Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям. Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным — в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. Половцы приходили не на пустое место. Первым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазарский каганат, — болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд. Подтверждается это тем, что, во-первых, согласно антропологии, внешне кочевники X–XIII веков почти не отличались от жителей степей VIII — начала X века, а во-вторых, на данной территории фиксируется необычайное разнообразие погребальных обрядов. Пришедшим исключительно с половцами обычаем было возведение святилищ, посвященных культу мужских или женских предков. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность, но процесс прервало монгольское нашествие.
Половцы — кочевники
Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. В стадах имелся и крупный рогатый скот, и овцы, и даже верблюды, но главным богатством кочевника являлась лошадь. Изначально они вели круглогодичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех. Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.
Половецкая серебряная чаша с одной ручкой. Киев, X–XIII век
Династические браки всегда являлись инструментом дипломатии. Не были тут исключением и половцы. Однако отношения не зиждились на паритете — русские князья охотно женились на дочках половецких князей, но не отправляли замуж своих родственниц. Тут работал неписаный средневековый закон: представительниц правящей династии могли отдать в жены лишь равному. Характерно, что тот же Святополк женился на дочери Тугоркана, потерпев от него сокрушительное поражение, то есть находясь в заведомо более слабом положении. Однако он не отдавал свою дочь или сестру, а сам брал девушку из степи. Тем самым половцы признавались влиятельной, но не равной силой.
Но если крещение будущей жены казалось делом даже богоугодным, то «предательство» своей веры не представлялось возможным, почему и не сумели добиться половецкие правители выдачи себе в жены дочерей русских князей. Известен лишь один случай, когда русская княжна (овдовевшая мать Святослава Владимировича) вышла замуж за половецкого князя — однако для этого ей пришлось бежать из дома.
Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались.
Половцы были орудием в междоусобной вражде
Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встретились не с единым государством, а с группой враждующих между собой княжеств. Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовлетворяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа. Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.
Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позволяли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах, сам при этом бывший сыном половчанки. В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Владимиру удалось организовать первую экспедицию на территорию противника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати. Продолжение этой политики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.
Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюраиз Радзивилловской летописи. XV век
После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны. Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве». В 1190-е году набегов становилось все меньше и меньше, а в начале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.Дальнейшее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монголами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли. Ведь даже просто передвижение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла торговцев выбирать иные пути. Таким образом, данный народ немало поспособствовал смещению центра исторического развития страны.
Половецкое антропоморфное изваяние из коллекции Днепропетровского исторического музея Женская стела держит сосуд.
Половцы дружили не только с русскими, но и с грузинами
Своим активным участием в истории отметились половцы не только на Руси. Изгнанные Владимиром Мономахом с Северного Донца, частично они под руководством князя Атрака откочевали в Предкавказье. Здесь к ним за помощью обратилась Грузия, постоянно подвергавшаяся набегам из горных районов Кавказа. Атрак охотно поступил на службу к царю Давиду и даже породнился с ним, отдав свою дочь замуж. Он привел с собой не всю орду, а лишь ее часть, оставшуюся затем в Грузии.
С начала XII века половцы активно проникали на территорию Болгарии, бывшей тогда под властью Византии. Они здесь занимались скотоводством или же старались поступить на службу империи. По всей видимости, к ним относятся Петр и Иван Асени, поднявшие восстание против Константинополя. При ощутимой поддержке куманских отрядов им удалось нанести поражение Византии, в 1187 году было основано Второе Болгарское царство, главой которого стал Петр.
В начале XIII века приток половцев в страну усилился, причем в нем уже участвовала и восточная ветвь этноса, принеся с собой традицию каменных изваяний. Здесь, однако, они довольно быстро христианизировались, а затем и растворились среди местного населения. Для Болгарии это был уже не первый опыт «переваривания» тюркского народа. Монгольское нашествие «выталкивало» половцев на запад, постепенно, с 1228 года, они перебирались в Венгрию. В 1237 году еще недавно могущественный князь Котян обратился к венгерскому королю Беле IV. Венгерское руководство согласилось на предоставление восточных окраин государства, зная о силе надвигающегося войска Батыя.
Половцы кочевали на отведенных им территориях, вызывая недовольство соседних княжеств, подвергавшихся периодическим грабежам. Наследник Белы Стефан женился на одной из дочерей Котяна, но затем под предлогом измены казнил своего тестя. Это привело к первому восстанию вольнолюбивых переселенцев. Следующий бунт половцев был вызван попыткой их насильственной христианизации. Лишь в XIV веке они полностью осели, стали католиками и начали растворяться, хотя по-прежнему сохраняли свою военную специфику и даже в XIX веке еще помнили молитву «Отче наш» на родном языке.
