Этика и ритуал в культурной традиции Древнего Китая. Нравы древнего китая
Китайские сексуальные традиции - Brenik
Китай, как страна с древнейшей самобытной цивилизацией, создал свое особое отношение к сексу и эротике тела. Наши представления об эротике в древнем и средневековом Китае получены из старинных манускриптов и рисунков, их сопровождающих. Они отражают жизнь лишь малой части китайцев. Трактаты о философии секса и эротическая поэзия писались для императорского двора и чиновников. Пособия по сексу и эротические романы, популярные среди горожан, требовали умения читать, что означало принадлежность к зажиточным слоям общества. Подавляющее большинство населения, неграмотные крестьяне, жили простой патриархальной жизнью, требующей упорного труда и не оставлявшей места для сексуальных изысков.
Эротическое восприятие китайцев имело мало общего с европейским. В отличие от эстетики Античности и Ренессанса, в Китае никогда не было увлечения красотой тела. В китайской живописи крайне мало изображений обнаженного тела за исключением "весенних рисунков" в пособиях по сексу и эротических романах, но там тела лишь инструменты, иллюстрирующие позы совокупления. Голые женщины и мужчины на этих рисунках беспомощны и нежизненны. Китайский писатель и ученый, Линь Юйтан, в книге "Моя страна и мой народ" (1936) писал:
"Китайцы не умеют ценить женское тело как таковое. Мы очень мало видим его в произведениях искусства. Китайцам катастрофически не удается изображение человеческого тела, и даже под кистью такого художника, как Цю Шичжоу (эпоха Мин), известного своими картинами с изображением сцен из жизни женщин, верхняя часть обнаженного женского тела оказывается весьма похожей на картофелину. Из числа китайцев, незнакомых с западным искусством, мало кто способен разглядеть красоту женской шеи или спины".
Для китайцев в женской красоте больше всего значили роскошные черные волосы, изогнутые черные брови, светлая кожа, большие глаза и маленький рот, изящные руки с тонкими пальцами. На протяжении столетий ценили стройную фигуру с тонкой талией. Речь всегда идет о красоте одетых женщин. Восхищались гармонией прямых линий, и грудь стягивали, чтобы была плоской. Ягодицы и интимные части женского тела оценивали не эстетически, а функционально - насколько они свидетельствуют о сексуальных достоинствах женщины. Ниже приводится отрывок из книги Е. Духея "Сексуальные обычаи" (1914), обобщившей старые пособия по сексу. Часть гинекологических деталей опущена, но и из приведенного можно понять, насколько мало эстетики в китайском восприятии женского тела:"Вначале о ягодицах. Если они высокие и широкие, то это удобная подушка для любовного сражения. Такая женщина требовательна, ее будет трудно удовлетворить. Если же женщина обладает ягодицами плоскими, как безжизненная равнина, то она создана не для любви, а для неустанной работы на кухне или по дому. Та, у которой ягодицы узкие, редко испытывает оргазм, если же они у нее свисают над бедрами, такая женщина будет ленивой и бездеятельной.
О нефритовых вратах следует сказать вот что. Самый предпочтительный цвет их - медово-розовый ... Интенсивно красный цвет говорит об избытке дикой животной сущности, слишком бледный - о ее недостатке. Внешние губы должны быть крепкими, но легко раздвигаться при прикосновении, раскрытые они должны походить на цветок в лучах утреннего солнца. Нефритовые врата должны располагаться как раз посередине между лобком и задним отверстием, в противном случае они не будут совпадать с направлением божественного стебля. ... Важное значение имеет нефритовая ступень (клитор) павильона. Она должна быть круглой как жемчужина, не выступать далеко, но быть легко доступной для пальца или языка. ... Лобковые волосы говорят вот о чем:
черные, словно перья лоснящейся птицы - сильная и упрямая женщинакоричневые с золотистыми блестками - спокойная и великодушная женщинаволосы тонкие, шелковистые и короткие - тихая и уступчивая женщинагустая растительность, торчащая вниз - женщина с темпераментом водопадаклочковатые и сухие, словно растительность на вершине холма - женщина, которой недостает теплоты и чувственности".
В ногах все внимание обращали на ступню. Маленькая ступня и изящная походка ценилась всегда, но в конце I тысячелетия н.э. в моду стало входить уменьшение ступни девочек, путем бинтования. Согласно легенде, начало моде положил танец любимой наложницы императора в огромном золотом лотосе. Чтобы танцевать на его лепестках, девушка забинтовала ступни и, подобно современным балеринам, танцевала на носках. Мода на измененную ступню достигла расцвета в период династии Юань (XIII - XIV вв.) и продержалась до начала ХХ века.
Непонимание китайцами красоты тела распространяется и на мужчин. Ведь тысячелетиями в Китае господствующим классом были не феодалы, постоянно упражнявшие тело для войны и охоты, а чиновники, книжники и рисовальщики иероглифов, навязавшие всем почтение к сутулой спине ученого. На китайских средневековых рисунках у злодеев мощные фигуры, а красивые влюбленные юноши все как один худосочны. Люди действия, воины, не пользовались уважением. Бытовала поговорка: "Из хорошего железа не делают гвозди, из хороших людей не делают солдат". Стали сказкой времена последнего правителя династии Инь Чжоу-синя (1154-1122 гг. до н.э.) - человека бычьего сложения, но обладающего тигриной гибкостью и силой.
"Чжоу-синь держал себя в форме благодаря интенсивной программе боевых и физических упражнений, в их число входили единоборство с дикими животными на специально построенной арене, а также фехтование с пятью или шестью воинами одновременно. Он также усовершенствовал некоторые приемы китайской и восточной техники боя и борьбы, мог разбивать кулаками валуны и ломать большие деревья.
Его проявления мужественности не сводились, однако, к физическим упражнениям. .... Он собирал двор для показа своих сексуальных подвигов на той же арене, где он сражался со зверями, и одним из его достижений было обойти вокруг арены с обнаженной женщиной, поддерживаемой лишь его возбужденным членом. В одной руке он держал при этом жаренную ногу оленя, в другой -- двухлитровый бронзовый сосуд с вином. В то время как он ел и пил, наложница по его требованию, обвив ногами ею талию, приподнималась и опускалась, делая его удовлетворение полным".
