Древние народы казахстана. Этнические процессы на территории Казахстана
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Формирование этногенезиса казахского народа. Древние народы казахстана


Племена на территории Казахстана

Согласно археологическим находкам, во II–I тыс. до н.э. на территории Казахстана жили различные кочевые народы. К древнейшим историческим племенам относятся восточная чудь (угры) на севере и азиатские скифы (саки) на юге. Впоследствии через казахскую степь Дешт-и-Кипчак проходили волны кочевников – усуни и гунны в начале нашей эры, тюрки в 6–8 вв., арабы в 8–9 вв., огузы в 10–11 вв., монголо-татары в 13–14 вв. Каждый из этих народов оставлял след в генофонде, языке, культуре, занятиях и организационной структуре казахских племен.

Название  первых племенных объединений Хронологические рамки

Краткое историческое событие

Саки (скифы) I тысячелетие до н.э. Источники, подкрепленные археологическими данными, показали, что основную часть территории Казахстана в VII-IV вв. до н.э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Сакские племена делились на три группы: заморские или заречные саки, саки, изготовляющие напиток хаому; саки, носящие остроконечные шапки. Заморские саки-тарадарайя проживали в Приаралье (низовья Сырдарьи и Амударьи). Саки-тиграхауда, носящие остроконечные шапки в районе средней Сырдарьи и Амударьи, в Семиречье, на Тянь-Шане. Их изображение встречается на рельефах дворца Ксеркса и Персеполе. Их лица имеют монголоидные черты; плоское лицо, узкий разрез глаз. О них писал Геродот: "Саки... имели на голове остроконечные шапки из плотного войлока, стоявшие прямо; одеты были в штаны, имели туземные луки, хорошие мечи и секиры". Саки-хаомаварга, изготовляющие напиток хаому, расселялись в долине Мургаба. Встречались сакские племена и на просторах Центрального, Северного Казахстана, в южном Приуралье.

Хозяйство саков. Скотоводство - основной вид хозяйства, имело множество вариантов: от кочевого до пастушеского (отгонного). У большинства сакских племен скотоводство сочеталось с земледелием.

Высокого уровня развития у сакских племен достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла и его обработкой. Продолжали использоваться месторождения железа, меди, олова, свинца, золота и серебра, разработки которых были начаты еще в эпоху бронзы. Саки совершенствовали обработку железа и производство железных изделий. Из железа путем ковки изготавливались ножи, кинжалы, мечи, доспехи.

Общественный строй саков.

Военная демократия. В эпоху ранних кочевников в их обществе происходят большие изменения. Обособляется патриархальная (отдельная) семья. Растет имущественное неравенство. В VII—III вв. до н.э. сакские племена объединяются в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди. Их называют царями. Цари избираются советом вождей тех племен, которые входят в союз. Его можно назвать военным советом, потому что все вожди были военачальниками. Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием, от имени племени вел переговоры о войне или перемирии. Государственные дела обсуждались на народном собрании. Вождь племенного союза - царь распределял между родами и племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки, устанавливал порядок использования этих земель. Вместе с тем, царь следил, чтобы не было вооруженных столкновений между родами и племенами или руководил объединенными войсками во время военных походов. Хотя уже произошел переход к патриархату, сакские женщины пользовались большими правами. Они участвовали в войнах наравне с мужчинами и могли быть верховными вождями. Массагетами в VI в. до н.э. управляла царица Томирис. Широко известно также имя сакской царицы Зарины. В сакском обществе выделялись три группы населения: воины, жрецы, остальные общинники (пастухи и земледельцы). Каждому сословию соответствовали свои традиционные цвета: воинам - красный, жрецам - белый, общинникам - желтый и синий.

Культура саков.

представления саков имели ярко выраженную военную окраску. Главным у них был культ вождя и царя. По одежде и регалиям видно, что саки отождествляли его с солнечным божеством. Считалось, что вождь находится в центре. вселенной и, как Солнце, обозревает ее со всех сторон. Саки Семиречья устраивали календарные праздники в предгорьях на пути к летним пастбищам весной и развращаясь с них осенью, когда нагулявшие жир табуны коней и отары баранов спускались с альпийских лугов в предгорья. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологи по находкам определили, что у саков Семиречья существовали "храмы огня". С VII в. до н. э. у населения обширной зоны степей Сибири, Казахстана, Поволжья и юга Европы возникло своеобразное и яркое явление в искусстве, так называемый звериный стиль. Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их представлениям, перевоплощались в различных животных и птиц. Боги воплощались и в фантастических зверей, таких, как крылатые кони-грифоны Популярность этих образов в мифологии и фольклоре саков вызвала к жизни "звериный стиль" в их искусстве. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу композиция. Изделия из золота, серебра, бирюзы украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. Золотые украшения сакских мастеров выполнены с тонким художественным вкусом. Широко развивались резьба по дереву, косторезное искусство и обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки, пуговицы, из камня — алтари, блюда. Из драгоценных и поделочных камней - сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские мастера изготавливали бусы.

Усуни III в. до н.э. В Семиречье и Южном Казахстане образовалось общество усуньских племен. Усуни занимали территорию от реки Чу на западе до отрогов Тянь-Шаня на востоке, от озера Балхаш на севере до побережья Иссык-Куля на юге. Столица усуней город Чугучэн (город Красной долины) находилась на берегу Иссык-Куля. Это был укрепленный город с предместьями. Государство усуней делилось на три части: восточную, западную и центральную. По властью усуней находились ряд соседних племен. Усуни вели упорные войны с кангюями и туннами за пастбища, торговые пути. Имели широкие дипломатические родственные связи с Китаем.

Хозяйство усуней и их жилища.

Скотоводство играло в жизни усуней определяющую роль. Природные условия в Семиречье позволяли кочевать от степей в предгорья и на альпийские луга, расположенные высоко в горах, где летом на горных травах скот набирал вес. Часть населения находилась со стадами на джайляу, оставшиеся жители занимались хлебопашеством. Постепенно население полностью перешло к оседлому образу жизни. Доказательством оседлости и занятия земледелием служат усуньские поселения с постоянными жилищами двух типов: кирпичных, построенных из сырого кирпича, и каменных. Каждый дом состоял из большой комнаты, нескольких подсобных пристроек и загонов для скота. Все помещения располагались под одной крышей. Полы жилых комнат были земляные и обмазывались глиной. На полу находились открытые очаги квадратной формы, сложенные из камня. На них готовилась пища, они обогревали и освещали помещение. Крыши домов усуни делали плоскими и ровными. Под ними ставили подпорки. В зимнее время жизнь семьи проходила вокруг очага. Пять-шесть домов составляли аул. Кочевые усуни жили в юртах. Ремесленные мастера из дерева изготавливали детали для юрт (кереге - решетку, уык - улину и шанырак - верхнюю часть), лежанки, посуду и другие предметы. Хозяйство усуней было комплексным - скотоводческо- земледельческим. Усуни разводили лошадей, овец, коз, двугорбых верблюдов, ослов. В стаде преобладали овцы и лошади. Лошади были разных пород, в том числе и высокопородные скакуны. Питались усуни мясной и молочной пищей, из собранного зерна выпекали хлеб, знали вкус овощей и фруктов, которые выращивали на огородах и в садах. Посуду лепили из глины женщины, а мужчины вырезали из березы столики, блюда, кубки, черпаки для кумыса. Основными видами керамики были чаши, миски, грушевидные кувшины, котлы с каменными ручками. Усуни разрабатывали месторождения свинца, меди, олова, золота. Они умели плавить железо, из которого изготавливали серпы, ножи, мечи, кинжалы, наконечники стрел. Из цветного камня и благородных металлов делали бусы, серьги, украшения для одежды. Золотые ювелирные изделия часто украшались зернью (мелкими напаянными шариками), вставками из бирюзы, сердолика, граната. Усуни умели ткать, прясть и обрабатывать шкуры, занимались резьбой по кости и камню. Для измельчения зерна из двух плоских камней делали ручную мельницу.

