Древней руси интересные факты. 25 фактов о «Киевской Руси», которые должен знать каждый русский (1 фото)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Киевская Русь: Интересные факты из жизни правителей. Древней руси интересные факты


Занимательные исторические факты о Древней Руси

 

bigbare  1. Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы — Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.

2. Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.

3. В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.

4. В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. – По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

5. В «Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». В переводе с древнерусского «мысь» — это белка. А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях «Слова» появилось шутливое выражение «растекаться мыслью по древу», что означает вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.

6. У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Поэтому в древности при посеве репы семена не разбрасывали руками, а выплёвывали. Хорошие плевальщики очень ценились, так как эта работа была не из простых.

7. После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».

8. В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.

9. Крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, «на Егория», а расчёт получали осенью, в «Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова «объегорить» и «подкузьмить».

10. Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала — «красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол», невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.

11. В русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.

12. Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.

13. Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.

14. Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка — изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые «холодные сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.

15. Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.

16. Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

17. Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

18. Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

19. В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

20. В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

21. В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

22. В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

23. В древней Руси в сосуд с молоком запускали лягушку, чтобы оно не скисало.24. В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок — «гнаться за длинным рублём».

 

 liveinternet.ru

subscribe.ru

14 фактов о древней Руси: a_tushin

В описываемые времена не было ни русских, ни укураинцев. Были  племена. Которые не осознавали своё этническое и государственное единство. И древлян с кривичами не было. Это были определения учёных греков - летописцев разных племён, (возможно, определения ругательные. Типа как сейчас "чурки", "хачи" и т.д.), населяющих территории тогдашней Руси, самоназвания которых нам неизвестно. А чудь - название славянами предков современных эстонцев.И самого названия "Русь" тоже не было. Его придумали несколько веков позже.1.Государства Киевская Русь никогда не существовало. Этот термин был введён в обиход для временной градации периодов истории Древнерусского государства. (летописи)

2.Первая столица Руси Ладога была основана словенами около 700 года н э. (археология)

3. Из 7 городов Рюриковой Руси, упоминаемых в Повести временных лет, 6 городов находится на территории России, 1 --на территории Беларуси. На украине--нет ни одного. (география, археология, ПВЛ)города Древней Руси:1.Ладога,2.Исборск,3.Белоозеро,4.Новгород,5.Ростов6.Муром7.Полоцк

4.В заключении договора с Рюриком принимали участие кривичи, словене, чудь, весь (полян, древлян, тиверцев и уличей нет--украина в пролёте) (летописи)

5.До завоевания Киева русью, Киев был хазарско-угорской деревенькой. (археология)

6.Слова князя Олега: "Се буде мати городом русскымЪ" означает провозглашения Киева главным городом Руси, а не происхождение руси из Киева. (летописи)

7.Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Святослав, Ярослав приходили из Ладоги и Новгорода и захватывали Киев силой.киевляне же никогда не завоёвывали Ладогу и Новгород на Волхве. (летописи)

8.Тюркское название Киева--Манкерман (записки путешественников)

9.Киев был приграничной крепостью Руси на русско-хазарской границе. Географический центр Руси находился между Смоленском и Москвой. (археология, записки путешественников)

10.Войско Олега состояло из варягов, словен, чуди, меря, весь. После завоевания Киева древляне, поляне, тиверцы и уличи платили дань в пользу словен, кривичей и мери. (летописи)

11. Святая Ольга жестоко поработила древлян (предков украинцев). «…Взя городъ и пожьже и, стареишины же города ижьже и прочая люди, овехъ изби, а другия работе преда мужем своимъ, а прокъ остави ихъ платити дань, и възложи на ня дань тяжьку» (Повесть временных лет).

12. В древнерусский период Киев был застроен срубными русскими избами, а не хатами-мазанками. (археология)

13.Все литературные памятники древнерусской культуры сохранились только на великорусской земле. (летописи)

14. эпическая память о древнерусском периоде сохранилась только в России. (этнография фольклор)

30. хронология событий Древнерусского государства (мой труд)

Оригинал взят у bulochnikov в Причём здесь Киев? Скандинав Вещий Олег вообще хотел перенести свою столицу на Балканы.

a-tushin.livejournal.com

интересные факты о древней Руси « Интересные факты « Мудрые мысли

Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы — Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.

Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.

В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили его не водой, а молоком.

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам.

По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

В «Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». В переводе с древнерусского «мысь» — это белка.

А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях «Слова» появилось шутливое выражение «растекаться мыслью по древу», что означает вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.

У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Поэтому в древности при посеве репы семена не разбрасывали руками, а выплёвывали. Хорошие плевальщики очень ценились, так как эта работа была не из простых.

После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».

В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии.

Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.

Крестьяне до введения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, «на Егория», а расчёт получали осенью, в «Кузьминки».

Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова «объегорить» и «подкузьмить».

Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала — «красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол», невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.

В русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.

Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.

Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.

Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка — изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые «холодные сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.

Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.

Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

Выражение «после дождичка в четверг» возникло из-за недоверия к Перуну, славянскому богу грома и молнии, днём которого был четверг. Мольбы к нему часто не достигали цели, поэтому о несбыточном стали говорить, что это случится после дождичка в четверг.

Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость.

Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной.

Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

В древней Руси в сосуд с молоком запускали лягушку, чтобы оно не скисало.

В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём».

С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок — «гнаться за длинным рублём».

www.animacity.ru

Интересные факты из жизни правителей

Киевская Русь является славянским государством, которое «прожило» на планете Земля с девятого по тринадцатый век нашей эры. Киевская Русь появилась при объединении восточнославянских племенных союзов около Полянского союза, центр которого находился в городе Киев. В ходе изучения истории специалистами были обнаружены некоторые уникальные и очень интересные факты, подробно об истории Киевской Руси можно узнать здесь http://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/4935-drevnerusskoe-gosudarstvo.html, где в подробностях указывается все, что происходило в то время.

 

Интересные факты:

 

1. Киевская Русь является «искусственным» названием, его выдумали специалисты-историки с целью отличать государство от Руси Московской. На самом деле никогда не существовало такого государства, как Киевская Русь, было просто название Русь, при этом свое начало она берет в Новгороде и Ладоге, а не в Киеве.

 

2. Рюрик имеет варяжское происхождение, при этом историки так и не смогли изучить данную личность.

 

3. Олега называют разбойником, так как он обладает норманнским происхождением. По некоторым данным, именно он и занимался тем, что настраивал людей Киевской Руси на мысль о грабежах и убийствах. Наверное все знают, что его называли вещим, но этот факт был опровергнут, это выдумки с целью преобразить образ князя.

 

4. Князь Игорь — наследник Олега. Одно из самых важных событий при его правлении является битва около Матвеевого кургана, где князь проиграл. Интересен тот факт, что князь имел не только конную дружину, но и пешую, которая была направлена на реку Чир. Историки сошлись во мнении, что это связано с войной с Византией, которая по мнению Игоря отрицательно влияла на Русь.

 

5. Княгина Ольга, жена Игоря. Стала довольно загадочной личностью для историков, она является родоначальником политики крестьянства в государстве. Интересно, что некоторые специалисты уверены, что княгиня отправилась в Константинополь, где приняла веру под именем Елена, уже будучи крещеной. Ее крестили в Киеве в 955 году, где церковь уже была распространена. Кроме этого многие историки разгадывают возраст Ольги. На тот момент, когда она выходила за муж за Игоря, ему было 29 лет, и если подсчитать, что на тот момент ей было примерно 20, то ее сын появился на свет когда ей стукнула шестьдесят лет.

 

6. Когда разговор заходит о крестьянстве, то необходимо упомянуть о Владимире Великом. Если опираться на информацию в летописи, Владимир был влюблен в Анну, которая являлась ребенком императора Византии. Император заявил о том, что если Владимир решит принять крестьянство, то тогда он сможет жениться на его дочери. Очень долго Владимир был в сомненьях, но после этого резко стал слепым. Анна попросила принять крестьянство, так как была уверена, что это поможет Владимиру оправиться. Правитель послушался возлюбленную и принял веру со словами: «Я увидел Бога!».

