Тактика и военное дело скифов. Оружие древних скифов
Вооружение скифов «ранней» эпохи ( VII-VI века до н.э.)
Вооружение скифских воинов этой эпохи прекрасно реконструируется по захоронениям в Келермесских, Ульских и Костромских курганах, расположенных на Кубани. Богатые погребения в Келермесских курганах исследователи часто связывают с начавшимся в середине VII в. до н. э. исходом старшего поколения скифов из переднеазиатского региона. Обнаруженные в этих захоронениях памятники позволяют детально воссоздать комплекс вооружения знатного скифского воина эпохи переднеазиатских походов.
Сложившееся в это время наступательное вооружение скифского всадника не претерпело существенных изменений вплоть до знаменитой скифо-персидской войны в конце VI в. до н. э. Естественной принадлежностью каждого скифского является знаменитый в древности лук. Скифский лук имел форму сложной сигмаобразной дуги с выгнутыми наружу плечами. Эта форма во многом похожа на современный спортивный лук, но для древности она была достаточно необычной. Следует отметить небольшие размеры скифского лука, длина которого составляла около 60 см. Однако некоторые луки могли быть длиной до 1 м. Сама форма скифского лука говорит о том, что он был составным, то есть изготавливался из нескольких деревянных частей, которые склеивались между собой и могли быть обмотаны берестой.
Лук и стрелы скифы помещали в футляр, который назывался горит и являлся характерной особенностью скифского вооружения. От колчана он отличается тем, что предназначен, в первую очередь, для хранения лука с натянутой тетивой. Стрелы помещались в другое отделение, расположенное на внешней поверхности футляра. Гориты изготавливались из дерева, иногда армированного железными прутьями, и покрывались кожей. К сожалению, у нас нет никаких сведений о существовании горитов и их форме в ранний период скифской истории, кроме изображений на каменных изваяниях, которые позволяют определить ее только приблизительно. Не исключено, что в это время в употреблении были и колчаны. Украшением горита считается крупная четырехугольная золотая пластина с изображением оленей, найденная в Келермесских курганах. Последнее время к накладкам на горит относят массивные золотые фигуры пантеры и оленя, которые ранее считали украшениями щитов. Кроме того, на ранних памятниках найдены металлические и костяные застежки, служившие для замыкания клапана колчана.
В скифский колчанный набор входило от 50~60 до 200 и более стрел. Для раннего периода скифской истории были характерны преимущественно двухлопастные наконечники, сделанные из бронзы, форма пера лавролистная или даже ромбовидная, у основания иногда расположен шип для затруднения извлечения. Наконечники небольшого размера, древко стрелы вставлялось во втулку. Трехлопастные и трехгранные наконечники, а также применение для их изготовления железа и кости встречается относительно редко, хотя в отдельных регионах можно отметить преобладание таких форм. Стрелы делались не только из дерева, но и из тростника, или составлялись из этих двух материалов.
Основным оружием ближнего боя скифского всадника было копье. Судя по всему, длина копий колебалась в пределах 1,7-2,2м. Наконечники копий за редчайшими исключениями делались из железа. Применялись относительно тонкие наконечники лавролистной формы с втулкой, переходящей в ребро, идущее вплоть до наконечника, или с невыделенным ребром. Длина наконечников колеблется в пределах 30-50 см. У основания втулки иногда делались утолщения в виде колец для придания прочности креплению наконечника.
Короткий меч — акинак — всегда являлся непременным атрибутом скифского всадника, служа не только наступательным оружием, но и своеобразным подтверждением статуса мужчины-воина. Недаром он упоминается Геродотом как один из центральных предметов скифского религиозного культа. Невозможно провести четкую границу между скифскими кинжалами и мечами, так как их форма абсолютно идентична. Любопытно, что в раннее время меч и кинжал одновременно встречаются только в самых богатых гробницах, воины победнее обходились только одним акинаком. Считается, что длина кинжалов колебалась в пределах 17~40 см, а мечей — 50-70 см, хотя отдельные экземпляры достигали более значительных размеров. Практически все скифские мечи сделаны из железа, в редких случаях из бронзы изготавливалась рукоять или только навершие. В ранний период бытовали акинаки с клинком, у которого лезвия шли параллельно друг другу. На клинке находилось перекрестье, которое могло отличаться разнообразной формой, а сверху на рукоять укреплялось навершие. Ранние мечи имели так называемое «брусковидное» (прямоугольное) навершие и перекрестье «почковидной» или «бабочковидной» формы. Оба эти типа перекрестья напоминают перевернутую фигуру «сердечко», только у «почковидного» острая часть закруглена, а у «бабочковидного», если оно не совершенно «сердцевидно», прилежащие к острой части стороны вогнуты (как у представленного на реконструкции меча). Кроме того, существовали так называемые «антенные» (то есть загнутые вверх) навершия.
Акинаки носились в обтянутых кожей или тканью деревянных ножнах. Нижняя часть имела утолщение, за которое персы привязывали шнур, удерживавший ножны в вертикальном положении. В верхней части ножен находился выступ для прикрепления их к поясу, иногда устью ножен придавалась форма нижнего края перекрестья, а в некоторых случаях оно утапливалось в ножнах. Скифы носили мечи на правом боку, так, чтобы их нижняя часть направлялась влево, на лошади их перекладывали через седло. Вероятно, отсутствие необходимости привязывать нижнюю часть привело к появлению ножен без утолщения на конце. В самых богатых захоронениях ножны обкладывались золотыми пластинами. Наиболее примечательными являются ножны из Келермесских и Мельгуновского курганов, которые напоминают переднеазиатские образцы. На этих ножнах изображены фантастические существа, некоторые из них держат в руках натянутые луки, а в верхней части изображено дерево с фигурами крылатых гениев по сторонам. Судя по размеру, в раннее время акинак служил преимущественно для колющих ударов. Однако к раннему времени относится и некоторое количество длинных мечей без навершия, которые, по всей видимости, применялись для рубки с коня. К концу периода этот тип мечей исчезает.
Редким видом вооружения скифов являются топоры и клевцы. Носились они, как и мечи, на правом боку. Топоры и клевцы делались преимущественно из железа, хотя для раннего времени зафиксированы бронзовые и биметаллические (из бронзы и железа) клевцы. Скифские боевые топоры были проушными и имели разнообразную форму, обычно расширяясь к рабочей части и чуть склоняясь вниз. Уникальным является топор из Келермесских курганов, чье лезвие и обух симметрично рас ширяются от проушной части. Рукоять, обух и проушная часть топора покрыты золотыми пластинами с узорами в переднеазиатском стиле.
Источник — компиляция из различных материалов (гл.обр.замечательной книги «Всадники войны» автор которой мне не известен)
ageiron.ru
Оружие скифов - Это Кавказ
Мечи, луки, кольчуги и более восьми сотен ножей — за 35 лет из мастерской Алборовых во Владикавказе вышли тысячи изделий. Все — ручная работа. Здесь стремятся воссоздать элементы вооружения древних воинов, когда-то живших на Кавказе, — скифов.
Бивень мамонта и рог оленя
Мастерская «Арион» однофамильцев Аслана и Виталия Алборовых известна многим в Северной Осетии — тут делают оружие в скифо-сарматском стиле. За исключением ковки лезвий, все производят вручную. Чтобы выдержать соответствие древним образцам, мастера изучают исторические документы и фотографии.
Фото: Анна Кабисова
Аслан Алборов демонстрирует ритуальный скифский нож — такие использовали для жертвоприношений
— Мы отталкиваемся от раскопочных материалов из разных районов России и зарубежья, где были обнаружены остатки скифской культуры, и изучаем их по книгам, документам, — рассказывает Аслан. — Своего почти ничего не добавляем. Некоторые археологические образцы даже удается подержать в руках и досконально изучить. Так, однажды к нам попали старинные наконечники стрел, очень интересные экземпляры. Как-то принесли нам древние золотые серьги — дутые шары. Удивительно, как наши предки, не владея современными технологиями, умудрялись создавать подобное! Это же надо металл нагреть, потом выдуть идеальной формы шар. Не представляю!
Фото: Анна Кабисова
Материалы природные. Дерево, кость, кожа, оленьи и буйволиные рога и даже бивни мамонта — говорят, раньше их можно было без проблем купить на черном рынке. Рога животных используют для декорирования. Пары оленьих рогов, к примеру, достаточно для одного или двух лучных наборов. Деревянные элементы в основном изготавливают из местного горного клена и ясеня. Идеален для них тис, но он занесен в Красную книгу, объясняют мастера.
