Предприниматели древней руси. Тема 1. Экономические условия зарождения предпринимательства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

2.1 Зарождение предпринимательства в Древней Руси. Предприниматели древней руси


Предпринимательство в Древней Руси - Сайт рефератов my-ref.net

Древнерусское государство восточных славян громко заявляет о себе на международной арене в IX веке, заключает торговые и военные соглашения с иностранными государствами, ведёт активную экономическую деятельность. Достаточное количество природных ресурсов (зверя в лесах, рыбы в реках и т.д.), богатые лесные угодья позволяли славянам длительное время только брать от природы её богатства. Поэтому первоначальными сторонами деятельности наших предков были добывающая, обменная, а не производительная. Славяне были отменными охотниками и рыболовами. Особое место занимала пушная охота, так как ценные меха использовались вместо денег при товарообмене с иностранцами. Одним из важных промыслов было бортничество, то есть добыча мёда и воска диких пчёл из дупел деревьев.

Результаты промысла обменивались на товары, привозимые из других государств. Под покровительством хазар славяне, например, вели бойкую торговлю с арабскими купцами. Главными предметами торговли русского купца являлись хлеб, мёд, воск, меха. Следует отметить, что меховая одежда была в моде при дворе халифов и богатых арабов. Со своей стороны восточные купцы предлагали вина, пряности, украшения, пользовавшиеся устойчивым спросом на Руси.

Арабские путешественники оставили яркие записи о контактах с руссами в X веке. Например, Ахмед-ибн-Фадлах, добравшись до великой и могучей реки Итиль (так арабы называли Волгу), повстречался с русскими купцами. «Они были подобны пальмам, — записал он, — румяны и красивы. Все русы оказались хорошо вооружены. У одного — секира, у другого — меч, у третьего — длинный нож. Мечи плоские, с бороздками, франкской работы. Вместо курток и кафтанов они носили плащи».

Оживлённые торгово-экономические, политические и культурные связи существовали между Новгородом и Скандинавией Новгород являлся перевалочной базой и пунктом вербовки наёмных варяжских дружин для походов русских князей на Византию, Хазарию, Булгарию, Прикаспий. Скандинавским торговцам и воинам был хорошо известен Балтийско-Волжский путь как выводящий в Хазарию, Среднюю Азию и страны Востока. В исландских сагах неоднократно упоминаются Айдельборг — Ладога, Хольмград — Новгород, Гардарика — Русь.

В IX веке формируются торговые отношения с Константинополем. Выгодное географическое положение Днепра выделяет восточных славян из других народов. Путь «из варяг в греки» приобретает особую значимость не только как традиционная дорога в Грецию и Средиземноморье, но и как путь к христианству. Не только торговля, но и признание Руси Византией были главной целью походов русских князей на Царьград. Первые письменные сведения о торгово-договорных отношениях восточных славян относятся к X-XI векам и содержатся как в русской летописи, так и в византийских исторических источниках. Договоры и соглашения этого времени, упоминаемые в летописях, несмотря на различную степень выгодности для Руси, в целом свидетельствуют о развитии торгово-договорных отношений как важнейшем этапе юридического оформления предпринимательской деятельности славян.

Основным экономическим процессом, объединяющим Древнюю Русь, были сбор и перевозка дани — полюдье. Сбор дани (полюдье) длился с ноября (в это время подмерзала дорога и устанавливался санный путь) по апрель (время, когда заканчивался ледоход на Днепре). Князь ехал за полюдьем в сопровождении своей дружины (до 400 человек), которую славяне обязаны были кормить. Продолжительность пути сборщиков налогов составляла 1200-1500 км. Русские купцы также отправлялись вглубь страны и в сёлах скупали товары. Весной княжеская дружина и купцы возвращались в Киев, где к этому времени подготавливались суда, на которых торговые послы и купцы отправлялись в Царьград. Для вывоза полюдья в IX-XI веках строили 400-500 судов.

Плыли огромным караваном, состоявшим из купцов и дружинников разных земель — смоленских, новгородских и др. Труден и опасен был этот путь; только большая охрана спасала купцов от многочисленных грабителей. По Днепру выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть на своих утлых судёнышках от крутой волны. Прибыв в Царьград, торговали там шесть месяцев. Согласно договору с Византией оставаться на зиму они не могли. Возвращались не раньше октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать вглубь страны распродавать то, что привезли из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год.

Такая предпринимательская деятельность велась на Руси не одно столетие. Но процесс формирования на Руси группы людей, занимавшихся преимущественно внешней торговлей, — торговцев-профессионалов (купцов) начался именно в IX-X веках. Лишь к середине XI века купечество превратилось в окончательно оформившуюся профессиональную и социальную группу населения Древней Руси. Торговые экспедиции в Византию, Германию, и другие страны Балтии и Востока утрачивают характер военных мероприятий государственного масштаба. Хотя дальние поездки в заморские края и тогда продолжали оставаться небезопасными и рискованными, Древнерусские купцы с этого времени приобретают более мирный облик: их главным инструментом становятся весы.

Одним из самых характерных городов русского предпринимательства был Новгород Великий. Торговлей здесь занималась большая часть населения. Предприниматель был главной фигурой, о которой складывались сказки и легенды. В новгородской былине Садко, прообразом которого, по мнению исследователей, был реальный человек Сотко Ентина, упоминаемый в летописи (1167 г.) в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Новгороде купец-предприниматель показан как герой-богатырь, причём подвигом его считалась предпринимательская деятельность. Как повествует легенда, однажды Садко снарядил 30 кораблей и вместе с другими купцами поехал торговать. Путь был сложным и опасным, но благодаря своим способностям Садко возвратился в родной город. В своём спасении он увидел божественное провидение и возвёл храм Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

Основы морали торговых людей покоились на религиозных началах. Религиозным считался тот, кто был богомолен, часто ходил в церковь. Необходимость благотворения из сострадания к ближнему стала одним из центральных поведенческих стереотипов, посте­пенно закреплявшихся после принятия Русью христианства.

Анализируя характер русского человека, отмечая черты христианской морали, которые могли способствовать развитию предпринимательства, русский историк академик В.П. Безобразов (1859-1918) выделяет особо «чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные  порывы,  движения,  увлечения,  всякие другие чувства и страсти, соразмеряет важность различных целей и силу способов их достижения; практический расчёт— умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдалёнными, менее необходимыми и менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями; самообладание среди разнородных и противоположных потребностей жизни и стремление к их удовлетворению; трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от раз поставленной задачи, от начатого предприятия; сила воли — бодрость духа, не позволяющая предаваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию при удаче, всегда дающая рассудку господство над порывами чувств». Историк Д.И. Иловайский (1832-1920) отмечал, что широкое развитие предпринимательства в России было связано с исторически сложившимся характером народа — «деятельного, расчётного, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели…».

