История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Положение женщины в Древней Руси. Мать в древней руси


Материнство в Древней Руси | Материнство

Существовал на Руси замечательный обычай - разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать все, что ее душеньке было угодно - яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой. В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества.

Все смешалось в нашей жизни, как в доме Облонских... С одной стороны - сумасшедшие скорости, невиданные технологии, когда расстояния сокращаются до размера крохотного мобильного телефона. С другой - желание остановиться, передохнуть, посмотреть назад, где могли мы забыть что-то очень и очень важное, возможно, самое главное для себя, для своей жизни. Нам кажется, что мы - особенные, непохожие на тех, кто жил прежде нас. Мир же меняется только внешне, по сути своей, оставаясь прежним. Как и сто, и двести лет назад, так и сейчас мы радуемся, печалимся, смеемся, плачем, влюбляемся и, в конце концов, мы все так же зачинаем, вынашиваем и рожаем наших детей, как это было не только сотни, но и тысячи лет назад. Конечно, некоторые различия все же появились - медицина не стоит на месте, но так не хочется терять драгоценного опыта наших прабабушек, который сегодня может показаться иногда наивным и забавным, но, как правило, полезным и мудрым. Потому что опыт этот рождался (в прямом смысле слова) не теоретически, в кабинетах ученых, а в реальной жизни, вместе с миллионами малышей, проходивших через руки повивальных бабок. Старинные русские обычаи, связазанные с беременностью и родами, стоят особо, потому что сфера их "применения" считалась на Руси не просто интимной, деликатной, но и почти священной. Недаром знакомая врач-акушер в разговоре на эту тему назвала процесс рождения человека прекрасным словом "таинство". И сегодня, когда многое в нашей жизни сведено до уровня обыденности, радостно сознавать, что мы продолжаем помнить о том, что плод во чреве - это уже дитя, а ребенок - это дар Божий, как помнили и знали наши предки.

Русская семья исторически была большой, в ней вместе жили представители разных поколений, которые вместе вели хозяйство, собирались за общим столом, отмечали праздники. По данным переписи 1913 года, среднестатистическая крестьянка Костромской губернии рожала в течение своей жизни 15,3 ребенка. Причем, на рождаемость не влиял и высокий уровень образования родителей. Так в семье директора Тобольской гимназии к 1834 году родилось 17 детей, последним был Д.И.Менделеев - наш прославленный ученый-химик. Сегодня такие семьи кажутся уникальными, в старину же многодетность не вызывала ни восторга, ни изумления. Много детей - значит, Бог благосклонен к человеку, значит, и дом будет богат, и домочадцы счастливы. Беременность всегда была своего рода событием в деревне и как только она становилась заметной, соседи начинали обсуждать "брюхатую", гадать, кто же родится. Считалось, что пол ребенка можно точно предсказать по форме живота матери. Если живот острый, то женщина носит мальчика, если широкий и плоский - родится девочка. В прежние времена вообще существовало неимоверное количество народных примет и обычаев, связанных с беременностью, примет, основанных на многовековом опыте, который не следует сбрасывать со счетов. "Беременной нельзя смотреть на страшных зверей и уродцев: ребенок некрасивым будет", - учили старики. Так и есть - находясь еще в материнской утробе, ребенок реагирует на звуки, свет, на эмоциональное состояние матери. Поэтому будущим мамам рекомендуется смотреть на что-либо красивое, приятное, чтобы испытывать положительные эмоции, иначе стрессовое состояние матери от созерцания чего-то страшного может передаться ребенку и оказать неблаготворное воздействие. А вот еще один "закон" "Беременная не должна есть тайком: ребенок родится пугливым или вором". Эта примета, о существовании которой мало кто сейчас помнит, врямую направлена на защиту беременных, гастрономические пристрастия которых могут поменяться самым неожиданным образом. Еда тайком, в темноте, на ходу и не полезна, и может привести к внезапному испугу. Кроме того, через эту примету пытались повлиять и на отношение мужа к беременной жене: ее повышенный аппетит надо воспринимать доброжелательно, не заставляя ее спешить или прятаться, чего бы ей не хотелось в данную минуту. Кстати, существовал на Руси замечательный обычай - разрешать будущим мамочкам заходить в любой сад и огород и срывать все, что ее душеньке было угодно - яблоко ли, вишню, а то и огурчик с репкой. В старые времена бережное отношение к беременной было типичным для всех слоев русского общества. В деревнях даже самые сердитые мужья переставали "учить бабу", свекровь освобождала ее от тяжелых работ по дому, для беременной часто готовили отдельно что-нибудь вкусное и питательное, старались исполнять ее прихоти, с пониманием относились к ее подчас странным желаниям и брезгливости. О том, что беременная - существо совершенно особое, свидетельствовало, по мнению наших предков, и ее специфическое поведение. Издавна обращали внимание на то, что женщина начинает воспринимать себя и других иначе, чем обычно, у нее возникают своеобразные и неожиданные желания, она острее воспринимает окружающую действительность. В народе о прихотях беременной говорили - "забожала". Чувствуете, какое слово? Прихоти беременной связывались с Божьей волей, а этой воле не перечат. "Это большой грех", - и сейчас еще говорят в деревнях в ответ на вопрос, почему нельзя не "ублажить" беременную. Считалось, что прихоти беременной - это, собственно, не ее желания, а желания ее ребенка, который так высказывает свою волю, поэтому и последствия отказа могут сказаться на нем. А кто же может обидеть невинное дитя?

