эммера в краске, как даров времени года«сухости», сохранилось на одном рельефе XI династии.
Жали с помощьюдеревянных серпов со вставленными в них (закрепленными с помощью клея и глины)хорошо отполированными кремневыми зубьями. Пучки колосьев срезали так высоко,что стебли оставались наполовину не сжатыми. Жали правой рукой вплотную подлевым кулаком, державшим пучок стеблей. Затем на поле с высоким жнивьемвыпускали пастись скот. Сжатые колосья, оставленные жнецами на земле, собиралидругие работники, которые вязали их в снопы; пучки сжатых колосьев складывалипоочередно колосьями то в одну, то в другую сторону; сноп завязывали с двухсторон, чем он отличался от снопа льна, перевязанного с одной стороны.
Отряды жнецов работалипод звуки флейты. На рельефе в гробнице Тии показаны флейтист и певец, стоящиев середине поля в окружении слегка согнутых работающих жнецов. Певец, каксвидетельствует серп под его рукой, был жнецом, но стоит он в позе певца — одной рукой подпирает щеку перед ухом, другую протянул вперед. Он спрашиваетфлейтиста: «Прикажи мне (что я должен петь)». Под ритм музыки жнецамлегче было выполнять тяжелую работу. Кроме того, флейта играла важную роль вкульте бога умирающей и воскресающей природы Осириса, связанном ссельскохозяйственными работами.
В мае начинали жатьболее позднюю зерновую культуру — пшеницу — эммер, посеянный в ноябре — декабре, который созревал на месяц позже ячменя. Однако на гробничных рельефахжатва эммера иногда изображается рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. Причасто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и эммера последний снималинедозрелым и сушили в специальных печах. Работали жнецы в набедренных повязках,завязанных большей частью сзади. Тут же на поле, связывают сжатые колосья вснопы. Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, околокоторого стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят снопы кперевозке на гумно, которое было расположено около деревни, т. е. выше поля.Чтобы не было потерь зерна, снопы упаковывали в сетки-мешки разной формы.Перевозили снопы на ослах.
На гумне, изображенном вгробнице Мерерука, высятся четыре скирды, между ними находится длинный ток, пообеим сторонам которого стоит по одному погонщику скота. Токи — площадки длямолотьбы. Площадка была круглой, иначе по ней не мог бы бегать свободно скот, припомощи которого велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик вширокой юбке до колен, опираясь руками на палку; позади него стоит егосандаленосец в набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонамкопны, забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двоедругих работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно обычнобыки и ослы.
На рельефе в гробницеКахифа изображено, как поясняют надписи «веяние ячменя» и«веяние пшеницы» (обычной — «сут», не эммера). На гумнерядом с кучей зерна стоят две работницы в плотно завязанных на голове платках(платки держатся налобной повязкой) для защиты от летающей вокруг пыли и мякины- на некоторых рельефах заметно пыльное облако. Они одеты в обычные платья — сарафанына бретельках. Одна работница поднимает вверх веялки, представляющие собой двемаленькие продолговатые лопатки, зерно падает вниз, ветер уносит мякину. Другаяработница держит веялки в правой руке, а левой очищает зерно от мякины спомощью длинного узкого веника, за работой наблюдает надсмотрщик с двумясобаками на повадке. В гробнице Тии показан последний процесс очистки зерна отпыли и грязи просеиванием через решето. В работе принимают участие и мужчины — они заметают метлами очищенное.
Провеянное зерноизмерялось и учитывалось писцами. Затем работники засыпали его в башневидные,закругленные сверху хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельможхранилища были сооружены из нильского ила (на рельефах они окрашены в серыйцвет). В царских и храмовых хозяйствах их строили из кирпича-сырца. Такиезернохранилища были обнаружены археологами в припирамидном поселении царицыХенткавес конца IV династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали черезвыдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в хранилищахустроенных на поле. Они представляли собой скирды снопов, обмазанных нильскимилом и покрытых сверху стеблями папируса. Зерно засыпали и вынимали черезотверстие у основания хранилища.
Так заканчивался годовойцикл ежедневных работ египетских земледельцев, которые своим тяжким трудомобеспечивали возможность жизни и труда населению всей страны.
Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпыэволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника, очень низкойбыла степень хозяйственной самостоятельности.
II глава: Финансы иторговля в Древнем Египте
Невозможно представить общество, в котором отсутствовали быв каком-либо виде экономические отношения. Не является тут исключением и такоевысокоразвитое общество как древнеегипетское.
II.1.
В Древнем Царстве денег как таковых не существовало, всеплатежи производились натурой. Эта же система существовала и на очень высокомсоциальном уровне. Крупные чиновники извлекали доход из того имущества, которымони владели или управляли от имени царя. Царь сам был крупнейшимземлевладельцем. Древние египтяне считали это оче
www.ronl.ru
Земледелие в Древнем Египте - Документ
Земледелие в Древнем Египте
План
1. Предпосылки расцвета сельского хозяйства Древнего Египта.
