Периоды древняя греция. Гомеровский период в истории Древней Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Периоды истории Античной Греции. Периоды древняя греция


Гомеровский период в истории Древней Греции

Гомеровский период в истории Греции (11—9 вв. до н. э.) получил название в честь прославленного Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах. Хотя до сих пор историки спорят, как создавались великие произведения и вообще: существовал ли сам Гомер в действительности? А если существовал, то ему ли принадлежат эти произведения?

Сомнений добавляет и тот факт, что приключения Одиссея на пути возвращения с Троянской войны и события этой войны относятся к микенскому периоду. Но продолжают служить источником информации о последующем (гомеровском) периоде. Возможно, Гомер создал «Илиаду» и «Одиссею» спустя несколько веков после прошедших событий. Тем не менее, это наследие античной литературы — важнейший источник, значение которого не подлежит сомнению.

Гомеровская эпоха — Тёмные века Греции

В XII в. до н.э. на территорию Греции вторгаются греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства. Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века».

Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались. Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась. Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества.

Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя.

Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов. В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города.

Устройство общества в гомеровский период

На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе). На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю — она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура. Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации.

По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов.

Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа.

Культура гомеровского периода

Гомеровский период в истории Древней ГрецииКонь. Геракл и кентавр. Бронзовые статуэтки

От гомеровского периода почти не осталось памятников культуры — это доставило неудобства археологам при попытке понять эпоху. Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад. И всё, что оставалось исследователям, — изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием.

Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев.

greekbook.ru

Греция. Гомеровский период

После микенского периода в истории Греции начались сложные времена. Связано это было с вторжением в земли воинственных племен, которые сделали войну и пиратство благородным занятием. Так начался гомеровский период. Несмотря на множество негативных моментов, он не смог остановить развитие древней цивилизации. Что представляет собой этот период и в честь кого он получил такое название?

Роль гомеровских поэм в изучении греческой истории

гомеровский период

ХІ-ІХ век до нашей эры в истории Греции принято называть гомеровским периодом. Связано это с тем, что два величайших литературных произведения Гомера описывают общественную, экономическую и культурную жизнь греческой нации того времени. Речь идет о поэмах «Илиада» и «Одиссея». Первая поэма повествует о событиях Троянской войны, а вторая о возвращении с нее Одиссея, который был царем острова Итака.

Произведения Гомера до сих пор остаются самым древним и наиболее чистым источником сведений о жизни эллинов в ХІ-ІХ век до нашей эры. Из них можно узнать о всех сторонах быта того времени. Например, о материальной обстановке, общественных учреждениях, религиозных и нравственных понятиях.

Исследователи считают, что даже присутствие художественного вымысла не выходило за пределы Греции. Ее жители еще не были хорошо знакомы с представителями других народов.

Вклад археологии

О гомеровском периоде исследователи узнают не только из поэм. Существенный вклад в то, чтобы понять эту историческую эпоху, внесла археология. Практически не сохранилось памятников культуры того времени. Связано это было с вторжением дорийских племен, которые пришли с севера, и отбросили греческую культуру на несколько веков назад.

Однако сохранились некрополи, которые и стали источником основных археологических материалов.

Понятие «темные века»

греция гомеровский период

Приход дорийцев негативно сказался на развитии общества. Численность населения существенно сократилась, люди перестали сооружать строения из камня. В упадок пришла и письменность. Помимо «Илиады» и «Одиссеи», о гомеровском периоде не сохранилось других письменных документов.

Из-за материальной бедности, скудности археологических находок и прочих данных в истории Греции появился термин «темные века».

В упадок пришла торговля и занятие ремеслом. Дорийцев интересовали только навыки, которые относились к военному делу. Их не волновало искусство. Хотя на пирах они любили послушать музыку. Что же развивалось в это время?

Дорийцы способствовали развитию гончарного дела, кораблестроения, сельского хозяйства, технологии обработки металлов.

С их приходом также были уничтожены торговые связи. Они занимались агрессивным пиратством, из-за чего отпугнули от греческих гаваней финикийцев и египтян. Старые связи наладились только в конце дорийского периода.

Полисы

гомеровский период древней греции

Появление и развитие греческих полисов в гомеровский период не повлияло на создание единого сильного государства. Централизации власти не произошло. Каждый полис имел своего царя, которого поддерживал совет старейшин.