"Женщина в положении" - это словосочетание родом из недавних времен. Язык простого народа был ближе к правде - "тяжелая", а в близких к русскому сербохорватском, болгарском и македонском языках существует для обозначения беременной женщины одно слово - "трудна". Действительно, "работа" беременной трудная, будущее иногда пугает своей неизвестностью, страшит непредсказуемостью - что будет, как будет? Обращаются женщины с горячими молитвами к Богородице, просят у Нее защиты для будущего дитя. Особой же покровительницей будущих мам на Руси считается св. великомученица Екатерина. В Четьи-Минеи и Прологе о св. великомученице замечается, что она была очень просвещенная женщина и между прочими занятиями, "по врачебным умудрившися писменем, врачев книги добре уводе". Естественно предположить, что врачебные познания св. Екатерины как женщины могли быть преимущественно направлены к болезням своего пола, в каковом случае эта угодница и могла быть признана помощницею в болезнях чадорождения. Не забывали о молитве и в момент, когда "начиналось". Повитуха в дом, где у женщины появились первые схватки, шла тайком от деревни, огродами, задами, чтобы не привлекать внимания к событию, не создавать толчеи под окнами - не до любопытных будет. В дом повивальная бабка входила со словами "Помогай Бог трудиться!". Тут же роженицу переодевали в чистую рубаху, давали выпить крещенской воды, перед иконами зажигали свечи. После увещеваний и наставлений ее часто вели в нежарко натопленную баню, для массажа, как сказали бы современные медики: тело разминали, разглаживали, растирали коровьим маслом и сметаной, увеличивая эластичность кожи. Бабканье - повиванье - сопровождалось добрыми словами, добрыми травами, молитвами. Место, где готовились принять младенца, и саму рожденицу окуривали, одымляли березовой лучиной, полынью с бессмертником, выгоняя затхлость, очищая воздух, облегчая затрудненное и учащенное дыхание женщины в схватках. А вот залеживаться роженицам не давали - водили их под руки почти до того момента, пока не прорезывалась головка новорожденного, то есть роды в старину были, что называется, вертикальными. Рожали в банях, в хлевах, даже в печке (именно "в", а не "на") - какого-то специально оговоренного обычаем "роддома" не существовало. Случалось, что физически крепкие крестьянки рожали и в поле, за работой. Дальше все было так же, как и у нас - перевязывали пуповину (материнским волосом), обмывали, пеленали, прикладывали к груди. А что же мужья? А мужья волновались, как и положено волноваться мужчинам испокон века. Их присутствие дома в момент родов было под строгим запретом - считалось, что "не место мужикам видеть, как бабские дела делаются". Зато после родов новоявленному папаше подносилась особая каша - сильно перчёная и пересоленая, а то и просто горбушка хлеба с солью-перцем - для того, чтобы понял он, как горько и солоно пришлось его жене. Впереди были бессонные ночи с колыбельными ("Приди, котик, ночевать, приди Ванюшку качать"), крестины малыша, его первые улыбки и первые зубки, первые шаги...

Многие врачи, принимающие роды, говорят, что в глазах новорожденного они какое-то мгновение видят совершенно необъяснимое выражение - недетское, мудрое и смятенное, словно пришедшая из неизъяснимых высот душа человеческая с трепетом оглядывает впервые незнакомый мир. Задача женщины во время беременности заключается в том, чтобы объяснить ребенку, что его любят и ждут, проведя через родовые "огни, воды и медные трубы", и встречая его материнской любовью, а потом воспитывать его в целомудрии и духовной чистоте, оберегая от напастей молитвами и личным примером любви и милосердия к людям, не давая сбиться на пути возвращения туда, откуда пришел он гостем в наш мир.

materinstvo.ru

Роль женщины и матери у древних славян на Руси

Русские девушки, славянки

Как важно женщине ведать, как обрести счастливую семью, быть хорошей женой мужу и матерью своим детям. Традиции Руссов, легко и свободно, дают ответ на вопрос, как быть хорошей естественной и счастливой женщиной.

Испокон веков привлекательности женщины уделялось огромное внимание. Зная секреты привлекательности, женщина-чаровница, могла без труда привлекать и удерживать любимого, а желание легкомысленно кокетничать уступало место осознанию роли женщины, как хранительницы очага. Обратимся к истории наших предков.

Суть всех женщин одна!

Русские девушки, славянки

Глубина сути женщины - быть матерью. Слово «мать» - самое милое сердцу каждого человека буквосочетание. Однокоренными для слова «мать» являются и индоевропейское «матэр» и «материя», «материк» и «матерый». Слово «матёрый», другими словами, здоровый, мощный, опытный, сильный, крепкий, особенно интересно в плане понимания роли женщины в древнем мире. В далекие времена мужчины, зачастую, поклонялись женщине плодородной, умеющей давать жизнь и продолжать род. Подтверждением этому служит и символ женского начала в текстильных традициях славян: разделенный на четыре части ромб, как признак колосящегося поля или, носящей ребенка, женщины.

Словосочетание мать-земля, также проводит аналогию женщины, которая по плодородности равна земле, но обнимая своего мужа, дарит ему любовь Богов и крепкую поддержку. Славяне жили, в древние времена, большими родовыми общинами, объединяющими несколько поколений родственников. Жизнь вместе, под одной крышей, подразумевала общее ведение быта, общее занятие, отдохновение и празднование светлых дней. Жизнь семьи определяла жизнь каждого ее члена, и задачей последнего было находить лад со своими родными и природой-матерью. Что касается внутрисемейного уклада, то он уже тогда был достаточно традиционен: глава семьи («бальшак», «господарь», «старшой») – мужчина, его супруга («большуха», «старшая»)- главная женщина в доме. Любопытно, что без одобрения и согласия жены («большухи») муж не мог распоряжаться ни имуществом, ни принимать решения, связанные с жизнью рода. Обязанностью и остальных членов рода было также выказывать почет и уважение.

Женщина и ее умения

Русские девушки, славянки

Женщина, обладающая тонким умом и интуицией, подкрепленными энергичностью, трудолюбием и хозяйственностью, нередко становились примером для всего рода, а в хозяйственных спорах, и вовсе, имела равные мужчине права.

Наши предки, являясь членами определенного рода и принимая его нравы и устои, в ответ заполучали мощную поддержку в сложных ситуациях. Одинокие, немощные, больные и сироты не были брошены на произвол судьбы. Была закреплена ответственность одних членов рода перед другими. Великим проступком считалось провиниться перед своими родственниками. Причем, постыдным считалась вина и перед умершими предками и народившимися потомками. Любопытным является тот факт, что рожденный ребенок не являлся членом определенного рода, а становился им, только пройдя обряд принятия в семью. Обряд принятия в род имел много схожего с современным обрядом крещения, когда ребенка опускали в воду, а после этого родственники разделяли радость рождения за богатым столом.