2. Земледелие додинастического периода и раннего царства.
3. Земледелие Древнего царства.
4. Социально-экономические отношения.
5. Технология сельского хозяйства.
5.1. Посев.
5.2. Уборка урожая.
1.
Ранним царством называют период, охватывающий правления I-II династий по Манефону. Древним же царством принято считать правления III-VIII династий. Основная масса сведений об этом периоде дошла до нас в форме расписанных красками рельефов и надписей, покрывающих стены внутренних помещений гробниц вельмож Древнего царства.
Основой экономики Египта в этот период было сельское хозяйство.
Вся долина Нила является по существу гигантским оазисом. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное народнохозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствие ливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинах вода в Ниле к середине июля начинает пребывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой почве осаждается ил, приносимый рекой с ее верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддается обработке и отличается исключительным плодородием.
Своеобразие истории древнейшего Египта состояло в том, что здесь в силу природных условий страны даже при тогдашнем уровне развития техники оказался возможным огромный рост производительности земледелия.
при ежегодных своих разливах плодоносный ил, человеку необходимо было освоить для того, чтобы она могла играть важную роль в развитии хозяйства. Без искусственных осушения и орошения долина Нила оставалась бы топкой низиной посреди зыбучих песков.
Осваивать реку, т.е. копать оросительную сеть, насыпать водопреградные насыпи, содержать в исправности все эти сооружения, открывать и закрывать протоки, можно было при помощи несложных орудий - мотыги и корзины для переноски земли. На изображении, дошедшем до нас от времени одного из додинастических царей, показаны его подданные, голыми руками и мотыгой работающие на многоводном протоке. В представлении современников I династии любая область их страны была, прежде всего, орошаемой землей; само слово "область" (ном) в то время писалось знаком, изображавшим землю, поделенную оросительной сетью на четырехугольники. Пересеченный оросительными сооружениями Египет уже при I династии стал страной исключительного плодородия.
Как и в последующие времена, Верхний Египет - узкая долина реки в южной части страны - и Нижний Египет, главную часть которого составляла расширяющаяся к северу часть этой долины, так называемая Дельта, многорукавная, близкая к морю и потому переполненная влагой и заболоченная, были освоены неодинаково.
Уже при I династии Верхний Египет в письменности обозначался иероглифом, изображавшим растение, произрастающее на полоске земли. Нижний Египет - страна болотных зарослей - обозначался кустом папируса.
2.
В эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-эммер, которые служили для приготовления их основной пищи на протяжении всей древнеегипетской истории вплоть до греко-римского периода.
Земледельцы неолитических поселений не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи этой страны с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Дикорастущие злаки могли произрастать в Северной Африке. Здесь в эпоху неолита был более влажный климат. Поэтому ученые полагают, что земледелие в Египте развивалось самостоятельным путем.
Ухудшение природных условий жизни ранних земледельцев нагорий к западу и востоку от Нила могло ускорить процесс их расселения по берегам реки и стимулировать борьбу с болотами и зарослями долины. Усовершенствование каменных орудий труда и появление медных позволило населению изготовлять из дерева и камня гораздо большее количество орудий, необходимых для землекопных работ и вырубки зарослей (мотыг, тесел и топоров) , что намного повысило производительность труда. На естественных холмах вдоль берегов Нила археологи обнаружили поселения ранних земледельцев второго додинастического периода (IV тысячелетие до н.э.) , которые перешли к оседлому образу жизни. Они научились использовать паводки могучей реки для нужд земледелия путем сооружения примитивных земляных валов, удерживающих на полях естественно разлившиеся воды паводка.
Покрытая болотами и озерами дельта в целом была освоена позднее долины Нила, но земледельцы и рыбаки ее южных окраин раньше перешли к оседлости, чем население юга Верхнего Египта.
Их поля были расположены главным образом на островах. Ранняя оседлость населения позволяет предположить, что ирригационные работы могли быть начаты здесь.
