Презентация - История Древней Руси - Часть 1 «Истоки и источники». Презентация о древней руси
Презентация - История Древней Руси
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
ДРЕВНИЕИстория Древней РусиЧасть 4СЛАВЯНЕ
Слайд 2
«Повесть временных лет» о происхождении славян«Повесть временных лет» Нестора Летописца всегда привлекала внимание тех, кто изучал древнюю историю славян.Нестор Летописец
Слайд 3
Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765)
в своем сочинении «Древняя Российская история» говорит о том,
что «по преданиям достоверных наших летописателей» славяне известны «как стародавние в России обитатели».М.В. Ломоносов
художник
Л.С. Миропольский, 1787 г.
Слайд 4
Память о прошлом славяне-язычники хранили благодаря устному преданию. «Предание» означает ‘передача’, или ‘переданное’.В. Фаворский. Боян. Гравюра
Слайд 5
Из рода в род передавались древнеславянские сказания о том, где селились и как прозывались славянские племена, кто из героев и князей прославился, защищая свой народ, кто был грозным мстителем для врагов, какие обычаи были у древних славян.А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»
Слайд 6
Но Нестор-летописец знал не только устные народные предания. Он знал также священную библейскую и всемирную историю, пользовался он и трудами греческих историков.
Слайд 7
Летописец Нестор начинает свою «Повесть временных лет» библейским рассказом о расселении народов по земле после всемирного потопа.
По-старославянски народы
назывались «языками».Единство рода человеческогоВсемирный потоп
Слайд 8
Семьдесят два народа расселились по земле, и «от этих же семидесяти двух язык произошел и народ славянский».
Славяне, по свидетельству Нестора, происходят
от племени сына Ноя Иафета, которому
достались северные страны.Ной
Слайд 9
Народы расселяются по всей земле, как побеги распускаются от единого ствола: одна из этих ветвей — земля Русская!
Вот первый ответ летописца на вопрос:
«Откуда пошла Русская земля?».Йозеф Антон Кох. Пейзаж с жертвоприношением Ноя
Слайд 10
Описывая Русскую землю и перечисляя нерусские народы, которые дают дань Руси и говорят на своих языках, Нестор Летописец утверждает, что и они — «потомство Иафета,
живущее в северных странах».Ян Брейгель Старший, Строительство Вавилонской башни
Слайд 11
Следовательно, все эти народы — чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва и другие — происходят от одного со
славянами корня, как разные ветви одного дерева.
Слайд 12
Многие ученые прежде с недоверием относились к тем сведениям «Повести временных лет», которые касались древнейшей истории славян. Но теперь, все больше и больше постигая смысл написанного Нестором-летописцем, ученые поражаются глубиной его исторических познаний.Славяне в начале христианской эры
Слайд 13
Например, академик Борис Александрович Рыбаков в «Повести временных лет» и в «Слове о полку Игореве» находит указания на «Траяновы века». Римский император Траян правил с 98 по 117 год.
Слайд 14
Следовательно, древнерусские писатели настолько хорошо знали всемирную историю, что могли свободно сопоставлять
древнюю историю славян с историей Римской
империи первых веков христианства.
Слайд 15
Одно из самых интересных упоминаний о древних славянах находится именно в той части «Повести временных лет», где древнерусская история связывается с временами первых христиан. Нестор-летописец утверждает, что до славян-моравов доходил один из великих апостолов Иисуса Христа — апостол Андрей.Приход апостола Андрея с учениками
к месту основания Киева
Слайд 16
«До моравов же доходил и апостол Андрей и учил там; там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Андрей и где первоначально жили славяне. Вот почему учитель славян — апостол Андрей, из тех же славян и мы, Русь». Так в самую глубь веков простирается пытливый взор древнерусского летописца.
Слайд 17
Хотя славянский род выходит из глубокой древности, под именем славян наши предки стали известны греческим и римским историкам около VI века по Рождестве Христовом.Как называли славян другие народы
Слайд 18
Возможно, что до этого времени славяне сами себя называли по-другому или окружающие славян народы именовали их не славянами, а как-нибудь иначе.
Слайд 19
Может быть, известные древним историкам сарматы и венеды были предками славян или родственными славянам народами?
Слайд 20
Может быть, знаменитый древнегреческий историк Геродот, говоря о скифах Северного Причерноморья, просто не отличает их от славян, живших еще севернее скифов?
Слайд 21
В любом случае, по словам М.В. Ломоносова, «множество разных земель славянского племени есть неложное доказательство величества и древности» славян.
Слайд 22
О происхождении наименования «славяне» имеются разные предположения. Михаил Васильевич Ломоносов производит именование славян от слова «славящиеся», то есть ‘прославившиеся своими подвигами’.Предположения о происхождении именования славянГусляры
Слайд 23
По именам своих славных героев народ сначала именовался так внутри пределов страны. «Потом славою дел утвердил себе славное имя, которое хотя и поздно по свету распространилось, однако внутрь было давно
в употреблении».Святогор и Кузнец судьбы
Слайд 24
Академик Борис Александрович Рыбаков предполагает, что слово «славяне» — составное. Оно слагается из двух частей: «слы», что на древнерусском языке означало ‘послы’, и «вене» — ‘представители народа вене’, то есть венеды. Следовательно, славяне — это послы венедов.