Главным объектом эстетического и эротического интереса китайцев были мужские и женские половые органы. Китайцы издревле давали им пышные названия. Половой член именовали нефритовый пик, нефритовый стебель, мужское острие, боевая палица, черепашья головка. Яички называли тайный мешочек. Названия входа во влагалище были особенно поэтичны - нефритовые врата, коралловые врата, золотистая лощина, цветочный рай, волшебное поле. Клитор именовался жемчужина на яшмовой ступени. Каждая часть влагалища имела свои названия. Их перечисляет Желтому императору, Хуан-ди, мифическому основателю Китая, Чистая дева, Су-нюй, одна из советниц императора в древних даосских трактатах:Су-нюй: ... Ваше величество также должно знать, что глубины влагалища имеют 8 имен и называются восьмью долинами:
1. Струна лютни, глубина которой 2,5 см.2. 3убцы водяного каштана, глубина 5 см.3. Маленький ручей, глубина 7,5 см.4. Черная жемчужина, глубина 10.5. Собственный желоб, глубина 12,5.6. Глубокий свод, глубина 15.7. Внутренняя дверь, глубина 17,5.8. Северный предел, глубина 20 см.
При всей поэтичности названий, подобные сведения вряд ли вдохновят влюбленных в красоту поэтов и художников Возрождения. Утилитарны и "весенние рисунки", альбомы со сценами любовных игр. Первые главы романа XVII века "Подстилка из плоти" повествуют о брачной жизни сластолюбца Вэйяна и девушки Юйсян, имевшей всего один недостаток - излишнюю стыдливость. Из-за нее Юйсян соглашалась на близость только в темноте и отвергала разнообразие поз. К огорчению мужа, она ни разу не достигла оргазма. Тогда Вэйян приобрел роскошный альбом "весенних рисунков" с описаниями поз любви. Поначалу, Юйсян отказывалась даже взглянуть на рисунки. Но, в конце концов, она согласилась изучать их под руководством мужа и превратилась в чувственную женщину.
При всем том, отношение к сексу у китайцев, особенно, у древних китайцев, было далеко от чистой чувственности и включало и религиозный аспект, и восхищение красотой полового акта, и саму радость наслаждения. Весенние рисунки были одним из подспорий, чтобы испытать эти чувства. Атмосферу праздничного отношения к сексу передает стихотворение поэта Чжан Хэна, жившего почти 2000 лет назад (78-139 н.э.):"Готово все - циновка, изголовьеИ на одежде запах благовоний,Мерцает тускло золото засововПод пламенем светильника резного.Лицо напудрено, развязан тонкий пояс,Картинки с парами, что заняты любовьюК тебе, богиня мудрая, взываюСо мной своим искусством поделись!Супругу равного мужчины нет на свете,Все таинства любви он ведает секреты,Я эту ночь и радость этой ночи,До самой смерти не могу забыть!"
Отношение к сексу в Китае сложилось под влиянием даосизма, конфуцианства и буддизма. Однако до начала 2-го тысячелетия н.э. основную роль играл даосизм, впитавший верования предков китайцев. Из ранних идей, в даосизм вошли понятия о мужском и женском началах - ян и инь. Они противоположны. Ян и инь - небо и земля, солнце и луна, мужское и женское, светлое и темное, твердое и мягкое. Все в природе определяется их взаимодействием. Небо оплодотворяет Землю и дает начало всему живому. Китайцы воспринимали Землю как матку женщины; облака были секретом влагалища, и сквозь них на Землю проливался дождь - сперма Вечного Неба. Поэтому половое сношение называли "туча и дождик" или "туман и дождь". Секс мужчины и женщины подобен союзу Неба и Земли. Он необходим для достижения гармонии, счастья и долголетия. Но мужчина и женщина не только олицетворение ян и инь. Каждый из них, как все сущее, содержит оба начала, хотя ян важнее для мужчины, а инь для женщины. Количество ян и инь меняется в течение жизни. Секрет долголетия состоит в сохранении правильного баланса. Лучшим его регулятором является секс. Необходим обмен ян и инь. Ян укрепляет инь, а инь - ян. Даосские мудрецы предлагают частые, но незаконченные половые акты, чтобы мужчина, возбуждаясь, производил семя и оставлял его в себе. Растущий мужской ян нуждается в подпитке инь. Для этого мужчине следует довести женщину до оргазма и получить с влагалищными соками полную меру инь. Сам же мужчина тратил семя только для продления рода.
Существовали разные способы сохранения семени. Самый старый и простой - "способ запирания". В сохранившихся пособиях по сексу "Искусства брачных покоев", ссылаются на мнение учителя Дао Ву-сыня (династия Хань, 206 г. н. э.): "Способ запирания похож на попытку остановить рукой Желтую реку. ... Внимательно изучайте его около месяца и тогда драгоценное сокровище мужчины (семя, цзин) будет в полной безопасности. Преимущество способа в легкости выполнения. Например, если мужчина выполняет стадию трех мелких и одного глубокого толчков, он может закрыть глаза, рот и дышать глубоко, спокойно через нос, не задыхаясь. Когда же он почувствует, что вскоре может потерять контроль, то ему следует быстро приподняв таз, вытащить нефритовый пик до глубины 3 см или меньше, и остаться так, не дыша. Затем он может глубоко вздохнуть и втянуть низ живота, как бы сдерживаясь от мочеиспускания. Размышляя о важности сохранения цзин и о том, что его нельзя терять беспорядочно, он при глубоком дыхании вскоре успокоится. Затем он может снова пробовать толчки".
Особое внимание Ву Сынь уделяет обучению "способу запирания" неопытных юношей:
1. Начинающему следует не слишком возбуждаться или не быть чрезмерно страстным.2. Новичок должен начинать с женщины, которая не слишком привлекательна и чьи нефритовые врата не слишком тесны. С такой женщиной ему легче научиться управлять собой. Если она не слишком привлекательна, он не потеряет голову, а если ее нефритовые врата не слишком тесны, он не возбудится чрезмерно.3. Начинающий должен научиться входить мягко и выходить с силой.4. Он должен сначала испробовать последовательность трех мелких и одного глубокого толчка и производить 81 толчок за один заход.5. Если он почувствует, что слегка возбудился, он должен немедленно прервать движения и вытащить нефритовый стебель до того уровня, когда внутри нефритовых врат его останется около 3 см или того меньше. Он должен подождать до успокоения и затем возобновить толчки - три мелких и один глубокий.6. Затем он должен попробовать пять мелких и один глубокий.7. Наконец, он должен попробовать толчки - девять мелких и один глубокий.
Даосские учителя высоко оценивали возможности "способом запирания" улучшить здоровье и сексуальную силу мужчин. Ву Сынь пишет:
"Практикуя этот способ, мужчина ... сохранит энергию и будет чувствовать себя замечательно собранным. И он не должен вынимать свой стебель, пока не сделает по крайней мере 5 тысяч толчков. Сочетая подход запирания с глубоким дыханием, он сможет продолжать почти неопределенное время. Тогда для него не будет слишком трудным удовлетворить 10 женщин за ночь".