С течением времени, главенство родовых традиций утратило свою первоначальную силу в определении ежедневного быта и жизненного планирования каждого члена. Но родственные связи остались, как источник истинной силы человека, окутывая незримыми нитями родственной взаимопомощи и взаимопонимания.

Целью жизни наших предков было обеспечение процветания рода. Именно это определяло поступки и цели славян. Только в единстве мужского (главенствующего) и женского (продолжающего род) начал, рождался истинно народный дух, и передавалась потомкам сила и мощь славянского рода.

Знакомясь ближе с традициями и бытом славян того периода, ощущаешь величие своих родовых корней и мудрость жизненного уклада предков.

Женщина в современном мире

Рассматривая роль женщины в сегодняшнем обществе, становится понятно, что ее основные функции сохранились, но добавились новые сложности. С каждым годом все большее количество женщин не может иметь детей. Стресс становится одной из основных причин физиологической незрелости, стающей на пути здорового деторождения. Незрелый организм чаще болеет и его ожидают в жизни всевозможные напасти. Более того незрелый организм порождает нездоровое потомство. Причин для этого несколько: кроме психологической неготовности продолжать род, еще и отсутствие необходимых физических параметров. Современные женщины все реже осознают свое предназначение как продолжателя рода, не умеют строить здоровые взаимоотношения и нести духовную ответственность за свою семью. Родив же ребенка, женщина зачастую передает ему свои страхи и привычки, порождая порочный круг, каждый виток которого, усугубляет ситуацию.

Удивительно, но далекие предки, предвидев такую ситуацию, пытались оберегать женщину, предъявляя к ней высокие духовные требования. Бережное отношение к способности женщины продолжать род, подтверждалось большим количеством всевозможных обрядов и традиций, призванным защитить женщину от различных негативных влияний. Это и головной убор, защищающий волосы женщины, и обилие оберегов в одежде. Но главной защитой считались таланты самой женщины – умение быть хозяйственной, крепкой, мудрой и имеющей жизненную силу.

У древних славян существовали так называемые «женские дома». В них взрослые женщины готовили девочек к ведению домашнего хозяйства. Девочек учили прядению, умению оказывать медицинскую помощь, элементам магии. Девушка, окончившая такую «школу» умела пользоваться интуицией, была психологически готова к жизни в замужестве, становилась зрелой физически. Инстинкт материнства также подкреплялся соответствующими знаниями о рождении и воспитании детей.

Наши прабабушки, помимо обладания духовной силой и знаниями жизни, обладали мощнейшим даром быть «ведуньями» и нести сквозь года истинные ценности любви, семьи и счастья.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Как на Руси почитали матерей

По роду своей трудовой деятельности мне пришлось сталкиваться с фактами из жизни семей, которые просто не укладываются в голове.

 

Как на Руси почитали мам

Был такой случай. Жила бабушка в отдельном маленьком домике не более 35 кв. м. Была у нее дочь, которая захотела по совету своего сожителя этот домик продать, не смотря на то, что ей идти было абсолютно некуда. Она приходила ко мне со слезами и плакала, спрашивала совета. Дочь ее брать в город не хотела, а у других родственников в двухкомнатной квартире 7 человек жили. Но дочь на это не обращала никакого внимания и постоянно терроризировала свою родную мать. Не знаю,как эта история закончилась, но точно знаю, что Бог встал на сторону матери. — дом сгорел полностью от взрыва газового баллона.

Другая мать так же со слезами приходила на прием и спрашивала совета, что делать, когда ее родной сын каждый день встречал со словами — «И когда же ты сдохнешь?»

Встречались дети, которые в свои 14 лет не знали дата рождения своих родителей, их отчества.Больно и стыдно за таких было.

Что было им ответить?  Отвечала, что сами виноваты. Только в семье надо с детства учить почитанию и беспрекословному послушанию своих детей с самого их рождения!

 

На Руси Мама считалась самым любимым и почитаемым человеком. Огромную роль в воспитании играл отец, — именно он говорил, когда дети дерзили и обижали мам, что дороже матери нет никого на свете, что ее беречь надо,  за не послушание  строго наказывал.

 

Суть почитания и любви сохранились в пословицах нашего народа. Пословицы о маме — великое наследие наших предков — ведь женщина на Руси всегда считалась душой семьи. В подтверждение тому высказывание «Без матери рой не держится», и поэтому каждый достойный муж должен был беречь свою жену и не забывать почитать мать.

 

Итак, разберемся в том, что лежит в основе всех высказываний . В том, что является их неотъемлемой частью. Кто-то давно сказал «Матерям все ее дети равны – одинаково сердцу больны». В этом изречении можно проследить одну истину – мама любит всех своих детей, невзирая на то, когда они родились и чего сумели достигнуть за свою жизнь. Ее любовь будет окутывать их всех, согревая в самые темные моменты. И абсолютно не важно, беден ее ребенок или находится на вершине славы.

 

Пословицы  учат и тому, что ее забота не знает границ, ведь не зря говорят в народе «мать кормит своих детей, как земля людей». И здесь речь идет не только о том, что женщина является главной кормилицей в доме. Нет, истина намного глубже. Эта пословица учит тому, что матушка готова пойти даже на крайности, только б ее дети получили все необходимое для жизни. Еще одним мудрым высказывание было «Материнская любовь и в огне не горит, и в воде не тонет». А значит, сколько б времени ни прошло и как бы далеко ни были ее дети, материнская любовь никогда не угаснет. Касательно этого есть еще одно высказывание: «Материнская ласка дна не знает» — и оно на все 100% верно. Значение пословиц и поговорок в воспитании детей Есть еще одна мудрая пословица про маму, на русском она звучит так: «Хорошая мать добру учит». И пускай в этом небольшом предложении всего четыре слова, его глубина и правдивость неописуемо велики. Ведь в жизни действительно так заведено, чему научит мать, то и будет идти с ребенком по жизни.