Нам ничего не известно о том, была ли у половцев письменность
Наши знания о половцах довольно ограниченны в силу того, что этот народ так и не создал своих письменных источников. Мы можем увидеть огромное множество каменных изваяний, но не встретим там никаких надписей. Сведения об этом народе мы черпаем у его соседей. Особняком стоит 164‑страничная тетрадь миссионера-переводчика конца XIII — начала XIV века «Alfabetum Persicum, Comanicum et Latinum Anonymi...», более известная как «Codex Cumanicus». Время возникновения памятника определяют периодом с 1303 по 1362 год, местом написания называют крымский город Кафу (Феодосию). По происхождению, содержанию, графическим и языковым особенностям словарь делится на две части, итальянскую и немецкую. Первая написана в три столбца: латинские слова, их перевод на персидский и половецкий языки. Немецкая часть содержит словари, заметки по грамматике, половецкие загадки и христианские тексты. Итальянская составляющая для историков более существенна, поскольку отразила экономические потребности общения с половцами. В ней мы находим такие слова, как «базар», «купец», «меняла», «цена», «монета», перечисление товаров и ремесел. Кроме того, там содержатся слова, характеризующие человека, город, природу. Огромную значимость имеет список половецких титулов.
Хотя, по всей видимости, частично рукопись была переписана с более раннего оригинала, создавалась не единомоментно, почему и не является «срезом» реальности, но все же позволяет нам понять, чем занимались половцы, какие товары их интересовали, мы можем увидеть заимствование ими древнерусских слов и, что весьма важно, реконструировать иерархию их общества.
Половецкие бабы
Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи предков, которые называют каменными или половецкими бабами. Такое наименование появилось из-за подчеркнутой груди, всегда свисающей на живот, что очевидно несло символическое значение — кормление рода. Причем зафиксирован довольно значительный процент мужских статуй, у которых изображены усы или даже бородка и одновременно наличествует грудь, идентичная женской.
XII век — период расцвета половецкой культуры и массового производства каменных статуй, появляются и лица, в которых заметно стремление к портретному сходству. Изготовление идолов из камня стоило дорого, и менее состоятельные представители общества могли позволить себе лишь деревянные фигуры, к сожалению, не дошедшие до нас. Располагали статуи на вершинах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святилищах, сложенных из камня-плитняка. Чаще всего ставили мужское и женское изваяния — родоначальников коша — лицами на восток, но попадались святилища и со скоплением фигур. У их подножия археологи находили кости баранов, однажды обнаружили и останки ребенка. Очевидно, что культ предков играл значительную роль в жизни половцев. Для нас важность этой черты их культуры в том, что она позволяет четко определить, где кочевал народ.
Серьги половецкого типа. Ясиноватая, Донецкая область. Вторая половина XII — XIII век
В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому. Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верблюдами. Во время военных походов на плечи слабого пола взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им приходилось и становиться главой коша. По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел. В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши. Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изображения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжалом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.
Куда делись половцы
Ни один народ не исчезает бесследно. История не знает случаев полного физического истребления населения пришлыми захватчиками. Никуда не делись и половцы. Частично они ушли на Дунай и даже оказались в Египте, но основная масса осталась в родных степях. В течение не менее ста лет они сохраняли свои обычаи, хотя и в измененном виде. По всей видимости, монголы запретили создавать новые святилища, посвященные половецким воинам, что привело к появлению «ямных» мест поклонения. В холме или кургане выкапывались углубления, не видные издалека, внутри которых повторялась схема размещения изваяний, традиционная для предыдущего периода.
Но и с прекращением существования этого обычая половцы не исчезли. Монголы пришли в русские степи с семьями, а не переселились всем племенем. И с ними произошел тот же процесс, что и с половцами веками ранее: дав имя новому народу, они сами растворились в нем, восприняв его язык и культуру. Тем самым монголы стали мостом от современных народов России к летописным половцам.
Источники
Гаркавец А.Н. Codex Cumanicus: Половецкие молитвы, гимны и загадки XIII–XIV вв.
