Древний деревянный храм 4 класс МОУ « МБЛ» Учитель Абрамова О
www.velikol.ru
1
Древний деревянный храм
4 класс
МОУ « МБЛ»
Учитель Абрамова О.А.
Сегодня мы с вами совершим невероятное путешествие по музеям под открытым небом, где познакомится с самыми яркими произведениями древнерусского деревянного зодчества - культовой архитектурой.
Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром и города, и села. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих.
А теперь рассмотрим самые интересные и характерные типы деревянных церквей.
Часовни представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Клетские часовни различались по характеру завершения.
Витославлицы.
Часовня из д. Малышево
Кубоватые храмы
Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространены они были в бассейне реки Онеги и на Поморском берегу Белого моря. Основанием таких церквей служил высокий четверик. Кубоватый верх представлял собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами, поэтому были они очень пластичны и нарядны.
Кубоватые храмы
Владимирская церковь
в с.Подпорожье Архангельская обл.
Ильинская Водлозерская пустынь
Многоглавые храмы Стремление к нарядности и усложнению форм нашло свое выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Эти храмы имеют сложные планы. Они построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании, но результат превосходит все ожидания.
Кижи
Перед вами необыкновенной красоты храм - это предположительная реконструкция деревянной новгородской Софии. И на вопрос “была ли она или нет? ” скорее можно ответить положительно, так как разные новгородские летописи повторяют это известие, правда в несколько измененном виде.
Клетские храмы Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема (уже знакомого нам сруба), к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.
Карелия.
Церковь Воскрешения Лазаря
Новгородчина. Успенская церковь из д. Никулино
Шатровые храмы Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Церкви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами. Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".
Каргополь.Рождествнский храм.
Выпуклый шатер
Ярусные церкви Церкви, которые называют ярусными, состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане (в виде креста). Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются совершенно разные по внешнему и внутреннему виду варианты храмов.
Преображенская церковь
из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль
Задание
Итак, ребята, мы познакомились с вами с интереснейшими храмами, которые построили наши предки, а теперь и вам предстоит работа по созданию собственного образа храма- святыни. Мы знаем, что основой любой деревянной постройки является сруб. Сочетания нескольких срубов, с разнообразными завершениями кровли создают неповторимые интересные композиции.
www.velikol.ru
Древний деревянный храм 4 класс МОУ « МБЛ» Учитель Абрамова О
velikol.ru
1
Древний деревянный храм
4 класс
МОУ « МБЛ»
Учитель Абрамова О.А.
Сегодня мы с вами совершим невероятное путешествие по музеям под открытым небом, где познакомится с самыми яркими произведениями древнерусского деревянного зодчества - культовой архитектурой.
Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром и города, и села. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих.
А теперь рассмотрим самые интересные и характерные типы деревянных церквей.
Часовни представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Клетские часовни различались по характеру завершения.
Витославлицы.
Часовня из д. Малышево
Кубоватые храмы
Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространены они были в бассейне реки Онеги и на Поморском берегу Белого моря. Основанием таких церквей служил высокий четверик. Кубоватый верх представлял собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами, поэтому были они очень пластичны и нарядны.
Кубоватые храмы
Владимирская церковь
в с.Подпорожье Архангельская обл.
Ильинская Водлозерская пустынь
Многоглавые храмы Стремление к нарядности и усложнению форм нашло свое выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Эти храмы имеют сложные планы. Они построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании, но результат превосходит все ожидания.
Кижи
Перед вами необыкновенной красоты храм - это предположительная реконструкция деревянной новгородской Софии. И на вопрос “была ли она или нет? ” скорее можно ответить положительно, так как разные новгородские летописи повторяют это известие, правда в несколько измененном виде.
Клетские храмы Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема (уже знакомого нам сруба), к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.
Карелия.
Церковь Воскрешения Лазаря
Новгородчина. Успенская церковь из д. Никулино
Шатровые храмы Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Церкви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами. Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".