Важную роль в греческих полисах в гомеровский и архаический периоды играло народное собрание. Сообща принимались следующие вопросы:

  • о целесообразности начала очередной войны;
  • о том, достаточно ли в полисе рабов.

Появление полисов способствовало становлению будущей греческой цивилизации.

Общество

гомеровский период в истории

В гомеровский период древней Греции общество вернулось к родоплеменным отношениям. В полисах отсутствовала частная собственность, все земли были общественными. Власть осуществлялась при помощи военной демократии.

Классы еще не были сформированы. Но уже появилась земледельческая прослойка, которая существовала в пределах города-государства, то есть полиса.

Уважением в обществе пользовался только мужчина, который занимается военным делом. Охота и война были единственными занятиями, достойными благородного человека.

Цари

В гомеровский период в истории царская власть считалась божественным учреждением. Она переходила по наследству, обычно передаваясь от отца к старшему сыну. Однако преемник должен был обладать следующими необходимыми качествами:

  • проявлять храбрость в битвах;
  • быть мудрым в совете;
  • проявлять красноречивость на народных собраниях;
  • владеть боевым искусством;
  • иметь хорошую физическую силу.

Если царь становился слабым, старым либо не способным вести войну, его не слушались.

Царь владел значительными наделами земли, в его руках было сосредоточено большое количество скота, он имел дворец. Кроме этого, в пользу царя по закону были установлены натуральные повинности. При делении военной добычи правителю доставалось все самое лучшее, включая рабов и драгоценности.

Царь по обыкновению собирал для обсуждений важных вопросов народное собрание либо совет старейшин. Происходило все следующим образом:

  • вельможи сидели на камнях возле царя, народ стоял кругом;
  • царь озвучивал собранию свои мысли;
  • вельможа, который желал высказать свое мнение, брал ораторский жезл;
  • если народ одобрял слова вельможи, то подтверждал это криком;
  • если народ не поддерживал вельможу, стояла тишина.

Вне зависимости от того одобряет народ решение царя или нет, он должен был повиноваться.

Также царь выполнял функции судьи. Но чаще всего воины решали свои споры с помощью поединков. Насилие в то время было настолько обычным делом, что мужчина всегда должен был ходить с оружием.

Появление системы рабовладения

гомеровский период в истории древней греции

Постепенно происходило расслоение общества в социальном плане. Начала возникать система рабовладения, но она не была похожа на классический вариант рабовладельческого строя. Рабов получали за счет военных походов, а не из-за большого разрыва в социальном положении жителей полиса.

Было выгодно заниматься захватом и продажей рабов. Их использовали в качестве предмета для обмена, давали выполнять наиболее трудоемкую и грязную работу. Однако хозяева рабов также трудились. Более того, некоторые считали их членами своей семьи.

Семья

греческие полисы в гомеровский период

В гомеровскую эпоху семейная жизнь имела благородный характер. Дети обязаны были почитать и любить родителей. Это был их священный долг. Если сын забывал о долге, его преследовала богиня мщения. Отец мог наложить проклятие на непокорного сына. В таком случае он терял счастье, а также его потомки до третьего-четвертого колена.

Жена в это время занимала уважаемое положение в жилище. По обычаю мужчина одаривал отца будущей жены, как бы покупая ее. Девушку приводили в новый дом, где устраивался веселый пир. Жена грека считалась его единственной законной сожительницей. Она должна была хранить верность своему супругу.

Жена была госпожой в доме. Она заведовала хозяйством, занималась изготовлением ткани, пошивом одежды, мытьем. Также она выходила к гостям, общалась с ними, участвовала в семейных делах.

Греки не были многоженцами, однако они могли иметь рабынь, взятых в плен на войне. Дети от таких отношений рождались свободными, они воспитывались и жили вместе с детьми законной супруги. Но после смерти отца, дети рабыни могли рассчитывать на небольшую долю отцовского имущества. Законные потомки делили наследство на равные части.

Геометрический стиль как визитная карточка эпохи

греческие полисы в гомеровский и архаический периоды

От гомеровского периода в истории древней Греции практически не сохранилось памятников культуры. Однако в это время появились железные орудия. С их помощью люди смогли обрабатывать значительные площади земельных угодий.

Для гомеровского периода Греции характерен особый стиль в керамике – геометрика. Он предполагал построение орнамента из изображений людей и прочих предметов на амфорах и других бытовых вещах в геометрическом порядке.