Именно эти черты, подкреплённые христианской моралью, стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определили его успех более чем на тысячу лет.

    

www.my-ref.net

Предпринимательство Древней Руси.

ТОП 10:

Деловой мир Древней Руси формировался в сфере торгового обмена – древнейшем виде предпринимательской деятельности. Появлению торговцев-профессионалов способствовало складывание ремесленных поселений и местных рынков, накопление в руках племенной знати излишков сельскохозяйственной продукции. Однако первоначально торговая деятельность была занятием исключительно одних общественных верхов, князей, их дружинников и небольшой группы состоятельных горожан, которые в литературе обозначаются термином «гости». В.О.Ключевский дает такое определение гостю: «Это приезжий купец из чужой земли или ездящий с товарами по чужим землям». Гостями обычно называли дружинников, которые участвовали и в военных походах и в сборе дани и в торговле. От гостя происходит термин «гостьба» или торговля на вывоз, а также «погост», место, где производится торговый обмен. Впоследствии термин «гость», вначале обозначавший иноземца, стал синонимом всех купцов-оптовиков, ездивших торговать в другие страны.

Ряд историков (А.Е.Пресняков и др.) опираясь на сведения о военно-торговых экспедициях скандинавов к поволжским, прикаспийским и черноморским рынкам, выделяют варяжский фактор в становлении торговли в Древней Руси. В то же время В.О.Ключевский, не уменьшая варяжского фактора, считает, что толчок к торговому движению был дан первоначально греками. Исходя из этого, уместно вспомнить, что славяне были вовлечены в торговый процесс задолго до варягов. Находки археологов – на городище Новотроицком, в Старой Ладоге, в Гнездове под Смоленском, в Тимеревском поселении под Ярославлем и др. – говорят о том, что уже в IXв. торговля была важной сферой хозяйственной деятельности восточных славян.

Особенно интересны для реконструкции истории деловых отношений славяно-русов арабские рукописи. В середине X в. арабским летописцем аль-Истахри, пользовавшимся записями своих соотечественников купцов и путешественников, подробно описаны торговые операции наших предков. «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближайшее к Булгару. Царь его живет в городе под названием Куяба… Другое племя, наиболее отдаленное из них, называется Славия. Ещё племя называется Артания, а царь его живет в Арте.

Люди часто отправляются торговать в Куябу; что же касается Арты, то мы не припомним, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там. Купцы из Арты отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец». Под Куябой понималась территория древнего Киева, с прилегающими землями Среднего и Верхнего Поднепровья, Славией – Новгородская земля, Артанией – Северо-Восточная Русь, точнее Волжско-Окское междуречье.

Исторически в Древней Руси существовало два основных торговых пути: Балтийско-Волжский путь для торговли с Азией и путь «из Варяг в Греки" (Новгород, Ильмень, Ладожское озеро, Ловать, Днепр), игравший важную роль в торговле с Византией. После захвата князем Олегом Киева в 882г. именно этот путь становится «главной географический осью государства". Среди товаров, предлагаемых для торговли, первоначально использовали излишки дани, но постепенно лесная полоса среднеевропейской равнины определила основной состав русского экспорта: меха, мед, воск, то есть то, что давала природа и, что являлось важной статьей хозяйственной деятельности восточных славян.

Походы киевских князей в Византию, Хазарию, Волжскую Булгарию и другие страны можно охарактеризовать как военно-торговые экспедиции. «Варяг, - по словам С.М.Соловьева, - являлся на известный берег под видом торговли и действительно начинал торговать с жителями; но при удобном случае из купца он становился пиратом и грабил тех, с которыми прежде вел мену». Об осторожном отношении к купцу-воину, как и об особенностях торговли русских купцов, свидетельствуют два известных мирных договора (907 и 911 гг.), заключенных князем Олегом и византийскими императорами. Так византийцы обязывались в течение полугода помесячно выдавать содержание купцам-гостям разные продукты, предоставлять им городские бани, снабжать в обратную дорогу якорями, парусами и многим другим необходимым в походе. Только древние русичи пользовались после 907 года огромной привилегией беспошлинно торговать в Константинополе. Опасаясь вооруженных руссов, императорские чиновники составляли специальные списки русских гостей для их сопровождения при входе и выходе из города. Русские купцы имели право входить внутрь города только через одни ворота без оружия и только группой не более 50 человек. Приезжим купцам запрещалось зимовать в Византии, а проживать они могли только в предместьях, у монастыря св. Мамы. Такие эксклюзивные условия торговли и жесткая регламентация условия пребывания в Византии являлась свидетельством как коммерческого интереса в русско-византийской торговле, так и опасения грабежа и насилия со стороны купца-воина.

Великокняжеская власть поддерживала подобные торговые операции, а порой и широко участвовала во внутренней и внешней торговле, видя в ней не только источник пополнения казны, но и прямое продолжение сбора княжеского полюдья во всех подвластных Киеву землях, как славянских, так и неславянских. ( Б.А.Рыбаков).

Итак, купцы-воины, они же в большинстве случаев, дружинники, под покровительством великокняжеской власти и есть первые торговые агенты Древней Руси. Однако, лишь некоторые из них (прежде всего представители «младшей дружины», «отроки») впоследствии стали профессиональными купцами. Для большинства торговля служила лишь временным попутным занятием. «Старшие дружинники» позднее составили формирующийся класс феодалов. С середины XI века купечество окончательно оформляется в профессиональную и социальную группу населения Древней Руси. Костяк его составили городские жители, что связано с быстрым ростом городов и посадских общин. Одновременно происходило расширение ремесленного производства, развивались товарно-денежные отношения, торговля превращалась в прибыльную городскую профессию. Так, если в XI в. на Руси насчитывалось 89 городов, то в XII в. их было уже 224. Крупнейшими из них, безусловно, были Новгород и Киев. Их численность составляла 35-45 тыс. человек (в других крупных городах численность населения составляла 10-20 тыс. чел.). Вовлечение посадского населения в торговую деятельность и выделение купечества в обособленную социально-экономическую группу, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны нашло отражение в законодательстве Древней Руси.

