История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

РАННЯЯ ГРЕЦИЯ. Древняя греция ранняя греция


РАННЯЯ ГРЕЦИЯ. Древние цивилизации

РАННЯЯ ГРЕЦИЯ

Рубеж III—II тыс. до н. э. является важнейшим этапом в истории Европы. Именно тогда в южной части Балканского п-ова и на прилежащих островах возникают общества, разделенные на классы.

Около 2500 г. до н. э. на многих островах Эгейского моря и на материке создаются крупные металлургические центры. Значительные успехи наблюдаются в керамическом производстве, где стал применяться гончарный круг. Благодаря развитию мореплавания усиливаются контакты между различными районами, распространяются технические и культурные новшества. Столь же ощутимым был и прогресс в сельском хозяйстве, связанный с созданием нового поликультурного типа (так называемая средиземноморская триада), в основе которого лежит выращивание злаковых, прежде всего ячменя, винограда и оливок. Большое влияние на развитие этого региона оказало и соседство древних цивилизаций Переднего Востока.

Начальные стадии становления классового общества и государства в этом регионе пока еще недостаточно изучены, и это объясняется главным образом тем, что в распоряжении исследователей сравнительно немного источников. Археологические материалы, относящиеся к данному периоду, не могут осветить политическую историю, характер социальных отношений, а древнейшая система письменности, появившаяся на Крите (так называемое линейное письмо А), еще не дешифрована. В дальнейшем греки Балканского п-ова приспособили это письмо к своему языку (так называемое линейное письмо Б). Оно было дешифровано только в 1953 г. английскими учеными М. Вентрисом и Дж. Чэдвиком. Но все тексты—документы хозяйственной отчетности, и потому объем сведений, сообщаемых ими, ограничен. Определенную информацию об обществе II тыс. до н. э. сохранили знаменитые поэмы греков «Илиада» и «Одиссея», а также некоторые мифы. Однако исторически интерпретировать эти источники сложно, так как действительность в них художественно преображена, идеи и реалии различного времени сплавлены воедино и крайне трудно вычленить то, что бесспорно относится ко II тыс. до н. э.

Как полагают некоторые исследователи, вполне возможно, что первые очаги государственности возникают на Балканском п-ове еще в середине III тыс. до н. э. Но процесс становления классового общества и государственности в южной части Балканского региона был прерван нашествием племен с севера. Около XXII в. до н. э. здесь появились собственно греческие племена, называвшие себя ахейцами или данаями. Старое, до-греческое население, этническая принадлежность которого не установлена, было частично вытеснено или уничтожено пришельцами, частично ассимилировано. Завоеватели стояли на более низком уровне развития, и это обстоятельство сказалось на определенном различии судеб двух частей региона: материковой и о-ва Крит. Крит не был задет упомянутым процессом и потому на протяжении нескольких веков представлял зону наиболее быстрого социально-экономического, политического и культурного прогресса.

Цивилизацию эпохи бронзы, возникшую на Крите, обычно называют минойской. Такое название ей дал английский археолог А. Эванс, впервые обнаруживший памятники этой цивилизации при раскопках дворца в Кноссе. Греческая мифологическая традиция считала Кносс резиденцией царя Миноса — могущественного владыки Крита и многих других островов Эгеиды. Здесь у царицы Пасифаи родился Минотавр (получеловек-полубык), для которого Дедал построил в Кноссе лабиринт.

Во второй половине III — начале II тыс. до н. э., видимо, были освоены все земли, пригодные для земледелия — ведущей отрасли хозяйства Крита. Важную роль, по всей вероятности, играло и скотоводство. Значительный прогресс наблюдался в ремесле. Рост производительности труда, создание избыточного продукта приводили к тому, что часть его могла использоваться и в межобщинном обмене. Для Крита это имело особое значение, поскольку остров лежал на перекрестье древних морских путей.

На рубеже III и II тыс. до н. э. на Крите возникают первые государства. Вначале их было четыре с центрами-дворцами в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Именно появление дворцов свидетельствует о классовом характере общества и развитии государственности.

Эпоха «дворцовой цивилизации» на Крите охватывает примерно 600 лет: от 2000 до 1400 г. до н. э. Около 1700 г. до н. э. дворцы были разрушены. Как считают некоторые ученые, это было вызвано природными катаклизмами (вероятнее всего, грандиозным землетрясением), другие видят в этом результат социальных конфликтов, следствие борьбы народных масс. Однако разразившаяся катастрофа ненадолго задержала развитие. Вскоре на месте разрушенных дворцов появились новые, превосходившие старые монументальностью и роскошью.

Об эпохе «новых дворцов» мы знаем несколько больше. Хорошо исследованы, например, четыре упомянутых выше дворца, ряд поселений, некрополи. Лучше всего изучен раскопанный А. Эвансом кносский дворец — грандиозное сооружение на общей платформе (около 1 га). Хотя до нашего времени сохранился только один этаж, совершенно ясно, что здание было двух-, а возможно, и трехэтажное. Дворец имел прекрасную систему водоснабжения и канализации, терракотовые ванны в специальных помещениях, продуманную вентиляцию и освещение. Многие предметы быта выполнены на высоком художественном уровне, часть — из драгоценных металлов. Стены помещений дворца украшали великолепные росписи, воспроизводившие окружающую природу или сцены из жизни его обитателей. Большую часть цокольного этажа занимали кладовые, в которых хранилось вино, оливковое масло, зерно, изделия местного ремесла, а также товары, поступавшие из дальних стран. Во дворце располагались и ремесленные мастерские, где работали ювелиры, гончары, художники-вазописцы.