М., 2005.
historicaldis.ru
Половцы | Культура Руси
В начале XIII в. и над половцами, и над русскими нависла общая опасность — монголо-татары. Их походы на Восточную Европу привели к полному разгрому и подчинению многих народов, в том числе и половцев. Все эти годы половцы не прекращали борьбы с завоевателями. Но их действия были разрозненными, и они не могли устоять пред огромной армией Батыя, скованной железной дисциплиной и ведомой талантливыми военачальниками. Многие половцы бежали в соседние Венгрию, Дунайскую Болгарию, Валахию, Литву, на Русь и в Закавказье. Тысячи из них были проданы в рабство и вывезены в Сирию и Египет. Как ни удивительно, но именно они больше прославились в истории: в Египте рабы из кыпчаков составили гвардию султана (мамлюки), а со временем захватили власть, выдвигая султанов из своей среды. Однако большинство всё же осталось в степях Восточной Европы. По сообщению арабского автора Аль-Омари, немногочисленные монголы вскоре смешались с преобладавшими по численности кыпчаками, а кыпчакский язык стал своего рода «межнациональным» языком Золотой Орды. Это подтверждают сохранившиеся ярлыки, поэмы и другие произведения, написанные на нём. Особенно примечателен «Кодекс Куманикус» (Половецкий словарь), составленный в начале XIV в. (и обнаруженный в бумагах итальянского поэта Франческо Петрарки).
Костяные резные накладки на луку седла. Краснодарский край, окрестности Анапы. Последняя четверть XI—XII в. ГИМ.
Поклонялись половцы небесным светилам, огню, духам, они обожествляли животных, реки, горы. У них были шаманы (по-кыпчакски «камы»), совершавшие обряды и гадавшие по звёздам, камням, бараньим лопаткам и т. п. Жреческие обязанности исполняли и ханы. Главным божеством, Владыкой Верхнего мира, у тюркских народов являлся Тенгри (Бог Неба). Общение с соседними народами привело к восприятию некоторыми кочевниками мусульманства (среди кыпчаков) и христианства (среди половцев). В православие и католицизм переходили не только поодиночке, но и целыми родами. Обычно к этому люди склонялись в тяжёлые годины. Известны по летописям половцы с христианскими именами: Василий, Юрий, Борис. Но по-настоящему христианами становились только те из них, которые поселялись на Руси, в Венгрии, Болгарии и других христианских странах. Те же, кто жил в степях, по сути продолжали исповедовать язычество.
Первоначально, когда кыпчаки обитали в зауральских степях, умерших хоронили в прямоугольных ямах головой на восток. С усопшими клали оружие, украшения, котёл с запасом пищи и другие вещи, необходимые ему и в ином мире; иногда в его руки вкладывали сосуд. Захоронения часто совершали в гробах либо могилу накрывали плахами. Рядом с усопшим (или в отдельной яме) оставляли целую тушу коня, как правило взнузданного и осёдланного. Над могилой воздвигали курган из камней или обкладывали камнями земляную насыпь. Ещё в составе Кимакского каганата в результате смешения с другими кочевыми племенами обряд погребений у кыпчаков начал меняться. Коней, а затем и покойников стали хоронить головой на запад, причём вместо целого коня клали его чучело с ногами, отчленёнными по колено, часто на приступках; каменные насыпи заменили земляные. В изменении обычая просматривается влияние печенегов и гузов. Смешение кыпчаков с другими этносами подтверждают и данные антропологии. Пришедшие в южнорусские степи кыпчаки через несколько поколений превратились в иной народ.
Францисканский монах Гильом Рубрук, проезжая через куманские степи в 50-х гг. XIII в., писал: «Я видел недавно одного умершего, около которого они повесили на высоких жердях 16 шкур лошадей по четыре с каждой стороны мира; и они поставили перед ним для питья кумыс, для еды мясо…». В жертву приносили коней — их съедали за упокойной триз — ной, а голову, ноги, кожу и хвост клали в могилу или вывешивали над курганом, говоря: «Это его лошади, на которых он поедет в рай». Убитых врагов изображали в виде камней либо грубо обработанных статуй (балбалов), тоже помещая над могилами: «Вот его отроки, которые будут ему служить в раю». Цепочки балбалов нередко тянулись на большие расстояния. Примечательно, что по языческому обряду погребали крещёного кумана.
Кроме курганов половцы сооружали святилища — в память богатых и знатных соплеменников. Они были, как правило, квадратными и огораживались каменными плитами или деревянным частоколом. Иногда вокруг них ставились сделанные из дерева либо камня изображения животных, которые должны были сопровождать его в иной жизни. В центре святилища на высоком месте водружалась статуя умершего предка. Изваяния из камня (были, безусловно, и деревянные скульптуры, но по понятным причинам их сохранилось очень мало), некогда во множестве разбросанные в степях Северного Причерноморья, Крыма, Подонья, Предкавказья и Поволжья, обычно называют «каменными бабами». Эти скульптуры не были надмогильными памятниками, а воплощали культ умерших предков. По сообщениям восточных и западноевропейских путешественников, около изваяний совершались обряды и поминальные пиры. Азербайджанский поэт XII в. Низами писал: «Все племена кыпчаков, когда попадают туда, сгибаются вдвое перед этой единственной в своём роде статуей. Пешком ли зайдут они туда с пути или верхом, поклонятся ей, как творцу. Всадник, который подгонит к ней коня, кладёт стрелу из колчана в честь её. Пастух, который заведёт стадо, опускает перед ней овцу».
