Палестина древний мир. ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Всемирная история. Палестина древний мир


ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ | Энциклопедия Кругосвет

Содержание статьи

ПАЛЕСТИНА ДРЕВНЯЯ, историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Она охватывала земли, составлявшие в конце 20 в. территорию Израиля, оккупированных Израилем Западного берега реки Иордан (Самарию и Иудею) и сектора Газа, Южного Ливана и Северо-Западной Иордании к востоку от Иордана. Древняя Палестина представляла собой Святую Землю библейской традиции, родину иудаизма.

Древняя Палестина включала пять географических зон. Четыре из них протянулись параллельно друг другу с севера на юг. По побережью Средиземного моря проходит узкая прибрежная равнина. К востоку от нее расположена гористая область, охватывающая Галилею, Самарию и Иудею. Еще восточнее находятся долина реки Иордан и Мертвое море – участок древней тектонической впадины. Далее на восток располагается Заиорданское нагорье. От холмистых районов Иудеи на юг, к заливу Акаба, простирается пустыня Негев.

Древнейшее из имеющихся в нашем распоряжении свидетельств о языковой и этнической принадлежности населения Палестины относится ко II тысячелетию до н.э. Тогда, как и позже, область была населена многочисленными племенами, говоривших на языках преимущественно семитской группы. Переселившиеся сюда евреи называли эту область Ханааном, а ее обитателей ханаанеями. У египтян основным наименованием этой земли было Рецену (Ретену), прилагали они к ней и названия Пуенет (Пунт) и Тонетер (Божья земля). По-гречески страна называлась Келесирия (Южная Сирия). Современное название Палестина, происходящее от греческого звучания Филистия (южное побережье Средиземного моря), было введено после восстания Бар-Кохбы (132–135 н.э.) римлянами, когда они уничтожили или выселили большую часть еврейского населения страны, прежде численно преобладавшего в этом регионе.

Каменный век.

Каменный век был временем медленного развития, когда была заложена основа всей экономической и социальной жизни последующих эпох. В период палеолита (ранее 20 000 до н.э.) население этой области проживало на сезонных стоянках и в пещерных укрытиях, добывая пропитание охотой и собирательством. В период мезолита (примерно 20 000–8000 до н.э.) появились более обширные и постоянные поселения. Эпоха неолита (ок. 8500–4500 до н.э.) была ознаменована появлением первых полностью окультуренных растений и одомашненных животных. Одно из древнейших известных поселений городского типа с кирпичными жилыми домами и каменной городской стеной находилось в Иерихоне, оно датируется примерно 6850 до н.э. Около 6000 до н.э. в Палестине появилась керамика. К неолитической эпохе относятся и первые опыты использования металла (меди). Период халколита, или медно-каменного века (примерно 4500–3300 до н.э.), характеризуется дальнейшим развитием хозяйства. В это время начали выращивать зерновые культуры, возможно, с применением примитивных методов орошения. Продукты земледелия – такие, как маслины и виноград, – из горных районов доставляли в долину Нижнего Иордана. Развивалось производство изделий из камня, глины, меди, а также плетение и ткачество.

Ранний бронзовый век.

Раннебронзовый период (примерно 3300–2000 до н.э.) был ознаменован развитием, расцветом и упадком первой истинно городской цивилизации Палестины. Раннебронзовый I период (около 3300–3200 до н.э.) представлял собой непродолжительный переходный этап, известный преимущественно по материалам удаленных друг от друга поселений и нескольких обширных могильников. По сравнению с эпохой халколита это было время упадка. Тем не менее уже тогда существовала торговля с Египтом позднего додинастического периода.

К началу раннебронзового II периода (примерно 3200–2600 до н.э.) число поселений значительно увеличилось, причем большинство из них разрослось до размеров городов, а наиболее крупные из них были обнесены массивными стенами. Жители Палестины вели торговлю с Египтом и основали колонии на юге Синая, возможно, с целью добычи меди и других полезных ископаемых. Еще до окончания этого периода торговля с Египтом пришла в упадок.

Раннебронзовый III период (примерно 2600–2400 до н.э.) был временем возрождения, а быть может и дальнейшего развития городской культуры, главным образом в центральных и южных областях региона. Были возведены гигантские городские стены, храмы и дворцы. Контакты с Египтом были незначительны, зато существовали связи с Месопотамией, а найденные образцы великолепной керамики с блестящей поверхностью из Хирбет-Керака свидетельствуют о влиянии и со стороны северной Сирии и Анатолии. Ближе к концу этого периода некоторые города были разрушены, а большинство других пришло в упадок. Примерно к 2400 до н.э. все поселения, относящиеся к раннебронзовым II и III периодам, были заброшены.

Раннебронзовый IV период (примерно 2400–2000 до н.э.) характеризуется появлением сотен новых поселений и стоянок, многие из которых располагаются на окраинах региона – в таких районах, как долина Иордана, Заиорданье, Негев и Синай. Большинство крупных теллей (жилых холмов), возникших в предшествующие периоды урбанизации, были покинуты обитателями или заселялись только в определенный сезон; некоторые были превращены в могильники кочевых скотоводческих племен.

