Тема 1.2. Архивы древних государств Греции и Эгейского моря. Архивы древней греции
Тема 1.2. Архивы древних государств Греции и Эгейского моря
Понятие «греко-римская античная цивилизация». Основные археологические находки письменных памятников на территории Греции и окружающих ее островов. Появление письменности, влияние на организацию хранения документов древневосточных традиций. Архив Кносского дворца на Крите и его состав. Архивы в Пилосе и Микенах. Экономическая модель микенской Греции (по данным пилосского архива). Возникновение храмовых архивохранилищ. Органы власти и их архивы в Афинах. Создание центрального архива в храме Метроон; архивы в храме Зевса, Минервы, Аполлона, Деметры и др. Номофилаки и их функции. Частные архивы. Условия хранения и организации использования документальных материалов. Библиотеки-архивы в эллинистических монархиях. Александрийская, Антиохийская и Пергамская библиотеки. Архивы и их роль в сохранении научных знаний. Значение дошедших документов для исторической науки о древнем мире и изучения истории Черноморского побережья нашей Родины. Уничтожение памятников языческой письменности христианской церковью. Судьбы архивных памятников Древней Греции.
Тема 1.3. Архивы в Древнем Риме
Возникновение государства в Риме. Особенности развития римского делопроизводства. Жреческие и гражданские архивы в Древнем Риме. Архивы жреческих коллегий: авгуров и гаруспиков, фециалов, понтификов, состав их документальных материалов и значение в становлении римской государственности. Образование при Сенате архива государственной казны «Эрария» (сокровищницы). Развитие источников права. Законы XII таблиц. Преторский эдикт и роль архивов в написании трудов римскими юристами. Архивы центральных учреждений и должностных лиц Рима (коллегии консулов, преторов, цензоров, трибутных и центуриатных комиссий, магистратов и др.), создание в результате борьбы плебейских масс с патрициями светского архива плебеев в храме Цереры. Архивы местных органов власти наместников, декурионов. Складывание архивов на местах дислокации воинских частей. Нотариат. Частные архивы. Организация общегосударственного архива. «Табулярий» и взаимоотношения его с архивами учреждений. Постепенное падение значения «Табулярия» в связи с ликвидацией республиканских учреждений Рима. Возникновение императорского архива и состав его документов. Использование документальных материалов в Древнем Риме. Материал для письма и виды архивных документов. Архивы и историческая наука в Древнем Риме.
Раздел 2. Архивы и архивное дело в странах европы в период нового времени
Тема 2.1 Архивы и архивное дело в период Нового времени (XVI — начало XVIII вв.)
Специализация управления органов государственной власти в феодально-абсолютистских монархиях Западной Европы, укрепление бюрократического аппарата и рост архивов при центральных и местных учреждениях. Образование ведомственных архивов. Закрепление ведомственного принципа в распоряжении архивами. Характерные черты архивного дела этого периода. Случаи распыления государственных бумаг по фамильным архивам государственных секретарей и других представителей власти.
Концентрация фондов в архивах центральных и местных учреждений. Создание центральных архивохранилищ в Испании в 1545 г., Англии в 1578 г., папском государстве в 1611 г. Видовое изменение документов. Организация хранения в Англии конституционных актов конца XVII — начала XVIII в. Реформация и поступление архивных материалов секуляризированных монастырей и церквей в государственные хранилища. Изменения в составе, формах и методах хранения документов в городских, университетских и госпитальных архивах. Нотариальные архивы и их значение для изучения государственной истории.
