Портрет фараона древнего египта. Диоритовая статуя фараона. Хафра (Хефрен) - четвертый правитель Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Урок изобразительного искусства "Портрет фараона (царицы)". Портрет фараона древнего египта


Иллюстрации. Тайны египетских фараонов

Бюст Клеопатры VII из Музея античного искусства в Берлине. Выполнен по заказу дочери Клеопатры – Селены

Серебряный динарий с изображением Клеопатры VII. Хранится в Университете Ньюкастла

Фрагмент настенной росписи из гробницы фараона Сети I в Долине фараонов (Копия работы художника Генри Уильяма Бичи, 1818 г.)

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

Скульптурный портрет фараона Микерина (алебастр). Хранится в Бостоне

Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре

Диоритовая статуя фараона Хефрена из заупокойного храма Гизе (фрагмент).

Египетский музей в Каире

Статуя полководца Хоремхеба, впоследствии фараона (гранит). Музей Метрополитен в Нью-Йорке

Бюст царицы Нефертити, найденный немецким археологом Борхардтом в руинах Амарны в 1912 году.

Выполнен из известняка, покрыт слоями гипса и раскрашен. Хранится в Старом музее в Берлине

Пирамида Хеопса и Большой сфинкс в Гизе

Пирамида Хеопса в Гизе

Саркофаги из гробницы Тутанхамона. Египетский музей в Каире

Скульптурный портрет Тейе – главной супруги фараона Аменхотепа III. Берлин

Скульптурный портрет фараона Аменхотепа III. Египетский музей в Берлине

Эхнатон и Нефертити. Египетский музей в Каире

Фрагменты статуи фараона Эхнатона. Египетский музей в Каиреъ

Мумия фараона Рамсеса II. Египетский музей в Каире

Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле

Голова царицы Хатшепсут – фрагмент статуи из заупокойного храма Хатшепсут в долине Деир-эль-Бахари

Заупокойный храм царицы Хатшепсут в долине Деир-эль-Бахари

Маска из гробницы Тутанхамона. Египетский музей в Каире

Портрет фараона Тутанхамона, воссозданный по его мумии

Реконструкция лица фараона Тутанхамона

Статуя Сененмута с дочерью царицы Хатшепсут Нефрурой (кварцит). Каир

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Диоритовая статуя фараона. Хафра (Хефрен)

Древнейшая египетская цивилизация много лет привлекает внимание исследователей, вызывая многочисленные споры. Хранящая множество неразгаданных тайн культура преподносит множество сюрпризов.

Уникальные пирамиды, построенные в III тысячелетии до нашей эры, удивляют даже современных профессионалов непревзойденным мастерством и удивительной обработкой цельного камня. Не меньшей загадкой являются высеченные из прочных материалов египетские изваяния, дошедшие до наших дней.

Выполненная из диорита статуя фараона Хефрена из заупокойного храма в Гизе всегда интересовала ученых. Загадка ее состоит в том, что у местных мастеров не было никаких инструментов, которые позволили бы им обработать прочнейшую горную породу. Как говорят археологи, потрясающие исторические памятники Древнего Египта выполнены при помощи технологий, превосходящих в несколько раз современные.

Погребальный комплекс

Туристы со всего мира приезжают на плато Гиза, представляющее собой огромный город, хранящий погребальные сооружения египетских фараонов и цариц. Это достаточно интересный для всех путешественников комплекс, позволяющий приблизиться к тайнам пирамид и прикоснуться к ушедшей цивилизации. Работающие на его территории исследователи объясняют, что плато Гиза – это не только археологический памятник, но и религиозный.статуя фараона хафра фото

Кроме всем известной пирамиды Хеопса, здесь расположена гробница фараона Хефрена, или Хафры, немного уступающая по размерам самому известному сооружению. Это целый ритуальный комплекс, возведенный по заказу правителя Египта, и многие туристы считают его одним из самых красивых.

Немного исторических фактов о загробной жизни

В Древнем Египте фараона невероятно почитали, сравнивая его с Богом. Облеченные огромным могуществом правители были образованными людьми, участвовавшими во всех важнейших делах страны. Представления местных жителей о загробной жизни оказали большое влияние на развитие и строительство пирамид, фактически являющихся гробницами.

Придававшие большое значение культу смерти фараоны заранее возводили свои усыпальницы. Египтяне верили, что загробная жизнь – это продолжение существования на земле, и главным условием перехода в потусторонний мир стало обязательное сохранение телесной оболочки человека.

Право на бессмертие

Не случайно египтяне так тщательно бальзамировали тела умерших и снабжали покойника всем необходимым, заполняя гробницу различными предметами, которые могли понадобиться. По первоначальным верованиям, только фараоны вели загробную жизнь, но впоследствии египетские правители наделялись возможностями одарить бессмертием своих близких и знать.

Конец Древнего Царства ознаменовался признанием права каждого человека на загробную жизнь.

Правитель Египта Хефрен

Фараон Хафра, статуя которого вызывает невероятный интерес, был правителем IV династии Древнего Царства. Слишком мало памятников того времени дошло до нас, поэтому многие факты его биографии не являются достоверными, и даже годы жизни вызывают разночтения. Египтологи считают, что Хафра правил государством около 25 лет.статуя фараона хефрена

В наши дни Хефрен известен прежде всего возведением второй по величине пирамиды на плато Гиза. Облик фараона, являющегося сыном известного Хеопса (Хуфу) и взявшего в свои руки власть после отца и брата Джедефра, восстановлен по хорошо сохранившимся статуям усыпальницы.

Священное плато

Плато изначально считалось священным, и поэтому на нем строились погребальные комплексы. Фараон Хафра, заранее задумываясь о переходе в загробный мир, повелел возвести пирамиду рядом с усыпальницей Хеопса.

Изначально высота пирамиды составляла 144 метра, но со временем она немного уменьшилась, что не сказалось на ее хорошем состоянии. Известняк стал основным строительным материалом для нее, а основание выложено розовым гранитом.

Пирамида, ставшая канонической

Фараон Хафра пожелал, чтобы его усыпальница превосходила размерами пирамиду отца, однако во время строительства выяснилось, что возведение огромного комплекса невозможно в силу разных причин.

Считается, что конструкция пирамиды и ее планировка с внутренним двориком, галереей и специальной нишей для ритуальных сосудов в усыпальнице стала канонической. По своеобразному эталону стали возводиться все остальные погребальные комплексы.

Что включал заупокойный комплекс?

Изначально рядом с пирамидой Хефрена находилось погребальное сооружение меньших размеров, от которого в наши дни ничего не осталось. Скорее всего, там была погребена жена фараона.

