Книга Путешествие в древний мир. Иллюстрированная энциклопедия для детей. Страница 1. Путешествие в древний мир
Читать онлайн «Путешествие в древний мир. Иллюстрированная энциклопедия для детей»
Иллюстрированная энциклопедия для детей. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ МИР
Жаклин Динин
Истории человечества более 4 миллионов лет. Как жили наши далекие предки, чем занимались, как выглядели их дома и одежда? Этим и многим другим вопросам, которые изучают антропология, археология и история, посвящен очередной том иллюстрированной энциклопедии для детей. Юных читателей ожидают загадки исчезнувших цивилизаций, а яркие иллюстрации сделают путешествие в древний мир незабываемым.
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ
Археология
Находки из прошлого
Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.
Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII—начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.
Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.
Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.
Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.
Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.
Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации (см. Древняя Греция).
Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. (см. Месопотамия/Ассирийцы). В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.
Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.
Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.
Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.
В 1922 г. британский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию, сделали ошеломляющее открытие. Они нашли гробницу молодого египетского царя Тутанхамона(см. Древний Египет/Пирамиды/Погребение мертвых).
В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.
Первые люди
Происхождение человека. Укрощение огня
Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.
Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.
Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.
Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.
Homo habilis был, вероятно, первым человеком.
Укрощение огня
Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.
Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.
Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.
Китай 500.000 лет назад. Группа Homo erectus устраивается на ночную стоянку. Разожжен костер, который также помогает отгонять диких животных, мясо разрублено на куски.
Homo sapiens
Распространение людей. Неандертальцы. Наскальные изображения
Около 750.000 лет назад появились люди, напоминающие современных людей. Это были первые Homo sapiens («человек разумный»). Их останки найдены в Африке, Европе и Азии.
Одним из видов Homo sapiens были неандертальцы, появившиеся более 200.000 лет назад. Свое название они получили от долины Неандер в Германии, где в 1857 г. в одной из пещер были найдены их кости. Лишенные подбородков, с тяжелыми челюстями и нависающими надбровными дугами неандертальцы выглядели несколько звероподобно, однако их мозг был больше, чем у современного человека.
Неандертальцы вымерли около 30.000 лет назад. Вероятно, в борьбе за пропитание они проиграли современному человеку.
Современные люди, научное название которых Homo sapiens sapiens, впервые появились около 125.000 лет назад и 40.000 лет назад добрались до Европы. У них не было ни выступающих надбровных дуг, ни массивных челюстей, как у первых Ho ...
knigogid.ru
Путешествие в древний мир читать онлайн, Динин Жаклин
Annotation
Истории человечества более 4 миллионов лет. Как жили наши далекие предки, чем занимались, как выглядели их дома и одежда? Этим и многим другим вопросам, которые изучают антропология, археология и история, посвящен очередной том иллюстрированной энциклопедии для детей. Юных читателей ожидают загадки исчезнувших цивилизаций, а яркие иллюстрации сделают путешествие в древний мир незабываемым.
Иллюстрированная энциклопедия для детей. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ МИР
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ
Археология
Первые люди
Homo sapiens
Охотники и собиратели
ДРЕВНЯЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Первые земледельцы
Первые города
Древняя письменность
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Древний Египет
Повседневная жизнь
Пирамиды
Образование
Боги и храмы
АЗИЯ И ЕВРОПА
Древний Китай
Минойский Крит
Финикийцы
Месопотамия
Европа в бронзовом веке
ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ
Древняя Греция
Жизнь в Афинах
Александр Македонский
ДРЕВНИЙ РИМ
Древний Рим
Городской быт
Римские строители
Спортивные состязания
КИТАЙ
Китай
Империя Хань
Великий шелковый путь
МИРОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Индия
Древняя Америка
Африка
Океания
Хронологическая таблица
Иллюстрированная энциклопедия для детей. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ МИР
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ
Археология
Находки из прошлого
Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.
Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII—начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.
Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.
Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.
Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.
Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.
Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации (см. Древняя Греция).
Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. (см. Месопотамия/Ассирийцы). В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.
Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.
Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.
Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.