Вопрос о социальной и политической организации критского общества решается учеными по-разному, но на основании имеющихся данных можно предполагать, что основой хозяйственной жизни государства было дворцовое хозяйство. Критское общество эпохи расцвета, вероятно, представляло собой теократию: в одном лице сочетались функции царя и верховного жреца. Уже появились рабы, но число их оставалось незначительным.

Апогей минойской цивилизации приходится на XVI — первую половину XV в. до н. э. В начале этого периода происходит объединение всего Крита под властью кносских владык. Греческое предание считает царя Миноса первым «владыкой моря» — он построил большой флот, уничтожил пиратство и установил свое господство на Эгейском море. В конце XV в. до н. э. на Крит обрушилась катастрофа, нанесшая смертельный удар минойской цивилизации. Очевидно, она произошла из-за грандиозного извержения вулкана на о-ве Тира. Большинство поселений и дворцов погибло. Воспользовавшись этим, на остров с Балкан вторглись ахейцы. Из передового центра Средиземноморья Крит превращается в провинцию ахейской Греции.

Расцвет цивилизации ахейской Греции наступает в XV—XIII вв. до н. э. Центром этой цивилизации была, очевидно, Арголида. Расширяясь, она охватила затем весь Пелопоннес, Среднюю Грецию (Аттика, Беотия, Фокида), значительную часть Северной Греции (Фессалия), а также многие острова Эгейского моря.

Как и на Крите, важнейшую роль в жизни общества играли дворцы. Наиболее значительные из них открыты в Микенах, Тиринфе, Пилосе, Афинах, Фивах, Орхомене, Иолке. Но ахейские дворцы резко отличаются от критских: все они представляют собой мощные цитадели. Самым впечатляющим примером служит цитадель Тиринфа, стены которой выложены из огромных блоков известняка, достигающих порой 12 т веса. Толщина стен превышала 4,5 м, высота же только в сохранившейся части — 7,5 м.

Подобно критским, ахейские дворцы имеют одинаковую планировку, однако для них характерна четкая симметрия. Лучше всего изучен археологами пилосский дворец. Он был двухэтажным и состоял из нескольких десятков помещений: парадных, сакральных, покоев царя и царицы, их домочадцев: складов, где хранили зерно, вино, оливковое масло, предметы обихода; подсобных помещений. Важную часть дворца составлял арсенал с запасом оружия. Во дворце существовала налаженная система водоснабжения и канализации. Стены многих помещений украшали росписи, часто с батальными сценами.

Исключительную важность для истории II тыс. до н. э. представляют результаты раскопок, начатых греческими археологами в 1967 г. на о-ве Тира — самом южном из группы Кикладских о-вов. Под слоем вулканического пепла здесь были найдены остатки города, погибшего при извержении вулкана. Раскопки вскрыли мощеные улицы, большие здания, от которых сохранились вторые и даже третьи этажи с ведущими на них лестницами. Поразительны росписи стен зданий: голубые обезьяны, стилизованные антилопы, два борющихся мальчика, на руке одного из них специальная перчатка. На фоне красных, желтых и зеленых скал, покрытых травой и мхом. красные лилии на желтых стеблях и летящие над ними ласточки. По-видимому, так художник написал картину прихода весны, и роспись дает возможность судить о том, как выглядел этот цветущий остров, пока его не постигла катастрофа. О том же, в каких домах жили, на каких судах плавали тогдашние тиренцы, можно судить по другой росписи, изображающей, очевидно, панораму города и море со множеством кораблей.

Основой экономической структуры ахейского общества было дворцовое хозяйство, которое включало большие ремесленные мастерские— по переработке сельскохозяйственных продуктов, прядильные и швейные, металлургические и металлообрабатывающие, изготовлявшие орудия труда и оружие. Дворцовое хозяйство контролировало также основные виды ремесленной деятельности на всей территории,– под особо строгим контролем находилась металлообработка.

Владельцем земли, как следует из документов пилосского архива, являлся дворец. Все земли делились на две категории: находившиеся в частном владении и общинные. Самый низший слой общества составляли рабы, но их было относительно немного, и принадлежали они в основном дворцу. Рабы различались по своему положению, и между рабами и свободными отсутствовала четкая граница. Важную социальную группу составляли формально свободные общинники. Они имели свои участки земли, дом, хозяйство, но зависели от дворца экономически и политически. Господствующий слой включал в первую очередь развитый бюрократический аппарат — центральный и местный. Во главе государства стоял царь («ванака»), обладавший политическими и сакральными функциями.

Политическая история ахейской Греции известна плохо. Некоторые ученые пишут о единой Ахейской державе под гегемонией Микен. Однако более правильно считать, что каждый дворец — центр самостоятельного государства, между которыми часто возникали военные конфликты. Это, однако, не исключало возможности временного объединения ахейских царств. Видимо, так было во время похода на Трою, события которого легли в основу «Илиады» и «Одиссеи». Не исключено, что Троянская война — один из эпизодов широкого колонизационного движения, начавшегося во второй половине II тыс. до н. э. Ахейские поселения появились на западном и южном побережьях Малой Азии, активно заселялись о-ва Родос и Кипр, ахейские фактории были открыты в Сицилии и Южной Италии. Ахейцы участвовали в том мощном натиске на прибрежные страны Переднего Востока, который обычно называют движением «морских народов».

