Первая древнейшая цивилизация. 10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4. Древние цивилизации в мировой истории. Первая древнейшая цивилизация


4. Древние цивилизации в мировой истории. История [Шпаргалка]

4. Древние цивилизации в мировой истории

Государствами Древнего Востока были: Египетская империя (3200–525 гг. до н. э.), Вавилонская империя (около 3000–538 гг. до н. э.), Ассирийская империя (3000–605 гг. до н. э.), Финикийская империя (конец III тысячелетия — 322 г. до н. э.), Китайская империя (1765 г. до н. э. — 220 г. н. э., хронология империи 5 династий до 2000 г. науке неизвестна), империи Древней Индии (XVIII в. до н. э. — 415 г. н. э.), Израильское и Иудейское княжества (царства) (1400–586 гг. до н. э.). Античную эпоху составляют история Древней Греции (II тысячелетие — 149 г. до н. э.) и Древнего Рима (753 г. до н. э. — 476 г. н. э.).

Основой восточного типа цивилизационного развития было преобладание государственной (царской), а также коллективной (общинной) собственности на землю и другие ценности над частной собственностью. Основой античной цивилизации, которая послужила базой западного типа цивилизационного развития, стала частная собственность на землю, на другие орудия и средства производства. В восточных обществах царская власть была единовластной, деспотической, наследственной, опиралась на чиновничество и армию, часто наемную. В Древней Греции и Древнем Риме возникли основы демократии, республиканской формы правления. Многие должности были выборными. Свободные полноправные мужчины в Риме, Афинах, греческих городах-полисах были активными избирателями, присяжными заседателями в судах, считали службу в армии гражданским долгом. Но власть в определенные периоды истории античных государств осуществлялась также в форме монархии, олигархии, личной диктатуры. В древних восточных империях высшие правители (фараоны, цари и т. д.) обожествлялись. Художественная культура обслуживала высшую власть и духовенство, а общественное сознание большинства простых людей отличалось консерватизмом, патриархальностью, покорностью судьбе. Античная мифология, языческая религия древних греков и римлян почитала богов (Зевс-Юпитер), но ориентировала людей на соревнование, творчество, стремление изменить жизнь к лучшему. Для многих примером служил Прометей.

В системе Древнего мира территория современной России играла роль периферии. Обширные пространства Северной Евразии постепенно обживали арии, прародиной которых в III–II тысячелетиях до н. э. была территория, включавшая южную часть Средней Азии, северные районы Индии, часть территорий современных Афганистана и Ирана. Представление о ранних ариях и их миграциях дают памятники Андроновской и Язской культур, а также Бактриано-Маргианского комплекса, для изучения которых многое сделали российские (советские) ученые.

На исторической арене появлялись государственные образования Митанни (около 1600 г. до н. э.), Гандхара-Пенджаб (1700–1500 гг. до н. э.), мидийское и персидское (около IX в. до н. э.) царства, а также объединения скифов и киммерийцев (с VII в. до н. э.). Скифские племена расселялись на юге европейской части современной России, в Причерноморье, Приазовье, в Крыму. Они вступали в торгово-экономические отношения с греческими колониями в Северном Причерноморье (Ольвия, Херсонес, Фазис и др.), основанными еще в VII–VI вв. до н. э.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

1.10. Древнерусская цивилизация. Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти

1.10. Древнерусская цивилизация

Впервые к мысли о существовании русской цивилизации пришел выдающийся русский ученый Н. Я. Данилевский. Правда, он говорил не о русской, а о славянской цивилизации.

Вопросы зарождения русского этноса, временные рамки, истоки и исторические корни древнерусского общества являются сложной и отчасти нерешенной проблемой. Однако историки убеждены, что предшественниками русских были восточные славяне. Часть ученых полагают, что славяне являются коренным населением Восточной Европы, веточками индоевропейской общности. Также есть мнение, что славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже новой эры и не имеют какого-либо единого корня.