Заупокойный храм, возведенный из огромных гранитных глыб, удивлял своей мощью: длина блоков составляла 5 метров, а вес каждого из них доходил до сорока тонн. До XVIII века он находился в удовлетворительном состоянии, пока местные жители не разрушили стены постройки. Внутри него располагались многочисленные скульптуры фараона.

В комплекс входила оградительная стена между сооружениями, дорога и нижний храм, в котором была обнаружена диоритовая статуя фараона. Хафра, мечтавший о величественной конструкции, задумывался о компактности культового строения. Работавшие в погребальном комплексе археологи установили, что при его огромной площади свободного пространства не так уж и много – менее 0,01 процента.

Что находится внутри пирамиды?

Внутренняя конструкция пирамиды состояла из двух камер и входов. Имеется небольшой отвод в помещение, которое осталось незавершенным, и его предназначение неизвестно. В погребальной камере, вытесанной внутри скалы, покоится пустой гранитный саркофаг с разбитой крышкой.

По вырытому тоннелю грабители пробрались внутрь, и все, что осталось археологам, – несколько оброненных жемчужин и пробка ритуального сосуда, на котором высечено имя наместника Бога. Больше никаких помещений внутри пирамиды нет.

Постепенно вокруг нее вырос настоящий некрополь, в котором покоились тела всех членов семьи Хефрена.

Гробница жреца и его родственников

Шесть лет назад археологи обнаружили недалеко от всех захоронений гробницу жреца фараона, который во времена его правления возглавлял заупокойный культ. Он смог подарить бессмертие всем своим родственникам, и это сооружение стало свидетельством того, что обычные египтяне получили право вести загробную жизнь.

Многочисленные статуи фараона

На священном плато были захоронены многие правители Египта и их родственники, но от некоторых не осталось ни одного артефакта. Зато на многочисленных изваяниях, найденных археологами, представал наместник Бога Хафра. Фараон Древнего Египта изображался с накладной бородкой и платком на голове, и ни одна его статуя не была похожа на другую. Исследователи полагают, что в те времена было запрещено изготавливать одинаковые фигуры.

Скульптуры, изначально покоившиеся в ямах в одном из залов пирамиды, позднее были из них выброшены, и их обломки нашла исследовательская группа в 1860 году. К сожалению, некоторые изваяния лишились головы и туловища.

Известна неплохо сохранившаяся алебастровая статуя фараона Хефрена, хранящаяся в Каирском музее. Среди экспонатов частного коллекционера находится голова фараона с надетой короной белого цвета. Лейпцигский университет гордится изображениями правителя в праздничных одеждах, веки которого украшены медными пластинами.

Самое известное изваяние из диорита

Но знаменитой на весь мир стала выполненная в полный рост темная, со светлыми прожилками, диоритовая статуя фараона. Хафра, правивший Древним Египтом, гордо восседает на своем троне, внизу которого виднеются эмблемы цветка лотоса и папируса. Лицо царя безмятежно и не выражает никакой тревоги.статуя фараона хефрена описание

Физически развитый наместник Бога на Земле, одетый в короткую набедренную повязку, воплощает совершенное умиротворение, а его взгляд как будто устремлен в вечность.

Статуя фараона Хефрена из храма в Гизе

За покрытой ритуальным платком головой находится сокол, обнимающий и защищающий великого фараона распростертыми крыльями. Так изображали символ бога Гора – главную небесную силу, хранившую всех царей Египта и их землю. Одна рука Хафры расслабленно лежит на колене, а другая твердо сжата. Внизу трона, рядом с босыми ногами правителя, выбиты его имена.

Отполированная статуя фараона Хефрена, описание которой вызывает многочисленные споры среди ученых, хранит неразгаданные тайны по сей день. Считается, что такое реалистичное изображение подчинено традициям древних канонов: чтобы душа умершего могла войти в статую, ей необходимо было опознать изваяние. И только тогда дух правителя исполнял просьбы и принимал все жертвоприношения.

Мировой шедевр

Можно сказать, что стала настоящим мировым шедевром и выдающимся историческим памятником диоритовая статуя фараона. Хафра (фото изваяния представлено в статье) изображен безучастным правителем, находящимся вне человеческих страстей. Кажется, что душа вершителя судеб парит где-то высоко, не обращая внимания на житейское море.статуя фараона хефрена с соколом гором

Кто тот неизвестный скульптор, мастерски обработавший прочнейшую горную породу и великолепно передавший мельчайшие черты лица, неизвестно до сих пор. И человек ли это был?

Статуя фараона Хефрена, найденная в 1860 году в Гизе, является одним из самых ценных экспонатов Каирского музея. Это яркий пример высочайшего уровня развития древнеегипетской культуры и искусства.

Тайны скульптуры Хефрена и Сфинкса

Огромный интерес не только обычных любителей древней истории, но и исследователей всего мира вызывает статуя фараона. Хафра, считавшийся среди египтян почитаемым божеством, повелел высечь свое лицо еще на одной грандиозной статуе, окончательно раскопанной под тысячелетним слоем песка в XX веке.статуя фараона хефрена из храма в гизе

Речь идет о самой загадочной и монументальной скульптуре, волнующей умы ученых, творческих людей и всех путешественников. Выдающееся изваяние, вырубленное из известняковой породы, вызывает множество споров. Величайшее чудо Египта рассматривается как единая композиция с погребальным комплексом Хефрена, а лицо Сфинкса напоминает облик фараона

Стражник пирамид

Высеченный из скалы стражник пирамиды, расположенный у ее подножия, по версиям ученых, построен в период правления Хафры. Египтяне изображали его в виде льва, глядящего на Восток, а третьим глазом он следил за восходом и закатом светил.

Царский символ, по преданиям, всегда бодрствует, чтобы не нарушался установленный ход Солнца. Древние египтяне верили, что изображенные дикие кошки прекрасно видят и ночью, не смыкая ни на секунду глаз. Сфинксов возводили перед пирамидами, стремясь защитить останки своего божественного правителя от нападений разбойников.статуя фараона хефрена из заупокойного храма в гизе

У статуи, дублирующей лицо фараона, нет носа, что вызвало множество теорий, как такое могло случиться. Некоторые ученые склоняются к мнению, якобы его отбило пушечное ядро во времена войны Наполеона с турками, однако многие уверены, что этой части лица уже не было несколько столетий до произошедшего события.

Загадки, волнующие ученых

Нет ни одного сохранившегося древнего документа тех времен, в котором бы упоминалась огромная статуя высотой двадцать метров и длиной более пятидесяти пяти. Часть исследователей уверена, что Сфинкс с лицом льва был построен некой цивилизацией еще задолго до древних египтян, а правивший Хафра пожелал оставить о себе память и повелел переделать изображение, вырубив в нем свой образ.