Среднебронзовый век.

Среднебронзовый век (примерно 2000–1500 до н.э.) принес с собой наивысший расцвет «ханаанейской» цивилизации. На протяжении среднебронзового I периода (около 2000–1800 до н.э.) происходило постепенное возрождение городов, чему, возможно, способствовали связи с Египтом и продвижение на территорию региона амореев – западносемитских племен из Сирии. Почти все городские поселения предшествующих эпох в окраинных районах были заброшены, а на побережье и во внутренних областях возникли новые города, возобновилась жизнь и на территории старых жилых холмов, где были возведены оборонительные стены. В среднебронзовый II период (около 1800–1650 до н.э.) все эти процессы в совокупности привели к формированию полноценной системы городов-государств.

Заключительный этап – среднебронзовый III период (ок. 1650–1500 до н.э.) – совпадает с эпохой наивысшего расцвета второй урбанистической эпохи в Палестине, во многих отношениях бывшей пиком развития региона в доримский период. Так, Сихем, обнесенный массивными укреплениями с двумя городскими воротами, представлял собой тщательно спланированное городское поселение с жилыми кварталами, административным центром дворцового типа, общественной площадью и двумя храмами. Цитадель Гезера, к примеру, имела на своей территории крепость примерно 17 м в поперечнике. Почти все поселения имели сложнейшие фортификационные системы.

Приблизительно в это время азиатские вожди, получившие название гиксосов («правителей чужеземных стран»), захватили власть в Египте, но около 1550 до н.э. были изгнаны обратно в Палестину основателями XVIII династии. Затем на протяжении половины или трех четвертей столетия в Палестине были разрушены практически все поселения.

Наиболее значительным и сыгравшим важную роль культурным достижением жителей Палестины среднебронзовой эпохи явилось создание протосинайской письменности – древнейшей из известных нам алфавитных систем письма. Выполненные этим простым и эффективным письмом надписи обнаружены как на Синае, так и в Палестине. В последующие столетия алфавитное письмо распространилось из этого региона по всему свету. К числу технологических новшеств среднебронзового века относится появление керамики, изготовленной на гончарном круге быстрого вращения, и первое в истории широкое распространение изделий из настоящей бронзы, что сделало возможным появление новых типов орудий и предметов вооружения. Олово, необходимое для получения такой бронзы, доставляли из Верхней Месопотамии на расстояние ок. 800 км.

Позднебронзовый век.

Позднебронзовый век (примерно 1500–1200 до н.э.) был периодом возрождения, но политически Палестина находилась под властью Египта эпохи Нового царства. После некоторого перерыва, вызванного произошедшим в позднебронзовом I периоде (ок. 1500–1400 до н.э.) разрушением, большинство крупных городов среднебронзовой эпохи были вновь заселены в позднебронзовом II периоде (примерно 1400–1200 до н.э.). Многие из них стали центрами египетской администрации в Палестине, о чем свидетельствуют письма различных палестинских правителей 14 в. до н.э. к фараону Эхнатону. К числу городов, упомянутых в этих письмах (на глиняных табличках из т.н. амарнского архива), относятся Мегиддо, Таанах, Сихем, Гезер, Иерусалим, Хеврон, Лахиш, Аскалон и Газа. Каждый правитель старается представить фараону своих соперников как предателей и льстецов, одновременно всячески демонстрируя собственную верность и преданность. В одних письмах содержатся просьбы о военной защите, в других – жалобы на продажность египетских должностных лиц, на высокие налоги или на каких-то местных нарушителей порядка, именуемых в этих текстах «хапиру».

В 13 в. до н.э. палестинские города-государства постепенно пришли в упадок. Хотя предметы роскоши, найденные в дворцах и гробницах, свидетельствуют об относительном богатстве и изысканных вкусах знати, большинство населения влачило жалкое существование.

Позднебронзовый век в Палестине был ознаменован активностью в религиозной сфере. Во многих местах найдены храмы и предметы культового назначения, а в Угарите на побережье Сирии близ Латакии обнаружены таблички, содержащие мифологические тексты и повествующие о военных и любовных подвигах ханаанских богов и богинь. К их числу относятся Балл Эль (Балу) – верховное божество, его супруга Ашера – главная богиня-мать; молодая пара богов – Баал (Ваал), бог бури, и его возлюбленная Анат; божество смерти Мот; бог хлебных злаков Дагон.

Железный век.

