Наука древней греции. Всемирная история — это всемирный суд
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

4 Философия и наука древней Греции. Наука древней греции


4 Философия и наука древней Греции

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее бытия — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан эакрып в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Академию.

Греческая философская мысль имеет свои этапы рождения, расцвета и увядания. Первый этап, который часто называют досократоеским, носит космоцентрический характер и сохраняет вначале черты мифологии. Это принципиально важный этап становления философии как сферы рационального постижения исходных оснований Космоса, стремления проникнуть через видимое в невидимое, начало различения явления и сущности, бытия и небытия. Тем самым происходит становление философской категориальной системы.

На первом этаперазвития греческой мысли не всегда осознается различие между понятиями и реальностью, бытием и мышлением, что приводит к их неявному или явному отождествлению. Это нашло отражение в построениях философов милетской школы, Гераклита, у которых нелегко провести границу между водой Фапеса, воздухом Анаксимена, огнем Гераклита как всеобщими сущностями, образующими начало бытия, с одной стороны, и соответствующими чувственно воспринимаемыми природными стихиями — с другой.

Вместе с тем принципиально то, что впервые ставится вопрос о соотношении чувственных данных и понятий. Противоречие между чувственной всеобщностью и всеобщностью понятия начинает стимулировать развитие мысли. Открывается новый мир — мир мысли, в котором «живут» понятия различной степени общности. Начинают осознаваться конструктивные возможности разума. Последнее находит отражение в философских системах Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля.

Второй этап— период расцвета греческой философс кой мысли — отличается от первого, во-первых, значительным качественным расширением предметного поля философии, во-вторых, развитием категориальных средств пoстижения бытия и богатством мыслей, опередивших свое время; в-третьих, появлением в рамках общефилософских представлений зачатков научного знания и логики, которые впоследствии оказали существенное влияние на все сферы человеческой деятельности. В частности, к Платону восходит мысль о философии как интеллектуально-духовной деятельности по преодолению противоречия между несовершенством наличной материальной данности и совершенством мира идей. Подобное противоречие — не внешнее для мыслящего субъекта, а выступает как личная проблема, решение которой приводит к совершенствованию. преображению, одухотворению человека.

Аристотель различает два уровня философии. Первая философия занимается вопросами бытия как такового, бытия вообще, тогда как вторая философия, или физика, исследует бытие сущего, причастного к движению. Проблема соотношения первой и второй философии, как показапа дальнейшая история мысли, не проста. Античная философия в эпоху Сократа, Платона и Аристотеля получает свое наивысшее, классическое развитие.

Это этап расцвета греческого типа философии, наиболее полная реализация конструктивных возможностей спекулятивного разума.

Третий этапгреческой философии — эллинистический — характеризуется включением элементов восточной культуры, снижением уровня философских исследований, распадом высоких философских школ Платона и Аристотеля. Так, стоики и эпикурейцы больше интересуются философией практически, нежели с точки зрения Истины и Блага в традиционно греческом их смысле. Тем самым меняются акценты в понимании предмета философии, сужается сфера ее интересов, возрастают скептицизм и критицизм в противовес конструктивному мышлению предшественников, появляются эклектические философские течения.

Школы античной философии:

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие для размышлений - следовало окинуть мысленным взором все, что сделано и что предстоит еще сделать: "В успокоительный сон не должно тебе погружаться прежде, чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле, в чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?"

Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения.

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.

В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.

Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

Сократ

Суть собственной философии Сократ объяснял одной фразой: "Я знаю только одно, что я ничего не знаю."

В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искуссно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот казалось бы близок к ней, Сократ находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток.

Софисты

Появление школы софистов явилось ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие учителя за деньги могли обучить любого искусству речи и др. Их главная целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

Платон и Академия

Платон объединил в своем учении ценности двух своих великих предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. У Сократа Платон научился сомнению, иронии и искусству беседы.

Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет.

Аристотель

Долгое время Аристотель был членом Академии Платона. В 335 г. до н.э. Аристотель основал в Афинах собственную школу, отличавшуюся исключительно философской направленностью. Он оставил значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов.

Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю.

На развалинах Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.

Эллинистические школы. Кинизм

Киническая философия - это философия противопоставления себя обществу, пренебрежения приличиями и общепринятыми нормами. Известные киники - Диоген, Кратет, Гиппархия не основывали школы, не писали трактатов. Они и их последователи выбирали свободу и независимость.

Эллинистические школы. Пиррон

Пиррон также отличался особенным образом жизни. Он делал то, что считал нужным в данный момент. А все его поведение можно охарактеризовать как безразличие ко всему. Пиррон и его ученики практиковали медитацию, чтобы научиться отрешенности.

Эллинистические школы. Эпикуреизм

Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.

Эллинистические школы. Стоицизм

Школа стоиков, основанная Зеноном в конце IV в. до н.э., существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы."

studfiles.net

 Наука в Древней Греции

Гимназии Древней Греции

Были учебные дисциплины, значит, были и научные дисциплины. Существовали научные школы: Академия Платона, Школа последователей Аристотеля, сад Эпикура. В этих школах давалось высшее образование, они не были государственными. Не было постоянного состава. Были платные школы.

 Древнегреческая наука развивалась как теоретическая наука. Здесь отсутствует полностью научные исследования, которые начинали бы с опыта или эмпирии. Древнегреческая наука не знала эмпирические методы исследования. В древней Греции не было индуктивной логики.

Теоретическая основана на дедуктивности. Теоретики-это рационалисты. Древнегреческая наука- это содержательная наука. Источником общего знания считалось содержание, а содержание- способность видеть общее в частном явлении. Это называлось мудростью.

Важнейший признак-появление формальной логики Аристотеля. Свидетельствует о появлении науки. До сих пор основополагающий. Описывали фактический материал.

 Наука в Древней Греции- умозрительная наука. Школа Аристотеля использовала нормативистскую теорию. Нельзя считать, что Аристотель- нормативист, созерцатель. Он родоначальник прогматистского направления. В поисках понимания, что такое власть и государство, исследовал существующие государства.

 Наличие институциональности науки в Древней Греции. Социальные институты, в которых развивалась наука, были иными и не похожи на современные. Они формировались в виде научных сообществ, на добровольной основе. Учёных объединяло не государство, а научный интерес. 

Демокрит считал, что политика не может быть наукой, только как искусство.

Это объясняется тем, что центром жизни полисов была проблема государства. Свободный грек знал 2 вида деятельности: 1) Политика. Участие в управлении государством.2) Военное дело. Защита государства.

School-2-e1425665345218-300x200.jpg

ПИФАГОР

Пифагор при жизни именовался Гиперборейским и даже Аполлоном Гиперборейским. Последнюю версию, кстати, древние авторы приводят со ссылкой на самого Аристотеля, который даже написал не дошедший до нас трактат О пифагорейцах.