Каргополь.Рождествнский храм.
Выпуклый шатер
Ярусные церкви Церкви, которые называют ярусными, состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане (в виде креста). Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются совершенно разные по внешнему и внутреннему виду варианты храмов.
Преображенская церковь
из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль
Задание
Итак, ребята, мы познакомились с вами с интереснейшими храмами, которые построили наши предки, а теперь и вам предстоит работа по созданию собственного образа храма- святыни. Мы знаем, что основой любой деревянной постройки является сруб. Сочетания нескольких срубов, с разнообразными завершениями кровли создают неповторимые интересные композиции.
velikol.ru
Русское деревянное зодчество — Славянская культура
Издревле главными строительными материалами для русских зодчих были дерево и глина, благо что и того и другого было в избытке. Глиняные кирпичи, по свидетельству историков, получили на Руси распространение начиная с середины X века, а дерево в качестве основного строительного материала использовалось с незапамятных времен. Именно деревянная архитектура стала основой особенного стиля русского средневекового зодчества, которое подразумевает оптимальное сочетание красоты и функциональности построек...
Главным, и часто единственным, орудием строителя долгие века оставался топор. Дело в том, что пила при работе рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды. Топор же, сминая волокна, как бы запечатывает торцы бревен. Недаром, до сих пор говорят: «срубить избу». Поэтому пилы применялись исключительно в столярном деле....
Если обратиться к истории русского деревянного зодчества, то самым большим и уникальным заповедником народного творчества является Русский Север. В Архангельской губернии сохранившихся деревянных построек больше, чем где бы то ни было в России. Осмотреть все эти памятники физически невозможно, поэтому в свое время часть из них была перенесена в один из самых знаменитых архитектурных музеев России в деревушке Малые Корелы, что находится неподалеку от Архангельска.
В Малых Корелах воссозданы несколько жилых комплексов различных районов — Каргопольско-Онежского, Мезенского, Пинежского и Северо-Двинского, при этом все строения группируются по «географическому» признаку, как бы создавая в комплексе уменьшенную модель всего русского Севера.
Еще один непревзойденный по красоте архитектурный ансамбль расположен неподалеку от деревни Кижи. По концентрации объектов наследия Кижский историко-культурный и природный комплекс является уникальной исторической территорией, не знающей себе равных на Европейском Севере России.
Вместе с архитектурными памятниками, сохранившимися в неизменном виде с момента строительства или вывезенными из других районов и воссозданных на территории заповедника, кижское музейное собрание иллюстрирует основные аспекты традиционной культуры коренных народов Карелии: карелов, вепсов, русских.
Прекрасный материал для изучения основных направлений средневекового деревянного зодчества дает Кострома. Город возник в Среднем Поволжье, то есть в местности исключительно богатой лесами, что и определило характер застройки. Надо сказать, что каменное строительство до самого конца XVII века в Костроме было явлением крайне редким — даже дома богатейших дворян и купцов и дом матери царя Михаила Романова — Марфы, были деревянными. Восстановить образ древних деревянных храмов Костромы можно по памятникам архитектуры, сохранившимся в музее деревянного зодчества и на территории Костромской области.
Исключительно богат архитектурными памятниками старинный русский город Суздаль. Живописно и равномерно расположенные по всей территории города, они образуют редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Стиль, избранный древними зодчими, придает очарование древнему городу, чья история исчисляется почти тысячелетиями.
Вашему вниманию предлагается уникальный альбом фотографий, объединяющий воедино красоту и неповторимость ансамблей русского деревянного зодчества Малых Корел и Кижей, Суздаля и Костромы. Мы надеемся, что альбом подарит немало приятных впечатлений, и что Вы по достоинству оцените мастерство и инженерную смелость древних зодчих.
Архитектурный ансамбль Спасо-Кижского погоста. 17 век. Поначалу этот музей возник на небольшом почти пустынном острове Кижи на Онежском озере. А когда-то здесь было большое поселение именуемое в Новгородских писцовых книгах «Спасский Кижский погост»
Церковь Воскресения. 1776 год. Суздаль. Музей деревянного зодчества.
