Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в период с 4 тыс. до н. Э. по 476 г. н. э. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом Древнего мира.
Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного «права». Родиной международного права явился Ближний Восток, долины рек Тигра, Евфрата, Нила. Именно там, в 4 тыс. до н. э. образовались древнейшие государства. В процессе взаимодействия между ними формировались первые межгосударственные правовые нормы.
Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:
1) пришедшие из догосударственного межплеменного «права» правила, закрепленные в обычаях и договорах;
2) религиозность;
3) регионализм;
4) обычай как главный источник международного права.
В то время отсутствовали международные отношения в современном понимании. В сферу мирового рынка и глобальных связей не были включены целые континенты (Америка, Австралия, большая часть Африки), неизвестные европейцам, население которых жило еще при родовом строе. В различных географических районах имели место свои центры международной жизни (Ближний Восток, Индия, Китай, Греция, Рим и др.). Они включали сравнительно небольшие группы государств, поддерживающих между собой более или менее устойчивые связи.
Древнейшим из известных на сегодняшний день международно-правовым актом считается договор около 3100 г. до н. э., заключенный между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма. Он подтверждал государственную границу и говорил о ее неприкосновенности. По договору споры сторон должны были решаться мирным путем на основе арбитража. Обязательство по исполнению договора гарантировалось клятвами с обращением к богам.
К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов.
В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а поэтому он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.
Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. В Египте во время войны господствовал юридически не ограниченный произвол. Побежденные и их имущество как добыча переходили в собственность победителя. В Индии обычаи права войны были наиболее развитыми, они получили закрепление в «Законах Ману» и «Артхашастра». Но если война и считалась правомерным действием, то рассматривалась она как нежелательное явление. Здесь же встречались и определенные ограничения. Так, нельзя было убивать женщин, детей, стариков и раненых, а также лиц, сдавшихся в плен. Неприкосновенностью пользовались храмы и другие культовые сооружения и их служители. В то время уже существовали нормы, ограничивающие применение оружия. Небезынтересен и тот факт, что именно в Индии возникли первые юридические правила о ведении войны на море. В Китае (11-1 тыс. до н. э.) аналогично складывались определенные нормы права войны, имевшие свою специфику. Поскольку Китай вел частые междоусобные войны, то и жизненный принцип «цаныпи», означавший «поедание земель соседей», получил здесь наибольшее значение.
Что касается Греции, то она понимала войну как борьбу всех граждан одного полиса со всеми гражданами другого. Количество норм, ограничивающих применение определенного оружия, было не столь велико. Интересно также, что при взятии какого-либо вражеского города убийство мирных жителей считалось вполне правомерным. У греков не существовало режима пленных. Так, побежденные могли быть подвергнуты пыткам и убиты, а имущество их уничтожено. Наравне с этим в Греции уже знали состояние нейтралитета и невмешательства. Нейтралитет был возможен только во время войны, а невмешательство - и в мирное время.
А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями. Отсюда и жестокость римской армии, не щадившей никого. Даже святыни народов – храмы подвергались опустошению.
Не только в процедуре объявления войны и ее ведения была налицо религиозность, ее можно проследить и в дипломатии. В Китае вопросы церемониального характера отражали обычаи того времени. Так, сложившиеся ритуальные нормы о приеме послов и заключении договоров сопровождались обрядами и жертвоприношениями.
Древние греки не знали института постоянного дипломатического представительства, и чаще всего посольства носили единовременный характер. Послам выдавали документы, удостоверяющие их официальный статус и уполномочивающие на право ведения переговоров. Документ был в виде сдвоенных навощенных дощечек и именовался дипломом (отсюда и возникновение слова «дипломатия»). Неприкосновенность послов была общепризнанной, нарушение ее могло привести к войне. По существовавшему в Риме убеждению послы находились под охраной богов и были также неприкосновенны. От послов требовалось великое искусство вести переговоры, заключать договоры о мире, союзе и взаимной помощи.
Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Затем постепенно этот институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса - должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.
В этот же период в Индии и Китае были известны различные формы посредничества и арбитражных судов. Так, в 546 г. до н. э. был созван общекитайский конгресс. Результатом его явилось подписание договора о ненападении, предусматривавшего мирное разрешение споров путем обращения спорящих сторон к арбитражу.
Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 г. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все «новорожденные» институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. С III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников. Побежденная сторона оставалась вместе с тем субъектом международного права. В дальнейшем договор о покровительстве стал заключаться и в мирное время. Государства, получившие его, становились союзниками Рима. От мирных договоров отличался договор перемирия. Последний подписывался командующим армией, консулом или легатом и, хотя условно вступал в силу немедленно, подлежал ратификации.
Период зарождения международного права плавно переходит в следующий этап, неразрывно связанный с возникновением феодальных отношений.
Если книга которая размещена на сайте нарушает Ваши авторские права, свяжитесь с нами. [email protected]
online-books.net.ua
3. Международное право средних веков
Падение в 476 г. н.э. Западной Римской империи и низложение вождем германских Наемников Одоакром последнего римского императора Ромула Августула дало простор развитию феодально-общественных отношений. Начали быстро складываться феодально-экономическая формация и вместе с ней феодальный тип международного права. Система юридических принципов и норм, постепенно сложившихся в V - XVII вв. и регулировавших отношения государств той исторической эпохи, именуется международным правом средних веков.
Отличительными чертами этого периода являлись:
1) регионализм;
2) преобладание обычных норм над договорными;
3) значительное влияние церкви на процесс формирования норм международного права.
Единого для всех государств международного права, как и в древности, не существовало. Центрами международной жизни были: Западная Европа, Византия, Киевская Русь, затем Московское государство. Арабский Восток, Индия и Китай. Субъектами международного права в то время являлись не только монархи, папа римский, некоторые религиозные организации - рыцарские ордена (Тевтонский и Ливонский), но и так называемые вольные города и их союзы (г. Висби, Венеция, Ганзейский союз и др.).