Дабы убедиться в этом, необходимо вспомнить биографию Пифагора, которая сохранилась в виде двух достаточно обширных текстов более поздней эпохи и принадлежит перу двух крупных неоплатоников Порфирия и Ямвлиха, живших и творивших в основном в III веке н.э. Есть еше раздел в известном компендиуме Диогена Лаэртского, но там во многом повторяется то, о чем рассказывают упомянутые авторы-неоплатоники. Античные источники называют еше одну не дошедшую до нас книгу с весьма красноречивым названием, где рассказывается о гиперборейских корнях Пифагора; называется она Чудеса по ту сторону Фулы. Что такое древняя Тула или Туле нет особой нужды говорить. Это автохтонное название Гипербореи.

Источники: studopedia.ru, otherreferats.allbest.ru, www.liveinternet.ru, knowledge.allbest.ru, an-history.ru

Это интересно

Эльфы и феи: история о парне, который служил фейри. Часть1

В Бретани существуют предания об особых эльфах и феях, называемых les Margots la fee[1]Это название распространено, в нескольких ...

Кто такой Аристотель?

В истории человечества Аристотель навсегда останется одним из наиболее выдающихся умов Древней Греции и величайшим философом всех ...

Ясон и золотое руно

Рано утром аргонавты стали держать совет. — Выслушайте меня, друзья, — сказал Ясон. — Я вместе с Теламоном, Авгеем ...

Божественные создания

Идзанаги и Идзанами занимались устройством земли, и все у них получалось, как нельзя лучше. Они создали ...

  • Центральная Азия в средние века

    Кардинал Ришелье(1585-1642) - первый министр во Франции при короле Людовике ХIII. Самому королю было всего 9 лет, когда он...

  • Миф о Паньгу

    Цивилизация майя — одна из самых знаменитых и высокоразвитых культур Центральной Америки. Майя оставили после себя каменные города, пирамиды, искусство, календарь, которым...

objective-news.ru

Наука Древней Греции - Древняя Греция

наука древней греции

Исторические условия, сделавшие возможным необычайный по сравнению с культурами Древнего Востока прогресс философии, науки и искусства античной Греции, сложились в период классики, в 5 и 4 вв. до н.э.

В основе расцвета искусства Древней Греции лежит прежде всего развитие в греческих рабовладельческих городах-государствах свободной гражданской жизни.

Греческая демократия была демократией ограниченной, рабовладельческой, обеспечивавшей интересы только свободных, и в первую очередь рабовладельцев. Выключение рабов из жизни общества, лишение их человеческих прав было уродливой чертой рабовладельческого общества.

Но по сравнению с общественным укладом восточных деспотий она вмела огромное прогрессивное значение. Свободные члены общины были гражданами, а не бесправными подданными владыки, как на Востоке. Они активно участвовали в управлении государством. Более того, свободный отличался от раба именно в той мере, в какой был полноправным членом своей общины, своего города-государства. Искусство Древней Греции было проникнуто духом служения идеалам коллектива политически активных свободных граждан.

Прогрессивные стороны греческой культуры во всей их полноте сложились не сразу.

История Древней Греции и соответственно история греческого искусства прошла следующие ступени своего развития.

1. Так называемая гомеровская Греция (12 - 8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. На этот период приходится развитие эпоса и появление первых, примитивных памятников изобразительных искусств.

2. Архаика, или период образования рабовладельческих городов-государств (7 - 6 вв. до н. э.). Это - время борьбы складывающейся собственно античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений и с условными, еще далекими от реализма художественными тенденциями. Время это отмечено сложением и развитием греческой архитектуры, скульптуры, художественных ремесел, расцветом лирической поэзии.

3. Классика, или период расцвета греческих городов-государств (5 и большая часть 4 в. до н.э.). Это - период первого расцвета античного рабовладельческого общества на ранней стадии его развития. Для этого времени характерен рост гражданского самосознания, активное участие в общественной жизни массы свободного населения. Классика - это время высокого расцвета философии, важных естественнонаучных открытий, блестящего развития поэзии и в особенности драмы, высочайшего подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода (4 в. до н.э.) наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 в. вызывает кризис искусства классики.

4. Эллинистический период (конец 4 - 1 в. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса рабовладельческого общества путем образования больших империй, консолидации класса рабовладельцев под эгидой эллинистических монархий. Очень скоро, однако, наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения, разорение и бесправие основной массы свободного населения, чудовищное богатство крупных рабовладельцев и утеря гражданских свобод. Искусство постепенно теряет тот дух гражданственности и народности и ту высокую реалистическую типизацию, которые ему раньше были свойственны. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы, а их искусство частично растворилось в римском искусстве.

Наиболее своеобразным и характерным периодом в развитии древнегреческого искусства является период классики, период наивысшего расцвета античного искусства и культуры, когда раскрылись во всей полноте наиболее прогрессивные черты рабовладельческой демократии. Не случайно Маркс, сравнивая эпоху Перикла, вождя афинской демократии 5 в., и эпоху Александра Македонского, говорил о первой, как об эпохе наибольшего внутреннего расцвета, а о второй, как об эпохе наибольшего внешнего расцвета.

В цветущую пору развития греческого общества сознание свободных граждан было проникнуто чувством гражданской ответственности, характеризовалось непосредственным переплетением личных и общественных интересов. Право гражданства было великой честью, непременным условием для существования действительно достойного человека.

Так, свободнорожденный афинянин в день своего восемнадцатилетия торжественно включался в списки граждан; при этом он произносил клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их; буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми; а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться с этим против него и один и со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетели боги».

Одной из важнейших привилегий и обязанностей гражданина была защита отечества с оружием в руках: полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединяясь в случае нападения на Грецию общего врага (так, например, было при войнах с Персией и Македонией). Еще большее значение имело право каждого гражданина участвовать в управлении государством. В ряде наиболее демократически организованных полисов, например в Афинах, некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки. В пору своего расцвета греческий город-государство почти не знал особого сословия чиновников. Высшим законодательным органом было собрание всех граждан полиса.

Конечно, не во всех общинах господствовали демократические порядки. Но даже там, где господствовала аристократия, члены общины были лично свободными и в той или иной мере участвовали в общественной и политической жизни государства. Естественно и то, что среди свободных граждан не было внутреннего единства. В каждом полисе шла ожесточенная борьба, полная драматических перипетий, между массой трудящегося демоса (то есть народа) и представителями старой родовой аристократии и нарождающейся новой богатой верхушки. И все же во время самой ожесточенной классовой борьбы граждане полиса в период его восходящего развития ощущали свою кровную связь с народной общиной, с государством, на непосредственном опыте убеждались в прямой связи своего личного благополучия с благоденствием и силой своего родного полиса в целом.