Общественное устройство. Усуньское общество не было однородным. В нем имелись богатые люди, племенная и родовая знать, дружинники, жрецы и рядовые скотоводы и земледельцы. Глава государства носил титул гуньмо. Самыми богатыми считались усуни, имевшие 4-5 тысяч лошадей. Своих лошадей они метили, ставили клеймо (тавро), таким образом определяя свою собственность. Военачальники и крупные чиновники имели золотые и медные печати, менее знатные - каменные и глиняные. Частная собственность распространялась не только на скот, но и на землю. Богатые вожди пользовались лучшими пастбищами. Знатные усуни одевались в одежду из шелковых и тонких шерстяных тканей. Рядовые люди одевались в одежду из грубошерстных тканей, кожи, овчины. Социальное неравенство в усунском обществе хорошо прослеживается на археологических материалах. У усуней появился новый способ захоронения: рылась яма, сбоку делалось углубление. Труп клали в этом углублении, обычно на спину, головой на запад. Рядом с усопшим оставляли пищу его личные вещи, оружие, ценные предметы, украшения. Объем и размер кургана, возведенного над могилой человека, говорили о его положении в обществе и степени богатства. Курганы усуней по размеру делятся на три группы: большие курганы диаметром до 80 м и высотой до 15 м, средние - диаметром до 15 м, высотой до 2 м и наиболее многочисленные маленькие курганы, диаметром до 10 м и высотой до 1 м. В больших курганах археологи находят большое количество украшений из золота, оружие, много глиняной  посуды. Письменные источники и археологические материалы свидетельствуют о том, что общество усуней достигло уровня государственности. Ювелирные изделия, оружие, украшения усуней отражали их религиозные представления и взгляды на мир.

Канглы (кангюи) III в. до н.э. В III в. до н.э. на юге Казахстана сформировалось объединение Кангюй. Оно занимало обширную территорию в бассейне Сырдарьи и в предгорьях Каратау. В письменных источниках сообщается, что это было кочевое государство, в состав которого входили оседлые и кочевые племена. Говорили они на иранских и древнетюркских языках. Климат "здесь умеренный, много сосен, ракитника, ковыля. Их (кангюев) насчитывалось 600 тысяч человек или 120 тысяч дворов. Столицей являлся город Битянь". Кангюи были связаны политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфией, Римом, Закавказьем. В период своего расцвета это государство вело войны с соседними племенами, союзами племен: гуннами, усунями и подчинило себе Бухару, Хорезм и некоторые другие области Средней Азии. Через территорию государства проходил великий Шелковый путь, который оно стремилось сохранить под своим контролем.

Хозяйство.

Население занималось скотоводством и поливным земледелием. В хозяйстве преобладали коневодство, также разводили коров, верблюдов, яков. Земледельцы занимались выращиванием злаковых культур. Земля обрабатывалась каменными и металлическими кетменями (мотыгами). Использовались также орудия труда, изготовленные из кости. Собранный урожай хранили в вырытых в земле и обожженных огнем овинах, а также в глиняных горшках. Строили множество водохранилищ и прудов. Большую роль играла охота. Охотились на косуль, архаров, сайгаков, водоплавающую птицу - уток и гусей. Было развито рыболовство. Определенную роль в хозяйстве имело собирательство плодов дикорастущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташек, заготавливали горный лук и чеснок. Развито было и ремесло. Жители умели плавить железо, изготавливали из него оружие и орудия труда. Из глины делали разнообразную посуду способами круглой лепки и на гончарном круге. Кангюи использовали в хозяйстве горшки, кружки, сковородки, водоносные кувшины, хумы - бочкообразные сосуды из необожженной глины для хранения зерна. Ремесленники обменивали свою продукцию на продукты животноводства и зерно. Это способствовало развитию внешней торговли и связей с соседними племенами. В государстве встречались китайские монеты и зеркала, коралловые бусы из Индии, резные камни из Ирана. Наряду с обменной торговлей пускались в обращение и деньги.

Общественный строй государства Кангюй.

В племенах кангюев существует имущественное неравенство. В руках знати сосредоточивается огромное богатство. Остальное население становится зависимым от знатных и состоятельных старейшин и вождей-военачальников, которые использовали свою власть для удержания его в повиновении. Власть у племен кангюй стала переходить по наследству - от отца к сыну. Войны превратились в средство обогащения имущих. Пленных обращали в рабов. Рабы, в основном, занимались приготовлением пищи, ухаживали за скотом, перерабатывали различное сырье. Имущественное неравенство привело к эксплуатации человека человеком. На земле кангюев были города. Один из них - Кокмардан был обнесен высокими глинобитными крепостными стенами, в восточной части которых имелись входные ворота. Среди кангюев были распространены культ природы и культ предков. Они верили в сверхъестественные силы, приносили им в жертву домашних животных. Обожествляли они также солнце, луну, звезды. Небесные светила служили основой летоисчисления, по ним определяли дорогу во время перекочевок, время полевых работ, регулировали религиозные обряды.

Хунну (сюнну, гунны) IV в. до н.э. – V в. н.э. В IV-III веках до н.э. у северных границ Китая в Центральной Азии сложилась консолидация племен сюнну, они же хунну, или гунны. Гунны представляли собой племена монголоидного облика, говорившие на древнетюркском языке. В истории хорошо известно имя гуннов - историческое название этого исчезнувшего народа - хунну, ассоциируется с воинственностью, жестокостью и варварством. Хунну во главе с Атиллой произвели опустошительные набеги на европейские страны. Они положили начало Великому переселению народов, что привело к падению Римской империи. В 55 г. до н.э. произошло разделение могущественного хуннского государства на две части - южную и северную. В северо-западной Монголии вблизи озера Кыргыз-Нур властитель северных гуннов Чжи Чжи основал свою резиденцию. Отсюда он совершал походы на соседние племена усуней и Китай. Начинается междусобная война между Северным и Южным государствами хунну. Чжи Чжи заключает союз с государством Кангюй для совместной борьбы с государством Усунь.

Хозяйство и быт хунну.

