Возникновение городов в древней руси. Возникновение городов в древней Руси, часть 1
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Появление городов в Древней Руси. Возникновение городов в древней руси


Возникновение городов на Руси часть 1

Вы когда нибудь задумывались о том, что означает слово «город», такое привычное, произносимое каждый день? Многие исследователи склоняются к тому, что слово «город, родственно слову «жердь» и обозначает огороженное, укреплённое поселение. Отсюда происходят и такие понятия как огород, городище, городить. Такие поселения стали появляться у славянских племён примерно в восьмом веке. Поначалу они не предназначались для проживания. Их назначением была охранная функция. Завидев опасность, славяне укрывались в них и отражали атаку. Впоследствии их стали использовать для торговли и ходили туда «гостевать». Место куда ходят погостить, как вы догадались, стали называть «погостом». В Киевской Руси на месте таких торговых площадей возводили церкви, куда носили отпевать покойников. Таким образом, слово «погост» стало обозначать кладбище – город мёртвых.

Свои укреплённые поселения славянские племена предпочитали возводить рядом с водой. В основном они располагались на речном пути «из варяг в греки». Недаром варяги называли Русь Гардарикой – страной городов, ведь они встречали славянские поселения на всём протяжении своего пути, к девятому веку их насчитывалось уже около двадцати четырёх.

Что же представляли собой славянские города? Это могла быть небольшая деревенька или замок местного феодала. Ясно одно, с современным городом древнерусское поселение не имело ничего общего. В первую очередь город был предназначен для укрытия от нападения врагов и представлял собой огороженный центр, имеющий на периферии земельные наделы крестьян. В городе постоянно проживали только знать и военные, крестьяне же жили вблизи своих земель, а в городе только укрывались. Но на Руси, в отличие от Европы с возникновением и ростом городов не произошло такого явного разделения труда. Горожане продолжали вести «полукрестьянский» образ жизни. В городе сохранялись такие виды крестьянского труда как бортничество, охота, рыболовство, горожане нередко имели земельные участки. В сёлах же процветало ремесло, кузнечное дело, ткачество, плотничество и другие. Это объясняется тем, что славяне вели в основном натуральное хозяйство и привыкли обеспечивать себя всем необходимым.

В восьмом — девятом веке славяне жили разрозненными общинами и не могли строить массивных укреплений. В основном они использовали естественные, природные преграды. На пример, на Смоленщине строили города на речных островках, а на северо–западе городища основывали на крутых холмах. Но наиболее распространенным способом укрепления стал «мысовой». То есть город строили на мысу, у слияния двух рек, или на участке земли окаймлённым оврагами. Получалось так, что сама природа защищала жилище человека с двух сторон, ну а третью приходилось укреплять самим. Для этого вырывался ров, устраивался частокол. При рытье рва освобождалась земля, которую насыпали в вал, создавая тем самым  дополнительное укрепление. Сердцем города был, конечно же, детинец. По другому он назывался кром, или на современный лад – кремль. Вокруг детинца обычно располагались посады ремесленников, а на окраинах – слободки. План города напоминал три вписанные друг в друга окружности.

gorodmoj.com

Появление городов в Древней Руси

Введение

Вопрос о том, когда славяне появились на территории, где позднее сложилось Древнерусское государство, до сих пор окончательно не решен.

Некоторые исследователи считают, что славяне являются исконным населением этой территории, другие полагают, что здесь обитали неславянские племена, а славяне переселились сюда уже значительно позже, лишь в середине I тысячелетия н.э. Во всяком случае, славянские поселения VI - VII веков на территории современной Украины уже хорошо известны. Они расположены в южной части лесостепи, почти на границе степей. По-видимому, обстановка здесь в это время была достаточно спокойной и можно было не опасаться вражеских нападений - славянские поселения строились неукрепленными.

Позже обстановка резко изменилась: в степях появились враждебные кочевые племена, и здесь стали сооружать города.

Целью данной работы является рассмотрение городов Древней Руси - их устройства, управления, жизни горожан, а также влияния местоположения городов на род занятий населения, на их роль в истории Руси.

Такой экскурс поможет нам лучше понять жизнь древних Славян, их культуру, значение исторических событий, обозначить роль древних городов в политической, духовной и культурной жизни Руси.

1. Появление городов в Древней Руси

.1 Появление городов

Славяне, как центрально-европейский земледельческий народ, обладали устойчивыми навыками сельскохозяйственного производства, основанного на пашенном земледелии, и имели, в сравнении с местными племенами, более развитые формы социальной организации общества. Кроме того, в последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупных торговых и военных пути средневековья - балтийско-волжский путь и путь «из Варяг в Греки». Первый из них сыграл особо значимую роль в истории региона.