В конце гомеровской эпохи сюжеты на керамической утвари стали богаче и сложнее. Можно увидеть состязания атлетов, сцены из мифологии, боевые сражения, танцы. Подобный стиль возник в Афинах, откуда распространился по Элладе и островам Эгейского моря.

Постепенно численность населения выросла, возродилась торговля и ремесло. Древняя Греция приблизилась к новому периоду своей истории – архаическому.

fb.ru

Периоды истории Античной Греции

Крито-микенский период и Темные века

Современная Греция занимает область материка, глубоко вдающуюся в северо-восточную часть Средиземногоморя, а также прилегающие острова. Греки называют свою страну Элладой, а себя – эллинами по имени легендарного героя Эллина, который, по преданию, был прародителем греческого рода. Около трех тысячелетий до н.э. древние греки научились плавить бронзу из меди и олова и использовать ее для изготовления орудий труда и оружия. Земледелие стало более производительным, появились излишки продуктов, возникли обмен и ремесла. Ремеслами стали заниматься целые семьи, производившие гончарные и ювелирные изделия, а также орудия труда и оружие. Люди стали более богатыми, особенно на южных островах Эгейского моря. Население увеличилось, появились города.

Первая великая европейская цивилизация возникла на острове Крит, где к 2000 г. до н.э. существовали развитое хозяйство и торговля вокруг нескольких крупных дворцов. Английский археолог Артур Эванс (1851-1941), обнаруживший эту цивилизацию в 1894 г., дал ей название «минойской» по имени мифического критского царя Миноса. Минойцы выезжали за пределы Крита. На суше они пользовались повозками, освоили морские пути, создали флот, и, по словам, греческого историка V в. до н.э. Фукидида (около 460-400 до н.э.), царь Крита был и морским владыкой. Свои города минойцы строили на побережье, каждый из них возникал вокруг дворца. Первые дворцы, построенные около 2000 г. до н.э., через 300 лет были уничтожены землетрясением. Построенные на их месте более роскошные дворцы обнаружены археологами. Минойцы знали письменность – так называемое линейное слоговое письмо А, хотя оно до сих пор не расшифровано. Большинство поселений и дворцов на Крите погибло около 1450 г. до н.э. в результате извержения вулкана.

Стихийное бедствие не было единственной причиной гибели критской цивилизации: к 1450 г. до н.э. на о. Крит с материковой части Греции вторглись воинственные племена, которых назвали микенцами, или ахейцами. Микенцы жили в маленьких государствах, центром которых был укрепленный город – акрополь (верхний город, кремль). С XVI в. до н.э. они занимались торговым обменом, конкурируя с минойцами и постепенно расширяя свои торговые связи в Восточном Средиземноморье, в крупных городах Малой Азии и Ливана. Они переняли у минойцев письменность и приспособили ее для передачи своего языка (так называемое линейное слоговое письмо Б). Записи на греческом языке производились на глиняных табличках и были расшифрованы английским ученым М.Вентрисом в 1953 г.

Приблизительно к 1200 г. до н.э. микенский мир начал распадаться. Египетские рукописи свидетельствуют, что во второй половине XIII в. до н.э. несколько подряд неурожайных лет сократили торговлю, так как труд ремесленников оплачивался сельскохозяйственной продукцией, без которой вся экономическая система и сама жизнь оказывались под угрозой.

К 1100 г. до н.э. крито-микенская цивилизация исчезла совсем. С исчезновением микенской цивилизации искусство письма было забыто, и историки не располагают письменными источниками периода 1100-800 гг. до н.э., поэтому его называют Темными веками. В этот период у греков было мало контактов с другими народами, и поэтому в иностранных источниках мало встречается упоминаний о греках. В Греции резко сократилось население, произошел упадок в гончарном и ювелирном мастерстве.

Период архаики

В период архаики (VIII-VI вв. до н.э.) происходит интенсивное развитие античного общества. Росло население, повышался его жизненный уровень. Это был период прогресса в литейном производстве, успехов в изготовлении глиняной посуды. В это время возникают оживленные центры художественно-промышленного производства посуды (сначала Коринф и Мегара, затем Афины), где выработался знаменитый способ наведения черных фигур на блестящий красноватый фон, достигаемый путем примешивания железной окиси.