Первые века феодализма отмечены многочисленными устными договорами, которые сопровождались либо клятвой, либо рукопожатием. Однако постепенно устанавливается форма и письменного заключения договоров. Чаще их тексты были написаны на латинском языке. Сроки действия таких договоров были самые различные (от 1 года до 50 лет и более). Давность международных соглашений к тому времени не была известна и четко определена. К расторжению международных договоров вели войны. В ту эпоху появились новые виды международных договоров: торговые, о плавании по рекам (Феррарский пакт итальянских городов о свободном плавании по реке По 1117 г.), консульские, валютные и другие соглашения. Феодальные договоры были в основном двусторонней сделкой, но в истории известно заключение и многосторонних договоров. Как правило, это были мирные договоры. Так, договор 1648 г. вошел в историю как Вестфальский трактат, которым закончилась Тридцатилетняя война. В основе этого трактата лежал принцип политического равновесия, и с тех пор решение европейских проблем осуществлялось не на религиозной, а на светской основе. Как же стоял вопрос разрешения международных споров? Наибольшее распространение получили третейские суды. В качестве арбитров выступали монархи, светские феодалы, папа римский, иногда образовывались коллегии из равного числа участников от каждой из сторон спора.
Как и в период зарождения международного права, так и в средние века обществу не был известен институт постоянных дипломатических представителей. Постепенно нормы права внешних сношений стали включаться в договоры, хотя по-прежнему и оставались преимущественно обычными. Средневековая практика дипломатии исходила из принципа: «Посол лицо государя носит и речи его говорит». Таким образом, послы являлись личностями неприкосновенными. Они наделялись особыми привилегиями и преимуществами, как-то: невозможность задержания их властями государства и наложения ареста на имущество, освобождение от уплаты пошлины и т.д. Они могли рассчитывать на особые почести церемониального характера.
Вместе с тем возникает институт консулов. Первые из них уже начали складываться в Х в. в Средиземноморье. Консулы первоначально представляли собой избранных из числа иностранных купцов и мореплавателей лиц, которые должны были защищать их интересы перед местными властями. Получая дальнейшее развитие в Европе, институт консулов постепенно приводит к появлению соответствующих государственных учреждений.
Тяжелым оставалось положение иностранцев. Они находились в полной зависимости от феодала. Их личная безопасность и имущество не были каким-либо образом обеспечены. Имущество умершего иностранца переходило не к его наследникам, а к феодалу. Существовало так называемое «береговое право». В соответствии с ним все имущество, выброшенное на берег в случае кораблекрушения, переходило в собственность феодала. С течением времени этот режим несколько смягчается, и вопросы о положении граждан, проживающих за границей, становятся предметом международных договоров.
Дальнейшее развитие получили нормы права войны. Участниками войны считались все взрослые (обычно с 14 лет) мужчины. В мусульманских странах в священной войне могли участвовать и женщины. Законы войны той эпохи оставались по-прежнему суровыми. На основе их не проводилось различие между военными и мирным населением, пленных обращали в рабство, раненых бросали на произвол судьбы, города и селения подвергались разграблениям. А вот на Руси существовал обычай объявления войны заранее («иду на вы» - предупреждение киевских князей), а также неприкосновенности мирных жителей. В более позднее время той эпохи зарождается так называемое попечение о раненых и больных.
Хотя режим нейтралитета и был явлением редким, но уже тогда заметны были более строгие права и обязанности нейтральных государств, а также и их гарантии в этом.
Нельзя не сказать о значении идеи суверенитета и равноправия государств. Суверенитет государства приравнивался к форме суверенитета монарха, так как он являлся единственным его носителем. Подтверждением тому служит изречение французского короля Людовика XIV (1638 -1715 гг.): «Государство - это я». В связи с этим равенство государств сводилось к равенству монархов («равный над равным власти не имеет»).
В средние века возникает наука международного права. Ее основоположником принято считать выдающегося голландского юриста Гуго Гроция (1583 - 1645 гг.). В 1625 г. он издал первый систематический труд «О праве войны и мира», охвативший все основные вопросы международного права.
Великие географические открытия и возникновение в связи с этим глобальных мирохозяйственных связей постепенно приводят к формированию общего для всех уголков планеты международного права. Оно становится по преимуществу договорным, а роль и значение церкви в становлении новых норм международного права неуклонно падает.
Следующим шагом в истории является этап классического международного права, связанный с зарождением нового типа социально-экономических отношений, бессословного общества и свойственных ему способов организации государственной власти и ее легитимации в обществе и на международной арене.
studfiles.net
Глава 2 Возникновение и развитие международного права § 1. Древний мир
Глава 2
Возникновение и развитие международного права
§ 1. Древний мир
Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы — рабовладения. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III—началу II тысячелетия до н. э.
Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т. е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это, в первую очередь, долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.
Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.
Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного: считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселение побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Обычными были и нормы о нейтралитете во время войны, например, в Древней Греции. Что касается религиозной окраски права войны, то, например, в Древнем Риме ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на пользу Рима и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.
Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения.
Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.
Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже, торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться.
Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.
Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. Так, в отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении — защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами. Проксены пользовались рядом прав, в частности, им предоставлялась неприкосновенность, безопасность и защита имущества во время воины. Так начинает складываться право защиты иностранцев.
В древнем мире существовала практика создания различного рода лиг (Китай), союзов (Греция). Например, союзы греческих государств возникали на основе как общеэллинских религиозных праздников, так и потребностей военно-политического сотрудничества. Чаще всего их члены в международно-правовых отношениях оставались самостоятельными сторонами. Более развитой формой союза государств были симмахии, близкие к союзному государству и создававшиеся в основном для решения военных задач. Они нередко самостоятельно заключали международные договоры (Беотийский союз). Симмахии также играли роль третейского суда и рассматривали споры между государствами, входившими в такой союз.
Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без согласия последнего. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек как имеющих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.
В целом следует подчеркнуть, что немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. Эта система получила название "право народов". Последнее представляло сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм. Так, защита собственности в гражданских отношениях подкреплялась международными нормами о возмещении военного ущерба.
