ЛЮБОДАР — портал для самопознания и развития. Люлька в древней руси
Где и на чем спали крестьяне на Руси.
Современные люди придирчиво относятся к выбору спального места. Есть самые разные модели кроватей, можно купить матрас любой жесткости с нужным наполнителем. Но ещё лет этак 100 назад многие крестьяне и о кроватях и не слыхали. В этом обзоре о том, что заменяло людям привычную сегодня кровать.
Что такое полати и как на них спали
В Древней Руси спали на печи. Это знают даже дети, которым читали известную сказку про Емелю. Чтобы было удобно забираться на печку, делались ступеньки. После того как печь протапливалась, она становилась тёплой, приятной. На ней было удобно и уютно, потому чаще всего там спали старшие, уважаемые представители семьи.
Спать на печи было удобно и тепло.
Но не только на печи почивали древние славяне. Существовали еще и полати, которые были дополнительными спальными местами. Детские полати часто оборудовались бортами, чтобы малыши не свалились с них на пол. Такие сооружения были высокими и ставились около печи. Детям было тепло, а родители могли наблюдать за ними и при необходимости дотянуться прямо с печи.
Существовали и взрослые полати. У них не было бортиков и похожи они были на высокие полки. Размещались эти настилы под потолком, в промежутке над печью. Это тоже было очень удобно: никакой сырости, сквозняка, яркого света. Уютное и защищенное местечко. После протапливания печи, а ее топили и осенью, зимой и весной, на полатях царила постоянная и очень комфортная температура. Летом, когда было тепло, многие члены семьи спали на скамейках, а полати использовались для сушки растений и хранения различных вещей. Не стоит думать, что полати сооружали только в крестьянских избах, их часто делали и в богатых домах. Во время праздников на них сидели маленькие дети, им было очень удобно наблюдать свысока за взрослыми, греться, а при желании и подремать.
Ларец таинственный, а проще - сундук
Если полати отдаленно напоминают современную кровать, то ещё одно древнерусское спальное место не похоже на неё совершенно. При желании можно, конечно, провести аналогию между нижней полкой в железнодорожном купе. Речь идёт о сундуке. Это сказочные хранители богатства, ларцы, украшенные резьбой и чеканкой. Обычный сундук имел прямую крышку, для того чтобы на нем можно было спать.
В сундуках не только хранили ценные вещи, на них еще и спали.
Такой предмет выполнял сразу несколько функций, в нём хранились ценные вещи, например, приданое, возможно, и драгоценности. Есть мнение, что спали на сундуках именно для того, чтобы ночные воры не могли утащить спрятанное в них добро. Насколько это соответствует действительности, сейчас сказать сложно. Возможно, доля правды в этом есть, а может быть, сундуки всё-таки использовали в качестве спальных мест, потому что это было удобно и экономило пространства. В современных диванах тоже есть ящик для хранения белья.
Зыбка или спи, младенец мой прекрасный
Маленькие дети спали в колыбели. Как только их не называли: люлька, зыбка, качалка, баюкалка, колыска, ванек-встанек, но какое бы название носили эти замечательные кроватки, предназначались они для одного удобного сна маленького человечка.
Маленькие дети спали в подвесных люльках.
Делали колыбели из прочного дерева, служили они долго, на них ставился год рождения малыша. Передавались такие кроватки от поколения к поколению. На дно колыбельки укладывалась солома, которая покрывалось старой одеждой или ветошью. В семьях побогаче делали перину, которую набивали пухом. Люльку обычно подвешивали, в избах - за подтопком, во дворе – на дерево. В потолочное бревно-опору крепилось кольцо с мотком проволоки (пружина), на которой подвешивалась люлька, а с ее углов спускались веревки, связанные в петлю и надеваемые на пружину.
Благодаря такой системе можно было покачивать люльку, и она словно плыла по волнам. Это было искусство, люди, которые умели это делать, назывались качками. Они не допускали рывков, ребёнок спал спокойно и не мог выпасть. Для укачивания («зыбания») даже нанимали нянек, которых называли пестуньями. Очень часто люльки подвешивали и на деревья: крестьянки работали, детишки спали.
Делали также кроватки «ванька-встанька», то есть качалки, но их использовали чаще всего в городах. Перевозить такую кроватку было неудобно, а люлька легко помещалась в телегу, и также просто ее можно было подвесить в любое удобное место.
Тюфяк, перина, соломенник, сенник и другие виды матрасов
Сегодня в магазинах можно найти любой матрас, с самым качественным наполнителем, любой жесткости. Раньше же всё было гораздо проще. Наши предки использовали самые разные варианты матрасов.
