Японский дом глазами гайдзина. Японские древние дома
Tрадиционный японский дом и особенности современного японского жилища
Минка (minka; дословно «дом(-а) людей») – это традиционный японский дом.
В контексте деления японского общества на классы минка были жилищами японских крестьян, ремесленников и торговцев, т.е. несамурайской части населения. Но с тех пор классовое деление общества исчезло, поэтому словом «минка» могут называться любые традиционные японские дома соответствующего возраста.
Минка обладают широким диапазоном стилей и размеров исполнения, что в значительной степени связано с географическими и климатическими условиями, а также с образом жизни обитателей дома. Но в принципе минка можно разделить на два типа: деревенские дома (нока; nōka) и городские дома (матия; machiya). В случае с деревенскими домами также можно выделить подкласс рыбацких домов, которые называются гёка (gyoka).
В целом сохранившиеся минка рассматриваются как исторические памятники, многие из них являются объектами охраны для местных муниципалитетов или национального правительства. Особо следует отметить так называемые «гассё-дзукури» (gasshō-zukuri), которые сохранились в двух деревнях в центральной Японии – Сиракава (префектура Гифу) и Гокаяма (префектура Тояма). В совокупности эти постройки были занесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Особенностью этих домов являются их крыши, которые сходятся под углом в 60 градусов, как руки, сложенные в молитве. Собственно, это отражено в их названии – «гассё-дзукури» можно перевести как «сложенные руки».
Центральным положением при строительстве минка было использование дешёвых и доступных строительных материалов. Крестьяне не могли позволить себе импортировать что-то очень дорогое или использовать то, что сложно найти в их родной деревне. Так что нока почти поголовно сделаны исключительно из дерева, бамбука, глины и различных видов трав и соломы.
«Скелет» дома, крыши, стены и опоры сделаны из дерева. При изготовлении внешних стен часто использовались бамбук и глина, а внутренние стены не возводились и вместо них использовались скользящие перегородки или ширмы-фусума.
Травы и солома использовались также для изготовления кровли, циновок мусиро и матов татами. Иногда кровля в дополнение к соломе покрывалась черепицей из обожженной глины. Для создания или укрепления фундамента дома часто использовался камень, но при строительстве непосредственно самого дома камень никогда не использовали.
Как и в других формах традиционной японской архитектуры, деревянные опоры выдерживали основной вес постройки, так что «окна» можно было делать в любой части дома. Опоры формировали «скелет» дома, соединяясь с поперечными балками хитроумной структурой без применения гвоздей, а «отверстия» в стенах дома делали при помощи сёдзи и более тяжёлых деревянных дверей.
Гассё-дзукури, возможно, являются самыми узнаваемыми японскими домами, а также самыми высокими – из-за их выдающихся во всех смыслах крыш. Высокие крыши позволяли обходиться без дымохода и устраивать обширные складские помещения, а также – в первую очередь – защищать дом от попадания влаги. Благодаря конструкции крыши снег или дождь сразу скатывались вниз, не задерживаясь, благодаря чему крыша была практически «непромокаемой», а солома, покрывающая её, почти не гнила.
Существуют три основных стиля крыш, которые имеют ряд сходных черт с крышами домов других стилей японской архитектуры. Большинство матия имеют двускатные остроконечные крыши «киридзума» (kirizuma), крытые кровельной дранкой или плиткой. В отличие от этого, большинство нока покрывались либо соломой (ёсэмунэ; yosemune) и обладали крышами со скатом на четыре стороны, либо их крыша делалась с многочисленными фронтонами и покрывалась дранкой и соломой (иримоя; irimoya).
На коньке крыши и в местах стыковки различных секций устанавливались специальные колпаки. Плитка или дранка, которыми покрывались крыши, часто служили единственным художественным украшением домов, плюс коньки крыш украшались орнаментом.
Внутреннее убранство минка обычно делилось на две секции. В первой из них оставляли земляной пол, эта территория называлась «дома» (doma), а во второй пол поднимали на 50 см выше уровня дома и покрывали татами или мусиро. Дома использовалась для приготовления пищи и других сельскохозяйственных нужд. В ней, как правило, устанавливалась глиняная печь камадо (kamado), деревянный умывальник, бочки для еды и кувшины для воды.
Большая деревянная дверь одо (ōdo) служила главным входом в здание. В приподнятом полу часто сооружали встроенный очаг ирори (irori), но при этом не сооружали никакого дымохода, который соединял бы очаг с внешней средой. Только иногда в крыше делали небольшое вентиляционное окошко. Дым уходил в вверх, под крышу, так что жители не дышали им и сажей, но тем не менее дым пачкал солому, которую приходилось часто менять.
Японский дом — настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет.
Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются седзи.
Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты седзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами — жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами: икебана.
Бесспорно одно: традиционный японский дом во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, в то время как съемные перегородки и заменяемые полы еще удел будущего.
Японский дом рассчитан на лето. Его внутренние помещения действительно хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако достоинство традиционного японского жилища обращается в свою противоположность, когда его столь же отчаянно продувает зимой. А холода здесь дают о себе знать от ноября до марта. Японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Они довольствуются тем, чтобы согреть себе руки или ноги, не помышляя отопить само помещение. Можно сказать, что в традиции японского жилища нет отопления, а есть обогревание.
Лишь своей кожей почувствовав в японском доме, чем оборачивается его близость к природе в зимние дни, по-настоящему осознаешь значение японской бани — фуро: это главный вид самоотопления. В повседневной жизни каждого японца, независимо от его положения и достатка, нет большей радости, чем нежиться в глубоком деревянном чане, наполненном немыслимо горячей водой. Зимой это единственная возможность по-настоящему согреться. Залезать в фуро нужно, предварительно вымывшись из шайки, как в русской бане, и тщательно сполоснувшись. Лишь после этого японцы погружаются по шею в горячую воду, подтягивают колени к подбородку и блаженствуют в этой позе как можно дольше, распаривая тело до малиновой красноты.