Другой способ сохранения семени назывался "хуан цзин пу нао", что означает "заставить семя вернуться питать мозг". Для этого следовало в момент семяизвержения двумя пальцами левой руки нажать на точку между мошонкой и задним проходом на 3 - 4 сек., одновременно сделав глубокий вдох. Давление на уретру заставляет семенную жидкость изменить путь и направляет ее в мочевой пузырь; впоследствии она вместе с мочой выводится из организма. Даосские мудрецы не знали современной физиологии и верили, что семя по спинному мозгу поступает в головной мозг и питает его. Западные медики полагают, что истечение семени в мочевой пузырь не может благотворно влиять на здоровье мужчины.
Техника запирания позволяла знатному китайцу справляться с нелегкой обязанностью обслуживать гарем из жен разных рангов и многочисленных наложниц. Ведь ему приходилось следовать графику посещений каждой жены и наложницы. Это имело магический смысл. Даосские мудрецы считали, что Вселенная периодически расширяется и сжимается. Во время ее пульсации люди получают жизненную энергию, ци, и магическую силу тё. Последняя передается в зависимости от знатности (как мана у полинезийцев). Знатные при рождении получали много тё от добродетельных предков. Чтобы сохранить тё, нужно приносить жертвы предкам и правильно заниматься сексом. Особенно много тё имели император и его дети, и им следовало особенно тщательно выполнять даосские предписания.
Китайский правитель (не обязательно император) должен иметь одну первую жену, 3 жены первого ранга, 9 жен второго ранга, 27 - третьего ранга и 81 наложницу. Нечетные числа соответствуют благоприятным для мужчин и мужской потенции силам природы (женщинам благоприятны четные числа). Так три означает сильную мужскую потенцию, три раза по три, или девять, - сверхсильную потенцию, и так далее. Придворные женщины, ню-ши, отвечали за соблюдение графика посещений женщин Правителем в соответствии с днями лунного календаря и рангом женщин. Жен низших рангов он посещал чаще, чем жен высоких рангов, и обычно до встречи с ними. Первая жена имела секс с супругом только раз в месяц, причем его семя, цзин, не должно быть истощено женщинами низших рангов. С наложницами Правитель общался, запирая цзин, чтобы сохранить драгоценный дар для жен.
Даосские пособия подразумевают обязательный оргазм женщины, чтобы мужчина вместе с влагалищными соками мог получить инь, нужный для его ян. На это направлена вся техника секса. Для разогрева рекомендовали поцелуи, ласки руками и ртом. Представления, что китайцы не знали поцелуев, совершенно неверно, просто они не целовались на людях. Соитие рекомендовалось начинать, когда женщина возбуждена. Но предварительные ласки играли скромную роль на пути женщины к оргазму. Гораздо больше значил сам половой акт. В нем использовали смену типа толчков нефритового пика, разнообразие поз и, самое важное, задержку семяизвержения, дающая запас времени, чтобы довести женщину до оргазма.
Врач VII века Ли Дун Сянь, известный как Благороднейший Дун Сянь-цзы, посвятил технике толчков (фрикций) "нефритового стержня" 7 из 16 глав своей книги. Он описывает 9 типов толчков:1. Направлять вправо и влево, будто храбрый воин пытается прорвать ряды врагов.2. Двигать вверх и вниз, будто дикая лошадь брыкается в реке.3. Вытаскивать и приближать, как стайка чаек играет на волнах.4. Быстро чередовать глубокие толчки и мелкие, дразнящие удары, как воробей клюет остатки риса в ступе.5. Монотонно наносить глубокие и мелкие удары, как большой камень опускается в море.6. Приближать медленно, как змея, вползающая в нору для зимовки.7. Толкать быстро, как испуганная крыса бросается в нору.8. Балансировать, затем ударять, как орел хватает неуловимого зайца.9. Поднимать, затем погружать, подобно тому, как большая парусная лодка храбро встречает бурю."Благороднейший Дун" описал различные типы толчков: глубокие, мелкие, прямые, косые, быстрые, медленные. Каждое описание выглядит как метафора. Медленный толчок походит на "движение карпа, играющего с крючком"; быстрый - на "полет стаи птиц, летящей против ветра". Особое значение учителя Дао придавали чередованию толчков разной глубины. Все даосы сходились, что девять мелких толчков и один глубокий - наилучшая комбинация, берущая начало в глубокой древности. Ведь еще Чистая дева Су-нюй рассказывала о них Желтому Императору:"Император Хуан-ди: - И каков способ девяти мелких и одного глубокого?Су-нюй: - Это значит просто толкать 9 раз мелко и 1 глубоко. Каждый удар должен соответствовать вашему движению. Глубина между струной лютни и черной жемчужиной (от 2,5 до 10 см) называется мелкой; между маленьким ручьем и собственным желобом (от 7,5 до 12,5 см) глубокой. Если толкать слишком мелко, пара может не получить полного удовольствия; если слишком глубоко, они могут пораниться".Важно и общее число толчков. В даосской литературе часто говорит о тысяче толчков, необходимых для удовлетворения женщины. Это может показаться чрезмерным, но на самом деле, это получасовой половой акт (1800 сек.), и даже в медленном ритме. Для мужчины, умеющего запирать цзин, полчаса секса - вполне посильная задача. Немалое значение уделялось и позам любви. В пособиях по "Искусству брачных покоев" описано 4 основных и 26 вариантов поз сближения мужчины с женщиной. Главными позами являются: 1. Тесный союз (мужчина сверху), 2. Рог единорога (женщина сверху), 3. Плотная привязанность (мужчина и женщина лежат на боку, лицом к лицу), 4. Луна-рыба (мужчина входит сзади).
Варианты поз носят названия движений животных:1. Шелкопряды крепко связываются - женщина обнимает шею мужчины и сплетает ноги на его спине.2. Драконы свиваются в петлю - мужчина сверху, левой рукой загибает ноги женщины к ее груди; правой вводит нефритовый стебель в нефритовые ворота.3. Рыбы соединяют глаза - мужчина лежит на боку лицом к лицу с женщиной, подняв рукой ее ногу.4. Любящие ласточки - мужчин лежит на женщине, обнимая ее шею, а она его талию.
5. Соединенные пегие зимородки - женщина лежит, расслабив ноги; мужчина сидит на коленях, поджав ногу, как северные варвары ху, и держит ее за талию.6. Сплелись мандариновые утки - женщина лежит на боку, согнув ноги так, чтобы мужчина мог войти со спины.
7. Кувыркающиеся в воздухе бабочки - вариант позы женщина сверху.8. Перевернувшись летящие кряквы - мужчина лежит, а женщина сидит лицом к его ногам.9. Склонившая крону сосна - мужчина сверху; женщина скрестив ноги, оплетает ими мужчину; руками они держат друг друга за талию.10. Прильнувший к жертвеннику бамбук - мужчина и женщина стоят лицом к лицу, обнимаясь и целуясь.11. Танец двух самок фениксов - участвуют мужчина и две женщины; одна лежит на спине, подняв вверх ноги, другая лежит на ней так, чтобы ее инь была над инь первой женщины; мужчина сидит вытянув и раздвинув ноги и нефритовым стержнем боевито нападает на верхнюю и нижнюю инь.12. Феникс несет птенца - поза особенно подходит для крупной женщины и маленького мужчины.13. Парение морских чаек - мужчина стоит у края ложа и, придерживая ноги женщины, входит в нее.