Слайд 25
Кроме того, существует еще одно интересное мнение о происхождении именования «славяне». Славяне приобрели широкую известность среди других народов в связи
с расселением их в Европе в VI–X веках.А. Сафонов. «Не посрамим земли Русской»
Слайд 26
«Слыть» или «прослыть» означает ‘быть или стать известным, славиться или прославиться’. Может быть, наименование «славяне» происходит от слова «слыть» — ‘славиться’? Это близко к догадке М.В. Ломоносова о происхождении названия славян.Вольга Всеславович
Слайд 27
Первое по времени упоминание о славянах (склавинах), «которые обретаются за рекой Истром», приводится в «Истории войн» византийского историка Прокопия Кесарийского:Как прославились славяне в Византии
Слайд 28
«Племена эти не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща...Древние славяне делят рабов и другую добычу, вернувшись из дальнего похода
Слайд 29
А живут они в жалких хижинах, есть у них единый язык..., да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны...Поселение славян
Слайд 30
Образ жизни грубый и неприхотливый... Они менее всего коварны и злокозненны, но и в простоте они сохраняют гуннский нрав».
Слайд 31
Описывая войны императора Юстиниана (527–565), Прокопий много рассказывает и о славянах. Они берут с бою прославленные крепости Юстиниана, храбро бьются с императорскими
войсками в открытом поле.
Слайд 32
Дружины славян разъезжают внутри империи и порой зимуют на византийской земле. Находясь всего в пяти днях пути от столицы Византии Константинополя, славяне возят за собой «бесчисленную добычу из людей, всякого скота и ценностей».
Слайд 33
Славянские князья захватывают знамена византийских полководцев и угрожают пригородам Константинополя.
Слайд 34
«Повесть временных лет» представляет нам славянский мир через перечисление целой группы славянских народов, которые не сразу, по словам летописца, стали называться особыми именами, а вначале все были «от рода словенска».Расселение восточных славян
Слайд 35
Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами,Скульптурный монумент основателям Киева – братьям Кию, Щеку и Хориву, а также их сестре Лыбеди
Слайд 36
а другие — древлянами, потому что сели в лесах,
Слайд 37
а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами,
Слайд 38
иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане.
Слайд 39
Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом.Остатки Рюрикова городища, раскопанного археологами в окрестностях города Новгорода на озере Ильмень
Слайд 40
А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами.
Слайд 41
И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».
Слайд 42
Летописные сведения о расселении славянских племен подтверждают различные археологические находки.
Слайд 43
Среди всех восточно-славянских племен Нестор выделяет племя полян, которые, по словам великого летописца, добрыми нравами своими превосходили другие славянские племена. Обладавшие тихим и кротким нравом поляне стали ядром нарождавшегося государства — Русь.
Слайд 44
Летописец написал: «Полян теперь называют Русью». Главный город полян — Киев — стал столицей Древнерусского государства. М.В. Ломоносов писал, что между славянскими племенами «знатнее прочих были поляне, не столько военными делами, как торгами, которые производились с греками».Киев XII — XIII вв. Реконструкция Ю. С. Асеева
Слайд 45
Научные споры о том, какова изначальная история славян, будут продолжаться. Но бесспорно то, что у славян богатая и славная история.В. Васнецов. Богатыри
Слайд 46
Из «Повести временных лет» мы знаем о нравах и некоторых житейских обычаях различных славянских племен, живших в дохристианскую эпоху на Руси. Но, в целом, древняя славянская духовная культура остается малоизвестной.Верования славян-язычников
Слайд 47
Как смотрели на мир и на самих себя, как веровали и какие религиозные обычаи имели наши далекие предки славяне-язычники — все это часто становилось предметом догадок.
Слайд 48
О верованиях древних славян ученые строили догадки или по сравнениям с верованиями других народов, или по литературным памятникам 19–20 столетий (народные песни, присказки, суеверные заклинания).
Слайд 49
Несомненно, что древние славяне были язычниками. Они боготворили леса, водные источники и стихии, старались умилостивить духов, по их верованиям движущих этими стихиями, кланялись и приносили жертвы идолам.
Слайд 50
Не зная Бога-Творца, они боготворили вещественный и животный мир. Но это было присуще всем язычникам, а не только язычникам-славянам. Сохранились ли какие-нибудь сведения о языческих верованиях именно древних славян? Да, сохранились.
Слайд 51
Арабские источники о молитве славянАрабский писатель
X века Ибн-Даста записал молитву древних славян-язычников.
«Все они (славяне) — идолопоклонники. Более всего сеют они просо.Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: «Господи, ты, который снабжал нас пищей (до сих пор), снабди и теперь нас ею в изобилии».
Слайд 52
Ибн-Даста не указывает, какому именно славянскому племени принадлежала эта молитва. Может быть, такая молитва употреблялась разными славянскими племенами. Но в любом случае такое молитвенное обращение к небу и надежда на помощь небесную говорят о глубоких религиозных исканиях славян-язычников.
Слайд 53
Когда имя славян за их воинственность уже прославилось в греко-римском мире, тогда историк Прокопий Кесарийский писал о славянах, живших в VI веке на берегах Дуная, следующее: «Единого бога, творца грому и всего мира господа исповедуют. Ему приносят волов и другие жертвы».Сведения из византийских источников о язычестве у древних славянРОД - сущий, единый, прародитель богов и творец мира
Слайд 54
В середине X века византийский император Константин VII Багрянородный написал для своего сына книгу «Об управлении империей». В этой книге венценосный писатель использовал и те сведения, которые он узнавал от приезжавших в Царьград русских послов и торговцев. Во времена Константина Багрянородного русские купцы регулярно совершали путешествия в столицу Византии.
Слайд 55
В июне месяце, как указывалось в книге императора Константина VII, русские корабли отправлялись из Киева и спускались по Днепру.
Подойдя к днепровским порогам, купцы разгружали свои ладьи и перетаскивали товары по берегу. Охранявшие купцов и товары воины зорко следили, не приближаются ли печенеги. Когда наконец русские добирались до острова Хортица (греки называли его островом Святого Георгия), здесь под гигантским дубом они приносили жертвы языческим богам.