Для тюфяка использовали мешковину.
Тюфяк. Изготавливался из мешковины, которая набивалась самыми разными наполнителями, начиная от обычной травы и заканчивая старыми тряпками. Тюфяк с более качественным наполнителем стоил дороже.
Перина. Это матрас, который наполнялся птичьим пухом или перьями. А чтобы перышки не вылезали из перины и не ранили спящего, использовались наматрасники, которые изнутри натирались воском.
Соломенник. Из названия понятно, что это матрас, который набит соломой. Солома укладывалась очень аккуратно, ровно, плотно, чтобы было комфортно спать.
Сенник. Это матрас, для набивки которого использовалось высушенное сено или мох. Для таких матрасов делались наматрасники из прочной холстины, сегодня такая ткань по-прежнему продается и называются матрасной.
Матрас с набивкой из конского волоса и морских водорослей. Такие матрасы могли быть разными по упругости, это зависело от того, какой длины и жесткости волос использовался. Иногда добавляли шерсть верблюдов или овец.
Лыковый матрас. Наполнялся обработанной корой ивы или липы. Такие модели стоили дешево, но имели плохое качество - они плесневели.
Первые кровати
По мнению историков, слово кровать могло произойти от древнеславянского слова «кров». Если перечитать Слово о полку Игореве, то можно заметить, что там этот термин используется - князь Святослав увидел во сне тисовую кровать.
Полати обычно располагались над печкой.
Предками современной кровати можно считать и полати, и сундуки, и обычные скамьи. Кровати в современном понимании этого слова в крестьянских домах появились только в XIX веке, в богатых (боярских, княжеских) хоромах немного раньше. Зажиточным купцам приходилось даже приставлять к кровати лестницу или стул – столько перин, тюфяков и одеял они накладывали на кровать.
Петру I очень нравились встроенные кровати, так называемые голландские шкафы. Когда царь путешествовал по Голландии, он спал в такой кровати, размещенной в шкафу. Но привить моду на подобные спальные места в России царю не удалось.
homsk.com
это колыбель человечества — Славянская культура
Геополитические стратеги Запада продолжают вынашивать планы, осуществение которых подразумевает не только исчезновение России как государства, но и уничтожение русского народа как субъекта истории. Даже самыми сухими, прагматичными, далёкими от всякой метафизики и конспирологии игроками Русский народ рассматривается по меньшей мере – как конкурент, которого необходимо устранить. Однако, есть и те, кто прекрасно отдает себе отчет в том, что Россия – это не просто одна из множества других стран. Испокон веков Русская Земля была материнской цивилизацией, прародительницей и охранительницей многообразия народов, языков, культур.
О том, какими последствиями грозит миру её исчезновение, писатель Геннадий Климов пишет следующее:
"На Западе и Востоке обсуждаются геополитические проекты умерщвления российского этноса, как конкурирующего. Это для всех очень опасная игра.
Русь имеет такую древнюю историю, с которой не может равняться ни одна страна, ни один этнос. Последние исследования американских, немецких и российских ученых говорит о том, что здесь наблюдается непрерывная эволюция этноса на протяжении минимум 50 тысяч лет. Для сравнения: древний Шумер и древний Египет возникли всего лишь 5 тысяч лет назад. Собственно Русь - это колыбель человечества. Именно из Руси в те или иные времена ушли в разные стороны переселенцы, которые сформировали все многообразие мировых культур.
Россия являются хранилищем кода биосферной эволюции. Пока существует Русь - у человечества есть шанс избежать деградации и вымирания. При изучении древнейшей истории становится очевидным, что периферийные цивилизации со временем затухают и им требуется новые пришельцы из центра Евразии. Мы наблюдаем эти волны миграций из Восточной Европы на примере ариев Индии, которые сменили дравидов. В свою очередь дравиды покорили более древний слой первых индусских переселенцев. Тоже мы наблюдаем в Америке, Японии, Китае. Даже Ирландию в давние времена сформировали племена Дану, прибывшие с реки Дон, Уже в нашу эру готы и гунны прокатились по античному миру и сформировали сегодняшнюю Западную Европу.
Именно на Руси происходит непрерывный процесс преображения человечества, который формирует новые цивилизации. Они слоями расселяются по планете. В этом есть смысл эволюции ноосферы. Однако в последние годы в США и Китае возникли геополитические проекты умерщвления российского этноса, как конкурирующего. Но, как невозможно развиваться кроне дерева без корней, так невозможно существование периферийных миров эллинов без материнской троянской цивилизации Руси.
