Правители древней руси. Имя и власть. Как правители Древней Руси называли своих детей?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Великие князья на Руси. Правители Древней Руси. Правители древней руси


Правители России в хронологическом порядке от Рюрика до Путина

Год правления Правители Годы жизни
РУСЬ НОВГОРОДСКАЯ
862-879 Рюрик (Варяжский) ?-879
879-912 Олег «Вещий» ?-912
КИЕВСКАЯ РУСЬ РЮРИКОВИЧИ
912-945 Игорь Рюрикович ?-945
945-966 Ольга «Святая» ?-969
966-972 Святослав Игоревич 942-972
972-980 Ярополк I Святославич 961-980
980-1015 Владимир Святославич «Святой» 960-1015
УДЕЛЬНО-ВЕЧЕВОЙ ПЕРИОД
1015-1019 Святополк I Владимирович «Окаянный» 980-1019
1019-1054 Ярослав I Владимирович «Мудрый» 978-1054
1054-1068 Изяслав I Ярославич 1024-1078
1068-1069 Всеслав Брячиславич ?-1101
1069-1073 Изяслав I Ярославич 1024-1078
1073-1076 Святослав Ярославич 1027-1076
1076-1078 Изяслав I Ярославич 1024-1078
1078-1093 Всеволод I Ярославич 1030-1093
1093-1113 Святополк II Ишглаиич 1050-1113
1113-1125 Владимир Всеволодович «Мономах» 1053-1125
1125-1132 Мстислав Владимирович «Великий» 1076-1132
1132-1139 Ярополк II Владимирович 1082-1139
1139-1146 Всеволод II Ольгович ?-1146
1146-1146 Игорь Ольгович ?-1147
1146-1149 Изяслав II Мстиславич 1097-1154
1149-1151 Юрий I Владимирович «Долгорукий» 1090-1157
1151-1154 Изяслав II Мстиславич 1097-1154
1154-1155 Ростислав Мстиславич ?-1167
1155-1157 Юрий I Владимирович «Долгорукий» 1090-1157
1157-1159> Изяслав III Давидович ?-1162
1159-1167 Ростислав Мстиславич ?-1167
1167-1169 Мстислав Ишславич ?-1170
РУСЬ ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ
1169-1174 Андрей Юрьевич «Боголюбский» 1111-1174
1174-1175 Михаил Юрьевич ?-1176
1175-1175 Ярополк III Ростисланич ?-1181
1175-1176 Михаил Юрьевич ?-1176
1176-1212 Всеволод III Юрьевич 1154-1212
1212-1218 Константин Всеволодович «Добрый» 1186-1218
1218-1238 Юрий II Всеволодович 1188-1238
ПЕРИОД УДЕЛЬНО-ВЕЧЕВОЙ + ТАТАРСКОГО ИГА
1238-1246 Ярослав II Всеволодович 1191-1246
1246-1247 Святослав Всеволодович ?-1252>
1247-1248 Михаил Ярославич «Храбрый» ?-1248
1249-1252 Андрей Ярославич 1221-1264
1252-1263 Александр Ярослапич «Невский» 1220-1263
1263-1272 Ярослав III Ярославич 1230-1272
1272-1276 Василий Ярославич 1241-1276
1276-1283 Дмитрий Александрович 1250-1294
1283-1284 Андрей Александрович ?-1304
1284-1293 Дмитрий Александрович 1250-1294
1293-1304 Андрей Александрович ?-1304
1304-1317 Михаил Ярославич «Святой» 1271-1318
1317-1322 Юрий III Данилович 1281-1325
1322-1326 Дмитрий Михайлович «Грозные очи» 1299-1326
1326-1327 Александр Михайлович 1301-1339
НАЧАЛО ОБРАЗОВАНИЯ РУСИ МОСКОВСКОЙ
1328-1340 Иоанн I Данилович «Калита» 1304-1340
1340-1353 Семен Иоаннович «Гордый» 1316-1353
1353-1359 Иоанн II Иоаннович «Красный» 1326-1359
1359-1368 Алексей Федорович Бяконт 1293-1378
1368-1389 Дмитрий Иоаннович «Донской» 1350-1389
1389-1425 Василий I Дмитриевич 1371-1425
1425-1432 Софья Витовтовна 1371-1453
1432-1446 Василий II Васильевич 1415-1462
1446-1447 Дмитрий Юрьевич «Шемяка» 1420-1453
1447-1462 Василий II Васильевич «Темный» 1415-1462
НАЧАЛО САМОДЕРЖАВИЯ
1462-1505 Иоанн III Васильевич 1440-1505
КОНЕЦ ТАТАРСКОГО ИГА
1505-1533 Василий III Иоаннович 1479-1533
КОНЕЦ УДЕЛЬНО-ВЕЧЕВОЙ СИСТЕМЫ
1533-1538 Елена Васильевна Глинская ?-1538
1538-1548 Бояре Шуйские, Вельские
САМОДЕРЖАВИЕ
1548-1574 Иоанн IV Васильевич «Грозный» 1530-1584
1574-1576 Семен Бекбулатович ?-1616
1576-1584 Иоанн IV Васильевич «Грозный» 1530-1584
1584-1587 Федор Иоаннович «Блаженный» 1557-1598
СМУТНОЕ ВРЕМЯ 1598-1613 гг.
1587-1605 Годунов Борис Федорович 1551-1605
1605-1605 Годунов Федор Борисович 1589-1605
1605-1606 Лжедмитрий I (Отрепьев Григорий) ?-1606
1606-1610 Шуйский Василий Иоаннович 1552-1612
1610-1610 «Семибоярщина»
1610-1612 Владислав IV Сигизмундович Ваза 1595-1648
САМОДЕРЖАВИЕ ДОМ РОМАНОВЫХ
1613-1645 Михаил Федорович «Кроткий» 1596-1645
1645-1676 Алексей Михайлович 1629-1676
1676-1682 Федор Алексеевич 1661-1682
1682-1689 Софья Алексеевна 1657-1704
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
1689-1725 Петр I Алексеевич «Великий» 1672-1725
1725-1727 Екатерина I Алексеевна СКАВРОНСКАЯ 1684-1727
1727-1730 Петр II Алексеевич 1715-1730
1730-1740 Анна Ивановна, племянница Петра I 1693-1740
1740-1741 Иван VI Антонович, правнук Петра I 1740-1764
1741-1761 Елизавета Петровна 1709-1761
1761-1762 Петр III Федорович, внук Петра Великого. 1728-1762
1762-1796 Екатерина II Алексеевна «Великая» 1729-1796
1796-1801 Павел Петрович 1754-1801
1801-1825 Александр I Павлович «Благословенный» 1777-1825
1825-1825 Константин Павлович 1779-1831
1825-1855 Николай I Павлович 1796-1855
1855-1881 Александр II Николаевич 1818-1881
1881-1894 Александр III Александрович 1845-1894
1894-1917 Николай II Александрович 1868-1918
АНТИ-РОМАНОВЫ
1917-1917 ЛЬВОВ Георгий Евгеньевич 1861-1925
1917-1917 КЕРЕНСКИЙ Александр Федорович 1881-1970
СТОЛИЦА С 1918 ГОДА — ГОРОД МОСКВА
1917-1922 Владимир Ильич Ульянов «Ленин» 1870-1924
ПЕРВЫЕ ИЛИ ГЕНЕРАЛЬНЫЕ СЕКРЕТАРИ ЦК КП
1922-1953 Иосиф Виссарионович Джугашвили «Сталин» 1879-1953
1953-1964 Никита Сергеевич Хрущев 1894-1971
1964-1982 Леонид Ильич Брежнев 1906-1982
1982-1984 Юрий Владимирович Андропов 1914-1984
1984-1985 Константин Устинович Черненко 1911-1985
С 1990 ГОДА ПРЕЗИДЕНТЫ СССР ИЛИ РОССИИ
1985-1991 Михаил Сергеевич Горбачев 1931-
1990-1999 Борис Николаевич Ельцин (до 08/12/1991 — президент России в составе СССР) 1931-2007
2000-2008 Владимир Владимирович Путин 1952-
2008-2012 Дмитрий Анатольевич Медведев 1965-
2012-??? Владимир Владимирович Путин 1952-

korki.lol

Правители России от древних славян до наших дней

Правители России от древних славян до наших дней

Даты правления

Столица и правитель

Годы жизни

6-9 век

Словен-древнейший правитель славян, брат Скифа, основатель г.Славянска

-

Скиф – легендарный потомок библейского Иафета, сына Ноя

-

Вандал – легендарный князь славян, потомок Словена, дед Буривоя

-

Буривой - легендарный князь славян, отец Гостомысла

-

 

НОВГОРОД

 

1 пол. 9 в.

