История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урока по окружающему миру на тему: Жизнь древних славян. Окружающий мир древние славяне


Конспект урока по окружающему миру на тему: Жизнь древних славян.

Жизнь древних славян Окружающий мир, 4 класс

Урок 41

Жизнь древних славян

Цель: ознакомление учащихся с жизнью древних славян

Задачи:

  • учить учащихся находить нужную информацию;

  • развивать устную речь;

  • воспитывать интерес к истории.

Оборудование: физическая карта.

Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

- Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш ле­жит по страницам истории отечества. Тема урока «Жизнь древ­них славян».

  1. Работа по теме

1.Слово учителя.

- Этот раздел учебника поможет нам узнать о важных событиях истории России. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью Древних Славян.

Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесывать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связанны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки прорублены в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или со­ломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по черному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти все свободное место сто и две деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно было укрыться от непогоды и дикого зверья, и согреться у печи и сварить еду.

В каждом поселке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе.

2. Работа по карте.

- Рассмотрите карту на с. 35. что вы можете узнать с её помощью о расселении славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.)

- Найдите эти моря и реки на физической карте Евразии. (Дети работают у карты.)

- Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне.)

3.Работа по учебнику.

С. 34-38

- Прочитайте текст на с. 34-38. Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - все это живое, одушевленное. И всеми повелевают боги.)

- О каком боге Древних славян вы узнали, прочитав этот текст? (Перун – бог грома и молнии.)

- Что еще было связанно с почитанием природы?(Были связанны праздники. Один из праздников - праздник многие славянские Ивана Купалы.)

  1. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок

Хомка серенький бочек.

Хомка с солнышком встает

Моет лапки, чистит рот.

И все сделал по порядку

Он идет на физзарядку.

Раз, два - выше голова.

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Семь, восемь, лень отбросим.

  1. Работа по теме

1. Работа в рабочих тетрадях.

С. 13, № 1 .

- Прочитайте.

- Рассмотрите карту. Используя карту учебника на с. 35 раскрасьте контурную карту в рабочей тетради. Выделите различным цветом территории восточных, западных и южных славян.

- Вдоль каких рек шло расселение славян? (Дунай, Днепр, Волга, Дон, Двина.)

- Подпишите названия рек и морей.

Взаимопроверка по учебнику.

C.14,№2

- Прочитайте утверждения.

- Найдите одно неверное утверждение (6)

- Отметьте это утверждение знаком «-».

С. 14, № 4

- Прочитайте.

- Рассмотрите рисунки. Найдите рисунки предметов быта восточных славян. Обведите их.

Проверка.

-Сравните свой выбор с рисунками учебника (с. 36)

C.14, №3

- Прочитайте.

- Назовите фантастические существа и почитаемых животных у древних славян. (Медведь, бог грома и молнии Перун, водяной, леший, домовой, русалки.)

- Подчеркните их одной чертой.

- Назовите фантастических существ и почитаемых животных у древних египтян. (Жук-скарабей, бог солнца Ра, кобра, скорпион.)

- Подчеркните их двумя чертами.

  1. Закрепление изученного (Презентация)

- В какой части Европы было поселение славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы.)

- Какие национальности позднее произошли от Восточных славян? (От восточных славян позднее произошли русские, украинцы и белорусы.)

- Как жили славяне? (Жили славяне племенами.)

- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день их был полон трудовых забот. И налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие.)

- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами.)

- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, косуль.)

- Кто такие бортники?' (Они собирали мед диких пчел.)

- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, развод огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав.) - Почему славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес.)

- Как Древние славяне выбирали место для жилья? (Место выбирали безопасное, вблизи рек, где-нибудь на пригорке, обычно на прибрежном холме.)

- Опишите дом древних славян. (Жилища до половины уходили землю. В доме было: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через небольшие открытые окошки и низенькую дверь. Стекол не было. От холода окна прикрывали досками, соломой, ветками.)

- Какая посуда была? (Посудой служили глиняные горшки сковородки.)

- Из чего шили одежду Древние славяне? (Одежду шили изо льна и шерсти.)

- Назовите главного из богов славян. (Перун – бог грома и молнии.)

- В кого еще они верили? (Верили, что дом охраняет домовой, в лесу водится леший, в реках и озерах живет водяной и русалки.)

- Какие праздники Древних славян вы запомнили? (Праздник Ивана на Купалы, в честь Солнца.) - Почему верования славян были так тесно связанно с природой? (Их жизнь сильно зависела от природы: урожай, охота, и т.д.)

  1. Подведение итогов урока

- С чем были тесно связаны жизнь, славян? Почему?