В 1922 г. британский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию, сделали ошеломляющее открытие. Они нашли гробницу молодого египетского царя Тутанхамона(см. Древний Египет/Пирамиды/Погребение мертвых).
В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.
Первые люди
Происхождение человека. Укрощение огня
Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.
Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.
Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.
Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.
Homo habilis был, вероятно, первым человеком.
Укрощение огня
Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.
Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.
Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.
Китай 500.000 лет назад. Группа Homo erectus устраивается на ночную стоянку. Разожжен костер, который также помогает отгонять диких животных, мясо разрублено на куски.
Homo sapiens
Распространение людей. Неандертальцы. Наскальные изображения
Около 750.000 лет назад появились люди, напоминающие современных людей. Это были первые Homo sapiens («человек разумный»). Их останки найдены в Африке, Европе и Азии.
Одним из видов ...
knigogid.ru
Путешествие в древний мир. Иллюстрированная энциклопедия для детей. Страница 1
Иллюстрированная энциклопедия для детей. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ МИР
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ
Археология
Находки из прошлого
Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.
Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII—начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.
Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.
Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.
Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.
Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.
Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации .
Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. . В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.
Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.
Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.
Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.
В 1922 г. британский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию, сделали ошеломляющее открытие. Они нашли гробницу молодого египетского царя Тутанхамона.
В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.
Первые люди
Происхождение человека. Укрощение огня
Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.
Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.
Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.
Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.
Homo habilis был, вероятно, первым человеком.
Укрощение огня
Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.
Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.
Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.
Китай 500.000 лет назад. Группа Homo erectus устраивается на ночную стоянку. Разожжен костер, который также помогает отгонять диких животных, мясо разрублено на куски.
www.booklot.ru
Путешествие в древний мир. Иллюстрированная энциклопедия для детей. Автор Динин Жаклин. Страница 1
Иллюстрированная энциклопедия для детей. ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНИЙ МИР
ПЕРВОБЫТНЫЕ ЛЮДИ
Археология
Находки из прошлого
Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.
Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII—начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.
Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.
Люди стали исследовать прошлое, и первые «археологи» начали странствовать по миру. Опираясь на подсказки из старинных книг, они начинали раскопки, извлекая из-под земли множество древних предметов. К сожалению, многие находки были повреждены, однако первые археологи добыли замечательные сведения о древних цивилизациях.
Археологи на раскопках древнего поселения в поисках предметов старины тщательно изучают каждый снятый ими слой почвы.
Тело этой женщины хорошо сохранилось благодаря повышенной кислотности в торфяном болоте, где его нашли. Человеческие останки дают сведения о том, как люди питались и какими болезнями болели.
Одним из первых археологов был немецкий купец Генрих Шлиман (1822–1890). Внимательно прочитав эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» древнегреческого поэта Гомера, в которых описывались два потерянных города, Троя и Микены, он решил отправиться на поиски этих городов. В 1870 г. вблизи Дарданелл в Малой Азии он открыл Трою. В 1876 г. Генрих Шлиман обнаружил погребенный в холме город-крепость Микены. Кроме того, в Микенах он нашел множество золотых предметов, что свидетельствовало о несметных сокровищах древнегреческой цивилизации .
Археологи также смогли проследить историю письменности, обнаружив глиняные таблички с древними письменами. Одной из таких находок была библиотека ассирийского царя Ашшурбанапала, правившего в VII в. до н.э. . В этой библиотеке хранилось 20.000 табличек с древними надписями. Когда тексты удалось расшифровать, ученые смогли прочитать исторические свидетельства о жизни исчезнувших цивилизаций и об общественном строе тех времен.
Сегодня археологи могут с помощью научных методов очень точно узнать возраст того или иного предмета. Без археологов наши знания истории были бы очень скудны, а затерянные города древнего мира могли бы навсегда остаться погребенными.
Каждый год на живом дереве нарастает новый слой коры и заболони. Когда дерево спиливают, слои заболони видны на срезе в виде колец.
Если вы подсчитаете кольца, то узнаете, сколько лет этому дереву.