Часовня Михаила Архангела. 17-18 века.
Часовня Успения Богородицы. 18 век. Старинное кижское строение уже в течении 3 веков стоит на берегу Онежского озера. Как и раньше часовня служит ориентиром для рыбаков.
Вознесенская кубоватая церковь. 1669 год. Село Кушерека Онежского района. На побережье Белого моря тип кубоватого храма был широко распространен. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Отличительная особенность северных кубоватых церквей – их красота, изящество, гармония.
Часовня Трех Светителей. 17 век. Деревня Кавгора. На самом высоком холме в Кондопожском районе Карелии когда-то находилась деревня Кавгора. Здесь, окруженная кольцом валунов высилась часовня Трех Святителей – Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова
Дом Сергеевой из деревни Липовицы. Конец 19 начало 20 века. Типичный заонежский дом построенный на рубеже веков, в котором старинные конструктивные приемы сочетаются с новыми тенденциями деревянного зодчества. Прекрасный образец народного строительного искусства.
Часовня Богоматери всех Скорбящих Радости. 18 век. Деревня Еглово. Традиционное заонежское строение. История его создания во многом не ясна. До 1882 года в документах Кижского прихода часовня не упоминается. Возможно в конце 19 века её перевезли сюда из другого места, дополнив тесом и кровельным железом.
Дом Ошевнева – фрагмент веранды. 1876 год. Деревня Ошевнево. Один из наиболее распространенных в заонежье домов-комплексов получивших название «кошель». Под одной крышей объединены избы, кладовые, сараи, скотные дворы с хлевами и сеновалы. Нарядная часть дома выходившая на озеро отводилась под жилье.
Дом Сергина. 1884 год. Деревня Мунозеро. В родной деревне дом стоял на единственной улице протянувшейся вдоль озера и выделялся среди других домов своими громадными размерами и богатым декоративным убранством. В Заонежье такие дома не были редкостью.
Часовня Петра и Павла. 17-18 века. Деревня Насоновщина. Часовня стоит на открытом ровном пространстве. К ней в летний день на часовенный праздник съезжалась вся Кижская волость. Гостей принимали жители деревни Волкостров, или, точнее – куста деревень: Насоновщины, Посада, Шлямино… Часовня была центром и украшением Волкострова.
Часовня Знамения Богородицы (фрагмент). 18 век. Деревня Корба. В деревне Корба расположенной в глубине небольшого залива, на мысу вдающемся в озеро, стоит часовня Знамения Богородицы. В 19 веке строение было обшито тёсом и покрыто кровельным железом. В 1962 после реставрации часовня приобрела прежний облик.
Церковь Спаса из села Фоминское. 18 век. Кострома. Самая интересная клетская церковь начала 18 века из села Фоминское Костромского района
Кижский погост. 17 век. Само слово «погост» говорит о значительности поселения. Так в старину называли не только крупную административно-территориальную единицу, состоявшую из нескольких волостей со множеством сел, деревень, выставок и починков, но и её главное поселение, служившее административным центром.
Колокольня. 19 век. Деревня Иваново.
Церковь Преображения из села Спас-Вежи на территории Ипатьевского монастыря. Кострома. Судя по писцовым книгам церковь построена в 1628 году. Это самая большая из сохранившихся до нашего времени клетских церквей.
Церковь Собора Богоматери из села Холм. 16 век. Кострома. Согласно некоторым древним письменным источникам была построена в 1552 году. Самый старый дошедший до наших дней памятник деревянного зодчества Костромской области. Церковь дошла до нас в перестроенном виде, изменения коснулись верхней венчающей части здания и частично его основания.
Кижи. 17 век. Тысячи людей спешат сюда, на остров Кижи, чтобы увидеть «восьмое чудо света» сотворенное простыми крестьянами. Сейчас здесь музей-заповедник народного деревянного зодчества.