Домашнее задание: с. 34- 39

Дополнительный материал

Современные названия месяцев - январь, февраль и т.д. пришли к нам от древних римлян. Древние славяне называли месяцы года по-своему, и названия месяцев славянского календаря связанны с занятиями наших далеких предков.

Тяжелым трудом добывали себе пропитание славяне. Чтобы подготовить землю для посева, нужно было сначала вырубить участок в лесу­ - ведь там, где жили славяне, готовых полей не было. Зимний месяц, в течение которого рубили лес, назывался «сечень» (от слова «сечь» - рубить.). Далее следовали месяцы «сухий» и «березол», во время которых лес сушили и сжигали.

Сеяли прямо в золу, слегка разрыхленную деревянной сохой. 'Такое земледелие называли «огневым» или «подсечным». Чаще всего сеяли просо, но были известны и другие злаки - пшеница, ячмень, рожь. Из овощей была распространена репа.

Месяцы жатвы называли «серпень», а месяц молотьбы - «вресень» (от слова «врещи» - молотить).

Названия месяцев у древних славян, происходящие от названий зем­ледельческих работ, говорят нам том, что земледелие было главным занятием славян. Но они также разводили домашний скот, охотились, ловили рыбу, собирали ягоды, грибы, мед диких пчел.

Каждая семья изготавливала для себя все необходимое. В маленьких глиняных печах - домницах - из руды выплавляли железо. Кузнец выковывал из него ножи, топоры, наконечники стрел и копий, мечи и другие вещи. Женщины лепили глиняную посуду, ткали полотно и шили одежду.

Покупали только то, что нельзя было добыть самим или сделать на месте, например, соль - ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, поэтому расплачивались пушниной, медом, воском, зерном, скотом.

Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных коньках бог Солнца. Солнце греет и кормит человека. Но бывает так, что солнце сердится на человека, и тогда сохнут ручьи, рки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

А вот черные тучи закрыли Солнце. Разбушевался бог Перун. Он бьет дубинкой - гремит гром, стрелами - молниями рассекает тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун - он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот

« Убей тебя Перун» - говорили тому, кому желали зла.

Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу - Солнцу - посвящали несколько праздни­ков. Первый - в декабре, когда день перестает убывать. Следующий ­Масленица. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одеж­ду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До на­ших дней дошел обычай печь на масленицу блины - символ Солнца.

Самый большой праздник - Иванов день, или Иван Купала, прохо­дил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, наде­вали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры - славяне верили, что огонь очищает. За­тем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун - ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен - они молили о милости грозное божество.

Используемые источники:

Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 4 класс. М.: ВАКО, 2006, 400 с. (В помощь школьному учителю)

Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2011, 207 с. (Школа России)

infourok.ru

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян" (4 класс)

Жизнь древних славян.

Цели урока:

Сформировать у учащихся представления о жизни древних славян; развивать устную речь, умение работать по карте.

Оборудование: учебник, физическая карта, компьютер (презентация для SMART-комплекса), система интерактивного голосования Senteo.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Нам предстоит поработать с учебником, отвечать на вопросы, решать исторические задачи, работать с системой итерактивного голосования Senteo. Мы будем работать вместе, в парах и самостоятельно.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью древних славян; где жили древние славяне, чем занимались, как были устроены их дома, во что верили.

Я прошу вас быть предельно внимательными потому, что только правильно ответив на вопросы о жизни древних славян, мы с вами сможем вернуться от наших далёких предков в сегодняшний день.

Итак, начинаем.

  1. Новая тема.

  1. Слово учителя:

Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связанны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней – толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по – чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти все свободное место стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться и печи и сварить еду.

В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе.

  1. Работа по карте.

- Рассмотрите карту на стр. 35. Что вы можете узнать с её помощью о расселение славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек и морей ).

- По берегам каких рек и морей расселились древние славяне? (Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря).

- Найдите эти моря и реки на карте. (Дети работают у карты).

- Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

- Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян).

  1. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 34 - 35. При чтении будьте предельно внимательными, так как знания, полученные из учебника, потребуются для ответов на очень интересные вопросы.

- Как жили славяне? (Жили славяне племенами).

- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие).

- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами).

- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей, косуль).

- Кто такие бортники? (Они собирали мёд диких пчёл).

- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав).

- Почему древние славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес).

III. Физкультминутка.

- Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями).

- Мы охотники, мы стреляем из лука.

- Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром.

- Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл.

- Мы занимаемся земледелием:

- рубим деревья,

- пашем землю,

- сеем просо, пшеницу,

- жнём колосья,

- молотим зерно,

- замешиваем тесто,

- печём хлеб.

