Причины гибели древней индии. Тайна гибели Мохенджо-Даро. Ядерная катастрофа времен первых фараонов?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Билет 40. Древняя Индия. Источники. Индская (хараппская) цивилизация. Причины гибели древней индии


Древний город Инд: причина гибели

Древний город Инд и причины его заката остаются такой же загадкой, как и их возникновение. По мнению ученых, кризис не случился на всей территории одновременно, а постепенно распространялся по всей территории Хараппской цивилизации.

История Инд

Согласно археологическим изысканиям, города древнейшие города в долине Инда были оснащены непревзойдёнными системами водоснабжения и канализации. Все постройки были четко спланированы и имели свое предназначение. Однако, более поздние постройки в Махенжо-Даро говорят о сильном архитектурном и техническом упадке. Части города, построенные в 18—16 веках до нашей эры, созданы без планирования, на руинах старых зданий. При постройке новых домов пренебрегали санитарными нормами, и эстетическим видом улиц. Появились гончарные печи, бараки и торговые палатки.

древнейшая цивилизация реки инд
Древнейшая цивилизация реки Инд

Производство керамики также стало значительно меньше – для строительства использовали старый кирпич, разбирая полуразрушенные дома, а не производили новый. Посуда стала грубее, без росписи, а количество произведений искусства и вовсе сошло на нет. Что же стало причиной упадка? Почему жители в какой-то момент просто покинули свои дома, благоустроенные города и исчезли?

река инд в древней индииРека инд в древней Индии

Древнейшая цивилизация реки Инд: причины гибели

По некоторым данным причиной гибели одной из крупнейших цивилизаций могли стать природные условия. Сильные наводнения в долине Инда, в связи с повышением уровня влажности – возникли неизлечимые эпидемии. Основной причиной упадка древнеиндийской цивилизации считается влияние кочевых племен. Ослабленные города не смогли сопротивляться захватчикам, и часть жителей приняла новые устои и порядки, другие – отправились на поиск новых плодородных земель в долину другой реки – Ганг.

древнейшие цивилизации долины реки индДревнейшие цивилизации долины реки Инд

Теория о том, что именно природные катаклизмы стали причиной гибели Хараппской цивилизации, получила свое подтверждение благодаря гидрологической экспедиции в окрестностях Махенжо-Даро.

Река Инд в Древней Индии: неуправляемая стихия

Ученые доказали, что город неоднократно попадал под удары стихии. Наводнения и землетрясения – стали основными проблемами города. Другая версия природного апокалипсиса – изменение русла реки. Под воздействием тектонических толчков произошло смещение плит, и русло Инда сместилось. Это могло вызвать сильнейшую засуху, которая и ослабила город и выгнала его жителей в другие земли.

древнейшие города в долине индаДревнейшие города в долине Инда

Факт разрушительного влияния извне был доказан археологическими изысканиями. Кочевые племена из соседних регионов без труда захватили ослабленные города и разграбили их. Некоторые ученые выдвигают теории о том, что ряд племен принадлежали к индоарийской группе. Их обоснование и ассимиляция с местными жителями дали развитие новой культуры в этих землях, так был образован древний город Инд в этой местности.

Новости археологии

Индия, 2016

 

drevniy-egipet.ru

Тайна гибели Мохенджо-Даро. Ядерная катастрофа времен первых фараонов?

Около 3500 лет назад при необычных обстоятельствах погиб древний индийский город, вошедший в историю под названием Мохенджо-Даро (на языке синдхи «Холм мертвых»).

В рукописи «Махабхарата» рассказывается о мощном взрыве, последовавшем за появлением в небе «ослепляющего света» и «огней без дыма». От высокой температуры «вода начала кипеть», «рыбы выглядели как обгоревшие». В результате катастрофы погибли все жители города, взрывом были разрушены здания и другие постройки.

 

Мохенджо-Даро считается одним из величайших археологических памятников мира. В1980 г. он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

В 1922г. на одном из островов реки Инд археологи обнаружили развалины древнего города. Были обнаружены следы пожаров и сильных разрушений, но не было найдено ни одной могилы, поэтому город назвали Мохенджо-Даро (Mohenjo Daro), что в переводе с языка синдхи означает «Холм Мертвых». Мы так и не знаем, как назывался этот город на самом деле, как называли себя его жители. Точно известно лишь одно — это один из самых великих городов древности. И один из самых загадочных, он погиб около 3700 лет назад при весьма необычных и до сих пор не разгаданных обстоятельствах. Города редко приходят в упадок внезапно, а в этом городе все указывало на то, что катастрофа наступила мгновенно.

 

В 1984 году в Нью-Йорке был издан сборник «Хараппская цивилизация» под редакцией Грегори Л. Поссела. В книге было собрано около 40 статей известных археологов Индии, Пакистана, Европы и Америки. В сборнике содержится много нового материала; так, например, там рассказывается о находке в пустыне Тар более 370 доселе неизвестных хараппских поселений.

 

Ученые выдвинули немало гипотез относительно причин «мгновенной гибели» Мохенджо-Даро: это неожиданное и резкое изменение климата в долине Инда, ужасающее действие наводнений, эпидемия неведомого заболевания, резко сократившая численность населения и т. п. Была еще такая гипотеза: несколько последовательных нашествий индоариев через горные перевалы с севера и запада (сообщалось даже, что при раскопках обнаружены следы битвы). Однако более поздние исследования не подтвердили ни одну из этих гипотез.

 

Вот уже 89 лет ученые ломают головы над разгадкой великой тайны этого города, которому более 5000 лет. Ученые до сих пор не пришли и к единому мнению о происхождении этой культуры. На сегодняшний день вскрыто и расчищено лишь около 10 процентов его территории. Вскрытая раскопками площадь Мохенджо-Даро составляет 260 гектаровили более 2,5 кв.км. Его окраины сегодня погребены под илистыми отложениями Инда. Раскопки здесь велись до 1960-х годов. По мере того как археологи спускались все ниже, навстречу стала подниматься засоленная вода. Соленый налет виден повсюду на кирпичах. Соль стала разъедать то, что осталось от города. И тогда по решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы. Повышение уровня подпочвенных вод тормозит исследование древнейших слоевв Мохенджо-Даро.Совершенно очевидно, чтов древности город был гораздо больше.

 

Но и вскрытая во время археологических исследований древняя кладка кирпичей Мохенджо-Даро, совершенство которой поражает археологов, надежно хранит тайны своего города. Исследователи не обнаружили ни одного кладбища в окрестностях Мохенджо-ДароА ведь город просуществовал как минимум полтора тысячелетия. В развалинах зданий и сооружений не было обнаружено многочисленных трупов людей и животных. В одном из домов были найдены скелеты тринадцати мужчин, женщин и одного ребенка. Их останки носили признаки внезапной смерти. Но они не были убиты и ограблены — на некоторых были браслеты, кольца, бусы. По всему городу археологи натыкались на подобные группы скелетов, которые свидетельствовали, что перед своей гибелью люди свободно ходили по улицам и были застигнуты смертью врасплох. Все это отчасти напоминало картину внезапной гибели людей в Помпеях. Только на единицах из нескольких тысяч скелетов, найденных в Мохенджо-Даро, действительно имелись следы ранений.

 

При раскопках не было обнаружено ни оружия, ни остатков какой-либо воинской амуниции, ни даже обломков оружия или следов разорения. Общее количество скелетов составило несколько тысяч, что очень мало для большого города. По подсчетам специалистов, в период расцвета в Мохенджо – Даро проживало около 50000 человек. Почему жители покинули Мохенджо – Даро, куда ушли десятки тысяч человек, живших здесь? – Эти вопросы до сих пор остается без ответа.

 

Первоначально Мохенджо — Даро располагался на двух островах на реке Инд. И как показывают раскопки и компьютерные реконструкции города, жить там было очень комфортно. Пожалуй, даже более комфортно, чем в некоторых современных городах. Широкие мощеные улицы, многокомнатные 2-х и 3-х этажные дома, канализация, водопровод и другие удобства.

 

Цивилизация Хараппы и Мохенджо – Даро

 

 

Область протоиндийской цивилизации была более обширной, чем районы цивилизаций Месопотамии и Египта вместе взятых. Она простиралась на 1600 километров с юга на север и на 800 километров с востока на запад. С начала 20-х годов XX века и до сегодняшнего дня было открыто около 2500 памятников этой древней культуры, в том числе ее столичные города, морские порты, пограничные крепости и т.д. Мы не можем сказать, была ли это единая цивилизация, или несколько городов-государств.

 

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

 

Города долины Инда были построены из кирпича — но не сырца, которым пользовались шумеры, а из кирпича обожженного. Этот факт, а также остатки огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густая сеть сточных канав ясно свидетельствовали о том, что пять тысяч лет назад проливные дожди в долине Инда были весьма частыми, причем настолько, что обилие воды создавало угрозу городским постройкам. Шумеры могли строить свои города из кирпича-сырца, поскольку дожди в Южной Месопотамии были явлением редким. Жители долины Инда, наоборот, явно имели избыток воды — и это тем более удивительно, что сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

 

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее построил. Забыты названия ее таинственных городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными …

 

На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины «крушения» столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Цивилизация пришла в упадок довольно быстро. А катастрофа в Мохенджо — Даро вообще наступила внезапно.