 

 

7. Ярослав Мудрый также является довольно интересной личностью в истории, он старался вести политику настоящего дипломата. Именно этот глава принял решение заниматься развитием культуры на Киевской Руси, начал строить библиотеки, при этом эти библиотеки историками и археологами не найдены и по сей день. По мнению специалистов, именно этот факт помог бы дать ответы на многие интересующие вопросы из истории. Известно только то, что когда шло строительство загородной резиденции для руководителя киевского обкома Постишева, был обнаружен подвал, в котором было огромное количество книг. Все книги выполнены из пергамента, но это великая находка была зарыта, так как работникам нужно было очень быстро завершать процесс возведения, при этом тогда они поклялись, что об этом никто не узнает. Про эту тайну историкам стало известно сравнительно недавно.

 

Русь одна из самых загадочных держав, каждый ее правитель хранил свли секреты и тайны, некоторые из них до сих пор не известны специалистам.

planet-today.ru

Зодчество Древней Руси - интересные факты из истории.

Зодчество Древней Руси — интересные факты из истории.

Зодчество или архитектура Древней Руси имеет достаточно длинную историю. Если исторические данные верны, то условно зодчество Древней Руси можно разделить на два этапа относительно используемых материалов. Первый — это безусловно архитектура работы с деревом, а второй этап — это этап работы уже с камнем. Каменные строения начали возводить примерно к концу десятого столетия нашей эры но можно с уверенностью сказать, что архитектурный опыт работы с деревом не пропал, а напротив стал неотъемлемой частью и для каменных строений. Нельзя также и отрицать того факта, что некоторыми аспектами своего развития архитектура Древней Руси также обязана и Византии, где достаточно активно происходил рост именно в вышеперечисленный момент времени. Тем не менее период работы именно с деревом на территории Древней Руси протекал несколько обособленно и поэтому множество архитектурных приемов и элементов являются нашими собственными, секреты которых, а также умение ими пользоваться передавалось от отца к сыну или непосредственно от мастера к ученику и именно поэтому именно он представляет собой большую ценность. Храмы и церкви того времени возводились только из дерева, и деревянными были все части строения, включая также купола и шатры, а уже после десятого столетия церкви и храмы стали иметь в своем составе либо часть каменной кладки либо практически полностью состоять из камня. Сравнивая дерево и камень нельзя отрицать того факта, что строительство храмов и церквей из дерева было действительно шедеврально красивым. Искусство мастеров Древней Руси по работе с деревом было настолько высоким и технически утонченным, что некоторые храмы довольно внушительных размеров возводились без единого гвоздя или какого другого крепления и крепко стояли не одно столетие. Резьба по дереву того времени также была довольно популярной и изысканной. Отделка деревом внутреннего и внешнего убранства церкви было обычным делом в те далекие времена, тем более что и дома или избы также были деревянными. К примеру пол и стены могли декорироваться разными сортами дерева и иметь вид, отдаленно напоминающий современный паркет где куски самого дерева могли быть различны как по размеру так и по форме. Также были популярны резные картины различной сложности исполнения. Такими произведениями искусства как правило украшались стены, особенно фасадные. Довольно популярными в то время были и резные заборы и в их конструкциях имелось очень много мелкого деревянного декора от чего внешний вид становился еще более красивым и уникальным. Также очень часто фигурный декор присутствовал в составе окон и дверей. По сути, везде где были возможности и средства деревянные части были красивыми и резными. Очень жаль что деревянные постройки хоть и могут простоять довольно длительное время, тем не менее достаточно уязвимы и большая часть древнего архитектурного деревянного наследия уже канула в лета, но некоторые архитектурные ценности того времени дошли и до наших дней, а также достаточно хорошо сохранились в некоторых уголках нашей необъятной страны. Как ни странно но несколько таких архитектурных памятников имеются на территории современной Сибири, в местах где присутствует постоянный холод и они имеют просто превосходный внешний вид. Также некоторые строения, правда периода 15-17 столетия отлично сохранились и на территории центральной части Российской Федерации, которые любой желающий может посетить самостоятельно. Кстати, информацию о хорошо сохранившихся памятниках архитектуры можно посмотреть в специальных справочниках или же в популярных туристических маршрутах, но стоит помнить что некоторые из них теперь музеи или же находятся под охраной. Вот такие вот интересные факты из нашей с вами древней истории. Совсем по другому дела обстоят с каменными постройками. Если говорить о древних, то их до наших дней дошло безусловно больше, а некоторые процветают и являются действующими и по сей день. Конечно в своем декоре, как внутреннем так и внешнем они не могли сравниться или же соперничать с деревянными, поскольку работать с деревом было гораздо удобнее и проще чем с камнем, но каменные строения обладали своими свойствами, которых не было у деревянных. Каменные постройки обладали так необходимой прочностью, были не подвержены естественным коррозийным природным процессам, но в то же время были угловаты и простоваты относительно своей формы. Со временем декор каменных храмов станет утонченным и привлекательным как и сейчас, благодаря развитию технологий, но этот процесс украшательства затянется как минимум на несколько веков, с момента применения камня для построек не только храмов, но и других сооружений. Все же не стоит забывать о том, насколько искусно мастера Древней Руси могли работать с деревом и сколько замечательных строений и обычных домов было возведено именно с применением дерева как основного материала, который кстати до сих пор довольно успешно используется в холодных районах севера, поскольку дерево помимо всего прочего, еще и достаточно хорошо может удерживать тепло. По всем интересующим вас вопросам звоните нам по указанным телефонам или пишите на странице «Контакты».