К версии, что возведение пирамиды тесно связано с инопланетным вмешательством, склоняются многие исследователи, считая двадцать лет строительства уникального памятника слишком малым сроком для возведения столь монументальной постройки.статуя фараона хафра

А ученый Р. Хоглэнд, долгое время занимавшийся изучением снимков поверхности Марса, обнаружил там пирамиды и статуи с симметричными человеческими лицами, напоминающими египетские.

Исходящая от изваяния энергия

Запечатленная в камне статуя фараона Хефрена с соколом Гором поражает современников особым величием и ювелирной точностью передачи выражения лица могущественного царя. Отмечается «живая» энергия, исходящая от диоритового изваяния.

На каждого человека оказывает глубокое впечатление высеченная статуя фараона. Хафра, изображенный максимально реалистично, не обращает никакого внимания на земной мир, устремив свой гордый взор в будущее.

Древняя египетская цивилизация не спешит раскрывать все свои тайны. Ученые, занимающиеся исследованиями пирамид, предупреждают, что новые открытия наверняка станут настоящим потрясением для человечества. А нам остается только ждать…

fb.ru

14. Искусство Древнего Египта

Искусство Древнего Египта развивалось с первыми годами зарождения Древнего Египта, принося с собой всё больше и больше новых проявлений и особенностей. Искусство и культура Древнего Египта были одними из передовых среди искусств различных народов Древнего Востока.

Скульптура Древнего Египта

Скульптура Древнего Египта имела ритуальное значение и была связана с культом мертвых. Основные черты скульптуры сложились в эпоху Древнего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй.

В пирамидах, в специальном помещении — сердабе, обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперёд левой ногой — поза движения в вечности, либо сидящей на кубообразном троне, либо в позе «писца» со скрещенными ногами на земле. У фараонов были мощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские — в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды белыми.

В статуях поражает техника изготовления глаз. Египтяне фиксировали на них особое внимание путём сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толчёный малахит. Глаза статуй, делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующие края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя — для зрачка. Делалось это египтянами для того, чтобы скульптура выглядела живой, ведь, скульптура, исходя из религиозных представлений египтян, была воплощением Ка изображаемого человека.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам — изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим канонами египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль и в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно-декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, меньше акцентируя внимание на деталях.

Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие в Среднем царстве, привели к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств, такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.

В знак особой милости фараона в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

В древнем Египте существовало 3 типа рельефов: 1.Слегка выпуклый. 2.Слегка углубленный. 3.Врезанный контур при нетронутом фоне.

Как уже было сказано, заупокойный культ во многом определил появление портретной скульптуры. Но он же ограничивал ее развитие определенными рамками. Однообразие спокойных неподвижных (сидящих или стоящих) поз статуй, наделенных одними и теми же атрибутами, условная раскраска их тел (мужских — красно-коричневой краской, женских — желтой, волос — черной, одежд — белой) — все это диктовалось требованиями культа, предназначавшего эти статуи для «вечной» жизни души умершего. Глаза статуй часто инкрустировали другими материалами, чем достигалась большая выразительность и жизненность. Статуи не рассчитаны на то, чтобы их рассматривать с разных сторон, они как бы прислонены спиной к плоскости каменного блока, служащего фоном для них. Зрители видят их только спереди, они целиком фронтальны. Для статуй характерна также абсолютная симметрия, строжайшая уравновешенность правой и левой половины тела. Это правило строго соблюдается не только при изображении стоящей фигуры, но и при передаче всех остальных поз, характерных для египетской скульптуры всех времен. Египетский художник начинал свою работу обычно с того, что наносил на прямоугольный блок камня, из которого надлежало высечь статую, по заранее разграфленной сетке рисунок того изображения, который хотел получить. Затем путем высекания он удалял лишний камень, обрабатывал детали, шлифовал и полировал статую. Но и в готовом произведении искусства чувствовались всегда прямоугольные грани блока, из которого оно было «высвобождено» художником. Этим и объясняется тот «геометризм» египетской скульптуры, который является его характернейшей чертой. Наряду со статуями царей и вельмож развивается тип сидящего за работой писца, обычно со свитком папируса на коленях. Разнообразие композиций было невелико. Поза фараона Хафра, сидящего на троне, характерна для всех сидящих фигур Древнего царства и для большинства статуй последующих времен. У стоящей фигуры мужчины левая нога всегда выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. Женская фигура стоит обычно с сомкнутыми ногами, правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. Шея почти отсутствует, голова покоится иногда почти непосредственно на плечах, промежутки между руками и телом, между ногами почти всегда не высверлены, и эти части оставшегося камня условно закрашены в так называемые цвета пустоты, черный или белый цвет. Нельзя было, в силу особых заданий заупокойного культа, передавать мгновенные настроения, случайные позы. В фигурах фараонов и знатных лиц подчеркивалась физическая мощь. Сохраняя некоторые, несомненно портретные черты, авторы отбрасывали второстепенные детали, сообщали лицам бесстрастное выражение, обобщали могучие, величаво-монументальные формы тела. Но наиболее талантливые скульпторы даже в сдерживающих рамках канона сумели создать ряд замечательных, ярких портретных произведений. Примерами таких индивидуализированных статуй являются скульптуры времени IV династии — статуи знатных людей Рахотепа и Нофрет (Каирский музей) и бюст царского сына Анххафа (Бостон, Музей изящных искусств), зодчего Хемиуна (Каирский музей), а также голова мужской статуи из коллекции Сальт (Париж, Лувр) и статуи V династии — вельможи Ранофера (Каирский музей), писца Каи (Париж, Лувр) и царевича Каапера (Каирский музей). Портреты эти не просто повторяют внешний облик того или иного человека. Это образы, созданные путем отбора наиболее характерных особенностей портретируемого. Скульпторы V—VI династий начинают все чаще прибегать к дорогому дереву, позволяющему решать такие задачи, которые в круглой пластике казались неразрешимыми, несмотря на весь блеск достижений каменной скульптуры III и IV династий. Движения статуй становятся свободнее, хотя и сохраняется в силе основной канон при передаче человеческой фигуры. Перед нами то лицо луврского писца, то улыбающееся, добродушное лицо полного пожилого сановника V династии Каапера, которого нашедшие его феллахи прозвали «деревенским старостой» за его поразительное сходство со старостой, которого они знали. Недаром египетский скульптор назывался «санх», что значит «творящий жизнь». Создавая форму, художник тем самым как бы магически вызывал ее к жизни. В гробницы помещали также десятки статуэток, изображавших слуг, рабов, которые отличались от портретов фараонов и знатных лиц передачей в них только типичных этнических черт египтян, без какого-либо намека на портретность. Их назначение — ив загробном мире обслуживать своих хозяев. Сделанные из ярко раскрашенного дерева и камня, они реалистично передают особенности облика крестьян, поваров, носильщиков и т. п.

