Памятники древнего египта. История искусств / 1курс / Основные архит. памятники Древнего Египта
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Архитектура древнего Египта. Топ-10 древних памятников. Памятники древнего египта


Топ-10 памятников Древнего Египта | Fresher

Территория Египта раскинулась от Средиземного и Красного морей до пустынь северо-восточной Африки. Известный, как одно из самых привлекательных туристических мест на Ближнем Востоке, Египет — также великолепная страна чудес истории, природы и культуры.

Все крупнейшие города украшают живописные берега Нила, включая столицу Каир, где вас ждет уникальная смесь естественной красоты, очарования, культуры и многочисленных современных удобств. Однако, что действительно уникально в Египте, так это его внушительное историческое наследство. Мы имеем уникальную возможность посмотреть на хорошо сохранившиеся доисторические архитектурные достопримечательности, памятники, руины и других исторические символы прошлых эпох.

Предлагаем вашему вниманию список с 10 историческими памятниками, которые расскажут об архитектуре Древнего Египта больше, чем любая энциклопедия.

Архитектура древнего Египта

Ступенчатая пирамида Джосера

Архитектура древнего Египта

Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старая структура в мире, которая построена из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства.

Храм Хатшепсут

Архитектура древнего Египта

В пределах центральной части восточного Египта вы можете увидеть древний Луксор, который окружен красивой и живописной долиной реки Нил. Помимо высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут, с одним из самых лучших видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных утесов.

Великие пирамиды Гизы

Архитектура древнего Египта

Великие египетские пирамиды Гизы — самые внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от столицы Каира, в пределах северной части Египта, где вы можете увидеть три огромные пирамиды, построенные тысячи лет назад. Среди них самая большая египетская пирамида (140 метров в высоту) — пирамида Хуфу.

Карнакские храмы Египта

Архитектура древнего Египта

В Луксоре вы можете увидеть другую историческую достопримечательность. Это Карнакские храмы, которые расположены на восточном берегу Нила и состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости вы можете увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными.

Ломаная пирамида

Архитектура древнего Египта

Ломаная пирамида расположена в Дахшуре — деревне приблизительно в 40 километрах к югу от Каира. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Этот гладкий переход создаёт захватывающий вид, в то время как полная высота пирамиды составляет более чем 100 метров над землей. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху.

Абу Симбел

Архитектура древнего Египта

В самой южной области Египта и на западном берегу озера Нассер расположен другой известный исторический памятник — храмы Абу Симбела. Эти два храма были вырезаны из камня приблизительно в 1260 до н.э, они посвящены фараону Рамзесу II и королеве Нефертари. Внешность храмов — настоящий шедевр. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Его интерьер еще более внушителен, в то время как фасад храма королевы Нефертари включает 6 огромных статуй. Когда вы вступаете внутрь, то будто окунаетесь в другой мир, который заполнен каменными резными фигурами, мифическими статуями, столбами и внеземной атмосферой.

Храмы Луксора

Архитектура древнего Египта

В непосредственной близости от храмов Карнака в Луксоре расположен Луксорский храм. Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий и статуй, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования. Дорога к храму охраняется многочисленными сфинксами. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение.

Розовая пирамида

Архитектура древнего Египта

Розовая пирамида смежна с Ломаной пирамидой с севера. С высотой 104 метра над землей, это третья по величине египетская пирамида, а ее отличительная особенность – красноватый оттенок.

Долина Царей

Архитектура древнего Египта

Долина Царей — огромная область на западном берегу Нила, поблизости с деревней Луксор, где находятся многочисленные могилы египетских фараонов периода между 16-м и 11-м столетием до н.э. Здесь расположена могила Тутанхамона и сидящие колоссы Мемнона. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы делать запоминающиеся фотографии.

Великий Сфинкс

Архитектура древнего Египта

Великий Сфинкс представляет из себя величественный памятник перед комплексом пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая является гибридом льва и человека, простирается более чем на 70 метров в длине. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э.

Интересная статья? Лайкни или поделись с друзьями!

• Рубрика: архитектура, достопримечательности, путешествия

www.fresher.ru

3. Основные памятники культуры Древнего Египта.

Прибывшему в Гизу туристу открывается одна из прекраснейших картин, какую когда-либо создавала человеческая рука. Египетская поговорка «Все боится времени, но время боится Пирамид» как нельзя лучше применима к этому месту.

Гиза – это современное название большого каирского некрополя, занимающего примерно 2000 кв.м. Сюда входит три Большие Пирамиды: Хеопса (146 м высотой), Хефрена и Микерина, последняя, имеет еще три малых пирамиды-спутницы. Примерно в 350 метрах от Пирамиды Хеопса находиться большой Сфинкс, по-арабски Абу-эль-Хол, что означает «отец ужаса». Это колоссальная, 73 метра в длину, статую льва с человеческой головой.

Некрополь в Саккара, протянувшийся на 8 км, - самый большой в Египте. Он также самый значительный в историческом отношении, так как здесь представлены все основные династии: от Первой - до эпохи Птолемея и правления персов.

Покровителем этого некрополя был бог Сокар, именем которого названа эта местность.

В центре некрополя возвышается погребальный ансамбль Зосера – основателя III династии, огромная ступенчатая пирамида, которая доминирует над всей цитаделью; ее окружают другие пирамиды и мастабы – свидетели разных эпох. Зосер был первым правителем, поручившим зодчему сооружение грандиозного заупокойного монумента. Пирамида Зосера (62,5 м высотой). Пирамида Унаса – последнего фараона V династии.

Саккарский некрополь включает значительное число мастаб, и многие из них примечательны своей красотой и изяществом отделки. Мастаб Небет (V династия). Мастаб визиря унеферта (VI династия). Мастаб принцессы Идут. Мастаб Каджеми. Мастаб Птах-Хотепа. Мастаб Мереруки. Мастаб Ти.

При раскопках в Мемфисе были обнаружены остатки храма Птаха, где короновались фараоны, и небольшая молельня, построенная Сети I также в честь Птаха. Перед храмом возвышались колоссальные статуи Рамсеса II. Из них осталось только две. Одна из розового гранита стоит сейчас на вокзальной площади Каира. Вторая лежит на земле во всем своем великолепии: она имеет 13 м в высоту и носит имя великого фараона. В нескольких десятках метров от колосса можно видеть алебастрового сфинкса с ликом Аменофиса II.

Примерно в двух километрах от Саккарского некрополя нас встречают пять пирамид Дахшура: три каменные и две кирпичные, но все необычайно выразительные.

На западном берегу Нила находится деревня Арабат, буквально «Арабат погребенный», здесь в очень хорошем состоянии сохранился дворец Сети I – знаменитый своей прекрасной живописью.

Дендера – греческое название Тентириса, священного города с тремя святилищами: святилищем Ихи, юного сына Хора; святилища Хора и Хатхор. Первые два святилища почти полностью исчезли, но от третьего святилища сохранился практически нетронутый храм Хатхор.

В Луксоре (бывший древний город-столица Фивы) осталось единственное свидетельство былого могущества – великолепный Храм Амон-Ра (260м в длину). Его строительство начал Аменофис II, продолжил Тутмос III и завершил Рамсес II.

Примерно в трех километрах от Луксорского храма раскинулся монументальный ансамбль Карнака – Карнакский Храм. Он состоит из трех отдельных центров, каждый из которых окружен стеной из кирпича-сырца. Самый большой находится по середине и занимает около 30 гектаров – это святилище Амона, он сохранился лучше всех. Слева от него – святилище Монту, бога войны – четырехугольник площадью примерно в 2,5 гектара. С другой стороны – святилище богини Мут, супруги Амона. Половина его площади, составляющей примерно 9 гектар, еще не исследована.

Между Луксорским и Карнакским Храмами находится аллея из сфинксов с бараньими головами.

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III. Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты.

