ПАНТОМИМА - вид сценического искусства, в котором главным художественным приёмом является пластическая выразительность актёра.
Истоки пантомимы восходят к искусству древне-греческих мимов, сочетавших слово и пластику. Древняя пантомима могла воспроизводить любые действия: существовали водные, акробатические, конные пантомимы, пантомимы-процессии и другие. Разделение слова и жеста произошло в древнеримской пантомиме конца I века до нашей эры, где актёр изображал действия, комментируемые хором и музыкантами. В средние века пантомима была искусством гистрионов. В XVI-XVIII веках она возродилась в комедии дель арте, некоторые персонажи которой стали масками позднейших мимов. Во Франции установление театральной монополии (1680) и особенно введение сообразных ей ограничений на исполнение разговорных сцен (1707) и вокальных номеров (1709) повлекло за собой бурный расцвет пантомимы на подмостках балаганного театра. В XVIII веке к пантомиме как элементу драматизации балета обращаются Дж. Уивер и Ж.Ж. Новерр. Развитию пантомимы в самостоятельную театральную форму способствовала эстетика романтизма. Как актёры пантомимы прославились Дж. Гримальди и Ж.Г. Дебюро, положивший начало жанру лирической пантомимы. В Англии последней трети XIX века пантомима разыгрывалась преимущественно артистами цирка и мюзик-холла, откуда она в начале XX века пришла в кинематограф, пережив очередной расцвет в творчестве мимов немого кино - Ч. Чаплина, Б. Китона, Г. Ллойда и других.
Традиционная пантомима, как правило, «рассказывает» некую историю, жесты в этом случае служат своего рода подстрочником - иллюстрацией либо заменой звучащего слова. В 1920-1940-е года Э. Декру, отказавшись от дискурсивного понимания жеста, разрабатывал основы новой, неиллюстративной пантомимы, где отправной точкой зрелищности является тело актёра. Эта линия получила продолжение в актёрском искусстве Ж.Л. Барро, М. Марсо, Р. Дево, М. Серро, в спектаклях Е. Гротовского и Э. Барбы. Среди других известных мимов XX века - Л. Фиалка (Чехословакия), Х. Томашевский (Польша), М. Тенисон (Литва), А. Дариус (США).
В России к пантомимам обращались Н.Н. Евреинов, К.А. Марджанишвили, М.А. Чехов, В.Э. Мейерхольд, А.Я. Таиров, А.А. Румнев, Р.Е. Славский, Б.Г. Амарантов, А.А. Елизаров, В.В. Мартынов и другие. Существуют пантомимы всевозможных жанров и видов - от короткого эпизода до многоактного спектакля; широко используется артистами эстрадной миниатюры (А.И. Райкин) и цирковой клоунады (Карандаш, Ю.В. Никулин, Л.Г. Енгибаров, В.И. Полунин).
Пантомима занимает особое место среди других видов сценического искусства. Обычно под пантомимой понимается искусство создания сценического образа при помощи пластики актера, сценического движения, мимики, жеста.
В широком смысле слова пантомимическая игра присуща творчеству любого драматического артиста, служит основой актерской игры. Достаточно вспомнить высказывание К. С. Станиславского о «паузах» великих актеров: «Все они умеют досказать то, что недоступно слову; нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный».
Эмоционально-выразительное движение актера, которое составляет природную стихию пантомимы и вне которого не существует актерского искусства, позволяет считать пантомиму исходной, основополагающей формой театра, при участии которой возникает все многообразие форм драматического и музыкального театра.
В более узком смысле слова под пантомимой издавна понимают особый жанр сценического искусства, в котором основными средствами выражения являются движение актера и специфическая техника этого движения. Жанр пантомимы известен с незапамятных времен: до нас дошли описания грандиозных пантомим античного мира (см. Античный театр), известны имена крупнейших актеров пантомимы прошлого — Гримальди (Англия), Дебюро (Франция) и других. Многовековую традицию имеет пантомимическое искусство в национальных театрах Востока (см. Восточный театр).