Гостомысл –первый посадник, князь

1 пол. 9 в.

862-869

Рюрик - князь

- 879

 

КИЕВ  с 862 г.

 

879-912

Олег Вещий – первый князь Киевской Руси

- 912

 

Династия Рюриковичей.

Великие князья

 

912-945

Игорь

-945

945-966

Ольга Святая, жена Игоря, в 957 г. приняла христианство

-969

966-972

Святослав 1 Игоревич

942-972

972- 980

Ярополк 1 Святославич

-980

980-1015

Владимир 1 Святославич «Святой», Красно солнышко, ввел христианство, как государственную религию

-1015

1015-1019

Святополк 1 Владимирович «Окаянный», убил троих своих братьев

980-1019

1019-1054

Ярослав 1 Владимирович Мудрый, установил династические связи с государствами Европы

978-1054

1054-1068

Изяслав 1 Ярославич – изгонялся из Киева, возвращался с иноземными войсками

1024-1078

1068-1069

Всеслав Брячиславич - Полоцкий

-1101

1069-1073

Изяслав 1 Ярославич

1024-1078

1073-1076

Святослав 2 Ярославич

1027-1076

1076-1078

Изяслав 1 Ярославич

1024-1078

1078-1093

Всеволод 1 Ярославич

1030-1093

1093- 1113      

Святополк 2 Изяславич

1050—1113

1113—1125      

Владимир 2 Всеволодович «Мономах»

1053—1125

1125—1132       

Мстислав Владимирович «Великий»,  организовал оборону Руси от западных соседей

1076—1112

1132—1139      

Ярополк 2 Владимирович

1082—1139

1139—1146      

Всеволод 2 Ольгович Новгород-Северский           

—1146

1146—1146      

Игорь Ольгович

—1147

1146—1149      

Изяслав 2 Владимир-Волынский          

1097-1154

1149—1151      

Юрий 1 Владимирович «Долгорукий» основатель града Москва                                        

1090—1157

1151-1154

Изяслав 2 Мстиславич, добился обособления Русской  церкви от Византии.

1097-1154

1151—1154      

Изяслав 3 Давидович Черниговский

1097—1154

1159-1167

Ростислав Мстиславич

-1167

1167-1169

Мстислав Изяславич Владимир-Волынский          

-1170

 

г.ВЛАДИМИР  с 1169 г

 

1169—1174

Андрей Юрьевич «Боголюбский» — сын Юрия Долгорукого сделал столицей г. Владимир

1111—1174

1174—1175

Михаил Юрьевич

-1176

1175—1175

Ярополк 3 Ярославич

- 1181

1175—1176

Михаил Юрьевич

-1176

1176—1212

Всеволод III Юрьевич «Большое гнездо»,                        

имел 12 детей

1154—1212

1212—1216

Юрий II Всеволодович

1188-1238

1216—1218

Константин Всеволодович «Добрый».

1186—1219

1218—1238

Юрий II Всеволодович

1188—1238

1238—1246

Ярослав II Всеволодович

1191—1246

1246—1247

Святослав Всеволодович

 

1247—1248

Михаил Ярославич «Храбрый» — брат                

Александра «Невского»

 

1248—1252

Андрей Ярославич            

1211—1264

1252—1263      

Александр Ярославич «Невский»—обезопасил       

западную границу Руси

1220—1263

1263—1272      

Ярослав III Ярославич                            

1230—1272

1272—1276      

Василий Ярославич Костромской                   

1241—1276

1276—1283      

Дмитрий Александрович                         

1250—1294

1283—1284      

Андрей Александрович Городецкий               

—1304

1284—1293      

Дмитрий Александрович                         

1250—1294

1293—1304      

Андрей Александрович                          

1—1304

1304—1317      

Михаил Ярославич «Святой».                      

1271—1318

1317—1322      

Юрий III Данилович боролся с Тверью за Великое Княжение

1281—1325

1322—1326      

Дмитрий Михайлович «Грозные очи»                

1299—1326

1326—1327      

Александр Михайлович Тверской                  

1301—1339

 

г. МОСКВА

Великие Князья Московские и Владимирские

 

1328—1340       

Иван 1 Данилович «Калита» — заложил  основы могущества Москвы

 — 1340

1340—1353

Семен Иванович «Гордый»

1316—1353

1353—1359

Иван II Иванович «Красный»

1326—1359

1359—1368

Алексей Федорович Бяконт — митрополит,                       глава правительства при малолетнем князе Дмитрии (Донском)

1298—1378

1368—1389

Дмитрий Иванович «Донской» — разгромил татар в 1380 году

1350—1389

1389—1425

Василий 1 Дмитриевич

1371—1425

1415—1432

Софья Витовтовна — жена Василия I руководила обороной Москвы от татар в 1451 году                 

1371— 1453

1432—1446

Василий II Васильевич

 

1446—1447

Дмитрий Юрьевич «Шемяка» — взял в плен и ослепил

Василия II

1410—1453

1447—1462      

Василий II Васильевич «Темный» ограничил власть

1415—1462

 

Великие Князья всея Руси

 

1462— 1505

Иван III Васильевич—окончательно сверг иго татар 

1440—1505

1505—1533

Василий III Иванович—завершил объединение Руси

1479—1533

1533—1538

Елена Васильевна Глинская—вторая жена Василия III, мать Ивана «Грозного»

—1538

1538—1538      

Василий Васильевич Шуйский — боярин, правитель России после смерти Елены Глинской 

—1542

1538-1540

Иван Васильевич Шуйский — боярин, правитель России после смерти брата Василия

-1542

1540-1541

Иван Федорович Бельский - боярин

- 1542

1541-1542

Иван Васильевич Шуйский

-1542

1542-1547

Иван Васильевич «Грозный»

1530—1584

 

Цари всея Руси

 

1547—1574      

Иван IV Васильевич «Грозный»—первый русский царь

1530—1584

1574—1576      

Семен Бекбулатовкч Касимовский

— 1616

1576—1584      

Иван IV Васильевич «Грозный»

1530—1584

1584—1587

Федор Иванович «Блаженный» — последний  царь из рода Рюриковичей

1557—1598

1587-1605

Борис Федорович Годунов – шурин царя Федора, с 1598 г царь

1551-1605

1605-1605

Федор Борисович Годунов – Сын Бориса

1589-1605

1605-1606

Лжедмитрий 1, предположительно – Григорий Отрепьев, убит боярами

-1606

1606-1610

Василий 4 Иванович Шуйский

1552-1612

1610-1610

Семибоярщина – передали власть польским интервентам

-

1610-1612

Владислав 4 Сигизмундович Ваза – изгнан К.Мининым и Д.Пожарским в 1612 г.

1595-1648

 

Династия Романовых

 

1613—1645      

Михаил Федорович «Кроткий» — избран Земским    Собором

1596—1645

1645—1676      

Алексей Михайлович воссоединил Украину с Россией в 1654 году                

1629—1676

1676—1682      

Федор Алексеевич                              

1661—1682

1682-1689

Софья Алексеевна

1657—1704

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ с 1703 года,

Российские императоры

 

1689—1725      

Петр 1 Алексеевич Великий—первый            

российский император с 1721 года

1672—1725

1725—1727      

Екатерина 1 Алексеевна—вторая жена             

Петра 1 «Марта Скавронская»

1684—1727

1727—1730      

Петр II Алексеевич—внук Петра 1                 

1715—1730

1730—1740      

Анна Ивановна—племянница Петра 1               

1693—1740

1740—1741      

Иван 4 Антонович—правнук Петра 1               

За младенца правил Бирон, затем мать

Анна Леопольдовна. Свергнут гвардией

1740—1764

1741—1761      

Елизавета Петровна—дочь Петра 1                 

1709—1761

1761—1762                    

Петр 3 Федорович—внук Петра

1728—1762

1762—1796      

Екатерина II Алексеевна «Великая»                 

1729—1796

1796—1801      

Павел 1 Петрович — убит дворянами               

1754—1801

1801—1825      

Александр 1 Павлович Благословенный            

1777—1825

1825—1825      

Константин Павлович — наместник Королевства      

Польского с 1814 года, отказался от прав на

российский престол

1779—1831

1825— 1855

Николай 1 Павлович                             

1796—1855

1855—1881      

Александр II Николаевич—отменил               

крепостное право, убит народовольцами

1818—1881

1881—1894      

Александр III Александрович                    

1845—1894

1894—1917      

Николай II Алексаидроаич—последний            российский император

1868—1918

 

 

1917—1917      

Львов Георгий Евгеньевич—глава                 

Временного правительства

1861—1925

1917—1917      

Керенский Александр Федорович—               

верховный главнокомандующий Временного правительства. (Умер в США)

1881—1970

 

Советское правительство.

