Основное занятие древнего египта. План страны Древнего Востока. Источники изучения культур Древнего Востока
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

«Природные условия древнего Египта. Земледелие как главное занятие». Основное занятие древнего египта


«Природные условия древнего Египта. Земледелие как главное занятие»

Тема урока: «Природные условия древнего Египта. Земледелие как главное занятие». (5-й класс)

Цели урока:

  1. Образовательные цели.
Познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями. Выяснить, почему Земледелие было главным занятием древних Египтян.

2. Развивающие цели.

Продолжить формирование умений работы с картой, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

3. Воспитательные цели.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к истории прошлого Оборудование: компьютер, карта «Египет и передняя Азия», мультимедийная презентация. Ход урока.

Вступление.

Впервые мы с вами будем изучать древнюю историю отдельной страны, причем страны, существующей и ныне. Историки прошлого уделяли Египту достаточно много внимания.

На сегодняшнем уроке мы совершим увлекательное и познавательное путешествие по стране Большого Хапи. И главная цель нашего путешествия познакомиться с природными условиями древнего Египта и попытаться ответить на вопрос «Почему Египет называют даром Нила?

1. Географическое положение Египта, природные условия. Учитель: Огромная каменистая пустыня покрывает северо-восточную Африку. Климат здесь сухой и жаркий, дожди бывают очень редко. Жизнь развивается в этих края благодаря реке Нил, которая берет свое начало в Центральной Африке и течет на север к средиземному морю.

Работа с картой: вопросы по карте: Где находится Египет?

Чем защищен Египет с запада? Каким морем омывается северная часть страны?

Какой рельеф имеет страна?

Где берет свое начало река Нил?

Куда она впадает?

Течение Нила встречает на своем пути пороги - опасные каменистые преграды.

Вопрос: Впадая в средиземное море, что образует река?

Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Итак Египет располагался на берегах Нила о первого порога до Средиземного моря.

Долина реки Нил была покрыта зеленью: по берегам растут финиковые пальмы, душистые акации, высокий тростник. В реке обитают крокодилы, там много рыбы. В прибрежных зарослях можно увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов.

Так выглядела природа долины реки Нил в Древнем Египте.

Первые жители Нильской долины охотились на диких зверей и ловили рыбу. Освоившись на новом месте, они начали разводить домашних животных. Во время разливов, воды Нила затапливали луга около реки. Поэтому там были прекрасные пастбища, где паслись многочисленные стада коз, свиней, овец и быков.

Нил связывал людей, живших вдоль его течения. Очень рано они научились строить лодки из тростника, на которых переправляли зерно, продукты питания, скот, строительные материалы. Кроме того, на берегах чудесной реки росло удивительное растение - папирус. Из папируса египтяне строили лодки, а позднее из него научились делать материал для письма.

Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи. Они считали свою землю даром этого бога.

Во время ежегодных разливов реки земля покрывалась черным илом, образуя узкие полоски плодородной земли. Древние египтяне так и называли свою страну – Кемет, что значит "Черная земля".

Позднее древние греки дали стране на берегах Нила имя “Египет”, что переводится как "загадка", "тайна".

2. Разливы Нила:

Вся жизнь египетского земледельца была связана с разливами Нила. Время засухи, когда все растения гибли от знойного ветра - хамсина, называлось "шему" - безводие. Время разлива и оживления природы называлось "ахет". В эти дни повсюду справляли праздники в честь Нила, пели ему гимны:

работа с источником стр. 34 учебника

Вопрос: За что пели Нилу хвалебные песни?

(Возможны дополнительные вопросы: Была бы возможна в Египте жизнь, если бы Нил не разливался?).

Художественная литература о разливах река Нил:

Среди книг, посвященных Древнему Египту, есть и большие исторические произведения, как роман Пруса «Фараон», детские издания «Путешествие египетского мальчика», роман Уорда о жизни древнего Египта.

Отрывок из романа «Фараон» о разливах реки Нил. (Почему люди радовались разливу Нила?)

Если бы Нил высох или перестал разливаться, в Египте умерла бы вся жизнь, и цветущая страна превратилась бы в пустыню. Поэтому весь урожай в Египте зависит от высоты подъема Нила.

Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей. Поля египтян были изрезаны большими и маленькими каналами на правильные четырехугольники. Вся долина Нила, если посмотреть на нее сверху, напоминала шахматную доску. Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. У южных границ Египта, где пороги пересекают течение Нила, устроили "ниломер" - измеритель уровня воды в реке. На отвесной скале, спускающейся прямо в реку, отмечали высоту воды во время наводнения. Когда вода поднималась высоко, об этом давали знать по всей стране, тогда открывались плотины, чтобы река не смыла все на своем пути.

Художественная литература о шадуфах, роман «Фараон»

Работа по картинке в учебнике на стр. 37 и отрывку из произведения.

Учитель: Давайте посмотрим, чем же могли заниматься люди древнего Египта. Рассмотрим иллюстрации на стр. 36.

3. Объединение Египта.

Работа с текстом учебника и иллюстрациями на стр. 34.

Записи в тетради.

4. Закрепление изученного материала:

- показать на карте, где располагался Египет?

- Как называлась главная река Египта?

- Почему Египет – называют даром Нила?

- составить синквейн на тему Нил.

mognovse.ru

«Природные условия древнего Египта. Земледелие как главное занятие»

Тема урока: «Природные условия древнего Египта. Земледелие как главное занятие». (5-й класс)

Цели урока:

  1. Образовательные цели.

Познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями. Выяснить, почему Земледелие было главным занятием древних Египтян.

2. Развивающие цели.

Продолжить формирование умений работы с картой, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

3. Воспитательные цели.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к истории прошлого

Оборудование: компьютер, карта «Египет и передняя Азия», мультимедийная презентация.

Ход урока.

Вступление.

Впервые мы с вами будем изучать древнюю историю отдельной страны, причем страны, существующей и ныне. Историки прошлого уделяли Египту достаточно много внимания.

На сегодняшнем уроке мы совершим увлекательное и познавательное путешествие по стране Большого Хапи. И главная цель нашего путешествия познакомиться с природными условиями древнего Египта и попытаться ответить на вопрос «Почему Египет называют даром Нила?

1. Географическое положение Египта, природные условия. Учитель: Огромная каменистая пустыня покрывает северо-восточную Африку. Климат здесь сухой и жаркий, дожди бывают очень редко. Жизнь развивается в этих края благодаря реке Нил, которая берет свое начало в Центральной Африке и течет на север к средиземному морю.