Характерная черта экономики этого периода истории Эллады – наличие довольно развитого обмена, что связывают с процессом колонизации и уходом массы населения в колонии, с ввозом продуктов из колонии в метрополию, с развитием в метрополии ремесел и вывозом их изделий в колонии. Развитие таких форм экономики, как посредничество в торговле, подвоз и перевоз товаров, становится источником существования целых общин. Такой, например, была Эгина, роль которой особенно значительной была в транзитной торговле, посредничестве, поскольку население ее доставляло продукты в разные стороны Древней Греции.

Важнейшим показателем развития обмена в эпоху колониального расширения Эллады может служить возникновение и распространение в греческом мире монеты. Греки использовали при этом опыт древневосточных стран – принятые ими весовые и денежные единицы воспроизводят вавилонские восточные названия.

По мере развития производительных сил и обмена появляются новые рабочие руки – привозные рабы. Труд рабов используют в рудниках, в ремесле, в портовых и корабельных работах. Владение рабами, их покупка становятся важным способом расширения производства и обогащения.

С применением массового труда изменились размер предприятий и объем производства. Предприятия расширялись и приняли характер ремесленных мастерских. Ремесло отделилось от земледелия.

Появляются новые группы населения – судовладельцы, собственники ремесленных мастерских (эргастерий), которые с течением времени все больше определяют не только экономический, но и политический характер городов-государств-полисов, возникших в VIII-VI вв. до н.э. в Греции в результате борьбы новых социальных групп и сил с аристократией.

Полис включал в себя город и прилегающую сельскую территорию и считался независимым государством. Самым крупным полисом были Афины, занимавшие территорию 2500 кв. км. Другие полисы были намного меньше, территория их не превышала 350 кв. км. Даже самые крупные города насчитывали не более нескольких тысяч жителей.

К началу архаического периода большинством полисов управляли аристократы, а системой правления была олигархия (власть немногих), но по мере расширения торговли начинает усиливаться и процветать среднее сословие торговцев, ремесленников и банкиров. Лишенное политических прав, оно начинает добиваться возможности участия в принятии решений. В стране возникают беспорядки, и для восстановления мира греки выбирают одного правителя, наделяя его всей полнотой власти. Такого правителя стали называть тираном. Появление в Греции таких правителей относят к 650 г. до н.э. Вообще же, начиная с 750 г. до н.э. реальная власть Греции принадлежала ареопагу (совету), политику которого осуществляли три высших должностных лица – архонты, в своей деятельности совещавшиеся с собранием старейшин, т.е. выдающихся членов аристократических родов. В 621 г. до н.э. недовольные системой правления и законами города афиняне на должность тирана назначили Драконта, создавшего первый в истории Греции писанный и очень жесткий свод законов. Драконт ввел публичный суд, чтобы люди могли видеть результаты правосудия. Свои реформы он основал на уже существовавших устных законах, но записал их и ужесточил, ввел смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды. Вот почему по сей день жесткие меры и законы называют драконовскими.

В VI в. до н.э. драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном (640-635-ок. 559 до н.э.), предложившим афинянам целый ряд очень популярных мер: он воспрепятствовал продаже зерна за границу, освободил всех граждан от земельных долгов, прекратил практику продажи должников в рабство. Проданные за границу афиняне были выкуплены государством. Реформировал Солон также систему правления, в результате чего представители средних слоев могли занимать административные должности, даже бедным гражданам предоставлялось право голоса в народном собрании.

Реформы Солона, будучи прогрессивными, являлись одновременно попыткой примирить противостоявшие тогда друг другу социальные группы, попыткой компромисса. Для этого, как он сам пишет в своих элегиях, он попытался разумно соединить законность с насилием.

Борьба демократии и аристократии в полисах в VIII-VI вв. до н.э. способствовала выроботке целого ряда важных демократических принципов, одним из которых было местное самоуправление.

Впервые этот принцип был зафиксирован в Конституции Клисфена (VI в. до н.э.) и в его реформе, согласно которой самым мелким социальным единицам – демам (коммунам) было дано самоуправление. В 508 г. до н.э. Клисфен из рода Алкмеонидов, вставший в результате гражданской войны во главе Афин, ввел новую систему правления, названную им демократией.

Желая привлечь народные массы к широкому участию в политической жизни, Клисфен ввел Совет 500, ставший постоянной комиссией народного собрания и вместе с должностными лицами заведовавший финансами и внешними делами и подготовлявший решения народного собрания.