МОСКВА с 11 марта 1918 года

 

1917-1923

Ленин — Ульянов Владимир Ильич                 

1870—1924

1923—1953      

Сталин — Джугашвили Иосиф Виссарионович        

1879—1953

1953—1913      

Маленков Георгий Максимилианович               

1902—1988

1953—1964      

Хрущев Никита Сергеевич                        

1894—1971

1964—1982      

Брежнев Леонид Ильич                           

1906—1982

1982—1984      

Андропов Юрий Владимирович                     

1914—1984

1984—1985      

Черненко Константин Устинович                   

1911—1985

1985-1991

Горбачев Михаил Сергеевич –первый президент СССР

1931

1991-2000

Ельцин Борис Николаевич –первый президент России

1931

2000 -

Путин Владимир Владимирович президент России

 

ecoport.narod.ru

Великие князья на Руси. Правители Древней Руси

Киевская Русь – средневековое государство, возникшее в IX в. Первые великие князья поместили свою резиденцию в городе Киеве, который, по легенде, был основан в VI в. тремя братьями – Кием, Щеком и Хоривом. Государство быстро вступило в фазу расцвета и заняло важное международное положение. Этому способствовало установление политических и торговых отношений с такими могущественными соседями, как Византия и Хазарский каганат.

Правление Аскольда

Название «Русская земля» закрепилось за государством со столицей в Киеве во время правления Аскольда (IX в.). В «Повести временных лет» его имя упоминается рядом с Диром – старшим братом. На сегодняшний день нет каких-либо сведений о его правлении. Это дает основание ряду историков (например, Рыбакову Б. А.) ассоциировать имя Дир с еще одним прозвищем Аскольда. Кроме того, до сих пор остается нерешенным вопрос о происхождении первых киевских правителей. Некоторые исследователи считают их варяжскими воеводами, другие выводят происхождение Аскольда и Дира из полян (потомков Кия).

«Повесть временных лет» дает некоторые важные сведения о правлении Аскольда. В 860 г. он совершил удачный поход в Византию и даже около недели держал в облоге Константинополь. По легенде, именно он заставил византийского правителя признать Русь независимым государством. Но в 882 г. Аскольд был убит Олегом, который затем сел на киевский престол.при великом князе

Правление Олега

Олег – первый Великий князь Киевский, правивший в 882-912 гг. По преданию, он получил власть в Новгороде от Рюрика в 879 г. как регент его маленького сына, а затем перенес резиденцию в Киев. В 885 г. Олег присоединил к своему княжеству земли радимичей, славенов и кривичей, после чего совершил поход на уличей и тиверцев. В 907 г. он выступил против могущественной Византии. Блестящая победа Олега детально описана Нестором в его труде. Поход великого князя не только способствовал усилению позиций Руси на международной арене, а и открыл доступ к беспошлинной торговле с Византийской империей. Новая победа Олега в Константинополе в 911 г. подтвердила привилегии русских купцов.

Именно этими событиями заканчивается этап становления нового государства с центром в Киеве и начинается период его наивысшего расцвета.

Правление Игоря и Ольги

После смерти Олега к власти приходит сын Рюрика – Игорь (912-945 гг.). Как и его предшественнику, Игорю пришлось столкнуть с неповиновением князей подчиненных племенных союзов. Его правление начинается столкновением с древлянами, уличами и тиверцами, которых великий князь обложил непосильной данью. Такая политика и определила его скорую смерть от рук взбунтовавшихся древлян. По легенде, когда Игорь в очередной раз пришел собирать дань, они наклонили две березы, привязали к их верхушкам его ноги и отпустили.Великие князья

После смерти князя на престол взошла его жена Ольга (945-964 гг.). Главной целью ее политики была месть за смерть мужа. Она подавила все антирюриковские настроения древлян и окончательно подчинила их своей власти. Кроме того, с именем Ольги Великой связана первая попытка крестить Киевскую Русь, которая оказалась неудачной. Политику, направленную на провозглашение христианства государственной религией, продолжили следующие великие князья.

Правление Святослава

Святослав – сын Игоря и Ольги – правил в 964-980 гг. Он вел активную завоевательную внешнюю политику и почти не заботился о внутренних проблемах государства. Сначала во время его отсутствия управлением занималась Ольга, а после ее смерти делами трех частей государства (Киев, древлянская земля и Новгород) заведовали великие русские князья Ярополк, Олег и Владимир.

Святослав совершил успешный поход на Хазарский каганат. Перед его дружиной не устояли такие мощные крепости, как Семендер, Саркел, Итиль. В 967 г. он начал Балканскую кампанию. Святослав овладел территориями в нижнем течении Дуная, захватил Переяслав и посадил там своего наместника. В следующем походе на Балканы ему удалось подчинить фактически всю Болгарию. Но по дороге домой дружина Святослава была разбита печенегами, состоявшими в сговоре с императором Византии. В облоге погиб и великий князь.

Правление Владимира Великого

Владимир был внебрачным сыном Святослава, так как родился от Малуши – ключницы княгини Ольги. Отец посадил будущего великого правителя на престол в Новгороде, но в ходе междоусобиц ему удалось захватить киевский престол. Придя к власти, Владимир упорядочил управление территориями и искоренил на землях подчиненных племен какие-либо признаки местной знати. Именно при нем произошла замена родоплеменного деления Киевской Руси территориальным.Великий князь

На объединенных Владимиром землях проживало множество этнических групп и народов. В таких условиях правителю сложно было удерживать территориальную целостность государства, даже с помощью оружия. Это привело к необходимости идеологического обоснования прав Владимира на управление всеми племенами. Поэтому князь решил реформировать язычество, поставив в Киеве, недалеко от того места, где располагались дворцы великих князей, идолов самых почитаемых славянских богов.

Крещение Руси

Попытка реформировать язычество оказалась неудачной. После этого Владимир позвал к себе правителей разных племенных союзов, исповедовавших ислам, юдаизм, христианство и т. д. Выслушав их предложения о новой государственной религии, князь отправляется в византийский Херсонес. После удачного похода Владимир заявил о своем намерении жениться на византийской принцессе Анне, но, поскольку это было невозможно, пока он исповедовал язычество, князь крестился. Вернувшись в Киев, правитель разослал по городу гонцов с распоряжением всем жителям на следующий день прийти к Днепру. 19 января 988 г. люди вошли в реку, где их крестили византийские священники. По сути, крещение Руси было насильным.

Новая вера не сразу стала общегосударственной. Сначала к христианству примыкали жители больших городов, а в церквях вплоть до XII в. существовали специальные места для крещения взрослых.

Значение провозглашения христианства государственной религией

Принятие христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства. Во-первых, это привело к тому, что великие русские князья укрепили свою власть над разобщенными племенами и народами. Во-вторых, возросла роль государства на международной арене. Принятие христианства позволило установить тесные связи с Византийской империей, Чехией, Польшей, Германской империей, Болгарией и Римом. Также это способствовало тому, что военные походы великие князья Руси уже не использовали как главный способ осуществления внешнеполитических планов.

Правление Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый объединил Киевскую Русь под своей властью в 1036 г. После многолетних междоусобиц новому правителю пришлось заново утверждаться на этих землях. Ему удалось вернуть червенские города, основать в Чудской земле город Юрьев и окончательно разбить печенегов в 1037-м. В честь победы над этим союзом Ярослав приказал заложить величайший храм – Софию Киевскую.Великие князья Руси

Кроме того, он первым составил сборник законов государства – «Правду Ярослава». Следует отметить, что до него правители древней Руси (великие князья Игорь, Святослав, Владимир) утверждали свою власть с помощью силы, а не права и закона. Ярослав занимался строительством храмов (Юрьев монастырь, Софийский собор, Киево-печерский монастырь) и поддерживал авторитетом княжеской власти еще некрепкую церковную организацию. В 1051 г. он назначил первого митрополита из русичей – Илариона. У власти великий князь оставался 37 лет и умер в 1054 году.

Правление Ярославичей

После смерти Ярослава Мудрого самые важные земли находились в руках его старших сыновей – Изяслава, Святослава и Всеволода. Изначально великие князья правили государством достаточно слаженно. Они успешно воевали против тюркоязычных племен торков, но в 1068 г. на речке Альте потерпели сокрушительное поражение в битве с половцами. Это привело к тому, что Изяслав был изгнан из Киева и бежал к польскому королю Болеславу Второму. В 1069 г. он с помощью союзнических войск вновь занял столицу.