Работа с картой: вопросы по карте: Где находится Египет?Чем защищен Египет с запада?Каким морем омывается северная часть страны?

Какой рельеф имеет страна?

Где берет свое начало река Нил?

Куда она впадает?

Течение Нила встречает на своем пути пороги - опасные каменистые преграды.

Вопрос: Впадая в средиземное море, что образует река?

Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Итак Египет располагался на берегах Нила о первого порога до Средиземного моря.

Долина реки Нил была покрыта зеленью: по берегам растут финиковые пальмы, душистые акации, высокий тростник. В реке обитают крокодилы, там много рыбы. В прибрежных зарослях можно увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов.

Так выглядела природа долины реки Нил в Древнем Египте.

Первые жители Нильской долины охотились на диких зверей и ловили рыбу. Освоившись на новом месте, они начали разводить домашних животных. Во время разливов, воды Нила затапливали луга около реки. Поэтому там были прекрасные пастбища, где паслись многочисленные стада коз, свиней, овец и быков.

Нил связывал людей, живших вдоль его течения. Очень рано они научились строить лодки из тростника, на которых переправляли зерно, продукты питания, скот, строительные материалы. Кроме того, на берегах чудесной реки росло удивительное растение - папирус. Из папируса египтяне строили лодки, а позднее из него научились делать материал для письма.

Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи. Они считали свою землю даром этого бога.

Во время ежегодных разливов реки земля покрывалась черным илом, образуя узкие полоски плодородной земли. Древние египтяне так и называли свою страну – Кемет, что значит "Черная земля".

Позднее древние греки дали стране на берегах Нила имя “Египет”, что переводится как "загадка", "тайна".

2. Разливы Нила:

Вся жизнь египетского земледельца была связана с разливами Нила. Время засухи, когда все растения гибли от знойного ветра - хамсина, называлось "шему" - безводие. Время разлива и оживления природы называлось "ахет". В эти дни повсюду справляли праздники в честь Нила, пели ему гимны:работа с источником стр. 34 учебника

Вопрос: За что пели Нилу хвалебные песни?

(Возможны дополнительные вопросы: Была бы возможна в Египте жизнь, если бы Нил не разливался?).

Художественная литература о разливах река Нил:

Среди книг, посвященных Древнему Египту, есть и большие исторические произведения, как роман Пруса «Фараон», детские издания «Путешествие египетского мальчика», роман Уорда о жизни древнего Египта.

Отрывок из романа «Фараон» о разливах реки Нил. (Почему люди радовались разливу Нила?)

Если бы Нил высох или перестал разливаться, в Египте умерла бы вся жизнь, и цветущая страна превратилась бы в пустыню. Поэтому весь урожай в Египте зависит от высоты подъема Нила.

Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей. Поля египтян были изрезаны большими и маленькими каналами на правильные четырехугольники. Вся долина Нила, если посмотреть на нее сверху, напоминала шахматную доску. Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. У южных границ Египта, где пороги пересекают течение Нила, устроили "ниломер" - измеритель уровня воды в реке. На отвесной скале, спускающейся прямо в реку, отмечали высоту воды во время наводнения. Когда вода поднималась высоко, об этом давали знать по всей стране, тогда открывались плотины, чтобы река не смыла все на своем пути.

Художественная литература о шадуфах, роман «Фараон»

Работа по картинке в учебнике на стр. 37 и отрывку из произведения.

Учитель: Давайте посмотрим, чем же могли заниматься люди древнего Египта. Рассмотрим иллюстрации на стр. 36.

3. Объединение Египта. Работа с текстом учебника и иллюстрациями на стр. 34.

Записи в тетради.

4. Закрепление изученного материала:

- показать на карте, где располагался Египет?- Как называлась главная река Египта?

- Почему Египет – называют даром Нила?

- составить синквейн на тему Нил.

gigabaza.ru

ЕГИПЕТ Основным занятием древнейшего - стр.2

ЕГИПЕТ

Египет представлял собой узкую долину реки Нила. С запада и востока возвышаются горы. Западные горы отделяют нильскую долину от пустыни Сахары, а за восточными горами тянется берег Красного моря. На юге нильская долина упирается в горы (нынешней Нубии). Здесь течение Нила преграждают крутые пороги. На севере долина расширяется и кончается дельтой Нила. Такое географическое положение значительно выигрывает по сравнению с Двуречьем. Горы были богаты строительным камнем - гранитом , базальтом, известняком. В восточных горах добывали золото. В долине Нила росли ценные породы деревьев - тамариск, сикомора стволы которых использовались в судоходстве. Нил впадает в Средиземное море - главную артерию стран древнего мира. Да и условия для земледелия в Египте были более благоприятны, чем в Двуречье. Благодаря разливам Нила, почва Египта удобрялась и разлив обеспечивал обильное орошение. Покрытая мхом земля была плодородна, поэтому Нил был обоготворен аборигенами. Культ Нил свято соблюдается и в наши дни. Благодаря горам и морю, окружавшим долину Египет не пережил в соей истории опустошительных нашествий как Вавилония.

Основным занятием древнейшего населения долины было : земледелие, охота и рыболовство. Первым злаком, культивированным в Египте был ячмень, затем стали выращивать пшеницу и лён. Также как и в Двуречье, в Египте сооружались ирригационные сооружения в виде бассейнов со стенами из сбитой земли и обмазанные глиной. Во время разлива вода попадала в бассейны, и люди распоряжались ею по мере надобности.

Для поддержания этой сложной системы создавались центры управления области называемые «номами». Правили ими нормахи (они отдавали указания о подготовке полей к посеву следили за сбором урожая и в течении года раздавали урожай населению. Египтяне редко готовили пищу дома, было заведено относить зерно в столовые, там кормились несколько деревень. Специальный чиновник следил, чтобы не воровали повара и поровну разливали похлебку.

Изобилие зерна в стране позволило освободить людей от работы на полях и использовать их как строителей, и воинов. Во главе Египетского войска стоял фараон. В завоеванной стране на трон восходил верный Египту человек. Главный целью войны была военная добыча - рабы, скот, редкая древесина, слоновая кость, золото, драгоценные камни. Например, медь привозили с Синайского полуострова. Богатства, накопленные фараонами, позволяли строить много, величественно и красиво как не умел ни кто в Древнем Востоке. Вообще, историю Египта принято делить на несколько периодов.