Слайд 56
В книге «Об управлении империей» содержится редкое и потому важное свидетельство о древнерусских языческих обрядах. Русские «на этом острове, — пишет византийский император, — совершают свои жертвоприношения, так как там растет великий дуб. Они приносят в жертву живых петухов, кругом втыкают стрелы, а иные (приносят) куски хлеба, мясо, и что имеет каждый, как требует их обычай. Насчет петухов они бросают жребий — зарезать ли их (в жертву), или съесть, или пустить живыми».
Слайд 57
Это не единственное известие из византийских источников о жертвенных петухах у восточных славян. Греческий историк Лев Диакон сообщает, что воины киевского князя Святослава, осажденные в крепости Дерестр в начале лета 971 года, совершая в водах Дуная языческие жертвоприношения, топили в воде петухов.Приношение духам реки В.Иванов
Слайд 58
Славяне-язычники воздвигали идолов, около которых не только приносили жертвы, но давали клятвы,
устраивали ритуальные пиршества.«Повесть временных лет» об идолопоклонстве у славян
Слайд 59
Нестор-летописец перечисляет имена языческих кумиров, которых князь Владимир, будучи еще язычником, поставил на холме за великокняжеским теремом: «деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей».
Слайд 60
Восточные славяне-язычники, в отличие от некоторых окрестных народов, не приносили человеческие жертвы своим идолам.
Слайд 61
Рассказ Нестора-летописца в «Повести временных лет» о киевских варягах-мучениках Феодоре и Иоанне, убитых киевлянами-язычниками за то, что варяг Феодор отказался отдать сына своего Иоанна на смерть в жертву Перуну,
говорит о том, что человеческие жертвоприношения
не были обычным явлением на Руси.В. Топорков. Первые христиане-мученики в Киеве
Слайд 62
Других подобных примеров древнерусские летописи не знают. Возможно, это несостоявшееся жертвоприношение заставило кротких полян скорее принять христианство.
lusana.ru
Презентация на тему "История Древней Руси - Часть 7 «Начало Киевской Руси»"
Презентация на тему: История Древней Руси - Часть 7 «Начало Киевской Руси»
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда: № слайда 2 Описание слайда:
Почему Древнерусское государство называют «Киевской Русью». На заре отечественной истории Древнерусское государство называлось просто «Русью». Название «Киевская Русь» введено учеными. Но поскольку это название оказалось весьма удобным, то оно вошло в широкое употребление.
№ слайда 3 Описание слайда:
С 9 по 12 столетие Киев стоял во главе большого государства. Киев стал колыбелью истории и культуры русского, украинского и белорусского народов. Говоря «Киевская Русь», мы сразу представляем первые века нашей родной истории.
№ слайда 4 Описание слайда:
Киевская Русь — это наши древнейшие и величайшие святыни, исторические памятники, культурные связи с другими странами. Недаром со времен князя Олега Киев называется матерью городов русских. Н.К.Рерих. Городок
№ слайда 5 Описание слайда:
Один из первых вопросов «Повести временных лет»: «Кто в Киеве первым стал княжить?». На этот вопрос Нестор-летописец отвечает народным преданием о трех братьях — основателях Киева. Первый князья в Киеве Основатели Киева - Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь
№ слайда 6 Описание слайда:
На месте будущей столицы Древней Руси жили поляне — одно из восточно-славянских племен, которому Нестор придает особое значение.
№ слайда 7 Описание слайда:
«И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их была Лыбедь. «И быша три братья...». Миниатюра Радзивилловской летописи
№ слайда 8 Описание слайда:
Сидел Кий на горе, где ныне подъем Боричев, Подъем Боричев
№ слайда 9 Описание слайда:
а Щек сидел на горе, которая ныне зовется Щековица, Подол с Олеговской (Щековицы)
№ слайда 10 Описание слайда:
а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по нему Хоривицей». Замковая гора, Хоривица
№ слайда 11 Описание слайда:
Эти братья, как повествует Нестор, построили городок и во имя старшего брата назвали его Киев. Памятник-фонтан в Киеве основателям города
№ слайда 12 Описание слайда:
Вокруг города был лес, поляне ловили там зверей. Братья-основатели города называются летописцем «мужами мудрыми и смысленными». Н.К.Рерих. Славяне
№ слайда 13 Описание слайда:
Летописное свидетельство о трех братьях-основателях Киева подтверждается археологическими раскопками, показавшими, что Киев сложился из трех первоначально самостоятельных поселений. Раскопки в Киевской крепости
№ слайда 14 Описание слайда:
В 1982 году киевляне праздновали 1500 лет основания города. Если мы сопоставим свидетельство Нестора-летописца и то, что говорят археологи о древности Киева, то можем сделать вывод: предания народные хранятся веками, и их нельзя не учитывать при изучении родной истории. Скульптурный монумент основателям Киева – братьям Кию, Щеку и Хориву, а также их сестре Лыбеди
№ слайда 15 Описание слайда:
Призвание варягов Как мы знаем, у славянских племен были разные названия. Некоторые историки предполагают, что «рос» или «рус» — это наименование одного из славянских племен. Другие ученые производят слово «Русь» от названия речки Рось — притока Днепра. Река Рось
№ слайда 16 Описание слайда:
Существует много и других предположений. Вопрос этот не простой, потому что с ним связан самый важный вопрос — как образовалось Русское государство. Древний Киев
№ слайда 17 Описание слайда:
«Повесть временных лет» содержит рассказ о призвании из Скандинавии варяжских князей, с которыми по летописи связывается начало русского государственного устройства.