Так, Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» вкладывает в уста Перикла — вождя Афинской демократии — следующие слова: «Я держусь того мнения, что благополучие государства, если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке всего государства в его совокупности. Ведь если гражданин сам по себе благоденствует, между тем как отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством...». Для грека идеал гармонически развитого совершенного человека, так же как и свойственный архитектуре или театру широкий общественный характер, был естественным следствием всего строя его общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что подлинный расцвет города-государства и в особенности его культуры был связан с тем начальным периодом развития рабовладельческих отношений, когда не выявилась полностью их враждебность труду свободного производителя (крестьянина и особенно ремесленника), разоряемого и унижаемого конкуренцией дешевого рабского труда. Наоборот, на первых порах рост обмена и торговли, накопление материальных богатств в связи с эксплуатацией рабов способствовали развитию земледелия и ремесел. Крестьяне и ремесленники, иногда использующие труд одного или нескольких рабов, но всегда лично занятые производительным трудом, составляли военную и политическую основу могущества полиса в цветущую пору его развития.

Именно благодаря активной роли демоса греческое искусство, особенно в 5 в. до н.э., носило общественно-гражданский характер, было проникнуто духом народности.

На развитие труда свободных граждан в античном обществе в классическую пору его существования обращает внимание Маркс, отмечая, что «как мелкое крестьянское хозяйство, так и независимое ремесленное производство... представляют экономическую основу классического общества в наиболее цветущую пору его существования, после того как первоначалньая восточная общинная собственность уже разложилась, а рабство еще не успело овладеть производством в сколько нибудь значительной степени» (К.Маркс и Ф.Энгельс, Соч., т. XVII, стр. 368, прим. 24.).

Собственно говоря, первые признаки кризиса античного города-государства и всего рабовладельческого общества, возвестившие конец наиболее цветущей поры античной культуры, были связаны в значительной степени именно с наметившимся уже в самом конце 5 в. до н.э. упадком труда свободных. «Не демократия привела Афины к гибели, как это утверждают европейские школьные педанты, виляющие хвостом перед монархами, а рабство, которое сделало труд свободного гражданина презренным» ( Ф. Энгельс Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1952, стр. 123.).

Весь уклад жизни и в период архаики и особенно в годы расцвета города-государства носил по преимуществу общественный характер; большую часть своего досуга свободнорожденный проводил не в своем узком семейном кругу, а на площади народных собраний, в храме, в палестрах, в театре. На людях, в коллективе проходила самая интересная и содержательная часть личной деятельности и личного досуга свободного гражданина. В этих условиях искусство не могло не иметь общественно-воспитательного характера.

Вся скульптура и живопись, не говоря уже об архитектуре, принадлежала непосредственно общине. Вплоть до 4 в. до н.э. в частном пользовании отдельного гражданина находились лишь художественно исполненные вазы, небольшие статуэтки и другие произведения, главным образом прикладного искусства.

Физическую силу и красоту высоко ценили в Греции повсеместно. Физическая и волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения - защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове) приобрели огромное значение: это был смотр физической и духовной доблести; на состязания не допускались люди, запятнавшие себя неблаговидными, противообщественными поступками. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи. Созерцание на состязаниях прекрасных обнаженных тел и вместе с тем представление о неразрывной связи физической силы и красоты с душевной значительностью безусловно способствовали расцвету искусства, в частности скульптуры. Большое значение в развитии эстетического чувства имели театральные представления, первоначально связанные с общенародными культовыми празднествами, так же как и состязания певцов на празднествах в честь богов. Способствовали развитию художественного вкуса и торжественные процессии в честь бога — покровителя полиса; так, например, традиционное шествие афинян в праздник Больших Панафиней, посвященное богине Афине, являлось по существу демонстрацией могущества и красоты афинского народа.

Искусство Древней Греции во многом было связано с религиозным культом. Не следует, однако, забывать, что и сама греческая религия при этом являлась одной из форм общественной государственной деятельности. Каждая община имела своего бога-покровителя, олицетворявшего единство общины. Боги эти (как, например, Афина Паллада, покровительница Афин) занимали вместе с тем свое особое место в общегреческом сонме богов, обитавших на Олимпе. В Греции отсутствовала специальная каста жрецов, подобная той, которая существовала в Египте или государствах Двуречья. Лишь при некоторых общегреческих святилищах существовали немногочисленные жреческие организации. Так, большое значение имел Дельфийский оракул, как своего рода олицетворение идеи культурного и народного единства политически разрозненной Греции (но еще большее значение в этом отношении имели олимпийские игры).

Религиозные воззрения греков в значительной мере сохранили свою связь с народной мифологией и не превратились в систему строго установленных догм, сковывающих всякое самостоятельное проявление мысли и творчества, как это было, например, в средневековом христианстве. Античная мифология, особенно в пору своего сложения и развития, не сводилась к системе религиозных представлений. В античных мифах-сказаниях, сложившихся еще в конце доклассового общества, была воплощена в наивно-фантастических и художественно наглядных образах вся совокупность представлений греков о действительности.1

Гениальная догадка и наивное заблуждение, правда и вымысел здесь тесно переплетались. В мифологических воззрениях древних греков содержались зачатки истории и философии, а не только религии. Мифологический характер мышления во времена перехода от первобытной общины к классовому обществу определялся тем, что человек далеко еще не подчинил себе силы природы; законы развития общества тем более не могли быть им научно поняты, поэтому его представления носили подчас фантастический характер. Но вместе с тем развитие художественной фантАзии, воплощение самых общих представлений о природных и общественных силах в наглядных конкретных образах-олицетворениях способствовали расцвету искусства. Само сознание имело поэтически-образный характер.

Маркс подчеркивает, что «греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву» ( К. Маркс, К критике политической экономии, 1953, стр. 225.).

Если эпос, возникший на заре истории греческого общества, в образах богов и народных героев-богатырей давал в непосредственно-наивной мифологической форме широкую картину жизни греческого народа и воплощение его идеалов, то в эпоху расцвета города-государства дело обстояло уже иначе.

Греки в эту пору уже заложили основу философско-материалистического объяснения мира. Зарождались точные науки, делались первые шаги по созданию науки исторической. Вера в силу и величие ума и воли человека получала все большее распространение. Но, все изучая и все испытуя согласно законам разума, философ-мудрец мыслил не только в формах логических категорий, но очень часто в форме живых образов, наглядных олицетворений. Так, представление о законе необходимости, господствующем в жизни, формулировалось не в форме точных логических положений, а в образе «все живое бичом голода и любви гонится к корму». Диалектическая идея вечного движения и развития воплощается в образном сравнении «нельзя дважды войти в одну и ту же реку» (Гераклит Эфесский, фрагмент 91).

Искусство гораздо более непосредственно, чем наука, было связано с мифологией. Во-первых, искусство того времени было связано с миром народных этических и эстетических представлений. Система же этических и эстетических взглядов древних греков воплощалась в значительной мере в известных каждому греку образах, олицетворениях и сюжетных ситуациях древних мифов. К мифам и мифологическим образам, которые были насыщены большим общественным и этическим содержанием, и обращается в первую очередь греческое искусство. Греческие мастера развивали или перерабатывали их в связи с изменением общественных и этических взглядов общества. Близкие и знакомые с детства каждому греку образы богов и героев, как и события их воображаемой жизни, получали соответственную духу времени трактовку.