Основные принципы монументальной пластики остаются неизменными. Отступление от канона Древнего царства выражается только в более стройных пропорциях человеческого тела. Но изображения фараонов устанавливаются теперь не только в могильных тайниках или в закрытых для доступа непосвященных храмовых помещениях, но и на виду у всех, чтобы внушать массам представление о величии фараона. Фиванские мастера дали яркий образец такой монументальной скульптуры в виде статуи фараона Ментухотепа III (Каирский музей). В короне Нижнего Египта в белом облачении Осириса фараон сидит на троне. Некоторая грубоватость исполнения, тяжелые массивные ноги, нерасчлененность фигуры как бы подчеркивают грозное величие фараона в его роли бога Осириса. Выразительность статуи усиливается благодаря раскраске. Но наряду с этим идеализирующим направлением в творчестве фиванцев наблюдается и совершенно иное, более реалистическое направление. Фиванские мастера исполняют ряд великолепных портретных голов фараонов XII династии. В этих портретах интерес художника сосредоточен на попытке выявить сложность переживаний, раскрывающих характер человека, налагающих свой отпечаток на его лицо. Такова великолепная голова Сенусерта III, фараона XII династии, из бывшей коллекции Мак-Грегора (теперь коллекция Гюльбенкяна), таковы так называемый Танисский сфинкс с сурово-энергичным лицом Аменемхета III или статуя того же царя из черного гранита в Государственном Эрмитаже.

Статуи из храма Хатшепсут. В скульптуре, как и в архитектуре, ведущее место заняла придворная фиванская школа. Яркое представление о характерных особенностях скульптуры XVIII династии дают статуи из храма Хатшепсут, которые изображают царицу фараоном, богом Осирисом и в виде сфинкса. На всех статуях переданы ее портретные черты, но если на статуях больших размеров (8 и 5 м высотой), являвшихся частью внешнего оформления храма, и у сфинксов намечено только общее сходство, воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из центральной молельни, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают индивидуальный облик царицы. Именно в этих статуях полно проявился официальный стиль портретов Нового царства: индивидуальный образ передан без той непосредственности, которая была присуща ряду портретов Древнего и Среднего царства. Статуи знатных лиц изготовлялись в том же стиле, причем многим придавалось портретное сходство с правящим фараоном. С середины XVIII династии, при фараоне Тутмесе IV, в развитии фиванского искусства наметился новый этап, который достиг наивысшего расцвета при фараоне Аменхотепе III и подготовил искусство Амарны. Усиливаются изысканность и декоративность. Поверхность статуй уже не полируется. Ее покрывают гравированными линиями, которые передают мелкие, струящиеся складки одежд из легких прозрачных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков. Создается игра светотени, большая живописность, которая подкрепляется, как раньше, раскраской. Новые черты прежде всего и полнее всего сказались в портретных статуях частных лиц, менее подчиненных канонам, чем царские статуи. XVIII династия развивает дальше тип сидящих фигур, окутанных одеждой. Показательна в этом плане кубическая фигура вельможи Сенмута, приближенного Хатшепсут, воспитателя ее малолетней дочери. В этом памятнике достигнута высшая точка геометризма фигуры без нарушения естественности позы и анатомической правильности. Особенно свободно новый стиль проявился в произведениях художественного ремесла, например в ручках зеркал и туалетных ложек в виде нагих танцовщиц или служанок, сосудах и т. п.

studfiles.net

Урок изобразительного искусства "Портрет фараона (царицы)"

Разделы: МХК и ИЗО

КЛАСС: 5.

СИСТЕМА УРОКОВ: Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ: объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ: фронтальная и индивидуальная.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: презентация Power Point (наглядность), беседа, раздаточный материал в виде картинок и шаблонов с изображением фараонов.

ЦЕЛЬ: Знакомство с культурой и искусством древнего Египта.

ЗАДАЧИ:

  1. Приблизить к современным школьникам мир Древнего Египта; наглядно показать, как выглядели египтяне: какую одежду, прически, головные уборы, украшения носили, какая косметика использовалась в те далекие времена. Познакомить со способами и последовательностью изображения портрета фараона или царицы. Учить правильно подбирать цветовую гамму путем смешивания красок.
  2. Развивать ассоциативное мышление, фантазию, формировать активность творческого воображения.
  3. Воспитывать интерес к культуре и искусству народов Древнего Египта, мифам и другим литературным произведениям.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД:

  1. Стих-приветствие собственного сочинения.
  2. Стихотворение о Египте Н. Гумилева.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Альбомный лист, гуашь, кисти, тряпочки, палитры.

ПЛАН УРОКА:

I. Организационно-подготовительный этап. (1 мин.)

II. Познавательный этап.

  1. Введение в тему (1 мин.)
  2. Сообщение цели урока. (1 мин.)
  3. Сообщение нового материала. (4 мин.)
  4. Выступление учащихся с сообщениями о правителях Древнего Египта (4 мин.)

Физкультминутка. (2 мин.)

III. Художественно-технологический этап.

  1. Показ и объяснение способов действия. (4 мин.)
  2. Творческая практическая работа. (25 мин.)

IV. Заключительный этап.

  1. Анализ работ. (2 мин.)
  2. Подведение итогов урока, рефлексия. (1 мин.)

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

(Слайд 1)

Класс детьми заполнен снова, И опять звенит звонок. Я надеюсь, все готово? Начинаем наш урок.

II. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Введение в тему урока. Чтение отрывка из стихотворения Николая Гумилева.

(Слайд 2)

Как картинка из книжки старинной, Услаждавшей мои вечера, Изумрудные эти равнины И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы, Что несутся вдоль глиняных стен, Орошая Дамьетские скалы Розоватыми брызгами пен.

И такие смешные верблюды, С телом рыб и головками змей, Как огромные, древние чуда Из глубин пышноцветных морей.

Вот каким ты увидишь Египет В час божественный трижды, когда Солнцем день человеческий выпит И, колдуя, дымится вода.

2. Сообщение цели урока (Слайд 3)

Как вы уже догадались, наш путь лежит в Древний Египет – удивительную, полную загадок и чудес страну, одну из первых цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями. Целью нашего урока является знакомство с культурой и искусством древнего Египта.