 

Когда из земли начинает расти семечко, пуская первые зеленые листики – очень важно для него, сколько солнечных лучиков оно получит, как часто его будут поливать, насколько бережно и с любовью заботиться о нём.Читать Далее: https://artsgtu.ru/blog/rastim_bogov_papa_mama_ladovanie_terapija/

 

Поэтому при выборе манеры воспитания детей очень важно опираться на советы далеких предков. И что может быть лучше, чем пословицы о маме?

ПословицыНет такого дружка, как родная матушка.Жена для совета, тёща для привета, а нет милей родной материКуда мать, туда и дитя.Сердце матери отходчиво.У кого есть матка, у того голова гладка.Мать деткам — да вижу их редко: сидят в разных клетках.Молода жена плачет до росы утренней, сестрица до золота кольца, мать до веку.Вывела курица утят, да и плачется с ними.При солнышке тепло, при матери добро.Не тот отец, мать кто родил, а тот кто вспоил, вскормил, да добру научил.Материнская молитва со дна моря достанет.Отца с матерью почитать — горя не знать.Что мать в голову вобьёт, то и отец не выбьет.Мать при сыне не наследница.Дитя хоть криво, да отцу, матери мило.Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.Материнское сердце в детках, а детское в камне.Детки хороши — отцу матери венец; худы — отцу матери конец.Слепой щенок и тот к матери ползёт.Мать — кормилица, а кормилица не мать.Пчёлки без матки — пропащие детки.Уродила мать, что и земля не принимает.Достаток — мать, убожество — мачеха.Сердце матери греет лучше солнца.Птица радуется весне, а младенец матери.Мать кормит детей, как земля людей.Матушкин сынок.Нет друга нежнее матери.Без матки рой не держится.Сыр калача белее, а мать всех друзей милее.Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.Исток реки – родник, исток семьи – мать.Мать праведна – ограда каменна.Мать худому не научит.Матери все дети равны — одинаково сердцу больны.У матери дети, что на руке пальцы: за который ни укуси, все больно.Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.Материнская ласка конца не знает.Мать – святыня, с ней не спорят.Кто матери не послушает — в беду попадет.Уродился ни в мать, ни в отца, а в проезжего молодца.

 

славяне

 

Пословицы о матери: наследие

Так как все высказывания пришли к нам с далекого прошлого, очень важно проследить за тем, чтобы они не затерялись в теперешнем веке. К подобному наследию нужно относиться со всей почтительностью и сделать все возможное, дабы будущие поколения также смогли узреть мудрость, заложенную в посланиях их пращуров. Ведь мальчики и девочки, воспитанные на словах о том, что мать – это самое ценное в жизни, не могут вырасти плохими. Следовательно, они будут делать все возможное, чтобы поддержать своих родителей, тем самым делая их счастливыми. А большей платы за подаренную жизнь и не требуется.

Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя – Мать.(М. Джалиль)

artsgtu.ru

Женское образование в Древней Руси: «до излиха вкусившие мудрости книжной»

Древнерусский летописец уподобляет книжное просвещение на Руси пахоте, севу и жатве. Князь Владимир землю русскую «вспахал и размягчил, то есть крещением просветил». Его сын Ярослав Мудрый «засеял книжными словесами сердца верующих людей». Следующие поколения пожинают благодатные плоды книжного научения — «ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание».

В сознании летописца, отражающем сознание эпохи, премудрость книжная не предполагала никакого гендерного неравенства. «Благоверные мужи и верные жены» одинаково стали «новыми людьми христианскими, избранными Богом». Они одинаково призваны к познанию сотворенного мира через книжное слово — образ и отблеск изначального Бога-Слова. Книга, через которую с людьми говорит Дух Святый, одинаково душеполезна и мужу и жене, и отроку и девице, и знатному, и простолюдину. Уже князь Владимир велел горожанам отдавать детей в «учение книжное» — т. е. в обучение при храмах, где священники учили ребят письму, чтению и церковному пению. Ярослав Владимирович, который и сам «книги любил», расплодил в Киеве и других городах мастерские по переписке книг. Из казны этот князь «давал от богатств своих жалованье» приходским клирикам, набиравшим себе учеников, — иными словами, открыл государственное финансирование начального и среднего образования.

Школ или училищ в собственном смысле слова еще не было. Хотя не исключено, что при соборе Св. Софии в Киеве, на митрополичьем подворье, существовало нечто подобное. Ведь новокрещеная Русь нуждалась в многочисленном духовенстве, а значит и в систематическом образовании нужных людей. Но это скорее исключение. В основном же учение происходило в форме наставничества. Какое-то количество учеников собиралось в доме своего учителя, образованного клирика, либо в помещении при храме или монастыре. Наставник преподавал им грамоту, учил читать и понимать Писание, богослужебные книги. А с более «продвинутыми» учениками изучал святоотеческую литературу, готовил к дальнейшему самостоятельному постижению книжного «умного бисера». Мудрость «философов», как называли людей высокообразованных, заключалась в обширной и глубокой начитанности, знании и понимании книг не только богословских, но также светских, привозимых на Русь во множестве из Византии, южнославянских стран.

Когда доля образованных людей в обществе стала быстро расти, начальное обучение детей сделалось по преимуществу домашним. Грамоте и письму учили уже своих малых чад сами родители или другая родня — «азы» и «буки» звучали и в жилищах ремесленного, «черного» люда, и в теремах людей «нарочитых», знатных. В обучении грамоте не делалось различия между сыновьями и дочерями — девочки точно так же должны были «зубрить» азбуку и усваивать навыки письма, как и их братья. Свидетельства тому — многочисленные, из разных городов, археологические находки. Глиняные или шиферные пряслица — сугубо женская принадлежность, надевавшаяся на веретено при прядении, — зачастую имеют надписи. Владелицы подписывали пряслица, ставили на них свои имена, делали дарственные надписи: «Бабушкин пряслень», «Янка вдала (подарила. — Авт.) пряслень Жирце», «Пряслень Парасии» и т. д. Девочки, только начинавшие учить грамоту, писали даже на пряслицах буквы алфавита — чтобы лучше запоминались.