 

Причины гибели Мохенджо — Даро

 

 

Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы, она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

 

По некоторым сообщениям, на холме, где располагался город, произошел мощный взрыв, руины зданий были оплавлены, а скелеты в районе взрыва — радиоактивными. Якобы еще в 1927 году археологи нашли 27 или 44 полностью сохранившихся человеческих скелетов с повышенным уровнем радиации. Власти забеспокоились. Нельзя же давать людям доказательства того, что в середине второго тысячелетия кто-то применял мощные ядерные бомбы. Нужна была какая-нибудь версия. Для начала запустили в средства массовой дезинформации сообщение о том, что в ста сорока километрах от Мохенджо-Даро якобы найден эпицентр древнего землетрясения, которое и послужило причиной трагедии. Однако никто не поверил в то, что землетрясение было способно оплавить камни. Тогда выступил некто А. П. Невский, заявивший, что это была комета. Мол, при входе в атмосферу возник разряд статического электричества силой в миллионы ампер, он-то и разрушил город. Однако, в Мохенджо-Даро не было найдено признаков наводнения, извержения вулканов или падения крупных метеоритов.

 

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии

 

В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний), которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро…

 

Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет, привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями. Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой.

 

Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже хвалился, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот. Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.

 

Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.

 

В связи с этим можно вспомнить городок Сасово в Рязанской области. Благодаря расследованию геолога В.Ларина была найдена причина странного взрыва в том месте (сопровождавшегося также пьезоэлектрическими явлениями). Из глубин поднялся водород, образовавший гремучую смесь, вспыхнувшую с эффектом, подобным срабатыванию вакуумной бомбы. К счастью, это случилось не в самом городе, а немного подальше. Правда, в отличие от Мохенджо-Даро, здесь не наблюдалось оплавления и вспышка была слишком кратковременна. Были и такие случаи, когда в одной из аномальных скважин в Якутии горел глубинный водород и вокруг горящей скважины от жара песок просто спекался в стекло.

 

Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба. Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

 

Версия вторая. Мохенджо-Даро и землетрясение

 

Эту версию выдвинул американский исследователь геологД. Рейкс, изучавший строение земных слоёв в районе Мохенджо — Даро. Он установил, что в ста сорока километрах к югу от города находился очаг сильнейшего землетрясения, которое изменило облик долины Инда. Вероятно, с него всё и началось. По-видимому, землетрясение вздыбило землю, Инд оказался перегороженным, и его воды повернули вспять. Затем началось наступление грязевых потоков. Поселения вблизи Мохенджо-Даро были погребены под многометровым слоем ила и песка. Горожане пытались защититься, стали возводить дамбы, следы которых найдены при раскопках. Но бороться с водой и грязевыми потоками становилось всё труднее и труднее.

 

Учённые полагают, что наступление грязевого моря длилось около ста лет. В итоге стихия победила, а город погиб.

 

Некоторые ученые считают, что одним из факторов, провоцирующих землетрясение, могут быть и перепады атмосферного давления Эта версия стала особенно популярной после сильного землетрясения, которое пережили Индия и Пакистан в октябре 2005 года.

 

Версия третья. Мохенджо-Даро и наводнения

 

Некоторые историки полагают, что город стал жертвой серии мощных наводнений — разливавшийся Инд часто затапливал Мохенджо-Даро, и жители были вынуждены покинуть город. Как показали снимки из космоса, русла реки Инд и ряда других местных рек многократно меняли свои направления. Причиной тому были подвижки земной коры. Более того, Инд не раз затоплял Мохенджо-Даро. В итоге повреждалась система канализации, в результате чего в условиях жаркого климата начинались ужасные эпидемии, буквально косившие людей. Остававшиеся в живых спешно покидали город.

 

В подтверждение этой версии исследователи ссылаются на археологов, которые установили семь или девять слоев ила между уровнями зрелой культуры Мохенджо – Даро. Таким образом, город был последовательно разрушен и восстановлен по крайней мере семь раз. Каждый раз новые города строились поверх старых.

 

Версия четвертая. Мохенджо – Даро и оружие древних

 

Эту версию изложили в своей книге «Атомный взрыв в 2000 до н.э.» («AtomicDestructionin2000 BC», 1979) Дэвид Дэвенпорт и Этторе Винченти. Английский исследователь культуры и языков Древней Индии Д. Дэвенпорт, знаток санскрита, родился и некоторое время жил в Индии. Он был одержим идеей перевода древнеиндийских текстов с санскрита на английский язык и объективной интерпретации философского значения и исторических фактов, изложенных в этих текстах. Он также прожил 12 лет в Пакистане, изучая руины Мохенджо – Даро.

 

Д. Дэвенпорт совместно с итальянским исследователем Винченти установили, что примерно 3700 лет назад на вершине холма, вокруг которого был построен Мохенджо — Даро, произошёл мощный взрыв, похожий на атомный (по разным оценкам, дата разрушения варьируется от 1500 до 2000 г. до н. э.). Они разместили в упомянутой книге схему разрушений зданий. Если посмотреть на нее внимательно, можно увидеть четко очерченный эпицентр, внутри которого все строения сметены. По мере движения от центра к периферии разрушения уменьшаются, постепенно сходя на нет. Становиться понятным, почему окраинные здания являются наиболее сохранившимися строениями Мохенджо-Даро. При внимательном осмотре разрушенных зданий Д. Дэвенпорт и Э. Винченти установили, что диаметр эпицентра взрыва составляет около 50 м. На этом месте все кристаллизовано и расплавлено, все строения стерты с лица земли. На расстоянии до 60 м от центра взрыва кирпичи и камни оплавлены с одной стороны, что указывает на направление взрыва.

 

Как известно, камни плавятся при температуре около 2000°С. В этих местах обнаружен и песок, превратившийся в стекло. (Точно такие же пласты зеленого стекла были обнаружены в пустыне штата Невада (США) после проведения ядерных испытаний).

 

В направлении от центра к периферии степень разрушения зданий постепенно уменьшается. Исследователи также установили, что древний город разрушили три мощные ударные волны, распространившиеся на милю от эпицентра взрыва. Среди руин в районе с радиусом свыше 400 метров разбросаны куски глины, керамики и некоторых минералов, которые подверглись быстрому оплавлению. Все люди, кто находился в эпицентре, мгновенно испарились, поэтому археологи не нашли там скелетов.

 

Исследователи отправили так называемые черные камни, которые были разбросаны по улицам города, в Институт Минералогии Римского Университета и в лабораторию Национального совета исследований (Италия). Выяснилось, что черные камни — это не что иное, как осколки глиняной посуды, спекшиеся при температуре около 1400-1600 градусов, а потом затвердевшие.

 

Подобные образования, тектиты, возникающие под воздействием высокой температуры, ученые находят в разных районах Земли. В 1822 году в Москве на русском языке был издан перевод с французской книги Г. Пропиака «Достопамятности в мире, или Описание существующих на Земле редких произведений природы и искусства» (часть 1). В ней можно прочитать небольшой, но весьма любопытный раздел «Остекляненныя крепости в Гейланде, что в Шотландии».

 

Тектиты – продукты катастроф

 

 

Очень увлекательно и подробно о тектитах пишет О.В. Михайлов в книге «Антология полузабытых тайн Космоса, Земли, Моря, Техники, Истории: факты, версии, гипотезы неразгаданного» (2005). Тектиты были найдены в самых разных уголках Земного шара, причем в отдельных случаях это были даже настоящие тектитовые поля. Особенностью таких полей является концентрическое строение: в центре тектитов больше, и они крупнее. Встречаются поля и в виде полос (например, самое крупное – Австрало-Азиатское).

 

Как пишет О.В. Михайлов, тектиты были найдены в Австралии, Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины, Малайзия, Таиланд, Камбоджа, Лаос, Вьетнам), Африке, Европе (Чехия), Северной Америке (штаты Техас и Джорджия) и Северо-Западной Азии (Казахстан, Приаралье, кратер Жаманшин). Причем 90 % всех тектитов оказалось сосредоточено в районе Филиппинских островов, в Австралии и Индокитае. Многие исследователи считают, что распределение тектитов на Земле носит случайный характер, но это явно не так.

 

Среди множества гипотез о происхождении тектитов имеются гипотезы, связывающие их происхождене со взрывами гигантских метеоритов на Земле. Однако далеко не во всех районах, где были обнаружены тектиты, имеются метеоритные кратеры, и это обстоятельство играет против данной гипотезы. Среди самых экзотических гипотез указывалась даже инопланетная версия происхождения тектитов, согласно которой в далеком прошлом огромный межзвездный корабль пришельцев приблизился к нашей Планете и… завис над ней. Тектиты будто бы образовались от расплавления земных пород под воздействием пламени его ракетных двигателей.

 

В 60-х годах прошлого века в ряде районов бывшего Советского Союза (там, где проводились испытания ядерного оружия) были обнаружены искусственные тектиты, которые были поразительно похожи на тектиты, найденные в разных частях нашей планеты. При наземном ядерном взрыве возникает огненный шар огромной температуры, и все, что оказывается рядом (в том числе грунт, горные породы), буквально испаряется или оплавляется до аморфного состояния.