Древнерусская народность складывалась в смешении по меньшей мере трех компонентов — земледельческих славянского и балтского и охотничье-промыслового финно-угорского, с заметным участием также германского, кочевого тюркского и отчасти северокавказского субстратов. Есть ли основания предполагать явное численное преобладание славян в этом процессе? Археология однозначно подтверждают это лишь в отношении двух районов — прикарпатского и приильменьского. Письменные источники также не дают однозначного ответа на этот вопрос. Древнерусские летописи, разумеется, подчеркивают славянское и отчасти скандинавское происхождение населения Руси; однако к этим свидетельствам необходимо относиться с известной осторожностью, поскольку любая историческая хроника неизбежно проникнута подсознательным этноцентризмом. Внешние источники описывают, как правило, не основную массу населения Руси, а лишь его вооруженную часть, участвовавшую в тех или иных столкновениях с соседями. Причем в описаниях древнерусских воинов VI–XI веков, оставленных византийскими, арабскими и западноевропейскими хрониками, преобладают этнокультурные черты, скорее, германского, чем славянского типа.

Единственный элемент древнерусской культуры, в котором славянское доминирование не вызывает каких-либо сомнений, — это язык. Но язык, как известно, одна из наиболее подвижных частей культуры, и языковая принадлежность того или иного народа еще не свидетельствует о его происхождении.

Таким образом, российская цивилизация зарождалась как общность, образуемая из соединения трех хозяйственно-технологических регионов — земледельческого, скотоводческого и промыслового; трех типов образа жизни — оседлого, кочевого и бродячего; в смешение нескольких этнических субстратов, на пересечении влияния нескольким религиозных потоков.

С какого времени следует начинать отсчет развития нашей цивилизации? Некоторые полагают, что с момента крещения Руси, с чем нельзя согласиться. Принимая во внимание эпохальное значение этого события, не следует забывать о дохристианской Руси, о Киеве, Чернигове, Смоленске, Новгороде, Суздале и о десятках иных существовавших тогда городов, бывших центрами восточнославянской цивилизации. Искусная обработка дерева, металлов, кожи, керамики, народный эпос, фольклор, устная вербальная традиция, мифопоэтическое отношение к природе сложились в рамках языческой культуры, которая стала первым, начальным, исходным этапом развития отечественной цивилизации в целом.

Восточнославянское язычество, разумеется, нельзя сравнивать с античностью по степени развитости, но по функции первоначально организующего этапа структурирования культуры такое сравнение вполне уместно. Детство нашей цивилизации приходится именно на языческий период, на архаические времена индоевропейских предков славян. К славянскому язычеству нужно относиться так же объективно и взвешенно, как мы относимся к язычеству древнегреческому или римскому, отмечая достижения античной цивилизации. Древняя славянская цивилизация сохранила о себе гораздо меньше свидетельств, чем античная, по ряду причин. Одна из них состоит в том, что основной ее материал — дерево — пластичный, доступный, но недолговечный. Если античные сооружения, хотя бы в руинизированном виде, сохраняются тысячелетия, то деревянные постройки наших предков исчезали почти бесследно. Достаточно вспомнить, по сколько раз сгорали русские города уже в XVII–XVIII веках, оставляя после себя лишь пепелища. Нет памятников — нет истории и нет культуры. Этот беспощадный принцип часто работал в нашей истории. Можно назвать множество городов и сел, имеющих многовековое прошлое, но не сохранивших свидетельств былого и потому не воспринимаемых как исторически древние поселения.

Отмечая важность первого этапа развития отечественной цивилизации, не стоит, однако, идеализировать, романтизировать, преувеличивать его роли. При сравнительной развитости материальной стороны культуры духовная ее сторона еще не пробудилась в своей потенциальной возможности. Поэтому христианизация Руси, ставшая вторым этапом ее развития, была важнейшим типологически образующим фактором прежде всего в развитии сакральной, духовной, нравственной сущности отечественной культуры. Агрокультура, ремесла, особенности быта, связанные с непосредственным общением с природой и сложившиеся за многие столетия в привычные формы организации, претерпели мало изменений. Но духовная культура, воспринявшая дары православной византийской цивилизации, совершила качественный прорыв в новые, более высокие сферы творчества. В рамках христианской цивилизации возникают, формируются и достигают великих успехов отечественная литература, живопись, музыка, зодчество — все то, чем мы гордимся, вспоминая прошлое.