Для чего родители даже из небогатых слоев населения старались дать своим отроковицам приличное по тем временам образование? Возможно, просвещенность дочерей простолюдинов была тем социальным лифтом, который поднимал их на высоту удачного замужества. Женский ум и образованность могли считаться чем-то вроде немалой доли приданого, которой муж, если был неглуп и небеден, распоряжался с выгодой для семейного дела. Ведь умная и благочестивая жена, умеющая и красно слово людям сказать, и добро посчитать, и письмом родню приветить — это похвала дому, честь мужу. А потому небогатые девицы, дочери ремесленников, наторевшие в книжном учении, вероятно, могли считаться хорошими невестами для отпрысков «житьих» людей — купцов, зажиточных горожан, да и для княжеских, боярских дружинников.

Новгородские берестяные грамоты XI-XIII веков, в которых авторами и адресатами выступают женщины, показывают, насколько высока была в обществе роль хозяйки дома, жены, матери семейства, независимой владелицы собственного движимого и недвижимого имущества. Новгородские дамы вели друг с другом переписку, совершали финансовые операции, торговые сделки, давали деньги в рост, заключали договоры, являлись поручителями по долговым обязательствам своих родственников-мужчин. То же самое можно было бы сказать о киевских, полоцких, черниговских женах, если б тамошняя земля не была губительна для берестяных писем. Женщины Древней Руси имели гораздо больше деловой и юридической самостоятельности, нежели их прапра...правнучки в Московской Руси более поздних времен. И родители, любая другая родня должны были очень стараться, чтобы их девицы на выданье обладали всеми потребными для того знаниями и умениями.

На иной уровень книжного просвещения поднимались девицы из знатных боярских домов и княжеских родов. Для того времени это было уже высшее в полном смысле слова образование. История Древней Руси дает нам образцы такой женской образованности, которая стоит едва ли не вровень с ученостью монастырских книжников — духовных просветителей, писателей-публицистов и «философов»-проповедников. Но для восхождения на такую высоту девица и сама должна была оставить мирскую жизнь. Это был непростой выбор: надо было забыть о замужестве, иногда вопреки воле родителей, принять монашеские обеты, укрыть красоту юности под черными одеждами и с головой погрузиться в стихию слова — молитву и книги. Однако этой стезей круто в гору следовали все же не многие.

Обыкновенно же девушки — боярышни и княжны — получали высшее светское образование, не включавшее в себя изучение глубин богословской литературы. Им преподавали грамоту, закон Божий, риторику, основы математики, языки — греческий или если мать была варяжкой, то какой-нибудь из скандинавских, а то и латынь, чтобы выйти замуж в латынские земли. По «еллинским» хронографам девицы узнавали всемирную историю, а по лечебникам — врачебное искусство. Их также учили церковному пению, рукоделию и обязательно правилам хорошего поведения — благочестию, добродетельности. Не исключено, что давали и начатки античной философии — Платона, Аристотеля в христианизированном греческими богословами виде.

По видимости такое образование ничем не отличалось от обучения мальчиков и юношей. Разнились только «прикладные» предметы — воинские упражнения и искусство управления, власти для отроков; рукоделье, ведение хозяйства для барышень.

Уже в первой половине — середине XI в., на заре христианской эры Руси из киевского княжеского дома выходили замуж в дальние страны княжны, блиставшие там умом и знаниями. Самый яркий пример — дочь князя Ярослава, королева Франции Анна Ярославна. Во Францию она привезла свою библиотеку, быстро завоевала там авторитет среди подданных короля Генриха I, а затем и право подписывать важнейшие государственные документы. Имя «регины Анны» стоит на них по соседству с крестиками ее неграмотного мужа и королевских придворных. Римский папа писал королеве Анне похвалы ее добродетелям, государственному рвению и замечательному уму. Сама же дочь Ярослава жаловалась отцу в Киев: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

Свой вклад в просвещение на Руси вносили и иноземные княжны, которых Ярослав сватал своим сыновьям. Один, Изяслав, был женат на польке Гертруде (на Руси она стала Олисавой), чью мать королеву Риксу некоторые исследователи называют родоначальницей польской анналистики — летописания. Гертруда живо интересовалась книгописанием, храмостроительством, искусствами, делала заказы на оформление рукописей миниатюрами. Предполагают, что она могла участвовать как один из заказчиков в создании Изборника Святослава 1073 г. и Остромирова Евангелия. Не исключено, что и летописание в Киево-Печерском монастыре в конце XI столетия не обошлось без ее внимания. Во всяком случае, княгиня постаралась, чтобы на страницах летописи запечатлелись образы ее мужа и сына Ярополка, чьи трагические смерти она пережила, — посмертные похвалы обоим явно приукрасили реальность.

Образованнейший человек своего времени князь Владимир Мономах во многом обязан собственной просвещенностью матери, византийской принцессе, еще одной невестке Ярослава Мудрого. Ведь с собой она привезла традиции ромейского (Римской империи) образования и немало книг византийских философов, богословов, историков. Греческому языку княгиня Мария научила не только детей, но и мужа, князя Всеволода (кроме греческого он выучил, «дома сидя», еще четыре языка).

А вот внучка Мономаха, княжна Евпраксия Мстиславна, выданная в 1122 году замуж за византийского принца, повезла в Царьград уже кое-что из традиций русского домашнего женского образования. Евпраксия превосходно знала медицину и сама искусно лечила травами, мазями, массажем, иными «врачебными хитростями», за что и стяжала при царском дворе Константинополя нелестную, хотя и напрасную славу «чародеицы». В том, что ее методы «лечбы» не имели ничего общего с ворожейством, доказывает медицинский трактат (!), написанный Евпраксией на греческом языке. Вот что говорит об этом уникальном сочинении современный историк Н. Л. Пушкарева: «Трактат состоит из пяти частей, в которых рассматриваются общие вопросы гигиены, содержатся краткие сведения по микропедиатрии, дерматологии, внутренним болезням. В первой части, посвященной размышлениям об общей гигиене человека, есть зачатки средневекового учения о темпераментах: сангвиническом, холерическом, флегматическом, меланхолическом. Вторая часть трактата посвящена гигиене брака, беременности и новорожденному, третья — гигиене питания... Здесь же приводятся рецепты диетического питания. Четвертая часть — «Наружные болезни» — содержит рекомендации по натиранию мазями при «парше», болезнях зубов, кожи. В пятой части излагаются некоторые приемы массажа при сердечных и желудочных болезнях».