В горах за Фивами открываются многочисленные небольшие долины, самая знаменитая из которых Долина Царей или «долина царских гробниц Бибан-эль-Мюлюка». История долины начинается с неожиданного решения фараона Тутмоса I отделить свою гробницу от заупокойного храма и. более того, захоронить свое тело не в пышной гробнице, а в потайном месте. Но покой Тутмоса, как и других фараонов, был недолгим. История Долины Царей хранит множество фактов, связанных с ограблениями, кражами и ночными налетами при свете факелов. Гробница Рамсеса IX – хотя и сильно разрушена, представляет интерес своим живописным декором со сценами, навеянными «Книгой мертвых», «Молитвами Солнцу» и «Книгой Дуата». Гробница Рамсеса VI – гробница небольшого размера имеет великолепно расписанный потолок, где изображены две небесные сферы и звездные боги, шествующие за солнечными ладьями, которые плывут по небесному Нилу. Гробница Тутанхамона – она вошла в историю благодаря огромному количеству сокровищ, найденных в погребальной камере, которых, к счастью, не коснулась рука грабителя. Из всех погребальных атрибутов, обнаруженных в гробнице, прежде всего, поражает своей красотой саркофаг фараона. Золотой саркофаг фараона – один из шедевров ювелирного искусства всех времен: 1,8 м высотой, 200 кг золота, инкрустация ляпис-лазурью, бирюзой и сердоликом. Гробница Тутмоса III – эта труднодоступная гробница имеет декоративную исключительной «графики» (сюжеты изображения канонических текстов «Книги мертвых»), которая считается по этой причине одной из красивейших во всей Долине Царей.

Гробница Сети I по сложности конструкции – одна из самых выдающихся во всем фиванском некрополе. Она состоит из многих лестниц и галерей, ведущих в разные залы, поддерживаемые пилонами.

Долина Цариц, современное название которой Бибан-эль-Харим, расположена примерно в полутора километрах от Долины Царей. Там было найдено около 80 гробниц. Гробница царицы Тити, которая была, как полагают,супругой фараона XX династии, хранит прекрасную живопись в нежно-розовых тонах. Гробница принца Амона-хер-Копехефа – эта гробница сына Рамсеса III донесла до наших времен необычный декор, отличающийся разнообразием оттенков и интенсивностью цветовой гаммы, где преобладает великолепный синий ультрамарин. Гробница принца Пра-хер-Уменефа – это другой сын Рамсеса III, умерший в младенчестве. Декор его гробницы примерно такой же, но здесь преобладающими цветами являются желтая охра и розовый.

Долина Знати – гробницы знатных особ династии Среднего царства разбросаны на трех смежных территориях. Их отличительными чертами являются крайняя простота (по сравнению с царскими гробницами) и живая жанровая иконография. Кроме того, эти гробницы дают нам ценные сведения о придворной жизни в Древнем Египте на основании трактовки изображений, позволяющих определить должности и функции разных сановников.

Гробница Рах-Мары – это одна из самых больших гробниц XVIII династии. Она принадлежала Рах-Маре, «Правителю города» и «Визирю» при Тутмосе III и Аменофисе II. Самые интересные сцены гробницы показывают принесение дани чужеземными народами. Гробница Кики – это был «Царский интендант», на одной из стен изображен последний путь останков сановника в Абидос. Здесь можно видеть наемных плакальщиц и рабов, несущих столы с жертвоприношением. Гробница Менны – владелец этой гробницы был «Писец Кадастра Господина Верхнего и Нижнего Египта». Украшающая гробницу живопись (полевые работы, паломничество в Абидос, дети Менны) считается самой изысканной во всем некрополе. В гробница Сеннефера ведет лестница из 43 ступеней, вырубленных в скале. Сеннефер – «Принц Южного города» во время правления Аменофиса II. Эта гробница знаменита сводом вестибюля, расписанным виноградными лозами. Гробница Рамоса – Рамос исполнял должность «Правителя города и помощника царя» при фараоне-еретике Эхнатоне. Украшающие ее барельефы отличаются прекрасной пластикой и большой натуралистичностью, особенно изображения человеческих лиц.

Долина Ремесленников – Дейр-эль-Медина. Здесь находиться деревня и некрополь всех тех, кто строил и украшал царские гробницы в Фивах.

Гробница Инхерки. В эпоху правления Рамсеса III и Рамсеса IV Инхерка был «Заместителем Господина Двух Египтов на Площади Истины». Он построил себе две гробницы, которые свидетельствуют об оригинальном творческом таланте и живой фантазии ее зодчего, особенно в сценах семейной жизни, где, например, представлены сидящие за трапезой любящие супруги, одетые в одинаковые льняные одежды. Гробница Сеннеджена. Главная погребальная камера – это все что осталось от гробницы Сенеджена, сановника эпохи XIX династии «Слуги на Площади Истины». Заключенная в ней живопись по яркости и свежести красок является лучшей в долине.

В древности Эсна была столицей III нома Верхнего Египта. В современной деревне сохранился лишь один храм, посвященный Хнуму, переделанный в эпоху Птолемеев из храма XVIII династии. Гипостильный зал (33х18м, 24 колонны, высотой 13,5м) практически не поврежден. Особый интерес представляют разнообразные цветочные мотивы на капителях колон.

Городок Эдфу вошел в египетскую историю благодаря своему храму, сохранившемуся лучше остальных храмов Египта. Храм, посвященный богу Хору, был воздвигнут в период Птолемеев на месте, как это часто бывало, долее древнего храма, который уже существовал при Тутмосе III. По своим размерам это второй после Карнакского храм Египта: 137 м длиной, с пилоном высотой 36 м, лицевая сторона которого составляет 79 м. Вход охраняют две величественные статуи бога Хора из черного гранита. Внутри святилища можно еще полюбоваться хорошо сохранившейся прекрасной дарохранительницей из серого гранита – монолитом четырех метров высотой.

Прежде чем войти в храм, интересно посмотреть его «маммиси». Построенный при Эверджете II. На языке коптов это слово означает «место родов», где Хор символически возрождается каждый день. Вот почему этот храм был священным для беременных женщин и для тех женщин, которые хотели иметь ребенка.

Расположенный между Эдфу и Асуном Ком-Омбо – это бывший Па-Себек, то-есть «дом Себека», бога-крокодила, который почитался еще в додинастический период. В Ком-Омбо находятся величественные руины храма, планировка которого считается единственной в своем роде: это на самом деле двойной храм, оброзованный из двух соседних. Правый храм посвящен Себеку, богу плодородия; левый – Хароэрису, иначе говоря «Великому Хору», солнечному богу войны.

Современный город Асун высится на месте бывшего базара города Абу. В древности, он назывался, Сиена и был столицей I нома Верхнего Египта.

Древние гранитные карьеры, примерно в двух километрах от города, протянулись от берега Нила более чем на шесть километров. В его многочисленных карьерах в изобилии добывали сиенит – розовый гранит, широко применявшийся в культовых сооружениях, - из него вырубали обелиски, колоссальные статуи, воздвигали храмы.

В этом месте есть еще одна достопримечательность: колодец, стенки которого, учитывая близость тропиков, освещались солнечными лучами только в день летнего солнцестояния.

Некрополь, насчитывающий 40 гробниц третьего тысячелетия, вырыт в холме Табет эль-Хоа («вершина Ветров») и расположен на западном берегу Нила. Пройдя по одной из узких крутых лестниц, можно попасть в подземные погребальные храмы, украшенные по большей части террасами и колоннадами, с дверьми и окнами. Могилы располагаются одна над другой, создавая впечатление пещерного города. Многие из этих подземелий были разрушены или сожжены.

В 1960 г. здесь стали сооружать плотину, в зоне затопления были безвозвратно утеряны многие бесценные исторические и художественные памятники. Весь мир, затаив дыхание, следил за необычными спасательными операциями, сопровождавшими сооружение платины, целью которых было сохранение великого культурного и художественного наследия древней цивилизации.

Гробница Сиремпута I – эта гробница принадлежала сыну Зат-Сени, принцу XII династии. Сегодня, к сожалению, осталось мало подтверждений тому, что эта гробница была самой большой и имела самый пышный декор во всем некрополе. Гробница Сиремпута II. Сиремпут II был «наследным принцем» в царствование Аменемхета II (XII династия). Подземелье включает первую камеру, которую поддерживают 6 столбов, и галерею, обрамленную шестью нишами, в каждой из которых помещена статуя мумии покойного принца. Еще там есть квадратная комната, великолепно расписанная изображениями Сиремпута. В глубине расположена молельня, также с росписью.

Первый нильский порог находится в нескольких километрах от Асуна: это широкое пространство бурлящей воды и водоворотов между многочисленными скалами и островками. Из всего этого архипелага крошечных островов интерес представляет остров Сехель, где в беспорядке нагромождены огромные гранитные блоки, покрытые рисунками и надписями, древнейшие из которых восходят к VI династии, а последние – к эпохе Птолемея.

Храм в Филе, как и храмы в Эдфу и Дендеры, одно из трех хорошо сохранившихся сооружений эпохи Птолемеев. На фоне выразительной декорации из гранитных скал лежит священный остров, где Храм богини Исиды вздымает свои колонны и пилоны к ясно-голубому небу, создавая у посетителей впечатление нереальности увиденного.