Церковь Спаса из села Фоминское. Шатровый купол и колокольня. 18 век. Кострома.
Церковь Спаса из села Фоминское. Фрагмент. 18 век . Кострома.
Музей деревянного зодчества в Костроме. Ни одной древней деревянной постройки в самой Костроме не сохранилось, но представить облик древних деревянных храмов города можно по памятникам деревянной архитектуры, сохранившимся на территории Костромской области. Лучшие из этих памятников с 1958 года перевозятся в Кострому, в музей деревянного зодчества.
Фрагмент деревенского дома. Музей деревянного зодчества. Костроме
Церковь Иоанна Богослова на реке Ишни. 1687-1689 год. Ростов. Ярославская область. Ни об одном памятнике на Ростовской земле не сложено столько легенд сколько об этой небольшой рубленной церкви. Самая поэтичная из них говорит, что церковь не строили, она сама приплыла из Ростовского озера по реке Ишни в готовом виде и встала. Где стоит сейчас.
Церковь Спаса из села Фоминское. 18 век. Кострома.
Колодец с воротом. Деревня Боросвиль
Спасо-Преображенская церковь – фрагмент. 18 век . Суздаль, музей деревянного зодчества. Единственный инструмент которым пользовались крестьяне, был топор. Им не только рубили деревья, но выполняли самую затейливую мелкую резьбу. Не зря раньше говорили, что крестьянин топором может даже часы починить.
Церковь Воскресения. 1776 год. Суздаль, музей деревянного зодчества.
Церковь Покрова Божьей Матери. 17 век. Кижи. Покровская церковь – один из лучших памятников народного деревянного зодчества Русского Севера – прочно вошла в архитектурный ансамбль погоста.
Церковь Николы из села Глотово. 1766 год. Суздальский кремль. Привезена в Суздаль в 1960 году как первый экспонат будущего Музея деревянного зодчества. Является произведением народного плотницкого искусства – срублена топором с приминением деревянных гвоздей. Венцы брёвен соединены «в обло» (с остатком). Скромная клетская церковь обычно служила зимней (тёплой) в паре с более обширным и нарядным холодным (летним) храмом.
Ветряная мельница. 19 век. Кострома, Музей деревянного зодчества.
Воскресенская церковь. 1776 год. Суздаль, Музей деревянного зодчества.
Суздальский Музей деревянного зодчества
Преображенская церковь из села Спас-Вежи. Ипатьевский монастырь. Кострома.
Деревянный мост. Костромской Музей деревянного зодчества.
Церковь Воскресения. 1776 год. Суздальский Музей деревянного зодчества.
Церковь Воскресения. 1776 год. Суздальский Музей деревянного зодчества.
Ветряная мельница. Суздальский Музей деревянного зодчества.
История → Русь Рюрика. Никакого союза ильменских словен и поволжской мери не было
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Древний деревянный храм 4 класс МОУ « МБЛ» Учитель Абрамова О
www.shkolageo.ru
1
Древний деревянный храм
4 класс
МОУ « МБЛ»
Учитель Абрамова О.А.
Сегодня мы с вами совершим невероятное путешествие по музеям под открытым небом, где познакомится с самыми яркими произведениями древнерусского деревянного зодчества - культовой архитектурой.
Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром и города, и села. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих.
А теперь рассмотрим самые интересные и характерные типы деревянных церквей.
Часовни представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Клетские часовни различались по характеру завершения.
Витославлицы.
Часовня из д. Малышево
Кубоватые храмы
Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространены они были в бассейне реки Онеги и на Поморском берегу Белого моря. Основанием таких церквей служил высокий четверик. Кубоватый верх представлял собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами, поэтому были они очень пластичны и нарядны.
Кубоватые храмы
Владимирская церковь
в с.Подпорожье Архангельская обл.