ДРЕВНЕЕ ЦАРСТВО III-VI ДИНАСТИИ

Характеризуется рабовладельческим строем. Крестьяне были небольшой прослойкой общества и жили общинами. Остальным населением была верхушка власти и приближенные к ним- номы, жрецы и т.д. в древнем царстве быстро развивалось частная собственность и храмовое землевладения. Правил страной сановно-жреческий сенат, а фараон был исполнителем этой власти. Столицей Египта в поды правления основателя III династии был Мемфис. Две династии древнего царства ( III-IV) были долговечными и правили 200 лет. Время их правления отметилось постройкой величественных пирамид, которые по своим размерам до конца XIX века считалось одним из чудес света. Её высота достигала 146,5 м. В одном комплексе с царскими границами стоит огромное изваяния сфинкса. Все эти постройки были не только подчинены религиозным цепям, но и политическим, как свидетельство мощи и величин. Историки утверждают, что пирамиды строились 40 лет, из них 20 лет добывали материал и 20 лет на саму постройку. При низком уровне техники строительство пирамид было делом трудоемким, умирало большое количество работников. Народное недовольство начало расти и последующие династии строили менее высокие пирамиды, а их сановники вообще отказались от такой привилегии. В конечном счете народное недовольство привело к падению IV династии. Дан к концу эпохи IV династии власть фараона ослабла, и храмы сделались управляющими целых областей. Тогда же укрепился обычай наследственной передачи должности номарха.

Период смут. VII-XI династии

В период их правления власть фараонов переходит в руки жрецов Ра и процесс ослабления центральной власти еще усиливается . Теперь каждый храм стал стремиться к самостоятельности. За время «смут» сменилось четыре династии. Единство Египта было нарушено и он распался на отдельные номы. Повсеместно шла вооруженная борьба. Восстали рабы и крестьяне. Они разрушали гробницы правителей и другие сооружения.

Среднее царство XI и XII династии

После периода смут и распада, продолжавшегося около III веков вновь Египет объединился в одно царство. Единство было продиктовано жизненными условиями: Нарушение единой оросительной системы, которое привело к упадку земледельческое хозяйство, что грозило голодом и гибелью Египта. В процессе объединения начался в нежном городе Нут-Амон (Фивы). Однако при XI династии объединение не было прочным и на севере опять начались смуты т.к жители бедных кварталов ютились в глинобитных жилищах, непосильный труд на землях и стройках правящей верхушки не могли обеспечить крестьянину существование. Поборы жрецов стали невыносимы, у крестьян отбирали урожай, который он вез на рынок, ослов, его беспощадно били.

Эта напряженная обстановка привела к падению XII династии. За ним последовала эпоха восстании крестьян, ремесленников и рабов, разгромивших общественную систему среднего царства.

Смут и господства гиксосов. XIII-XVII династии

Этот период длился 80 лет. Состояние Египта в эту эпоху описано в одном литературном памятнике «Речение Ипувера». В нем рассказывается о величайшем бедствии постигшее Египет, в результате неправильного управления царя и забвения людьми страха перед богами и обязанностей налагаемых религией. Изображается массовое восстание крестьян охватившего весь Египет. Восставшие поселились в домах господ, а их заставили работать на себя. Дом царя остался без доходов, храмы без приношений .Но из записей не ясно какую власть организовали крестьяне, но ,то что революционное движение не было хорошо организовано прослеживается. И в стране продолжается кровавая внутренняя борьба. Этим обстоятельством воспользовались кочевые племена. Завоеватели в Египетских письменах называются «гиксосами». Столицей гиксосов продолжалось 150 лет и было свергнуто первыми Фараонами Нового царства.

Новое царство XVIII - XX династии

После многолетней борьбы освобождении и объединение Египта завершено в 1560 году фиванским царем Яхмосом. Елеу удалось объединить Египет фактически, т.к. ему помогал народ. В систему управления страной были внесены изменения: было назначено два визиря, один для юга, другой для севера. Все местные государственные и общинные власти должны были представлять визирю периодические отчеты. Была преобразована военная система, численность войска была сокращена, но войска формировалась в гарнизоны по всей стране, чины командного состава получали земельные участки. Войско Яхмоса было верной опорой его власти. Походы Яхмоса были началом великих завоевательных походов приведших к образованию великой военной египетской державы. Были завоеваны Палестина и Сирия. Окончательное их завоевание продолжил последователь фараон Тутмос Ш. Он продолжил походы на Нил и запад , подчинил себе часть Ливии. В конце своего царствования Тутмос совершил поход в Нубию и передвинул египетскую границу к югу до четырёх порогов Нила.

Так была создана Татмосом III великая египетская военная держава. Она продержалась 200 лет, но последние года проходили уже в жестокой борьбе за её сохранением и кончилась её крушением .

Период распадения Египта XXI-XXVI династии

В 1071 году верховный жрец Амона Херихор свернул фараона Рамсеса XIII и провозгласил себя фараоном. Так началась XXI династия. В 941. Египет вновь был объединён под властью ливийской династии а затем под властью эфиопской династии из Нубии, которая в средние VIII в. Отсоединилась от Египта. Эфиопское господство просуществовало до 671 года, потом Египет был завоеван Ассирией. Но и ассирийская власть просуществовала в сего 20 лет. Князь Саисского нома в Дельте Псаметих, выходец знатного ливийского рода, освободил Египет от подчинения Ассирии и объединил весь Египет, так началась последняя династия и 125 лет Египет последний раз просуществовал независимым государством. Эпоха сансской династии была расцветом египетской торговли и подъёма египетской культуры. В первые литература была вне зависимости от религиозной основы. Многочисленные экспедиции по Нилу и морские путешествия питали художественное воображение ваятелей , обилие строительного и скульптурного камня архитектуры, скульптуры и художественного ремесла.

Письменность в Египте появилась очень рано еще в конце V тысячелетия до н.э. - знаки в форме рисунков обозначали целые понятия и краткие фразы. С течением времени значения знаков изменялось и появились более упрощенные знаки - иероглифы. Египетское письмо во второй половине II тысячелетия до н.э. послужили основой финикийского алфавитного письма, заключавшего в себе только двадцать четыре знака.

Техника и науки.