Западные политологи сформулировали, на основании изучения опыта фашисткой Германии, доктрину гегемонии. А именно, как править неявно, с помощью «подвижного равновесия» временных блоков различных доминирующих социальных групп, используя «ненасильственное принуждение» и массовую культуру, чтобы манипулировать подчиненными группами против их воли, но с их согласия, в интересах крошечной части общества.
Каковы «технологии» процесса? По Грамши (см. С. Г. Кара-Мурза, "Манипуляция сознанием" – НЕНОВОСТИ.РУ), и установление, и подрыв гегемонии - «молекулярный» процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал вульгарный исторический материализм), а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека. Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли - условие революции. Создание этого условия - «молекулярная» агрессия в культурное ядро. Это - не изречение некой истины, которая совершила бы переворот в сознании, какое-то озарение. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве».
Мы помним, какое длительное гигантское усилие создавала идеологическая машина Запада в содружестве с идеологами ЦК КПСС прежде чем в сознании бывших советских людей была разрушена привычка любить Родину, ненавидеть предателей и воров. Понадобилось десятилетие, - пока было разрушено культурное ядро советского общества и установлена, хотя бы на короткий срок, гегемония «приватизаторов» для разграбления национальных богатств бывшего СССР.
Вся эта «революция» была спроектирована в соответствии с учением о гегемонии и молекулярной агрессии. Советник Ельцина А.И.Ракитов откровенно пишет в академическом журнале: «Трансформация российского рынка в рынок современного капитализма требовала новой цивилизации, новой общественной организации, а следовательно, и радикальных изменений в ядре нашей культуры».
Так как нам спасти Россию? Вопрос здесь даже не столько в спасении русского этноса и связанных с ним народов России: татар, башкир, марийцев, чеченцев, мордвы, карел и др... Вопрос стоит в спасении самого механизма эволюции, который до сих пор обеспечивал возможность выживания людей на планете. Без этого постоянного преображения, может запуститься иной, зеркальный, механизм деградации, движения к обезьяне. В этом случае человечество может разделить судьбу неандертальца, эволюция которого в один момент остановилась и повернула вспять - и очень скоро неандерталец стал ископаемым видом человека разумного.
Светлый поток мы должны противопоставить темному потоку. Их гегемонии мы должны предложить свою гегемонию. Их «молекулярному» процессу мы должны противопоставить свой «молекулярный» процесс невидимого, малыми порциями, изменения мнений и настроений в сознании каждого человека. Да, гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков.
Но светлые силы сильнее тёмных. Божественная красота заложена Богом в наше сознание, которое почти заснуло, но мы должны его разбудить и мы его разбудим.
Для этого россиянам надо вспомнить свою историю."
Геннадий Климов
Похожие статьи:
История → Основание Москвы и Юрий Долгорукий
Традиции → Обряды славян
История → Куликовская битва и Куликово поле
История → В поисках библиотеки Грозного
История → Общинное устройство славянских племен
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Как рожали на Руси. Родители и дети
В этом мире все идет своим чередом, все имеет значение и соединяется в единую жизненную систему.
Встреча с миром
Новорожденный младенец еще связан с матерью пуповиной, а с ним уже совершается первое ритуальное действие – перевязывание пуповины. Обычно это делали с помощью нитки, а порой – и с помощью материнского волоса. Считалось, что тем самым повитуха «привязывает» ребенка к маме. Потом пуповину, переставшую пульсировать, обрезают. Причем, если родился мальчик, то пуповину обрезают на «мужском» предмете – топоре, а если девочка – то на женском, например, прялке. Это должно символизировать первое знакомство малыша с настоящим, взрослым инструментом, который ему впоследствии неоднократно придется держать в руках.
После этого повитуха брала новорожденного и разглаживала ему ручки, ножки, животик, «правила» головку. По всей вероятности, это был аналог популярной ныне бэби-йоги, которую практикуют во время домашних родов. Такой массаж должен быть обеспечить хорошее сложение и красоту малыша.
Если младенец родился слабеньким, повитуха укладывала его на широкую деревянную лопату и отправляла… в печь. Не пугайтесь, этот обряд не имел ничего общего со сбрасыванием болезненных младенцев со скалы, бытовавшим в древней Спарте. На лопате, с помощью которой обычно ставили в печь хлеб, новорожденного трижды помещали под печную заслонку, на самый слабый жар. Таким способом ребенка как бы перепекали, чтобы он стал более сильным, здоровым и красивым.
Дело в том, что материнская утроба представлялась нашим предкам неким подобием печи (из печи так же вынимают хлеб, как из утробы – дитя). Поэтому если малышу не удалось как следует «пропечься» в глубине материнского тела, тогда его еще можно «допечь» в настоящей печке.