Зарождение новых типов архивов в связи с ростом товарно-денежных отношений и развитием капитализма. Архивы банковских домов, торговых фирм, производственных корпораций. Причины плохой сохранности документов по экономической истории. Образование колониальных архивов: Канада, Австралийский союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский союз. Вывоз памятников литературы и искусства из завоеванных стран. Рост частных коллекций. Британский музей. Эволюция церковно-монастырских архивов. Роль духовных организаций по изучению, описанию и изданию архивных источников. Отношение народных масс к архивам во время антифеодальных выступлений и первых буржуазных революций. Причины отставания архивного дела в странах Востока. Первые труды по делопроизводству, дипломатике, палеографии, археографии и зарождение принципов архивоведения. (Я. фон Рамминген, Б. Бонифаций, А. Фрич, Ф. Шписс, Шеврье и др.). Влияние века Просвещения на архивы. Расширение публикаторской деятельности в связи с развитием исторической науки. Основные итоги развития архивного дела к концу XVIII в.
studfiles.net
Тема 1.2. Архивы древних государств Греции и Эгейского моря
Понятие «греко-римская античная цивилизация». Основные археологические находки письменных памятников на территории Греции и окружающих ее островов. Появление письменности, влияние на организацию хранения документов древневосточных традиций. Архив Кносского дворца на Крите и его состав. Архивы в Пилосе и Микенах. Экономическая модель микенской Греции (по данным пилосского архива). Возникновение храмовых архивохранилищ. Органы власти и их архивы в Афинах. Создание центрального архива в храме Метроон; архивы в храме Зевса, Минервы, Аполлона, Деметры и др. Номофилаки и их функции. Частные архивы. Условия хранения и организации использования документальных материалов. Библиотеки-архивы в эллинистических монархиях. Александрийская, Антиохийская и Пергамская библиотеки. Архивы и их роль в сохранении научных знаний. Значение дошедших документов для исторической науки о древнем мире и изучения истории Черноморского побережья нашей Родины. Уничтожение памятников языческой письменности христианской церковью. Судьбы архивных памятников Древней Греции.
Тема 1.3. Архивы в Древнем Риме
Возникновение государства в Риме. Особенности развития римского делопроизводства. Жреческие и гражданские архивы в Древнем Риме. Архивы жреческих коллегий: авгуров и гаруспиков, фециалов, понтификов, состав их документальных материалов и значение в становлении римской государственности. Образование при Сенате архива государственной казны «Эрария» (сокровищницы). Развитие источников права. Законы XII таблиц. Преторский эдикт и роль архивов в написании трудов римскими юристами. Архивы центральных учреждений и должностных лиц Рима (коллегии консулов, преторов, цензоров, трибутных и центуриатных комиссий, магистратов и др.), создание в результате борьбы плебейских масс с патрициями светского архива плебеев в храме Цереры. Архивы местных органов власти наместников, декурионов. Складывание архивов на местах дислокации воинских частей. Нотариат. Частные архивы. Организация общегосударственного архива. «Табулярий» и взаимоотношения его с архивами учреждений. Постепенное падение значения «Табулярия» в связи с ликвидацией республиканских учреждений Рима. Возникновение императорского архива и состав его документов. Использование документальных материалов в Древнем Риме. Материал для письма и виды архивных документов. Архивы и историческая наука в Древнем Риме.
Раздел 2. Архивы и архивное дело в странах европы в период нового времени
Тема 2.1 Архивы и архивное дело в период Нового времени (XVI — начало XVIII вв.)
Специализация управления органов государственной власти в феодально-абсолютистских монархиях Западной Европы, укрепление бюрократического аппарата и рост архивов при центральных и местных учреждениях. Образование ведомственных архивов. Закрепление ведомственного принципа в распоряжении архивами. Характерные черты архивного дела этого периода. Случаи распыления государственных бумаг по фамильным архивам государственных секретарей и других представителей власти.
Концентрация фондов в архивах центральных и местных учреждений. Создание центральных архивохранилищ в Испании в 1545 г., Англии в 1578 г., папском государстве в 1611 г. Видовое изменение документов. Организация хранения в Англии конституционных актов конца XVII — начала XVIII в. Реформация и поступление архивных материалов секуляризированных монастырей и церквей в государственные хранилища. Изменения в составе, формах и методах хранения документов в городских, университетских и госпитальных архивах. Нотариальные архивы и их значение для изучения государственной истории.