Share Button

Недавние Новости

kupolhrama.ru

25 фактов о Киевской Руси, которые должен знать каждый русский

1. Государства «Киевская Русь» никогда не существовало. Это вымышленное название было введено в обиход советскими историками в рамках политики дерусификации русской истории.

2. Первая столица Руси Ладога была основана словенами ок. 700 г.

3. В заключении договора с Рюриком участвовали славянские племена словене и кривичи и финские племена чудь и меря (по Новгородской I летописи) или весь (по Повести временных лет).

4. Из городов первоначальной, Рюриковой, Руси (Ладога, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Муром, Полоцк) 6 находятся в России, 1 – в Белоруссии, на Украине – ни одного.

5. Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Святослав, Владимир и Ярослав приходили из Ладоги или Новгорода и захватывали Киев силой. Случаев завоевания в обратном направлении не было.

6. До завоевания Русью Киев был хазарским городом. Его самое ранее документальное упоминание содержится в «киевском еврейском письме» начала Х в. в выражении «кагал Киева».

7. Слова «Се буди мати городом русскымъ», которые летопись приписывает Олегу, означают провозглашение Киева главным городом Руси, а не происхождение Руси из Киева.

8. У Киева было тюркское название – Манкерман.

9. Киев находился на южном пограничье Руси с тюркскими землями. Географический центр Руси находился между Смоленском и Москвой.

10. В войско князя Олега, с которым он завоевал Киев, входили варяги, словене, кривичи, чудь, меря и весь. После завоевания Киева Олег наложил на его население дань в пользу словен, кривичей и мери.

11. Святая княгиня Ольга совершила жестокий геноцид и порабощение предков украинцев – древлян: «…Взя городъ и пожьже и, стареишины же города ижьже и прочая люди, овехъ изби, а другия работе преда мужем своимъ, а прокъ остави ихъ платити дань, и възложи на ня дань тяжьку» (Повесть временных лет).

12. Князь Святослав Игоревич бывал в Киеве лишь несколько раз проездом и заявлял своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве».

13. На северных землях первоначальной Руси Рюриковичи по договору получали от местных властей «дар» (жалование). На завоёванных южных землях Рюриковичи собирали с «примученных» племён дань при помощи полюдья.

14. В древнерусскую эпоху Киев был застроен срубными избами.

15. Повреждение бороды каралось согласно Русской Правде штрафом (краткая редакция: «А во усе 12 гривне, а въ бороде 12 гривне»; пространная редакция: «А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже»).