Искусство пантомимы в Европе стало складываться лишь в 20-х гг. нашего века. Основоположник европейской пантомимической школы известный деятель французского театра Этьен Декру использовал пантомиму как средство воспитания сценической выразительности актера драматического театра. Ученики Декру — замечательные французские актеры Жан-Луи Барро и Марсель Марсо применили достижения его школы для создания специфических пантомимических спектаклей и номеров, давших толчок к зарождению современной пантомимы. Искусство пантомимы получило широкое развитие в середине нашего века во многих странах Европы и Америки.
yunc.org
Что такое пантомима
Иногда слов не требуется, чтобы рассказать многое. Мимика, жесты, движения могут быть выразительны настолько, что своих зрителей актер способен рассмешить, или взволновать, воссоздав без единого слова перед ними человеческие истории и характеры.
Что такое пантомима
Театральное представление, в котором без слов, исключительно мимикой, движением тела (пластикой) и жестами передаются чувства и мысли называют пантомимой. В переводе с греческого pantomimus означает «тот, кто изображает все» и относится и к виду искусства в целом, и к актеру.
Еще в древнем мире пантомима была наиболее распространенным театральным жанром и была чрезвычайно популярной формой развлечения.
Во всех примитивных культурах, где частью религиозных ритуалов являются мимические сцены, можно найти элементы пантомимы. В Риме впервые пантомима появилась как самостоятельный вид театрального искусства в эпоху Августа. В царствование Адриана при императорском дворе пантомима была модным развлечение, а актеры занимали придворные должности. В 534 году с точки зрения церковной морали танцы и представления считались безнравственными и были запрещены по настоянию императора Юстициана. Но любовь к пантомиме церковные запреты уничтожить не могли, и благодаря менестрелям и странствующим мимам искусство не только сохранилось, а и развивалось.
Базарные площади были театральными залами мимов, а толпа, которая собиралась у бочек с насланными досками, были зрителями. Движения и жесты были куда более выразительными, поскольку трудно расслышать слова под открытым небом.
Народные актеры и скоморохи высмеивали ненавистных народу угнетателей, что делать без слов было куда безопаснее. За это актеров травили собаками, били, клеймили, забивали в колодки, но уничтожить веселое искусство нельзя было.
Пантомима перекочевала на арену цирка из площадей, появились талантливые клоуны, начали ставиться большие пантомимные спектакли.
На сегодняшний день в искусстве пантомима завоевала достойное место и на эстраде и в театре является одним из самых востребованных и интересных жанров. Прекрасными драматическими актерами становились многие актеры-мимы. Юрий Никулин был известным клоуном, выдающимся киноактером-комиком, но он также сыграл немало драматических ролей.
Существует несколько видов пантомимы: акробатическая, танцевальная, эксцентрическая, классическая.
В эксцентрической пантомиме используют гротесковый реквизит, а строится она на комической ситуации.
Из культуры первобытного общества произошла танцевальная пантомима и сохранилась в плясках многих народов.
Соединяет стихи, музыку, действия классическая пантомима. А произошла она из зрелищ древнего Рима и Греции.
С жонглированием, прыжками сочетается акробатическая пантомима, которая произошла из восточного театра.
Акробатическую и эксцентрическую пантомиму широко используют в цирке. Еще в цирке используют зоопантомиму, приключенческую и батальную пантомиму. Высшим достижением манежного искусства считается пантомима с массовыми сценами и спецэффектами.
Пантомиме подвластно все: эстрадная миниатюра, сказка, миф, драма, трагедия, поэма, новелла, памфлет. Истоками пантомимы в России стали клоунада, балаганные ярмарочные театры, различные обряды, масленица, святки.
Регина Липнягова специально для expirience.ru
Самые интересные новости:
загрузка...
expirience.ru
В ЧЁМ СУТЬ ИСКУССТВА ПАНТОМИМА В РИМЕ, ДРЕВНИЙ РИМ
В заключении хотелось бы сказать, что пантомима – это не просто, но и не сложно. В этой свободе и заключается главная прелесть неисчерпаемого поэтически возвышенного искусства, имя которого – пантомима. И я бы очень хотел вернуть искусство пантомимы в массы, по крайней мере, в своей стране. Лукиан требовал от «водителя хоровода» знания всех известных в то время наук и искусств.
