Брак в древнем вавилоне. В Древнем Вавилоне брак считался действительным (*ответ*) при наличии письменного
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Регулирование брачно-семейных отношений в древних государствах Месопотамии. Брак в древнем вавилоне


Брачно-семейные отношения

18

ВВЕДЕНИЕ

Вавилон - знаменитый древний город в Месопотамии, столица Вавилонии; располагался на реке Евфрат, в 89 км к югу от современного Багдада и к северу от Хиллы. На древнем семитском языке его называли «Баб-илю», что означало «Врата бога», на древнееврейском это название трансформировалось в «Бабель», на греческом и латинском – в «Бабилон». Первоначальное наименование города пережило века, и до сих пор самый северный из холмов на месте древнего Вавилона называется Бабиль. На протяжении многих веков город Вавилон – «врата Бога» - считался центром первого «мирового царства», наследниками которого выступали великие империи. Население здесь занималось главным образом рыболовством, скотоводством и земледелием. Развивались ремесла. Каменные орудия постепенно сменялись медными и бронзовыми. Необходимость осушения болот и создания оросительной сети обусловило применение рабского труда в глубокой древности. Рост производительных сил приводил к дальнейшему имущественному и социальному расслоению. Углублению классовых противоречий способствовало развитие обмена с соседними странами, в частности с Эламом, откуда привозили камень, дерево и руду. Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба. Это в свою очередь приводило к централизации и укреплению государственного аппарата, необходимого рабовладельцам для подавления и эксплуатации трудовых масс рабов и бедняков. Так, в царствование Хаммурапи оформляется типичная для Древнего Востока деспотия.

Законы Хаммурапи (фактически судебник) были составлены по некоторым предположениям, в конце, в конце его правления и вобрали законы предшествующих правителей, обычное право и собственные установления Хаммурапи – его указы и типичные решения судебных дел. Обычное право здесь, как и в других районах мира, представляло собой собрание хранимых в народной памяти правил решения имущественных споров или взаимных личных обвинений при общей для заинтересованных сторон уверенности в справедливости в высшей мудрости этих правил. Хаммурапи был удачливым военачальником, администратором и дипломатом. Значительная часть подвластной ему территории была присоединена путем дипломатических усилий, а не военных захватов. Он продолжил украшать столицу империи город Вавилон, расположенный по берегу Евфрата. Впоследствии на протяжении двух тысячелетий это был самый знаменитый из городов Междуречья и всего Древнего Востока. Он как бы оправдывал свое название «Баб-Илу», что означает «врата Бога». По его многокилометровой крепостной стене могли проехать несколько конных повозок. От покрытых синей лазурью ворот, посвященных богине Иштар, дорога вела к храму главного бога и покровителя Вавилона по имени Мардук. Девятисотметровая ступенчатая башня храма Мардука, известная также под именем Вавилонской башни, обрела популярность – вместе с висячими садами, расположенными вдоль крепостной стены, и оранжереями царицы Семирамиды – далеко за пределами страны и упоминается в Библии.                                                                                          Законы Хаммурапи были составлены с учетом расположения мифологических представлений о путях достижения «истинного счастья и доброго правления» (слова из торжественного Пролога к Законам Хаммурапи). Текст Законов был выбит на каменном столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований по имени Шамаш, который считался строгим блюстителем справедливости на Небе («судья богов») и на Земле. Считалось, что все живые существа он «направлял на верный путь». Хаммурапи изображен на этом же камне стоящим перед Шамашем в почтительной позе и дотрагивающийся до регалий высшей власти – жезла и магического кольца. Из-за плеч восседающего на троне Шамаша поднимаются языки пламени, они свидетельствуют о его всемогуществе. Называя себя «царем справедливости», Хаммурапи утверждал в заключительной части Свода законов: «Слова мои изысканы, нет ничего равного моей мудрости, нет соперника у моих деяний». Его мудрость была нацелена на обуздание произвола власть имущих, безмерной жадности богатых и сильных по отношению к тем, кто платил налоги в царскую казну и поставлял войной на царскую службу.                                                                                                         При написании работы ставится цель раскрыть семейные отношения по законам Хаммурапи. Цель ставит задачи дать общую характеристику законам Хаммурапи; исследовать регулирование брачно-семейных отношений и институт наследования. 

  1. Законы царя Хаммурапи – общая характеристика

Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Первая кодификация была создана на втором году правления: это был год, когда царь "установил право стране". Эта кодификация не сохранилась. Известные законы Хаммурапи относятся к концу его царствования. 

«Законы Хаммурапи» были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама) и хранятся в Лувре. Черный базальтовый столб, на котором эти законы были высечены архаической клинописью, очевидно, был захвачен в качестве трофея эламитами. На верху лицевой стороны столба изображен царь, в молитвенной позе стоящий перед богом Солнца Шамашем - покровителем суда, который, восседая на троне, вручает ему данные законы. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.

Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, "чтобы сильный не притеснял слабого". Далее царь перечисляет свои титулы, прославляет свое величие, отмечает благодеяния, которые были оказаны им городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые касаются уголовного права, судопроизводства, нарушения права собственности, прав воинов, права владения недвижимостью, торговли, залогового права, семейного права, членовредительства, работы зодчих и кораблестроителей, найма рабочей силы и рабства. В заключении царь перечисляет свои заслуги перед государством, призывает благословение на голову тех царей, которые будут выполнять законы и посылает грозные проклятья на тех, кто не будет их соблюдать или решиться их отменить.

Всего статей насчитывалось первоначально 282, но на найденном в Сузах столбе нашли до нас только 247; 35 статей, написанных на лицевой стороне столба, были выскоблены, вероятно, по приказу царя-победителя, который, возможно, собирался начертать здесь реляцию о своей победе. Недостающие статьи восстанавливаются на основе фрагметов глиняных табличек, найденных в Сузах и других местах, особенно в знаменитой библиотеке Ашшурбанапала. Кроме того в ряде мест найдены копии кодекса, которыми древневавилонские писцы и судьи пользовались в целях обучения, а также в судебной практике.

При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.

Язык законов – классический Вавилонский диалект аккадского. Введение и заключение составлены в ритмической форме.

Законы несовершенны с точки зрения их полноты, и по своей категоричности они не предусматривают разнообразных явлений жизни.

Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи, в отличие от многих других кодификаций, характеризует почти полное отсутствие сакрально- религиозных мотивировок преступлений и религиозных санкций за их совершение. 

  1. Регулирование брачно-семейных отношений

Законы Хаммурапи включают 282 нормы, на основании которых осуществлялось регулирование определенных общественных отношений в Вавилоне. Значительная часть норм данного закона определяла регулирование брачно-семейных отношений (128-195). 

Законы содержали указания о регулировании брачно-семейных отношений, которые носили патриархальный характер (закрепляли власть домовладыки и неравенство супругов, полное подчинение детей отцу). Без заключения договора брак считался недействительным. Тесть мог требовать от будущего зятя выкуп за дочь, но и был обязан дать ей приданое. В случае смерти мужа, распада семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое обратно. Если муж изменял жене или без основания обвинял ее в неверности, жена могла взять приданое и вернуться к своим родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки. Но из этого не следует делать вывод, что супруги были равноправны. Для мужчины допускалось многоженство. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домохозяин имел огромную власть над членами семьи, мог заставить их трудиться как рабов, продать в рабство, отдать в жрицы свою дочь, отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударил. Брак прекращался со смертью одного из супругов или на основе развода, который был легко осуществим для мужа (в случае болезни жены или если он уличил последнюю в растрате совместного имущества и др.).