14. Скачущие дикие лошади - мужчина сверху; ноги женщины у него на плечах.15. Галопирующий конь - женщина лежит; мужчина на корточках, левой рукой обнимая ее шею, а правой поднимает ей ноги.16. Лошадь бьет копытом - женщина лежит, мужчина кладет одну из ее ног на свое плечо, другая нога покачивается.17. Прыжок белого тигра - женщина стоит на коленях, лицо ее на постели; мужчина стоит позади на коленях и руками держит ее за талию.
18. Темная цикада цепляется за ветку - женщина лежит на животе, вытянув ноги; мужчина держит ее плечи и входит сзади.19. Коза перед деревом - мужчина сидит, вытянув и раздвинув ноги, женщина сидит, повернувшись спиной, он держит ее за талию.20. Желтая цапля у площадки - мужчина сидит на коленях, поджав ногу, как северные варвары ху, и входит в женщину, сидящую лицом к нему, а другая - сзади, тянет первую за полы одежды, ускоряя ее движения.21. Феникс порхает в красной пещере - мужчина сверху, женщина лежит навзничь и руками держит свои ноги, поднятые вверх.22. Громадная птица царит над темным морем - мужчина держит ноги женщины на своих предплечьях, обнимая руками талию.
23 Кричащая обезьяна обхватывает дерево - мужчина сидит, вытянув ноги; женщина сидит на его коленах, обеими руками обнимая мужчину; он поддерживает одной рукой ей ягодицы, другой спину.24. Кот и мышь делят норку - мужчина лежит на спине, расслабив ноги, женщина лежит на нем; его нефритовый столб глубоко проникает в нее.25. Осел в последнем прыжке - женщина стоит на четвереньках, выгнувшись вверх; мужчина, держа за талию, входит сзади26. Собака ранней осенью - мужчина и женщина на четвереньках находятся друг к другу ягодицами; мужчина вводит нефритовый столб в нефритовые ворота.
Из перечисленных позиций, "Собака ранней осенью" представляется физически невозможной, а "очень развлекательные", как считает Благороднейший Дун, "Танец двух самок фениксов" и "Желтая цапля у площадки" требовали участие мужчины и двух женщин, что не было проблемой в старом Китае с его гаремами и проституцией. В конце соития обязательно должен наступить женский оргазм.
brenik.livejournal.com
Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть IX. О сексуальных нравах Древнего Китая
Анекдоты № 633 от 02.03.2012 г.
Любовь зла
Хуафу Ду, представитель княжеского рода государства Сун, в 708 году до Р.Х. встретил где-то на дороге жену довольно высокопоставленного чиновника Кун Фу. Ему удалось увидеть её, и он без памяти влюбился в эту даму. Через год Хуафу Ду напал на усадьбу Кун Фу, убил этого чиновника и забрал себе его жену.
Необходим наследник
Правитель княжества Цзинь по имени Сянь-гун долгое время не имел наследника. Тогда в 665 году до Р.Х. он вступил в связь с младшей женой своего отца, которая и родила ему не только сына, но и дочь. Вы считаете, уважаемые читатели, что это слишком незамысловатые истории? Ну, что ж, вот вам история покруче.
Похотливый князь Сюань-гун
В 695 году до Р.Х. младшую жену правителя княжества Вэй соблазнил его собственный сын по имени Сюань-гун, и эта женщина родила ему сына по имени Цзи-цзы. В княжеском доме эта история никаких серьёзных последствий не имела. Значительно позднее это Цзи-цзы женился на принцессе из княжества Ци, которая оказалась настолько прекрасной, что похотливый Сюань-гун отнял эту красавицу у своего сына, и она родила ему двух сыновей. Мать Цзи-цзы так ревновала Сюань-гуна к этой красавице, что, в конце концов, повесилась. А упомянутая красавица захотела стать главной женой Сюань-гуна и стала интриговать против своего официального мужа Цзи-цзы. Ей удалось так очернить своего мужа перед Сюань-гуном, что тот подговорил двух разбойников убить собственного сына. Шекспир отдыхает!
Любовник княгини
В 576 году до Р.Х. некий Цин Кэ из княжества Ци (не путать со знаменитым убийцей из княжества Цинь, жившем на три столетия позже!) вступил в любовные отношения с матерью Лин-гуна, правителя этого княжества. Чаще всего он тайно посещал её в женских покоях, переодевшись в женское платье. Двое придворных узнали об этом и начали шантажировать Цин Кэ. Он пожаловался своей любовнице, которая легко сумела очернить этих придворных в глазах своего сына. В результате одного из этих придворных отправили в далёкую ссылку, а другому отрезали ноги.
Фиктивное насилие
В 546 году до Р.Х. вдова правителя княжества Вэй вступила в любовную связь с придворным поваром. Она опасалась, что один из управляющих нового князя может донести на неё, и велела младшей жене покойного князя выпороть себя. Потом она предъявила родственникам следы порки и обвинила управляющего в том, что тот попытался изнасиловать её, а когда она отвергла его притязания, велел её выпороть. Этого управляющего, естественно, казнили.
Князь всегда прав!
В 599 году до Р.Х. правитель княжества Чэнь по имени Лин вместе с двумя своими министрами вступил в любовные отношения со вдовой чиновника по имени Ся. В княжеском дворце все трое мужчин открыто шутили по поводу своих сексуальных отношений с этой женщиной и демонстрировали всем желающим предметы её нижнего белья. Когда же один из придворных попытался указать князю на недостойность такого поведения, разъярённый правитель велел его казнить.
Прекрасная Нань-цзы
В княжестве Вэй некая Нань-цзы находилась в кровосмесительной связи со своим родным братом. В 494 году до Р.Х. князь Лин пленился красотой Нань-цзы, женился на ней, и в угоду своей жене приблизил её брата ко двору. Все в княжестве знали о связи жены правителя с собственным братом, и даже крестьяне в полях распевали непристойные песенки по этому поводу. Кстати, известно, что Конфуций (551-479 гг. до Р.Х.) однажды нанёс визит этой Нань-цзы, за что его потом часто укоряли. Конфуций же отвергал все эти обвинения, заявляя, что во время их разговора Нань-цзы, как и положено замужней женщине во время разговора с посторонним мужчиной, оставалась за ширмой.