Сложение пути между Балтикой и Востоком оказывало сильное влияние на экономику прилегающих районов. Его центры стали играть определяющую роль как административно-военные, торговые и ремесленные центры территорий.

Сложение государственной территории на юге и на севере Руси, а также становление городов, как опорных центров новых общественных и экономических отношений и связей, несомненно, с одной стороны, подчинялись общим закономерностям развития восточнославянского общества, но, с другой стороны, имели немало специфических черт. Традиционно считается, что город является порождением его округи и города возникают в районах наибольшей концентрации сельского населения. Так было с большинством городов Южной Руси в Среднем Поднепровье, где появлению первых городов предшествовал определенный период стабильности в развитии славянского общества, последовавший за переселением славянских племен из более западных и юго-западных районов Европы.

В Северной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города. Последние росли в ключевых местах обширных речных систем, запиравших коммуникации огромных территорий. Подобное расположение давало городу возможность сбора даней с населения больших районов и контроля за торговыми путями. Это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути.

Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Достаточно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки», по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства.

Восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами.

С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах, прежде всего, ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости.

Мелкие сельские рынки тянулись к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши древнейшие торговые города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов.

.2 Внутреннее устройство городов

К началу IX века на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села - неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII века этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений - городов.

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве.

Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия - отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая, таким образом, искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х века, когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство - Киевская Русь.

.3 Самоуправление городов

Территория русских городов IX-X веков в основном вмещалась в пределы небольших крепостей - детинцев; в этот период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Первые городские поселения были, в полном смысле слова, колониями купцов и ремесленников, и городские учреждения возникли среди пришлого населения, явившегося со всех концов, чуждых друг другу людей. Центральная укреплённая часть древнейших русских городов носила название «детинца». Корень слова «детинец» ведёт к термину «детский», княжеский дружинник. Внутренний замок получил своё название от детских, составлявших его гарнизон, подобно тому, как в позднейших монастырских вотчинах по имени «детёнышей» назывался «Детин дворец».

Старейшим городам подчинялись пригороды, зависимое положение которых отражено в самом названии «пригород». Вполне вероятно, что зависимость пригородов от старших городов была следствием колонизации, освоения периферийных земель из старшего города, который выступал как своего рода метрополия. Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города. Решению веча главной городской общины должны были подчиняться жители пригородов. На вече в главном городе сходился и сельский люд из окрестных мест. Прибывали сюда и делегаты из пригородов. Полномочия веча были очень широкими, собравшееся на вече «людье» решало самые разнообразные вопросы. Вообще, и на вече и вне его, древнерусские люди, т.е. демократическая масса городского и сельского населения, составляли действенную политическую силу.

Народ Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола». Князь был необходимым элементом социально-политической структуры древнерусских городов-государств. Вот почему летописцы так тщательно и с такой тревогой фиксировали все периоды безкняжья.

Древнерусский князь, являясь одним из важнейших звеньев волостной администрации, жил в главном городе земли.

В своих ратных делах он опирался на дружину, верхний слой которой составляли бояре. Бояре, служилые люди при князе, занимали одновременно важные посты в администрации городской общины, получали в кормление волости. Однако костяк военной мощи каждой городской волости составляла не дружина, а «вои» - волостное ополчение, в которое входили свободные граждане главного города, пригородов и сельской местности. Свободное население было поголовно вооружено и в совокупности составляло «тысячу», в свою очередь, состоявшую из сотен - более мелких территориально-административных образований и вместе с тем военных единиц.

Главный город не мыслился без «области», «волости» т.е. без пригородов и сел. Город и волость находились в единстве друг с другом, составляя одно территориальное целое. Отсюда понятны названия «Киевская волость», «Черниговская волость», «Смоленская волость» и т.п.

Эти волости - города-государства имели свои государственные границы: «сумежья», «межи», «рубежи», часто упоминаемые летописью. Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях. Христианская церковь, контролировалась городскими и сельскими общинами не только в низших, но и в высших своих звеньях: даже высшие церковные иерархи избирались на вече. Волости как отдельные государственные образования в силу присущей им суверенности «правили» посольства друг к другу. Кроме того, главные города-государства направляли послов и в зарубежные страны.