Огромные пирамиды строились по заранее подготовленным планам и расчетам архитекторов. Размах строительных работ требовал предварительных вычислений в крупных цифрах. В связи с этим развилась система знаков для обозначения чисел 1, 10, 100, по десятичной системе до 10 000 000. Египетские астрономы изучали небо и составляли перечни звезд по их взаимному расположению. Египетский календарь был солнечным, путем наблюдений в течение ряда лет было установлено: момент совпадения восхода солнца и Сириуса повторяется через 365 дней, и отсюда установили год в 365 дней. Разделили его на двенадцать месяцев, в месяце зо дней и добавочных 5 дней в конце года на праздники. Но такой год отставал от солнечного года на 6 часов и потому с течением веков календарь Египтян расходился с обычным и выравнивался только через 1460 лет. В последствии Египетский календарь был заимствован в Риме Юлием Цезарем, он ввел в него усовершенствование установив високосные годы в 366 дней на каждые четыре года. Значительных успехов достигли Египтяне в медицине. Обычай бальзамирования трупов их вскрытие дал возможность изучить анатомию человека. Это обстоятельство в свою очередь дало основу развития физиологии и научной медицины. Египетские врачи искали причины болезней в изменении кровеносных сосудов.

История древнего Египта как самостоятельного государства прекращается в 528 году. Когда был завоеван Комбизом и с тех пор на долго утратил независимость.

ФИНИКИЯ

Это узкая прибрежная часть Сирии. Здесь в древности было расположено до 10 приморских городов. Города были заселены одним и тем же народом. Греки называли его финикянами. Славились они как торговцы и мореплаватели, а их искусство и культура восходят ко II половине четвертого тысячелетия до н.э.. Предками финикян были племена в южных областях Палестины. Они разделялись на ряд общин близко родственных с арабскими эдомитянами и с израильскими еврейскими племенами. Во второй половине IV тысячелетия племена стали переселяться в северные районы вдоль берега Средиземного моря. Эти племена основали города : Гебал, Сидон и Угарит. Первым царем был Керет в Сидоне, Он имел свое войско, но поскольку финикийские царства не объединились в одно государство у каждого города был свой правитель.

В течение 1,5 периода от основания финикийских царств и до завоевания Палестины и Сирии Тутлиосом III финикийские царства были самостоятельными. В эту эпоху первое место занимали царства Гебала и Угарита. Гебал имел постоянные торговые сношения с Египтом и Критом. Города процветали, обстраивались храмами и дворцами. Купцы жили в каменных домах, богато обставленных и с родовыми усыпальницами в подвалах. Но середина второго тысячелетия начинается зависимость финикийских царств от Египта и от хеттов, которые завоевывают Сирию. С этого времени Финикия переживает упадок. А с ослаблением Египта и упадок хеттского царства в конце XIII века финикийцы смогли вернуть себе независимость . И главным городом финикийского царства становится Тир. Он имел большой флот, вел оживленную торговлю по всему Средиземному морю. Сам город превратился в неприступную крепость, выдерживающую борьбу с ассириянами.

К прежним положениям Тира присоединяется Карфаген, который скоро тоже становится независимым государством. Период независимости Финикии закончился в VIII в. И с тех пор по очереди переходила под власть великих древних держав - Ассирии, Халдеи Персии, Македонии, Селевкидов и Рима.

Хозяйственный строй финикийских городов не от строя заведенного в Сирии. Основным занятием населения было земледелие, сажали хлеб и виноград. Излишки зерна покупали иноземные купцы. Крестьяне жили общинным строем, общины поставляли царю зерно, муку, вино и скот. Также были введены отработки на дом царя. В прибрежных частях царства сохранились рабочие общины.

Собственностью в финикийского царства была торговля. Во I половине II столетия в финикийских царствах появляется многочисленный слой купцов. Они вели чисто посредническую торговлю. В числе самых разнообразных товаров, привозившихся для продажи или обмена в разные страны из продуктов самой Финикии упоминается хлеб, вино, ливанский лес. Все остальные товары покупались или выменивались в других странах. Так финикийские купцы приобрели славу первых торговцев тогдашнего мира.

Я уже упоминала, что финикийцы славились также как самые лучшие и отважные мореплаватели. Уже в конце IV тысячелетия они предпринимали длительные морские путешествия на юго-запад в Египет, и на север по Эгейскому морю в крупные центры крито-микенского мира. А со II тысячелетия они пересекают Средиземное море и доходят до Испании и достигают Гибралтарского пролива.

До нас дошли сочинения мореплавателя Ганнона, который доплыл до западного побережья Африки до теперешнего Камеруна. Но, как рассказывает история, морские путешествия предпринимались финикиянами только для мирного, при удобном случае они применяли разбои и грабеж племен. В тех пунктах, где они получали ценные товары или где можно было устроить промежуточные станции для кораблей финикияне основали свои колонии, которые впоследствии стали крупными торговыми городами.

В городах Финикии – Тире, Сидоне и Гебале было широко развито кораблестроение. Они строили корабли для царей других государств, например для персидских царей.

Культура Финикии очень самобытна. О ней мы узнаем из раскопок в Рас-Шалере и на месте Гебала. Религия характеризуется двумя направлениями: государственной и народной или крестьянской. В каждом царстве были культы государственных богов – Ваала и Ваалат. Например, в Гебале это Адонис и Аштарта, в Тире – Мелькарт и т.д. А для крестьянской религии характерны культы богов растительности и плодородия. Как правило, боги – покровители царств наделялись также функциями богов плодородия. Везде главным праздником официального культа был праздник, связанный с началом сельскохозяйственного сезона.

Финикийская литература разрабатывала религиозные сюжеты. Почти все произведения были ритуальными текстами.

Финикийская письменность зародилась в начале II тысячелетия в виде иероглифов. Позже произошел переход на алфавит из 28 клинообразных знаков, обозначавших согласные звуки. О значении этой письменности я уже писала в разделе о египетской культуре. В Гебале и Угарите было открыто много образцов финикийского искусства – статуи и статуэтки божеств, разные предметы из золота и серебра, бронзы и дерева. Они говорят о том, что финикийские художники начали с подражания египетским образцам, а затем перешли к переработке заимствованных из Египта мотивов в местном стиле. В результате, к началу II тысячелетия сложился сирийский стиль. А во II половине II тысячелетия на работы финикийских художников влияют образцы хеттского и крито-микенского искусства. Высокохудожественной считается композиция на саркофаге гебальского царя Архирама. Финикийское искусство оказало большое влияние на искусство других сирийских стран и палестинских народов, в особенности – на израильско-иудейское искусство.

Хеттское царство

Образовалось в начале II тысячелетия. Его территорией была область Малой Азии, расположенной по течению реки Галис, со столицей – городом Хаттуш. Там жило много различных племен родственных азиатскому происхождению. Язык Хеттов имеет много общего с языками индоевропейских народов.