В 1072 г. великие князья Руси собрались на вече в Вышгороде, где был утвержден знаменитый свод русских законов «Правда Ярославичей». После этого начинается длительный период междоусобных войн. В 1078 году киевский престол занял Всеволод. После его смерти в 1093 году к власти пришел Святополк Изяславич, а два сына Всеволода – Владимир Мономах и Ростислав – стали править в Чернигове и Переяславе.

Правление Владимира Мономаха

После смерти Святополка в 1113 году киевляне пригласили на престол Владимира Мономаха. Главную цель своей политики он видел в централизации государственной власти и в укреплении единства Руси. Для установления мирных отношений с разными князьями он использовал династические браки. Именно благодаря этому и дальновидной внутренней политике ему удалось успешно контролировать огромную территорию Руси в течение 12 лет. Кроме того, династические браки объединяли киевское государство с Византией, Норвегией, Англией, Данией, Германской империей, Швецией и Венгрией.Великие князья древней Руси

При великом князе Владимире Мономахе обустраивалась столица Руси, в частности был возведен мост через Днепр. Умер правитель в 1125 году, после чего начался длительный период раздробленности и упадка государства.

Великие князья Древней Руси в период раздробленности

Что же было дальше? Во время феодальной раздробленности каждые 6-8 лет менялись правители древней Руси. Великие князья (киевские, черниговские, новгородские, переяславские, ростово-суздальские, смоленские) боролись за главный престол с оружием в руках. Дольше всех правили государством Святослав и Рюрик, которые принадлежали к самому влиятельному роду Ольговичей и Ростиславовичей.

В Черниговско-Северском княжестве власть находилась в руках династии Олеговичей и Давидовичей. Поскольку эти земли более всех были подвержены экспансии половцев, правителям удавалось сдерживать их завоевательные походы благодаря заключению династических браков.

Переяславское княжество даже в период раздробленности было полностью зависимо от Киева. Наивысший расцвет этих территорий связывают с именем Владимира Глебовича.

Усиление Московского княжества

После упадка Киева главная роль переходит к Московскому княжеству. Его правители заимствовали себе титул, который носили великие князья Руси.

Усиление Московского княжества связано с именем Даниила (младший сын Александра Невского). Ему удалось подчинить себе г. Коломну, Переяславское княжество и г. Можайск. В результате присоединения последнего важный торговый путь и водная артерия р. Москва оказалась в пределах территории Даниила.

Правление Ивана Калиты

В 1325 году к власти пришел князь Иван Данилович Калита. Он совершил поход на Тверь и разгромил ее, тем самым устранив своего сильного соперника. В 1328 г. он получил от монгольского хана ярлык на Владимирское княжество. В его правление Москва прочно закрепила свое превосходство в Северо-Восточной Руси. Кроме того, в это время складывается тесный союз великокняжеской власти и церкви, который сыграл значительную роль в образовании централизованного государства. Митрополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву, которая стала важнейшим религиозным центром.Великий князь всея Руси

В отношениях с монгольскими ханами Иван Калита проводил политику лавирования и исправной выплаты дани. Сбор средств с населения проводился с заметной жесткостью, что привело к аккумулированию в руках правителя значительных богатств. Именно во время княжества Калиты была заложена основа могущества Москвы. Его сын Семен уже претендовал на титул «Великий князь всея Руси».

Объединение земель вокруг Москвы

В период правления Калиты Москве удалось оправиться от череды междоусобных войн и заложить основы эффективной хозяйственной и экономической систем. Это могущество было поддержано возведением в 1367 году Кремля, который представлял собой военно-оборонительную крепость.

В средине XIV в. в борьбу за главенство на русской земле включаются князья Суздальско-Нижегородского и Рязанского княжеств. Но основным противником Москвы по-прежнему оставалась Тверь. Соперники могущественного княжества нередко искали поддержки у монгольского хана или у Литвы.

Объединение русских земель вокруг Москвы связано с именем Дмитрия Ивановича Донского, который осадил Тверь и добился признания своей власти.

Куликовская битва

Во второй половине XIV в. великие князья России направляют все свои силы на борьбу с монгольским ханом Мамаем. Летом 1380 г. он со своим войском подошел к южным границам Рязани. В противовес ему Дмитрий Иванович выставил 120-тысячную дружину, которая двинулась в направлении Дона. великие русские князья8 сентября 1380 г. русское войско заняло позиции на Куликовом поле, и в этот же день состоялась решающая битва – одно из крупнейших сражений в средневековой истории.

Разгром монгол ускорил распад Золотой Орды и укрепил значение Москвы как центра объединения русских земель.

загрузка...

aikido-mariel.ru

Имя и власть. Как правители Древней Руси называли своих детей?

 I.
 Нехристианские имена

Изучение имен, принятых в правящих династиях Средневековья, может показаться очень частной и сугубо прикладной задачей. Между тем, если мы пытаемся реконструировать культурно-языковую ситуацию давно минувшей эпохи, то нередко получается, что от целых хронологических отрезков сохрани лось так мало, что имя правителя оказывается едва ли не наиболее достоверным и содержательным источником информации. Если же в выборе династических имен удается разглядеть некую систему, своеобразный язык, диалог династии со своими современниками, предками и потомками, то целый ряд лакун в наших знаниях об истории и культуре Древней Руси может быть заполнен.

Отечественным историкам помимо всего прочего на редкость повезло с материалом: потомки Рюрика, пришедшего из Скандинавии в Х в., просуществовали как правящая династия около 600 лет, что дольше династической жизни любого из европейских домов Средневековья. Последний Рюрикович на престоле (а это, строго говоря, отнюдь не Федор, сын Ивана Грозного, а Василий Шуйский) является прямым потомком крестителя Руси Владимира Святого. Таким образом, все эти 600 с лишним лет династия продержалась на одном-единственном основании — на праве крови, на праве принадлежности к роду по рождению. А где рождение, там и наречение именем.

схема

С чего же все начиналось?

В странах, которые стали христианскими сравнительно поздно, таких, например, как Русь или Скандинавия, — усвоение христианских имен в первые века после крещения проистекало довольно медленно. Церковь прилагала, по-видимому, немало усилий для их распространения, для того, чтобы все новообращенные носили имена святых, занесенных в христианский календарь. Однако языческий, традицион

Дело в том, что исконное языческое имя устанавливало связь человека с его родом, с прошлым, настоящим и будущим. Христианское же имя, хотя и поддерживалось всем авторитетом церкви, относительно долгое время оставалось, так сказать, «словом без ассоциаций», без дополнительных связей и значений. Такая ситуация могла вести к двуименности, когда каждый человек оказывался обладателем традиционного родового имени, не имевшего с христианством ничего общего, и имени христианского, которое давалось ему при крещении.ный именослов проявляет поразительную живучесть, а наречение именем оказывается одной из самых устойчивых, консервативных областей культуры.

Печать князя Ярослава Всеволодича

Печать князя ЯрославаВсеволодича

Печати Рюриковичей

Печати Рюриковичей

Выбор имени для любого человека в любой культурной традиции имеет немалую значимость. Но если имя выбирается для князя, для будущего правителя, то его наречение — это всегда важнейшее событие в жизни династии, а нередко и в жизни страны, в которой эта династия правит. Имена наследника определяли его место в роду, намечали те властные привилегии, на которые он мог — по замыслу своих родителей- впоследствии рассчитывать. Давая имя своим детям, князья всякий раз актуализировали историю рода, планировали будущие союзы, а нередко делали первые шаги и к будущим войнам. История выбора имен — это в определенном смысле и есть концентрированная, сжатая до предела история династии.

Две печати

В домонгольский период (Х-XIII вв.) на Руси были, по-видимому, гораздо более употребительны языческие княжеские имена, такие, как, например, Святослав, Всеволод, Мстислав, Ярополк, Игорь и др. Именослов династии Рюриковичей был весьма консервативен: новые имена проникали в него с трудом, большая же часть имен повторялась в разрастающемся княжеском роду из поколения в поколение. Повтор, преемственность имен, вообще весьма характерные для родового мира, в данном случае олицетворяли еще и идею преемственности власти, наследственных прав на княжение, на землю.

Наследник рода должен был носить имя кого-либо из предков, при этом родовая традиция проявляла относительное безразличие к исходной языковой или этнической принадлежности такого имени. Так, к середине XI в. скандинавское по происхождению Игорь (из Yngvarr) и славянское Святослав были равно пригодны для княжеского сына, так как к тому времени уже существовали Рюриковичи, эти имена носившие.