 

Современные исследователи о Мохенджо – Даро

 

Удивительно, но «необычная» гипотеза Дэвенпорта уже в 80-е годы прошлого столетия была «забыта». Несмотря на то, что она объясняет многие загадки Мохенджо – Даро,продолжения исследований в этом направлении не последовало. В конце прошлого столетия гипотезу Дэвенпорта поддержал Алан Ф. Элфорд в своей книге «Боги нового тысячелетия» (1998) Российский исследователь Андрей Скляров также попытался проанализировать гипотезу Дэвенпорта в своей статье «Обитаемый остров Земля».

 

Вот несколько фраз оттуда: «В некоторых источниках, упоминающих про версию Девенпорта и Винченти, утверждается, что у обнаруженных (где-то вне эпицентра) останков людей радиоактивность превышала норму более чем в 50 раз… Мне, к сожалению, не удалось найти ни подтверждения этих заявлений, ни какой-либо (пусть хотя бы и сомнительной) информации о том, кто именно и когда проводил исследования останков на радиоактивность. К несчастью, сейчас представляется практически невозможной и проверка заключений Девенпорта и Винченти о взрывном характере разрушений в Мохенджо-Даро, поскольку в результате тщательной «реставрации», проведенной в последние десятилетия, внешний вид города значительно изменился – кирпичные развалы разобрали, стены отстроили. Так что теперь тут можно увидеть лишь очередной «диснейлэнд для туристов»…

 

Версия пятая. Мохенджо-Даро и оружие пришельцев

 

В древних индийских хрониках «Книга Дзаена» написано предание о неземных существах, прилетавших к мирным туземцам на металлическом корабле. В книге говорится, что однажды, эти существа разругались с местными жителями. Они переселились в соседний город и там их выбрали правителями. Именно тогда новый вождь и выпустил на город своих врагов большое светящееся копье, которое разрушило все постройки и сожгло жителей. И даже те, кто вошел в город позже, со временем заболели и умерли. А новый вождь, собрав всех своих воинов, их детей и жен, улетел в неизвестном направлении на таинственном корабле. Некоторые исследователи считают, что Мохенджо – Даро и есть тот сожженный город, но доказательств этому нет.

 

«Великие войны в Небе», описаны в древнеиндийских Пуранах и у древнегреческого автора «Войны Титанов» Гесиода. В Библии описана война в Небе воинства Михаила против «Дракона — Юпитера» и «Люцифера — Венеры». Е.П. Блаватская в своей «Тайной доктрине» также пишет, ссылаясь на Пураны, о войне двух рас, которая спровоцировала Всемирный потоп. А вот что писал Э. Церен в книге «Библейские холмы» (Москва, 1966, 1986) о знаменитой Вавилонской башне — то есть зиккурате Этеменанки: «Нельзя найти пояснения тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалил весь остов башни, которая от жара спеклась в плотную массу, подобную расплавленному стеклу». В свое время упоминал об этом и Марк Твен, путешествовавший в 1867 году по Ближнему Востоку: «(Было) восемь ярусов (башни), две из которых стоят и по сей день… гигантская, кирпичная кладка, рассеявшаяся посредине от землетрясений, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного бога». На подобные факты обращает внимание и А. А. Горбовский в своей книге «Загадки древнейшей истории». Например, на стенах ирландских крепостей Дундалл и Экосс сохранились следы очень высокой температуры — расплавлены даже гранитные глыбы, а температура плавления гранита превышает 1000 градусов Цельсия!

 

Другие следы возможного применения неведомого оружия были найдены в Малой Азии при раскопках столицы древних хеттов Хаттусас, а также в Центральной Америке. Так или иначе, во многих легендах народов мира есть рассказы о том, как боги сражались в небесах, используя некие летательные аппараты, оснащенные оружием. Особенно их много в древнеиндийских текстах.

 

Источник: http://joy4mind.com/?p=4494#ixzz2pgZJv3QV

7lostworlds.ru

Происхождение смерти в Древней Индии. Яма — бог мертвых

Происхождение смерти в Древней Индии. Яма — бог мертвых

В великой древнеиндийской эпической поэме «Махабхарата» рассказывается, что, когда Брахма создал мир, люди были бессмертными — они жили в Золотом веке. Их бесчисленные поколения умножились на земле, и земля, страдающая под их тяжестью, взмолилась к Брахме. Брахма внял ее мольбе, но не мог придумать, как сократить число живущих. Божественное бессилие привело к тому, что творец разгневался, и гнев его породил пламень, который мог погубить все творение. Тогда бог Шива обратился к творцу с советом не губить все живое, а сделать так, чтобы люди умирали, но род их не прекращался.

Брахма усмирил бушующий пламень, но из тела его вышла женщина с венком из лотосов на голове. Она сразу направилась к югу, ведь там, по индийским представлениям, было царство смерти — преисподняя. Тогда Брахма и повелел ей идти и убивать живые существа. Смерть — ее имя было Мритью (родственное русскому «смерть») — расплакалась, ибо не хотела, чтобы ее проклинали все живые существа. Брахма собрал ее слезы, не дав им пролиться на землю: он облегчил Мритью тяжкий труд, создав из ее слез болезни, — они лишали людей жизни.

Богиня Адити, воплощавшая безграничность мира, в начале времен породила множество богов, но восьмой ее потомок Вивасват выглядел безобразным — он не имел ни рук, ни ног (что сближало его образ со змеем), высота его была равна толщине… Старшие братья — боги Митра, Варуна и Бхага решили довершить его образ и отсекли все лишнее: так получился первый человек, творение божественных рук. Из лишних же частей возник слон. Бог Тваштар выдал за это создание свою дочь Сараньюю, и та родила ему близнецов Яму и Ями. Но богиня помнила, что Вивасват не ровня ей: она сотворила свое подобие, сама же покинула мужа. Тот не заметил подмены, и мнимая жена родила ему других детей, в том числе сына Ману — он создал первые законы, от него произошли все смертные люди. Но мачеха выдала себя: она неровно относилась к собственным детям и детям богини, что привело к ее ссоре с Ямой. Тот едва не совершил насилия над мачехой, и мачеха прокляла его, так что одна нога у Ямы отсохла (одноногость выдает хтонического персонажа, связанного с землей и преисподней).

Яма стал первым умершим, его смерть оплакивала сестра Ями, и плач мог длиться вечно, ведь тогда день еще не сменяла ночь. Боги создали ночь, чтобы Ями прекратила причитание. После смерти Яма ушел на юг, где воцарился в царстве смерти и стал локапалой — хранителем одной из сторон света. Прежде там царил Агни, божество огня, но он уступил свое место Яме, сам же стал жрецом богов — он доставляет им жертвоприношения. Ями же стала богиней священной реки Ямуни.

Царство мертвых от мира живых отделяла другая священная река — Вайтарани. Преодолеть Вайтарани человек может, только держась за хвост коровы, которую он при жизни подарил брахману. Яму сопровождали помощники — два четырехглазых пса с огромными ноздрями, они вынюхивали и высматривали тех, кто должен был отправиться в царство смерти. Сам бог в красном одеянии верхом на черном буйволе разъезжал по земле с дубинкой и петлей, которыми вынимал души обреченных.

Его царство — преисподняя, состояла из нескольких адских обителей: в нижней из трех (или двадцати одной) обителей в своей столице Ямапутре и восседал на троне Яма, к нему приводили душу каждого умершего, и загробный писец Читрагупта докладывал богу обо всех поступках умершего на земле. Яма, как судья мертвых, решал его загробную участь: сподобится ли он рая питаров, будет обитать в одном из адов или должен будет возродиться на земле в виде человека или животного. Ипостасями Ямы выступают Кала, бог времени, Антака, умертвляющий, и Мритью — сама смерть. Связь божества смерти со временем естественна: Яма считался также воплощением годового цикла — регулярного возрождения космоса. Действительно, его путь на тот свет, путь первого умершего, объединял все сферы мироздания и был подобен космогоническому акту.

Путь умершему показывал дым погребального костра, с ним он попадал к питарам, становился предком — «отцом». Кремация была неким жертвоприношением, благодаря которому покойник подготовлялся к тому, чтобы стать предком. Обрядовая и поминальная пища — пинда, смесь риса и разных культовых блюд, напоминающая славянскую кутью, ассоциировалась с первоматерией — семенем, из которого возник весь мир, а также со спермой, от которой происходит зачатие человека. Эта связь погребальных и поминальных ритуалов с космогонией и перерождением закономерно приводила к идее возрождения предка в потомках.

Собрание ритуальных текстов «Брихадараньяка-упанишада» увязывает с идеей перерождения посмертный путь человека.

Умершие «идут в дым [погребального костра], из дыма — в ночь, из ночи — в темную половину месяца, из темной половины месяца — в шесть месяцев, когда солнце движется к югу, из этих месяцев — в мир предков, из мира предков — в луну. Достигнув луны, они становятся пищей. Там боги вкушают их, подобно тому, как они вкушают царя Сому (напиток бессмертия), говоря: «Возрастай, уменьшайся». Когда это происходит у них, то люди попадают в пространство, из пространства — в ветер, из ветра — в дождь, из дождя — в землю. Достигнув земли, они становятся пищей. Снова совершается их подношение на огне человека, и затем они рождаются на огне женщины». Путь начинается с погребального костра и заканчивается в огне очага, чтобы вместе с пищей попасть в чрево женщины и приготовиться к новому жизненному циклу.