Русская Правда - памятник феодального законодательства дает представление о положении купечества в русском обществе. Ст.48 Пространной Русской Правды свидетельствует о широком распространении в кредит. Её смысл заключался в следующем: купец купцу без свидетелей мог дать деньги на торговлю, если же должник отказывался их возвращать, кредитору достаточно было принести клятву. Без присутствия свидетелей торговцы по закону оставляли свой товар на временное хранение, что явствует из ст. 49 Русской Правды. Устав Владимира Мономаха, ограничив произвол ростовщиков и размеры ростовщического процента (ст.53), улучшил положение должников, в том числе из купеческой среды и гарантировал первоочередной возврат долга гостям из других городов Руси и иноземцам (ст.54 и 55).

Отношение в древнерусском обществе к купечеству было весьма противоречивым: от поддержки князьями гостей до ущемления их имущественных прав, введения многочисленных таможенных сборов и ограбления в период феодальных конфликтов, от признания нужности торгового дела до выражения открытой неприязни к торговым людям со стороны бедноты. В целом правовое положение купечества в Древней Руси не было достаточно разработанным (в Русской Правде купечеству посвящено 9 ст. из 121.). С т.з. международного права правовая защита купечества ограничивалась «силовым аргументом» (например, при Аскольде Русь напала на Царьград в ответ на убийство русских купцов).

С середины XI века торговля становится главным средством накопления богатств на Руси. Источники свидетельствуют о резком сокращении количества военных походов и увеличении торговых операций на международных рынках. География деловых поездок чрезвычайно широка: от Закавказья, Средней Азии, Византии, Египта на Востоке и юге до Англии, Германии, Франции, Скандинавии на северо-западе. Не смотря на расцвет ремесла вплоть до монгольского нашествия, ведущими статьями экспорта оставались пушнина, кожи, воск, полотно. Импорт составляли цветные и драгоценные металлы, сукно, шелк, вина, пряности и фрукты.

Информация о денежном обращении очень ограниченная. Известно, что в обороте находились серебряные деньги – куны, римские и западноевропейские денарии, восточные дирхемы. Кроме того в хождении находились меховые и кожаные деньги в виде связок шкурок пушных зверей, каждая из которых по цене соответствовала одной серебряной монете. Однако торговцы предпочитали древнейшую схему обмена – «товар на товар». В основе денежно-весовой системы лежала гривна, служившая всеобщим мерилом стоимости. Гривна соответствовала определенной массе серебра - гривна серебра. Затем появилась гривна кун, состоящая из определенного количества монет. Т.о. «гривна серебра» и «гривна кун» стали платежно-денежными понятиями. В конце X в. на Руси начали чеканить собственные золотые и серебряные монеты, образцом служили византийские золотые монеты – солиды. В XI в. чеканилась исключительно серебряная монета с портретом князя. Чеканка собственной монеты связана с формировавшейся российской государственностью, фактическим усилением власти киевского князя и достаточным запасом привозного металла. Однако чеканка русской монеты продолжалась всего 25-30 лет. В начале XII в. в связи с повсеместным прекращением чеканки денариев на Западе их приток и обращение на Руси закончились. С этого времени в стране перестал восполняться запас ходячей монеты. Страна вступила в «безмонетный период», который продолжался вплоть до второй половины XIV в.

С начала XIIв. значение Киевской Руси как центра торговли Востока и Запада начинает падать: сначала половцы и турки-сельджуки перекрыли пути на юг и восток, затем крестоносцы на пути к освобождению гроба Господня открыли более удобный и безопасный путь на Восток через города государства Италии. И наконец, монгольское нашествие в 1220-1240 гг., опустошив практически распавшуюся Киевскую Русь, создало своеобразный железный занавес между Русью и Европой.

Т.о. в экономике домонгольской Руси, носившей многоукладный характер, предпринимательство могло возникнуть лишь в социально-экономических укладах, базирующихся на ресурсах и труде свободных людей-товаропроизводителей: купцов, ремесленников, ростовщиков. Но древнейшим и главным носителем предпринимательских начал, безусловно, является купец, наиболее тесно связанный с товарными отношениями и рынком.



infopedia.su

2. Предпринимательство в Древней Руси.

Наука — отрасль знания, которая изучает законы, законо­мерности развития. Экономическая история, частью которой является и история предпринимательства, изучает законы раз­вития экономики и на основе исторического опыта может да­вать прогноз дальнейшего развития. Очевидно, что история предпринимательства — наука о закономерностях развития предпринимательства, а поскольку речь идет о российском пред­принимательстве — и об особенностях предпринимательства в России. Закономерности же и особенности развития предприни­мательства определяются конкретными историческими услови­ями. Например, особая форма предпринимательства в России — крепостная мануфактура — могла возникнуть только в услови­ях крепостничества, а предпринимательская деятельность сель­ской буржуазии, кулаков в пореформенной России направля­лась преимущественно в сферы торговли и промышленности, поскольку предпринимательство в сельском хозяйстве сдержи­валось сельской общиной. Следовательно, закономерности и осо­бенности развития предпринимательства находятся в прямой связи с общими закономерностями и особенностями развития экономики.

Очевидно, что связаны между собой и различные сферы предпринимательства, как и разные отрасли хозяйства. В Рос­сии, до 90% населения которой составляли сельские жители, состояние сельского хозяйства было фактором, определяющим и для развития промышленного предпринимательства.

Зачем надо изучать историю предпринимательства? По той же причине, по которой надо знать экономическую историю вообще: нельзя разобраться в современном состоянии хозяйства, не зная, как оно сложилось. Экономика, в том числе и пред­принимательство, — это процесс, развитие, а современное со­стояние — лишь момент процесса. Если не знать хода экономи­ческого развития, то невозможно видеть его направление, не­возможно определить последствия тех или иных хозяйствен­ных решений. Каждое хозяйственное явление имеет свои исто­рические корни, т. е. оно сложилось в результате определен­ных исторических процессов. Программирование экономики без учета всего этого приводит к тому, что результат хозяйствен­ных решений получается совсем не таким, как предполагалось. К сожалению в нашей стране история отечественного пред­принимательства остается белым пятном

Возраст русского предпринимательства давно перевалил за тысячу лет. Однако до сих пор, говоря о тысячелетии России, почему-то подразумевают тысячелетие российской государственности, забывая важнейший факт, что, какой бы великой ни была наша государственность, она не смогла бы выполнить свои задачи без тесного союза с русским предпринимательством. Только опираясь на предпринимательство и частную инициативу, русское государство сумело освоить безбрежные просторы нашей страны. Политическое освоение гигантских территорий, осуществляемое Российским государством, шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями, тяжелым самоотверженным трудом.