- Какой ароматный получился хлеб!

IV. Продолжение новой темы.

- Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (Славяне считали, что лес и деревья, ручейки и речки, солнце и ветер – всё это живое, одушевлённое. И всеми повелевают боги).

- Кто, по поверьям славян водился в реках, в лесу, в доме? (Русалки, лешие, домовые).

- О каком боге Древних славян вы узнали, прочитав текст в учебнике? (Перун – бог грома и молнии).

- Что ещё было связано с почитанием природы? (Были связаны многие славянские праздники. Один из праздников – праздник Ивана Купалы).

- В честь какого бога устраивали этот праздник.

- Дома вы должны были найти имена богов, которым поклонялись древние славяне, и узнать, чем эти боги повелевали.(Опережающее задание).

- Проверим, как вы подготовились. Я буду показывать и называть бога древних славян, а вы говорить, каким явлением природы он повелевал. (Учитель показывает изображения богов, а ученики отвечают).

- Стрибогу – богу ветра очень понравились ваши ответы, но он решил ещё раз вас проверить. Он подул и перепутал имена богов и явления природы. Помогите, соедините имена богов с явлениями природы.

- Работу выполняйте в парах, а одна пара пойдет выполнять задание на доске.

hello_html_m20b5b482.png

- Проверим.

hello_html_m30c9fb9d.png

- Молодцы!

V. Закрепление изученного материала.

- Проверим полученные знания, выполним тест. (Работа с системой интерактивного голосования Senteo).

1) Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2) Древние славяне жили:

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.

3) Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

4) Посуду древние славяне делали из:

а) глины;

б) металла;

в) дерева.

5) Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.

- Молодцы! Все справились с тестом.

VI.Домашнее задание.

Стр. 34-38: прочитать.

Стр. 39: выполнить задания № 1-4.

VII. Итог урока.

- Что интересного узнали на уроке?

- Дома расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

infourok.ru

Урок по окружающему миру на тему "Жизнь древних славян"(4 класс)

Автор:

Рябова Наталья Александровна

Предмет:

Окружающий мир

Класс:

4 (ОВЗ)

УМК:

А. А. Плешаков. Мир вокруг нас

Тема урока:

Жизнь древних славян

Цель:

сформировать у учащихся представление о жизни древних славян

Планируемые результаты:

Предметные:

иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян,

продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,

обогащать словарный запас,

расширять кругозор детей,

повторить понятия о родственных и однокоренных словах

Регулятивные:

определять цель урока,

определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,

определять правильность выполнения заданий,

самостоятельно организовывать рабочее место

Ученик получит возможность научиться:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать; повышать интерес к самому процессу познания;

ориентироваться в материале урока;

сопоставлять и отбирать информацию;

делать выводы;

понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;

использовать знаково-символические средства

Ученик получит возможность научиться:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

участвовать в диалоге,

читать про себя и понимать прочитанное,

отстаивать свою точку зрения,

соблюдать правила речевого этикета,

понимать точку зрения другого человека,

участвовать в работе группы,

распределять роли,

договариваться друг с другом,

оценивать свою работу.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Личностные:

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Ученик получит возможность научиться:

освоению личностного смысла учения

Тип урока:

ознакомление с новым материалом

Оборудование:

компьютер, мультимедиа проектор, экран, презентация Microsoft PowerPoint, карточки с заданиями для групповой работы

Структура урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

1 этап Включение в учебную деятельность

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, гостям.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

Слушают учителя.

Выполняют

действия

задаваемые

учителем

Осуществляют

актуализацию знаний

о правилах

поведения на уроке

Взаимодействовать

с учителем во

фронтальном

режиме

Строить

монологическое

высказывание

Самоконтроль

своих действий

Принимать и

сохранять

учебную задачу.

Уметь

контролировать

процесс своих

действий

2 этап Актуализация опорных знаний Создание проблемной ситуации

Проверочный тест в парах. За каждый правильный ответ 1 балл

-А теперь посмотрите на предметы (Слайд 2) Выскажите предположение, кому могли бы принадлежать такие предметы?

-Потомкам, предкам, современникам?

-К кому мы отправимся в путешествие?

-Кто были наши предки? Какие есть предположения?

Рассматривают предметы, выдвигают предположения о том кому они могли принадлежать

Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию жизненного, личного опыта

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Строить понятные для собеседника высказывания

Контролировать

правильность

ответов

обучающихся

Уметь

слушать в

соответствии

с целевой

установкой.

Дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

поставленного

задания

3 этап

Определение темы урока-путешествия.