Зимой после такой бани целый вечер не чувствуешь сквозняка, от которого колышется даже картина на стене. Летом она приносит облегчение от изнурительной влажной жары. Японец привык нежиться в фуро если не ежедневно, то во всяком случае через день. Напасти столько горячей воды на каждого человека было бы недоступной роскошью для большинства семей. Отсюда и обычай мыться из шайки, чтобы чан оставался чистым для всей семьи. В деревнях соседки топят фуро по очереди, чтобы сэкономить на дровах и воде. По той же причине в городах доныне широко распространены общественные бани. Они традиционно служат главным местом общения. Обменявшись новостями и набравшись тепла, соседи расходятся по своим нетопленым жилищам.
В летнее время, когда в Японии очень жарко и влажно, стены раздвигаются, чтобы дом проветривался. Зимой же, когда становится холоднее, стены сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.
Пол традиционного японского дома покрывается татами — квадратными соломенными матами. Площадь одного татами — около 1,5 кв. м. Площадь комнаты измеряется количеством помещающихся в ней татами. Периодически татами чистят и заменяют.
Чтобы не пачкать пол, в традиционных японских домах не носят обуви — только белые носки- таби. Обувь же оставляют при входе в дом на специальной приступочке — гэнкан (она делается ниже уровня пола).
Спят в традиционных японских домах на матрацах — футонах, которые утром убирают в шкаф — оси-ирэ. Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло.
Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков.
В одной из комнат дома обязательно должен быть альков — токонома. В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икэбана), а также принадлежности культа — статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее.
Мотивация стиля
Почему японский дом – феномен? Потому что сама его природа идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, он начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.
При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!
Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.
Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.
Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.
У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? И к какой стене поставить массивный шкаф?
В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.
Внутренний мир
В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.
Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.
Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.
Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.
Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.
Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.
Японский стиль
Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.
Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.
Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.
После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных мате риалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере(как классическом, так и в современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.
По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей.
Современное жилье в Японии
Средний размер дома/квартиры в Японии — 5 комнат. Это три спальни, гостиная и кухня/столовая. Жилая площадь такого дома — около 90 кв. м. Для частных домов это, соответственно, 6 комнат и около 120 кв. м жилплощади. В Токио, где цены на жилье существенно выше, квартиры и дома меньше в среднем на одну комнату.
Абсолютное большинство японских детей имеет собственную комнату (для каждого ребенка).
В современных японских домах практически всегда есть, как минимум, одна комната в традиционном стиле. Остальные же комнаты обычно делаются в европейском стиле, с деревянными полами, коврами, кроватями, столами, стульями и так далее.
В современных японских домах ходить в таби холодно (пол не обогревается), поэтому японцы носят тапочки. Для туалета есть специальные тапочки, чтобы не разносить грязь. Вообще, японцы очень скрупулезно относятся к личной и домашней гигиене.
В японских ваннах и банях не принято мыться. Они предназначены для того, чтобы расслабиться в горячей воде после трудного дня. Залезать в ванную и идти в баню принято только после предварительного мытья под душем. Обычно по вечерам ванну принимает вся семья, причем в одной воде — она в Японии весьма дорогая. Обычно вода в ванне нагревается до 40°.
В целом японское жилье хуже и дороже, чем в большинстве европейских стран и Америке. Многие современные японские дома дизайном и качеством постройки напоминают хрущевские пятиэтажки, а по уровню удобств могут даже быть хуже их.
Около 60% японцев живут в собственных домах. Остальные либо снимают жилплощадь, либо живут в домах, которые им предоставляет фирма, в которой они работают, или правительство. Есть, разумеется, и бездомные, но их не так много.
Большая часть частных домов находится в пригородах крупных городов или в сельской местности. Чтобы добраться до работы, японцы ездят на электричках.
Основное средство передвижения в больших городах — общественный японский транспорт(метро и автобусы). Тем не менее, двое из каждых трех японцев имеют водительские права и собственную автомашину. Права на вождение мотоцикла можно получить с 16 лет, автомобиля — с 18 лет. Между городами японцы предпочитают перемещаться по железной дороге системы скоростных поездов — Синкансэн.
Домашний адрес
Большая часть улиц в Японии не имеет названий. Адрес дома в таких случаях указывается описательно («третий дом от развилки после супермаркета») или в соответствии с нумерацией внутри квартала. Нумеруются дома по порядку постройки, так что проблема ориентирования в городе и нахождения нужного здания стоит очень остро. В современные автомашины для этого ставят специальные спутниковые навигационные системы.
Можно утверждать, что японская строительная индустрия, особенно жилищное строительство, начинает постепенно дистанцироваться от старых, поистине дедовских методов, когда нанимаемая бригада плотников воздвигала традиционный дом в национальном стиле, ориентируясь на индивидуальные пожелания заказчика. Теперь чаще всего переговоры с заказчиком начинаются с просмотра стандартных моделей дома, различающихся между собой лишь деталями отделки и интерьера.
Более 15 процентов новых домов возводится ныне из стандартных блоков и деталей, изготовляемых поточным способом на стройкомбинатах. Объем производства на таких комбинатах растёт год от года, не исключая возможностей индивидуального строительства, японские строители все настойчивее переходят к более дешевым поточным методам стандартизованного возведения домов.
a-g.site
Как устроен традиционный японский дом
Наталья сделала прекрасный репортаж про японский дом. У нее в журнале можно найти много интересного про Японию, японский быт и другие путешествия.
Пожить в старом японском доме - незабываемый опыт. Все согласно традициям: гэнкан, васицу, фусума, сёдзи, татами, дзабутон, футон, осиирэ. Имеется даже камидана. С сименавой и сиде, как положено. Сфотографировала все-все-все, сняла небольшое видео. Приглашаю на экскурсию.