В XIII в. до н. э. процветающие ахейские государства начали ощущать приближение грозных событий. Во многих местах возводятся новые и ремонтируются старые укрепления. Как свидетельствуют археологические раскопки, катастрофа разразилась в самом конце XIII в. до н. э. Почти все дворцы и большая часть поселений оказались уничтожены. Агония ахейской цивилизации продолжалась около ста лет, и в конце XII в. до н. э. погиб последний ахейский дворец в Иолке. Население было частично уничтожено, частично закрепилось в малопригодных для обитания районах, а то и вообще эмигрировало из страны.

Ученые давно ищут причины этих роковых событий в истории Греции. Существует ряд гипотез, объясняющих разрушение ахейской цивилизации. Наиболее убедительной представляется, на наш взгляд, следующая. В конце XIII в. до н. э. на Грецию двинулись северные народы, в том числе греки-дорийцы, а также другие племена. Массового переселения, однако, тогда не произошло, и только позднее на опустошенную территорию постепенно стали проникать дорийцы. Старое ахейское население сохранилось лишь в некоторых областях, например в Аттике. Вытесненные из Греции ахейцы расселились в восточном направлении, заняв острова Эгейского моря, западное побережье Малой Азии и Кипр.

XI—IX века до н. э. в истории Греции ученые называют темными веками. Главными источниками этого периода служат археологические материалы и эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». В поэмах описывается поход ахейцев под Трою, взятие города и возвращение домой после многих приключений одного из героев Троянской войны — Одиссея. Таким образом, основное содержание поэм должно отражать жизнь ахейского общества в самом конце его расцвета. Но сам Гомер, по всей видимости, жил уже в VIII в. до н. э. и многие реалии, быт и отношения минувшего знал плохо. Более того, он воспринимал события прошлого сквозь призму своего времени. Наконец, необходимо учитывать и общие особенности эпоса: гиперболизацию, определенные стереотипы в рассказах о героях и их быте, нарочитую архаизацию.

В описываемый период основным занятием населения Греции по-прежнему оставалось земледелие. Видимо, большую часть обрабатываемой земли занимали зерновые, важную роль играли садоводство и виноделие; оливы продолжали оставаться одной из ведущих культур. Развивалось и скотоводство. Судя по поэмам Гомера, крупный рогатый скот выступал в роли «всеобщего эквивалента». Так, в «Илиаде» большой треножник оценивается в двенадцать быков, а искусная мастерица — в четыре быка.

Важные изменения происходили в ремесленном производстве, в первую очередь в металлургии и металлообработке. Именно тогда начинает широко использоваться железо. Освоение этого металла, процесс производства которого в сравнении с бронзой был более простым, имело огромные последствия. Отпала необходимость в производственной кооперации ряда семей, и возникли возможности для экономической самостоятельности патриархальной семьи, перестало оправдывать себя централизованное производство, хранение и распределение железа, исчезла экономическая потребность в бюрократическом аппарате, характерном для всех ахейских государств.

Ведущей фигурой в экономике Греции был свободный земледелец. Несколько иная ситуация сложилась в тех областях, где завоеватели-дорийцы покорили местное ахейское население, например в Спарте. Дорийцы завоевали долину Еврота и поставили в зависимость от себя местное население.

Основной формой организации общества был полис как особая форма общины. Гражданами полиса являлись главы входивших в него патриархальных семей. Каждая семья представляла экономически самостоятельную единицу, что определяло и их политическое равенство. И хотя нарождающаяся знать стремилась поставить общину под свой контроль, до завершения этого процесса было еще далеко. Полис-община выполняла две важнейшие функции: защита земли и населения от притязании соседей и регулирование внутриобщинных отношений. Только такие полисы, как Спарта, где имелось покоренное население, в эту эпоху приобретали черты примитивных государственных образований.

Таким образом, Греция к концу рассматриваемого периода представляла собой мир сотен мелких и мельчайших полисов-общин, объединявших крестьян-земледельцев. Это был мир, где основную экономическую единицу составляла патриархальная семья, хозяйственно самостоятельная и почти независимая, с простым бытом, отсутствием внешних связей, мир, где верхушка общества резко еще не выделилась из основной массы населения, где эксплуатация человека человеком только нарождалась. При примитивных формах социальной организации еще не было сил, способных заставить основную массу производителей отдавать избыточный продукт. Но именно в этом заключались экономические потенции греческого общества, раскрывшиеся в следующую историческую эпоху и обеспечившие его быстрый взлет.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Trojden | Древняя Греция: от ранних цивилизаций до расцвета полиса: Алексашкина Л. Н.

Страна, которую мы (вслед за римлянами) называем Грецией, в древности включала в себя часть Балканского полуострова, около 600 островов Ионического и Эгейского морей (крупнейший из которых — Крит), а также западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н. э. на Балканы с севера вторглись индоевропейские племена греков-ахейцев. Они расселились, частью уничтожив догреческое население (о котором почти ничего не известно), частично смешавшись с ним. Впоследствии все греки именовали себя эллинами, а свою страну — Элладой.

Периодизация древнегреческой истории:

1. Крито-микенский период: рубеж III—II тысячелетия — XII в. до н. э.