§ 2. От падения Римской империи до Вестфальского мира
Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы под влиянием государственности новой формации обогащались и получали дальнейшее развитие. Прежде всего это касалось характера норм международного права и их религиозной окраски. Сформировались общие международно-правовые правила, которыми в своих отношениях руководствовались государства, но они оставались обычными. Например, в качестве обычно-правовых признавались требования о том, что договоры должны соблюдаться (pacta sunt servanda), что послы государей являются неприкосновенными, что государство, заявившее о своем нейтралитете, не должно оказывать военной помощи воюющим. Религиозная оболочка международно-правовых норм также претерпела изменения. Так, характерной особенностью клятвы в эпоху феодализма явилось то, что она служила средством установления отношений вассальной зависимости: с юридической точки зрения договоры, заключенные между монархом и нижестоящими феодалами одного государства и освященные клятвой, мало отличались от соглашений и клятвы между монархами различных стран. Например, клятва давалась при заключении Мюнстерского (1648 г.) мирного договора.
Другой особенностью феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римский папа Григорий VII (XI в.) первым сделал попытку создать "мировое государство" под своей властью. Римские папы в своем влиянии на международное право опирались на каноническое право, состоявшее из постановлений церковных соборов и из папских указов.
Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказал ислам, причем отдельные положения шариата, касавшиеся, например, законов и обычаев войны, распространялись и за пределы арабского мира.
Международное право феодальных государств продолжало испытывать влияние римского права, что выражалось в цивилистической окраске ряда международно-правовых институтов. Например, это касалось институтов залога и поручительства как средств обеспечения международных договоров, института приобретения государственной территории.
В рассматриваемый период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатах, на территории Индии и Китая, в Киевской, а позднее — Московской Руси.
В сфере посольского права следует выделить появление с XV в. постоянных посольств. Разрабатывается, особенно в Византии, пышный ритуал приема иностранных послов. При следовании послов на территории государства, где они получали аккредитацию, послам назначалось содержание со стороны местных властей. Нарушение неприкосновенности послов приводило к суровому наказанию нарушителя и даже отлучению от церкви. В XIII в. появились первые официальные инструкции для послов (Венеция). Стало складываться суждение о том, что основанием прав и привилегий дипломатических представителей является суверенитет государя, от имени которого действовал посол. По прибытии в страну аккредитации посол вручал верительные грамоты. Послы освобождались от таможенного досмотра и уплаты пошлины, власти страны пребывания должны были обеспечить охрану членов посольства. Обязанностями посла считались: ведение переговоров, изучение происходящих в стране аккредитации событий, доведение соответствующей информации до своего правительства.
Военные обычаи в средневековый период продолжали оставаться весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы. Нередко война трактовалась как судебный поединок, в котором победитель определял положение побежденного. Общепризнанным было положение об обязательности объявления войны, причем объявлять войну и вести ее можно было лишь от имени монарха. В ходе военных действий применялось "право добычи", которая переходила в собственность захватившей ее стороны. Даже пленные считались "добычей" захватившего их конкретного лица, что позволяло получить за них выкуп.
Ограничить жестокости войны пыталась церковь. На ряде региональных и вселенских католических соборов Х—XI вв. были сделаны попытки установить "замирение по субъектам", согласно которому в военных действиях не должны были участвовать лица духовного звания, паломники, вдовы, купцы, дети до 12 лет. Кроме того, принимались решения о "замирении по объектам", исключавшие из сферы военных действий церкви, дома духовенства. Были также попытки установить дни, в которые запрещалось ведение военных действий (Божий мир). Попытка запретить отдельные виды оружия была сделана на II Латеранском соборе 1139 г., решением которого запрещалось использование орудий для метания и арбалетов.
В феодальный период заключалось значительное количество международных договоров, которые отражали сложнейшую иерархическую лестницу в виде занимающих различное общественное положение феодалов — собственников земли. Последние нередко самостоятельно вели дипломатические отношения и заключали договоры. Предметом соглашений были договоры о мире и союзе, покровительстве, территориальных изменениях, плавании по рекам и морям, торговле. Уже в IX— Х вв. ряд международных договоров был заключен Киевской Русью с Византией. Договоры заключались преимущественно письменные. Они составлялись на языках сторон. Договор имел личностный характер, он заключался от имени правителя. Однако постепенно договоры стали получать более широкую основу, поскольку стали подписываться и от имени наследников монарха. Стала использоваться оговорка о неизменных обстоятельствах как условии действия договора. Способами обеспечения договоров являлись залог людей (как правило, членов семьи монарха), залог ценностей и территории. Известно, например, что Корсика, принадлежавшая Генуе, была ею передана в залог Франции. В связи с тем, что Генуя не выполнила перед Францией договорных обязательств, Корсика стала французским владением.
В период средневековья стал применяться институт гарантии договоров со стороны третьих государств. Нередко гарантом международных договоров был римский папа. В частности, он гарантировал выполнение договора 1494 г. между Испанией и Португалией.
Покровительство иностранцам получило в средние века более прочную юридическую базу — в международные договоры постепенно стали включаться статьи о положении иностранцев. Они, в частности, содержали обязательство сторон обеспечить переход имущества умершего иностранца к его наследникам, а не к правителю, на земле которого проживал иностранец. В целом положение иностранцев было очень тяжелым: они находились в полной зависимости от феодального сеньора, их личная безопасность и неприкосновенность имущества не были каким-либо образом обеспечены. Иностранцы, прибывающие в страну без разрешения, закрепощались, а выезд из страны облагался налогом. Лишь в период сословной монархии со стороны королевской власти стали делаться попытки ограничить произвол феодалов по отношению к иностранцам.
Режим морских пространств в период средневековья испытывал влияние двух различных подходов к пользованию морем. Один подход поддерживали такие развитые морские державы, как Англия, Венеция, Генуя, Испания, Португалия. Он заключался в стремлении осуществлять над прибрежными водами и частями Мирового океана свой суверенитет. Подобно тому как Англия считала Ирландское море своим суверенным владением и пыталась запретить другим странам осуществлять в нем рыболовство, Генуя претендовала на Лигурийское море, а Венеция — на Адриатическое. Подход к использованию морских пространств другой группы государств, например Нидерландов и Франции, был иным — они считали, что открытое море должно быть свободным для судоходства и рыболовства. В основе данного подхода лежало представление о том, что Мировой океан должен считаться общей собственностью и быть свободным для всех государств. Впрочем, в конце XVI в. Англия стала склоняться к идее о том, что пользование морем должно быть свободным для всех и ни одно государство не должно претендовать на те или иные части Мирового океана.