Бронзовый век завершился ок. 1200 до н.э. целым рядом социальных сдвигов не только в Палестине, но на всем пространстве Восточного Средиземноморья. Первичным толчком для начала этих процессов послужило вторжение на побережье Леванта с запада, с островов Эгейского моря, загадочных «народов моря». Среди этих завоевателей были и филистимляне, осевшие в прибрежных областях Палестины после того, как Рамзес III примерно в 1180 до н.э. отразил их нашествие на Египет. Они, возможно, заимствовали в Анатолии секрет выплавки железа, и с собой принесли также новые погребальные обычаи, расписную керамику микенского стиля и развитую технологию строительства из камня. К 11 в. до н.э., в ранний период железного века I (ок. 1200–900 до н.э.), филистимляне господствовали на всем побережье.

Другой новой для Палестины этнической группой в это же время стали евреи. Впервые упомянутые в надписи на стеле, повествующей о победах фараона Мернептаха (ок. 1210 до н.э.), они первоначально расселились в небольших поселениях в центральных гористых областях. Здесь обнаружены остатки 250 еврейских поселений, относящихся к 12–11 вв. до н.э. Почти все они были основаны на прежде незаселенных возвышенных местах, а не на развалинах разрушенных ханаанейских городов, как утверждается в библейской Книге Иисуса Навина. Судя по всему, евреи были кочевниками, которые прежде занимались земледелием, а позднее покинули поселения позднебронзовой эпохи (подобно упомянутым хапиру) и освоили более отдаленные нагорья.

К концу периода железного века I филистимляне и евреи оказались соперниками в борьбе за владычество над Палестиной. Эта борьба привела к созданию единого израильского царства, которым правили последовательно Саул (примерно 1020–1000 до н.э.), Давид (примерно 1000–960 до н.э.) и Соломон (около 960–920 до н.э.). Наивысшего расцвета оно достигло при царе Соломоне, который в своей столице Иерусалиме возвел знаменитый Храм. После его смерти царство распалось на два государства, но филистимляне к этому времени были вытеснены на прибрежную равнину. О достижениях израильтян той поры свидетельствуют такие археологические материалы, как укрепления, технология изготовления керамики и обработки железа, резные изделия из слоновой кости и печати, а также сохранившиеся литературные памятники, самым значительным из которых является, конечно, еврейское Священное Писание. См. также БИБЛИЯ.

Период железный век II (ок. 900–538 до н.э.) был эпохой борьбы между двумя еврейскими царствами – Израилем на севере и Иудеей на юге. Израиль раздирали династические конфликты, кроме того, он испытывал постоянную угрозу со стороны северных соседей – арамеев и финикийцев. Культ национального бога Яхве был потеснен почитанием божеств неизраильского происхождения – таких, как Ваал и Ашера. Еврейские пророки, подобные Илии или Осии, обвиняли властителей Израиля в обращении к религиозному синкретизму, подрывавшему культурное единство нации. В конечном счете северное царство оказалось завоеванным Ассирией. С падением в 722/721 до н.э. его столицы Самарии многие жители Израиля были угнаны в рабство. Яркое описание этих событий содержится в Библии (4 Цар 17) и в ассирийских летописях. О них свидетельствуют также слои со следами разрушений, обнаруженные практически в каждом археологическом памятнике в северных областях.

Южное царство Иудея уцелело. Последние полтора столетия его истории явились «золотым веком» еврейской пророческой литературы; именно на это время приходится расцвет деятельности Исайи, Михея, Иеремии. К числу иудейских царей-реформаторов относятся Езекия (примерно 716–687 до н.э.) и Иосия (примерно 640–609 до н.э.). Иосия находился под влиянием книжников, принадлежавших к школе Второзакония и призывавших к соблюдению Закона Моисеева. Однако нравственный пыл не мог противостоять военной мощи вавилонян, которые в 586 до н.э. захватили Иерусалим. Значительная часть Иудеи опустела. Вавилон, в свою очередь, в 539 до н.э. был завоеван персами под предводительством Кира Великого.

Персидский период.

На протяжении двух столетий Палестина являлась частью Персидской державы, простиравшейся от Египта до Индии. Между различными провинциями империи установились тесные торговые связи. Политика Персии по отношению к подвластным народам была достаточно мягкой. В 538 до н.э. Кир издал эдикт, разрешавший некоторым из еврейских изгнанников вернуться в Палестину и восстановить иерусалимский Храм. В 5 в. до н.э., при Эзре (Ездре) и Неемии, палестинские евреи пережили религиозное и социальное возрождение, однако столкнулись с противодействием других народов Палестины, особенно самарян (потомков жителей северного еврейского царства, Израиля). Персидское владычество в Палестине завершилось, когда Александр Великий в 332 до н.э. захватил ее в период войны с персами.

Эллинистическая эпоха.

После смерти Александра в 323 до н.э. Палестина оказалась под властью египетских царей из династии Птолемеев, а позже – царей Сирии Селевкидов. В селевкидский период в Палестине быстро распространилась греческая культура, применительно к этой эпохе называемая современными историками «эллинистической». Разговорным языком вместо древнееврейского стал греческий и арамейский. Синагога – помещение, служившее местом обучения и молитвы, – превратилась теперь в главный социальный институт еврейского общества.