Главную роль в жизни хунну играло скотоводство. Скот круглый год содержался на подножном корме. Заготовки на зиму не делались. Хунну вели кочевой, а также оседлый образ жизни.  Занимались и земледелием. Высокого развития достигло военное дело. Основу войска составляла подвижная маневренная конница. На вооружении конника были лук и стрелы. Имелись щиты круглой или овальной формы в виде деревянной рамы, в которую вставлялась основа из прутьев. Охота также играла в жизни хунну важную роль. Источники сообщают: "Мальчики могут ездить верхом на овцах, натягивать лук и стрелять птиц и мышей: немного подросши, они стреляют лисиц и зайцев, которых употребляют в пищу. По существующим обычаям, в спокойное время, следуя за скотом, попутно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом существование". Охотились также на антилоп, кабанов, куланов, диких оленей, горных баранов, косуль, зайцев и лисиц. Кочевая семья жила в войлочной юрте. Пол юрты застилали кошмами и коврами. Постель изготавливалась из досок и покрывалась кошмами. Над постелью на решетке висели лук, колчан со стрелами и плетка - камча, меч в деревянных, красного цвета ножнах. Здесь же висит уздечка, покрытая бляхами, инкрустированная гранатами и цветным стеклом. На женской половине стоят глиняные и деревянные сосуды с кислым молоком, кумысом, сметаной. Отдельно стоят деревянные кружки для питья. Здесь же, прислоненные к стенке, стоят деревянные столики с бортиками по краю, на которые во время еды выкладывают куски вареного мяса. Очаг сложен из камней. На нем стоит бронзовый котел. В глиняных сосудах завариваются душистые травы. Муж сидит на узорчатой кошме. Он одет в шелковую рубаху со стоячим воротником, расшитым растительными узорами. Такая же вышивка на рукавах. Рубашка выпущена поверх штанов, подпоясанных ремешком. На ногах шерстяные носки. У порога стоит обувь — кожаные бескаблучные сапоги. В ухе у хозяина золотая серьга - подвеска. Жена готовит обед, рядом с ней в колыбели из арчовых дощечек спит ребенок. У нее голова повязана красной шелковой лентой, серебряная шпилька закалывает волосы на затылке. На руках - золотые кольца, в ушах - серьги в виде полумесяца, украшенные пирамидками зерни и вставками из красных гранатов. На женщине одето широкое шелковое платье зеленого цвета. На шее бусы из перламутра, кораллов, стекла. Штаны выпущены поверх грубых шерстяных носков. У входа сидит раб, одетый в грубый домотканный халат. Он чинит конскую сбрую.

Общественный строй хунну  и культура.

В хуннском обществе были сильны черты патриархально-родовых отношений. Хунну делились на 24 рода, во главе которых стояли старейшины. Старейшины составляли совет. Народное собрание, которое собиралось три раза в год, и совет старейшин решали государственные дела. При существующем еще родовом строе в хуннском обществе начали формироваться новые отношения. Появились частно-семейная и личная собственность на скот и на землю. У хунну имелись рабы из числа военнопленных населения подвластных областей. Рабы использовались в качестве домашней прислуги, пастухов, землепашцев. Во главе страны стоял шаньюй, бывший неограниченным монархом. Ему подчинялись князья, темники. Они являлись сыновьями, братьями или родственниками шаньюя. Всего темников 24 - по количеству родов. Каждый из них имел свой участок земли для кочевки. Темники в своих владениях могли назначать тысячников, сотников. Шаньюй мог отобрать у провинившихся темников владения, тем же правом обладали темники по отношению к тысячникам, сотникам и десятникам. Должности и высшие чины хунну имели наследственный характер. Для содержания аппарата управления взимались налоги. Имелась у хунну и письменность. Таким образом, появление у хунну частной собственности на скот и землю, существование примитивного бюрократического аппарата, введение налога как формы эксплуатации, наличие права свидетельствовали о переходе хунну к классовому обществу и государству.

В III-V вв. н.э. у степных племен развивается искусство так называемого ''полихромного стиля". Этот стиль имел характерные технические и художественные особенности. Ювелиры этого времени для изделий использовали, в основном, золото. В изготовлении золотых украшений древние мастера достигли такого совершенства, что и сегодня некоторые их произведения могут выдержать конкуренцию с лучшими образцами творчества современных ювелиров. Для полихромного искусства характерным является разнообразие технических приемов украшения предметов. Наиболее часто встречаются инкрустация (вставки из цветных камней), зернь (напаивание золотых шариков на основу), скань (напаивание витой проволочки), шнуровое плетение тончайших золотых проволочек, перегородчатая эмаль (заливка отдельных гнезд специальным составом) и другие приемы.

Сарматы С III в. до н.э. Сарматы, объединившиеся в крупные племенные союзы, занимали районы Западного Казахстана. Термин "сарматы" употребляется в античных источниках с III в. до н.э. В это время сарматы начинают завоевание скифских территорий. По словам Диодора, сарматы опустошили значительную часть Скифии, истребляя побежденных и обратив большую часть страны в пустыню. В состав сарматского племенного союза входили: роксаланы, аланы, сираки. Одно из сарматских племен, роксоланы уже в I в. до н.э. достигли границ Мидии. Вслед за ними шли племена аланов, населявших территории севернее Аральского моря. Сарматы принимали активное участие в политической жизни населения на занятых ими землях. В конце II в. до н.э. роксоланы выступают на стороне скифов в их войне с Диофантом, полководцем понтийского царя Митридата. В I в. до н.э. сарматы в союзе с Митридатом ведут войну с Римом. В 49 г. до н.э. римляне вместе с сарматским племенем аорсов побеждают другое сарматское племя — сираков, союзников боспорского царя. Аланы доходят до северного Причерноморья, позднее, вместе с хунну они достигают Испании. Хунну заняли нынешнюю территорию Западного Казахстана в IV в. н.э. Поздние сарматы перенимают обычаи, материальную культуру хунну. По-видимому, сарматы задолго до прихода хунну приняли их подданство и образовали конфедерацию племен на обширной территории от Центрального Казахстана до Придонья. Сарматы были ираноязычными племенами, но приход хунну положил начало их тюркизации и распространению тюркских языков. Сведения письменных источников о сарматах отрывочны, и основные сведения об их жизни нам дает археология.

Хозяйство.

Важную роль в жизни сарматов играло кочевое скотоводство. Они разводили преимущественно коней и овец. Зимой при частых метелях и буранах скотоводы должны были откочевывать в районы, где могли найти естественные укрытия для животных. В Западном Казахстане это песчаные массивы с бессточными речками, долины крупных рек, поросшие кустарниковой растительностью, отроги Общего Сырта. Весной кочевники должны были покидать зимние пастбища, чтобы дать им возможность восстановить свой травяной покров, обеспечив себе, таким образом, новую зимовку. У сарматов имелись также постоянные селения, жители которых занимались земледелием.

Культура.

Культура сарматов хронологически делится на три этапа. Первый - раннесарматская, второй - среднесарматская, третий - позднесарматская. Племена сарматов хоронили своих покойников только под курганными насыпями, как правило, земляными. Очень редко они обкладывали насыпи камнями. В насыпи кургана часто встречаются остатки колес, осей, ступиц, косилок, символизирующих положенные в могилу повозки погребального катафалка. Усопшего клали на спину в вытянутом положении, головой на юг. В сарматских погребениях находят очень много лепной керамики. Глиняные сосуды раннесарматской культуры имеют яйцевидное или шаровидное тулово. Встречаются кувшины. Особый вид керамики представляют курильницы - маленькие сосудики, обычно имеющие на одной из сторон сквозное отверстие. Чаще в женских, изредка в мужских погребениях находят бронзовые зеркала в виде диска с ручкой. Среди украшений встречаются гривны из бронзовой проволоки, браслеты, перстни, серьги, подвески, бусы и бляшки. Встречаются гривны из массивного золотого прута, оканчивающегося головками грифона. Серьги сделаны в виде кольца, в основном, бронзовые, золотые, серебряные или бронзовые, обложенные золотом. Из бус делали ожерелья, их нашивали на одежду. Из оружия, найденного в погребениях, встречаются луки. Луки были сложные, хранились в колчанах — горитах, подвешенных к поясу слева. Обычно луки склеивались рыбьим клеем из двух и более пород дерева. Внешняя сторона лука делалась обычно из березы, а внутренняя — из дуба, клена. Стрелы имели древко до 60 см, наконечники были бронзовые и железные. У сарматов имелись копья, длинные мечи и кинжалы. Племена сарматов объединялись в союзы и государства, которые играли важную роль в политической, экономической и культурной жизни Евразии.

biofile.ru

Этногенез казахов | История Казахстана

Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия:

1. определенный уровень развития культуры;

2. территория с обозначенными границами;

3. сформированное общественно-этническое сознание;

4. сформировавшийся язык;

5. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;

6. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.