2. «Темные века»: XI—IX вв. до н. э.

3. Архаический период: VIII—VI вв. до н. э.

4. Классический период: V в. — 338 г. до н. э. (до начала завоевания Греции Македонией).

5. Эллинистический период: 338 г. до н. э. — II в. до н. э. (до завоевания Греции Римом).

1. Крито-микенский период

Критская (минойская) цивилизация (XXII—XV вв. до н. э.). Остров Крит, расположенный в центральной части Средиземного моря, изначально не затронуло ахейское завоевание. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на нем развилась блестящая цивилизация, созданная догреческим населением. Ее центрами были четыре «дворцовых» города-государства, которые в XVI в. до н. э. попали под власть крупнейшего из них — Кносса. Согласно греческим мифам Кноссом правил могущественный царь Минос. В подземелье его огромного дворца-«лабиринта» жил чудовищный Минотавр (человек-бык), которому приносились человеческие жертвы.

Кносский дворец (раскопанный к тридцатым годам XX в. английским археологом А. Эвансом, открывателем критской цивилизации, назвавшим ее минойской) насчитывал не менее 300 помещений, имел водопровод, кладовые с колоссальными запасами продуктов и изделий местного и привозного ремесла. Дворцу подчинялись зависимые земледельцы и ремесленники, возможно, использовались и рабы. Во главе стоял царь-жрец, а дворец был также святилищем, где проводились культовые действа, в том числе ритуальные игры с быками (тавромахии), изображенные с поразительным искусством на дворцовых фресках. Считается, что на Крите сложилась особая форма монархии — теократия, при которой царю принадлежит высшая светская и религиозная власть. У минойцев существовало и письмо, так называемое «линейное А» (к сожалению, найденные в Кноссе таблички пока не удается расшифровать).

У Крита установились торговые связи с Египтом, Финикией, Сицилией, известны критские поселения на островах Эгейского моря и в Малой Азии. Греческие историки считали Миноса первым талассократом (греч. — властитель моря), который построил флот, искоренил пиратство и установил господство над Эгейским морем и его архипелагом.

В середине XV в. до н. э. разразилась катастрофа: гигантское извержение вулкана на о. Фера (Санторин) вызвало землетрясение, цунами и выброс пепла, обрушившиеся на Крит. Дворцы и поселения были разрушены. Около 1400 г. до н. э. опустевший остров захватили и разграбили вторгшиеся с материка греки-ахейцы. Блестящая минойская цивилизация погибла, и Крит навсегда превратился в окраину греческого мира. Минойская цивилизация, типологически схожая с древневосточными деспотиями, стала первой цивилизацией на территории Европы. Она оказала большое влияние на последующее развитие культуры и религии Греции.

Царь-жрец (?). Фреска из Кносского дворца. XVI в. до н. э.

Игры с быком. Фреска из Кносского дворца. XVI в. до н. э.

Микенская (ахейская) Греция (XX—XII вв. до н. э.). После гибели минойской цивилизации лидерство в Эгейском регионе перешло к Балканской Греции. Здесь в XV—XIII вв. до н. э. расцвела греческая ахейская цивилизация. Она возникла как совокупность городов-государств: Тиринфа, Пилоса, Афин, Фив и самого крупного — Микен (по названию которого ее именуют также микенской). В центре каждого находился дворец-акрополъ — огромный, укрепленный, полный оружия. В Микенах найдены «шахтовые» захоронения царей, содержимое которых свидетельствует об их колоссальном богатстве.

Погребальная маска из шахтовой гробницы. Микены. XVI в. до н. э.

Во дворце Пилоса был обнаружен «архив» табличек, расшифрованных в 1953 г. английским ученым М. Вентрисом. Оказалось, что они написаны на греческом языке, но письмом, заимствованным у минойцев (так называемым «линейным Б»). Из них следует, что во дворце правил царь (ванака), которому подчинялось зависимое население (земледельцы и ремесленники) и рабы; существовал огромный штат чиновников, дворцовое хозяйство основывалось на строгом учете и контроле. По своему устройству ахейские государства также походили на древневосточные.

Ахейские цари враждовали между собой, но объединялись для грабительских набегов. Около 1240 г. до н. э. состоялся крупнейший и последний из них — на Трою (богатый торговый город у пролива Дарданеллы, греч. — Геллеспонт) во главе с царем Микен Агамемноном.

Поход века спустя прославил в «Илиаде» и «Одиссее» Гомер (живший предположительно в VIII в. до н. э.). Считалось, что поэмы основаны лишь на мифах, пока в XIX в. немецкий археолог и купец Генрих Шлиман (1822—1890) не отыскал легендарную Трою на холме Гиссарлык (Турция). Его раскопки (грабительские и не очень умелые) тем не менее доказали историчность Троянской войны. Полагают, что она была частью широкого движения племен второй половины II тысячелетия до н. э. Известно, что ахейцы упоминались среди «народов моря».

В конце XIII—XII в. до н. э. микенская цивилизация погибла под натиском нахлынувших с севера Балкан племен завоевателей — тоже греков, но принадлежавших к племени дорийцев. Они находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, но сокрушили ахейские царства, оказавшиеся непрочными. Важную роль сыграло наличие у дорийцев железного оружия.