Зарождение новых типов архивов в связи с ростом товарно-денежных отношений и развитием капитализма. Архивы банковских домов, торговых фирм, производственных корпораций. Причины плохой сохранности документов по экономической истории. Образование колониальных архивов: Канада, Австралийский союз, Новая Зеландия, Южно-Африканский союз. Вывоз памятников литературы и искусства из завоеванных стран. Рост частных коллекций. Британский музей. Эволюция церковно-монастырских архивов. Роль духовных организаций по изучению, описанию и изданию архивных источников. Отношение народных масс к архивам во время антифеодальных выступлений и первых буржуазных революций. Причины отставания архивного дела в странах Востока. Первые труды по делопроизводству, дипломатике, палеографии, археографии и зарождение принципов архивоведения. (Я. фон Рамминген, Б. Бонифаций, А. Фрич, Ф. Шписс, Шеврье и др.). Влияние века Просвещения на архивы. Расширение публикаторской деятельности в связи с развитием исторической науки. Основные итоги развития архивного дела к концу XVIII в.
studfiles.net
Лекция 2. Архивы и архивное дело в рабовладельческих государствах Древней Греции и Древнего Рима
Стр 1 из 2Следующая ⇒
План:
· Архивы древних государств Греции и Эгейского моря
· Архивы и архивное дело в Древнем Риме
Литература:
Архивные курсы. История архивного дела классической древности в Западной Европе и на мусульманском Востоке. Пг., 1920.
Бржостовская, Н.В. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: Учеб. Пособие. М., 1971.
Бржостовская, Н.В., Илизаров, Б.С. Архивное дело с древнейших времён до 1917 г. //Труды ВНИИДАД. Т.1. М., 1979.
Маяковский, И.Л. Архивы и архивное дело в иностранных государствах: Учеб. Пособие. М., 1959. Вып.1: Архивы и архивное дело в рабовладельческих государствах в эпоху феодализма.
Старостин, Е.В., Чудиновский, В.А. Архивы и архивное дело в зарубежных странах: Вып.1. Свердловск.1991.
Архивы древних государств Греции и Эгейского моря.Сведения об архивах в Древней Греции пока ещё не дают возможности последовательно и связно восстановить историю их развития.
Наиболее наглядно представлена в этом смысле самая отдалённая от нас эпоха истории греко-эгейского мира – эпоха Крито-Микенской культуры. От неё сохранились значительные остатки архива так называемого дворца Миноса на о. Крит, обнаруженного при раскопках А. Эвансом в 1900 г. и позднее изученного М. нтрисом и Дж.Чэдвиком. Архив занимал два помещения во дворце, в которых находились глиняные таблички, сходные по форме и содержанию с документами хозяйственных архивов древнего Шумера. Позднее подобные, но меньшие по количеству скопления табличек хозяйственного содержания были найдены при раскопках Миноса и Микен. Однако при всей наглядности таблички не дают возможности судить об организации и принадлежности самих этих архивов.
История собственно греческих архивов и даже самый факт их существования вплоть до VII в. до н.э. ещё менее ясны. Сведения о политическом строе того времени и сохранившиеся эпиграфические памятники лишь создают почву для толкований и умозаключений. Можно предположить, что у греческих царей (василевсов) велись какие-то накопления документов, поскольку уже существовала письменность, но они не могли быть велики и хранились, по-видимому, вместе с казной. Вероятно, собраниями рукописей обладали храмы, которые, возможно, были самыми древними хранителями архивов. Не случайно в последующие столетия архивы городов-государств (полисов) и различных гражданских корпораций традиционно размещались в зданиях храмов.
По-видимому, довольно обширным архивом обладал храм Аполлона в Дельфах, являвшийся религиозным центром греческого мира. О содержании этого архива сообщает Платон в известном своём сочинении Государство, написанном в 60-70 гг. IV в. до н.э. Платон писал, что в Дельфийском храме Аполлона хранятся величайшие, прекраснейшие и первейшие законоположения… о постройке святилищ, жертвоприношениях и всём прочем, что касается почитания богов, гениев и героев; также о погребениях мёртвых, и о том, что надо выполнять, что- бы милостливо расположить к себе тех, кто находится там, в Аиде.Сохранились также известия, что притвор храма Аполлона был исписан надписями морально – этического содержания, авторство которых приписывалось древним мудрецам.