В средние века сложилась обычно-правовая норма о праве прибрежного государства иметь территориальные воды. Поскольку считалось, что власть государства кончается там, где кончается сила его оружия, ширина территориальных вод в соответствии с "правом пушечного выстрела" стала определяться в три морские мили. Вопросы регламентации мореплавания и морской войны отражались в специальных сборниках, содержащих морские обычаи, судебные решения. Так, в XIV в. был издан сборник "Консолато дель маре" ("Морской сборник"), содержавший правила нейтралитета, положения, касавшиеся военной контрабанды, и т. п.
Мирные средства международных споров в средние века стали обогащаться за счет достаточно широкого обращения к третейским судам и арбитражу. Так, в 1317 г. в споре между королем Франции и герцогом Фламандским судьей выступил папа Иоанн XXII. В качестве арбитров выступали не только духовные лица, но и светские. Практиковалось также заключение договоров об арбитраже. Известен договор об арбитраже, заключенный в 1343 г. между Вольдемаром Датским и Магнусом Шведским. Договор определил, что каждая сторона должна в качестве арбитров назвать по 24 епископа и 12 рыцарей. Делались попытки учредить постоянные арбитражи, например, посредством договора между Генуей и Венецией в 1235 г. Особенностью рассматриваемого периода было и то, что международные конфликты начинают становиться предметом рассмотрения вселенских соборов католической церкви, а также светских съездов государей и послов. Так, вопросы войны и разрешения конфликтов рассматривались на съездах 1201 г. в Тарасконе и 1429 г. в Луцке.
Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 г., которым завершилась Тридцатилетняя война в Европе. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Впервые была сформулирована декларативная теория признания, а также признана независимость Швейцарии и Нидерландов. Вестфальским договором в международную практику Западной Европы в качестве общепризнанного участника международного общения была введена Московская Русь. Договор закрепил между всеми его участниками не только "право на территорию и на верховенство", но и равноправие европейских государств без различия их форм государственного строя и религиозной веры. В нем отразилась идея согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы на светской, а не на религиозной основе. Значение договора состоит также в том, что он явился базовым документом в развитии института международно-правовых гарантий.
Завершение периода сословной монархии характеризуется выработкой понятия "суверенитет". Оно означало политическое и юридическое верховенство власти монарха над всеми феодальными властителями внутри страны и ее независимость в международных отношениях, включая независимость от римской церкви.
§ 3. От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира
Этот период в истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств, закрепленного в Вестфальском трактате 1648 г., а также с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественной школы права. Побудительным мотивом для утверждения новых международно-правовых норм явилось закрепление естественно-правовых идей Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в конституциях Франции 1791 и 1793 гг., в Декларации международного права, представленной в 1793 г. аббатом Грегуаром французскому Конвенту. В этих документах феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи, переносившие на международные отношения нормы и правила, свойственные взаимоотношениям индивидов, — "человек должен человеку то, что народ должен другим". Народы находятся между собой в естественном состоянии, связывает их всеобщая мораль. Следовательно, было отвергнуто представление о суверенитете, который принадлежит монарху. Вместо суверенитета монарха выдвигался принцип суверенитета народов: "Народы по отношению друг к другу независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают" (ст. 6 Декларации Грегуара). В Декларации были также закреплены принципы невмешательства во внутренние дела другого государства ("народ не имеет права вмешиваться в дела других народов"), территориального верховенства, соблюдения международных договоров ("договоры между народами священны и нерушимы").
Хотя проект Декларации, подготовленный Грегуаром, французским Конвентом не был утвержден, его положения, как и положения принятой учредительным собранием Франции Декларации прав человека и гражданина, оказали огромное влияние на формирование не только общих принципов международного права, но и на правовое положение государств как субъектов международного права, на гуманизацию правил ведения войны, на решение по-новому вопросов территории и населения в международном праве, на право международных договоров.
Дадим характеристику тенденций развития указанных институтов.
Суверенитет государства как субъекта международного права связывается с суверенитетом народа. Все народы, а следовательно, государства независимы и равноправны, что является их неотъемлемым свойством. Они обладают рядом основных прав и обязанностей. Каждый народ является хозяином своей территории. Он устанавливает свой образ правления. Одна из основных обязанностей народов — делать в мирное время друг другу как можно больше добра, а во время войны — причинять друг другу как можно меньше зла. Правовая теория выработала также ряд основных прав народов: на самосохранение, на территорию, на независимость, на международное общение.
Данную доктрину использовали национальные движения в борьбе за свою государственность. В этот период возникает ряд новых национальных государств: от Нидерландов отделяется Бельгия; от Турции — Болгария, Греция, Румыния, Сербия, Черногория. Основные права и обязанности народов начинают рассматриваться как основные права и обязанности государств.
Гуманизация правил ведения войны основывалась на ряде новых положений. По инициативе России в 1868 г. в Петербурге подписывается Декларация о запрещении разрывных пуль. В практику стало вводиться положение, согласно которому вопросы объявления войны и заключения мира являются прерогативой высших органов законодательной власти. Произошло разделение населения на комбатантов, т. е. воюющих, и соответственно мирное население, т. е. лиц, не принимающих участие в военных действиях. Каждая из этих категорий лиц приобретала собственный правовой статус. В 1864 г. принимается Женевская конвенция о больных и раненых. Военное насилие не могло применяться к мирному населению. В Утрехтском трактате 1713-г. регулировался вопрос о защите собственности мирного населения. Существенные изменения произошли в правилах военной оккупации. Стало утверждаться положение о том, что оккупация не должна приводить к аннексии, т. е. захвату оккупированной территории и распространению на нее суверенитета государства-оккупанта. Военная оккупация стала считаться лишь временным занятием неприятельской территории, не связанным с конфискацией собственности населения и изменением местного управления.
Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться территориальные вопросы. Начал утверждаться принцип территориального верховенства государства. Возник новый способ перехода государственной территории от одного государства под суверенитет другого: на основе плебисцита — голосования населения передаваемой территории. Изменение государственной принадлежности территории посредством плебисцита было, например, осуществлено в 1791 г. в отношении Авиньона, в 1792 г. — Савойи, в 1793 г. — Ниццы. Эти территории перешли к Франции. Что касается колониальных владений европейских держав, то они на Берлинской конференции 1884 г., где обсуждались вопросы раздела Африки, установили правило, согласно которому для признания первичной оккупации колониального владения "действительной" необходимо было установить эффективное "присутствие" на данной территории и получить признание факта занятия этой территории со стороны других держав. Новые, демократические по своему содержанию, нормы международного права соседствовали, таким образом, с- положениями, закреплявшими колониальные отношения. Тем не менее в правовом режиме территории и пространств происходили изменения. Особенно это касалось правового режима открытого моря. Окончательно утверждается принцип свободы открытого моря. В значительной мере этому способствовала Россия. 28 февраля 1780 г. она провозгласила Декларацию о вооруженном нейтралитете, имевшую целью обеспечить принцип свободы судоходства для нейтральных государств.
Декларация получила широкую международную поддержку и способствовала заключению соответствующих договоров России с Пруссией, Данией, Швецией и другими государствами.
Стали развиваться нормы, касающиеся плавания по рекам (Рейну, Маасу, Висле). Реки были объявлены общей и неотчуждаемой собственностью всех государств, по территории которых они протекали: ни один народ не должен был претендовать на исключительное владение ими. Эти идеи нашли поддержку европейских государств и были реализованы во многих международных договорах.
Среди международно-правовых вопросов населения, получивших развитие под влиянием французских Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Декларации международного права 1793 г., следует выделить вопросы о праве убежища и о положении иностранцев.
Конституция Франции 1793 г. провозгласила, что Французская Республика предоставляет убежище иностранцам, изгнанным из своего отечества за дело свободы, и отказывает в нем тиранам. Эти положения имели общедемократический характер, они нашли отражение в ряде международных договоров. Отсюда следовала обязанность невыдачи политических эмигрантов.
Вместо подданства, предусматривающего несение обязанностей по отношению к феодалу, внедряется институт гражданства, при котором государство наделяет индивида правами. В связи с этим население территорий, передаваемых от одного государства к другому, получило возможность выбора гражданства (оптация).
Существенно улучшается правовое положение иностранцев, В ряде государств им стал предоставляться национальный режим, что означало уравнивание иностранцев в гражданских правах с собственными гражданами.
Положения указанных Деклараций явились важным этапом на пути формирования международно-правовых принципов и норм, касавшихся основных прав и свобод человека. Идеи о том, что люди рождаются и остаются свободными и равными в нравах, а свобода, собственность, безопасность и сопротивление к угнетению являются естественными и неотъемлемыми правами человека, послужили укреплению и развитию в международном праве демократических и гуманистических начал.
В XIX в. происходят существенные изменения в сфере права международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений. Складывается представление о том, что принцип "договоры должны соблюдаться" обязывает государство, а не только его главу. Основой договора признается наличие согласия сторон, даже война не приводит к разрыву всех договорных отношений между воюющими. Уходят в прошлое такие способы обеспечения договоров, как поручительство римских пап, обмен заложниками. Что касается клятвы, то еще в XVIII в. становится общепризнанным, что клятва является лишь личным актом того, кто ее принес, и не влияет на действительность договора для его преемников. Основными способами обеспечения международных договоров становятся международно-правовые гарантии, поручительство государств.
refdb.ru
Глава 2 Возникновение и развитие международного права // § 1. Древний мир
44
Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы — рабовладения. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III—началу II тысячелетия до н. э.
Особенностью этих отношений был их очаговый характер, т. е. первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это, в первую очередь, долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.
Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.
Законы и обычаи войны (ее объявление, правила ведения, отношение воюющих к побежденным и их имуществу) формировались под влиянием ничем не ограниченного произвола сильного: считалось, что проигравшие войну попадали в полную зависимость от победителя. Последний обращал в рабство побежденных, захватывал их имущество, убивал тех, кого не хотел уводить в плен, накладывал на мирное население дань или контрибуцию. Обычной нормой у хеттов и ассирийцев было насильственное переселени
е побежденных народов, массовое убийство мирного населения, разграбление покоренных населенных пунктов. Обычными были и нормы о нейтралитете во время войны, например, в Древней Греции. Что касается религиозной окраски права войны, то, например, в Древнем Риме ведение войны считалось справедливым делом, так как служило на пользу Рима и поэтому было угодно богам. В связи с этим тщательно разработанная в Риме процедура объявления войны основывалась на обращении к богам в качестве свидетелей открытия военных действий.
Религиозный характер имел зарождавшийся институт права международных договоров. Его важным элементом была религиозная клятва. Она включала торжественное обещание, священный обет соблюдать договор и призыв к божеству вмешаться в случае его нарушения. Считалось, что боги как бы незримо присутствовали при заключении договоров и становились их участниками, и это должно было содействовать выполнению соглашения. Нарушение договора рассматривалось как клятвопреступление. Помимо клятвы заключение договора сопровождалось обрядом жертвоприношения.
Международные договоры обеспечивались также обменом заложников.
Практика выработала определенные типы договоров: о мире, союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже, торговле; о праве вступать в брак с иностранцами; о нейтралитете и др. Договорная практика древних государств способствовала формированию правила pacta sunt servanda — договоры должны соблюдаться.
Для решения внешнеполитических задач стали направляться послы и даже учреждаться посольства. Послы пользовались покровительством фараонов и царей и в период выполнения своей миссии рассматривались в качестве неприкосновенных.
Правовая защита иностранцев в определенной мере складывалась под влиянием обязательств, вытекающих из международных договоров. Так, в отношениях между древнегреческими городами на взаимных началах стал утверждаться институт проксении — защиты интересов иностранца специально уполномоченными на то лицами. Проксены пользовались рядом прав, в частности, им предоставлялась неприкосновенность, безопасность и защита имущества во время воины. Так начинает складываться право защиты иностранцев.