Селевкиды пытались искоренить еврейские обычаи и внедрить поклонение греческим богам, что привело ок. 167 до н.э. к восстанию евреев, которое возглавили Маккавеи, в результате было создано управляемое их преемниками Хасмонеями государство (142–63 до н.э.). Хасмонейские правители, сочетавшие функций царя и верховного жреца (первосвященника), постепенно завоевали большую часть Палестины и обратили большинство населения в иудаизм. В иудаизме в это время разгорелся религиозный конфликт между различными течениями, особенно между саддукеями, фарисеями и ессеями. Одной из важнейших археологических находок, относящихся к этому периоду, является поселение на вершине скалы в Кумране, на западном берегу Мертвого моря. Оно было основано ок. 150 до н.э. членами неортодоксальной еврейской секты – возможно, ессеями.

Римская и византийская эпохи.

Палестина попала под власть Рима в 63 до н.э. В течение некоторого времени на иерусалимском престоле находились в качестве подданных Рима иудейские цари из династии Иродиадов. При Ироде Великом (ок. 37–4 до н.э.) Иерусалим украсили многочисленные монументальные сооружения; в частности, был обновлен Храм. Это был Иерусалим Иисуса и апостола Павла. Однако после 6 н.э. резиденцией римских правителей стала Кесария на средиземноморском побережье. Многие иудеи возмущались римскими порядками, и сформировалось тайное антиримское движение зилотов. В 66 н.э. вспыхнуло великое восстание иудеев против Рима. Имеются наглядные археологические свидетельства разрушения Иерусалима римлянами в 70 н.э. Разрушения прослеживаются также в Кумране, где именно в это время в пещерах была спрятана библиотека членов секты, именуемая свитками Мертвого моря.

Второе восстание под предводительством Бар-Кохбы (132–135 н.э.) было жестоко подавлено римлянами, основавшими на развалинах Иерусалима римский город Элия Капитолина и изгнавшими из него всех иудеев.

Завершающий период римской эпохи был ознаменован сохранением пережившей потрясения иудейской общины и постепенным усилением христианских групп, отделившихся от иудаизма в конце 1 в. н.э. В это время регион приобрел славу выдающегося центра религиозной учености. Около 200 н.э. Иудой га-Наси и другими богословами была составлена Мишна – авторитетный свод правил и установлений иудаизма. В Кесарии в первой половине 3 в. н.э. жил Ориген – величайший представитель греческой христианской учености того времени. В Вифлееме в конце 4 – начале 5 в. жил Иероним – крупнейший латинский христианский автор своей эпохи.

После того, как Константин в 313 н.э. узаконил христианство, повсеместно стали возникать христианские храмы и монастыри. В Палестину стекались паломники со всего Средиземноморья. Известно более 450 храмов, относящихся к периоду с 4 до начала 7 вв. н.э. Особенно хорошо сохранились византийские памятники – такие, как Авдат, Курнуб, Ниссана, Шивта и Реховот. Известны также десятки синагог, многие из которых украшены великолепными мозаиками. Но испытанием для Позднеримской, или Византийской, империи стало возвышение на востоке Сасанидской (Новоперсидской) державы. Сасанидский правитель Хосров II в 614 н.э. захватил Иерусалим, и византийская власть над ним была восстановлена лишь после длительной войны. Борьба привела к ослаблению восточных провинций Византийской империи. Когда на юге у нее появился новый энергичный соперник – раннеисламское арабское государство, у нее уже не было сил противостоять ему. В 638 н.э. арабы-мусульмане завоевали Иерусалим, что означало конец древней истории Палестины. См. также ИЕРУСАЛИМ.

www.minilinx.com.krugosvet.ru

Trojden | Древняя Палестина: Михайловский Ф. А.

1. Палестина и её население. Палестина отделена от Финикии отрогами Ливанских гор, а от Египта — Синайской пустыней. С севера на юг почти по всей стране протекает река Иордан, впадающая в Мёртвое море (большое солёное озеро).

Палестина — гористая страна с плодородными равнинами, на которых древнейшее население, родственное финикийцам, издавна занималось земледелием.

В условиях бронзового века (в III—II (3—2) тысячелетиях до н.э.) на территории Палестины образовалось множество царств — больших и малых. Они были завоёваны египетскими фараонами и платили дань. Когда Египет ослабел и фараоны потеряли азиатские владения, в Палестину явились новые завоеватели — филистимляне и еврейские племена.

Филистимляне пришли по берегу Средиземного моря из Европы и заняли земли возле моря, на самом юге. По имени этого народа страна и названа — Палестина. Филистимляне образовали несколько небольших царств. И хотя филистимляне были вооружены железным оружием, они потерпели поражение в борьбе с евреями, которым впервые удалось создать в Палестине единое и сильное государство.

Евреи первыми в истории человечества отказались от поклонения силам природы в образе многочисленных богов и пришли к вере в единого Бога.