Примеры сексуальных нравов
Генерал Му-цзы в 537 году до Р.Х. поссорился с правителем княжества Лу и переселился в княжество Ци. В городе Гэнцзун он встретил женщину, которая накормила его, разрешила остаться у себя на ночь, а утром они расстались. Через несколько лет эта женщина появилась при дворе вместе с сыном, которого она родила от Му-цзы, и тот принял её в качестве главной жены. Правитель княжества Чу в 522 году до Р.Х. проезжал через княжество Цай и остановился на ночлег в Цзияне. Дочь начальника пограничной заставы предложила ему стать его наложницей, князь не смог отказаться от такого предложения, и эта дама родила ему сына. Если бы она родила ему дочь, то мы о такой связи и не узнали бы. Одна девушка из княжества Лу в 530 году до Р.Х увидела сон, что она изготовила полог для зала предков семейства Мэн. Тогда она вместе со своей подружкой предложила себя в наложницы высокопоставленному чиновнику Мэн Си-цзы, и тот принял их.
Выбор красавицы
У правителя княжества Чэн была очень красивая сестра. В 540 году до Р.Х. к ней посватались два могущественных князя, Цзи-си и Цзы-нань. Правитель княжества Чэн не хотел обижать отказом никого из претендентов и сказал им, что предоставляет своей сестре полную свободу выбора (в разумных пределах, разумеется!). Цзы-си появился перед красавицей в своём лучшем одеянии, а Цзы-нань – в полном боевом облачении. Княжна посмотрела на женихов из-за ширмы и сказала: "Цзы-си воистину красив, но Цзы-нань — настоящий мужчина. Мужественный мужчина и женственная женщина составят прекрасную пару!" Однако, как указывают древние авторы и подтверждают современные историки, подобный случай свободного выбора мужа был в Китае скорее исключением. Древний Китай в исторических анекдотах и преданиях. Часть VIII (Продолжение следует)
www.abhoc.com
Деформация ступней. Традиции Древнего Китая
Деформация ступней. Традиции Древнего Китая
Этот обычай, практиковавшийся в Китае с начала X до начала XX веков, считался не просто модой того времени, а являлся символом национальной идентичности.
Ноги девочки бинтовали полосами ткани и пока четыре маленьких пальца не прижимались вплотную к подошве стопы — бинты не убирали. Затем ноги обматывали полосами ткани горизонтально, чтобы выгнуть стопу как лук.
Перед тем, как начать бинтовать ноги — девочкам ломали все пальцы ноги, кроме большого, а также ближние к ним кости, затем перевязывали ступни полоской материи и заставляли ходить в обуви маленького размера, от чего ступни деформировались, часто лишая возможности ходить в будущем.
Существовали степени искажения ступни, от которых зависел престиж невесты, так как считалось, что даме высшего общества не следует ходить самостоятельно. Эта неспособность к движению без посторонней помощи, по литературным свидетельствам, составляла одну из привлекательных черт женщины.
«Забинтованные ноги» были искалечены и очень сильно болели. Женщине приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Пятка и внутренняя часть стопы напоминали подошву и каблук обуви.
Вот какими положительными сторонами, по мнению китайцев, обладает девушка с деформацией ступней:
Крошечная нога указывала на добропорядочность женщины
Женщины, не принявшие обряд «бинтования ног», похожи на мужчин, поскольку крошечная нога является знаком различия
Грациозная походка дает наблюдателю чувство со страдания и жалости
Ложась спать, обладательницы естественных ног неловки, а крошечные ступни мягко попадают под покрывало
Женщина с большими ногами не заботится об их красоте, а обладательницы крошечных ножек часто используют благовония, чтобы очаровывать всех находящихся близко к ним
При ходьбе нога естественной формы выглядит не эстетично
Крошечный размер считают драгоценной
Мужчины также считали, что обладательницам крошечных ног сопутствовал удачный брак.
Здоровые, не деформированные ноги, считались необходимыми лишь для крестьянского труда, женщина с такими ногами считалась «женщиной подлого происхождения».
Согласно версии, которой придерживаются исследователи, в появлении жестокого обычая "Бинтования ног” виноват Ли Ю, правитель южных земель китайского государства. Одна из его рабынь была танцовщицей. Развлекая своего господина, она танцевала на высокой золотой платформе Которая была в форме лотоса, балансируя на больших пальцах ножек. Другие наложницы стали намерено уродовать и перевязывать свои ноги, для похожести на фаворитку и с целью получить такие же привилегии.
Поделитесь с друзьями
secretworlds.ru
Этика и ритуал в культурной традиции Древнего Китая.
В древнем Китае понятия «этика», «ритуал» и «этикет» не различались. К первой половине I тысячелетия до н.э. в китайском обществе были выработаны нормы поведения, именовавшиеся «ли», которые позднее были зафиксированы в трех трактатах – Чжоу ли, И-ли, Ли-цзы. Эти тексты представляют собой сборник правил поведения, правил проведения обрядов, регламентируют всю человеческую жизнь до мелочей в соответствии с рангово-иерархической системой древнего Китая. Например Сын Неба (император) имеет право на семь алтарей (мяо) в своем храме предков, князья (чжухоу) на пять, сановники (дафу) – на три, а обычные чиновники (ши) – только на один. Мужчины должны ходить по правой стороне улицы, а женщины по левой и так далее.
- Не смотри на то, что чуждо ритуалу, - Не говори того, что чуждо ритуалу, - Не внемли тому, что чуждо ритуалу, - Не делай ничего, что чуждо ритуалу". ("Луньюй", 12, 1)
В учении Конфуция понятие Ли приобрело статус регламентирующе-контролирующего норматива, который до сих пор оказывает свое влияние на развитие китайского общества, на китайский менталитет. Из трех основных религиозно-философских учений древнего Китая - даосизма, чань-буддизма и конфуцианства - именно последнее в полной мере отражало представление о тождестве социальной и космической справедливости. Конфуцием была выстроена строгая иерархическая система, соединяющая космос и социум как единое сакральное целое.
Главным моментом в учении Конфуция становится идея сакральной наполненности ритуала. Он полагал, что ритуальная точность каждого жеста, каждого слова и даже каждой мысли есть не что иное, как вхождение в грандиозный ритм Вселенской жизни. Поэтому соблюдение этико-ритуальных норм человеком представляет собой, прежде всего, исправление себя, возвращение к тому, что изначально заложено в сущность человека, к чистоте сердца и прояснению сознания.
Этика у Конфуция не самоцель, а важнейшее средство правильного решения социально-политических проблем. В одном из высказываний «Луньюя» говорится о наборе тех качеств и достоинств, которые составляют жэнь, - «учтивость, великодушие, честность, серьезность и доброта: если вы учтивы, к вам не будут обращаться неуважительно; если великодушны, вы покорите всех; если честны, вам будут верить; если серьезны, то достигните успеха; если добры, сможете использовать услуги других».