В 320 км от Асуна на землях Нубии высится самое прекрасное и необычное сооружение величайшего фараона Египта: Абу-Симбел. По идеи, этот храм был посвящен триаде богов Амон-Ра, Хармакису и Птаху, но на деле он был построен исключительно для прославления и увековечения памяти его создателя – Рамсеса II Великого. Храм полностью высечен в скальном массиве (38 м по фасаду и 65 м в глубину). Проникнув в сердце горы, попадаешь в святилище, где находятся статуи триаде богов, которым был посвящен храм, и статуя самого Рамсеса. Именно в этом месте происходит так называемое «солнечное чудо». Два раза в год, 21 марта и 21 сентября, в 5 часов 58 минут луч солнца пересекает линию, находящуюся в 65 м от входа в храм, и освещает левое плечо Амон-Ра и Рамсеса II. Через несколько минут луч перемещается и освещает Хармакиса, а через 20 минут свет исчезает. Примечателен факт, что свет никогда не попадает на Птаха – бога тьмы. Декор храмовых стен прославляет военные подвиги Рамсеса II. Рамсес приказал построить рядом храм меньших размеров, посвященный его жене Нефертари: в Египте ни одна супруга фараона никогда не была изображена на фасаде храма, только жена Рамсеса II удостоилась этой чести. При построении платины, храму грозило затопление водами искусственного озера, что обеспокоило общественность всего мира. ЮНЕСКО немедленно назначило комиссию по изыскания средств для спасения монументов. В 1965 г. храм переместили в другое место – это было самое фантастическое предприятие по демонтажу и реконструкции, которое когда-либо переживала археология. Осталось только ждать «солнечного чуда», которое в точности повторилось в феврале 1969г. Теперь, как и две тысячи лет назад, солнечные лучи снова ласкали богов святилища. Рамсес II и его архитектурный шедевр, несмотря ни на что, продолжают существовать.

Заключение.

Египетская культура была наиболее яркой на фоне культур других цивилизаций, она внесла огромный вклад в культуру всемирную. После исчезновения египетской цивилизации осталось много полезных сведений и информации, которыми люди пользуются до сих пор. Культура Древнего Египта не только поражает разнообразием своих форм, но и имеет колоссальное значение для дальнейшего развития мирового процесса в области религии, науки и искусства. Культурные достижения Египта повлияли на внешний мир и (в значительной мере через греков) дошли до нас. Геродот вполне справедливо считал египтян учителями геометрии. Многие художественные сюжеты перешли от египтян к другим народам (в видоизмененной форме).

Сокровища египетской мысли – научной, практической и мистической – оказались притягательным источником для видных греческих ученых, философов, государственных деятелей, которые посещали Египет, чтобы приобщиться к этим знаниям и сделать их достоянием своей культуры.

Религиозная система Древнего Египта развивалась на протяжении тысячелетий и в целом достигла весьма высокого уровня. Ранние религиозные системы Древнего Египта – сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.

Культура древни египтян – монументальное строительство, оригинальная скульптура и живопись, богатая литература, религиозные системы – поражает своей неповторимостью, художественным совершенством, глубинной содержания. Она вошла в сокровищницу мировой культуры как ее органическая часть.

Список литературы:

1. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.А.Радугина.- Москва: Издательство «Центр» 2003г.

2. Культурология: Учебное пособие. Под ред. А.Н.Марковой. – Москва: «Культура и спорт» Издательское объединение «Юнити».1995г.

3. О.Н.Дубровская, Древние религии мира. – Москва: Издательский дом «Рипол» 2003г.

4. Л.С. Васильев, История религий Востока. – Москва, Издательство «Университет», 2001 г.

5. История Древнего Востока: Учебное издание. Под ред. В.И.Кузищина, Москва: Издательство «Высшая школа» 1988г.

6. И. Α.Климишин, Календарь и хронология.— Москва: Наука. 1985г.

7. Μ. Α.Коростовцев, Наука древнего Египта. Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. — Москва: Наука 1982г.

8. В. П. Шереметевский, Очерки по истории математики. Издательство: HYPERLINK "http://www.ozon.ru/context/detail/id/857102/" \o "Издательство" Едиториал УРСС, 2004 г. 9.В.М. Тарасов, Символы медицины, как отражение врачевания древних народов. Издательство «Медицина» 1985г.

10. Аббас Шалаби, Весь Египет. Издательство «Бонеки» Флоренция Италия . Редакция: Welcom Books, Москва.

studfiles.net

Архитектура древнего Египта. Топ-10 древних памятников

Огромная территория Египта раскинулась между восточной частью Средиземного моря, Красным морем и областью пустынь северо-восточной Африки. Известный, как одно из самых привлекательных туристических мест на Ближнем Востоке, Египет – также великолепная страна чудес истории, природы и культуры. Все крупнейшие города украшают живописные берега Реки Нила, включая столицу Каир, где Вас ждет уникальная смесь природной красоты, обаяния, культуры и многочисленных современных удобств. Однако, что действительно уникально в Египте, так это его внушительное историческое наследство. Мы оказались достаточно удачливы, так как имеем уникальную возможность обладать большим разнообразием хорошо сохранившихся доисторических архитектурных достопримечательностей, памятников, руин и других исторических ориентиров, которые являются невероятными символами прошлых эпох. Предлагаем вашему вниманию список из 10 достопримечательностей, которые расскажут об архитектуре древнего Египта больше, чем любая энциклопедия.

1. Ступенчатая пирамида Джосера.

Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с Пирамиды Джосера . Это – один из наиболее значимых исторических памятников в мире, а также одна из самых старых египетских пирамид. Создана примерно в 2650 до н. е, эта архитектурная художественная работа – также самая старая постройка в мире, которая построена из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру. Пирамида состоит из 6 огромных ступеней. Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства. Обязательно посетите это место и территорию окружающего комплекса во время своего путешествия по Египту.

2. Храм Хатшепсут.

В пределах центральной части восточного Египта Вы можете столкнуться с древним Луксором, который окружен красивой и живописной долиной Реки Нил . Кроме высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут  с одним из самых захватывающих дух видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных скал.

3. Великие пирамиды Гизы.

Большие Египетские Пирамиды Гизы – самые узнаваемые, значимые и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от столицы Каира, в пределах северной части Египта, где Вы можете наслаждаться тремя огромными пирамидами, построенными тысячи лет назад. Среди них самая большая египетская Пирамида – Пирамида Хуфу. С ее 140 метрами в высоту Пирамида Хуфу – одна из самых замечательных исторических памятников в мире.

4. Карнакский храм Египта.

В Луксоре Вы можете столкнуться с другой исторической достопримечательностью, свидетельством древней архитектуры Египта. Это Карнакский храм , расположенные на восточном берегу Реки Нил и состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости Вы можете увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными. Все здесь насыщено древними интерпретациями, историей и символикой.

5. Ломаная пирамида.

Ломаная пирамида расположена в Дахшури – деревне примерно в 40 километрах на юг от Каира. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается примерно под 54 градуса, в то время как верхняя секция идет под углом 43 градуса. Этот гладкий переход создает захватывающий вид, в то время как полная высота пирамиды составляет более чем 100 метров над землей. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху. Архитектура Древнего Египта просто невероятная.

6. Абу Симбел.

В самой южной области Египта и на западном берегу Озера Нассер расположен другой известный исторический памятник, который Вы не можете пропустить – храмы Абу Симбела. Эти два храма были вырезаны из камня приблизительно в 1260 до н.е, они посвящены фараону Рамзесу II и королеве Нефертари. Внешность храмов – настоящий шедевр. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Его интерьер еще более захватывающий, в то время как фасад храма королевы Нефертари включает 6 огромных статуй. Когда Вы ступаете внутрь, то словно попадаете в другой мир, который заполнен каменными резными фигурками, мифическими статуями, оттенками, столбами и внеземной атмосферой.

7. Храмы Луксора.

В непосредственной близости от Храмов Карнака в Луксоре расположен другой интересный памятник, чтобы посетить – Луксорский храм . Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий, статуй и других исторических достопримечательностей, в то время как центральный коридор – место для вдохновения и очарования. Дорога к храму ограничена многочисленными сфинксами, которые обеспечивают уникальную атмосферу, позволяющую полностью погрузиться в минувшую эпоху. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение.

8. Розовая пирамида.

Розовая Пирамида смежная с Ломаной на севере. С высотой 104 метров над землей, это третья по величине египетская пирамида, но что более убедительно, так это ее красноватый оттенок. Архитектура Древнего Египта сохранила один из своих самых выдающихся образцов и примеров благодаря этому величественному памятнику.

9. Долина царей.