Следует иметь в виду: взаимоотношения городов и пригородов в рамках системы города-государства не оставались неизменными. Между старшими городами и пригородами нередко возникали конфликты. Более того, заметно стремление пригородов к обособлению. Часто это приводило к разложению прежних волостей-государств на новые более мелкие.

древний город торговля ремесло

1.4 Торговля и ремесла

Появление и развитие городов было важнейшим фактором и в социально-экономической жизни Древней Руси, так как они являлись центрами товарного производства и обмена, какой бы ограниченный характер это производство и обмен ни имели.

После татарских погромов в ряде русских городов (Москва, Новгород, Смоленск, Псков и др.) можно отметить сравнительно интенсивную ремесленную и торговую деятельность. Что же касается русских городов домонгольского времени, то они по уровню развития ремесла и торговли нисколько не уступали городам западноевропейским, а в некоторых отношениях и превосходили их.

Рядом с детинцем (небольшой крепостью) росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, Создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный).

Непременной принадлежностью хозяйства горожан были огороды и сады. В Киеве огороды окружали город и тянулись от Золотых до Лядских ворот. Во время военных действий под Киевом в 1151 году ратные люди причинили много вреда, в том числе уничтожили огороды («и огороды все посекли»). Местность перед Золотыми воротами в Киеве так и определялась в XII столетии как лежавшая «в огородах». Огородные семена, найденные при раскопках древнерусских городов, не редкость.

Крупное значение в хозяйстве горожан имело животноводство. Археологические исследования обнаружили в городах кости многих домашних животных, в том числе лошадей, коров, свиней, овец и т.д.

Конечно, степень значения сельского хозяйства для горожан была не одинаковой в мелких и больших городах. Сельское хозяйство доминировало в маленьких городках, меньше было развито в больших центрах (Киеве, Новгороде и т. д.), но в том или ином виде существовало везде.

Тем не менее, не сельское хозяйство определяло хозяйство русских городов X-XIII веков, а ремесло и торговля. Крупнейшие городские пункты не могли уже существовать без постоянной связи с ближайшей земледельческой округой. Они потребляли продукты сельского хозяйства в большей мере, чем их производили, являясь центрами ремесла, торговли и административного управления.

«Городской строй» на Руси, как и в Западной Европе, создавался в условиях натурального хозяйства с его замкнутостью и слабым обменом. И, тем не менее, рост русских городов и развитие в них ремесла и торговли имели громадное хозяйственное значение, без изучения которого высокая культура Киевской Руси останется для нас непонятной.

Таким образом, были раскрыты причины возникновения древнерусских городов - в Северной Руси это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути «из Варяг в Греки».

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами; описано политическое устройство города. Основным органом самоуправления старейшей городской общины было вече - народное собрание всех свободных жителей города.

Народ в Древней Руси принимал активное участие как в приглашении князей на княжение, так и в смещении их со «стола».

Главный город не мыслился без «области», «волости» т.е. без пригородов и сел.

Город был тесно связан с волостью в экономическом, военно-политическом, культурном и религиозном отношениях.

2. Роль городов в экономической, политической и духовной жизни Руси

Становление Древнерусского государства было теснейшим образом связано с процессом преобразования, освоения мира непроходимых чащоб, болот и бескрайних степей, окружавшего человека в Восточной Европе. Ядром нового мира стал город - «очеловеченная», «окультуренная», отвоеванная у природы территория. Упорядоченное, урбанизированное пространство превращалось в опору новой социальной организации.

В городах, исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Уже в ранних городах Новгородско-Киевской Руси общество переживает состояние дезинтеграции. В города, под сень княжеской власти стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности.

Солидарность и взаимопомощь - непременное условие выживания в экстремальных условиях голодовок, эпидемий и вражеских вторжений. Но социально-психологические интеграционные процессы происходят уже в совершенно иных условиях¹.

Города, несомненно, были центрами экономической, политической и духовной жизни Древней Руси.

Именно города предохраняли Русь от гибельного изоляционизма. Они играли ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.

Рассмотрим города, оказавшие наиболее сильное влияние на историю и культуру Руси.

.1 Великий Новгород

Великий Новгород, один из самых древних и знаменитых русских городов, впервые упоминается в Новгородской летописи под 859 годом в связи с именем легендарного князя Рюрика, который начал продвижение на Русь из Ладоги.