3. Сообщение нового материала.

(Слайд 4) Голубым лотосом пересекает безжизненную пустыню могучая африканская река Нил, в долине которой была сосредоточена жизнь египтян. Яркое солнце, теплый влажный климат создали прекрасные условия для жизни людей, повлияли и на их одежды.

(Слайд 5) Древние египтяне в совершенстве владели ткацким искусством. Живя в стране с очень жарким климатом, они не нуждались в плотной одежде. Простолюдины обходились более грубым полотном, а знатные люди использовали легкие, тонкие, прозрачные ткани.

мужчины носили передник схенти – повязку из широкого куска ткани, обернутую вокруг бедер и закрепленную поясом. Схенти могли быть разных фасонов. Схенти знатных людей изготавливали из плиссированной ткани, пожилые высокопоставленные чиновники носили длинные схенти. И мужчины, и женщины носили калазирис – одежду, состоявшую из длинной рубашки, плиссированной юбки и покрывала. Женская одежда была более узкая, чем мужская, полотно облегала фигуру и крепилась на одной или двух бретелях.

На фресках гробниц одежда египтян белого цвета, но это связано с тем, что белый цвет был символом чистоты, а настенные росписи выполнялись для загробного мира, кроме того, белый цвет был цветом официального костюма.

Египтяне разработали сложные формы плетения ткани, украшения платьев бисером или аппликацией. Все это позволяло сделать одежду более нарядной.

Егптяне часто ходили босиком, но вовремя торжественных случаев они надевали сандалии из кожы или из папируса.

(Слайд 6) Прически знати были геометрической формы, похожи на трапецию. Все свободное население Египта, и женщины, и мужчины, носили парики, которые изготавливались из волос, шерсти животных, шелковых нитей, волокон растений, окрашенных в темные цвета. Модными считались черно-коричневый и черный цвета. В парик часто помещали маленький конический сосуд с ароматным маслом. Фараон и его приближенные носили большие парики. Во избежание солнечного удара они надевали один парик на другой, создавая таким образом воздушную прослойку. Из-за жаркого климата мужчины часто сбривали волосы, а голову умащивали ароматными маслами. Все мужчины брили бороду, а фараон в торжественных случаях прикреплял шнурком к выбритому подбородку искусственную бороду, которая наряду со скипетром и короной была знаком власти. Бороды могли быть разной формы: в идее косички, с завитком на конце, плоские, в форме лопаточки. Все сословия носили клафт – платок, плотно облегавший голову, два конца которого спадали на грудь, а третий на спину, иногда этот конец перехватывали лентой, тогда уши оставались открытыми. Разновидностью клафта был немес – полосатый платок, в таком платке на фресках и саркофагах изображали фараонов. У фараонов немес всегда был украшен одним или двумя уреями. В торжественных случаях фараоны надевали головные уборы из драгоценных металлов или корону. Корона Верхнего Египта была белой, Нижнего – красной.

Знатные женщины, как и мужчины, брили голову и носили парики, но они могли делать прическу и из собственных завитых волос. Женские парики были длиннее и сложнее мужских, особенно у цариц и знатных дам. Сложные парадные парики окрашивали к голубой, желтый и оранжевый цвета. Такие прически можно увидеть на саркафагах и фресках. Простейшим головным убором были шнурки из кожи и ниток, лобные повязки, обручи, которые надевались поверх прически. Царицы поверх парика носили головной убор из золота, эмали и драгоценных камней в форме птицы, распростершей крылья.

Знаменитая царица Нефертити носила корону цилиндрической формы. Самое распространенное украшение на головных уборах – это цветок лотоса или стебли папируса, которые не только украшали, но оберегали человека.

Дети, юноши и девушки сбривали волосы, оставляя на левом виске прядь, заплетенную в плоскую косу.

Как в любой другой стране в Древне Египте были свои правители: фараоны и царицы. Сегодня мы с вами постараемся нарисовать портрет египетского фараона или царицы.

А что такое портрет? Но прежде, чем приступить к работе, послушайте сообщения, которые подготовили о египетских правителях ваши одноклассники.

4. Выступление учащихся с сообщениями о правителях Древнего Египта.

1 учащийся: (Слайд 7)

Царица Хатшепсут (правила 1478-1458гг. до н.э.) - женщина-царь 18-й династии. Дочь фараона Тутмоса I вышла замуж за своего брата Тутмоса II.Ее супруг умер молодым, и Хатшепсут стала регентом-правительницей при шестилетнем сыне Тутмосе III. Она решила провозгласить себя царем Египта и потомком бога Амона. Так как правитель Египта считался земным воплощением бога Гора, им мог быть только мужчина. Хатшепсут стала носить мужскую одежду, привязывала бороду – символ власти фараона. После ее смерти Тутмос III распорядился стереть с монументов матери ее картуши, чтобы о женщине-царе не осталось памяти. Археологам удалось восстановить некоторые сведения о жизни и деятельности этой незаурядной женщины. Поминальный храм в честь Хатшепсут в Дер-эль-Бахри сохранился до наших дней. Он состоит из трех террас, а внутренние помещения храма-усыпальницы украшены росписями, изображающими эпизоды из жизни царицы.

2 учащийся: (Слайд 8)

Эхнатон (Аменхотеп IV) – фараон18 династии (1352-1338гг. до н.э.). его называют фараоном –еретиком, разрушившим основы египетского общества, так как он бросил вызоввсевластию Амона, упразднив его культ, а затем культы остальных богов. и установил в Египте поклонение солнечному диску Атону. Считалось, что Атон – это бог жизненной силы, необходимой для развития всего существующего, а солнечный диск – это внешняя форма, в которой бог предпочитал являться людям. Так была осуществлена первая в мировой истории попытка ввести монотеизм (единобожие). во время богослужений появление Атона на небосклоне встречали музыкой, пением и танцами, но музыканты не должны были видеть бога и носили на глазах повязки. когда же диск поднимался , то все звуки замирали и наступала тишина. Столицу Эхнатон перенес из Фив в построенный на восточном берегу Нила город Ахетатон – «Небосклон Атона». Имя Аменхотеп означало «Амон доволен», а Эхнатон переводится как «угодный атону».

3 учащийся: (Слайд 9)

Жена Эхнатона, царица Нефертити, во всем поддерживала своего мужа. Ее имя переводится как «Прекрасная пришла», она сменила свое имя на Нефер-Нефру-Атон, что значит «Прекрасная красота Атона». В 1912 г. во время раскопок на месте столицы, основанной этими правителями, в мастерской скульптора Тутмоса были найдены статуи членов семьи эхнатона. Бюст фараона был разбит на много кусков, а бюст царицы Нефертити остался почти невредимым. Это позволило представить себе ее внешность: лицо было утонченным, нос прямой и нежно очерченный, брови изгибались дугой над большими продолговатыми глазами, обведенными черной линией. Голова Нефертити кажется редким цветком на чуть изогнутом стебле-шее. Нефертити изображена в высоком синем венце, но ее привычным головным убором был короткий парик.