Металл используют из переплавленных паровозных пружин — очень прочный сплав. Отработанные детали Алборовы покупают в пунктах сдачи металла или заказывают из других городов. Пружину нагревают, растягивают, расковывают молотом, делают из металла пластину нужной толщины и шлифуют до идеальной ровности. Уже после этого вырезается клинок. Нержавеющие металлы в ход не идут — чтобы максимально сохранить технологию предков.
Фото: Анна Кабисова
Инкрустируют изделия в так называемом зверином стиле, который использовали скифские оружейники. Это вид орнамента с изображением животных: тотемных грифонов, барсов, орлов и особенно часто — оленей. Существует даже гипотеза, что изображение оленей у некоторых древних народностей было аналогом современного алфавита.
Но гравировка, пайка, сборка — это потом, сначала надо создать эскиз. Мастер делает рисунок, определяет материал и цвет.
Виталий Алборов за работой
— Когда заранее представляешь конечный результат, легче работать, — говорит Виталий. — Но иногда по ходу работы в голову приходят новые идеи. Стараемся, чтобы одно изделие не было точной копией другого: каждое должно быть индивидуальным.
Богатырский лук
Одна из самых колоритных и сложных в исполнении работ североосетинских оружейников — лучный комплект. В набор входят сборный скифский короткий лук для ближнего боя, два ножа, колчан, стрелы и пояс.
— Несколько лет назад в Осетии решили реконструировать состязания на древнем поле Зилахар. Оно упоминается в нартском эпосе: нарты устраивали там игрища и состязания. Мы решили сделать для соревнований лук — именно такой, каким пользовались на охоте или в бою наши предки. Изучили литературу, раскопочный материал и принялись за работу, — рассказывает Аслан.
Фото: Анна Кабисова
Скифский лук. Лучные наборы инкрустируют костью и серебром, его уходит около килограмма. Тетива изготавливается из шелковой нити, стрелы — из дерева и бронзы.
Процесс оказался неожиданно трудоемким. Каждая мелочь имела огромное значение. Первые луки получились неудачными.
— Это было очень обидно: делаешь лук, а на это уходило два-три месяца, вкладываешь силы и душу, а он при натяжении тетивы ломается!
Мастера стали анализировать, в чем причина, и поняли, что неправильно обрабатывали дерево.
Фото: Анна Кабисова
— Наверняка вы видели на срезе ствола годовые кольца, — объясняет Аслан. — Часть дерева между кольцами — твердая, а само кольцо — достаточно мягкое. Поэтому если оно пройдет поперек, изделие сломается именно в этом месте. Мы это выяснили опытным путем, ну, а в процессе было сломано не одно копье. В нашем случае — лук.
Стоит такой лучный набор около миллиона рублей.
Осетинская работа для Путина
Со временем изделия меняются, говорят оружейники, становятся только лучше: на них появляется благородный налет.
Несколько браслетов и скифское ожерелье из мастерской Алборовых хранятся в Национальном музее Северной Осетии, в одном из музеев Владикавказа скоро появится кольчуга, но, как правило, изделия украшают частные коллекции. Часто оружие заказывают в подарок, в том числе влиятельным лицам. Среди них — Путин, Медведев, Ельцин, Черномырдин, Патрушев, братья Ротенберги, Грызлов, Чубайс, Лужков, патриарх Кирилл.
— Несколько лет назад Путину подарили наш ритуальный нож, — рассказывает Аслан Алборов. — А совсем недавно — лучный набор. Когда преподнесли подарок, президент сказал: «Вижу, это осетинская работа!» Признаюсь, нам было очень приятно.
Фото: Анна Кабисова
В мастерской Алборовых трудятся восемь мастеров и проходят практику студенты горно-металлургического института и художественного училища.
— Хотим на базе нашей мастерской создать учебный комбинат, — рассказывает Аслан. — Будем обучать ребят всему, что умеем сами.
Но и у самих мастеров есть еще невоплощенные в металле и дереве мечты. Аслан давно задумал изготовить полное скифское обмундирование.
Фото: Анна Кабисова
— Это долгая кропотливая работа, — говорит он. — К ней надо быть готовым, пока обдумываю эту идею.
Виталий мечтает изготовить древний струнный осетинский музыкальный инструмент — ирон фандыр. Пока нет времени.
— По образованию я музыкант, — говорит он. — Если сравнивать изготовление оружия с музыкой, то, наверное, это какая-нибудь глубокая осетинская народная мелодия. Когда работаю, остро чувствую эту связь.
Альбина Цомартова
etokavkaz.ru
Скифские мечи. История акинака | Клинок.ру
«В большую глиняную чашу наливают вино, смешанное с кровью участников договора… Затем в чашу помещают меч, стрелы, секиру и копье. После этого обряда произносят длинные заклинания, а затем как сами участники договора, так и наиболее уважаемые из присутствующих пьют из чаши.
Аресу же (богу войны) совершают жертвоприношения следующим образом. В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в 3 стадии, в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и поэтому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч.
Это и есть кумир Ареса. Этому-то мечу ежегодно приносят в жертву коней и рогатый скот, и даже еще больше, чем прочим богам. Из каждой сотни пленников обрекают в жертву одного человека, но не тем способом, как скот, а по иному обряду. Головы пленников сначала окропляют вином, и жертвы закалывают над сосудом. Затем несут кровь на верх кучи хвороста и окропляют ею меч. Кровь они несут наверх, а внизу у святилища совершается такой обряд: у заколотых жертв отрубают правые плечи с руками и бросают их в воздух; затем после заклания других животных оканчивают обряд и удаляются» (Геродот, IV, 62, 72).
Одна из наиболее ярких страниц истории древнего клинкового оружия – это история о мечах скифов: кочевников и конных воинов, населявших в 7—14 веках до н.э. современную территорию юга России и Украины. Ученые до сих пор спорят о происхождении скифов. Геродот писал в четвертой части своей «Истории», «Мельпомене», что скифские орды вторглись «из глубин Азии». Но это лишь одна из версий происхождения скифов. Существует также гипотеза, что скифские племена сформировались в результате внутреннего развития населения Северного Причерноморья и Предкавказья при переходе к железному веку. В это время железо становится основным материалом для производства оружия и орудий, осваиваются навыки верховой езды, совершенствуется конская упряжь. В скифскую эпоху появляются вожди и богатые воины-дружинники, чьи останки археологи находят в степных курганах. Военные походы и грабежи становятся образом жизни дружин воинов-аристократов. В этой статье пойдет речь о скифском мече – верном спутнике скифских вождей и богатых воинов.
Скифский меч: когда и как он появился
По поводу происхождения собственно формы скифского короткого меча (многие называют его, как и персидский меч, акинаком) существуют три версии. Первая предполагает, что форма скифского меча была заимствована скифами в Древнем Иране у персов и мидийцев. Сторонники второй версии считают, что он произошел от бронзовых кинжалов сибирской «карасукской культуры». Третья версия, которой придерживается и автор этих строк, заключается в том, что прототипами скифских мечей являются биметаллические мечи и кинжалы так называемого «кабардино-пятигорского» типа, распространенные в VIII и первой половине VII века до н.э. на Северном Кавказе.
Эти кинжалы имели разные типы рукоятей – цельнолитые с «грибовидным» навершием и «рамчатые». Очевидно, мечи с рамчатой рукоятью в конечном итоге победили в конкурентной борьбе. Кроме того, на Кавказе известны и биметаллические мечи скифского облика с бронзовой рамочной рукоятью. Они имеют «классическую» форму архаического скифского меча – «бабочковидное» перекрестие и прямоугольное навершие.
Интересно, что многие классические скифские мечи VII—VI вв. до н.э., которые ковались целиком из железа, имели желобок на рукояти, который выводился на специальной оправке. Этот желобок – «рудимент» биметаллического происхождения скифского меча, подражание бронзовой рамчатой рукояти. Таким образом, мы можем полагать, что форма скифского меча сформировалась на Северном Кавказе еще в первой половине VII в до н.э.
Как был устроен скифский меч акинак
Прежде всего, этот меч был коротким и предназначался для пешего ближнего боя как режуще-колющее оружие. Размеры скифского меча-кинжала колеблются от 25 до 60 см, но в среднем его длина вместе с рукоятью 35-45 см. Учитывая, что 12-15 см приходилось на рукоять с навершием и перекрестием, длина клинка составляла 25-30 см. У знаменитого келермесского меча (одного из наиболее длинных ранних скифских мечей) длина парадных золотых ножен составляла 47 см, соответственно чуть меньшей длины был клинок. В том же кургане был найден и небольшой кинжал с рукоятью, обложенной золотым листом. Поэтому мы можем предполагать различную функцию коротких и длинных мечей.