2. Ранняя Греция

Темные века. Дорийское завоевание отбросило Грецию в «домикенское» состояние: была забыта письменность, исчезли развитые ремесла. Дорийцы осели в основном на Пелопоннесе, Крите, лишь немногие области (Аттика, о. Эвбея и др.) не были ими покорены. Часть ахейцев бежала на острова и западное побережье Малой Азии и основала там новые поселения.

Из цивилизации общество вернулось в первобытность. Его вновь составляли небольшие враждующие сельские общины, жившие в укрепленных поселках (полисах) и управлявшиеся родовыми вождями (басилеями), знатью, образовывавшей совет старейшин (буле), и народным собранием (агорой). Входившие в общину патриархальные семьи включали как свободных земледельцев, так и домашних рабов. Однако крушение микенской цивилизации оказалось не просто «шагом назад», оно позволило Греции избрать иной, чем древневосточная деспотия, путь развития.

Государство зародилось вновь, но в другой форме: на смену централизованной монархии пришла самоуправляющаяся община свободных земледельцев, из которой выросли первые греческие города-государства, или полисы.

Афинская монета. VI в. до н. э.

Архаический период — это три века самого интенсивного в истории Греции развития общества. Определяющими процессами в это время стали распространение железных орудий, возникновение полисов и Великая греческая колонизация.

Полис (греч. — город,) — уникальная античная форма хозяйственной и социально-политической организации общества. Полис — не просто город-государство, это община живущих в нем свободных, равноправных и экономически независимых граждан-землевладельцев. Отличительной чертой полисного гражданства было совмещение права земельной собственности и политических прав с обязательной службой в ополчении. Гарантируя права граждан и регулируя отношения между ними, полис был для них высшей ценностью и необходимым условием жизни.

Великая греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э. — целенаправленное и организованное основание колоний на чужих (варварских) территориях. Ее главной причиной была растущая потребность полисов в земле, сырье, новых источниках рабов (ввиду принятия многими полисами законов, запрещавших порабощение сограждан). Наконец, политическая борьба в полисах заставляла «проигравших» покидать родные места.

Греки основали около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей, в результате в регионе сложилась сеть торгово-экономических связей. В колонии вывозился избыток производимых товаров (вино, оливки, шерсть, ремесленные изделия), ввозились зерно (которого в Греции всегда не хватало), металлы, рабы-чужеземцы.

Благодаря торговле появились единые меры, монета, вновь была изобретена письменность (на базе финикийского алфавита, к которому греки добавили гласные). Торговля стимулировала развитие сельского хозяйства и ремесла, рост крупных торговых центров (Милета, Эфеса, Коринфа, Мегар и др.). Возникли новые слои населения: судовладельцы, купцы, владельцы мастерских (гончарных, ткацких, кузнечных). Увеличилось число привозных рабов; владение и торговля ими стали способом быстрого обогащения. Новым видом богатства (наряду с землей) становятся деньги.

Итогом архаического периода было интенсивное развитие товарно-денежных отношений, рабовладения как базы производства, резкое расслоение общества.

3. Два главных греческих полиса

Греция никогда не была единым централизованным государством. Она представляла собой совокупность небольших, независимых и замкнутых полисов, каждый из которых имел свою историю, законы, устройство, органы управления и др. Самые сильные из них — Спарта и Афины — представляли два типа полисного устройства, во многом противоположных друг другу. На всем протяжении древнегреческой истории Афины и Спарта оставались главными соперниками в борьбе за гегемонию в Греции.

Спарту (Лакедемон), самый большой полис, основали в XI в. до н. э. в Южном Пелопоннесе дорийцы. Население Спарты состояло из спартиатов (равных между собой граждан полиса), периэков (дословно — «живущих вокруг» — жителей окружающих поселков, свободных, но не имевших гражданских прав) и илотов (потомков покоренного населения — ахейцев, соседних мессенцев и др., — превращенных в государственных рабов). Отношение к илотам было крайне жестоким; поскольку их количество в несколько раз превышало численность граждан, над Спартой постоянно висела угроза восстаний.

Создание государственного устройства Спарты приписывалось легендарному законодателю Ликургу. Высшим органом управления был пожизненный совет старейшин (герусия) из 30 старцев (геронтов, не моложе 60 лет). Они готовили решения для народного собрания (апеллы), в котором участвовали все спартиаты, достигшие 30 лет. Собрание не обсуждало решений, а лишь одобряло или отвергало их криками. За соблюдением законов следили 5 эфоров (наблюдателей). Таким образом, управляла полисом небольшая и постоянная группа спартиатской знати. Такой строй называют олигархией (от греч. олигой — немногие).

Спарта считалась «общиной равных». Полисная земля делилась на 9 тыс. одинаковых участков (по числу граждан), каждый из которых предоставлялся в пожизненное пользование спартиату. Надел обрабатывали 5—6 семей илотов, закрепленных за участком. Отдавая часть урожая, они содержали спартиата и его семью. Земля и илоты — основа экономики Спарты — являлись собственностью не граждан, но полиса: они не могли ни продаваться, ни передаваться по наследству. Спартиатам запрещалось заниматься деятельностью, связанной с обогащением (сельским хозяйством, торговлей, ремеслом), а также искусствами. Единственным занятием, достойным гражданина, считалась война, поэтому большую часть жизни спартиаты проводили в походах и тренировке. Их армия, состоявшая из тяжеловооруженных гоплитов, была лучшей в Греции.

Греческие гоплиты перед битвой. Рисунок на вазе. VI в. до н. э.