Очень важно подчеркнуть, что, наряду с крестьянством, русские предприниматели в гораздо большей мере, чем другие слои, сохраняли самобытные черты, несли в себе ценности русского национального сознания и русской культуры.

Древнюю Русь называли страной городов: при князе Владимире их было 25, перед на­шествием Орды — 271, в царствование Ивана Грозного — 715, при царе Алексее Михайло­виче — 923. Были среди них и очень большие по тем временам города. Например, в XVIвеке Москва по размерам превосходила Лондон.

Именно города становились оплотом развития предпринимательства, складочными места­ми, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж.

Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Сюда сходи­лись для торговли, или, как тогда называли, «гостьбы» — купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие тогдашние «промышленники». Места эти получа­ли названия погостов (от слова «гостьба»). Позже, уже после принятия христианства, в этих местах, как наиболее посещаемых, строились церкви и устраивались кладбища. Здесь совершались сделки, заключались договоры, отсюда пошла традиция ярмарочной торговли. В подвалах церквей хранился необходимый для торговли инвентарь (весы, меры), складывала товары, а также хранились торговые договоры. За это духовенство взимало с торговцев хорошую пошлину.

Купцы и предприниматели в Древней Руси не были выделены в отдельное сословие, в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества (в том числе князья и бояре). Тем не менее, уже в XI—XIIвеках русское законодательство дорожит жизнью купца, и за голову купца полагался штраф вдвое больший, чем за голову простого че­ловека (12 гривен и 5—6 гривен – «Русская правда»).

Интересное описание предпринимательской деятельности русских людей еще в дохристи­анский период оставил в своих записках византийский император Константин Багрянород­ный (905—959 гг.) . По его словам, с ноября ме­сяца, как только подмерзала дорога и устанавливал­ся санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупа­ли по погостам товары, а также собирали с жите­лей дань в оплату за ту охрану, которую им давал город. Весной уже по Днепру с полой водой воз­вращались купцы в Киев. К тому времени подго­тавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград. Плыли огромным караваном, состояв­шим из купцов разных земель — смоленских, черниговских, новгородских, вышегород­ских. Проплыв Днепр, выходили в море, де­ржась берега, так как в любой момент могли по­гибнуть на своих утлых суденышках от крутой вол­ны.

Прибыв в Царьград, торговали там шесть меся­цев. Согласно договору, оставаться на зиму они не могли. Размещали их не в самом городе, а у монастыря св. Мамонта. Во время пребывания в Царьграде русские купцы пользова­лись различными льготами, предоставленными им византийским императором. В частности, русские купцы продавали свои товары и покупали грече­ские, не платя пошлин; кроме того, им выделяли бесплатно продукты питания и разрешали пользоваться баней. По окончанию торга грече­ские власти выделяли купцам съестные товары и корабельные снасти. Возвращались купцы не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь, и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавать то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зару­бежной торговли на следующий год. Такая предпринимательская деятельность велась Русью не одно столетие. Круговорот торговой жизни сыграл огромную роль в освоении и объедине­нии русских земель. Все большее и большее число людей вовлекалось в эту экономическую деятельность, становясь кровно заинтересованным в ее результатах.

Русские купцы вели торговлю не только с Царьградом, откуда вывозили шел­ковые ткани, золото, кружева, вина, мыло, губки, различные лакомства. Большая торговля велась с варягами, у которых покупали бронзовые и железные изделия (особенно мечи и топоры), олово и свинец, а также с арабами — откуда в страну поступали бисер, драго­ценные камни, ковры, сафьян, сабли, пряности.

О том, что торговля велась очень большая, свидетельствует обилие кладов того времени, которые до сих пор находят поблизости старинных городов, вблизи от больших рек, на во­локах, возле бывших погостов. В этих кладах находят арабские, византийские, римские и западноевропейские монеты, в том числе даже отчеканенные в VIIIвеке.

Первый русский свод законов «Русская Правда»был пронизан духом предприниматель­ства. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что он мог возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом тор­говых операций. Например, «Правда» дает далее определен­ный порядок взыскания долгов с несостоятельно­го должника при ликвидации его дел, умеет различать несостоятельность злостную от несчаст­ной. Что такое торговый кредит и операции в кредит — хорошо известно «Русской Правде». Гости, иногородные или иноземные купцы, «за­пускали товар» за купцов туземных, т. е. прода­вали им в долг. Купец давал гостю, купцу-зем­ляку, торговавшему с другими городами или землями, «куны в куплю», на комиссию для за­купки ему товара на стороне; капиталист вверял купцу «куны в гостьбу», для «оборота из барыша» .

Городские предприниматели, как от­мечал Ключевский, являются то сотрудниками, то соперниками княжеской власти, что отражало их большую роль в обществе. Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широ­ким развитием кредитных отношений. Новгородский предприниматель купец Климята (Кле­мент), живший в конце XII— началеXIIIвека, сочетал свою широкую торговую деятель­ность с предоставлением кредитов (отдачей денег в рост). Климята был членом «Купеческого ста» (союз; новгородских предпринимателей), занимался он преимущественно бортным про­мыслом и скотоводством. К концу жизни ему принадлежали четыре села с огородами. Деятельность Климяты была такова, что он не только предоставлял кредиты, но и брал их. Так, он завещал в уплату долга своим кредиторам Даниле и Воину два села. Все свое состояние Климята завещал Новгородскому Юрьевскому монастырю — очень типичный случай для того времени.

По поводу предпринимательского кредита на Руси было особое мнение. Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься рос­товщичеством под огромные проценты, что зачастую кончалось для них плачевно. Нетрудовой, паразитический характер такого ростовщического дохода вызывал широкий гнев Так, весной 1113 года в Киеве разразилось народное восстание, во время которого разгромлены дома евреев-ростовщиков, взимавших огромные проценты, а также скупкой и перепродажей по спекулятивным ценам продуктов широкого потребления; после этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничивал суму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20 процентов в год), и тем самым позиции паразитического предпринимательства, наживавшегося на народной нужде сильно ослабли, ростовщичество как паразитическое предпринимательство было запрещено и осуждалось.

Широкое развитие предпринимательства в России, отмечает историк Иловайский связано с исторически сложившимся характером народа — «деятельного, расчетливого витого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам».

