Истории древней греции читать. Читать онлайн "История Древней Греции" автора Андреев Юрий Викторович - RuLit - Страница 272
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Читать онлайн "История Древней Греции" автора Андреев Юрий Викторович - RuLit - Страница 13. Истории древней греции читать


Читать онлайн История Древней Греции

В учебном пособии дано систематическое изложение основных событий древнегреческой истории начиная с зарождения первых государственных образований на Крите в конце III тыс. до н. э. и до падения эллинистического царства Птолемеев в I в. до н. э. и включения его в состав Римской империи. Прослеживаются происхождение и расцвет древнегреческой цивилизации, ее экономических и социальных структур, политических и государственных институтов, основных сфер древнегреческой культуры. Особое внимание уделяется богатому наследию эллинской культуры и ее мощному и многостороннему влиянию на развитие древнеримской и современной культуры. Учебное пособие содержит антологию текстов древних авторов: Гомера, Геродота, Фукидида, Аристотеля, Демосфена, Плутарха и др.

Для студентов (бакалавров) высших учебных заведений. Может быть полезно преподавателям лицеев и колледжей.

Содержание:

  • Введение 1

  • Глава I. Источники по истории Древней Греции 3

  • Глава II. Историография истории Древней Греции 7

  • Раздел I. Раннеклассовые общества и первые государства на - II тысячелетие до н. э - Глава III. Цивилизация минойского Крита 13

  • Глава IV. Ахейская Греция во II тысячелетии до н. э. Микенская цивилизация 18

  • Раздел II. История Греции в XI–IV вв. до н. э. Формирование и расцвет греческих полисов. Создание классической греческой культуры - Глава V. Гомеровский (предполисный) период. Разложение родовых отношений и создание предпосылок полисного строя. XI–IX вв. до н. э 25

  • Архаическая Греция. VIII–VI вв. до н. э 29

  • Глава VI. социально-экономическое развитие Греции. Великая греческая колонизация 29

  • Глава VII. Пелопоннес в VIII–VI вв. до н. э 35

  • Глава VIII. Формирование полисного строя в Аттике 39

  • Глава IX. Греческий полис как социально-политический организм 42

  • Классическая Греция. Расцвет полисного строя. V–IV вв. до н. э - Глава X. Греко-персидские воины 44

  • Глава XI. Экономика Греции в V–IV вв. до н. э 50

  • Глава XII. Социальная структура греческого общества 54

  • Глава XIII. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы 58

  • Глава XIV. Внутриполитическое положение Греции во второй половине V в. до н. э 64

  • Глава XV. Пелопоннесская война. 431–404 гг. до н. э 67

  • Глава XVI. Греция в первой половине IV в. до н. э. Кризис греческого полиса 72

  • Глава XVII. Военно-политическое положение Греции. Кризис полисной системы взаимоотношений 76

  • Глава XVIII. Возвышение Македонии и установление ее гегемонии в Греции 80

  • Глава XIX. Великая Греция и Причерноморье 83

  • Глава XX. Культура Греции классического периода 89

  • Заключение к разделу 94

  • Раздел III. Греция и Ближний Восток в эпоху эллинизма. Эллинистические общества и государства. Завоевание их Римом. Конец IV–I вв. до н. э - Глава XXI. Восточный поход Александра. Держава Александра 95

  • Глава XXII. Распад мировой державы Александра Македонского. Образование системы эллинистических государств. Сущность эллинизма 100

  • Глава XXIII. Эллинистический Египет 103

  • Глава XXIV. Государство Селевкидов 106

  • Глава XXV. Балканская и Великая Греция в эпоху эллинизма 111

  • Глава XXVI. Пергам, Понт и Северное Причерноморье в эпоху эллинизма 120

  • Глава XXVII. Эллинистическая культура 124

  • Заключение 130

  • Приложение 131

  • Библиография 135

История Древней Греции

Введение

История Древней Греции является одной из составных частей истории древнего мира, изучающей состояние классовых обществ и государств, которые возникли и развивались в странах Древнего Востока и Средиземноморья. История Древней Греции изучает возникновение, расцвет и падение общественных и государственных структур, которые образовались на территории Балканского полуострова и в Эгейском регионе, в Южной Италии, на о. Сицилия и в Причерноморье. Она начинается с рубежа III–II тысячелетий до н. э. - с возникновения первых государственных образований на острове Крит, а заканчивается во II–I вв. до н. э., когда греческие и эллинистические государства Восточного Средиземноморья были захвачены Римом и включены в состав Римской средиземноморской державы.

За двухтысячелетний период истории древние греки создали рациональную экономическую систему, основанную на экономном использовании трудовых и природных ресурсов, гражданскую общественную структуру, полисную организацию с республиканским устройством, высокую культуру, оказавшую огромное воздействие на развитие римской и мировой культуры. Эти достижения древнегреческой цивилизации обогатили мировой исторический процесс, послужили фундаментом для последующего развития народов Средиземноморья в эпоху римского государства.

Географические рамки древнегреческой истории не были постоянными, а менялись и расширялись по мере исторического развития. Основной территорией древнегреческой цивилизации был Эгейский регион, т. е. балканское, малоазийское, фракийское побережья и многочисленные острова Эгейского моря. С VIII–VI вв. до н. э., после мощного колонизационного движения из района Эгеиды, известного как Великая греческая колонизация, греки освоили территории Сицилии и Южной Италии, которые получили название Великой Греции, а также побережье Черного моря. После победоносных походов Александра Македонского в конце IV в. до н. э. и завоевания Персидской державы на ее развалинах на Ближнем и Среднем Востоке вплоть до Индии образовались эллинистические государства и эти территории стали частью древнегреческого мира. В эпоху эллинизма греческий мир охватывал громадную территорию от Сицилии на западе до Индии на востоке, от Северного Причерноморья на севере до первых порогов Нила на юге. Однако во все периоды древнегреческой истории ее центральной частью считался Эгейский регион, где греческая государственность и культура зародились и достигли своего расцвета.

В отличие от многих стран Древнего Востока, для которых характерна этническая пестрота, сосуществование в рамках одних и тех же государств многих народов, племен, этнических групп, принадлежащих к разным языковым семьям и даже расам, для центрального региона Греции, т. е. Эгейского бассейна и южной части Балканского полуострова, характерным является определенная этническая однородность. Эти области были заселены в основном греческой народностью, представленной четырьмя племенными группами: ахейцы, дорийцы, ионийцы и эолийцы. Каждая из эти племенных групп говорила на своем диалекте и имела некоторые особенности в обычаях и религиозных воззрениях, по эти различия были незначительны. Все греки говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и четко осознавали свою принадлежность к одной народности и одной цивилизации. Наиболее древней племенной группой были ахейцы, которые пришли в южную часть Балканской Греции в конце III тысячелетия до н. э. В конце II тысячелетия до н. э. под напором дорийских племен, шедших из района современного Эпира и Македонии, ахейцы были частично ассимилированы, частично оттеснены в горные местности. В I тысячелетии до н. э. потомки древних ахейцев проживали в горах Аркадии, в малоазийской области Памфилии и на Кипре. Дорийцы же заселили основную часть Пелопоннеса (Лаконику, Мессению, Арголиду, Элиду), многие южные острова Эгейского моря, в частности Крит и Родос, некоторые территории Карии в Малой Азии. Близки дорийцам были жители Эпира, Этолии и других областей Западной Греции. В Македонии проживали македонцы, принадлежавшие к особой ветви греческой народности.

Третья племенная группа, говорившая на аттическо-ионийском диалекте, поселилась в Аттике, Эвбее, островах центральной части Эгейского моря, таких, как Самое, Хиос, Лемнос, и в области Ионии на малоазийском побережье. Племенная группа Эолийцев проживала в Беотии, Фессалии и в области Эолида на малоазийском побережье к северу от Ионии, в том числе на острове Лесбос.