В результате длительного опыта осушительных работ в дельте и долине Нила, тяжким и мучительным трудом земледельцев была создана основа сложной бассейновой системы орошения. Она образовалась не сразу, а постепенно, путем сооружения земляных валов, окружающих поля, дамб и плотин. Для создания бассейновой системы орошения, позволявшей задерживать на полях воду паводка необходимое для посева время, наблюдательные древнеегипетские земледельцы сумели использовать особенности водного режима Нила и характер рельефа страны. Во время регулярных ежегодных разливов Нила (с июня по октябрь) воды паводка выходили из русла реки и заливали берега до края пустынных нагорий, которые в те времена были покрыты саванно-степной растительностью. Паводки Нила вызывались таянием снегов в Абиссинских горах, где брал свои истоки Голубой Нил, и тропическими ливнями в районе Великих озер Центральной Африки, откуда вытекал Белый Нил. Голубой Нил стремительно нес огромные массы весенней воды. Воды Белого Нила при слиянии с более бурным Голубым Нилом отбрасывались обратно к Хартуму, широко разливаясь, и образуя естественный водоем, который способствовал медленному спаду паводка в Египте и препятствовал его высыханию в период низкой воды. Воды паводка не только орошали почву, но и удобряли ее плодородным илом - минеральных частиц. На высоких берегах реки ил откладывался более толстым слоем, создавая рельеф долины, понижающийся к пустынным ныне нагорьям, который способствовал самотечному затоплению естественно орошаемых полей.
Долина Нила между берегом реки и возвышенностями пустыни была разделена поперечными и продольными насыпями, плотинами и дамбами на бассейны разной величины. Сквозь высокие берега Нила, первоначально естественные (позднее для лучшего удержания воды на полях их стали искусственно повышать насыпями) , прорывали короткие каналы для поступления воды в бассейны и для ее постепенного спуска. Насыпи, возведенные перпендикулярно реке, направляли воды паводка в бассейны. Небольшими земляными валами внутри бассейнов вода распределялась по полям.
Ко времени раннего царства в основном было завершено сооружение бассейновой оросительной системы в долине Нила - ее плодородные земли стали использовать под пашни. Продолжался процесс освоения и осушения в значительной степени еще более заболоченной дельты, покрытой богатыми луговыми пастбищами для скота; в ее западных и восточных областях были разбиты многочисленные виноградники, сады и огороды, в центральных областях начали сеять зерновые культуры. Сохранилась легенда о том, что царь I династии Мена, которому древнеегипетская традиция приписывает объединение Египта, соорудил выше Мемфиса плотину на Ниле, направив его воды по новому руслу и осушив прежнее русло. Здесь был построен город "Белые стены" - будущая столица Египта Древнего царства, известная под греческим названием Мемфис.
Население дельты было окончательно замирено и вся страна объединена в двуединое государство "Нижнего и Верхнего Египта" лишь в конце II династии. Объединение хозяйства Нижнего и Верхнего Египта в масштабах всей страны сыграло настолько большую прогрессивную роль в развитии сельского хозяйства, что позволило во времена Древнего царства вести грандиозное строительство великих пирамид. Ирригационное земледелие стало основой древнеегипетского хозяйства. Объединение страны в одно целое было необходимо для поддержания в порядке, а также для расширения и усовершенствования огромного ирригационного хозяйства страны.
Земледельческие орудия в период Раннего царства были, в общем, такими же, что и позже, в Древнем царстве, хотя частично в то время они были, возможно, менее совершенными. Плуг первобытного вида изображают нам письмена-рисунки времени II династии. Мотыга показана на памятнике одного из додинастических царей.
Деревянные серпы со вставными лезвиями из кусочков кремня были найдены десятками в одной из гробниц середины I династии. Помол зерна, как и позднее, производился вручную: грубые зернотерки (два камня, между которыми растирали зерно) дошли до нас от времени той же династии.
На цветущее состояние виноградарства при I и II династиях указывают бесчисленные винные сосуды, найденные в цельном виде или в обломках. Судя по печатям на глиняных пробках сосудов, местом процветания виноградарства, как и в позднейшие времена, был Нижний Египет.
Разведение льна в период раннего царства доказано тем, что в могилах были найдены полотна и льняные веревки. При этом некоторые полотна - очень высокого качества, что говорит об искусном пользовании ткацким станком, о большом опыте в ткацком деле, а следовательно, и о развитом льноводстве.
Едва ли не все виды домашнего скота, распространенные в Древнем царстве, были известны уже в период Раннего царства.
Существование быка, осла, барана с развесистыми рогами, козы засвидетельствовано находками костей этих животных при раскопках. Скота было много: еще около начала I династии один из царей хвалился захватом 400 тыс. голов крупного рогатого и 1 422 тыс. голов мелкого скота. Этот царь воевал против Нижнего Египта; возможно, что его добыча происходила оттуда.
3.
В период Древнего царства особых усовершенствований в сельскохозяйственных орудиях, по сравнению с периодом Раннего царства, не обнаруживается. Вероятно, эти орудия изготовлялись при помощи медных инструментов; нет никаких оснований считать, что сошник плуга и мотыга не были деревянными; серп, судя по его изображениям, остался деревянным, со вставным лезвием из кремня.
Большинство хлебных растений времени Древнего царства, если только не все, были уже известны египтянам и в период Раннего царства. То же можно сказать о виноградной лозе, финиковой пальме, смоковнице и др. Вряд ли много новых видов было и среди овощей (корнеплоды, лук, чеснок, огурцы, салат и т.д.) .