Жена была вправе требовать развода лишь в особых случаях: 1) при необоснованном обвинении ее в прелюбодеянии; 2) при нарушении мужем верности или оставлении им дома и местности.

Правовой статус женщины в древнем Вавилоне тесно связан с ее семейным положением. В семье господствует муж. Он ведет общее хозяйство семьи и ему принадлежит право распоряжаться женой. С точки зрения права вавилонскую женщину времен Хаммурапи нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, что она - собственность мужа. С одной стороны замужняя женщина могла иметь свое имущество, распоряжаться собственным, нажитым в браке имуществом, сохраняла право на приданное, могла наследовать после мужа вместе с детьми, а с другой стороны она имела ограниченное право на развод, подчинялась мужу.

Для замужней женщины, пишет З.М. Черниловский, практические возможности независимой хозяйственной деятельности были не велики. Но незамужняя женщина могла при известных условиях (если она пользующаяся привилегиями жрица, если она не состоит под опекой и пр.) действовать вполне самостоятельно и с широким размахом. [10, с.273]

Вавилонский брак скреплялся договором между семьями жениха и невесты или жениха и семьей невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Например, она могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать ее за долги (ст. 151). «Если человек возьмет жену и не заключит письменного договора, то эта женщина – не жена» (ст. 128). Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ст. 175—176).

Одним из распространенных условий брака была выкупная плата («тархатум»), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения («библум»). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы (ст. 159), со стороны тестя – двойную плату того и другого.

Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который "ходит из дома и очень позорит свою жену", давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и, тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее.

Неверность со стороны жены каралась смертью (п. 129). Были установлены подробные правила для рассмотрения обвинений такого рода (п. 130 - п. 136). При определенных обстоятельствах она могла быть и оправдана, например, в п. 134 говорится: "Если человек будет уведен в плен, а в его доме нет средств для пропитания, то его жена может войти в дом другого; эта женщина не виновна". Здесь Хаммурапи поступил мудро, включив в судебник такую статью, ибо в условиях частых войн того времени, пленение, видимо, случалось достаточно часто, а так как большинство семей жило, скажем так, ниже среднего уровня и мужчина был единственным кормильцем, то отсутствие подобной статьи могло бы привести просто к сильному сокращению населения и, соответственно, падению силы государства. При возвращении же война из плена, его жена возвращалась к нему, что сказано в п. 135, но это правило не распространялось на ее детей, рожденных от другого. В этом пункте прямо так и говорится: "дети следуют за их отцами". Это может свидетельствовать о том, что эта женщина могла войти в дом другого человека, уже имея собственных детей, и в случае возвращения своего мужа из плена эти дети, конечно же, уходили назад вместе с ней, но она не могла забрать с собой детей рожденных от человека, который ее содержал все это время. Если же жена в отсутствие мужа могла прокормить себя, но вошла в дом другого, то этот случай приравнивался к измене и, соответственно, карался смертью (п. 133).

Правда эти законы о супружеской неверности распространялись только на женщин, муж же, наоборот мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признавать своими законными детьми (п. 170).

Брак в Вавилоне не считался нерасторжимым. По закону оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Муж не мог покинуть даже больную проказой жену (ст. 142). Он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Но он не мог ввести в дом в этом случае наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Рабыня, однако, не могла "равняться с госпожой" (ст. 146). Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее "в доме в качестве рабыни" (ст. 141).

Особо в законах Хаммурапи говорилось о правосудие в отношении женщин, на характер наказаний наложило отпечаток положение женщины в семье. Закон предусматривает ответственность жены за неверность, распутное поведении её. Так, ст. 129 предусматривает: «Если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то должно их связать и бросить в воду», или ст. 153 гласит: «если жена человека даст умертвить своего мужа из-за другого мужчины, то эту женщину должно посадить на кол». [3, с.157]

Хотя в законах есть упоминание о выкупе за невесту, однако вавилонский брак не был браком-куплей, так как размер приданого был больше чем размер выкупа.

Как уже упоминалось, целью брака было рождение детей и поэтому в случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей по согласованию с их кровными родителями или найденышей (п. 185).

Хотя закон и признает наследование по завещанию, преимущественным способом наследования является наследование по закону. Наследниками являлись не только родные и усыновленные дети и внуки, но и дети от рабыни - наложницы, если отец признавал их своими. Причем отец не имел права лишить наследства сына, не совершившего преступления. Дети обычно становились полноправными лишь после смерти отца и наследования семейного имущества. Законы Хаммурапи и здесь тоже вносят некоторые правовые особенности: так, отец мог лишить сына наследства, если тот дважды совершил тяжелый грех против него (п. 168 и п. 169). "Если он совершил по отношению к отцу тяжкий грех, достаточный для лишения его наследства, они (судьи) должны на первый раз простить его; если же он совершил тяжкий грех во второй раз, то отец может лишить его наследства".

Отец также мог признать детей от рабыни своими собственными детьми, со всеми вытекающими отсюда правами, посредством формулы "Мои дети". И после смерти отца они получали свою долю наследства наравне с законными детьми, но даже если он их таковыми и не называл, они после его смерти все равно получали свободу и их мать тоже, правда, в этом случае они уже не могли претендовать на наследство (п. 170 и п. 171).

Известными имущественными правами пользовалась также и вдова: она получала свое приданное и вдовью долю, если муж дал ее ей. Если же муж при жизни не оставил супруге вдовьей доли, то она получала из наследства долю, подобную доле одного наследника. В любом случае она могла и дальше жить в доме своего мужа, правда не могла распоряжаться им, "отдавать за серебро". Причем ее дети не могли насильно выселить ее из дома (п. 171 и п. 172)

Известны случаи, когда престарелые отцы при жизни передавали детям свое имущество в обмен на обязательство со стороны детей выдавать отцу, пока он жив, определенное содержание. Такие же договоры заключали иногда со своими детьми и матери, очевидно, передавая им свою "вдовью долю " (свое приданое, а также, если были, подарки мужа).

 Вместе с тем закон говорит о некоторой правоспособности замужней женщины.

Жена авилума имела право распоряжаться своим приданым, заниматься ремеслом, торговлей, ростовщичеством, имела довольно широкую гражданскую дееспособность. Закон в какой-то мере охранял ее честь и достоинство. Если авилум без оснований обвинил чужую жену в безнравственном поведении, оклеветал ее и «простер палец», то его надлежало повергнуть перед судьями и обрить ему виски (ст. 127). Изнасилование чужой жены или девушки, проживающей в доме отца, каралось смертной казнью (ст. 130).

Если муж обвинял свою жену в прелюбодеянии, но сам факт не был доказан, жена, дав клятву своей непорочности, могла покинуть его и вернуться в дом отца (ст. 131). В качестве другой, весьма суровой альтернативы доказательства своей невинности жена могла подвергнуть себя водной ордалии. Утонувшая считалась виновной.

За безнравственное поведение жену следовало утопить, бросить в реку, если она, не дождавшись своего мужа из плена, не хранила своего достояния и «вошла в дом другого» (ст. 133) или «была схвачена, лежащей с другим мужчиной» (ст. 129). Жену за убийство мужа сажали на кол (ст. 153). Ее могли приговорить к смертной казни, если она при наличии детей от первого брака без разрешения суда вышла замуж вторично.