Кроме греков в Эгейском регионе проживали остатки местных догреческих племен: лелеги, пеласги, карийцы, которые не играли заметной роли в этногенезе населения Греции I тысячелетия до н. э. Более важное значение в судьбах греческих государств имели жители горной страны Фракии - фракийцы.

dom-knig.com

Книга История Древней Греции читать онлайн бесплатно, автор А. Б. Егоров на Fictionbook

© Егоров А. Б., 2014

© Санкт-Петербургская православная духовная академия, 2014

* * *

Введение

История древней Греции является вторым периодом истории Древнего мира. Хотя, на первый взгляд, она менее связана с историей христианства, чем история Древнего Востока или история Рима, ее глубинное значение, пожалуй, не менее велико. Христианство не было только иудейским или, даже, восточным духовным течением, вобравшим в себя элементы различных культур древневосточного мира (египетской, вавилонской, сиро-финикийской и др.), это был полноценный синтез общественной мысли Востока и Запада, а именно Греция стала колыбелью западной цивилизации.

Особое значение имеет самодовлеющая ценность культурного наследия Греции. Во многих основных областях культурного развития (архитектура, скульптура, ораторское искусство, а, возможно, и поэзия) произведения греческих мастеров всегда были, есть и будут непревзойденным эталоном для последующих поколений художников, скульпторов, архитекторов и других создателей художественных ценностей всех эпох, а величайшие художники Греции, несомненно, были создателями европейской культуры. Многие философы и историки Нового и Новейшего времени называли греческую историю временем «юности» или «молодости» человечества. Пользуясь образами О. Шпенглера или А. Тойнби, именно в античной Греции родилась «душа» европейской цивилизации.

Там же зародился и интеллект цивилизации. В странах Древнего Востока существовали практические знания в области разных наук (математика, медицина, астрономия, биология и др.), зачастую эти практические знания синтезировались, систематизировались и «обрастали» теоретическими положениями, однако именно в Греции наука приобрела характер теории, системы доказательств и системы логических конструкций, т. е. стала наукой в нашем смысле слова. Именно в Греции создается философия, сыгравшая роль «науки наук», посвященной основам развития природы, человеческого общества и человеческого мышления. В последующие времена философия постепенно утрачивает статус «главной науки», однако теории великих греческих философов (Пифагора, Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Демокрита и др.) стали основой для наиболее влиятельных течений западной (а отчасти и восточной) философии и внесли огромный вклад в развитие науки в целом.

Греки были не только творцами великой культуры, но и посредниками в ее распространении. Уже в середине II тыс. до Р.Х. критяне, а за ними и микенцы установили тесные контакты с Египтом, Вавилонией, державой Хеттов и другими государствами Древнего Востока, а начиная с VIII в. до Р.Х. возникли новые контакты между греками и народами малоазиатского, сиро-финикийского, египетского и месопотамского регионов. В V – IV вв. на место этих контактов приходит противостояние (и, вместе с тем, взаимодействие) греческого мира и огромного Персидского царства, объединившего под своей властью весь древневосточный мир. Так или иначе, основные контакты Европы с цивилизациями Востока на протяжении всей античной истории осуществлялись именно через Грецию.

Огромен и вклад греков в освоение Запада. Особое значение имели связи греков с Италией, установившиеся еще в микенскую эпоху и продолженные после VIII в. до Р. Х. Греческие полисы Италии, Сицилии, а затем и собственно балканской Греции оказали сильнейшее влияние на развитие цивилизации италийских племен, в том числе и римлян. Это влияние (особенно культурное) сопровождало римскую цивилизацию с момента ее рождения (ок. VIII в. до Р.Х.) и до того времени, когда италийские и сицилийские греки стали подданными Рима, и их история стала единой. Греческие полисы оказали большое влияние и на развитие других регионов (Южной Галлии, севера Испании, северных частей Балканского полуострова и Северного Причерноморья), а полоса греческих колоний, разбросанных по всему средиземноморскому побережью, была основой для первого экономического и торгового объединения европейского и средиземноморского мира.

Особое значение в истории Греции имеет заключительный период, эпоха эллинизма (III–I вв. до Р.Х.), характерная именно пространственным расширением греческой цивилизации. Первым актом этого расширения был поход Александра Македонского (334-324 гг. до Р.Х.), создавший единое экономическое, культурное, а отчасти и политическое пространство на огромной территории от Средиземного моря до границ Индии. Основой этого нового эллинистического мира стали старые центры восточной цивилизации, Египет, Сирия, Месопотамия и Малая Азия; и если к I в. до Р.Х. области восточнее Евфрата были фактически утеряны, то Передний Восток сохранял свое качество эллинистического мира.

Другой культурно-исторический синтез происходил на Западе. Во II в. Рим становится хозяином Западного Средиземноморья. Под его власть попали Испания, Северная Африка и Южная (а потом и вся) Галлия. Тогда же под власть римлян попадают наиболее важные регионы эллинистического мира (Греция, Македония, Пергам), в I в. до Р.Х. настал черед Сирии и Египта. Подчинив себе эллинистический мир, Рим стал его хозяином и наследником, одновременно распространяя его культуру на Запад. В I–II вв. по Р.Х. создается уникальная цивилизация и культура Римской империи, бывшие итогом творчества всех составляющих ее народов, но опиравшиеся на два главных культурных и языковых стержня – греческий и римский. На протяжении всей истории этого сообщества, восток империи жил достаточно обособленно, в его жизни сохранялись традиции восточного и эллинского мира, а греческий язык оставался вторым официальным и главным разговорным языком восточных провинций. В V в. два мира были разделены окончательно. Западная империя рухнула под ударами варваров, тогда как восток империи преобразовался в новое Византийское государство.

Эпоха эллинизма имела большое непосредственное значение для христианства. В это время происходит возрождение независимости Иудеи (царства Маккавеев) и распространение иудаизма в эллинистическом мире. Именно в последний век эллинизма и первые века Римской империи зарождается христианство, а на протяжении I–II вв. по Р.Х. большинство христианских общин существовали в восточных и греческих провинциях Римской державы, и только в конце II в. по Р.Х. новая религия активно двинулась на запад. Огромное значение востока империи сохранялось и в эпоху христианской империи IV–V вв. по Р.Х., после чего греко-восточные регионы образовали свою, Византийскую империю, а христианский мир разделился на католический Запад и православный Восток. Именно из Византии христианство пришло и на Русь, которая стала важной частью православного мира. Впрочем, римский период уже не входит в данное пособие.

Хронологические рамки последнего определены III тыс. до Р.Х., началом крито-микенской эпохи, игравшей роль працивилизации греческого мира, и концом I в. до Р.Х., когда завершилась эпоха эллинизма, ставшая постцивилизацией истории Древней Греции.

Основной литературой для изучения данного материала являются три учебника. Два из них посвящены истории Древней Греции: учебник B.C. Сергеева (первое изд. – 1948 г., другие издания, существенно расширенные и переработанные, 1957 и 1963 гг.) и учебник под ред. В. И. Кузищина (последние издания – 2000 гг.). Третий представляет особый интерес, поскольку одновременно является учебником по истории Древнего Востока и истории Рима, а потому позволяет рассматривать события в синхронистической последовательности. Это «История Древнего мира» под ред. И. М. Дьяконова, И. С. Свенцицкой и В. Д. Нероновой (первое изд. – 1982 г., последующие – 1987 и 1989 гг.).