Целеполагание

-Определите тему нашего урока — путешествия (Слайд 3) Перед вами глаголица. Прочитайте, что здесь написано.О ком мы сегодня будем говорить?

Тема: Жизнь древних славян.

-Какую цель вы поставите перед собой?

(Узнать о жизни и быте древних славян.)

-На какие вопросы мы должны будем ответить в ходе путешествия?

-Как они выглядели? Как жили? Чем они занимались? Кому поклонялись?

Выдвигают предположения

о теме урока-путешествия.

Выдвигают гипотезу, обосновывать её. Осуществлять актуализацию жизненного опыта

Формулировать вопросы по теме урока-путешествия

Формировать умения планировать учебное сотрудничество в поиске

Адекватно использовать речь для планирования своей деятельности и регуляции целеполагания

Планировать деятельность по решению проблемы

Уметь планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися.

Уметь ставить учебную задачу и добиваться её выполнения

4 этап

Открытие нового знания

1. (Слайд 4, 5) Рассказ учителя (см. приложение 1)

2. (Слайд 6) - Рассмотрите карту на с. 35.

- Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян?

- Найдите эти реки на карте и назовите Рассказ учителя (см. приложение 2)

-Изучите карту и скажите, какие племенные объединения были у славян?

Составьте портрет славянина

Работают с картой, открывают новые знания

Слушают вопрос учителя, выдвигают предположения

Преобразовывают информацию из одной формы в другую

Выделяют

существенную

информацию

Формулировать вопросы по теме урока-путешествия.

Взаимодействовать с

учителем;

- слушать

собеседника;

формулировать

собственное мнение,

позицию Планировать учебное сотрудничество в поиске информации

Уметь оформлять мысли в устной форме

Планируют групповую работу по выполнению задания учителя

Принимать и

сохранять учебную

задачу;

- планировать своё действие

3. Работа с иллюстрацией «Поселение славян» (Слайд 7) (см. приложение 3)

-Продолжим наше путешествие?

- Ребята, посмотрите -куда мы попали?

-Что мы видим? Какие особенности вы заметили? Для чего ров?

Давайте заглянем в избу славян. Для этого мы сейчас с вами поднимемся в наш школьный музей.

Рассказ работника музея

4. Занятия славян (Слайд 8) (см. прил. 4)

– Что вы видите на картинке? Как вы думаете, какие занятия могли быть у славян? Глядя на картинки, запишите, чем занимались славяне.

Дети, рассматривают слайд, записывают

-Как вы думаете, почему при ветре не сеяли?

До наших времен сохранились пословицы:

Хлеб – всему голова

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать

– Посмотрите на предметы на ваших столах. Что вы видите? Из чего сделан предмет? Для чего он служит? Как называется ремесло? А теперь представьте, что вы в славянском посёлке. Кипит работа, никто не сидит на месте. Мне интересно, а чем же занимаются славянские дети?

5. Верования славян. Наше путешествие продолжается.

- Кому поклонялись? Во что верили?

Просмотр видеоролика о славянских богах

Долгое время славяне почитали разных богов. - Как вы думаете, почему?

От нечистой силы делали различные обереги.Рассказ и показ оберега: куклы -пеленашки. (Слайд 9, приложение 5)-Понравилась вам кукла? Сможете сами сделать такую? Впереди праздники. Сделайте такую куклу своим родителям с пожеланием удачи и успеха

Выдвигают гипотезы на основе жизненного опыта

Отвечают на вопросы учителя, записывают

Экскурсия в школьный музей. Слушают информацию работника музея

Смотрят видеофрагмент

Строят логическое рассуждение

Выражать в речи свои мысли

Слушать друг друга, доказывают свою точку зрения

Владеть монологической и диалогической формами речи

Выполнять учебные действия в громко-речевой форме, контролировать свои действия в

ходе работы

Уметь корректировать себя

Принимать и сохранять учебную задачу

5 этап

Включение изученного в систему знаний и повторений

Заканчивая наше путешествие, мы вспомним, о чем мы сегодня говорили и поработаем в группах: 1 группа(более сильная)- отвечает на вопросы. Выбирает из готовых ответов правильные, убирает лишние и вклеивает. 2 группа (более слабая) - работает с картинками. Выбирает и наклеивает только те, которые относятся к теме урока, лишнее убирают.

Самооценка: проверим полученный результат. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл, ссумируйте баллы.

Я хочу тоже оценить, как вы работали на уроке.

Работают в группах под звуки волынки

Формируют умение выделять существенную информацию из иллюстраций, текста

Высказывать предположения Строитьответ на поставленный вопрос

Умение планировать сотрудничество в группе.