№ слайда 18 Описание слайда:
В 18 столетии некоторые ученые считали, что варяги-русь, о которых говорит летописец, это не какое-то скандинавское племя, а военные дружины скандинавов. Но есть и другое мнение. М.В. Ломоносов считал, что варяги-русь сами имеют славянское происхождение.
№ слайда 19 Описание слайда:
Из этих двух мнений впоследствии выросли две научные школы: норманнская и славянская. Ученый спор между школами заставил тех, кто изучает родную историю, искать новые источники и более тщательно изучать и сверять уже известные исторические сведения. Н.К.Рерих Славяне
№ слайда 20 Описание слайда:
Рюрик – первый русский князь О Рюрике говорит летописец Нестор. По его рассказу, в 859 году из-за моря пришли варяги и наложили дань на славян, на чудь, мерю и кривичей.
№ слайда 21 Описание слайда:
Эти племена изгнали варягов и начали сами управляться, но «не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом». И. Архипов. Войны с соседями
№ слайда 22 Описание слайда:
Тогда решили они поискать себе князя, который бы управлял ими и судил их по правде. Пошли они опять-таки за море к варяжскому племени, которое называлось русью.
№ слайда 23 Описание слайда:
И пригласили варяжских князей такими словами: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Рюрик, Синеус и Трувор принимают послов. Гравюра
№ слайда 24 Описание слайда:
Тогда собрались три брата Рюрик, Синеус и Трувор и «взяли с собой всю Русь». Заморские гости. Н.К.Рерих
№ слайда 25 Описание слайда:
Рюрик сел княжить в Новгороде,
№ слайда 26 Описание слайда:
Синеус на Белоозере, Ладья варягов в городе Белозерске
№ слайда 27 Описание слайда:
а Трувор в Изборске.
№ слайда 28 Описание слайда:
И от варягов-руси славяне начали называться русскими, а земля их Русью. А. Васнецов. Варяги
№ слайда 29 Описание слайда:
Нестор-летописец указывает, что было это в 862 году. Этот год обычно и считается годом основания русского государства. В память об этом в Новгороде в 1862 году был поставлен замечательный памятник «Тысячелетие России».
№ слайда 30 Описание слайда:
Князья из рода Рюриковичей правили на Руси до 1598 года. Поэтому М.В. Ломоносов называет Рюрика «самодержавства Российского основателем и праотцем многих государей». Династия Рюриковичей прервалась со смертью сына Ивана Грозного. Глазунов И.С. Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус
№ слайда 31 Описание слайда:
Летописец Нестор говорит, что Рюрик «овладел всею властью» в Русской земле. Он стал раздавать города знатным дружинникам своим. Аскольд и Дир
№ слайда 32 Описание слайда:
И было у него два дружинника — Аскольд и Дир — не родственники его, а бояре. Они отпросились со своими дружинами в Константинополь и, когда плыли по Днепру, увидели на берегу небольшой город. Н. Рерих. Славяне на Днепре
№ слайда 33 Описание слайда:
Аскольд и Дир спросили: «Чей это городок?». Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам».
№ слайда 34 Описание слайда:
Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян». «Асколд же и Дир остаста в граде сем... и начаста княжити...». Миниатюра Радзивилловской летописи
№ слайда 35 Описание слайда:
Умер Рюрик в 879 году. Князь киевский Олег Место гибели Рюрика О.В. Нагорная Воин с топором
№ слайда 36 Описание слайда:
Перед смертью он передал княжение своему родственнику Олегу и ему же поручил своего малолетнего сына Игоря. Прощание с Рюриком. И.Глазунов. Князь Олег и Игорь
№ слайда 37 Описание слайда:
Три года Олег находился в Новгороде, а потом собрал войско, отправился в поход на юг и достиг Киева. Там в это время княжили Аскольд и Дир.
№ слайда 38 Описание слайда:
Летопись рассказывает, как Олег хитростью овладел Киевом. Подойдя к городу, он спрятал войско, а сам приплыл к киевскому берегу в небольшой лодке с маленьким Игорем и послал сказать Аскольду и Диру, что пришли купцы из Новгорода и хотят повидаться с родичами-варягами.
№ слайда 39 Описание слайда:
Аскольд и Дир, ничего не подозревая, подошли к лодке. Тут спрятавшиеся воины окружили их, а Олег, держа Игоря на руках, сказал: «Вы не княжеского рода, но я княжеского рода».
№ слайда 40 Описание слайда:
И велел убить Аскольда и Дира. А сам завладел Киевом, сделал его своей столицей и сказал: «Да будет (этот город) матерью городам русским!».
№ слайда 41 Описание слайда:
Киевляне хорошо знали, где были погребены Аскольд и Дир. На Аскольдовой могиле впоследствии была построена церковь Святителя Николая, а рядом с могилой Дира — церковь Святой Ирины. Именно тут, по преданию, в 882г князь Олег убил Аскольда и Дира
№ слайда 42 Описание слайда:
Олег был смелым и удачливым воином. Он подчинил себе соседние племена, строил новые города и так расширял свои владения. И. Архипов. Княжеская дружина В. Килиниченко. Новгород торговый
№ слайда 43 Описание слайда:
С покоренных племен он брал дань, то есть определенный выкуп, иногда шкурками ценных зверьков, иногда серебром или еще какими вещами, представлявшими в то время ценность. При этом он и защищал эти племена от набегов хазар. Н.К.Рерих Полюдье
№ слайда 44 Описание слайда:
Поход князя Олега на Византию Олег воевал непрерывно, пытаясь покорить все новые и новые племена. Последним делом князя был его знаменитый поход на Византию в 907 году. По словам летописца, дружинники Олега ехали на конях и кораблях; кораблей было 2000, и в каждом по 40 воинов. Поход Олега на Царьград (Константинополь) Миниатюра Радзивилловской летописи
№ слайда 45 Описание слайда:
При приближении русских греки замкнули гавань и закрыли город. Дружинники Олега вышли на сушу и стали опустошать окрестности, разрушать здания и храмы, мучить, избивать и бросать в море жителей. Н.К.Рерих. Бой
№ слайда 46 Описание слайда:
«И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви подожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
№ слайда 47 Описание слайда:
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли по полю к городу». «И повелел Олег воинам своим...». Миниатюра Радзивилловской летописи
№ слайда 48 Описание слайда:
Греки испугались и заключили с Олегом мирный договор. Этот договор о правилах торговли между греками и русскими, о наказании за убийство и воровство, об обмене пленными и помощи при кораблекрушении — первый из известных юридический и дипломатический документ Древней Руси.