Гэнкан - японская прихожая. В этой зоне необходимо снять обувь. По правилам положено развернуть ботинки в сторону двери. Наступать на возвышение нужно уже босиком.
Традиционная мужская обувь, возможно это вариант гэта
Комната в традиционном японском стиле называется washitsu. Пространство делится с помощью внутренних раздвижных стен fusuma. Рамы и решетки делаются из дерева, наружная сторона оклеивается непрозрачной рисовой бумагой. Перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды называются shoji. Для них используется рисовая бумага, пропускающая свет.
Камидана - ниша для ками. Небольшое синтоистское святилище, наподобие домашнего алтаря в русских избах. Shimenawa - дословно "ограждающая веревка", обозначает священное пространство. Белые зигзагообразные полоски называются shide. Ками - японские божества, духи.
Центрального отопления нет. Можно включить кондиционер, если он имеется в доме, или напольный обогреватель. Судя по запаху, обогреватель газовый каталитический, так что лучше им не пользоваться. Отапливать дом кондиционером дорого, поэтому решают проблему местно. Приходит понимание всей прелести японской ванны ofuro. Она небольшая по площади, ноги не вытянешь, зато вода долго не остывает, и глубокая, снаружи только голова. Хозяин заботливо оставил грелки. Также широко распространены электропростыни. Еще есть специальные приспособления - котацу, писала об этом здесь.
Футон - толстый мягкий матрац, расстилаемый на ночь для сна. Утром убирается в шкаф. Шкаф называется oshiire.
Коридор по периметру дома в теплое время года объединяется с садом. Стены просто сдвигаются, заодно становится прохладнее. В данном случае традиционные сёдзи заменены на современное остекление.
Двери обычно украшают росписью. Обратите внимание, изображение смещено к низу, потому что рассчитано на сидящeгo чeлoвeкa. В японском доме вообще не принято стоять вертикально, переместился с места на место и снова сел на колени. Поза называется seiza, дословно "правильное сидение".
В гостиной соседствует европейский диван и японский стол на низких ножках. Плоская подушка называется zabuton. Их используют для сидения на полу или на стульях. Хотя японские стулья это фактически сидушка со спинкой.
Кухня расположена вне дома, это больше терраса. Имеется рисоварка, микроволновая печь, что-то вроде гриля, плита и холодильник. Очень много посуды.
Стиральная машина просто огромная
Так как основное пространство дома расположено на возвышении, можно устроить кладовочку. Подпол, как у нас.
Из окна открывается вид на сад
Это Voneten Guest House на острове Izu-Oshima, находится в местечке Хабуминато, в общем деревня - https://naviaddress.com/81/700037. Дом бронировала на Букинге. Хозяин общительный и гостеприимный. Встретил на остановке, отвез в супермаркет, запустил свой дрон, снял видео на память. Было очень здорово. Порт Хабу - тихое местечко, самые наилучшие впечатления.
Японская кошка Анко. Воспитанная, в дом не лезет. Даже если дверь открыта, сидит снаружи.
В завершение видео, экскурсия по дому:
home-and-garden.livejournal.com
Как устроен традиционный японский дом
Пожить в старом японском доме - незабываемый опыт. Все согласно традициям: гэнкан, васицу, фусума, сёдзи, татами, дзабутон, футон, осиирэ. Имеется даже камидана. С сименавой и сиде, как положено. Сфотографировала все-все-все, сняла небольшое видео. Приглашаю на экскурсию.
Гэнкан - японская прихожая. В этой зоне необходимо снять обувь. По правилам положено развернуть ботинки в сторону двери. Наступать на возвышение нужно уже босиком.
Традиционная мужская обувь, возможно это вариант гэта
Комната в традиционном японском стиле называется washitsu. Пространство делится с помощью внутренних раздвижных стен fusuma. Рамы и решетки делаются из дерева, наружная сторона оклеивается непрозрачной рисовой бумагой. Перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды называются shoji. Для них используется рисовая бумага, пропускающая свет.
Камидана - ниша для ками. Небольшое синтоистское святилище, наподобие домашнего алтаря в русских избах. Shimenawa - дословно "ограждающая веревка", обозначает священное пространство. Белые зигзагообразные полоски называются shide. Ками - японские божества, духи.
Центрального отопления нет. Можно включить кондиционер, если он имеется в доме, или напольный обогреватель. Судя по запаху, обогреватель газовый каталитический, так что лучше им не пользоваться. Отапливать дом кондиционером дорого, поэтому решают проблему местно. Приходит понимание всей прелести японской ванны ofuro. Она небольшая по площади, ноги не вытянешь, зато вода долго не остывает, и глубокая, снаружи только голова. Хозяин заботливо оставил грелки. Также широко распространены электропростыни. Еще есть специальные приспособления - котацу, писала об этом здесь.
Футон - толстый мягкий матрац, расстилаемый на ночь для сна. Утром убирается в шкаф. Шкаф называется oshiire.
Коридор по периметру дома в теплое время года объединяется с садом. Стены просто сдвигаются, заодно становится прохладнее. В данном случае традиционные сёдзи заменены на современное остекление.
Двери обычно украшают росписью. Обратите внимание, изображение смещено к низу, потому что рассчитано на сидящeгo чeлoвeкa. В японском доме вообще не принято стоять вертикально, переместился с места на место и снова сел на колени. Поза называется seiza, дословно "правильное сидение".
В гостиной соседствует европейский диван и японский стол на низких ножках. Плоская подушка называется zabuton. Их используют для сидения на полу или на стульях. Хотя японские стулья это фактически сидушка со спинкой.
Кухня расположена вне дома, это больше терраса. Имеется рисоварка, микроволновая печь, что-то вроде гриля, плита и холодильник. Очень много посуды.