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы

Формулировать собственное мнение и позицию

Умение строить высказывания, обмениваться мнениями, слушать друг друга

Соотносить правильный ответ

Осуществлять взаимоконтроль в процессе выполнения

Уметь осуществлять самоконтроль

6 этап Рефлексия

Какая тема урока была?

Какую мы поставили цель путешествия?

Узнать о том, где жили славяне?

Узнали мы? Где поселились славяне?

Ещё какую цель мы ставили?

Рефлексия -Что понравилось на уроке? Как оцените свою работу на уроке? (Самооценка работы на уроке (ставят в бланках себе отметку)

(Слайд 10)

Отвечают на вопросы учителя

Обобщать знания о полученном материале

Слушают друг друга, высказывают своё мнение

Строить высказывания, понятные одноклассникам

Оценивают свою работу

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Анализировать результаты своей деятельности

Домашнее задание:1 группа – стр. 39 вопрос 1; 2 группа – стр.39 вопрос 2

Для всех Р.Т. стр. 13-14

Выполняя домашнее задание ученик получит возможность использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, создать собственные устные или письменные высказывания

infourok.ru

Урок окружающего мира " Жизнь древних славян"

Конспект урока окружающего мира по разделу « Страницы истории России»

Тема: Жизнь древних славян

Цели урока:

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей, умение работать в группах, оценивать себя.

Ход урока

Формирование УУД

1 Актуализация знаний

2. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие нового знания.

3. Развитие умений

- применение знаний

4. Итоги урока

  • Мы с вами завершили первый раздел : «Страницы всемирной истории»

  • А сегодня мы переходим к новому разделу

  • Вы сейчас послушаете стихотворение и скажите о ком оно.

Стихотворение

Слава нашей стороне!Слава нашей старине!И про эту старинуЯ рассказывать начну,Чтобы дети знать моглиО делах родной земли.Времена теперь другие,Как и мысли и дела –Далеко ушла РоссияОт страны, какой была.Умный, сильный наш народДалеко глядит вперёд,А преданья стариныЗабывать мы не должны.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА о чём мы узнаем?( Как жили наши предки.)

  • А кто такие предки?

  • Может кто-то знает, кто были нашими предками

( Славяне)

ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Кто?

Где?

Как?

Чем?

Какие?

( Дети формулируют вопросы:

Кто такие славяне? Характеристика.

Где жили? Расселение славян

Как жили? Жилище древних славян.

Чем занимались? Занятие древних славян.

Верования древних славян.

Праздники древних славян.

У нас получился сегодняшний план урока

  • Какую цель поставим?( Цель: должны узнать, как жили древние славяне, и ответить на поставленные вопросы)

  • Кто такие славяне? Существует много объяснений. Одно из них « славяне», образовалось от слова « слава», обозначает славный, хвалимый, «живущие у воды»

  • А в словаре какое даётся толкование?( ……….)

  • Полторы тысячи лет прошло, как по берегам рек поселились славяне.

  • Перед вами карточка №1 с отрывком « Повести временных лет», в которой говорится о расселении славянских племён. Читаем задание. Что должны сделать?( подчёркиваем карандашом названия племён)

- Подчеркните названия племен в тексте.

«… Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем – словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.»

  • Перечислите названия племён, на вашей карточке и покажите это племена на карте у доски.

  • ( ………………………)

(Объяснения учителя. Где лес не такой густой, племена жили на больших полянах, называли- полянами, где густой лес- древлянами, дреговичи- на болотистой местности, другие названия племен произошли от названий рек , например, у реки Полота- назывались полочанами, у озера Ильмень ильменские( словене) племена и т.д.

infourok.ru

Жизнь древних славян. - окружающий мир, уроки

Жизнь древних славян.

Цели урока:

Сформировать у учащихся представления о жизни древних славян; развивать устную речь, умение работать по карте.

Оборудование: учебник, физическая карта, компьютер (презентация для SMART-комплекса), система интерактивного голосования Senteo.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Нам предстоит поработать с учебником, отвечать на вопросы, решать исторические задачи, работать с системой итерактивного голосования Senteo. Мы будем работать вместе, в парах и самостоятельно.

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью древних славян; где жили древние славяне, чем занимались, как были устроены их дома, во что верили.

Я прошу вас быть предельно внимательными потому, что только правильно ответив на вопросы о жизни древних славян, мы с вами сможем вернуться от наших далёких предков в сегодняшний день.

Итак, начинаем.

  1. Новая тема.

  1. Слово учителя:

Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне. Остатки этих поселений сохранились до наших дней, их сейчас изучают археологи.

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.

В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связанны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней – толстый слой соломы.

Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по – чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти все свободное место стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться и печи и сварить еду.