№ слайда 49 Описание слайда:
Легенда о «вещем» Олеге В знак победы, как гласит предание, Олег повесил свой щит на воротах Царьграда. Царьградом на Руси называли столицу Византии — Константинополь. А.Клименко. Триумф князя Олега
№ слайда 50 Описание слайда:
Умер князь Олег в 912 году, вскоре по возвращении из Царьграда. Летописец рассказывает при этом легенду, что князь, по исполнившемуся предсказанию кудесника, умер от укуса змеи, выползшей из груды костей любимого коня Олега. В. М. Васнецов. Князь тихо на череп коня наступил…
№ слайда 51 Описание слайда:
Эта легенда вдохновила А.С. Пушкина на прекрасное стихотворение «Песнь о вещем Олеге», которое хорошо бы всем знать наизусть. В. Васнецов. Иллюстрация к стихотворению А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
№ слайда 52 Описание слайда:
Войны Игоря с печенегами. Миниатюра Радзивилловской летописи Князь Игорь Преемник Олега князь Игорь был тоже очень воинственный, но не такой удачливый, как Олег. При нем явились в первый раз на землю Русскую печенеги — народ, который потом более полувека был страшным врагом наших предков.
№ слайда 53 Описание слайда:
Печенеги в X веке пришли из Средней Азии, с берегов реки Урала, и заняли все степи от Дона до Дуная. Они не строили себе домов, но делали подвижные шатры или шалаши и пасли скот. В поисках травы для своего стада они быстро переселялись на новые места.
№ слайда 54 Описание слайда:
Кони их бегали очень быстро, и сами они плавали в реках, как рыбы. Это помогало им нападать на соседей своих, быстро грабить, захватывать пленных и спасаться от погони. Игорю удалось заключить с печенегами мир, и они отошли к Дунаю.
№ слайда 55 Описание слайда:
Важнейшим событием княжения Игоря был новый поход русских на Византию. Всего Игорь совершил два похода, но первый кончился бегством Игоря с малым числом уцелевших воинов. Греки победили, «применив какой-то чудесный огонь», спаливший корабли русских. Походы Игоря на Византию
№ слайда 56 Описание слайда:
Второй же поход был более удачным. Не доводя дело до сражения, греки дали Игорю и его дружине богатый выкуп и заключили с ним договор, утвердивший «любовь между греками и русскими».
№ слайда 57 Описание слайда:
Из этого договора мы узнаем, что владения киевского князя простираются на юге уже до самого Крыма и Кавказских гор, а на севере — до берегов Волхова; что среди языческого войска Игоря было немало русских христиан, которые давали клятву при заключении договора в киевском храме Святого пророка Илии. Присяга русичей и греков
№ слайда 58 Описание слайда:
Смерть князя Игоря Смерть Игоря летопись относит к 945 году. Не довольствуясь данью, уже полученной им с древлян, Игорь с небольшой частью своей дружины вернулся однажды в древлянскую землю за новой данью. Игорь собирает дань с древлян
№ слайда 59 Описание слайда:
Но древляне, жители города Искоростеня, с князем своим Малом во главе рассудили: «Когда волк привыкает похищать овец, то выносит все стадо, пока убит не будет». И древляне убили Игоря и бывших с ним. Убийство Игоря по приказу князя Мала у города Искоростеня. Миниатюра Радзивилловской летописи
№ слайда 60 Описание слайда:
Игорь — первый русский князь, о котором кроме Нестора пишут и иноземные писатели. Так византийский историк Лев Диакон даже подробно описывает смерть Игоря: древляне привязали его к верхушкам двух пригнутых друг к другу деревьев, а потом отпустили их, и Игорь был разорван. К.Васильев. Князь Игорь
№ слайда 61 Описание слайда:
М.В. Ломоносов в «Древней Российской истории» первые три главы посвящает жизнеописанию князей Рюрика, Олега и Игоря, подробно пересказывает все сведения о них, которые оставил нам летописец. А глава, посвященная Игорю, заканчивается словами: «...и могила его видна была во времена летописателя российского Нестора». Это означает, что во времена Нестора, то есть почти через двести лет после кончины князя Игоря, люди знали и чтили его могилу.
№ слайда 62 Описание слайда:
О чем могут рассказать договоры русских с греками О взаимоотношениях русских с греками в X веке свидетельствуют договоры, заключенные от имени князей Олега, Игоря и Святослава. Два заключены от имени князя Олега в 907 и 911 годах, один — от имени князя Игоря в 945 году, и один заключен князем Святославом в 971 году. Переговоры об условиях мирного договора между Олегом и византийским императором Львом VI, и его братом Александром. Миниатюра Радзивилловской летописи
№ слайда 63 Описание слайда:
Эти древнейшие источники по родной истории рассказывают нам о времени военных столкновений Руси с Византией, о мирных переговорах, о торговле, которую имела в то время Русь с Византией, о наказаниях, которые предусматривались для нарушителей соглашений между обеими странами, и о том, как жили послы и купцы русские в Константинополе. Константинополь
№ слайда 64 Описание слайда:
Историки по этим договорам узнали очень много интересного о наших предках, живших тысячу лет тому назад: как именовались люди разных сословий, каковы были тогда деньги, как совершалась торговля, как поступали с пленными и многое другое.