I. Геополитические особенности истории Древней Греции и ее периодизация

1.1. География греческого мира

Греческая цивилизация зародилась в восточном Средиземноморье, главным образом, на побережье Эгейского моря, разделявшего европейскую Грецию и Малую Азию. Вероятно, никакая другая область Европы не имеет такое количество бухт, лагун и гаваней, тогда как Эгейское море покрыто множеством крупных и малых островов, которые соединяют оба побережья и дают возможность пересечь водное пространство, фактически не упуская из виду сушу. В Эгейском море имеется немало больших (Эвбея, Лесбос, Самос, Родос и др.) и огромное множество мелких островов, которые иногда объединяются в архипелаги. Наиболее значительными из них являются Киклады, тянущиеся с запада на восток и прикрывающие Эгеиду с юга, и Спорады, идущие с севера на юг вдоль побережья Малой Азии. Своего рода южными воротами Греции является большой остров Крит, место возникновения самой древней цивилизации Европы. Острова в Ионийском море, омывающем Грецию с запада (Левкада, Итака, Сибота и др.), связывают Грецию с Италией.

Материковая Греция – гористая страна с изолированными друг от друга областями. В жизни Греции, в отличие от Востока, не было больших рек, обширных равнин и длинных караванных путей, обусловивших создание больших государств, напротив, в греческом мире доминировали небольшие города-государства, полисы. Последнее способствовало развитию политического плюрализма, республиканских форм государственности и гуманистической ориентации культурной жизни. Античная Греция так и не объединилась, а экономические и политические задачи было выгоднее решать самостоятельно, сохраняя принцип обособленности отдельных полисов.

Балканская Греция делится на три области: Северную, Среднюю и Южную. С севера Греция была отделена от Македонии горными хребтами, Олимпом и Оссой, а, согласно мифологии, самая высокая гора хребта – Олимп (2911 м) – была местом обитания греческих богов во главе с верховным богом Зевсом. Собственно Северная Греция делилась на две области: Эпир и Фессалию, разделенные между собой хребтом Пинд. Эпир, гористая, труднопроходимая область, населенная смешанным греко-иллирийским населением, была одной из самых отсталых областей Греции, вышедшей на политическую арену только в III в. до Р.Х.

 

Восточная часть региона, Фессалия, была самой большой греческой равниной, знаменитой своим земледелием, разведением крупного и мелкого скота и развитым коневодством. Фессалия была центром разведения лошадей, а фессалийская конница – лучшей в Греции. На рубеже II–I тыс. до Р.Х. пришлые фессалийцы поработили местное население, превратив его в прикрепленных к земле полукрепостных, именуемых пенестами. Фессалийские общины управлялись родовой аристократией, а отсталость страны стала причиной того, что Фессалия вышла на арену довольно поздно, в V–IV вв. до Р. Х. Труднопроходимые горы на юге Фессалии отделяли ее от Средней Греции, попасть в которую можно было только через труднопроходимое и узкое Фермопильское ущелье.

Более значительную роль сыграли Средняя и Южная Греции. Главными областями Средней Греции были находящиеся на юге Аттика и Беотия, а между Фессалией и Беотией располагались несколько небольших гористых областей (Дорида, Фоки да, Этолия). Горная Акарнания находилась поблизости от морского пути в Италию, другая гористая область, Этолия, приобрела политическое значение только в IV веке до Р.Х., а в Ш-П вв. до Р. Х. Этолийский союз стал одним из главных военно-политических объединений в греческом мире. Маленькая Дорида считалась прародиной дорийцев, позже расселившихся по всему Пелопоннесу, а на территории другой небольшой области, Фокиды, рядом с другой областью, Локридой, находилось знаменитое Дельфийское святилище Аполлона – самый авторитетный оракул Греции.

Аттика и Беотия были отделены друг от друга хребтом Киферон. Аттика и ее центр, Афины, сыграли ключевую роль в эпоху архаической и классической Греции VII–IV вв. до Р.Х. и сохраняли особое положение и в последующие периоды. С Афинами были связаны самые значительные экономические, политические и культурные достижения греческой цивилизации, и именно под знаком Афин проходит почти вся история Греции. Аттика делилась на три примерно равные части: небольшая плодородная равнина, Педион, горная часть центра, Диакрия, и прибрежная полоса, Паралия. Аттика была тесно связана с морем и испытывала дефицит сельскохозяйственных продуктов. Главными культурами в древности были виноград, оливки и фиги. Возможно, главным источником богатства был Лаврион, где находились серебряные рудники. Начиная с V в. до Р.Х. главным портом Аттики становится Пирей, позже соединенный с Афинами оборонительной системой Длинных стен.

Беотия (главный город Фивы) значительно отличалась от Аттики. Это – плодородная равнина, где выращивались зерновые и виноград. Страна имела развитое скотоводство. Аграрный характер экономики обусловил консерватизм беотийского общества. Политические различия между демократическими Афинами и олигархическими городами Беотии, равно как и территориальные противоречия, обусловили противостояние двух областей. Беотия играла немалую роль в истории Греции VII–V вв. до Р.Х., а в IV в. Беотийский союз претендовал на общегреческое лидерство.

Пролив Эврип отделял Аттику от большого острова Эвбея, фактически примыкавшего к Средней Греции. Два главных города Эвбеи, Эретрия и Халкида, приняли активное участие в колонизации. В V веке остров был одним из наиболее развитых регионов Греции и находился в орбите афинской политики. Возле южной оконечности Аттики, мыса Суний, находился остров Кеос, уже входящий в группу Кикладских островов, а у южной части полуострова – знаменитый остров Саламин, место великой победы греков над персами.

Южная Греция или Пелопоннес (буквально «полуостров») отделялась от Средней Греции узким перешейком между Сароническим и Коринфским заливами. Этот перешеек (Истмийский) предоставлял прекрасные возможности для обороны и в 480 г. (а, возможно, ранее в микенское время) был перегорожен мощной стеной, которая периодически обновлялась. У перешейка находились два крупных торгово-ремесленных центра Греции – Мегара и Коринф, – бывшие серьезными конкурентами Афин. Находящаяся к северу Мегара все больше и больше попадала в орбиту афинской экономики. Напротив, дорийский Коринф всегда был противником афинян, сохраняя свое значение в эпоху архаики и классики. Возрождение Коринфа приходится на эпоху эллинизма, когда он становится центром Ахейского союза.

Наиболее важными областями Пелопоннеса были Арголида, Лаконика и Мессения. В Арголиде находились главные центры микенской цивилизации, собственно Микены, Тиринф и Аргос. К VIII веку значение сохранил только Аргос, главный противник Спарты в Пелопоннесе. Свое микенское прошлое имели и Лаконика и Мессения (дворцы в Спарте, Пилосе и др.), однако их расцвет начался после дорийского вторжения. Основная масса дорийцев расселилась на плодородной Лаконской равнине, через которую протекала река Эврот. Именно здесь находилась Спарта, основной военно-политический противник Афин. В VIII–VII вв. спартанцы захватили другую плодородную равнину, Мессенскую, обратив местных жителей в коллективное рабство (илотия), а в VI в. последовало образование Пелопонесского союза, в который вошли почти все города и племена Пелопоннеса за исключением Аргоса и Ахайи, где потомки микенцев так и не подчинились завоевателям. Союз был распущен в 365 г. Аркадия и Элида в основном оставались в орбите спартанской политики. В последней было немало плодородных почв, пригодных для земледелия, тогда как в гористой Аркадии, где было немало городов (Мегалополь, Мантинея, Тегея и др.), процветало скотоводство.

Наконец, горная область на севере Пелопоннеса, ставшая прибежищем для остатков микенского населения, теперь называлась Ахайя. Отсталая изолированная страна не вошла в Пелопонесский союз и не играла никакой существенной роли вплоть до III в. до Р.Х. В Ш-П вв. образовавшийся здесь Ахейский союз стал второй (наряду с Этолийским) главной силой в Греции и подчинил себе весь Пелопоннес. Хотя новый союз продолжал именоваться Ахейским, собственно ахейцы составляли в нем явное меньшинство, а главным противником продолжала оставаться Спарта.