Нам становится понятной роль печи и очага в культе предков у славян, и даже печь бабы-яги, в которой она поджаривает тех, кто стремится попасть в иной мир. Понятно, почему у предков просили дождя: дождь осеменял землю, дающую пищу для новых рождений.

Английский исследователь античной культуры Ричард Онианс рассказал в своей книге «На коленях богов» о погребальном обычае, смысл которого оставался не ясен специалистам. Гомер рассказывал о том, что греки не доводили до конца обряд кремации трупа — тело сгорало лишь частично, зато повсюду: в микенских каменных гробницах (толосах), скифских деревянных погребальных камерах — археологи обнаруживают следы огня, не свидетельствующие об уничтожении трупов. У славян был распространен обычай «греть покойников» — разжигать поминальные костры, чтобы передать тепло предкам. Действительно, и после крещения Руси, прежде чем захоронить умершего по христианскому обряду, разводили костер. Онианс связывает античный обычай с удалением влажной субстанции души, псюхе, из трупа и сравнивает его с наиболее архаическими способами приготовления пищи (до открытия способов варки в посуде). Душа освобождалась от трупа и приготовлялась к загробной жизни. Но и за гробом для жизни нужен животворный источник — жидкость, поэтому Гомер рассказывает, как в урну с костями Патрокла и Ахилла льют вино, а в могилы ставят сосуды с водой и кладут кости, собранные с погребального костра, омытые водой или вином. На поминках совершают возлияния: живая и мертвая вода русских сказок и многочисленные мифы об источниках и напитках бессмертия связаны с этими представлениями о возрождающей силе влаги.

В Индии ежемесячно в течение года следовало приносить предкам поминальные жертвы из пинды и воды: первые десять приношений способствовали тому, что восстанавливалось новое тело умершего — преты, но умерший еще не становился питаром. Из первого приношения возникала голова, из второго — шея и горло, затем — сердце, спина, пуп, пояс и чресла, голени, наконец, колени и стопы. Так в религиозных гимнах описывался первочеловек Пуруша, из которого был сотворен во время жертвоприношения весь мир. На десятый день после смерти положено было поминальное приношение пинды с мясом, ибо считалось, что новое тело покойника испытывает необычайный голод. Годовой поминальный обряд завершался четырьмя пиндами и сосудами с водой, жертвы предназначались трем поколениям — отцу, деду и прадеду, сам же умерший превращался теперь из преты в питара.

Царством Ямы считалась преисподняя. Ниже земли располагаются семь ярусов преисподней — патала, где обитают демонические существа дайтьи, данавы, наги и др. Ниже паталы располагается нарака — ад или совокупность адов. О «подземном доме», в котором демоны терзают грешников, впервые говорится в «Атхарваведе». По более поздним представлениям («Законы Ману»), нарака состоит из семи (или 21, 28, 50) кругов. На верхней границе нараки находится столица царства Ямы — Ямапура, где определяется участь умершего. В соответствии с семичленным делением нараки первый круг (пут) отведен для бездетных, второй (авичи) — для душ, ожидающих нового воплощения; в третьем (самхате) и четвертом (тамисре) наказывают за сравнительно незначительные проступки, а последние три круга, погруженные в вечную тьму, предназначены для злостных преступников. В пятом круге (риджише) их непрерывно терзают змеи, ядовитые насекомые, дикие звери и птицы, как бы воплощающие укоры совести. В шестом круге — истоки подземной реки Вайтарани, полной крови и нечистот, в которых грешники задыхаются: купание в ней — одно из мучений для грешников. Еще ниже лежит седьмой круг — бездонная какола, или собственно нарака. Здесь в кромешной тьме светится одна только пылающая пропасть, в ней горят и не могут сгореть до конца преступники, рядом демоны раздирают их на части раскаленными щипцами, сбрасывают на остроконечные деревья, варят в масле и т. д. Пытки особенно мучительны из-за того, что все чувства грешников предельно обострены. При этом в отличие от тех, кто пребывает в шести верхних кругах и по истечении определенного срока мучений получит новое рождение на земле, обитатели седьмого круга должны страдать до конца мирового периода — кальпы, то есть пока не погибнет вселенная.

Первый умерший во многих мифологиях становился богом смерти и повелителем загробного мира.

У бантуязычного народа луба страна мертвых называется Калунга. Калунга — первопредок, создавший мир и первых людей. Как обожествленный предок он связан с нижним миром предков (в случае чьей-то смерти говорили: «Его взял Калунга»), он отец и господин предков и с их помощью правит миром. Границей загробного мира служит широкая река. Через реку переправляет лодочник, для платы которому в рот покойнику клали несколько бусин (у греков для платы Харону в рот клали монету). В Калунге умерший живет в деревне, но всегда может вернуться, чтобы помочь живым или, наоборот, преследовать их.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Билет 40. Древняя Индия. Источники. Индская (хараппская) цивилизация.

Древнейшая в Южной Азии цивилизация называется Индской, так как она возникла в районе реки Инд в Северо-Западной Индии (ныне в основном территория Пакистана). Она датируется примерно XXIII—XVIII веками до н. э. и таким образом может считаться третьей по времени появления древневосточной цивилизацией. Как и первые две—в Месопотамии и Египте, — расположена она в бассейне великой реки, и, очевидно, становление ее было связано с организацией высокоурожайного поливного земледелия.

Открытие культуры долины Инда произошло сравнительно недавно (в 20-е годы XX века), и по разным причинам известна она значительно хуже, чем существовавшие одновременно Египетское и Шумеро-Аккадское государства. Однако можно утверждать, что для нее было характерно использование бронзы, строительство городов, а также изобретение письменности. Эти основные признаки и позволяют говорить о возникновении цивилизации, т. е. классового общества и государства.

Открытие городов III тысячелетия до н. э. в долине Инда было столь неожиданным, что в течение нескольких десятилетий в науке господствовало убеждение, будто культура принесена сюда в готовом виде извне (предположительно из Шумера). Лишь в последнее время в результате многолетних археологических раскопок начинает проясняться древнейшая история данного региона. На территории к западу от реки Инд уже в эпоху неолита, в VI (а возможно, и в VII) тысячелетии до н. э., население стало заниматься земледелием. К концу IV тысячелетия до ч. э. выделяется Несколько типов энеолитических земледельческих культур. Небольшие поселки с домами из сырцового кирпича располагались в долинах, орошаемых разливами мелких рек. Глиняные фигурки и роспись на керамике свидетельствуют о типичных культах плодородия—богини-матери и быка. Отдельные черты материальной культуры (форма и орнаментация сосудов, строительные приемы) позволяют проследить черты сходства и преемственности между городами Индской цивилизации и теми энеолитическими поселениями, которые частично предшествовали им, а частично с ними сосуществовали.

Ранние земледельческие культуры Северо-Западной Индии не были изолированы от близлежащих областей, и есть основания говорить о связях их даже с территорией далекого Элама. Важно подчеркнуть, однако, что, несмотря на любые возможные миграции населения или заимствование каких-либо достижений, возникновение городской цивилизации в долине Инда было подготовлено многовековым развитием самого этого региона.

Первыми были исследованы два наиболее крупных городских центра — Мохенлжо-Даро и Хараппа (по названию последнего и вся археологическая культура именуется иногда хараппской). Затем были открыты менее значительные—Чанху-Даро, Калйбанган. В последние годы раскопки ведутся преимущественно в периферийных районах. Особенно большой интерес представляет Лотхал — важный форпост южной зоны цивилизации, бывший, возможно, морским портом. В настоящее время известно уже несколько сот поселений Индской цивилизации на огромной площади, простирающейся на тысячу километров с севера на юг и на полторы тысячи километров с запада на восток. Она сохраняет все же условное наименование Индской, ибо основные ее центры находились в бассейне этой великой реки.

Такие города, как Мохенджо-Даро, Хараппа и Калибанган, имеют характерную двухчастную планировку. Часть города построена на искусственном возвышении и отделена зубчатой стеной от остального поселения. Эта так называемая цитадель, очевидно, была предназначена для общегородских построек — административных и религиозных. Крупное здание, обнаруженное в цитадели Мохенджо-Даро, исследователи считают храмом или дворцом правителя. Неподалеку от него находится бассейн, предназначавшийся для ритуальных омовений (и в настоящее время бассейны составляют существенную часть индуистских храмовых комплексов). В крытой аркаде вокруг бассейна, вероятно, находились жрецы, совершавшие религиозные обряды. В цитадели Хараппы найдено огромное зернохранилище. Имеется аналогичное сооружение и в Мохенджо-Даро. Возле кирпичной площадки для помола зерна расположены параллельными рядами небольшие помещения, в которых могли жить работники.

Мохенджо-Даро был окружён прочной каменной стеной с цитаделью и был чётко спланирован. В центральной части города располагались императорские дворцы, огромные библиотеки, храмы и парки, а примыкавшие к ней жилые кварталы состояли из двух - трёхэтажных зданий с плоской крышей без архитектурных украшений и окон, выходящих на улицу. Внутри домов имелось от 4 до 6 комнат, помещения для водных процедур с отводом сточных вод в отстойники, колодцы и канализационные сооружения; многие дома имели отдельные ванные и туалеты.