Стиральная машина просто огромная
Так как основное пространство дома расположено на возвышении, можно устроить кладовочку. Подпол, как у нас.
Из окна открывается вид на сад
Это Voneten Guest House на острове Izu-Oshima, находится в местечке Хабуминато, в общем деревня - https://naviaddress.com/81/700037. Дом бронировала на Букинге. Хозяин общительный и гостеприимный. Встретил на остановке, отвез в супермаркет, запустил свой дрон, снял видео на память. Было очень здорово. Порт Хабу - тихое местечко, самые наилучшие впечатления.
Японская кошка Анко. Воспитанная, в дом не лезет. Даже если дверь открыта, сидит снаружи.
В завершение видео, экскурсия по дому. Обозвала синтоистское святилище буддийским. Сори, волновалась :)
Добавьте меня в друзья, чтобы не пропустить новые публикацииLiveJournal / Facebook / Youtube / Google+ / Одноклассники / Golos
Поделитесь постом с друзьями
neferjournal.livejournal.com
Как устроен традиционный японский дом
Пишет блогер под ником neferjournal:
Пожить в старом японском доме — это незабываемый опыт. Все согласно традициям: гэнкан, васицу, фусума, сёдзи, татами, дзабутон, футон, осиирэ. Имеется даже камидана. С симэнавой и сидэ, как положено. Сфотографировала все-все-все. Приглашаю на экскурсию.
Гэнкан — японская прихожая. В этой зоне необходимо снять обувь. По правилам, положено развернуть ботинки в сторону двери. Наступать на возвышение нужно уже босиком.
Традиционная мужская обувь, возможно, это вариант гэта.
Комната в традиционном японском стиле называется васицу (washitsu). Пространство делится с помощью внутренних раздвижных стен фусума (fusuma). Рамы и решетки делаются из дерева, наружная сторона оклеивается непрозрачной рисовой бумагой. Перегородки, отделяющие жилые помещения от веранды, называются сёдзи (shoji). Для них используется рисовая бумага, пропускающая свет.
Камидана — ниша для ками. Небольшое синтоистское святилище, наподобие домашнего алтаря в русских избах. Симэнава (shimenawa) — дословно «ограждающая веревка» — обозначает священное пространство. Белые зигзагообразные полоски называются сидэ (shide). Ками — японские божества, духи.
Центрального отопления нет. Можно включить кондиционер, если он имеется в доме, или напольный обогреватель. Судя по запаху, обогреватель газовый каталитический, так что лучше им не пользоваться. Отапливать дом кондиционером дорого, поэтому решают проблему местно. Приходит понимание всей прелести японской ванны офуро (ofuro). Она небольшая по площади, ноги не вытянешь, зато вода долго не остывает, и глубокая, снаружи только голова. Хозяин заботливо оставил грелки. Также широко распространены электропростыни. Еще есть специальные приспособления — котацу.
Футон — толстый мягкий матрац, который расстилают на ночь для сна. Утром он убирается в шкаф. Шкаф называется осиирэ (oshiire).
Коридор по периметру дома в теплое время года объединяется с садом. Стены просто сдвигаются, заодно становится прохладнее. В данном случае традиционные сёдзи заменены на современное остекление.
Двери обычно украшают росписью. Обратите внимание, изображение смещено к низу, потому что рассчитано на сидящего человека. В японском доме вообще не принято стоять вертикально, переместился с места на место и снова сел на колени. Поза называется seiza, дословно «правильное сидение».
В гостиной соседствует европейский диван и японский стол на низких ножках. Плоская подушка называется дзабутон (zabuton). Их используют для сидения на полу или на стульях. Хотя японские стулья — это фактически сидушка со спинкой.
Кухня расположена вне дома, это больше терраса. Имеется рисоварка, микроволновая печь, что-то вроде гриля, плита и холодильник. Очень много посуды.
Стиральная машина просто огромная.
Так как основное пространство дома расположено на возвышении, можно устроить кладовочку. Подпол, как у нас.
Из окна открывается вид на сад.
Это Voneten Guest House на острове Izu-Oshima, находится в местечке Хабуминато, в общем, деревня. Хозяин общительный и гостеприимный. Встретил на остановке, отвез в супермаркет, запустил свой дрон, снял видео на память. Было очень здорово. Порт Хабу — тихое местечко, самые лучшие впечатления.
Японская кошка Анко. Воспитанная, в дом не лезет. Даже если дверь открыта, сидит снаружи.
Фотографии и текст — Источник
travelask.ru
Японский дом глазами гайдзина | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония
Пишет Kitya Karlson
Число домов в моём районе всё увеличивается. А места уже нет совсем. Решают эту проблему японцы фрактальным способом. Делается так: один старый дом сносят (сносят здесь дома постоянно, лет за десять бумажные стены всё равно так прогнивают, что всё валится), пять новых домов возводят на его месте. Таких узеньких-узеньких. И три сантиметра зазор между тонкими, бумажными, стенами. Зато целых три этажа. Даже на месте старой парковки на пять машин – вот уже стоят пять домов. Причём в каждом парковка для машины. Машина прямо в дом въезжает, а потом из машины по навесной лестнице можно забраться уже в жилой второй этаж. Если протиснуться в зазор. Ну и машину надо купить самую маленькую, однодверную. Сразу построить столько домов в одном месте невозможно, поэтому они строятся постепенно. Сначала самый угловой, потом те что вокруг него и т.д. Но вот ладно, что из окон углового дома ничего не видно, кроме стен со всех сторон. Но как из него люди выходят? Видимо, только через десяток лет – когда их дома снова снесут, чтоб построить следующий уровень фрактала.