4 учащийся: (Слайд 10)

Тутанхамон (1336-1327 гг. до н.э.) был зятем Эхнатона и Нефертити (по другой версии сыном Эхнатона). При жизни Эхнатона имя Тутанхамона было Тутанхатон. Юный фараон пришел к власти в 12 лет, и жрецам Амона-Ра было нетрудно заставить его от религии Атона, переменить свое имя и переселиться назад в Фивы.

Он умер в восемнадцать лет и был похоронен в Долине царей, а его гробница была обнаружена и открыта в 1922 г. Это была единственная неразграбленная гробница в Долине царей, ее великолепие поразило весь мир, сделав юного фараона одним из самых знаменитых фараонов Египта. Золотая маска фараона позволит наглядно показать, как выглядел мальчик-фараон. Юную жену Тутанхамона звали Анхесенамон (Анхесенатон) ее портреты можно увидеть на многих предметах декоративного искусства, найденных в гробнице. На спинке трона юные царь с царицей изображены в одной из комнат дворца. Видно, с какой нежностью смотрят они друг на друга, а солнце протягивает к ним свои руки-лучи; на крышке деревянного ящика с инкрустацией из слоновой кости Тутанхамон изображен с супругой, которая предлагает ему цветы. Скромный букетик засохших цветов был положен и на мумию Тутанхамона. Изображения дочерей Нефертити и Эхнатона были найдены мастерской Тутмоса. Они помогут учащимся в создании изображения, а демонстрация фотографий ювелирных украшений-оберегов из гробницы фараона поможет украсить портреты.

5 учащийся: (Слайд 11)

Рамзес II (Великий), фараон 19-й династии, правил Египтом почти семьдесят лет (1279-1212 гг до н.э.), а прожил, по-видимому, около девяноста. Он правил так долго, что его двенадцать старших сыновей умерли еще при его жизни. Он был самым известным из всех египетских фараонов, великим воином и великим строителем. Самые знаменитые храмы, воздвигнутые Рамзесом в Нубии, — это Большой и Малый скальные храмы в Абу-Симбеле. Большой храм посвящен богу Амону-Ра и самому Рамзесу - сыну Амона, четыре двадцатиметровые статуи Рамзеса украшают портал храма. У Рамзеса было много жен, но любимой была прекрасная Нефертари. Царице Нефертари и богине красоты и любви Хатхор был посвящен Малый храм. Для Нефертари была выстроена одна из самых красивых гробниц в Долине цариц. По сохранившимся в гробнице фрескам можно представить, как выглядела любимая супруга великого царя.

Физкультминутка: (Слайд 12)

III. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП.

1. Показ и объяснение способов действия.

Чтобы портрет получился красивым, мы должны вспомнить основные пропорции лица человека. Что это такое? Кто сможет рассказать о них?

  1. Учитель направляет рассказ учащегося в правильное русло и одновременно показывает на доске каждый этап выполнения рисунка лица человека.
  2. На палитре смешать белую, красную, желтую гуашь и совсем мало черной (одна-две точки) и получить цвет лица египтянина. У женщин лицо по канону должно быть более желтым. Лицо закрашивается большой кистью по форме, причем надо не «мазать», а «гладить» лицо по щекам, по подбородку, по носу и пр. Шею закрасить вертикальными мазками.
  3. Большой кистью закрасить прическу или головной убор, одежду на плечах (вы познакомились с этим на уроке), фон работы. Фон лучше всего сделать цвета папируса или цвета стены гробницы (светло-серый, слоновой кости). Одежда рисуется без подробностей, так как она будет выполнена в технике коллажа.
  4. Составить на палитре цвет для теней на шее, ушах, веках и боковых плоскостях носа. Для этого смешать желтую, красную, немного белой и черной краски. Сначала положить тени на шею и уши (если они изображены на рисунке), поскольку тени на веках рисовать сложнее. Чтобы получилась тень над глазами, надо обвести полученным на палитре цветом верхние линии век и надбровные дуги, затем сделать несколько коротких мазков от внутренних углов глаз и размыть слой краски вокруг глаз. От внутренних углов глаз сделать несколько мазков вниз вдоль передней плоскости носа, затем размыть мазки водой.
  5. Кончик носа обвести черной краской, особенно выделить ноздри. Закрасить губы (не берите чистые краски прямо из банки, а постоянно их смешивайте). Верхнюю губу сделать чуть темнее, для этого в красную краску добавить каплю черной.
  6. Радужная оболочка глаз египтянина закрашивается вместе со зрачком черной краской. Когда глаза высохнут, то на радужной оболочке поставить яркий белый блик.
  7. Портрет завершен, когда черно-синей краской будут обведены глаза и брови так, как это делали египтяне.

2. Творческая практическая работа учащихся

выполняется по группам: 1 группа (сильные ребята) рисует портрет фараона самостоятельно, 2 группа (ребята со средними способностями) – смотрят на образец и срисовывают с него, добавляя свое видение прически, одежды, колорита, а третья группа (слабые ребята) рисуют портрет по шаблону, самостоятельно прорисовывая прическу, одежду, подбирая нужный цвет.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

1. Анализ работ.

Посмотрите внимательно на работы, правильно ли переданы пропорции лица человека? Какой портрет в этом плане самый удачный?

Правильно ли нарисованы прически, одежда египтян? Какая работа самая удачная в этом плане?

Правильно ли передан колорит? Какая работа самая удачная в этом плане?

2. Подведение итогов урока, рефлексия.

Вам понравился урок-путешествие в Древний Египет? Что особенно понравилось?

В чем испытывали трудность? Какое впечатление осталось после урока?

Но на этом наша работа над портретом фараона не заканчивается. На следующем уроке мы узнаем, какие украшения носили египтяне и дополним ими портреты. Запишите задание на дом.