Из дешифрованных чешским ученым Б. Грозным глиняных «таблеток» мы узнаем об одних из первых царей Хеттов: Табану, правившего в начале II тысячелетия и Мурмиле I. Последний, во время правления царя первой вавилонской династии вторгся в Вавилон и разграбил город, тогда было уведено много пленных. Он совершил также успешный поход в Сирию. После Мурмиля наступает смутный период. Междоусобицы членов царского дома из-за престола ослабили Хеттское царство. Но порядок был быстро восстановлен при Телепине. Он подавил восстание, и зачинщики смуты были проданы в рабство.

С середины XV века Хеттское царство опять становится сильной военной державой, ее дружины завоевывают всю территорию Малой Азии и укрепились в Сирии. Около 1200 г. Малая Азия, так же как Египет, Палестина и Сирия, подвергалась вторжению «морских народов» и в VIII в. окончательно были уничтожены царем Саргоном.

Основным занятием хеттов было скотоводство. Но они также выращивали хлеб, виноград. Общественный строй хеттского царства имеет много общего со строем Древневавилонского царства. В записях хеттских законов имеется 21 статья о рабстве.

Хеттская культура представлена памятниками письменности, искусства и архитектуры. Хеттское письмо было иероглифическим, созданным самими хеттами. Его красивые знаки похожи на рисунки. Как и у других древних народов, религия «верхов» и народа отличались. Только культ богини матери природы почитался всем хеттским народом.

Развитие хеттского изобразительного искусства происходило под влиянием вавилонско-ассирийского искусства. Рельефные скульптуры отображают хеттский народный тип, а изображения домашних и диких животных резко отличаются своей массивностью от легких фигур ассирийского искусства. Статуи, изображающие царя, сфинксов, львов отличаются грубостью изображения.

Развалины хеттской столицы Хаттушама свидетельствуют о высоком уровне хеттского строительного искусства.

В Сирию и Палестину из-за Иордана начинают вторгаться племена Хабиру – еврейские племена, объединившиеся во II тысячелетии до н.э. под именем Израиль. Их объединение заканчивается в Палестине образованием первого израильского царства. Кроме ханоанеев в северной части Палестины поселилась часть аргореев. После переселения у израильских племен сохранился родоплеменной быт, но скоро произошел переход от скотоводства к земледелию. Родовые общины превращаются в сельские. Племена начинают жить оседло.

В XII-XI вв. Палестинское побережье захватывают филистимляне. Они были вооружены железными мечами и доспехами. Захватив Палестинское побережье, филистимляне построили там укрепленные города Газа и Азат, образовав несколько княжеств. Борьба с филистимлянами объединила израильские племена в одно государство.

В Библии описывается время царствования Саула и Давида и объединение Южного и Центрального Ханаанства.

После изгнания филистимлян Давид совершил несколько походов на север. Столицей своего царства Давид сделал город Уришамере (ныне Иерусалим), там было устроено святилище бога Иуды. Приемником Давида был его сын Соломон. Царство Соломона было разделено на 12 округов. В каждом округе правил начальник города. Он собирал подати и отправлял в дом царя. Он завязал торговые отношения не только с Финикией, но и с Египтом, Сирией и Аравией. Из этих стран получали коней, рабов, золото, серебро, драгоценные камни, благовонные масла. Он завел многочисленный гарем, одна из его жен была дочерью фараона. Жизнь простых людей была также трудна, как и во многих государствах Сирии и Палестины. Рабы строили великолепные храмы, а простых крестьян угоняли на принудительные работы. Постепенно стало расти недовольство Соломоном. Во главе движения против Соломона стал Иерабеам, знатный человек, руководивший работами на доме царя. Соломон хотел казнить Иерабиама, но ему удалось бежать в Египет. После смерти Соломона вожди северных племен способствовали разделению Ханоана на два царства: Иуды, в котором сохранилась династия Давида и царство Эфраима (Израиля), в котором династии часто менялись. В 722 г. ассирийский царь Саргон разрушил столицу Израиля Шомерон и царство Израиля прекратило свое существование. Царство Иуды просуществовало дольше, почти полтора века.

После падения царства Израиля иудейские цари вынуждены были признать над собой верховную власть ассирийского царя. К этому времени в Иуде распространяется влияние ассировавилонской культуры, проникшее даже в религию: в иерусалимском храмебыли введены кульиы небесных светил. Иудейские цари платили Ассирии тяжелую дань. Менялись цари, но ни реформы, ни национализация религиозных культов не спасли царства Иуды. К мятежам крестьян добавились внешние войны. Против Иуды двинулся египетский фараон Нехо. В 586 г. Иерусалим был разрушен. Храмы были сожжены, а все население, кроме бедняков было уведено в рабство в Вавилонию. Царство Иуды прекратило свое существование.

Культура Израиля и Иуды

Израильский народ создал свою культуру, оказавшую в последствии влияние на европейскую культуру. Христианская религия в Европе возникла под влиянием иудейской, а сюжеты и образы библейской литературы послужили источником вдохновения и творчества для многих произведений европейских поэтов, писателей и художников.

Религия Израиля и Иуды имеет также много общего с финикийской религией. Например, главный бог Иуды Иагаве и Эльон – одно и то же лицо, они наделены одинаковыми функциями. Обряды народной религии располагались по годовому циклу земледельческих работ: праздник начала жатвы, уборки плодов и т.д.

В Израиле и Иуде создалась большая литература. В области мифологии она носила подражательный характер: мифы о возникновении мира и первых людях взяты из вавилонских мифологических поэм. В области повествовательной литературы были оригинальные произведения, например истории о происхождении израильских племен и их история до образования царства. В их основц легли народные предания и легенды. В Иуде были составлены повести о царях Давиде и Соломоне с целью их прославления. При дворе израильских царей состояли летописцы, которые описывали жизнь монархов, а споявлением пророков записывали их легенды и изречения. К литературе того времени относились житейские мудрости, народные сказки и песни. Собрание свадебных песен приобрело мировую известность.