Так было не всегда. Современный японский дом повторяет традиционный японский дом по тонкости стен, но не по размерам. Да и сейчас так бывает не везде. Только в жилых домах. Японские дома далеки от российких просторных коттеджей из добротного деревянного бруса, которые можно увидеть на svod.ru, например. Японские стены, холодные в зиму тонкие бумажные стены жилых домов — та еще история. На работе же… Хорошо работать в высоком здании. Вид в бизнес центре замечательный. Исключительно на другие высокие здания из каждого окна. Кроме одного. Того, что видно в туалете. Из туалета открывается обзор прямо на императорский дворец. Красиво, как в Гугло-земле. Темный даже на фоне токийского смога, с императорского дворца поднимается густой дым. Думаю, император темпуру жарит. Португальское, говорят, блюдо.
Японская культура – культура творческого заимствования. Японская культура кажется инопланетной экзотикой, но, на самом деле, почти всё в ней можно проследить в заимствования из других стран. Взять всю письменность из Китая – это был сильный ход. Рамен, гьюзу, даже сам подход есть палочками, вместо ложек – присутствуют во всех странах Азии. Тому, кто с этим познакомился впервые в Японии, эти традиции кажутся экзотикой Японии, тому, кто в Китае – экзотикой Китая. А в современном языке уже до 30% разговорных слов заимствованы из английского языка. Это, правда, не помогает, потому что разобрать их в японском произношении и записи очень сложно, но с этим нам просто не повезло. Если бы у древних японцев в соседях, с которыми они столкнулись первыми, оказались бы не китайцы, а, например, русские, уверен, что чайная церемония проводилась бы сейчас у самовара, а искусные каллиграфы выводили бы черными кистями аз, буки, веди…
Что в японскую кухню пришло не от китайцев, то пришло от португальцев – табак (табако), хлеб (пан). Фейерверки, праздники, религия, чай, игра го (хотя мы и называем эту игру ее японским названием, но придумал-то игру китайский император), традиционный календарь, письменность – всё забрали из Китая, часто через Корею, смешали с местным языком и верованиями. Сейчас, когда японская культура стала более открытой, другие страны тоже перенимают японские увлечения. Аниме и манга уже рисуются и популярны далеко не только в Японии, свои собственные сериалы и комиксы с ярковолосыми и огромноглазыми героями создают и корейцы, и даже американцы. Но это тоже отдельная история.
Есть, однако, точно одна вещь, которая в Японию точно не пришла ниоткуда, и которая, видимо, не уйдет никуда. Эта традиция стоит и держит японца как корни. Недвижимость. Японский дом, удивительное строение, в котором всё совершенно не так, как где-либо ещё.
Есть такое место — открытый музей японских домов в Кавасаки. Одни надписи чего стоят. Придумают же. Рисовать нельзя. Кроме карандаша и угля, почему-то. И туалет традиционный японский стоит.
А пользоваться тоже нельзя. Говорят, выставочный экспонат. А так хотелось. Обидно.
Вообще, ни один другой народ кроме японцев не придумал спать, есть, сидеть и жить дома прямо на полу, без мебели. Даже самые современные модные и дорогие небоскрёбы Токио только снаружи выглядят западными строениями. Внутри каждой квартиры всегда есть хотя бы одна комната-спальня, где рисовые циновки татами положены поверх бетона, и там спят прямо на полу, как раньше, потому что так японцу удобно. Мне уже тоже удобно. Ну эти кровати. С них же упасть во сне можно!
Настоящий традиционный японский дом же строится из дерева, соломы и местной грязи по ошибки названной глиной. У настоящего дома нет фундамента – японцы просто кладут несколько камней и потом ставят на них дом на ножках, как табуретку. Тонкие стены делаются из соломки и обмазываются грязюкой. У бедных в один слой. У богатых – в несколько. Пол из рисовой соломы – в древности это было тоже только для богачей. На таком полу спать мягко. Но простой крестьянин мог вытерпеть сон и на твердом полу из утоптанной земли или досок.
Кроме пола нужна и крыша. Удивительные пушистые японские крыши тоже делаются из соломы. В них очень много слоёв, чтобы меньше протекала. Когда всю солому установили, специальный парикмахер по крышам проползает по крыше с ножницами и сделает дому модную причёску. В каждом районе Японии по поводу моды на домашние причёски были свои традиции. В самых модных домах садовник высаживал прямо на крыше цветы. Солома быстро прогнивает от дождей, образуется компост, трава и цветы хорошо растут. Только надо иногда не забывать лазить на крышу и вырывать с неё сорняки. То есть сорняки – это, конечно, забота летом. Очищать крышу от снега – забота зимой, иначе крыша рискует провалиться. В снежных районах Японии на крыше ещё делали окно – оно работало зимним выходом, когда вся оставшаяся часть дома уже завалена снегом.
Когда крыша сломалась или сгнила – пиши пропало. Знакомая недавно сняла себе новую квартиру где-то в Тибе, на первом этаже. Потому что второй этаж дома уже настолько прохудился, что туда страшно зайти, не то что переселиться. Так что второй этаж пустует. И там среди луж поселилась семья тануки (енотовидных собак). Знакомая вызвала 911, но и спасатели побоялись зайти на второй этаж. Сказали, что позовут потом МЧС тануки вычищать. Зато хозяин дома простил плату за май, раз такое танучье дело.
Лучшая часть дома – баня. Японцы любили мыться. Японская ванная – большой таз с водой, а под ним дрова. В бане надо было самому себя варить, подкидывая дрова. Мыться в такой традиционной ванне занятие опасное. На дно таза клали маленькую деревянную табуретку, чтобы сидеть на ней. Ведь, если нога или попа соскочит с табуретки, то они коснутся раскаленного на открытом огне дна таза: бывает помоешься, а бывает – обгоришь. Но и такая ванна раньше была дорогим удовольствием. Обычно ванна была только в одном доме на деревню, и хозяин пускал мыться после своей семьи по очереди всех жителей. В одной и той же воде. И сейчас в традиционных гостиницах «менсюку», где уже есть и водопровод и даже иногда горячая вода, хозяин раз в день заливает ванну горячей водой и накрывает деревянной крышкой, чтобы вода медленнее остывала, потом в эту ванну залезают мыться по очереди все постояльцы. Главное не оказаться последним.