Одним из наиболее актуальных принципов выбора имени было наречение в честь умершего предка. Если речь шла об имянаречении мальчика, явное предпочтение отдавалось именам предков по мужской линии. В качестве иллюстрации приведем порядок распределения имен в семье Мстислава Владимировича Великого, жившего в последней трети XI — первой половине XII в. 

Шахматы, найденные в Новгороде

Шахматы, найденные в Новгороде

Самого старшего сына Мстислава Великого называют Всеволодом в честь Всеволода Ярославича, киевского князя и родного прадеда новорожденного. Почему же именно в честь прадеда, а не, скажем, в честь деда? Ответ на этот вопрос очень прост. К тому времени, когда этот княжич Всеволод появился на свет, его родной дед был еще жив, а значит, его имя было, так сказать, «занято».

Второй сын Мстислава получает имя Изяслав в честь собственного родного дяди, который погиб в княжеской усобице совсем молодым. Весьма показательно, что этот убитый Изяслав княжил в Курске и на курский же стол посадили и его тезку-племянника. Конечно, этот самый курский стол не пустовал, дожидаясь, пока младенец вырастет. Его до поры до времени занимали другие князья. И тем не менее, имя Изяслав было вполне прозрачной для всех заявкой на отдаленное будущее, на то, что, став взрослым (т.е. лет в 15, а то и раньше), при благополучных обстоятельствах именно он будет курским князем.

Имя же деда, Владимир, получил лишь младший сын Мстислава Великого. Он был намного моложе своих братьев и появился на свет два или три года спустя после того, как умер его дед Владимир Мономах.

Итак, мы видим, что княжеская родовая традиция как будто стремилась не оставлять «вакантных» имен, подобно тому, как никогда не оставались пустующими княжеские столы, а выбор «предка-прототипа», в честь которого нарекался новорожденный, зависел от того места в княжеской иерархии, которое прочили ребенку его старшие родичи.

Право такого выбора принадлежало, как правило, отцу или деду, т.е. старшему из живущих предков по мужской линии. При этом существовал строжайший запрет на наречение мирским именем живого отца или деда, никаких Рюриков Рюриковичей или Владимиров Владимировичей среди русских князей той поры быть не могло (если только они не были посмертными детьми). Таким образом, создавалась линейная цепь преемственности, в которой у всех членов рода — живых и умерших — была своя роль.

Иногда ребенок мог получить и дополнительное имя из рода матери. Так, уже известный нам князь Мстислав Великий в скандинавских сагах фигурирует под именем Харальд. Дело в том, что по материнской линии он принадлежал к весьма знатному англосаксонскому роду: знаменитый король Харальд Годвинсон, погибший в 1066 г. в битве при Гастингсе, последний английский правитель, проигравший Англию норманнам, был его родным дедом. Кроме того, Мстислав, как известно, был женат на шведской принцессе Кристине. Для нее-то, конечно, скандинавское имя Харальд было привычным и родным.

Однако и само это имя, и западная культурная ориентация князя никак не проявляется в русских источниках. Имени великого князя, Харальд, мы здесь попросту не находим, на Руси этот старший сын Владимира Мономаха известен исключительно как Мстислав или — в особых ситуациях — как Федор, то есть под своим крестильным именем.

Иными словами, основное имя княжича приходило из рода отца, тогда как имя из материнского рода всегда оставалось второстепенным, причем дело обстояло именно так не только при взаимодействии с западноевропейским миром, но и при связях с миром кочевого Востока. Так, знаменитый Юрий Долгорукий был женат на половецкой княжне, и его сын Андрей Боголюбский, будучи наполовину половцем, по некоторым данным, носил дополнительное имя Китай.

Прямое совпадение имени потомка с именем умершего предка, при всей важности, не было единственным механизмом установления родовой преемственности. В наречении Рюриковичей достаточно активно использовались и другие средства, например принцип варьирования родового имени. Этот принцип, довольно хорошо описанный на материале германских двусоставных имен, заключается в следующем: имена детей повторяют отдельные элементы или основы имен родителей.

Так, например, известно, что готский король Теодемир называет сыновей именами Теодерих, Теодемунд, а дочь получает имя Амальфреда. В свою очередь его сын Теодерих называет своих дочерей Теодегото, Острогото и Амаласунта, тогда как его сестра Амальфреда дает своим детям имена Амалаберга и Теодехат. Наконец, последний (Теодехат) подбирает для своих сыновей имена Теодегизль и Теоденантис.

На Руси достаточно рано появляются носители германских имен, у которых имя сына или дочери повторяет одну из основ имени отца. Например, князь, правящий в Полоцке в Х в., носил имя Рогволод, которое надежно этимологизируется как скандинавское Rag-nvaldr. Его дочь звали Рогнедой, то есть Ragnheidr. Эта Рогнеда стала женой Владимира Святого и прародительницей главной ветви Рюриковичей. Самый принцип варьирования же с легкостью был перенесен и на имена славянского происхождения.

Весьма показательно, как называют своих сыновей Рогнеда и Владимир Святославич. Большая часть этих имен варьирует имя деда, то есть содержит одну из основ имени Святослав. Их зовут, соответственно, Мстислав, Изяслав, Вышеслав, Ярослав. У одного из сыновей, однако, имя повторяет одну из основ отцовского имени — его зовут Всеволод Володимирич.

Но наиболее интересно имя еще одного сына крестителя Руси -Святополк, в котором воспроизводятся не только первая основа имени деда, но и основа, входившая в имя старшего брата Владимира — Ярополка Святославича. Напомним, что речь идет о Святополке Окаянном, сопернике Ярослава Мудрого и предполагаемом убийце свв. Бориса и Глеба. Хорошо известно предание о его появлении на свет. Мать Святополка была женой Ярополка Святославича, и Володимир «залеже жену братьню Грекиню . и бе непраздна . от нея же роди Святополка». Кроме того, в летописи утверждается, что Владимир не любил Святополка, «бе бо от двою отцю от Ярополка и от Володимира».

Что же дают имена в перспективе «установления отцовства»?

Святополк был единственным из наследников Владимира, кто получил имя, содержащее элемент -полк, т.е. со всей очевидностью воспроизводящее одну из основ имени Ярополк. Таким образом, имя новорожденного не повторяет буквально имени одного из возможных отцов, но при этом явно актуализирует связь с ним. Необходимо учитывать, что наречение в честь дяди по отцу было бы делом вполне обычным. Подобное же сложное комбинирование с использованием одной из основ имени старшего родича может, как кажется, отражать те «сомнения» Владимира, о которых повествует летопись и другие источники. Вместе с тем первая из основ имени Святополка демонстрирует, что он, во всяком случае, был внуком знаменитого Святослава Игоревича.

В целом же, когда родовое имя варьировалось, воспроизводилось лишь частично, то, с одной стороны, соблюдался запрет на прямой повтор имени живущего, а с другой стороны, поддерживалась преемственность родовых прав. Кроме того, подобная созвучность имен детей с именем отца для народов, у которых, как у скандинавов и русских, есть отчества, — явление универсальное. Пока сохраняются отчества, поддерживается и некоторое стремление к гармонии его с именем. Конечно, эта гармония может пониматься очень по-разному, но и сейчас, в современной России, родители, выбирая имя для ребенка, заботятся о том, чтобы оно «подходило» к его отчеству.

Итак, мы назвали два основополагающих принципа выбора имени у Рюриковичей — принцип буквального повтора имени умершего предка и принцип варьирования родового имени. Однако систему имянаречения русских князей, чей род разрастался и дробился в каждом следующем поколении, невозможно описать, исходя исключительно из вертикальных связей (т.е. связей, направленных от предков к потомкам). Если отец, определяющий династические перспективы ребенка, и располагал к этому моменту максимальной полнотой власти, он в той или иной степени все же вынужден был считаться с существованием властных претензий всех живущих родичей княжеского происхождения. Едва ли не самыми существенными при этом оказывались претензии его братьев — дядьев нарекаемого наследника.

Золотая подвеска с родовым знаком Рюриковичей

Золотая подвескас родовым знакомРюриковичей

Как известно, противостояние между дядьями и племянниками, младшими сыновьями и старшими внуками составляет львиную долю династических конфликтов всего европейского Средневековья. Особенно часто это происходило в обширном роду русских правителей, где правнуки и праправнуки одного князя то и дело делят между собой наследство общего предка. Парадоксальным образом княжеские права одновременно и разобщают род, т.е. служат поводом для постоянной внутриродовой борьбы, и объединяют его. Именно притязания на власть формируют длительную генеалогическую память, актуализируют достаточно отдаленное кровное родство и вторичным образом делают «братьями» всех многочисленных Рюриковичей, которые во внединастической родовой практике были бы, по-видимому, куда более изолированы друг от друга.