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План конспект урока Портрет фараона

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств города г. Ялуторовска»

План-конспект урока:

«Портрет фараона»

преподаватель изобразительного искусства:

Ведерников Александр Андреевич

г. Ялуторовск,

Тюменская область 2017

Ведерников Александр Андреевич,

преподаватель изобразительного искусства

Тема урока: «Портрет фараона»

Цели урока:

Познавательная:

  1. познакомить учащихся с традициями и особенностями костюма и декоративного творчества Древнего Египта на примере деталей одежды и убранства правителей (фараонов);

  2. расширить знания об изобразительном искусстве Древнего Египта на примере костюмов тех времен; дать понятия о костюме фараона и рассказать о его декоративных разновидностях;

Обучающая:

  1. обучить создавать портрет человека в костюме;

  2. освоение приемов работы в технике аппликации из бумаги;

  3. пополнять приемы выполнения элементов в определенной стилистике;

Развивающая:

  1. стимулировать развитие воображения и творчества у учащихся;

  2. пополнить знания по истории Древнего мира, развивая межпредметные связи с историей;

  3. воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Задачи:

  1. Ознакомиться с особенностями древнеегипетских головных уборов, причесок, украшений, одежды.

  2. Выполнить погрудный портрет фараона в головном уборе и наплечном воротнике с жезлом (уас) в технике аппликации из бумаги, соблюдая историческую достоверность, используя шаблон.

Материалы и оборудование:

Для преподавателя:

Зрительный ряд: таблицы «Короны, украшения и символы власти фараонов Древнего Египта» ; фотографии с примерами костюмов, головных уборов, украшений Древнего Египта, репродукции с изображениями фараонов (древнеегипетские фрески, росписи, скульптуры и др.), таблица с основными пропорциями головы человека, методическая разработка «Последовательность выполнения аппликации портрет фараона», образец готовой работы, шаблоны заготовки.

Литературный ряд: отрывок стихотворения Н. Гумилёва «Египет».

Для учащихся: листы картона формата А4, клей, кисточки или палочки для клея, салфетки для вытирания излишков клея, шаблоны заготовки.

Тип урока: комбинированный.

Методы: беседа, наглядно-визуальный, наглядно-слуховой, частично-поисковый, практическая работа и др.

Время:

2 урока по 40 мин. (сдвоенный урок)

Формат:

А4.

План урока.

1. Организационный момент, проверка готовности к уроку.

2. Ознакомление с темой урока.

3. Повторение пройденного материала: «Портрет».

4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. Беседа. «Древний Египет: костюм, головные уборы, украшения».

5. Объяснение педагогом этапов выполнения задания. Физкультминутка.

6. Практическая работа, индивидуальная работа с детьми.

7. Обсуждение работ, подведение итогов.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Организация урока.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку и организации рабочего места, отметить отсутствующих.

2. Сообщение темы урока.

(играет музыкальный фрагмент: египетская музыка)

3. Вспомнить пройденный материал (особенности изображения головы человека). Таблица с основными пропорциями головы человека.

hello_html_m60bdc6db.pnghello_html_mc87afb.jpg

4. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся:

Побеседовать о костюме, головных уборах и прическах Древнего Египта, о фараонах.

Беседа:

Преподаватель:

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера.

И каналы, каналы, каналы,

Что несутся вдоль глиняных стен,

Орошая Дамьетские скалы

Розоватыми брызгами пен.

Сфинкс улегся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты,

Ожидая гостей из пустыни,

О которых не ведаешь ты.

Вот каким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода.

Николай Гумилёв

Недавно на уроке «Беседы по искусству» вы познакомились с культурой Древнего Египта.

  1. Что вам запомнилось?

  2. Что поразило больше всего?

(Ответы учащихся.)

Преподаватель:

Итак, начнем с костюма.

Костюм:

Одежды древних египтян были очень просты изготовлялись они из льна, который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому. Так же население носило одежды из кожи, хлопка.hello_html_62ab1c06.jpg

Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях. Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.hello_html_m2bbb2356.jpg

Головной убор:

Простейшим из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили также повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.

Прическа:hello_html_m63ab583d.jpg

Прически египтян походили на геометрическую фигуру — трапецию. Основным атрибутом прически был парик.

Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как тёмно-коричневый и черный цвета. Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.

Парики также выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца.

Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, а также завивать. По длине волосы стали достигать плеч. Челки на лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами.

Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.

Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты.

Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа—платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей.

Украшения.

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился. Также носили воротники ускх.

hello_html_49ebdd50.jpghello_html_327bb4ea.jpg

Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня.

Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.

В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был скарабей. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности.hello_html_615c7d0a.jpghello_html_581bd427.jpg

hello_html_m2a6e944c.jpg

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На запястья и на плеч надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Уджат считался мощным амулетом.

Фараон:

hello_html_m42768787.jpg

Пожалуй, одними из самых загадочных и, если можно так сказать, мистических древнеегипетских фигур являются фараоны. Их жизнь описана в многочисленных папирусных свитках, их изображения практически везде, их смерть до сих пор на виду. Но сколько еще ответов предстоит найти исследователям!

hello_html_73b443ff.jpg

Уже с первого взгляда на него понятно – это не просто человек, не просто правитель – это сын богов! О его божественной сущности должна кричать буквально каждая мелочь, каждая деталь гардероба должна содержать религиозные символы и обереги. Поэтому в отношении правителей был выработан своеобразный дресскод, нарушать который они не имели права.

Одним из основных правил было следующее: фараон не мог выйти на люди с непокрытой головой.

Поэтому для правителей существовала целая служба, которая создавала им различные головные уборы – от простого платка и парика до величественной короны.

В гардеробе египетского царя были многочисленные парики, как для повседневной носки, так и для различных торжеств. Были среди них и самые простые – короткие парики с гладкой прической и парики с косичками, парики, завитые самым немыслимым образом и украшенные различными подвесками…

В особо жаркие дни фараоны надевали на голову немес – полосатый платок.

Полоски окрашивались в два цвета – синий и золотой (по крайней мере, на большинстве изображений, фараонов украшает платок именно такой расцветки). Немес надевали так, чтобы он покрывал всю голову, оставляя открытыми уши. Сзади его заплетали в косичку, а по бокам на плечи спускали вырезанные полукругом концы. Чтобы немес лучше держался на голове, его закрепляли золотой лентой или золотым обручем. Кстати, большой сфинкс тоже носит немес…hello_html_m7bb98465.png

hello_html_581948f0.jpg

Короны:

См. Приложение

(Используем таблицы «Короны, украшения и символы власти фараонов Древнего Египта»)

Корон у египетских фараонов было несколько.

hello_html_2ceac24a.jpghello_html_40892928.png

Во-первых, это Пшент – двойной венец египетских фараонов. Первоначально в долине Нила существовало два государства, сейчас их принято называть Верхним и Нижним Египтом.

hello_html_40668f89.jpghello_html_mc867b1a.png

Правители Нижнего Египта надевали Дешрет – красную корону, которая имела цилиндрическую форму с большим выступом сзади.

hello_html_7b48bd2c.pnghello_html_m17c36e29.png

Цари Верхнего Египта носили белую корону –хеджет, изготавливающуюся в виде высокого конуса. Считалось, что хеджет связана с луной и лунными божествами – Осирисом и Тотом. Эта корона была своеобразным проводником между предками и потомками, она помогала в загробном мире обрести просветление, присоединиться к сомну божеств, обрести новую жизнь среди звезд. С объединением Египта дешрет и хеджет стали единой короной – пшентом.

hello_html_1bd9a0b.jpghello_html_31e5d84f.png

Во-вторых, это атеф или корона Гора – венец, которую, как считается, надевали фараоны с особые дни религиозных праздников. Ее изготовляли в виде высокого белого колпака. По бокам располагали перья (они символизировали две истины – жизнь и смерть), а у основания – рога барана. Иногда в центре помещали и солнечный диск.