В 1922 г. британский археолог Говард Картер и лорд Карнарвон, финансировавший экспедицию, сделали ошеломляющее открытие. Они нашли гробницу молодого египетского царя Тутанхамона.
В отличие от гробниц других египетских фараонов все погребенные сокровища сохранились. На царе была золотая маска, а его мумия покоилась в трех золотых гробах, вложенных один в другой. В отдельном помещении хранились предметы, которые могли понадобиться фараону в загробной жизни.
Первые люди
Происхождение человека. Укрощение огня
Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.
Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.
Люди, человекообразные обезьяны и просто обезьяны произошли от одного предка. Им мог быть египтопитек, или «египетская человекообразная обезьяна». Она жила в Египте около 35 млн. лет назад и лазала по деревьям на четырех конечностях.
Из всех потомков этого млекопитающего лишь у людей выработался бипедализм, то есть способность прямо ходить на двух ногах. У них освободились руки, которые можно было использовать для других целей. Около 2,5 млн. лет назад в Африке появился Homo habilis, «человек умелый», который мог использовать простые каменные орудия, а не только собственные зубы или руки, чтобы убивать и освежевать животных.
Homo habilis был, вероятно, первым человеком.
Укрощение огня
Более разумный вид первобытного человека, Homo erectus, или человек прямоходящий, впервые появился в Африке приблизительно 1,8 млн. лет назад. Он был выше и стройнее, чем Homo habills, но с сильно выдающимися вперед челюстями и массивными надбровными дугами. Способный быстро передвигаться по земле, Homo erectus стал первым гоминидом, покинувшим Африку и отправившимся на север и восток. Его останки найдены в Китае, на острове Ява и в Европе. Пережевывать сырое мясо предкам человека было нелегко, прошли тысячелетия, пока они научились размягчать пищу над огнем. Homo erectus уже готовили на огне.
Эти гоминиды жили группами. Мужские особи занимались охотой, а женские собирали съедобные растения и заботились о детях. Кости животных, найденные в Китае на месте одной из стоянок, свидетельствуют о том, что первобытные люди успешно охотились на слонов, носорогов, диких лошадей, зубров, верблюдов, диких кабанов, баранов и антилоп. Охота на столь крупных животных не могла быть успешной при том примитивном оружии, которым они обладали, если только не предположить, что Homo erectus были куда более сообразительными, чем их предки. Не исключено, что они владели зачатками речи.
Эти охотники и собиратели постоянно переходили с места на место. По ночам они спали в пещерах либо строили примитивные шалаши из веток и шкур животных. Женские особи собирали дрова для костра. Мужские особи изготавливали каменные орудия, в том числе такие, которыми можно было разделать тушу убитого животного.
Китай 500.000 лет назад. Группа Homo erectus устраивается на ночную стоянку. Разожжен костер, который также помогает отгонять диких животных, мясо разрублено на куски.
www.booklot.ru
Путешествие в Древний мир. Урок-соревнование для 5 класса.
«Путешествие в Древний мир» (урок – соревнование) 5 класс.
Разработала
учитель истории и обществознания
Евстратова Лариса Викторовна
Цель урока: повторить изученный материал, активизируя логическое мышление, научить отстаивать свою точку зрения аргументируя фактами изученного.
Организационный момент: весь класс отправляется в путешествие по Древнему миру на машине времени.
Класс делится на две команды: охотники и собиратели.
План урока:
Вступительное слово учителя.
Этапы урока.
А) Исторические источники. «Источниково»
Б) Объясни значение слов. «Терминово»
В) Расскажи по картине. «Рассказово»
Г) Подготовь развернутый ответ. «Отвечаево»
Д) Составь кроссворд. «Кроссвордово».
3. Подведение итогов.
Ход урока:
А) «Источниково». На доске фото с изображением орудий труда древнего человека, фото с изображением древнего человека, фото с рисунками в пещерах, фото с изображением глиняной таблички с письменностью.
Задание: заполни таблицу.
Письменные источники
Вещественные источники
1.
1.
2.
2.
3.
3.
Каждый ответ приносит команде одно очко.
Б) «Терминово».
Задание: объясни значение слов.