При этом династическая пара «дядя / племянник» представляет собой наиболее наглядную модель столкновения различных подходов к проблеме престолонаследия, различных принципов структурирования династии. Акт имянаречения сына — это выражение личной воли правителя, своеобразное «высказывание» князя, обращенное к современникам и потомкам. Именно такие высказывания наряду с княжескими завещаниями и другими правовыми текстами и являются тем материалом, на основании которого можно судить об их взглядах на преемственность власти.

Наречение новорожденного именем живого дяди со стороны отца подразумевает наиболее непосредственную реакцию на текущую политическую ситуацию. Жесткий запрет на именование в честь живого отца или деда не распространялся на совпадение имен у родичей отдаленных. Дядя в этом отношении представлял собой, по-видимому, фигуру двойственную с точки зрения допустимости использования его имени.

В самом деле, с одной стороны, он был ближайшим кровным родственником по мужской линии после отца и деда, поэтому, коль скоро он был жив, использование его имени могло быть нежелательным. В то же время строгого запрета на такое использование, судя по всему, не было. Двойственное положение по отношению к детям брата дядя занимал и по другой причине. Действительно, именно он — в случае смерти брата — был потенциальным покровителем и защитником осиротевших племянников. При этом на протяжении всей известной нам домонгольской истории Рюриковичей дядья по отцу зачастую оказывались естественными врагами и конкурентами подрастающих сыновей своих братьев.

Все возможные случаи совпадения имен живого дяди и племянника, по сути дела, сводятся к двум схемам. Племянник получает имя в честь живого дяди, или оба они называются в честь общего, одного и того же умершего предка. Первая схема — племянник назван в честь дяди — устанавливает особую связь дружбы и покровительства между старшим и младшим родичами. При реализации же второй схемы -дядя и племянник названы в честь одного и того же предка — речь может идти, скорее, о конкуренции, своего рода вытеснении дяди из цепи преемственности власти.

Как же определить в каждом конкретном случае, с какой из двух моделей мы имеем дело?

Если тезкой своего дяди оказывался старший из мальчиков, главный наследник отца, это означало, что дядю стремятся по возможности оттеснить на периферию рода. Если же в честь дяди назывался кто-либо из младших княжичей, это с большей вероятностью подразумевало желание укрепить союзнические отношения между братьями, а позднее между племянниками и дядей, передать младших родичей «на руки» старшему.

Нередко между братья-ми-князьями заключался особого рода договор, согласно которому, тот из братьев, кто переживет другого, принимает под свое покровительство (или, в терминологии того времени, «берет себе в сыновья») племянника. Такой договор относительно сыновей существовал, например, между Мстиславом Великим и его братом Ярополком Владимировичем, которому Мстислав завещал Киев после своей смерти. Такой же договор был между Юрием Долгоруким и его рано умершим братом Андреем Добрым. Характерно при этом, что один из самых младших сыновей Мстислава назван Ярополком, т.е. в честь дяди, будущего покровителя, а у Юрия Долгорукого в свою очередь третий сын получает имя Андрей также в честь дяди, с которым заключен договор (это тот самый Андрей-Китай Юрьевич, который впоследствии прославится как Андрей Боголюбский).

С другой стороны, мы знаем немало случаев пожизненной ожесточенной конкуренции между тезками - племянником и дядей, конкуренции, заложенной уже при имянаречении младшего из них. Таких примеров очень много в черниговской ветви Рюриковичей, где соперничество за родовое наследие было особенно жестким и, соответственно, была очень велика теснота антропо-нимического ряда, борьба за имена великих предков, таких, например, как Святослав и Олег. Толпа Святославов Ольговичей и Олегов Святославичей, действующих одновременно на исторической арене в XII в., производит впечатление даже при поверхностном взгляде на историю черниговских земель.

Вообще поражающее современного человека обилие тезок в разросшемся к XIII в. роду Рюриковичей, судя по всему, нисколько не смущало самих князей. Повтор имен умерших предков, варьирование и созвучие имен родичей, наречение в честь старшего покровителя служило для обеспечения легитимности власти и ее преемственности. Выбор имени всегда был попыткой определить, задать династическую судьбу ребенка. Имянаречение сына, таким образом, было своеобразной репликой правителя, обращенной в будущее. Каждая подобная реплика строилась в соответствии с законами постепенно усложнявшегося языка имен.

Анна Литвина, Фёдор Успенский

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Связанные статьи
Оценить:  Загрузка...

trv-science.ru

Правители Древней Руси

Правители Древней Руси

Авторство данного опуса мне установить так и не удалось, однако определенно, что составлен он был до Великой Октябрьской и с использованием трудов Карамзина. Данная интерпретация истории небесспорна, но годится как очень краткое пособие.  

Содержание

1-е столетие Страна и население древней Руси до начала государства Рюрик (862-879) Олег (879-912) Игорь (912-945) Ольга (945-957) Общая характеристика 1-го столетия

2-е столетие Владимир св. Равноапостольный (980-1015) Святополк (1015-1019) Ярослав Мудрый (1019-1054) Изяслав (1054-1078) Святослав (957-972) Общая характеристика 2-го столетия

3-е столетие Всеволод - I (1078-1093) Святополк - II (1093-1113) Владимир Мономах (1113-1125) Мстислав - I (1125-1132) Ярополк (1132-1139) Всеволод - II (1139-1146) Изяслав - II (1146-1154) Юрий Долгорукий (1154-1157) Мстислав - II (1157-1169) Андрей Боголюбский (1169-1174) Общая характеристика 3-го столетия

4-е столетие Всеволод - III (1176-1212) Константин - I (1212-1219) Юрий - II (1219-1238) Ярослав - II (1238-1252) Александр Невский (1252-1263) Даниил - I (1229-1264) Общая характеристика 4-го столетия

5-е столетие Ярослав - III (1264-1272) Василий - I (1272-1276) Дмитрий - I (1276-1294) Андрей - II (1294-1304) Михаил Святой (1304-1319) Юрий - III (1320-1326) Дмитрий - II (1326) Александр Тверской (1326-1338) Иоан - I Калита (1320-1341) Симеон Гордый (1341-1353) Иоанн - II (1353-1359) Общая характеристика 5-го столетия

6-е столетие Дмитрий - III Донской (1363-1389) Василий - I (1389-1425) Василий - II Темный (1425-1462) Общая характеристика 6-го столетия

7-е столетие Иоанн - III (1462-1505) Василий - III (1505-1533) Елена Глинская (1533-1538) Иоанн - IV Грозный (1538-1584) Общая характеристика 7-го столетия

8-е столетие Федор Иоаннович (1584-1598) Борис Годунов (1598-1605) Лжедмитрий (1605-1606) Василий Шуйский (1606-1610) Михаил Федорович (1613-1645) Алексей Михайлович (1645-1676) Общая характеристика 8-го столетия

9-е столетие Федор Алексеевич (1676-1682) Иван Алексеевич (1682-1689) София - правительница (1682-1689) Петр Великий (1682-1725) Екатерина - I (1725-1727) Петр - II (1727-1730) Анна Иоанновна (1730-1740) Елизавета Петровна (1741-1761) Петр - III (1761-1762) Общая характеристика 9-го столетия

10-е столетие Екатерина - II (1762-1796) Павел - I (1796-1801) Александр - I Благословенный (1801-1825) Николай (1825-1855) Общая характеристика 10-го столетия

11-е столетие Александр - II Освободитель (1855-1881) Император Александр - III (1881-1894) Николай Александрович Общая характеристика 11-го столетия

Послесловие  

 