Немалую роль в греческой истории играли другие регионы: острова, побережье Малой Азии и Халкидика. Кикладские острова располагались кругом (греч. κύκλος) вокруг острова Делос, а в самом архипелаге было немало хорошо известных островов (Парос, Наксос, Андрос, Мелос и др.). Во II тыс. до Р.Х. под сильным влиянием критян здесь происходит расцвет т. наз. «кикладской культуры». Позже их значение падает: на островах было мало плодородной земли, и они сыграли немалую роль в процессе переселения. Вдоль побережья Малой Азии находилась большая островная группа, наиболее значительными в которой были острова Лесбос, Хиос и Самос. Около VI в. до Р. Х. Самос достиг высокого уровня экономического и культурного развития, самосский флот был одним из самых сильных в Греции, а торговля велась как с материковой Грецией, так и с Египтом и северной Африкой. В VI в. происходит расцвет Хиоса, одного из самых больших государств по числу работавших там рабов. Лесбос был не только экономическим, но и культурным центром Греции. С островом были связаны жизнь и творчество знаменитых поэтов (Алкей, Сапфо) и философов (Аристотель, Феофраст, Эпикур). Во время греко-персидских войн эти три острова вышли из Пелопонесского союза и стали ядром нового союза, В системе афинского господства находились и другие острова Эгеиды: Лемнос, Фасос, Скирос. Наконец, остров Кос в южной части Спорад был особенно знаменит тем, что здесь находилась наиболее влиятельная медицинская школа Греции, основанная знаменитым Гиппократом, а в IV в. на острове появилось святилище бога врачевания Асклепия.

Хотя поселения на Родосе возникли в раннее время, расцвет этого островного государства приходится на эллинистический период. Родос стал одним из самых богатых греческих полисов и одним из центров мировой торговли, а родосский флот контролировал южную часть Эгеиды и успешно боролся с пиратами. Остров стал важным центром науки, культуры и образования, привлекавшим философов и поэтов. Известна и родосская школа скульпторов.

Все эти острова и узкая полоса малоазииского побережья стали первым объектом греческой колонизации, начавшейся уже после крушения микенского мира (ок. 1200 г. до Р.Х.). Северные районы и острова Лемнос и Тенедос были колонизированы мигрировавшими из Фессалии ахейцами, которые теперь именовались эолийцами. Крит, Родос и южная часть побережья оказались заселены дорийцами. Впрочем, главным потоком был ионийский. Ионийцы заселили острова Хиос и Самос, а также – центральную часть побережья. Здесь возникли такие города как Милет, Эфесе, Колофон, Приена, Фокея и др. Именно отсюда пошла греческая колонизация VIII–VI вв. и началась экономическая и культурная революция времен архаики. Вплоть до V в. малоазийские города были, наверное, главным очагом бурно развивающейся греческой цивилизаций, и только к V в. культурный центр переместился в Афины. Особенностью малоазийских городов была их тесная связь с Востоком, особенно плодотворная в VIII–VI вв. С образованием Лидийского, а затем – Персидского царства эти полисы попали под власть восточных монархий. Персидское господство было свергнуто после Каллиева мира (449 г.), но Анталкидов мир (387 г.) восстановил персидский протекторат. Только после похода Александра греческие города Малой Азии были освобождены окончательно.

Северное побережье Эгеиды было колонизировано несколько позже, на рубеже VIII–VII вв. до Р. Х. Большой полуостров получил название Халкидики в честь города Халкиды на Эвбее, выведшего сюда множество колоний. Халкидика славилась своими плодородными почвами и лесными массивами, откуда в большом количестве вывозился лес, в том числе и корабельный. Севернее, в соседней Фракии, находились золотые рудники.

География Греции во многом определила особенности ее истории. Хотя в Греции были плодородные равнины (Лаконская, Фессалийская, Беотииская), многие ее регионы явно испытывали нехватку продовольствия (Аттика, прибрежные полисы, многие острова). Это обстоятельство, равно как и тесная связь с морем, обусловили быстрый прогресс мореплавания, морской торговли и внешней экспансии, а также – ремесла и городской жизни. Морской характер цивилизации отличал греков от народов Востока. Единственным соперником и конкурентом стали финикийцы. Последние соперничали с греками во время Великой колонизации VIII–VI вв. до Р.Х., составляли ядро персидского флота, а с Запада наступал финикийский Карфаген.

Греческие области были изолированы, а с развитием города последний становился центром подобных областей. Город становился городом-государством и самоуправляющейся гражданской общиной (полисом), ставшим основой экономики, политики и духовной жизни общества. Город-государство существовал и в других обществах (Египет, Вавилон, Малая Азия, Китай и др.), однако там он чаще всего становился частью того или иного государства, и только в греческом мире независимый, самоуправляемый город с подчиненной ему территорией продолжал сохранять самодовлеющее значение.

Свободный независимый город мог существовать только в условиях полной свободы его граждан и развитого гражданского самоуправления. В восточном обществе понятие свободы (как личной, так и политической) означало свободу от конкретной повинности, налога или наказания, а большую часть общества составляли полузависимые люди, разделенные на категории в зависимости от степени освобождения. Напротив, именно греки создали теорию «полной свободы», при этом жестко отделив свободных граждан от рабов.

Различные отношения к человеку и гражданину влекли за собой различные концепции государственности. Восток был миром монархий, будь то неограниченная власть египетской деспотии, военная власть ассирийских правителей или политическое господство Ахеменидов, в Греции царская власть, бывшая реально властью племенных вождей, очень быстро сошла со сцены. Не удержалась и другая, узурпационная форма монархии, тирания. На первый план выходят народное собрание и коллегиальные органы власти (советы, суды, коллегии магистратов), т. е. республиканские формы правления. По сути дела, греческие полисы были первым в истории человечества опытом республиканского строя.

Античная Греция так и не объединилась политически. Она состояла из сотен больших и малых полисов и никогда не была единым государством.

Греки были, прежде всего, афинянами, спартанцами, аргивянами, паросцами и т. п., однако определенные признаки национального, политического и культурного единства, несомненно, существовали. Уже очень рано возникает собирательное понятие «эллины», а затем (уже при римлянах) и «греки», а основными объединяющими факторами были язык и культура. Везде, где появлялись греки, возникали признаки их цивилизации, рыночная площадь (агора), бывшая одновременно и площадью собраний, определенные типы построек (храмы, портики, гимнасии и т. п.), скульптуры с изображением обнаженной натуры, предметы прикладного искусства.

Принципы эллинского единства постоянно нарушались. Греческая история полна смут и междоусобиц. Впрочем, только война с «варварами» считалась абсолютно законным видом войны. Порабощение сограждан было почти повсеместно запрещено, рабство других греков было частым явлением, однако все же вызывало робкие протесты. Напротив, итогом развития греческой общественной мысли стала «доктрина Аристотеля», согласно которой «варвары» являются рабами по природе, тогда как эллины являются свободными и стоят выше варваров во всем, начиная от физической красоты и интеллекта и заканчивая политикой и военным искусством.

 

Сами греки делили себя на три этнические группы. Согласно мифу, их родоначальниками были Эол, Дор и Ксуф, сыновья героя Эллина. Первые два были предками эолийцев и дорийцев, тогда как от Ксуфа пошла третья ветвь, ионийцы. Эолийцы были связаны с ахейцами, и их иногда рассматривают как единую группу. Это были жители Фессалии, Беотии, Аркадии, островов Лесбос и Эолиды в Малой Азии. Ионийцы занимали Аттику, большую часть островов Эгеиды, включая Хиос, Самос и Наксос, а также – большую часть малоазийского побережья. Дорийцы расселились в Лаконике, на Крите, на острове Родос и в Дориде в Малой Азии. Дорийскими были Коринф, Мегары, Сикион. Еще в эпоху архаики греческий язык делился на множество диалектов, и только к V–VI вв. на передний план выходит так называемый аттический диалект, который позже перерастет в общегреческий язык, койне, утвердившийся в эпоху эллинизма.

fictionbook.ru

Ёжик читает: история Древней Греции. | Блог Сандино

Представляю на суд читателей небольшую подборку литературы по истории Древней Греции (и её окрестностей).