Воспитание детей в Спарте преследовало одну цель — подготовку гражданина, то есть воина. По решению старейшин в живых оставляли только здоровых детей (остальных бросали в пропасть). Мальчиков обучали чтению и письму, музыке и хоровому пению, но основное время отводили на военные упражнения. Их держали впроголодь, легко одетыми, вынуждая воровством добывать себе пищу и нередко подвергая порке. Юношей заставляли участвовать в криптиях — тайных расправах с илотами, представлявшими опасность. Главные принципы воспитания — «беспрекословно слушаться, быть выносливым в беде и побеждать в борьбе».

Плутарх (I—II вв.) о Спарте.

«Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где были установлены строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не лично себе, но отечеству». (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург. М., 1994. Т. I. С. 64.)

Государство спартиатов имело военизированный характер, и многие видели в нем идеал «гоплитского государства». Впрочем, греческий историк Ксенофонт (V—IV в. до н. э.) замечал, что, хотя все хвалят спартанское устройство, «подражать ему не желает ни один полис». В 550 г. до н. э. Спарта возглавила первый военный союз полисов — Пелопоннесский, который в дальнейшем стал оплотом консервативных, олигархических режимов. Спарта долго оставалась сильнейшим полисом Греции, но к середине V в. до н. э. гегемония постепенно перешла к Афинам.

Итак, Спарта представляла собой тип полиса с абсолютным преобладанием сельского хозяйства, слабым развитием ремесла и торговли, олигархическим строем. Для него характерны архаичность и консерватизм социальной и политической организации. Его экономика основывалась на эксплуатации илотов — подневольного населения, близкого по положению к рабам и принадлежавшего полису.

Афины — полис в области Аттика (в Средней Греции). Афинские граждане делились на эвпатридов (знатные семьи, доел. — «имеющие благородных отцов», т. е. родовых предков) и демос (простой народ, земледельцы и ремесленники). За пределами круга граждан находились метеки (переселенцы из других полисов), а также рабы, которых становилось все больше.

Полисом управляли 9 архонтов (начальников). Каждый избирался на год из числа эвпатридов, а затем входил в Ареопаг, высший контролирующий совет. В архаическое время управление полисом безраздельно принадлежало знати. Народное собрание (экклесия) не играло существенной роли, демос не имел доступа к государственным должностям, значительная его часть находилась к тому же в долговом рабстве у знати. В VII—VI вв. до н. э. развернулась ожесточенная борьба против господства знати. В борьбе за демократию (т. е. народовластие) участвовали как беднейшие крестьяне, так и богатые ремесленники и купцы, претендовавшие на власть в полисе.

Демократические изменения начались с реформ архонта Солона (594 г. до н. э.). Были отменены долговые обязательства, запрещено обращать афинских граждан в рабов за долги; выкуплены проданные за границу афиняне. Был введен имущественный ценз (лат. census — оценка): граждан (в зависимости от размера имущества) разделили на 4 разряда, дававших право занимать определенные должности и закреплявших за одним из родов войск в ополчении (конница, гоплиты, легкая пехота).

Какие последствия имело введение ценза? Чьим интересам это отвечало?

Черепки для голосования. V в. до н. э.

Завершили преобразование политического строя Афин реформы Клисфена (509—500 гг. до н. э.), лидера демоса. Он разделил Аттику по территориальному (а не родовому) принципу. Каждый гражданин получил право быть избранным в Совет пятисот (булё). Был введен закон об остракизме (греч. — суд черепков) — голосовании против граждан, подозреваемых в стремлении к свержению демократии.

«Бюллетенем» служил черепок (греч. — остракон) с именем обвиняемого. Осужденный большинством голосов удалялся в изгнание на 10 лет. К концу VI в. до н. э. в Афинах в результате победы демоса утвердились основы демократического строя.

Таким образом, Афины представляли собой торгово-ремесленно-аграрный тип полиса, ориентированный на демократические формы управления. Запрет на порабощение граждан стимулировал использование труда рабов-чужеземцев — классическую форму рабства, определившую путь развития афинской экономики. Для этого типа полиса характерен динамизм развития социально-политических институтов.

4. Греко-персидские войны

Войны с персами, длившиеся с большими перерывами свыше полувека (500—449 гг. до н. э.) и оставившие глубокий след в жизни двух поколений, воспринимались современниками и потомками как единое целое. В истории Древней Греции они составили совершенно особую эпоху — борьбы молодой полисной цивилизации против мировой древневосточной деспотии Ахеменидов. Именно они вдохновили Геродота на написание первого исторического сочинения — «Истории».

Греко-персидские войны

Поводом к началу войны послужило восстание в 500—494 гг. до н. э. Милета, а затем и других греческих городов Малой Азии против персидского владычества. Афины и о. Эвбея оказали восставшим помощь, прислав корабли. Но греки были разбиты, Милет разрушен, жители частью перебиты, частью проданы в рабство. Помощь, оказанная балканскими греками восставшим соплеменникам, побудила Дария I к войне против всей Греции.

Битва при Марафоне. В 490 г. до н. э. огромная армия персов высадилась с кораблей на побережье Аттики, у городка Марафон, всего лишь в 40 км от Афин. Небольшое войско афинян во главе со стратегом Мильтадом сражалось отчаянно. Персы бежали, преследуемые греками до самого моря. Персидские корабли спешно отплыли. Значение этой победы для всего греческого мира было огромно: рухнул миф о непобедимости мировой персидской державы.