При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен населявших земли Казахстана. Хотя однозначно нельзя сказать, что прямыми предками казахского народа являются племена, которые кочевали по территории современного Казахстана 3-2 тысячелетия назад. Тем не менее, если возникновение народа напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности, появлением самобытной культуры, формированием языка, то эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности.

Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.

Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов.

Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д.

По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность.

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).

Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Этногенез казахов

Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях.

Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Этногенез казахов

Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов, предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, переняли язык, религию тюрков. Об этом в XIY веке писал арабский географ Эль-Омари: «Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кипчаков». Поэтому надо считать, что предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана была своей родной землей.

В XIY - XY вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств: Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями. У этих названий было свое этническое и политическое значение. Если понятие «народ» рассматривалось в качестве этнического образования, то его обозначают термином «этноним» (узбеки, казахи, киргизы). Народ же, именовавшийся соответственно названию своего государства (территории проживания), определялся термином «политоним» (моголы-народы государства Могулистан, ногаи - народы, принадлежащие к Ногайской орде), т.е. это понятие этнополитическое. В историко-этнологической литературе население государства, созданного в историко-этнографическом регионе, называют этнополитическим сообществом.

Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.

В Казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «казахская страна». Различают три вида этнических историко-хронологических формирований: родоплемена, народ, нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание - это сознание человеком себя как члена определенного этнического объединения.

Традиции разделения на роды и племена сохранялись во все времена. У казахов и после, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно на начальном этапе формирования казахов как народ, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос: «Из какого ты рода?» отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли себя только тогда, когда выезжали за пределы страны.

Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». До сих пор исследователи дебатируют по этой проблеме. В науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым» - «казахский сынок». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название – «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу.

В арабских документах, относящихся X - XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра. Правивший в Х веке император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется «страна казахов». На западе Азербайджана по сей день существует большой район – Казахский.

Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.

Исходя из данного значения слова «казах» можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных – скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах.

Во второй половине XY века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас.

Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но, эта роль заключалась не в образовании самого народа, а в его современном названии. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и Кипчаке, население улуса потомков Урус хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах».

Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.

Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно. Однако исторические, этнографические, антропологические и лингвистические источники, позволяют ученым – историкам Казахстана сделать вывод о том, что в XIV - XV вв. процесс формирования казахской народности завершился.

ibrain.kz

языческие традиции и тенгрианство Международный Фонд Исследования Тенгри

(Из материалов  IV-й Международной научно-практической конференции «Тенгрианство и эпическое наследие народов Евразии: истоки и современность», 09-10 октября 2013г., Улан-Батор, Монголия)

Более точного описания и объяснения верованиям, существовавшим до распространения ислама, христианства, буддизма, иудаизма и т. д. нет. Но в научной литературе они обозначены как языческие культы, шаманизм и тенгрианство.

Как и у других народов, принявших ислам, у казахов он тесно связан с древними традиционными религиозными верованиями, сложившимися за долго до его появления. Мировоззрение казахов-кочевников достаточно стройно и отвечает всем потребностям их носителей, оно утверждает причастность человека к космосу, природе, другим людям. Кочевники-казахи всегда жили по законам гармонии со средой обитания. Их традиционный религиозный комплекс опирался на представлениях о взаимосвязи земного бытия со вселенскими, космическими сферами. В сознании кочевника присутствовало понимание того, что в явлениях природы присутствует вечная и неизъяснимая сила, действующая на человека и оказывающая положительное или отрицательное влияние на его судьбу [1, с.15].

Казахский народ долго сохранял религиозные обряды своих предков. Определяя состояние и степень укорененности ислама в сознании казахов, исследователи называют его народным или бытовым. В связи с этим исследователь Р. М. Мустафина отмечает: «Ислам не вытеснил полностью прежние религиозные представления и практики, но основательно разрушил их. Бытуя в течении длительного времени в условиях ислама, реликты доисламских традиций переплелись с господствующим религиозным мировоззрением, обрели исламскую оболочку и стали нередко восприниматься как элементы нового, исламского мировоззрения» [2, с. 32]. Это означает, что в духовной сфере господствовал синкретизм – сочетание традиционных верований и ислама. И поэтому верования казахов представляют собой своеобразную палитру, состоящую из разнородных компонентов.

Как писал М. С. Орынбеков «Основными учениями раннего Казахстана в религиозно-философском аспекте предстают концепции поколения Тенгри, Жер-Су, Умай, шаманизм и язычество, культ Митры, буддизм, манихейство, христианство (несторианство и яковитство), зороастризм. Пестрота и многообразие религиозных верований позволяют предположить богатство и многовариантность культуры жителей Казахстана, различность в мировоззренческих ориентирах, что находит свое выражение в разнообразных философских основаниях мироздания» [3, с. 54].

Немало исследований дореволюционных ученых о Казахстане посвящено изучению религиозных воззрений казахов. Одним из самых замечательных работ того времени стала статья выдающегося казахского ученого-этнографа, географа и путешественника, исследователя истории и культуры народов Казахстана, Центральной и Средней Азии Шокана Валиханова, творчество которого получило мировую известность. Оценивая современную ему религиозную ситуацию в степи, писал: «Мусульманство пока не въелась в нашу плоть и кровь. Оно грозит нам разъединением народа в будущем. Между киргизами еще много таких, которые не знают и имени Магомета, и наши шаманы во многих местах степи еще не утратили своего значения» [2, с.34].

Древние верования и различные культы и составили основу для тенгрианства, зороастризма и шаманизма. Эти верования были обусловлены тем, что в основе своей содержали веру в природные явления, и страх человека перед наивысшими силами, непонятные их разуму и пониманию. Возможно, поэтому и получили большое распространение различные культы, обряды, приметы и т. д., которые были в обиходе у людей.

Среди казахов было очень развито поклонение культу огня. Огню приписывалось сверхъестественное свойство и магическая сила, которые использовались в обряде очищения от «нечистой силы», оказании покровительства или защиты и т. д. Так, обряд совершался при перекочевке с зимовки на джайлау. У казахов сохранилось такое поверье, что на зимних стойбищах водятся «нечистые силы» , и чтобы очиститься от них они разводят два больших костра, между которыми пропускают людей и скот.

Считалось, что огонь был покровителем жилищ, домашним святилищем, поэтому у казахов невеста при вступлении в новое семейство должна была поклониться огню в большом доме. Мать жениха приносила жертву огню, налив в него масло. Точно так же при рождении ребенка приносят огню жертву. Огнем очищали дома и колыбели младенцев, тем самым изгоняя злых духов и болезни. Все эти обряды сохранились и по сей день, и в некоторых семьях в обязательном порядке исполняются. Такие обряды сохранились и в моей семье, когда брат привел невесту в нашу семью, бабушка одела на голову невестки белый платок, разожгла костер и дала в руки невестки чашку с маслом, чтобы она поклонилась костру и налила масло в костер. Также и брачное ложе брата и невестки она очищала огнем, чтобы у них все было хорошо, чтобы «нечистые силы» обходили стороной и сберечь от сглаза.

В огонь нельзя плевать, нельзя переходить через огонь, даже через место, где он когда то был разведен. Поклонение огню было настолько сильным, что боялись даже его гнева и поэтому клятвы огнем считались непоколебимыми.