Античная Греция. Проблемы развития полиса. Том 1) (http://www.sno.pro1.ru/lib/antichnaya_greziya_problemy_razvitiya_polisa/download.htm)

Том 2) (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=740531)

Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Предлагаемая вниманию читателей книга является первой и единственной в отечественной исторической науке о эгейских культурах и цивилизациях эпохи бронзы и раннего железа, о жизни и духовном мире человека того времени, его мировоззрении и религиозных представлениях. Как и все, вышедшее из-под пера Юрия Викторовича Андреева, книга написана великолепным русским языком и адресована не только специалистам, но и широкому кругу читателей, интересующихся историей, искусством и психологией древних народов. 1) (http://flibusta.is/b/313575)  2) (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2911077)

Андреев Ю.В. Архаическая Спарта. Искусство и политика. Предлагаемая монография выдающегося исследователя древнейшей истории античной Греции Юрия Викторовича Андреева является не только первым, но и единственным в отечественной истории исследованием узловой проблемы социально-экономического и политического развития Спарты, а именно проблемы культурного переворота VI в. до н. э. Ввиду отсутствия надёжных письменных свидетельств, автор впервые в отечественной науке обращается к другому основному источнику информации – а именно к археологическому материалу, в первую очередь, к многочисленным и разнообразным произведениям лаконского искусства VII–VI вв. до н. э., обнаруженным в святилищах Орфии, Менелайона и других. (http://flibusta.is/b/384105)

Андреев Ю.В. История Древней Греции. В учебном пособии дано систематическое изложение основных событий древнегреческой истории начиная с зарождения первых государственных образований на Крите в конце III тыс. до н. э. и до падения эллинистического царства Птолемеев в I в. до н. э. и включения его в состав Римской империи. Прослеживаются происхождение и расцвет древнегреческой цивилизации, ее экономических и социальных структур, политических и государственных институтов, основных сфер древнегреческой культуры. Особое внимание уделяется богатому наследию эллинской культуры и ее мощному и многостороннему влиянию на развитие древнеримской и современной культуры. Учебное пособие содержит антологию текстов древних авторов: Гомера, Геродота, Фукидида, Аристотеля, Демосфена, Плутарха и др. (http://flibusta.is/b/264476)

Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период) Монография посвящена остро дискуссионному вопросу о происхождении ранне-греческого полиса. Работа написана на основе археологического материала, с одной стороны, и свидетельств гомеровских поэм — с другой. (http://flibusta.is/b/255576)

Андреев Ю.В. Цена свободы и гармонии (Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации) «Греческое чудо». С помощью этих двух слов авторы книг и статей, посвященных греческой цивилизации, ее зарождению и развитию, нередко пытаются выразить всю ту сложную гамму мыслей и чувств, которая связана в их сознании с этим во всех отношениях необычным историческим феноменом. Но что чудесного совершил «этот полудикий рабовладельческий народец, очень хорошо изображавший наготу человеческого тела и строивший приятные на вид здания», как сказал однажды о греках не без оттенка иронии Лев Толстой? Этому и посвящена данная работа. (http://flibusta.is/b/384104)

Андреев Ю.В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах. Предлагаемая монография выдающегося исследователя древнейшей истории античной Греции Юрия Викторовича Андреева является не только первым, но и единственным в отечественной истории исследованием узловой проблемы социально-экономического и политического развития Спарты, а именно проблемы культурного перевороты VI в. до н. э. Ввиду отсутствия надежных письменных свидетельств, автор впервые в отечественной науке обращается к другому основному источнику информации — а именно к археологическому материалу, в первую очередь, к многочисленным и разнообразным произведениям лаконского искусства VII—VI вв. до н. э., обнаруженным в святилищах Орфии, Менелайона и других. (http://flibusta.is/b/384103)

Андреев Ю.В. В ожидании греческого чуда. Из записных книжек. Предлагаемое издание крупнейшего антиковеда, доктора исторических наук, профессора истории и археологии ЛГУ и ИИМК РАН, Ю.В. Андреева представляет сборник основных статей, написанных на протяжении всей научной жизни автора и посвященных в основном ключевым вопросам ранней истории и культуры Древней Греции, начиная с эпохи бронзы (III тыс. до н. э.) и до начала архаической эпохи, т. е. тому, что явилось фундаментом "греческого чуда" - классического греческого полиса, первого государства европейского типа. (http://flibusta.is/b/414692)

Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы. Монография охватывает широкий круг проблем, среди которых центральное место занимает проблема эгейской урбанизации в III—II тыс. до н. э. Прослежены основные этапы становления города в пределах островной зоны Эгеиды, включая Крит и острова Кикладского архипелага. (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4073330)

Афасижев М.Н. Изображение и слово в эволюции художественной культуры. Древняя Греция. В работе прослежена эволюция античного искусства от мифологических образов к изображению человека в своеобразии его внешнего облика и индивидуальных черт характера. Автором представлена панорама развития древнегреческого общества, в недрах которого возник уникальный тип античной культуры, где большое значение имела агональность - состязательность на всех уровнях общественной жизни и искусства. Анализ изобразительных и выразительных аспектов в эволюции греческой мифологии, эпической поэзии, изобразительных видов искусства и театра выявил доминирование слова в создании мифологических образов богов и героев, определивших основное содержание изобразительных видов искусства, а также античной трагедии и комедии. (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4961728)

Блаватская Т.В. Греческое общество второго тысячелетия до новой эры и его культура. (http://www.sno.pro1.ru/lib/blavatskaya_grecheskoe_obshestvo/index.htm)

Блаватская Т.В. Ахейская Греция во втором тысячелетии до н.э. Изучение древнейшей истории Греции дает возможность проследить претворение общих закономерностей исторического процесса в одной из крупнейших стран Восточного Средиземноморья и выделить специфические особенности, присущие развитию населения только южной части Балканского полуострова. Появление новых проблем в современной исторической науке заставляет вновь и вновь обращаться к отдаленным эпохам. С этой точки зрения изучение древнейшей истории Греции помогает расширить представления о всем ходе мировой истории. (http://flibusta.is/b/142922)

Блаватская Т.В. Черты истории государственности Эллады. Книга посвящена истории различных форм политического устройства материковой Эллады, а также Элиды и Аттики, позволяет выяснить воздействие происходивших политико-правовых событий на правосознание, психологию и общественные представления их населения. (http://flibusta.is/b/394335)

Боннар А. Греческая цивилизация. Книга известного швейцарского ученого А. Боннара — уникальное по глубине и яркости исследование истории греческой цивилизации. Переведенная на многие европейские языки, она дает наиболее полную, художественно и философски осмысленную картину греческой культуры, от ее истоков до конечного этапа. (http://flibusta.is/a/73294)

Бузескул В.П. История афинской демократии. Предлагаемый вниманию читателей фундаментальный труд выдающегося российского историка-антиковеда В.П.Бузескула (1858–1931), впервые изданный еще в начале XX века, до сих пор остается самым основательным на русском языке изложением политической истории одного из наиболее знаменитых городов-государств древнего мира — Афинской республики. В данной книге, которая, несмотря на свой «почтенный возраст», и сегодня не вышла из активного научного оборота, на фоне общей истории античной Эллады последовательно и весьма подробно рассматривается развитие Афинского демократического государства начиная с древнейших времен и заканчивая эпохой эллинизма, когда Афины утрачивают свою самостоятельность, а вместе с ней и свое политическое значение. (http://flibusta.is/b/255575)