№ слайда 65 Описание слайда:
Как именовалась в договорах русская сторона Русские в договорах именовались «Русь», «Русская земля», «люди Русской земли», «все люди русские». Причем, под именем «русских» упоминались не только славяне, но и люди неславянского происхождения, представлявшие Русь. Встречаются в договорах и скандинавские имена варягов, служивших на Руси или расселившихся в Русской земле. В начале Игорева договора говорится так: «Мы от рода Русского!». Б. Ольшанский. Рось великая
№ слайда 66 Описание слайда:
Договоры Руси с Византией 907, 911 и 945 годов закрепляли военные успехи русских князей и обеспечивали возможность мирной торговли.
№ слайда 67 Описание слайда:
Но, очевидно, не только возможность торговать привлекала русских. Величие, духовные богатства и культурные сокровища Византии не могли не привлекать молодую Русь. Прием византийским императором Львом VI русских послов, показ им церковных святынь и богатств. Миниатюра Радзивилловской летописи
№ слайда 68 Описание слайда:
Правила торговли русских сгреками Русские послы обязаны были иметь при себе в знак доверия от великого князя киевского золотые печати, а русские купцы — серебряные. Печати имели официальное значение. Они свидетельствовали об ответственности правителей Руси за тех людей, которых они отправляли в Византию. Сребреник. княжеский знак
№ слайда 69 Описание слайда:
В летописях купцы называются «гости». Отсюда произошло и слово «погост» — место, где останавливались торговцы-гости. Приезжающим запрещалось «творить пакости в селах в нашей стране», то есть в Византии. Жили послы и все гости около монастыря Святого Маманта, который находился в пригороде Константинополя. Правый берег Западной Двины. Памятный знак начала торгового пути «Из Варяг в Греки»
№ слайда 70 Описание слайда:
Причем, первое место получали киевляне, второе — черниговцы, третье — переяславцы и так далее в зависимости от важности княжеского стола на Руси. Послы получали от императорского двора денежное содержание, а гости — пропитание: хлеб, вино, мясо, рыбу и фрукты. Купцы-гости содержание получали помесячно в течение полугода. Купцы с соболиными шкурками
№ слайда 71 Описание слайда:
Входить в город русские могли только через одни ворота, группами не более 50 человек, без оружия. Ю.Лазарев. Послы Русов
№ слайда 72 Описание слайда:
Чиновник от греческого правительства составлял списки приезжих и следил за законностью действий русских. Когда русские купцы-гости к осени собирались домой, то император обязан был обеспечить им отъезд: давалось продовольствие и необходимое снаряжение в случае неисправности судов. Шелковых тканей можно было брать купцу не более 50 кусков. Херсонес – крупный торговый центр Византии, бывшая торговая площадь
№ слайда 73 Описание слайда:
Договоры показывают нам, как хорошо были развиты торговые связи между Русью и Византией. Благодаря торговле русские быстрее знакомились с жизнью и обычаями православных византийцев. Храм Софии в Константинополе
№ слайда 74 Описание слайда:
О взаимной помощи В договоре князя Олега с греками имеется статья, которая говорит о том, как должны были греки и русские оказывать помощь друг другу в случае опасности: «Если выкинута будет ладья сильным ветром на чужую землю и будет там кто-нибудь из нас, русских, и соберется снабдить ладью товаром своим и отправить вновь в Греческую землю, то проводим ее через всякое опасное место, пока не придет в место безопасное; если же ладья эта от бури или противного ветра задерживается и не может возвратиться в свои места, то поможем гребцам той ладьи мы, русские, и проводим с куплею их поздорову». Так же должны были поступать и греки. Славянское судно
№ слайда 75 Описание слайда:
Договоры заключались от имени не только «князя великого русского», то есть киевского князя, но и от всех «светлых и великих князей», которые «были под его рукой», то есть сидели по русским городам. При Игоре таких городов было 23 — столько же, сколько и князей, от которых были направлены послы и купцы в Грецию. Княжеские грамоты и печати
ppt4web.ru
Древняя Русь - Презентации по истории
Описание:
Презентация на тему «Древняя Русь» выполнена учителем истории Ширяевой Галиной Ивановной для учащихся 6-х классов.
Предполагается, что учащиеся уже знакомы с данной темой, так как она обычно изучается в четвертых классах общеобразовательных школ. Данная работа представляет собой интересную игру-викторину, в которой учащимся предстоит ответить на тематические вопросы, закрепив тем самым изучаемую тему.
Древняя Русь – государство, ставшее прародителем нашей страны. На Руси жили славяне – наши славные предки, которые подарили нам культуру, письменность и книжность. Данная информация уже известна ученикам, поэтому они без проблем должны справиться с заданиями.
Категории вопросов презентации «Древняя Русь»:
Игра-викторина реализована следующим образом – преподаватель включает слайд, называет объект, читает высказывание или произносит любую другую зацепку, благодаря которой учащиеся должны дать правильный ответ.
Категория:
Слайды:
Информация:
Дата создания материала: 02 Октября 2012 г.
Слайды: 40 слайдов
Дата создания файла презентации: 02 Октября 2012 г.