Долина Царей – огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с деревней Луксор, где Вы можете столкнуться с захватывающей картиной с многочисленными могилами египетских фараонов периода между 16-ым – 11-м столетием до н.е. Вы можете наслаждаться известной могилой Тутанхамона, так же как великими сидящими колоссами Мемнона и рядом других внушительных памятников. Многочисленные проходы – лучшее место для того, чтобы делать потрясающие фотографии. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях.

10. Большой Сфинкс.

Большой Сфинкс представляет из себя сильный и величественный памятник перед комплексом Пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс – также самая большая в мире статуя из монолита, которая является гибридом льва и человека, и простирается более чем на 70 метров в длину. Высота его более 20 метров над землей. Большой Сфинкс построили примерно в 2500 году до н.е. В наше время это один из самых замечательных исторических памятников в Гизе, Египте, и во всем мире, а так же символ архитектуры Древнего Египта.

Пирамиды Гизы, храмы Абу Симбела, или Великий Сфинкс Гизы – одни из самых известных исторических ориентиров в мире. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Уникальные символы архитектурных чудес, которые созданы древними цивилизациями, все они расположены в Египте.

firetrip.me

Топ-10 памятников Древнего Египта — Слово Творчества

article175.jpg

Территория Египта раскинулась от Средиземного и Красного морей до пустынь северо-восточной Африки. Известный, как одно из самых привлекательных туристических мест на Ближнем Востоке, Египет — также великолепная страна чудес истории, природы и культуры.

Все крупнейшие города украшают живописные берега Нила, включая столицу Каир, где вас ждет уникальная смесь естественной красоты, очарования, культуры и многочисленных современных удобств. Однако, что действительно уникально в Египте, так это его внушительное историческое наследство. Мы имеем уникальную возможность посмотреть на хорошо сохранившиеся доисторические архитектурные достопримечательности, памятники, руины и других исторические символы прошлых эпох.

Предлагаем вашему вниманию список с 10 историческими памятниками, которые расскажут об архитектуре Древнего Египта больше, чем любая энциклопедия.

 

 Топ-10 памятников Древнего Египта

Ступенчатая пирамида Джосера

Архитектура древнего Египта

Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старая структура в мире, которая построена из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства.

Храм Хатшепсут

Архитектура древнего Египта

В пределах центральной части восточного Египта вы можете увидеть древний Луксор, который окружен красивой и живописной долиной реки Нил. Помимо высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут, с одним из самых лучших видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных утесов.

Великие пирамиды Гизы

Архитектура древнего Египта

Великие египетские пирамиды Гизы — самые внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от столицы Каира, в пределах северной части Египта, где вы можете увидеть три огромные пирамиды, построенные тысячи лет назад. Среди них самая большая египетская пирамида (140 метров в высоту) — пирамида Хуфу.

Карнакские храмы Египта

Архитектура древнего Египта

В Луксоре вы можете увидеть другую историческую достопримечательность. Это Карнакские храмы, которые расположены на восточном берегу Нила и состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости вы можете увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными.

Ломаная пирамида

Архитектура древнего Египта

Ломаная пирамида расположена в Дахшуре — деревне приблизительно в 40 километрах к югу от Каира. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Этот гладкий переход создаёт захватывающий вид, в то время как полная высота пирамиды составляет более чем 100 метров над землей. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху.

Абу Симбел

Архитектура древнего Египта

В самой южной области Египта и на западном берегу озера Нассер расположен другой известный исторический памятник — храмы Абу Симбела. Эти два храма были вырезаны из камня приблизительно в 1260 до н.э, они посвящены фараону Рамзесу II и королеве Нефертари. Внешность храмов — настоящий шедевр. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Его интерьер еще более внушителен, в то время как фасад храма королевы Нефертари включает 6 огромных статуй. Когда вы вступаете внутрь, то будто окунаетесь в другой мир, который заполнен каменными резными фигурами, мифическими статуями, столбами и внеземной атмосферой.

Храмы Луксора

Архитектура древнего Египта

В непосредственной близости от храмов Карнака в Луксоре расположен Луксорский храм. Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий и статуй, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования. Дорога к храму охраняется многочисленными сфинксами. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение.

Розовая пирамида

Архитектура древнего Египта

Розовая пирамида смежна с Ломаной пирамидой с севера. С высотой 104 метра над землей, это третья по величине египетская пирамида, а ее отличительная особенность — красноватый оттенок.

Долина Царей

Архитектура древнего Египта

Долина Царей — огромная область на западном берегу Нила, поблизости с деревней Луксор, где находятся многочисленные могилы египетских фараонов периода между 16-м и 11-м столетием до н.э. Здесь расположена могила Тутанхамона и сидящие колоссы Мемнона. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы делать запоминающиеся фотографии.

Великий Сфинкс

Архитектура древнего Египта

Великий Сфинкс представляет из себя величественный памятник перед комплексом пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая является гибридом льва и человека, простирается более чем на 70 метров в длине. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э.

cword.ru

Основные архит. памятники Древнего Египта

Основные архитектурные памятники Древнего Египта

Египетские пирамиды

Самая древняя пирамида- ступенчатая пирамида фараона Джосера построенная архитектором Имхотепом около 5 тыс. лет назад. Прирамиду окружала стена высотой 10м.Стена была усилена башнями разделена плоскими выступами , в ней было около 14 ворот причем только одни – настоящие. Сама пирамида находилась в центре комплекса( высота 60м, основание 118 на 140) ,сложена из камней различного размера и облицована блоками белого известняка. Погребальная камера находилась на глубине 28 м и была облицована плитами розового гранита.

Самые знаменитые три великих пирамиды близ г.Гиза: пирамида Хеопса Хефрена, Микерина.Крупнейшая – пирамида Хеопса (высотой 147 м)

Была построена в28 веке до н.э .Это правильная пирамида со стороой 233м.сложена из огромных блоков (до2,5 тонн),блоки так гладко отшлифованы что сложены без скрепляющего раствора.Внутри пирамиды –запутаные лабиринты и до сих пор не найденная погребальная камера.Рядом с великой пирамидой находиться Большой финкс – лев с лицом фараона Хеопса .К пирамиде от Нила вела дорога выложенная отшлифованными плитами , украшенными резьбой.

Храм Амона к Карнаке

Это значительный храмовый комплекс назывался Ипет-Суп и долгое время был официальным святилищем страны.

Храм представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена к воротам которой ведут две дороги : одна от Нила , другая из Луксора .По их сторонам находятся «дороги сфинксов» - два ряда бараноголовых львов (баран символ бога РА).Попасть на территорию храма можно только через десять ворот- пилонов(это массивные сужающиеся вверх башни объединенные карнизом).Центральный пилон главного храма имел высоту 44 метра, ширину 113, а толщина стен доходила до 15 метров .За ним располагался широкий внутренний двор окруженный колоннадой с капителями в виде цветков папируса. Пройдя через следующий пилон с гигантскими статуями фараона, перед ним посетитель попадал в большой гипостильный зал- главное святилище храма. Площадь зала составляла 5000

Кв.м. а высота 24м. Его крышу некогда поддерживали 16 рядов колоссальных колонн .Всего здесь было установлено134 колонны от 20 до 4 м. высоты. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2м.,более 10метров в обхвате. Колонны боковых проходов изготовленные в виде нераспустившихся папирусов -14,7м. и около 9 метров в обхвате .Рописи потолка и перекрытий имитировали синеву неба усеяно го золотыми звездами. Стены и колонны покрывали цветные рельефы ,повествующие о деяниях фараонов: бог вручает символы власти, сцены жертвоприношений, множество звероподобных богов наблюдает за этим, часто встречается изображение священного жука- скарабея. Росписи храма в Карнаке нередко называют «каменным архивом», т.к. росписи и надписи повествуют об исторических событиях, списки восшествия фараонов на престол и т.п.В Большом зале установлены монолитные статуи фараонов в том числе и Рамзеса 11 и его жены Нефертари Всего в Карнаке 86000 статуй.

Следующий пилон ведет во двор со Священным озером,

Отсюда брала начало погребальная процессия. Она вела через залитые солнцем залы в сумрак гипостильного зала и далее в вечный мрак погребального зала.

Храм царицы Хатшетсут в Дейр –Эль-Бахари

Хатсепсут жена фараона Тутмоса 11 после смерти мужа захватила власть. Строительство храма началось как всегда еще при жизни царицы .Его строил придворный архитектор Сенмут. По своим громадным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие сооружения Древнего Египта. Храм относится к типу полускальных храмов, где наземные помещения сочетаются со святилищами, вырубленными в скале.