Анализируя характер великороссов, отмечая черты, которые могли способствовать развитию русского предпринимательства, русский историк академик В. Безобразов выделяет:

-чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, увлечения всяких других чувств и страстей, соразмеряет важность различных целей и наличных способов их достижения;

- практический расчет — умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными, менее достижимыми, хотя бы и самыми возвышенными целями;

самообладание

- трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями, удаляющими от поставленной задачи, от начатого предприятия;

- сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предоваться излишнему самообольщению при успехе и излишнему унынию

Именно эти черты стали фундаментом для развития русского предпринимательства и определяли его успех более тысячи лет.

Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки». Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.

Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов.

Краткость периода, пригодного для полевых работ, являвшаяся следствием местоположения Древнерусского государства, обусловила сложности в производстве достаточного количества.

Отсутствие надежных рынков также объясняло низкую производительность сельского хозяйства.

Таким образом, складывался своего рода замкнутый круг: неблагоприятные погодные условия приводили к низким урожаям; низкие урожаи порождали нищету; из-за нищеты не было достаточного количества покупателей сельскохозяйственных продуктов; нехватка покупателей не позволяла поднять урожайность. Разрыв замкнутого круга мог быть достигнут при дополнении дохода от земледелия различными промыслами: рыболовством, дублением кож и ткачеством. При этом результаты промыслов обменивались на товары, привозимые из других земель Руси или из-за границы. Таким образом, создавались предпосылки для появления ростков предпринимательства в Древнерусском государстве.

Для понимания специфики развития деловых отношений следует принимать во внимание и огромные усилия для обороны огромной территории и освоения новых земель. Сильное государство мобилизовало скудные ресурсы для решения этих задач. Отсюда вытекала необходимость тяжелого финансового и налогового гнета. Без усиления крепостничества становилось проблематичным содержание многочисленного войска. Все это не могло не сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства.

В конце 9 в. наряду с товарообменом, возникли денежные отношения. Главными торговцами выступали киевское правительство, князь и бояре. К торговому каравану судов князя и бояр приставлялись купеческие лодки, хозяева которых стремились заручиться вооруженной и обеспечить безопасности товаров.

Внешнеполитическая деятельность киевских князей 9-10 вв. была во многом обусловлена экономическими интересами. Торговые связи древнерусского купечества получили наибольшее развитие во взаимоотношениях с Византией. За границей пользовались спросом меха, продукция лесных промыслов, воск. В свою очередь, в русские земли поступали шелковые ткани, золото, вина, парусину, канаты. О значении упрочения внешнеэкономического престижа свидетельствовали торговые договоры, заключенные киевскими князьями с Византией в 10 в.

studfiles.net

Истоки предпринимательства на Руси

Предпосылки и зарождение в России

Возраст русского предпринимательства далеко перевалил за тысячу лет. На территории Древнерусского государства первые ростки простейших цивилизации появляются в районах с умеренным климатом. Обращаясь к истокам российского предпринимательства, мы решаем задачу не только описания истории, но и пытаемся определить, какие процессы способствовали или препятствовали высокому развитию торговли и ремесел.

Предпринимательская активность племен, населявших когда-то территорию России складывалась под влиянием нескольких факторов. Прежде всего умеренность климата требовала активности в освоении природы. Деятельность наших предков должна была быть более активной и предприимчивой чем деятельность людей в странах с жарким климатом. Природные ресурсы позволяли брать от природы лишь при условии изготовления и использования орудий. Поэтому первоначальной деятельностью наших предков была добывающая. Такому состоянию дела способствовало и то, что кочующие племена часто воевали друг с другом и со своими соседями, а следствием войны является добыча которая снижает необходимость в более активной производственной деятельности. Рабы-военнопленные, захваченные в сражениях и используемые как товар, еще меньше развивают производительные силы и предприимчивость, так как в бою требуется преимущественно сила, а не смекалка и расчет. Продажа рабов (челяди) дает хороший доход, не требуя производительных усилий.

Влияли на развитие предпринимательских способностей наших предков и особенности ландшафтно-географической среды. Свободное расселение древних славян по Восточно-европейской равнине не создавало дефицита земель и необходимости облагораживать определенную территорию и выживать на ней через повышение производительности и эффективности труда.

Самая древняя предпринимательская деятельность на территории нашей страны - это обмен добытыми у природы продуктами. На территории нашей страны обмен предположительно начинается в эпоху трипольской культуры (IV - III тыс. до н. э.). Обмен объективно способствовал росту производительного труда, так как он предполагал дифференциацию, а именно дифференциация, а не традиционность двигали человеческое общество вперед. Влияние экономических факторов оказывается в это время скрытым в глубине процессов, где они действуют медленно, но верно. Результаты их действия проявляются не через годы и даже поколения, а через века и века развития общества. Эти и другие факторы накапливаются и дают новое качество жизни.

Именно устойчивость самого процесса, сложившиеся связи всегда играли в торговле и поддерживающем ее производстве принципиальную роль, но нашим предкам не выпало спокойного течения этого процесса. Кроме обороны от бесчисленных врагов, наши предки сами занимались колонизацией северных и восточных районов Восточно-европейской равнины, что подрывало стабильные торговые пути и ремесленные традиции. Поверхностное освоение все новых богатств задерживало развитие предпринимательских способностей восточных славян.

Восточные славяне осваивали Восточно-европейскую равнину в основном без препятствий. И, не ощущая сопротивления, не тренировали свою жизненную силу, свою предприимчивость, хотя набирали мощь в другом деле – устройстве огромного государства. Русь находилась на перекрестке торговых путей и при других условиях могла сосредоточить окрестную торговлю, получая доход только на транзите (в будущем Новгород использовал такую возможность).

Оживленное торговое движение мало влияло на подавляющее большинство славянского населения, так как у него не было ни излишков продуктов, ни денег, ни возможности иметь что-то сверх самого необходимого. Немногочисленная верхушка - старейшины, потом князья, бояре и купцы - очень дорожила возможностью участвовать в торговле: князья сбывали дань, бояре продавали военную добычу и оброки, купцы торговали продуктами и товарами, приобретенными по случаю.