Бузескул В.П. Перикл: Личность, деятельность, значение. Вниманию читателя предлагается книга известного отечественного историка В.П.Бузескула, посвященная жизни и деятельности выдающегося государственного деятеля Древней Греции, оратора и полководца Перикла. Автор ярким и доступным языком описывает жизненный путь, показывает внутреннюю и внешнюю политику Перикла, а также общий ход истории Афин и условия, при которых афинская демократия достигла своего расцвета. (http://flibusta.is/b/401846)

Бузескул В.П. Древнейшая цивилизация в Европе. Эгейская или критско-микенская культура (http://flibusta.is/b/186747)

Белох Ю. Греческая история. Труд крупнейшего немецкого историка Ю.Белоха "Греческая история" и сейчас остается самой полной из существующих на русском языке общих историй Греции эпохи архаики и классики (VIII-IV вв. до н.э.). В большинстве общих курсов древнегреческой истории она чаще всего сводится к истории Афин и Спарты. В данной же работе дана история Древней Греции в целом. 1) (http://flibusta.is/a/59535)  2) (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2372031)

Берве Г. Тираны Греции. "Тиран" - не греческое слово. Аристотель анализируя пути возникновения тирании, установил четыре их типа: демагоги путем дискредитации знати провозглашают себя владыками полиса; цари нарушают отцовские установления и правят деспотически; предержащие высшие выборные должности злоупотребляют ими; в олигархиях одни человек сосредотачивает в своих руках важнейшие функции управления. Не будучи аналогией тирании, книга представляет греческую историю через призму деянии и личностей правителей. Изобилующая фактами и живыми деталями книга будет интересна тем, кто увлекается историей. (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=832166)

Валлон А. История рабства в античном мире. Греция. Рим. Сочинение французского историка и политического деятеля Анри Валлона (1812-1904) посвящено истории рабства в античном мире. Автор детально исследует вопросы об источниках рабства, положении рабов и использовании их труда, отпуска на волю, об их восстаниях, о влиянии рабства на социальные отношения и многое другое. (http://flibusta.is/b/204971)

ван дер Варден Б.И. Пробуждающаяся наука. Математика Древнего Египта, Вавилона и Греции. Книга представляет перевод сочинения известного голландского математика ван дер Вардена по истории математики древнего мира. Перевод сделан с голландского, однако в настоящем издании учтены исправления и добавления, сделанные при переводах книги на английский и немецкий языки, в особенности это касается подбора иллюстративного материала.  (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2041875)

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. Читателю предлагается последовательность произведений, которая с возможной полнотой выявляет их специфические особенности и вместе с тем достаточно отчетливо демонстрирует эволюцию художественного мышления. 1) (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1669172)   2) (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1419626)

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. Книга состоит из серии очерков, посвященных описанию быта, нравов и материальной культуры Древней Греции и Рима. Автор прослеживает все этапы развития Греции и Рима, их особенности, проводит сравнительный анализ. В результате возникает реальная и живая историческая картина. Книга снабжена иллюстрациями и списком источников. 1) (http://flibusta.is/b/236395)  2) (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=643546)

Грегоровиус Ф. История города Афин в средние века. "История города Афин в Средние века" принадлежит перу знаменитого немецкого ученого-историка Фердинанда Грегоровиуса и является важным историческим и культурным вкладом в сокровищницу мировой исторической мысли. Политическая и церковная история Афин в Средние века, состояние искусства и культуры в этом "средоточии" эллинской мудрости, всегда будут вызывать живой интерес у всех, кто интересуется судьбой античного наследия и пытается осознать связь времен. 1) (http://flibusta.is/b/410485)   2) (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1896499)

Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. «Занимательная Греция» — своеобразная энциклопедия древнегреческой культуры, которая была тем зерном, из которого выросла вся новоевропейская и русская культура. В шести частях книги (с IX по II вв. до н.э.) рассматриваются и политика, и быт, и военное искусство, и философия, и театр, и поэзия — все в неразрывной связи друг с другом и с эпохой. (http://flibusta.is/b/165403)

Гиленсон Б.А. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция. Книга 2. Древний Рим. В живой наглядной форме представлены главные вехи в развитии античной литературы, дан филологический анализ. Особое внимание уделено восприятию античного литературного наследия в России. Для студентов, преподавателей и всех интересующихся историко-культурными вопросами. http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3901039 1) Греция: (http://flibusta.is/b/293496)  2) Рим: (http://flibusta.is/b/293500)

Гринцер Н.П., Гринцер П.А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. Книга посвящена подробному анализу этапа перехода от исходных представлений о сути поэтического творчества в архаическую эпоху к формализованной поэтике, как греческой, так и древнеиндийской. Одновременно авторы расширяют представления о "индоевропейском поэтическом языке", в который включают и определенный набор общих различных традиций концептов, определяющих суть и особенности литературного творчества. В этом смысле книга является по сути первым опытом компаративного анализа древнейших представлений о поэзии и литературе в Индии и Греции и в принципе не имеет аналогов в отече

cont.ws

История Древней Греции в биографиях читать онлайн, Автор неизвестен

Annotation

Написанная в XIX в. книга немецкого исследователя Г. В. Штоля «История Древней Греции в биографиях» впервые вышла в свет на русском языке в 1896 г. и с тех пор неоднократно переиздавалась. Автор в подробных, пестрящих интересными неожиданными деталями очерках рассказывает о политических и военных деятелях Древней Греции — от Ликурга Спартанского до Филопимена из Мегалополя.

Для широкого круга читателей.

Г. В. Штоль

1. Ликург Спартанский

2. Фидон Аргосский

3. Аристодем

4. Аристомен

5. Клисфен Сикионский

6. Солон Афинский

7. Писистрат Афинский и его сыновья

8. Клисфен Афинский

9. Клеомен, царь Спартанский

10. Гистией и Аристагор Милетские

11. Мильтиад Афинский

12. Леонид, царь Спартанский

13. Фемистокл Афинский

14. Аристид Афинский

15. Павсаний Спартанский

16. Кимон Афинский

17. Перикл Афинский

18. Архидам, Царь Спартанский

19. Демосфен, Полководец Афинский

20. Бразид Спартанский

21. Никий Афинский

22. Алкивиад Афинский

23. Лисандр Спартанский

24. Фразивул Афинский

25. Конон Афинский

26. Агесилай, Царь Спартанский

27. Пелопид Фиванский

28. Эпаминонд Фиванский

29. Ификрат, Хабрий и Тимофей Афинские

30. Тимолеон Коринфский

31. Филипп II, царь Македонский

32. Демосфен, оратор Афинский

33. Александр Великий, царь Македонский

34. Клеомен III, царь Спартанский

35. Филопимен из Мегалополя

1. Ликург Спартанский

В северной долине Эврота, в так называемой «полой Лакедемонии», толпы дорян основали во время переселений спартанское государство, с главным городом Спартой. Земледельческое население долины лишено было своей свободы и земли: обращенное в неволю, оно должно было работать на своих прежних полях, которые победители разделили теперь между собой.