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого своего начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия. Киевские Рюриковичи не могли опереться, как римские императоры, на совершенную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору новой религии и осуществляли построение державы в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.

При всей важности субстратного слоя культурных норм, традиций и обычаев населения, составившего Древнерусское государство, нет сомнений в том, что его основной идейной, культурной, информационной (в плане письменности), образовательной, ценностно-ориентационной базой стало христианство. Таким образом, на вопрос, какой по происхождению является русская культура, следует ответить: славянской по языку, греко-православной по большинству иных параметров. В этом новом, христианском культурно-ценностном мироощущении и языке миропонимания славяне прошли путь ассимиляции и «русификации» столь же значительный, что и балты, финны и другие составляющие древнерусского этноса. Именно христианство сформировало и консолидировало новый этнос, и оно же стало главным инструментом создания Древнерусского государства.

«Воцерковление» как политическая программа Киевской Руси имело и еще одно важное социокультурное последствие — становление городской христианской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. При этом следует учитывать и специфический «слободской» характер русских городов, где основная масса горожан продолжала заниматься сельскохозяйственным производством (лишь в незначительной мере дополняемым мелкотоварным ремеслом), а собственно городская культура сосредоточилась в сравнительно узком круге светской и церковной аристократии. Этим же можно объяснить и весьма поверхностный (формально-обрядовый) уровень христианизации русских мещан и селян, их невежественность во многих элементарных религиозных вопросах и наивное социально-утилитарное толкование основ вероучения, столь удивлявшие европейцев, посещавших страну, как в средневековье, так и в более поздние времена. Опора властей на религию в первую очередь как на социально-нормативный институт регулирования общественной жизни (в ущерб ее духовно-нравственному аспекту, обсуждаемому главным образом в кругах церковных писателей) сформировала тот особый тип русского массового православия — формального, невежественного, часто синтезированного с языческой мистикой, — который Н. Бердяев метко назвал «православием без христианства».

В целом древнерусская цивилизация «киевского» периода по своим типологическим чертам мало чем отличалась от аналогичного раннефеодального периода западноевропейской цивилизации. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер «титульной», т. е. маркирующей все общество в целом, культуры, высокий уровень милитаризованности и агрессивности политической идеологии и практики, единообразие многих ценностных ориентаций и установок сознания (особенно в элитарном слое) и др.

Разумеется, православный характер русского христианства и общение с Византией не могли не определять стилевой специфики цивилизации Древней Руси. Пожалуй, в первые века древнерусской государственности Киевскую Русь по многим формально-культурным и ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству сущностных форм общественного устройства и жизнедеятельности она была, скорее, ближе к Западной и особенно Центральной Европе. Так что и на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейских социальных реалий (особенно в элитарной части своей культуры) и византийских мистических рефлексий.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев. Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества.

В рамках древнерусского государства произошло складывание единой древнерусской народности — основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

Древнерусское государство в течение веков после своего возникновения отбивало «волны» кочевников, принимало удар на себя, обеспечивая тем самым благоприятные условия для развития европейской цивилизации. С другой стороны, Русь стала своеобразным мостом, через который совершался культурный и торговый обмен между Западом и Востоком. Однако межцивилизационное положение Руси во многом будет влиять на ее собственный путь развития, вызывая внутренние противоречия, углубляя социокультурный раскол.

Киевское государство начало распадаться в конце XI века. Возникало множество суверенных земель-княжеств: к середине XII века — пятнадцать, к началу XIII века их было уже около пятидесяти. Единое древнерусское государство исчезло. Не было единого центра власти. Европа также переживала полосу распада, раздробленности, но в ней потом возникли национальные государства. Можно предположить, что и древняя Русь могла бы прийти к аналогичному результату.