В следующие полтора века русские княжны также демонстрировали вкус к литературному труду, тягу к участию в летописании, в создании житийных произведений. Например, жена князя Всеволода Большое Гнездо (XII в.) Мария оставила «Поучение своим детям». Этот жанр был распространен на Руси тех времен, достаточно вспомнить «Поучение» Владимира Мономаха. «Всеволожья» княгиня обнаруживает в своем сочинении познания нисколько не меньшие, чем Мономах — в своем: прежде всего знание церковной учительной литературы, в частности трудов Иоанна Златоуста. А ростовская княгиня Марья Михайловна (XIII в.) известна историкам как непосредственная участница так называемого «летописания Марьи». Этот ростовский летописец подробно повествует о событиях, связанных с именами ее близких людей — мужа Василька Константиновича, погибшего при Батыевом нашествии на Русь; отца — святого Михаила Черниговского, принявшего мученическую смерть в ханской ставке; сыновей ростовской княгини. «Летописание Марьи» проникнуто патриотическим духом, яркими эмоциями, верой в то, что для борьбы с татарами важны не столько политические деяния, сколько религиозная и нравственная стойкость людей. Житие Михаила Черниговского, чье мученичество за веру стало в те годы символом русской силы духа, также было составлено при участии Марьи Михайловны.

Путем высшего богословского самообразования, как уже говорилось, шли немногие представительницы слабого пола. Но имена некоторых из них известны всем — это светила немалой величины в православных святцах: Евфросиния Полоцкая, Евфросиния Суздальская. Однако первой в этом ряду стоит киевская княжна Анна, или Янка, сестра Владимира Мономаха. Она по праву считается первой учительницей на Руси. Янка, как и ее брат, была высокообразованной личностью, знала греческий язык, могла вести богословские беседы с высшим духовенством. В 1089 г. она возглавляла посольство в Византию, привезшее на Русь нового митрополита вместо умершего. Отрекшись от мира в юном возрасте, невинной девицей (чем вызвала потрясение у киевлян), Янка стала игуменьей Андреевского киевского монастыря и открыла там школу для девочек. Она учила их письму, закону Божию, пению, рукоделью.

Удивительному примеру Янки стали следовать и другие девицы из княжеских родов, возлюбившие небесное больше земного. Предслава, внучка полоцкого князя Всеслава Чародея, более еще язычника, чем христианина, уже не представляла своей жизни без божественных книг и наук. Постригшись в монахини с именем Евфросиния, она поселилась в каморке при Софийском соборе Полоцка, чтобы изучать сокровища тамошнего книгохранилища. Помимо углубленного чтения, она собственноручно переписывала многие книги в дар другим храмам или на заказ прихожанам. Такая работа требовала большой сосредоточенности, терпения и молитвенного настроя. Немного времени спустя Евфросиния основала за городом свою обитель, построила там каменный собор и устроила при монастыре школу для девочек.

Родную сестру ростовской княгини Марьи Михайловны — Феодулию, в монашестве также Евфросинию, житие называет «всем философам философ». И хотя житие это написано много позднее, в XVI в., оно, очевидно, все же доносит до нас предание XIII столетия. Феодулия с младых лет полюбила свыше меры книжное чтение и учение. Ее наставниками были высокообразованные отцы киево-печерского монастыря, в ее распоряжении имелись огромные княжеские и монастырские библиотеки, откуда она черпала знания по всевозможным наукам — медицине, философии, искусству проповеди — и где знакомилась даже с античной поэзией — Вергилием, Гомером. Суздальский Ризоположенский монастырь, в котором она приняла постриг, прославился тогда в округе именно благодаря учености Евфросинии. Ее умение говорить яркие проповеди, быть наставницей в делах духовных и мирских, врачевать, предвидеть ход событий привлекало в обитель многих людей, и простолюдинов, и знатных. В монастырь на обучение к Евфросинии горожане охотно приводили своих дочерей, да и сами были не прочь черпать всевозможные знания из этого источника.

Высокие традиции женского образования на Руси были прерваны татаро-монгольским завоеванием. Эта историческая и культурная катастрофа обрушила и многие другие добрые традиции древнерусского государства. Из кровавого плена земля наша выбиралась тяжело, долго. Понадобилось еще несколько веков, чтобы — уже в совсем ином государстве — женщины смогли вновь направлять ум свой к премудростям разных наук.

Наталья Иртенина

vrns.ru

Математика в древней руси | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:МБОУ СОШ №61 г. Воронеж Тема нашего исследования:«Математика в Древней Руси» «Рискуй, исследуй, фантазируй. Во всех делах будь впереди!» Девиз команды: Команда из Воронежа приветствует Вас! Наша школа лучше всех,В нашей школе есть успех.В нашей школе интересно -Это каждому известно.В нашей школе хорошо,И учиться в ней легко. Воронеж!Славься город наш!Расти и процветай как прежде.Мы связаны одной судьбой.С тобой всегда мы будем вместе! Наша школа Мы любим узнавать новые научные факты и совершать открытия. Участие в подобных конкурсах для нас – открытие новых возможностей в познании математики. У команды нашей здесь Всех достоинств и не счесть. Не зря мы встали полукругом- Стойкие и друг за друга. Мы не сдаемся и не отступаем. А соревнуемся И честно побеждаем! Пока еще мы школьники,Пока еще мы учимсяМы - “ Юные Архимеды”И все у нас получится! Желаем всем успехов в конкурсе! «Юные Архимеды» всегда идут к победе!«Юные Архимеды» всегда идут вперед!Решают все на светеИ знают все ответы на любой вопрос! Собрать информацию.Изучить собранный материал.Распределить материал по нужным темам.Выбрать краткую информацию с примерами.Оформить собранный материал в виде презентации. Анализ литературы по проблеме исследования.Информация из Интернета. «Не зная прошлого науки, трудно понять её настоящее». Цели и задачи: Решили действовать по плану: Проблема: Какими математическими знаниями обладали наши предки. Методы исследования: Познакомить сверстников с интересными фактами из истории развития математики в Древней Руси. Расширить знания по истории развития математики. У славян, как и у всех других народов, первым учителем математики была сама жизнь, практика. По-видимому, все народы вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые у русских назывались бирками. Слава нашей стороне!Слава нашей старине!Колесо истории мы повернемИ рассказывать начнем,Чтобы все вы знать моглиО делах родной земли. Первые письменные упоминания о славяна