Зарождение культуры Индии

Особенностью является резкая изолированность Индии от других стран. С севера она отделена Гималаями, с запада – Аравийским морем, с востока – Бенгальским заливом, с юга – Индийским океаном. Поэтому развитие Индии шло медленно и очень обособленно. Но не смотря на это культура дравидов выше египетской, а внекоторых отношениях – и шумерской. Дравиды на 1000- лет раньше передневосточных народов приручили верблюдов, буйволов и лошадей. Уже в IV тысячелетии они были знакомы с выделкой бронзы, в то время как шуммерийцы перешли к ней в III, а египтяне – во II тысячелетии. Уровень строительного дела у дравидов был также выше, чем у шуммеров. Дравиды строили дома из обожженных кирпичей, тогда как шуммеры – из кирпича-сырца.

Высокий уровень цивилизации народов Индии подтверждается наличием водопровода и канализационных стоков в городах. Древние племена индии умели делать лодки и весла и через Элам вели торговлю с Вавилонией. Наряду с торговлей развивалось ремесло. Производили бронзовое оружие, ювелирные изделия. Посуду изготовляли на гончарном круге, покрывали ее тонкой глазурью и расписывали несколькими цветами красок.

Религия дравидов сохранила первобытные формы. Священным животным они считали быка. Однако господствующей формой религии был культ стихий., сил природы. Дравиды создали свое письмо в виде пиктограмм, имевших 400 знаков. Считали они, пользуясь десятичной системой исчисления, как и египтяне.

В конце III тысячелетия из среднеазиатских степей в долину верхнего Инда пришли племена ариев, родственные персам. В это время арии в культурном развитии сильно отставали от дравидов, не смотря на это они стали главенствующим классом, а дравиды превратились в слуг, в более низшую расу, как считали арийцы. В результате культурное развитие дравидов было замедлено. «Вокруг нас живут племена Дассу, не приносящие жертв, они ни во что не верят, у них другие обряды, их нельзя считать людьми» - говорится в Ведах.

С развитием разделения труда стала выделяться знать из простых людей. Постепенно это деление общества превратилось в касты. Различались 4 касты: брахманы – жрецы

Кшатрии – военные

Вайшьи – крестьяне

Шудра – слуги.

Причем религия поддерживала разделения на касты. Согласно брахманскому учению душа человека после смерти переселяется в какое либо существо. Характер существа зависит от поведения человека при жизни : если он выполнял все религиозные и государственные предписания, то его душа переселиться в брахмана, если же за ним числятся грехи, то в вайшью, если много грехов – в шудру.

Что касается других форм идеологии, то к этому периоду индийцы знали алфавитное письмо из 51 буквы. В области математики получила свое развитие десятеричная система счисления – был изобретен нуль. Были обширны познания в медицине : особенно искусны были хирурги. Они могли вырезать опухоли, снимать бельмо с глаз, а в лингвистике индийцы превзошли все древневосточные народы: были составлены словари и другие труды по грамматике.

В VI в. в Индии стала зарождаться новая религия – буддизм. Духовная культура в Индии переживает расцвет, зарождается философия, храмовая литература. Буддийские храмы, высеченные в скалах, поражают своими огромными размерами, округлыми линиями, геометрическими фигурами и изображениями на своде.

Благодаря индийским торговцам, буддизм распространился в Корее, Японии, Тибете, Монголии и Китае.

ДРЕВНИЙ КИТАЙ

Китай своими колоссальными размерами напоминает Индию, а по площади равен Европе. Культура Китая развивалась в соответствии с природными условиями, например, Великая китайская равнина стала родиной Древнекитайской цивилизации.

В 1893 г. в Китае уже встречается бронзовое оружие и утварь. Хозяйство этого периода: развитие охоты и скотоводства. К концу II тысячелетия до н.э. ирригационно-плужное земледелие начинает играть одну из важных ролей в хозяйстве. Возделывали пшеницу, ячмень и рис. Так как в Китае культивировали тутовое дерево, он стал родиной шелководства и бумаги. Технический процесс обработки тутового шелкопряда сохранялся в тайне, за разглашение которой назначалась смертная казнь. Только через 2.5 тысячи лет шелководство проникло в Японию и Персию. Постепенно развивалось гончарное ремесло и торговля. Функцию денег выполняла драгоценная раковина – каури. В XVIII в. возникла письменность рисунчатого характера, в ней около 30000 знаков. Писали на бамбуковых палочках, расщепленных на части, так образовалась вертикальная строка, характерная для китайского письма.

В заключении хочу выделить значение восточной культуры для стран Европы. Итак, восточные народы первые в истории создали мощные государства и роскошные храмы, книги и оросительные каналы. От шумеров нам достались знания о сотворении мира и принципы постройки ирригационных сооружений. Из Вавилона – деление года на 12 месяцев, часа – на минуты и секунды, круга – на 360 градусов, принципы обустройства библиотек.

Египет научил мир мумифицировать трупы и подарил физиологию и анатомию.

От хеттского языка произошел славянский, германский, романский.

Финикийцы составили формулу стекла и первыми протянули ниточку торговых связей через Средиземное море. Они определили времена года.

Из иудеи дошла к нам библия.

Военное искусство Ассирии дало начало современным постройкам пантонов и кораблей на воздушных подушках.

Труды великих философов Китая до сих пор изучают во всех учебных заведениях мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Н.М. Никольский, Построение истории Древнего Востока, «Вестник древней истории», 1938, N4.

  2. И.М. Волков, Законы вавилонского царя Хаммураби., М. 1914 г.

  3. Геродот, История, В 9 книгах, пер. с греческого Ф.Г. Мищенко, изд.2-е исправленное и дополненное, т.1-2, М. 1888.

  4. Н.В. Алпатов, Всеобщая история искусств, М. 1948.

  5. В.В. Струве, Хеттское общество как тип военного рабовладельческого общества, «Известия ГАИМК», вып.97, М.-Л. 1934.

  6. Б.Б. Пиотровский, История и культура Урарту, Ереван 1944.

  7. В.И. Кузнецов, Древний Китай, М. 1997.

  8. А.Г. Чернышев, Древний Египет, М.-Л. 1996.

refdb.ru

«Природные условия древнего Египта. Земледелие как главное занятие»

Тема урока: «Природные условия древнего Египта. Земледелие как главное занятие». (5-й класс)

Цели урока:

  1. Образовательные цели.
Познакомить учащихся с географическим положением, природно-климатическими условиями. Выяснить, почему Земледелие было главным занятием древних Египтян.

2. Развивающие цели.

Продолжить формирование умений работы с картой, самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты, умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

3. Воспитательные цели.

Воспитывать у детей чувство прекрасного, уважения к истории прошлого

Оборудование: компьютер, карта «Египет и передняя Азия», мультимедийная презентация.