А именно, что в какой бы стране это ни произошло, пантомима появилась благодаря языческим обрядам. Ведь в доисторические времена основным всемирным языком являлось тело (движение) и лицо (мимика). Любой контакт между людьми был выразителен и краток. В настоящее время человек так же использует для общения некоторые жесты. Например, первое, что приходит на ум при положительной реакции «Да» – это покачать головой вверх-вниз.
В то время как танцоры накапливали энергию, друид должен был перенаправлять её божеству, которому преподносилась жертва. Отсюда видно, что эти два течения переплетаются и развиваются, поддерживая друг друга и образуя тем самым первоначальный вид пантомимы.
Пантомима, непосредственно как вид театра, появилась в Римской империи в эпоху Августа (27-14 гг. до н.э.). Но давайте рассмотрим другие исторически доказанные теории. Впоследствии удалось смягчить и уравновесить эти вакханалии. В результате таких изменений возникает предпосылка к возникновению греческой драмы в её двух видах – трагедия и комедия. Первая имела литургический, божественный характер и предназначалась жрецам.
Благодаря этому, развивается комическая пантомима, схожая с современной клоунадой. В отличие от новейшей пантомимы, римская пантомима сопровождалась словами. Обычно древнеримские пантомимы были поставлены на мифологический пласт того времени. Мифологические пантомимы Пилада и Вафила обычно имели трагедийную тематику.
О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ГЛАВНЫХ И ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЧАСТЕЙ
В отличие от пантомимы, которая всегда была сольной, пиррихою назывался танцевально-пантомимический спектакль. Излюбленными сюжетами были любовные похождения Зевса-Юпитера к Семеле, Леде, история Диониса и Ариадны и т.п. Сладострастная чувственность танцев пантомимы усиливалась тем, что начиная со второго века, в них стали выступать женщины-танцовщицы.
Их окружали почти царственным почетом и обожанием, бегали за ними толпами по улицам, принимали в знатнейших домах, даже воздвигали им на площадях статуи рядом со статуями цезарей. Театральная психопатия по отношению к любимым актерам и актрисам зародилась именно в эпоху Римской империи.
Танцевальная пантомима с ее ритмически организованным условным жестом зародилась в культуре первобытного общества и сохранялась в плясках многих народов. Акробатическая пантомима берет истоки в спектаклях восточного театра. Марсель Марсо родился 22 марта 1923 года в Страсбурге, в еврейской семье эмигрантов из Польши.
Марсель посещал Школу декоративных искусств в Лиможе, затем учился в парижском Театре Сары Бернар у режиссёра Шарля Дюллена и актёра Этьена Декру. (Именно Декру обучил его мимическому искусству). Во время второй мировой войны Марсо был вынужден бежать с семьей, участвовал в сопротивлении. Большинство его родственников, в том числе родители, погибли в Освенциме.
О ВОЗРОЖДЕНИИ ИСКУССТВА ТАНЦА
Тогда же он организовал труппу «Содружество мимов», которая просуществовала до 1960 года. Его постановки шли на лучших площадках, включая «Театр Сары Бернар» и «Театр елисейских полей». В течение многих десятилетий Марсо выступал сольно. В 1978 году Марсо создал Парижскую школу пантомимы.
В 1996 году Марсель Марсо основал фонд для поддержки искусства пантомимы в США. Награждён орденом Почётного легиона — высшей государственной наградой Франции. Лауреат многих международных конкурсов и фестивалей.
Также история помнит целые театры, которые создавались благодаря искусству пантомимы. Одним из таких театров являлся «Театр пластической драмы», существовавший с 1973 по 1989 гг. Несмотря на очень короткую жизнь, театр смог оставить неизгладимый след в истории культуры.
Каждый, кто приходил в Театр пластической драмы, уносил в душе непередаваемое воздушное и сверхъестественное чувство гармонии. Книга «Жалоб и предложений» была исписана самыми разными людьми, но все они оставляли исключительно возгласы восторгов: «Да будет священно имя Твое — Театр! Восхитительно! А вместе все составляющие были объединены в одно неделимое красочное действо.