По Закон Хаммурапи, положение женщин-вавилонянок, по сравнению с законами шумеров, ухудшалось. Девушка могла появляться на улице и в общественных местах только в сопровождении своих родственников, иначе ее считали «гулящей». В случае изнасилования такой девушки мужчина мог освободиться от ответственности, поклявшись в том, что принял ее за «гулящую». Если дочь не вышла замуж, отец мог передать ее храму на положение блудницы, что не считалось зазорным и постыдным.

В более привилегированном положении находились жрицы, состоящие при храме. Однако там высокие должности получали дочери высокопоставленных родителей. Права жриц и других служителей богини любви Иштар в сфере имущественных отношений мало чем отличались от прав авилум.

Закон Хаммурапи предусматривал большую власть отца семейства над детьми. Он мог продать своих детей в рабство, в долговую кабалу, отдать дочь в храм в качестве жрицы любви, где она становилась проституткой, торговала своим телом, а деньги отдавала храму, что считалось богоугодным занятием.

Если сын ударил своего отца, ему отрубали пальцы (ст. 195). Если приемный сын отрекался от своих родителей, которые его вскормили и воспитали, ему отрезали язык. Отец мог лишить сына наследства, предварительно получив санкцию суда.

Таким образом, Закон Хаммурапи не только закрепил и сохранил большую власть хозяина дома как главы патриархальной семьи, но и усилил ее. Возможно, что обычаи и традиции шумеров, аккадцев, аморитов и других народов, не зафиксированные в Закон Хаммурапи, содержали иные установления в области брачно-семейных отношений.

3. Институт наследования 

Преимущественным способом наследования является наследование по закону. Сыновья, независимо от возраста, наследовали в равных долях. Долю умершего сына получали дети-внуки наследователя, которые также делили ее поровну. Усыновленные участвовали в наследовании на равных основаниях с детьми; это касалось и детей, прижитых от рабыни – наложницы, если они признаны отцом, но только в наследовании движимого имущества. Если же отец не признал детей от рабыни, они не участвовали в наследовании имущества, но во всяком случае после смерти отца они вместе с матерью получали свободу. Дочери при наследовании получали долю, которая была предназначена в качестве приданного. Пережившая супруга жена получала вдовью долю, которая после смерти вдовы переходила к ее детям.

Законам известно и наследование по завещанию: но оно не стало правилом, скорее исключением из правила. К примеру, отец мог лишить сына наследства «за тяжкие грехи» либо, напротив, увеличить его наследственную  долю за счет ущемления интересов других сыновей. Муж мог подарить часть недвижимости (поле, сад) жене в обход прямых наследников-сыновей; этот дар мать, оставшись вдовой, могла не пускать в общий раздел, а передать любимому сыну. Приведенные примеры не являются свидетельством завещательных распоряжений в настоящем смысле слова, и прежде всего потому, что свобода распоряжения собственностью предполагает достаточно высокий уровень развития института частной собственности в обществе, а оно таковым в эпоху Хаммурапи не являлось.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.

Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.     Законы Хаммурапи, как один из наиболее значимых правовых памятников Древнего Востока, дают возможность сформировать нам представление о браке и семье на начальной стадии их развития. В настоящее время невозможно совершенно точно представить себе те брачно-семейные отношения, которые фактически существовали в Вавилоне в XVIII веке до н. э. Тем не менее в силу того, что Законы Хаммурапи были основаны на обычаях и юридической практике, которая сложилась к тому времени, имели казуистический характер, можно предположить, что данные законы не содержали лишь формальные нормы и являлись отражением реальных общественных отношений. Законы Хаммурапи сохранили для нас сведения о первых и самых трудных шагах на пути к правовому регулированию брачно-семейных отношений. Заметно влияние религии, общественных устоев на брак и семью. Нормы Законов Хаммурапи, регулирующие брачно-семейные отношения, имели либеральный характер. В целом, несмотря на то, что семья того времени оставалась патриархальной, в Законы Хаммурапи был заложен принцип о том, что сильный должен уступать слабому. Данные законы повлияли на закрепление принципа справедливости в правовом регулировании, определили путь дальнейшего развития брака и семьи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Артемов В. В. Всемирная история: вопросы и ответы. 1996 / В. В. Артемов [и др.] ; [сост. В. В. Артемов]. - Москва : Дрофа, 1996. – 365

  2. Батыр К.И. «Всеобщая история государства и права» / под ред. К. И. Батыра. М.: «Былина», 1994 - 416 с.

  3. Белявский В.А. тайны Вавилона. – М.: Вече, 2001 - с. 320.

  4. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право) [Текст] /Под ред. П. Н. Галанзы, Б. С. Громакова. - М., 2003. – 490 с.

  5. Дьяконов И.М. История древнего мира. Ранняя древность [Текст] /Под ред. И.М. Дьяконова.- М., 2003. – 470 с.

  6. Ермов М.Т. О царе Хаммурапи и основах его законов [Текст]/ М.Т. Ермов. - М.: Наука, 2005. – 368 с.

  7. Немировский А.И. «История древнего мира» / под ред. А. И. Немировского. М.: «Педагогика», 1981 - 464 с.

  8. Томсинов В.А. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и Средние века [Текст] /Сост. Томсинов В.А. – М.: Зерцало, 2005. – 389 с.

  9. Хрестоматия по истории Древнего Востока [Текст]. - М., 2000. – 437 с.

  10. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. М.,1995. - 576 с.

  11. https://ru.wikipedia.org/wiki/Законы_Хаммурапи

studfiles.net

Кое-что о разводах в Древнем Мире

 Древняя ИндияДревнеиндийские светские и религиозные трактаты («Законы Ману», «Артхашастра», различные эпосы, такие как «Рамаяна», «Махабхарата») дают нам представление об индийской семье «кутумбе», как о большой и патриархальной. Такая семья возглавлялась Отцом, который был при этом также «гуру» - учителем, старшим в семье и руководившим ею. Учитывая патриархальный строй общества в Индии тех времен несложно догадаться, мужчинам принадлежал значительно больший объем прав. Это касалось в том числе и прав в области отношений между супругами. Например, муж имел право на расторжение брака, не смотря на то, что религиозный брак считался священным и неприкосновенным союзом мужчины и женщины, скрепленным по воле Высшей силы.

Так муж мог развестись с женой, если «она его ненавидит». Если жена не рожала мужу детей, то брак мог быть расторгнут на восьмом году совместной жизни, если супруга рожала мертвых детей – расторжение брака могло произойти на десятом году, если же она рожала только девочек – то муж был вправе оформить развод спустя одиннадцать лет с момента свадьбы. В случае супружеской измены расторгнуть брак было нельзя, так, если жена изменила мужу с представителем более высокой варны (сословия), то она восстанавливалась в правах жены после назначенного наказания, если же супруга совершала прелюбодеяние с представителем низшей варны, то ее следовало бросить на растерзание собакам. Развод по инициативе жены производиться не мог, однако светское законодательство было призвано более полно соответствовать реальным жизненным обстоятельствам, поэтому допускало расторжение брака по взаимному согласию супругов, а также в случае, если один из них испытывал страх перед другим.Древний ЕгипетОбщественные отношения Древнего Египта характеризовались достаточно высоким положением женщины в обществе, в целом, и в семье, в частности. Поэтому сначала обычай, а потом и закон наделял обоих супругов правом на расторжение брака. Если развод инициировал муж, то жене надлежало отдать часть ее приданого, а также часть (по данным некоторых ученых, одну треть) имущества семьи. Если же расторгнуть брак хотела жена, закон также предусматривал, что она в праве получить некоторую долю семейного имущества.