16. Галицко-волынские дружинники князя Даниила Романовича Галицкого носили большие бороды, за что их задирали поляки: «Ляхомъ же лающимъ, рекущим: “Поженемь на великыи бороды”» (Галицко-волынская летопись в рассказе о битве под Ярославом 17 августа 1245 г.).

17. В 1069 г. великий князь Изяслав Ярославич казнил и ослеплял киевлян, выступивших против его власти: «исече [Кияны]… числом 70 чади. А другыя слепиша, другыя же без вины погуби, не испытавъ» (Лаврентьевская летопись).

18. Одним из авторов «Правды Ярославичей», принятой в 1072 г., был приближённый великого князя Изяслава Ярославича посадник Вышгорода Чудин («Правда оуставлена роуськои земли, егда ся съвокоупилъ Изяславъ, Всеволодъ, Святославъ, Коснячко, Перенегъ, Микыфоръ Кыянинъ, Чюдинъ, Микула»). Брат Чудина Тукы был великокняжеским воеводой.

19. В обоих граффити из Софии Киевской древнерусской эпохи (кон. XI – нач. XII в.), содержащих этноним «русский», он написан с двумя буквами С («Въ великыи четвьрг рака положена бысть Анъдрея роусъскыи кънязь благыи…», «Господи, помози рабе своей Олисаве Святополчей матери русской княгине»).

20. В течение одного столетия (начиная со 2-й четверти XII в.) бытовало понятие «Руси в узком смысле» (Киевщина, Черниговщина и Переяславщина). При этом остальные русские земли Русью называться не переставали.

21. В разгроме Киева в 1169 г. помимо владимиро-суздальских принимали участие смоленские, полоцкие, рязанские, новгород-северские и другие войска, представлявшие большинство русских земель. Андрей Боголюбский в «разгроме Киева Андреем Боголюбским» участия не принимал.

22. В 1203 г. черниговские Ольговичи вместе с половцами подвергли Киев разгрому, какому, по свидетельству киевского летописца, он никогда ранее не подвергался: «…Створися велико зло в Русстеи земли якого же зла не было от крещеныя надъ Кыевомъ. Напасти были и взятыя не якоже ныне зло не сстася» (Киевская летопись).

23. Эпическая память о древнерусском периоде сохранилась только у великороссов. Украинцами и белорусами он был полностью забыт.

24. Все архитектурные памятники древнерусского периода на территории Украины и Белоруссии были разрушены или перестроены до неузнаваемости. В великорусских землях архитектурные памятники древнерусского периода сохранились в своём первозданном виде.

25. Все литературные памятники древнерусского периода сохранились в великорусских землях. На территории Украины и Белоруссии не сохранилось ни одного литературного памятника древнерусского периода.

fishki.net

Интересные факты о Руси - πάπυρος

Раньше на Руси было распространено альтернативное название созвездия Большой медведицы — Конь на приколе (имеется ввиду пасущийся конь, привязанный верёвкой к колышку). А Полярную звезду, соответственно, называли Прикол-звездой.

Старинное выражение «залить за кадык» означало «напиться», «выпить спиртного». Отсюда образовался фразеологизм «закадычный друг», который сегодня употребляется для обозначения очень близкого друга.

В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

В «Слове о полку Игореве» можно встретить строки: «Боян вещий, если кому-то хотел сложить песнь, растекался мысию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». В переводе с древнерусского «мысь» — это белка. А из-за неправильного перевода в некоторых изданиях «Слова» появилось шутливое выражение «растекаться мыслью по древу», что означает вдаваться в ненужные подробности, отвлекаться от основной мысли.

У репы очень мелкие семена: в одном килограмме их больше миллиона. Поэтому в древности при посеве репы семена не разбрасывали руками, а выплёвывали. Хорошие плевальщики очень ценились, так как эта работа была не из простых.

После взятия Казани Иван Грозный, желая привязать к себе местную аристократию, награждал добровольно являвшихся к нему высокопоставленных татар. Многие из них, чтобы получить богатые подарки, притворялись сильно пострадавшими от войны. Отсюда появилось выражение «сирота казанская».