Обычай сооружать небольшие святилища-оградки со статуями почитаемых предков являлся отличительной чертой кыпчаков с конца IX в. В то время каменные изваяния представляли собой простые неровные стелы, часто без всякой проработки тела с прочерченными лицами. Женские фигуры встречались редко. Для всех статуй характерна статичная поза, в сложенных на животе руках человек держит сосуд, предназначенный, вероятно, для тризны. Скульптуры изображали как стоящих, так и сидящих людей и, по-видимому, раскрашивались. Мужские изваяния представали обычно в шлеме и с оружием, часто с нагрудными бляхами и ремнями. Женские — в сложных головных уборах, причёсках, украшениях, с орнаментом на одежде. Позднее женских каменных изваяний стало даже больше, чем мужских, что свидетельствует о важной роли женщины в половецком обществе. Вероятно, после гибели мужа жена нередко становилась главой семьи и даже рода. В одном кургане в Донецкой области рядом с такой женщиной раскопан скелет коня, сама умершая обряжена в диадему и другие драгоценности; в её правую руку вложен нож. Возле головы стоял кувшин, вокруг которого были рассыпаны зёрна проса. (Такой обряд был распространён в Средние века: считалось, что если покойник восстанет из могилы, то примется сначала собирать и считать зерно.) Из всех тюркских народов только половцы достигли такого мастерства и совершенства в изготовлении статуй. Кыпчаки, населявшие степи к востоку от Волги, делали менее правдоподобные изваяния.
Бронзовая литая сбруйная бляшка с изображением лица. Наиболее близкие аналоги этим изделиям происходят из Южной Сибири (тюхтянская культура). Херсон. VIII—XI вв. ГИМ.
В то время половцы находились на завершающей стадии родового строя — «военной демократии», предшествующей появлению государства: они образовывали различные военно- политические союзы, представлявшие собой объединения орд, племён и т. п. Каждая орда {тюрк, «орта», «урда», «урта» — «середина», «центр»; первоначально так называлось место, где ставился шатёр предводителя — хана) включала несколько родов (куреней), в свою очередь состоявших из нескольких больших семей — аилов, или кошей. Главой орды являлся хан. Наиболее сильные ханы, подчинившие несколько орд, назывались каанами (каганами), то есть ханами ханов. Каанами были хорошо известные из русских летописей Боняк, Тугоркан, Шарукан, Кончак. Имена некоторых из них сохранились в русских и украинских былинах.
Изобильная восточноевропейская разнотравная степь была прекрасным местом для занятия кочевым скотоводством. Половцы разводили как крупный, так и мелкий рогатый скот, коней и даже верблюдов. Знакомо было половцам и земледелие, но вспашкой, посевом и жатвой хлебов занимались обычно беднейшие кочевники, имевшие мало скота. Важное значение придавалось торговле, особенно с причерноморскими и крымскими городами: Херсоном, Солдаей, Тмутараканью. Туда подгоняли скот и пленных, а из Крыма к ним поступали предметы роскоши, вина.
Пряжка налобная и две нащёчные бляхи от конской сбруи. Бывшая Оренбургская губерния, пос. Нежинский. Рубеж XI—XII в. ГИМ.
Однако более всего половцы разживались на военных грабежах соседних земледельческих государств, и в первую очередь Руси, имевшей с Половецкой степью самую протяжённую границу. По всей видимости, и многие из половецких вещей, особенно украшения, изготовлялись на заказ для кочевников в древнерусских городах. Так, в половецких курганах во множестве встречаются древнерусские горшки (своя керамика у них была лепной и довольно грубой).
Жили кыпчаки, как и другие кочевые тюрки, в легких жилищах из прутьев, покрытых войлоком, — юртах (вежи в русских летописях). Некоторые из них разбирались и переносились на вьючных животных, неразборные перевозились на повозках. Небольшая часть половцев переходила к полуоседлой жизни. Из летописей известны половецкие городки, расположенные где-то на Северном Донце: Шарукань, Сугров, Балин. Это были становища, превратившиеся в постоянные посёлки и центры ремесла. (В Белой Веже археологи обнаружили глинобитные жилища середины XII в., принадлежавшие, скорее всего, половцам, которые в основном жили оседло.)