Было налажено эффективное водоснабжение, дренаж и вывоз мусора. Здания Мохенджо-Даро строились из обожжённого кирпича и тесно примыкали друг к другу, образуя крупные блоки и группируясь вокруг центральных двориков с колодцами. Для освещения домов и улиц использовались люменисцирующие растения, а также природный фосфор и его соединения, помещавшиеся в специальные светильники. Главные улицы городов были прямыми и довольно широкими. Все улицы и переулки пересекались под прямыми углами, и на перекрёстках улиц углы зданий закруглялись, чтобы не мешать плотному уличному движению, а мостовые снабжались глубокими желобами для колёс экипажей и повозок, запряжённых слонами и другими животными.

В Мохенджо-Даро была общегородская система канализации с магистральными каналами, отстойниками и стоками для отвода дождевых вод; цитадель размерами 230x170 метров и бассейн 12x7 метров и глубиной 2,4 метра, в который вели две кирпичные лестницы.

Оборонительные стены Мохенджо-Даро в некоторых местах имели толщину до 9 метров. В городе существовали огромные мукомольни, снабжённые конвейерами зернохранилища, литейные мастерские, котельные для подачи в дома горячей воды, музеи, театры и даже цирки с дикими животными! Вокруг города на сотни километров были разбросаны более мелкие поселения, купеческие центры, морские порты и приграничные крепости.

Собственно городское поселение занимает в Мохенджо-Даро площадь около двух квадратных километров—здесь могло проживать несколько десятков тысяч человек. Прямые улицы, до десяти метров шириною, использовались для проезда колесных повозок и, возможно, для религиозных процессий. Пересекаясь под прямыми углами, они делят город на большие кварталы. Внутри этих кварталов четкой планировки нет, и дома разделены лишь узкими, часто извилистыми переулками. Большая часть городских построек возведена из обожженного кирпича стандартных размеров.

Более всего поражает исследователей уровень городского благоустройства. Во многих домах находят специальные комнаты для омовения. Грязная вода по водостокам и выложенным кирпичом каналам выводилась в специальные отстойники. Система канализации в городах долины Инда кажется более совершенной, чем в других странах древнего мира.

Жители Мохенджо-Даро поддерживали тесные торговые связи с Древним Ираном и Месопотамией. Они выращивали пшеницу, ячмень, горох, финиковые пальмы, хлопок, лён, разводили слонов, коров, буйволов, коз, овец и кур. Ремесленники использовали паяние свинцом, довольно на высоком уровне находилась горячая и холодная обработка металлов. Из меди и её сплавов изготовлялось оружие, инструменты, предметы домашнего обихода и украшения. Существовало ювелирное и гончарное производства, резьба по камню и виноделие. Женщины пользовались кремами, духами и губными помадами. Древние дравиды использовали десятичную систему счёта, от которой впоследствии произошли арабские цифры. Существовали весовые гири, измерительные линейки из раковин с очень точно нанесёнными делениями. Основной единицей веса были 0,86 грамм, основной единицей длины - 6,7 мм.

Раскопки городских центров не дают сколько-нибудь полного представления: сельском хозяйстве (хотя несомненно значительная часть горожан также принимала участие в сельскохозяйственных работах. Найденные остатки злаков свидетельствуют о том, что выращивались пшеница, ячмень, просо. Остатки тканей доказывают, что в Индии раньше, чем в других странах Азии, начали возделывать хлопчатник (недавно было установлено, что он был известен здесь даже до возникновения хараппской культуры). В качестве тягловых животных использовали быков и буйволов. Разводили домашнюю птицу (например, кур).

Более полное представление можно составить о городском ремесле. В строительстве так широко применялся обожжтенный кирпич, что его изготовление должно было стать важной отраслью производства. Разнообразием форм отличается характерная хараппская керамика. Роспись сосудов в основном воспроизводит растительные орнаменты. Находки пряслиц свидетельствуют о развитии ткачества. Найдено некоторое количество изделий из бронзы, золота и серебра. В отличие от Египта и Месопотамии для Индской цивилизации совсем не характерна монументальная скульптура (вряд ли она изготавливалась из непрочного материала, скажем дерева). Все сохранившиеся изображения небольшого размера. Наиболее известна статуэтка так называемого правителя-жреца, найденная в самом крупном здании цитадели Мохенджо-Даро. Небольшую бронзовую фигурку обнаженной женщины в ожерелье и со множеством браслетов на руках считают танцовщицей (типа тех, что и много позже жили при индуистских храмах). Каменная и бронзовая скульптура отличается пластичностью, живостью передачи движений. Напротив, многочисленные глиняные фигурки богини-матери в сложном головном уборе выполнены в условной манере и мало отличаются от аналогичных культовых статуэток предшествующего времени.

Наиболее примечательными произведениями художественного ремесла являются небольшие каменные печати (в отличие от Месопотамии не цилиндрические, а прямоугольные). Найдено их уже более двух тысяч. Вероятно, печати иногда носили на теле, так как с обратной стороны бывает выступ с отверстием для шнурка. Предполагается их использование в качестве амулетов, но главным назначением, очевидно, было указание собственнических прав (или должности) владельца. Печати, происходящие из одного района, нередко содержат сходные сцены, связанные, видимо, с местным культом или святилищем. Изображения на печатях часто отражают мифологические сюжеты — такие, как борьба героя с тиграми (что вызывает в памяти искусство Месопотамии), женское божество в ветвях дерева, мужское божество в окружении зверей и т. д. Несомненно, изображения животных—буйвола, «единорога» и т. п.—также имеют сакральный смысл. Одна из наиболее распространенных сцен — бык перед особого типа «кормушкой» —видимо, указывает на ритуальное кормление священного животного. Изображение сопровождается обычно краткой надписью. Знаки, восходящие к рисункам, воспроизводят растения и животных Северной Индии, что является свидетельством местного происхождения письменности. Печати и другие характерные предметы хараппской культуры находят порою далеко за пределами долины Инда — в Месопотамии и на Бахрейнских островах (Персидский залив), в Иране и в Туркмении. Это говорит о том, что в период своего расцвета Мохенджо-Даро и Хараппа поддерживали широкие внешние связи и входили в систему ранних цивилизаций Древнего Востока.

Основная часть предметов индийского происхождения в Месопотамии датируется периодом Шумеро-Аккадского царства и династии Иссина, т. е. последней третью III тысячелетия и началом II тысячелетия до н. э. Предполагают, что ряд географических названий в клинописных текстах этого времени относится к Северо-Западной Индии. Некоторые виды сырья (преимущественно для изготовления предметов роскоши) должны были поступать в индские города благодаря торговым операциям по суше или по морю. Широко использовалась посредническая торговля. Не исключена возможность и военных экспедиций, особенно в более отсталые районы, например Южноиндийского побережья.

Доказательством развития внутренней торговли считают обычно находки каменных гирь, а одно из помещений рассматривают как крытый рынок. Можно предполагать и систему раздач продуктов с общественных складов. Трудно сказать, в какой мере ремесленное производство было ориентировано на рынок.

На основе памятников материальной культуры и искусства могут быть сделаны некоторые выводы о характере религиозных представлений жителей долины Инда. Изображения на печатях свидетельствую: о культе деревьев (и богини дерева), животных, небесных светил. Фигурки богини-матери указывают на земледельческий характер религии. Мужское божество, сидящее в так называемой йогической позе в окружении четырех зверей, рассматривается как владыка четырех стран света. Есть основания говорить о том, что большее значение придавалось ритуальному омовению.

Цивилизация в долине Инда обладала развитой письменностью и говорила на древнедравидском языке "мунда", который, как недавно установили учёные, был родственен эламскому. Библиотеки Мохенджо-Даро были гигантскими хранилищами сотен тысяч стеариновых табличек, покрытых пиктографическими письменами, которые до сих пор остаются нерасшифрованными. В других местах письменные источники обнаружены не были, поскольку в специфических климатических условиях Индии древние тексты, выполнявшиеся на коре деревьев, пальмовых листьях, коже и ткани, не имели шансов сохраниться до наших дней. Остались лишь печати-амулеты, изготовленные из камня, слоновой кости, меди и глины, на которых имеются скудные иероглифические надписи.

Работа по дешифровке письменности еще не завершена. Она затрудняется полным отсутствием двуязычных надписей билингв, краткостью и однотипностью текстов (почти исключительно на печатях). Судя по общему количеству знаков (ок..400), письмо должно иметь слоговой характер. Статистический анализ сочетаний знаков, проведенный российскими учеными, позволяет сделать заключения о структуре языка. Язык прото-индийских надписей (т. е. Индской цивилизации) считают близким дравидийским. Точнее, предполагаемому языку-предку дравидийских языков. Если данный вывод подтвердится, то при дальнейшей интерпретации текстов можно исходить из сравнительной грамматики этих языков (засвидетельствованных приблизительно с начала н. э.). Дешифровка письменности помогает решать проблему этнического состава населения городов Индской цивилизации.