Но мифология не только была арсеналом греческого искусства, не только вооружала его рядом знакомых народу образов и тем, но и являясь его почвой, его образно-поэтической основой. Поэтически художественный склад сознания древнего греческого общества развился первоначально в мифах и в них выразился.

Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства — это ее антропоморфизм, то есть глубокое очеловечение мифологических образов. Именно интерес к человеку, утверждение величия и красоты мира его чувств, мыслей и поступков получили наибольшее развитие в Древней Греции, что и выделило ее мифологию среди мифологий других народов древности и сделало ее особенно благоприятствующей расцвету искусства.

По мере сложения античного общества космогонические представления отходили в мифологии на второй план. Антропоморфные же олицетворения сил природы и общества приобретали все более конкретно-реальные и пластически законченные очертания. В образах Аполлона, Афины, Геракла, Тезея находили свое воплощение представления древних греков о наиболее типических и совершенных качествах общественного человека, о господстве разума, закона, гармонии, порядка как качеств общественных, побеждающих в героической борьбе неразумное, звериное, стихийное. Так, миф о Касторе и Полидевке утверждает идею нерушимой силы дружбы-товарищества; мифы о Геракле и Тезее воспевают величие подвигов, совершаемых на благо человечества; миф об Оресте говорит о святости возмездия за совершенное преступление.

Мифологические воззрения древних греков в своем дальнейшем развитии утверждали в качестве меры высшего совершенства красоту человека. Образам полулюдей-полузверей (кентаврам, сатирам) была отведена подчиненная роль олицетворений низших стихийных сил природы.

В отличие от греческой мифологии мифология древневосточных деспотий так и не освободилась от тех причудливо-фантастических форм, которые были связаны с древнейшими тотемическими представлениями и воплощали силы рода и племени в образах священных животных. Древневосточное общество, в целом враждебное достоинству человека, за редкими исключениями, не ушло в своих мифологических и поэтических представлениях дальше образов, «божественность» которых была неотделима от их полузвериной, чудовищно фантастической, а не светлой человеческой природы.

Греческий же герой Геракл завоевал свое право на включение в сонм богов именно своей борьбой против диких сил природы и победой над ними. Греческие храмы постоянно украшались изображениями победоносной борьбы людей — греков, руководимых богом солнца и творчества Аполлоном и богоподобными героями Тезеем и Перифоем, — с безобразными и свирепыми полузверями-кентаврами.

Поэтому, хотя общественное сознание Древней Греции в своем развитии в эпоху расцвета и отошло от буквального понимания мифов, определенная мифологическим мышлением поэтическая сила образов в высокой мере содействовала жизненной силе и реализму искусства греческой классики.

Прогрессивная роль греческого реализма в общих чертах может быть сведена к следующим моментам.

Во-первых, в греческом искусстве раньше, чем где бы то ни было, была всесторонне раскрыта в художественно совершенных образах физическая и духовная красота реального человека.

Во-вторых, в греческом искусстве основным содержанием впервые в истории стало реалистически правдивое отражение основных задач и противоречий жизни общества. Иногда это отражение жизни давалось непосредственно. Так, например, в драме Эсхила «Персы» была отражена героическая борьба греков против персидского нашествия и решена в духе интересов рабовладельческой демократии тема патриотизма. Но в большинстве случаев основные задачи общественной жизни отражались греками все же косвенно — в образах, почерпнутых из мифов и сказаний. Правда, древними греками осознавались вполне отчетливо общественный смысл этих образов и их связь с важнейшими идеями современности( Блестящий пример раскрытия действительного общественного смысла трилогии Эсхила «Орестея» дает Энгельс в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», М., 1952, стр. 9—10.).

В-третьих, огромным завоеванием явилось утверждение светской общественно-воспитательной роли искусства, лишь по форме носившего часто культовый характер. По сравнению с искусством Древнего Востока это было большим шагом вперед.

Эстетическое совершенство и реалистическая жизненная сила искусства Древней Греции имели значение всемирно-исторического прогрессивного переворота в судьбах мировой художественной культуры.

serres.ru

Древнегреческая наука | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Древние греки стали родо­начальниками науки как отрасли культуры, как особого рода деятельности человека. Интерес к общественной жизни полиса, к другим народам и странам привёл к появлению науки истории. «Отец истории» Геродот сохранил в памяти по­томков сведения о победах эллинов над могу­щественной Персидской державой. Геродот рас­сказал и об истории народов, участвовавших в греко-персидских войнах.

Основателем медицины был современник Ге­родота — врач Гиппократ. Он считал, что болез­ни вызваны не гневом богов, а естественными причинами. И в наши дни люди, ставшие врача­ми, дают клятву Гиппократа — клянутся сделать всё возможное для выздоровления больного.

Учёные Греции создали труды по геогра­фии, математике, астрономии, ботанике. Но са­мой важной наукой греки считали философию (греч. — любовь к мудрости). Философы размыш­ляли над сложными вещами: как устроен мир, что есть человек в этом мире, что такое вера и знание, как организованы государства, как они возникли и чем различаются между собой. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Гиппократ. Древнегреческая скульптура
Платон. Древнегреческая скульптура
Аристотель. Древнегреческая скульптура

Современник Геродота и Гиппократа, афин­ский философ Демокрит пришёл к выводу, что весь мир состоит из мельчайших частиц — атомов. Как учитель многих выдающихся философов просла­вился Сократ. Он считал основой человеческого существования и развития разум. Ученик Сократа Платон размышлял о том, каким должно быть на­илучшее государственное устройство. Он создал проект идеального полиса и основал свою школу — Академию. Его ученик Аристотель разделил все научные знания по отдельным наукам, которым дал названия: ботаника — от греческого слова «растение», физика — от греческого слова «природа».

Вопросы по этому материалу:
  • Какие науки получили развитие в Древней Греции?