В древнем мире существовала практика создания различного рода лиг (Китай), союзов (Греция). Например, союзы греческих государств возникали на основе как общеэллинских религиозных праздников, так и потребностей военно-политического сотрудничества. Чаще всего их члены в международно-правовых отношениях оставались самостоятельными сторонами. Более развитой формой союза государств были симмахии, близкие к союзному государству и создававшиеся в основном для решения военных задач. Они нередко самостоятельно заключали международные договоры (Беотийский союз). Симмахии также играли роль третейского суда и рассматривали споры между государствами, входившими в такой союз.
Что касается режима отдельных территорий и пространств, то в древнем мире нередко практиковались нейтрализация и демилитаризация территорий, в первую очередь принадлежавших храмам. В ряде международных договоров греческих государств устанавливалась свобода плавания в открытом море. Вместе с тем не допускался заход в порты прибрежного государства без согласия последнего. В практике государств Древнего Китая не разрешалось одностороннее изменение русла рек как имеющих большое хозяйственное значение для всех государств, по территории которых реки протекали.
В целом следует подчеркнуть, что немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями. Эта система получила название "право народов". Последнее представляло сочетание норм гражданско-правового характера и международно-правовых норм. Так, защита собственности в гражданских отношениях подкреплялась международными нормами о возмещении военного ущерба.
< Попередня Наступна >
radnuk.info
1. Международное право Древнего мира (4 тыс. до н.э. - 476 г. н.э.). История возникновения и развития международного права
Похожие главы из других работ:
Возникновение и развитие государств на Древнем Востоке
ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА
...
Государство и право Древнего Рима. Революция Мэйдзи в Японии
1. Государство и право Древнего Рима
...
Государство и право Древней Греции и Древнего Рима
Государство и право Древнего Рима
Крупнейшим государством древности являлось Римское государство. Хотя оно сложилось позже других государств древности, которые к моменту начала римской истории насчитывали уже многие века со времени своего возникновения...
Древний Китай: особенности и этапы развития
3. Право Древнего Китая
Сами китайцы имели несколько вариантов названия своей страны, но чаще всего называли по имени царствовавших династий: Шань, Чжоу, Цинь, Хань и т.д. В догосударственный период родами управляли советы старейшин...
История государства и права древних государств
1. Государство и право Древнего Египта
В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н.э...
История государства и права древних государств
Право Древнего Египта
Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря. В VIII веке до нашей эры появился т. н. "Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)"...
История государства и права древних государств
4. Государство и право Древнего Китая
Государство Древнего Китая образовалось на территории среднего и нижнего течения реки Хуан-Хе (Желтая река) и равнины, расположенной в заливе Бохай. Начиная с 3-го тысячелетия до нашей эры формировалось древнекитайская народность...
Методологическая база правотворческого процесса
4. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право. Международное право
Две крупные системные структуры международного права - публичная и частная - оказывают основополагающее влияние и на политические, и на хозяйственные, и на личностно-правовые функции международного права...
Политическая и правовая мысль Древнего Востока
Глава 1. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере древнего Египта и Вавилона
...
Политическая и правовая мысль Древнего Востока
Глава 2. Политическая и правовая мысль Древнего Востока на примере Древней Индии и Древнего Китая
...
Право войны и мира: эпоха Средневековья и европейские страны
3. Право войны и мира эпоха средневековья в Европе
...
Правовые системы стран мира
Международное право
Междунаромдное прамво - наиболее общий термин, охватывающий всю совокупность правоотношений с участием иностранных элементов и нормативных актов, регулирующих эти отношения...
Проблемы уголовно-правовой борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ их аналогов и растений их содержащих статья 228, 228.1 УК РФ
4.1 История возникновения, становления и развития системы правовых норм, регламентирующих ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России и государствах древнего мира
На протяжении истории человечества потребление наркотиков и иные формы их оборота составляли неотъемлемую часть общественных отношений и нормативно регулировались, но не всегда относились к числу преступлений...
Юридическая доктрина
1.2 Юридическая доктрина как источник права в государствах Древнего мира и ее роль в формировании правовых систем современности
Один из примеров юридической доктрины как источника права, встречающийся в истории политико-правовой мысли являются учения Конфуция (551-479 г.г. до н.э.). Конфуций видел добродетель как обширный комплекс этико-правовых норм и принципов...
Яса Чингисхана
А. Международное право.
Общей задачей международного права монголов являлось установление вселенского мира. Эта цель должна была быть достигнута путем или международных переговоров о подчинении других народов воле Хана, или, при отказе подчинения - путем войны...
pravo.bobrodobro.ru
Международное право периода Древнего мира
Государство Международное право периода Древнего мира
Количество просмотров публикации Международное право периода Древнего мира - 76
Наименование параметра
Значение
Тема статьи:
Международное право периода Древнего мира
Рубрика (тематическая категория)
Государство
Межгосударственные правовые нормы начали складываться в 4 тыс. до н. э. с возникновением первых рабовладельческих государств на базе уже имевшихся правил догосударственного межплеменного ʼʼправаʼʼ.
Основными чертами таких межгосударственных правовых норм были:
1) пришедшие из догосударственного межплеменного ʼʼправаʼʼ правила, закрепленные в обычаях и договорах;
2) религиозность;
3) регионализм;
4) обычай как главный источник международного права.
К первым древним договорам следовало бы отнести и договор хеттского царя Хаттушиля III с египетским фараоном Рамзесом II (начало ХIII в. до н. э.). Это был договор, отражавший в своем тексте мир и братство двух народов, взаимную поддержку друг друга в войне против захватчиков, выдачу беглых рабов. В период зарождения норм международного права его субъектами в Древнем Египте считались фараоны, цари и другие правители, а что касается Индии, то она не знала равенства субъектов международного права. Следствием этого явился институт признания, и государство, получившее его, признавалось независимым во внутренних и внешних делах. В Древней Греции (VI-IV вв. до н. э.) субъектом международного права был каждый полис, что предполагало его собственное гражданство и государственную территорию, а в связи с этим он (полис) имел право вести дипломатические сношения, объявлять войну и заключать мир.
Главным средством ведения внешней политики древнейших стран являлись войны. А вот в Риме все войны считались справедливыми, ибо, по мнению римлян, велись они по воле богов. Вследствие этого войны не были связаны какими-либо юридическими ограничениями.