Основания для перехода к более высокой феодальной формации появляются с возникновением в обществе дифференциации: отделения ремесла от сельского хозяйства, появления поселений городского типа, повышения производительности труда. Но самое главное, что лежало в основе этих процессов -это изменение отношений собственности, вернее, появления вообще права частной собственности, прежде всего на землю, и получение прибавочного продукта в виде земельной ренты -платы за землю. Социально однородный родовой строй веками накапливал в себе крупицы таких изменений и, наконец, стал явно тормозить общественное развитие. Сначала появилась личная собственность на некоторые орудия труда, предметы украшений и т. д. Потом собственность отдельных более мелких общин, семей на землю и орудия труда. Наконец, личная частная собственность на землю будущих феодалов. Появляются обмен, деньги, процент, ростовщичество, в целом экономическая жизнь общества - это начало цивилизации. Первоначально торговля возникала на мелких сборных населенных пунктах, называемых погостами (от слова "гостьба", "гостить").

Самый характерный внутренний экономический процесс в Древней Руси - сбор дани (полюдья) и сбыт ее через международную торговлю. Основную роль в содержании полюдья играли меха, воск, мед, некоторые продукты питания (рыба, птица). В самый начальный период возникновения феодальных отношений первые предприниматели - это выходцы из низших слоев населения, наиболее активные его представители, для этой деятельности требовались ум, смелость, активность.. Необходимо обратить внимание на еще один момент, влияющий на развитие предпринимательства, вернее, препятствующий его развитию. Речь идет о традициях и обычаях общинной жизни.

Ничто на первых порах развития прогресса не может поломать примитивную привычку считать инициатора какого-либо нововведения нечестивцем и врагом. В результате экономические факторы долго не проявляют себя. В Древней Руси эта сила обычая является и причиной, и следствием ограничений прав личности на собственность, особенно собственность на землю.

Внутренняя и внешняя торговля в Древней Руси

Население с культурой славянского типа, благодаря появившемуся в конце II тыс. до н. э. плужному земледелию, добилось и известных хозяйственных результатов. К VI - V вв. до н. э. из этого района был налажен регулярный вывоз зерна в Грецию через черноморский порт Оливию. Торговля такого типа является важным показателем уровня развития общества, так как, будучи связана с производством, оказывает на него обратное существенное влияние.

Места, где жили славянские племена - Поднепровье, По-ильменье, Окско-Волжский бассейн, - в докиевские времена были местами оживленного торгового обмена. В V - IV вв. до н. э. торговали с Кавказом, греческими причерноморскими колониями, в I - III вв. н. э. - с римлянами, с III - VI вв. - с готами. Позднее, в V - VI вв., непосредственно перед возникновением Киевского государства, восточные славяне вовлекались в торговлю с Хазарским Каганатом, через него с Азией, с кочевыми тюркскими племенами на востоке, с племенами Сибири, северных районов (финнами), с северо-западным, Скандинавским миром.

Эти направления торговли подтверждаются нумизматическими находками. С VIII в. отмечены связи с Арабским Халифатом. Путь "из варяг в арабы" был хорошо освоен русскими, так как арабы не были мореплавателями. Главной связующей дорогой русских и арабов была Волжская система, этим путем двигались на юго-восток новгородские, суздальские, ростовские, владимирские и рязанские купцы (и их предки) со своими товарами. Существовало два основных центра торговли Востока с Русью - столица Хазарии Итиль и Булгар на Волге. И. П. Козловский считает, что Волга была древнейшим путем с севера на юг и только позднее уступила свое значение Днепру. Особенно интенсивно Волжский путь, так же как и Донской, стал использоваться со второй половины IX в., когда там в массовом количестве появляется русское население. В представлении арабов руссы были торговым народом. Русские вещи найдены в Волжской Болгарии, в арабских землях. Примерно в середине IX века Ибн-Хордадбах - восточный исследователь отмечал, что купцы-руссы с мехами бобров и лисиц ездят по рекам, а иногда возят товары на верблюдах в Багдад.

С IX в. постепенно организуется торговля с Корсунем, а затем с Константинополем. Особый интерес представляли развитое Черноморское побережье и Византия. Местоположение Киева, основанного в конце V - начале VI вв., было связано с контролем движения в Днепровское низовье, а также переправы через Днепр. Чтобы проплыть мимо Киева, надо было платить городу пошлину. Общаясь с греками, наши предки быстро переняли торговлю морем, выработали устойчивые торговые маршруты речными путями. Иоанн Эфесский говорил о славянах VI века, что они "стали богаты", что они владели не только золотом, серебром и оружием, но и табунами лошадей. Константин Багрянородный, византийский император, писал в Х веке, что "руссы стараются жить в мире с печенегами, они покупают у них быков, коней и овец и от этого живут легче и привольнее...".

Становление и развитие купечества

Предпринимательство связано не с категорией "потребность", а с категорией "интерес". Производство товара на продажу и даже на заказ пробуждает этот интерес. Появляются первые древние предприниматели - торговцы-скупщики, чья деятельность не производительна, но весьма полезна, связана с выгодой. Чем больше появляющиеся собственники и товаровладельцы были обособлены друг от друга частной собственностью и системой общественного разделения труда, тем больше они были связаны обменом. Сначала сам производитель-ремесленник был торговцем, сам реализовывал свою продукцию. Его изделия через мелких торговцев-коробейников выходили за пределы города, шли в деревню.

Изучение материалов археологических раскопок многих городских центров Древней Руси показывает, что между ними существовал постоянный обмен ремесленной и сельскохозяйственной продукцией. Хорошо восстанавливаются экономические основы торговли. Но в источниках нет четкости в определении социального статуса горожан, занятых в торговле. Однако, выделение купцов в отдельное сословие не вызывает сомнения. Кажется, что первый русский свод законов "Русская правда" пронизан духом предпринимательства. Когда читаешь его статьи, то убеждаешься, что такие правовые нормы могли возникнуть в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. По первой статье "Русской правды" жизнь купца ценилась в 40 гривен, так же как и жизнь воина, тогда как раб стоил 5 гривен. Но, судя по всему, социальный статус самого купечества и их промысла не особенно ценился в древнерусском обществе. Купцы стояли на шестой ступени в 8-ступенчатой иерархии, на вершине которой стоял великий князь, а ниже купцов только смерды и рабы.