Ход урока.

Вступление.

Впервые мы с вами будем изучать древнюю историю отдельной страны, причем страны, существующей и ныне. Историки прошлого уделяли Египту достаточно много внимания.

На сегодняшнем уроке мы совершим увлекательное и познавательное путешествие по стране Большого Хапи. И главная цель нашего путешествия познакомиться с природными условиями древнего Египта и попытаться ответить на вопрос «Почему Египет называют даром Нила?

1. Географическое положение Египта, природные условия. Учитель: Огромная каменистая пустыня покрывает северо-восточную Африку. Климат здесь сухой и жаркий, дожди бывают очень редко. Жизнь развивается в этих края благодаря реке Нил, которая берет свое начало в Центральной Африке и течет на север к средиземному морю.

Работа с картой: вопросы по карте: Где находится Египет?Чем защищен Египет с запада?Каким морем омывается северная часть страны?

Какой рельеф имеет страна?

Где берет свое начало река Нил?

Куда она впадает?

Течение Нила встречает на своем пути пороги - опасные каменистые преграды.

Вопрос: Впадая в средиземное море, что образует река?

Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Итак Египет располагался на берегах Нила о первого порога до Средиземного моря.

Долина реки Нил была покрыта зеленью: по берегам растут финиковые пальмы, душистые акации, высокий тростник. В реке обитают крокодилы, там много рыбы. В прибрежных зарослях можно увидеть бегемота и дикую кошку, уток, гусей, пеликанов.

Так выглядела природа долины реки Нил в Древнем Египте.

Первые жители Нильской долины охотились на диких зверей и ловили рыбу. Освоившись на новом месте, они начали разводить домашних животных. Во время разливов, воды Нила затапливали луга около реки. Поэтому там были прекрасные пастбища, где паслись многочисленные стада коз, свиней, овец и быков.

Нил связывал людей, живших вдоль его течения. Очень рано они научились строить лодки из тростника, на которых переправляли зерно, продукты питания, скот, строительные материалы. Кроме того, на берегах чудесной реки росло удивительное растение - папирус. Из папируса египтяне строили лодки, а позднее из него научились делать материал для письма.

Жизнь древних египтян во многом зависела от реки, поэтому они называли Нил богом Хапи. Они считали свою землю даром этого бога.

Во время ежегодных разливов реки земля покрывалась черным илом, образуя узкие полоски плодородной земли. Древние египтяне так и называли свою страну – Кемет, что значит "Черная земля".

Позднее древние греки дали стране на берегах Нила имя “Египет”, что переводится как "загадка", "тайна".

2. Разливы Нила:

Вся жизнь египетского земледельца была связана с разливами Нила. Время засухи, когда все растения гибли от знойного ветра - хамсина, называлось "шему" - безводие. Время разлива и оживления природы называлось "ахет". В эти дни повсюду справляли праздники в честь Нила, пели ему гимны:работа с источником стр. 34 учебника

Вопрос: За что пели Нилу хвалебные песни?

(Возможны дополнительные вопросы: Была бы возможна в Египте жизнь, если бы Нил не разливался?).

Художественная литература о разливах река Нил:

Среди книг, посвященных Древнему Египту, есть и большие исторические произведения, как роман Пруса «Фараон», детские издания «Путешествие египетского мальчика», роман Уорда о жизни древнего Египта.

Отрывок из романа «Фараон» о разливах реки Нил. (Почему люди радовались разливу Нила?)

Если бы Нил высох или перестал разливаться, в Египте умерла бы вся жизнь, и цветущая страна превратилась бы в пустыню. Поэтому весь урожай в Египте зависит от высоты подъема Нила.

Со временем от русла Нила были отведены большие каналы, от которых шли канавки, прорезывавшие все участки полей. Поля египтян были изрезаны большими и маленькими каналами на правильные четырехугольники. Вся долина Нила, если посмотреть на нее сверху, напоминала шахматную доску. Оросительная система садов и огородов включала особые приспособления – шадуфы. Они представляли собой два столба с перекладиной. К перекладине была прикреплена качающаяся жердь, на одном конце которой был камень, а на другом кожаное ведро. У южных границ Египта, где пороги пересекают течение Нила, устроили "ниломер" - измеритель уровня воды в реке. На отвесной скале, спускающейся прямо в реку, отмечали высоту воды во время наводнения. Когда вода поднималась высоко, об этом давали знать по всей стране, тогда открывались плотины, чтобы река не смыла все на своем пути.

Художественная литература о шадуфах, роман «Фараон»

Работа по картинке в учебнике на стр. 37 и отрывку из произведения.

Учитель: Давайте посмотрим, чем же могли заниматься люди древнего Египта. Рассмотрим иллюстрации на стр. 36.

3. Объединение Египта. Работа с текстом учебника и иллюстрациями на стр. 34.

Записи в тетради.

4. Закрепление изученного материала:

- показать на карте, где располагался Египет?- Как называлась главная река Египта?

- Почему Египет – называют даром Нила?

- составить синквейн на тему Нил.

lib.znate.ru

Зачётный урок по истории Древнего мира. Раздел "Древний Египет".

Зачетный урок в рамках преподавания истории Древнего мира в разделе "Древний Египет", поможет учителю оценить качество и уровень усвоения обучающимися основных знаний по пройденному материалу. Возможно использование в рмка игровых педагогических технологий.

 

Зачетный урок по разделу

«Древний Египет»

"Игра-путешествие по Древнему Египту". 

                             5-й класс

Примак Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания.

Раздел: Преподавание истории и обществознания.

Цель мероприятия: повышение познавательной активности обучающихся и качества усвоения материала через нетрадиционную форму повторения материала и закрепления изученного.

Задачи мероприятия:

  1. В игровой форме повторить и закрепить материал по истории Древнего мира.
  2. Продолжить формирование умений логически мыслить, анализировать, работать в группе (команде), обобщать, делать выводы, работать с картой, компьютером.
  3. Активизировать познавательный интерес к исторической науке.

Оборудование:

  • Историческая карта «Древний Египет»
  • Карточки  с игровыми заданиями в виде свитков.
  • Игровая фишка – кораблик.
  • Фишки - ракушки.

Участники:

·      Игрок-ученик

·      Ведущий – учитель

·      Учащийся выполняющий роль фараона.

 

 

Правила, действующие в ходе игры:

Игрок - молодой писец путешествует по Нилу по заданию фараона. В конце игры он должен отчитаться перед фараоном о выполнении задания.