Храм состоит из трех террас- ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими пандусами .В древности на этих террасах были устроены пруды и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в образе бога Осириса .Они были ярко раскрашены.Пьедесталы украшали рельефы. Нижняя терраса служила двором ,была обнесена стеной которую украшали каменные изображении соколов-символов власти .С запада дворик замыкал 22-колонный портик, украшенный рельефами, разделенный посредине лестницей.

Лестница -пандус ведущая на вторую террасу была украшена скульптурами гигантских кобр с соколом на спине .Верхняя терраса предназначалась для самых главных ритуалов. Здесь же находилось вырубленное в скале святилище Хатшепсут .Фасадом святилища служил портик с четырехгранными колоннами перед каждой стояла монументальная статуя царицы .Всю террасу окружали колонны .Высеченные в скале залы святилища украшены многочисленными колоннами, полы выложены золотыми и серебряными плитками, стены покрыты ярко раскрашенными рельефами.

Всего в храме стояло около 200 статуй из них 140- сфинксы.

Храм Рамзеса 11 в Абу-Симбеле

Это самый известный памятник древности. Громадные 20-тиметровые изваяния фараона обрамляющие вход стали таким же символом Египта как пирамиды. Ансамбль Абу-Симбела сообразуют два сооружения: Большой храм Рамзеса 11в честь Амона Ра и Малый в честь богини Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса.

Храм ориентирован на восток ,первые лучи солнца проникают во внутренние залы, расположенные на одной оси. В святилище, самый последний зал солнце проникает дважды в год, в день рождения фараона – 20 октября и 20 февраля – в день восшествия на престол, освещает статую Рамзеса, бога Ра а находящуюся рядом скульптуру бога смерти Пта, подземного царства не освещало никогда.

Фасад храма вырублен в скальном массиве в виде традиционных пилонов где вход обрамляют 20-тиметровые фигуры сидящего фараона.

Образ великого фараона господствует в храме: уже в первом помещении

восемь гигантских скульптур- колонн изображают Рамзеса11 в образе бога Осириса( высота колонн- скульптур 10м) .Они стоят по четыре с каждой стороны .Стены и потолки покрывают замечательные росписи, выделяющиеся заечательной экспрессией движений и поз.Росписи рассказывают о жизни и воинских подвигах фараона.Самый замечательный рельеф изображает сцены битвы при Кадеше: мчащийся фараон на колеснице резким движением натягивает лук целясь в перепуганных врагов.

Малый храм Абу-Симбела намного проще. Состоит из колонного зала высеченного в скале и святилища .Фасад храма украшают шесть выполненных в полный рост фигур, помещенных в нишах .Между статуями Рамзеса помещены фигуры его супруги Нефертари.

studfiles.net

Памятники Древнего Египта кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Памятники Древнего Египта, кратко говоря, являются важнейшим культурным наследием той эпохи, сохранившимся до наших дней.Самыми популярными памятниками у туристов и исследователей является комплекс пирамид, расположенный на плато Гиза. Это место находится недалеко от современной египетской столицы, города Каира. Именно в этом комплексе располагается одно из семи чудес света, пирамида Хеопса. Историки до сих пор пытаются разгадать, как древние египтяне смогли ее построить, не имея при этом современных технических приспособлений. Пирамида Хеопса считается самой большой по размеру, а также она обладает абсолютно правильными формами. Причем, несмотря на ее внушительные размеры, внутренние помещения составляют очень маленький процент от всей площади сооружения. Помимо пирамиды Хеопса в Гизе расположены гробницы фараонов Хефрена, Микерина – они тоже имеют большие размеры.

 

Все эти постройки имеют ряд пирамид-спутниц, в которых похоронены царицы, а также в комплексе Гизы расположен знаменитый Большой Сфинкс. Он представляет собой фигуру льва с человеческой головой. Однако, до наших дней он сохранился не в первоначальном виде – у Сфинкса повреждено лицо. Ученые пытаются определить, чье именно лицо изображено у Сфинкса. Вероятно, это скульптурный портрет фараона Хефрена. Существует версия, что уже в XIV веке нашей эры арабский шейх отдал приказ расстрелять лицо скульптуры из пушек во время их испытания, так как изображения лица были запрещены. К тому же Сфинкс много раз страдал от погодных условий – его засыпало песком. На сегодняшний момент считается, что Большой Сфинкс – охранитель царских гробниц.

Другой памятник Древнего Египта, имевший ритуальное назначение – Долина Царей. Дело в том, что во времена Нового царства фараоны перестали возводить шикарные гробницы. Наоборот, стало принято скрывать захоронения от посторонних глаз. Так и появилась Долина Царей,расположенная на левом берегу реки Нил. Гробницы вырубались в скалах, вход в них замуровывали, заваливали камнями, однако это не спасло их от последующего разграбления. Исключением стала могила фараона Тутанхамона, обнаруженная в 1922 году и поразившая исследователей своей красотой.

Заслуживает внимания пирамида Джосера, являющаяся не только самой древней пирамидой Древнего Египта, но и самой древней каменной постройкой в целом. Она имеет относительно небольшие размеры и ступенчатую форму, что отличает ее от других пирамид. По легенде считалось, что по этим ступеням фараон может подняться в небо.

Также среди древнеегипетских памятников следует отметить храмовый комплекс в Абу-Симбеле, знаменитый тем, что его перевозили с одного места на другое. Дело в том, что на старом месте храм оказался под угрозой затопления. Тогда его разобрали и перенесли на более высокое место.

Настоящим памятником архитектуры Древнего Египта является город-музей Мемфис. В давние времена этот город был столицей, культурным и торговым центром государства. Однако в эллинистический период Мемфис пришел в запустение, многие постройки оказались погребены под слоем ила.В этой статье приведен лишь краткий список памятников Древнего Египта, которые на са

antiquehistory.ru

Книга Памятники Древнего Египта читать онлайн бесплатно, автор на Fictionbook

Введение. Прошлое и настоящее Египта

Два божества создали землю Египта и надзирают за ней сегодня, как они делали всегда, – Солнце и Нил, два мужских божества: они породили и оплодотворили самый большой и самый зеленый оазис на Земле. Но и сам Нил был создан богом Солнце… Редко где бог Солнце сияет с такой силой, и, так как сухая пустыня высасывает всю влагу, никакой туман не поднимается с ее поверхности. Таким образом солнце и вода, земля и вода, земля и солнце существуют раздельно, в девственной чистоте, несмешавшиеся, незапятнанные.

Эмиль Людвиг

Название страны Египет появилось благодаря грекам, которые так именовали северную часть (до первого водопада) Нильской долины и близлежащие оазисы Ливийской пустыни. Египтяне же называли свою страну Qemt, что в переводе означает «черная земля» область пустыни они называли Чезер, то есть «красная земля». Некоторые ученые склоняются к мнению, что название Египет произошло от священного названия столицы древнего государства Мемфис – ранее город назывался Гакапт («святилище божества Птаха»). Семитские народы нарекли Египет (северную его часть) Мицраим, что в переводе означает «два укрепления». В этом названии, вероятно, подразумевался намек на пограничные валы. Позже наименование распространилось среди персов, только в несколько измененной форме – Мудрайя.

В древние времена племена, населявшие территорию Египта, делили страну на северную часть (под названием Па-та-мег) и южную (Па-та-рес – в Библии его можно найти как Патрусим). На протяжении всей истории Египет являлся страной, раздробленной на несколько отдельных частей. Иногда эти разрозненные области сливались воедино, когда централизованная власть была особенно сильной и имела большое влияние на подчиненные народы. Едва власть центрального правительства ослабевала, эти отдельные части страны тут же выказывали свое стремление к обособленному и автономному существованию. Количество этих частей колебалось между 36 и 47, постоянно изменялись границы каждого нома (части). Названия номов изначально соответствовали имени бога-покровителя, позже у каждого такого административного округа появился свой герб и знамя, на котором присутствовало символическое изображение того или иного бога-покровителя. Например, одна из нильских рыб – оксиринх – дала название ному, в главном городе которого находился храм обожествленной рыбы. Любопытно, что охотиться на нее было запрещено даже при Птолемеях.

Природа этой страны, ее плодородные земли и сравнительно умеренный климат – все это очень сильно повлияло на формирование совершенно необычной культуры. Географические особенности, ландшафт Древнего Египта требовали от человека не только активного труда, но и строгого расчета, то есть научного подхода к работе. Таким образом, Египет додинастического периода был изначально призван стать колыбелью древнейшей цивилизации, достигшей небывалого расцвета, чьи великолепные архитектурные памятники и по сей день изумляют ученых и туристов. Древние египтяне, предки современных коптов (египтяне-христиане) и феллахов (сельские жители), представляли обособленную средиземноморскую расу. Как было доказано профессором Р. Вирховым, который провел тщательные антропологические исследования царских мумий Булакского музея, древние египтяне не имели ничего общего с негроидной расой. Позже произошло смешение с туземным африканским населением азиатских семитов, которые вторглись в Нильскую долину еще в доисторические времена.