С именем Клисфена история связывает появление в Афинах политического обычая – отракизма, состоявшего в том, что ежегодно, во время весеннего собрания народ опрашивался, должно ли в данном году состояться постановление об изгнании лица, подозреваемого в тиранических замыслах. Опрос проходил тайной письменной подачей голосов, и в случае утвердительного ответа собиралось особое собрание для остракизации, в котором должно было участвовать не менее 6000 граждан. Осужденный лишался на время только своих политических, но не гражданских прав и уходил в изгнание.

Классический период и эпоха эллинизма

В началеV в до н.э. греческий мир, широко распространившийся по берегам Средиземного моря, испытал сильнейший кризис – столкновение с огромной персидской державой и ее союзником на Западе – Карфагеном.

Греко-персидская война. В конце VI и начале V вв. до н.э. персидское правительство развивает широкие завоевательные планы, для осуществления которых оно располагало крупнейшими финансовыми средствами. Большое место в этих планах отводилось покорению Греции. Греция была раздроблена, существовала разрозненность интересов между отдельными полисами и общинами: Спарта и Аргос, Афины и Эгина, беотийские города и Фивы конфликтовали, не существовало общенациональной организации, и хотя для ведения войны с персами образовался временный союз, он был слабым, и некоторые полисы, такие, как Аргос, Фессалия, Фивы, остались нейтральными по отношению к нему.

К союзу присоединился 31 полис. Во главе его стояла Спарта, наиболее сильная ополчением. На общие нужды союзники собрали денежные средства и передали их спартанцам в качестве военного налога.

Основателями Спарты в Х в. до н.э. были дорийцы, вторгшиеся в область южной Греции (Лаконию) и завоевавшие в VIII в. до н.э. соседнюю, богатую и плодородную, область Мессению, что сделало Спарту одним из крупнейших греческих государств. К началу периода архаики спартанцы торговали с другими греческими государствами и ввозили из-за границы лучшие товары. Спартанские ремесленники изготовляли прекрасные изделия из металла, художники расписывали вазы.

События VII в. до н.э. (поражение в войне против Аргоса, длившееся 20 лет, восстание мессенцев против Спарты) убедили спартанцев в необходимости усилить армию. Спартанцы создали систему воспитания идеальных воинов. К началу классического периода Спарта стала самым сильным в военном отношении государством в Греции, ее воины славились дисциплиной и храбростью.

 В 490 г. до н.э. персидское войско высадилось с кораблей в 40 км от Афин в местечке Марафон. Греки напали на персов и разгромили их, не понеся больших потерь. Но вскоре новый персидский царь Ксеркс собрал большую армию и флот и вторгся в Грецию с суши и моря. В 480 г. до н.э. персы перешли через пролив Дарданеллы по плавучему мосту, построенному из кораблей. Чтобы преградить персам путь в Среднюю Грецию, отряд греков под командованием спартанского царя Леонида (508/507-480 до н.э.) занял узкий Фермопильский проход между морем и горами, но был окружен и погиб. Персы захватили всю Аттику, разрушили Афины, оставленные жителями. Было очевидно, что на суше греки не могли победить персов. Тогда афинский стратег Фемистокл (ок. 525 – ок. 460 до н.э.) собрал весь греческий флот у острова Саламин и дал там бой огромному персидскому флоту. В 479 г. до н.э. в бою у Платеи эллины сумели разбить персов и на суше. После этого остатки персидской армии ушли из Греции и больше на Элладу не нападали.

Победа греков над персами во многом стала возможной благодаря морской и финансовой реформам Фемистокла. В 483 г. до н.э. греческий народ согласился на устройство крупного военного флота, что потребовало финансовой реформы, положившей началу существованию афинского бюджета.

Во время правления Фемистокла Афины получили большой доход от серебряных рудников. По старинному типу распределения добычи эту сумму предстояло сообща «проесть», т.е. распределить между гражданами. Фемистокл предложил народу отказаться от этой раздачи и передать эти средства на государственные нужды без вознаграждения.