Примерно к концу XVIII в. до н. э. хараппская культура перестала существовать. Можно утверждать с достаточной уверенностью, что она не погибла в результате внезапной катастрофы. Обширный материал, накопленный к настоящему времени археологами, показывает, как постепенно, в течение столетий приходили в упадок некогда цветущие города. Ветшали величественные постройки цитадели, застраивались широкие улицы города, нарушалась его планировка. Все меньше появлялось привозных вещей, искусных ремесленных изделий и печатей. Происходила смена городов сельскими поселениями и варваризация культуры. В периферийных областях на севере и на полуострове Сураштра, позднее других колонизованных жителями долины Инда, дольше сохранялись характерные черты хараппской культуры, постепенно сменявшейся позднехараппской и послехараппскими.

Выдвигалось множество гипотез для объяснения того, почему перестала существовать Индская цивилизация. Упадок городов сопровождался проникновением в долину Инда более отсталых племен с северо-запада, однако не эти набеги явились причиной гибели хараппской культуры. Некоторые области Северо-Западной Индии к настоящему времени превратились в пустыни и полупустыни, и вполне возможно, что в результате нерационального ведения поливного земледелия и вырубки лесов природные условия района стали менее благоприятными. Огромный разрыв между немногочисленными развитыми центрами и обширной сельской периферией способствовал хрупкости цивилизации бронзового века. Но подлинные причины гибели хараппских городов должны быть прежде всего связаны с их историей, а ее-то мы пока и не знаем.

По поводу социального и политического строя Индской цивилизации могут быть сделаны лишь самые общие замечания. Наличие цитадели и городской планировки, по-видимому, говорит о существовании государственной власти. Находки зернохранилищ и помещений для работников вызывают ассоциации с храмово-государственным хозяйством Древней Месопотамии. Уровень развития производства, наличие городов и письменности заставляет думать о социальном неравенстве, что подтверждается различиями в размерах и типах жилых помещений. Возможно, в Индской цивилизации, как и в других странах Древнего Востока, сложились прообразы классов. Но при отсутствии письменных источников мы не можем с уверенностью судить о степени социальной дифференциации, формах эксплуатации или организации политической власти.

Согласно преданиям, долгое время правители трёх крупнейших древнеиндийских городов - Хараппы, Мохенджо-Даро и Калибагана - жили в мире и согласии, пока самый могущественный из них не возгордился своей властью и богатством. По его приказу двое других правителей были жестоко убиты, и в долину реки Инд пришли раздор и война. В следствии чего весь центр Мохенджо-Даро был разрушен. В некоторых местах на стенах зданий до сих пор сохранились следы пожара.

После гибели Индской цивилизации история как бы делает «шаг назад» и на месте опустевших городов возводят свои бедные лачуги племена, которым еще только суждено было вступить в эпоху цивилизации. Однако период расцвета городов долины Инда не прошел бесследно. Прямое влияние Хараппы чувствуется как в энеолигических культурах Центрального Индостана II тысячелетия до н. э., так и у племен бассейна Ганга. Культурное наследие Индской цивилизации сохраняется в религиозных верованиях и культах позднейшего индуизма.

Крайне недостаточное количество источников, как памятников материальной культуры, так и в особенности надписей, в сильной степени затрудняет изучение истории древней Индии. Археологические раскопки начаты были в Индии сравнительно недавно и дали ощутительные результаты лишь в северо-западных областях, где были обнаружены развалины городов и поселений, относящихся к периоду от XXV до XV в. до н. э. Однако раскопки, начатые в этих районах, ещё не закончены, а гиероглифические надписи, здесь обнаруженные, всё ещё не дешифрованы.

Большое значение для изучения истории древней Индии имеют религиозные сборники древних индусов, так называемые Веды. Эти священные книги древней Индии, восходящие ко второму тысячелетию до н. э., делятся на четыре больших сборника (самхита), носящих названия Ригведа, Самаведа, Яджурведа и наиболее поздний, впоследствии присоединённый к первым трём, четвёртый сборник Атхарваведа. Наиболее древним из этих сборников является Ригведа, состоящий главным образом из религиозных гимнов, посвящённых богам. В других сборниках, в частности в Яджурведа, наряду с песнопениями и гимнами встречается множество молитвенных и жертвенных формул, которые применялись при совершении религиозного ритуала, в особенности в честь бога опьяняющего напитка Сома. Веды дают возможность установить некоторые данные о хозяйственном и общественном строе тех племён, которые в середине второго тысячелетия вторглись в Северо-Западную Индию. Но особенно богатый материал дают Веды для изучения религии, мифологии и отчасти поэзии этого периода. Однако Ведами как источником по истории древней Индии можно пользоваться лишь с очень большой осторожностью, так как текст Вед в течение тысячелетий, возможно, подвергся некоторым изменениям. Древнейшие тексты Вед, написанные на берёзовой коре и на пальмовых листьях, не сохранились. Наиболее древние рукописи относятся к сравнительно позднему времени, близкому к христианской эре. Начиная с VIII в. до н. э. Веды, постепенно становящиеся всё более и более непонятными, стали снабжаться толкованиями, среди которых наиболее известны «Брахманы», содержащие объяснения религиозных ритуалов, «Араньяки», содержащие различные религиозно-философские рассуждения, и «Упанишады», своего рода богословские трактаты. Эти более поздние религиозные книги характеризуют развитие древнеиндийской религии, богословия и жречества в период образования больших индийских государств в первом тысячелетии до н. э.

Существенно важными источниками для изучения истории и культуры Индии в первом тысячелетии до н. э. являются две большие эпические поэмы, содержащие много элементов устного народного художественного творчества, «Махабхарата» и «Рамаяна». Основным сюжетом первой из этих поэм, «Махабхараты» («Великого сказания о борьбе потомков Бхараты»), автором которой считается легендарный мудрец и поэт Вьяса, является сказание о борьбе за захват верховной власти между двумя родственными царскими родами кауравов и пандавов. Это основное сказание было первоначально оформлено в начале первого тысячелетия до н. э. Затем в него было вставлено множество мифов, легенд, сказок, басен и поучительных рассказов, которые в значительной степени выросли на почве народного художественного творчества. Окончательная редакция этой интереснейшей древнеиндийской эпической поэмы относится к первым векам н. э. В «Рамаяне», авторство которой приписывается поэту Валмики, рассказывается о войнах и подвигах древнеиндийского легендарного героя Рамы. «Рамаяна», очевидно, была составлена между VI и II вв. до н. э. Обе эти эпические поэмы дают яркие картины быта древней Индии в первом тысячелетии до н. э. и могут быть в значительной степени использованы для изучения истории и культуры, в особенности литературы, Индии этого времени.

Ценными источниками по истории древней Индии являются древние сборники обычного права, так называемые Дхармашастра, относящиеся по большей части к концу первого тысячелетия до н. э. Эти сборники древнего права, тесно связанные с религиозно-магическим ритуалом, определяют скорее обязанности, чем права человека. В большинстве случаев они рисуют пропитанный религиозными тенденциями идеализированный тип социального строя. Однако они ярко характеризуют отличительные черты рабовладельческого строя древней Индии и в частности древнейшую кастовую систему. Их главной целью является защита интересов правящего класса, рабовладельческой аристократии, в первую очередь брахманов, т. е. жрецов-аристократов. Одним из наиболее древних среди этих правовых сборников является сборник законов, составленный, по преданию, законоучителем Апастамба и относящийся к IV в. до н. э. Особенно широкое распространение получил сборник законов Ману, составление которого приписывается Ману — легендарному прародителю людей. Законы Ману были составлены около III в. до н. э. и окончательно отредактированы в III в. н. э.

Очень большое значение в качестве ценнейшего источника по истории древней Индии имеет политико-экономический трактат «Артхашастра», который приписывается Каутилье, одному из министров царя Чандрагупты из династии Маурья. Этот трактат, содержащий подробно развитую систему государственного управления, всесторонне описывает деятельность царя и чиновников, основы государственности, административное управление, судебное дело, внешнюю политику государства, наконец, военное искусство того времени. Этот важнейший источник ярко характеризует хозяйственный, общественный и государственный строй Индии в конце IV в. до н. э.

Значительно более узкий характер имеют надписи, относящиеся главным образом к ранне-буддийскому периоду. Много надписей сохранилось от времени царя Ашоки. Эти так называемые эдикты Ашоки содержат религиозно-нравственные поучения и целый ряд фактов, характеризующих ранний буддизм, широкое распространение буддизма по всей Индии, включая некоторые области Афганистана, а также энергичную религиозную деятельность Ашоки.

Во второй половине первого тысячелетия до н. э. государства Северной Индии вступают в различные взаимоотношения с Ираном, Грецией и Македонией. Поэтому для изучения этого периода приобретают большое значение иноземные источники, свидетельства иностранцев об Индии. Таковы, например, персидские надписи времён Ахеменидов, в частности надписи Дария в Бехистуне, Персеполе и Накши-Рустаме. Но особенно большое значение имеют труды греческих историков, писавших о древней Индии. Ещё Геродот (V в. до н. э.) в своём большом историческом труде сообщает ряд сведений об Индии, её населении, о различном культурном уровне индийских племён и о взаимоотношениях Индии с Персидским царством. Значительно больший материал был собран греческим географом и политическим деятелем Мегасфеном, который, будучи отправлен в Индию Селевком Никатором в качестве посла к индийскому царю Чандрагупте, долго прожил в Индии. В своём труде «Индика» Мегасфен описал экономику, общественный и государственный строй и, что особенно важно, кастовую систему Индии своего времени. К сожалению, от труда Мегасфена сохранились только небольшие отрывки, вошедшие в книги позднейших греческих писателей, главным образом Страбона и Арриана.