Найдите на карте (с. 98) Палестину, Синайскую пустыню, реку Иордан, Мёртвое море. Сравните природные условия Палестины, Финикии и Египта.

Филистимлянин. Современный рисунок

Голова еврейки. Древняя скульптура

2. Библейские сказания. О происхождении еврейских племён, их приходе в Палестину и борьбе с филистимлянами, об образовании древнееврейского государства, о том, как евреи пришли к вере в единого Бога, рассказывается в Библии — собрании книг религиозного и исторического содержания, созданных в течение столетий многими людьми. Самая древняя и большая часть Библии называется Ветхий Завет. Слово «завет» значит договор между Богом и людьми.

Согласно библейским сказаниям, Бог сотворил весь мир и первых людей, Адама и Еву, с которыми заключил договор. Адам и Ева жили в райском саду, им не надо было ни о чём заботиться, на земле не было зла и насилия. Взамен они должны были не есть плодов с древа познания добра и зла. Но Адам и Ева нарушили договор с Богом и были изгнаны из рая. Их потомки стали вести себя ещё хуже, и Бог устроил Всемирный потоп. Он спас только благочестивого Ноя и заключил с ним завет (договор). Люди вновь его нарушили, они начали возводить башню в городе Вавилоне. Тогда по воле Бога народы разделились (см. § 8).

В Ветхом Завете главное внимание уделяется истории еврейского народа. С ним Бог заключает новые договоры. Одним из родоначальников евреев был Иаков (Израиль), имевший 12 сыновей. От них произошли 12 еврейских племён (колен Израилевых), а потому евреев иначе называют израильтянами.

Иудейская пустыня

Голова пленного еврея. Древнеегипетская скульптура

Еврейские племена не сразу пришли к вере в единого Бога. Вначале они поклонялись многим богам. Кочевые еврейские племена пересекли Синайскую пустыню и поселились в Египте. Прошло время, и жизнь в Египте превратилась для евреев в настоящее рабство. Из египетского плена их вывел Моисей. Библия рассказывает, что фараон не хотел их отпускать и послал вослед войско на колесницах. Но Бог раздвинул перед евреями воды Красного моря, и они перешли на другой берег — в Синайскую пустыню. Когда же воинство фараона двинулось по дну моря, воды вновь сомкнулись, и египтяне погибли.

В Синайской пустыне Бог, явившись Моисею, заключил с евреями ещё один завет. Бог объявил им своё имя — Яхве, и они обязались не поклоняться многим богам, но верить только в единого Бога (Яхве) и свято соблюдать все его заповеди. За это Яхве обещал, что они придут в благодатную страну и смогут её завоевать. После 40 лет странствий по пустыне еврейские племена пришли в Палестину. В дальнейшем они действительно захватили её и образовали своё государство — Израиль.

1. Какое библейское сказание сходно с мифом древних шумеров?

2. На картах (с. 79, 98) найдите Синайский полуостров, Палестину.

3. Царство Саула и Давида. О завоевании израильтянами Палестины рассказывается в Библии. Из древних текстов известно о вождях племён и военачальниках, жрецах и мыслителях. Объединителем еврейских племён и первым царём был Саул. Ему удалось добиться больших успехов в борьбе с филистимлянами, но власть первого царя оказалась непрочной. Подлинным основателем Израильского царства считается Давид — в юности простой пастух, затем музыкант в свите Саула и, наконец, прославленный воин.

Израильское царство

По библейской легенде, во время одной из битв из рядов филистимлян вышел воин Голиаф. Он вызывал желающих на поединок и казался непобедимым — огромного роста, в тяжёлых доспехах, с длинным копьём. Вызов принял Давид, у которого не было иного оружия, кроме пращи, то есть кожаного ремня для метания камней. Напрасно великан филистимлянин насмехался над израильтянином. Давид вынул из сумки камень, вложил его в пращу и метко поразил Голиафа в лоб.

Вскоре Давид стал военачальником, а после гибели Саула в сражении с филистимлянами его избрали царём. Давид завершил завоевание Палестины, захватил город Иерусалим и сделал его столицей. Так в X (10) веке до н.э. на территории Палестины впервые образовалось единое царство. Власть Давида была прочной. Следующего царя уже не выбирали. Давид передал царскую власть своему сыну Соломону.

Как Библия объясняет победу еврейских племён над филистимлянами, хотя последние были вооружены железным оружием?

Человек с пращой. Древний рельеф

4. Царь Соломон и Иерусалимский храм. В правление Соломона государство достигло наивысшего расцвета и могущества. О Соломоне сохранилось множество легенд и сказаний. Он прославился мудростью и богатством (см. с. 100). Царь не вёл войн, при нём расширились торговые и культурные связи Палестины с другими странами.

Иерусалимский храм. Современная реконструкция

Соломон был женат на дочери египетского фараона, дружил с царём финикийского города Тира.