Постоянные захватнические войны и нашествия иноземцев привели к новым смешениям, что, безусловно, не прошло бесследно, поэтому изначальный облик жителей Верхнего Египта со временем изменился: цвет кожи стал несколько темнее, чем у жителей Дельты, и пр. Цвет кожи у мужчин, живших в далеком прошлом и носивших только передники, был красным, а у женщин, облаченных в длинные одежды, – желтым. Можно было бы сказать, что современные феллахи, населяющие Египет, гораздо ближе к семитам, нежели к своим предкам, но антропологи считают, что за шесть тысячелетий никаких хоть сколько-нибудь заметных изменений в типе черепа египтян не произошло.

Современные египетские танцовщицы настолько похожи на тех, что изображались в древности на фресках в гробницах, что кажется, будто они сошли с фресок и предстали нашему взору во плоти. Еще в конце 20-х годов прошлого столетия египетский врач и ученый опубликовал фотографии портретной скульптуры фараона Эхнатона и одного из своих пациентов – двадцатилетнего юноши– в точной копии короны фараона. Отличить их друг от друга на этих снимках просто невозможно. Специалисты пытались найти хоть малейшее различие, но обнаружили полное тождество двух людей. Поэтому и сегодня на улицах городов или деревень (в последних вернее, потому что деревни, где проживают и поныне феллахи, на протяжении многих столетий и тысячелетий оставались несколько в стороне от других районов, где появлялись и расселялись народы-завоеватели) можно неожиданно встретить «фараона» во плоти.

По последним публикациям и данным энциклопедий, однако, стало известно, что вообще все человечество возникло в Африке: именно там были найдены останки самого древнего человека. Новейшие генетические технологии позволили предположить, что еще до последнего ледникового периода человечество расселилось по всей Земле, а это произошло примерно 40 000 лет назад. Из этого следует, что предки современного человека – жители Африканского материка. Ведь самые древние останки скелетов, обнаруженные по всему миру, относятся к одному типу – Afrika Grimaldi. После расселения, во время ледникового периода, группы людей находились в изоляции друг от друга и под влиянием местного климата и погоды видоизменились. С течением времени появились светлокожие люди – климат, в котором они жили, был менее теплым и не требовал интенсивной пигментации кожи. Светлокожие люди действительно сильно отличались от своих темнокожих предков.

С окончанием ледникового периода путешествия вновь стали возможны, и некоторые племена светлокожих людей переселились в более теплые районы. В результате смешения светлокожих и темнокожих появились семитские народы («семит» означает смесь оттенков кожи). Таким образом, раса людей, единая изначально, теперь выглядит, как группа, состоящая из нескольких типов людей. Причем эти типы различаются не только по цвету кожи, но и по строению волос, обычаям, языку, свойственному определенному типу, и даже по характеру, то есть по эмоциональному и психологическому складу.

Все эти отличия возникли в результате длительного процесса приспособления к определенным условиям окружающей среды. У древних же египтян было свое представление о разделении человечества.

По древним историческим документам известно, что в Эфиопии (Нубии – откуда, по преданиям, вышли египтяне) царства существовали уже за 300 лет (по меньшей мере) до появления в Египте первого фараона. «Они говорят также, что египтяне являются колонистами, посланными эфиопами, а Осирис был главой этой колонии…» – так свидетельствовал Диодор Сицилийский, греческий историк. А египетский верховный жрец Манефон (III век до н. э.) записал, что «есть два великих эфиопских народа, один – синды (индийцы), а другой – египтяне». Также и священные египетские писания утверждают: «Наш народ родился у подножия гор Мун у истока Нила». Трудно определить возраст этого народа и установить, когда именно египтяне поселились на своей земле. Так же сложно определить точную дату сооружения пирамид Египта, хотя старинные документы свидетельствуют об их глубокой древности.

Любопытны факты, свидетельствующие о существовании высокоразвитой цивилизации на территории пустыни Сахары. А началось все в 1931 году, когда французская экспедиция под руководством географов М. Гриоля и Ж. Детерлена обнаружила племя догонов. Догоны жили в излучине реки Нигер (на территории современной Республики Мали – несколько далековато от Египта, но все же в Северной Африке и тем более в пустыне, которая краем захватывает и земли Египта). Немногочисленное племя в своем развитии намного отставало от современной цивилизации: догоны не имели собственной письменности и т. д. Но они обладали уникальными знаниями, которые передавались в устной форме из поколения в поколение или в виде рисунков. Эти-то знания и привели французов, а затем и весь мир в изумление. «Темный народ» знал о строении Вселенной, причем эти сведения во многом совпадали с современными научными данными.

Например, догоны знали о том, что Земля вращается «по великому кругу» (вокруг своей оси), кроме нашей планеты, в Солнечной системе есть и другие планеты, и среди них – Юпитер и Сатурн. Причем Сатурн на рисунках догонов изображался с двумя концентрическими кольцами, а Юпитер – в виде большого кольца, вокруг которого размещались четыре маленьких кольца. Ученые смогли обнаружить четыре спутника Юпитера и замкнутые кольца вокруг Сатурна только с помощью мощных телескопов. Следует помнить, что Сатурн – единственная планета Солнечной системы, вокруг которой вращаются кольца.

Догоны также знали о существовании Сириуса, только на их языке он назывался Сигитоло. Удивительно, но даже маленькие дети племени знали, что это самая яркая звезда на нашем небосклоне и что она находится в созвездии Большого Пса. Мы узнали об этом только в 70-е годы XX века. Так откуда же получили догоны столь верные сведения о строении Вселенной?

По мнению английского ученого Роберта Темпля, на территории современной пустыни Сахары некогда существовало высокоразвитая цивилизация гарамантов. Геродот в своих трудах также упоминал это племя. Великое царство гарамантов простиралось от Атласских гор до границ Египта. В горах Тассили сохранились уникальные рисунки, возможно, на них запечатлены представители этого исчезнувшего племени. Сегодня трудно сказать, что случилось с этим народом и по какой причине исчезла цивилизация, поскольку достоверных сведений не сохранилось. Но ученые предполагают, что часть гарамантов смешалась с народами Северной и Западной Африки. Возможно, небольшая группа народа переселилась на нагорье Тибести, в глубь континента, поскольку здесь можно услышать те же мифы, которые хранятся в памяти догонов. Но прямые потомки гарамантов, скорее всего, туареги.

 

Практически никаких целостных архитектурных памятников, кроме древних развалин в северо-восточном районе ливийского города Мурзука, не сохранилось до наших дней. О высоком расцвете культуры гарамантов свидетельствуют многокилометровые тоннели под пустыней Сахарой: от Себхи в Ливии к оазису Гат у алжирской границы. Эти тоннели представляют собой (вернее, представляли в прошлом) огромную подземную систему водоснабжения. Ученые посчитали, что общая протяженность тоннелей составляет примерно 1600 км. Эти тоннели были вырублены в скальной породе более пяти тысячелетий назад, что совпадает приблизительно с датой возникновения объединенного государства Египет.

Непонятным остается, как древние люди сумели создать такое сооружение без техники, без освещения, вентиляции, специальных инструментов и пр., ведь во время работ на поверхность земли было вынуто почти 20 млн. кубометров скальной породы. Примерно такое же удивление вызывают грандиозные пирамиды, на сооружение которых уходили многие тонны строительного материала.

Можно догадаться, кто оставил догонам легенды и мифы о строении Вселенной – вероятно, гараманты, но кто мог научить сложному строительному мастерству самих гарамантов и кто передал им серьезные научные сведения? Возможно, и египтяне заимствовали многое из культуры и научных знаний у гарамантов. Есть и третий вариант – сотрудничество двух племен и обмен знаниями на дружественной основе. К сожалению, на эти вопросы ученые пока не могут дать утвердительных ответов. Сегодня мы можем лишь предполагать и строить гипотезы.

Современный Египет на географической карте предстает перед нами в форме неправильного квадрата примерно тысяча на тысячу километров. Этот квадрат неправильной формы занимает северо-восточную часть Африки. Небольшая азиатская часть Египта протянулась на Синайский полуостров. Но это не меняет общего вида. Сам по себе Египет, его населенная область, словно остров в океане песка, его можно назвать самым большим оазисом на территории самой большой пустыни в мире. Удивительно и то, что это единственная страна на планете, жители которой во все времена обитали на берегу одной реки и вдоль каналов, отведенных от нее. Ландшафт страны составляют обработанные поля, финиковые рощи, река и линия безжизненных гор на горизонте.