Шлем половецкого хана. Запорожская область, р. Токмак, курган Чингуль. XIII в. Музей исторических драгоценностей Украины. Киев.
Половцы — так именовали в древнерусских летописях тюрков — кочевников, живших в степях Восточной Европы в XI— XIII вв. Русское название «половцы» («половые»), означающее «светло-жёлтые» (от др.-рус. «полова» — «солома», «мякина»), могло появиться как перевод слова «шары» (от тюрк. «сары» — «жёлтый»). Определение «жёлтые», возможно, относилось к какой-то части кыпчаков. В Византии и Западной Европе они известны под этнонимом «команы» (куманы). Арабские и персидские авторы Средневековья именуют этот народ кипчаками, а степь, населённую ими, — Дешт-и-Кипчак. Сами они считали себя кыпчаками. Наиболее ранние упоминания этого народа («циньча») встречаются в китайских летописях III—II вв. до н. э.
Прародиной кыпчаков, как и других тюркских племён, были Центральная Азия и Южная Сибирь. На равнинах и предгорьях Монголии, Синьцзяна, Алтая и Тувы зарождались и гибли мощные союзы кочевых и полукочевых племён: Жужаньский каганат (V—VI вв.), Тюркские каганаты (VI— VIII вв.), Уйгурский каганат (VIII—IX вв.) и другие. В IX— X вв. кыпчаки занимали самую западную часть Кимакского каганата, чья власть простиралась на обширной территории юга Западной Сибири и востока современного Казахстана, но были вполне самостоятельны.
В начале XI в. огузы (называемые гузами в восточных, узами в византийских и торками в русских источниках), кочевавшие в степях Приаралья, были втянуты в поход Сельджукидов. Захватив Среднюю и Переднюю Азию, они вторглись в пределы Византии, отвоевав у неё Малую Азию, и образовали турецкую сельджукскую империю. Северная ветвь гузов, населявшая Заволжье и Южный Урал, в середине XI в. надвигалась на Византию через восточноевропейские степи. Родственные им печенеги отчасти участвовали в этом грозном движении, отчасти были разгромлены гузами и искали убежища в соседних государствах: Руси, Византии, Дунайской Болгарии, Венгрии.
Бой полка Игоря Святославича с передовым отрядом половцев. Миниатюра из «Радзивиловской летописи». XV в.
Тем временем относительно спокойно кочевавшие на своих землях кыпчаки вследствие политических, демографических и природных причин также двинулись на запад. Печенеги и торки были разбиты и вытеснены со своих кочевий. Часть их снова вынуждена была бежать в другие страны, в частности на Русь. Киевские князья поселили кочевников на левом берегу реки Роси, где они на вассальных условиях охраняли южные границы княжества. Печенеги, торки и берендеи (тоже тюркское племя) селились также на лесостепных границах Переяславского, Черниговского и, видимо, других княжеств. С середины XII в. поросские тюрки стали известны под общим названием «чёрные клобуки». Они были верными подданными русских князей и упоминались в летописях вплоть до монгольского нашествия.
Большая часть печенежских и гузских орд влилась в состав половецкого союза племён и растворилась в нём. Вероятно, ассимилировались с половцами и остатки и аланоболгарского населения Подонья. По своему антропологическому типу половцы являлись в основном европеоидами с небольшой примесью монголоидности и были, скорее всего, темноволосыми и кареглазыми.
Кыпчаки-половцы расселились на огромной территории от Волги до низовьев Дуная. (По приблизительным подсчётам видного исследователя средневековых кочевников С.А. Плетнёвой, общая численность половцев составляла 500—600 тыс.) С 60-х гг. XI в. они стали нападать на русские земли, но в открытом бою часто терпели поражения. Южнорусские князья объединялись и совместными усилиями наносили тяжёлые поражения степнякам, совершая и дальние походы в глубь степи. Особенно прославился в борьбе со степняками князь Владимир Мономах. В своих бесконечных усобицах князья нередко опирались на отряды половцев, а те грабили земли как противников, так и союзников. Но история взаимоотношений этих народов не ограничивается лишь военными столкновениями. Русские князья иногда брали в жёны знатных половчанок.
Потомком такого брака был Андрей Боголюбский. Недаром в «Слове о полку Игореве», повествующем о походе на половцев князя Игоря Святославича в 1185 г., половцы названы «сватами» русских. На Руси находили убежище и службу многие выходцы из половецких орд. Происходило и взаимообогащение языков — в русский попало множество тюркизмов, заимствованных, вероятно, у половцев. Население южнорусских пограничных районов знало половецкий язык, а многие половцы владели русским.
kulturarusi.ru
Половцы и Русь | Культура Руси
Половцы
Шлем половецкого хана. Запорожская область, р. Токмак, курган Чингуль. XIII в. Музей исторических драгоценностей Украины. Киев.