Позднее встречаются договоры о торговле и правах иностранцев, бесправное положение которых являлось серьезным препятствием в развитии торговых отношений. Наиболее ярким примером здесь была Греция. У греков стал складываться институт проксенов (покровителей), в начале своего развития носивший личный характер. Размещено на реф.рфДалее постепенно данный институт приобретает государственные черты. Проксен являлся защитником иностранных граждан в своем полисе. В Риме была создана должность претора перегринуса - должностного лица, определявшего принципы и нормы, связанные с положением иностранцев и их пребыванием в Риме. Он также разрешал споры между ними. Позднее из указанных институтов сформировалось консульское право.
Заканчивается период международного права Древнего мира с падением Западной Римской империи в 476 ᴦ. н. э. К этому времени Рим вобрал в себя все ʼʼноворожденныеʼʼ институты международного права и дополнил их своими специфическими чертами. Когда война не заканчивалась полным покорением, заключался мирный договор. Размещено на реф.рфС III в. до н. э. был договор о покровительстве, который предусматривал предварительную сдачу оружия, выдачу противной стороной своих вождей и заложников.
Международное право периода Древнего мира - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Международное право периода Древнего мира" 2014, 2015.
referatwork.ru
Истоки международного частного права в Древнем мире — КиберПедия
Современное международное частное право является результатом длительной исторической эволюции, поэтому понять его содержание можно лишь в контексте его истории.
Истоки МЧП можно обнаружить еще в Древнем мире. В этот период появление коллизионной проблематики связано с торговыми и семейными отношениями, содержащими иностранный элемент. Коллизионные проблемы стали возникать по мере того, как развивались торговые и семейно-брачные связи между представителями различных сообществ (племен, поселений, городов-государств, областей). Таким образом, главным социально-экономическим фактором возникновения МЧП в Древнем мире стал международный торговый и частноправовой оборот.
Опираясь на данные антропологии и истории первобытного общества, можно говорить о дальнем прообразе МЧП в лице междуплеменного права. В рамках междуплеменного права сформировались три таких института, как институт экзогамии <1>, институт мены и институт гостеприимства <2>.
--------------------------------
<1> Экзогамия - характерный для первобытнообщинного строя запрет браков в пределах одной родственной группы.
<2> См.: Циммерман М. История международного права. Прага, 1924. С. 26 - 37.
При наличии кровного родства браки в пределах большинства кланов постепенно были признаны недопустимыми, и был установлен принцип внеплеменных браков (экзогамия) <1>. Поскольку отношения между кланами становились все более сложными, постепенно выкристаллизовалась целая система междуплеменных норм, которая весьма детально регулировала степень родства кланов.
--------------------------------
<1> См.: там же. С. 29.
Еще одним институтом, ставшим прообразом международной торговли, была в древнем обществе мена. Вследствие объективной необходимости установления порядка обмена товарами в древнем обществе постепенно формируются принципы допустимости торгового оборота с чужими племенами и признания безусловной силы за началом правовой защиты как чужого имущества, так и личной неприкосновенности иностранца <1>.
--------------------------------
<1> См.: там же. С. 32.
Институт гостеприимства - также важный институт междуплеменного права. Несмотря на то, что чужеземец находился вне племенного правопорядка, гостеприимство имело в примитивной жизни народов чрезвычайно большое значение. Так, например, у некоторых племен существовал обычай, позволявший чужеземцу выбрать себе среди членов племени своего покровителя, который был обязан защищать своего гостя.
Итак, период междуплеменного права можно рассматривать как предысторию МЧП.
Первый период истории МЧП связан с поиском универсальных принципов частного права, с помощью которых можно было бы регулировать правоотношения с иностранным элементом. Для этого периода были характерны следующие моменты: 1) ранние правовые системы рассматривали коллизионные вопросы, возникавшие между этими системами, как вопросы политического свойства; 2) поскольку интенсивность взаимодействия между древними сообществами была еще относительно невысокой, судьи были склонны решать коллизионные вопросы с помощью применения права суда (lex fori); 3) иногда коллизионные вопросы решались на основе заключенных международных соглашений.
Еще во времена античности древние законодатели и судьи сталкивались с необходимостью определения пределов действия своего права по отношению к иностранцам. Несмотря на то, что в античном мире право в целом рассматривалось как имеющее божественное происхождение и не существовало четкого различия между его религиозной стороной и теми нормами, которые носили сугубо светский характер, древние народы не распространяли действие своего права на всех иностранцев без исключения.
В этой связи некоторые авторы даже полагают, что Библия содержит в себе ряд норм, которые можно отнести к области МЧП.
Так, в Ветхом Завете содержатся коллизионные нормы, указывающие на то, какая часть Закона Моисея должна применяться к иностранцам, находящимся на территории под контролем Израиля.
В Древнем Египте иностранным купцам позволялось выбирать местных судей и даже судей своей национальности для рассмотрения торговых споров в соответствии с их иностранным правом. Отдельные авторы даже утверждают, что первые известные в истории человечества коллизионные нормы возникли в Египте эпохи Птолемеев <1>. В этой связи особый интерес представляет содержание папируса, затрагивающего вопросы юрисдикции судов Египта и Греции, найденного внутри мумии крокодила <2>. Как следует из этого папируса, в котором содержится ряд эдиктов, принятых в 120 - 118 гг. до н.э., египтянам разрешалось подавать иски в египетских судах на греков по поводу договоров, составленных на древнем египетском языке. На основании анализа данных эдиктов некоторые историки обосновывают наличие в праве Древнего Египта неких имплицитных коллизионных норм. В соответствии с одной из таких коллизионных норм выбор языка договора должен рассматриваться в качестве коллизионной привязки, указывающей, пусть даже опосредованно, на применимое право. Еще одним принципом коллизионного права в Древнем Египте, нашедшим отражение в эдикте, был принцип автономии воли сторон договора.
--------------------------------
<1> Juenger F. Choice of Law and Multistate Justice. Martinus Nijhoff Publishers, 1993. P. 7 - 8.
<2> Yntema H. The Historic Bases of Private International Law // American Journal of Comparative Law. 1953. Vol. 2. P. 297 - 300.