Раздробленность ослабила общий военный потенциал, усобицы разоряли население. Вместе с тем, в это время бурно росли города, процветало искусство. Закладывались основы хозяйственного единства, натуральное хозяйство разрушалось, мастера переходили к работе на рынок. Появилось ростовщичество, оно способствовало накоплению капиталов. В условиях раздробленности созревали предпосылки к объединению на новой основе — экономической, культурной, политической. Здесь могло возникнуть национальное государство, однако развитие в русских землях пошло иначе.

Переломным в истории Древней Руси стал XIII век. В 1237 году в русских пределах появились монголо-татары, а с ними — гибель людей, разрушение хозяйства и культуры. Однако опасность шла не только с Востока, но и с Запада. Усиливающаяся Литва, шведы, немцы, ливонские рыцари наступали на русские земли. Раздробленная Русь столкнулась с проблемой самосохранения, выживания. Она оказалась как бы между двумя жерновами: татары разоряли русские земли, Запад требовал принятия католицизма. Ярл Биргер из знаменитого рода Фолькунгов предпринял два крестовых похода против Северо-Западной Руси. В связи с этим русские князья для спасения земель и людей могли пойти на уступки Орде, но активно сопротивлялись агрессии Запада.

Монголо-татары, как смерч, пронеслись по русским землям, объявились в Венгрии, Польше, затем ушли в низовья Волги, совершая оттуда сокрушительные набеги, собирая тяжелую дань. Юго-Западные земли Руси в этот период переходили под власть Польши (Галич), языческой Литвы (Минск, Гомель, Киев) — они стремились спастись от монгольского разорения, сохранить свой тип развития.

Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ. Во-первых, неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл сельскохозяйственных работ в 125–130 дней во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.

Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами.

В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Их следы растворились в истории

Вероятно, каждого из нас в школе будоражили рассказы историка о древних народах и цивилизациях. Десятки веков назад люди любили, рожали детей, воевали, убивали, и всё ради того, чтобы через сколько-то лет археологи нашли несколько кирпичей и пару керамических черепков. Сохранившиеся до наших дней развалины великолепных дворцов и храмов не только напоминают нам, что ничто не вечно под луной, но и заставляют задуматься: а из чего будет состоять культурный слой нашего времени, когда до него доберутся будущие учёные? Из планшетов и смартфонов?

Вашему вниманию десять древних цивилизаций, культура которых практически утрачена, но сам факт, что мы о них всё же знаем, вселяет оптимизм. Возможно, и наше время будут помнить, только не хотелось бы, чтобы о культуре рубежа XX–XXI веков археологи грядущего судили только по остаткам актуального искусства.

1. Майя

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Классический пример цивилизации, большая часть наследия которой безвозвратно утеряна. Изумительно красивые дворцы и целые города некогда могущественного народа, населявшего полуостров Юкатан (территория современной Мексики, Белиза и Гватемалы), сейчас практически разрушены или поглощены джунглями.

Расцвет цивилизации майя пришёлся на первое тысячелетие нашей эры: они создали сложный календарь, придумали письменность и математические формулы, разработали инженерные конструкции, позволявшие им строить огромные пирамиды и многоступенчатые системы орошения сельскохозяйственных угодий.

Постепенное угасание цивилизации началось около 900-го года, то есть задолго до визита Христофора Колумба на американский континент. Историки до сих пор точно не знают, что послужило причиной утраты былого могущества и гибели майя, однако, по некоторым версиям, виной всему — междоусобные войны и ухудшение климата, в результате которого начался голод, и майя были вынуждены покинуть свои города.

2. Индская цивилизация

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Одну из величайших цивилизаций древности называют также Хараппской (город Хараппа был одним из её центров). Число жителей долины реки Инд в период расцвета цивилизации достигало 5 млн человек — около 10% от общего населения мира на то время.

Хараппцы могли похвастаться развитой металлургией, монументальной архитектурой, скульптурой, живописью и уникальной письменностью, которая, кстати, до сих пор не расшифрована. Индский народ активно торговал с Месопотамией, Шумером, Аравией и государствами Средней Азии.