В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе.

  1. Работа по карте.

- Рассмотрите карту на стр. 35. Что вы можете узнать с её помощью о расселение славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек и морей ).

- По берегам каких рек и морей расселились древние славяне? (Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Чёрного моря до берегов Балтийского моря).

- Найдите эти моря и реки на карте. (Дети работают у карты).

- Какие племенные объединения были у славян? (Жили славяне племенами: восточные славяне, западные славяне, южные славяне).

- Какое из племён занимало наибольшее пространство? (Племя восточных славян).

  1. Работа с учебником.

Прочитайте текст на стр. 34 - 35. При чтении будьте предельно внимательными, так как знания, полученные из учебника, потребуются для ответов на очень интересные вопросы.

- Как жили славяне? (Жили славяне племенами).

- Почему славяне были крепкими, выносливыми? (Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие).

- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками, рыболовами).

- На кого они охотились? (Охотились они на кабанов, медведей, косуль).

- Кто такие бортники? (Они собирали мёд диких пчёл).

- Чем занимались женщины? (Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав).

- Почему древние славяне жили племенами? (Сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес).

III. Физкультминутка.

- Я предлагаю вам побыть в роли древних славян. (Дети сопровождают слова учителя соответствующими движениями).

- Мы охотники, мы стреляем из лука.

- Мы рыболовы, мы ловим рыбу багром.

- Мы бортники, мы лезем на дерево за мёдом диких пчёл.

- Мы занимаемся земледелием:

- рубим деревья,

- пашем землю,

- сеем просо, пшеницу,

- жнём колосья,

- молотим зерно,

- замешиваем тесто,

- печём хлеб.

- Какой ароматный получился хлеб!

IV. Продолжение новой темы.

- Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? (Славяне считали, что лес и деревья, ручейки и речки, солнце и ветер – всё это живое, одушевлённое. И всеми повелевают боги).

- Кто, по поверьям славян водился в реках, в лесу, в доме? (Русалки, лешие, домовые).

- О каком боге Древних славян вы узнали, прочитав текст в учебнике? (Перун – бог грома и молнии).

- Что ещё было связано с почитанием природы? (Были связаны многие славянские праздники. Один из праздников – праздник Ивана Купалы).

- В честь какого бога устраивали этот праздник.

- Дома вы должны были найти имена богов, которым поклонялись древние славяне, и узнать, чем эти боги повелевали.(Опережающее задание).

- Проверим, как вы подготовились. Я буду показывать и называть бога древних славян, а вы говорить, каким явлением природы он повелевал. (Учитель показывает изображения богов, а ученики отвечают).

- Стрибогу – богу ветра очень понравились ваши ответы, но он решил ещё раз вас проверить. Он подул и перепутал имена богов и явления природы. Помогите, соедините имена богов с явлениями природы.

- Работу выполняйте в парах, а одна пара пойдет выполнять задание на доске.

- Проверим.

- Молодцы!

V. Закрепление изученного материала.

- Проверим полученные знания, выполним тест. (Работа с системой интерактивного голосования Senteo).

1) Русские, украинцы и белорусы произошли от:

а) восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2) Древние славяне жили:

а) семьями;

б) в одиночку;

в) племенами.

3) Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) из кирпича;

в) из столбов деревьев.

4) Посуду древние славяне делали из:

а) глины;

б) металла;

в) дерева.

5) Праздник Ивана Купалы:

а) в честь воды;

б) в честь Солнца;

в) в честь Земли.

- Молодцы! Все справились с тестом.

VI.Домашнее задание.

Стр. 34-38: прочитать.

Стр. 39: выполнить задания № 1-4.

VII. Итог урока.

- Что интересного узнали на уроке?

- Дома расскажите родителям о том, что узнали на уроке.

kopilkaurokov.ru

История Презентация "Жизнь древних славян" 4 класс

Презентация по истории «Жизнь древних славян» составлена для учащихся 4 класса и ориентировано на работу с учебным комплектом

А.А. Плешакова в разделе «Страницы отечественной истории».

  Этот раздел помогает узнать о важных событиях истории России.

На уроке дети знакомятся с жизнью Древних Славян на основе летописных сведений с использованием иллюстраций и исторической карты места проживания. Слайды, подобранные для урока помогают познакомить с бытом, разнообразными промыслами, торговлей древних славян.

Находить ответы на поставленные вопросы: Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? Какая связь с фантастическими существами?

 Пополнять знания детей информацией о православных праздниках, на Руси дошедших до наших дней.

Развивать устную речь, умение работать по карте.