Неравенство
Искусство
Религия
История
Всеобщая история
Археология
Исторический источник
Человеческое стадо
Орудие труда
Родовая община
Каждый правильный ответ приносит команде по 1 очку.
В) «Рассказово».
Задание: составь рассказ по картине.
Для команды собирателей.
Для команды охотников.
Правильно составленный рассказ приносит команде 5 очков.
Аргументированно оценивает команда соперников. Учитель следит за объективностью выставленных оценок.
Г) «Отвечаево».
Задание: подготовь развернутый ответ.
Для охотников:
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилось неравенство?»
Для этого вспомни:
- Какой металл первым начал использовать человек?
- Какое это имело значение?
- Почему на смену родовой общине пришла соседская?
Сделай вывод.
Для собирателей:
Подготовь развернутый ответ на вопрос «Чем первобытный человек отличается от животных и современного человека?»
Для этого вспомни:
- От кого произошел человек?
- Как выглядели его походка, руки, глаза, лоб?
- чем было покрыто тело человека?
- Как выглядит современный человек?
- Сравни условия жизни древнего и современного человека.
- Сравни занятия, орудия труда.
Сделай вывод.
Правильный, аргументированный ответ приносит команде 5 очков.
Д) «Кроссвордово».
Задание: ответь правильно на вопросы и из ответов составь кроссворд.
Вопросы для команд одинаковые чтобы условия были равны. Работают в группах.
Первое домашнее животное. (собака)
Толстый слой льда. (льдина)
Наука изучающая жизнь по вещественным источникам. (археология)
Коллектив родственников, живших и трудившихся сообща. (род)
Связанные вместе бревна (для передвижения по воде). (плот)
Знатный человек, возглавлявший войско. (вождь)
Несколько родов. (племя)
Занятие древних людей. (собирательство)
Каждое отгаданное слово приносит команде 1 очко, а составленный кроссворд еще 5 очков. Если кроссворд составлен не до конца команда получает 3 очка.
Подведение итогов.
Подсчет очков. Объявляется команда победитель. Оценивание.
Рефлексия.
Заключительное слово учителя.
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Бахтова Е.В. «Путешествие в Древний мир» (сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста)
Бахтова Елена Васильевна,
воспитатель высшей категории ДО 3
ГБОУ г. Москвы «Гимназия № 1799 "Экополис"»,
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Множество загадок, тайн, секретов хранит история человечества, и чем она древнее, тем больше интересного она сможет нам рассказать. Как же её лучше изучать? Как сделать историю интересной и увлекательной для детей дошкольного возраста?
Дошкольники – народ любопытный. За обычными сказочными присказками «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве» они обязательно пытаются увидеть что-нибудь еще: как раньше жили люди, чем питались, как за собой ухаживали. Появляется огромное количество «почему», «когда» и «зачем». Ребенку действительно очень важно понимать, откуда он произошел, какова история его семьи, рода, страны, история других государств.
Ребенку важно дать ощущение прошедшего времени через рассказы о быте и людях той или иной эпохи. Именно поэтому мы начали путешествие в историю с изучения древнего мира и поиграли с ребятами в пещерных людей.
Предлагаю Вашему вниманию разработанный мной конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в Древний мир».
Программное содержание:
• Познакомить детей с жизнью первобытного человека.
• Воспитывать интерес к истории развития человека.
• Развивать любознательность.
• Расширять поисково-познавательную деятельность детей.
• Учить правильно строить ответ на вопрос, поставленный воспитателем, отвечать полным предложением.
• Развивать познавательную активность, обогащать словарь. Вызывать желание активно участвовать в общем разговоре.
Материалы и оборудование: «машина времени», пещера, шкуры животных, «священный огонь», камни и палочки для «разведения» костра, силуэты животных, листы бумаги, «водопад», марципан, шпажки, угольки.
– Ребята, посмотрите, что я нашла рядом с группой. Как вы думаете, что это такое? (Машина времени.)
– Кто-нибудь может объяснить, что такое машина времени и зачем она нужна? (Механизм, с помощью которого можно путешествовать во времени.)