Вместе с тем другие ученые оспаривают значимость упомянутых эдиктов для коллизионного права, поскольку, по их мнению, эти эдикты представляют собой не более чем "политический жест", направленный на сохранение минимальной занятости египетских судов.
Согласно историку права Павлу Виноградофф (Paul Vinogradoff) МЧП возникло в Древней Греции около IV в. до н.э. Вместе с тем Виноградофф применительно к праву Греции использовал термин "международное частное право" не столько в качестве коллизионного права, сколько в смысле существования общего частного права Греции, основывавшегося на общепринятых принципах и торговых обычаях. По мнению Артура Куна, в Древней Греции была создана особая система юрисдикции для иностранцев, позволяющая нам говорить о существовании полноценного МЧП <1>. В соответствии с этой системой иностранцы-резиденты (metoikoi) находились под юрисдикцией специальных магистратов (zenokidai), занимавшихся рассмотрением частноправовых исков с участием таких иностранцев. Иногда магистраты даже применяли коллизионную норму lex loci contractus, когда речь шла о спорах, связанных с разным домицилием или происхождением сторон спора. В ряде случаев могло применяться право домицилия ответчика. Часто стороны договора фиксировали в нем вопросы юрисдикции и применимого права.
--------------------------------
<1> Kuhn A. Comparative Commentaries on Private International Law or Conflict of Laws. New York, 1937. P. 1 - 2.
Кроме того, древнегреческие города-государства заключали друг с другом множество договоров, с помощью которых создавались материальные нормы, применимые к спорам между гражданами этих городов-государств.
Выдающийся российский историк М.И. Ростовцев в своей работе "Международные отношения и международное право в древнем мире" (1921) высказал мнение, что "древнейшими формами международных отношений были отношения гостеприимства между отдельными лицами, принадлежащими к разным государствам", которые, собственно говоря, и стали базой будущего международного частного права <1>.
--------------------------------
<1> Цит. по: Стародубцев Г.С. Указ. соч. С. 111.
По мнению этого ученого, МЧП пышно расцвело в Греции уже к VI в. до н.э. "Самые широкие межгосударственные деловые отношения, - писал Ростовцев, - поощрялись большинством греческих городов... были организованы особые суды, разбиравшие дела неграждан с гражданами. Они руководствовались не столько действующим правом данного города, сколько специальными соглашениями, существовавшими на этот предмет между отдельными городами, т.е. коммерческими трактатами" <1>.
--------------------------------
<1> Цит. по: Стародубцев Г.С. Указ. соч. С. 111.
М.И. Ростовцев подметил также тот интересный факт, что в области гражданских отношений эллинистический мир постепенно перешел от стадии "сепаратных законодательств" к "нормам права, в принципе одинаковым во всех частях эллинистического мира". Иными словами, Ростовцев обратил внимание на то, что и в древнем мире имел место тот процесс, который мы теперь называем унификацией. "Если принять во внимание тот факт, что в эпоху эллинизма взаимный обмен продуктами стал действительно мировым, что в крупных торговых центрах встречались и сожительствовали граждане и подданные почти всех более значительных государств, что переселение людей из одних центров в другие для развития более интенсивной деятельности (вспомним еврейское рассеяние) сделалось обычным явлением, то ясным станет необходимость создания общего международного частного права" <1>.
--------------------------------
<1> Там же. С. 111 - 112.
Одни историки права иногда связывают появление международного частного права в Древнем Риме с фактом существования ius gentium (права народов), другие же отрицают существование древнеримского МЧП.
Поскольку граждане Рима активно взаимодействовали с другими племенами, народами и странами, коллизионные проблемы должны были возникать регулярно. Однако в источниках римского права, прежде всего в Кодексе Юстиниана (Corpus Iuris Civilis), мы почти не находим какой-либо информации о коллизионном праве. Такое состояние дел объясняется, главным образом, тем, что в случае коллизионных проблем римское право отдавало предпочтение системе универсального права в виде ius gentium, а не системе коллизионных норм. В то же время в римском праве получила развитие концепция "личного закона" (персонального статута), относящаяся к коллизионной проблематике. По крайней мере в некоторых категориях дел статус ответчика в римских судах определялся его "личным законом", т.е. согласно праву его гражданства (origio) или домицилия. Так, например, римское цивильное право (ius civile) применялось к спорам между римскими гражданами, а карфагенское право - к спорам между гражданами Карфагена. Римское право как бы следовало за гражданином Рима, где бы он ни находился, что рассматривалось как особо ценная личная привилегия.
Как известно, ключевую роль в формировании ius gentium сыграл претор перегринов (praetor peregrinus), который, полагаясь на юридическое воображение, греческие принципы права и принципы добросовестности и справедливости, создал систему универсальных норм, охватывавших все человечество <1>. В "Дигестах Юстиниана", например, говорится, что "право народов - это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права: последнее является общим для всех животных, а первое - лишь для людей (в их отношениях) между собой" <2>.
--------------------------------
<1> Благоприятные условия для формирования ius gentium сложились после второй Пунической войны (218 - 201 гг. до н.э.), когда Рим стал ведущей политической державой, под покровительством которой могла спокойно развиваться международная торговля.
<2> Дигесты Юстиниана. М., 2002. С. 83.
Вместе с тем ius gentium изначально являлось частью римского права, из которого оно черпало свою обязательную силу.
Содержание норм и принципов ius gentium в отличие от ius civile было менее формальным и ригидным. Эти нормы были созданы специально для решения дел международного характера и были весьма внимательны по отношению к обычаям различных народов. Ius gentium в целом основывалось на идее общего фундамента различных юридических традиций.
Даже после эдикта Каракаллы (212 г. н.э.) ius gentium не утратило своего значения. Став частью ius civile, придав ему динамизм и заметный оттенок космополитизма, именно ius gentium создало предпосылки для возрождения римского права в период Средневековья.
Некоторые нормы МЧП могли также содержаться в двусторонних договорах, которые Рим заключал с другими странами. Так, например, в договоре между Римом и Карфагеном (509 г. до н.э.) содержалось положение, гарантирующее взаимную защиту коммерческих прав.
Пожалуй, главной мыслью, которой обязано МЧП античности, является мысль об универсальности и общечеловеческой природе частноправового регулирования правоотношений с иностранным элементом.