Ильинская Водлозерская пустынь
Многоглавые храмы Стремление к нарядности и усложнению форм нашло свое выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Эти храмы имеют сложные планы. Они построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании, но результат превосходит все ожидания.
Кижи
Перед вами необыкновенной красоты храм - это предположительная реконструкция деревянной новгородской Софии. И на вопрос “была ли она или нет? ” скорее можно ответить положительно, так как разные новгородские летописи повторяют это известие, правда в несколько измененном виде.
Клетские храмы Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема (уже знакомого нам сруба), к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки.
Карелия.
Церковь Воскрешения Лазаря
Новгородчина. Успенская церковь из д. Никулино
Шатровые храмы Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Церкви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами. Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах".
Каргополь.Рождествнский храм.
Выпуклый шатер
Ярусные церкви Церкви, которые называют ярусными, состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане (в виде креста). Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются совершенно разные по внешнему и внутреннему виду варианты храмов.
Преображенская церковь
из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль
Задание
Итак, ребята, мы познакомились с вами с интереснейшими храмами, которые построили наши предки, а теперь и вам предстоит работа по созданию собственного образа храма- святыни. Мы знаем, что основой любой деревянной постройки является сруб. Сочетания нескольких срубов, с разнообразными завершениями кровли создают неповторимые интересные композиции.
www.shkolageo.ru
Древнейший деревянный храм Урала – под угрозой разрушения
Древнейший деревянный храм Урала – под угрозой разрушения
23.09.2015
Самая старинная деревянная постройка всего Уральского региона России – Богоявленская церковь 1617 года в селе Пянтег (Пермский край) дошла до такого состояния, что представители власти уже предлагают разобрать и перенести в музей деревянного зодчества. Причем это представители власти из соседнего региона.
В телерепортаже компании «Рифей» профессор Пермского госуниверситета Георгий Чагин, стоя на фоне покосившегося храма, с горечью замечает, что статус охраняемого государством памятника - «это, так сказать по закону, а в реальности ничего нет. Она даже не огорожена. Может любой подойти, в окна заглянуть и через эти окна залезть туда и там жить и спать. Даже были случаи, уже разводили костер».
Как сообщается, за 400 лет своего существования сооружение практически не реконструировалось и сохранило первоначальные формы, утратив только завершение с ярусом звона и шатром. Проект реставрации памятника, разработанный еще в 1980-х гг., не был реализован, и храм постепенно разрушается. Северо-западный угол сруба уже сильно деформирован, что угрожает сохранности всего сооружения. Нижние венцы заметно “вспучинились”, что говорит о потере конструктивной жесткости. К тому же памятник содержится так, что может стать жертвой пожара.
Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, побывавший недавно в Пянгеге, уверен, что памятник нужно немедленно вывозить с исторической родины: “Внутри помойка, я туда залез, выгреб все, унес. И вокруг тоже. Видно, что место неухоженное. Я понимаю, что она так долго не простоит. Ее загадят, подожгут, она исчезнет. Ее надо переносить и реставрировать. А на этом месте поставить ее точную копию”.
Ройзман уже готовит обращения к министру культуры России Владимиру Мединскому и губернатору края Виктору Басаргину о переносе храма из Пянгтега в этнографический музей «Хохловка» неподалеку от Перми.
Однако эксперты считают, что переезд обернется ускоренной гибелью деревянной реликвии. Профессор Георгий Чагин предупреждает: “Перевозка - это значит разборка. А бревна плохие, они распадутся, развалятся. А если потом новые вставлять - новые не будут жить со старыми вместе. Новые будут деформироваться по-своему, они потянут к деформации старые бревна”.
Министерство культуры Пермского края, в свою очередь, заявило, что “процесс разборки и перемещения деревянного здания такого возрастного периода может быть причиной его утраты. Кроме того, министерством культуры Пермского края данный объект культурного наследия готовится для включения в Федеральную целевую программу «Культура России» с целью финансирования реставрационных работ”.