Мыла бабушка не для хитрости
Потом младенца следовало обмыть. Это была не просто гигиеническая процедура, с ней тоже связано множество ритуальных действий. И первое омовение, и последующие, вплоть до крещения, должны были смыть с малыша всевозможные болезни и некую печать иного мира, из которого пришел новорожденный, а также уберечь от сглаза.
Обычно первое омовение матери и ребенка совершалось в бане. Новоиспеченной маме повитуха делала, выражаясь современным языком, послеродовой массаж – поправляла золотник (матку), ставила на место органы, сместившиеся во время беременности и родов (примерно тем же самым занимаются сейчас врачи-остеопаты).
Затем повитуха садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала особой водой. Эта вода готовилась заранее, в нее добавлялась соль «от всякой болезни и нечисти», вымачивалось яйцо, «чтобы ребенок был белым и чистым», серебряная монета, «чтобы он был богатым». При этом бабка приговаривала: "Мыла бабушка не для хитрости, не для мудрости, Мыла ради доброго здоровьица, Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза). Водушка текуча, Анюшка ростуча, Водушка в землю, Анюшка кверху."
После этого воду, которой мыли ребенка, выливали снаружи избы на тот ее угол, в котором в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок.
Пеленами повиваю
Как вы думаете, почему повитуху назвали повитухой? По названию одного еще важного действия, которое совершается с новорожденным младенцем – свивание в пеленки. Повивальник (или свивальник) – это широкая тесьма, которой обертывали малыша поверх пеленок для того, чтобы ручки и ножки лежали ровно. Кстати сказать, того же корня слова «повойник», «повой» – так назывался головной убор, которым обвивали голову замужние женщины. А новорожденного младенца положено было повивать не в пеленки, а в отцовскую рубаху. Причем, не свежевыстиранную, а только что снятую с тела, хранящую родной запах. Считалось, что в этом случае отец будет сильнее любить свое чадо, а оно, в свою очередь, будет спокойнее спать.
Кроме того, подобные обрядовые действия имели еще одну причину: «привязать» малыша к дому, к семье, к роду, установить прямую связь с родителями. Между прочим, современные ученые подтверждают важность таких ритуалов. Ведь не случайно психологи настаивают на том, что младенец сразу после родов должен полежать у мамы на животе, услышать привычный стук ее сердца, сразу познакомиться с родителями и не разлучаться с ними в первые часы и дни своей жизни.
Вместо уютного уголка в родительской постели, где царят знакомые запахи и звуки, современных детей встречает яркий, слепящий свет и лязг медицинских инструментов, а потом новорожденных младенцев, испуганных и одиноких, отправляют в детское отделение якобы для того, чтобы дать маме «отдохнуть после родов». Впрочем, это тема для отдельной статьи.
Возвращаясь к знакомству малыша с новым миром, стоит упомянуть еще такой факт. Запеленатого в отцовскую рубаху младенца повитуха поднимала к матице – балке поперек дома, на которую опирается в деревенских избах потолок и которая считается центральным и самым важным местом в доме. Это тоже делалось с целью «привязать» кроху к дому, где ему отныне предстояло жить.
Детское место
Сейчас плаценту (иначе она называлась детским местом или последом) роженица чаще всего просто оставляет в роддоме, не задумываясь о ее судьбе. Между тем в народной традиции плаценте уделялось особое внимание. Ведь это та самая «лодочка», которая привезла малыша в наш мир. Ее следовало похоронить – зарыть в землю под избою. Причем, важно было, как именно закапывают.
Считалось, что если плаценту закопать пуповиной вниз, то больше детей не будет. По другой версии, распространенной в Енисейской губернии, плаценту нельзя было закапывать пуповиной вниз, потому что в этом случае ребенок, которому она принадлежит, скоро умрет: пуповина как бы притянет его к земле. В Ярославской губернии существовал «безопасный» вариант контрацепции: на сороковой день после родов откопать плаценту и повернуть ее пуповиной вниз (считалось, что в этом случае у семейной пары детей больше не будет).
А одни мои знакомые закопали плаценту своей дочери под березкой, в лесочке, который находится неподалеку от дома. И теперь, проходя мимо березки, они вспоминают о «волшебной лодочке» своей малышки.