 

Просмотр содержимого документа «История Презентация "Жизнь древних славян" 4 класс »

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Предки наши, славяне, в незапамятную еще старину пришли из Азии в Европу. Сначала поселились они по нижнему течению Дуная и заняли земли к северу от него до Карпатских гор. На Дунае жить было привольно: климат здесь теплый, земли плодородные, растительность богатая. Не ушли бы славяне отсюда по своей воле, да стали их теснить другие народы. Пришлось славянскому племени раздробиться и двинуться в другие земли.

Одна часть их все-таки осталась на Дунае. Другая часть славян пошла дальше на север. Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ. Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы

Одна часть их все-таки осталась на Дунае.

Другая часть славян пошла дальше на север.

Третья часть славян пошла на северо-восток, расселилась по Днепру и его притокам да по Ильменю и Волхову. Эти славяне и были нашими предками, от них ведет начало русский народ.

Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы

Названия славянских племен Географические ориентиры поселения поляне На полях, предки киевлян северяне На севере, соседи полян древляне дреговичи среди деревьев в болотистой местности полочане у реки Полоты ильменские славяне у берегов озера Ильмень радимичи у реки Сож вятичи в бассейне реки Оки

Названия славянских племен

Географические ориентиры поселения

поляне

На полях, предки киевлян

северяне

На севере, соседи полян

древляне

дреговичи

среди деревьев

в болотистой местности

полочане

у реки Полоты

ильменские славяне

у берегов озера Ильмень

радимичи

у реки Сож

вятичи

в бассейне реки Оки

Какие национальности позднее произошли от Восточных славян? русские украинцы белорусы

Какие национальности позднее произошли от Восточных славян?

русские

украинцы

белорусы

Славянский поселок

Славянский поселок

Почему славяне были крепкими, выносливыми? Каждый день их был полон трудовых забот. 2. Их налаженную жизнь могло потревожить лишь внезапное появление недругов или какое-либо бедствие

Почему славяне были крепкими, выносливыми?

  • Каждый день их был полон трудовых забот.

2. Их налаженную жизнь могло потревожить лишь внезапное появление недругов или какое-либо бедствие

Занятия славян

Занятия славян

Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами . Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Люди селились большими группами и стали заниматься земледелием.

Славяне, что расселились на полях по среднему течению Днепра, назывались полянами . Земля здесь давала богатые урожаи, могла прокормить много народу. Л

kopilkaurokov.ru

Урок по окружающему миру "Жизнь древних славян"

Автор: Рябова Наталья Александровна

Предмет: окружающий мир

Тема урока: Жизнь древних славян

Цели урока:

Образовательная: формировать представление о жизни древних славян.

Воспитательная: воспитывать интерес к истории своего народа, развивать интерес к предмету.

Развивающая: развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление, умение работать с картой, обогащать словарный запас.

Методы: рассказ, демонстрация, наблюдение, экскурсия

Оборудование: учебник "Окружающий мир" А.А. Плешаков, электронная презентация, проверочный тест, сюжетные картинки.

Ход урока

1.Организационный момент (2 мин)

Цель: - проверить готовность класса к уроку. Организация детей на восприятие.

Вот книжки на столе, а вот - тетрадки,

И хочется играть сегодня в прятки,

И не досуг дуть на корабль бумажный -

Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (5 мин.)

Цель: - подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.

1. Работа в группах ( проверочный тест)

2. - Мы продолжаем путешествие по дороге истории. Откройте учебник на стр. 33. Прочитайте название раздела. Итак, путь наш лежит по страницам истории Отечества. Отправляемся в далекие времена, когда жили наши предки, узнаем, в каких условиях они жили и чем занимались.

СЛАЙД 1

Чтобы узнать к какому народу отправляемся, прочитайте, что здесь написано. Перед вами глаголица.

– Какое слово мы видим? (славяне)

Итак, сегодня мы узнаем о жизни древних славян.

III. Изложение нового материала. (20 мин.)

Цель: - формирование представления о жизни древних славян.

СЛАЙД 2

Славяне – это обширная группа племен и народов, принадлежащих к одной языковой семье, т.е. их язык был очень похожим. По особенностям языка славян разделили на группы: западные, восточные, южные. Мы с вами тоже славяне, и сегодня мы познакомимся с жизнью восточных славян, к которым в наше время относятся русские, украинцы и белорусы.

Работа по карте.

СЛАЙД 3

Много было в чаще бора и медведей, и волков,

Много уток на озёрах, на болотах – куликов.

Коршун вился над лугами, и лосиною тропой

Зверь с могучими рогами выходил на водопой.

Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,

Только предки наших предков появлялись тут весной.

Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,

Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: «Места много, есть что есть и есть что пить!»

Помолились люди Богу, стали строиться и жить.