Льноводство было широко развито и до Древнего царства.
Основные виды скота были теми же, что и прежде. Возможно, что еще в период Раннего царства пытались приручать диких животных для откормки - в частности белых антилоп. Во времена Древнего царства, бесспорно, приручали также другие виды антилоп, газелей, козерогов. Из птиц во времена Древнего царства наряду с гусями, утками и голубями (на одном изображении есть и лебеди) держали стаи журавлей и тоже откармливали их.
Таким образом, различия в сельском хозяйстве Раннего и Древнего царств, в основном, были количественного порядка.
Для Древнего царства можно говорить уже об искусственном орошении земель, недоступных естественному паводку, путем подведения к ним воды по большим искусственно вырытым каналам.
Создание ирригационной системы потребовало не только огромного труда и навыков в работе, но и большого развития знаний в области астрономии, математики, гидравлики и строительного дела. Поскольку земледелие в Древнем Египте было основано на бассейновой системе орошения, годовой цикл работ египетских земледельцев был тесно связан с водным режимом Нила.
С древнейших времен земледельцы, а позднее астрономы Египта вели наблюдение за первым ранним восходом на небе звезды Пса (Сириуса) , который сопутствовал поднятию вод Нила и знаменовал начало нового года. На основании этих наблюдений был изобретен сельскохозяйственный календарь. Он делился на три времени года по четыре месяца каждый: "половодье" ("ахет") , "выхождение" ("пернит") и "сухость" ("шему") . Как показывают сами наименования времен года, они соответствовали водному режиму Нила и связанным с ним сельскохозяйственным работам. Календарный год древних египтян, состоящий из 365 дней был переходным (он расходился с астрономическим годом на 1/4 дня) , поэтому времена года могли приходиться на разные месяцы. Новый год, возвещенный Сириусом, совпадал с началом их астрономического года только через 1461 год, составляющий так называемый период Сотиса (греческое название Сириуса) . Примитивный, но мудрый и полезный сельскохозяйственный календарь времен года можно рассматривать как практическое руководство для различных сельскохозяйственных работ. Например, согласно календарю одни земледельческие работы должны были выполняться во время спаривания тех или иных животных, другие - во время их приплода и т.п.
Специальные чиновники наблюдали за уровнем подъема вод Нила во время паводка. Высоту паводка отмечали на ниломерах, установленных в разных местах реки. Результаты наблюдений сообщали верховному сановнику государства и записывали в царские летописи. Ниломеры Древнего царства находились, вероятно, один вблизи Мемфиса, другой - на скалах острова Элефантина, возле первого порога. Мемфисский ниломер представляет собой колодец, выложенный из одинаковых по величине квадратных камней - вода в колодце поднимается и опускается вместе с поднятием и понижением вод Нила; на стене колодца сохранились древние пометки, отмечавшие уровень подъема воды.
Данные ниломеров позволяли заблаговременно предусмотреть размеры паводка, от которого зависел будущий урожай в стране.
Известия о подъеме вод Нила гонцы разносили по всей стране, чтобы земледельцы могли подготовиться к паводку.
Если данные ниломера превышали обычный для того или иного времени уровень паводка, то стране грозило наводнение, при котором могли оказаться затопленными не только поля, но и селения. Этим объясняется, почему поселения в Египте ютились большей частью на холмах. Но гораздо больше бедствий стране приносил низкий паводок, при котором часть "высоких земель" (искусственно орошаемых) могла остаться не орошенной, вследствие чего ей грозила засуха, влекущая за собой неурожай и голод.
С началом паводка в стране наступало великое ликование, которое воспето в более поздних гимнах Хапи, т.е. Нилу. В надписях древнего царства Нил характеризуется как кормилец царя и людей, который "стоит во главе Египта". Геродот пишет: "Когда же Нил покрывает страну, только отдельные города виднеются над поверхностью, совершенно подобно островам на Эгейском море".
В ирригационных работах принимали участие не только земледельцы, но и все подневольное население страны, отбывающее государственные повинности - "царские работы", работы "на дом царя" и "всякие работы нома". Но если отбывающие повинности были заняты на ирригационных работах временно и периодически, то земледельцы были обязаны постоянно поддерживать в порядке ирригационную сеть участков, на которых они работали.
4.