Без рук, без ног, во все стороны клонится
Знаете, что это такое? Отгадка – колыбель. Вещь тоже совершенно особая, овеянная не одной сотней народных песен и примет. Колыбель могла иметь разную форму и делаться из разных материалов. В Центральной и Южной губерниях, а также в Сибири распространены были деревянные рамы, обтянутые холстом. По углам ввинчивались железные кольца, в которые продевались веревки для подвешивания. Более распространенный вариант – суживающийся книзу деревянный ящик, к его стенкам крепились ивовые дужки для подвешивания (лучки). Порой колыбель представляла собой корзину, сплетенную из дранки, лозы, лыка или соломы. Однако колыбель в любом случае подвешивали (потому-то у нее нет ни рук, ни ног, она находится между полом и потолком). Даже когда зыбку с младенцем брали с собой в поле или в лес, то и в этом случае она подвешивалась. Отсюда пошло выражение: «Детей на березе растить» – то есть брать их с собой в поле.
Колыбель крепилась на специальном шесте (зыбалке или очапе). Очап символизировал собой путь, по которому младенцы приходят в мир людей. В Новгородской губернии, если родители не желали больше иметь детей, с очапа не снимали кору и не обрубали сучки с красноречивой мотивировкой: "По гладкому, как по маслу, так и полезут дети."
К колыбели привязывали веревку, которая заканчивалась петлей у самого пола. В петлю мать продевала ногу и качала колыбель: "А темную ж ты ноченьку не усыпала, С колыбелюшки ножки не уймала."
Нельзя было качать пустую колыбель: это могло повлечь за собой бессонницу, головную боль, проникновение в зыбку нечисти и даже смерть младенца. В течение первого года жизни младенца клали в колыбель с обязательным благословением, чтобы «черт не подменил». С этой же целью в колыбель или под нее клали нож, ножницы, щетку, свиной хрящ, обмотанную куделью лучину. На стенках колыбельки вырезали или рисовали смолой крест или прикрепляли иконку. Возможно, наши предки считали колыбель продолжением материнской утробы. Ведь существовала традиция в течение девяти месяцев туго пеленать ребенка, держать его в темноте и не показывать посторонним. Полог для колыбельки часто делался из материнского сарафана, который, как и прежде, закрывал малыша в его уютном мирке.
От первой бани до креста
Народная традиция отмечала в человеческой жизни сакрально важные точки: «от первой бани до креста (крещения), от креста до венца, от венца до скончания века». И не случайно в самые важные моменты человек возвращается к истокам. Так, на свадьбе принято было вспоминать о начале жизни удалого жениха или красавицы-невесты.
На девичнике подружки невесты пели: "Сорок недель матушка в утробе меня носила, Тридцать недель матушка в пелены пеленала, Полтора года кормилица к сердцу прижимала, Полтретья года матушка в зыбочке качала."
А жениху пели так: "Ты король, государь, королевич, Егор, сударь, свет Иванович, Поносила тебя родна матушка В утробушке девять месяцев. Породила тебя родна матушка В велику большую пятницу. Принимала тебя родна баушка Из колодичку ключевой водой, Обтирала тебя родна баушка Разукрашенной тафтой. Пеленала тебя баушка Во пеленочке во шелковенькой."
Почему практически все народы воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке? Последние исследования показывают, что это не просто дань традиции, а важнейший элемент, который, наряду с материнской колыбельной песней, делает ребёнка здоровым и гармоничным…
Ещё до «наката» технической цивилизации русские, украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, татары, горцы, народы коми, чукчи, ханты, манси, нганасане, долгане и другие – на крайнем севере, хакасы и монголы – в центральной Азии, а также египтяне, марокканцы, эфиопы и другие народы в Африке, китайцы, вьетнамцы, корейцы, камбоджийцы и другие – в юго-восточной Азии и так по всей земле воспитывали младенца в подвесной качающейся люльке. Значит, пребывание ребенка в грудничковом периоде в подвесной качающейся люльке несет в себе некую неосознанную нами сообразную природе ребенка выработанную тысячелетиями культуру его вочеловечивания.
И, как это ни парадоксально, но наука данный прием культуры не только не изучила, а, как и многое другое, что было в народной воспитательной педагогике, просто отвергла. А ведь истина здесь буквально лежит на поверхности.
Известно: 9-ти месячный период внутриутробного развития ребенка по биологическому (генетическому) времени намного длиннее всей последующей жизни. Именно за эти 9 месяцев из 2-х клеток оформляется готовый маленький человечек. И весь этот этап развития проходит в жидкой среде. Среде, которая поддерживает процесс развития ребенка фактически в невесомости. А теперь представьте: из невесомости ребенок вдруг попадает в среду огромного гравитационного давления, в т.ч. «тяжелых» (по перепадам давления) гравитационных ритмов.
Вот почему для младенца, вышедшего из материнской утробы, характерны генерализованные, разлитые по телу напряжения, мышечная скованность и судорожность движений. И снимется она только при сонастройке телесных ритмов, в т.ч. произвольно-волевых с ритмами земными (гравитационными). Но для такой сонастройки требуется продолжительный период времени и рукотворная помощь.