(Наталья Кончаловская)

- Рассмотрите карту на с. 35.

- Что вы можете узнать с её помощью о расселении славян? (1.5 тысячи лет назад на огромном пространстве Восточной Европы от самого юга до Северных земель по берегам рек жили восточные славяне .)

- Найдите эти реки на карте и назовите ( Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря.)

- Жили славяне племенами. Каждое племя состояло из рода. Род – это семья. Значит, племя состояло из нескольких семей. Несколько племен составляли племенные объединения. Сегодня на уроке мы говорим о племенном объединении восточных славян.

-Изучите карту и скажите, какие племенные объединения были у славян?

Поселение.

СЛАЙД 4

Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения богам. Заглянем в избушку.

Для этого мы сейчас с вами поднимемся в наш школьный музей.

Дома древних славян были углублены в землю. Строились они из тонких слоев деревьев – жердей, очищенных от веток и коры, крыша тоже из жердей и покрыта соломой. Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки на ночь закрывали досками или соломой, стекол не было. В углу находилась печь, сложенная из камня, которая обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась "по-черному", это значит, что трубы не было, а дым выходил через окна, двери, отверстия под крышей. В доме находился стол и лавки. Посудой служили глиняные горшки да сковороды. Одежду носили из льна и шерсти.

Занятия древних славян.

СЛАЙД 5

– Что вы видите на картинке?

– Как вы думаете, какие занятия могли быть у славян в лесу?

Охота – в лесах много всяких зверей: медведей, кабанов, лис, волков…Их шкуры служили одеждой и одеялом.

Рыболовство – в озерах и реках было много рыбы. Брали только крупную рыбу. Ловили гарпуном и сетями.

Гончарное дело – изготавливали глиняную посуду.

Земледелие было самым главным занятием. Труд очень тяжелый. Зимой вырубался участок леса. Весной выжигался. Зола служила удобрением. Землю пахали сохой, рыхлили мотыгой, затем засевали. Человек с ситом ходил и разбрасывал зерна по вспаханному полю. При ветре не сеяли.

– Как вы думаете, почему?

Чтобы семена закрыть землей, поле обрабатывали бороной. Хлеб называли "жито" – от слова жить, так как являлся главным продуктом питания. До наших времен сохранились пословицы:

Хлеб – всему голова.

Хлебную кроху уронить да не поднять, в жизни удачи не видать.

После нескольких урожаев земля истощалась и приходилось отчищать от леса новые участки . все это требовало огромных усилий, но благодаря этому упорному труду славяне осваивали большие пространства, превращая непроходимые леса и болота в плодородные нивы.

Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав, в жизни славян играло большую роль. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из нее в голодное время пекли лепешки.

Бортничество – славяне занимались сбором меда, так как в лесах обитало много диких пчел. Использовали мед и в пищу и в качестве лекарства. Собирательство меда лесных пчел называлось бортничеством (борть – "дупло дерева", где жили дикие пчелы).

Скотоводство. Детенышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока, люди стали меньше зависеть от природы.

Так же занимались славяне строительством.

Женщины ткали полотно, пряли и шили одежду, разводили огороды, готовили пищу. То, что нельзя было добыть или сделать самим, например, соль – ведь ее не везде можно было найти. Денег тогда еще не было, поэтому расплачивались пушниной медом, воском, зерном, скотом.

Крепка была связь между поколениями. Трудовые навыки и опыт переходили от отца к сыну, от матери к дочери.

Просмотр видео

-Так же, как и другие народы, славяне верили в богов.

IV. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (5 мин.)

Цель: - усвоение учащимися нового способа действия, учащиеся получают творческие задания для подготовки к усвоению новой темы.

Самостоятельная работа в группах.

(Учащимся выдается раздаточный материал).

1 группа(более сильная)- отвечает на вопросы. Выбирает из готовых ответов правильные, убирает лишние и вклеивает.

2 группа(более слабая)- работает с картинками. Выбирает и наклеивает только те, которые относятся к теме урока, лишнее убирают.

V. Включение в систему знаний повторение. (3 мин.)

Цель: - повторить и закрепить изученный материал и подготовить к изучению следующих разделов курса.

Каждая группа защищает свой мини-проект. Группы оценивают правильность работы.

Домашнее задание: 1 группа – стр. 39 вопрос 1

1 группа – стр.39 вопрос 2

Для всех Р.Т. стр. 13-14

VI. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)

Цель: - осознание метода преодоления затруднений и самооценка.

-Что понравилось на уроке? Как оцените свою работу на уроке? (Самооценка работы на уроке (ставят в бланках себе отметку)).

multiurok.ru