Определенной ступени развитости товарное производство достигает в период Киевской Руси, когда началась чеканки собственной русской монеты. Деньги, и в целом торговый капитал, являлись мощным ускорителем предпринимательства в принципе, но при феодализме деньги в основном были средством обращения, платежа, а позднее накопления сокровищ (монеты из драгоценных металлов). Купцы же концентрировали в своих руках крупные суммы денег, которые пускали в оборот и ростовщичество. В Новгороде нашли богатую купеческую усадьбу XII века, а среди вещей -две грамоты, содержащие ростовщические записи.



biofile.ru

Зарождение предпринимательства в Древней Руси — Мегаобучалка

Реферат по обществознанию

История развития предпринимательства в России

Выполнил

ученик 11-2 класса Томчин Анатолий

Санкт-Петербург 2015

Зарождение предпринимательства в Древней Руси

В результате объединения Киевского и Новгородского княжеств в 882 г. образовалось Древнерусское государство. Условно можно выделить три центра торгово-предпринимательской деятельности на Руси: Киевскую Русь (862—1237), Новгородскую республику (1136—1478), Владимиро-Суздальское княжество (1239—1362), хотя, разумеется, велось предпринимательство и в других княжествах.

Древнюю Русь называли страной городов. Именно города были оплотом предпринимательства, где сосредоточивались массы товаров, продаваемых как внутри страны, так и за рубеж. Вокруг городов возникали торговые и промысловые поселения, где совершались сделки, заключались договоры. Купцы и предприниматели на Руси не выделялись в отдельное сословие. В предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества, в том числе князья и бояре.

Со второй половины IX в. по Волжскому пути особенно активно велась торговля новгородских, суздальских, ростовских, владимирских и рязанских купцов с арабами. Зародилась торговля с Корсунем (Херсонесом), а затем и с Константинополем.

В XV—XVII вв. предпринимательские отношения начинают регулироваться специальными нормами: различными грамотами, судебниками. Получает широкое распространение письменный договор. В соответствии с Судебником 1497 г. вводится в действие нотариальная (крепостная) форма сделок.

Крупнейшим памятником русского феодального права стало Соборное Уложение 1649 г. Оно представляло собой кодификацию всех основных отраслей законодательства. Уложение включало 967 статей и 25 глав по направлениям: о суде, вотчинах, богохульниках и т.д., однако распределения по конкретным отраслям права здесь не было.

К тому времени в России уже действовали третейские суды, назначаемые по просьбе сторон, для разрешения частных споров. Соборное Уложение установило, что решение третейского суда обязательно для исполнения. В Уложении рассматривался вопрос сервитутов, постепенно оформлялась теоретическая база понятий частной собственности.

Таможенный устав 1653 г. и Новоторговый устав 1667 г. предоставили торговым людям посада право свободной торговли. При этом на купечество возлагались новые управленческие и финансовые обязанности.

В период правления Петра I начинается унификация российского законодательства в соответствии с европейским правом.

Возникли передовые организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (компании, артели, простые товарищества, товарищества на вере). Российские предприниматели совместно с иностранными пайщиками создают акционерные компании. Развитие предпринимательской деятельности контролируется государством через Берг-коллегию, Мануфактурколлегию и Коммерцколлегию. Деятельность Коммерцколлегии, занимавшейся торговлей, регулировалась Регламентом 1719 г. С 1714 по 1720 г. было издано несколько книг сводных хронологических собраний нормативных актов.

В 1725 г. с учетом иностранного законодательства был подготовлен проект нового Уложения. Он включал четыре книги: «О процессе, то есть о суде, месте и о лицах, к суду принадлежащих»; «О процессе в криминальных, розыскных и пыточных делах»; «О злодействах, какие штрафы и наказания следуют»; «О цивильных или гражданских делах и о состоянии всякой экономии» (о земле, торговле, опеке, брачном праве, наследовании).

Принятый в 1729 г. Вексельный устав имел большое значение для расчетов предпринимателей. Однако после смерти Петра I усилиями дворянских реакционеров была приостановлена кодификация, и Верховный Тайный совет постановил разобрать законы по старому Соборному Уложению, дополнив их положениями Указа о единонаследии.

В 1800 г. Был принят Устава о банкротах, он регламентировал ведение учета и бухгалтерии всеми торговыми людьми по определенному образцу.

Широкое развитие предпринимательства в России было связано с исторически сложившимся характером народа - деятельным, расчетливым, целеустремленным. Важное место в развитии предпринимательства Руси занимало купечество. Купцы-профессионалы и купеческий капитал, по- видимому, появились в XI в. Это была самая активная во всех отношениях часть населения. К XVII в. в городах сложилась иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы.

Купцы вели торговлю и промысловую деятельность артелями или компаниями.

Самые основательные предприниматели объединялись в торгово-промышленные ассоциации. Возникающие между предпринимателями и потребителями противоречия решались в специальном торговом суде. Купцы, входившие в ассоциацию, обладали большими привилегиями в случае финансовых трудностей им предоставлялись кредит или безвозмездная помощь. Вступить в ассоциацию мог только состоятельный предприниматель. Кроме ассоциаций в русских городах существовали и другие профессиональные объединения предпринимателей.

В эпоху Ивана Грозного символ русского предпринимательства воплощали купцы Строгановы, основавшие солеваренное дело. Строгановы вели обширную торговлю с иностранными купцами, построили в России множество заводов, прославились не только предпринимательской деятельностью, но и меценатством. Эта династия предпринимателей существовала 500 лет. Наряду с купцами Строгановыми успешно работали их конкуренты - крупные солепромышленники и торговцы Шорины, Светешниковы, Никитниковы и др. Нередко русские купцы наряду с торговлей какими-либо товарами участвовали в организации их производства.

Деятельность русский купцов и предпринимателей в XVII в. охватывала всю территорию страны. Наибольшее распространение на Руси получила ярмарочная торговля.

Такое решение многих проблем было исторически обусловлено свободным, инициативным характером развития хозяйства в России, чуждым централизму и административному нажиму. Для русских предпринимателей ярмарка была одной из самых понятных, доступных и привлекательных форм хозяйственного общения, развивавшихся в рамках народных традиций и обычаев, в основе которых лежала жизнь крестьянской Руси.

megaobuchalka.ru

2.1 Зарождение предпринимательства в Древней Руси. История развития предпринимательства в России

Похожие главы из других работ:

Венчурное предпринимательство в России. Проблемы и пути решения

1.1 Зарождение венчурного предпринимательства

Первые шаги рискового финансирования можно было наблюдать в США уже в 40-е годы. Самостоятельные формы венчурный капитал приобрел в 60 - 70-х годах. Успех был связан с деятельностью множества ученых, изобретателей и менеджеров...

Древнерусский феодализм

Возникновение феодализма на Руси

« Начало российской истории (862--879гг.), - пишет Н.М...

Женщины в истории предпринимательства XVII-XVIII веков

1.2 Из истории предпринимательства. Зарождение отраслей

Развитие коммерции и предпринимательства в России можно условно разделить на несколько этапов. Реальные условия для мелкого, среднего и крупного предпринимательства появились в России уже в 17-18 вв...