  • Какая наука считалась в Древней Греции самой главной и почему?

doklad-referat.ru

4. Возникновение науки в Древней Греции

Возникновение науки в Древней греции

Изображение

Причиной того, что наука появилась именно в Древней Греции, стала единственная в своем роде революция, которая произошла в эпоху архаики, – появление частной собственности. Весь остальной мир, древнейшие цивилизации Востока демонстрировали так называемый «азиатский способ производства» и соответствующий ему тип государства – восточную деспотию. Восточная деспотия абсолютно подавляла и нарождавшуюся частную собственность, и не имевший никаких гарантий восточный рынок. Совершенно иные отношения возникли в Греции первой трети I тысячелетия до н.э., где появилась частная собственность, товарное производство, ориентированное на рынок, и отсутствовала сильная централизованная власть. Там же впервые зародилось классическое рабство, которое стало экономической основой общества, а также первые антагонистические классы. Господство частной собственности вызвало к жизни свойственные ей политические, правовые и иные институты: -    систему демократического самоуправления с правом и обязанностью каждого гражданина принимать участие в общественных делах; -    систему частноправовых гарантий с защитой интересов каждого гражданина, с признанием его личного достоинства, прав и свобод; -    систему социокультурных принципов, способствовавших расцвету личности и появлению гуманистического древнегреческого искусства. Так, демократия сделала народ властелином государства, кардинально изменила отношения между народом и властью. Теперь каждый гражданин лично обсуждал и принимал законы, по которым жило его государство. Автором этих законов мог быть любой гражданин. Таким образом, общественная жизнь высвобождалась из-под власти религиозных и мистических представлений, закон переставал быть слепой силой, продиктованной свыше и неподвластной человеку, а становился демократической нормой, принятой большинством голосов в процессе всенародного обсуждения. Обсуждение этих законов основывалось на риторике, искусстве убеждения и логической аргументации. Все, входящее в интеллектуальную сферу, подлежало обоснованию, хотя каждый имел право на особое мнение. Так постепенно формировалось убеждение, что истина – не продукт догматической веры, принимаемой в силу авторитета, а результат рационального доказательства, основанного на аргументах и понимании. Не случайно в Греции так высоко ценилось умение словом убеждать людей, и философы-софисты, обучавшие этому искусству греческую молодежь, получали за свои уроки большие деньги. Таким образом, постепенно сформировался аппарат логического, рационального обоснования, превратившийся в универсальный алгоритм производства знаний в целом, в инструмент передачи знания от индивида к обществу. Так появилась наука как доказательное познание, теперь она удовлетворяла критерию рациональности знания. Отныне ничего не принималось на веру. Рациональное доказательство неизбежно приводило к требованию систематизации знаний. Не случайно идеалом научной теории стала геометрия Евклида, представляющая собой систему аксиом и выведенных из них по правилам логики теорем. Важным было и уже упоминавшееся нами ранее отсутствие у греков касты жрецов, монополизировавшей интеллектуально-духовные функции общества, консервировавшей традиционную культуру. Это приводило к доступности знаний для любого гражданина и свободного человека. Так древнегреческое знание стало соответствовать трем критериям научности – системности, рациональности, а также наличию механизма для получения нового знания. Но важнейшим критерием научности является теоретичность знания, отрыв его от повседневных практических интересов. Формирование этой стороны древнегреческого знания было связано с такой особенностью греческой цивилизации, как рабовладение. Именно классическое рабство было экономической основой античной цивилизации, причем число рабов постоянно увеличивалось. Так, в период расцвета Афин в V–IV вв. до н.э. там было до 400 тыс. рабов, работавших на полях, в мастерских, а также выполнявших почти все домашние работы. Постепенно развитие рабовладения обусловило формирование пренебрежительного отношения свободных греков к физическому труду, а затем и ко всей орудийно-практической деятельности. Занятиями, достойными свободного человека, считались политика, война, искусство, философия. Это и сформировало идеологию созерцательности, абстрактно-умозрительного отношения к действительности. Занятия свободного человека и занятия рабов резко различались. Заниматься ремеслом для свободного человека считалось недостойным. Это был очень важный шаг для становления науки, так как именно отказ от материально-практического отношения к действительности породил идеализацию – непременное условие науки. Умение мыслить понятиями, образовывать их, двигаться в плоскости «чистой» мысли – великое завоевание древнегреческой философии, важнейшее основание и предпосылка всякой науки. Без четкого разграничения сферы «теоретического» и сферы «практического приложения» теории это было бы невозможно. Поэтому достижения античной науки и философии – планиметрия Гиппарха, геометрия Евклида, диогеновский поиск сущности человека – все это не имеет каких-то очевидных связей с материальным производством. Никакому практику никогда не придет в голову заниматься вопросами сущности мира, познания, истины, человека, прекрасного. Все эти сугубо «непрактические» вопросы весьма далеки как от сферы массового производства, так и от сознания производителей. Но без них подлинной науки возникнуть не может, именно об этом говорит пример Древнего Востока. Решительный отказ от практической деятельности имел и обратную сторону – неприятие эксперимента как метода познания закрывало дорогу становлению экспериментального естествознания, возникшего лишь в Новое время. Тем не менее, это уже была наука, имевшая свой предмет, методы его изучения и познания, свои способы доказательства, что позволяет говорить о появлении первых научных программ. Они сформировались в VI–IV вв. до н.э., выделившись из мифологии, бывшей до этого господствующей формой сознания. Античная наука Итак, мы с полным основанием можем говорить о появлении науки именно в Древней Греции. Происходило это в форме научных программ. Ведь прежде чем заниматься собственно научными исследованиями, нужно было ответить на важнейшие вопросы: что изучать? какими методами? почему мы можем познавать мир? Именно древнегреческой культуре принадлежит несколько основополагающих идей, которые легли в основу науки и научного познания мира. Среди них – идея рождения мира из первоначального Хаоса, впервые зафиксированная еще в мифах. Хаос понимался как некое первичное состояние мира, аморфное и бессистемное. По мере внесения в него идеи порядка он превращался в известный нам сегодня мир, разумно организованный и устроенный – Космос. Превращение Хаоса в Космос связывалось с действием универсального космического закона – Логоса. Именно он превращал беспорядок (Хаос) в порядок (Космос). Изучение процесса превращения Хаоса в Космос, поиск космического (упорядочивающего) закона и должны были стать предметом исследования античной науки. Еще одной важной идеей стало представление о единстве микро- и макрокосмоса, абсолютном подобии человека и мира. Отсюда вытекала возможность познания Космоса, так как подобное познается подобным – эта ключевая для теории познания мысль также была сформулирована в Древней Греции. Итак, объектом изучения древнегреческой науки стал Космос. Космос (в Древней Греции) – окружающий мир, существующий вечно, не созданный никем ни из богов, ни из людей, – мир, ставший упорядоченной системой благодаря универсальному космическому закону. Поэтому самым важным для древнегреческих мыслителей было ответить на вопрос, что является этим законом-Логосом. Иными словами, что лежит в основе мира и является его первоначалом, из которого все возникает и в которое со временем все возвращается? Не случайно первые древнегреческие философы – представители милетской школы – начали с поисков этого первоначала. Фалес нашел его в воде, Анаксимен – в воздухе, Анаксимандр – в некоем вечном начале, которое он назвал апейроном. Постепенно был дан ответ и на вопрос, как возможно познание мира. Он был сформулирован в работах философов-элеатов (Парменида, Зенона). Они впервые обратили внимание на разницу между представлением о мире, формируемым на основе чувственного познания, и данными разума. Они заявили, что ум человека – это не просто зеркало, пассивно отражающее природу. Разум накладывает свой отпечаток на мир, активно формируя его картину. В работах элеатов, которые создали фундамент античной науки, было сказано, что бытие (Космос) постигается только разумом и ни в коем случае не чувствами. Поэтому древнегреческая наука практически не использовала эксперимент как метод познания мира. Так была четко сформулирована рационалистическая позиция, позже ставшая господствующей в европейской культуре. Ответы на вышеназванные вопросы дали возможность сформулировать первые научные программы, или парадигмы. Парадигма – (от греч. paradeigma – пример, образец) признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения (то же, что научно-исследовательская программа). Они отличались друг от друга прежде всего ответом на вопрос, что лежит в основе мира. Математическая программа Пифагора – Платона Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном. Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией – протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела. Свое завершение математическая программа получила в философии Платона, который нарисовал грандиозную картину истинного мира – мира идей, представляющего собой иерархически упорядоченную структуру. Мир вещей, в котором мы живем, возникает, подражая миру идей, из мертвой, косной материи. Творцом всего является Бог-демиург (творец, создатель). При этом создание им мира идет на основе математических закономерностей, которые Платон и пытался вычленить, тем самым математизируя физику.