Не менее важным обрядом был культ поклонение духам предков (культ святых). Человек предписывал небу, солнцу и луне власть над собой, но влияние это действовало на него от рождения до смерти только в этом мире. После смерти власть природы над ним прекращалась и он становился аруахом. Благополучие его в том мире зависело от того, как родственники исполняли обряды поминок. Если поминки были исправны и совершались все необходимые обряды захоронения, он был спокоен и покровительствовал всем родным. Небо было беспристрастно как божество. Культ предков существовала и по сей день существует в некоторых религиях – конфуцианстве, буддизме, синтоизме.

Я сама очень сильно верю в духи природы, в духи предков. Моя семья с почтением относится к духам предков и по возможности соблюдают все обряды почтения, например: по пятницам жарят лепешку, читают в честь предков молитвы, приносят в жертву барана, специально ухоженного для жертвоприношения.

Казахи с почтением относились к могилам. На могилах каялись, приносили присягу. Путнику, которого надвигающаяся ночь заставала в степи, обычай рекомендовал ночевать возле могил, ибо здесь никто не решиться совершить над ними насилие. Если у путника было заветное желание, он просил духа погребенного помочь, чтобы оно сбылось. Гнева аруахов боялись все. Особым почитанием пользовались духи выдающихся людей. Именно их имена произносились в особо трудных случаях. В честь аруахов приносят в жертвы разных животных, а иногда специально ездят на поклонение к их могилам и, принося жертву, просят их о чем-нибудь. В жертву приносили животных всех видов, по преимуществу верблюдов, лошадей, баранов и, редко, быков, но всегда самцов и с известными приметами.

Уважение к умершим людям доходило до систематизированных посещений и регулярного паломничества к местам захоронений. Свидетельством этому является пещера Чакпак-ата, могила батыра Байдабек-ата, и его мудрой жены Домалак-ана в Южном Казахстане, Мавзолей Ходжа Ахмета Яссауи, Арыстан баб, могила дочери Яссауи Гаухар-ана в Туркестане и т. д. Это можно увидеть в повседневной жизни казахов. Конечно, много людей сейчас совершают хадж в Мекку, но большинство казахов Туркестана другие места захоронения великих батыров считают маленьким хаджом. Поэтому они ездят туда караванами, приносят жертвы, ночуют и поклоняются духам. Вера в духов в истории религии называется анимизмом. Но в одном тенгрианстве встречается все формы верований.

Не меньшее значение казахи уделяли космическим проявлениям природы. Таким образом, звезды, по мнению некоторых казахов, были не чем иным, как большие горы из драгоценных камней, лежащие от нашей планеты в таком расстоянии, что кажутся маленькими точками. Казахи верят во влияние звезды на человеческое счастье. По мнению других, каждая звезда соответствует душе какого-нибудь человека на земле и, когда умирает человек, то и звезда его падает. Из звезд ими различались некоторые, а именно:

1. Полярная звезда – Темир казык (букв.: железный кол). Название, вероятно, дано вследствие видимой неподвижности, поэтому на две звезды, близкие к ней и имеющие около нее движение, ориентируются киргизские путешественники во время ночи.

2. Большая Медведица – Жетикаракчи (букв.: семь воров). Это души семи разбойников, которые днем воровали, а ночью каялись в грехах, за это они были обращены после смерти в семь звезд.

3. Плеяды – Уркер. Из-за замеченного поступательного движения Плеяд к Большой Медведице бытовало мнение, что она преследует семь воров, чтобы выручить свою дочь. По Плеядам у казахов определялись часы ночи и времена года.

4. Венера – Пастушеская звезда. По восходе этой планеты киргизские пастухи гонят баранов в аул в загон.

5. Утренняя звезда – Чулпан-жулдуз.[4].

Сейчас существует наука о звездах – астрология. И эта наука берет свое начало от тенгрианства.

Все выше сказанные культы, обряды и верования лежат в основе тенгрианства. В науке существует разные точки зрения на историю тангрианства. По мнению одних ученых, культ Тенгри зарождается в конце II – начале I тысячелетия до н. э. Другие исследователи считают, что эта религия сложилась позже – примерно в V-III вв. до н.э. Есть гипотеза о близости культа Тенгри к поклонениям Небу гуннов, китайцев, шумеров.

О Тенгрианстве в своей книге А. И. Кривошапкин-Айына объясняет так:«Как и всякая другая религия, она применяла понятные для народа понятия, связанные с его хозяйственной деятельностью, со временем она видоизменялась, появлялись новые заимствования, потому что в состав народа саха вливались представители других евразийских народов, новые канонизированные святые, которые увековечивали в сознании народа его легендарных вождей, но основным оставалось одно: поклонение Солнцу и Небу, олицетворяющим в сознании народа Верхний Мир светлых творцов и будущее, поклонение Срединному Миру, являющемуся   колыбелью   и   местом   жизни   всего   человечества   и   окружающей природной среды и уважение к Нижнему Миру – миру жизни на Земле до появления человечества – биосфере» [5, с. 2].

Я считаю, что тенгрианская религия самая ранняя из всех религий, она связана с появлением на земле человечества, сыграла важную роль в формировании мировоззрения и идеологии всего человечества. Тенгрианство связывает человека с природой, окружающим его миром, космосом, Богом.

Тенгрианство очень сложная вера, все религии свое начало берут от этой веры. И это нужно признать.

Учение тенгрианства складывалось на основе многовекового опыта взаимодействия общества и окружающего мира. Поэтому эта религия учит человека бережному отношению к обожествленной природе и всем ее проявлениям.

Куралай Ермаганбетова 

Использованные литература и источники:

1.  Кшибеков Д.К.  Ментальная природа казаха. – Алматы: Галым, 2005 – С.172.

2.  Мустафина Р.М. Традиции почитания святых у казахов, образы которых связаны с официальной исламской традицией// Вестник КазНУ. Сер. Востоковедение.-2008. №3. – С. 31-37

3.  Орынбеков М.С.  Предфилософия протоказахов. Алматы: Ғылым, 1996.-168 с.

4.  Религиозные и космогонические представления [Электронный ресурс]//Сайт «История Казахстана».

5.  Кривошапкин-Айына А.И.  Тенгрианство и развитие человека. Якутск, 2002.

 

Посмотрите еще другие публикации:

tengrifund.ru

Этнические процессы на территории Казахстана

Этнические процессы на территории Казахстана

Этническая история Казахстана, как и всего региона Централь­ной Азии, крайне сложна. На протяжении веков здесь перекрещива­лись судьбы множества племен и народов. Сведения о них разбросаныв большом количестве источников на многих языках, восточных и европейских. Исследователями несколькихпоколений востоковедов осуществлена большая работа по их изучению.

В научной литературе утвердилось понимание этноса (т. е. народа — племени, народности, нации), как исторически стожившейся, устойчивой совокупности людей, обладающей не только общими внешними физическими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознани­ем своего единства и обособленности от других этнических групп (т. е. самосознанием), закрепленным в самоназвании (этнониме). Для формирования этноса и дальнейшего сохранения его целостнос­ти важнейшее значение имеет единство территории его расселения. Чтобы у людей появились общие черты, выделяющие их из числа других этносов, они должны непрерывно, длительно общаться друг с другом, а это возможно лишь при условии их расселения, по крайней мере в период формирования, консолидации этноса, в пределах единой, постоянной территории.

В XV—XVIвв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории, фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века.

Этническую основу казахской народности, как и ряда других тюр­кских народностей региона Центральной Азии, также сложившихся к XV—XVI вв., составили многочисленные разноязыкие в прошлом племена и народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюрге-шей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана. Некоторые из них в разные эпохи имели свои государства. Многие древние тюркские родовые и племенные названия сохраняются у казахов и в позднее время.