Клинок был двулезвийным и имел форму в виде сильно вытянутого треугольника, либо лезвия клинка были параллельными, резко сужающимися в последней его трети. Встречаются и однолезвийные скифские мечи, но они единичны. Сечение клинка могло быть линзовидным или ромбическим, т.е. кузнецом специально выводилось ребро жесткости. Металлографические исследования клинков скифских мечей из степной и лесостепной зоны и Кавказа (Тлийский могильник) показали, что для улучшения рабочих качеств уже часто применялась цементация (преднамеренное науглероживание) как заготовок, так и готовых изделий.
Иногда применялся и «пакет», когда для заготовки клинка использовались полосы железа с разным содержанием углерода. Более науглероженный металл шел для выведения рабочей части. Клинки таких мечей более пластичны и гибки, а при целенаправленном подборе слоев металла с различным составом можно добиться еще больших преимуществ перед изделиями, откованными из однородного металла. Собственно, появление этого технологического приема было первым шагом в кузнечном ремесле к сварному Дамаску.
Клинок вместе с рукоятью отковывался из полосовой заготовки, затем кузнечной сваркой к нему крепились с двух сторон отдельно откованное перекрестие и навершие. Наиболее ранние перекрестия, как мы уже писали выше, имели «бабочковидную» или «почковидную» форму. Они характерны для мечей VII—V веков до н.э. В IV в. до н.э. «бабочковидная» форма трансформируется в треугольную. Это наиболее популярная форма перекрестия поздних скифских мечей. Ранние навершия имеют брусковидную форму, иногда передний контур его близок к овалу. Навершие также отковывалось отдельно, в нем пробойником пробивалось отверстие, в которое вставлялось окончание рукояти, затем навершие вместе с рукоятью проковывалось вгорячую. Некоторые ранние «брусковидные» навершия имели сквозное отверстие в передней части, куда, очевидно, продевался шнурок, наподобие темляка. Иногда это отверстие делалось в верхней части рукояти.
Несколько позже, в VI в. до н.э., появляются навершия, у которых края прутка закручивались в виде волют. Другой модификацией этой формы были не волюты, а головки хищных птиц. Таким образом, навершие меча выполнялось в «зверином стиле», характерном для скифской эпохи. И, наконец, еще одна разновидность этой формы – концы прута, насаженного на рукоять, оформленные в виде волют или головок хищных птиц, смыкаются, и навершие приобретает округлый контур.
На рельефах персепольской Ападаны многократно повторяется изображение акинаков с брусковидным навершием и «бабочковидным» перекрестием. Этими акинаками была вооружена мидийская гвардия царя Дария I, а также многие делегации данников. Лишь один раз здесь встречается изображение акинака с «рогатым» навершием, напоминающим зооморфные навершия скифских мечей. Его несет в дар Дарию член делегации воинов, одетых в башлыки и имеющих подвешенные к поясу гориты (специальные чехлы, куда помещался лук и стрелы). Очевидно, это и были представители скифо-сакских племен.
Древнейшие парадные мечи из Келермесского и Мельгуновского курганов
Свои мечи и кинжалы скифы носили в деревянных ножнах. К сожалению, дерево сохраняется очень плохо, и о форме ножен «рядового» скифского меча судить сложно. Лучше сохранились окончания этих ножен, так называемые бутероли, которые делались из металла или кости. Они имели полуовальную форму. Наиболее ранние из них украшались в зверином стиле. Чаще всего на них был изображен «свернувшийся хищник».
Гораздо больше нам известно о ножнах наиболее богатых скифских мечей, принадлежавших вождям, поскольку эти ножны имели золотые накладки. Наиболее ранние из них принадлежат знаменитому мечу из Келермесских курганов и очень близкому ему мельгуновскому мечу. Золотые накладки имели и железные детали рукоятей этих мечей (навершие, сама рукоять и перекрестие), и ножны. Навершие и рукоять были украшены растительным и геометрическим орнаментом. На перекрестии изображены два «гения», стоящие у священного «древа жизни». Эта же композиция повторяется и на устье ножен. На самих ножнах мастер изобразил шествие фантастических животных – грифонов. Окончание ножен – бутероль – украшена двумя противостоящими оскалившимися львами. Ножны имеют выступающие лопасти с отверстием. На этих лопастях изображен классический скифский «летящий» олень.
Интересно, что подобные лопасти имеются и на ножнах персидских акинаков. Мотив стоящих гениев у священного дерева характерен для урартских бронзовых поясов, в то время как олень, изображенный на лопасти ножен, – чисто скифский. Ученые считают, что ножны обоих мечей были изготовлены в мастерских Урарту захваченными в плен вовремя скифских походов мастерами.
Как носили скифские мечи
По рельефам персепольской Ападаны нам известно, что меч скифского война носили на правом боку, привязывая ножны за бутероль к ноге. Подобный способ ношения был характерен и для архаических скифских мечей. Но не исключена и подвеска меча на поясе слева от пряжки (рукоятью под правую руку). Подобный способ отслеживается на древнейшем изображении скифского меча в ножнах с лопастью на изваянии, датирующемся VII веком до н.э., найденном у с. Нижний Куркужин в Кабардино-Балкарии.
Совсем недавно удалось установить назначение до сих пор непонятного крестовидного предмета, называемого «ключом». Этот «ключ» оказался «портупейным блоком», служащим для подвешивания ножен к поясу. Большинство же более поздних скифских изваяний VI—V века до н.э. демонстрирует нам ношение короткого скифского меча акинака спереди, подобно тому, как кавказцы сейчас носят свои кинжалы.
Поздние мечи скифских царей
Наиболее поздними мечами являются парадные скифские мечи, найденные в огромных степных «Царских курганах» второй половины IV века до н.э. Как правило, они имеют обложенные золотым листом рукояти с округлым или овальным навершием и треугольные перекрестия. Клинки мечей в верхней части имеют вырезы. Эти вырезы – характерная деталь поздних скифских парадных мечей. Облегчение наиболее массивной части клинка было вызвано стремлением приблизить центр тяжести меча к точке удара, что свидетельствует о высоком профессионализме скифских оружейников.
Совсем недавно на выставке «Золотой олень Евразии» в Эрмитаже демонстрировался меч-акинак из древнего скифского кургана у села Филипповка Оренбургской области (IV век до н.э.). Центральная часть клинка меча – ажурная, где чередуются фигурные прорези и штампованные головки хищных птиц, плакированные золотом. Как это могло делаться в столь раннее время – загадка.
Из мечей, происходящих из степных «Царских курганов», металлографически был проанализирован только меч из кургана Чертомлык. Как это ни странно, он был откован из простого кричного железа, какие-то технологические приемы, улучшающие его рабочие качества (цементация, закалка, отпуск), к нему не применялись. Такие клинки ковались кузнецами-скифами в низовьях Днепра на Каменском городище (ныне Каменка Днепровская Запорожской области). В тоже время кузнецами в Боспорских городах и на периферии степной Скифии (в современной лесостепной зоне Украины и на Северном Кавказе) применялись все технологические кузнечные новшества. Не исключено, что клинки специально ковались для погребения, поэтому «боевые качества» клинка были не столь важны. Внимание, прежде всего, уделялось украшению этого оружия.
Как правило, золотые накладные пластины для украшения ножен в IV в. до н.э. делали греческие ювелиры. На них часто изображались излюбленные скифами сцены терзания оленей хищниками и фантастическими существами – грифонами. Изготавливали их техникой выколотки (путем оттиска и протирания) золотого листа на бронзовой матрице. Интересен факт, что с одной и той же матрицы были изготовлены обкладки ножен из разных курганов. Лопасти парадных ножен поздних скифских мечей – небольшие, имеют почти треугольную форму. Как и на ранних парадных ножнах, на них изображалось какое-то животное, фантастическое существо или целая сцена. На лопасти ножен меча из «Толстой могилы» – это грифон с телом льва, крыльями и рогом, а на парадных ножнах из Чертомлыка -птицеголовый грифон, терзающий голову оленя.Большой интерес представляет меч с рукоятью персидского акинака конца VI – начала V веков до н.э. и ажурным скифским клинком IV века до н.э. Эта находка свидетельствует о неудачном походе персидского царя Дария в скифские земли в 512 году до н.э., о котором писал Геродот. Этот трофейный меч почти 150 лет передавался из поколения в поколение скифских царей, пока во второй половине IV века до н.э. к нему не был приделан новый клинок. После этого он попал в набор оружия, сопровождавший самого богатого и знатного вождя, погребенного под насыпью кургана Чертомлык.