В двух первых и весьма объемных главах трактата «Ли Цзи», излагаются основные этико-ритуальные позиции и даются детальные наставления о том, как следует человеку вести себя в различных ситуациях. Так, в начале главы первой акцент сделан на то, что правила взаимоотношений должны соблюдать все, что именно этим человек отличается от животных. В основе правил лежат умеренность, уважение к другим, особенно старшим, достоинство и чувство пристойности, добропорядочности и приличия. Слова и поступки людей должны быть взвешены и соразмерены, т.е. строго соответствовать принятой для данного случая норме, ориентироваться на известный и принятый эталон. Без этого в обществе не может быть должного порядка и поэтому так необходимо ли, дабы с помощью этих правил обучить людей.
В концепции Конфуция учение о ритуале играет связующую роль между его учениями о ЖЕНЬ (человечности, культуре, добродетели) и ЦЮНЬ ЦЗЫ (благородном муже). Важнейшим требованием ритуала является соблюдение правильного пути Дао. Ритуал основан на принципе постоянства, движении неба, порядке явлений и поведении народа. Именно эти движения следует считать образцом для организации всей человеческой жизни, подражание образцу – важнейшая обязанность человека, совершающего ритуальное действие. Знание воли неба – И(перемен) делает человека мудрым, соблюдение ритуала ЛИделает его человеколюбивым. Между ними существует неразрывная связь, являющаяся основой культуры ЖЭНЬ. Только через соединение ритуала и долга, являющегося синонимом закона неба ТЯНЬ ГЕНЬ, человек может приобщиться к «великому единому» - ТАЙ И – синониму ДАО.
Конфуцианское учение о культуре включало в себя в качестве главных принципов верность «воле неба» и заветам предков, человеколюбие, неукоснительное соблюдение правил ритуала, постоянное совершенствование своих духовных нравственных качеств путем углубленного изучения канонических текстов древних авторов, занятия музыкой и овладение культурой политического управления государством. Стремление к культурному совершенствованию - непременное качество «благородного человек» (цюньцзы). Представители даосизма относились к этому учению Конфуция крайне негативно, считая, что культурная доктрина Конфуция разрушает в человеке ту гармонию, которая изначально заложена в нем природой и может быть сохранена только путем следования им естественному ходу вещей.
16. Друзяки философы или Учение о человеке в античной философии: софисты, Сократ, Платон.
В V в., стало наблюдаться оживление политической, хозяйственной и государственной жизни в греческих городах-полисах. Усложнялось государственное устройство. Появляются государственные служащие, суды и как следствие этого - судебные работники. Все эти, а также многие другие факторы делают гораздо более важным образование. Желающие добиться некоего продвижения по служебной лестнице, стать чиновником, уметь управлять государством, стать хорошим адвокатом или педагогом должны были для этого учиться. И в соответствии с этим появляются люди, которые берутся за определенную плату этим знаниям и умениям научить. Эти люди называют себя мудрецами, или, по-гречески, софистами. Таким образом, вначале это слово не имело никакого негативного значения, которое мы придаем этому термину сейчас. Софист - это мудрец, бравшийся научить человека профессии, которую тот хотел иметь. Однако часто софисты брались за деньги обучить людей противоположным взглядам. Если человеку нужно было доказать одно, то софист учил его, как это нужно доказать. Если человек платил деньги за то, чтобы доказать обратное, то софист учил его и этому, потому что за это хорошо платили. Становится риторика - ораторское искусство, искусство убеждать и доказывать, умение красиво говорить. Не доказывать истину, а именно убеждать, находить слабые и сильные аргументы, использовать различные приемы - учитывать психологические особенности человека, время суток, состояние собеседника, многословность речи и т.д. Такова была практическая сторона софистики.
Однако софистика имела под собой и философскую, мировоззренческую основу. Наиболее виднейшие представители софистики разрабатывали философскую систему, которая обосновывала и оправдывала такое применение их знаний. Наиболее видными представителями софистики являются Протагор, Горгий, Гиппий и др. Мы рассмотрим учение софистов на примере философии основного представителя этой школы - Протагора. Основные положения философии Протагора можно свести к нескольким основным принципам. Протагор, как и Демокрит, - материалист, признает существование лишь материи, материального начала в мире. Протагор признает и тезис Гераклита о том, что бытие постоянно изменяется. Изменчивость является главным свойством материального мира. Постоянно изменяется не только материальный мир, не только объект познания, но и субъект, т.е. изменяется абсолютно все. В соответствии с этим, всякая вещь соединяет в себе противоположности. Если весь мир постоянно изменяется, то любая вещь в процессе изменения в какой-то момент времени соединяет в себе и то свойство, которым она обладала, и то, которым она будет обладать. А поскольку изменение в мире постоянно, то и соединение этих противоположных свойств в вещах также постоянно. Например, вещь, которая была белой и стала в какое-то мгновение черной, в некий определенный момент времени была и белой и черной. А поскольку черная вещь также может стать белой, то эту белизну она уже в себе хранит. Поэтому каждая вещь хранит в себе противоположности. Исходя из этого, Протагор доказывает, что все истинно. Он говорит, что это вытекает из того, что поскольку вещи изменяются, переходят в свою противоположность и хранят противоположности в себе, следует, что об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения - и оба суждения будут истинными. Поэтому как таковой, объективной истины не существует. Это положение Протагора выполняло, как сказали бы недавно, социальный заказ. Если все истинно, то софист может с полным правом учить своего ученика доказывать совершенно противоположные высказывания: что день есть ночь, что ночь есть день и т.д. Впоследствии Платон в диалоге "Теэтет" скажет, что если все истинно, то истинно и положение, что учение Протагора ложно. Этот аргумент очень остроумен и действительно верен, но таковым он является лишь для человека, который ищет истину. Для человека же, для которого истина есть лишь способ зарабатывания денег, этот аргумент не будет убедительным, и он всегда сможет найти выход из этого положения.
Однако человек в своей жизни что-то выбирает, а чего-то избегает, т.е. человек все же всегда пользуется каким-то критерием истинности и ложности. Если мы одно делаем, а другое не делаем, то, следовательно, считаем, что одно истинно, а другое - нет. На это Протагор замечает, что поскольку все существует относительно чего-то, то мерой каждого поступка тоже является конкретный человек. Каждый человек является мерой истины. Протагор произносит, может быть, одно из самых знаменитых философских высказываний: "человек есть мера всех вещей". Полностью эта фраза Протагора звучит так: "человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют". Платон в диалоге "Теэтет" посвящает много страниц разбору этого положения Протагора, показывая, что у Протагора это положение имеет следующий смысл: что кому как кажется, то так и существует. Если мне вещь кажется красной, то она красная и есть. Если дальтонику эта вещь кажется зеленой, то так оно и есть. Мерой является человек. Не цвет этой вещи, а человек. Абсолютной, объективной, не зависящей от человека истины не существует. То, что одному кажется истинным, другому кажется ложным, что для одного - благо, то для другого - зло. Из двух возможных вариантов человек всегда выбирает тот, который ему более выгоден. Поэтому истинно то, что выгодно человеку. Критерием истины является выгода, полезность. Поэтому каждый человек, выбирая то, что ему кажется истинным, выбирает в действительности то, что ему является полезным. Сократ всю свою жизнь посвятит опровержению софистики, тому, чтобы доказать, что истина существует, что она существует объективно и абсолютно и что не человек есть мера всех вещей, а человек должен сообразовывать свою жизнь, свои действия с истиной, которая является абсолютным благом. Положительные элементы в философии софистов все же есть, хотя зачастую они связаны с их отрицательным опытом. Во-первых, доказывая явную несуразицу, софисты обращали внимание людей на то, что, по всей видимости, существуют некие правила мышления, которые софисты нарушают. То есть софисты создали условия для открытия законов мышления, формальной логики, которую и создал впоследствии Аристотель. Софисты впервые вывели, так сказать, философию в массы, уча людей спорить. Способ аргументирования софистов часто использовал даже их противник Сократ.