Половцы — так именовали в древнерусских летописях тюрков — кочевников, живших в степях Восточной Европы в XI— XIII вв. Русское название «половцы» («половые»), означающее «светло-жёлтые» (от др.-рус. «полова» — «солома», «мякина»), могло появиться как перевод слова «шары» (от тюрк. «сары» — «жёлтый»). Определение «жёлтые», возможно, относилось к какой-то части кыпчаков. В Византии и Западной Европе они известны под этнонимом «команы» (куманы). Арабские и персидские авторы Средневековья именуют этот народ кипчаками, а степь, населённую ими, — Дешт-и-Кипчак. Сами они считали себя кыпчаками. Наиболее ранние упоминания этого народа («циньча») встречаются в китайских летописях III—II вв. до н. э.
Прародиной кыпчаков, как и других тюркских племён, были Центральная Азия и Южная Сибирь. На равнинах и предгорьях Монголии, Синьцзяна, Алтая и Тувы зарождались и гибли мощные союзы кочевых и полукочевых племён: Жужаньский каганат (V—VI вв.), Тюркские каганаты (VI— VIII вв.), Уйгурский каганат (VIII—IX вв.) и другие. В IX— X вв. кыпчаки занимали самую западную часть Кимакского каганата, чья власть простиралась на обширной территории юга Западной Сибири и востока современного Казахстана, но были вполне самостоятельны.
В начале XI в. огузы (называемые гузами в восточных, узами в византийских и торками в русских источниках), кочевавшие в степях Приаралья, были втянуты в поход Сельджукидов. Захватив Среднюю и Переднюю Азию, они вторглись в пределы Византии, отвоевав у неё Малую Азию, и образовали турецкую сельджукскую империю. Северная ветвь гузов, населявшая Заволжье и Южный Урал, в середине XI в. надвигалась на Византию через восточноевропейские степи. Родственные им печенеги отчасти участвовали в этом грозном движении, отчасти были разгромлены гузами и искали убежища в соседних государствах: Руси, Византии, Дунайской Болгарии, Венгрии.
Бой полка Игоря Святославича с передовым отрядом половцев. Миниатюра из «Радзивиловской летописи». XV в.
Тем временем относительно спокойно кочевавшие на своих землях кыпчаки вследствие политических, демографических и природных причин также двинулись на запад. Печенеги и торки были разбиты и вытеснены со своих кочевий. Часть их снова вынуждена была бежать в другие страны, в частности на Русь. Киевские князья поселили кочевников на левом берегу реки Роси, где они на вассальных условиях охраняли южные границы княжества. Печенеги, торки и берендеи (тоже тюркское племя) селились также на лесостепных границах Переяславского, Черниговского и, видимо, других княжеств. С середины XII в. поросские тюрки стали известны под общим названием «чёрные клобуки». Они были верными подданными русских князей и упоминались в летописях вплоть до монгольского нашествия.
Большая часть печенежских и гузских орд влилась в состав половецкого союза племён и растворилась в нём. Вероятно, ассимилировались с половцами и остатки и аланоболгарского населения Подонья. По своему антропологическому типу половцы являлись в основном европеоидами с небольшой примесью монголоидности и были, скорее всего, темноволосыми и кареглазыми.
Кыпчаки-половцы расселились на огромной территории от Волги до низовьев Дуная. (По приблизительным подсчётам видного исследователя средневековых кочевников С.А. Плетнёвой, общая численность половцев составляла 500—600 тыс.) С 60-х гг. XI в. они стали нападать на русские земли, но в открытом бою часто терпели поражения. Южнорусские князья объединялись и совместными усилиями наносили тяжёлые поражения степнякам, совершая и дальние походы в глубь степи. Особенно прославился в борьбе со степняками князь Владимир Мономах. В своих бесконечных усобицах князья нередко опирались на отряды половцев, а те грабили земли как противников, так и союзников. Но история взаимоотношений этих народов не ограничивается лишь военными столкновениями. Русские князья иногда брали в жёны знатных половчанок.