Поклонение мечу
Еще один из важных аспектов роли меча в жизни скифов – это его непременное участие в скифских ритуалах. Меч использовался у скифов в ритуалах, скрепляющих договор или клятву, также являлся символом самого почитаемого бога – бога войны Ареса. «Отец истории» подробно описывает ритуал кровавых жертвоприношений этому божеству. В древности мечу придавалась особая роль – хранителя воинской силы, атрибута власти царя, и, видимо, именно поэтому у степных скифов {по Геродоту – «Царских скифов») мы находим мечи только в могилах царей и наиболее знатных воинов.
P.S. Собственно у скифов археологам пока не удалось проследить остатки храмов Ареса. Зато на северо-западном Кавказе, в землях южных соседей скифов – меотов, найден курган-святилище IV в. до н.э., полностью соответствующий описанию Геродота. Здесь были обнаружены деревянная шатровая конструкция (ср. «куча хвороста») и остатки жертвоприношений животных и людей. Обнаружены даже человеческие скелеты с отрубленными руками. И в центре всего этого сооружения был меч. Правда, не скифский, а меотский. Но это уже совсем другая история…
klinoc.ru
Тактика и военное дело скифов
Тактика действий скифской конницы известна исключительно по свидетельствам античных авторов. Наиболее подробные данные относятся ко времени скифского похода Дария I, который подробно описан в «Истории» Геродота. Греческие историки в один голос утверждают, что каждый скиф — всадник и воин. Вероятно так и было в самый ранний период истории этого народа, например, во время азиатских походов. Однако постепенно в орбиту скифского влияния входили разнообразные племена, в том числе земледельцы лесостепи, которые, вероятно, сражались и в пешем строю.
Постепенно количество скифской пехоты увеличивается, достигая пика в поздний период перед распадением Великой Скифии. Дарий I совершил свой поход в скифские степи около 515-512 гг. до н. э. Огромное персидское войско перешло через Истр (современный Дунай) по наплавному мосту и двинулось против скифов. До сих пор неизвестно, насколько далеко персам удалось продвинуться в глубь степи. Геродот утверждает, что войско Дария переправилось через Танаис (Дон), однако, по другим сведениям, он не дошел и до Днестра.
Так или иначе, скифам удалось отразить вторжение в их земли. Геродот указывает, что скифское войско было разделено на три племени, каждым из которых командовал свой царь. Самым главным было войско царя Иданфирса, а двумя другими соединениями предводительствовали Скопасис и Таксакис.
Тактика, которой руководствовалось скифское войско, была достаточно стандартной при столкновении конных кочевников с регулярным войском. Женщины и дети с повозками и имуществом скифов были эвакуированы в северные районы, недоступные врагу. Конные воины, не вступая в прямую схватку с врагом, выжигали траву, отравляли колодцы, а также по возможности атаковали незначительные персидские отряды, осыпая их стрелами. Порой делались налеты и на основной лагерь с целью не давать покоя врагу. Таким образом, персидская армия изматывалась, а скифы поджидали момент для окончательного разгрома противника.
Геродот пишет, что однажды скифы все-таки построились для прямого столкновения, однако неблагоприятное предзнаменование помешало им вступить в бой и тактика «выжженной земли» продолжилась.
С большим уроном Дарию удалось отвести остатки своей армии за Дунай. После победы скифы получили в древнем мире славу «непобедимых». Вскоре после этих событий был совершен скифский поход в Западное Причерноморье, закончившийся на Херсонесе Фракийском (современный полуостров Галлиполи), то есть на северном побережье Эгейского моря.
В ходе похода скифы могли еще ближе познакомиться с тактикой и вооружением греков и фракийских племен. По всей видимости, в скифском войске наряду с основной массой конных лучников выделяется и приобретает все большее значение царская дружина, состоящая из хорошо вооруженных и обученных воинов, которая могла наносить в бою более-менее сплоченный удар. Постепенно количество дружинников в составе войска увеличивалось, как, впрочем, и число пехоты, что с IV в. до н. э. связано с оседанием кочевников на землю.
Без всякого сомнения, лучники должны были измотать вражеское войско обстрелом, после чего дружинники наносили решительный удар. Впрочем, в случае неудачи первой фазы боя конница могла и относительно безболезненно отступить. В середине IV в. до н. э. скифский царь Атей, вероятно, правивший западными областями Скифии, вторгается в Западное Причерноморье и заключает союз с отцом Александра Македонского, царем Филиппом II, однако через некоторое время вступает с ним в борьбу и в 339 г. до н. э. погибает.
В 331/330 г. до н. э. понтийский наместник Александра Македонского, Зопирион, вторгается в земли скифов и доходит до греческого города Ольвия на Гипанисе (Южном Буге). Здесь его войско было разгромлено при активной помощи скифов. В результате произошел обмен дипломатическими дарами между скифами и Александром. Не исключено, что персидская рукоять акинака из Чертомлыкского кургана попала в Скифию именно в составе этого дара. К сожалению, нам неизвестны подробности этих военных событий и применяемая скифами тактика.
Единственным более-менее подробным эпизодом, по которому мы можем создать представление о военном деле скифов, является битва на реке Фат в Прикубанье, которая произошла между боспорским царем Сатиром II и его братом Евмелом в 310/309 г. до н. э.
В ходе борьбы за трон Боспорского царства между сыновьями Перисада I на стороне старшего брата Сатира выступили скифы, а на стороне претендента Евмела — меотское племя сираков (?) во главе с царем Арифарном. Евмел имел двукратное превосходство в коннице.
Как пишет греческий историк Диодор, Сатир встал «по скифскому обычаю» в центре войска, собрав вокруг себя лучшую скифскую конницу. По всей видимости, здесь находились тяжеловооруженные дружинники, в то время как основная масса конных лучников находилась сзади. Пехота располагалась на флангах боевого построения. В решительной атаке конница Сатира опрокинула фатеев Арифарна, после чего повернула и нанесла удар в тыл наступающим на фланге воинам Евмела. Подобный маневр свидетельствует о прекрасной выучке и боевой мощи скифской конницы в конце IV в. до н. э.
К сожалению, это практически все, что нам известно о тактике скифского войска. В начале III в. до н. э. скифы покидают основную территорию степи и продолжают селиться в Крыму и Нижнем Поднепровье. Великая Скифия неожиданно, по неясным еще до конца причинам, прекращает свое существование.
Источник — компиляция из различных материалов (гл.обр.замечательной книги «Всадники войны» автор которой мне не известен)
ageiron.ru
1.2. Военное дело скифов
Во время греческой колонизации северного берега Черного моря в степях региона господствовали скифы, контролировавшие обширные пространства от Дуная (древний Истр) на западе и до Дона (древний Танаис) на востоке. Нет никаких сомнений, что эти воинственные кочевники представляли для переселенцев немалую опасность, их отряды могли стремительно налететь из степей, разграбить поселения земледельцев и так же стремительно исчезнуть в бескрайних степных пространствах. Если же собирались целые кочевнические армии для проведения масштабных завоеваний или грабительских походов, то они уже представляли глобальную угрозу, способную дестабилизировать военнополитическую обстановку на обширнейших территориях, сокрушить крупные государства и т. д. Военная история скифов в этом отношении не является исключением, а, скорей, правилом.
Для исследования военного дела любого древнего народа важное значение имеют сохранившиеся сведения письменной традиции, археологические данные (находки оружия, воинские могилы и пр.), иконографические материалы (изображения воинов и просто оружия на рельефах, росписях и пр.) и т. д. При изучении находок оружия важно помнить, что всю его совокупность можно разделить на три составляющие (Vencl, 1984. P. 127; Шнирельман, 1994. С. 35):
Рис. 3. Изображения скифских воинов 1 — на серебряном сосуде из Воронежских курганов; 2 — золотая бляшка из КульОбы; 3 — на амфоре из кургана Чертомлык; 4 — золотая монета скифского царя Атея; 5 — каменное изваяние из Донецкой области; 6 — реконструкция вооружения скифского вождя по находкам из кургана Толстая
1. Специализированное оружие, которое использовалось только на поле боя (мечи, тяжелые копья и т. д.). Оно было на вооружения специалистов военного дела — аристократии, дружинников, наемников.