– Интересно, куда же мы можем попасть с помощью этой машины времени? (Дети рассматривают картинки и надписи на машине времени. Делают вывод, что можно попасть в Древний мир.)
– Мне очень хочется посмотреть, как жили люди в Древнем мире! Кто-нибудь хочет отправиться в путешествие со мной? А вдруг путешествие окажется опасным: нам может встретиться дикий зверь, враждебные племена – вы не боитесь?
Тот, кто готов отправиться в путешествие по Древнему миру, подходите ближе, чтобы попасть в поле действия машины времени.
Приготовились!
Звучит аудиозапись – звук «Машина времени».
– Раз первобытные люди
Пошли в первобытный лес.
И первобытное солнце
Глядело на них с небес.
Решили тогда эти люди
В глухой пещере пожить,
Огонь они раздобыли,
На нем стали пищу варить.
А ели они руками
И пили воду с ручья,
Одеты не так, как мы с вами,
Шкура на них была.
– Смотрите, перед нами первобытная пещера! (Перед детьми стилизованная пещера, вокруг которой разбросаны маленькие камни и палочки.)
– Ребята, как вы думаете, во что одевались первобытные люди? Давайте подойдем поближе и посмотрим, что есть в пещере. (Из «пещеры» достаем детям «шкуры».)
– Что ели первобытные люди? На чем они готовили пищу? (Ответы детей.)
– Давайте и мы с вами разведем огонь. Как же нам добыть огонь, ведь ни спичек, ни зажигалок у древних людей не было? (Дети пытаются добыть огонь с помощью камней и палочек. Воспитатель «заготавливает» ветки для костра. Разводим бутафорский огонь.)
– У нас с вами всё получилось! Садитесь вокруг огня.
Фотография 1
Вы знаете, первобытные люди почти не разговаривали. В основном они общались жестами. Попробуем и мы с вами с помощью жестов без слов передать друг другу какую-нибудь информацию.
Один ребенок показывает, остальные отгадывают. Например:
1. Я хочу есть.
2. Я видел большого мамонта за горой.
3. Пора идти на охоту.
4. Я устал и хочу спать.
– Да, не так-то просто было общаться нашим предкам.
В древности люди жили не в одиночку, а большими группами – племенами. Представьте, что мы с вами племя. У каждого племени было свое священное животное – тотем. Люди верили, что это животное их оберегает, приносит им удачу на охоте. Давайте и мы с вами выберем священное животное, которое будет оберегать наше племя. (Дети предлагают священное животное, объясняют свой выбор.)
– Скажите, какое занятие у древних людей было самым важным? (Охота, добыча еды.)
– Что делали древние люди, чтобы охота была удачной? (Они исполняли ритуальный танец.)
Фотография 2
– Да, наши предки верили, что охота будет удачной, если перед предстоящей охотой исполнить ритуальный танец, в котором люди просили священное животное своего племени помочь им в удачной охоте, послать легкую, но богатую, крупную добычу. И показывали, какие смелые люди идут охотиться.
Вы хотите исполнить такой танец?
А чтобы священное животное скорее услышало нас, мы будем издавать громкие шумовые звуки. (Детям раздаются коробочки от киндер-сюрпризов с различным наполнением. Исполняется ритуальный танец.)
– Ребята, а вдруг наш огонь погаснет, пока мы будем охотиться. Давайте попросим «старейшин»-гостей, хранить наш огонь, поддерживать его. (Гостям-«старейшинам» раздаются бусы.)
– Как же мы с вами будем охотиться на животных? Что будет нашим оружием? Древние люди делали оружие для охоты из палок и камней. А мы с вами сделаем из бумаги специальное оружие на древнего зверя. Скомкайте бумагу сильнее. Теперь можно отправляться на охоту, но, чтобы не спугнуть зверя, идти нужно очень тихо.
Звучит аудиозапись «Звуки животных».
(Дети делают из листов бумаги комки и сбивают ими силуэты животных. Подводится итог: ребята называют животного, в которого попали бумажным комком.)