Размер презентации: 6141 Кб
Тип файла презентации: .pptx
Скачана: 2229 раз
Последний раз скачана: 15 Февраля 2018 г., в 01:04
Просмотров: 8093 просмотра
Рекомендуем:
Для учеников 6 класса
Скачать:
Скачать презентацию
pwpt.ru
Презентация - История Древней Руси
Слайды и текст этой презентации
Слайд 1
История Древней РусиЧасть 1ИСТОКИИИСТОЧНИКИ
Слайд 2
Давайте представим, что мы стоим на берегу великой реки, не зная, откуда она берет свое начало, где и как совершает свое течение. Что мы можем сделать, если захотим узнать, какова протяженность этой реки, сколько у нее притоков
и какие города и селения взросли на ее берегах?К истокам родной истории
Слайд 3
Прежде всего, можно посмотреть на географическую карту, потому что все большие реки обязательно нанесены на карту.
Слайд 4
Можно прочитать повествования об этой реке,
составленные путешественниками.
Слайд 5
Также можно отыскать человека, который сам совершал
плавание по этой реке и готов рассказать нам
о ее истоках, притоках и берегах.
Слайд 6
Интересно посмотреть кинофильм об этой реке, если
кто-нибудь уже сделал такой фильм. В любом случае
мы узнаем об этой реке много интересного.
Слайд 7
Но как станут оживать все полученные нами сведения и впечатления, когда мы сами отправимся по реке
на лодке или на пароходе или будем
путешествовать вдоль ее берегов!
Слайд 8
Точно так же бывает и при изучении родной истории.
Читая случайно попавшееся в руки историческое сочинение,
мы стоим на берегу великой реки истории. Заглядывая в энциклопедию или исторический справочник,
мы как бы рассматриваем карту реки-истории.
Слайд 9
Но если, прочитав одну серьезную книгу по истории Отечества,
мы ищем и читаем другую, если, найдя сведения о каком-либо событии, мы начинаем искать другие сведения о нем в других книгах или рукописях, то мы уже не стоим на берегу, а сами отправляемся в путешествие к истокам родной истории.Чем дальше будем мы продвигаться на своем пути, тем путешествие наше будет становиться интереснее и, может быть, труднее. Известно, что многие реки берут свое начало или протекают в труднодоступных местах.
Слайд 10
Сколько следует пересмотреть различных книг по истории,
чтобы найти нужную книгу! Сколько требуется усилий
и времени, чтобы найти в этой книге необходимые
события, даты и имена!Исторические путешествия
Слайд 11
Но если одну и ту же книгу можно найти в разных библиотеках различных городов, то для работы с рукописью нужно отправляться в тот город, где хранится эта рукопись.
Тогда историк становится путешественником
в полном смысле этого слова.Древнерусские рукописи
и свитки
Слайд 12
Наконец, любая книга или рукопись может поставить перед исследователем родной истории задачу разыскивать такие сведения, рукописи или книги, которые или утрачены, или забыты, или которые еще никто не нашел!
На этом пути и совершаются исторические открытия.
Слайд 13
Однажды отправившись в поход, человек иногда всю жизнь бывает охвачен любовью к дальним странствованиям.
Слайд 14
Однажды заинтересовавшись вопросом:
«Откуда пошла Русская земля?» —
мы отправляемся к истокам родной истории, и это увлекательное путешествие также может продлиться
всю жизнь.Викинги
Слайд 15
Около девятисот лет тому назад, во второй половине XI – начале XII века,
в Киеве один ученый-монах начал писать историю своего Отечества. Звали этого монаха-историка —
Нестор.Древнерусские летописиНестор Летописец, стенная роспись
В.М. Васнецова в Свято-Владимирском соборе в Киеве 1885-95 гг.
Слайд 16
Год за годом он записывал в свою книгу то, что слышал от старых людей, то, что находил в книгах, и то, что видел своими глазами.Нестор Летописец
скульптура М.М. Антокольского
1890 г.
Слайд 17
На протяжении нескольких веков другие летописцы переписывали летопись Нестора, продолжая его труд — описывая события последующих лет.Год в Древней Руси назывался «летом»,
поэтому его труд получил наименование «летопись».
Итак, летопись — это запись событий по годам.
Слайд 18
Теперь Нестор Летописец известен всему миру как величайший древнерусский историк и писатель, иногда его именуют отцом русской истории. Погребен он в пещере родного Киево-Печерского монастыря.До сего времени монастырь хранит священную гробницу славного русского летописца,
и перед этой святыней склоняется всякий, кто
любит родную историю.
Слайд 19
«Повесть временных лет»Свою летопись Нестор так же, как и современный историк, начинал с вопросов
к прошлому:
«Откуда пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить?». Древнеславянское
поселение
Слайд 20
Говоря о происхождении русской земли, русского народа,
Нестор-летописец рассказывает о соседних народах, о
создании славянской грамоты, о походах русских князей
и о нападениях кочевников — хазар и печенегов,
о событиях, связанных с Крещением Руси.
Слайд 21
Но прежде всего Нестор-летописец пересказывает
самые важные события из Библии.
Слайд 22
В летописи Нестора также запечатлелись народные сказания, былины и легенды дохристианских времен, когда не было
еще книг на Руси.
Слайд 23
Полное название летописи на старославянском языке, на котором и писал Нестор, звучит так: «Се повести времянных лет, откуду есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити,
и откуду Руская земля стала есть».Приход апостола Андрея с учениками
к месту основания Киева
Слайд 24
На современном русском языке летопись Нестора называют «Повесть временных лет». «И быша три братья...». Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 25
Летописи, списки и летописные своды«Повесть временных лет» Нестора Летописца многократно переписывалась другими русскими летописцами
и до нас дошла в
разных списках. Чаще всего летописец дополнял труд предшественников, иногда переписывал прежнюю летопись дословно, а иногда с сокращениями или в своем пересказе.
Слайд 26
Если летописец пользовался несколькими списками и объединял содержащиеся в них сведения, то получался летописный свод. Большинство дошедших до нашего времени летописей являются летописными сводами.Поход Андрея Боголюбского на Киев. Взятие Киева.