Крупные вельможеские хозяйства наряду с царскими и храмовыми хозяйствами были ведущими в Древнем царстве. Они состояли из центральной усадьбы и владений (дворов и селений) , разбросанных Во многих гробницах на восточной стене культовой комнаты и в некоторых при пирамидальных храмах Древнего царства сохранились своеобразные изображения дворов и селений вельможеских и царских хозяйств в символическом персонифицированном виде как процессии их "представителей" - мужчин и женщин в праздничной крестьянской одежде с корзинами на головах, наполненными различными съедобными приношениями; в более поздних гробницах они ведут за собой на веревках крупный и мелкий скот, прирученных и откормленных диких животных, несут на руках, в сетях и в корзинах птицу и рыбу. Ученые установили, что рядом с символически изображенными дворами и селениями написаны их названия с указанием местонахождения в Нижнем или Верхнем Египте, реже наименования областей, в которых они были расположены. Если дворы и селения составляли царское хозяйство, в состав их наименований входило имя царя - их собственника или его предков. Вельможеские дворы и селения тоже могли называться царскими именами, если они были пожалованы царем вельможе. В надписях около изображений вельможеских дворов и селений всегда указано, в чей "дом собственный" они входили. Среди вельможеских и царских дворов и селений изображены также "дворы двойника" владения, специально посвященные заупокойному культу владельца гробницы.
Землевладельцы могли распоряжаться землей довольно свободно, могли ее завещать, продать и подарить. У одного вельможи могло быть более одного "домоправителя". Домоправитель был главным, ответственным управляющим "дома", иначе - хозяйства вельможи.
Ему были подчинены писцы, хранитель ведомостей, мерщик и счетчик зерна. Этими людьми осуществлялся верховный надзор за хозяйством; им были подотчетны все низшие начальники; они чинили палочную расправу над всеми провинившимися. Как и в государстве в целом, в управлении хозяйством вельможи мы видим повсюду писцов "личного дома" вельможи: при полевых работах, при перегоне стад, в производственных мастерских. Отчетность в связи с этим стояла на высоком уровне; домоправитель неизменно представлял хозяину пространные ведомости, хранитель хозяйственных книг предъявлял отчет за весь прошлый год.
Владения вельможи распадались на отдельные населенные пункты "дворы", "селения". Во главе отдельных дворов и селений стояло по "властелину" (хека) . Мы находим "властелина" при севе и жатве, на гумне и скотном дворе. Соответственно и отчитывался "властелин" как в собранном хлебе, так и в поголовье скота.
Нередко такие отчеты кончались избиением "властелинов".
Поля и гумна вельмож были распределены по отдельным селениям.
На поле при севе и жатве работали рабочие "отряды". Судя по изображениям, в них состояли одни мужчины. Женской работой было веяние. Если в страдную пору не хватало жнецов, а вельможа был номархом, то он мог в помощь отрядам своего "личного дома" привлечь "царских" людей, т.е. земледельцев-общинников. Поля также обрабатывали рабы.
Посевное зерно выдавалось из хозяйской житницы, и собранный хлеб был зерном, принадлежащим "личному дому" вельможи. Когда в селениях имелись крупные скотные дворы, то коровьи упряжки, на которых пахали на вельможу, принадлежали также ему, а не землепашцам.
Основная особенность гробничных рельефов Древнего царства заключается в художественном изображении на них многочисленных сцен трудовой деятельности работников вельможеских хозяйств, за которой наблюдает сам вельможа с помощью своих сыновей, братьев и служащих. Работникам часто помогают их непосредственные начальники - надсмотрщики. Мало того: к работникам присоединяются и выполняют эту же работу жрецы заупокойного культа.
Как показывают пояснительные надписи, сопровождающие изображения, работники хозяйств вельмож были их "собственными" людьми, в состав которых входили подневольная "челядь" ("мерет") и домашние рабы ("баку") .
То что известно о царском и храмовом хозяйствах позволяет считать их по существу своему похожими на хозяйства вельмож.
В Египте преобладала государственная собственность на землю.
Раздачу земель производил фараон. В его руках была сосредоточена неограниченная власть.
Основными непосредственными производителями сельскохозяйственной продукции были феллахи, составлявшие большинство населения страны. Они жили деревнями - общинами, возделывали свои земли и земли крупных землевладельцев. К сожалению, о положении свободных производителей, не вовлеченных в хозяйство вельмож и царя, до нас дошло очень мало сведений.
5.1.
Перед паводком ирригационную систему приводили в порядок: дамбы, по которым проходили сухопутные дороги, восстанавливали и укрепляли посадкой деревьев и кустарников, каналы очищали и углубляли. Предполагают, что найденные археологами каменные и кремневые наконечники мотыг периодов неолита и энеолита предназначались именно для копки, а не для земледельческих работ.
Во время паводка земледельцы следили за наполнением бассейнов водой. Когда вода заполняла поля бассейнов до уровня трех-четырех локтей, каналы, через которые она поступала, закрывали камнями и засыпали землей. В бассейнах паводковую воду задерживали около двух месяцев, пока не оседал ил и почва не пропитывалась влагой. Освобожденную от ила воду медленно спускали по дренажным (спускным) каналам.