phylosophyofscience.weebly.com

Наука Древней Греции 460-350 гг до н э

Наука Древней Греции (460-350 гг. до н.э.)

 

460-445 года. Теория Эмпидокла о строении материи.

Теория Эмпидокла состоит в следующем: все явления природы состоят из четырех основных материальных элементов: земли, воды, огня и воздуха. Их соединение и разъединение дает начало определенным циклам мироздания.

Слабой стороной в учении Эмпидокла было представление о силах, которые приводят в движение частицы материи действием двух противоположных сил - "дружбы" и "вражды", соединяющих и разъединяющих материальные элементы. У Эмпедокла материалистические стороны его учения уживались еще с верой в переселение душ и проповедью религиозного очищения. Значительно последовательнее были греческие атомисты, в учениях которых античная материалистическая философия достигла своей вершины.

460-428 года Анаксагор выдвинул идею о бесконечно малых величинах.

В целом 5 и 4 века были эпохой дальнейшего накопления значительного фактического материала в областях науки. То есть большинство открытий этих веков имело теоретическое значение. Так и идея бесконечно малых величин, выдвинутая Анаксагором, нашла свое практическое применение несколько позднее. Ее применяли в геометрии и стереометрии. С помощью этой теории были определены объемы шара, конуса.

440 год - Метон составил первый календарь движения Солнца.

После долгих трудов один из первых ученых астрономов Метон, составил первый календарь, где указывалось ежедневное перемещение Солнца по небу. Он сумел также найти точное соотношение между солнечным и лунным годом. Он определил, что длина года равна 365 и 5/19 суток. Метонов календарь просуществовал в течении четырех столетий, до введения Юлианского календаря.

432-425 года "История" Геродота.

Геродот принадлежал к рабовладельческой знати, в молодости принимал участие в политической борьбе и был вынужден покинуть родной город Галикарнас, что на юго-западном побережье Малой Азии. Геродот много путешествовал. Он побывал в различных местах Персидской державы: в Малой Азии, на восточном побережье Средиземного моря, в Двуречье, в Северной Аравии, в Египте, а также в различных местах балканской Греции, в Македонии, фракии, в северном Причерноморье и в Колхиде. Геродот подолгу жил в Афинах. В 443 году он, совместно с другими колонистами, выехал в Южную Италию, в основанную под руководством Афин новую колонию Фурию.

Геродот жил во время знаменитого "пятидесятилетия" быстрого развития афинского рабовладельческого общества, после отражения персидского нашествия. В это время у греков начал появлялся широкий интерес как к собственной истории, так и к истории соседей: скифов, персов и завоеванных персами народов, с которыми греки были издавна в торговых сношениях. Ответом на все эти запросы и стала "История" Геродота. Начал он её писать накануне Пелопоннесской войны и окончить не успел. Книга эта имела в древности большой успех. Впоследствие она была разделена на 9 частей по числу муз, и каждая часть названа именем одной из них, а автор прославился как "отец истории". Девятая книга была закончена на описании взятия Афинами в 478 году города Сеста на Геллеспонте.

Главная тема труда Геродота история греко-персидских войн. Ей посвящены последние пять книг. Первые четыре книги являются обширным историческим введением, излагающим историю Греции и её соседей до греко-персидских войн. "Историю" Геродота сравнивают с эпосом Гомера. Это художественная проза, повествующая о деяниях людей, но не в мифические, а в исторические времена. Автор не претендует на полную достоверность своего занимательного труда. Много внимания он уделяет то судьбе, то неизбежности возмездия за совершенные преступления и вмешательству богов в человеческие дела, ибо, по его мнению, именно этим определяется ход исторических событий. Геродот верит в чудеса, предзнаменования и тому подобное. Наряду с этими чертами архаического мировоззрения Геродот в то же время пытается толковать и критиковать с точки зрения здравого смысла мифы и различные неправдоподобные рассказы.

Огромный и разнообразный фактический материал, собранный "отцом истории", в большинстве случаев доброкачественен и с течением времени всё более подтверждается археологическими раскопками.

420-396 года "История" крупнейшего историка Фукидида.

Фукидит происходил из богатой афинской семьи, принимал участие в государственной деятельности. Во время Пелопоннесской войны он был стратегом, но неудачно командовал афинским военно-морским флотом у берегов Фракии и не успел предотвратить захват спартанцами важнейшего в этой области афинского опорного пункта - города Амфиполя. За эту неудачу Фукидит был изгнан из Афин и провел в изгнании 20 лет. Он поселился во Фракии и оттуда внимательно следил за последующими событиями Пелопоннесской войны, решив описать ее. Он тщательно собирал материалы и с этой целью объездил места многих сражений. После войны Фукидида амнистировали и историк вернулся домой в Афины.

Работа над "Историей" была начата примерно в 420 году и продолжалась с перерывами всю жизнь Фукидида. "История" была разделена на 8 книг. Первая книга посвящена краткому обзору истории Греции с древнейших времен до начала Пелопонесской войны. Остальные 7 книг описывают Пелопоннесскую войну. Восьмая книга обрывается на изложении событий 411 года. Вероятно, Фукидид умер, не успев окончить свой труд. В своей "Истории" Фукидид впервые применил метод обратного умозаключения.

420-370 года Развитие Демокритом учения об атомах.

В основе учения греческих атомистов Демокрит выдвинул и разработал два основных положения:

1) Мир состоит из качественно однородных, неделимых, различаемых только по величине и форме атомов и пустоты, в которой совершается их механическое движение;

2) Все явления происходят не случайно, но в силу необходимости. Возникновение и исчезновение бесчисленных миров, на которые распадается вселенная, обусловлено непрерывным движением атомов в пустоте. Сталкиваясь и отталкиваясь, соединяясь и разъединяясь, атомы образуют вещи. Последовательно развивая эти положения, Демокрит распространил их на психику человека. "Душа" человека, согласно его взглядам, также представляет собой сочетание наиболее подвижных и круглых атомов, находящихся в постоянном соприкосновении с атомами других тел, образующих мир.