Пшент и атеф – венцы достаточно громоздкие, поэтому скорей всего использовались тогда, когда фараон только сидел, причем сидеть он должен был абсолютно неподвижно.

Более удобным венцом являлся хепреш – синяя корона, украшенная золотыми бляшками. Этот головной убор еще называют короной войны, т.к. долгое время считалось, что правители носили ее во время военных походов и смотров.hello_html_536a5507.gif

Из каких материалов изготавливались царские венцы до сих пор неизвестно. Считается, что белую корону и атеф делали из тростника, красную и синюю короны – из кожи. Однако тут же некоторые египтологи замечают, что кожу египтяне не любили, рассматривая ее как нечистый материал, и даже обувь для аристократии отливалась из золота.

Но самым главным атрибутом царской власти была даже не корона, а лишь небольшое налобное украшение – урей – поднявшаяся кобра с раздутым воротником. Его изготавливали из золота или серебра, помещали на середину лба фараона, прикрепляя к ленте, обручу или диадеме. Урей надевали абсолютно с любым головным убором – будь то парик, немес или корона. Именно урей был для фараона тем, «что делает его великим». Согласно «Книге мертвых» этот символ служил защитой царю – в случае опасности змея должна плеваться огнем и испепелить врагов правителя.hello_html_415c7cde.jpg

Урей также символизировал мудрость фараона, его величие – он стоял на страже законов мироздания.

После объединения Египта рядом с уреем стали помещать и голову коршуна – защитника правителей Нижнего Египта. Такое единство символов делало фараонов владыками объединенной страны, воплощениями Гора на земле и Осириса после смерти. Именно эти символы украшают одну из великолепных образов древнеегипетского ювелирного искусства – диадему «сешед», найденную в гробнице Тутанхомона.hello_html_m329cd3f4.jpghello_html_m43ae1193.jpg

5. Этапы выполнения задания.

Преподаватель:

Начнем с методической разработки «Последовательность выполнения аппликации портрета фараона» (на доске). Готовая работа.

Задание:

Сегодня на уроке вам предстоит выполнить портрет фараона в головном уборе и наплечном воротнике с жезлом (уас) в технике аппликации из бумаги, соблюдая историческую достоверность, используя шаблон.

I этап – Выполнение портрета фараона из бумаги.

Выполнять портрет мы будем в технике аппликации. Начинаем с крупных деталей. Из бумаги вначале вырезаем элементы лица с шеей и руками в виде силуэта. Приклеиваем эти детали к фону. Аналогично вырезаем и приклеим к лицу уши, глаз с белками, верхнюю бровь и тд. Бороду вырезаем и приклеиваем, после того как вырежем и приклеим воротник ускх. Соблюдая последовательность слоев.

II этап – Выполнение головного убора, украшений.

Корону фараона вырезаем и приклеиваем, желательно сразу после того как наклеили элементы лица с шеей и руками в виде силуэта.

Далее Урей вырезаем из двух деталей и клеим. Осталось сделать украшения воротник (ускх), мелкие детали из полосок бумаги и вырезать, и приклеить жезл (уас).

Физкультминутка:

(Встать рядом с партой: шаг на месте, вращение кистями рук в разном направлении, легкие наклоны в стороны, повороты головы в стороны и по кругу, подъем вверх-вниз на носочках, открыть закрыть глаза несколько раз и часто поморгать, сесть на место).

6. Практическая самостоятельная работа детей.

Целевые обходы учителя:

  1. Контроль за организацией рабочего места.

  2. Контроль за правильностью выполнения последовательности и приемов работы над заданием.

  3. Проконтролировать аккуратность вырезания деталей перед приклеиванием.

  4. Оказание помощи ученикам, испытывающим затруднения. Подсказывать нужное решение, способ исправить ошибку.

  5. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

7. Подведение итогов.

Итак, мы чуть подробнее познакомились с культурой древнего Египта, с особенностями головных уборов, причесок и украшений фараонов. Мы попробовали воссоздать портрет фараона и использовали при этом технику работы с бумагой - аппликацию.

Показ лучших работ. Выложить работы в ряд, отметить достоинства и недостатки каждой. Выставить оценки.

8. Рефлексия:

  1. Что нового узнали на уроке?

  2. Какие виды корон фараонов Древнего Египта вы узнали?

  3. Хотели ли вы посетить Египет и увидеть самим красоту этой страны?

9. Домашнее задание

Выполнить любое украшения (воротник, урей, серьги, подвески и др.). Используя любую технику выполнения украшений (рисование гуашью, акварелью, аппликация, коллаж). А также подробнее самостоятельно узнать о жезле (уас).

Преподаватель благодарит детей за работу на уроке. Ученики убирают рабочие места.

Литература:

1. Л. Любимов «Искусство Древнего мира» М., «Просвещение» 1980

2. П. Сензюк «Композиция в декоративном искусстве» Киев, 1998

3. Н. Померанцева «Эстетические основы искусства Древнего Египта» М., «Искусство» 1985

4. А. Kуликов «Герои и боги: Египет» Тверь,1994.

5. Т. Сапожникова, О. Коблова «Методика проведения уроков изобразительного искусства по теме «Декоративно –прикладное искусство в жизни человека» Москва, 2007.

Интернет ресурсы:

http://nagolove.ru/wpcontent/uploads/2012/03/200403_3.jpg

http://www.livemaster.ru/topic/110157drevnijegipetkostyumgolovnyeuboryukrasheniya

http://blogs.privet.ru/community/NEORDINAR.NO/61058906

Приложение:

hello_html_m20404fad.jpghello_html_61503fa7.jpg

hello_html_m2185af7d.jpghello_html_255603e8.jpg

hello_html_m1d95764b.jpg

hello_html_2b9229be.jpg

infourok.ru