2. Неспециализированное оружие (лук со стрелами, легкие копья, ножи и т. д.), которое могло использоваться как на поле боя, так и, к примеру, на охоте. Такое оружие использовала основная масса рядовых ополченцев.
3. Оружие случайного использования (камни, палки и т. д.).
Последняя составляющая вряд ли может стать предметом специального научного интереса. Первые две, напротив, принципиально важны, при этом вполне понятно, что для понимания военного дела изучаемого общества первостепенное значение имеет наличие или отсутствие специализированного оружия.
Многочисленные археологические материалы, а также изображения скифских воинов на предметах искусства позволяют уверенно считать, что, прежде всего, они были конными лучниками (см.: Мелюкова, 1964; 1989. С. 92; Черненко, 1981). Луки, как известно, бывают простыми, т. е. сделанными из одного куска дерева, или сложными, изготовленными из нескольких соединенных вместе деревянных частей или из дерева и кости (рога). Скифские луки были сложными. По форме они напоминали греческую букву «сигма» (?) с перехватом в средней части и загнутыми наружу концами, длина их чаще всего составляла 0,60–0,70 м. Изображения такого лука можно видеть на многих памятниках скифского искусства (рис. 3), на одном из них — электровом сосуде, найденном в кургане КульОба под Керчью, — представлен также способ натягивания тетивы (рис. 4). В принципе, такая форма оставалась неизменной на протяжении всей скифской эпохи, и за ней обоснованно закрепилось название лука «скифского» типа. Любопытно, однако, что единственный скифский лук неплохой сохранности был найден в одном из курганов IV в. до н. э. группы Три Брата под Керчью(Бессонова, 1973. С. 250, рис. 6). Этот сложный лук (рис. 5) состоял из трех деревянных пластин, обмотанных по спирали полоской коры.
Лук вместе с необходимым запасом стрел хранился в специальном футлярегорите, который носился на поясе с левой стороны. Гориты имели трапецевидную или прямоугольную форму, они изготавливались из дерева, обтягивались кожей, иногда украшались нашивными бляшками и т. п. Настоящими шедеврами античного ювелирного искусства являются золотые обкладки парадных горитов (рис. 6), открытые в скифских царских курганах IV в. до н. э. (Чертомлык, Мелитопольский, Пять Братьев).
Скифские стрелы, как и стрелы других народов, состояли из трех частей: наконечник, древко и оперение. Их длина составляла около 0,60–0,70 м; древки изготавливались из дерева или тростника, выемка для накладывания на тетиву в задней части стрелы (так называемое «ушко») составляло 0,25–0,35 см. Наконечники стрел у скифов, в основном, делались из бронзы, железные встречаются реже. Наиболее ранние из них (VII–VI вв. до н. э.) имели листовидную или ромбическую форму, выступающая втулка порой снабжалась острым шипом (рис. 7, 2). Правда, уже тогда появились наконечники трехлопастной или трехгранной формы (рис. 7, 3), которые к концу VI в. до н. э вытеснили более ранние.
Рис. 4. Электровый сосуд из кургана КульОба с изображением скифов
Рис. 5. Деревянный лук из Трехбратнего кургана под Керчью, вид с двух сторон (по С. С. Бессоновой)
Крупный специалист в области военного дела скифов Е. В. Черненко считает, что прицельная стрельба из «скифского» лука была вполне эффективной, начиная с расстояния 90 м. Стрельба с коня, особенно в движении, вероятно, снижала точность попадания и сокращала дистанцию полета стрелы, но тренированный лучник мог сделать 10–12 выстрелов за минуту (Черненко, 1981. С. 140–141). Таким образом, совсем нетрудно представить, что отряд скифской конницы мог буквально засыпать противника тучей стрел и тем самым нанести ему немалый урон (рис. 8), что, безусловно, способствовало успеху в завязывавшемся затем ближнем бою.
Оружием ближнего боя у скифов были копья и мечи, хотя копья, несомненно, могли использоваться также для метания по врагу. Специально для метания использовались дротики, имевшие узкий длинный наконечник с небольшим жаловидным пером (рис. 7, 12). Последние представляют немалый научный интерес, поскольку, скорее всего, являлись оружием местного северопричерноморского происхождения, появившимся здесь довольно поздно — в V в. до н. э. По размерам дротики не отличались от копий, но их наконечники выделялись явным своеобразием. Прежде всего, это относится к их размерам — тенденция развития таких наконечников сводится к увеличению длины до 0,40 и даже 0,50 м. Следует указать и на своеобразие формы, поскольку наконечник дротика состоит не из двух обычных для копья частей (втулка и перо), а из трех: втулка, стержень и перо. На втулку, в которой крепилось древко, приходилось приблизительно 1/3 длины наконечника, далее следовал еще более длинный, постепенно сужающийся к концу стержень, завершавшийся небольшим жаловидным пером. Это перо с двумя боковыми шипами имело небольшие размеры, составлявшие приблизительно 1/10 длины наконечника. Дротик такого типа можно признать прекрасным метательным оружием, несколько приближавшимся к идеальному метательному копью — римскому «пилуму»2. Любопытно, что они использовались не столько степняками-кочевни
Рис. 6. Золотая накладка на горит из кургана Чертомлык
Рис. 7. Вооружение скифов 1 — золотая бляшка в виде скифского всадника из кургана КульОба; 2–3 — бронзовые наконечники стрел; 4 — кинжал; 5–7 — мечи; 8, 10, 11 — наконечники копий; 9 — втоки копий; 12 — наконечник дротика; 13 — чешуйчатый панцирь; 14 — бронзовый шлем прикубанского типа (2, 3, 6, 14 — по В. А. Ильинской и А. И. Тереножкину; 4, 5, 10–13 — по А. И. Мелюковой; 7 — по Г. Л. Евдокимову и В. М. Мурзину; 8 — по В. А. Ильинской) Рис. 8. Скифская конница в бою (по М. В. Горелику)
вались дротики, имевшие узкий длинный наконечник с небольшим жаловидным пером (рис. 7, 12). Последние представляют немалый научный интерес, поскольку, скорее всего, являлись оружием местного северопричерноморского происхождения, появившимся здесь довольно поздно — в V в. до н. э. По размерам дротики не отличались от копий, но их наконечники выделялись явным своеобразием. Прежде всего, это относится к их размерам — тенденция развития таких наконечников сводится к увеличению длины до 0,40 и даже 0,50 м. Следует указать и на своеобразие формы, поскольку наконечник дротика состоит не из двух обычных для копья частей (втулка и перо), а из трех: втулка, стержень и перо. На втулку, в которой крепилось древко, приходилось приблизительно 1/3 длины наконечника, далее следовал еще более длинный, постепенно сужающийся к концу стержень, завершавшийся небольшим жаловидным пером. Это перо с двумя боковыми шипами имело небольшие размеры, составлявшие приблизительно 1/10 длины наконечника. Дротик такого типа можно признать прекрасным метательным оружием, несколько приближавшимся к идеальному метательному копью — римскому «пилуму»2. Любопытно, что они использовались не столько степнякамикочевниками, сколько земледельческими племенами Прикубанья и лесостепей Северного Причерноморья.
(2 Считается, что такие метательные копья легионеры получили уже к концу II в. до н. э. Пилум имел очень длинный наконечник и небольшое, напоминавшее наконечник стрелы, острие (Коннолли, 2000. С. 131, 233). По описанию Полибия (VI, 29), наконечник пилума и древко имели равную длину — около 1,35 м, при этом древко на половину длины вставлялось во втулку наконечника. Таким образом, получалась трехчастная конструкция общей длиной около 2,10 м, в которой из трех равных по длине частей самой тяжелой была центральная (втулка с вставленным в нее древком). Такое устройство обеспечивало оптимальный режим полета метательного копья. При этом даже если противник не был поражен, и пилум, к примеру, втыкался в щит, его тонкий наконечник сгибался, а длинное древко мешало свободному движению вражеского воина.)
Скифские копья, как и копья других варваров Северного Причерноморья, в длину достигали 1,70–2,20 м. Железные наконечники копий имели перо листовидной формы и втулку для насаживания на древко (рис. 7, 8, 10, 11). На нижнюю часть древка иногда надевались железные подтоки (рис. 7, 9), которые, служа противовесом, облегчали воину обращение с оружием.