Некоторые аргументы софистов выражены в форме парадоксов, ничуть не худших, чем, скажем, парадоксы Зенона. Вот один из них - из жизни Протагора. Протагор заключил договор со своим учеником о том, что этот ученик ему заплатит гонорар после того, как выиграет свой первый судебный процесс. Ученик учился у Протагора на адвоката. Однако ученик, видимо, был ленивый, и идти работать не торопился. На что Протагор сказал, что он на него подаст в суд и суд заставит его выплатить деньги. Он удивился и спросил: "Почему?" - "Как почему? Если я пойду и подам на тебя в суд и ты выиграешь, то ты заплатишь деньги, потому что таковы условия нашего с тобой договора, а если выиграю я, то ты отдашь мне деньги по решению суда". На что ученик, который, видимо, был хорошим учеником, сказал: "Если ты подашь в суд и я выиграю, то, значит, я не должен платить тебе деньги. А если ты выиграешь, то, значит, по условиям договора я не должен платить тебе". Так что софизм имеет и обратное свойство. Но это уже не софизм, а парадокс.
Годы жизни Сократа 469-399. Отца Сократа звали Софрониск. Он был скульптором, как указывают - каменотесом. Сократ перенял у отца эту профессию. Мать Сократа - Финарета была повивальной бабкой, акушеркой. Это Сократ использовал в своей философии, называя ее майевтикой, или повивальным искусством. Каков смысл этого, я поясню позднее. Сократ, в отличие от предыдущих философов - Демокрита и других, из Афин почти никуда не выезжал. В диалоге "Федр" Платон доводит до нас слова Сократа. На вопрос: "Почему ты никуда не выезжал?", он говорит: "Камни и деревья ничему не могут меня научить, не то что люди в городе". А если сопоставим это с его тезисом "Познай самого себя", то станет понятно, что путешествия Сократу были совсем не необходимы. Единственно, когда он выезжал из Афин, это для участия в военных действиях в качестве тяжеловооруженного воина - гоплита. Сократ, как указывает Диоген Лаэртский, показал себя достаточно храбрым, так что даже в отступлении Сократ отступал последним, храбро отражая натиск врага. Занимался Сократ и политической деятельностью, о чем он говорит сам в "Апологии Сократа" у Платона, и ушел из политической сферы, потому что увидел, что его принуждают делать то, что он не хочет. Он был в Совете во времена 30-ти тиранов. И в последующем Сократ вел вольный образ жизни, пропадая на Агоре (афинской рыночной площади), беседуя с людьми, проповедуя свое собственное учение, так что впоследствии софисты Анит, Милет и др. обвинили Сократа в том, что он развращает юношей, учит о том, что нет богов, и подали на него в суд. После судебного заседания Сократ был приговорен к смертной казни. Он должен был выпить чашу с ядом - цикутой (по-нашему, болиголовом), что он и сделал через несколько дней и таким образом умер. Вот внешняя канва жизни Сократа. Как видите, она ничем особым, кроме смерти, не примечательна. Больше, быть может, нам скажут о Сократе те его мысли и высказывания, которые мы найдем в книгах Диогена Лаэртского и Платона.
Сам Сократ ничего не писал и указывал, что письменность есть одно из наиболее вредных изобретений человечества. Человек, записывая свою мысль, забывает ее, доверяя мысль бумаге. А для того, чтобы думать, нужно все мысли помнить. Так что человек, изобретая письменность, разучается думать. Письменность обрекает не на мысль, а просто на собирание фактов. Поэтому Сократ никогда не излагал свои мысли письменно, и все, что мы знаем о Сократе - это воспоминания о нем Диогена Лаэртского и Ксенофонта, и главным образом - диалоги Платона. Платон был наиболее талантливым учеником Сократа, и все свои произведения он изложил в форме диалогов, в которых обязательным действующим лицом является Сократ, и устами Сократа Платон излагает свое собственное учение.
Поэтому отличить, где излагаются мысли подлинного исторического Сократа, а где - самого Платона, представляется крайне сложным
В чем же смысл философии Сократа? Во-первых, Сократ положил начало новому направлению в философии, открыл новую проблему для философии - проблему человека. Мы видели, что уже софисты отказались от познания природы, но этот отказ показал Сократу и последующим мыслителям, что нужно обращать внимание, прежде всего, на самих себя. Метод размышления Сократ также взял у софистов - метод убеждений, метод спора. У Еврипида в комедии "Облака" Сократ выводится как некий софист, таким образом, даже многие современники не поняли, что Сократ не только не является софистом, а их злейший враг. Сами софисты это поняли, и поняли, что его нужно казнить. Отличала Сократа от софистов, прежде всего, уверенность в существовании объективной, не зависящей от человека истины. Сократ утверждал, что существует объективное благо, с которым человек должен сообразовывать и свою жизнь, и свои размышления. И именно в познании этого блага и состоит смысл философии. Поэтому для Сократа совершенно чужд прагматизм софистов, ибо Сократ уверен, что существует и объективная нравственность, и объективная истина. Доказать, что она существует, и познать ее - вот истинная задача философии. Сократ только поставил проблему. Одна из заслуг его ученика - Платона и состоит в том, что Платон увидел, понял и творчески развил эту мысль Сократа. Опять же, Сократ предложил и метод реализации этого философского замысла - метод самопознания. Познавать объективную истину и объективное благо невозможно, познавая природу. Еще софисты доказали, что различные философские системы противоречат друг другу, поэтому все эти разговоры о природе не могут привести ни к чему положительному, они могут привести лишь к появлению новых и новых философских школ.