Уже в первые века своего существования Новгород играл важную роль в событиях, происходивших на русской земле, фактически став первой столицей Руси. Расположение Новгорода было столь выгодным географически (город стоял на перекрестке водных путей, идущих из Балтики с севера и запада на юг и восток), что к середине IX века он сделался крупным торговым, политическим и культурным центром северо-западных земель. Столицей Новгород оставался недолго. В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и перенес столицу туда. Но и после перенесения княжеской резиденции в Киев Новгород не утратил своего значения. Находясь в полосе оживленных торговых контактов с зарубежными странами, Новгород был своеобразным «окном в Европу». При князе Владимире, сыне Ярослава Мудрого в городе развернулось большое каменное строительство. Был возведен Софийский собор, ставший не только главным храмом всей земли новгородской, но и политическим символом.

К XII веку Новгород становится центром огромной территории, простиравшейся от Ледовитого океана до Торжка. Большая дань, получаемая с подвластных территорий, являлась одним из источников богатства Новгорода.

Новгородская республика образовалась не сразу, окончательно она сложилась к середине XIII века. Со второй половины XIV века город называет себя Великий Новгород.

До конца XV века Новгород оставался политическим, торговым и религиозным центром подчиненной ему территории. Жители занимались возделыванием зерновых культур и льна, животноводством, огородничеством. Существенное место в хозяйстве занимали охота, рыболовство и бортничество (сбор дикого меда). Ремесло в Новгороде имело узкую специализацию с преобладанием металлообработки и использованием сложных технологических приемов. Особой отраслью было производство оружия. Кроме того в Новгороде процветали ювелирное дело, деревообработка, керамика, ткачество и выделка кожи.

Огромное значение для развития города имела торговля. По количеству и разнообразию ввозимых и вывозимых товаров Новгород, пожалуй, занимал первое место среди русских городов.

В 1478 году, при Иване III Новгород стал частью единого Русского государства.

.2 Изборск

Летописец сообщает: «Еще не было Пскова, а был в той земле первый город по названию Изборск».

Археологическими раскопками, проведенными под руководством советского археолога Валентина Васильевича Седова, в Изборске раскрыты древние жилища, мастерские, хозяйственные постройки, остатки мощных укреплений. Жители Изборска из болотной руды выплавляли металлы, изготавливали оружие, орудия труда, украшения, занимались ткачеством, косторезным и деревообрабатывающими ремеслами. Важными отраслями были сельское хозяйство, охота и рыболовство. Дома здесь рубили из толстых бревен, ставя строения прямо на поверхность земли. В них устраивались деревянные полы.

Уже к IX столетию в Изборске были сооружены и первые укрепления - поселение кольцом окружал высокий вал. За ним в два, а то и в три ряда располагались жилища. Центральная площадь поселения использовалась для собраний, языческих церемоний, торговли. Здесь оплакивали умерших, вершили суд, принимали важные решения, совершали жертвоприношения. Отсюда уходили в походы, сюда возвращались - с радостью побед или горечью поражений.¹

.3 Киев

В целом Древний Киев (ок. Х века) рисуется как город с ремесленным производством и торговлей, но едва ли со значительным ремесленным населением. Киев стоял на важнейших торговых путях «из варяг в греки», в Царьград, в Азию, на Дон, в Новгород и этим самым привлекал к себе внимание князей, обосновавшихся на севере. Уже в начальный период существования - Киевской Руси - Киев занимал значительную территорию. Как и большинство славянских городов, он был укреплен земляным валом с деревянными стенами и окружен глубоким рвом.

В середине XII века Русь вступила в период политической раздробленности, и значение Киева несколько упало, но он по-прежнему привлекал внимание русских князей, которые неустанно вели борьбу за владение им.

В конце XII века Киев утрачивает значение политического центра древней Руси и становится центром Киевского удельного княжества. В тоже время он оставался одним из центров русской культуры: здесь существовали государственные школы, велась переписка книг и составлялись библиотеки, писались летописи и создавались произведения духовной и светской литературы. Высочайшего уровня достигли живопись, прикладное и ювелирное искусство.

Роковым для Киева стал 1240 год: в декабре к его стенам подошли полчища хана Батыя, и после героической обороны, длившейся, по словам летописца, десять недель и четыре дня, город был захвачен и разрушен, большинство его жителей погибло. С уходом монголо-татар жизнь в городе начала постепенно возрождаться, и уже через пять-шесть лет Киев имел немалое население. Налаживалась экономика и международная торговля. Киев посещали купцы из Польши, Германии и других стран.

.4 Москва

Впервые этот город упоминается в Ипатьевской летописи под 1147 годом, хотя, конечно, город возник раньше летописного упоминания. Располагалась Москва в обжитой местности, на берегу реки, бывшей водным торговым путем.

В конце XI века Москва представляла собой небольшой городок с укрепленным центром на Боровицком холме и ремесленно-торговым посадом. На рубеже XII - XIII веков это был уже значительный город Владимиро-Суздальской Руси.

Не миновало город монголо-татарское нашествие: как и большинство городов Руси, Москву захватили и сожгли войска хана Батыя. Оправиться от ордынского разгрома городу удалось довольно быстро. Этому помогло его расположение на пересечении торговых дорог.

В первой половине XIII века Москва становится центром самостоятельного удельного княжества. Родоначальником династии московских князей стал младший сын Александра Невского Даниил Александрович, который 33 года мирно княжил в Москве.

Московское княжество в начале XIV века значительно увеличило территорию, присоединив к себе Переяславль.

Главенствующее положение в русских землях Москва утвердила во время княжения Дмитрия Донского. В XV веке, во времена правления Ивана III, процесс объединения русских земель был практически завершен. Вместо разрозненных княжеств образовалось единое Русское государство. Москва превратилась в столицу огромной державы. Каждый правитель, великий князь, царь или император, вносил в облик Москвы что-то новое. При Иване IV на Красной площади был поставлен Покровский собор, более известный как собор Василия Блаженного. В годы царствования Ивана Грозного в Москве начала работать первая русская типография.

Появление на Руси городов оказало влияние на политическую, экономическую и духовную жизнь.

В городах, исчезает поглощенность личности родом, ее статус не растворяется в статусе группы в той мере, как в варварском обществе. Под сень княжеской власти сюда стекаются люди, самые разные по общественному положению и по этнической принадлежности.

Города стали играть ведущую роль в развитии политических, экономических и культурных связей с Византией и дунайской Болгарией, мусульманскими странами Передней Азии, тюркскими кочевниками причерноморских степей и волжскими булгарами, с католическими государствами Западной Европы.

В урбанистической среде, особенно в крупнейших центрах, усваивались, сплавлялись, по-своему перерабатывались и осмысливались разнородные культурные элементы, что в сочетании с местными особенностями придавало древнерусской цивилизации неповторимое своеобразие.

Ряд крупных городов оказали огромное влияние на историю Руси, как то: Новгород, Киев, Москва. В этих городах зарождалось российское государство, формировалась национальная культура, и укреплялись торговые и политические связи с другими государствами.

Заключение

Анализ исторического материала убеждает в том, что социально-политическое развитие Руси XI - начала XIII веков протекало в едином русле. Нет оснований, скажем, противопоставлять в этом отношении Юг и Север, Киев и Новгород, полагая, будто волховская столица конституировалась на республиканских началах, а днепровская-на монархических. Нельзя, разумеется, игнорировать местные особенности, различия в темпах формирования социально-политической организации. Однако в целом древнерусские земли-волости демонстрируют принципиальное тождество исторических судеб вплоть до Батыева нашествия.

Исторические данные позволяют проследить, как рождались и росли в Древней Руси городские волости (земли), возникшие на обломках возглавляемого некогда Киевом восточнославянского племенного суперсоюза, который распался в конце X - начале IX века под воздействием разложения родоплеменного строя. Эти городские волости принято называть княжествами, т. е. монархиями.

На Руси XI-XII веков городские волости-земли этого времени были не княжества-монархии, а республики, принявшие форму города-государства. Появление городов-государств ничего общего с феодальной раздробленностью не имело. Ведь генезис феодализма тогда находился лишь в начальной стадии, и древнерусское общество переживало переходный (дофеодальный) период от доклассового строя к классовому, феодальному. Именно этому переходному обществу, базировавшемуся на территориальных связях, в отличие от предшествующей родоплеменной социальной системы, в основе которой лежали родственные отношения, и соответствовали города-государства как разновидность политической надстройки. Они были новой ступенью политической эволюции Руси.

Древнерусские республики (города-государства на общинной основе) прекратили свое существование под ударами нашествия кочевников и тяжестью вражеского ига. Они послужили строительным материалом для новой формы политической организации - княжеств (раннефеодальных монархий), объединение которых вокруг Москвы и создание единого Русского государства позволили обрести национальную независимость. Вместе с тем монархическая власть очень скоро превратилась в инструмент порабощения народных масс и установления крепостного права. Но народ свято хранил воспоминания о славном прошлом, запечатлев их в своем монументальном героическом эпосе.

Список литературы

1.Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX XII вв.) : Курс лекций : учеб. пособие для вузов / И.Н. Данилевский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 339 с.

2.Древнерусское государство IX - XVII вв. : учеб. пособие / Под ред. проф. В.В. Гуляевой. - М. : Академический Проект, 2006. - 575 с.

.Дубов, И.В. Города, величеством сияющие / И.В. Дубов. - Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. - 182 с.

.Скрынников, Р.Г. История Российская. IX - XVII вв. / Р.Г. Скрынников. - М. : Весь Мир, 1997. - 496 с.

.Творогов, О.В. древняя Русь : События и люди / О.В. Творогов. - СПб. : Наука, 1994. - 219 с.

.Тихомиров, М.Н. Древняя Русь / М.Н. Тихомиров. - М. : Наука, 1975. - 429 с.

.Фроянов, И.Я. Города-государства Древней Руси / И.Я. Фроянов, А.Ю. Дворниченко. - Л. : Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. - 269 с.

Приложение

Города Древней Руси

По летописи можно установить существование в IX- X веках свыше двух десятков русских городов. Назовём их в алфавитном порядке с показанием года основания или первого упоминания данного города в источниках:

Белгород (980)

Белоозеро (по летописи относится к древнейшим временам) (862)

Василев (988)

Вышгород (946)

Вручий (977)

Изборск (862)

Искоростень (946)

Киев (по летописи относится к древнейшим временам)

Ладога (862)

Любеч (882)

Муром (862)

Новгород (по одним сведениям был основан в незапамятное время, по другим - в 862 г.)

Пересечен (922)

Перемышль (981)

Переяславль (907)

Полоцк (862)

Псков (903)

Родня (980)

Ростов (862)

Смоленск (упомянут в числе древнейших русских городов)

Туров (980)

Червень (981)

Чернигов (907)

yamiki.ru

Происхождение русских городов

Причины возникновения городов

Следствием успехов восточной торговли славян, завязавшейся в VII в., было возникновение древнейших торговых городов на Руси. "Повесть временных лет" о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Любеч, Чернигов, Новгород, Ростов. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство из них вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки" (Волхов-Днепр). Только некоторые города: Переяславль на Трубеже, Чернигов на Десне, Ростов в области верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли, указывая фланговое ее направление к Азовскому и Каспийскому морям. Накануне монголо-татарского нашествия на Руси было, по подсчётам историков, не менее четырёхсот городов.

Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру одинокими укрепленными дворами. С развитием торговли этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли. Такие сборные пункты назывались погостами. Из этих крупных рынков и выросли наши древнейшие города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг промышленных округов.

В Повести временных лет обозначается первая местная политическая форма, образовавшаяся на Руси около половины IX в.: это городовая область, т.е. Торговый округ, управляемый укрепленным городом, который вместе с тем служил и промышленным средоточием для этого округа. Образование этой первой политической формы на Руси сопровождалось в иных местах появлением другой, вторичной и тоже местной формы, варяжского княжества. Из соединения варяжских княжеств и сохранивших самостоятельность городовых областей вышла третья форма, завязавшаяся на Руси: то было великое княжество Киевское. Киев служил главным образом оборонительным форпостом страны против степи и центральной факторией русской торговли.

Такой город как Новгород, образовался из нескольких слобод или поселков, которые сначала были самостоятельными, а потом соединились в одну большую городскую общину.

Средневековые поселения можно подразделять по роду занятий жителей на поселения сельского типа, связанные главным образом с сельским хозяйством, и поселения городского типа, преимущественно ремесленно-торговые. Но названия типов поселения не соответствовали современным: городами назывались селения с оборонительными укреплениями, а неукрепленные селения имели иные названия. Преобладали поселения сельского типа - крестьянские селения вместе с сельскими усадьбами феодалов. Земля крестьянской общины простиралась на многие десятки верст. Административным, торговым и религиозным и религиозным центром общины был погост - селение, в котором у торговой площади группировались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище, но было мало усадеб рядовых крестьян, которые в основном жили в деревнях.

В центре, на севере европейской России шел другой процесс: с XV - XVI в. в. возникали мелкие ремесленно-торговые поселения без укреплений (на новгородских землях - "рядки"). В XVIIв. процесс продолжался, поселения такого рода были названы непашенными слободами, по мере роста переименовывались в посады, но городами не назывались.

Несколько иначе преобразовывались в поселения городского типа некоторые торговые села у больших дорог и крупных рек: тут городской характер поселения создавался не столько бедняками-ремесленниками, сколько крестьянами, разбогатевшими на торговле, содержании постоялых дворов, а в приречных селах - на судостроении и судовладении. Так, город Данилов между Вологдой и Ярославлем в 1675 году проезжий иностранец описал как "красивое селение Даниловское, по величине и красоте похоже на город, с рынками и тюрьмами…". С распространением Московского государства строились новые городки в пустынных отдаленных местах. Иностранные известия показывают, в каком незавидном положении находился город в старых областях государства. Когда-то скандинавские сказания называли полосу земли по водному пути "из варяг в греки" "страною городов"; и в XVI веке эта речная полоса не теряла права на такое название; к ней присоединились еще другие речные полосы со многими городами, и иностранцы XVI века не могли не заметить, что наибольшее количество городов, и наиболее значительных, лежит по большим рекам - Днепру, Оке, Волге.

Но назвать всю область Московского государства страною городов в XVI веке было бы неточно, как по отношению количества городов к пространству страны, так и по характеру самих городов, из которых многие только носили громкое имя города, но имели вид и значение большого села. XV и XVI века были временем политического упадка старых русских городов вследствие новых исторических условий, среди которых они тогда очутились. Старинные веча этих городов давно замолкли; дольше всех слышался их голос в Новгороде и Пскове; наконец пали и эти последние остатки вечевого быта. В то же время (XV - XVI в. в.) в них происходит усвоение чужих форм устройства, различных по историческим судьбам, разделивших их на две стороны: одни пристали к Литве и потом соединились с Польшей, а другие отошли к Московскому государству. Западные и юго-западные города через Польшу принимают во второй половине XVI в. Магдебургское право. Новгород и Псков принимают устройство низовых городов Московского государства. Но одновременно с тем, как падают старые вечевые города, в северо-восточной Руси поднимаются новые, великокняжеские. Во главе последних явилась Москва, которая как по географическому положению, так и по значению стала центром государственного развития.

В конце века началось типичное для следующего столетия преобразование в оброчных вотчинах крупных феодалов, больших промышленных сел-городов, таких, как Иваново, Павлово. Города, официально носившие это название, в российском государстве XVII века были в большей степени единообразны, чем сельские поселения. Более заметны различия между старыми городами до XVI века и новыми, построенными в XVI - XVII веке. В сети старых русских городов главными узлами были теперь уже не знаменитые столицы княжеств прежних времен, а города с многочисленными и богатыми группами ремесленно-торгового населения. Наиболее значительными стали на Волжском торговом пути Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Казань, на Сухонско-Северодвинском - Вологда, Великий Устюг, Холмогоры, Архангельск.

Возникновение городских предместий, или посадов

Развитие русских городов происходило не только в количественном, но и в качественном отношении. Древнейшие города обычно ограничивались территорией собственно города, или крепости, вокруг которой возникали отдельные поселения, позже сложившиеся в предместья, - предградья, или посады.

Большинство населения ютилось непосредственно под стенами крепости, чаще всего расположенной на высоком холме, в некотором отдалении от реки. Выбор места для крепости диктовался военными соображениями, но развитие ремесла и торговли неизбежно тянуло ремесленников и купцов с холмов в низину - с "горы" на "подол". Характерное название "подол" сделалось общим обозначением городских кварталов, находившихся поблизости от реки, в противовес аристократической "горе". В Чернигове "Подолие" было под Елецким монастырём, поблизости от которого находим урочище "Гостыничи". К нему шла дорога, "гостинец", из Переяславля, а на левой стороне Десны, в трёх верстах от Елецкого монастыря, была пристань. В Новгороде также существовало "Подолие", или "Подол", занимавшее низменные части города в непосредственной близости к реке. В Москве "Подолом" называлась территория, лежавшая у подошвы кремлёвской горы. Существовал "Подол" и во Владимире-на-Клязьме.

Появление городских посадов - новое и важное явление в истории русских городов, с которым мы встречаемся не ранее конца X в. Так, сообщая об осаде городов в X столетии, летопись молчит о сожжении их предградий - посадов, тогда как подобные известия вовсе не редкость для более позднего времени. Городами без посадов рисуются нам в летописи Искоростень, сожжённый Ольгой, Вручий, или Овруч, где сидел Олег Святославич. Стены Вручьего были окружены рвом с перекинутым через него мостом, куда упал во время бегства Олег. Никакого указания на посад, окружавший замок, не имеется.