  Путешествие по Нилу полно опасностей и преград. Писцу предстоит преодолеть пять Нильских порогов на своем пути. Это возможно только при выполнении заданий, которые «поджидают» на порогах. Правильно выполнил – продолжай путь. Допустил ошибки – прибегни к помощи ведущего, найди правильный ответ. Но каждая ошибка отмечается фишкой – ракушкой, которая прикрепляется на корабль. По прибытии в Мемфис – конечную цель путешествия – нужно будет очистить от них корабль (выполнить дополнительные задания). А затем можно и во дворец – на доклад к фараону. Писец, успешно выполнивший задание фараона, получает почетное звание «Заслуженный писец Древнего Египта» (оценка «5»)или «Старший писец Древнего Египта» (оценка»4»), ученик получивший оценку «3», получает «Свидетельство о соответствии должности».

Маршрут путешествия:

·         От истоков Нила до города Мемфиса, с остановками на всех порогах.

Описание игры:

·         Игра начинается с получения и прочтения задания – писцу от фараона.

Текст задания:

·         Мы, фараон Древнего Египта, велим писцу совершить плавание от истоков Нила до нашей столицы Мемфиса. И представить нам доклад о состоянии дел в стране: как живут, чем занимаются жители Египта, как преумножают наши богатства.

 

От истоков до первого порога.

 

·         Корабль может тронуться в путь, если игрок покажет свои знания исторической карты.

·         Покажи, как изменялись границы Египта, опиши их (в III тыс. до н.э. и в сер.II до н.э.).

·          

Порванный папирус.

 

·      Здесь игроку предстоит прочитать папирус, который пострадал от времени. Нужно вставить выпавшие фрагменты в текст папируса.

·      Сохранившийся текст: египтяне занимаются земледелием, это им весьма удается благодаря природным условиям, таким как, ………………….. Но есть немало факторов, которые мешают этим занятиям ……………………

·      Обрывки текста:

- заболоченность почвы после разливов

- сухие ветры, засыпающие посевы песком

-отсутствие осадков большую часть года

-горные истоки Нила

- разливы Нила, дающие плодородный ил

- теплый климат

 

Жизнь и занятия египтян

 

·      Славные воды Нила несут корабль с писцами к четвертому порогу. Здесь его ждут жители Египта с просьбой: «Расскажи о нашей жизни, занятиях» (на выбор).

·      Уважил писец египтян, выполнил их просьбу и продолжил свой путь. Впереди третий порог.

 

Кроссворд.

 

·      Задание для преодоления третьего порога. Игроку необходимо разгадать кроссворд   «Древний Египет».

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

3

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                     

По вертикали:

1.Бог – распорядитель царства мертвых.

2.Гробницы фараонов.

3.Чиновник – сборщик налогов.

4. Ежегодное явление, связанное с таянием снега.

5. Обращение к богу.

6. Редкий в Египте металл.

14.Правитель Египта.

 

По горизонтали:

 

2. Материал для письма.

7.Специально обработанное тело умершего.

8.Жилище богов.

9.Служитель богов.

10.Основное занятие египтян.

11.Священная река египтян.

12. Бог Солнца.

13.Бог – владыка царства мертвых.

 

Разгадав кроссворд, игрок может продолжать плавание.

Ответы на кроссворд.

По вертикали:1.Анубис; 2.Пирамиды; 3.Писец; 4.Разлив; 5.Молитва; 6.Железо; 14.Фараон.

По горизонтали:2.Папирус; 7.Мумия; 8.Храм; 9.Жрец; 10.Земледелие; 11.Нил; 12.Ра; 13.Осирис.

 

 

Задание для преодоления второго порога.

 Игроку предлагается ознакомиться со стихотворным текстом и ответить на следующие вопросы:

1.      О чем говориться в стихотворении?

2.       Попробуй определить, когда было написано стихотворение?

 (используя подсказки в тексте и знания по счету лет в истории).

 

Текст стихотворения

Иной как был – под крышкой золоченой,

Иной открыт – в тугую пелену,

В пахучий кокон тесно заключенный,

Пять тысяч лет не видевший луну.

 

Что в коконе? Костяк в землистой коже,

Крест тонких рук, иссохший, узкий таз,

Чернеет лик – еще важней и строже,

Чем в оны дни – чернеют щели глаз.

 

Подкрашены (желтые) седины

Страшней всего. О да, он в мире жил,

И был он стар, дикарь и царь, единый

Царь дикарей, боготворивших Нил.

 

Подсказки о времени создания стихотворения: «пять тысяч лет не видевший луну», «единый царь дикарей». 3 тыс.лет до н.э. – образование единого Египта. То есть время написания – XX век нашей эры. Автор стихотворения И.А.Бунин.

Задание для преодоления первого порога.

Игроку предлагается «папирус» с ошибками, которые нужно отыскать в тексте и исправить.

Текст на папирусе.

    Давным – давно, где – то 7 тыс. лет назад, в долине р.Евфрат образовалось государство Египет.

 Оно расположено в прибрежной части Австралии. Основным занятием древних египтян была охота на кенгуру. Также они занимались строительством пирамид для своих шейхов. Правители Египта очень  часто устраивали военные набеги на соседние народы. Это обогащало фараона и его воинов – жрецов.

     Был захвачен Синайский остров, известный породистым скотом, Нубия – поставщик железной руды. В это время границы Египта сократились, он простирался от первого порога до дельты Нила.

  Египтяне верили в разных богов. Большим уважением пользовался бог Сетх – владыка царства мертвых, почитали бога Солнца – Анубиса. Умерших хоронили в красивых гробах, называемых «сундук». Всех, и богатых, и бедных, хоронили в песках пустыни по берегам Нила.

Преодолен последний порог, открыт путь в столицу! Корабль заходит в порт Мемфиса. Игрок проверяет «наросли ли ракушки» (ошибки) на бортах судна.

Задания для «очистки» судна от ракушек – ошибок.

1.Египтяне верили в приметы. Так, видеть во сне кошку истолковывалось – быть хорошему урожаю. как ты думаешь, почему у египтян появилась такая примета?

2. Своих умерших египтяне хоронили на Западном берегу Нила. Чем можно это объяснить?

Теперь писцу – игроку пора и во дворец к фараону. Игрок выполняет последнее задание игры – отчитывается перед фараоном о достижениях древних египтян.

 

В заключение игры игроку выдается свидетельство о присвоении ему звания в зависимости от показанных знаний.

www.metod-kopilka.ru