Древний ВавилонВ Древнем Вавилоне брак представлял собой договор, как правило, между родителями жениха и невесты, и воля самих брачующихся при этом большой роли не играла, так как брачный возраст был достаточно низким, например, для девочек он составлял 7-8 лет.Развод, для мужчины был допустим в следующих случаях: если жена оскорбляла мужа, унижала его достоинство, разоряла семью. При этом муж мог ее прогнать, не выплачивая ей какой-либо доли от приданого. Если же супруг не хотел прогонять жену, то она становилась рабыней, а муж мог повторно жениться. Также супруг имел право расторгнуть брак, если жена не рожала детей. Альтернативой разводу здесь служила возможность мужа взять себе наложницу. Однако если жена привела в дом рабыню, которая родила от супруга детей, то он не мог ни развестись, ни взять себе наложницу.Женщина могла расторгнуть брак и уйти к другому мужчине, если супруг попал в плен, и у жены не осталось средств для существования. Но если муж освобождался из плена, жена должна была вернуться к нему. Также женщина имела право на развод, если сыновья притесняли ее и оскорбляли.  При этом она забирала преданое и возвращалась к отцу.Древний РимРимское право – уникальная правовая система, которая легла в основу современных правовых семей, таких как романо-германская и англо-саксонская семьи, на его основе были созданы системы права большинства государств на нашей планете. Вклад римских ученых в развитие юриспруденции невозможно переоценить, потому что он по истине колоссальный. Поэтому несколько слов уделить семейному праву Древнего Рима мы просто обязаны.Римское право различало два вида брака: «cum manu» и «sine manu». В первом случае жена переходила под власть мужа-домовладыки, именуемого Pater Familias. Развод при таком виде брака мог производиться только по инициативе мужа.Если супруги заключали брак «sine manu», то жена оставалась либо под властью своего отца, либо самостоятельным лицом. Такой брак необходимо было возобновлять ежегодно. Если женщина прожила в течение года в доме у мужа, то она переходила под его власть. Чтобы этого избежать, ей нужно было раз в год на три ночи покинуть дом супруга. Расторжение такого брака происходило при согласии сторон, а также по заявлению мужа или жены.

Древний ИзраильВ Древнем Израиле муж имел право по своей инициативе расторгнуть брак с женой. Процедура происходила следующим образом: супруг должен был направить супруге письмо, содержащее сообщение о разводе «сефер критут». После вручения такого письма муж отсылал супругу из дома. Женщина при этом возвращалась в дом своего отца, дети же оставались в доме бывшего мужа. Предполагается, что при расторжении брака муж обязан был выплатить жене некоторую денежную компенсацию.

tiffany-in-love.livejournal.com

Брачно-семейные отношения в древности

Содержание 

1. Введение……………………………………………………………....2

2.Брачно-семейные  отношения в Древнем Вавилоне………………...3

3. Брачно-семейные  отношения в Древнем Египте………………......4

4. Брачно-семейные  отношения в Древней Индии…………………...6

5. Брачно-семейные  отношения в Древнем Китае……………………7

6. Брачно-семейные  отношения в Древней Греции…………………..8

7. Брачно-семейные  отношения в Древней Спарте…………………...9

8. Брачно-семейные  отношения в Древнем Риме…………………….10

9. Брачно-семейные  отношения в Древней Руси……………………..12

10. Заключение………………………………………………………….15

11. Список литературы…………………………………………………16                 

1.Введение 

      Семья является одним из фундаментальных  институтов общества, придающим ему  стабильность и способность восполнять население в каждом следующем  поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной ячейкой общества. Чем выше культура семьи, тем выше культура всего общества. Семья – это один из механизмов самоорганизации общества, с работой которого связано утверждение целого ряда общественных ценностей. Поэтому семья сама имеет ценностное значение и встроена в общественный прогресс.

      Во  всех древнейших цивилизациях семья  была главным институтом общества. Основной функцией семьи в древности  было воспроизводство населения, но также она выполняла экономическую, хозяйственно-бытовую, социально-статусную функции. Однако, типы брака и семьи в древнейших цивилизациях различны. Чтобы понять, в чем состоит это различие, необходимо изучить особенности регулирования брачно-семейных отношений древнейшими государствами.             

2. Регулирование  брачно-семейных отношений в Древнем  Вавилоне 

     Возникновение городской цивилизации, развитие навыков  письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившиеся  в Древнем Вавилоне. Брачно-семейные отношения детально регламентировались законами Хаммурапи, поскольку семья была первичной производственной единицей. Патриархальная вавилонская семья находилась под властью домовладыки – отца или мужа. Брак не был сословным, допускались смешанные браки свободных и рабов. Брак был действительным при наличии письменного договора и сопровождался принесением со стороны жениха брачного дара, а со стороны невесты – приданого. Брак, таким образом, являлся экономической сделкой, определенным контрактом между мужем и женой. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением. Жених платил выкуп за невесту, в который довольно часто входил участок земли, становившийся в дальнейшем для молодых супругов основой их хозяйства.

     Положение супругов было неравноправным, поскольку основывались на главенстве мужа. Так, для мужчины допускалось многоженство в случае бесплодия жены, и после выбора второй жены и привода ее в дом первая жена не могла этому препятствовать, хотя в принципе закон охранял моногамную семью. Муж не мог ввести в дом наложницу, если жена предлагала ему рабыню. Целью этого брака являлось рождение детей, которые унаследуют семейное имущество, и будут поддерживать культ предков. Также в случае бездетного брака выход искали и в усыновлении чужих детей по согласию с их кровными родителями или найденышем.

     Закон жестоко карал женщину за дурное обращение с мужем и расточительство. Если жена была уличена на месте  прелюбодеяния, ее могли утопить  вместе с соучастником. Однако закон  не предусматривал таких же мер в отношении супруга. Смертной казнью он карался лишь в том случае, если соблазнил жену свободного человека, хотя если муж этой женщины хотел простить ее, то ему тоже могли сохранить жизнь. Закон признавал возможность усыновления детей от рабыни. Домовладыка имел огромную власть над членами семьи: мог заставить их трудиться, как рабов, продать в рабство. Отдать в жрицы свою дочь, в отдельных случаях он имел право отсечь сыну пальцы рук, если последний его ударит, отрезать язык – за злословие на родителей. Однако Законы ограничивали власть домовладыки: он не мог лишить сына права наследования даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды.

     Законы  защищали права замужней женщины. В  случае измены или смерти мужа, распада  семьи не по вине жены ей разрешалось взять свое приданое и вернуться к родителям. В отдельных случаях жена имела право заключать имущественные сделки и пользоваться некоторой гражданской правоспособностью. Так, после смерти мужа она распоряжалась семейным имуществом до совершеннолетия детей. Однако развод для женщины или вторичное замужество вдовы были сопряжены с трудностями.

      В Древнем Вавилоне было известно наследование по завещанию и наследование по закону. Преимущественным способом передачи родительского  имущества было наследование по закону. В этом случае имущество оставалось в семье. Завещательная свобода возникает на более высоком уровне развития. Право наследования имели дети обоего пола как собственные, так и усыновленные и дети от рабыни-наложницы. Однако некоторое преимущество отдавалось сыновьям. 

      3. Брачно-семейные отношения в Древнем  Египте 

     В Древнем Египте семейно-брачные  отношения были основаны на равном статусе мужчины и женщины. Вступление в брак означало заключение договора, где муж и жена оговаривали свои права и обязанности, правовой режим владения имуществом, полученного женой в виде приданого.

     Семья характеризовалась пережитками  матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое  положение в семье. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями.