В средневековой Европе в преддверие зимы начинались массовый убой скота и заготовка мяса. Если мясо просто солить, оно теряет свой изначальный вкус. Сохранить его почти в первозданном виде помогают пряности, которые привозили в основном из Азии. Но так как турки монополизировали почти всю торговлю пряностями, их цена была запредельной. Этот фактор был одним из мотивов бурного развития мореплавания и начала эпохи великих географических открытий. А на Руси из-за суровых зим острой необходимости в пряностях не было.

Крестьяне до вве­дения крепостного права на Руси могли переходить от одного барина к другому. Они нанимались на работу весной, «на Егория», а расчёт получали осенью, в «Кузьминки». Во время сделок стороны нередко пускались на всякие ухищрения, а порой и на обман. Отсюда появились слова «объего­рить» и «подкузьмить».

Привычные нам свадебные гуляния в древней Руси были только второй частью ритуала — «красным столом». В первой же части, которая называлась «чёрный стол», невеста ехала в церковь в траурном одеянии. Так совершались ритуальные похороны невесты, потому как свадьба была для неё обрядом инициации во взрослую жизнь, который можно было пройти только через мир мёртвых.

В русском своде законов 14 века «Правосудье митрополичье» встречается описание стоимости домашних животных: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за теля 5 кун, за овцу 5 кун, за жеребца гривна». Учитывая, что гривна равнялась 50 кунам, получается, что кошки и собаки ценились как один вол, 3 лошади или стадо баранов.

Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.

Французский поцелуй (с языком) на Руси назывался татарским поцелуем. Он сильно осуждался церковью и приравнивался к поцелую в половой орган.

Халявой раньше называлось голенище сапога. Нижняя часть сапога — головка — изнашивалась куда быстрей, чем голенище халява. Предприимчивые «холодные сапожники» пришивали к голенищу новую головку. Такие сапоги — пришитые «на халяву» — были намного дешевле новых.

Словом «неделя» раньше обозначалось воскресенье — нерабочий день, когда «не делают», а потом стала называться семидневка. Во многих славянских языках такое название сохранилось до сих пор.

Самого опытного и сильного бурлака, идущего в лямке первым, называли шишкой. Это перешло в выражение «большая шишка» для обозначения важного человека.

Раньше пятница была свободным от работы днём, а, как следствие, базарным. В пятницу, получая товар, обещали в следующий базарный день отдать полагающиеся за него деньги. С тех пор для обозначения людей, не исполняющих обещания, говорят: «У него семь пятниц на неделе».

Выражение «после дождичка в четверг» возникло из-за недоверия к Перуну, славянскому богу грома и молнии, днём которого был четверг. Мольбы к нему часто не достигали цели, поэтому о несбыточном стали говорить, что это случится после дождичка в четверг.

Во время возвышения Московского княжества с других городов взималась большая дань. Города направляли в Москву челобитчиков с жалобами на несправедливость. Царь иногда сурово наказывал жалобщиков для устрашения других. Отсюда, по одной из версий, произошло выражение «Москва слезам не верит».

В старину считали, что душа человека помещается в углублении между ключицами, ямочке на шее. В этом же месте на груди был обычай хранить деньги. Поэтому о бедном человеке говорят, что у него «за душой ничего нет».

В старину отколотые от полена чурки — заготовки для деревянной посуды — называли баклушами. Их изготовление считалось лёгким, не требующим усилий и умения делом. Сейчас мы употребляем выражение «бить баклуши» для обозначения безделья.

В старину деревенские женщины после стирки «катали» бельё с помощью специальной скалки. Хорошо прокатанное белье оказывалось выжатым, выглаженным и чистым, даже если стирка была не очень качественной. Сегодня для обозначения достижения цели любым способом употребляется выражение «не мытьём, так катаньем».

В старину гонцы, доставлявшие почту, зашивали под подкладку шапки или шляпы очень важные бумаги, или «дела», чтобы не привлекать внимания грабителей. Отсюда происходит выражение «дело в шляпе».

В древней Руси в сосуд с молоком запускали лягушку, чтобы оно не скисало.

В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок — «гнаться за длинным рублём».

papyrus-net.livejournal.com