Фотография 3
– Славно поохотились, богатая добыча. Спасибо нашему священному животному. Что ж, пора возвращаться к пещере.
На обратном пути звучит аудиозапись «Звуки воды».
– Ребята, кажется, я слышу звук водопада. Не хотите помыть руки после удачной охоты? (Из кувшина поливаем на руки. Внизу стоит ведро или тазик.)
Фотография 4
– Ребята, а полотенец-то не было у древних людей! Как же нам руки высушить?
Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
– Вот мы и пришли. Что будем делать с нашей добычей, сырую съедим или на огне зажарим?
Кладем добычу – ** в костер. Ждем.
Ребята, вам нравится наше путешествие в Древний мир? Расскажите, что вам здесь нравится?
По-моему, еда готова. Кто хочет попробовать? (Из костра достаются готовые «куски» добычи – марципан на шпажках. Дети едят.)
Фотографии 5, 6
– Ребята, вам нравится наша пещера? Не хотите ли вы ее украсить. Чем же древние люди украшали стены своей пещеры?
Наши предки на стенах пещеры запечатлевали самые важные и интересные моменты своей жизни.
У нас от костра остались угольки. Давайте с их помощью на стенах нашей пещеры нарисуем то, что видели сегодня, что больше всего понравилось.
Звучит тихая музыка «Звуки природы». Дети рисуют на обоях угольками.
Фотографии 7, 8
– Через некоторое время гудит «машина времени».
Ребята, слышите? По-моему, нам пора возвращаться. Или может кто-то хочет здесь еще немного побыть?
Дети решают, кто возвращается, а кто хочет остаться.
– Я бы с удовольствием осталась, но мне пора. Кто возвращается со мной – вставайте ближе к машине времени. Кто хочет еще немного задержаться, не забудьте, чтобы вернуться обратно, вам надо нажать на кнопку, под которой изображен детский сад.
Возвращение!
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
slovo.mosmetod.ru
Путешествие в древний мир. Иллюстрированная энциклопедия для детей
Истории человечества более 4 миллионов лет. Как жили наши далекие предки, чем занимались, как выглядели их дома и одежда? Этим и многим другим вопросам, которые изучают антропология, археология и история, посвящен очередной том иллюстрированной энциклопедии для детей. Юных читателей ожидают загадки исчезнувших цивилизаций, а яркие иллюстрации сделают путешествие в древний мир незабываемым.
Археология
Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого.
Люди всегда интересовались историей, но на протяжении веков знания о древности они черпали в основном из мифов и преданий и особо не стремились найти материальных свидетельств из былых времен. В конце XVIII—начале XIX в. богатые европейцы начали путешествовать и коллекционировать старинные предметы. Они занялись их поисками в Греции и Риме, где старинные здания и скульптуры находились у всех на виду. Но, к примеру, на Ближнем Востоке многие города были полностью погребены под землей, пока европейцы не занялись поисками предметов старины.
Эта голова молодой женщины (высота меньше 4 см), найденная в Брассанпуи (Франция), является, пожалуй, самым древним скульптурным портретом. Она была сделана из слоновой кости около 24.000 лет тому назад.
Первые люди
Первые человекообразные существа, или гоминиды, появились на Земле более 4 млн. лет назад. В разных частях Африки были найдены останки человекообразных обезьян, получивших название австралопитеков. В Хадаре (Эфиопия) обнаружили скелет одной из особей, которую назвали «Люси» (правда, позднее выяснилось, что скелет принадлежал самцу). Ученые смогли выяснить, что Люси хотя и напоминала шимпанзе, но была прямоходящей и ходила на двух ногах. Это характерные признаки человекообразного существа.
Австралопитек (рост от 1 до 1,5 м) с длинными руками и короткими ногами выглядел как человекообразная обезьяна, однако был прямоходящим. У него был низкий лоб и небольшой мозг.
Homo sapiens
Около 750.000 лет назад появились люди, напоминающие современных людей. Это были первые
Homo sapiens
(«человек разумный»). Их останки найдены в Африке, Европе и Азии.