Подвесная люлька как раз и переводит вектор статического гравитационного давления в колебательно-волновой гравитационный ритм. В процессе качания младенец в ритмическом режиме испытывает своеобразные моменты невесомости (когда люлька достигает максимальной высоты и как бы на миг «замирает») и моменты воздействия наиболее высоких гравитационных сил (когда люлька проходит через низшую к земле точку). Следовательно, с помощью подвесной качающейся люльки вектор однонаправленного гравитационного пресса «разворачивается» в адаптационную к земным условиям гравитационную жизнетворную волну.
Более того, оказалось, что вся человеческая жизнь – это иерархия взаимоподчиненных, взаимосинхронизированных (по кратности) алгоритмов: от сверх высоких генетических ритмов до сверх низких – осмысленных произвольно-волевых действий. Подвесная люлька – это особая технология, абсолютно необходимая для постепенного эффективного нетравматичного вхождения и адаптации ребенка к гравитационной среде земли, в т.ч. для запуска гравитационных ритмов жизни.
В 80-ые годы ХХ столетия под нашим руководством на базе НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН был выполнен следующий эксперимент (Н. Ф. Казачкова). Одна группа матерей воспитывала младенцев в подвесной люльке, другая в обычной кроватке. При этом обнаружилось, что младенцы из первой группы лучше спали, меньше плакали, лучше сосали материнскую грудь. У них быстрее стала расслабляться сжимающая тело гравитационно-мышечная напряженность, уменьшаться мышечная судорожность. Заметно меньше у них был выражен нистагм глаз. В итоге их глаза быстрее стали фиксировать объекты, т.е. у них быстрее стал появляться осмысленный взгляд.
В среднем на 2-3 месяца раньше у них появилось гуление и первые членораздельные слова. Меньше у таких детей была скованность и страх. На 1,5 – 2 месяца раньше дети стали вставать на ножки и ходить по земле. При развитии же целенаправленных ручных действий у них в меньшей степени проявлялись мышечная скованность (судорожность).
Оформленность внутреннего гравитационного ритма – это оформленность не только внутренних вегетативных ритмов, но и духовной стойки, оформленность их устойчивости к различным неблагоприятным факторам внешней среды.
Положительное влияние подвесной люльки сказывалось практически на всех последующих этапах онтогенеза. Например, в последующем у таких детей меньше была внутренняя напряженность при письме. В итоге, они меньше склонялись над тетрадью при письме. Кроме того, у них был совершеннее почерк, рисунок и даже музыкальный слух! Свободнее и осмысленнее у них была речь. Меньше у таких детей был страх. На более высоком уровне у таких детей была нервно-психическая устойчивость к стрессам.
__Официальный сайт: http://www.сварог-фонд.рфМы Вконтакте: http://www.vk.com/fondswarogМы на LiveJournal: http://www.swarogfond.livejournal.comМы на FaceBook (публичная страница): http://www.facebook.com/pages/Национальный-фонд-ведической-культуры-Сварог/1470702923147769Мы на FaceBook (группа):http://www.facebook.com/groups/698868606829878Мы на Odnoklassniki: http://www.odnoklassniki.ru/group/51856219242644Мы на Postila: http://postila.ru/id4566709Наш канал YouTube: http://www.youtube.com/channel/UCHxcx-rgNc7enfyFv4IHw6gМы вконтакте: http://www.vk.com/izdatelstvo_rodovichИнтернет магазин: http://www.rodovich.org/
Сменяются эпохи, приходят и уходят правители, расцветают и катятся к упадку цивилизации, но как и сотни лет назад любящие матери все так же проводят бессонные ночи у детских кроваток, баюкая своих чад под ласковые напевы колыбельных песен.
История детской колыбели включает в себя огромный пласт культуры древних славян. С люльками, зыбками и колыбельками было связано множество поверий и примет, обрядов и ритуалов.
Дерево для будущей колыбели глава семейства подбирал самостоятельно, а изготовление доверялось либо искусному мастеру, либо, если семья была стеснена в средствах, люльку делали собственноручно, наговаривая на нее особые слова или молитвы. Такая колыбель передавалась из поколения в поколение, так что в некоторых случаях в семьях могла храниться люлька двухсотлетней давности, а порой и подревнее.Матерью готовился полог на колыбель, причем, по поверьям это была защита не столько от пыли, яркого света или насекомых, сколько от недобрых сил, и поэтому ткань для полога вышивалась защитными обережными символами. Дно люльки традиционно устилалось соломой, хотя в зажиточных семьях для чада готовилась перина на лебяжьем пуху. Как и сегодня, в старину зыбку обвешивали всевозможными привлекающими взгляд младенца вещицами – самодельными куколками, расписными ложечками, а в случаях нужды игрушкой для новорожденного малыша смог стать даже бычий пузырь, предварительно высушенный и наполненный зернышками.Основное преимущество люлек заключалось в возможности подвешивать их не только в избе, но и в саду или в лесу. До наших дней в глухих сибирских деревушках сохранилась поговорка «вырастить детей на березе», то есть, другими словами, в подвесной зыбке. В избе люльку подвешивали за подтопком – в опорное бревно вбивали кольцо и крепили к нему «качок» — толстую проволоку, свернутую пружиной, на которую и крепились веревки, отходившие от углов колыбели. Этот простой механизм обеспечивал возможность качать люльку рукой или ногой посредством специально приспособленного для того ремешка. К потолку колыбель подвешивали далеко не случайно – наверху собирался теплый воздух, что не давало ребенку замерзнуть даже в холодное время года, и, кроме того, у славян существовало поверье, что дитя, приподнятого над полом, считавшимся обиталищем всевозможной нечисти – привидений, домовых и тому подобное, охраняют светлые силы небес.
Источник
В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
rodobozhie.ru
КАК НОСИЛИ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ НА РУСИ. История слингов на Руси. | ЛЮБОДАР
Это к тому, что некоторые считают, что слинги произошли из Африки и от цыган.
Помните известную фразу «в подоле принесла»? Что она означает, знаете? Почему именно «в подоле»? А если не в подоле, то как по-другому?
С рождением ребенка для каждой женщины начинается совершенно другая жизнь: рядом появляется человечек, для которого она – весь мир. Представьте себе, малыш только что потерял уютное местечко в мамином животике, где было так тепло и комфортно, где он не знал ни боли, ни чувства голода, где мама постоянно была рядом. Причем потерял не просто так, а пройдя сложный и болезненный процесс родов, пережив то, что в психологии называется родовым стрессом. На руках или просто рядышком с мамочкой малыш чувствует себя хорошо и спокойно, сладко засыпает или просто притихает, чувствуя мамин запах, мамино сердцебиение, дыхание – все то, к чему он так привык за долгих девять месяцев своего внутриутробного существования.
Взаимоотношения в паре Мать-Дитя, которые сложились за время беременности, не могут прерваться или резко измениться за одно мгновение после родов. И ведь тысячи лет назад наши пра-пра-праматери знали об этом. Но как и в чем им было носить ребенка, ведь колясок, в которых мы сейчас катаем своих детей, не было? А дел у предков было ничуть не меньше наших: и жилище обустроить, и еду приготовить, и за другими детьми присмотреть.
Когда-то очень давно наши пра-пра-праматери начали использовать перевязь, в которой носили своих малышей. Делали их из ткани. Это очень удобно – и малыш всегда на глазах, и руки свободны, чтобы делами домашними заниматься, и пойти можно куда угодно, даже в лес за грибами… Прототипы подобных перевязей и одежды можно найти в культуре практически всех народов. Так, эскимосы носят детей голыми в своеобразном меховом одеянии с карманом на спине, на дно которого постелен впитывающий мох. Кожа ребенка соприкасается с кожей матери, а уж их обоих покрывает толстый слой меха, спасающий от мороза. Эта традиционная одежда называется амаути (amauti). В современном варианте это специально сшитая куртка с карманом на спине.
В африканских странах ребенка привязывают тканым полотнищем к спине, то же самое делают матери и в Индии. Цыгане до сих пор носят детей в платках, обвязанных вокруг шеи. В восточно-азиатских странах для ношения ребенка используют Mei Tai (май-тай) — лоскут с четырьмя лямками, две из которых охватывают пояс матери, а две завязываются за её спиной, образуя карман для малыша.
На Руси и в Европе тканые перевязи также были широко распространены. Известное присловье «принесла в подоле», означающее рождение ребенка, буквально обозначает перенос ребенка в подоле. Подол — традиционный для костюма русской крестьянки передник, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нем носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи.