Оно названо было илотами, т. е. военнопленными. Ахеяне, жившие по обеим сторонам, у склонов Тайгета и Парнона, сохранили из своих земель те, которые были похуже, и могли обрабатывать их для себя, как подданные победителей, платя подать царю. Их называли периэками, окрестными жителями, потому что их города лежали вокруг Спарты, единственного места жительства господствовавших дорян, дворянства страны. Новое государство имело мало пространства и не могло свободно развиваться, пока оно не обнимало всей долины Эврота до моря. Но на расстоянии полмили ниже Спарты лежало не взятое еще могучее укрепление ахеян, Амиклы, бывшее прежде центром всей страны; оно запирало спартанцам путь к нижней долине. Спартанское государство не окрепло еще внутри настолько, чтобы действовать с достаточной энергией на своих границах. Число победителей дорян было относительно невелико; большая часть из них, вследствие тесноты долины, отправилась на восток для завоевания Арголиды. Во главе государства стояли два царских рода — совершенно особенное устройство, которое тем более ослабляло государство, что оба царственные дома жили в постоянной распре между собой. По преданию и позднейшему верованию спартанцев, оба эти рода происходили от первых спартанских царей — Прокла и Эврисфена, сыновей-близнецов Аристодема, которые тоже царствовали вместе и в постоянной распре; с тех пор, по преданию, оба эти рода постоянно держали вместе кормило правления. Но, вероятно, это двуцарствие первоначально вовсе не существовало в Спарте. Оба царственные рода не называются по предкам-близнецам предания Эврисфенидами и Проклидами, но род Эврисфена называется Агидами, род Прокла — Эвридонтидами, по Агису и Эврипону, из которых первый был, по преданию, сыном Эврисфена, а второй — сыном или внуком Прокла. Вероятно, дело было так, что по прекращении рода Аристодема эти два первенствующих рода боролись за господство в стране и что, смотря по успеху, скипетр попеременно доставался царям из обоих родов. Это отношение должно было действовать разрушительно на положение государства; оно особенно должно было вызвать гибельные партии в дорической общине, дворянстве страны, одичавшем до необузданной дерзости вследствие постоянных хищнических набегов на враждебные Амиклы. По этой причине, как говорят Геродот и Фукидид, спартанское государство долее других греческих государств раздираемо было внутренними распрями, так что до законодательства Ликурга оно находилось в самом беспорядочном состоянии и имело самые дурные законы.

Своим законодательством Ликург положил конец этому пагубному состоянию беспорядка и слабости, равно как и основание, позднейшему величию своего отечества. Известия о жизни Ликурга скудны и сказочны, ненадежны и часто противоречивы. Плутарх говорит в начале своего жизнеописания Ликурга: «О законодателе Ликурге мы решительно ничего не можем сказать такого, что не подлежало бы спору; мы имеем разноречивые данные о его роде, его путешествиях, его смерти, его законодательстве и политической деятельности, но самое большое разногласие господствует относительно времени, в которое он жил». Обыкновенно относят главную деятельность Ликурга, его законодательство, к 880 году до P. X.; но вернее принять, что он жил во второй половине IX и первой половине VIII столетия и что его законодательство относится к 830–820 годам до P. X. Относительно его происхождения и жизни мы следуем наиболее принятому преданию. По этому преданию, Ликург принадлежал царскому роду Эврипонтидов и был сыном царя Эвнома, убитого в смятении. Так как старший сын Эвнома, Полидект, умер вскоре после своего вступления на престол, не оставив после себя детей, то ему наследовал его младший брат, Ликург. Но как только Ликург узнал, что от вдовы брата можно еще ожидать потомка, он объявил себя пока лишь правителем, предоставляя в будущем царское достоинство царственному младенцу, если это будет сын. Между тем честолюбивая вдовствующая царица тайно предложила ему убить младенца, если Ликург согласится жениться на ней и разделять с ней царскую честь. Ликург с отвращением отнесся к этому преступному предложению, но, для того чтобы спасти жизнь ребенка, он для виду согласился на предложение и просил предоставить ему самому умерщвление ребенка. Когда затем царица родила сына и немедленно после рождения послала его Ликургу, он принес его в собрание народных старейшин со словами: «Спартанцы, нам родился царь», посадил его на царский престол и назвал его Харилаем, т. е. радостью народа.

С этого времени Ликург управлял государством как опекун своего племянника. Но вдова Полидекта, сильно обиженная отвержением ее руки и жаждавшая мщения, старалась, вместе со своими родными и другими недоброжелателями, делать Ликургу всевозможные затруднения и распустила слух, что он хочет лишить жизни юного царя. Для избежания козней своих врагов Ликург решился оставить страну, до совершеннолетия своего племянника. Он отправился на остров Крит, где и оставался всего долее, изучая законы и учреждения переселившихся туда дорян. Критские доряне более других сохранили в чистоте старый порядок и нравы, предания и учреждения дорического племени и развили их далее. Впоследствии они полагали, что их стройное государственное устройство происходит от древнего мифического царя Миноса, который был знаменит как мудрый законодатель и царствовал гораздо прежде переселения дорян на остров Крит, поэтому обыкновенно говорят, что Ликург изучал на острове Крит законы мудрого Миноса и привез их в Спарту. Из Крита Ликург отправился далее в города малоазиатских греков и в Египет, страну самой древней мудрости. В малоазиатской Ионии он познакомился с творениями Гомера и, как полагают, первый привез их в европейскую Грецию.

По возвращении, наконец, в Спарту, Ликург нашел государство еще в большем беспорядке, чем прежде, под тиранической властью своего племянника Харилая. Он поэтому решился излечить больное государственное тело и дать ему устройство, с каким он познакомился на острове Крит. Но прежде он отправился в Дельфы спросить оракула Аполлона, без совета которого не предпринимали ничего важного в Спарте. При входе в святилище пифия встретила его словами:

В мой богатый храм приходишь ты, Ликург, — любезный Зевсу и всем на Олимпе живущим. Не знаю, как мне назвать тебя — богом или человеком. Скорей, однако, назову тебя богом, чем человеком.

Ободренный этими словами, Ликург возвратился в Спарту с твердым решением выполнить свое трудное дело. Склонив на свою сторону часть граждан, он в одно утро вышел на площадь с 30 вооруженными приверженцами, чтобы напугать противников и устранить всякое сопротивление. Харилай сначала бежал в храм Афины, думая, что его хотят лишить жизни и царства; но когда ему под клятвой обещали безопасность, он оставил свое убежище и был даже склонен сам принять участие в преобразовании государственного строя. Большая часть дворянства также была на стороне Ликурга; оно тем скорее склонилось в его пользу, что он получил от самого Дельфийского бога полномочия на преобразование и устройство государства.

Для спасения государства Ликург должен был, прежде всего, уничтожить распрю между обоими царственными родами и положить предел раздорам партий в дворянстве. Так как ни один из обоих царственных родов не мог быть устранен, то необходимо было установить либо попеременное, либо совместное господство этих родов. Ликург имел основание решиться в пользу второго устройства; господство разделено было договором между обоими родами, так что в Спарте находились всегда два царя. Но чтобы устранить в будущем возможность новых и опасных споров между обоими царственными родами, он оставил царям власть лишь по имени и ...

knigogid.ru

Читать онлайн "История Древней Греции" автора Андреев Юрий Викторович - RuLit

Максимова М.И. Античные города юго-восточного Причерноморья. (Синопа, Амис, Трапезувд). М., 1956.

Очерки археологии и истории Боспора/Под ред. Г.А. Кошеленко. М., 1992.

Ростовцев М.И. Скифия и Боспор. Л., 1925.

Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. Пг., 1918.

Сапрыкин С.Ю. Гераклея Понтийская и Херсонес Таврический. М., 1986.

Скржинская М.В. Древнегреческий фольклор и литература о Северном Причерноморье. Киев, 1991.

Стржелецкий С.Ф. Клеры Херсонеса Таврического. К истории древнего земледелия в Крыму. Симферополь, 1961.

Шелов Д.Б. Античный мир в Северном Причерноморье. М., 1956.

Щеглов А.Н. Северо-западный Крым в античную эпоху. Л., 1978.

7) социально-экономические отношения

Блаватская Т.В., Голубцрва Е.С; Павловская А.И. Рабство в эллинистических государствах в Ill — I вв. до н. э. М., 1969.

Бюхер К. Очерки экономической истории Греции. Пг, 1924.

Валлон А. История рабства в античном мире. М., 1941.

Голубцова Е. С. Сельская община Малой Азии III в. до н. э. — lll в. н. э. М, 1972.

Доватур А.И. Рабство в Аттике VI–IV вв. до н. э. Л.,1980.