     Хотя  в Египте была моногамия, для фараона  и вельмож делались исключения. В  Древнем Египте не было запрета на инцест. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты. Помимо главной жены – единокровной или родной сестры, египетские фараоны имели несколько второстепенных жен и наложниц. Дети от всех этих жен могли претендовать на престол, но принцип первородства был при этом традиционно решающим.

     Правовое  положение женщин было достаточно высоким, что находило отражение в свободе разводов с обеих сторон, женщина могла владеть и отчуждать собственность, быть стороной в договоре, вести дело в суде, изготовлять завещание. При содействии отца или мужа она могла выступать свидетелем.

     Наследование осуществлялось по закону: собственность обычно переходила старшему сыну. Были времена, когда дети получали равные наследственные доли. В отсутствие детей жена становилась единственной наследницей. У древних египтян была также возможность обойти предписания закона путем составления особого завещания, официально регистрируемого в пользу тех или иных своих детей, в том числе и дочерей.

     На  детей как наследников возлагались  расходы по захоронению своих  родителей, даже если об этом ничего не говорилось в завещании. Дети традиционно  обязывались также ухаживать  за могилами родителей. С этой целью  кто-то из членов семьи назначался ответственным по уходу за могилой и наделялся постоянным или временным материальным фондом, которым он обладал и пользовался только по назначению и который не мог распределять между своими детьми.

4. Брачно-семейные  отношения в Древней Индии 

      Брачно-семейные отношения в Индии регулировались законами Ману. Патриархальная семья, включающая несколько поколений родственников, живших вместе, была первичной социальной группой древнеиндийского общества. Во главе семьи стоял муж, управляющий имуществом, обладающий огромной властью над женой и детьми. Статус женщины был зависимым и приниженным, она всегда должна была находиться под властью мужчины. Так, в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа – под властью сыновей, ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетелей. Брак был сословным и рассматривался в качестве «вечной дхармы мужа и жены», провозглашавшей «взаимную верность до смерти». В Древней Индии было восемь форм брака, свойственных конкретной Варне (покупка невесты; брак по любви без согласия отца и матери; похищение невесты; выдача невесты, наделенной приданым, и т.д.). Положение мужа и жены не было равным. Муж обладал преимущественными правами: мог иметь нескольких жен, развестись с женой, продать ее, свободно распоряжаться имуществом. Напротив, жена имела лишь обязанности, главная из которых – послушание и уважение мужа. Жена не могла развестись, покинуть семью, ей нельзя было вступать в брак с мужчиной из более низкой касты, она не обладала собственностью, а за измену могла быть казнена. Главное назначение женщины состояло в рождении и воспитании детей.

      Индусское право знало наследование имущества  только по закону. После смерти отца имущество переходило по мужской лини к старшему сыну, который становился опекуном матери и младших братьев. Дочери от наследования устранялись, им выделялась ¼ часть имущества для приданого.  

5. Брачно-семейные  отношения в Древнем Китае 

      Брачно-семейные отношения в Древнем Китае регулировались нормами морали (ритуала). Для Древнего Китая характерна большая патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений с абсолютной властью отца (домовладыки), с многоженством и культом предков. Во главе патриархальной семьи стоял отец (фу), которому подчинялись все члены семьи. Он был собственником имущества и его решения не могли оспариваться членами семьи. Отец мог продать детей (кроме старшего сына), наказать, убить.

     Семейная  политика в Древнем Китае, как и законодательство, менялась в зависимости от господствующей идеологии. Конфуцианство и легизм по-разному трактовали место и роль семьи. Легисты выступали против больших патриархальных семей, которые были основой сепаратизма местных правителей. Напротив, конфуцианство связывало достижение гармонии и порядка с устойчивостью больших семей, которые функционируют на основе человеколюбия – жэнь, органично сочетающего «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям».

     Главной целью брака считались соблюдение культа предков и возможность продолжить свой род. Отсутствие потомства было проявлением непочтительности к предкам. Традиционное право Китая устанавливало ряд требований, в соответствии с которыми заключались браки: 1) согласие родителей жениха и невесты, нарушение которого влечет уголовное наказание; 2) ритуал сватовства и молебен в храме предков как обязательная форма заключения брака; 3) соблюдение границ возраста брачного совершеннолетия: для мужчин с 16 до 30 лет, для женщин с 14 до 20 лет; 4) запрет браков между родственниками (хотя в Древнем Китае в иньский и чжоуский периоды запрета на инцест не было и браки между родственниками были обычным явлением).

     Государство вмешивалось в семейные отношения, следило за тем, чтобы все эти  условия соблюдались. Специальный чиновник составлял списки лиц, достигших верхних пределов брачного совершеннолетия, и выступал в роли свахи. Брак был сословным: свободный, взявший в жены рабыню, наказывался, как вор. Положение супругов не было равноправным, несмотря на декларирование моногамной семьи по принципу: «один муж – одна жена», муж имел право, в случае бесплодия жены, иметь жен и наложниц, число которых определялось социальным статусом мужчины. Муж был собственником семейного имущества, а жена была лишена его. Существенно были ограничены ее наследственные права, поскольку имущество после смерти мужа переходило к старшему сыну. Традиционное право Китая отстаивало свободу развода и даже поощряло его в случае нарушения супружеского долга с обеих сторон. Под этим подразумевались не только супружеская неверность, но и болтливость жены, ее бесплодие, а также оскорбление, побои, ранения, нанесенные одному из супругов или его родственникам. В соответствии с этим родственники сами могли инициировать процедуру развода. 

     6. Брачно-семейные отношения в Древней  Греции 

     Вступление  в брак в Афинах считалось обязательным, уклонение от женитьбы морально осуждалось и рассматривалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к ненормальным или больным. Брак заключался посредством договора между главами семей, с уплатой женихом приданого за невесту. Разрешался брак между дядей и племянницей, между родным братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. Афинское право признавало моногамную семью, в которой власть отца (домовладыки) была практически неограниченной. До реформы Солона отец мог продать детей в рабство. Обвинив сына в непослушании, непочтительности, совершении позорящего поступка, он мог лишить его наследства, а дочь выдать замуж по своему усмотрению. После замужества женщина находилась под властью отца и под властью мужа. Права мужа были значительно шире, чем жены. Ему разрешалось иметь в своем доме наложниц, предоставлялась свобода развода, право владения имуществом после отца. Напротив, положение женщины было приниженным: она не могла заключать сделки, не обладала свободой развода, а застигнутая с любовником, могла быть безнаказанно убита мужем.

     Наследование  осуществлялось по закону и по завещанию. Наследниками в первую очередь являлись сыновья, дочери могли получить наследство лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные дети наследниками отца не были. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Солон вводит наследование по завещанию, которое возможно в случае отсутствия законнорожденных сыновей. Завещательной правоспособностью не обладали несовершеннолетние, женщины, физически больные люди, приемные дети. 