Чрезвычайно типичны для скифской культуры железные мечи и кинжалы, за которыми закрепилось название акинаков (рис. 7, 4–7). Вполне обоснованно считается, что акинаками были вооружены, главным образом, дружинники, основная часть простых воинов их, скорее всего, не имела (см.: Мелюкова, 1964. С. 46 сл.; 1989. С. 93–94). По форме мечи и кинжалы одинаковы, но размеры их различны. Кинжалы не превышали 0,30–0,40 см в длину; мечи же примерно в два раза длиннее — 0,50–0,70 м, они предназначались для нанесения рубящих и колющих ударов. Большие рубящие мечи длиной 1 м и более в Скифии встречаются реже.
Чрезвычайно интересны наблюдения специалистов о видоизменении рукояти скифских мечей, а точнее — перекрестия, отделяющего рукоять от лезвия, и завершающего его навершия. В VI в. до н. э. навершия были «брусковидными», а перекрестия — «сердцевидными», «бабочковидными» или «почковидными». С V в. до н. э. появлялись так называемые «антенные» навершия (рис. 7, 7). Позднее форма рукояти заметно упростилась, навершие стало овальным, а перекрестие уже напоминало не бабочку или сердечко, а широкий низкий треугольник. Следует заметить также, что среди находок скифского вооружения небольшим количеством экземпляров представлены боевые топоры и клевцы — оружие в форме небольшой кирки (см.: Мелюкова, 1964. С. 65 сл.; 1989. С. 94). Нет сомнения, что некоторые предметы наступательного вооружения у скифов имели отношение к социальной структуре общества, а также связывались с определенными сакральными представлениями. Сакральная символика отчетливо выступает на примере меча, которому, по сообщению Геродота (IV. 62), скифы приносили специальные жертвы (см.: Алексеев, 1980). Социальный статус, вероятно, связывался с булавой, поскольку подобные находки зафиксированы только в погребениях скифской аристократии IV в. до н. э.: курган Солоха и Толстая Могила (рис. 3, 6; Манцевич, 1987. С. 61–62, кат. 37; Мозолевський, 1979. С. 179, 64, кат. 118)). Любопытно, что литой бронзовый предмет, который можно признать деталью булавы, был обнаружен недавно во время раскопок одного из античных поселений на Таманском полуострове, Артющенко I, в слое IV в. до н. э. (рис. 9). По внешнему виду этот предмет напоминает усеченный конус с отверстием в центре; особое внимание привлекает его оформление девятью специфическими «перьями». Вполне возможно, что он крепился на рукоять булавы снизу. Каким образом данный необычный объект попал на довольно небогатое боспорское поселение, сказать затруднительно, хотя следует отметить, что некоторые предметы, весьма значимые для культуры местных племен Северного Причерноморья, проникали на Боспоре очень рано, практически одновременно с их появлением в степях. Выше уже говорилось о находке скифского лука в Трехбратних курганах под Керчью, в дальнейшем повествовании эта чрезвычайно показательная тенденция будет отмечена еще не один раз.
Рис. 9. Деталь булавы из поселения Артющенко I
Что касается защитного вооружения, то в его составе, прежде всего, следует назвать щит. Скифские щиты делались из дерева, обтягивались кожей и иногда снабжались покрытием из узких металлических пластинок (Мелюкова, 1964. С. 78; Черненко, 1968. С. 99 сл.). По форме щиты были овальными, прямоугольными или почти квадратными (см.: рис. 4; 9). Кроме щитов, скифская аристократия имела защитный доспех, относящийся к категории наборных пластинчатых (см.: рис. 7, 13; Мелюкова, 1964. С. 69 сл.; Черненко, 1968. С. 7 сл.; Горелик, 1993. С. 108 сл.). Металлические пластины нашивались на кожаную основу горизонтальными рядами таким образом, что каждый верхний ряд несколько перекрывал (приблизительно на 1/3) нижележащий. Такие панцири обеспечивали достаточно надежную защиту от ударов копий и мечей и при этом мало стесняли движения воина.
Скифские мастера иногда подобным образом изготавливали наборные шлемы. Вообще же, для скифов шлемы не являлись обязательной частью вооружения, хотя с самого раннего времени (VII–VI вв. до н. э.) у них бытовали бронзовые литые шлемы полусферической формы, которые по месту основного числа их находок обычно называются «прикубанскими» (рис. 7, 14;Рабинович, 1941. С. 109 сл.;Мелюкова, 1964. С. 76–77; Черненко, 1968. С. 76 сл.; Горелик, 1993. С. 168–169). В V в. и особенно в IV в. до н. э. скифская аристократия использовала греческие шлемы, в основном, халкидского типа (см. главу 1.3), которые при этом несколько переделывались в соответствии с местными вкусами и традициями. Среди аристократии также отмечено использование греческих бронзовых поножей, так называемых кнемид (о них см. главу 1.3), защищавших ногу воина от стопы до колена.
Так в общих чертах выглядело вооружение потенциальных противников греческих переселенцев на северном берегу Черного моря, однако можно сказать и иначе: так вооружались потенциальные союзники в случае возникновения конфликта, при этом отнюдь не только с какимито варварскими группировками, но и с соседямигреками. Междоусобные споры, кровавые распри, братоубийственные войны — постоянные спутники всей греческой истории, и вряд ли здесь уместна какаялибо идеализация колонистов Боспора. Скорее всего, они без особых колебаний приглашали варварские дружины для помощи в борьбе с какимито досадившими им соплеменниками из других городовгосударств.
На наш взгляд, не может возникнуть ни малейшего сомнения в том, что боевые качества скифских конников, так сказать, родившихся в седле и с детства привыкших стрелять из лука, сражаться копьем и т. д., следует признать весьма высокими. По свидетельству Геродота (II. 167), у скифов, как и у других варварских народов, именно труд воина почитался более всего, признавался благородным. Можно даже говорить о развитии в скифском обществе настоящего культа воинавсадника, связанного с почитанием оружия, героизацией усопших предков и т. д.
Военный потенциал Скифии, войско которой состояло из таких воинов, был весьма серьезным. Среди самых известных кампаний, проведенных скифами, следует назвать войну против персидского царя Дария I. Точная дата этой войны неизвестна, но, скорее всего, она разразилась между 515 и 512 г. до н. э. (см.: Мазетти, 1982; Черненко, 1984; Эдаков, 1986; Полин, 1994; Shahbazi, 1982; GardinerGardner, 1987). Война хорошо описана в четвертой книге «Истории» Геродота, который, как известно, за это сочинение получил почетное прозвище «отца истории». Геродот нарисовал впечатляющую картину противоборства скифов и персов, в которой, несмотря на ряд «темных», непонятных мест, общая канва событий вполне ясна. Дарий, желая наказать скифов, прошел через северные Балканы, переправился через Истр (современный Дунай) и, таким образом, совершил вторжение в Скифию. Для противостояния агрессии скифы создали три армии и, уклоняясь от решающего сражения, начали осуществление стратегического плана, сочетавшего заманивание противника в глубь территории с использованием тактики «выжженной земли». Несмотря на огромные трудности, персы преследовали скифов и дошли до Танаиса (современный Дон), переправились через него, но затем решили повернуть назад. Не достигнув никакого результата и потеряв большую часть войска, Дарий вынужден был уйти из Скифии.
Еще более печальная судьба ожидала в 331 или 330 г. до н. э. Зопириона, полководца Александра Македонского, о походе которого в Скифию и об осаде Ольвии сохранились краткие сведения у древних авторов (Just. XII. 2. 16; Macrob. Saturn. I. 11. 32; Oros. IV. 19. 4; Curt. X. 1. 43–44). В эпитоме сочинений Помпея Трога, составленной Юстином, говорится, что он погиб здесь вместе со всей армией (Just. XII. 2. 16). Современные исследователи трактуют обстоятельства этого похода поразному(см.: Доманский, 1985; Гаврилюк, Черненко, 1991; Самойлова, 1993; Алексеев, 2003. С. 243– 245), однако, слава победы над Зопирионом, как правило, связывается со скифами.
Совсем не удивительно, что за свои военные победы скифы стяжали славу непобедимых (Мелюкова, 1949). В связи с этим, правда, необходимо привести весьма авторитетное мнение историка V в. до н. э. Фукидида, писавшего, что «нет народа, который сам по себе мог бы устоять перед скифами, если бы они были едины» (II. 97,5). Единства в действиях скифов, как можно полагать, очень часто не хватало. В определенных ситуациях это, вероятно, облегчало положение древнегреческих колоний региона, которые, играя на противоречиях в среде варварского мира, могли решать некоторые из своих внешнеполитических проблем, но об этом речь пойдет в следующих главах.
bosporwarfare.spbu.ru
ВООРУЖЕНИЕ СКИФОВ - ДРУЗЬЯ И ВРАГИ - ИСТОРИЯ - Каталог статей
славные предки наши
« ••• его [скифа] полная вооруженность не уступает боевой оснащенности средневекового рыцаря и, безусловно, превосходит все, что известно для других народов Восточной и Средней Европы». Набор оружия позволял вести эффективный бой на дальней дистанции (лук, стрелы, праща) на средней дистанции (метательные копья и дротики) и в ближнем бою (меч, копье, боевой топор, кинжал). Был большой набор защитного вооружения – щиты, панцири, шлемы, ножные доспехи, боевые пояса.