Потомком такого брака был Андрей Боголюбский. Недаром в «Слове о полку Игореве», повествующем о походе на половцев князя Игоря Святославича в 1185 г., половцы названы «сватами» русских. На Руси находили убежище и службу многие выходцы из половецких орд. Происходило и взаимообогащение языков — в русский попало множество тюркизмов, заимствованных, вероятно, у половцев. Население южнорусских пограничных районов знало половецкий язык, а многие половцы владели русским.
kulturarusi.ru
Интегрированный урок "Древняя Русь и Половецкая степь"
Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Древняя Русь и Половецкая степь" 6 класс
Цели урока: формирование представлений об особенностях развития и культуре Киевской земли в середине XII века. Знакомство со "Словом о полку Игореве" и историческими событиями, положенными в его основу.
показать общечеловеческую значимость идеи единства народа, пагубность смут, раздоров;
актуализировать знания школьников произведения древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”; подчеркнуть значимость этого произведения;
способствовать пониманию учащимися неоднозначности оценки исторической личности;
умение работать с художественным текстом.
Воспитание гражданственности, патриотизма. Привитие уважительного отношения к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям; Развитие аналитических способностей учащихся; Формирование у ребят ярких образов историко-литературной эпохи ХII века, дающих возможность самостоятельной оценки фактов и событий;
Формирование у ребят ярких образов историко-литературной эпохи ХII века, дающих возможность самостоятельной оценки фактов и событий;
Развитие аналитических способностей учащихся;
Привитие уважительного отношения к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям;
Воспитание гражданственности, патриотизма.
Планируемые результаты:
Предметные: умение характеризовать географическое положение Киевской земли, используя историческую карту; умение объяснять причины ослабления Киевской земли; умение рассказывать о деятельности наиболее известных князей Южной Руси; умение характеризовать отношения Руси с половцами; умение рассказывать о походе Игоря Святославича против половцев, использую текст учебника и "Слова о полку Игореве", историческую карту.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, составлять характеристику объекта по заданным параметрам; выделять общее и особенное, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность в соответствии с целями и задачами урока, прогнозировать и представлять результаты своей работы; владение основами самоанализа и самооценки.
Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы учителя, грамотно и адекватно учебной задаче представлять конкретное содержание в устной и письменной форме.
Личностные: способность выбирать смысловые и целевые установки своей деятельности; умение соблюдать дисциплину на уроке; познавательный интерес к истории России и литературе; ценностное отношение к культурному наследию Южной Руси.
Оборудование: историческая карта, атласы, тексты “Слово о полку Игореве”, картина В.М. Васнецова: “После побоища Игоря Святославича с половцами”, иллюстрации (половцы), книжная выставка.
Архивариус - хранитель или сотрудник архива, хранитель истории и документов.
ХОД УРОКА:
I. Организация класса
Здравствуйте, ребята. Мы с Надеждой Васильевной приветствуем вас и гостей нашего урока. и Н.В.
II. Проверка домашнего задания.
Беседа с классом
1. Какой период развития Руси мы сейчас изучаем? (Раздробленности Руси) Когда начался удельный период русской истории? (12-15 век)
2. Работа с картой:
- Покажите общую границу русских княжеств и земель в XII веке.
- Назовите княжества и земли, на которые распалась Русь во второй половине XII века.
2. Задание по парам (получают карточки): выделите причины распада Древней Руси и факторы, способствующие сохранению единства русских земель. Сгруппируйте их.
а) Существование "Русской Правды"
б) упадок старых торговых путей
в) существование древнерусского языка
г) наличие великого княжения в Киеве
д) существование киевской митрополии
е) появление новых городов
ж) развитие хозяйства в русских княжествах
Причины распада Древней Руси
Факторы, способствовавшие сохранению единства русских земель
Б, е, ж
а, в, г, д
3. Какие последствия для Руси имела феодальная раздробленность?
(+ рост экономики, развитие хозяйственной жизни, обогащение культуры)
(- ослабление военной мощи Руси, усобицы)
III. Целеполагание и мотивация.
Вы знаете, что в период раздробленности образовались удельные княжества. Одним из таких удельных княжеств было Киевское княжество, располагавшееся на территории Южной Руси. Сегодня на уроке мы рассмотрим взаимоотношения Древней Руси и Половецкой степи. Как цели урока мы наметим? (Изучить особенности управления Древней Русью в Удельный период, рассмотреть образ жизни половцев, места их расселения и особенности взаимоотношений Руси с половцами. Продолжить навыки работы с текстом учебника, картой, воспитание патриотизма, чувства гордости за Отечество). и Н.В.