Истоки этногенетических процессов, обусловивших образование казахской народности, восходят к глубокой древности — эпохе разло­жения первобытнообщинного строя. В начальной стадии эти про­цессы были связаны с автохтонным населением. Но в последующем развитии они все более зависели от этнических процессов на обшир­ных пространствах Центральной Азии. Движение этнической исто­рии на территории Казахстана, сложение в разные периоды крупных этнических и этнополитических общностей и в конечном итоге — казахской народности органически обусловлены эволюцией и взаи­мосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменени­ями в общественных отношениях. Во многом этнические процессы определялись важнейшими политическими событиями древности и средневековья, происходившими в целом в казахстанско-среднеази-атском регионе и за его пределами.

В развитии этногенетических процессов на территории Казахста­на выделяются несколько этапов. По антропологическим данным, в процессе этнического развития устойчиво сохранялся на протяже­нии длительного времени европеоидный тип населения, подверг­шийся со временем более или менее сильному (в разных зонах)изменению в сторону монголоидности. Не оставалась неизменной и языковая ситуация, ираноязычность древних племен постепенно уступала место тюркоязычности более поздних обитателей данной территории. Андроновским племенам индоиранцев, европеоидного облика, занимавшимся скотоводством и земледелием в эпоху бронзы, наследовали в период раннего железа родственные скифам кочевые скотоводческие племена саков в южных и восточных областях, савро-матов — в северных и западных.

Решающий этап в этнических процессах в Казахстане и в целом в регионе степных территорий Евразии связан с массовым расселением тюрков в западном направлении с середины I тыс. н. э. Все более определенной, моноэтничной, а именно — тюркской, становилась этнодемографическая обстановка в степной части территории Казах­стана и сопредельных стран. На огромной территории в южном, юго-западном направлении, от Северной Монголии до Амударьи, вклю­чая Семиречье, также постепенно расселяются тюркские племена. На землях Казахстана тюрки, среди которых источники называют племена буту, байырку, бекли, кыбыр, тюргеш, булак, карлук и др., смешивались с потомками древних его обитателей саков, сарматов, усуней, кангюев.

Формирование новых социальных (раннефеодальных) отноше­ний и образование древнетюркской государственности в VI в.— Тюр­кского каганата, затем Западно-Тюркского каганата — содействова­ли интенсивному притоку тюркоязычных племен на западные земли, тюркизации местного населения Казахстана, постепенной монголи-зации антропологического типа, закреплению тюркских племен на определенных территориях.

В эпоху возникновения целого ряда тюркских государств интегра­ционные тенденции в этнических процессах на территории Казахста­на усилились. Эти государства обеспечили возможность политичес­кой консолидации местного и пришлого населения, его этнокультур­ного обособления в отдельных регионах, стабилизацию условий для хозяйственного освоения территорий.

На юго-востоке Казахстана Тюргешский каганат (VII—VIII вв.) объединил племена большой территории Чу-Илийского междуречья, с центрами на Таласе и в Суябе. Тюрки приобщались к оседлоземле-дельческой и городской жизни (до того носителями этой культуры были в основном согдийцы).

В Карлукскую федерацию племен (VIII—X вв.), переместившихся на территорию Семиречья из области между Западным Алтаем и Тарбагатаем, кроме собственно карлуков, входили кочевые и полуко­чевые тюркоязычные племена, объединявшиеся единым термином «карлук»: тухси, чигили, азкиши, дулу, халаджи, чаруки, аргу, барсханы и другие (часть из них ранее входили в Тюргешский племенной союз). В нее вошли также группы огузов, уйгуров, семиреченских согдийцев. Основная часть огузов ушла в Приаралье. В карлукской этнополитической общности преобладал европеоидный расовый тип с незначительной примесью монголоидности. Значительная масса карлуков мигрировала в Мавераннахр, составив существенную часть формировавшейся узбекской народности.

На территории Южного Казахстана государство огузов (IX—XI вв.).

объединило кангюйские (канглы) и кангаро-печенежские племена и этнические группы долины Сырдарьи, асов и аланов из арало-каспий-ских областей, а также тюркские кочевые племена, продвинувшиеся на запад из Семиречья, в их числе — этнические группы карлуков, халаджей, чагра, чаруков. В антропологическом облике огузов преоб­ладали монголоидные черты. Впоследствии большая часть огузов передвинулась в Среднюю Азию, другая вошла в состав нового этно-политического объединения на территории Казахстана в государство кыпчаков.

В северных, восточных и центральных районах Казахстана в VIII—XI вв. обитали кимакскиеи кыпчакские племена, также создав­шие свою раннефеодальную государственность. В состав кимакского политического объединения входили кочевые и полукочевые тюрк­ские племена кыпчак, эймур, имак, татар, байандур и др.Преемни­ками кимакской государственности стали кыпчаки, одно из наиболее крупных племен кимакского объединения.

e-history.kz

Древний Казахстан

Термин древний Казахстан охватывает период истории Казахстана вплоть до появления на её территории письменности при завоевании арабами в VIII в.

Содержание

  • 1 Палеолит
  • 2 Мезолит
  • 3 Неолит
  • 4 Медный век
  • 5 Античный период
  • 6 См. также
  • 7 Примечания

Палеолит

В Восточном Казахстане известны раннепалеолитические находки из местонахождения Козыбай на берегу реки Колгутты у села Каратогай. В западных предгорьях Нарымского хребта, в 9 км северо-западнее села Курчум, на восточном побережье Бухтарминского водохранилища обнаружено два палеолитических местонахождения — Курчум-1 и Курчум-2. Охристые глинистые отложения, где были обнаружены артефакты, соответствуют усть-убинской свите, верхняя граница которой датируется возрастом ок. 1,8 млн л. н. Подстилающие их красноцветные глины могут относиться к павлодарской или вторушкинской свите плиоцена.

Индустрия стоянки Шахбагата (протолеваллуа-ашель) на территории Форт-Шевченко (Мангышлак) имеет сходство с орудиями олдувайской культуры, индустрия стоянки Шахбагата (леваллуа-ашель I) соответствует среднему ашелю.

У посёлка Конырдек (хребет Каратау) найдены массивные прямоугольные кремнёвые отщепы клектонского типа. К нижнему палеолиту относятся стоянки Ушбулук I и Ушбулук II в районе Малого Каратау. К раннеашельскому периоду относятся стоянки в урочищах Борыказган, Шабакты, Танирказган, Кызылтау, Акколь 1, Казангап. В 1998 году подана заявка на включение объекта «Палеолитические объекты и геоморфология хребта Каратау» в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мезолит

Около 12—5 тыс. лет до н. э. произошло потепление климата, закончилось последнее валдайское оледенение. Появились стоянки по всей территории современного Казахстана. Исчезли крупные животные (мамонты, шерстистые носороги и др.). Горы Каратау (Бийликколь, Арысь и др.), Северный Казахстан, Атбасарская культура. Были изобретены лук и стрелы, наконечник в виде шарика, появились лодки (активное рыболовство), вкладывающие оружия, ловушки, силки, в охоте использовались одомашненные волки (собаки), резьба по кости, одежда из шкур.

В мезолите хозяйство и материальная культура испытали значительные изменения, но памятников этого времени на территории Казахстана насчитывается мало.