Дельфы были не только религиозным, но и в какой-то мере политическим центром эллинского мира.Предсказания давались по самым различным вопросам как частной, так и общественной жизни городов – государств. Поэтому дельфийское жречество стремилось следить за событиями и фиксировать их в особых записях. Так, Плутарх сообщал, что в дельфийских документах он нашёл сведения об афинских полководцах времён Солона.
В каждом крупном полисе велись свои летописи и анналы. Сохранились воспоминания о ведении погодных записей в древнейшую эпоху в Афинах, Спарте, в упоминавшихся ранее Дельфах, а также у мессенцев и критян. В качестве примера можно сослаться на свидетельство Тацита, который сообщал, что в период правления императора Тиберия была рассмотрена тяжба между лакедемонянами и мессенцами по поводу прав на владения храма Дианы Лимнатиды. Обе стороны в равной мере ссылались на исторические сочинения и свидетельства надписей, вырезанных на камне или на старинных бронзовых досках.
Первоначально подобные анналы велись жрецами, причём, как указывает известный французский историк Фюстель – де – Куланж, писались они втайне и тщательно оберегались как от чужеземцев, так и от собственных граждан. Однако довольно рано греческая историческая мысль начинает отделяться от чисто религиозной. На рубеже VII – VI вв. до н.э. в городах Ионии зарождается историческое повествование как жанр.
До нас практически не дошли сочинения первых греческих историков – логографов, но имена некоторых из них упоминает Дионисий Галикарнасский, живший в конце I в. до н.э. Одни из них, - сообщает Дионисий, - описывали эллинские дела, другие – варварские. Эти факты и события излагались ими не в тесной связи друг с другом, но отдельно для каждого народа или государства. Они преследовали всегда одну цель: собрать воедино все предания отдельно для каждого народа или государства, которые сохранились у местных жителей или были записаны в религиозных и светских книгах, ничего не добавляя к ним или убавляя от них.
Таким образом, сочинения логографов, и в гораздо большей степени произведения таких великих греческих историков, как Геродот, Фукидид и Полибий, были построены не только на устных и личных наблюдениях, но и на письменных источниках.
При изучении архивного дела в Древней Греции внимание прежде всего привлекает вопрос об организации делопроизводства и хранении документов в греческих полисах, являвшихся характерной формой государственной организации в этом регионе. Греческий полис, даже там, где господствовала рабовладельческая демократия, почти так же тщательно, как деспотические государства Древнего Востока, регламентировал жизнь свободных граждан. Законы, религиозные предписания, тщательно охраняемые традиции, а также сама демократическая система, обязывавшая большинство свободного мужского населения участвовать в управлении государством, - вот основные факторы, которые обусловливали жизнь отдельных граждан. Всё это требовало письменной фиксации положения каждого члена общества (в виде переписи населения, цензовых списков и т.п.), ведения чёткого делопроизводства в правительственных и судебных учреждениях, составления документов финансового характера и, разумеется, ответственного хранения документов для подтверждения прав государства и отдельных граждан и для целей управления.
Несомненно, архивы в той или иной форме существовали вовсех полисах, но исторические судьбы Греции не способствовали сохранению документов, писавшихся в основном на папирусе или .деревянных досках.
До нас дошли главным образом тексты, выгравированные на камне или металле. Таковы, например, законы города Гортины, найденные на Крите в 1884 г. Они были высечены на внутренней стене круглого здания, где, вероятно, происходили заседания суда. В своей основной части надпись относится к VI – V вв. до н.э., но включает законы и более раннего времени.
По – видимому, таким же способом были записаны и знаменитые законы Ликурга в Спарте, которые первоначально существовали в виде устных постановлений – ретр. Следует отметить одну довольно любопытную деталь: в ранний период греки, по-видимому, отрицательно относились к письменной фиксации законов, противопоставляя свободно принятые устные постановления демоса бюрократическим предписаниям восточных монархий. В этом сказывается определённый пережиток общинного строя.