Но даже примерной даты начала реставрации в министерстве не называют. Но знают, что «скорее всего, не в этом году».
Досье. Церковь в Пянтеге построена в 1617 году на месте языческого святилища. Представляет редкий тип шестигранной башни-сруба, в который врезан прямоугольный алтарь.
Фото: К. Михайлов, храм в Пянтеге в июне 2013 года
Деревянные храмы Руси Сегодня мы с вами совершим невероятное путешествие по музеям под открытым небом, где познакомится с самыми яркими произведениями древнерусского деревянного зодчества - культовой архитектурой. • Храмы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром и города, и села. Это были святыни, в которых наиболее полно воплотились творческие возможности русских зодчих. • А теперь рассмотрим самые интересные и характерные типы деревянных церквей. Часовни представляют собой небольшой сруб, покрытый на два ската с крестом или главкой на коньке. Такой объем мог быть дополнен сенями и галереей. Клетские часовни различались по характеру завершения. • • Витославлицы. Часовня из д. Малышево • • Витославлицы. Часовня из д. Кашира Кубоватые храмы • Церкви с кубоватым завершением строились во второй половине XVII и XVIII веках. Распространены они были в бассейне реки Онеги и на Поморском берегу Белого моря. Основанием таких церквей служил высокий четверик. Кубоватый верх представлял собой квадратный в плане объем, по силуэту напоминающий крупную луковицу с одной или чаще пятью главами, поэтому были они очень пластичны и нарядны. Кубоватые храмы • • Владимирская церковь в с.Подпорожье Архангельская обл. • • Вознесенская церковь. Малые Корелы Ильинская Водлозерская пустынь Многоглавые храмы Стремление к нарядности и усложнению форм нашло свое выражение в многоглавых храмах Прионежья начала XVIII века. Эти храмы имеют сложные планы. Они построены на восьмигранном с четырьмя прирубами основании, но результат превосходит все ожидания. • Кижи Кижи Перед вами необыкновенной красоты храм - это предположительная реконструкция деревянной новгородской Софии. И на вопрос “была ли она или нет? ” скорее можно ответить положительно, так как разные новгородские летописи повторяют это известие, правда в несколько измененном виде. Клетские храмы Клетские церкви состоят из основного прямоугольного объема (уже знакомого нам сруба), к которому с востока примыкает меньший по размерам алтарь. С запада могли быть притвор в виде симметричного алтарю прируба или трапезная, размерами часто превышавшая основное помещение. Живописным и довольно редким было покрытие клетских церквей в виде бочки. • • Карелия. Церковь Воскрешения Лазаря Новгородчина. Успенская церковь из д. Никулино Шатровые храмы Шатровая форма покрытия в русском деревянном зодчестве очень древняя. Церкви с шатровыми завершениями могли иметь различные формы планов. Один из древнейших типов в основе своей имел восьмиугольный сруб (восьмерик) с двумя или четырьмя симметричными прирубами. Центрическая композиция с четырьмя прирубами называлась "о двадцати стенах". • • Каргополь.Рождествнский храм. Выпуклый шатер • • Успенская церковь из Александро-Куштского монастыря Ярусные церкви Церкви, которые называют ярусными, состоят из нескольких поставленных друг на друга убывающих по высоте срубов, которые могли быть квадратными, восьмиугольными или крещатыми в плане (в виде креста). Количество ярусов колеблется от двух до четырех. Из этих различий складываются совершенно разные по внешнему и внутреннему виду варианты храмов. • • Преображенская церковь из с. Козлятьево Кольчугинского района (1756 г.) Суздаль • • • Храм Рождества Иоанна Предтечи Ширков погост. Тверская область Задание • Итак, ребята, мы познакомились с вами с интереснейшими храмами, которые построили наши предки, а теперь и вам предстоит работа по созданию собственного образа храма- святыни. Мы знаем, что основой любой деревянной постройки является сруб. Сочетания нескольких срубов, с разнообразными завершениями кровли создают неповторимые интересные композиции.