Завоеватель Египта Амр Ибн Аль-Ас в VII веке н. э. писал, что богатство страны «происходит от благословенной реки, которая течет по ней с достоинством халифа. Приходит час, когда все источники мира должны платить дань этой королеве рек, которую провидение вознесло высоко над всеми другими: тогда вода поднимается, разливается выше русла, заливает равнину и оставляет там плодородную грязь. Тогда все деревни отрезаны одна от другой. Только лодки могут проходить между ними, и они бесчисленны, как листья на пальмовом дереве. Но затем в своей мудрости река входит в границы, определенные ей судьбой, так что те, которые живут близ нее, могут собрать богатства, которые она передала матери-земле. Таким образом, Египет представляет собой поочередно картину сухой песчаной пустыни, полосу серебряных вод, болота, покрытого густой грязью, роскошного зеленого луга, сада, богатого многими цветами, и снова полей, покрытых великолепным урожаем».

Письмо сурового военачальника скорее похоже на заметку поэтически настроенного путешественника, однако в этом послании достаточно емко и точно представлен и ландшафт страны, и ее климат. Нил – величайшая река Египта – испокон веков помогала людям, обитавшим на ее берегах, бороться с наступлением песков пустыни. Неудивительно, что эта река была обожествлена древними египтянами, на нее молились, ей подносили дары и просили о дальнейшем процветании. По представлению древних, бог Нила – Хаппи – обитал далеко на юге, в пещере, охраняемой змеем. Бог лил из кувшинов воду, и от его воли зависело, сколько воды прольется на землю. Древние египтяне посвящали богу Хаппи восторженные хвалы и гимны:

 О Нил! Твоя вода, текущая через поля, подобна амбре,Она вкусна, как мед.Два берега твоих – ворота в рай,Твоя долина – лучшее место в мире.О Нил! Твоя любовь подобна легкому ветру,Если нет воды, нет жизни на земле.О Нил! Кто попробует твоей воды хоть раз,Навеки будет с тобой. 

Интересно, что и современные жители Египта абсолютно согласны с последними строчками гимна. Если только приезжий турист отведает божественной воды Нила, то он непременно вернется – феллахи в этом уверены. А древнеегипетский жрец бога Амона когда-то изрек: «Каждый, кто пьет воду из Нила ниже острова Элефантина, египтянин». И хотя жрец именовал так не только тех, кто пьет воду, но в основном тех, кто живет вдоль реки, но смысл высказывания в наши дни приобрел несколько иной оттенок. Поэтому если путешественнику доведется испить воды реки Нил, то он с гордостью может себя причислить к гордому званию египтянина. А в каком египтянине не течет хотя бы капля крови Рамзеса, Хеопса или Эхнатона?

Но вернемся в прошлое Египта, вся жизнь которого связана с одной могучей рекой воедино. Каждый раз с разливом приносились новые пласты плодородной почвы – ила. Стоило только вмять в эту податливую землю семя, чтобы затем собрать большой урожай, много хлеба. «Нил с его ежегодными разливами создал египетскую цивилизацию… – писал известный археоастроном и директор обсерватории Гриффита в Лос-Анджелесе Е. С. Крупп, – (именно он) был настоящим правителем Египта… очевидная связь между звездными и земными феноменами сильно повлияла на мировоззрение египтян… (они) считали появление Сириуса таким важным событием, что именно с ним связывали начало нового года. Особенно притягательным для них было то, что появление Сириуса и разлив Нила примерно совпадали с летним солнцестоянием…»

А астроном Джеймс Корнелл, придерживаясь того же мнения, писал о том, как разлив реки повлиял на рождение концепции времени: «С тех пор как первые люди поселились в долине Нила, самые важные события их жизни, которые наступали периодически и касались самого их выживания, к примеру разлив реки… привели к появлению концепции времени… (и) концепции календаря… По счастливому совпадению… Сириус поднимался в утреннем небе первый раз в году примерно в день летнего солнцестояния, и примерно тогда же начинался и разлив Нила… продолжительность египетского солнечного года была установлена как период между подъемами Сириуса».

Своеобразная география страны повлияла на развитие не только земледелия, но и многих наук, в том числе и геометрии. А в те времена геометрия была и наукой, и искусством. Все началось с построения города или деревни на берегах этой необузданной реки. Ведь, чтобы существовать недалеко от воды и не подвергаться ежегодному затоплению, требовалось сооружение искусственного холма над берегами. Такие холмы были созданы, постепенно слой ила между искусственными холмами становился толще. От реки во все стороны проводились каналы, маленькие и большие. Постепенно Нил превратился в управляемую реку. Таким образом возник Египет, и тот, который сегодня известен географам, также является целиком рукотворной страной, возникшей в результате человеческого старания в союзе с укрощенной природой реки.

Разливы Нила, нарушавшие границы полей, возделанных человеком, заставили египтян создать и использовать точную науку геометрию. Для того чтобы предугадать нашествие вод, древние жители Египта обратили свой взор к небу, научившись связывать движение планет с подъемом уровня реки. Так появилась астрономия. Проведение и постоянный ремонт каналов, возведение защитных насыпей и холмов – все это требовало точной организации труда множества человек. В результате возникла централизованная власть. Центр власти над какой-либо территорией должен располагаться в городе, которому подчиняются близлежащие деревни. С течением времени одна из таких территориальных столиц, как правило, превращалась в главную столицу – город городов, подчинявший себе другие города.

К сожалению, до нашего времени не сохранились такие города, вокруг которых концентрировались близлежащие подчиненные территории. Хорошо изучены остатки Кахуна – временного поселка, специально созданного для строителей пирамиды Сезостриса III, но это не образец древнеегипетского города. Известны также остатки Ахетатона – столицы Эхнатона. Но этот фараон был проклят своими преемниками, а его город разрушен и разворован, а затем предан забвению. На месте других же древних городов возникли позже города и поселки, которые стоят и по сей день. Некоторые города были уничтожены самой природой, потому что возводились из нестойких материалов, а воды Нила постепенно их разрушали.

Любопытно, что с очень давних времен египетские города строились без каких-либо оборонительных систем. Их не защищали высокие и прочные стены, какие можно увидеть в других древних столицах мира. Такие стены могли быть воздвигнуты в Египте лишь наспех в периоды великих смут, когда централизованная власть слабела и номы воевали друг с другом. Но в целом защитные сооружения были не нужны, ведь весь Египет представляет собой своего рода крепость: на западе страна надежно защищена бывшей Ливийской степью (ставшей позже суровой пустыней), на севере раскинулись топи вдоль морского побережья (ни один корабль не мог без опаски приблизиться к этим берегам), с юго-востока никогда не ждали опасных врагов, и только вдоль северо-восточной границы (там, где ныне располагается Суэцкий канал) была создана стена мощных крепостей, построенных еще первыми фараонами.

Время возникновения древнейших египетских городов доподлинно неизвестно. Мы знаем, что первые земледельцы появились в районе Дельты и Файюмского оазиса еще в V тысячелетии до н. э. Но по документам, составленным египетским верховным жрецом Манефоном (280 год до н. э.), а также по датировке Большого сфинкса в Гизе и египетскому календарю можно предположить, что Египет возник еще до 20 000 года до н. э. Свидетельства Геродота – известного греческого историка – тоже подтверждают эту дату. Подобная гипотеза горячо поддерживается и эзотериками.

Известно, что уже в 3200 году до н. э. египтяне явно различали города и крепости. Это можно понять из сохранившихся с той поры письменных документов, где города обозначались овалом с крестом внутри, а крепости – зубчатой стеной. Следуя логике, можно догадаться, что если в письменности появились четкие обозначения этих сооружений, то, стало быть, и в языке возникли слова, их называющие. А значит, словарь архитектурных терминов разрастался. Появлялись храмы и дворцы, формировалась светская и сакральная архитектура. А также складывался стиль искусства скульптуры.