Так, Эсхил вложил в уста правителя Аргоса слова, обращённые к посланцу Египта:
Сведения об архивном деле в древней Греции пока еще не дают возможности последовательно и связно восстановить историю его развития. Отдельные моменты, более или менее освещенные в источниках, чередуются с другими, по которым пока лишь можно строить предположения. Наиболее наглядно в этом смысле представлена самая отдаленная от нас эпоха Эгейского мира - эпоха крито-микенской культуры, от которой дошли до нас обильные остатки архива так называемого «дворца Миноса» на о. Крит,обнаруженного во время раскопок Эванса в 1900 г. и изученного позднее Вентрисом Чэдуиком. Архив занимал 2 помещения во дворце, где хранились глиняные таблички, аналогичные по форме и содержанию хозяйственным архивам древнего Шумера. Позднее подобные находки, т.е. таблички хозяйственного содержания, были найдены при раскопках Пилоса и Микен ; их датируют приблизительно 1000 г. до н.э. Однако при всей наглядности этих остатков архивов, едва ли можно многое сказать об их организации. В конце концов, еще неясно даже кому они принадлежали, поскольку пока не удалось установить самого характера того сооружения, в котором были найдены таблички - храм ли это, или царский дворец, или какая-то форма общинного поселения.
Еще менее ясной становится история греческих архивов, и даже самый факт их существования в последующий период вплоть до VII в. до н.э. Сведения о политическом строе того времени и сохранившиеся эпиграфические памятники лишь создают почву для предположений. Можно предполагать, что у греческих царей существовали какие-то скопления документов, поскольку уже существовала письменность, но они могли быть лишь очень невелики и хранились, по-видимому, вместе с казной. По всей вероятности собраниями каких-то рукописей обладали храмы;вполне вероятно, что их полю считать самым древним типом архива в Греции. Не случайна ведь и сохранившаяся в последующие столетия традиция помещения архивов гражданских корпораций в зданиях храмов.
Наиболее важный тип архива в античной Греции - архив полиса, существовавший, несомненно, наряду с архивами отдельных учреждений и должностных лиц. Размещался он, как выше говорилось, в одном из храмов города, причем, города, где власть принадлежала аристократии, помещали свой архив обычно в храме Аполлона, а полисы с демократическим устройством - предпочитали храмы богов, более популярных среди трудового населения, особенно среди земледельческих его слоев - чаще всего Деметры. К таким архивам относится архив Афинского полиса,о котором в источниках сохранилось больше сведений, чем о каком-либо другом. Его история прослеживается с VII века до н.э., когда при Солоне была учреждена должность номофилаков - хранителей закона, на обязанности которых лежало сохранение записей решений народного собрания и, возможно, ведение дел ареопага, в здании которого и хранились эти документы. Позднее, в эпоху расцвета Афин, главный архив помещался в храме "Матери богов"- Метроне, от которого он и получил название. Метроон находился вблизи как площади народных собраний, так и здания Совета пятисот. В Метроне хранились важнейшие документы Афинского государства: законы, договоры с другими государствами, отчеты высших должностных лиц, в том числе стратегов и навархов, росписи государственных доходов и расходов, материалы по управлению государственными имуществами. Из дел судебного характера в него поступали лишь производства по политическим процессам (например, процесс Сократа). Интересно, что здесь же хранились официальные экземпляры трагедий Эсхила, Софокла и Эврипида, служившие образцами для обязательной сверки "режиссерских экземпляров" при подготовке театральных представлений. Таким образом, Метроон выполнял и некоторые функции библиотеки, хотя само это слово в Греции обозначало любое хранилище письменных материалов. В архивы полисов могли поместить на хранение свои важные документы и частные лица, чтобы обеспечить их сохранность и юридическую силу.