Реферат студента 4 курса эстрадного отделения Бахметьева Н.С.
И при этом их искусство рождало неповторимые эмоции и буйное ликование у благодарной публики. Этот праздник духа в театре создал один человек — Гедрюс Казимирович Мацкя́вичюс (лит. Giedrius Mackevičius, 18 мая 1945 — 13 января 2008, Москва). Он родился в деревне Грибенай, в Литве. Мама (Эмилия Мацкявичене) была учителем, умерла в 40 лет от рака. Отец (Казис Мацкявичюс), тоже по профессии учитель, бросил семью ещё до рождения Гедрюса.
Театральный словарь
После играл в «Ансамбле пантомимы» под руководством Модриса Тенисона. Руководил самодеятельным литературным театром при Дворце профсоюзов в Каунасе. Гедрюс поступил на режиссёрский факультет в ГИТИС. Курсом руководила Мария Осиповна Кнебель, любимая ученица К.С. Станиславского. Ещё будучи студентом ГИТИСа, начиная с 1973 года, Мацкявичюс руководил самодеятельной студией пантомимы при Доме культуры Института атомной энергии им. И. В. Курчатова.
Когда мне исполнилось 12 лет, в нашем центре произошло распределение на музыкальное, изобразительное (рисование, лепка) и театральное направления. Но в речевых упражнениях, скороговорках, маленьких импровизационных историях я отставал от основной группы. Мне объяснили, что это тоже театральное действие, но без слов. Можно представить, в какой неописуемый восторг я пришёл. Тогда наступил своего рода кризис в моём отношении к пантомиме, близилось разочарование.
И в моей жизни возникло новое имя – Гедрюс Мацкявичюс. Благодаря ему мои надежды воспрянули, и мне вновь захотелось работать в жанре пластического театра. Я с новой силой полюбил пантомиму.
Но как абсолютно самостоятельное и самобытное искусство, она имеет право включить в себя при желании все эти элементы. Иного характера классическая пантомима, уходящая корнями в зрелищные представления Древней Греции и Рима. В ней действие соединяется с песней, музыкой, стихотворным текстом.
Читайте также:
podnogqali.ru
ПАНТОМИМА - это... Что такое ПАНТОМИМА?
ПАНТОМИМА — (греч., от pan и mimos подражатель). 1) передача мысли телодвижениями без помощи речи. 2) пьеса, в которой актеры передают желания и чувства телодвижениями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАНТОМИМА … Словарь иностранных слов русского языка
пантомима — ы, ж. и устар. ПАНТОМИМ а, м. pantomime m. <лат. pantomimus, гр. 1. Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются мимикой, жестикуляцией и пластическими движениями. БАС 1. Pantomime. Пантомим. Ария, по которой два или… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
пантомима — См … Словарь синонимов
ПАНТОМИМА — (от греч. pantomimos букв. все воспроизводящий подражанием), вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа пластика, жест, мимика … Большой Энциклопедический словарь
ПАНТОМИМА — ПАНТОМИМА, пантомимы, жен. (от греч. pantomimos все представляющий, изображающий без слов) (театр.). Театральное представление, в котором действующие лица изъясняются не словами, а мимикой, жестикуляций и пластическими движениями. || Сценарий для … Толковый словарь Ушакова
пантомима — ПАНТОМИМА, ы, жен. Представление средствами мимики и жестов, без слов, игра мимов. | прил. пантомимный, ая, ое и пантомимический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ПАНТОМИМА — жен., греч. выразительное телодвиженье, немое объясненье, передача чувств или мыслей лицом и всем телом. | Род балета, драматическое зрелище без речей, немая игра; пантомимическое, мимное зрелище. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Пантомима — театральн. представление, в котором мысль, чувство истрасть, вместо голоса, выражаются движениями тела и жестами. Мимикаиграла большую роль в греч. драмах, но, как исключительно мимическоепредставление, П. впервые появились в Риме при Августе, в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Пантомима — (греч. pantomimоs, букв. – все воспроизводящий подражанием) – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа – пластика, жест, мимика исполнителя. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И … Энциклопедия культурологии