История бизнеса в России

2. Предпринимательство на Руси до XV века

предпринимательство бизнес российский В Древней Руси торговые и промышленные объединения образовывались вокруг городов, обеспечивая им развитие и процветание. Эти объединения представляли собой целые поселения...

История возникновения денег. Русские деньги

2.1 Возникновение денег на Руси

Рассказав об истории появления денег в мире, на примерах некоторых государств, я считаю возможным перейти к истории денежной системы России. Деньгами любой страны, что очевидно, становится какой-либо наиболее важный предмет...

История становления денежного хозяйства

2. Зарождение денежного хозяйства в Древней Руси. Денежные средства при переходе от феодализма к капитализму

Киевская Русь выступала плавильным котлом, где смешивались не только разнообразные народы и культуры, но и встречались и отрабатывались новые способы торговли, ведения хозяйства и меняльного дела...

Основные подходы к процессу управления в России времен феодального быта

1.1 Процесс формирования феодальных отношений на Руси

Общественная мысль России уходит своими корнями ив историю Киевской Руси. Ее народы в IX веке уже образовали феодальное государство. Во главе государства встал князь, который первоначально был военным вождем и подчинялся вечевому собранию...

Предпринимательство в России

1.1 Зарождение предпринимательства, конец 9-15вв.

Истоки отечественного предпринимательства были во многом связаны с переплетением географических, экономических и политических факторов. Краткость периода, пригодного для полевых работ...

Предпринимательство. Этапы становления в России, его виды и формы

1.1 Зарождение предпринимательства

Древнерусское государство образовалось в 882г. Первое государство (Русь) объединило более 200 мелких славянских племен. Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый...

Российская экономическая школа и её специфика

1.1 Возникновение и становление экономической мысли в древней Руси

Основной индивидуальностью развития финансовых мыслей и основ финансовой политических деятелей в нашей стране считается присутствие периода феодализма. Который составил временной период длиною практически в 1000 лет...

Современные проблемы потребления алкоголя

1.1 Особенности потребления алкоголя в древней Руси

В дохристианскую эпоху на Руси потребление алкоголя имело место главным образом на языческих пиршествах (народный и княжеский пиры, игрища, тризны)...

Становление и развитие торговых и финансовых отношений в странах Древнего Мира

2.1 Трапезы в Древней Греции

Свою монету в Древней Греции выпускали 1136 городов. Можно представить себе трудности финансового и торгового общения. Торговцам, и не только им, приехавшим в другой город...

Становление предпринимательства в России

1.1 Зарождение предпринимательства

Древнерусское государство образовалось в 882г. Первое государство (Русь) объединило более 200 мелких славянских племен. Основными факторами возникновения древнерусского государства были военный и торговый...

Становление феодального хозяйства на Руси

Становление феодального хозяйства на Руси

Восточные славяне перешли к феодализму непосредственно от первобытнообщинного строя. Хотя восточные славяне знали рабскую форму труда, у них, как и у многих других народов, развитие пошло по пути генезиса феодального...

Экономическая мысль Древнего Востока: Индия

2. Экономика Древней Индии

...

econ.bobrodobro.ru

Тема 1. Экономические условия зарождения предпринимательства

64

1. Понятие и место категории «предпринимательство» в системе экономических наук.

2. Предпринимательство в Древней Руси.

3. Развитие ремесла как основа для формирования предпринимательства.

4. Значение торговли для становления предпринимательства.

1. Понятие и место категории «предпринимательство» в системе экономических наук.

Предпринимательство как одна из конкретных форм проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.

Предпринимательство — это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы, особый творческий характер его труда.

Предприниматель - это человек, который умножает не только свое, но и национальное богатство, кто находит способы лучшего использования ресурсов, снижения потерь, кто создает новые рабочие места. Предпринимательство - это динамический процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым, главное - чтобы предприниматель сумел придать им новое качество, увеличил их ценность, затратив на это необходимые силы и средства.

Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Хотя история предпринимательства уходит вглубь веков, современное его понимание сложилось в период становления и развития капитализма.

Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоков стоял Р. Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель» в экономическую теорию. По Кантильону, предприниматель — это человек с неопределенными, нефиксированными доходами (крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник, нищий и т. д.). Он покупает чужие товары по известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной.

Главная отличительная черта предпринимателя – риск, а его основная общественная функция состоит в приведении предложения в соответствие со спросом на различных товарных рынках.

А. Смит также характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализации какой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует и организует производство, распоряжается его результатами и т. п.

Аналогичного взгляда на функцию предпринимателя в рыночной экономике придерживался и крупный французский экономист конца XVIII — начало XIX вв. Ж.-Б. Сэй, характеризовавший его как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользу произвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства как посредника, обладателя знаний и опыта. Сэй довольно подробно описал специфические свойства предпринимателя и характер его доходов, часть которых является платой за его редкие предпринимательские способности.

Крупный вклад в разработку теории предпринимательства внесли немецкий экономист В. Зомбарт. Предприниматель по Зомбарту — это «завоеватель» (готовность к риску, духовная свобода, богатство идей, воля и настойчивость) «организатор» (умение соединять многих людей для совместной работы) и «торговец» (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие). Описывая цели предпринимателя, Зомбарт главной среди них выделяет стремление к процветанию и росту своего дела, а подчиненной — рост прибыли, поскольку без него невозможно процветание.

Предпринимательство — историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства, являющегося продуктом рыночного хозяйства, неразрывно связано с эволюцией последнего. Исторически исходным пунктом приложения предпринимательской инициативы была торговая деятельность. Поскольку производство в своей массе еще не было ориентированно для работы на рынок, деятельность купцов была нацелена на использование существовавших несоответствий между спросом и предложением, а источником их дохода служили разницы в ценах перемещаемых с рынка на рынок товаров. По мере углубления товарного характера общественного хозяйства, особенно с переходом к индустриальной стадии производства, приоритетной сферой приложения предпринимательства становятся отрасли материального производства. Теперь уже не поиск наиболее привлекательных рынков, а поиск наиболее рациональной комбинации применяемых факторов производства становится условием предпринимательского успеха. Усложнение деятельности повлекло за собой усложнение и предпринимательской функции, обусловившее ее рассредоточение. Предпринимательская функция перестает быть монополией собственника.

Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя.

Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией.

studfiles.net


Смотрите также