К октябрю половодье медленно спадало. В условиях бассейновой системы орошения в древнем Египте практиковали простейший севооборот (с одним урожаем в год) , при котором земля отдыхала под паром около пяти-шести месяцев. За это время аллювиальная почва, истощаемая ежегодными посевами зерновых культур на одних и тех же участках земли, успевала восстановить свое плодородие насыщалась водой и удобрялась новыми отложениями ила, которые под воздействием солнечных лучей обогащали ее соединениями азота и фосфора. Сразу же после спада половодья в октябре-ноябре, в период "выхождения", начинались полевые работы земледельцев, сначала в Верхнем Египте, затем в Нижнем.
Хозяйственные особенности Нижнего и Верхнего Египта, объясняемые различным характером их природных условий, развивались во времена Древнего царства в направлении специализации сельского хозяйства. Нижнему Египту с землями, отчасти засеянными злаками, отчасти занятыми садами, лугами, болотами, Верхний Египет противостоял как преимущественно хлебный край. С эпохи неолита и до Среднего царства посевы ячменя, более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого эммера. Такие качества ячменя и эммера были замечены земледельцами Древнего царства, поскольку практиковались смешанные посевы этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер) , несмотря на то что уже с эпохи неолита египтянам были известны и раздельные посевы. На выращивании зерновых культур, особенно менее требовательного ячменя, специализировался Верхний Египет. Нижний Египет, более богатый лугами, садами и виноградниками, с конца Раннего царства тоже стал засеваться зерновыми культурами, преимущественно влаголюбивым эммером.
Во времена Раннего царства египтяне заимствовали из Передней Азии и настоящую (голозерную) пшеницу. Но эта более требовательная, чем эммер, и истощающая почву культура не получила большого распространения в Египте до греко-римского периода, хотя хлеб из нее изготовляли высшего качества. Во времена Древнего царства выращивали также особый вид полбы, употреблявшийся для приготовления пива. Из технических и масличных культур египтяне с эпохи неолита культивировали лен, как ради его волокон для пряжи, так и с целью получения семян, из которых приготовляли льняное масло.
Способ посева древнеегипетских земледельцев существенно отличается от практикуемого в Европе. Вот, что говорит по этому поводу Геродот: "Теперь они (т.е. египтяне, проживающие "ниже Мемфиса") действительно собирают земные плоды с меньшим трудом, нежели прочие народы и остальные египтяне: они не трудятся над тем, чтобы провести борозды плугом, чтобы взрыхлить землю мотыгой или исполнить какую-либо работу над пахотным полем, обязательную для всякого иного народа. Сама собой река наводняет и орошает поля, а, оросивши, вступает обратно в свои берега; тогда каждый засевает свое поле и пускает на него свиней, которые и втаптывают семена в землю". Такой способ сева был возможен в хорошо орошаемой местности, земли которой долго оставались под водой во время паводка, и покрывались значительным слоем ила.
Если после спада паводка вода продолжала оставаться на поле, вследствие чего земля долгое время была в состоянии жидкой грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов, которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в землю и уплотнения почвы. Стада состояли из трех - десяти гривистых длинноногих овец и двух баранов - вожака, идущего во главе стада, и замыкающего стадо. Уплотняя почву и втаптывая зерно в землю, стада овец и баранов, по существу, выполняли работу бороны, которую можно часто встретить на полях современного Египта. За стадом бежали погонщики - от трех до шести человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью палок или веток с колючками в одной руке и толстых бичей, сплетенных из кожаных ремней, в другой, размахивая ими высоко в воздухе над головами.
Иногда стадо скота, видимо, недостаточно глубоко прикрывало посеянное зерно, тогда за ним следовала еще упряжка из двух быков или коров, тянувших легкую деревянную соху. В этом случае соха имела особое назначение - она не рыхлила почву, которая пребывала еще в состоянии жидкой грязи, а дополнительно прикрывала посеянное зерно землей, погружая его глубже в почву.
Бывало вслед за сохой на пашню опять выгоняли стадо овец и баранов, по-видимому для дополнительного уплотнения жидкой почвы и укрепления в ней зерна. Но на обыкновенных хорошо орошаемых землях, которые не было нужды уплотнять, посевное зерно, брошенное в почву сеятелем, прикрывалось сначала сохой, в которую была запряжена пара быков или коров, а затем уже дополнительно втаптывалось в почву стадами овец и баранов.
В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте, особенно на его юге, после спада воды почва быстро высыхала, растрескивалась, и на ее поверхности образовывались затвердевшие комья земли. На высоких землях, где паводок пребывал временно и недолго, почва оставалась плотной после спада воды. Новые целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем сеять, работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными или лопатообразными наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой коров (или быков) и сохою раздвигал уже мелкие комья земли в неглубокие борозды. И только за пахарем шел сеятель с сумкой зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно, разбрасывал высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с мотыгой, и разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно там, где это недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга служат здесь для рыхления земли. Сохранилось изображение трех работников, разбивающих большой ком земли мотыгами: они стоят лицом друг к другу, и все бьют в одно место. Прикрывают посев опять-таки при помощи мотыги и скота.