Особенно прославился Соломон строительством в Иерусалиме храма Яхве, который не уступал по великолепию лучшим египетским и вавилонским храмам. Царь Тира прислал в Иерусалим самых искусных финикийских ремесленников и мастеров. Храм стал центром поклонения Яхве, единственным храмом единого Бога.

Обширное строительство и роскошная жизнь царя и его окружения требовали больших средств. Соломон увеличил налоги с населения и трудовые повинности. Все 12 еврейских племён подчинялись теперь царским чиновникам, а местную знать оттеснили от управления. Это вызывало недовольство и знати, и простого населения. После смерти Соломона единое государство разделилось на две части. Цари в Иерусалиме сохранили власть только над территорией между Средиземным и Мёртвым морями, где расселились два еврейских племени. Так появилось маленькое Иудейское царство. 10 других еврейских племён образовали на севере страны Израильское царство.

1. Найдите на карте (с. 98) Иерусалим и два царства, на которые распалось единое древнееврейское государство. Выясните, какой город был столицей Израильского царства.

2. Почему и в наше время мудрое решение иногда называют соломоновым решением?

1. Чем религия еврейских племён отличалась от религии египтян?

2. Как древние евреи оказались в Палестине? С какими государствами граничило Израильское царство?

3. Какой след оставили в истории цари Давид и Соломон?

БИБЛЕЙСКАЯ ЛЕГЕНДА О СУДЕ СОЛОМОНА

Однажды к царю пришли две женщины и попросили рассудить их. Первая женщина сказала:

— Господин мой! Мы живём в одном доме, и у нас обеих в одно время родились сыновья. Но её сын вскоре умер. Тогда она ночью, пока я спала, забрала моего ребёнка, а мне подложила мёртвого.

А другая говорила:

— Нет, господин мой, это её ребёнок умер, а мой жив.

Выслушал их Соломон и приказал:

— Принесите меч и рассеките ребёнка надвое. Пусть каждой женщине достанется по половине.

Одна из женщин в ужасе закричала:

— Лучше отдайте его другой, только не убивайте!

А другая сказала:

— Пусть же не будет ни мне, ни тебе — рубите!

Тогда Соломон сказал: «Не убивайте ребёнка, а отдайте его первой женщине: она его мать».

Прочитайте легенду по ролям. Какой из женщин царь отдал ребёнка? Почему он решил, что именно она — мать живого младенца? Как этот случай характеризует царя?



trojden.com

Trojden | Древняя Палестина: Андреевская Т. П.

1. Природные условия Палестины

Палестина расположена на восточном побережье Средиземного моря. В этом районе сухое лето, осадков выпадает мало, поэтому в древности в период дождей воду приходилось собирать. Главная река - Иордан - впадает в Мертвое море. Вода в этом море настолько соленая, что в нем невозможна какая-либо жизнь.

Палестина делится на две отличающиеся друг от друга части. Северная часть - это, прежде всего, район долины Иордан с хорошей землей для зернового хозяйства и скотоводства.

Юг Палестины в противоположность северу не отличается плодородием. Это гористая пустыня с оазисами.

Примерно три с половиной тысячи лет назад в Палестину пришли племена, которые называли себя «ибрим» («евреи»).

Израильско-иудейское царство в Х в. до н. э.

2. Ветхий Завет

Священной книгой евреев является Ветхий Завет. Это самая древняя часть Библии (в переводе с греческого — «книга»), в которую кроме Ветхого Завета вошел и Новый Завет. Особенно почитаются евреями пять первых книг Библии — Тора, или Пятикнижие Моисеево.

В отличие от других народов Древнего Востока древние евреи пришли к вере в одного Бога. Они поклонялись Богу Яхве, который заключил с ними договор — Завет. Евреи считали Яхве единственным Богом и творцом мира, а себя — богоизбранным народом.

Сюжеты Ветхого Завета тесно связаны с исторической судьбой древнееврейского народа. В нем рассказывается, например, о сотворении первого человека, Адама, о Всемирном потопе, который уничтожил все живое, о египетском плене, о переселении в Землю обетованную.

По ветхозаветному преданию, родоначальником еврейского народа является Авраам. Он происходил из месопотамского города Ур. После долгих скитаний Авраам вместе с семьей пришел в далекую Палестину. В это время здесь уже жили хананеи. Далее из Ветхого Завета можно узнать, что часть еврейских племен, спасаясь от голода, переселилась в Египет.

По преданию дочь фараона воспитала одного из еврейских детей и дала ему имя Моисей. Когда Моисей вырос, он возглавил исход евреев из Египта и повел их в Палестину. Согласно Библии на горе Синай Бог через Моисея вручил евреям каменные плиты — скрижали, на которых были записаны десять заповедей, и среди них такие:

Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Не делай себе кумира (то есть не создавай изображений других богов и не поклоняйся им)...

Моисей. Мозаика церкви Сан-Витале.

Равен на

Почитай отца твоего и мать твою ...

Не убивай.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

Почему эти заповеди никогда не потеряют своей значимости? Какие выражения из заповедей перешли в нашу повседневную жизнь?