Высокий уровень культуры и промышленности не спас хараппскую цивилизацию от гибели: примерно 3,5 тысячи лет назад большая часть населения долины переместилась на юго-восток, оставив огромные города с широкими проспектами, многоэтажными домами и системой водопровода.

Наиболее вероятной причиной ухода хараппцев с насиженного места считается ухудшение природных условий. В течение нескольких веков переселенцы утратили практически все достижения предков, а последние носители хараппской культуры были уничтожены вторжением ариев.

3. Остров Пасхи

Заселение острова началось, по некоторым данным, около 300-го года нашей эры, первые жители прибыли из Восточной Полинезии на огромных лодках, позволявших преодолевать огромные расстояния.

До прихода на Рапа-Нуи (местное название острова) европейцев здесь проживало два племени: «длинноухие», которые создали знаменитые изваяния моаи, и «короткоухие», которые фактически были на положении рабов. В XVI-м веке «короткоухие» подняли восстание, в результате которого практически все представители господствующего народа были уничтожены, а их культура и письменность быстро пришли в упадок.

Сейчас о цивилизации древних рапануйцев практически ничего неизвестно. По мнению учёных, период её расцвета был совсем недолгим и закончился с вырубкой лесов около 1200-го года, после чего население острова начало сокращаться — большинство перебрались на другие острова, а остальных добили «короткоухие».

4. Чатал-Хююк

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Чатал-Хююк — один из самых древних городов мира: его история началась более 9,5 тысяч лет назад. Город был частью достаточно развитой неолитической цивилизации, существовавшей на территории современной Турции.

От большинства других поселений того периода Чатал-Хююк отличает уникальная архитектура: в городе не было улиц в современном понимании этого слова, дома строились вплотную друг к другу, а входили в них через крышу. Жители занимались земледелием и животноводством, выращивали пшеницу и бобовые, собирали орехи и фрукты. Большинство орудий труда они изготавливали из обсидиана, причём обеспечивали ими и другие поселения.

Чатал-Хююк для своего времени был настоящим мегаполисом — его население насчитывало около десяти тысяч человек, а археологические находки свидетельствуют о сложном общественно-политическом устройстве города и развитой культуре. Что заставило жителей покинуть город с более чем 2000-летней историей, неизвестно.

5. Кахокия

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Расположенные на территории американского штата Иллинойс курганы Кахокии — всё, что осталось от цивилизации индейцев, существовавшей здесь задолго до прихода европейцев. Кахокия долгое время была крупнейшим городом Северной Америки, её площадь составляла больше 15-ти км2, а население достигало 40 тысяч человек.

109 курганов, сохранившихся до нашего времени, — часть церемониального комплекса, где проводились различные религиозные торжества. В центре комплекса расположен знаменитый четырёхъярусный Монахов курган, размеры которого поистине грандиозны — 28 метров в высоту и 290 метров в длину.

Некоторые археологические находки свидетельствуют о том, что индейцы с берегов Миссисипи были прекрасными художниками, скульпторами и архитекторами. Они создавали украшения из меди и ракушек, украшали стены храмов искусным орнаментом и изображениями богов и даже разработали сложнейшую систему орошения полей, в которой использовались воды рек Миссисипи и Иллинойс.

Около 1200-го года жители начали покидать город, по мнению некоторых учёных, из-за ужасающей санитарной обстановки, которая стала причиной многочисленных эпидемий и голода.

6. Гёбекли-Тепе

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Храмовый комплекс Гёбекли-Тепе был построен, предположительно, около десяти тысяч лет до нашей эры. Это одно из самых загадочных сооружений древних эпох — о нём практически ничего неизвестно.

«Пузатый холм» (именно так переводится название археологического памятника) находится на юго-востоке современной Турции. Вокруг «Холма» не найдено никаких следов поселения, поэтому историки считают, что он служил основным религиозным сооружением местным кочевым племенам. Скорее всего, в храме постоянно жили несколько служителей культа, а кочевники приходили сюда для проведения обрядов и ритуалов.