IV. Изучение нового материала:
План:
1. Киевское княжество
2. Древняя Русь и Половецкая степь
3. "Слово о полку Игореве"
1. Киевское княжество
Учитель: несмотря на то, что политическое единство Руси распалось, Киев продолжал считаться главным городом Руси. Киевская земля занимала плодородные земли, на ее территории было много городов. Поэтому князья упорно боролись за киевский престол. Вражда Ольговичей (потомков сына Святослава Ярославича - Олега) и Мономашичей (потомков Владимира Мономаха) привела к тому, что киевляне создали интересную систему княжеского управления в городе. Правили сразу двое князей из разных ветвей Рюрикова рода. Один князь, считавшийся старшим, жил в Киеве, а другой - в Вышгороде или Белгороде, неподалеку от столицы. В военные походы князья ходили вместе, вместе вели и внешнюю политику.
Большую роль играли местные бояре, которые регулярно обирались вече (народное собрание, решавшее важнейшие для всего народа вопросы).
Архивариусы с краткими сообщениями о нескольких киевских князьях (Святослав Всеволодович, Рюрик Ростиславович, Юрий Долгорукий).
Вопрос: что было причиной усобиц между князьями? К чему эти усобицы могли привести?
Вывод: В XII- начале XIII века Киевская земля превратилась в арену борьбы между князьями за власть над "Матерью городов русских". Жестокие усобицы ослабили княжество Древней Руси.
2. Древняя Русь и Половецкая степь
Работа с картой.
В середине XI века бескрайние просторы от Прута и Днестра на западе до Поволжья на востоке заняли половцы. Половцы - кочевой тюркоязычный народ. Территории Южной Руси страдали от набегов кочевников.
Вопрос: как вы думаете, что привлекало кочевников в Южно-русских землях? (плодородие почв, богатство территорий и др.)
Задание: работа с историческим источником о жизни половцев, заполнение таблицы "Общественное устройство и быт половцев в XI веке".
Устройство общества
Основа общества - семья - кош
Глава семьи - кошевой
Объединение семей - курени
Несколько куреней - орда (20-40 тыс. чел.)
Глава орды - хан
Развитие хозяйства
Скотоводство. ремесло развито слабо
Религия
Язычество; культ предков
Способ ведения войны
Приемы конного боя
Вывод: Соседство с половцами существенно влияло на политическое развитие и хозяйственную жизнь Древней Руси. Отношения Руси с половцами были не только воинственными. Многие русские князья заключали с половцами мирные соглашения, использовали их отряды в междоусобных стычках. Половцы торговали с русскими княжествами. Нередко русские князья женились на половчанках.
3. "Слово о полку Игореве"
С русско-половецкими отношениями связано создание замечательного литературного произведения "Слово о полку Игореве" - о походе князя Игоря Святославича на половцев.
Историческая справка (сообщение):
Князь Игорь Святославич (в крещении - Георгий) родился в 1151 г. Из рода Ольговичей, сын Святослава Ольговича. Князь Игорь с 1178 г. был новгород-северским князем, с 1198 г. - черниговским. В семилетнем возрасте был свидетелем распрей между князьями. После смерти отца надела не получил.
В 1160-1170-ых годах активно участвовал в княжеских усобицах, штурмовал Киев. В 1171 году ходил с северскими дружинами за реку Ворсклу и одержал знаменитую победу над половецкими ханами Кобяком и Кончаком, освободив пленных и отняв добычу.
Весной 1185 года Игорь вместе другими князьями предприняли новый поход, который закончился поражением. Русское войско столкнулось с основными силами половцев. После 3-дневного сражения Игорь был взят в плен, как и остальные князья. Многие воины погибли. Из плена Игорь бежал. Этот поход Игоря Святославича на половцев послужил основой для знаменитого «Слова о полку Игореве». Через шесть лет князь отомстит половцам, нанеся им несколько значительных ударов. Был женат на дочери князя Ярослава Осмомысла Ефросиньи (В «Слове...» - Ярославне).
После "Золотого Слова Святослава" 2 вопроса:
1. Кто такой Святослав?
2. В чем упрекает Святослав Игоря и Всеволода?
После "Плача Ярославны" и 2х вопросов.
V. Закрепление:
Вставить пропущенные слова в текст:
В период Феодальной раздробленности Киев продолжал считаться главным городом Руси. За власть над Киевом соперничали представители ветвей рода Рюриковичей: Ольговичи и Мономашичи. Киевляне создали своеобразную систему княжеского управления в городе. Правили двое князей из разных ветвей Рюрикова рода. Один князь, считавшийся старшим, жил в Киеве, а другой - в Вышгороде или Белгороде. Жестокие усобицы ослабили княжество Древней Руси. В середине XI века бескрайние просторы от Пруда и Днестра на западе до Поволжья на востоке заняли половцы - кочевой тюркоязычный народ. Соседство с половцами существенно влияло на политическое развитие и хозяйственную жизнь Древней Руси.