скифские воины
Скифские стрелы имели высокие баллистические качества. В Ольвии на плите зафиксирован результат удивительной дальности полета стрелы, выпущенной из скифского лука, – свыше 521 м. Большинство мечей изготовлено из высоколегированных сталей (103, с. 134-138). Попутно выскажу соображение, что, возможно, в бою скифы использовали собак, поскольку, например, использование собак киммерийцами, также, видимо, славянским племенем, в битве запечатлено на изображении киммерийцев
на ионийском саркофаге из Клазомен (УI в. до н.э.), где в сцене боя рядом с двумя всадниками бегут две собаки (рис. 3.3) (217). Арриан в своей работе <<Тактика» при водит подробный рассказ о скифских военных значках, в котором узнается русская смекалка. «Скифские военные значки представляют собою драконов, развевающихся на шестах соразмерной длины. Они сшиваются из цветных лоскутьев, причем головы и все тело вплоть до хвостов делаются на подобие змеиных, как только можно представить страшнее. Выдумка состоит в следующем. Когда кони стоят смирно, видишь только разноцветные лоскутья, свешивающиеся вниз, но при движении они от ветра надуваются так, что делаются очень похожими на названных животных и при быстром движении даже издают свист от сильного дуновения проходящего сквозь них. Эти значки не только своим видом причиняют удовольствие или ужас; но полезны и для различения
атаки и для того, чтобы разные отряды не нападали один на другой.»
И, как результат высокой военной организации скифов, также можно привести слова Арриана из другой уже работы, «Поход Александра Великого». «Кира образумили скифы, люди бедные и самостоятельные, а Дария – другие скифы». Это наши предки – славяне!
Описывая быт и обычаи скифов, античные авторы не раз упоминают о бесправии и замкнутом образе жизни скифских женщин. Из их произведений мы узнаем, что вся жизнь скифянок была посвящена домашним занятиям и обслуживанию семьи, в которой они занимали подчиненное положение. У скифов (особенно знатных) существовало многоженство. Более привилегированное положение занимала старшая жена. В самом униженном положении находились наложницы. Погребение скифского воина обычно сопровождалось жертвоприношением младшей жены или наложницы. Подчиненное, более низкое положение скифянок прослеживалось даже в погребальных обрядах. Рядовых женщин и наложниц хоронили в простых грунтовых могильниках без курганных насыпей.
Скифская женщина.
Реконструкция Торопа С.О. по материалам раскопок
в скифском кургане в окресностях г. Никополя
Современные археологические исследования во многом подтверждают свидетельства древних авторов. Однако целый ряд находок абсолютно не вписывается в уже сложившиеся представления о скифских женщинах, как о забитых и бесправных существах. В курганах Северного Причерноморья (в том числе и на территории Никопольского района) во второй половине ХХ — начале ХХI вв. обнаружено немало погребений женщин, при которых помимо женских принадлежностей (пряслиц от веретен, зеркал, украшений) встречается оружие, ничем не отличающееся от мужского: копья и дротики, колчаны со стрелами, камни от пращей…При исследовании кургана № 13 (Капуловка I, Никопольский район) археологами было обнаружено захоронение молодой скифской женщины или девушки. Кисть погребенной сжимала ручку бронзового зеркальца, а возле нее ученые выявили немало типично женских украшений (золотые серьги, ожерелье из золотых бусин, чередующихся с подвесками в виде парных золотых колечек и т.д.), а также предметов туалета. Но в погребальной камере находились и другие предметы — абсолютно не свойственные для «забитых и бесправных» скифянок. Непосредственно за черепом находился колчанный набор, состоявший из 52 бронзовых наконечников стрел, обращенных остриями в южную сторону. Стрелы лежали компактной кучкой в несколько рядов. Справа от скелета были найдены лежавшие рядом наконечники копья и дротики, а также подток копья.
Дротик имел жаловидное перо и узкую втулку, переходящую в массивный стержень. Длина наконечника составляла 40 см, длина пера — 6,5 см, диаметр втулки — 2,5 см. Рядом с ним лежал наконечник копья длиной 44 см (длина пера — 32 см, диаметр втулки — 3 см). Железный подток цилиндрической формы имел длину 17 см, диаметр — 2,5 см. Стоит отметить, что подобные наконечники копий и дротиков характерны для захоронений скифских воинов IV в. до н.э., обнаруженных как в курганной группе Капуловка I, так и в других курганах на территории Никопольского района.
Капуловка І, курган № 13. Никопольский район
1 — наконечник дротика, 2 — наконечник копья,
3 — подток копья, 4 — стрелы из колчанного набора
Стрелы из колчанного набора
Подобный набор оружия был обнаружен археологами и в кургане № 1 (Капуловка II, Никопольский район), во время раскопок скифского женского захоронения середины IV в. до н.э. Наряду с глиняным пряслицем, железным шилом, бронзовым зеркалом, бронзовыми и золотыми украшениями, посудой и прочими предметами, характерными для скифских женских захоронений, в погребальной камере находились состоявший из 24 стрел колчанный набор, а также наконечники копья и дротика. Их древки, судя по местонахождению подтока от копья, тянулись к ногам погребенной. Длина всего копья (вместе с наконечником и подтоком) составляла 2 м.
Капуловка ІІ, курган № 1. Никопольский район
1 — наконечник дротика, 2 — наконечник копья,
3 — подток копья, 4 — стрелы
Обломок подтока от копья или дротика, наконечники стрел (по-видимому, входивших в колчанный набор) найдены в кургане № 11, относящемуся к курганной группе близ Богдановской обогатительной фабрики (окраина г. Орджоникидзе, Никопольский район). К сожалению, могила подверглась разграблению еще в древнее время, но о том, что она принадлежала скифской женщине или девушке красноречиво свидетельствовали обнаруженные в погребальной камере костяной набор веретена (состоял из 5 частей) и серебряные серьги с золотыми подвесками в виде медальона с изображением головы Афины в шлеме. К нижней части медальона были прикреплены 7 амфоровидных подвесок на петельках.
Вещи из кургана № 11. Группа Богдановской обогатительной фабрики. Никопольский район1 — золотая подвеска в виде соединенных между собой замкнутых колечек,
2 — наконечник стрелы, 3 — свинцовое пряслице,
4 — обломок железного подтока от копья или дротика,
5 — костяной набор веретена,
6 — серебряные серьги с золотыми подвесками,
7 — костяная рукоятка от железного ножа с лезвием
В кургане № 13, относящемуся к той же курганной группе, вновь было обнаружено захоронение скифской женщины с оружием. За черепом погребенной лежал истлевший кожаный колчан со стрелами, древки которых сохранились почти на всю длину. Часть стрел имела бронзовые наконечники, часть была цельно деревянной. На колчане лежал железный нож с костяной рукоятью. За колчаном располагались глиняное пряслице и железное шильце, а под левым плечом погребенной — бронзовое зеркало с железной ручкой.Внимание археологов привлекли и лежавшие в северо-западном углу могилы крупные части большого деревянного предмета — скорее всего, щита. Он как бы был покрыт белым лаком и расписан красной и зеленой красками.
Курган № 13, группа Богдановской обагатительной фабрики. Никопольский район
1 — остатки кожаного колчана со стрелами, 2 — обломок деревянного щита
Я привел далеко не полный список подобных захоронений, обнаруженных на территории Никопольского района. Итак, факт распространения в среде скифских женщин военных упражнений и их знакомства с оружием,, думаю, не требует лишних доказательств.
В одном из женских погребений, выявленных недалеко от города Орджоникидзе, в колчанном наборе воительницы, наряду с парой десятков наконечников «боевых» стрел, были обнаружены две цельнодеревянные стрелы. Для какой цели предназначались эти бутафорские «боеприпасы»? Вполне возможно, что они имели культовое значение и служили для поражения некой символической цели во время проведения определенного религиозного обряда.
Цельнодеревянные стрелы.