Ряд ценных сведений географического характера, а также сведения о естественных богатствах, обычаях населения и городах древней Индии сохранились в обширном историко-географическом труде Страбона (I в. до н. э. — I в. н. э.). Труд Страбона особенно ценен, так как он основан на ряде специальных работ его предшественников: Мегасфена, Неарха, Эратосфена и др.

Большое значение среди трудов греческих писателей, писавших о древней Индии, имеет сохранившаяся до нашего времени книга Арриана «Анабазис», посвящённая подробному описанию походов Александра Македонского, в частности его похода в Индию, а также являющееся дополнением к этому труду небольшое, но очень важное для истории древней Индии сочинение «Индия». В своих трудах Арриан даёт интереснейшее описание Индии, содержащее сведения относительно экономики и общественного строя Индии того времени, в частности он описывает искусственное орошение и кастовую систему. Арриан критически использовал множество важных источников, в том числе донесения Птолемея, сына Лага, и донесения других военных командиров Александра Македонского, труд Неарха, описавшего возвращение из Индии морем части македонского войска, а также писания греческих послов, составленные на основе индийских документов IV в. до н. э., в частности работу Мегасфена. Труды Арриана, написанные во II в. н. э., содержащие множество ценных сведений о древней Индии, почерпнутых из надёжных источников, представляют большую ценность для современного исследователя.

Наконец, несомненный интерес для изучения истории древней Индии имеют труды китайских историков и писателей, в частности ценный труд Сыма Цяня, важный для установления хронологии, а также произведения китайских писателей, живших во II в. до н. э. Китайские источники дают большой материал для истории древней Индии в период распространения буддизма, когда взаимоотношения между Индией и Китаем стали более тесными. Буддийские паломники способствовали значительному сближению между Индией и Китаем. Так, китайский паломник Фа-сянь, живший в IV—V вв. н. э. и объехавший всю Индию, вплоть до Цейлона, оставил интересное описание Индии того времени. Он довольно подробно описал систему управления и социальные отношения, существовавшие в пригангских провинциях в царствование Чандрагупты II Викрамадитьи.

lektsia.com

Древняя Индия | Мохенджо-Даро

Мохенджо-Даро считается одним из величайших археологических памятников мира. В 1980 г. он был включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен в Пакистане, в провинции Синд. Является крупнейшим древним городом долины Инда и одним из первых городов в истории Южной Азии, современником цивилизации Древнего Египта и Древней Месопотамии.

В 1922 г. на одном из островов реки Инд археологи обнаружили развалины древнего города. Были обнаружены следы пожаров и сильных разрушений, но не было найдено ни одной могилы, поэтому город назвали Мохенджо-Даро (Mohenjo Daro), что в переводе с языка синдхи означает «Холм Мертвых». Мы так и не знаем, как назывался этот город на самом деле, как называли себя его жители. Точно известно лишь одно - это один из самых великих городов древности. И один из самых загадочных, он погиб около 3700 лет назад при весьма необычных и до сих пор не разгаданных обстоятельствах. Города редко приходят в упадок внезапно, а в этом городе все указывало на то, что катастрофа наступила мгновенно.

На сегодняшний день вскрыто и расчищено лишь около 10 процентов территории Мохенджо-Даро, это 260 га или более 2,5 кв.км. Его окраины сегодня погребены под илистыми отложениями Инда. Раскопки здесь велись до 1960-х годов. По мере того как археологи спускались все ниже, навстречу стали подниматься засоленные подпочвенные воды. Соленый налет виден повсюду на кирпичах. Соль стала разъедать то, что осталось от города. И тогда по решению ЮНЕСКО раскопки были законсервированы.

Но и вскрытая во время археологических исследований древняя кладка кирпичей Мохенджо-Даро, совершенство которой поражает археологов, надежно хранит тайны своего города. Исследователи не обнаружили ни одного кладбища в окрестностях Мохенджо-Даро. А ведь город просуществовал, как минимум, полтора тысячелетия. В развалинах зданий и сооружений не было обнаружено многочисленных трупов людей и животных.

В одном из домов были найдены скелеты тринадцати мужчин, женщин и одного ребенка. Их останки носили признаки внезапной смерти. Но они не были убиты и ограблены — на некоторых были браслеты, кольца, бусы. По всему городу археологи натыкались на подобные группы скелетов, которые свидетельствовали, что перед своей гибелью люди свободно ходили по улицам и были застигнуты смертью врасплох.

Все это отчасти напоминало картину внезапной гибели людей в Помпеях. Только на единицах из нескольких тысяч скелетов, найденных в Мохенджо-Даро, действительно имелись следы ранений. При раскопках не было обнаружено ни оружия, ни остатков какой-либо воинской амуниции, ни даже обломков оружия или следов разорения. Общее количество скелетов составило несколько тысяч, что очень мало для большого города. По подсчетам специалистов, в период расцвета в Мохенджо–Даро проживало около 50 000 человек.

Почему жители покинули Мохенджо–Даро, куда ушли десятки тысяч человек, живших здесь? – Эти вопросы до сих пор остается без ответа.

Первоначально Мохенджо-Даро располагался на двух островах на реке Инд. И как показывают раскопки и компьютерные реконструкции города, жить там было очень комфортно. Пожалуй, даже более комфортно, чем в некоторых современных городах. Широкие мощеные улицы, многокомнатные 2-х и 3-х этажные дома, канализация, водопровод и другие удобства.

В эпоху процветания Мохенджо-Даро вокруг него простирались плодородные земли, а полноводные реки являлись транспортными каналами. Население занималось земледелием и выращивало пшеницу, ячмень, кунжут, финики и хлопок. Богатые урожаи и удобные пути сообщения позволяли жителям города обменивать свои продукты на сырье, металл, драгоценные камни и специи из Средней Азии, Афганистана, Персии и Южной Индии. Среди развалин Мохенджо-Даро было найдено множество мужских и женских фигур из терракоты и миниатюрные изображения различных животных, а также глиняные печатки с пиктографическими надписями.

Дома в Мохенджо–Даро строили из обоженного кирпича, что в совокупности с остатками огромных плотин, защищавших города от наводнений, и густой сетью сточных канав свидетельствует о том, что жители долины Инда, в отличие от шумеров Южной Месопотамии, явно имели избыток воды, хотя сегодня это одно из самых засушливых мест на планете.

Индская цивилизация хранит множество неразгаданных загадок. Мы не знаем, как в действительности она называлась, кто ее создал. Забыты названия ее городов. Неизвестен и язык этой цивилизации, иероглифы на индских печатях до сих пор остаются нерасшифрованными. Известно лишь, что что она пришла в упадок довольно быстро. На сегодняшний день выдвинуто несколько гипотез, объясняющих причины крушения столь обширной, мощной и развитой цивилизации. Среди них: изменение климата, связанное с движением тектонических плит, наводнения, землетрясения, нашествие кочевых племен. Однако более поздние исследования не подтвердили ни одну из этих гипотез. А гибель Мохенджо-Даро вообще наступила внезапно.

В Мохенджо-Даро археологи обнаружили район, где кирпичи оплавлены и это породило ряд фантастических гипотез гибели Мохенджо-Даро вплоть до современного ядерного оружия, якобы существовавшего в древности. Из проведенных исследований было ясно одно: Мохенджо-Даро стал жертвой какой-то экологической катастрофы, она произошла внезапно и длилась недолго. Однако сила ее была такова, что она привела к внезапной и необратимой гибели целого города. Интересен и тот факт, что практически одновременно с Мохеджо-Даро погибли и другие, расположенные неподалеку крупные города.

Причины гибели Мохенджо-Даро

Версия первая. Мохенджо-Даро и черные молнии

В журнале «Вокруг света» №7 за 1987 г. была опубликована статья профессора М. Дмитриева «Черные молнии над Мохенджо-Даро». В ней высокая температура, оплавившая камни в «эпицентре взрыва», объяснялась взрывом большого количества шаровых молний или физико-химических образований (ФХО) (черных молний), которые неустойчивы и при их распаде возникает значительная температура. Эти образования способны существовать очень долго и выделять ядовитые газы. Предполагается, что они-то и «задушили» жителей. Причем ФХО могут взрываться подобно обычным шаровым молниям. Именно агрессией огромного скопления “черных молний“ сторонники такой гипотезы объясняют оплавленные камни и скелеты людей на улицах Мохенджо-Даро.

Но что заставило черные молнии скопиться именно в Мохенждо-Даро? Развалины города находятся на территории Пакистана, недалеко от границы с Индией. Это как раз на стыке Индийской и Евразиатской литосферных плит. В этом месте в земной коре возникают огромные тектонические напряжения. Считается, что именно столкновение этих двух плит, продолжающееся миллионы лет, привело к возникновению горно-складчатого пояса, называемой сейчас Гималаями.