     7. Брачно-семейные отношения в Древней  Спарте 

     Брачно-семейные отношения в Древней Спарте очень  строго регулировались. Спартанец вступал в брак, когда ему разрешала община. Спартанские мужчины и женщины принимали участие в брачном ритуале, который начинался инсценированным похищением невесты в ее новый дом. Жених, однако, до достижения тридцатилетнего возраста продолжал жить в солдатском бараке, лишь по ночам ускользая из казармы к жене. Еще более удивительным было то, что до шестидесяти лет он должен был питаться вместе со всеми солдатами. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был крепкий, здоровый мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

stud24.ru

Брак и сексуальные отношения. Величие Вавилона. История древней цивилизации Междуречья

Брак и сексуальные отношения

Брак (во всем шумерском и вавилонском обществе) был моногамным, в том смысле, что мужчина мог иметь женой только одну женщину, которая имела соответствующий социальный статус. С другой стороны, не считалось бесчестьем обращение к храмовым проституткам или содержание наложниц. Когда рабы стали частной собственностью, женщины-рабыни в основном были именно наложницами. Став наложницей, рабыня не меняла своего социального статуса и не получала автоматически свободу. Ее отпрыски тоже оставались рабами, если только хозяин не признавал их своими детьми официально. Свободный человек – предположительно, холостяк (если таковые имелись в вавилонском обществе), или вдовец, или даже женатый человек, имеющий покорную жену, – мог поставить рабыню во главе своего домашнего хозяйства, но это не поощрялось. Хозяйка и второстепенные женщины в доме не всегда жили дружно и могли превратить жизнь несчастного мужчины в ад. Существовала примета: «Если... и жена соглашается, хозяйство будет идти гладко».

Вероятно, обратное было отнюдь не редкостью. Библейский пример несогласия двух женщин в доме – Агарь и Сара (Быт., 16: 4 – 6).

Из пословиц и примет известны некоторые детали сексуальных отношений людей Месопотамии, но, к сожалению, таблички с приметами сильно повреждены, а пословицы слишком трудны для понимания из-за лаконичного стиля. Тем не менее мы приходим к выводу, что нормальное поведение и типичные извращения (такие, как содомия, лесбиянство, трансвестизм и куннилингус) были так же распространены в Древней Месопотамии, как и в современной Европе. Несогласованность, хорошо знакомая современному обществу, такая как импотенция и преждевременная эякуляция, также была отлично известна в Вавилоне. Между тем, несмотря на все сказанное, а также существование проституции, гомосексуализма и наложниц, супружеское счастье было отнюдь не редким. Шумерская поговорка упоминает о гордом муже, который хвастается, что жена родила ему восемь сыновей и все еще готова к брачным отношениям. Обычной позой при сексуальном контакте, судя по всему, была поза лицом к лицу, когда женщина лежит на спине, но другие позы тоже имели место (см. фото 73, где сексуальные отношения были частью культа). Текст упоминает о жрице, позволяющей сексуальный контакт per anum[26].

Нет никаких свидетельств того, что обрезание играло какую-либо роль в религии шумеров, вавилонян или ассирийцев. Такая практика, похоже, существовала, но только у западных семитов и хамитов (египтян и их сородичей). Интересно, что каменная модель фаллоса, которая, очевидно, использовалась в каком-то культе, найденная в Тепе-Гавре, в слое, относящемся к протолитературному периоду, обрезана. Это может быть результатом раннего влияния западных семитов в Тепе-Гавре и определенно доказывает, что (с позволения фундаменталистов) обрезание, как религиозная практика на Древнем Ближнем Востоке, предшествовало и Моисею и даже Аврааму.

Статус женщин в ранних шумерских городах-государствах определенно был выше, чем стал впоследствии. Они могли поступить на службу в храмы, не обязательно становясь жрицами или проститутками, и, как мужчины, получать наделы. Жены некоторых правителей, таких как Урукагина, занимали очень высокое положение, впрочем, то же самое можно сказать о женщинах некоторых ассирийских царей, когда место женщин в обществе не изменилось. Судя по некоторым намекам, в самом начале развития шумерского общества женщины имели более высокий статус, чем в период расцвета шумерской культуры. Этот вывод основывается на факте, что в ранней шумерской религии высокое положение занимали богини, которые впоследствии исчезли «со сцены», став супругами богов. Подземным миром изначально безраздельно правила богиня, и миф объясняет, как она взяла себе супруга (см. главу 10). В ранних мифах богини принимали активное участие в советах богов. Есть предположение, что одно время даже практиковалось многомужество, потому что реформы Урукагины касались женщин, которые взяли более одного супруга. Многие ученые не согласны с этим, утверждая, что имеется в виду повторный брак вдов, но шумерский текст не поддерживает этого заключения.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Эссе. Брак и семья в законах Хаммурапи - История права

       Законы Хаммурапи включают 282 нормы, на основании которых осуществлялось регулирование определенных общественных отношений в Вавилоне. Значительная часть норм данного закона определяла регулирование брачно-семейных отношений (128-195). Содержание данных норм позволяет выявить типические черты института семьи в Вавилоне, проанализировать положения о порядке заключения брака, условиях его расторжения, определить правовой статус мужа, жены, детей.

       Типические черты института семьи в Вавилоне. Отношения в семье были патриархальными.Статус женщин был не намного выше положения домашних рабов. Тем не менее проявлялась тенденция к ослаблению власти мужа над женой, отца над детьми. Закон позволял рабу жениться на дочери свободного человека (175-176). Принято считать, что семья в Вавилоне была моногамной, но это не совсем так. Мужу не запрещалось иметь наложниц.  В качестве наложниц выступали рабыни. Наложница не имела статуса жены, статус первой был гораздо ниже, но при этом муж мог признать детей, рожденных от рабыни, своими(170). Мужчина при определенных обстоятельствах имел право взять вторую жену. Например, в случае недостойного поведения жены (141), в случае женитьбы на женщине, которая не родила ему ребенка (145), в случае болезни жены (148).Семья была гетерогенной, в законах отсутствуют какие-либо сведения об однополых союзах. Ряд норм свидетельствует о случаях интимной связи между отцом и дочерью, матерью и сыном, уже в то время данные явления вызывали общественное порицание и законом рассматривались в качестве преступления, за которое следовало строгое наказание (154-158).

       Условия и порядок заключения брака. Браком считались только те отношения между мужчиной и женщиной, которые основаны на договоре. Договор заключался между мужчиной и женщиной, которые вступают в брак (128): «если человек взял жену и не заключил с ней договора, то эта женщина - не жена». Вряд ли воля женщины на заключение брака учитывалась. Реальное содержание договора определялось женихом и семьей невесты. Фактически сторонами брачного договора были не жених и невеста, а жених с одной стороны и отец невесты - с другой. Только отец мог отказать человеку в заключении брака с его дочерью (160). Условием заключения брака было внесение женихом выкупной платы семье невесты, но это условие было не обязательным (139). Невеста имела приданное, которое было больших размеров чем выкупная плата жениха. Выкупная плата жениха представляла собой задаток. В случае нарушения женихом условий брачного договора выкупная плата (задаток) оставалась у семьи невесты, а в случае нарушения брачного договора со стороны семьи невесты, последняя возвращала выпуклую плату (задаток) в двойном размере. Таким образом об условиях заключения брака можно узнать только из норм, содержащихся в  статье 128 и статьях 159-164 . Законы Хаммурапи не устанавливают возрастного ценза для супругов. В законах не указаны обстоятельства, которые препятствуют заключению брака.

       Условия расторжения брака. Брак может быть расторгнут по воле одной из сторон. Обстоятельства, которые являются основанием для расторжения брака, у мужа и жены были различными.     

       Законы Хаммурапи предусматривают несколько причин, по которым брак может быть расторгнут по инициативе мужа. Муж не мог оставить жену, которая не родила ему детей, при этом он должен был вернуть ей приданное и выплатить серебром сумму равную выкупу (138). В том случае, когда выкупа не было муж выплачивал одну мину серебра (139), а муж - мушкенум выплачивал половину мины серебра. Муж мог оставить жену без каких - либо имущественных последствий для себя в том случае, когда жена позорила мужа и всячески выражала свою неприязнь к нему (141). По своей воле человек  был вправе оставить наложницу (шугетум), а если у них есть общие дети, то наложница имела право на часть имущества этого человека (137).   Муж не мог оставить больную проказой жену, он имел право взять другую жену, но был обязан содержать свою больную жену, а последняя имела право жить в доме мужа либо получить возмещение своего приданного и вернуться в дом отца (148-149).