1-е столетие, перечень событий Страна и население древней Руси до начала государства На обширной восточно-европейской равнине, орошаемой великими реками, издавна жили славянские народы, наши предки. Когда они пришли сюда - неизвестно. Расселились они по разным местам этой огромной, но пустынной страны, а главным образом по великому водному пути: От моря варяжского (балтийское), озеро Нево (Ладожское), реки Волхова, озера ильмени, реки Ловати, реки Днепра до моря Русскаго (черное). От места расселения большей частью и приняли свое название славяне: Они построили Новгород; по Днепру жили поляне, у которых был свой город Киев; поселившиеся в лесах, недалеко от полян назывались древлянами; много и других славянских племен с разными названиями поселилось около рек и озер русских. Но не одни славяне жили в нынешней России. Жили тут и народы иноплеменные: К северу и северо-востоку - финские племена (чудь, весь, меря, мурома, черемиса, мордва и др.), К западу - Литва, к югу и юго-востоку - тюрки (хозары, печенеги, половцы). Занимались славяне большей частью земледелием. Управлялись родоначальниками, но не было мира между племенами, и к тому же обижали их соседи. Тогда они сами отправили за море балтийское к одному из племени варягов, которое называлось Русью (откуда и мы все стали называться русскими), послов, говоря: "Вся земля наша велика и обильна, а наряда (т. Е. Порядка) в ней нет, придите княжить и владеть нами, "три князя (братья Рюрик, Синеус, Трувор) из этого племени пришли со своими дружинами, среди которых было немало и славян, и заняли места в Новгороде, на Белоозере и в Изборске. Это случилось в 862 году. С этого года начинается тяжелая работа русского народа над устройством своего государства. Содержание Рюрик (862-879) Братья Рюрика спустя два года умерли, Рюрик сделался единственным правителем страны. Окрестные города и селенья он раздавал в заведование своим приближенным, которые сами творили суд и расправу. В это же время два брата, не из рода Рюрика, Аскольд и Дир, заняли Киев и стали управлять полянами. Содержание Олег (879-912) После смерти Рюрика, за малолетством его сына Игоря, стал править Олег. Он прославил себя умом и воинственностью, с большим войском он пошел вниз по Днепру, взял Смоленск, Любеч, Киев и сделал последний своим стольным городом. Аскольд и Дир были убиты, а полянам Олег показал маленького Игоря: "Вот сын Рюрика - ваш князь". Замечателен поход Олега на Грецию, который окончился полной победой Олега и обеспечил русским льготные права свободной торговли в Константинополе. Много золота, дорогих тканей, вина и всякого богатства привез с собой Олег из похода. Русь дивилась его подвигам и прозвала его "вещим Олегом". Содержание Игорь (912-945) Игорь Рюрикович, по примеру Олега, покорил соседние племена, заставлял их платить дань, отражал нападение печенегов и предпринял поход в Грецию, но не такой удачный, каким был поход Олега. Игорь был неумерен в своих требованиях к побежденным племенам. Древляне говорили: "Повадится волк на овец, так вынесет все стадо. Убьем его. "И умертвили Игоря и его дружину, которая была с ним..." Содержание Ольга (945-957) Ольга, жена Игоря, по обычаю того времени, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа и взяла их главный город Коростень. Она отличалась редким умом и большими способностями к правительности. На склоне лет своих приняла христианство и была причислена к лику святых. Принятое Ольгой христианство было первым лучом истинного света, которому предстояло согреть сердца русских людей. Содержание ^ С призвания князей начинается порядок в русском государстве. Великий князь сидит в Киеве: Творит здесь суд, ездит за данью (повоз, полюдье). В подчиненные области он назначает посадников, с правом иметь свою дружину и собирать дань в свою пользу. Главной заботой первых князей является борьба с беспокойными кочевниками: В то время весь юг занимали печенеги, славяне платили дань хазарам. Чтобы дать простор и свободу русской торговле, русские князья предпринимают походы в Византию (Царьград). Религия русских славян была сперва языческая: Поклонялись грому и молнии (Перун), солнцу под разными именами, огню, ветру и др. Но сношения военные и торговые с Византией, познакомили русских и с христианством. Так, есть указания о крещении Аскольда. При Игоре в Киеве уже была христианская церковь, княгиня Ольга крестилась в Царьграде (Константинополе). Но, несмотря на заботы и деятельность правителей князей, в общем течении народа русского, происходит неурядица, вследствие необходимости вести борьбу с соседними племенами (самозащита) и неустойчивости еще порядка внутри страны. Содержание

^ Междоусобные войны Ярополка, Олега и Владимира, сыновей Святослава, еще при жизни роздавшего им свои земли, окончились гибелью Ярополка и Олега и торжеством Владимира. Владимир отобрал у поляков червонную Русь, воевал против болгар и печенегов. Богатой добычи своей не жалел для своей дружины и на украшение многочисленных идолов. Христианство, принятое Ольгой, успело уже проникнуть в Киев, где был даже сооружен храм св. Ильи. Греческим проповедникам удалось склонить и самого князя принять христианство. Крещение Владимира и его приближенных, а потом и всех киевлян, состоялось в 988 году. Греческие императоры, Василий и Константин, выдали замуж за Владимира свою сестру Анну. Христианство деятельно распространялось княжеской дружиной и священниками во всех местностях княжества. Народ любил Владимира за его кроткий нрав и редкую любовь к ближним. Владимир строил города и церкви, а при церквах, для обучения грамоте, школы. При нем же и началось монастырское строение на Руси. В народных песнях и былом (былинах) часто упоминается ласковый князь, Владимир красное солнышко, русская церковь называет его равноапостольным князем. Содержание ^ Владимир святой еще при жизни разделил земли своим сыновьям: Святополку, Изяславу, Ярославу, Мстиславу, Святославу, Борису и Глебу. После смерти Владимира, Святополк овладел Киевом и решил отделаться от всех своих братьев, для чего приказал убить Бориса, Глеба и Святослава, но вскоре сам был изгнан из Киева Ярославом новгородским. При помощи своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, Святополк вторично овладел Киевом, но должен был снова оттуда бежать и по дороге лишил себя жизни. В народных песнях он, как убийца своих братьев, прозван "окаянным". Содержание ^ По изгнании Свято полка и со смертью Мстислава Тьмутараканьского, князь Ярослав сделался единственным правителем русской земли. Отличаясь большим умом, он искусно правил Русью: Много заботился о нуждах страны, строил города (Ярослав и юрьев), воздвигал церкви (св. Софьи в Киеве и Новгороде), учреждал школы и содействовал письменности на Руси. Ему же принадлежит заслуга издания первого свода юридических обычаев, известного под названием "русская правда". Сыновьям своим: Изяславу, Святославу, Всеволоду, Игорю, Вячеславу, дал он уделы русской земли и советовал жить мирно, дружно и в любви между собой народ прозвал Ярослава "мудрым". Содержание ^ Старший сын Ярослава, Изяслав - I, после смерти отца занял киевский престол, но после неудачного похода на половцев, его прогнали киевляне, а великим князем сделался брат его Святослав. После смерти последнего, Изяслав снова вернулся в Киев. Содержание ^ Сын Игоря и Ольги Святослав, закалил себя в походах и войнах и отличался суровым характером, честностью и прямотой. Он шел на врагов с предупреждением: "Иду на вы. "Святослав присоединил вятичей, разбил хазаров, взял область Тьмутаракань и, несмотря на малочисленную дружину, успешно воевал на Дунае с болгарами. После того Святослав пошел на греков - завоевал между прочим Андрианополь и, грозил Константинополю, но греки пошли на мир. "Не ходи на город - говорили они - возьми дань какую хочешь. " На возвратном пути Святослав не принял меры предосторожности и был убит печенегами у порогов Днепра. Содержание ^ Братья великого князя получают в управление отдельные части (уделы) государства, из которых особенно значительны: Киевское княжество (самое большое и сильное), черниговское, ростово-суздальское, галицко-волынское, новгородское. Несмотря на это деление, русская земля еще считается единою. Ярослав мудрый раздвигает ее границы до реки Роси (приток Днепра). При Владимире Святом на Руси распространяется христианство, а вместе с ним и просвещение с сильным византийским влиянием. Во главе русской церкви становится киевский митрополит, подчинявшийся патриарху цареградскому. Представители церкви, большей частью греки, принесли с собой не только новую религию, но и новые государственные понятия (о правах и обязанностях князя и подданных) и новое просвещение. Князья действовали согласно с церковью. Они строили храмы, поощряли монастыри, заводили школьное обучение. Из монастырей самый известный Киево-Печерский, основанный святым Антонием и устроенный святым Феодосием. В это время является и древний русский историк, записывавший события по годам, летописец монах Нестор и многие другие древние русские писатели того времени, главным образом проповедники. Печатных книг еще не было, а все переписывалось, и самое переписывание считалось богоугодным. Таким образом, общий уклад жизни устанавливается под влиянием византийским, хотя народная жизнь и отвлекается от прямого пути постоянной борьбой между собой правителей-князей и необходимостью защищать родную землю от набегов соседей. Важнейшие особенности этого столетия: Начало развития письменности, но и в то же время борьба князей, борьба с соседними племенами, от которой, по выражению "слова о полку Игоря" - "стогнет русская земля". Также важной особенностью было начало развития идеи любви и мира, идеи христианства, начало просветительных идей под покровом церкви. Содержание