"Из ничего ничего не может возникнуть, и ни одна вещь не может превратится в ничто. " - в этом изречении Демокрита впервые с такой определенностью была выражена идея вечности (несоздаваемости и неуничтожаемости) материи, которая и ныне лежит в основе материалистического понимания природы.

В области теории познания Демокрит является безусловным материалистом, но вопрос о диалектической связи чувственного восприятия и рационального мышления остается у него нерешенным. Он проводит резкую грань между многообразием непосредственно воспринимаемого чувствами мира и простыми сочетаниями атомов, которые мы постигаем посредством разума. Попыткой соединить эти два начала является учение Демокрита об образах вещей, отделяющихся от них в виде тонкой пленки, которая действует на наши органы чувств.

Но Демокрит был не только философом-атомистом. Многочисленные естественнонаучные сочинения Демокрита, дошедшие до нас, затрагивали разнообразные вопросы астрономии, космографии, геологии, физики, метеорологии и биологии.

390-370 года "История Греции" Ксенофонта.

"История Греции" была написана как продолжение "Истории" Фукидида. Она состоит из семи книг, начинается изложением событий 411 года, на которых оборвалась "История" Фукидида, и заканчивается битвой при Мантинее (362 год) , где войска беотийцев и их союзников разбили спартанцев.

Как историк Ксенофонт во многом уступает своему предшественнику. Большое значение Ксенофонт придает вмешательству богов, исторический процесс он низводит до раздоров отдельных лиц. Однако произведение это, несмотря на отдельные пропуски и сознательные умолчания, насыщено большим количеством ценных и достоверных фактов.

Кроме того, Ксенофонту принадлежат труды философского и экономического содержания с рецептами наиболее рациональной эксплуатации рабов, риторические сочинения и даже небольшое произведение, похожее на исторический роман - "Керопедия" ("Воспитание Кера") , в котором он пропагандирует монархические идеи.

365-360 года Теория неизмеримых величин Эвдокса. Гиппократ, "Гиппократов сборник".

Эвдокс разработал учение о пропорциональности и создал теорию соотношений несоизмеримых величин, которая во многом предвосхитила теорию иррациональных чисел, возникшую лишь в конце 19 века.

В "Гиппократовом сборнике" были объединены как подлинные произведения знаменитого греческого ученого, так и приписанные ему позднее.

По Гиппократу, медицина требует систематического и всестороннего наблюдения больных. Все части организма взаимосвязаны друг с другом. Большое внимание Гиппократ уделял внешней среде - климату, почве, воде. Об эпилепсии, считавшейся ранее "священной" болезнью, Гиппократ говорил: "Насколько мне кажется, она не божественнее, не священнее, чем другие... Мне кажется, что первые, признавшие эту болезнь священной были такие люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики. " Разнообразие человеческих организмов ("темпераментов") Гиппократ сводил к различному сочетанию или смешению четырех "соков" (крови, слизи, светлой и черной желчи) . Ставшее традиционным учение Гиппократа о четырех темпераментах (сангвиническом, флегматическом, холерическом и меланхолическом) сохранило известное значение для всей последующей науки.

Многое в представлениях Гиппократа о человеческом теле было чрезвычайно наивным. Он не умел еще отличать нервы от кровеносных сосудов и думал, что артерии наполнены воздухом. И тем не менее, имя великого греческого ученого неотделимо от развития медицины. Он первым дошел до отрицания "ниспосланных богами болезней", противопоставив этому объяснению систему эмпирических наблюдений за ходом самой болезни.

350 год Доказательства Аристотеля о шарообразности земли.

Аристотель пишет о шарообразности Земли, доказывая это. В своем труде Аристотель писал: "Если бы Земля была квадратной, треугольной или шестиугольной, мы бы увидели при лунном затмении тень соответствующей формы. Поскольку тень шарообразная, то и Земля такой же формы. "

Примечания:

- Здесь и далее события датированы годами до нашей эры.

www.coolreferat.com

Наука Древней Греции (460-350 гг. до н.э.) - Древняя Греция - Каталог статей

Наука Древней Греции (460-350 гг. до н.э.) (Все датируемые события до нашей эры) 460-445 года. Теория Эмпидокла о строении материи. Теория Эмпидокла состоит в следующем: все явления природы состоят из четырех основных материальных элементов: земли, воды, огня и воздуха. Их соединение и разъединение дает начало определенным циклам мироздания. Слабой стороной в учении Эмпидокла было представление о силах, которые приводят в движение частицы материи действием двух противоположных сил - "дружбы" и "вражды", соединяющих и разъединяющих материальные элементы. У Эмпедокла материалистические стороны его учения уживались еще с верой в переселение душ и проповедью религиозного очищения. Значительно последовательнее были греческие атомисты, в учениях которых античная материалистическая философия достигла своей вершины. 

460-428 года Анаксагор выдвинул идею о бесконечно малых величинах. В целом 5 и 4 века были эпохой дальнейшего накопления значительного фактического материала в областях науки. То есть большинство открытий этих веков имело теоретическое значение. Так и идея бесконечно малых величин, выдвинутая Анаксагором, нашла свое практическое применение несколько позднее. Ее применяли в геометрии и стереометрии. С помощью этой теории были определены объемы шара, конуса. 

440 год - Метон составил первый календарь движения Солнца. После долгих трудов один из первых ученых астрономов Метон, составил первый календарь, где указывалось ежедневное перемещение Солнца по небу. Он сумел также найти точное соотношение между солнечным и лунным годом. Он определил, что длина года равна 365 и 5/19 суток. Метонов календарь просуществовал в течении четырех столетий, до введения Юлианского календаря.

432-425 года "История" Геродота. Геродот принадлежал к рабовладельческой знати, в молодости принимал участие в политической борьбе и был вынужден покинуть родной город Галикарнас, что на юго-западном побережье Малой Азии. Геродот много путешествовал. Он побывал в различных местах Персидской державы: в Малой Азии, на восточном побережье Средиземного моря, в Двуречье, в Северной Аравии, в Египте, а также в различных местах балканской Греции, в Македонии, фракии, в северном Причерноморье и в Колхиде. Геродот подолгу жил в Афинах. В 443 году он, совместно с другими колонистами, выехал в Южную Италию, в основанную под руководством Афин новую колонию Фурию. 

Геродот жил во время знаменитого "пятидесятилетия" быстрого развития афинского рабовладельческого общества, после отражения персидского нашествия. В это время у греков начал появлялся широкий интерес как к собственной истории, так и к истории соседей: скифов, персов и завоеванных персами народов, с которыми греки были издавна в торговых сношениях. Ответом на все эти запросы и стала "История" Геродота. Начал он её писать накануне Пелопоннесской войны и окончить не успел. Книга эта имела в древности большой успех. Впоследствие она была разделена на 9 частей по числу муз, и каждая часть названа именем одной из них, а автор прославился как "отец истории". Девятая книга была закончена на описании взятия Афинами в 478 году города Сеста на Геллеспонте.