Другим способом производили посев технической культуры льна. Но сцены, изображающие посев льна, дошли до нас только на памятниках более поздних эпох. Обработка почвы сохой и посев семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льна сеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за сохой и бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель хлебного зерна, а опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в борозду, оставленную сохой. Это делалось для того, чтобы лен вырастал рядами, - так его легче было выдергивать. Сеятелями часто были женщины и мальчики, видимо, описанный способ посева семян льна не требовал такой физической силы, как разбрасывание хлебного зерна.
Посевная пора продолжалась довольно долго. Заканчивали посев в основном уже в декабре.
5.2.
Уборка урожая была для египетских земледельцев большим событием радостным завершением тяжелых земледельческих работ.
На рельефе сельскохозяйственного календаря солнечного храма царя Ниусерра в Абусире сохранилось изображение теребления - выдергивания созревшего льна. В Среднем Египте сбор урожая льна начинался в апреле и продолжался восемь - десять дней, так как по истечении этого времени коробочки перезревали, трескались и семена выпадали.
Жатва злаковых культур - ячменя и эммера - на рельефах Древнего царства обычно изображена раздельно, что, вероятно, объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя - в апреле, эммера - в мае. Злаки, показанные на рельефах, различают по числу зерен и окраске: шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет, двузернянка-эммер - в красно-желтый. Изображение ячменя и эммера в краске, как даров времени года "сухости", сохранилось на одном рельефе XI династии.
Жали с помощью деревянных серпов со вставленными в них (закрепленными с помощью клея и глины) хорошо отполированными кремневыми зубьями. Пучки колосьев срезали так высоко, что стебли оставались наполовину не сжатыми. Жали правой рукой вплотную под левым кулаком, державшим пучок стеблей. Затем на поле с высоким жнивьем выпускали пастись скот. Сжатые колосья, оставленные жнецами на земле, собирали другие работники, которые вязали их в снопы; пучки сжатых колосьев складывали поочередно колосьями то в одну, то в другую сторону; сноп завязывали с двух сторон, чем он отличался от снопа льна, перевязанного с одной стороны.
Отряды жнецов работали под звуки флейты. На рельефе в гробнице Тии показаны флейтист и певец, стоящие в середине поля в окружении слегка согнутых работающих жнецов. Певец, как свидетельствует серп под его рукой, был жнецом, но стоит он в позе певца - одной рукой подпирает щеку перед ухом, другую протянул вперед. Он спрашивает флейтиста: "Прикажи мне (что я должен петь) ". Под ритм музыки жнецам легче было выполнять тяжелую работу. Кроме того, флейта играла важную роль в культе бога умирающей и воскресающей природы Осириса, связанном с сельскохозяйственными работами.
В мае начинали жать более позднюю зерновую культуру - пшеницу - эммер, посеянный в ноябре - декабре, который созревал на месяц позже ячменя. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда изображается рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При часто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и эммера, последний снимали недозрелым и сушили в специальных печах.
Работали жнецы в набедренных повязках, завязанных большей частью сзади. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы. Первый сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около которого стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят снопы к перевозке на гумно, которое было расположено около деревни, т.е. выше поля. Чтобы не было потерь зерна, снопы упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили снопы на ослах.
На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам которого стоит по одному погонщику скота. Токи - площадки для молотьбы. Площадка была круглой, иначе по ней не мог бы бегать свободно скот, при помощи которого велась молотьба. Слева от тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до колен, опираясь руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам копны, забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под колосьями. Двое других работников сметают метлами зерно в большую кучу. Молотили зерно обычно быки и ослы.
На рельефе в гробнице Кахифа изображено, как поясняют надписи "веяние ячменя" и "веяние пшеницы" (обычной - "сут", не эммера) .
На гумне рядом с кучей зерна стоят две работницы в плотно завязанных на голове платках (платки держатся налобной повязкой) для защиты от летающей вокруг пыли и мякины - на некоторых рельефах заметно пыльное облако. Они одеты в обычные платья сарафаны на бретельках. Одна работница поднимает вверх веялки, представляющие собой две маленькие продолговатые лопатки, зерно падает вниз, ветер уносит мякину. Другая работница держит веялки в правой руке, а левой очищает зерно от мякины с помощью длинного узкого веника, за работой наблюдает надсмотрщик с двумя собаками на повадке. В гробнице Тии показан последний процесс очистки зерна от пыли и грязи просеиванием через решето. В работе принимают участие и мужчины - они заметают метлами очищенное.