Не только ванна, но и кухня, и печка – во всём совершенно другое мышление. Даже кладовка для риса – удивительное строение на 8-метровых сваях со скользкими стальными оконцовками. По задумке на них должна поскальзываться и падать с высоты мышь. Какое самурайское коварство!
Самураи – они вообще в коварстве – генералы. Самурайский замок, тоже, кстати, разительно отличается и от китайских дворцов, и от средневековых рыцарских замков. И не только внешним видом. Каменный фундамент, самая прочная часть замка, обычно делался так – каждому вассалу приказывали принести по камню. Чем больше вассалов, тем массивнее фундамент. А вот стены и башни всегда были деревянные. Одно из средств защиты – сигнализация. Внешняя замковая стена служила жилыми кварталами для жены самурая, наложниц самурая и женской прислуги. Предполагалось, что они громко кричат, когда враги их режут.
Вот дом, Который построил Танака-сан,А это запрятанный на зиму рис,В кладовке на сваях высоких висит,В доме, Который построил Танака-сан.А это пушистая серая мышь,Которая лезет на сваи где рис,Который в кладовке высокой висит,В доме, Который построил Танака-сан.А это вот скользкий и острый настил,Который хозяин на сваи прибил,С которого падает серая мышь,Которая лезла в кладовку где рис,В доме, Который построил Танака-сан.
Похожие записи на сайте miuki.info:
miuki.info
Дом по-японски | MIUKI MIKADO • Виртуальная Япония
Есть страны, где традиции определяют национальную сущность. Япония – это как раз страна великих традиций. Будь то созерцание цветущей сакуры или разработка сверхновых технологий – у всего есть общая основа: житие по-японски. А оно, в свою очередь, начинается с феномена японского дома.
Мотивация стиля
Так почему же японский дом можно считать феноменом? Потому что сама его организация идет вразрез с привычным нам понятием жилища. С чего, например, начинается строительство обычного дома? Разумеется, с фундамента, на котором потом возводятся прочные стены и завершает весь этот ансамбль надежная кровля. В японском доме все делается наоборот. Конечно, этот дом начинается не с крыши, но и фундамента как такового у него тоже нет.
При строительстве традиционного японского дома учитываются факторы возможного землетрясения, жаркого и крайне влажного лета, возникновение других внезапных природных катаклизмов, связанных с географическим расположением Японии на вулканических островах и т.п. Поэтому в основе своей он представляет конструкцию из деревянных колонн и крыши. Широкая крыша защищает от палящего солнца, а простота и легкость сооружения позволяет в случае разрушения быстро собрать пострадавший дом заново. Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно только одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет!
Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию.
О сёдзи подробнее
Сёдзи — японские изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука. Они легко двигаются в пазах, при необходимости сдвигаются в одну сторону или вынимаются, позволяя тем самым соединить дом и сад. Сёдзи представляли собой легкие панели, изготовленные из тонкой деревянной решетки. На эту решетку и наклеивались листы рукодельной японской бумаги васи. Изнутри дома решетка была видна, снаружи сёдзи выглядели как бумажные прямоугольники, иногда со слабо выраженным геометрическим узором, повторяющим контуры решетки.
Затянутые бумагой панели не только рассеивали яркий дневной свет, но успешно снижали уровень шумов или неприятных запахов, в то же время позволяя воздуху проникать внутрь. Ценность бумаги определялась японцами так — «Шум слышен, но неразборчив», «Обнаженного человека можно видеть, но нельзя разглядеть».
Заклеенные бумагой перегородки не отделяли человека от окружающей среды, не замыкали его в искусственную скорлупу здания, а оставляли обитателя дома в полном единении с природой. При хорошей погоде или после окончания сезона дождей, когда нужно проветривать домашний скарб, панели сдвигаются вбок или при необходимости совсем убираются. Тогда дом распахивается наружу, и его интерьер становится частью окружающего пространства. А в плохую, холодную погоду сёдзи устанавливаются на место, создавая внутри уютный микромир.
Бумага для сёдзи требовалась особая — плотная, выдерживающая порывы ветра и дождевые струи, но достаточно прозрачная. Удовлетворявший этим требованиям материал производили во многих местах страны, но лучшей была бумага из деревни Утияма в префектуре Нагано. Ее изготавливали исключительно в зимний период и отбеливали на снегу.
Дневной свет в доме был основным источником освещения, поэтому в японском интерьере особый подход к светильникам, которые должны давать слабый, матовый свет. Японский светильник акари не имел металла — только бамбук и настоящая рисовая бумага, он служил не столько для освещения, сколько для того, чтобы подчеркнуть полумрак.
Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями. Подобная «мобильность» японского дома дает его обитателям неограниченные возможности в планировке – по потребностям и по обстоятельствам.
Пол в японском доме традиционно делается из дерева и поднимается над землей не менее чем на 50 см. Это обеспечивает некоторую вентиляцию снизу. Дерево меньше нагревается в жару и дольше охлаждается зимой, к тому же при землетрясении оно безопаснее, чем, например, каменная кладка.
У европейского человека, попадающего в японское жилище, возникает ощущение, что это лишь декорации для театральной постановки. Как можно жить в доме, у которого практически бумажные стены? А как же «мой дом – моя крепость»? Какую дверь закрывать на засов? На какие окна вешать занавески? К какой стене поставить массивный шкаф?
В японском доме придется забыть о стереотипах и попробовать мыслить другими категориями. Ибо для японца важна не «каменная» защита от окружающего мира, а гармония внутреннего.
Внутренний мир
В какой-то степени дом, в котором мы живем, отражает наш характер, видение мира, стремления. Атмосфера внутри дома для японцев – едва ли не главное. В интерьере они предпочитают минимализм, позволяющий не перегружать пространство и энергетику дома. Всё крайне функционально, компактно и легко.
Попадая в дом, вы должны разуться до носков. В японской традиции носки белые, ибо в доме всегда царит идеальная чистота. Впрочем, поддерживать ее не так уж и сложно: пол выстлан татами – плотными матами из рисовой соломы, обтянутыми травой игуса – болотного тростника.
Мебели в доме практически нет. Та, что есть, доведена в своих размерах до минимума. Вместо громоздких шкафов – встроенные шкафы с раздвижными дверями, повторяющими фактуру стен. Вместо стульев – подушки. Едят обычно за низкими переносными столиками. Вместо диванов и кроватей – футоны (матрасы, наполненные прессованным хлопком). Сразу после пробуждения их убирают в специальные ниши в стенах или во встроенные шкафы, освобождая пространство для жизни.
Японцы буквально помешаны на чистоте и гигиене. На границе санитарных зон дома – ванной и туалета – ставятся специальные тапочки, которые носят только в этих помещениях. Стоит признать, что при отсутствии лишней мебели, ненужных безделушек и нефункциональных предметов пыли и грязи просто негде скапливаться, и уборка дома сводится к минимуму. В классическом японском доме все рассчитано на «человека сидящего». Причем сидящего на полу. В этом можно увидеть стремление быть ближе к природе, к земле, к естественному – без посредников.
Свет – это еще один японский культ. В дом, где и внешние, и внутренние стены сделаны из полупрозрачных материалов, проникает достаточно много естественного света, даже если все сёдзи закрыты. Их решетчатые каркасы создают особый световой орнамент. Главное требование к свету в японском жилище – чтобы он был мягким, неярким. Традиционные абажуры из рисовой бумаги рассеивают искусственный свет. Он как бы пронизывает сам воздух, не обращая на себя внимания, не отвлекая.
Чистое пространство и покой – вот, что должен обеспечивать обитателю японского дома его интерьер. Если мы можем заставить свои комнаты цветами, вазами, сувенирами и со временем даже перестаем замечать эти вещи, то японцы делают во внутреннем убранстве помещений лишь один акцент (картина, икебана, нэцке), который будет радовать глаз и задавать атмосферу. Поэтому в каждом доме существует стенная ниша – токонама, где аккуратный японец поместит самое красивое или ценное, что у него есть.
Японский стиль в дизайне интерьеров
Конечно, время и технический прогресс изменили жизненный уклад и устройство жилища в Японии. Классические в полном понимании этого слова японские дома сейчас остались лишь в сельской местности. Но каждый японец старается сохранить в своем жилище дух национальных традиций. Практически в любой японской квартире, даже в самом современном и «европейском» многоквартирном доме, есть хотя бы одна комната в традиционном стиле. И это не дань моде, а нечто естественное и логичное, без чего японец не может представить свой дом.
Стиль минимализма преобладает и в европеизированном японском жилье – он как нельзя лучше соответствует условиям дефицита и дороговизны квадратных метров, перегруженной стрессами жизни мегаполисов и постоянным стремлением японцев к внутренней и внешней гармонии. Отношение к своему пространству, к жилой территории в перенаселенной Японии трепетное, ведь из семи тысяч островов под японским флагом лишь 25% земли пригодно для проживания.
Японский дизайн интерьеров за многие века не утратил актуальности, и это подтверждается его популярностью во всем мире. Из Японии пришла мода на перепланировки квартир с расширением зоны отдыха за счет сноса ненужных стен и дверей, тенденция условного разделения пространства ширмами, этажерками, рисунком пола или рельефом потолка.
После эры ДСП, пластика и ядовитых красителей мир вернулся к целебным свойствам дышащего дерева, теплу натуральных материалов и естественным цветам – к тому, от чего никогда не уходили японские традиции обустройства дома. Главное в японском интерьере (как классическом, так и современном) – это компактность, удобство и экологическая чистота. Передвижные стены, строгий декор, загадочные икебаны – во всем этом есть непостижимое для современного потребительского сознания стремление сделать простое многофункциональным и при этом еще более простым. Эдакий минимализм материального мира, оставляющий пространство для созерцания, размышления, любования духовным.
По большому счету, для японца не существует деления его существования на внутренний и внешний мир. Есть единое целое, неделимое ни стенами, ни понятиями. Дом для японца – часть природы, ее продолжение, поэтому он должен иметь схожую с природой энергетику и ауру. И это обеспечит естественную гармонию жизни его обитателей. Японцы в это искренне верят.
А у нас люди, желающие жить в гармонии со своими потребностями и имеющие для этого некоторые возможности, обращаются в компании, задачей которых является продажа элитного жилья в Москве, например.
Похожие записи на сайте miuki.info:
miuki.info
2.3. Традиционный японский дом.
Жизнь в очень капризном климате, постоянная вероятность землетрясения сформировали чрезвычайно трепетное отношение японцев к окружающей среде. Дом зачастую является всего лишь частью сада, его жители словно боятся лишний раз потревожить природу. Из буддистского непротивления окружающей среде происходит эта стройная гармония в дизайне.
Изящные и легкие раздвижные двери-перегородки из бумаги и бамбука (сёдзи), общий принцип горизонтальности внутренних помещений при строительстве дома, легкость и открытость деревянных построек – этой эстетикой японцы обязаны не только влажному и жаркому климату, но и землетрясениям, часто случающимся на островах.
Японский дом мобилен, он не так опасен во время толчков, он легко собирается после разрушения, да и вероятность погибнуть под руинами из бумаги и бамбука не велика. Интересно, что древние японские постройки – храмы и особенно святилища – были устроены таким хитрым образом, что могли перемещаться с места на место. Изучение крупнейших в Японии культовых сооружений показало, что фундамент их сконструирован так, чтобы постройку можно было быстро разобрать, перенести на новое место и собрать вновь безо всякого ущерба для здания. Ученые установили, что святилище Исе в префектуре Мие «путешествовало» таким образом около шестидесяти раз. И эти перемещения были обусловлены не только религиозными убеждениями (японцы считают, что месту, на котором стоит храм, через некоторое время требуется отдых), но и все той же «неустойчивой психикой» японского климата.