^ Всеволод - I мог быть полезным правителем. Этот князь был набожен, правдив, очень любил образование и знал пять языков, но набеги половцев, голод, мор и неурядицы в стране не благоприятствовали его княжеству. Он держался на престоле только благодаря его сыну Владимиру, прозванного Мономахом. Содержание ^ Сын Изяслава -I, Святополк -II, наследовавший после Всеволода -I киевский престол, отличался бесхарактерностью и не способен был усмирить междоусобия князей из-за владения городами. На съезде в Любиче переславском в 1097 году, князья целовали крест "каждому владеть отцовской землей", но вскоре князь Давид Игоревич ослепил князя Василька. Снова собрались князья на съезд в вятиченее 1100 году, и лишили Давида Волыни; по предложению Владимира Мономаха решили на долобском съезде, в 1103 году, предпринять совместный поход на половцев, русские разбили половцев на реке сале (в 1111 году) и взяли множества полону: Скота, овец, коней и пр. Одних князей половецких убито до 20 человек. Слава об этой победе разошлась далеко между греками, венграми и прочими славянами. Земли русской. Содержание ^ Несмотря на старшинство святославичей, после смерти Святополка -II, на киевский престол выбран был Владимир мономах, который, по словам летописи, "добро хотел братии и всей земле русской". Он выделялся своими большими способностями, редким умом, храбростью и неутомимостью. Он был счастлив в походах на половцев. Князей он смирял своей строгостью. Замечательно оставленное им "поучение детям", в котором он дает чисто христианское нравоучение и высокий пример служения князя своей родине. Содержание ^ Походя на отца своего Мономаха, сын Мономаха, Мстислав -I, умом и характером жил дружно со своими братьями, внушая уважение и страх непокорным князьям. Так, ослушавшихся его князей половецких, изгнал он в Грецию, а вместо их в городе Полоцке посадил править своего сына. Содержание ^ Брат Мстислава, Ярополк, сын Мономаха, вздумал передать удел не брату своему Вячеславу, а племяннику. Благодаря возникшим отсюда раздорам, "мономаховичи" потеряли киевский престол, который перешел к потомкам Олега Святославовича - "Олеговичам". Содержание ^ Добившись великого княжения, Всеволод захотел закрепить киевский престол в своем роде и передал его брату своему Игорю Олеговичу. Но не признанный киевлянами и постриженный в монахи, Игорь был скоро убит. Содержание ^ Киевляне признали Изяслава -II Мстиславовича, который умом, блестящими дарованиями, храбростью и приветливостью живо напоминал своего знаменитого деда Мономаха. Со вступлением на великокняжеский престол Изяслава -II, нарушилось укоренившееся в древней Руси понятие о старшинстве: В одном роде племянник при жизни дяди не мог быть великим князем. Между Юрием Владимировичем, князем ростово-суздальским, и Изяславом -II начинается упорная борьба. Изяслав дважды был изгоняем из Киева, но все же удержал престол до самой своей смерти. Содержание ^ Смерть Изяслава -II открывает Юрию, названному впоследствии народом Долгоруким, доступ к киевскому престолу, на котором он, спустя три года и умирает великим князем. Содержание ^ После долгих раздоров между князьями, на киевский престол утверждается Мстислав -II Изяславович. Его изгоняет оттуда Андрей Юрьевич, прозванный Боголюбским. При этом Андрей разорил Киев (1169). Содержание ^ Приняв великокняжеский титул, Андрей Юрьевич переносит престол во Владимир на Клязьме, и с тех пор Киев начинает терять свое первенствующее положение. Суровый и строгий Андрей хотел быть самодержавным, т. Е. Править Русью без веча и дружин. Андрей Боголюбский беспощадно преследовал недовольных бояр, они составили заговор на жизнь Андрея и убили его. Содержание ^ После смерти Ярослава мудрого, русская земля разделилась между его сыновьями по их относительному старшинству и по сравнительной доходности областей: Чем старше был князь, тем лучше и богаче давалась ему область. Когда кто ни будь из княжеской семьи умирал, младшие родичи, следовавшие за умершим, передвигались из волости в волость. Этот передел земли в 12 веке заменился уделами, когда в известной области утверждалась одна какая-нибудь княжеская линия. Но обычный порядок княжеского владения часто нарушался гибельными ссорами князей, тем более гибельными, что в это время черноморская степь была занята вместо печенегов половцами. Впрочем, если не на юге, то славянская колонизация (преимущественно новгородская) подымается на восток и северо-восток Руси. Во главе области по-прежнему был князь, советовавшийся с боярами из дружинников. Законодательная власть принадлежала вече из горожан. Особенно и на долгое время имело значение вече в Новгороде. Область делилась на округа (вереи, погосты), управляемые лицами по назначению князя. Суд творили княжеские судьи (тиуны) по сборнику обычного права, т. Е. На основании народных обычаев "русской правды". Широкое участие в делах мирских принимала церковь, ведавшая порядок семейный, религиозный и нравственный. Славились в ту пору проповедники Илларион, Кирилл, игумен Даниил, посетил святую землю и оставил благочестивое описание своего паломничества. Таким образом, в этом столетии развивается под влиянием церкви религиозная вера, семейная жизнь и нравственные основы, происходит колонизация славянских племен, организуется судебная власть, для которой руководством служит сборник законов "русская правда", но раздробление русской земли на уделы и происходящие оттого раздоры и войны, не дают возможности установится общему государственному порядку, и влекут за собой ослабление народных сил и навлекают поработителей-татар, только проповедь смирения, покорности и любви поддерживает и одобряет в несении народом всей тяготы жизни. Содержание

^ После борьбы и усобиц, возникших вслед за смертью Андрея Боголюбского между древними (Ростов, Суздаль) и новыми (Владимир, Переславль) городами суздальской области, во Владимире утвердился брат Андрея, Всеволод -III "Большое гнездо" (отец многочисленного семейства). Князь дальновидный и твердый, достигший большой степени мужества - он, не живя в Киеве, однако носил титул великого князя и первый из русских князей заставил присягать "себя и детям своим". Содержание ^ Великокняжеский престол был передан Всеволодом -III не старшему сыну Константину, которым он был недоволен, а второму сыну Юрию. В возникшей отсюда распри, сторону Юрия держал и третий сын Всеволода, Ярослав, но Мстислав Удалой принял сторону Константина. Константин и Мстислав победили (липецкая битва 1216г.) И Константин занял великокняжеский престол. После его смерти престол перешел к Юрию. Содержание Юрий - II (1219-1238) Юрий вел успешные войны с мордвою и волжскими болгарами. На самом крайнем пункте русских владений на Волге, он построил нижний Новгород. В его великокняжение на юго-востоке Европы из средней Азии появились монголы в 1224 году при Калке (ныне в границах Екатеринослава) монголы нанесли страшное поражение сначала половцам, кочевавшим в южнорусских степях, а затем и русским князьям, пришедшим на помощь половцам. Пленных князей монголы положили под доски и сели на них пировать. После битвы при Калке, монголы ушли в среднюю Азию и вернулись лишь спустя 13 лет под предводительством Батыя, они разорили княжество рязанское, суздальское, разбили большое войско великого князя при реке Сити, при чем пал здесь Юрий, громили южную Русь в продолжении двух лет и разрушили Киев. Все русские княжества должны были признать над собой тяжелое татарское иго, столицей орды сделался город Сарай на реке Волге. Содержание

do.gendocs.ru

Первые русские князья (кратко). - Из истории России. - Каталог статей

Первые правители Древней Руси (от образования государства - до периода феодальной раздробленности).

 

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.

ОЛЕГ (879 - 912 г.г.)

Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки".В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).

ИГОРЬ (912 - 945 г.г.)

Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.Отразил набеги кочевников-печенегов.Организовал военные походы против Византии:1) 941 г.  - закончился неудачей;2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.Убит древлянами при сборе дани в 945 г.

ОЛЬГА (945 - 969 г.г.)

Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:1) уроков определения точных размеров дани;2) погостов - установления мест сбора дани.Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

СВЯТОСЛАВ (964 - 972 г.г.)

Сын князя Игоря и княгини Ольги.Инициатор и руководитель многих военных походов:- Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)- Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)- Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)- Договор между Русью и Византией (971 г.)Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

ВЛАДИМИР ПЕРВЫЙ СВЯТОЙ (978 (980)) - 1015 г.г.)

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.988 г. - принятие христианства на Руси.(Причины принятия христианства:- необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;- оправдание социального неравенства;- необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.Значение принятия христианства:- укрепило государство и власть князя;- повысило международный авторитет Руси;- способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (1019 - 1054 г.г.)

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству.Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.Осуществил военные походы:- в Прибалтику;- в польско-литовские земли;- в Византию.Окончательно разгромил печенегов.Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда", "Правда Ярослава").

 

Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода Первого и Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский ( с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов пртив половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.

МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙ (1125 - 1132 г.г.)

Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство.Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича.После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

 

www.1salamandra1.ru


Смотрите также