Зельин К.К. Исследования по истории земельных отношений в эллинистическом Египте II–I вв. до н. э. М., 1960.

Кузищин В.И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990.

Кулишер И.М. Очерк экономической истории Древней Греции. Л., 1925.

Ленцман Я.А. Рабство в микенской и гомеровской Греции. М., 1963.

Мейер Э. Экономическое развитие древнего мира. 3-е изд. Пг., 1923.

Пикус Н.Н. Царские земледельцы (непосредственные производители) и ремесленники в Египте III в. до.н. э. М., 1972.

Тюменев А.И. Очерки экономической и социальной истории древней Греции. Т. I–III. Пг., 1920–1922.

Утченко С.Л., Дьяконов И.М. Социальная стратификация древнего общества. М., 1970.

8) государство, право, общественная мысль

Бергер А.К. Политическая мысль древнегреческой демократии. М., 1966.

Бузольт Г. Очерк государственных и правовых греческих древностей. Харьков, 1894.

Гуторов В.А. Античная социальная утопия. Л., 1989.

История политических и правовых учений. Древний мир/Под ред. B.C. Нерсесянца. М., 1985.

Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л., 1947.

Латышев В. В. Очерк греческих древностей. Ч. I–II. СПб., 1897–1899.

Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977.

Лурье С.Я. История античной общественной мысли. М.-Л., 1929.

Немиривский А.II. Рождение Клио. 2-е изд. Воронеж, 1986.

Нерсесянц B.C. Политические учения Древней Греции. М., 1979.

Фролов Э.Д. Факел Прометея. Очерки античной общественной мысли. 2-е изд. Л., 1991.

9) повседневная жизнь

Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М., 1990.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М, 1988.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.

Женщина в античном мире. Сборник статей/Под ред. Л.П. Маринович, С.Ю. Сапрыкина. М., 1995.

10) литература и театр

Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. М., 1973.

Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

Гринбаум Н.С. Художественный мир античной поэзии. Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

Доватур А.И. Повествовательный и научный стиль Геродота. Л., 1957.

История всемирной литературы. Т. I/Под ред. И.С. Брагинского. М., 1983.

История греческой литературы/Под ред. С.И. Соболевского, Б.В. Горнунга, З.Г. Гринберга, Ф.А. Петровского, С.И. Радцига, М.Е. Грабарь-Пассек. Т. l — III. M., 1946–1960.

Каллистов Д.П. Античный театр. М., 1970.

Кузнецова Т. И., Миллер Т.А. Античная эпическая историография. Геродот, Тит Ливий. М., 1984.

Нахов И.М. Киническая литература. М., 1981.

Радциг С. И. Введение в классическую филологию. М., 1965.

Сахарный Н.А. Гомеровский эпос. М., 1976.

Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978.

Чистякова Н.А. Греческая эпиграмма VIII— 111 вв. до н. э. Л., 1983.

Шталь И. В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983.

Ярхо В.Н. У истоков европейской комедии. М.,1979.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967.

11) мифология и религия

Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М… 1987.

Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М… 1992.

Залюбовина Г.Т. Идеи пантеизма в архаическом мировоззрении древних эллинов. М., 1993.

Зелинский Ф.Ф. Древнегреческая религия. 2-е изд. Киев, 1993.

Иванов В. Дионис и прадионисийство. 2-е изд. СПб., 1994.

Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М., 1957.

Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. 2-е изд. М., 1995.

Мень А. История религии. В 7 т. Т. II, IV, VI. М., 1991, 1992.

Мифология древнего мира. М., 1977.

www.rulit.me

Читать онлайн "История Древней Греции" автора Андреев Юрий Викторович - RuLit

Традиции И. Винкельмана, Ф. Вольфа, Г.Б. Нибура продолжили другие немецкие ученые XIX в. А. Бёк начал собрание и издание сводного корпуса греческих надписей (1825–1859). На основе тщательного анализа слабо привлекавшегося ранее материала надписей он предпринял исследование экономической истории Афин («Государственное хозяйство афинян». В 3 т. 1817–1823). Его ученик К. Мюллер обратил внимание на историю отдельных городов и племен (дорийцев, о. Эгины и др.), греческую мифологию и классическую археологию. Заметный след в европейской науке оставил И. Дройзен, который первым обратился к систематическому исследованию последнего периода древнегреческой истории, начавшегося после походов Александра Македонского на Восток и продолжавшегося до I в. до н. э. Он назвал его эллинистическим («История эллинизма». В 3 т. 1833–1843). Тем самым были раздвинуты рамки греческой истории почти на три столетия (с конца IV по конец I в. до н. э.).

Трудом, обобщающим конкретные исследования многих германских ученых, стала работа Э. Курциуса «Греческая история» (В 3 т. 1852–1867), в которой история Греции была дана в историко — культурном плане, социально-экономические отношения практически игнорировались. К тому же Курциус преувеличивал влияние географической среды на развитие греческого общества, а также крайне идеализировал греческую культуру.

Большой интерес изучение древнегреческой истории вызвало в Англии, стране классического капитализма с сильными парламентскими традициями. В различных столкновениях политических партий (консерваторов — тори и либералов — вигов) широко использовался материал древнегреческой истории, в частности борьба аристократии и демократии, столь характерная для греческих полисов. В конце XVIII и в первой половине XIX в. в Англии раньше, чем в других странах Европы, выходят многотомные сводные труды по истории Древней Греции. Если У. Митфорд, сторонник тори, в своей «Истории Греции» (в 8 т. 1784–1794) восхваляет консервативную Спарту, ее политику и учреждения, то либерал Дж. Грот в своей «Истории Греции» (в 12 т. 1846–1856), напротив, подчиняет все исследование греческой истории прославлению Афин и афинской демократии. Афинская история для Грота — основа всей греческой истории. Преимущественное внимание Грот уделяет политической и культурной истории с элементами социальной и экономической. Исследование самых разных сторон греческой истории, интерес к демократическим институтам, критический метод использования источников, образный и живой язык обеспечили труду Грота почетное место в европейской историографии.

В середине XIX в. была создана оригинальная концепция древнегреческой истории и культуры К. Марксом и Ф. Энгельсом. Они рассматривали историю древнегреческого и древнеримского общества с позиций материалистического истолкования истории — как общество, проходящее стадию общественно-экономической формации, развитие которой определяется рабовладельческим способом производства классического типа. К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли тщательному анализу центральную проблему греческой истории — проблему полиса (города-государства). Они показали особенности античной формы собственности, социальную структуру полиса, специфику аграрных отношений, его государственного и военного устройства. Античный полис, по их мнению, — это особый социально-экономический организм, основанный на античной форме собственности, отличной как от древневосточной, так и германской форм. Это вместе с тем и община земельных собственников, которые в то же время являются полноправными гражданами и воинами. Античная форма собственности представляет собой сосуществование двух видов собственности: частной собственности граждан и общинной (государственной) собственности, принадлежащей всему коллективу граждан.

К. Маркс и Ф. Энгельс подвергли исследованию и другую основную проблему древней истории — проблему рабства, его экономические, социальные и политические аспекты. Они показали структуру рабовладельческого хозяйства, его возможности и ограниченность, характер орудий труда и технического прогресса, особенности раба как работника.

Успехи в изучении истории Древней Греции во второй половине XIX в. были связаны с археологическими открытиями на территории Греции, обильными поступлениями эпиграфического материала и более совершенными методами его обработки. Из археологических работ самыми выдающимися были раскопки Г. Шлимана и В. Дёрпфельда в Трое, Микенах и Тиринфе (1871–1894 гг.) и А. Эванса на Крите (с 1900 г.), которые привели к открытию памятников II тысячелетия до н. э. Если ранее греческую историю начинали с гомеровского периода, т. е. с начала I тысячелетия до н. э., то после раскопок Шлимана и Эванса историю греческой цивилизации стали изучать с III тысячелетия до н. э.

www.rulit.me