3. Борьба с филистимлянами

На рубеже ХIII-ХII веков до н. э. вдоль побережья Средиземного моря осели пришельцы, которых называли филистимлянами. Именно от них происходит греческое название «Палестина», что означает «земля филистимлян». Позже это название распространилось не только на побережье, но и на примыкающую к нему страну.

Филистимляне уже умели делать оружие из железа. Они стали грозными противниками древнееврейских племен, которые имели лишь бронзовое оружие. Филистимляне стали захватывать города, в том числе город Силом, где находилось главное святилище евреев.

В Ветхом Завете рассказывается об израильском богатыре Самсоне. Никто не мог сравниться с ним в силе. Однажды он спас своих родителей от льва, разорвав его пополам. Но особенно страшен был Самсон филистимлянам. После одной из побед Самсона над войском филистимлян они решили узнать, в чем тайна его силы. Они подкупили красавицу Далилу, в которую был влюблен богатырь. Коварная Далила выведала, что сила Самсона заключается в его длинных волосах. Когда Самсон уснул, она обрезала ему волосы, лишив тем самым волшебной силы. Филистимляне сковали ослабевшего богатыря цепями и ослепили его, а затем заставили безостановочно крутить жернова ручной мельницы. Время шло, волосы постепенно отрастали, а с ними возвращалась мощь Самсона. Однажды враги привели его в храм. Когда прислужники подвели Самсона к колоннам, на которых держалась крыша, он ухватил их руками и сотряс с такой силой, что храм рухнул. Под его обломками остались множество филистимлян, но погиб и сам герой.

А. Мантенья. Самсон и Далила

4. Древнееврейское царство

Первым израильским царем был Саул, воевавший с филистимлянами. В ходе этой борьбы Саул и его сыновья погибли. Царем был избран один из военачальников-израильтян, Давид. По преданию еще юношей он победил страшного великана Голиафа. Давид продолжил борьбу с филистимлянами и добился больших успехов. При нем столицей стал город Иерусалим. Давид процарствовал тридцать лет. После его смерти царем стал его сын Соломон. В период его правления царство почти не вело войн и достигло наивысшего расцвета. Страна имела выход в Средиземное и Красное моря, что способствовало развитию морской торговли. Царь Соломон предпринял ряд мер по укреплению государства, разделив его на 12 областей. Каждой из них правил наместник. Один месяц в году он отвечал за расходы по содержанию царского двора и войска. Соломон ввел налоги и повинности. Много внимания он уделял строительству храмов и дворцов, прежде всего в Иерусалиме.

В преданиях Соломон предстает мудрым и справедливым правителем. До сих пор говорят: «Соломоново решение», когда имеют в виду мудрое, правильно принятое решение.

Храм в Иерусалиме. Реконструкция

Однажды к Соломону привели двух женщин. Одна из них держала на руках новорожденного младенца. Каждая из женщин уверяла царя, что это ее сын. Они обратились к царю с просьбой разрешить их спор, чей же это ребенок. Соломон приказал стражнику разрубить мечом ребенка пополам и отдать по половине каждой из женщин. И тогда одна из женщин сказала: «0, господин мой! Отдайте ей ребенка, не умерщвляйте его». Другая же настаивала: «Пусть же не будет ни мне, ни ей, рубите». И тогда царь приказал отдать дитя той женщине, которая была готова отказаться от него, лишь бы он остался жив.

Рафаэль. Суд Соломона. Мозаика. Рим. Ватикан

Почему царь Соломон поступил именно так?

Царствованием Соломона завершается восьмидесятилетний период существования единого царства. После его смерти государство распалось на два царства - Израильское на севере и Иудейское на юге Палестины. В VII веке до н. э. под ударами Ассирии пало Израильское царство. В VI веке до н. э. новый могущественный враг, вавилонский царь Навуходоносор, чья держава выросла на руинах Ассирии, уничтожил Иудею.

● Ветхий Завет — первая часть Библии.

● В Древнем Израиле возникло единобожие, то есть вера в одного Бога (Яхве).

● Высшего расцвета Израильское царство достигло в период правления царей Давида и Соломона.

Вопросы и задания

1. Что рассказывает Ветхий Завет о судьбе древнееврейского народа? 2. Какие мифологические сказания Ветхого Завета вы знаете? 3. Составьте рассказ об Израильском царстве (см. памятку № 3). 4. Опираясь на библейские сюжеты, покажите, в чем заключалась мудрость Соломона. 5*. Прочитайте в Библии сказание о Всемирном потопе. Что общего между сюжетом из Библии и шумерским мифом? Чем объяснить, что у разных народов возникали мифы о Всемирном потопе?

Изучаем источник

Познакомьтесь с одной из притч царя Соломона, записанной в Библии

Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет как прохожий бедность твоя и нужда твоя как разбойник.