Архивы эллинистических монархий, как и другие элементы эллинистической государственности и культуры, соединяют в себе черты древневосточных греческих традиций. При дворе Александра Македонского существовала канцелярия, сопровождавшая его в походах. В ней, в частности, велись поденные журналы, представлявшие собой нечто вроде государственной и военной хроники, а также собирались и хранились доклады всех гражданских и военных учреждений и должностных лиц. Однако походная жизнь Александра и борьба за власть между его преемниками не способствовали стабильности и сохранности его архива, судьба которого неизвестна. Но несомненно, что в свое время его материалы были использованы при составлении жизнеописания Александра. Преемники Александра, эллинистические монархи, имели в своих дворцах канцелярии и архивы, о которых, однако, сохранилось очень мало сведений. Зато всемирной известностью пользуются знаменитые библиотеки эллинистического мира - Александрийская, Пергамская и Антиохийская. Александрийская библиотека была создана в III веке до н.э. и была связана с Мусейоном - научным и культурным центром Александрии. В организации и комплектовании библиотеки принимал участие Деметрий Фалерский, а ее хранителями были видные ученые Зенодот, Каллимах, Эратосфен и другие. В римскую эпоху количество томов в ней некоторые источники определяли в 700 тысяч. В ней имелись все известные тогда произведения греческих, латинских и восточных писателей и ученых. Па них составлялись каталоги. Так, Каллимах составил каталог знаменитых писателей и их произведений, занявший 120 книг. Библиотека при Муссейоне сгорела в 273 году во время воины Рима с Пальмирой. Вторая библиотека Александрии - при храме Сераписа - была разгромлена толпой фанатиков-христиан, подстрекаемых местными церковными властями в 391 году.
studlib.info
Архивы Древняя Греция - Страница 3 из 3 - Цивилка.ру
Аристотель
Аристотель — древнегреческий философ и энциклопедист
Архимед
Архимед греческий математик, физик, инженер, изобретатель
Афинская школа
Афинская школа — направление в философии Древней Греции объединяющее последователей Платона
Демокрит
Демокрит — древнегреческий философ, который сформулировал анатомическую теорию Вселенной
Евклид
Евклид Александрийский, греческий математик, часто упоминается как «отец геометрии»
Логос
Логос — термин древнегреческой философии, означающий одновременно «слово» и «понятие»
Нус
Нус (др.-греч. nus — мысль, разум, ум), или Ум, одна из основных категорий античной философии
Остракон
Острáкон или острак — черепок глиняного сосуда
Перикл
Перикл — афинский государственный деятель, один из «отцов-основателей» афинской демократии
Платон
Платон - философ и математик в Греции классического периода.
Псюхе
Псюхе (греч. — душа), термин древнегреческой философии, душа, исконно этимологическое значение — «дыхание»
Сократ
Сократ — древнегреческий философ, считающийся одним из основателей современной западной философии.
Софисты
Софисты - под этим именем в историю философской мысли вошли интеллектуалы, игравшие активную роль в общественной и культурной жизни Древней Греции
civilka.ru
Древняя Греция | Архив | Аргументы и Факты
Художественная культура Древней Греции представляет собой одну из вершин в истории мировой цивилизации. Она и по сей день является источником вдохновения и своеобразным идеалом.
В Греции сложилось особое понятие о красоте, гармонии частей и целого, соразмерности мира и человека. В античной эстетике мы встречаем мысль о том, что мера - основа прекрасного, а отсутствие меры - безобразно.
Греки воспевали красоту правильно развитого человеческого тела. Даже пропорции древнегреческих храмов выдержаны в пропорциях человеческой фигуры.
Мебель - неотделимая часть прикладного искусства и архитектуры. Что же можно сказать об античной греческой мебели? Во-первых, она проста и удобна, во-вторых, видов мебели было мало, зато существовало множество форм. Например, стулья для женщин и главы семейства, для знатных горожан и трибунов различались, что в настоящее время дает искусствоведам и историкам возможность определить сословие и пол владельца того или иного предмета домашней утвари. В-третьих, древнегреческие мастера обладали достаточно высокими технологиями обработки и отделки древесины. Они умели гнуть древесину с помощью пара, применяли в конструкциях мебельных изделий рамочно-филенчатую вязку (столярные соединения), использовали первые примитивные токарные станки, разрабатывали методику изготовления шпона (тонкие листы древесины, получаемые лущением). Греческие мастера инкрустировали предметы мебели серебром, слоновой костью и пластинками из черепахового панциря.
В Древней Греции уже существовало разделение труда. Были профессии столяра и плотника, а также мебельщика. Ремесленники для более тонкой и качественной обработки древесины пользовались рубанком и токарным станком.