Согласно преданию один из греческих воинов побежал в Афины, чтобы передать радостную весть. Он преодолел 42 км 195 м от места битвы до афинской агоры, успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и упал замертво. Теперь это расстояние — дистанция марафонского бега.

Фемистокл и флот. После победы у Марафона греки получили 10 лет передышки. Выдающийся государственный деятель, вождь демоса архонт Фемистокл убедил афинян в необходимости создать военный флот. Удалось построить 200 быстроходных триер, благодаря которым Афины превратились в сильнейшую морскую державу в Греции. Фемистокл приложил также много сил для создания союза 30 полисов: забыв распри, они сплотились против общей опасности.

Битва при Фермопилах. В 480 г. до н. э. огромная разноязычная армия Ксеркса (сына Дария I) двинулась в Элладу по суше с севера, а его флот — вдоль берега моря. Объединенной армией греков командовал спартанский царь Леонид. В узком Фермопильском проходе, открывавшем путь в Среднюю Грецию, она смогла задержать персов, но предатель провел их в тыл грекам. Приказав союзникам отступить, Леонид вместе с 300 спартанцами остались. Все они полегли в жестоком бою. Над их братской могилой позднее поставили памятник с надписью: «Путник, весть отнеси гражданам Лакедемона: честно исполнив закон, здесь мы в могиле лежим».

Битва при Саламине. Персы, прорвавшись в Аттику, разграбили Афины, сожгли Парфенон. Стариков, женщин и детей греки успели заранее вывезт

trojden.com

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ: ОТ РАННИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ - 20 Мая 2012 - Блог

ДО РАСЦВЕТА ПОЛИСА

Страна, которую мы (вслед за римлянами) называем Грецией, в древности включала в себя часть Балканского полуострова, около 600 островов Ионического и Эгейского морей (крупнейший из ко­торых — Крит), а также западное побережье Малой Азии. В конце III тысячелетия до н. э. на Балканы с севера вторглись индоевропейские племена греков-ахейцев. Они расселились, частью уничтожив догреческое население (о котором почти ничего не известно), частично смешавшись с ним. Впоследствии все греки именовали себя эллинами, а свою стра­ну — Элладой.

Периодизация древнегреческой истории:

1.   Крито-микенский период: рубеж III—II тысячелетия — XII в. до н. э.

2.   «Темные века»: XI—IX вв. до н. э.

3.   Архаический период: VIII—VI вв. до н. э.

4. Классический период: V в. — 338 г. до н. э. (до начала завоевания Греции Македонией).

5. Эллинистический период: 338 г. до н. э. — II в. до н. э. (до завоева­ния Греции Римом).

1. Крито-микенский период

Критская (минойская) цивилизация (XXII—XV вв. до н. э.). Крит, лежащий в центре Восточного Средиземноморья, изначально не затронуло ахейское завоевание. На рубеже III—II тысячелетий до н. э. на нем раз­вилась блестящая цивилизация, созданная догреческим населением. Ее центрами были четыре «дворцовых» города-государства, которые в XVI в. до н. э. попали под власть крупнейшего из них — Кносса. Согласно грече­ским мифам Кноссом правил могущественный царь Минос. В подземелье его огромного дворца-лабиринта жил чудовищный Минотавр (человек-бык), которому приносились человеческие жертвы.

Кносский дворец (раскопанный к тридцатым годам XX в. английским археологом А. Эвансом, открывателем критской цивилизации, назвавшим ее минойской) насчитывал не менее 300 помещений, имел водопровод, кладовые с колоссальными запасами продуктов и изделий местного и Привозного ремесла. Дворцу подчинялись зависимые земледельцы и ре­месленники, возможно, использовались и рабы. Во главе стоял царь-жрец, Л дворец был также святилищем, где проводились культовые действа, в том числе ритуальные игры с быками (тавромахии), изображенные с по­разительным искусством на дворцовых фресках. Считается, что на Крите сложилась особая форма монархии — теократия, при которой царю принад­лежит высшая светская и религиозная власть. У минойцев существовала и Письменность (к сожалению, найденные в Кноссе таблички пока не удается расшифровать).

У Крита установились торговые связи с Егип­том, Финикией, Сицилией, известны критские поселения на островах Эгейского моря и в Малой Азии. Греческие историки считали Миноса пер­вым талассократом (греч. — властитель моря), который построил флот, искоренил пиратство и установил господство над Эгейским морем и его ирхипелагом.

В середине XV в. до н. э. разразилась катаст­рофа: гигантское извержение вулкана на о. Фера (Спнторин) вызвало землетрясение, цунами и выброс гшпла, обрушившиеся на Крит. Дворцы и поселе­ния были разрушены. Около 1400 г. до н. э. опус-тонший остров захватили и разграбили вторгшиеся о материка греки-ахейцы. Блестящая минойская цинилизация погибла, и Крит навсегда превратился и окраину греческого мира. Минойская (доиндоев- царь.жрвц. ф, „„;,,„ роппйская) цивилизация, типологически схожая из Кносскот диорцп и древневосточными деспотиями, стала первой цивилизацией на территории Европы. Она оказала большое влияние на последующее развитие культуры и религии Греции.