Давление на стыке двух плит могло вызвать огромное электрическое напряжение в горных породах, содержащих кварц. По той же причине возникает напряжение и в пьезозажигалке. Только масштабы здесь континентальные. В то же время между поверхностью Земли и верхними слоями атмосферы существует огромное напряжение. Верхний слой ионизирован солнечным излучением, он электропроводен. Поверхность Земли и ионосфера становятся обкладками всепланетного конденсатора. Слой атмосферы между ними является изолятором. Можно представить себе, какая молния может получиться, если замкнуть поверхность с ионосферой. Была даже гипотеза, что Никола Тесла научился вызывать ионосферный пробой и даже говорил, что может сжечь электричеством сразу целую армию или флот.

Древнеиндийские мифы говорят о каком-то нестерпимом сиянии. Возможно, это и была невероятная ионосферная молния.

Если действительно была невероятная молния, то от нее должен остаться не менее невероятный фульгурит. Это канал сплавленного грунта, уходящий вглубь земли в месте удара молнии.

Данную версию о черных молниях поддерживает исследователь В.Кандыба. Он напоминает о множестве древних сообщений о сильных свечениях воздуха и всевозможных необычных явлениях в Китае, Эфиопии, Индии, Египте, Шотландии.

Версия вторая. Мохенджо-Даро и землетрясение

Эту версию выдвинул американский исследователь геолог Д. Рейкс, изучавший строение земных слоёв в районе Мохенджо-Даро. Он установил, что в ста сорока километрах к югу от города находился очаг сильнейшего землетрясения, которое изменило облик долины Инда. Вероятно, с него всё и началось. По-видимому, землетрясение вздыбило землю, Инд оказался перегороженным, и его воды повернули вспять. Затем началось наступление грязевых потоков. Поселения вблизи Мохенджо-Даро были погребены под многометровым слоем ила и песка. Горожане пытались защититься, стали возводить дамбы, следы которых найдены при раскопках. Но бороться с водой и грязевыми потоками становилось всё труднее и труднее.Учённые полагают, что наступление грязевого моря длилось около ста лет. В итоге стихия победила, а город погиб. Некоторые ученые считают, что одним из факторов, провоцирующих землетрясение, могут быть и перепады атмосферного давления. Эта версия стала особенно популярной после сильного землетрясения, которое пережили Индия и Пакистан в октябре 2005 года. Правда, эта версия не объясняет оплавленный кирпич.

Версия третья. Мохенджо-Даро и наводнения

Некоторые историки полагают, что город стал жертвой серии мощных наводнений - разливавшийся Инд часто затапливал Мохенджо-Даро, и жители были вынуждены покинуть город. Как показали снимки из космоса, русла реки Инд и ряда других местных рек многократно меняли свои направления. Причиной тому были подвижки земной коры. Более того, Инд не раз затоплял Мохенджо-Даро. В итоге повреждалась система канализации, в результате чего в условиях жаркого климата начинались ужасные эпидемии, буквально косившие людей. Остававшиеся в живых спешно покидали город. В подтверждение этой версии исследователи ссылаются на археологов, которые установили семь или девять слоев ила между уровнями зрелой культуры Мохенджо–Даро. Таким образом, город был последовательно разрушен и восстановлен по крайней мере семь раз. Каждый раз новые города строились поверх старых.

Версия четвертая. Мохенджо–Даро и оружие древних

Эту версию изложили в своей книге “Атомный взрыв в 2000 до н.э.” (”Atomic Destructionin 2000 BC”, 1979) Дэвид Дэвенпорт и Этторе Винченти. Английский исследователь культуры и языков Древней Индии Д. Дэвенпорт, знаток санскрита, родился и некоторое время жил в Индии. Он был одержим идеей перевода древнеиндийских текстов с санскрита на английский язык и объективной интерпретации философского значения и исторических фактов, изложенных в этих текстах. Он также прожил 12 лет в Пакистане, изучая руины Мохенджо–Даро.

Д. Дэвенпорт совместно с итальянским исследователем Винченти установили, что примерно 3700 лет назад на вершине холма, вокруг которого был построен Мохенджо-Даро, произошёл мощный взрыв, похожий на атомный (по разным оценкам, дата разрушения варьируется от 1500 до 2000 г. до н. э.). Они разместили в упомянутой книге схему разрушений зданий. Если посмотреть на нее внимательно, можно увидеть четко очерченный эпицентр, внутри которого все строения сметены. По мере движения от центра к периферии разрушения уменьшаются, постепенно сходя на нет. Становится понятным, почему окраинные здания являются наиболее сохранившимися строениями Мохенджо-Даро.

При внимательном осмотре разрушенных зданий Д. Дэвенпорт и Э. Винченти установили, что диаметр эпицентра взрыва составляет около 50 м. На этом месте все кристаллизовано и расплавлено, все строения стерты с лица земли. На расстоянии до 60 м от центра взрыва кирпичи и камни оплавлены с одной стороны, что указывает на направление взрыва.

Как известно, камни плавятся при температуре около 2000°С. В этих местах обнаружен и песок, превратившийся в стекло. (Точно такие же пласты зеленого стекла были обнаружены в пустыне штата Невада (США) после проведения ядерных испытаний).

В направлении от центра к периферии степень разрушения зданий постепенно уменьшается.

Исследователи также установили, что древний город разрушили три мощные ударные волны, распространившиеся на милю от эпицентра взрыва. Среди руин в районе с радиусом свыше 400 метров разбросаны куски глины, керамики и некоторых минералов, которые подверглись быстрому оплавлению. Все люди, кто находился в эпицентре, мгновенно испарились, поэтому археологи не нашли там скелетов.

Исследователи отправили так называемые черные камни, которые были разбросаны по улицам города, в Институт Минералогии Римского Университета и в лабораторию Национального совета исследований (Италия). Выяснилось, что черные камни — это не что иное, как осколки глиняной посуды, спекшиеся при температуре около 1400-1600 градусов, а потом затвердевшие.

Кстати, подобные образования, тектиты, возникающие под воздействием высокой температуры, ученые находят в разных районах Земли. В 1822 году в Москве на русском языке был издан перевод с французской книги Г. Пропиака “Достопамятности в мире, или Описание существующих на Земле редких произведений природы и искусства” (часть 1). В ней можно прочитать небольшой, но весьма любопытный раздел “Остекляненныя крепости в Гейланде, что в Шотландии”.

Удивительно, но гипотеза Дэвенпорта уже в 80-е годы прошлого столетия была забыта. Несмотря на то, что она объясняет многие загадки Мохенджо–Даро,продолжения исследований в этом направлении не последовало.

Версия пятая. Мохенджо-Даро и оружие пришельцев

В древних индийских хрониках «Книга Дзаена» написано предание о неземных существах, прилетавших к мирным туземцам на, говоря современным языком, металлическом корабле. В книге говорится, что однажды, эти существа разругались с местными жителями. Они переселились в соседний город и там их выбрали правителями. Именно тогда новый вождь и выпустил на город своих врагов большое светящееся копье, которое разрушило все постройки и сожгло жителей. И даже те, кто вошел в город позже, со временем заболели и умерли. А новый вождь, собрав всех своих воинов, их детей и жен, улетел в неизвестном направлении на таинственном корабле. Некоторые исследователи считают, что Мохенджо–Даро и есть тот сожженный город, но доказательств этому нет.

Немало интересных фактов и в других источниках. “Великие войны в Небе” описаны в древнеиндийских Пуранах и у древнегреческого автора “Войны Титанов” Гесиода. В Библии описана война в Небе воинства Михаила против “Дракона - Юпитера” и “Люцифера - Венеры”. Е.П. Блаватская в своей “Тайной доктрине” также пишет, ссылаясь на Пураны, о войне двух рас, которая спровоцировала Всемирный потоп. А вот что писал Э. Церен в книге “Библейские холмы” о знаменитой Вавилонской башне - то есть зиккурате Этеменанки: “Нельзя найти пояснения тому, откуда взялся такой жар, который не просто раскалил, но и расплавил сотни обожженных кирпичей, опалил весь остов башни, которая от жара спеклась в плотную массу, подобную расплавленному стеклу”. В свое время упоминал об этом и Марк Твен, путешествовавший в 1867 году по Ближнему Востоку: “(Было) восемь ярусов (башни), две из которых стоят и по сей день… гигантская, кирпичная кладка, рассеявшаяся посредине от землетрясений, опаленная и наполовину расплавленная молниями разгневанного бога”.

На подобные факты обращает внимание и А.А.Горбовский в своей книге “Загадки древнейшей истории”. Например, на стенах ирландских крепостей Дундалл и Экосс сохранились следы очень высокой температуры - расплавлены даже гранитные глыбы, а температура плавления гранита превышает 1000 градусов Цельсия! Другие следы возможного применения неведомого оружия были найдены в Малой Азии при раскопках столицы древних хеттов Хаттусас, а также в Центральной Америке.

Так или иначе, во многих легендах народов мира есть рассказы о том, как боги сражались в небесах, используя некие летательные аппараты, оснащенные оружием. Особенно их много в древнеиндийских текстах.

П. Олексенко

Вернуться к содержанию рубрики Древняя Индия

www.mysterylife.ru