Согласно преданиям, в Афинах жил мастер на все руки Дедал (это имя означало "искусный"). Он был архитектором и скульптором, а также изобретателем. Дедал, если верить мифам, подарил человечеству клей и большинство столярных инструментов: топор, отвес, сверло. Он изобрел и пилу, взяв за образец позвоночник рыбы или челюсть змеи. Более того, складной стул, находящийся в храме Афины в современных Афинах, также считается работой Дедала. Им были изготовлены многочисленные деревянные статуи богов. У некоторых из них приводились в движение глаза, руки и ноги. Подобные деревянные скульптуры были обнаружены в различных частях Греции и Италии. На Сардинии башни определенной формы называются дедалиями: полагают, что и их создал Дедал.
Мастер выполнил массу самых затейливых поручений критского царя Миноса, в том числе построил знаменитый лабиринт, в котором держали Минотавра.
Именно Дедал, по преданию, построил храм Аполлона в Кумах и украсил его фресками. На Сицилии его считают строителем резервуара на реке Алабон, террасы храма Афродиты в Эриксе. В храме он оставил образец медовых сот, сделанных из золота. Он считается также изобретателем парусов и мачт.
Наиболее ранние античные жилища и мебель археологи нашли при раскопках греческого города Олинфа. В основном же мы можем судить о мебельном деле и искусстве Древней Греции той поры по дошедшим до наших дней фрагментам и целым изделиям домашней утвари - амфорам, вазам, танаграм (маленьким терракотовым статуэткам), рельефам и стелам, на которых изображены сценки из жизни простых людей и мифологические сюжеты.
Вершиной греческого мебельного искусства стал клисмос, представляющий собой легкое элегантное кресло. Его серповидно изогнутые ножки спустя 2000 лет стали популярны в мебели стиля ампир.
Греческий вариант складного египетского стула на "ножничной" опоре (или, как ее еще называют, Х-образной) также был весьма распространен в античной Греции. Раб носил такой стул за своим хозяином.
Для сна и отдыха греки использовали ложа, в частности клине. Это высокое ложе на четырех массивных ножках, богато инкрустированных и имеющих сложный профиль.
До нас дошел древнегреческий миф о прокрустовом ложе. Это история о том, как разбойник, прозванный Прокрустом (истязателем), ловил прохожих и укладывал их на свое ложе. Если человек был короче, Прокруст вытягивал ему ноги до длины ложа, если длиннее - обрубал их. Прокруста перехитрил и убил герой Тесей. Прокрустовым ложем с тех пор называют мерку, под которую насильственно, часто во вред делу, стараются подогнать что-либо.
В Древней Греции процветало орнаментальное искусство. Наиболее распространенные орнаменты, такие как меандр, стали классическими.
www.aif.ru
Архивы древней Греции - Политология
Сведения об архивном деле в древней Греции пока еще не дают возможности последовательно и связно восстановить историю его развития. Отдельные моменты, более или менее освещенные в источниках, чередуются с другими, по которым пока лишь можно строить предположения. Наиболее наглядно в этом смысле представлена самая отдаленная от нас эпоха Эгейского мира - эпоха крито-микенской культуры, от которой дошли до нас обильные остатки архива так называемого «дворца Миноса» на о. Крит, обнаруженного во время раскопок Эванса в 1900 г. и изученного позднее Вентрисом Чэдуиком. Архив занимал 2 помещения во дворце, где хранились глиняные таблички, аналогичные по форме и содержанию хозяйственным архивам древнего Шумера. Позднее подобные находки, т.е. таблички хозяйственного содержания, были найдены при раскопках Пилоса и Микен; их датируют приблизительно 1000 г. до н.э. Однако при всей наглядности этих остатков архивов, едва ли можно многое сказать об их организации. В конце концов, еще неясно даже кому они принадлежали, поскольку пока не удалось установить самого характера того сооружения, в котором были найдены таблички - храм ли это, или царский дворец, или какая-то форма общинного поселения.