Территория русских городов IX-X вв. в основном вмещалась в пределы небольших крепостей. - детинцев; в этот период только намечается формирование городов как центров сосредоточия не только княжеских слуг, но и купцов и ремесленников. Возникновение многих новых городов происходит под прикрытием княжеских замков и под их непосредственной защитой, и некоторые аналогии тем явлениям, которые мы наблюдаем на русской почве, находим в средневековой Фландрии. По А. Пиренну, "первые городские поселения были, в полном смысле слова, колониями купцов и ремесленников, и городские учреждения возникли среди пришлого населения, явившегося со всех концов, чуждых друг другу людей". Города обычно "возникали повсюду у стен какого-нибудь монастыря, какого-нибудь замка или епископской резиденции" 2). Общее наблюдение Пиренна находит подтверждение на русской почве. В связи с этим укажем на то обстоятельство, что центральная укреплённая часть древнейших русских городов носила название "детинца". Корень слова "детинец" ведёт к термину "детский", княжеский дружинник. Внутренний замок получил своё название от детских, составлявших его гарнизон, подобно тому как в позднейших монастырских вотчинах по имени "детёнышей" назывался "Детин дворец".

Рядом с детинцем росли поселения ремесленников и купцов, оседавших за пределами стен замка, создавались два городских мира: княжеский и свободный (торгово-ремесленный). Наиболее яркий пример такого соседства двух разных миров даёт Киев. В летописных известиях явно выступают две части Киева - Гора и Подол. На наше счастье, мы имеем возможность более или менее точно определить время возникновения Подола. Сообщая о мести Ольги, как уже говорилось, летописец пишет: "тогда вода текла возле горы Киевской, и на Подоле не жили люди, но на горе" 1).

Против показаний летописи о позднем заселении Подола были выставлены некоторые сведения об археологических находках на Подоле, но они не разрушают нашего представления о заселении Подола как киевского предградья, или посада, в основном в конце X в. Ведь отдельные поселения издавна существовали в районе Киева, задолго до основания города.

Киевский подол как сосредоточие ремесла и торговли возник, судя по археологическим данным, в IX в., возможно - в конце этого столетия. Возникновение Подола было тесно связано с развитием ремёсел и киевского торга. Подол сделался средоточием купеческого и ремесленного населения, нередко поднимавшего восстания против Горы, т.е. "города" в собственном смысле этого слова. Таким образом, наряду с Детинцем, населённым княжескими слугами и зависимыми людьми, в Киеве возник новый квартал - ремесленников и купцов.

С большей гипотетичностью можно говорить о происхождении Новгородского подола, сведения о котором появляются в летописях очень поздно. В Новгороде Подолом называлась та часть города, которая находилась на Торговой стороне и примыкала к Волхову, в непосредственной близости к торгу. Место Новгородского подола устанавливается тем, что он находился поблизости от церкви Пятницы на Ярославовом дворище, поблизости от Ильины улицы в Славне . Таким образом, Новгородский подол по своей топографии соответствовал Киевскому и лежал в низине у реки, в непосредственной близости к торговищу на Торговой стороне. Время возникновения Новгородского подола можно отнести по некоторым деталям примерно к первой половине XI в. На это указывает и традиционное название Ярославова дворища, построенного в той низменной части Новгорода, где мы находим Подол.

Картину заселения города Холма находим в Ипатьевской летописи под 1259 г. Желая населить город, Даниил". начал призывать прихожих Немцев и Русь, иноязычников и Ляхов; шли день и в день, и "уноты" и мастера всякие бежали из татар, седельники, и лучники, и тулники, и кузнецы железу и меди и серебру" . Было ли это только новшеством Даниила или проявлением общей политики князей по отношению к городам? С таким же явлением встречаемся в других странах. Так, польский король Болеслав I старался привлечь поселенцев в города. "Там угнетённые господами крестьяне получали наставление и удовлетворение" .

В городах создавался свой особый мир с городскими привилегиями, без которых не могли бы развиваться торговля и ремесло. Под крепкими стенами княжеских замков вырастал посад, возникал новый город.

Возникновение предградий, или посадов, в древнерусских городах, как мы видели, относится к определённому времени и начинается с IX-X вв. Позже подобные посады становятся неотъемлемой частью сколько-нибудь крупных городов. Таким образом, отмеченное нами явление не может быть названо случайным и относится не к одному какому-либо городу, а к русским городам вообще, в истории которых IX-X-XI вв. надо считать переломным моментом. В последующие столетия происходит дальнейшее развитие предградий, или посадов, как сосредоточия торгового и ремесленного населения.

Размеры предградий, или посадов, в городах были различными. Существовали города, которые имели только укреплённый детинец и не имели посада. Такие города ставились для укрепления границ Ярославом Мудрым, например по Роси, притоку Днепра. Но большой город, как правило, состоял из двух частей: кремля, или детинца, и предградия, или посада.



biofile.ru