В других платоновских диалогах Сократ говорит, каким образом он помогает людям познавать самих себя и в самих себе искать истину, искать благо. Сам Сократ говорил лишь то, что он ничего не знает и поэтому научить ничему не может. Он может лишь показать людям то, что они сами могут прийти к открытию в себе истины. Поэтому Сократ уподобляет свое собственное философское искусство искусству повивальной бабки: он сам не дает истину, но помогает человеку ее родить. Для этого Сократ и вступает в беседы с людьми. В этих разговорах Сократ не назидает, не поучает. Конечно, люди не любят, когда их поучают. Любой разговор он начинает с того, что признается в своем незнании и просит собеседника, чтобы тот его научил. Собеседник с радостью начинает учить Сократа, и Сократ начинает задавать вопросы, которые помогли бы ему еще лучше узнать об интересующем собеседников предмете. И вот тут выясняется, что он тоже ничего не знает. И тогда Сократ, задавая новые вопросы, сначала как бы очищает душу собеседника от мнимого знания и затем помогает своему собеседнику самому найти правильный ответ. Этот метод последующие философы назвали иронией Сократа. Сократ часто иронизирует и над собой, и над своим собеседником, и эта ирония часто выводила из себя тех, кому он доказывал их собственное незнание. До Платона философские произведения писались или стихами или прозой. Платон, стремясь донести до людей живую мысль Сократа, нашел наиболее адекватную форму произведения - диалог, в котором и сейчас еще чувствуется дух сократовской философии. Читая диалоги Платона, мы начинаем мыслить вместе с Сократом. Сократ не давит своим авторитетом, а воздействует только аргументами и силой мысли. Нас убеждает не Сократ, а те мысли, те аргументы, которые мы сами в себе обнаруживаем. Итак, Сократ верит в то, что человек может познать истину. И если истина существует объективно, то существуют объективно и законы мышления. Если софисты могут убеждать и могут аргументировать, то потому, что существует абсолютный и объективный разум. Вспомним, еще Гераклит говорил, что люди мыслят так, как будто у каждого свой собственный разум. Сократ развивает эту мысль и говорит, что разум и законы его объективны, существуют независимо. И Аристотель, основатель формальной логики, говорит, что начало формальной логике положил Сократ. Именно Сократ впервые, как говорил Аристотель, учил доказательству через наведение и показал, что самое важное в познании состоит в том, чтобы дать определение. Именно в этом русле будет развиваться философия и у Платона, и у Аристотеля: в том, что познать сущность вещи можно, лишь дав ее определение. Многие диалоги Платона построены именно по этому принципу. Сократ, встречаясь с тем или иным своим собеседником, выбирает тему (скажем, что такое прекрасное, или что такое храбрость, или что такое справедливость). И далее, восходя от конкретных примеров, Сократ вместе со своим собеседником восходят к некоторому абстрактному определению. Аристотель впоследствии будет учить, как нужно строить определение по родовидовому принципу, но способ нахождения сущности вещи через определение, открытие его принадлежит Сократу.
Понимая, что существует объективная истина, и пытаясь доказать людям, что эта истина существует, Сократ пришел к еще одному положению: к тому, что люди творят зло по неведению, потому что они не знают истины. Если бы люди знали истину, то они стали бы творить только добро. Мысль кажется на первый взгляд странной. Мы знаем массу гениальных людей, которые творят зло сознательно. И тем не менее, мы знаем, что Бог есть истина и Бог есть любовь, и, в конце концов, постигая Бога, мы постигаем Его как истину и как благо. И Сократ сам часто именно об этом говорит. Еще одно положение Сократа: "Познай самого себя". Мысль эта встречается еще у семи мудрецов, но лишь у Сократа она приобретает вид методологического принципа философии. До Сократа философия развивалась лишь как философия природы. Человек размышлял о том, что существует вне его, и поэтому приходил к противоречивым положениям. Сократ предложил людям исходить из другого принципа, ведь еще элеатами, а впоследствии Анаксагором и Демокритом было доказано, что чувства вас могут обманывать. И если чувства вас обманывают, а истина все же существует, то искать ее следует не посредством чувственного познания. Истину мы можем постичь лишь в себе. И вся последующая философия развивается главным образом как отыскание человеком истины в самом себе.
Вопрос 17. Пацанчик Платон.
В диалогах “Пир”, “Федр”, “Федон” Платон поэтично описывает такое состояние, когда разум постепенно восходит от одиночных прекрасных предметов вообще к прекрасным телам, нравам и обычаям и, наконец, к высшему знанию – идее прекрасного. В этой идеалистической конструкции Платона просматривается мысль, что источник красоты нужно искать в объективных условиях, вне субъекта.
По Платону, искусство (одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, которая удовлетворяет эстетическим потребностям человека и отражает действительность в художественно-образной форме) подражает чувственным вещам, которые сами являются образами, отражениями идей. Художник не возвышается до постижения истинно сущего и прекрасного. Создавая произведения искусства, он лишь копирует чувственные вещи, которые, в свою очередь, суть копии идей, т.е. создает копии с копий. Поэтому искусство, как вторичное отражение, лишено познавательной ценности, более того, оно обманчиво, лживо и препятствует познанию истинно сущего мира. Искусству нет места в идеальном государстве Платона. Впоследствии он несколько смягчается и соглашается, что Муза должна доставлять наслаждение только наилучшим людям, получившим хорошее воспитание. Этим людям искусство не принесет вреда, а будет даже полезным.
Основные положения эстетики Платона послужили исходными предпосылками для многих теорий искусства. Некоторые философы становились последователями Платона, другие – начинали построение собственных концепций. Первым критиком платонизма стал Аристотель Стагирит (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, энциклопедист, основатель перипатетической школы, в эстетической концепции которого проявились материалистические тенденции его учения, основатель науки логики. Вопросы эстетики Аристотель рассматривает в “Риторике”, “Политике” и “Поэтике”, произведении которое дошло до нас в неполном виде. В нем он обобщаетхудожественную практику своего времени и дает теоретическое осмысление художественного творчества. В противоположность Платону, который трактует эстетические категории умозрительно, Аристотель всегда исходит из конкретных фактов, из практики развития искусства.
В центр своих эстетических исследований философ, как и его предшественники, ставит проблему прекрасного. Это закономерно для древнегреческой эстетики, для мыслителей того времени. И искусство, и эстетическое сознание являются воспроизведением прекрасного бытия, которое характеризуется мерой, гармонией, а потому абсолютно прекрасно. Основными чертами прекрасного, по Аристотелю, являются “слаженность, соразмерность и определенность”, а также “ограниченность величины”. Наиболее высокое выражение прекрасного – живые существа, и в особенности человек.
Еще одним важным признаком прекрасного философ называет целостность: начало, середина и конец обязательно предполагают друг друга. Для него прекрасное объективно и абсолютно, но оно находится не в идеях, не в абстрактных количественных отношениях, а в реальных предметах, в их существенных связях и свойствах. Он отождествлял красоту и благо, причем видел их проявления и в живой, и в неживой природе, и в обществе, и в искусстве.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: