Богиня древней греции гестия. Богиня Гестия - юная богиня семейного очага и жертвенного огня
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Мифы Древней Греции. Богиня древней греции гестия


Богиня Гестия

богиня гестия

Гестия – богиня домашнего очага в Древней Греции. Ее отцом был Кронос, а матерью Рея. Когда Зевс призвал ее на Олимп, на ее сердца нашлось сразу два претендента: Посейдон и Аполлон. Решение Гестии было категорично, и она сказала, что всю жизнь будет хранить девственность. Учитывая это решение, Зевс сделал ее богиней домашнего очага и огня. В качестве подарка он поместил ее в центре каждого дома, чтобы ей приносили самые лучшие жертвы. С этой богиней были связаны все ритуалы, проводимые человеком.

Что известно о богине Древней Греции Гестии?

Изображая эту богиню, художники непременно учитывали ее целомудренный характер. Представляли ее стоящей или сидящей в спокойной позе, при этом лицо выражало абсолютную серьезность. Гестия всегда была в полном одеянии – длинная туника была прихвачена поясом. На голове находилось покрывало, а в руках она держала светильник, символизирующий вечный огонь. В человеческом обличии представляли ее достаточно редко. Так, чаще всего это было просто пламя. В общем, изображений и тем более статуй Гестии сохранилось немного. Символом этой богини был круг, поэтому очаги делали именно такой формой. Любое пиршество непременно включало в себя жертвоприношения в честь Гестии. Проходило это в начале сборов и после них. Причем жертвы приносили в любом храме.

Греческая богиня Гестия, учитывая свою скромность, всегда была вдали от каких-то шумных событий, именно поэтому у нее нет особых легенд и мифов, причем не только в греческой, но и в римской мифологии, где ей соответствовала Веста. У богини очага было очень мало собственных храмов. В основном ей воздвигали алтари, которые ставили в центре городов, что являлось определенной защитой. Там всегда поддерживался огонь, греческая богиня гестиясимволизирующий богиню домашнего очага Гестию. Когда люди переезжали с одного города в другой, они непременно забирали с собой огонь с алтаря и зажигали его на новом месте.

В Афинах находилось здание Пританей, которое являлось общественным, а также его считали храмом древнегреческой богини Гестии. Девственницы на алтаре всегда поддерживали вечный огонь, а управители ежедневно приносили жертвы, к примеру, вино, фрукты, хлеб и др. В греческом городе Дельфы был еще один храм Гестии. Именно его называли религиозным центром всех жителей Древней Греции. Самым важным очагом, причем как для смертных людей, так и для богов, считался небесный огонь, находившийся на Олимпе.

 

womanadvice.ru

Богиня Гестия - юная богиня семейного очага и жертвенного огня :: SYL.ru

Древние эллины воспринимали окружающий мир как большую общину, на это указывают многие материалы из мифологии. В каждом мифическом рассказе присутствовали обобщенные понятия человеческих отношений и различных природных явлений. Главенствующая роль на божественном Олимпе отдавалась Зевсу, он устанавливал общие для всех живущих людей законы и порядок, а иные божества отвечали за другие стороны человеческой жизни.

Небольшой экскурс в историю возникновения большого семейства

Как известно, вначале существовал всемирный Хаос, породивший Гею, богиню Земли. В ее безмерных недрах возникло чудовище, страшная черная бездна – Тартар. За этой темной стороной жизни последовали воскрешающая Любовь, светлый День и темная Ночь.

Далее все известные греческие боги и покровители были собраны в единое сообщество, где все его участники были прочно связаны узами родства. В их число были внесены различные греческие герои, титаны, иные покровители, заслуживающие всеобщее уважение.

В то время все древние люди ощущали то, что они существовали одновременно в двух мирах: на земле они наживали материальное добро, растили деток, работали, а сверху за их деяниями следил тот или иной бог. Его нужно было бесконечно уважать, поклоняться ему, молиться, просить о помощи, искренне благодарить. Подчинение воле бога было обязательным условием мирской жизни, в противном случае был риск разгневать его, что было недопустимо.

Вся древнегреческая история, тесно переплетенная с мифологией того времени, представляет особый интерес для современников. Самобытная культура Эллады оказала мощное влияние на человеческое сознание и быт древних жителей непобедимой Римской империи. Именно представители этого древнего государства смогли донести до каждой европейской народности свои самобытные традиции и уникальные мироощущения.

Древние боги находились в тесной взаимосвязи с религиозными представлениями индоевропейцев того времени. Именно по этой причине есть некоторые параллели в именах, например, известные богини Рима Селена и Венера в Эллинской культуре были прекрасной Афродитой и Авророй. Воинственный Арес у римлян был назван Марсом. Древний врачеватель Акслепий превратился в Эскулапа, а Зевс получил имя Юпитер. Была у греков и богиня Гестия. Богиня чего она? Какой облик Гестии? Что о ней известно в мифологии? Об этом вы сейчас и узнаете.

Облик скромной Гестии

Богиня Гестия в греческой мифологии была покровительницей огня и домашнего очага. Она была старшей из детей Кроноса и Геи. Ее отцом был верховный бог, сын первого бога Урана. У этой скоромной богини были поистине великие братья – главенствующий Зевс, Посейдон и Аид. Также Гестия жила в окружении своих именитых сестер: Деметры и Геры. Богиня, следящая за порядком в доме, сохранностью тепла в семейном очаге, у древних римлян называлась Веста.

Была ли греческая богиня Гестия столь прекрасна, как ее сестры? Прелестную Афродиту с запретным яблоком в руке увидел весь мир, хорошее впечатление производит скульптура Геры, главной богини, прародительницы всех известных богов. Воинственную Афину, дочку великого Зевса, может представить в своем воображении любой. Вот только Гестию в облике прекрасной девушки никто не изображал. Зато ее ощущал практически каждый человек, живущий в то далекое время. Она была всюду: в живом пламени очага, в горящем церковном, домашнем огне.

Гораздо позже во многих древних городах были обнаружены ее статуи, их количество было ничтожно. Внешний облик Гестии вполне соответствовал ее характеру. Она была самим олицетворением целомудренности, на ее лице был отпечаток строжайшей нравственности. Эта скромная девушка была облачена в темное длинное платье. Ее символом стал круг, именно поэтому семейные очаги имеют такую форму.

Характер богини

Каким характером обладала богиня Гестия? Миф рассказывает, что она отстранялась от любовных дел, несмотря на то, что ее руки добивались Посейдон и Аполлон. Скромница Гестия предпочла сохранить свою девственность, оставаясь жить у своего кровного брата Зевса. Ее точное изображение было обнаружено на афинской Пританее. Ее прекрасная статуя размещена вдоль дороги в Фессалию. Гестия является основательницей города Кносса. В ее честь приносили жертвоприношения перед началом какого-либо священнодействия, независимо от характера этого мероприятия. Именно оттуда и пошла народная присказка «начинать с Гестией», превратившаяся в синоним успешного подхода к делу.

Ей оказывали высокие почести. Во многих городах имелся специальный жертвенник, посвященный Гестии, на котором постоянно горел огонь.

Юные жрицы скромной богини Гестии

Юными жрицами этой целомудренной богини становились девочки с 10 лет. Все, кто приняли этот нравственный путь, пользовались огромным уважением в общине: перед ними расступалась толпа, если накануне казни приговоренный случайно встречал жрицу Гестии, то снималось его наказание, его не казнили, ему была дарована жизнь. В течение 30 лет юным жрицам было запрещено выходить замуж и рожать детей. Ту, кто нарушит этот строгий запрет, просто закапывали заживо.

Расширение спектра влияния богини

Скромная Гестия, богиня жертвенного огня и домашнего очага, стала покровительницей общины каждого древнего города. В ее честь на каждом жертвеннике во всех крупных городах горел вечный огонь. Если кто-то из местных горожан покидал родину и уходил в колонии, то он обязательно брал отсюда факел. Он должен был аккуратно везти его до нового места, не потушить, разжечь по приезде в новом городе.

Противостояние мнений

На легендарном Олимпе кипели страсти, были неурядицы и непонимания между богинями и богами. Например, серьезная богиня Гестия не одобряла поступков прелестной Афродиты. Но прелестница, имевшая статус богини любви и красоты, несла ответственность за плодородие, жизнь. Божественных забот ей хватало, она беспокоилась о взаимной любви и заключении браков, рождении детей, питала младенцев. Несмотря на такое разнообразие функций, прелестная Афродита флиртовала с сильными мужчинами Олимпа. Ее незримой власти покорялись все – боги, живущие вечно, простые люди. Вот только никак не могла она повлиять на независимых от ее власти Афину, Артемиду и Гестию. Ко всем, кто откровенно опровергал любовь, она высказывала свое презрение, Афродита не знала никакой жалости.

Отличное решение

В целом Гестия, богиня семейного очага, была славной девушкой. Любовные дела на самом деле ее не интересовали. Она отказала даже Посейдону, самому влиятельному жениху. После победы над сильными титанами во время разделения мира этому богу досталась приличная его часть, - вся водная стихия. Но как известно, богиня предпочла остаться девственницей. После этого решения и соблюдения всех условий она стала очень почитаема остальными. С ней стали ассоциировать все самые важные семейные ритуалы – рождение детей, свадьбу.

Удачное начало

У греков и по сегодняшний день жива известная поговорка «начинать с Гестией», ведь сложилось поверье, что после жертвоприношения этой богине у них пойдут в гору любые начинания. Даже великий Гомер посвятил этой скромной девушке-богине фрагменты своих великих произведений, пускай и небольшие. Известная богиня Гестия была так же почитаема, как удачливый Гермес, бог торговли, разумности, ловкости и красноречия.

По кровному родству Гестия, богиня семейного очага, была его тетей, они по жизни шли вместе. Очаг хранительницы дома размещался внутри жилища, а олицетворение бога торговли – столб, размещали в дверях. Теплый огонь Гестии давал свет и тепло всему дому. А столб Гермеса не пропускал в дом темные силы, обеспечивал ему благополучие. Вот так вот они органично дополняли друг друга.

Не поддается пагубному влиянию

Если в облике современной девушки проскакивают черты характера Гестии, то никакие сложные ситуации не смогут оказать на нее пагубного влияния. Никто не властен над ней: ни сослуживцы, ни коллеги, ни близкие. Она всегда имеет личное мнение по любому вопросу. Ее невозможно подкупить предложениями отличной карьеры, заманчивыми финансами, властью. Подобная девушка считается целостной личностью, не делится на части.

Римские боги являются точными копиями греческих. Например, римская Веста похожа на родную сестру Гестии. Она имела множество помощниц. Чтобы в храме не прекращал гореть вечный огонь, жили там служительницы-весталки. Они являли собой физический образ целомудренной богини. Римляне достаточно уважали себя, женщины того времени стремились вести себя целомудренно и честно, как сама Гестия. Если кто-то из юных весталок по глупости терял девственность, то подобные поступки строго карались. Людской гнев был страшнее всего для них в этом случае.

Все интриги, страсти, различные неприятные ситуации обходили Гестию стороной. Она не обладала способностями плести интриги. Ее сферами влияния были мудрость, рассудительность, спокойствие и справедливость. Это именно те добродетели, которые она призывала развивать. Если современному человеку назвать имя Гестия, то у него оно вызовет ассоциации с добродетелью, чистотой и человечностью. Богиня Гестия, описание которой было представлено вашему вниманию в статье, словно факел осветила истинный путь нравственности всем женщинам.

www.syl.ru

Гестия - история богини семейного очага, внешность и характер

Гестия: история персонажа

Персонаж древнегреческой мифологии. Дочь бога земледелия и времени Кроноса и титаниды Реи, матери олимпийских богов. Сама Гестия — богиня семейного очага. В Древнем Риме «аналогом» Гестии стала богиня Веста.

Гестия в мифах

Гестия — богиня-девственница и не испытывает приязни к богине любви Афродите и ее делам. Гестия дала обет целомудрия и отказывала женихам, которые домогались ее руки, хотя среди последних были бог морей Посейдон и златокудрый красавец Аполлон, покровитель искусств. Громовержец Зевс приходится богине братом, и Гестия живет у него.

Отец Гестии — КроносОтец Гестии — Кронос

Считается, что богиня Гестия основала древний город Кносс на острове Крит.

В Древней Греции была распространена поговорка «начинать с Гестией». Имелось в виду, что некто приступил к делу правильно и успешно, положил делу хорошее начало. Связано это было с обычаем приносить богине Гестии жертву перед тем, как начиналось любое священнодействие, не важно, общественного или частного характера. Гестия исполняла роль богини жертвенного огня, поскольку очаг в доме древних греков одновременно исполнял функцию алтаря, где приносились жертвы домашним божествам.

АфродитаАфродита

Зачинателем жертвоприношения считался и вестник богов Гермес, поэтому Гестия почиталась с ним вместе. В жертву Гестии приносили годовалую телку или домашнюю свинью.

Гестия — значимый персонаж легенды о Прометее. Прометей — титан и создатель людей, которые изначально все были мужчинами. Первая женщина — Пандора — была создана богами позже, когда громовержец Зевс захотел отомстить Прометею, обманувшему богов.

Гестия и ГермесГестия и Гермес

Прометей отстаивал интересы людей, которые боги пытались ущемить. Так, когда Зевс велел разделить между людьми и богами тушу быка, Прометей подсунул богам кости и жир, уложив те покрасивее, а людям приберег лучшую часть — мясо, прикрыв то дурно пахнущими внутренностями, чтобы сделать эту часть отталкивающей. Зевс, желавший взять для богов лучшую часть, обманулся и выбрал жир и кости, из-за чего сильно разгневался на людей.

В гневе Зевс лишил людей огня, без которого тем трудно было выжить. Прометей выкрал огонь у богов. Огонь же тот охраняла Гестия. По другой версии, Гестия сама отдала Прометею огонь, который тот передал людям. Поскольку огонь был священной субстанцией и принадлежностью богов, люди, заполучив его, приблизились к богам.

В эпоху Древней Греции жены правителей и богатые женщины использовали так называемые «сферы Гестии», когда хотели вернуть в семью любовь, взаимное уважение и верность. «Сферами Гестии» называли шары, сплетенные из виноградной лозы и прутьев. Внутрь этих шаров вкладывали пшеничные колоски и зерна или другие полезные злаки, ассоциирующиеся с достатком, а также перья, символы небесного, и металлические кольца, которые символизировали супружескую верность.

ПрометейПрометей

В древнегреческом искусстве антропоморфные изображения Гестии встречаются редко. Куда больше с Гестией ассоциировался очаг как таковой. Когда богиню все же изображали на посуде или в скульптуре, внешне Гестия выглядела как скромно одетая женщина, часто с покрытой головой. Иногда богиню изображали с цветущей ветвью в руке. Другими атрибутами Гестии служат котел и огонь в виде факела.

Имя богини означает «сердце», «очаг» или «алтарь». Как и у других богов, у Гестии много эпитетов, дополняющих имя богини. Хломорфос — зеленая, Полиморфос — многообразная, Полиолвос — богатая благословениями.

На пирах Гестии посвящались первое и последнее возлияния вина. Огонь в храмах Гестии должен был гореть непрерывно. Если случайно или по небрежности погасший в домашнем очаге огонь говорил о неспособности поддерживать благополучие и должное религиозное рвение внутри семьи, то не уследить за священным огнем в храме Гестии было нарушением долга перед сообществом.

ГестияГестия

В определенных случаях священный огонь мог быть потушен ритуально. Вторичное разжигание сопровождалось ритуалами завершения, очищения и обновления.

Внутри дома культ Гестии отправляла старшая женщина в семье, изредка — мужчина. В общественных зданиях тоже находились очаги, и там обряды в честь Гестии совершали те, кто нес гражданскую службу.

Экранизации

В 2010 году эпизодическую роль Гестии в приключенческом боевике «Битва титанов» исполнила актриса Джейн Марч.

Джейн Марч в образе ГестииДжейн Марч в образе Гестии

Римская версия Гестии — богиня Веста — появляется в сериале «Сверхъестественное». В человеческом облике взяла себе имя Бонни и поселилась в американском городке. Чтобы добыть для себя человеческие жертвы, организовала религиозную группу «Воздержание очищает нас», куда заманивала девственников. Последователей Веста держала в заброшенном бункере. Когда истощенные от голода люди оказывались на грани смерти, Веста поедала их печень.

Дин и Сэм присоединяются к религиозной группе Весты, чтобы выяснить, куда пропадают люди. Когда позже богиня пытается съесть печень Сэма, то приходит в ужас от того, насколько скверно сохранилась эта печень.

Фото

24smi.org

БОГИ ДОМАШНЕГО ОЧАГА | Богиня ВЕСТА | Богиня Гестия | Миф о Весте | Ослиная голова | Жрицы богини Весты ВЕСТАЛКИ | ЛАРЫ и ПЕНАТЫ

ДОМАШНИЕ БОГИ

Гестия (Веста), богиня домашнего очага. — Ослиная голова на лампах Весты. — Семейный очаг и свадебная церемония в древнем Риме. — Весталки, жрицы богини Весты. — Лары и Пенаты. — Гении в мифологии.

 

Гестия, богиня домашнего очага

Греческая богиня Гестия (в римской мифологии — богиня Веста) есть олицетворение домашнего очага, на котором всегда горит священный небесный огонь, поддерживаемый всеми членами семьи. Этот очаг есть центр семейной жизни: семья, собираясь вокруг него, укрепляла свои узы. И вместе с тем очаг — это место, куда античная семья ставила своих домашних богов. Тут, вокруг священного очага, вдали от суетной и шумной общественной жизни, семья находила мир и покой; тут должны были существовать только согласие, любовь и чистые, целомудренные нравы. И все это могла даровать богиня Гестия (Веста), и она же должна была охранять семейный очаг от всего дурного.

Богиня Гестия (Веста) была старшей дочерью бога Кроноса (Сатурна) и богини Реи. Проглоченная отцом, Богиня Гестия (Веста) только впоследствии увидала свет, когда бога Кроноса (Сатурна) принудили вернуть проглоченных детей.

Аполлон и Гермес (Меркурий), два могучих бога, искали брачного союза с ней, но богиня Гестия (Веста) поклялась головой Зевса (Юпитера) сохранить вечную девственность и сдержала свою клятву. За это Зевс (Юпитер) даровал ей то преимущество, что на всех семейных очагах богине Гестии (Весте) первой приносили жертвы и почитали ее в храмах всех богов. Богиня Гестия (Веста) являлась для смертных самой священной из богинь античной мифологии.

В античности очаг был символом семейной жизни, счастье которой основывалось на целомудрии и чистоте жены. Богиня Гестия (Веста), как охранительница семьи, причислялась и почти отождествлялась с домашними богами и предками — покровителями живых членов семьи. Место богини Гестии (Весты) было всегда посреди дома.

Богиня Гестия (Веста), подобно скромной девственнице, удаляется от шумной жизни, не принимает в ней почти участия. Именно поэтому у богини Гестии (Весты) нет особенной легенды или мифа ни в греческой, ни в римской мифологии. Почти не существует античных изображений богини Гестии (Весты).

Впоследствии богине Гестии (Весте) воздвигались алтари посреди города как охранительнице города и всех общественных союзов.

Когда члены общества покидали родной город, чтобы поселиться в другом месте или основать другой город, они увозили с собою огонь, взятый на алтаре этой античной богини, для того чтобы зажечь огонь на их новом очаге.

Общественное здание Пританей находилось посреди города Афин и считалось храмом богини Гестии. На алтаре Гестии в Пританее девственницы поддерживали вечный огонь, а члены-управители приносили богине Гестии там каждый день жертвы — вино, хлеб, плоды и прочее. Там же, в Пританее, у очага Гестии, принимались чужестранные послы и устраивались для них пиры.

Поэтому в древней Греции у богини очага было мало отдельных храмов. В Дельфах, греческом городе, считавшемся в античности центром вселенной, находился храм Гестии. Дельфийский храм Гестии считался религиозным центром для всего греческого народа. Но главным очагом, центром как для богов, так и для людей, был очаг Гестии на Олимпе, на котором горел небесный огонь.

В храмах богини Гестии не было ее изображений. Гестия олицетворялась пламенем, всегда поддерживаемым на ее алтаре. «У богини Весты, — говорит римский поэт Овидий, — также, как у пламени, нет ни тела, ни образа, ни изображения». Но, несмотря на слова Овидия, изображения богиня Гестии (Весты) существовали, хотя в очень ограниченном количестве.

Римский писатель Плиний Старший упоминает о статуе Гестии, изваянной древнегреческим скульптором Скопасом, которая очень славилась в античности. Существует также античная статуя неизвестного художника, изображающая богиню Гестию (Весту), одетую в длинную тунику, прихваченную поясом. На Гестии накинут длинный плащ, на голове покрывало, а в руке Гестии светильник — символ вечного огня.

Ослиная голова на лампах Весты

Сохранилось несколько римских ламп, посвященных богине Весте. Лампы Весты часто украшены ослиной головой. Осел фигурировал также на некоторых праздниках, учрежденных в честь богини Весты.

Этим напоминали миф об услуге, оказанной богине Весте ослом Силена. Однажды Приап, веселый полубог полей, увидал спящую богиню Весту. Думая, что его никто не видит, Приап подкрался к ней, желая поцеловать Весту. Осел Силена, находившийся невдалеке, возмутился тем, что Приап собирается нанести оскорбление такой уважаемой богине, и принялся так громко кричать, что все жители Олимпа проснулись, и дерзкий полубог должен был отказаться от своего намерения.

 

Семейный очаг и свадебная церемония в древнем Риме

Хотя богиня Веста, как считалось древними римлянами, находится повсюду, но чаще всего Веста, по мифологическим представлениям, присутствует среди семьи у очага. Поэтому свадебный обряд в древнем Риме происходил не в храме, а у очага.

Римская свадебная церемония состояла из трех обрядов, и все они исполнялись у очага. Первый обряд заключался в том, что жених являлся в дом невесты, отец ее собирал всех членов семьи вокруг очага, приносил жертву богине Весте и объявлял дочери, что он позволяет ей отказаться от ее предков и покинуть домашний очаг, чтобы идти разделить жилище ее супруга.

Тогда приступали ко второму обряду: молодую девицу, одетую в белые одежды, с длинным покрывалом на голове и увенчанную цветами, отводили в дом ее супруга. Там у порога пелись религиозные гимны и разыгрывалась очень интересная церемония похищения невесты. Молодая девушка не должна была сама входить в дом, она становилась среди провожавших женщин ее семьи, как бы прося их защиты, и те делали вид, что действительно защищают ее, но супруг после подобия борьбы уносил в дом девушку на руках, стараясь, чтобы ноги ее не коснулись порога, так как в противном случае она была бы всегда в его доме чужой, которую приняли и терпят, а она должна быть в доме мужа как дитя, родившееся в нем и пришедшее в дом, не коснувшись порога.

Затем третий обряд состоял в том, что молодая подходила к семейному очагу и рассматривала изображения предков мужа, ставших теперь ее предками.

На домашнем очаге в это время с молитвами пекли хлеб, и, когда он был готов, супруги, поделив его между собою, съедали его. С этого момента римская семья отводила молодой место у очага, она совсем переходила в чужую семью и должна была приносить жертвы предкам мужа, а не своим.

 

Весталки, жрицы богини Весты

Римская богиня Веста была совершенно тождественна с греческой богиней Гестией, но Весте древние римляне воздавали еще больше почестей, чем древние греки Гестии.

У римлян были учреждены особенные обряды в честь богини Весты. В храме Весты священный огонь поддерживали весталки — жрицы богини Весты.

Весталок должно быть всегда шесть. Весталки выбирались среди девочек не моложе шести и не старше десяти лет. Родители этих девочек должны были быть свободными гражданами и пользоваться доброю славою. Весталки обязывались в продолжение тридцати лет исполнять обязанности жриц при храме богини Весты. В продолжение десяти лет весталки были послушницами, другие десять лет — жрицами, исполнявшими все священные обряды и обязанности. Последние десять лет своего жречества весталки занимались обучением новых весталок.

любовь весталки, жрицы богини Весты

Любовь весталки. Николай Ге, 1857 г. Жрица богини Весты застигнута с возлюбленным. Лицо весталки искажено ужасом.

Весталки давали обет в продолжение тридцати лет оставаться девственницами. Если же жрицы Весты нарушали эту клятву, их закапывали живыми в могилу, а мужчину, оскорбившего весталку, избивали розгами до смерти. Одиннадцать веков просуществовала эта каста жриц, и за все это время только двадцать весталок обвинялись в нарушении клятвы и только тринадцать весталок были осуждены на казнь.

Жрицы богини Весты были обязаны наблюдать за тем, чтобы огонь на алтаре не потух, что считалось величайшим несчастьем для римского государства. Когда же это случалось, то огонь для алтаря Весты добывали вновь посредством зажигательного (увеличительного) стекла или трения одного куска дерева о другой, так как всякий другой огонь, кроме небесного, считался нечистым.

Церемония казни виновной весталки происходила следующим образом. На особом месте, называемом полем преступников (по-латыни — campus sceleratus), выкапывалась глубокая и обширная могила, куда ставились кровать, зажженная лампа, хлеб, вода, сосуд с молоком и немного масла. Виновную весталку несли через весь город в закрытых носилках, причем на улицах толпа должна была сохранять глубокое молчание. Прибыв на место казни, ликторы открывали носилки, главный жрец читал молитвы, и весталка, покрытая длинным покрывалом, спускалась в могилу, которую тотчас же закладывали.

Окончив свою тридцатилетнюю службу, весталки могли выходить замуж. Пока весталки служили в храме Весты жрицами, их кормили и одевали на счет города. Весталки носили длинные белые одежды, повязку на голове и покрывало. Эти жрицы пользовались большим почетом. Весталкам всегда верили на слово, не требуя клятвенных подтверждений. Когда весталки выходили на улицу, им всегда предшествовали ликторы со связками прутьев (fasces) на плечах.

Если весталкам попадались по дороге осужденные на казнь, они могли им даровать жизнь, и повсюду, где бы весталки ни появлялись, им отводили самые почетные места.

 

Лары и Пенаты

Античные мифы в русской поэзии: стихотворение О.Э. Мандельштама «Есть целомудренные чары…» (1909 г.), в котором переосмысленно упоминаются домашние боги древнего Рима — Лары и Пенаты.

 

Осип Мандельштам

***

Есть целомудренные чары —

Высокий лад, глубокий мир,

Далеко от эфирных лир

Мной установленные лары.

 

У тщательно обмытых ниш

В часы внимательных закатов

Я слушаю моих пенатов

Всегда восторженную тишь.

 

Какой игрушечный удел,

Какие робкие законы

Приказывает торс точеный

И холод этих хрупких тел!

 

Иных богов не надо славить:

Они как равные с тобой,

И, осторожною рукой,

Позволено их переставить.

 

Домашние боги Лары также охраняли римскую семью и дом. Лары считались гениями-хранителями; это были души умерших родных, охранявшие живых членов семьи.

В римской религии Лары и Пенаты — почти одно и то же. Разница между Ларами и Пенатами только в том, что Пенаты покидают вместе с семьей жилище, когда члены семьи отправляются в путешествие, тогда как Лары всегда оставались на очаге того дома, где находились.

Маленькие изображения этих домашних богов всегда стояли на очаге римской семьи. Ларам и Пенатам приносили ежедневно жертвы. При каждом приеме пищи Ларам и Пенатам ставились отдельные чашечки, наполненные пищей.

Ларам и Пенатам была посвящена собака — животное, также охраняющее дом.

Сохранилось до наших дней несколько изображений этих домашних богов римской мифологии. Большей частью боги Лары изображались с собакой на плечах и корзиной, наполненной провизией, так как домашние боги должны были заботиться, чтобы семья ни в чем не нуждалась.

 

Гении в мифологии

Искусство древнего Рима очень редко изображало домашних богов Ларов, зато можно очень часто встретить изображения Гениев. В римской мифологии Гении были божествами, выполнявшими роль посредников между богами и людьми, хотя роль Гениев в религии в точности не определена.

гений места, мифология

Genius loci — Гений места. Перевод надписи на латыни: «Гений сего места — горы». Гений места, олицетворенный в виде змеи, поедает жертвопрношения на алтаре.

Гении древнеримской религии очень часто изображались на саркофагах. На барельефах Гении появлялись сидящими на колесницах, принимающими участие в охоте, в торжественных шествиях морских богов, в виноградном сборе и других.

Были Гении-землепашцы, Гении-борцы, Гении-охотники и т. п.

Античные художники изображали их повсюду, находя Гениев очень пригодными в смысле декоративном.

Искусство новой эпохи точно так же часто изображает Гениев — божеств античности. Так, например, Рафаэль написал прекрасную картину, в которой целая толпа прелестных крылатых Гениев весело танцует на зеленой траве, а два Амура исполняют должность музыкантов.

 

уроки древнегреческого языка

 

© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

zaumnik.ru

Боги Древней Греции | Гестия

гестия, греческая богиняГестия – греческая богиня домашнего очага и огня на очаге, принадлежавшая к двенадцати высшим олимпийским божествам, старшая дочь Крона и Реи, сестра Зевса. Она была проглочена своим отцом и спасена хитростью Реи. Как богиня чистого огня, Гестия была девицей; Аполлон и Посейдон сватались за нее, но она дала клятву навсегда остаться девушкой.

Посвященный ей очаг был средоточием всей домашней жизни и, вследствие этого, она считалась богиней домовитости и домашнего счастья. Так как жертвы богам приносились на очаге, то Гестии, как покровительнице жертвоприношений, в начале и в конце любой жертвенной трапезы, приносились священные дары. Давая торжественную клятву, греки клялись очагом и его богиней; при заключении договоров Гестия призывалась прежде всех других богов. Очаг был местом убежища умоляющих о защите, и Гестия, вместе с Зевсом, была защитницей преследуемых.

Естественно, что богиня-покровительница дома стала также покровительницей общины. Вследствие этого, в греческих городах-государствах главное общественное здание – Пританей – всегда был посвящен Гестии. Здесь воздвигался жертвенник, на котором в честь её поддерживался вечный огонь; с этого жертвенника греки, выселявшиеся из отечества в колонии, брали огонь для очага своего будущего поселения. У римлян богиня, соответствующая Гестии, называлась Вестой.

Художественные изображения Гестии, соответственно чистому и целомудренному характеру этой богини носили на себе отпечаток самой строгой нравственности. Ее изображали, обыкновенно, сидящей или стоящей в спокойной позе, с серьезным выражением лица, всегда в полном одеянии. Статуи её в древности были редки; знаменитейшая из них принадлежала Скопасу.

Из сохранившихся до нашего времени статуй ни одну нельзя еще с достоверностью назвать изображением Гестии, хотя именно к этой богине относят изваяние так называемой «Весты Джустиниани» в музее Торлонья, в Риме. Это статуя строгого стиля, изображающая одетую женщину, относится приблизительно к эпохе фронтонных фигур храма Зевса в Олимпии и родственна с ними по форме. На римских монетах Гестия изображается обыкновенно с палладием.

Вернуться к списку богов Древней Греции

www.mysterylife.ru

Гестия, богиня - Русская историческая библиотека

Гестия – греческая богиня домашнего очага и огня на очаге, принадлежавшая к двенадцати высшим олимпийским божествам, старшая дочь Крона и Реи, сестра Зевса. Она была проглочена своим отцом и спасена хитростью Реи. Как богиня чистого огня, Гестия была девицей; Аполлон и Посейдон сватались за нее, но она дала клятву навсегда остаться девушкой. Посвященный ей очаг был средоточием всей домашней жизни и, вследствие этого, она считалась богиней домовитости и домашнего счастья. Так как жертвы богам приносились на очаге, то Гестии, как покровительнице жертвоприношений, в начале и в конце любой жертвенной трапезы, приносились священные дары. Давая торжественную клятву, греки клялись очагом и его богиней; при заключении договоров Гестия призывалась прежде всех других богов. Очаг был местом убежища умоляющих о защите, и Гестия, вместе с Зевсом, была защитницей преследуемых.

Естественно, что богиня-покровительница дома стала также покровительницей общины. Вследствие этого, в греческих городах-государствах главное общественное здание – Пританей – всегда был посвящен Гестии. Здесь воздвигался жертвенник, на котором в честь её поддерживался вечный огонь; с этого жертвенника греки, выселявшиеся из отечества в колонии, брали огонь для очага своего будущего поселения. У римлян богиня, соответствующая Гестии, называлась Вестой.

Богиня Гестия

Богиня Гестия

 

Художественные изображения Гестии, соответственно чистому и целомудренному характеру этой богини носили на себе отпечаток самой строгой нравственности. Ее изображали, обыкновенно, сидящей или стоящей в спокойной позе, с серьезным выражением лица, всегда в полном одеянии. Статуи её в древности были редки; знаменитейшая из них принадлежала Скопасу. Из сохранившихся до нашего времени статуй ни одну нельзя еще с достоверностью назвать изображением Гестии, хотя именно к этой богине относят изваяние так называемой «Весты Джустиниани» в музее Торлонья, в Риме. Это статуя строгого стиля, изображающая одетую женщину, относится приблизительно к эпохе фронтонных фигур храма Зевса в Олимпии и родственна с ними по форме. На римских монетах Гестия изображается обыкновенно с палладием.

 

rushist.com

Мифы Древней Греции: Гестия

Гестия

Гестия была девственной богиней очага и дома. Как богиня семейного очага она такжеосуществляла контроль над выпечкой хлеба и готовкой семейной еды. Гестия была также богиней жертвенного пламени. Кулинария коммунального банкета жертвенного мяса была естественно частью ее культа. В мифе Гестия была первым рожденным ребенком Кронуса и Реи, которую проглотил ее отец при рождении. Зевс позже вынудил старого Титана извергнуть Гестию и ее родных братьев. Как первая, кого Кронус проглотил, она была также последней, кто был извергнут, и так была названа и как самая старшая, и как самая молодая из шести Кронидов (Kronides). Когда боги Аполлон и Посейдон искали ее руку в браке, Гестия отказала и попросила, чтобы Зевс позволил ей оставаться вечной девственницей. Он согласился, и она взяла свое место в его королевском очаге. Гестия была изображена, как скромно одетая женщина, иногда держащая ветвь с цветком (целомудренного дерева?). В классической скульптуре она была также скрытой, с чайником (ее признак).

РОДИТЕЛИ:  Кронос и Рея

Гестия (Hestia, Histiе), богиня очага, или скорее огня, горящего в очаге, была расценена как одна из двенадцати великих богов, и соответственно как дочь Кронуса и Реи. Согласно общей традиции, она родилась первой у Реи, и была, поэтому первой из детей, кого проглотил Кронус. Она была, как Артемида и Афина, божественной девой, и когда Аполлон и Посейдон предъявили свое желание на ее руку, она клялась головой Зевса, что останется девственницей навсегда. Исходя из этого, ее жертвоприношения состояли из коров, которым был только один год. Связь между Гестией, и Аполлоном, и Посейдоном, на которую ссылаются в легенде, появляется также в храме Дельф, где этим трем богам поклонялись вместе, и Гестия, и Посейдон появились вместе также в Олимпии. Поскольку очаг рассматривался как священный центр семейной жизни, таким образом, Гестия была богиней семейной жизни и дающей внутреннее счастье и благословение, а также она, как полагали, жила во внутренней части каждого дома, и изобрела искусство построения зданий. В этом отношении она появляется часто вместе с Гермесом, который был аналогично deus penetralis, как защита работ человека. Поскольку очаг дома - в то же самое время и алтарь, на котором жертвы предлагаются внутренним богам (hestiouchoi или ephestioi), Гестия рассматривалась как председатель всех жертв, и, как богиня священного огня алтаря, она принимала участие в жертвах во всех храмах богов.

Следовательно, когда жертвы предлагались, она была призвана сначала, и первая часть жертвы предлагалась ей. Торжественные клятвы произносились для богини очага, и сам очаг был священным убежищем, где просители просили защиту для жителей дома. Полис или город - только расширенная семья, и поэтому имели аналогично ее священный очаг, символ гармоничного сообщества граждан и общего вероисповедания. Этот общественный очаг обычно существовал в prytaneium города (публичный общий район города), где у богини было свое особенное прибежище (thalamos), под названием Prutanitis, со статуей и священным очагом. Там преподносились жертвы ей. Поскольку этот общественный очаг был священным убежищем в каждом городе, государство обычно принимало своих гостей и иностранных послов там. Когда колония была отослана, эмигранты брали огонь, который должен был гореть на очаге их нового дома из материнского города.

godchronos.blogspot.com