educontest.net

Реферат на тему Положение женщины в Древней Руси

яются отношения сыновей к родным матерям по духовным завещаниям княжеским: Донской приказывает детей своих княгине. «А вы, дети мои, - говорит он, - живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем; если кто из сыновей моих умрет, то княгиня моя поделит его уделом остальных сыновей моих: кому что даст, то тому и есть, а дети мои из ее воли не выйдут. Даст мне бог сына, и княгиня моя поделит его, взявши по части у больших его братьев. Если у кого-нибудь из сыновей моих убудет отчины, чем я его благословил, то княгиня моя поделит сыновей моих из их уделов; а вы, дети мои, матери слушайтесь. Если отнимет бог сына моего, князя Василия, то удел его идет тому сыну моему, который будет под ним, а уделом последнего княгиня моя поделит сыновей моих; а вы, дети мои, слушайтесь своей матери: что кому даст, то того и есть. А приказал я своих детей своей княгине; а вы, дети мои, слушайтесь своей матери во всем, из ее воли не выступайте ни в чем. А который сын мой не станет слушаться своей матери, на том не будет моего благословения». Договор великого князя Василия Димитриевича с братьями начинается так: «По слову и благословению матери пашей Авдотьи». В договор свой с братом Юрием Василий вносит следующее условие: «А матерь свою нам держать в матерстве и в чести». Сыну своему Василий Димитриевич наказывает держать свою мать в чести и матерстве, как бог рекл; в другом завещании обязывает сына почитать мать точно так же, как почитал отца. Князь Владимир Андреевич серпуховской дает своей жене право судить окончательно споры между сыновьями, приказывает последним чтить и слушаться матери. То же самое приказывает сыновьям и Василий Темный. Относительно княгинь-вдов и дочерей их в завещании Владимира Андреевича находим следующее распоряжение: «Если бог отнимет которого-нибудь из моих сыновей и останется у него жена, которая не пойдет замуж, то пусть она с своими детьми сидит в уделе мужа своего, когда же умрет, то удел идет сыну ее, моему внуку; если же останется дочь, то дети мои все брата своего дочь выдадут замуж и брата своего уделом поделятся все поровну. Если же не будет у нее вовсе детей, то и тогда пусть сноха моя сидит в уделе мужа своего до смерти и поминает нашу душу, а дети мои до ее смерти в брата своего удел не вступаются никаким образом». Волости, оставляемые княгиням, разделялись на такие, которыми они не имели права располагать в своих завещаниях, и на такие, которыми могли распорядиться произвольно; последние назывались опричнинами. Но кроме того, в Московском княжестве были такие волости, которые постоянно находились во владении княгинь, назначались на их содержание; эти волости назывались княгининскими пошлыми. Относительно их великий князь Василий Димитриевич в завещании своем делает следующее распоряжение: «Что касается сел княгининских пошлых, то они принадлежат ей, ведает она их до тех пор, пока женится сын мой, после чего она должна отдать их княгине сына моего, своей снохе, те села, которые были издавна за княгинями». Во всех этих волостях княгиня была полною владетельницею. Димитрий Донской на этот счет распоряжается так: «До каких мест свободские волостели судили те свободы при мне, до тех же мест судят и волостели княгини моей. Если в тех волостях, слободах и селах, которые я взял из уделов сыновей моих и дал княгине моей, кому-нибудь из сирот (крестьян) случится пожаловаться на волостелей, то дело разберет княгиня моя (учинит исправу), а дети мои в то не вступаются». Владимир Андреевич распорядился так: «На мытников и таможников городецких дети мои приставов своих не дают и не судят их: судит их, своих мытников и таможников, княгиня моя». Духовенство во имя религии поддерживало все эти отношения сыновей к матерям, как они определялись в духовных завещаниях княжеских. Митрополит Иона писал князьям, которые отнимали у матери своей волости, принадлежащие ей по завещанию отца: «Дети! Била мне челом на вас мать ваша, а моя дочь, жалуется на вас, что вы поотнимали у нее волости, которые отец ваш дал ей в опричнину, чтобы было ей чем прожить, а вам дал особые уделы. И это вы, дети, делаете богопротивное дело, на свою душевную погибель, и здесь, и в будущем веке... Благословляю вас, чтобы вы своей матери челом добили, прощение у ней выпросили, честь бы ей обычную воздавали, слушались бы ее во всем, а не обижали, пусть она ведает свое, а вы свое, по благословению отцовскому. Отпишите к нам, как вы с своею матерью управитесь: и мы за вас будем бога молить по своему святительскому долгу и по вашему чистому покаянию. Если же станете опять гневить и оскорблять свою мать, то, делать нечего, сам, боясь бога и по своему святительскому долгу, пошлю за своим сыном, за вашим владыкою, и за другими многими священниками да взглянувши вместе с ними в божественные правила, поговорив и рассудив, возложим на вас духовную тягость церковную, свое и прочих священников неблагословение». 2. Брак и сексуальные отношения. В средневековом обществе особую ценность имело "удручение плоти". Христианство напрямую связывает идею плоти с идеей греха. Развитие "антителесной" концепции, встречающейся уже у апостолов, идет по пути "дьяволизации" тела как вместилища пороков, источника греха. Учение о первородном грехе, который вообще-то состоял в гордыне, со временем приобретало все более отчетливую антисексуальную направленность. Параллельно с этим в официально-религиозных установках шло всемерное возвеличивание девственности. Однако сохранение девушкой "чистоты" до брака, видимо, первоначально ценилось лишь верхушкой общества. Среди "простецов", по многочисленным свидетельствам источников, на добрачные половые связи на Руси смотрели снисходительно. В частности, вплоть до XVII в. общество вполне терпимо относилось к посещению девицами весенне-летних "игрищ", предоставлявших возможность до- и внебрачных сексуальных контактов: "Егда бо придет самый этот праздник, мало не весь град возьмется в бубны и в сопели... И всякими неподобными играми сотонинскими плесканием и плесанием. Женам же и девкам - главан накивание и устам их неприязнен клич, всескверные песни, хрептом их вихляние, ногам их скакание и топтание. Тут есть мужем и отроком великое падение ни женское и девичье шатание. Тако же и женам мужатым беззаконное осквернение тут же..." Естественно, участие девушек в подобных "игрищах" приводило - и, видимо, нередко - к "растлению девства". Тем не менее даже по церковным законам это не могло служить препятствием для вступления в брак (исключение составляли только браки с представителями княжеской семьи и священниками). В деревне же добрачные сексуальные контакты как юношей, так и девушек считались едва ли не нормой. Специалисты отмечают, что древнерусское общество признавало за девушкой право свободного выбора сексуального партнера. Об этом говорит не только длительное сохранение в христианской Руси обычая заключения брака "уводом", путем похищения невесты по предварительному сговору с ней. Церковное право даже предусматривало ответственность родителей, запретивших девушке выходить замуж по ее выбору, если та "что створить над собою". Косвенно о праве свободного сексуального выбора девушек свидетельствуют довольно суровые наказания насильников. "Растливший девку осильем" должен был жениться на ней. В случае отказа виновник отлучался от церкви или наказывался четырехлетним постом. Пожалуй, еще любопытнее, что вдвое большее наказание ожидало в XV-XVI вв. тех, кто склонил девицу к интимной близости "хытростию", обещая вступить с ней в брак: обманщику грозила девятилетняя епитимья (религиозное наказание). Наконец, церковь предписывала продолжать считать изнасилованную девицей (правда, при условии, если она оказывала сопротивление насильнику и кричала, но не было никого, кто мог бы прийти на помощь). Рабыня, изнасилованная хозяином, получала полную свободу вместе со своими детьми. Основой новой, христианской, сексуальной морали явился отказ от наслаждений и телесных радостей. Самой большой жертвой новой этики стал брак, хоть и воспринимавшийся как меньшее зло, чем распутство, но все же отмеченный печатью греховности. В Древней Руси единственный смысл и оправдание половой жизни виделся в продолжении рода. Все формы сексуальности, которые преследовали иные цели, не связанные с деторождением, считались не только безнравственными, но и противоестественными. В "Вопрошании Кириковом" (XII в.) они оценивались "акы содомъскый грех". Установка на половое воздержание и умеренности подкреплялась религиозно-этическими доводами о греховности и низменности "плотской жизни". Христианская мораль осуждала не только похоть, но и индивидуальную любовь, так как она якобы мешала выполнению обязанностей благочестия. Может создаться впечатление, что в такой атмосфере секс и брак были обречены на вымирание. Однако пропасть между предписаниями церкви и повседневной житейской практикой была очень велика. Именно поэтому древнерусские источники уделяют вопросам секса особое внимание. Согласно "Вопрошанию", супругам вме
скачать работу
Положение женщины в Древней Руси