Эта реформа имела важные военные и политические последствия. Она удвоила военную силу Афин. Рядом со старыми классами преимущественно сельского населения, которых выдвинула конституция Клисфена, благодаря развитию морских связей и отношений выросли новые. Большое значение Фемистокл придал укреплению Афин как крепости и укреплению новой военной гавани Пирея. Был создан Делосский союз, и Афины превратились в морскую державу. Чтобы создать боеспособный, могучий флот, участники союза сделали взносы в общую казну в виде своих кораблей и денег; их первая встреча в 478 г. до н.э. произошла на острове Делос, где впоследствии хранилась общая казна союза.

После Персидской войны наступило время расцвета и могущества Афин. Его называют «золотым веком». В этот период (479-431 гг. до н.э.) благодаря торговле Афины стали очень богатыми. Как крупный центр культуры Афины привлекали лучших скульпторов, гончаров, архитекторов, драматургов, историков и философов.

В этот период в Афинах окончательно сложилась демократическая система, выдающимся представителем которой был Перикл (ок. 490-429 до н.э.). Талантливый, прекрасно образованный, блестящий оратор, он умел силой красноречия убедить слушателей в своей правоте. Он упрочил экономику и военно-политическую мощь Афин, превратил город в центр просвещения Эллады, в культурную столицу Греции.

При Перикле получили развитие все сферы экономики Афин – строительство, ремесла, торговля, судостроение и морские перевозки, текстильное производство. Это позволило увеличить занятость населения, активизировать его участие в труде и заработке.

Все это потребовало больших трат, и Перикл поставил государство на новую финансовую основу. Огромные расходы на укрепление и украшение Афин покрывались из денежных запасов храмовых сокровищ, образовавшихся из доходов со священных земель, из долей военной добычи и из частных вкладов и дарений. По реформе Перикла эти сокровища перестали быть неприкосновенным запасом. Кроме того, использовались средства военного бюджета, включавшего поступления союзников, поскольку Перикл полагал, что раз главный город выполняет свои обязанности в отношении союзников, он имеет право потратить излишки на сооружения, которые принесут ему вечную славу и дадут гражданам хороший заработок.

Пелопоннесская война

Благополучие и процветание Афин нарушилось с началом Пелопоннесской войны. Она велась за господство в Греции между демократическими Афинами и олигархической Спартой. Она длилась 27 лет (431-404 гг. до н.э.) За эти годы массы людей погибло в казнях и ссылках. Спартанское войско неоднократно вторгалось в самую густонаселенную область – Аттику, в результате ее население уменьшилось вдвое. Военные действия сказались и на экономике Афин. К тому же в Афинах разразилась эпидемия, в которой погиб и Перикл. Начались раздоры и среди афинян. По требованию победителей-спартанцев демократия в Афинах сменилась аристократией. Позднее демократия в Афинах была восстановлена, но стать общегреческим лидером Афинам больше не удалось.

В середине IV в. до н.э. на севере Греции возвысилась Македония. В 340 г. македонский царь Филипп II (около 382-336 до н.э.) потребовал, чтобы греки признали его власть и под его руководством вступили в войну с Персией. Отказавшиеся подчиняться фиванцы и афиняне были разбиты в битве с македонцами в 338 г. до н.э. при Херонее. В этой битве отличился 18-летний сын Филиппа Александр (356-323 до н.э.), ставший через два года царем Македонии и вождем всей Эллады. Его воспитателем был Аристотель (384-322 до н.э.). В 20 лет он вступил на престол и взял власть в Македонии. Александр предполагал укрепить свое господство в Греции и расширить владения в Азии. Он сразу же вступил на путь военных завоеваний, результатом которых стали огромная империя и титул Александра Великого. Его военная кампания отличалась дерзостью и стратегическим искусством. Он был военным гением, обладал необыкновенной энергией и мужеством, его соратники и войска были ему безгранично преданы.

В 323 г до н.э. Александр, прозванный Македонским, умер от лихорадки, и его военачальники поделили империю между собой, что привело к территориальным войнам, продолжавшимся с 323 г. по 281 г. до н.э. Однако в течение нескольких сотен лет после смерти Александра греческая культура и греческие идеи играли определяющую роль в странах его империи.

Период с 336 по 30 гг. до н.э. называют эпохой эллинизма. Стремившиеся увеличить свою территорию римляне с III в. до н.э. сначала угрожали греческим колониям в Италии, а затем в результате трех войн с Македонией и после восстания в Македонии в 147-146 гг. до н.э. превратили Македонию и Грецию в провинции своей державы.



biofile.ru


Смотрите также