Еще менее ясной становится история греческих архивов, и даже самый факт их существования в последующий период вплоть до VII в. до н.э. Сведения о политическом строе того времени и сохранившиеся эпиграфические памятники лишь создают почву для предположений. Можно предполагать, что у греческих царей существовали какие-то скопления документов, поскольку уже существовала письменность, но они могли быть лишь очень невелики и хранились, по-видимому, вместе с казной. По всей вероятности собраниями каких-то рукописей обладали храмы; вполне вероятно, что их полю считать самым древним типом архива в Греции. Не случайна ведь и сохранившаяся в последующие столетия традиция помещения архивов гражданских корпораций в зданиях храмов.
Наиболее важный тип архива в античной Греции - архив полиса, существовавший, несомненно, наряду с архивами отдельных учреждений и должностных лиц. Размещался он, как выше говорилось, в одном из храмов города, причем, города, где власть принадлежала аристократии, помещали свой архив обычно в храме Аполлона, а полисы с демократическим устройством - предпочитали храмы богов, более популярных среди трудового населения, особенно среди земледельческих его слоев - чаще всего Деметры. К таким архивам относится архив Афинского полиса,о котором в источниках сохранилось больше сведений, чем о каком-либо другом. Его история прослеживается с VII века до н.э., когда при Солоне была учреждена должность номофилаков - хранителей закона, на обязанности которых лежало сохранение записей решений народного собрания и, возможно, ведение дел ареопага, в здании которого и хранились эти документы. Позднее, в эпоху расцвета Афин, главный архив помещался в храме "Матери богов"- Метроне, от которого он и получил название. Метроон находился вблизи как площади народных собраний, так и здания Совета пятисот. В Метроне хранились важнейшие документы Афинского государства: законы, договоры с другими государствами, отчеты высших должностных лиц, в том числе стратегов и навархов, росписи государственных доходов и расходов, материалы по управлению государственными имуществами. Из дел судебного характера в него поступали лишь производства по политическим процессам (например, процесс Сократа). Интересно, что здесь же хранились официальные экземпляры трагедий Эсхила, Софокла и Эврипида, служившие образцами для обязательной сверки "режиссерских экземпляров" при подготовке театральных представлений. Таким образом, Метроон выполнял и некоторые функции библиотеки, хотя само это слово в Греции обозначало любое хранилище письменных материалов. В архивы полисов могли поместить на хранение свои важные документы и частные лица, чтобы обеспечить их сохранность и юридическую силу.
Архивы эллинистических монархий, как и другие элементы эллинистической государственности и культуры, соединяют в себе черты древневосточных греческих традиций. При дворе Александра Македонского существовала канцелярия, сопровождавшая его в походах. В ней, в частности, велись поденные журналы, представлявшие собой нечто вроде государственной и военной хроники, а также собирались и хранились доклады всех гражданских и военных учреждений и должностных лиц. Однако походная жизнь Александра и борьба за власть между его преемниками не способствовали стабильности и сохранности его архива, судьба которого неизвестна. Но несомненно, что в свое время его материалы были использованы при составлении жизнеописания Александра. Преемники Александра, эллинистические монархи, имели в своих дворцах канцелярии и архивы, о которых, однако, сохранилось очень мало сведений. Зато всемирной известностью пользуются знаменитые библиотеки эллинистического мира - Александрийская, Пергамская и Антиохийская. Александрийская библиотека была создана в III веке до н.э. и была связана с Мусейоном - научным и культурным центром Александрии. В организации и комплектовании библиотеки принимал участие Деметрий Фалерский, а ее хранителями были видные ученые Зенодот, Каллимах, Эратосфен и другие. В римскую эпоху количество томов в ней некоторые источники определяли в 700 тысяч. В ней имелись все известные тогда произведения греческих, латинских и восточных писателей и ученых. Па них составлялись каталоги. Так, Каллимах составил каталог знаменитых писателей и их произведений, занявший 120 книг. Библиотека при Муссейоне сгорела в 273 году во время воины Рима с Пальмирой. Вторая библиотека Александрии - при храме Сераписа - была разгромлена толпой фанатиков-христиан, подстрекаемых местными церковными властями в 391 году.