Неолит

Около 5 тыс. лет до н. э. появились каменные орудия труда, керамика. Возникло земледелие, скотоводство. На территории современного Казахстана обнаружены более 500 стоянок (пещера Караунгур, стоянки Саксаульская, Акеспе, Куланды). Неолитическая революция. Орудия труда: зернотёрка, топоры, мотыги, ступки. Обработка орудий труда: шлифование, пиление, полировка. Сырьё: нефрит, гранит. Зачатки горного дела: выплавляли, медь, свинец, золото. Культуры: Атбасарская (конец 7 — начало 6 тысячелетия). Кельтеминарская (конец 4 — начало 2 тысячелетия). Моканжарская. Усть-Нарымская.

Неолит характеризуется многочисленными памятниками, обнаруженными во всех регионах Казахстана. Одной из важных проблем неолита на территории Казахстана является проблема определения своеобразия каменной индустрии и выделения локальных вариантов неолитической культуры. Наряду с охотой и рыболовством, зародились земледелие и скотоводство. Стоянки эпохи неолита обнаружены повсюду на территории Казахстана, но наиболее значимой является пещера Караункур (Южный Казахстан). Здесь обнаружены каменные, костяные изделия, керамика, кости животных — кулана, медведя, оленя, джейрана, кабана, косули, лошади, и т. д.

Медный век

«Золотой человек» из сакского кургана Иссык. Парадный доспех сакского царя из золотой чешуи на кожаной основе, являющийся стилизованным доспехом катафрактия

IV—III тыс. до н. э. — появление медных изделий. Найдено до 100 поселений с литейными мастерскими (районы Жезказгана, Зыряновска и др.) Ботайская культура — относится к стоянкам: Ботай, Красный Яр, Бестамак. Антропологический тип людей: протоевропеоидный. Орудия труда: кремневые. Технология обработки: отщеповая. По последним данным именно Ботайской культуре приписывается одомашнение дикой лошади.

Античный период

Основная статья: Скифия Средняя Азия в I тыс. до н. э.: Скифия, Маргиана, Парфия, Согдиана, Хорасмия

В начале I тыс. до н. э. степные носители иранских языков перешли к кочевому образу жизни и отказались от колесниц в пользу наездничества, и стали известны под названиями скифы или саки. Кочевой образ жизни степных народов объясняется преобладанием скотоводства над земледелием: было невозможно пасти животных всё время в одном и том же месте, так как пастбища могли истощаться. Кочевники, тем не менее, не мигрировали постоянно, но были привязаны к определённой широкой территории, что оседлые земледельцы не всегда понимали. Кочевники, как правило, были привязаны к своим землям. Так, по рассказу Геродота, скифы долго отступали от более сильных персов, однако они готовы были умереть, защищая места погребения своих предков.

См. также

  • Доисторическая Центральная Азия

Примечания

  1. ↑ Таймагамбетов Ж. К. Древнейшая стоянка древнего человека в Восточном Казахстане // Маргулановские чтения. – Петропавловск: Петропавловск. пед. ин-т, 1992. – С. 26–27.
  2. ↑ Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Павленок К. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Харевич В. М. Стоянка-мастерская Курчум — новый палеолитический памятник на Южном Алтае // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. Том: XXI Год: 2015.
  3. ↑ Деревянко А. П., Шуньков М. В., Таймагамбетов Ж. К., Анойкин А. А., Рыбалко А. Г., Дудко А. А., Кандыба А. В., Павленок К. К., Присекайло А. А., Харевич В. М., Искаков Г. Т., Мамиров Т. Б. Археологическая разведка на территории Северного Казахстана в 2015 году.
  4. ↑ Музей палеолита Казахстана
  5. ↑ Paleolithic sites and geomorphology of Karatau mountain range
  6. ↑ Акишев К. А. Курган Иссык, Искусство саков Казахстана. — М.: Искусство, 1978.
  7. ↑ Акишев А. К. Костюм «Золотого Человека» и проблема катафрактария.
  8. ↑ Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика иссыкского головного убора. // Археологические исследования в Казахстане. — Алма-Ата, 1979.
  9. ↑ Археологи уточнили дату приручения лошадей
Доисторическая Азия По периодам По регионам Антропология Разное
Азия каменного века (Палеолит Азии | Мезолит Азии | Неолит Азии) | Азия медного века | Азия бронзового века | Азия железного века
Анатолия (Западноанатолийская цивилизация) | Ближний Восток (Аравия | Ирак | Иран | Йемен | Кипр | Оман | Палестина и Левант | Сирия) | Кавказ (Азербайджан | Армения | Грузия | Северный Кавказ) | Центральная Азия (Монголия | Ордос) | Южная Азия (Каменный век | Шри-Ланка | Бирма) | Восточная Азия (Дальний Восток) | Китай (Неолит Китая | Синьцзян | Тайвань | Тибет) | Корея | Япония (Японский палеолит | Дзёмон | Яёи | Ямато) | Юго-Восточная Азия (Вьетнам | Индонезия | Камбоджа | Лаос | Малайзия | Таиланд | Филиппины) | Россия (азиатские регионы: Северный Кавказ | Поволжье | Урал | Сибирь и Дальний Восток)
Генетическая история Азии | Пекинский человек | Флоресский человек | Человек грузинский
Дольмены Северного Кавказа | Теории прибрежных миграций
Прим. Курсивом обозначены перенаправления на разделы в более крупных статьях, обычным шрифтом — самостоятельные статьи.
История Казахстана Древность Раннесредневековые государства Средневековые государства Казахское ханство Новейшая история
Андроновская культура • саки • усуни • кангюй • гунны
Тюркский каганат (552—603) • Западный каганат (603—704) • Тюргешский каганат (704—756) • Карлукский каганат (756—940) • Кангары • Кимаки • Огузы • Караханиды • Каракитаи • Кыпчаки
Монгольская империя (1205—1291) • Улус Джучи (1224—1481) • Чагатайский улус (1222—1370) • Улус Орда-Эджена (1242—1446) • Улус Шибана (1243 — ?) • Белая Орда (XIII—XV вв.) • Синяя Орда • Узбекское ханство (1428—1480) • Ногайская Орда (1440—1634) • Сыгнакское ханство (1340—1379) • Могулистан (1346]]—1706) • Ташкентское государство (1501—1627)
Казахское ханство (1465—1847) • Старший жуз (1715—1822) • Средний жуз (1715—1822) • Младший жуз (1715—1824) • Букеевская Орда (1801—1872)
Алашская автономия (1917—1920) • Туркестанская автономия (1917—1918) • Киргизская АССР (1920—1925) • Казахская АССР (1925—1936) • Казахская ССР (1936—1991) • История Республики Казахстан (с 1991)

Древний Казахстан Информация о

Древний КазахстанДревний Казахстан

Древний Казахстан Информация Видео

Древний Казахстан Просмотр темы.

Древний Казахстан что, Древний Казахстан кто, Древний Казахстан объяснение

There are excerpts from wikipedia on this article and video

www.turkaramamotoru.com

Формирование этногенезиса казахского народа. Этногенез Казахов

В статье освещается проблема зарождения казахской нации, этапы ее становления, а также пути познания сущности казахской нации. Особенностью исследования является рассмотрение процесса этногенеза с точки зрения сложного противоречивого процесса, который зависит, прежде всего, от природных условий, затем хозяйственных, экономических, политических, культурно-исторических, психологических факторов.

Эти явления пока не достаточно изучены в трудах казахстанских ученых. Вместе с тем, в статье уделено внимание и дискуссионным вопросам. 

Особое значение политологии, да и в целом наука приобретает в так называемые периоды перемен – коренной трансформации социально-политических моделей, когда на повестку дня выходят вопросы переосмысления исторического процесса, формирования нового исторического мышления.