referat.resurs.kz

Математика в древней руси | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.Текстовое содержимое слайдов презентации:МБОУ СОШ №61 г. Воронеж Тема нашего исследования:«Математика в Древней Руси» «Рискуй, исследуй, фантазируй. Во всех делах будь впереди!» Девиз команды: Команда из Воронежа приветствует Вас! Наша школа лучше всех,В нашей школе есть успех.В нашей школе интересно -Это каждому известно.В нашей школе хорошо,И учиться в ней легко. Воронеж!Славься город наш!Расти и процветай как прежде.Мы связаны одной судьбой.С тобой всегда мы будем вместе! Наша школа Мы любим узнавать новые научные факты и совершать открытия. Участие в подобных конкурсах для нас – открытие новых возможностей в познании математики. У команды нашей здесь Всех достоинств и не счесть. Не зря мы встали полукругом- Стойкие и друг за друга. Мы не сдаемся и не отступаем. А соревнуемся И честно побеждаем! Пока еще мы школьники,Пока еще мы учимсяМы - “ Юные Архимеды”И все у нас получится! Желаем всем успехов в конкурсе! «Юные Архимеды» всегда идут к победе!«Юные Архимеды» всегда идут вперед!Решают все на светеИ знают все ответы на любой вопрос! Собрать информацию.Изучить собранный материал.Распределить материал по нужным темам.Выбрать краткую информацию с примерами.Оформить собранный материал в виде презентации. Анализ литературы по проблеме исследования.Информация из Интернета. «Не зная прошлого науки, трудно понять её настоящее». Цели и задачи: Решили действовать по плану: Проблема: Какими математическими знаниями обладали наши предки. Методы исследования: Познакомить сверстников с интересными фактами из истории развития математики в Древней Руси. Расширить знания по истории развития математики. У славян, как и у всех других народов, первым учителем математики была сама жизнь, практика. По-видимому, все народы вначале обозначали числа зарубками на палочках, которые у русских назывались бирками. Слава нашей стороне!Слава нашей старине!Колесо истории мы повернемИ рассказывать начнем,Чтобы все вы знать моглиО делах родной земли. Первые письменные упоминания о славянах встречаются в книгах древних римлян, написанных в самом начале нашей эры. Предки русск

educontest.net