Миниатюра из Лицевого летописного свода 16 века
Слайд 27
Древнерусские летописи получили свои наименования или по месту написания, или по имени переписчика, или по месту хранения летописи, или по имени владельца, или по имени ученого, нашедшего летопись. Заставка в рукописной книге
XIV века
Слайд 28
Есть летописи, названные по городам или княжествам, где они составлялись: Новгородская, Псковская, Галицко-Волынская. Ипатьевская летопись названа так потому, что рукопись, содержащая эту летопись, принадлежала Костромскому Ипатьевскому монастырю.Сказание «О письменах»
черноризца Храбра,
список 1348 г.
Слайд 29
Лаврентьевская летопись называется по имени переписчика — монаха Лаврентия. Летопись Никоновская получила свое наименование потому, что список летописи
принадлежал патриарху Никону.Лаврентьевская летопись
1377 г.
Слайд 30
Самое крупное летописное произведение на Руси — это «Лицевой летописный свод». Лицевой – значит иллюстрированный. Сохранилось десять томов, где почти каждая страница украшена рисунками-миниатюрами. Этот свод был составлен в XVI веке
по заказу Ивана Грозного.Взятие Изяславля монголо-татарами
миниатюра из Лицевого свода
16 века
Слайд 31
Другая богато иллюстрированная древнерусская летопись — Радзивилловская (XV в.) — содержит 617 красочных миниатюр. Такое название она получила потому, что в XVII веке принадлежала литовскому князю Радзивиллу.Радзивилловская летопись.
Слайд 32
Древнерусские летописцыВот уже почти тысячу лет древнерусские летописи хранят имена славных людей нашего Отечества, память об их подвигах, их слова и заветы. П. Корин. Александр Невский
Слайд 33
Кроме того, летописи сохранили для нас и многочисленные устные предания тех времен, когда на Руси еще не было письменности. Именно в летописях запечатлелись древние народные сказания, былины и легенды
русского народа.Святогор
Слайд 34
Будучи свидетелями важных исторических событий, древнерусские летописцы всегда чувствовали свою ответственность перед грядущими поколениями.
Они писали историю Отечества так, чтобы содействовать единению русского народа, чтобы предотвратить междоусобицу, вражду и разделения. Войны Игоря с печенегами.
Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 35
На свой труд они смотрели как на дело священное. Описание прошедших и текущих событий они перемежали молитвенными обращениями к Богу и призывами к братолюбию. Встреча Юрия Долгорукова
с князем Святославом Ольговичем
Лицевой летописный свод
Слайд 36
Распространялись летописи
по Руси, и вместе с ними распространялся христианский взгляд на историю
и на жизнь.Основание Ивангорода
миниатюра из Лицевого свода
16 века
Слайд 37
Летописцами в Древней Руси являлись не только монахи.
Ими становились священники, бояре, князья,
дружинники и простые горожане. «Ярослав же сей любил книги и многие написал, и положил в Святой Софии, которую сам создал». Миниатюра Радзивилловской летописи
Слайд 38
Древнерусский летописец свой труд оканчивал обычно следующими словами: отцы и братья, если я где-либо
описался, или что не дописал, или приписал лишнего, читайте, исправляя, ради Бога,
и не проклинайте,
ибо книги ветхи,
а ум молод,
не дошел.
Слайд 39
Если бы от Древней Руси сохранилась только «Повесть временных лет» Нестора Летописца, мы уже и тогда
много бы знали об истоках
родной истории, об образовании Древнерусского государства,
о распространении христианства на Руси, о древнерусской культуре.Исторические источники
Слайд 40
К счастью, мы знаем и многие другие творения русских писателей, живописцев, строителей, ремесленников. Ведь все, что сохранилось от прежних времен, для нас может
послужить историческим источником.
Слайд 41
Как из водного источника люди черпают влагу, так из исторического источника исследователи родной истории
черпают самые различные сведения о прошлом.
Слайд 42
Исторические источники — это не только древности. Например, если бы какой-нибудь исследователь захотел написать историю вашего класса, то он мог бы воспользоваться тремя видами источников: устными, письменными и вещественными.
Слайд 43
Для будущей истории класса он после встречи с вами записал бы ваши разговоры и рассказы. В этом случае он
воспользовался бы устным источником. Ваши тетради, дневники и записки послужили бы ему письменными источниками. А ваша классная комната, ее оборудование, в том числе наглядные пособия и письменные принадлежности, стали бы
для него вещественными источниками.
Слайд 44
Для наблюдательного человека все может
пригодиться при написании истории.
Слайд 45
Точно так можно рассматривать и источники по родной истории. Устные исторические источники — это сказания, былины, предания. Они хранились долгое время в памяти народной, а потом были запечатлены рукою писателя в книге. Виды исторических источников
Слайд 46
Письменные исторические источники — это летописи, договоры, законы, жития святых, церковные проповеди, письма и сочинения, переведенные с других языков.
Слайд 47
Вещественные исторические источники — это жилища, храмы, крепости, мосты, орудия труда и войны, вещи древних людей,
их останки, одежда, украшения, монеты, а также все, на
чем сохранились следы деятельности человека.
Слайд 48
Только небольшая часть письменных исторических источников создается со специальной целью — служить источником. Большая же часть написанного становится источником, если написанное сохраняется, если к нему обращается внимательный взгляд исследователя истории.
Слайд 49
К числу творений, создаваемых со специальной целью служить историческим источником, как раз и относятся
все древнерусские летописи.
Слайд 50
Данная презентация составлена по курсу
«Православная культура»
Православной общеобразовательной
школы-пансиона «Плёсово»
Московской области