Микенская (ахейская) Греция (XX—XII вв. до н. э.). После гибели минрйской цивилизации лидерство в Эгейском регионе перешло к Балкан­ской Греции. Здесь в XV—XIII вв. до н. э. расцвела греческая ахейская цивилизация. Она возникла как совокупность городов-государств: Тиринф, Пилос, Афины, Фивы и самого крупного — Микены (по названию которого ое именуют также микенской). В центре каждого находился дворец-акро­поль — огромный, укрепленный, полный оружия. В Микенах найдены «шахтовые» захоронения царей, содержимое которых свидетельствует об их колоссальном богатстве.

Во дворце Пилоса был обнаружен «архив» табличек, расшифрованный в 1953 г. английским ученым М. Вентрисом. Оказалось, что они напи­саны письмом, заимствованным у минойцев (так называемым «линейным Б»). Из них следует, что во дворце правил царь (ванака), которому подчинялось зависимое население (земледельцы и ремесленники) и рабы; существовал огромный штат чиновников, дворцовое хозяйство основы­валось на строгом учете и контроле. По своему устройству ахейские государства также походили на древневосточные.

Ахейские цари враждовали между собой, но объединялись для грабитель­ских набегов. Около 1240 г. до н. э. состоялся крупнейший и последний из них — на Трою (богатый торговый город у пролива Дарданеллы, греч. — Геллеспонт) во главе с царем Микен Агамемноном. Поход века спустя прославил в «Илиаде» и «Одиссее» Гомер (живший предположительно в VIII в. до н. э.). Считалось, что поэмы основаны лишь на мифах, пока в XIX в. немецкий археолог и купец Генрих Шлиман (1822—1890) не отыскал легендарную Трою на холме Гис-сарлык (Турция). Его раскопки (грабительские и не очень умелые) тем не менее доказали историчность Троянской войны. Полагают, что она была частью широкого движения племен второй половины II тысячелетия до н. э. Известно, что ахейцы упоминались среди «народов моря».

В конце XIII—XII в. до н. э. микенская цивилизация погибла под натиском нахлынувших с севера Балкан племен завоевателей— тоже гре­ков, но принадлежавших к племени дорийцев. Они находились на стадии разложения первобытнообщинного строя, но сокрушили ахейские царства, оказавшиеся непрочными. Важную роль сыграло наличие у них железного оружия.

2. Ранняя Греция

Темные века. Дорийское завоевание отбросило Грецию в «домикенское» состояние: была забыта письменность, исчезли развитые ремесла. Дорийцы осели в основном на Пелопоннесе, Крите, лишь немногие области (Аттика, о. Эвбея и др.) не были ими покорены. Часть ахейцев бежала на острова и западное побережье Малой Азии и основала там новые поселения.

Из цивилизации общество вернулось в первобыт­ность. Его вновь составляли небольшие враждующие сельские общины, жившие в укрепленных поселках (полисах) и управлявшиеся родовыми вождями (ба-оилеями), знатью, образовывавшей совет старейшин (буле), и народным собранием (агорой). Входившие н общину патриархальные семьи включали как сво­бодных земледельцев, так и домашних рабов. Одна­ко крушение микенской цивилизации оказалось не просто «шагом назад», оно позволило Греции избрать иной, чем древневосточная деспотия, путь развития. Государство зародилось вновь, но в другой форме: на смену централизованной монархии пришла само­управляющаяся община свободных земледельцев, из которой выросли первые греческие города-государства, или полисы.

Архаический период — это три века самого интенсивного в истории Греции развития общества. Определяющими процессами в это время ста­ли распространение железных орудий, возникновение полисов и Великая ,'рсческая колонизация.

Полис (греч. — город,) — уникальная античная форма хозяйственной и счщиально-политической организации общества. Полис — не просто город-государство, это община живущих в нем свободных, равноправных и эко­номически независимых граждан-землевладельцев. Отличительной чертой полисного гражданства было совмещение права земельной собственности и политических прав с обязательной службой в ополчении. Гарантируя права граждан и регулируя отношения между ними, полис был для них высшей ценностью и необходимым условием жизни.

Великая греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э. — целена­правленное и организованное основание колоний на чужих (варварских) территориях. Ее главной причиной была растущая потребность полисов в земле, сырье, новых источниках рабов (ввиду принятия многими полисами ааконов, запрещавших порабощение сограждан). Наконец, политическая борьба в полисах заставляла «проигравших» покидать родные места.

Греки основали около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей, в результате в регионе сложилась сеть торгово-экономических свя-:юй. В колонии вывозился избыток производимых товаров (вино, оливки, шерсть, ремесленные изделия), ввозились зерно (которого в Греции всегда но хватало), металлы, рабы-чужеземцы.

Благодаря торговле появились единые меры, монета, вновь была изоб­ретена письменность (на базе финикийского алфавита, к которому до­бавили гласные). Торговля стимулировала развитие сельского хозяйства и ремесла, рост крупных торговых центров (Милета, Эфеса, Коринфа, Мегар и др.). Возникли новые слои населения: судовладельцы, купцы, владельцы мастерских (гончарных, ткацких, кузнечных). Увеличилось число привозных рабов; владение и торговля ими стали способом быст­рого обогащения. Новым видом богатства (наряду с землей) становятся деньги.

Итогом архаического периода было интенсивное развитие товарно-де­нежных отношений, рабовладения как базы производства, резкое расслоснио общества.

olhovik.ucoz.ru