Археологи обнаружили одно из самых древних изображений тканой перевязи для ношения детей в гробнице Монтуемхата, верховного жреца бога Амона. Она находится в Египте, в западной части Фив, и заложена в I тыс.до н.э. В эпоху Возрождения, в начале XIV века, на фресках капеллы дель Арена (capella dell’Arena) в Падуе, относящимся к 1304–1306 годам, художник и архитектор Джотто (Ambrogio Bondone, 1267–1337) изобразил Богоматерь во время исхода из Египта Святого семейства. Мария несла Младенца на себе. Изображения матерей, несущих младенцев, есть и у художников Нового времени. Кстати, несколько лет назад в США выпущен золотой доллар, на котором изображена Сакагавеа (Sacagawea) — индейская женщина из племени шошонов, которая, неся собственного сына-младенца на спине, прошла тысячи миль с первой трансамериканской экспедицией Льюиса и Кларка (Lewis and Clark Expedition, 1804–1806) от Западного до Восточного побережья Северной Америки и обратно.
На Руси детей нередко носили в подоле, платках, таких же перевязях или даже плетеных коробах. Так вот, что касается фразы «принести в подоле», – в некоторых регионах подолом называли не только низ платья или юбки, но и особый вид передника, широкий и длинный, который надевался поверх юбки. В нем носили детей, обвязывая концы передника вокруг шеи. Ношение ребенка в подоле было обычным делом, дети с самых первых дней жизни большую часть времени проводили у мамы на руках, и при этом женщина выполняла свою обычную работу. Отсюда и пошло выражение «принесла в подоле».
В Интернете можно найти рассказ и фотографии Екатерины Полянской о том, как детей носили на Руси. Её прабабушка Васса из Смоленской области родом рассказывала, что «подолОм (ударение на последний слог) называли длинный передник, а так же любую юбку. И, соответственно, получалось «носить в подолЕ». В их области ношение в подолЕ было весьма естественным делом».
А мне моя бабушка родом из Нижегородской области рассказывала, что у них в деревне грудных детей завязывали в полотенце, когда куда-то далеко приходилось идти, а ранее прабабушки носили детей также в фартуках – наверное, это тоже было что-то наподобие подола.
Мамы носили ребенка с собой 2,5 – 3 года, пока кормила его грудью и нельзя было дома на старших детей оставить.
Белорусские и многие славянские мамы носили детей в рушниках. Об этом довольно часто упоминается в этнографических источниках. Русь славилась БРАНЫМ ТКАЧЕСТВОМ, которое по технологии ничто иное, как ЖАККАРД. Жаккард — отличная ткань для слингов-шарфов.
Вывод: в приданом каждой славянской девушки должен был ждать своего часа изготовленный
lubodar.info
Ерунда про Роды и уход за новорожденным в Древней Руси. - запись пользователя Елена (lenoulam) в сообществе Юмор в категории Разное
Нашла в Инете, в общем и целом по-моему бред, но есть прикольные моменты.
Изучаю тут вопрос для сдачи сессии, и кое-что может показаться интересным и забавным.Некоторые приметы во время беременности:1. Если беременная женщина полнеет,то родит девочку.2. Если при вопросе "Кого родишь?"- сконфузится, то родит девочку.3. Мальчика следует ждать, когда у последнего ребенка на шее волосы не заканчиваются косичкой. 4. Мальчика следует ждать, когда посаженный за стол ребенок из разложенных пред ним вещей выберет какую-нибудь принадлежность мужчины.Про роды:
С наступлением родов все в доме прощаются с роженицей и уходят в другую избу, остерегаясь при этом рассказать о происходящем посторонним. С родильницей остаются её муж и призванная бабка-повитуха.После благополучного окончания родов повивальная бабка ,если ей покажется нужным, исправляет голову у ребенка. Полагают,что зависит от повитухи сделать ли ребенка круглоликим, длиннолицым или даже каким-нибудь уродом.После родов повитуха родильницу парит в бане и правит опустившийся после родов живот, растирая его конопляным маслом. Повивальная бабка сдаивает ее груди,чтобы удалить первое плохое молоко. (а ныне то молозиво самым ценным считается, но даже мою сестру лет 20 назад в РД заставляли сцеживаться в раковину)Лекарства для родильниц: настой водки на колгане (для подъема живота), богородская трава (чтобы из груди свободнее шло молоко), ромашка, душица.Про уход за младенцем:Чтобы ребенок был спокоен, его обертывают отцовыми портами. (жаль я раньше не знала. а то бы попробовала)Не нужно обрезать ему ногтей и волос ранее года. (ну волосы куда ни шло, а ногти!!!!)От брани и проклятия дети делаются глупыми, или не растут или пропадают, или мрут не своею смертью. (тут сложно не согласиться, от брани и проклятий точно ничего хорошего не будет)Пищею для младенца служит молоко матери,а если его нет, что коровье молоко или жеваные баранки с сахаром. ))))))Не считается вредным покормить его щами, картофелем, кашей, попоить кваском. (мед для сторонников раннего ведения прикорма)