Политологическая наука приобрела новую качественную характеристику,  определяемую  в  виде новых подходов к научной проблематике, свободный творческий поиск, а также усиление интереса к проблемам этногенеза, государственности, кочевниковедения, религиоведения,  международных отношений и общего исторического наследия.

Состояние развития этнической идентичности и национальной идеи ставят проблему глубокого, разностороннего, свободного от спекулятивных, абстрактных и упрощенных подходов изучения истории  и динамики развития государственности.

Как показывает социально-политологическое изучение жизни народов, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Народы которые проживали на его территории и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, называют  андроновцами. Об андроновских племенах, народах точных сведений нет. Одноко ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подверждается некоторыми сходствами казахской нациолнальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники этого периода в виде различных построек захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахких ковров, украшений, в убранстве юрт.

Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казаков.

Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами ,народами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и. т. д.

По мнению некоторых ученых-обществоведов, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческой), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников, уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное  крыло  и правое крыло, т.е. здесь можно провести параллель с тремя казахскими жузами: младший жуз, средний жуз, старший жуз. Это подтверждает этногенетическую преемственность. [1]

Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза.

Важность этого периода состоит в том, что далекие предки казахов — племена усуней и канлы — смешались с племенами гуннов, вторгшихся с востока, и произошло взаимовлияние в антропологическом и языковом плане, повлекшее за собой и некоторые внешние изменения. Образцы хозяйственнокультурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев,  туркменов).

Древним населением Казахстана, вошедшим впоследствии в состав казахского народа, являются племена канлы из Южного Казахстана. Затем они постепенно сблизились и смешались с племенами сарматов из Северо-Западного Казахстана. Все они являлись первыми этнополитическими сообществами, образовавшими основу казахского народа.

Таким образом, вторым периодом в развитии казахского этноса нужно считать размещение на территории Казахстана тюркских племен, народов и их полную ассимиляцию с местными этносами. Появились тюргепш, карлуки, дулаты, шигила, ягма, болаты и др., тем самым увеличился этнический состав населения на территории древнего Казахстана. Главным было то, что эти племена, народы – саки, усуни, гунны – были с древних времен близки друг другу своими традициями, укладом жизни, верованиями,  социально-экономическим, политическим развитием.

Тюркские племена, народы населявшие территорию Казахстана перед  монгольским  завоеванием,  были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедераций. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путештвенник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков).

Третьим периодом сложения основы казахской народности нужно считать увеличение численности населения, которое приходится на период расцвета средних веков (X-XIII

articlekz.com

Казахский народ, какие они?

Автор: Admin

Комментариев пока нет Яндекс.Дзен KazPortal.kz

Главным богатством страны является гордый н талант­ливый, искренний, доброжелательный и миролюбивый ка­захский народ, известный тем, что никогда не начинал войн, умел давать достойный отпор врагам и в течение многих ве­ков совершивший скачек от кочевой цивилизации к верши­нам современного прогресса. Под сенью выстраданной ве­ками государственности он объединил в одну семью десятки братских этносов и воистину стал в противоречивое время межнациональных противоречий лабораторией дружбы и взаимопонимания народов.

Человек не выбирает Отечество, оно отпущено ему свыше. И коль судьбой нам выпало жить именно под ка­захстанским небом, дорожить именно этой землей, то и сле­дует приумножать ее плодородие в самом широком смысле этого слова и писать новую историю возрождения в созвуч­ном эпохе духе. Наша земля может рожать и хлеб, и добрые помыслы, и великие деяния.

Казахстанцы особенно умеют ценить доброту, доверие и любовь ближних. Наверно потому, что жизнь в степной Ойкумене веками приучала к тому, что человек без под­держки и участия окружающих похож на одинокое дерево в пустыне, которое может зачахнуть в любой миг, не пустив новой поросли. Не потому ли превыше всех благ мы ценим мир добрых человеческих отношений, которыми славится наш Казахстан.

Не случайно именно на нашей щедрой казахстанской земле, которая может разнообразием своего ландшафта приласкать взор степняка и горца, леснянина и поморца, сложился редкостный сплав людей, пришедших к единому восприятию этого величественного жизненного пространства и соответствующему духовному родству, порожденному простором материнской земли. Ведь душа человека сродни окружающему его пространству. И если исходить из этого, то наших соотечественников отличает широта души, привязанность к отчей земле, умение хранить дружбу и согласие. Именно поэтом}’ наш Казахстан являет собой прекрасную площадку неуловимого слияния культур и традиций.

Слияние доброе истоков

Тем не менее, мы всегда помним, что истоки у нас разные. И если казахский народ дал название этой земле и издревле связал с ней свою судьбу, то и новые поколения пустивших здесь корни землепроходцев, искателей романтики и вынужденных переселенцев чувствуют себя здесь не временными гостями. Умение жить сообща проистекает из сути наших народов, как и чувство привязанности к той земле, где ты состоялся как человек, из малого дитя превратился в отца и мужа.

Поэтому нам приходится считаться с полиэтническим составом современного Казахстана, который породил особую психологию и менталитет людей. И что удивительно, суровый казахстанский континент — иначе и не скажешь о громадных пространствах на стыке Азии и Европы — породил не только особый сплав людей, но и удивительный для нашего времени этнических взаиморазборок казахстанский патриотизм. Человеку извне трудно понять, чем привязывает к себе казахстанская земля, если по ней тоскуют на берегах Рейна и Иордана, как по материнской купели, наши бывшие соотечественники.

Это говорит о том, как важно для нас не только суще­ствование отчей земли, но и населяющих ее людей. Поэтому трудно представить нашу республику без оказавшихся здесь по воле судьбы немцев, корейцев, ингушей и представите­лей многих-многих других народов, гонимых когда-то тота­литарной системой, но всегда чувствовавших сердечность и доброту древних хозяев этой земли. Да и сами они, находясь в изгнании, многому научили нас, казахов. Немцы — аккурат­ности и практичности, корейцы — рачительному обращению с землей, ингуши — своей этнической солидарности. Не ме­нее полезные качества мы перенимали и у других народов, учились у них строить и содержать дома, выращивать раз­личные культуры и готовить соленья, перенимали семейное воспитание. Это чисто в житейском плане.

А если брать более масштабно, то трудно представить освоение промышленного потенциала Казахстана без уча­стия других народов. Вспомним хотя бы о том, что совре­менный Алматы, возникший на месте древнего казахского поселения и казачьего военного укрепления, возводился руками представителей многочисленных национальностей. Строительство Турксиба, эвакуации военных лет, когда ка­захстанская столица пригрела семьи многих известнейших людей из мира искусства и культуры, последующие миграци­онные процессы влили соки в этот город, превратив его в крупнейший политический, культурный и индустриальный центр республики.

Казахстан — земля древней цивилизации с удивительной и неповторимой историей. Здесь тесно переплелись судьбы кочевых и оседлых племен, взаимно обогащались и преоб­ражались культуры и религии. Проходили торговые пути, связывавшие Восток и Запад. В республике насчитывается 27 тыс. памятников древности. Взаимовлияние культур и традиций всегда обогащало народы. Как не вспомнить об этой расхожей истине, говоря, например, о таких выдающихся личностях отечественной истории и культуры, как Чокан и Абай. Это они привнесли в философию степного народа демократическое и культурное влияние Запада.

Именно свойственное казахстанцам отношение к родной земле, ее традициям, многоукладности и многоликости помогало вместе пережить тяжелейшие этапы новой истории, делить беды и тяготы, радости и достижения. Под обновляющимся зданием нашего общего дома был крепкий фундамент общности наших судеб.

www.kazportal.kz


Смотрите также