Провеянное зерно измерялось и учитывалось писцами. Затем работники засыпали его в башневидные, закругленные сверху хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож хранилища были сооружены из нильского ила (на рельефах они окрашены в серый цвет) . В царских и храмовых хозяйствах их строили из кирпича-сырца. Такие зернохранилища были обнаружены археологами в припирамидном поселении царицы Хенткавес конца IV династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева в хранилищах устроенных на поле. Они представляли собой скирды снопов, обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями папируса. Зерно засыпали и вынимали через отверстие у основания хранилища.
Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали возможность жизни и труда населению всей страны.
Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника, очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности.
БИБЛИОГРАФИЯ.
1. Кинк Х. А., Египет до фараонов, М., 1964.
2. Редер Д. Г. Экономическое развитие Нижнего Египта (Дельты) в архаический период (V-IV тысячелетия до н.э.) ., - сб. "Древний Египет, М., 1960
3. Всемирная история. т. 1, М., 1955 (глава: Перепелкин Ю. Я., Египет Древнего царства,)
4. Cавельева Т. Н. Как жили египтяне во времена строительства пирамид. М., 1971 г.
5. Савельева Т. Н. Аграрный строй Египта в период древнейшего царства, М., 1962
6. Струве В. В., История древнего Востока, М. -Л., 1941
textarchive.ru
Один день земледельца в Древнем Египте
откуда списала?
Бред какой-то. И к какой социальной группе относится твой потомственный земледелец? <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Древний_Египет#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.81.D1.82.D1.8C.D1.8F.D0.BD.D0.B5" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Древний_Египет#.D0.9A.D1.80.D0.B5.D1.81.D1.82.D1.8C.D1.8F.D0.BD.D0.B5</a>
Древнейшее население Египта занималось охотой и собирательством. Земледелие не сразу стало главным занятием египтян. В долине и дельте Нила «готовых» полей было мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. Застоявшаяся в низиндх вода загнивала - низины превращались в болота. Болота приносили огромный вред: над ними вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные испарения, они кишели ядовитыми змеями, трясина засасывала людей и скот. Египтяне упорным трудом уничтожали болота. Работая лопатами и мотыгами, они рыли в болотах каналы, в которые собиралась вода. Болотную воду по каналам отводили в Нил, а жаркое африканское солнце осушало почву. Берега Нила покрывали непроходимые заросли тростника, который назывался папирус. Тростник достигал высоты в два-три человеческих роста. Лес в Египте не рос, поэтому люди охотно использовали папирус в хозяйстве. Из его толстых стволов делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки; из тонких побегов папируса плели коврики, на которых спали; молодые побеги употребляли в пищу. Впоследствии из папируса научились делать материал для письма, похожий на бумагу. Однако заросли папируса занимали в нильской долине слишком много места. В них прятались львы и леопарды, нападавшие на людей и скот. Поэтому египтяне вырубали каменными, а позже медными топорами прибрежные тростники, освобождая землю под посев. Напряженный труд многих поколений египтян привел к тому, что на месте болот и зарослей папируса стали зеленеть всходы ячменя, пастись стада коров и быков. Египтяне строили заградительные дамбы в виде вала: сплетали из тростника забор, который обкладывали толстым слоем речного ила, перемешанного с соломой. Заградительный вал укрепляли камнями в тех местах, где могло быть сильное течение. Затем делали в дамбе воротца. Пропустив на участок нужное количество воды, египтяне запирали воротца. Жители Египта рыли каналы, по которым подводили воду к местам, удаленным от реки. С помощью шадуфов они поднимали воду на высокие поля. Вся страна уже в глубокой древности стала покрываться сетью поперечных и продольных насыпей и каналов. Долина как бы разделилась на небольшие прямоугольные участки.
Однажды мне приснился сон. В нем я оказался в Древнем Египте. Целый день я провел с египетским земледельцем. И вот мои наблюдения.. . Утро земледельца начинается очень рано. Он умывается, завтракает и идет работать. У него очень большой виноградник, который находится рядом с Нилом. Он очень тщательно и бережно заботится о нем. Земледелец сказал мне, что на протяжении многих лет его предки выращивали виноград. И он продолжает дело своих предшественников. Он осматривает каждую лозу и убирает сорняки. Земледелец показал мне как правильно ухаживать за виноградом, чтобы был хороший урожай. Еще он рассказал мне, что из этого винограда получается очень вкусное вино. Еще у земледельца есть большое поле льна и пшеницы, мельница и пекарня. Пока он молол пшеницу и выпекал хлеб, его жена ткала изо льна полотно и шила одежду. Вот и пролетел день. Земледелец и его жена возвращаются домой. Мы все вместе поужинали. Я попробовал их вкусный свежий хлеб. После ужина они ложатся спать. Ведь завтра новый день и у семьи земледельца много дел...