Одним из видов
Homo sapiens
были неандертальцы, появившиеся более 200.000 лет назад. Свое название они получили от долины Неандер в Германии, где в 1857 г. в одной из пещер были найдены их кости. Лишенные подбородков, с тяжелыми челюстями и нависающими надбровными дугами неандертальцы выглядели несколько звероподобно, однако их мозг был больше, чем у современного человека.
Неандертальцы вымерли около 30.000 лет назад. Вероятно, в борьбе за пропитание они проиграли современному человеку.
Охотники и собиратели
Время шло, охотники становились более искусными и применяли все более эффективное оружие. Иногда им удавалось столкнуть крупную добычу с крутого утеса, или заманить в болото. Когда у людей возникла речь, они смогли подробно обсуждать планы совместной охоты, что делало ее более эффективной.
Эпоха палеолита, или древнекаменный век, охватывает период от начала использования простейших орудий (приблизительно 2,5 млн. лет назад) до неолита, или новокаменного века, когда люди стали заниматься земледелием (12.000 лет назад).
На вооружении охотников были копья, луки и стрелы, ножи, а для рыбной ловли они мастерили рыболовные крючки. Люди изучали окрестности, чтобы понять, где могут собираться стада или где может скрываться добыча. Знание окружающей среды экономило много времени и сил и облегчало жизнь.
Большинство охотников и собирателей жили небольшими группами, состоящими из двух-трех семей, которые могли легко прокормиться крупной добычей, например мамонтом или зубром. Вероятно, в каждой группе был вождь, который принимал решения и строил планы.
Первые земледельцы
Во времена позднего палеолита охотники и собиратели приручили, или одомашнили, диких волков, ставших первыми охотничьими собаками. Вдобавок люди поняли, что собираемые ими съедобные семена растений можно посадить и вырастить больше зерна, чем было посеяно.
Эти открытия позволили людям перейти к оседлому образу жизни. Первые земледельческие общины появились приблизительно 12.000 лет назад. Земледельцы выращивали пшеницу и ячмень и одомашнили диких овец и коз, которых стали разводить ради мяса и молока.
Первые поселения возникли вдоль речных берегов в жарких районах Ближнего Востока и Северной Африки. Одни земледельцы возделывали плодородные земли по берегам рек Тигр и Евфрат в Месопотамии (теперь это территория Ирака,
см. Азия и Европа/Месопотамия )
. Другие поселились в долине реки Нил в Египте
(см. Древний Египет) .
Группы из нескольких семей строили дома из необожженных глиняных кирпичей. Люди научились делать орудия для обработки земли, корзины для уборки урожая и горшки для хранения припасов. Первые поселенцы с помощью палок делали неглубокие борозды, куда сажали семена растений.
Первые города
Первые поселения строили из кирпичей, сделанных из необожженной глины, отчего со временем кирпичи крошились. Когда дома становились непригодными для жилья, на их развалинах строили новые. По прошествии времени, когда новые и новые дома строили на месте старых, возникали курганы, которые по-арабски назывались «тель», а по-турецки «гуюк».
Город Иерихон, стоявший на берегу реки Иордан, был окружен стенами, защищавшими амбары от грабителей. Крестьяне работали в поле за крепостной стеной, а на ночь возвращались под ее защиту.
Древняя письменность
Когда люди стали торговать друг с другом, возникла необходимость вести записи. Письмо изобрели древние шумеры в Месопотамии около 5500 лет назад. Самые ранние образцы письма представляют собой знаки, выцарапанные на каменных табличках. Позднее писцы стали писать на глиняных табличках, используя для письма тростниковую остроконечную палочку, которая называлась стилем. Самые древние записи сделаны не буквами, а изображениями. Такой способ письма был очень медленным, потому что каждому слову соответствовало отдельное изображение, и писцы должны были выучить более 2000 символических изображений.
Постепенно жители Месопотамии стали писать посредством символов. Такое письмо называется клинописью. Кончик стиля был заострен в форме клина, легко оставлявшего углубления в мягкой глине. Однако и в этой системе письма применялось более 600 символов.
Позже вместо изображений стали использовать клинопись.