Единение японцев с окружающей средой сформировало и особый подход к обустройству жилища. Яркий тому пример – далеко выступающие навесы над окнами с круто загнутыми вверх карнизами, которые призваны защищать от сильных косых ливней, а как следствие дают постоянную затененность комнат. Японцы не стали искать способы борьбы с мраком, они его просто опоэтизировали и тщательно обозначили в интерьере.
Особые отношения у японцев и с металлами, изделия из которых в интерьере используются только в виде необходимых мелких аксессуаров. Причина очевидна – Япония небогата металлосодержащими ископаемыми, да и влажный климат вызвал бы довольно быстрое разрушение ржавчиной всех металлических конструкций. И вместо того, чтобы превозносить этот материал как нечто редкое и выдающееся, японцы создали такой интерьер, где все, чего нет в Японии в избытке, смотрелось бы негармонично и вычурно.
«Японский дом – настолько самобытное сооружение, что трудно сказать, кто на кого повлиял: то ли обитатель этого жилища выразил через него свою жизненную философию, то ли, наоборот, дом сформировал своеобразные привычки тех, кто в нем живет. Японский дом — это навес, причем навес над пустым пространством. Это прежде всего крыша, опирающаяся на каркас из деревянных стропил и опор. Здесь нет ни кон, ни дверей в нашем понимании, ибо в каждой комнате три стены из четырех можно в любой момент раздвинуть, можно и вовсе снять. Когда такие легко вынимающиеся из пазов раздвижные створки служат наружными стенами, то есть выполняют роль окон, они оклеиваются белой рисовой бумагой, похожей на папиросную, и называются сёдзи.
Когда впервые видишь внутренность японского жилища, больше всего поражаешься полному отсутствию какой бы то ни было мебели. Вы видите лишь обнаженное дерево опорных столбов и стропил, потолок из выструганных досок, решетчатые переплеты сёдзи, рисовая бумага которых мягко рассеивает пробивающийся снаружи свет. Под разутой ногой слегка пружинят татами – жесткие, пальца в три толщиной маты из простеганных соломенных циновок. Пол, составленный из этих золотистых прямоугольников, совершенно пуст. Пусты и стены. Нигде никаких украшений, за исключением ниши, где висит свиток с картиной или каллиграфически написанным стихотворением, а под ним поставлена ваза с цветами» [17].
Традиционный японский дом, как отмечают многие известные архитекторы, во многом предвосхитил новинки современной архитектуры. Каркасная основа, раздвижные стены лишь недавно получили признание строителей, съемные перегородки и заменяемые полы – удел будущего.
Пол в доме традиционно застилают специальными жесткими матами из простеганных соломенных циновок – татами. Татами имеют раз и навсегда установленный размер – немногим более полутора квадратных метров, поэтому комнаты в японских домах также бывают лишь определенной площади: три, четыре с половиной, шесть или восемь татами. Весь каркас здания – стропила, опорные столбы, балки – проектируется в соответствии к этим установившимся традиционным габаритам.
«Стены в японском доме – это лишь заполнение промежутков между колоннами. Обычно лишь одна из четырех стен – константная, остальные состоят из передвижных панелей различной плотности и фактуры, которые играют роль стен, дверей и окон. Да, в классическом японском доме привычных нам окон тоже нет! Внешние стены дома заменяют сёдзи – это деревянные или бамбуковые каркасы из тонких реек, собранных наподобие решетки. Промежутки между рейками раньше оклеивались плотной бумагой (чаще всего рисовой), частично обивались деревом. Со временем стали использоваться более технологичные материалы и стекло. Тонкие стены двигаются на специальных шарнирах и могут служить дверьми и окнами. В жаркое время дня сёдзи вообще можно снять, и дом получит естественную вентиляцию. Межкомнатные стены японского дома еще более условны. Их заменяют фусумы – легкие деревянные рамы, оклеенные с двух сторон плотной бумагой. Они разделяют жилище на отдельные помещения, а при надобности раздвигаются или снимаются, образуя единое большое пространство. Кроме того, внутренние помещения разделяются ширмами или занавесями» [16].
Раздвижные стены отражают стремление японцев быть ближе к природе, не отгораживаться от нее. Природная красота некрашеного дерева, рисовой бумаги, соломенных матов, сезонность использования изделий из этих материалов (сёдзи полагается заново оклеивать каждый год, а татами менять раз в два года) также напоминают о близости к природе.
«Спят в традиционных японских домах на матрацах – футонах , которые утром убирают в шкаф – оси-ирэ . Также в комплект спальных принадлежностей входит подушка (раньше в качестве таковой часто использовалось небольшое полено) и одеяло. Едят в таких домах, сидя на футонах. Маленький столик с едой ставится перед каждым из едоков. В одной из комнат дома обязательно должен быть альков – токонома . В этом углублении помещаются предметы искусства, которые есть в доме (графика, каллиграфия, икебана), а также принадлежности культа - статуи богов, фотографии умерших родителей и так далее» [17].
Японский дом рассчитан исключительно на лето, его внутренние помещения хорошо вентилируются во время влажной жары. Однако несомненные достоинства традиционного японского жилища обращаются в свою противоположность, когда это легкое строение нещадно продувает зимой. Холода дают о себе знать от ноября до марта, но японцы словно бы смирились с тем, что зимой в доме всегда холодно. Когда температура воздуха снижается до минусовой, стены дома сдвигаются так, чтобы создать небольшие внутренние комнаты, которые легко обогревать жаровнями.