Какие наставления следуют из этой притчи? Почему в качестве противоположности ленивцу выбран в притче муравей?



trojden.com

Древний мир. Страны и племена. Палестина. Образование племенных союзов в Палестине.

Палестина во II тыс. до н.э.Образование племенных союзов в Палестине

Племенные передвижения, происходившие в начале II тысячелетия до н.э. были отчасти связаны с использованием лошади как в транспортных целях, так и в военном деле, и привели к созданию в течение XVIII в. до н.э. большого и, возможно, разнородного в этническом плане союза племен, которые называли гиксосами. Конкретные причины создания союза и его история не

Пленные перед палестинским царьком. Вторая половина II тысячелетия до н.э.

Пленные перед палестинским царьком. Вторая половина II тысячелетия до н.э.

ясны, но, во всяком случае, известно, что он охватил большую территорию от Северной Сирии до Египта, а центром его, по-видимому, стала именно Палестина. Добыча, награбленная гиксосами в Египте, обогатила племена, участвовавшие в гиксосском союзе, особенно племенную знать. Археологические находки в Палестине указанного периода, особенно богатые погребения, показывают, как росли накопления и имущественное неравенство.

Изгнание гиксосов из Египта и последующее завоевание египтянами Палестины, которое началось в первой половине XVI в. до н.э., привело к разорению страны, что засвидетельствовано археологическими данными. Палестина не была включена в состав египетского государства Нового царства. Египтяне грабили Палестину, которая была лакомой добычей и поставляла рабов. В различных крепостях Палестины, среди которых тогда уже выделялись Иерусалим и Мегиддо в Есдраелеонской долине, продолжали сидеть и собственные царьки, представляя местную знать, от коей они всецело зависели. Общественное и государственное устройство этих микроцарств было подобно устройству аналогичных государств Финикии. Правда, в последних большее значение имело земледелие и в меньшей степени — ремесло и торговля. Что же касается материальной культуры, то Палестина теперь значительно отставала от Финикии. Египет выкачивал из этих царств достаточно, чтобы население Палестины крайне тяготилось египетским владычеством. Только постоянными военными походами и содержанием военных гарнизонов, подчиненных египетским наместникам, Египет поддерживал здесь свою власть.

Переселение “народов моря”. XIII в. до н.э.Переселение “народов моря”. XIII в. до н.э.

Кроме оседлого ханаанейско-хурритского населения, к которому, возможно, в период хеттско-египетских войн прибавились и хетты, происходившие с территории Хеттского царства. В Палестине, как и в Сирии, имелось население иного рода, связанное с кочевниками пустыни. Некоторая его часть, видимо, кроме скотоводства, занималась еще и земледелием, постепенно оседая и сохраняя первобытнообщинные порядки. Эти люди, которые в письменных источниках называются хапиру, а по-шумерски сагаз (подрезатели жил, головорезы), появлялись иногда с миром, как наемные сельхозрабочие, иногда же с войной, стараясь захватить землю и крепости оседлого населения. Они представляли достаточно серьезную опасность для египтян и местной ханаанейско-хурритской знати еще и потому, что местное население искало союза с хапиру в борьбе против своих и чужих владык. Особенно значительным центром оседания хапиру были восточные и южные районы Ливанских гор.

Возможно, что среди хапиру, которые происходили из западно-семитических по языку племен, обитавших в Сирийской степи от Палестины до Евфрата и Месопотамской равнины (в известных нам вавилонских источниках под названием суту, амореев), были и предки евреев, в последующем основного населения Палестины I тысячелетия до н.э.

Огромный удар по владычеству Египта в Азии был нанесен нашествием “народов моря” — племен побережья и островов Малой Азии, а также Эгейского моря, начавших движение во второй половине XIII в. до н.э. Эти племена прошли огнем и мечом вдоль восточного побережья Средиземного моря, опустошив южные области Хеттской державы. В конце XIII в. до н.э. в Палестине начинают доминировать новые племена, которые составили еврейский союз под названием Израиль. Впервые он упоминается в одной из египетских надписей (около 1230 г. до н.э.), где назван при перечислении стран, пострадавших от ударов “народов моря”. В отличие от других названий Израиль определяется в надписи как народ, племя, а не страна. Поэтому можно предположить, что древние израильтяне еще оставались кочевниками и не оседали в какой-нибудь конкретной области. Но в таком случае Израиль должен был появиться в районе Палестины несколько ранее, однако, незадолго до 1230 г. до н.э. Об этом свидетельствует и отсутствие в более поздних преданиях, собранных в Библии, указаний на владычество египтян в Палестине. Как предполагают отдельные ученые, если бы израильтяне появились на землях Палестины уже во времена так называемой амарнской переписки, то, по всей вероятности, в Библии сохранились бы какие-нибудь сведения или указания на то, что египтяне пребывали в Палестине и вели борьбу с Израилем.

Источник:  "Всемирная история" Том 1. под ред. Ю.П. Францева, Государственное издательство политической литературы, 1953. 

     

ancient.gerodot.ru


Смотрите также