       Допускается расторжение брака по инициативе жены. Это возможно в том случае, если муж очень унижал жену, изменял ей, а она была ему при этом верной женой (142). Наличие данных обстоятельств женщина должна доказать «кварталу», если ей этого не удастся сделать, то ее ждет суровое наказание(муж имеет право утопить свою жену; 143), поэтому скорее всего содержание этой нормы имеет лишь формальный характер и ей вряд ли пользовались жены. Тем не менее указанная выше норма довольно либеральна для того времени. В том случае если человек бежал из своего поселения и оставил свою жену, жена имела право расторгнуть брак независимо от того вернется ли этот человек в поселение или нет (136).

       Строгое наказание предусматривалось за измену женой. Муж мог утопить неверную жену (129). Жена признавалась невиновной, если ее изнасиловали (130). Изнасилование определялось как преступление, за совершение которого преступника убивали.

       Семья для жителя Вавилона имела большое значение. Семья давала возможность мужчине оставить после себя наследников, продолжателей рода. Положению детей в семье, их имущественным правам уделялось особое внимание в вавилонских законах.

        Дети могли наследовать как по закону, так и по завещанию. Правом наследовать имущество отца обладали сыновья, дочери же не наследовали имущества своих родителей. Закон предусматривал исключение, если у отца были одни только дочери, то они наследовали имущество, но впоследствии были обязаны передать данное имущество в собственность свои сыновьям (176). Если дочку отдавали в храм, где ее посвящали в жрицы для служения богам, то ее отец давал ей  приданное. Дочь имела право собственности на то имущество, которое составляло приданное, в том случае, если отец составлял об этом соответствующий документ (183). В том случае, если указанный выше документ отсутствовал, то данное имущество наследовали сыновья. Последние обязаны были возместить стоимость данного имущества своей  сестре (178-179; 184). В том случае если дочери, которая являлась надитум, кадиштум или кульмашитум, отец не оставлял приданного, то после его смерти она приобретала право пожизненного пользования на часть наследственного имущества (180-182). Отец мог подарить свое недвижимое имущество любимому сыну, тогда такое имущество не входило в состав наследственной массы, остальное же имущество делилось поровну между всеми сыновьями (165). Отец не мог просто так лишить сына наследства. Лишение наследства допускалось только в случае двукратной тяжкой повинности со стороны сына (168-169).

        Сыновья от разных браков, имеющие общего отца, наследовали приданное своих матерей, а имущество отца наследовали в равных частях (167).  Сыновья от разных браков, имевшие общую мать, наследовали ее приданное в равных частях (173). Сыновья не наследовали имущество от отчима или от мачехи (174).

       Законы Хаммурапи предусматривали такую форму принятия в семью детей как усыновление. Было два вида усыновления. Первый вид, когда усыновление осуществлялось семьей, которая не могла иметь детей, в этом случае целью усыновления было продолжение рода. Второй случай, когда усыновление осуществлялось человеком для приобретения рабочих рук, тогда за усыновляемым сохранялось право на получение обязательной доли в наследстве от того человека, который его усыновил. Обязательная доля составляла одну треть от движимого имущества усыновителя (191).

       Закон устанавливает случаи, когда за ребенком сохранялось право вернуться в родную семью (185 - 190).

       Особый порядок наследования был установлен для сыновей, рожденных рабыней. Если отец признавал этих детей своими и относил их к сыновьям супруги, то они наследовали имущество на общих основаниях, также как и сыновья, рожденные от супруги (170). Если отец не признавал сыновей, рожденных от рабыни своими, тогда они не наследовали имущества после смерти отца, но тем не менее рабыне и ее сыновьям предоставлялась свобода.

       В Законах Хаммурапи есть определенная связь между дарением и наследованием имущества. Муж / отец мог подарить свое имущество жене / сыну / дочери, такое имущество не входило в состав наследства. Для того чтобы договор дарения был признан действительным его необходимо заключать в письменной форме. Если муж не дарил имущества жене, то она имела право на имущество, оставшееся после смерти мужа, наравне со своими сыновьями (172).

       Супруги совместно отвечали по имущественным обязательствам, возникшим после заключения брака (152). Муж имел право отдать за долги свою жену / детей в рабство сроком на три года (117). Супруга еще до заключения брака могла получить от будущего мужа документ, содержащий правило о том, что ни один из супругов не отвечает по имущественным обязательствам друг друга, возникшим до заключения брака (151). Следует отметить, что Законы Хаммурапи не указывают конкретный момент, после которого брак считается заключенным.

       Законы Хаммурапи, как один из наиболее значимых правовых памятников Древнего Востока, дают возможность сформировать нам представление о браке и семье на начальной стадии их развития. В настоящее время невозможно совершенно точно представить себе те брачно-семейные отношения, которые фактически существовали в Вавилоне в XVIII веке до н. э. Тем не менее в силу того, что Законы Хаммурапи были основаны на обычаях и юридической практике, которая сложилась к тому времени, имели казуистический характер, можно предположить, что данные законы не содержали лишь формальные нормы и являлись отражением реальных общественных отношений. Законы Хаммурапи сохранили для нас сведения о первых и самых трудных шагах на пути к правовому регулированию брачно-семейных отношений. Заметно влияние религии, общественных устоев на брак и семью. Нормы Законов Хаммурапи, регулирующие брачно-семейные отношения, имели либеральный характер. Об этом свидетельствует наличие у жены определенных прав и гарантий, которые обеспечивали данные жене права.  Законы Хаммурапи установили более высокий правовой статус для жены и детей. В целом, несмотря на то, что семья того времяни оставалась патриархальной, в Законы Хаммурапи был заложен принцип о том, что сильный должен уступать слабому. Данные законы повлияли на закрепление принципа справедливости в правовом регулировании, определили путь дальнейшего развития брака и семьи.

 

      

         

mylawsuit.ru

Регулирование брачно-семейных отношений в древних государствах Месопотамии

Месопотамский брак скреплялся договором между семьями жениха и невесты или жениха и семьей невесты. Брак в Месопотамии не считался "священным и нерасторжимым".

Жизнь человека в Древней Месопотамии не считалась полной, если у него не было хорошей жены и нескольких детей. Патриархальные отношения в семье здесь сохранялись в течение длительного времени, они особенно ярко выражены в праве Древней Ассирии.

Вместе с тем процессы разрушения больших патриархальных семей затронули во II тысячелетии до н.э. почти все месопотамское общество. В Вавилоне, кроме того, проявилась больше, чем в Ассирии, тенденция ослабления власти мужа над женой, отца над детьми. Так, например, по САЗ из-под патриархальной семейной власти могли выйти только блудницы, храмовые проститутки, разведенные женщины, вдовы, если при этом в семье не оставалось ни одного мужчины, способного осуществить эту власть. После смерти мужа женщину мог взять в жены свекор, братья мужа и даже пасынок (САЗ, 45, III). Только при отсутствии всех этих брачных возможностей она объявлялась вдовой и могла "ходить куда хочет". Жена была лишена дееспособности. Например заклад ею семейной собственности расценивался как кража у мужа, ее безнаказанно мог истязать муж.