Группа БОФ, курган № 13, могила № 2
Уместно также предположить, учитывая молодой возраст погребенной (захоронение принадлежало скифской девушке), что данные стрелы являлись «учебными». Они могли служить для обучения премудростям стрельбы из лука. Однако по поводу «бутафорских» стрел у меня недавно возникла еще одна версия. Геродот, побывавший в Северной Африке в V в. до н.э., застал на озере Тритонида (в Тунисе) племя, жившее еще «по обычаям амазонок».
Разрез могилы № 2.
Группа БОФ, курган № 13
Далее «отец истории» отмечает, что на ежегодном празднике местные девушки, «разделившиеся на две партии, сражались друг с другом камнями и палками». Как известно из античных источников, в честь бога войны скифы ежегодно устраивали празднества, на которых особо отличившиеся воины награждались чашей вина. Неотъемлемыми атрибутами этих мероприятий были ритуальные танцы и состязания по борьбе и стрельбе из лука, сцены из которых изображены на некоторых золотых бляшках.
Скифская воительница.
Реконструкция Торопа С.О. по находкам в окрестностях с. Капуловки и г. Орджоникидзе.
Никопольский район
Не исключено, что во время посвященных богу войны празднеств, скифские девушки и молодые женщины, разделившись на две части, устраивали «потешные бои», сражаясь бутафорскими копьями и осыпая «условного противника» градом деревянных стрел. Вполне возможно, что подобные «потешные сражения» могли проводить и скифские юноши. По всей видимости, отголоски именно этих давних обрядов сохранялись во многих местах бывшего Советского Союза вплоть до 30-х годов ХХ века. По большим праздникам, чаще всего на Крещение, мужики из соседних сел или разных районов города нередко устраивали кулачные бои, сходясь «стенка на стенку». Дрались, правда, до первой крови, после чего обычно расходились по домам…
Женщины-воины
Но были ли упражнения лишь „баловством да потешными забавами”, или некоторые скифянки, совершенствуя свое умение владением оружием, всегда были готовы выступить на войну вместе с воинами-мужчинами? Изучение останков погребенных скифских женщин свидетельствует о том, что многие прижизненные повреждения и увечья были нанесены им вовсе не в ходе семейных разборок, и, скорее всего являются боевыми ранениями. Проанализировав состав оружия из скифских женских захоронений на территории Никопольщины, можно придти к выводу, что воительницы отдавали предпочтение луку со стрелами, копью и дротику. Отсутствие в подобных погребениях останков мечей, боевых топоров и прочего оружия ближнего боя наводит на мысль о том, что скифские воительницы подобным вооружением не пользовались. Возможно, потому, что, в скифской среде оно все же считалось «исконно мужским».
Места находок на территории Никопольского района скифских женских погребений с оружием
Кинжалы служили не только для самозащиты — зачастую они использовались и в ритуальных целях. Возможно также, что во время походов некоторые женщины-воины исполняли ещё и функцию жриц. Найденные в погребениях скифских воительниц ядра от пращи свидетельствуют о том, что это метательное оружие им было хорошо известно. По находке в кургане № 13 (группа Богдановской обогатительной фабрики, недалеко от г. Орджоникидзе, Никопольский район) можно предположить, что головные уборы женщин-воинов были невысокими и по своей форме напоминали древнерусскую кику XI-XIII вв. или головной убор богини Табити на известных изображениях. Они имели кожаную основу, которая закреплялась на деревянном обруче, сделанном из сплошной дощечки шириной 5-6 см и толщиной около 1 см.
Деревянный каркас от головного убора.
Находка в кургане № 13. Группа Богдановской обогатительной фабрики. Никопольский район
Скифская богиня Табити
Скифская воительница.
Реконструкция Торопа С.О. по находкам в курганах в окрестностях с. Капуловки и г. Орджоникидзе. Никопольский район
Возможно, головные уборы знатных скифянок обшивались защитными металлическими пластинами. Для подвешивания оружия служил широкий кожаный пояс. Единственным защитным вооружением женщин-вионов, похоже, являлись щиты (судя по всему, почти квадратной формы) — деревянные и обшитые кожей. Нанесенные на них в определенной последовательности полоски (обычно красные и зеленые) имели магическое значение.
Существовали ли у скифов и родственных им народов отдельные женские воинские подразделения? В трудах античных авторов содержится описание войны, которую вел знаменитый персидский царь Кир Великий с саками царя Амфора (Омарга), взяв последнего в плен. Тогда жена Аморга Спаретра собрала армию «в 300 тысяч мужчин и 200 тысяч женщин», разбила персов и освободила мужа. Даже если учесть, что древние авторы существенно завысили численность армии Спаретры, доля в ней женщин, как и их вклад в общую победу, выглядят довольно значительными. Вооруженные копьями женщины составляли основу армии царицы Тиргитао, поднявшей мятеж против своего мужа Гекатея — марионетки боспорского царя Сатира І (393-389 гг. до н.э.).
Как известно, основу скифского войска составляла царская дружина, набранная из лучших воинов, вне зависимости от их родового происхождения. Скифские женские отряды входили в состав широкого народного ополчения, созывавшегося на случай войны. Вероятнее всего, во время боя они выполняли вспомогательные функции и, осыпав противника градом стрел и каменных ядер, поспешно отступали, уступив место мужчинам, готовым сразиться с врагами в открытом бою, так сказать, лицом к лицу. Подобные подразделения могли также использоваться для прикрытия тыла и охраны путей возможного отступления.
Скифская воительница.
Реконструкция Торопа С.О. по находкам в курганах в окрестностях с. Капуловки и г. Орджоникидзе. Никопольский район
Странствующие греческие купцы и путешественники могли не раз повстречать в Северном Причерноморье и на Кубани воинские женские подразделения скифов (или родственных им племен). Так множились рассказы об амазонках, с давних времен распространенные в античном мире. Автор «Истории Александра Македонского», римский писатель Курций Руф, живший четыре века спустя, повествует о встрече великого полководца с царицей амазонок Фалестрис, якобы имевшей место в 330 г. до н.э. на южном берегу Каспийского моря. Эта дама явилась в лагерь Александра, желая зачать от героя дочь, ибо той надлежало родиться лучших царских кровей. Две недели лучшие македонские воины и амазонки, как повествует Курций Руф, предавались пьянству и любви. Великий полководец, естественно, не смог отказать прекрасной Фалестрис, после чего она отправилась в свое царство на берега Черного моря, а Александр — в Парфию.Арриан (90/95-175 гг. до н.э.), более известный биограф македонского царя, так оценивает сказание о встрече Александра с амазонками: «Обо всем этом нет ни слова… ни у одного писателя, рассказу которого о таком исключительном событии можно было бы поверить».
И все же скифские воительницы могли повстречаться с македонскими воинами. Правда, не в описанной Курцием Руфом обстановке, а на поле боя. Не исключено, что они приняли участие в разгроме 30-тысячной армии македонского наместника во Фракии Зопириона, вторгшегося на территорию Скифии в 331 г. до н.э.
Интересные факты
В 1983-1985 гг. археологами на Таманском полуострове (Россия) были найдены фрагменты рельефа, на котором изображена кровавая битва между синдами и меотскими женщинами-воительницами. Характерно, что на груди у изображенного на этом же барельефе поверженного коня подвешены две отрезанные мужские головы. Привлекает внимание также изображение гривны на шее у женщины: такие гривны часто служили отличительным знаком власти, знатного происхождения. Широкие кожаные боевые пояса и отсутствие головного убора — это также черты внешнего облика меотянок, близких к кочевницам-сарматкам. Характерно, что в руке воительница сжимает боевой дротик. Это оружие наиболее часто встречается в скифских женских захоронениях на Никопольщине.
1 — рука, сжимающая боевой дротик,
2 — гривна, 3 — кожаный боевой пояс,
4 — отрезанные мужские головы
В 1787 г. под впечатлением древних легенд об амазонках князь Григорий Потемкин-Таврический решил создать амазонскую роту. Вскоре она была сформирована из ста женщин — «благородных жен и дочерей балаклавских греков». Командиром «амазонок» стала гречанка Елена Ивановна Сарандова. Вскоре ее подразделение вошло в состав Балаклавского греческого батальона. Роскошно обмундированная «амазонская рота» приняла участие в параде во время известной поездки Екатерины II по Новороссии (современному югу Украины) и Крыму, после чего была расформирована.
Григорий Потемкин-Таврический
Фото: ru.wikipedia.org
Иллюстрации:
Кленов В. История и мифы древней Синдики. — Техника молодежи. — 1986. — № 8. — С. 36-41.
Скифские древности. — К. : Наукова думка, 1973. — 280 с.