Скульптурный портрет царевича Рахотепа. Фрагмент

Скульптурный портрет царицы Нофрет. Фрагмент

Фрески на различных архитектурных памятниках рассказывают о буднях и праздниках египтян. Благодаря творчеству художников мы можем догадываться об образе жизни древних египтян и доподлинно узнавать о многих сторонах их деятельности. Тем более что этим изображениям доверять можно полностью, уже не раз археологи и исследователи убеждались, что древние художники были невероятно скрупулезны и все мельчайшие детали выписывали с потрясающей точностью. Так, всемирно известный путешественник Тур Хейердал, чтобы построить свой не менее известный папирусный корабль «Ра», внимательно изучал гравированные рисунки древних художников. Однако он не придал значения разной толщине канатов в конструкции корабля, сочтя эту особенность несущественной. Позже ему и его товарищам пришлось поплатиться – в строительстве своего корабля они использовали слишком толстую веревку, которая уменьшила упругость всей конструкции, в результате сломались оба рулевых весла. Создавая уже «Ра-2», мореходы более доверительно относились к графическим изображениям и мастерству предков. Как выяснилось, каждая деталь рисунка, вплоть до мельчайшей черточки, имела свое особое значение.

Благодаря многим сохранившимся археологическим находкам ученым удалось установить приблизительную дату возникновения настоящих египетских городов – около 3700 года до н. э. К этому времени египтяне уже умели строить и корабли, по крайней мере весельные. Такой вывод позволяют сделать рисунки на глиняных черепках и обрывках ткани, сохранившихся в сухом песке. Возможно, кораблестроение и помогло египтянам усовершенствовать свое искусство архитектуры, ведь строительство прочных кораблей, способных выдержать шторма и бури на морских просторах, требовало точных расчетов и высокого мастерства исполнения.

 

Весельный корабль египтян (настенная роспись в гробнице Каеманха в Гизе). III тысячелетие до н. э.

На формирование древнеегипетской архитектуры и искусства повлиял и еще один не менее важный факт. Объединение племен и народов в Египте происходило несколько необычно (по сравнению, например, с племенем инков в Южной Америке, которые, порабощая другие народы – моче, чиму и др., уничтожали и их культуру): победители не стремились уничтожать культуру, верования и другие традиции побежденного народа. По всей видимости, первые фараоны лишь устанавливали контроль над завоеванными территориями. В результате возникала новая столица, которая была одинаково значимой для всех населявших страну племен.

Именно так поступил Нармер, которого греческие историки называли Менесом. Он воздвиг город Мемфис на самой границе Верхнего и Нижнего Египта, там, где Нил начинает ветвиться. По некоторым источникам, Нармер был первым фараоном объединенного государства, хотя другие сохранившиеся сведения утверждают, будто он был вторым фараоном Египта. Со времен царствования Нармера сохранилась так называемая паллета Нармера. «Паллета» означает табулу, или дощечку, от этого слова возникло другое, более нам знакомое, – палитра художников. Сегодня эта табличка-дощечка насчитывает уже более пяти тысяч лет. Паллета с изображенными на ней символическими фигурами рассказывает о том, как фараон Южного царства завоевал Северное и создал единое государство.

Следующие за Нармером правители продолжали начатое им дело. Один из таких фараонов носил имя Мерибанен, что означает «друг железа», затем был Бецау – «корабельщик». Имена многих фараонов этого периода в основном были связаны в народном представлении с захватническими войнами, в ходе которых и возникло царство. Среди таких имен – Тети, Атет и др. Именно в этот период создавались культы богов, и некоторые фараоны были их основателями, как, например, Кебху (в переводе означает «возлияние») и Какау, который установил культ Мневиса, Аписа и др.

Сэр Уильям Мэтью Флиндерс Питри, один из самых известных и знающих египтологов, писал в своей книге «История Египта» (издание 1894 года), что «первые три династии не оставили ничего, если не говорить о материальных памятниках. Для нас это всего лишь миф или литературная традиция, как цари – основатели Рима или первые короли Ирландии… О первых трех династиях до нас дошло только несколько записей придворного летописца, и то сделанных лишь три тысячи лет спустя, и мы должны рассматривать их как таковые, не более, ибо никаких материалов того периода уже тогда не сохранилось».

Однако уже спустя четыре года египтолог располагал новыми предметами старины, найденными при раскопках. Современным исследователям, археологам и ученым удалось на основе имеющегося материала составить относительно верную хронологию тех лет и проследить развитие культуры. Со времен Питри прошли многие десятилетия, и у археологов появились новые красноречивые доказательства и свидетельства. Исследователи относят к этому периоду зарождение искусства и науки в Египте, а царям приписывают авторство многих созданных в то время популярных книг, которые были широко распространены не только на территории Египта. Одно из древних стихотворений показывает, как в Египте ценили книги и восхваляли их авторов:

 Мудрые писцыНе строили себе пирамидИ надгробий из бронзы…Их пирамиды – книги,Их дитя – тростниковое перо.И память о том, чтоНаписано в книге, вечна. 

Создание письменности разделило общество на сословия: наукам и письму обучались лишь избранные, поскольку существовало два вида письменности, один из которых тщательно скрывался от простолюдинов. В это время возникло также искусство бальзамирования трупов умерших, но, чтобы понять смысл данного ритуала, необходимо обратиться к верованиям древних египтян. Ведь и Геродот, и Плутарх в своих трудах, посвященных описанию Древнего Египта, утверждали, что эта страна – «самая религиозная из всех земель».

Египтяне верили в бессмертие, и, чтобы обусловить жизнь после смерти, необходимо было сохранить все элементы, составляющие человека: тело, душу и духа-двойника («ка»). Первый элемент – «ба», вероятно, являлся духом покойного. После смерти этот «ба» отделялся от тела, но его дальнейшая судьба зависела от сохранности последнего. По поводу элемента «ка» ученые до сих пор ведут споры. Одни считают, что это дух-двойник, другие, что дух-покровитель, а третьи полагают, что «ка» являлся воплощением некоторых отдельных абстрактных качеств человека, которые непременно должны были пригодиться после смерти. Египтяне свято верили, что только нетленность тела позволит сохраниться этим духовным элементам, без которых ни о какой загробной жизни и речи быть не может. По словам известного английского популяризатора археологии Л. Котрелла, «вера в необходимость материального сохранения тела лежит в основе всей египетской религии».

Царский писец Каи. Саккара. Скульптура. Середина III тысячелетия до н. э.

Поэтому создание специального бальзамирующего вещества явилось поистине победой египтян над тленом человеческим.

В ранние периоды из тела умершего удалялась часть внутренностей, затем подготовленное таким образом тело оборачивалось в просмоленные и пропитанные гипсом ткани. Позже тела почивших проходили все более и более сложную обработку, а сама процедура растягивалась на более длительный срок и занимала около 70 дней. Изъятые внутренности подвергались бальзамированию особыми средствами и помещались в отдельные сосуды (канопы). Сердце после этой процедуры иногда вкладывалось обратно, но чаще на его место помещался особый амулет (например, скарабей – символ перерождения). Специальные амулеты вкладывались во все части тела, где производился разрез.

Постепенно техника мумификации достигла такого совершенства, что многие из обнаруженных в наше время мумий не утратили эластичности своих тканей. Вполне сносное состояние тканей позволило современным медикам и биологам провести различные исследования, в результате которых порой появляются даже сенсационные заявления. Так, из клеток ткани маленького принца, современника Птолемея I, была выделена ДНК, благодаря чему ученые теперь могут воссоздать (теоретически) настоящего младенца – живого египетского фараона.

В разные эпохи процедура мумификации несколько видоизменялась: у некоторых мумий голова была отрезана, а затем пришита к туловищу, что, возможно, отражало более ранние обычаи; были и такие мумии, у которых отрезались стопы и вкладывались в грудную клетку – таким способом можно было предостеречь усопшего от осквернения пола загробного судилища. Довольно часто мумию (или части) одного человека находили в гробнице другого, что, вероятно, тоже являлось следствием сложного ритуала.

А дальнейшее воздвижение пирамид стало своеобразным памятником победе древних египтян над смертью. Великие пирамиды подарили имя всему этому периоду. Таким образом фараоны сохранили о себе память в потомстве и через тысячелетия донесли до нас свои фундаментальные знания, выраженные в камне.

Но вернемся к истории и проследим развитие Египта от его зарождения до момента завоевания вначале персами, а затем римлянами. В период объединения номов на всех рельефных изображениях фараон выступает в двух коронах: цари того времени носили белый венец (верхнеегипетский) поверх красного (нижнеегипетского).

Венцы были вставлены друг в друга. Двуединство отражалось и в самом титуле фараонов – они именовались «царями Верхнего и Нижнего Египта».

Слияние двух ведущих культур можно увидеть и в архитектуре: колонны, увенчанные капителями в виде лотоса (стволы колонн – изображение в камне пучка цветочных стеблей, стянутых наверху шнуром), символизируют одну половину страны; каменные соцветия папируса – другую.

fictionbook.ru


Смотрите также