С точки зрения права вавилонскую женщину II тыс. до н.э. нельзя назвать полностью беззащитной, хотя в общественном сознании ее роль еще долго сводилась к тому, чтобы быть собственностью мужа. В Вавилоне женщина могла быть свидетелем, жрицей, могла владеть имуществом и заниматься торговлей. Иным, чем в Ассирии, был ее статус в семье.

Так, месопотамский брак скреплялся договором между семьями жениха и невесты или жениха и семьей невесты, но на содержание его в Вавилоне могла оказывать влияние и женщина. Она, например, могла потребовать особого договора с будущим мужем, лишавшего его права закладывать ее за долги (ЗХ, 151).

Ни ранний возраст невесты, ни отсутствие согласия женщины не были препятствием для заключения брака. В ряде случаев, как уже говорилось, не было препятствием к браку и рабское положение мужа (ЗХ, 175-176).

Одним из распространенных условий брака была выкупная плата ("тархатум"), вносимая женихом семье невесты в качестве компенсации за потерю рабочей силы. Сначала выплачивался задаток, предварительный брачный дар по случаю обручения ("библум"). Нарушение брачного договора со стороны жениха влекло за собой потерю им и задатка, и выкупной платы, со стороны тестя - двойную плату того и другого. САЗ не знали брачного обряда обручения, здесь термин "библум" обозначал выкуп за жену и был связан с наступлением брака. В случае смерти жены выкуп мог быть истребован мужем обратно, или ее отец должен был передать свекру другую дочь (31, III).

Безусловное осуждение всего, что нарушало целостность семьи, лежало в основе одной из религиозных заповедей вавилонян - не прелюбодействуй. Среди грехов, перечисленных в "Шурпу", неоднократно назывались и резко осуждались действия тех, кто "сына с отцом разлучит, отца - с сыном, дочь - с матерью, невесту - со свекровью, мужа - с женой".

Семья, в которой были дети, в принципе была в Вавилоне моногамной (сожительство с рабыней не бралось в расчет). Если в Ассирии понятия супружеской верности мужа не существовало, а верность жены обеспечивалась жестокими наказаниями, то в Вавилоне были несколько иные порядки. Если женщину, изменившую мужу, бросали в воду (когда муж ее не прощал), то и длящаяся измена мужа, который "ходит из дома и очень позорит свою жену", давала право женщине уйти от мужа со своим приданым в дом отца. Это право она приобретала и тогда, когда муж покидал общину или клеветал на нее.

Оправдывался также уход женщины к другому мужчине "из-за пропитания" - в случае отсутствия мужа. После возвращения мужа она должна была вернуться к нему, дети же должны "были идти за своими отцами" (ст. 135).

Брак в Месопотамии не считался "священным и нерасторжимым". По Законам Ур-Намму "человек" мог оставить жену, уплатив ей 1 мину серебра, если она не была ранее замужем, и полмины - если была. В Ассирии муж мог оставить свою жену вообще без всякой откупной платы, если "не найдет нужным". По ЗХ оставление мужем жены оговаривалось определенными условиями. Муж не мог покинуть даже больную проказой жену (ст. 142). Он мог уйти от бесплодной жены, дав ей выкуп и вернув приданое (ст. 138). Но он не мог ввести в дом в этом случае наложницу, если жена предоставляла ему рабыню с целью рождения детей. Рабыня, однако, не могла "равняться с госпожой" (ЗХ, 146). Только расточительную и позорящую мужа жену можно было покинуть без всякой выкупной платы, оставив ее "в доме в качестве рабыни" (ЗХ, 141).

Одной из распространенных форм сделок по ЗХ было усыновление, которое осуществлялось в двух четко зафиксированных правом формах: с назначением усыновленного наследником и без такового. В основе этих различий лежали неодинаковые цели усыновления. В первом случае - продолжение рода в бездетной семье, во втором - приобретение рабочих рук. Соответственно первая форма усыновления могла осуществляться только свободным мужчиной свободных детей от свободных родителей. Связи усыновленного по первой форме со своей семьей порывались, он лишался в ней права наследования. Усыновленный без права наследования мог вернуться к своим родителям беспрепятственно. Приемные дети, не обладавшие наследственными правами, могли получить по наследству часть семейного имущества, если они работали в доме усыновителя "уже взрослыми" (ЗХ, 189).

Если говорить о наследственных правах родных детей, то традиционно наследство получали сыновья в равных долях. По САЗ старший сын мог сам выбрать наследственную долю, когда делились "дом, поле, сад, рабы, скот" и пр. Дочерям выделялось приданое.

Лишение сына наследства было чрезмерно затруднено в Вавилоне, отец не мог лишить сына наследства даже в случае нанесения ему сыном тяжкой обиды; только повторная тяжкая обида со стороны сына давала ему это право (ЗХ, 169). Дочь, не получившая приданого от отца, могла вступить в наследство после смерти отца наряду с сыновьями (ЗХ, 189). По ЗХ получала право наследования и пережившая мужа супруга, если он не подарил ей определенного имущества при жизни (ст. 172). Дарение в Вавилоне стало своеобразным эквивалентом наследования по завещанию. Дар мог предназначаться дочери в качестве приданого, сыну - для женитьбы или для последующей передачи в качестве приданого сестре, а также жене, которая могла отдать дар мужа после его смерти любому из своих детей.

 

studentu.info

В Древнем Вавилоне брак считался действительным (*ответ*) при наличии письменного

В Древнем Вавилоне брак считался действительным (*ответ*) при наличии письменного договора после совершения религиозного обряда  после внесения выкупной платы после получения согласия родителей невестыВ Древнем Вавилоне должник получал свободу после отработки долга по истечении(*ответ*) 3-х лет 2-х лет 4-х лет заранее оговоренных в договоре сроков В Древнем Вавилоне наследование осуществлялось (*ответ*) по закону и по завещанию только по закону только по завещанию по жребию В Древнем Египте словом «неджес» называли(*ответ*) земледельцев ремесленников воинов чиновниковВ Древнем Китае выбрасывание золы на улицу расценивалось как(*ответ*) религиозное преступление административное нарушение общественного порядка обычное бытовое действие мелкое хулиганствоВ Древнем Китае эпохи Шан (Инь) «колодезными полями» называли(*ответ*) систему общинного землепользования орошаемые земли земли, находящиеся в частной собственности царские землиВ Древнем Риме гражданское право называли(*ответ*) цивильным преторским правом народов плебейскимВ Древнем Риме решения _ комиций назывались плебисцитом(*ответ*) трибутных  куриатных центуриатных  тритийных В империи Маурьев паришад – это(*ответ*) совет сановников при императоре, выполнявший (вместе с царем) функции центрального исполнительного органа государства тайный совет их узкого круга доверенных лиц царя совещательный представительный орган собрание основных принципов древнеиндийских религиозно-этических нормВ империи Цин для повышения эффективности бюрократического аппарата была введена такая мера, как(*ответ*) круговая порука при назначении кого-либо на любую чиновническую должность расширение применения смертной казни для представителей чиновничества ежеквартальная отчетность всего чиновнического аппарата назначение на ключевые чиновнические должности ближайших родственников императораВ качестве новых форм регулирования общественных отношений возникающие государства стали использовать(*ответ*) право мораль религию традицииВ основе уголовно-правовых представлений Законника Хаммурапи находится следующее представление(*ответ*) идея талиона: наказание есть возмездие за вину, и потому оно должно быть равным преступлению наказания, предусмотренные чрезвычайными законами, должны быть очень суровы наказания не распространяются на близких преступника, на его семью отказ от учёта смягчающих вину обстоятельств

Ответов: 1 | Категория вопроса: Юридические дисциплины

abiturient24.com