Храм построен в форме концентрических окружностей, поверхность его колонн украшена рельефными изображениями животных и людей. В настоящее время изучено лишь около 5% территории комплекса, поэтому археологам только предстоит ответить на многие вопросы, главные из которых — какой народ его создал и кому молились в этом храме.

7. Ангкор

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Ангкор-Ват — одна из самых знаменитых достопримечательностей Камбоджи, однако не все знают, что храмовый комплекс когда-то являлся частью огромного города Ангкор, столицы Кхмерской империи. Расцвет Ангкора пришёлся на 1000–1200 годы нашей эры, а его население, по некоторым оценкам, достигало одного миллиона человек — вероятно, в своё время это был крупнейший город мира.

Существуют разные версии относительно того, почему город пришёл в упадок — от войны до стихийного бедствия. Большая часть руин, представляющих собой замечательные образцы индуистской архитектуры, заросла джунглями, что затрудняет их исследование.

8. Фирузкух

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Великолепный Джамский минарет — единственная уцелевшая до нашего времени постройка города Фирузкух («Бирюзовая гора»), столицы империи гуридов, в состав которой входили территории современного Афганистана, Пакистана и Ирана.

Минарет построен в конце XII-го века в честь победы султана Гияз-ад-Дина над газневидами и был одним из главных культовых сооружений города, однако всего через несколько десятилетий войско Чингисхана стёрло Фирузкух с лица земли, и о минарете надолго забыли.

К сожалению, из-за труднодоступности памятника и нестабильной обстановки в Афганистане археологи до сих пор не могут начать полноценные раскопки в этой местности. Недавно специалисты забили тревогу: наводнения и землетрясения могут разрушить минарет, поэтому в срочном порядке разрабатывается система мер по его укреплению и восстановлению, ведь это единственный в своём роде образец средневековой культуры гуридов.

9. Ния

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Более 1,5 тысяч лет назад Ния была цветущим оазисом, в котором останавливались на отдых караваны, идущие по Великому Шёлковому пути, хотя догадаться об этом трудно — сейчас здесь пустыня, посреди которой расположился небольшой посёлок Ния, входящий в состав Синъцзян-Уйгурской автономной области Китая.

Пустыня надёжно спрятала руины деревянных домов, храмов и дворцов, поэтому о существовании здесь огромного города долгое время никто не подозревал. Ния стала настоящей сокровищницей для археологов: здесь найдены следы множества культур и народов, которых связывал между собой Шёлковый путь. В город тысячами прибывали купцы, учёные, паломники и всевозможные авантюристы, что превратило его в кипящий котёл, в котором «варились» цивилизации Китая, Европы, Африки и Центральной Азии.

Постепенно Шёлковый путь потерял своё значение: торговцы всё чаще предпочитали морские путешествия, поэтому Ния пришла в упадок. Сейчас остатки этого уникального культурно-исторического образования тщательно изучают археологи.

10. Поселение на Набта-Плайя

10 удивительных древних цивилизаций, от которых к нашему времени практически ничего не осталось

Трудно поверить, но на территории современной Сахары когда-то жил народ с высокоразвитой культурой и наукой — об этом свидетельствуют остатки древней обсерватории, которая, предположительно, была построена 7–6,5 тысяч лет до нашей эры.

Жители поселения на берегу озера Набта-Плайя умели обжигать и расписывать керамику, занимались скотоводством и земледелием.

Астрономическое сооружение, которое на тысячу лет старше Стоунхенджа, позволяло обитателям этих мест определять день летнего солнцестояния, за которым каждый год следовал разлив озера — так они узнавали, что пора переселяться на «зимние квартиры». Как и многие другие древние города, поселение на озере Набта-Плайя погубил климат — постепенно он становился всё более засушливым, и, в конце концов, люди покинули эти места.

Оцените статью: Поделитесь с друзьями!

www.publy.ru


Смотрите также