Главная тема труда Геродота история греко-персидских войн. Ей посвящены последние пять книг. Первые четыре книги являются обширным историческим введением, излагающим историю Греции и её соседей до греко-персидских войн. "Историю" Геродота сравнивают с эпосом Гомера. Это художественная проза, повествующая о деяниях людей, но не в мифические, а в исторические времена. Автор не претендует на полную достоверность своего занимательного труда. Много внимания он уделяет то судьбе, то неизбежности возмездия за совершенные преступления и вмешательству богов в человеческие дела, ибо, по его мнению, именно этим определяется ход исторических событий. Геродот верит в чудеса, предзнаменования и тому подобное. Наряду с этими чертами архаического мировоззрения Геродот в то же время пытается толковать и критиковать с точки зрения здравого смысла мифы и различные неправдоподобные рассказы. Огромный и разнообразный фактический материал, собранный "отцом истории", в большинстве случаев доброкачественен и с течением времени всё более подтверждается археологическими раскопками. 

420-396 года "История" крупнейшего историка Фукидида. Фукидит происходил из богатой афинской семьи, принимал участие в государственной деятельности. Во время Пелопоннесской войны он был стратегом, но неудачно командовал афинским военно-морским флотом у берегов Фракии и не успел предотвратить захват спартанцами важнейшего в этой области афинского опорного пункта - города Амфиполя. За эту неудачу Фукидит был изгнан из Афин и провел в изгнании 20 лет. Он поселился во Фракии и оттуда внимательно следил за последующими событиями Пелопоннесской войны, решив описать ее. Он тщательно собирал материалы и с этой целью объездил места многих сражений. После войны Фукидида амнистировали и историк вернулся домой в Афины. Работа над "Историей" была начата примерно в 420 году и продолжалась с перерывами всю жизнь Фукидида. "История" была разделена на 8 книг. Первая книга посвящена краткому обзору истории Греции с древнейших времен до начала Пелопонесской войны. Остальные 7 книг описывают Пелопоннесскую войну. Восьмая книга обрывается на изложении событий 411 года. Вероятно, Фукидид умер, не успев окончить свой труд. В своей "Истории" Фукидид впервые применил метод обратного умозаключения. 

420-370 года Развитие Демокритом учения об атомах. В основе учения греческих атомистов Демокрит выдвинул и разработал два основных положения: 

1) Мир состоит из качественно однородных, неделимых, различаемых только по величине и форме атомов и пустоты, в которой совершается их механическое движение;2) Все явления происходят не случайно, но в силу необходимости. Возникновение и исчезновение бесчисленных миров, на которые распадается вселенная, обусловлено непрерывным движением атомов в пустоте. Сталкиваясь и отталкиваясь, соединяясь и разъединяясь, атомы образуют вещи. Последовательно развивая эти положения, Демокрит распространил их на психику человека. "Душа" человека, согласно его взглядам, также представляет собой сочетание наиболее подвижных и круглых атомов, находящихся в постоянном соприкосновении с атомами других тел, образующих мир. "Из ничего ничего не может возникнуть, и ни одна вещь не может превратится в ничто. " - в этом изречении Демокрита впервые с такой определенностью была выражена идея вечности (несоздаваемости и неуничтожаемости) материи, которая и ныне лежит в основе материалистического понимания природы. В области теории познания Демокрит является безусловным материалистом, но вопрос о диалектической связи чувственного восприятия и рационального мышления остается у него нерешенным. Он проводит резкую грань между многообразием непосредственно воспринимаемого чувствами мира и простыми сочетаниями атомов, которые мы постигаем посредством разума. Попыткой соединить эти два начала является учение Демокрита об образах вещей, отделяющихся от них в виде тонкой пленки, которая действует на наши органы чувств. Но Демокрит был не только философом-атомистом. Многочисленные естественнонаучные сочинения Демокрита, дошедшие до нас, затрагивали разнообразные вопросы астрономии, космографии, геологии, физики, метеорологии и биологии. 

390-370 года "История Греции" Ксенофонта. "История Греции" была написана как продолжение "Истории" Фукидида. Она состоит из семи книг, начинается изложением событий 411 года, на которых оборвалась "История" Фукидида, и заканчивается битвой при Мантинее (362 год) , где войска беотийцев и их союзников разбили спартанцев. Как историк Ксенофонт во многом уступает своему предшественнику. Большое значение Ксенофонт придает вмешательству богов, исторический процесс он низводит до раздоров отдельных лиц. Однако произведение это, несмотря на отдельные пропуски и сознательные умолчания, насыщено большим количеством ценных и достоверных фактов. Кроме того, Ксенофонту принадлежат труды философского и экономического содержания с рецептами наиболее рациональной эксплуатации рабов, риторические сочинения и даже небольшое произведение, похожее на исторический роман - "Керопедия" ("Воспитание Кера") , в котором он пропагандирует монархические идеи. 

365-360 года Теория неизмеримых величин Эвдокса. Гиппократ, "Гиппократов сборник". Эвдокс разработал учение о пропорциональности и создал теорию соотношений несоизмеримых величин, которая во многом предвосхитила теорию иррациональных чисел, возникшую лишь в конце 19 века. В "Гиппократовом сборнике" были объединены как подлинные произведения знаменитого греческого ученого, так и приписанные ему позднее. По Гиппократу, медицина требует систематического и всестороннего наблюдения больных. Все части организма взаимосвязаны друг с другом. Большое внимание Гиппократ уделял внешней среде - климату, почве, воде. Об эпилепсии, считавшейся ранее "священной" болезнью, Гиппократ говорил: "Насколько мне кажется, она не божественнее, не священнее, чем другие... Мне кажется, что первые, признавшие эту болезнь священной были такие люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики. " Разнообразие человеческих организмов ("темпераментов") Гиппократ сводил к различному сочетанию или смешению четырех "соков" (крови, слизи, светлой и черной желчи) . Ставшее традиционным учение Гиппократа о четырех темпераментах (сангвиническом, флегматическом, холерическом и меланхолическом) сохранило известное значение для всей последующей науки. Многое в представлениях Гиппократа о человеческом теле было чрезвычайно наивным. Он не умел еще отличать нервы от кровеносных сосудов и думал, что артерии наполнены воздухом. И тем не менее, имя великого греческого ученого неотделимо от развития медицины. Он первым дошел до отрицания "ниспосланных богами болезней", противопоставив этому объяснению систему эмпирических наблюдений за ходом самой болезни. 

350 год Доказательства Аристотеля о шарообразности земли. Аристотель пишет о шарообразности Земли, доказывая это. В своем труде Аристотель писал: "Если бы Земля была квадратной, треугольной или шестиугольной, мы бы увидели при лунном затмении тень соответствующей формы. Поскольку тень шарообразная, то и Земля такой же формы.

"Культура древней Греции

Битва при Акции

Происхождение Славян

istoriya-ru.ucoz.ru


Смотрите также